Домой / «Первичка / Каковы условия для банкротства субъектов естественных монополий

Каковы условия для банкротства субъектов естественных монополий

Банкротство естественных монополий относится к принципиально новым аспектам правового регулирования, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Форма и порядок процедуры регламентируется параграфом 6 Главы IX Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года.

Основные положения

Согласно со статьей 197 указанного Закона, субъектом естественной монополии является организация (юридическое лицо), осуществляющая реализацию и (или) производство продукции (товаров, услуг, работ) в условиях естественной монополии. Неплатежеспособность субъекта понимается, как невозможность исполнить им обязательства по уплате обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды и (или) удовлетворить денежные требования кредиторов в течение шести месяцев после наступления установленной даты исполнения.

Дело о признании банкротства (несостоятельности) возбуждается арбитражным судом при наличии у должника (субъекта естественной монополии) задолженности в размере не менее, чем 500 000 тыс.руб. (пятьсот тысяч рублей). Указанный долговой минимум достигается путем сложения денежных требований кредиторов и обязательств по уплате обязательных платежей в госбюджет и внебюджетные фонды. Весомыми для составления заявления в арбитражный суд являются только требования, подтвержденные исполнительным документом, но не удовлетворенные в полном объеме вследствие обращения взыскания на имущество должника, оговоренное пунктами 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Ключевые особенности

Законодательно особенности банкротства субъектов естественных монополий распространяются на лицо, участвующее в деле о признании несостоятельности (статья 198 Закона №127-ФЗ). Наряду с юридическими и физическими лицами, определенными ФЗ, в деле о банкротстве указанного должника принимает участие федеральный орган исполнительной власти, наделенный, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, полномочиями проводить государственную политику в отношении данного субъекта естественной монополии.
Существующая редакция Закона упраздняет процедуру добровольного признания несостоятельности, регламентируя особенности внешнего управления и продажи имущества задолжавшего субъекта естественной монополии, неспособного удовлетворить денежные обязательства и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Внешний управляющий должника при продаже имущества субъекта и исполнении договоров перед потребителем имеет право (статья 200 Закона):

  • отчуждать имущество должника, составляющее единый технологический комплекс указанного субъекта естественной монополии. К числу данного относится недвижимость, оборудование и иное имущества, используемое для реализации и (или) производства продукции (товаров, услуг, работ). Также, отчуждению могут подлежать запасы расходуемых материалов и сырья, использующиеся для исполнения договоров, связанных с осуществлением деятельности должника, как субъекта естественной монополии;
  • отказаться от исполнения обязательств должника перед потребителями, в отношении которых, согласно Федеральному законодательству и иным нормативно правовым актам, прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий не допустимо.

До принятия арбитражным судом заявления об инициализации процедуры несостоятельности (банкротства) должника, управляющий субъекта вправе подать исковое заявление о признании недействительными актов, составленных органами государственной власти, об утверждении тарифов (цен) на продукцию (услуги, работы), реализуемые и (или) производимые в условиях естественной монополии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Банкротство предприятий естественных монополий

1 ПОНЯТИЕ «ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ»

Реформирование «естественных монополий» - одна из самых обсуждаемых в настоящее время проблем. Что же все-таки представляет собой естественная монополия?

Монополия (от греч. monopolia, monos - один, poleo - продаю) -

1) исключительное право (производства, торговли, промысла и т.д.), принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству;

2) крупное хозяйственное объединение (картель, синдикат, концерн, консорциум и т.д.), находящееся в частной, индивидуальной, групповой или акционерной собственности и контролирующее производство и сбыт продукции. На основе высокой концентрации производства и капитала монополия устанавливает и контролирует цены с целью извлечения высоких прибылей. Монополизация производства подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен, снижению объемов производства и избыточным прибылям;

3) форма рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями.

Монополия может проявляться в форме монополии или олигополии.

Бекетов Н.В. считает, что «олигополия есть не что иное, как производство идентичной продукции несколькими компаниями». При этом рынок такой продукции определяется небольшим числом продавцов. Соответственно, инновации, осуществляемые фирмами-конкурентами, нацелены, прежде всего на совершенствование отдельных свойств товара, дизайна, сервиса с расчетом на определенную группу покупателей или сегмент рынка, на снижение себестоимости продукции за счет внедрения новых технологий, позволяющих создать ценовой барьер на пути новых конкурентов. Это может стать тормозом и на пути распространения нововведений, поскольку информационный потенциал, возможности получения сведений о новой технике сужаются. С другой стороны, фиксированное число компаний при олигополии позволяет относительно мирно делить рынок, что также в некоторой степени уменьшает их инновационную активность.

Понятие «естественная монополия» впервые было применено к ситуации установления контроля за использованием природных (естественных) ресурсов.

Данное явление исследовал в 1838 году французский математик, экономист и философ Антуан-Огюстен Курно, приведший пример собственника источника, способного контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению. Дж. Милль в 1848 году определил разницу между искусственной и естественной монополией.

При этом первая - создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение будет способствовать росту национального богатства. В отличие от искусственной, естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и закона.

В словаре делового английского языка Longman термин «естественная монополия» раскрыт в виде монополии, существующей только потому, что весь имеющийся спрос на продукцию может быть удовлетворен одним производителем с минимально возможными затратами.

Вкратце теория естественных монополий сводится к следующему. Если особенности производственных технологий - например, сравнительно высокие капитальные издержки - при расширении производства в долгосрочной перспективе ведут к снижению общих издержек, то возникает эффект естественной монополии.

В таких отраслях, утверждает эта теория, единственный производитель в конечном итоге сможет обеспечить меньшие издержки, чем два и более производителей, тем самым, приводя к ситуации «естественной монополии». Если число производителей на рынке превышает единицу, то это приведет к более высоким ценам.

В Республике Казахстан осуществляет свою деятельность институт проблем естественных монополий, основным направлением которого является проведение исследований в области естественных монополий России - газовой промышленности, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. Кроме того, институтом проводятся комплексные исследования системных проблем на уровне макроэкономики.

Естественная монополия - это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

2 СУБЪЕКТЫ ЕСТЕСТВЕНОЙ МОНОПОЛИИ

банкротство предприятие естественный монополия

Естественная монополия включает в себя состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем на другие виды товаров.

Под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии.

К регулируемым законом сферам деятельности относятся:

Железнодорожные перевозки;

Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

Услуги по передаче электрической энергии;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Услуги по передаче тепловой энергии;

Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

При этом необходимо отметить, что перечень сфер деятельности, на который распространяется действие Закона не следует воспринимать абсолютно. Для применения соответствующих положений данного закона к тем или иным субъектам рынка необходимо и второе важное условие: их положение на этом рынке должно соответствовать естественно-монопольному.

Как справедливо констатирует Коломийченко О.В. о том, что «естественные монополии играют важные роли в экономическом и социальном развитии регионов, в связи с чем, обоснованно повышенное и заинтересованное внимание администраций субъектов Федерации к некоторым вопросам регулирования деятельности субъектов естественных монополий, осуществляющих деятельность на подведомственной территории».

При этом основные групповые экономические интересы, которые необходимо учитывать в связи с регулированием деятельности естественных монополий, представляют:

а) администрация субъекта;

б) население;

в) бизнес (промышленность, транспорт, строительство, другие отрасли экономики предпринимательства); предприятия, учреждения и организации, финансируемые из федерального бюджета);

г) субъекты естественных монополий.

В том случае, если досудебная санация не возымела действия и признаки банкротства стали очевидны у субъекта естественной монополии, то начинается проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве в судебном порядке.

Принятие законодательного акта об особенностях субъектов естественных монополий предусматривалось еще Закона «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которой, предполагалось внесение соответствующих изменений в Закона «О естественных монополиях».

Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, с особенностями, установленными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии с требованиями Закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение шести месяцев.

К заявлению кредитора о признании организации-должника банкротом должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность требований кредитора, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса.

3 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

В случае, если должником - субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, рассмотрение дела о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

Внешнее управление субъектом естественной монополии.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

При проведении процедур банкротства в качестве обязательного условия договора купли - продажи имущества должника - субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

Обязательными условиями договора купли - продажи имущества должника - субъекта естественной монополии являются: согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях; принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей; наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.

При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций. При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность.

Уполномоченные органы РК вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

Также требования кредиторов должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество кредиторов первой и второй очереди в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве».

Лицами, участвующими в деле о банкротстве организации-должника, признаются:

Орган управления топливно-энергетическим комплексом;

Орган исполнительной власти субъекта РК, орган местного самоуправления по месту нахождения организации - должника.

В отзыве организации-должника должны также указываться задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), снабжение которых топливно-энергетическими ресурсами не подлежит ограничению и (или) прекращению в соответствии с законами РК, иными нормативными правовыми актами РК, задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), которые финансируются из бюджетов всех уровней, а также задолженность потребителей ее продукции (товаров и услуг) которым осуществляются в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

Таким образом, особенности банкротства были установлены только для одной категории естественных монополистов.

Иными словами, в настоящее время банкротство большинства субъектов естественных монополий должно осуществляться обычным порядком, без применения каких-либо особенностей.

Безусловно, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, ключевую роль играет арбитражный управляющий.

В Законе «О банкротстве» перечислены обязательные условия членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Среди них:

Наличие высшего профессионального образования;

Наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности);

Сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

Отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

Отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Бекетов Н.В. Цикличность развития экономической системы и инновационные отношения в конкурентной среде. // Экономический анализ: теория и практика. №2, 2008 г.

3. Ди Лоренцо Т. Миф о естественной монополии. // ЭКО. - Новосибирск, 2001. - №4. - С.81-98.

4. Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы. / Под ред. Коломийченко О.В., Ворожейкина В.Н. - СПб.: б.и., 2000, 255 с.

5. Научно-практический постатейный комментарий Закона «О несостоятельности (банкротстве)» под ред. В.В. Витрянского, М., Статут, 2003 г.

6. Телюкина М.В. Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», С.480.

7. Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. 368 стр.

8. Российская газета. №137 от 27.07.2002 г.

9. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Национальная экономика». / М.; Издательство «Омега-Л», 2008 г., 493 с.

10. Дерипаска О.В. Какими быть естественным монополиям. http://www.basel.ru/.

11. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов / Предисл. проф. В.Ф. Яковлева. - 6-е изд., обновл. - М.: Норма, 2005. С.624.

12. Гриценя Е.В. Особенности налогообложения естественных монополий (на примере ОАО «Газпром»). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности и приоритеты ценового регулирования на продукцию субъектов естественных монополий, этапы и закономерности, а также нормативно-правовые основы реализации данного процесса. Стимулирующие методы и пути ценообразования, принципы их внедрения.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Разработка государственной финансовой стратегии в развитии регионов Российской Федерации. Организационно-методологические основы построения системы управления бюджетом территорий. Реализация государственной политики в сфере естественных монополий.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2015

    Раскрытие понятия банкротства. Анализ российского законодательства о несостоятельности (банкротстве). Выявление сущности банкротства в условиях рыночного хозяйства на основе определения сущности и соотношения терминов "банкротство" и "несостоятельность".

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Раскрытие понятия и принципов формирования системы управления финансовыми рисками. Сравнительная характеристика методов оценки совокупного риска производственных предприятий. Разработка дискриминантивной модели прогнозирования вероятности банкротства.

    Рассмотрение в суде дела о банкротстве, главные особенности процедуры для должника и кредитора. Сущность реальной, технической и криминальной разоренности. Аспекты деятельности государства в развитии института банкротства в современных условиях.

    реферат , добавлен 29.03.2012

    Теоретические аспекты прогнозирования банкротства предприятий: понятие, виды, причины, нормативное регулирование процесса. Методы диагностики вероятности банкротства. Анализ имущественного состояния и финансовых результатов деятельности организации.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2011

    Теоретические аспекты мотивов банкротства в Российской Федерации. Основные стадии банкротства: наблюдение, санация, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Антикризисное управление и финансовое оздоровление торговых предприятий.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2014

    Теоретические основы, сущность и причины банкротства, процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Оценка основных финансовых показателей предприятия, анализ его неплатежеспособности.

    дипломная работа , добавлен 31.05.2010

    Суть и особенности банкротства предприятия. Последствия банкротства для предприятия и экономики в целом. Анализ современного состояния банкротства предприятий в РФ. Характеристика способов и мер по предубеждению финансовой несостоятельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2017

    Критерии банкротства, сущность и экономическая природа данного состояния предприятия. Возбуждение дела о банкротстве. Определение неудовлетворительной структуры баланса. Анализ финансовой устойчивости и ликвидности организации в современных условиях.

12.4 Банкротство стратегических предприятий и субъектов естественных монополий

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. К стратегическим относятся организации оборонно-промышлен-ного комплекса, в т. ч. производственные, научно-произ-водственные, научно-исследовательские, проектно-конструктор-ские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Значение стратегических организаций определяется не только тем, что они занимаются созданием вооружения и военной техники, но и тем, что они занимают определяющую роль в развитие телевидения, радиовещания, производства электронной, в т. ч. бытовой техники.

Стратегические предприятия и организации имеют отсрочку по возбуждению в отношении их дела о банкротстве. На подачу заявления о признании банкротом таких организаций дано 15 дней. Указанный срок отсчитывается с даты получения налоговой службой решения о возбуждении процедуры банкротства, принятого Правительственной комиссией по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.

По законодательству Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, участвующего в деле о банкротстве стратегических предприятий, кроме установленных ст. 20 и ст. 23 Закона № 127-ФЗ. Так, постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 предусмотрено наличие у кандидата стажа работы в организациях оборонно-промышленного комплекса не менее 5 лет, причем, не менее года – руководящей работы. Кроме этого арбитражный управляющий должен иметь соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Критерии несостоятельности стратегических организаций и предприятий отличаются от общеустановленных Законом № 127-ФЗ (таблица 57).
Таблица 57 - Сравнительная характеристика критериев несостоятельности организаций


Критерии несостоятельности

Стратегические организации и предприятия

Общеустановленные нормы

1. Срок неисполнения денежных обязательств и обязательных платежей

В течение 6 месяцев с даты, когда обязательства должны быть исполнены (п. 3 ст. 190 Закона № 127-ФЗ)

В течение 3 месяцев с даты, когда обязательства должны быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона № 127-ФЗ)

2. Размер требований, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве

Не менее чем 500 тыс.руб. (п.4 ст.190 Закона №127-ФЗ) в совокупности

Не менее чем 100 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ) в совокупности

В деле о банкротстве стратегических организаций и предприятий участвует Федеральный орган управления, который обеспечивает реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой участвует организация-должник. Федеральный орган исполнительной власти активно участвует в процедурах банкротства. Например, план внешнего управления не менее чем за 15 дней до даты его рассмотрения собранием кредиторов должен быть направлен внешним управляющим федеральному органу исполнительной власти, который в свою очередь направляет собранию кредиторов и арбитражный суд заключение о плане внешнего управления.

Продажа стратегического предприятия может осуществляться на этапе внешнего управления и конкурсного производства. Правительство РФ имеет преимущественное право на приобретение такого предприятия по цене, определенной в процессе конкурса.

Статьи 197–201 Закона № 127-ФЗ посвящены банкротству субъектов естественных монополий. Естественной монополией согласно Федеральному закону «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ называется состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров .

Естественная монополия имеет значение, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов.

В Законе № 127-ФЗ под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Существует государственная монополия на естественные (природные ресурсы) и монополии, возникшие в других отраслях в силу естественных причин. Среди монополистов можно назвать ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги» и др. В связи с особенностями деятельности субъектов естественных монополий кроме Закона № 127-ФЗ действует Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999г. № 122-ФЗ (далее Закон № 122-ФЗ).

Данный закон устанавливает особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства.

Закон № 122-ФЗ применяется также при признании несостоятельными (банкротами) и проведение процедур банкротства организаций топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса.

По законодательству РФ не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции.

Процедуры банкротства субъектов естественных монополий отличаются тем, что лицом, участвующим в деле о банкротстве признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Для субъектов естественных монополий установлены особые критерии признания их несостоятельными (банкротом), аналогичные критериям признания несостоятельными стратегических организаций и предприятий:


  • если обязательства по уплате денежных обязательств и обязательных платежей не исполнены ими в течение 6 месяцев (вместо 3 месяцев, установленных для всех организаций);

  • дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов в совокупности составляют не менее чем 500 тысяч рублей (вместо 100 тысяч рублей общеустановленных).
При определении признаков несостоятельности субъектов естественных монополий ТЭК, должно учитываться все имущество должника, так как подсчет именно всего имущества может дать объективную оценку его дальнейшей возможности восстановления и снимает проблемы вовлечения в процессы банкротства платежеспособных предприятий, оказавшихся лишь временно в неблагоприятных условиях деятельности в связи с особенностью их функционирования.

Арбитражный суд может принять решение об отказе признания должника банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов). Для этого субъектом естественной монополии должно быть подано исковое заявление о признании недействительности актов органов государственной власти об утверждении цен на товары (работы, услуги) до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В этом случае рассмотрение дела о банкротстве такого должника приостанавливается до вынесения судом решения по данному иску.

Поскольку субъекты естественной монополии являются стратегически и социально значимыми для страны, законодательством установлен особый порядок продажи имущества такого должника. В период внешнего управления управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс. Имущество должника выставляется на торги единым лотом. При продаже имущества покупатель обязан:


  • принять на себя обязательства по договорам поставки товаров должника;

  • обеспечить доступность производимых или реализуемых товаров для потребителей;

  • должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности.
Для обеспечения этих условий орган исполнительной власти должен заключить с покупателем указанного имущества соглашение об исполнении условий конкурса. В случае неисполнения покупателем этих условий договор расторгается арбитражным судом на основании заявления органа исполнительной власти. В этом случае имущество подлежит передаче в федеральную собственность. Однако законом не определен конкретный механизм осуществления контроля органов исполнительной власти за выполнением условий договоров покупателей.

Кроме того, при продаже имущества должника Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют преимущественное право приобретения данного имущества.

Таким образом, при банкротстве стратегических предприятий и субъектов естественных монополий применяются одинаковые критерии признания несостоятельности. В процедурах банкротства обязательно должен участвовать орган исполнительной власти, это связано с социальным и стратегическим значением указанных субъектов.

Переуступка прав на квартиру при банкротстве застройщика
Игорь, 30 июня 2017 года, 15:56

Здравствуйте. Квартира в доме Су-155 полностью оплачена. Договор долевого участия по 214-ФЗ зарегистрирован в органах госрегистрации. Есть положительное решение суда о включении в реестр требований. Акт приёмо-передачи не...

уважительность причин пропуска срока предъявления требования
Лариса, 25 мая 2017 года, 16:01

Добрый вечер! Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.08.2016 потребительский жилищно-строительный кооператив "НПЧ-строй" признан банкротом. Открыто конкурсное производство на 6 мес. Я являюсь пайщиком кооператива и купила 2-х комнатную квартиру...

Здравствуйте!такая ситуация,заказали памятник в ноябре 2016,сейчас,в мае только решили узнать,что с нашим памятником,а фирма оказывается обанкротилась.,что нам делать? Удасться ли вернуть заплаченную сумму?

Банкротство: Законодательство

Банкротство: Судебная практика

Партнеры

Наши проекты

RealtyLaw - юридический портал о недвижимости

1. Для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

2. Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

3. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Статья 198. Лицо, участвующее в деле о банкротстве субъектов естественных монополий

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника - субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Статья 199. Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий

1. В случае, если должником - субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

2. Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника - субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

Статья 200. Внешнее управление субъектом естественной монополии

1. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

2. Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Статья 201. Продажа имущества должника - субъекта естественной монополии

1. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, в качестве обязательного условия договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливаются условия, указанные в пункте 2 настоящей статьи.

Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

2. Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии являются:

согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.

3. В случае неисполнения покупателем имущества должника, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти.

При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций. При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность.

4. При продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 195 настоящего Федерального закона.

5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

6. Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом.

| § 6. Банкротство субъектов естественных монополий |

Евгений Лавренов

Руководитель практики банкротства ЖКХ
Стаж арбитражного управляющего более 15 лет
Имеет допуск на субъекты естественных монополий
и к совершенно секретным сведениям (2 форма)

«Реформа ЖКХ по-русски, это когда вы потребляя в два раза меньше платите всего лишь в полтора раза больше»

Народная мудрость

Я сдал экзамен на 1ую лицензию арбитражного управляющего в 1998 году. До этого занимался инновационными разработками на оборонном предприятии и уже забытый кризис 98 года подтолкнул меня кардинально сменить сферу деятельности. Я не ошибся.

С того кризиса прошло уже 15 лет, а профессия арбитражного управляющего не менее актуальна. Первым доверенным мне Федеральной службой по банкротству предприятием стало коммунальное хозяйство города Ногинска Московской области и так повелось, что в основном на предприятиях ЖКХ я специализируюсь все последние 15 лет.
Плановоубыточные предприятия ЖКХ уже не встречаются.

Все тарифы проходят защиту и процедуру согласования в региональных энергетических комиссиях и поэтому, минимум 10% рентабельности заложено везде. Неплатежеспособность предприятий ЖКХ связано с неплатежами со стороны населения, управляющих компаний и отсутствием компенсации выпадающих доходов со стороны бюджета различных уровней. Встречаются и преступные схемы намеренного накопления кредиторской задолженности в целях использования высвободившихся средств и постоянного последующего банкротства. Не исполнение обязательств по налогам и сборам, перед энергетиками и газовиками, перед поставщиками и подрядчиками, часто является основанием для возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий ЖКХ.

Далее ситуация развивается по двум стандартным сценариям. Первое, что подлежит анализу, - выведено ли собственником имущество с предприятия или нет? Чтобы МУПы не отвечали перед кредиторами по своим обязательствам всем имуществом муниципалитеты придумывают различные ухищрения. Держат имущество в казне и передают в аренду или в управление предприятиям, либо изымают все имущество на грани банкротства и передают из одно предприятия в другое. Создавая тем самым для себя дополнительные риски в связи с признаками преднамеренного банкротства.


Если у вас в должниках такое предприятие, вам необходимо постоянно отслеживать намерения администрации. Вошедшее уже в привычку решение бросить МУП с долгами и создать новый, вот чего вам стоит опасаться.


При малейшем подозрении на вывод активов, не откладывая, немедленно нужно подавать заявление о банкротстве должника.


Не вдаваясь в детали, скажу, что каждая ситуация имеет свои особенности, но в любом случае, если действуют профессионалы банкротства можно рассчитывать на возврат имущества в конкурсную массу, или привлечения администрации к субсидиарной ответственности по всем долгам предприятия ЖКХ. В последние годы в этой области стала складываться хорошая судебная практика. МУПы должны отвечать по долгам всем своим имуществом, а муниципалитеты не вводить в заблуждение рынок. Если администрация готова отвечать только уставным капиталом в 10 тыс. рублей, то и регистрировать нужно ООО, чтобы контрагенты поставляя товар или оказывая услуги без предоплаты, правильно оценивали свои риски. У нас есть очень хороший опыт, который в московском регионе стал практикообразующим.


Все имущество МУП, находящееся в муниципальной собственности составляет конкурсную массу и подлежит продаже конкурсным управляющим с торгов в форме конкурса. Единственным дополнительным условием для покупателя будет обязательная его эксплуатация в соответствии с целевым назначением.


С точки зрения частного инвестора самыми привлекательным считается водоснабжение и водоотведение. Менее рентабельно отопление и горячее водоснабжение, еще менее привлекательно обслуживание жилого фонда, где развивается борьба за новостройки, а ветхий фонд достается в нагрузку. Достаточно интересен вывоз мусора и эксплуатация свалок ТБО, но эту деятельность не всегда в рамках банкротства удается выделить в отдельный бизнес.

Примеры банкротства предприятий ЖКХ из нашей практики

Опыт - величина, которую можно измерить, например, в количестве дел о банкротстве. Но есть одна проблема. Более половины всех проектов РОСГАУ конфиденциальны. Безусловно, этот факт создает некоторые проблемы в вопросах презентации своей профессиональной значимости в рамках представления клиентов. Большую часть процедур мы не можем выложить в портфолио и приводим примеры только наших публичных проектов

  • Алексей Рупчев Арбитражный управляющий г. Снежногорск, Мурманская область

    Оказывает услуги отопления и горячего водоснабжения населению трех закрытых административно-территориальных объединениях Мурманской области.

    Владеет тремя мазутными котельными, распределительной сетью и всеми обслуживающими и вспомогательными активами.

    Хозяйственная деятельность ведется в ходе процедуры банкротства предприятия и невозможно ее прекращение в связи с социальной значимостью.

    Формируется имущественный актив для реализации эффективному инвестору.

  • Евгений Сазонов Арбитражный управляющий г. Калининград

    ОАО «Калининградская генерирующая компания» создана в соответствии с Соглашением между Правительством Калининградской области и РАО «ЕЭС России». В состав КГК вошли Гусевская ТЭЦ, ГРЭС-2, Зеленоградская ВЭС, ТЭЦ-1, РТС Южная. Калининградская генерирующая компания крупнейший производителей тепла и электроэнергии в Калининградской области. Компания производит в год: свыше 18 млн. кВт·ч электроэнергии.

    С заявлением о банкротстве Калининградской объединенной энергетической компании в суд обратилась нефтяная компания ЛУКОИЛ, в связи с задолженностью за поставки мазута на котельные области.

    Социальная значимость объекта, активная позиция администрации, кредитора и антикризисной команды позволило заключить мировое соглашение и предотвратить банкротство предприятия.

  • Александр Погорелов Арбитражный управляющий г. Калуга

    Процедура возбуждена по заявлению ФНС России. В активах предприятия имелось два земельных участка, выделенных под организацию полигона ТБО и спецтехника для вывоза, складирования и рекультивации мусора и отходов г. Малоярославец Калужской области.

    Ситуация была осложнена решением городского суда о запрете эксплуатации свалок, в связи с расположением границ участков в близи от населенных пунктов. Антикризисной команде Гильдии удалось получить отсрочку на исполнение судебного решения. На протяжении двух лет в рамках процедуры конкурсного производства продолжалось ведение хозяйственной деятельности должника и удалось сконцентрировать денежные для частичного расчета с кредиторами.

    В последующем один земельный участок, в рамках замещения активов, был внесен в уставный капитал дочернего общества и реализован на торгах. Второй же в исполнение судебного решения был рекультивирован. Уже после изменения категории и разрешенного вида использования на ИЖС, тоже реализован с торгов.

  • Эдуард Курилов Арбитражный управляющий г. Клин, Московская область

    Предприятие отвечало за уборку, благоустройство, озеленение и вывоз мусора из городского округа Клин. Процедура банкротства инициирована по заявлению ФНС России, в связи с задолженностью по обязательным платежам.

    Вся хозяйственная деятельность предприятия и бизнес должника был передан новой организации. Обеспечена непрерывность оказания социально значимых коммунальных услуг населению города.

    Туда же переведены все работники с сохранением заработной платы, всех компенсаций и льгот. В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности и расчетах с кредиторами.

  • Андрей Кондрашкин Арбитражный управляющий г. Сергиев-Посад, Московская область

    Сергиево-Посадское ЖКК является первой управляющей компанией Сергиева-Посада и оказывает услуги по содержанию и обслуживанию городского жилого фонда.

    Процедура банкротства предприятия была инициирована в связи с задолженностью перед энергоснабжающими организациями. Управление жильем передано в новые управляющие компании, туда же переведены все работники.

    В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности организаций и населения за коммунальные услуги. В том числе часть имущества реализована коллекторским агентствам.

  • Юрий Тарасов Арбитражный управляющий г. Воскресенск, Московской области

    Служба единого заказчика ЖКК объединило активы всех муниципальных предприятий Воскресенского района на общую сумму более 10 млрд. рублей. Оказывало полный перечень коммунальных услуг населению города и района.

    Отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, уборка территории, вывоз мусора и обслуживание жилого фонда. В преддверии процедуры банкротства администрация своим распоряжением изъяло все имущество МУП.

    По заявлению арбитражного управляющего прокурор Московской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным данного распоряжения.

    Решением суда заявление прокурора удовлетворено, действия администрации района признаны неправомерными и распоряжение недействительным. Решение суда обжаловалось во всех инстанциях и оставлено в силе Высшим арбитражным судом.

  • Евгений Сазонов Арбитражный управляющий г. Кировский, Ленинградская область

    Унитарное предприятие Кировский водоканал владело на праве хозяйственного ведения полным комплексом имущества для холодного водоснабжения города.

    Добыча, водозабор, очистка, подачи по сетям, водоотведение, канализации и очистные сооружения. Процедура банкротства возбуждена по заявлению ФНС России.

    В преддверии процедуры часть имущества была реализована службой судебных приставов Ленинградским областным коммунальным системам (ОАО ЛОКС).

    В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности, сдаче в аренду имущества ОАО ЛОКС, признании права хозяйственного ведения, регистрации и реализации оставшегося имущества.

  • Ольга Бессольцева Арбитражный управляющий г. Белоусово, Калужская область

    По заявлению ФНС России арбитражный управляющий Гильдии назначен на процедуру банкротства БКК. Городского предприятия коммунального хозяйства, оказывающего услуги отопления и горячего водоснабжения. Владеет 2 газовыми котельными, сетями и всем вспомогательным имуществом.

    В ходе процедуры банкротства предприятия проведено замещение активов и создано новое общество. Куда переданы все активы и переоформлена вся хозяйственная деятельность без остановки и сбоев в оказании услуг населению города.

    Также переведены все работники с сохранением заработной платы, всех компенсаций и льгот. Акции созданного предприятия проданы привлеченному инвестору.

  • Александр Погорелов Арбитражный управляющий