Домой / Знаете ли Вы, что… / Что лучше бессрочная земля или приватизированная. Нюансы приватизации земли. Платная приватизация земельных участков

Что лучше бессрочная земля или приватизированная. Нюансы приватизации земли. Платная приватизация земельных участков

Закон гарантирует им то, что они не получат отказа в проведении приватизации, за исключением некоторых случаев. Например, граждане не смогут приватизировать землю, которая входит в сферу объектов интереса и безопасности государства.

Льгота на получение только одного земельного участка (ЗУ) в собственность безвозмездно предоставляется гражданам Российской Федерации лишь один раз в жизни.

Российским земельным законодательством регламентируется бесплатная приватизация ЗУ следующими лицами:

Группы граждан, владеющих землей в виде бессрочного пользования или в виде пожизненного (и при этом наследуемого) владения. Ими зачастую приватизируются ЗУ, на которых они выстроили дома, гаражи, бани и пр. Но если участок совсем не застроен, это не отнимает у них право на приватизацию. В данном случае она может быть:

  • индивидуальной;
  • коллективной. В приватизации участвуют все члены дачных, огородных и пр. объединений. Если до этого кто-то из членов общества уже воспользовался своим бесплатным правом, то он приобретает ЗУ в объединении на возмездных условиях.

Граждане, фактически владеющие ЗУ , приобретенными до 1990 года, на которых есть постройки в виде жилых домов.

Для граждан из этих двух категорий не предусматриваются ограничения по площадям приватизируемых участков. Для этого ими должны быть предъявлены документы, подтверждающие размеры участка.

Владельцы помещений (квартир) в многоэтажных многоквартирных домах . Все жильцы этого дома могут совместно приобрести землю, на которой . Общая площадь земли в этом случае считается суммой площадей территории, которую непосредственно дом занимает и прилегающей территории, предназначенной для его обслуживания.

Юридические лица, представляющие собой различные организации (например, религиозные). Они могут бесплатно приватизировать землю, на которой расположены их, находящиеся в собственности, постройки. При этом здания должны использоваться строго по профилю и не являться источником дохода.

Граждане из числа льготных категорий (многодетные семьи, герои СССР и пр.). Они так же могут приобретать земли под строительство. Их перечень определяется местными органами (например, выпаса скота или садоводства).

С чего и где начинать?

Начинать приватизацию нужно с изучения документов, находящихся на руках, и которые определяют право пользования землей. Так же нужно определиться с целью использования земли. Если на участке есть постройки, на них должны быть соответствующие документы.

После того, как гражданин зафиксирует свою собственность на ЗУ, он получает право совершать с ним сделки, в том числе коммерческие (продавать или сдавать кому-либо в аренду по своему усмотрению), строить на нем дом и хозяйственные постройки, использовать согласно категории назначения.

Законодательство не ограничивает людей в количестве возмездно приватизируемых у государства ЗУ. Их цена рассчитывается исходя из нескольких параметров:

  1. Стоимость ЗУ.
  2. Сумма земельного налога, который зависит от категории земель, размера ЗУ и пр.

Что нужно?

Для того чтобы человек имел право распоряжаться ЗУ (например, продавать) она должна быть у него в собственности. Сама процедура приватизации бывает различной в разных случаях. Во многом это зависит от категории земель, на которых находится ЗУ.

Если на участке построен дом, то его будет проводиться при наличии следующих документов:

  1. Договор аренды на ЗУ.
  2. Документы, подтверждающие собственность построек (дарение, покупка).
  3. Кадастровый план ЗУ.
  4. Тех. паспорт на каждую из построек на участке.
  5. Справку из рег. палаты.
  6. Копию и оригинал паспорта владельца.

Процедура приватизации земли

Большое количество граждан России в определенное время стали обладателями заветных загородных соток благодаря тому, что предприятия наделяли своих работников дачными земельными наделами. В то время было достаточно иметь членство в садоводческих товариществах () и при этом иметь небольшой кусочек обрабатываемой земли.

Изменения наступили после 2006 года , когда Федеральным Законом Правительство обязало всех людей, владеющих участками земли стать их собственниками путем регистрации прав собственности. С тех пор его стали называть «дачной амнистией», хотя он касается не только дачных участков.

Как гласит Федеральное Законодательство, все граждане, получившие участки земли до начала действия Земельного Кодекса России, и не имеющие на них документов, удостоверяющих их право собственности, должны пройти процедуру их регистрации.

К подлежащим гос. регистрации ЗУ относятся:

  1. Выданные для ведения дачного хозяйства.
  2. Выданные для занятия садоводством или огородничеством.
  3. Выданные для строительства на них домов и гаражей.

Основанием для гос. регистрации ЗУ могут послужить:

  1. Выписка из домовой (похозяйственной) книги, которая выдается местными органами в тех случаях, когда ЗУ предоставлялся для подсобного хозяйства. Она должна свидетельствовать о праве гражданина на данный ЗУ.
  2. Свидетельство о праве (или акт) на конкретный ЗУ данного гражданина.
  3. Акт, свидетельствующий о предоставлении гражданину данного ЗУ в пользование.
  4. Любой документ, подтверждающий право данного гражданина на конкретный ЗУ.

Представители органов, регистрирующих права на земли не должны требовать у граждан каких-либо иных документов. Кроме вышеперечисленных документов от гражданина потребуется кадастровый план ЗУ и заполненная декларация, бланки которой берутся в органах регистрации.

Федеральное законодательство определяет список земель, которые нельзя приватизировать:

Кроме вышеперечисленных запретных земель для приватизации, граждане могут получить отказ в приватизации в случаях:

  1. Отсутствия каких-либо из требуемых документов из перечня гос. органов.
  2. Нарушения градостроительного регламента на территории, на которой расположен ЗУ.

Для упрощения процедуры легализации ЗУ для граждан, в отделениях службы гос. регистрации была введена форма электронной записи.

Таким образом, каждый гражданин может подать заявку на сайте Рос реестра для оформления в собственность своего участка. На том же сайте можно узнать и кадастровую стоимость своего участка, которая потребуется для определения суммы налога.

Паи и общие наделы

Для совладельцев земли в паях, общих наделах, а так же граждан получивших землю по упрощенной процедуре и построивших на них дома процедура приватизации несколько усложняется.

При такой форме собственности у отдельных участков не будет своего кадастрового номера. Для его получения необходимо будет провести межевание и согласование с соседями границ своих участков.

После чего эти сведения направляются в кадастровый реестр.

Для выяснения кадастрового номера ЗУ, выданных на упрощенных условиях, необходимо обращение в органы Роснедвижимости.

С того момента как гражданин подал заявление о приватизации в органы местной власти и до получения разрешения проходит не более 14 дней.

В течение одного месяца готовится кадастровый паспорт участка. В 7-дневный срок после предъявления кадастрового паспорта между гражданином и администрацией должен быть заключен договор на покупку земли.

В среднем весь процесс приватизации может занять от 6 до 9 месяцев .

Иногда органы местной власти откладывают по каким-либо причинам срок заключения договора купли-продажи с собственником ЗУ (при том, что все документы до этого были правильно оформлены и одобрены). Гражданин может обратиться с заявлением в судебные органы и потребовать признать действия местных властей незаконными.

В случае удовлетворения заявления, суд прописывает в своем постановлении сроки, обязывающие земельный комитет заключить необходимый договор с гражданином.

Сроки, ограничивающие действие закона о бесплатной приватизации переносятся из года в год на более поздние. Но на данный момент правительством рассматривается вопрос о том, чтобы сделать этот процесс бессрочным. Об особенностях приватизации читайте .

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты . Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

  • За выкуп;
  • Бесплатно.

Бесплатно приватизировать земельный надел физическим лицам можно один раз в жизни, если данный надел используется на основании следующих видов прав:

  • Пожизненного наследуемого владения;
  • Предоставления в безвозмездную или возмездную аренду.

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Бесплатная приватизация земельных наделов возможна также для следующих категорий лиц, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ:

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

  • Малоимущие;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Религиозные организации, зарегистрированные в качестве таковых в Минюсте, могут бесплатно приватизировать те земли, на которых находятся постройки, принадлежащие таким организациям на правах собственности (часть 2 ст. 39.5 ЗК РФ).

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Приватизация даёт новоявленным собственникам земельных участков права распоряжаться такими участками следующим образом:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Без наличия права собственности перечисленные действия или невозможны, или сопровождаются рядом трудностей.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Оформить право собственности на участки, находящиеся в муниципальном или федеральном владении невозможно, если данные участки относятся:

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Наряду с исключительным правом существует преимущественное право на приватизацию.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

При наличии преимущественного права приватизация участка третьими лицами возможна только при отказе от приватизации обладающих данным правом лиц или при нарушении ими условий таковой.

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.

Если приватизация квартир в связи с актуальностью данного вопроса (ограничением права на приватизацию до 01.03.2010 г.) в последнее время у всех на слуху, то приватизация земли - процесс более сложный, и по ряду причин менее распространенный.

При самостоятельном оформлении прав собственности на земельный участок граждане, как правило, сталкиваются с тем, что нигде не прописан механизм и порядок сбора необходимых документов . Для того чтобы понять, куда идти и с чего следует начать, требуется значительное время. Нередко, из-за незнания процедуры, приходится получать некоторые бумаги по нескольку раз: у всех документов различные сроки действия, и, пока получаешь один, другой становится недействительным. В результате срок оформления документов затягивается.

Приватизация земельного участка, на котором у его правообладателя на праве собственности находится дом

(По терминологии Земельного кодекса РФ дом – это здание, строение, сооружение ).

Как устанавливает абз. 2 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ: граждане-собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков.

Приватизация земельного участка – это способ его приобретения в собственность, осуществляемый на добровольной и безвозмездной основе.

До начала земельной реформы, ознаменовавшейся принятием Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе», в собственности земля находилась только у государства, а гражданам земельные участки предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с указанным законом граждане получили возможность по своему усмотрению сохранить ранее предоставленные на праве постоянного пользования земельные участки либо получить их в собственность бесплатно или за плату. Причем бесплатно мог быть передан участок или его часть в пределах норм предоставления земельных участков соответствующего целевого назначения. За пределами этих норм граждане были вправе выкупить указанные участки либо получить их в пожизненное наследуемое владение.

Новый Земельный кодекс РФ развил эти положения, с одной стороны, введя запрет на предоставление гражданам земельных участков на праве постоянного пользования, а с другой гарантировав право на однократную и бесплатную их приватизацию (ст. 20, 21 ЗК РФ).

С принятием Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» ранее установленный порядок приватизации земельных участков существенно изменился.

Теперь гражданам для приватизации нужно собрать следующие документы:

  1. Документы, подтверждающие право пользования земельным участком

    Поскольку большинство земельных участков выделено гражданам как раз в те времена, когда отсутствовал единый порядок получения земли, то и документы, подтверждающие право пользования земельным участком, весьма разнообразны.

    К таким документам чаще всего относятся:

    • государственный акт
    • свидетельство о государственной регистрации прав на землю
    • договор аренды земельного участка
    • решение исполкома городского, районного совета об отводе земельного участка;
    • договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности;
    • план земельного участка, проект застройки участка и разрешение на строительство, выдаваемые главным архитектором города или районным архитектором и др.
  2. Кадастровый план участка

    В случае отсутствия кадастрового плана орган местного самоуправления (земельный комитет) оказывает содействие в его изготовлении и определении границ земельного участка на местности с отнесением расходов на заинтересованных лиц.

    Что это означает на практике?

    Содействие выражается в том, что в земельных комитетах существует списки рекомендуемых землеустроительных организаций, которые занимаются проведением межевания, оформляют кадастровый план земельного участка. Как правило, это специализированные коммерческие организации, имеющие лицензии на геодезические работы. Соответственно, из подобной организации необходимо пригласить геодезиста, потому как именно он готовит съемку и план участка, где должны быть четко обозначены границы земельного участка.

    Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.

    Расхождения сведений о площади фактически занимаемого земельного участка, выявленные при межевании и постановке на кадастровый учет, по сравнению с правоустанавливающими документами, не являются основанием для отказа в государственной регистрации права гражданина на земельный участок. В этом случае следует исходить из кадастрового плана земельного участка при условии, что превышение (так называемое «запользование») не выходит за рамки минимальных норм предоставления земельного участка соответствующего целевого назначения.

    Надо сказать, что последние поправки в законодательство вроде бы упростили процедуру регистрации земельного участка в части необходимости проведения землеустройства. Согласно им отсутствие в кадастровом паспорте объекта недвижимости каких-то сведений, необходимых для регистратора, не является основанием для отказа в регистрации прав. То есть это означает, что проведение межевых работ необязательно. Для получения кадастрового плана должно хватить старых данных по участку. И новые измерения делать необязательно. А это как раз межевание, на которое приходилось тратить много времени и денег. Если же старых данных по кадастру земли нет, то это вопрос к территориальному органу Роснедвижимости, поскольку руководством этого госоргана много раз декларировалось, что в России проведен кадастровый учет всех земель.

    Тем не менее, учитывая российские реалии, если есть возможность, лучше сделать межевание.

  3. Справку о нормативной стоимости земли (в земельном комитете)

  4. Справку о размере земельного налога и площади земельного участка (в налоговой инспекции)

  5. Технический паспорт на дом, расположенный на земельном участке и справку об оценочной стоимости вашего участка (в БТИ)

Собрав все указанные документы, необходимо обращаться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением по установленной форме (образцы наверняка можно обнаружить в этом органе на информационном стенде), и в двухнедельный срок он должен принять решение о передаче в собственность земельного участка.

Таким образом, как уже упоминалось, самостоятельное оформление земли в собственность представляет собой весьма непростую процедуру , поэтому для более эффективного решения проблемы лучше прибегнуть к помощи специалиста.

Сказанное важно также и потому, что, несмотря на примерно единый алгоритм действий, в разных регионах разный порядок приватизации . Существует также такая проблема как отказ чиновников владельцам домов в приватизации земли, ссылаясь на то, что участки зарезервированы для муниципальных нужд, что является нарушением гражданских прав собственников домов.

Приватизация представляет процесс передачи земли в частную собственность из государственного или муниципального управления.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Есть ли необходимость в проведении процедуры, какие документы для этого нужны и во сколько обойдется оформление, возможна ли бесплатная приватизация. Какие изменения приняты в этой сфере с 1 января 2019, вы узнаете из этой статьи.

Нужно ли

Акт о бессрочном пользовании или аренде земли, на которой расположен жилой дом, может быть отозван в любой момент. Распорядитель надела вправе изъять надел для государственных или муниципальных нужд, под развитие района или другие общественные цели.

Допускается приватизация земель под частными домами, если наделы предоставлены:

  • на праве аренды для возведения объекта индивидуального жилищного строительства либо ведения подсобного хозяйства;
  • на праве бессрочного наследуемого владения по закону, действующему на момент принятия акта;
  • участникам садоводческих, огороднических и дачных хозяйств в составе некоммерческих объединений.

Невозможно оформить землю в собственность, если даже она находится под жилым строением:

  • при изъятии из оборота – выделенная под стратегические государственные цели, под размещение Вооруженных войск РФ, на государственной границе, в резерве и т.д.
  • при размещении на территории заповедника, парка, пруда, других мест общего пользования.

После регистрации личной или долевой собственности на землю возникает возможность по распоряжению ей, то есть осуществлению сделок купли-продажи, дарения, передачи в наследство по завещанию, в аренду и т.д.

Законодательная база

Регулируются отношения по приватизации:

  • о приватизации государственного и муниципального имущества;
  • о дачной амнистии;
  • о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

Как приватизировать землю под частным домом

Регулировать вопрос получения земли в собственность на уровне муниципальных образований не требуется. Все важные моменты прописаны в федеральном законодательстве, как и процедура. Местные власти вправе только согласовать важные моменты.

Процедура зависит от способа проведения приватизации. Если она проводится по закону о дачной амнистии, то открытия межевого дела не требуется. Достаточно осуществить постановку объекта на кадастровый учет.

Это требование обязательно, поскольку только это позволяет идентифицировать объект недвижимости. Ему присваивается точный адрес и кадастровый номер, по которому можно сделать запрос в органах Росреестра о получении полной информации о земле.

Зачастую жилые дома предусматривают разделение строения на два и более изолированных помещений с отдельными выходами. Так собственность на квартиры будет долевая или единоличная на два объекта недвижимости.

Главным условием оформления участка на двух хозяев является их обоюдное согласие. Для выделения придомовой территории в собственность нужно их совместное обращение в органы исполнительной власти.

Если прийти к совместному решению у двух собственников строения не получается, то один из них может обратиться с заявлением в суд. Поскольку дом представляет неделимый объект недвижимости, участок переходит в общую долевую собственность.

Части оформляются пропорционально долям в частном доме. В таких случаях требуется помимо постановки на кадастровый учет провести межевание.

Отказ должен существовать в письменном видеотдельным документом, ответом на письмо, уведомление и др. Из содержания его должен следовать однозначное несогласие с получением земли в собственность.

Есть возможность получения земли в собственность при наличии любых правоустанавливающих документов, кроме акта (свидетельства) о получении в бессрочное наследование. Кроме того документы должны быть оформлены до 2001, когда вступил в силу Земельный кодекс России.

Необходимые документы

Для получения собственности предоставляются правоустанавливающие документы:

  • заявление по форме – предоставляется в органах Росреестра;

  • правоустанавливающий документ – договор аренды, акт о бессрочном пользовании или наследственном владении;

  • справка о кадастровой стоимости из Кадастрового комитета;

  • из Земельного кадастра;
  • выписка из Федеральной налоговой службы о площади участка и размере сбора;
  • соглашение об индивидуальном жилищном строительстве на предоставленном земельном участке органов власти;
  • квитанция об оплате госпошлины по тарифу;
  • выписка из ЕГРН о правах лиц на земельный участок, распорядителе наделом, гражданах или организациях, оформивших владение ранее на основании других документов.

Важно: принять участие в приватизации можно только один раз. Если заявление подается вторично, то в его рассмотрении отказывают, руководствуясь соответствующими положениями закона.

Органы местной власти могут предложить воспользоваться возможностью заключения с выкупом земли.

Если ходатайство оформляется в рамках Закона о приватизации государственной и муниципальной собственности дополнительно требуется акт власти о разрешении по передаче участка в частную собственность.

В случае с установлением правомочий по упрощенному порядку в рамках Закона о дачной амнистии решение местного органа не требуется.

Особую сложность представляет составление кадастрового паспорта, поскольку только этот документ позволяет идентифицировать участок. Если границы установлены, межевание проводить не нужно.

Если в отношении них имеется спор с владельцами или пользователями соседних участков, то необходимо обратиться в специализированную организацию, уполномоченную на картографическую и геодезическую съемку.

Если получен отказ от администрации, распоряжающейся землей, или из Росреестра, то заявитель вправе обратиться для решения вопроса и обжалования акта государственной или муниципальной власти в суд.

При получении решения в его пользу помимо заявления ему потребуется только вступившее в силу постановление суда.

Этот документ будет рассматриваться как правоустанавливающий и на него основании в госреестр внесут запись о собственности. Иных справок в таком случае не потребуется.

Невыигрышным будет иск о предоставлении земли в собственность, если она находится на природоохранной территории, ограничена в обороте, находится на землях особо охраняемых объектов, находится в общественном пользовании, либо состоит в резерве государственных или муниципальных органов.

Сколько стоит

Органами исполнительной власти заявления рассматриваются без взимания платы. За изготовление кадастрового плана придется оплатить за собственный счет 1 500 руб. гражданам и 3 000 руб. юридическим лицам. При срочном исполнении заказа тариф повышается.

При необходимости составления межевого плана заявителю необходимо будет оплатить за счет собственных средств от 8 до 12 тыс. руб. в зависимости от региона нахождения объекта недвижимости.

Также нужно будет оплатить госпошлину за регистрацию права в размере 400 руб. для физических лиц и 2 000 руб. организациям.

Если осуществление приватизации бесплатно не представляется возможным, будет предложен вариант с выкупом земельного надела.

Стоимость определяется приближенной к рыночной и указывается в едином кадастре недвижимости. Зависит оценка от региона нахождения объекта, его характеристик, категории разрешенного использования.

Сроки

Администрации районов рассматривают заявления в срок не более 30 дней. Изготовление кадастрового паспорта занимает от 5 до14 дней. Сложнее дело обстоит с межеванием. В общей сложности процесс установления границ занимает примерно 2 недели.

В некоторых случаях, если возникают сложности с поиском собственников соседних участков, подписания ими акта установления границ, а также при расхождении данных в правоустанавливающем документе и результате постановке на кадастровый учет или других сведений, ведение дела может занимать до 6 месяцев и более.

Регистрация собственности в упрощенном порядке при наличии всех документов занимает 10 рабочих дней при подаче документов через Росреестр и 14 суток при направлении бумаг через МФЦ.

При отсутствии определенных документов или необходимости запроса сведений из архива период регистрации может увеличиться на то же время.

Определенный период занимает рассмотрения дела в суде на основании норм Гражданского процессуального кодекса. В зависимости от его сложности и необходимости запроса правоустанавливающих документов, согласования границ и других юридически значимых действий может потребоваться от 1 месяца до года и более.

Бесплатная

Время действия закона, позволяющего оформлять землю в собственность, продлено до 1 марта 2019. В этот период предполагается передача наделов в частную собственность граждан без взимания платы.

После этого, предполагается, если положение не будет распространяться, будет возможен только выкуп участков по кадастровой стоимости, приближенной к рыночной.

Ранее допускалось приобретение собственности путем подписания договора купли-продажи с муниципалитетом или органом региональной власти по инвентаризационной стоимости, которая намного ниже принятой на свободном рынке.

Понятие «бесплатная» приватизация достаточно условно и предполагает отсутствие необходимости выкупа земельного надела у государства или муниципалитета.

Однако при проведении процедуры придется понести ряд расходов на оформление собственности – включение сведений в единый реестр недвижимости, изготовлении документов с описанием и установлением границ.

Судебная практика

Несмотря на обширную нормативную базу, на практике закон о приватизации земли под частным домом зачастую не применяется или административные органы настаивают на платном оформлении участков в собственность, что недоступно для граждан и они отказывают от своих прав, не заручившись поддержкой квалифицированного юриста.

Встречается много отказов о предоставлении земли именно по основанию бесплатного. Заявления возвращаются гражданам с разъяснениями о необходимости выкупа наделов. В этом случае ситуацию решить есть возможность только по решению суда.

Однако в некоторых ситуациях и этой инстанцией принимается акт о возможности получения земли только на платной основе. Как пример, при повторной подаче заявления, если гражданин уже воспользовался ранее правом на получение земли без выкупа.

Другая категория дел предусматривает отказ в возможности выкупа земли по кадастровой стоимости. Так один из соседей заявил, что приватизацией доли в собственности на участок приведет к нарушению его прав и законных интересов в связи с уменьшением площади занимаемого надела.

В материалах дела содержится акт муниципального органа о предоставлении участка в пределах фактически установленного ограждения. Документов, подтверждающих реальность границ, не было предоставлено.

Ответчиком был подан встречный иск об установлении реальных границ участка и об устранении препятствий в пользовании выделенным для ведения сельского хозяйства надела.

Важно: наследники частных домов, обустроенных на неприватизированных землях, обязуются выкупать участки. Предоставления им наделов в собственность, как при бессрочном пользовании, не предусмотрено законом.

Как альтернатива, они могут воспользоваться предложением по получению их в аренду от органов исполнительной власти.

Приватизация земельного участка – это возможность, предоставленная гражданам и юридическим лицам приобрести в частную собственность земельные участки, относящиеся к государственной или муниципальной собственности. Ст. 28 п. 3 Закона о приватизации говорит, что собственники недвижимости, которая не относится к самовольной застройке, расположенной на землях, числящихся в государственной или муниципальной собственности, должны взять в аренду данные земельные участки либо приобрести их у государства или муниципального образования, если иное не оговорено федеральным законом, подробнее о законе на pravoved.ru . В соответствии со ст. 36 п. 1 ЗК РФ исключительным правом на приватизацию земельных участков наделены граждане и юр лица, являющиеся владельцами строений, расположенных на данных участках. Процедура приватизации земельных участков исполняется в порядке, установленном ЗК РФ.

Приватизация земельного участка осуществляется платно и бесплатно. Граждане имеют право приватизировать земельные участки, которые были ранее получены на условиях права пожизненно наследуемого владения или на условиях права постоянного пользования и на которых были возведены постройки, в последующем оформленные в собственность.

Бесплатная приватизация земельных участков возможна:

  • Если гражданин является собственником дома, который был построен до вступления в действие ЗК РФ (октябрь 2001 г.), соответственно право собственности на данный участок не было оформлено. Сюда относятся и домовладения, полученные по наследству, в дар, по сделке купли-продажи.
  • Если земельный участок был дан в аренду для строительства жилого дома или для ведения личного подсобного хозяйства до октября 2001 года (введение в действие ЗК РФ).
  • Если земельный участок был оформлен на праве пожизненно-наследуемого владения или бессрочного пользования, на котором построен дом и оформлен в собственность.
  • Если земельный участок был выделен под садовое использование или гаражно-строительному кооперативу. Здесь процедура переоформления права собственности осуществляется по упрощенной схеме и регулируется ФЗ № 93 от 30.06.2006 г.

Платная приватизация земельных участков проводится в случаях, когда земельные участки были получены в пользование после 2001 года. Участок выкупается по цене, в основу которой берется минимальный размер ставки земельного налога данной категории земель. Цена выкупа рассчитывается на момент подачи заявления гражданином о приватизации участка. Решение о приватизации принимается бесплатно или же оплачивается после выкупа земельного участка (зависит от решения местного органа).

Нельзя приватизировать те земельные участки:

  • Которые относятся к категории земель, изъятых из оборота (это могут быть земли государственных заповедников) или земли, на которые наложено ограничение (в том случае, если законом не установлена передача в частную собственность);
  • При установлении запрета на приватизацию;
  • Если участок зарезервирован для госнужд.

Порядок приватизации земельного участка

Процесс оформления прав собственности на земельный участок начинается с подачи заявления гражданином в органы госвласти или местного самоуправления. Данное заявление в обязательном порядке должно содержать:

  • ФИО заявителя, его паспортные данные и ИНН;
  • Размер земельного участка;
  • Право, на которое претендует заявитель, и цель использования участка (строительство жилого дома, дачи, ведение садоводства и др.).

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие права гражданина на земельный участок.

Документы для приватизации земельного участка

Паспорт заявителя;
Выписка из ЕГРП о правах на данный земельный участок;
Кадастровый план участка;
Свидетельство о праве собственности на дом или другую постройку, находящуюся на данном земельном участке.

Если земельный участок попадает под платную приватизацию, то к документам необходимо приложить:
Справку о нормативной стоимости 1 га данного земельного участка (берется в районном земельном комитете);
Справка о площади земельного участка;
Справка из налоговой инспекции об установленном размере земельного налога;
Справка из БТИ – оценочная стоимость участка;
Технический паспорт на жилой дом и все остальные постройки, находящиеся на земельном участке.

Органы власти, занимающиеся приватизацией земельных участков, после детального рассмотрения выносят решение. Данное решение принимается в течение двух недель с момента подачи заявления (если подан полный пакет документов). В том случае, если отсутствует кадастровая карта на земельный участок, то специалисты органов местного самоуправления, в ведении которых находится вопрос управления муниципальным имуществом, самостоятельно направляют запрос на изготовление документа (проекта границ приватизируемого земельного участка) в кадастровый орган. Проект границ будет изготовлен и утвержден в течение одного месяца. После того, как будет утвержден проект границ участка, выносится решение органов власти о предоставлении запрашиваемого земельного участка гражданину. Далее на основании оформленного проекта границ за счет заявителя проводятся работы по межеванию земельного участка. Когда будет готов кадастровый паспорт, с заявителем заключается договор бесплатной передачи участка в собственность или договор купли-продажи.

Можно ли получить отказ в приватизации земельного участка?

Закон о приватизации ст. 28 п. 3 не допускает отказ в вопросе выкупа земель за исключением отдельных случаев, оговоренных законом. Препятствием к осуществлению приватизации земельных участков может стать изъятие из оборота земель в соответствии с ФЗ ст. 27 п. 4. Сюда относятся земли, находящиеся под государственными заповедниками и парками, земли, наделенные стратегическим назначением, земли, принадлежащие вооруженным силам, а также федеральной службе охраны, земли особого назначения, земли, занятые объектами атомной энергетики, занятые гражданскими и воинскими захоронениями. Также не подлежат предоставлению в частную собственность земли, на оборот которых наложено ограничение по ст. 27 п. 5 ЗК. Это охраняемые природные территории, земли ведения лесного и водного фонда, земли, занятые ценными культурными объектами и историко-культурными заповедниками, земли административно-территориальных образований, земли, для обеспечения обороноспособности и безопасности страны и другие. Перечень обстоятельств, которые препятствуют приватизации земельных участков, указан в Законе о приватизации ст. 28 п. 8.