Домой / Примеры ошибок / Становление индивидуального сознания. Сознание индивидуальное и общественное. Уровни и формы общественного сознания

Становление индивидуального сознания. Сознание индивидуальное и общественное. Уровни и формы общественного сознания

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Особенностью общественного сознания - оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания

В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов.

Формы общественного сознания:

Политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

Правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

Мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;

Искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

Религия и философия - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

2 основных уровня индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий и представлений людей в обществе (то есть духовная жизнь общества).

Общественное сознание имеет социальную природу (основу). Оно возникает из общественной практики людей как результат их разнообразной деятельности. И является результатом совместного осмысления социальной действительности взаимодействующими между собой людьми.

Индивидуальное сознание – сознание отдельного человека, его особое, индивидуальное восприятие окружающего мира (совокупность его взглядов, представлений и интересов).

Оно порождает и соответствующее индивидуальное поведение.

Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания

Общественное сознание тесно, диалектически взаимосвязано с индивидуальным сознанием как категории «общее» и «единичное». Общественное сознание является отражением единичного (индивидуального) сознания и в то же время проявляется через единичное.

1. Однако, индивидуальное сознание, будучи автономным, не является полностью независимым от общества.

Оно взаимодействует с общественным сознанием: обогащает его своими образами, переживаниями, идеями и теориями.

2. В свою очередь индивидуальное сознание любого человека формируется и развивается на основе общественного сознания: усваивает имеющиеся в обществе взгляды, представления, предрассудки.

Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Индивидуальное сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, посколькуявляется синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.

Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.

Таким образом,

общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания .

Но, с другой стороны, любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом,

индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания .

Таким образом, диалектикавзаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности : политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т.д.Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:

1. Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.

2. Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Правосознание оказывает значительное влияние на экономику, на политику и на все стороны социальной жизни, поскольку выполняет в обществе организационно-регулятивную функцию.

3. Нравственное сознание . Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т.д. Нравственное сознание, таким образом, является серьезным регулятором всей организации общества на всех его уровнях.

4. Эстетическое сознание . Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что в нем формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства.

5. Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное. Религиозное сознание имеет мировоззренческий характер и, соответственно, оказывает значительное воздействие на все формы общественного сознания через мировоззренческие принципы его носителей.

6. Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое сознание оно также оказывает значительное влияние на все формы общественного сознания через жизненные позиции его носителей.

7. Естественнонаучное сознание . Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. Данное сознание являетсяодним из наиболее определяющих для характеристик той или иной цивилизации, поскольку затрагивает и определяет большинство социальных процессов общества.

8. Экономическое сознание . Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно существующей экономической реальности и определяется объективной необходимостью её осмысления.

9. Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических организаций, социальных институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т.д.

Формы общественного сознания многообразны так же, как многообразны социальные процессы, которые осмысливает человек.

Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ :

1. Обыденное, или эмпирическое сознание . Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.

Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений.

2. Научно-теоретическое сознание . Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.

Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д.

Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.

Индивидуальное сознание представляет собой сознание личности, формирование которого происходит за счет ее социализации. Общественное сознание представляет собой высшую форму отражения действительности, которая не существует без общественного взаимодействия.

Общественное и индивидуальное сознание

Общественное и индивидуальное сознание имеют свои сходства и различия. Так к сходствам принадлежат следующие факторы:

Отражение общественного бытия;

Общественно-историческая практика как основа;

Общий вид существования в образах, понятиях и нормах;

Общая цель в виде удовлетворения потребностей человека;

Выражаются при помощи языка.

Вместе с этим, индивидуальное и общественное сознание имеют ряд отличий. Так общественное знание более объемно, нежели индивидуальное. Оно включает в себя преемственные знания и нормы.

Общественное и индивидуальное сознание могут содержать противоречия и создавать конфликт с друг другом. Обогащение общественного сознания часто происходит благодаря индивидуальному сознанию некоторых личности, например: Н. Тесла, Ч. Дарвин.

Индивидуальное сознание обладает большей подвижностью, чем общественное. Вместе с тем, индивидуальное сознание исчезает в момент смерти своего носителя, в отличие от общественного сознания, которое обладает особенностью перехода из поколения в поколения.

Социализация индивида

Процесс усвоения и развития отдельным индивидом социального опыта и культурных норм называется социализацией. Социализация необходима для того, чтобы человек комфортно чувствовал себя в обществе.

Процесс социализации начинается трехмесячного возраста, и длиться всю жизнь. За это время человек может «примерить» на себя большое количество социальных ролей.

Социализация происходит в три этапа. Первый этап – социализация ребенка дошкольного возраста, второй – период обучения ребенка в школе, третий - социализация взрослого индивида (студент, родитель, работник, дедушка).

Зачастую социализацию делят на три основных категории:

1. Социализация в сфере общения. Включает в себя развитие навыков общения в обществе, создание круга друзей и знакомых, выбор окружения.

2. Социализация в сфере деятельности. Подразумевает расширение видов деятельности индивида, приобретение новых навыков, выделение из них главного для себя.

3. Социализация в сфере сознания. Процесс, в результате которого происходит осмысление собственного «Я», а также выбор наиболее приемлемой социальной роли.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностями сознаний отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные "прочтения" идеального и материального в различных философских школах 111 Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999 г. 1 .

Философская интерпретация идеального эволюционирует от вопроса о соотношении сознания, идеи и материи, предметов реального мира. Идеалистическая традиция рассматривает идеальное как конструктивно-преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мир материальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального. Как справедливо отмечает Э.В. Ильенков, "объективность "идеальной формы" не ошибка Платона и Гегеля, а бесспорный факт трезвой констатации независимого от воли и сознания индивидов существования идеального в пространстве человеческой культуры" 112 Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 7. С. 150. 2 .

"Идеальное" обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является "идеальной формой бытия предмета в голове человека". Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.

Идеальное, будучи миром образов и понятий, обладает собственной логикой, относительной самостоятельностью собственного функционирования, определенным уровнем свободы, выражающейся в способности идеального порождать новое или вообще нечто, непосредственно в действительности не встречающееся и являющееся результатом духовной деятельности.

Идеальное всегда остается тождественным индивидуальному сознанию, определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное. Только в процессе актуализации, распредмечивания форм общественного сознания сознанием конкретных индивидов общественное сознание становится идеальным, субъективной реальностью сознания этих индивидов.

В философской литературе встречается и точка зрения на идеальное как творчество в широком смысле слова, т.е. его активность, конструктивность, направленность мысли на новое, избирательную интенциональность, опережающий характер отражения действительности и т.п. 113 Морозов М.Н. Творческая активность сознания. Методологический анализ естественно-научных аспектов. Киев, 1976 3 В этом смысле идеальное как креативность сознания представляет собой целенаправленное, контролируемое и управляемое личностью отражение внешнего и внутреннего мира. Именно поэтому идеальное включает в свое содержание эмоционально-волевые компоненты, интуицию, ценностные структуры, определяющие оценку явлений действительности и соответственно выбор желаемого будущего. Идеальное становится мысленным "проигрыванием" будущих вариантов действия, постоянно опережает в своих идеальных структурах структуры будущей практики.

Итак, идеальное многозначно в своих сущностных характеристиках, что обусловливает и многообразие философских классификаций идеального содержания сознания.

Нередко в литературе различаются три уровня функционирования идеального: а) идеальное в психической деятельности животных; б) идеальное человеческой психики; в) идеальное в ценностях культуры.

Особые сложности возникают при анализе специфического характера функционирования идеального в сфере культуры. Действительно, тексты, символы и предметы культуры представляют собой нечто в глазах индивида и общества только потому, что несут в себе идеальные смыслы, ценности и значения. Они обладают идеальным содержанием в той мере, в какой являются общезначимыми элементами общественной культуры и воспроизводятся ее носителями. При этом в процессе восприятия и "расшифровки" идеального содержания предметов культуры осуществляется диалог каждого индивида с автором культурных ценностей и значений, их "присвоение" и понимание. Некоторые авторы, такие как К. Поппер, вообще приходят к выводу, что функционирование общественно-культурных ценностей нельзя отнести ни к материальной, ни к идеальной сфере, что это - нечто третье, хранящееся в предметах культуры 114 Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002 г. - с. 242 - 245 4 .

Индивидуальное человеческое сознание формируется на основе множественных опытов взаимодействия с внешним миром. Эти опыты взаимодействия человек получает в течение многих воплощений, и они составляют его личный опыт – багаж, с которым он в дальнейшем путешествует по жизни. В этот опыт взаимоотношений входят родовые связи, культурные, национальные и социальные традиции, и всё это формирует наше мировоззрение.

Но во все времена мировоззрение формируется как под влиянием внутренних причин, о которых мы чаще всего догадываемся, так и под влиянием внешних воздействий – воспитания и опыта общения с окружающим нас миром.

Для защиты от внешней агрессии и в целях самореализации, любой человек нарабатывает собственный образ и тип взаимодействия с окружающими нас людьми и миром в целом. На нижних уровнях сознания это всегда означает создание области безопасной жизнедеятельности, причём интересы тех, с кем мы соприкасаемся, при этом в начале не учитываются. Здесь "моё" и "я" всегда важнее, чем чьё-то или кто-то, особенно, если это касается вопросов питания и защиты своего места проживания.

Но человек – существо социальное, и каждому из нас необходимо общение, как непременное условия для выполнения своих жизненных задач. И здесь возникает необходимость уравновешивать свои личные интересы с интересами своей семьи, группы и общества, в которых человек находится. Так формируется индивидуальное эго, которое на этом этапе развития, призвано и способно обеспечивать основные потребности человека.

Кроме индивидуального, существуют групповое, клановое, национальное, религиозное, и некоторые другие разновидности эго. В росте индивидуального сознания человека значительную роль играет воспитание, и среда, в которой человек воспитывается, подвергаясь воздействию групповых эго. Они преподносят каждый день новые уроки, ставя нас в ситуации, через которые нам надо проходить, обучаясь как на собственном опыте, так и на опыте тех, кто нас окружает. Однако, применяя чужой опыт без оглядки на собственные возможности и обстоятельства, человек будет каждый раз совершать ошибки не столько внешнего поведенческого, сколько внутреннего – сущностного или духовного характера. Это касается как внутрисемейного, так и общественного поведения. Национальное эго формируется в соответствии с условиями проживания нации и зависит от генотипа. Эго социальное зависит от его имущественного уровня, обычаев и культурных особенностей в данной местности. Религиозное эго зависит от комплекса причин, и связано, в первую очередь, с эволюционным уровнем народов, в которых данная религия распространена. Основными признаками здесь является агрессивность и стремление к экспансии: чем они выше, тем ниже уровень сознания.

Любая религия служит и социальным целям, и духовным – но только в начале эволюционного пути человека. Религия прививает людям поощряемый тип поведения, сформированный в конкретной национальной и социальной среде.

На начальном этапе развития индивидуального сознания такое влияние по большей части является благоприятным, но со временем развивающемуся сознанию становится тесны узко конфессиональные рамки, и человек просто вынужден знакомиться с тем, что существует в духовной сфере других верований и ритуалов, делая из этого свои индивидуальные выводы. Такое развитие всегда выводит человека за рамки религии, поскольку любая религия ограничивает мировоззрение её последователей, тем самым, препятствуя духовному росту человека.

Когда человек оказывается в состоянии видеть не только истинность религии, но и другую её сторону – тормозящую развитие сознания людей, он вынужден начать поиск собственного, индивидуального пути к Богу, даже если продолжает находиться в рамках религии, воспитавшей его.

Когда человек осознаёт, начинает чувствовать, воспринимать в себе Бога, как внутренний источник собственного бытия и сознания, освещающего его существо изнутри, его индивидуальное эго разрушается. При этом оказывается крайне трудно подчиняться рамкам конфессионального эго, и на этом этапе религия, как ограничивающий дальнейший рост сознания человека фактор, становится помехой на дальнейшем пути человека к Богу.