Домой / Знаете ли Вы, что… / Сокращение вневедомственной охраны году последние. В ведомстве ждут сокращений, которые не должны коснуться низовых подразделений. В ловушке экономических реалий

Сокращение вневедомственной охраны году последние. В ведомстве ждут сокращений, которые не должны коснуться низовых подразделений. В ловушке экономических реалий

Свыше 43 тысяч сотрудников охранных организаций и правоохранительных органов попали в список кадрового сокращения. Согласно последней информации — 1 ноября этого года озвучили цифры в думском комитете. Так, 43 тысячам сотрудников в области безопасности предложили рассмотреть альтернативу в качестве — МВД ФГУП «Охрана». Однако желающих попробовать себя в другом ведомстве, оказалось немного, порядка — 117 работников.

Кого сократят?

Между тем, с предложениями отсрочить решение об увольнениях в ноябре этого года, обратились сразу несколько организаций и учреждений. Кроме того, массовые сокращения уменьшат общую численность в рядах правоохранительных органов — на 10%, а это, по меньшей мере, до одного миллиона сотрудников. Акцент сокращений придется конкретно на головное управление ведомства охраны. А в совокупности, все это отразится на том, что безопасность не будет обеспечиваться в таких общественных местах как:

Чем грозит?

По факту получается, что имеющийся пока в наличии штат, поменяют на сотрудников ЧОП-а, а также работников охранного подразделения ведомства. В свою очередь, работодатели возмущаются тем, что теперь некому будет охранять сооружения гидротехнической промышленности, хранилище, где располагаются финансовые средства Банка России и прочие немаловажные отрасти. В это же время, Центральный Банк говорит, что данный исход ситуации ставит под опасность золотые и валютные резервы государства.

Альтернатива — тревожная кнопка

Тем временем сотрудники полиции скоро и вовсе не будут охранять городские и федеральные музеи в стране. А теперь их меняют на кнопки тревоги, что, по мнению законотворцев, и будет альтернативным выходом и сложившейся ситуации. Таким образом, в экстренных случаях тревожный сигнал моментально поступит на пульт дежурного вневедомственной охраны, а затем будет перенаправлен на близлежащий патруль охраны.

Стоит отметить, что данный тип схемы не заставить музеи тратить собственный бюджет. Однако Союз Музеев высказался с тревогой о том, что их площадки попросту остались без надлежащей охраны. К тому же, не все федеральные музеи способны обеспечить себя должной частной охраной.

Статистика

По последним статистическим данным МВД, на текущий момент, сотрудники ведомства охраняют свыше — 40 тыс. важных объектов, 1,2 млн. гражданских квартир, 414 тыс. разных помещений, а также — 66 аэропортов международного класса и 22 их зоны, инфраструктурной деятельности. Также на сайте ведомства подчеркивают, что вверенное им имущество обеспечивает надежность охраны на 99,65%.

По словам депутатов, реорганизация, в первую очередь затронет места структуры органов государственной власти, а также общественных заведений культуры. Суммарно сегодня их — 3,5 тыс., а будет всего — 262, и это, только на основных объектах, которые предопределятся, по специальному распоряжению от правительства. А другим структурам рекомендуют воспользоваться услугами ведомства — ФГУП«Охрана» или обратиться к коммерческим организациям.

Похожее

Как выяснили «Известия», глава МВД РФ Владимир Колокольцев, несмотря на сокращение численности вневедомственной охраны, принял решение с 1 ноября 2015 года оставить полицейские посты в 46 федеральных учреждениях культуры. В Министерстве культуры РФ утверждают, что глава ведомства Владимир Мединский будет добиваться от МВД РФ, чтоб посты вневедомственной охраны сохранились также в архивах и библиотеках федерального подчинения, в которых находятся бесценные раритеты. Таких насчитывается 17.

По данным «Известий», ранее из-за сокращений в МВД РФ представители ведомства разослали в 63 федеральных учреждения культуры письма, в которых уведомило их руководство, что с 1 ноября 2015 года полицейские прекращают осуществлять их охрану. Связано это было с тем, что еще 13 июля президент Владимир Путин подписал указ о сокращении штата МВД на 10%. В МВД РФ в рамках сокращений сильнее всего решили урезать штат в Главном управлении вневедомственной охраны. Еще в марте 2015 года было принято решение о сокращении 43,3 тыс. должностей в ГУВО. Это примерно треть всей численности подразделения, что позволит МВД сэкономить более 60 млрд рублей.

Глава Министерства культуры РФ Владимир Мединский летом 2015 года направил своему коллеге, руководителю МВД РФ Владимиру Колокольцеву, письмо, в котором просил не лишать музеи полицейской охраны. «Ликвидация постов полиции в федеральных учреждениях культуры может иметь непоправимые последствия. Привлечение на конкурсной основе различных охранных организаций приведет к неконтролируемому расширению круга лиц, детально осведомленных о системе безопасности музеев, архивов, библиотек. К системам безопасности учреждений получит доступ неконтролируемый круг лиц и организаций, что может привести к преступлениям... В целом полагаю важным сохранение постов полиции в ведущих федеральных учреждениях культуры», - отметил Владимир Мединский в письме.

Согласно информации Министерства культуры, в 63 федеральных учреждения культуры хранится 27 млн «бесценных художественных сокровищ и исторических артефактов», с 1 ноября 2015 года МВД РФ сократит 28 постов (с 370 до 342), в том числе 26 - в музеях (с 314 до 288), два - в библиотеках (с 36 до 34).

По данным «Известий», вневедомственную охрану сохранят в 46 музеях федерального подчинения, таких как Государственная Третьяковская галерея, Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва», Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж и других учреждениях культуры.

Однако пока ведомству Владимира Мединскоого не удалось договориться с МВД РФ о сохранении полицейской охраны в 17 федеральных архивах и библиотеках.

Наше ведомство будет добиваться от МВД РФ сохранения вневедомственной охраны во всех федеральных учреждениях культуры, где она существует на сегодняшний день, - заявил «Известиям» собеседник в Министерстве культуры РФ.

МВД РФ предлагало музеям, архивам и библиотекам взамен вневедомственной охраны нанимать сотрудников ЧОПов. Однако, по мнению заместителя директора музея «Поленово», члена Общественной палаты РФ Натальи Грамолиной, государственную собственность, каковой является имущество музеев, должны сторожить «государевы люди» - полицейские.

Доверия к ЧОПам у работников учреждений культуры нет. Выйдем на конкурс, и выиграет его ЧОП типа «Пупкин», в котором работают не совсем профессионалы. Вдруг люди специально пойдут охранять музей, чтобы его потом ограбить? - поделилась опасениями с «Известиями» Грамолина.

Нынешний экономический кризис и введенные западными странами санкции по отношению к России не могли не повлиять на рост безработицы. По подсчетам аналитиков сегодня угроза нависла почти над тридцатью процентами работающего населения.

Причем, потерять сегодня работу рискуют не только рядовые служащие, но и специалисты с высокой квалификацией, отдавшей работе многие годы.

Риску безработицы сегодня подвержены, в основном, работники частных компаний. Ведь прибыль фирмы, и, следовательно, заработная плата сотрудникам, напрямую зависит от ее дохода, который сегодня получать все сложнее.

Однако сокращение коснулось и людей, занятых в государственном секторе, в том числе военнослужащих и работников правоохранительных органов. В частности, недавно Президентом России Владимиром Путиным был издан указа относительно уменьшения количества военнослужащих примерно на 10 %. 2019 год обернется сокращениям и для сотрудников такого подразделения МВД, как вневедомственная охрана.

Предпосылки массового сокращения сотрудников вневедомственной охраны

Главной причиной такого шага является нынешний экономический кризис, который стал самым серьезным в истории современной России. Вызван он как мировой экономической ситуацией, так и санкциями со стороны Запада. Исходя из этого, многие организации сокращают свой штат, что хоть как-то продолжать функционировать. Сказанное в полной мере применимо и к людям, проходящим службу во вневедомственной охране.

Статистика показывает, что сокращение их численности происходит сейчас почти каждый год. Например, в 2010 году было сокращено 10 процентов личного состава. По имеющимся сегодня прогнозам численность работников вневедомственной охраны уменьшится ориентировочно на 20 процентов.

Их можно разделить на два типа: социальные и личностные. Так, сегодня у многих существует опасение, что уменьшение числа сотрудников вневедомственной охраны может вызвать рост преступности. Однако специалисты уверяют, что этого не произойдет, поскольку уменьшение количества сотрудников будет компенсировано повышением качества их работы за счет постоянных курсов, тренингов, аттестаций и иных подобных мероприятий.

Перед уволенными же сотрудниками могут возникнуть две основные проблемы.

1. Неопределенность с сохранением льгот. Сегодня по законодательству людям, работающим во вневедомственной охране, и членам их семей полагаются льготы в части жилья, пособий, путевок на отдых. Сейчас вопрос с сохранением привилегий после сокращения остается открытым. В то же время уже существуют прецеденты, когда семья сокращенного сотрудника вычеркивалась из очереди на получение жилья.

2. Также насущной проблемой для сокращенного сотрудника вневедомственной охраны может стать его дальнейшее трудоустройство. Ведь в условиях кризиса многие компании особенно тщательно подходят к выбору кандидатов на ту или иную должность. Кроме того, за годы службы у человека выработалось ряд навыков, которые сложно бывает применить в повседневной жизни. Кроме того, переход на работу с более низкой оплатой может доставлять человеку и определенный психологический дискомфорт. Поэтому, при сокращении сотрудников вневедомственной охраны необходимо учесть и эти факторы.

Дальнейшая судьба вневедомственной охраны (ОВО) в 2017 году в очередной раз оказалась под вопросом. Переход данной структуры в Национальную гвардию не исключает варианты последующей ликвидации. Данный сценарий неоднократно обсуждался в прошлом, и уже в следующем году может стать реальностью.

Болезненное сокращение

После создания Национальной гвардии, подразделения вневедомственной охраны вошли в ее состав. При этом структура сохранила основную направленность своей деятельности – охрана различных объектов, квартир и имущества. Кроме того, представители ОВО осуществляют патрулирование улиц и принимают участие в профилактических операциях.

Это уже не первая попытка реформирования ОВО. Масштабная реорганизация подразделения в составе МВД в 2005 и 2010-2012 гг. приводила к постепенному сокращению личного состава. В прошлом году было закрыто более 3 тыс. стационарных постов, обеспечивающих охрану культурных учреждений и органов власти. Под сокращение попали более 40 тыс. сотрудников ОВО. Охрана данных объектов будет осуществляться с помощью частных структур. Однако переход к частникам обойдется недешево, в среднем их услуги дороже в 3-4 раза. Подобное увеличение расходов для культурных учреждений в нынешних условиях приведут к значительным проблемам.

Данная инициатива вызвала обеспокоенность представителей музеев, крупных библиотек и госархивов. Кроме того, снятие охраны с объектов Центробанка и гидротехнических сооружений может иметь крайне негативные последствия, предупреждают эксперты. Высокая значимость данных объектов требует максимальной степени защищенности, в том числе с помощью стационарных постов охраны.

В свою очередь в МВД намерены активно использовать пульты с тревожными кнопками. С их помощью ведомство сможет компенсировать упразднение стационарных постов. При поступлении сигнала представители полиции смогут оперативно приехать на объект.

Сокращение штата ОВО стало необходимостью после оптимизации государственного финансирования. Масштабная реформа позволит адаптировать ведомство к новым экономическим реалиям.

Экономические реалии

Реформа МВД в 2016 году, в результате которой штат ведомства будет сокращен на 110 тыс. человек, непосредственно затронула ОВО. Ранее глава МВД Владимир Колокольцев подчеркивал необходимость снижать расходы структур МВД в тяжелых экономических условиях. Именно проблемы бюджетного финансирования и стали ключевым фактором, который привел к сокращению состава. В результате над вневедомственной охраной нависла угроза ликвидации, которая может реализоваться уже в 2017 году.

Обеспечение вневедомственной охраны, которая имеет статус казенного учреждения, обходится достаточно дорого. Даже в докризисном 2012 году услуги ОВО принесли в бюджет около 48 млрд руб. При этом на содержание самого подразделения было направлено практически в два раза больше – 89 млрд руб. В условиях падения экономики данное отношения продолжает ухудшаться – в 2015 году под охраной ОВО находилось 1,1 млн квартир, ранее данный показатель достигал 1,5 млн.

Сокращения, осуществленные в 2015-2016 гг., могут иметь продолжение в следующем году. По словам представителя Госдумы Александра Хинштейна, власти обсуждают еще один этап сокращений, который достигнет 10% от штатной численности. Подобная инициатива может крайне негативно отразится на эффективности правоохранительных структур, что приведет к ухудшению криминогенной ситуации. Начиная с 2011 года подразделения МВД уже «потеряли» более 35% своего штата. Возместить подобные потери без снижения качества работы достаточно непросто.

Новая структура

Переход ОВО в состав Национальной гвардии потребует уточнения полномочий вневедомственной охраны. Представители Росгвардии имеют расширенные полномочия, которые объединяют некоторые функции полиции и внутренних войск. Однако необходимость подобных полномочий для вневедомственной охраны остается открытым вопросом, отмечают эксперты.

Основной задачей вновь созданной силовой структуры является поддержание правопорядка и борьба с терроризмом. При этом власти смогут оптимизировать расходование бюджетных средств и устранить дублирование функций между различными ведомствами. Данная мера позволит повысить эффективность правоохранительной системы и усилить борьбу с экстремизмом на территории РФ.

В результате запущенной радикальной реформы силового блока, будущее вневедомственной охраны в 2017 году остается неопределенным. Данное подразделение может быть ликвидировано, а штатные сотрудники перейти в другие структуры Росгвардии. Таким образом будет создано мощнейшая силовая структура, которая будет отличаться универсальностью и хорошей технической обеспеченностью.

Вынужденная оптимизация

Эксперты отмечают, что основным фактором новой реорганизации стало не повышение эффективности, а экономическая составляющая. Сокращение бюджетных поступлений вынуждают правительство сокращать расходы. В противном случае произойдет значительный рост дефицита бюджета, финансирование которого превратиться в серьезную проблему.

Дальнейшее ухудшение экономической ситуации заставит власти ужесточить принятые меры снижения затрат, что в том числе отразится на финансировании МВД. В результате последней оптимизации затрат структура лишилась около 100 млрд руб. бюджетных средств. В таком случае ведомству не удастся избежать очередного этапа сокращений, масштабы которого могут достичь 10%.

Более благоприятный сценарий позволит чиновникам восстановить прежние масштабы финансовой поддержки. В таком случае вневедомственную охрану ждет дальнейшее функционирование в 2017 году, что позволит обеспечить защиту различных объектов на территории РФ. При этом переход подразделения в состав Росгвардии значительно расширил полномочия представителей ОВО, что может привести к появлению дополнительных функций штатных сотрудников.

Ликвидация ОВО в будущем году может стать реальностью

Вневедомственная охрана вновь переживает не самые лучшие времена. После мощного сокращения, постигшего ОВО в минувшем году, и присоединения ее к Росгвардии сейчас под вопросом стоит само ее существование. Об этом уже неоднократно говорилось ранее, но в 2017 году ликвидация может стать реальностью.

Процесс сокращения был болезненным

С тех пор, как была сформирована Национальная гвардия, подразделения ОВО стали ее частью. При этом главное направление деятельности вневедомственной охраны осталось прежним - она обеспечивает безопасность разного рода объектов, включая квартиры, промышленные и культурные объекты. Также подразделения структуры занимаются патрулированием улиц и участвуют в различных профилактических мероприятиях.

За последние годы эта попытка реформировать ОВО является далеко не первой. Еще в ходе мощных реорганизаций 2005 и 2010-2012 годов штат структуры сильно сократился. В минувшем году закрыли свыше 3000 стационарных постов, которые занимались обеспечением безопасности учреждений культуры и административных зданий. Было сокращено больше 40 000 сотрудников вневедомственной охраны. Следует заметить, что услуги частной охраны обходятся дороже, поэтому для многих учреждений культуры эта ноша оказалась непосильной.

Эта инициатива стала причиной сильной обеспокоенности среди руководства государственных архивов, библиотек и музеев. Также, по мнению экспертов, проблемы могут возникнуть и в связи со снятием постов с отделений Центрального банка и гидротехнических объектов. Они играют немаловажную роль с точки зрения стратегической безопасности, поэтому должны быть максимально защищены.

Чтобы компенсировать отсутствие стационарных постов МВД планирует обеспечить все объекты тревожными кнопками. В случае поступления тревожного сигнала на место оперативно выедут сотрудники полиции.

В ловушке экономических реалий

Причиной сокращения численности вневедомственной охраны стала оптимизация госфинансирования. Благодаря масштабной реформе ведомство сможет приспособиться к новой ситуации.

А экономические реалии на данный момент неутешительные. Реформа, проведенная в этом году в МВД, в результате которой под сокращение пойдет 110 000 сотрудников ведомства, напрямую коснулась и ОВО. До этого главой МВД Владимиром Колокольцевым уже озвучивалась мысль о том, что тяжелые экономические условия вынуждают ведомство уменьшить расходы. В первую очередь именно из-за проблем с бюджетным финансированием и пришлось прибегать к такой жесткой мере, как сокращение штата. Все это привело к реальной угрозе ликвидации ОВО. И не исключено, что структура прекратит свое функционирование уже в следующем году.

Вневедомственная охрана, которая находится на государственном финансировании, довольно расходная для бюджета. Если взять, к примеру, данные за докризисный 2012 год, то доход, полученный ведомством, составляет приблизительно 48 миллиардов рублей. В то же время, расходы на его функционирование почти вдвое превышают эту цифру (89 миллиардов рублей). Из-за экономического кризиса положение с каждым днем только ухудшается.

Начавшаяся в 2015-2016 годах волна сокращений, скорее всего, будет продолжаться. Как сообщил депутат Госдумы Александр Хинштейн, в настоящее время обсуждается проведение еще одного этапа сокращений, после которого штат МВД уменьшиться еще на 10%. Принятие этой инициативы может привести к негативным последствием. Ведь из-за уменьшения численности сотрудников снижается эффективность деятельности правоохранительных органов. А это, в свою очередь, еще ухудшит и так далеко не идеальную криминогенную ситуацию. За период с 2011 года штат ведомства сократился на 35%. А это не могло не повлиять на качество его работы.

В составе новой структуры

Вхождение ОВО в Национальную гвардию предполагает и корректировку полномочий ведомства. У представителей Росгвардии круг полномочий намного шире. Они включают в себя ряд функций, которые присущи внутренним войскам и полиции. Но в вопросе необходимы ли такие полномочия вневедомственной охране, мнения экспертов пока расходятся.

Главная задача нового силового ведомства - поддерживать правопорядок и бороться с терроризмом. В то же время у властей появляется возможность оптимизации бюджетных расходов и устранения дублирования функций между разными структурами. Внедрение этой меры будет способствовать повышению эффективности всей правоохранительной системы и усилению борьбы с экстремизмом в России.

Радикальная реформа всех силовых структур ставит под вопрос само существование ОВО. Не исключен вариант, что ведомство полностью упразднят, а его сотрудников переведут в иные подразделения Росгвардии. В результате образуется мощное силовое ведомство, универсальное и хорошо технически обеспеченное.

Вынужденные реформы

По мнению многих экспертов, основной причиной перемен является не стремление к повышению эффективности, а экономические проблемы. Из-за уменьшения наполняемости бюджета власти вынуждены прибегнуть к сокращению расходов. Если этого не сделать, то возникнет серьезный бюджетный дефицит. При дальнейшем ухудшении ситуации в экономике правительству придется и дальше уменьшать затраты, что затронет и МВД. В этом случае без очередного мощного витка сокращений не обойтись.

Если ситуация будет развиваться по более благоприятному сценарию, то объемы финансирования восстановятся. При таком раскладе вневедомственная охрана будет функционировать и дальше. Это, в свою очередь, даст возможность обеспечивать безопасность многих объектов, которые ранее находились под ее охраной. А с учетом того, что став частью Росгвардии ОВО расширила свои полномочия, могут появиться и дополнительные штатные единицы.