Домой / Знаете ли Вы, что… / Структура судебной власти российской федерации. Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура

Структура судебной власти российской федерации. Судебная власть и судебная система Российской Федерации: понятие, структура

суд конституционный арбитражный

В различных странах, в том числе в России, действует множество различных юридических органов: органы расследования, прокуратура, адвокатура, нотариат и др. Некоторые из них могут быть только государственными (например, прокуратура), другие имеют и государственный и частный характер (государственные и частные нотариусы). Адвокатура представляет собой самоуправляющуюся общественную организацию. Особое место среди юридических органов занимает суд, есть общественные товарищеские суды, третейские суды, церковные дела рассматривает в качестве суда Священный синод. Однако главную роль в обществе играют государственные суды, представляющие особую ветвь государственной власти -- судебную власть. Остальные юридические учреждения и юристы такой властью не обладают. Они либо в той или иной форме сотрудничают с судами, либо входят в подчиненный им аппарат (секретари судебных заседаний, канцелярия суда и др.).

Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент (исключением являются лишь прецеденты в странах англосаксонского права), он не занимается исполнительной деятельностью. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме (ее значение подчеркивается тем, что нарушение формы процесса может повлечь за собой отмену решения суда, которое в принципе правильно по существу), суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор; гражданские, в которых решает имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); административные (как правило? споры между гражданами и органами управления); трудовые (споры между работодателями и работниками) и др. Принимая решения по таким делам, суд разрешает конфликты в обществе, используя государственную власть. Он осуществляет правосудие, обеспечивает господство права, принимая решения в соответствии с законом и внутренним убеждением, сложившимся у судьи, судебной коллегии в процессе рассмотрения дела.

Государственная судебная власть принадлежит не судебному учреждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (а в некоторых зарубежных странах -- судебных следователей (следственных судей) и прокуроров). Она осуществляется также не судебным органом в целом (например, районный суд), а судебным присутствием, судебным заседанием. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией, но обязательно действующими в судебном процессе, в форме особой процедуры. Коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или нескольких судей и определенного числа народных (обычно -- двух) или присяжных заседателей (от 5--6 до 24 в разных странах). Гражданские иски рассматриваются обычно коллегией профессиональных судей (мелкие иски -- одним судьей), хотя в некоторых штатах США и в гражданских делах участвуют присяжные заседатели. Народные или присяжные заседатели всегда входят в состав суда при рассмотрении существенных уголовных дел, а при рассмотрении дел, влекущих суровое наказание, участвует более широкий состав присяжных (во Франции -- три судьи и девять заседателей, в США -- один судья и в некоторых штатах по 24 присяжных). Народные заседатели (в ряде стран -- заседатели) имеют одинаковые права с судьей, участвуя в постановлении решения, определении наказания. Присяжные в англосаксонских странах принимают лишь решение о виновности (невиновности) и о смягчающих вину обстоятельствах (в некоторых странах), а наказание назначает судья. Он же принимает решение и по гражданскому иску, если дело рассматривается с участием присяжных заседателей (США, Швеция и др.). Такова же разница в положении народных и присяжных заседателей в России.

Положение и роль суда в обществе. Положение суда в обществе весьма противоречиво. С одной стороны, суд, участвуя в управлении обществом и государством, обладает широкими полномочиями, которых лишена и законодательная, и исполнительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни, отобрать у физического или юридического лица имущество (конфискация), закрыть газету, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить принятое решение и возместить лицу или организации ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить родителей родительских прав и т.д. С другой стороны, это сравнительно слабая власть. Она не опирается непосредственно на поддержку граждан-избирателей, как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть (роль судебных приставов не так велика, к тому же последние -- это аппарат не судов, а Министерства юстиции). Сила судебной власти коренится в уважении суда гражданами и должностными лицами, в непререкаемости судебных решений, их неуклонном исполнении.

Противоречиво положение суда и в политическом аспекте. В отличие от законодательной и исполнительной власти, непосредственно участвующих в политике (партийные фракции в парламенте, партийное правительство), при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими или иными мотивами при рассмотрении конкретного дела. В то же время суд -- часть общества, и государственная политика не может не оказывать на него влияние. Особенно это относится к высшим и конституционным судам. Некоторые решения Конституционного Суда РФ (например, о Чечне, о компартии, об отношениях Федерации и ее субъектов и др.) приняты не без влияния политических мотивов.

Противоречиво положение суда и с точки зрения его роли в обществе. С одной стороны, суд, выполняя прежде всего охранительную функцию, по своим качествам, кадровому составу и положению в государственном механизме имеет консервативную природу, характеризуется высокой степенью бюрократизма. С другой стороны, суд защищает права индивида от произвола государства и давления «большинства», отстаивает законные интересы «меньшинства», оберегая тем самым свободу личности.

Своими решениями суд поддерживает и укрепляет существующий порядок, легитимность государственного управления, содействуя тем самым его большему контролю над обществом. Будучи же органом государства, он может противопоставить себя ему и его учреждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя развитию демократических начал.

Решая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенничество, суды укрепляют экономическую стабильность в обществе. Они поддерживают политическую стабильность, наказывая участников путчей и заговоров, объявляя незаконными террористические организации, партии, цели которых противоречат конституционному строю.

Суд играет значительную идеологическую роль, воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам поведения.

Все эти задачи суд может выполнять только в условиях его правильной ориентации, соответствия принципов его деятельности общечеловеческим ценностям. Напротив, извращенные формы суда (например, чрезвычайные суды, действующие как органы прямого подавления), неправосудные решения оказывают деструктивное влияние на общество.

Судебная ветвь власти имеет свои органы судейского самоуправления (в России -- съезды судей, советы судей, избранные квалификационные коллегии судей. На рисунке 1.1 представлена организационная структура судебной системы РФ.

Рисунок 1.1 Организационная структура судебной системы РФ

Наряду с единством характерной чертой судебной системы Российской Федерации является ее внутренняя дифференциация.

Структура судебной системы РФ отличается сложностью. Суды можно классифицировать по различным основаниям. Так, в судебную систему Российской Федерации входят федеральные суды и суды субъектов РФ (ст.4 ФКЗ «О судебной системе»). К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,

мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В зависимости от предметной компетенции традиционно выделяют три подсистемы (ветви) судебной системы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции (территориальные и военные); 3) арбитражные суды. Полагаем, что образование нового федерального суда - Дисциплинарного судебного присутствия положило начало существованию четвертой ветви судебной системы.

Судебная система Российской Федерации строится с учетом иерархии. Судебная иерархия означает, что вышестоящий суд может проверять законность, обоснованность и справедливость решений нижестоящих судов. Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право осуществлять в предусмотренных федеральным законом формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов.

Расмотрим подробнее структуру и функции судебной системы.

Понятие и структура судебной власти в Российской Федерации.

Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти, о которых Конституция РФ говорит в ст. 10, закрепляя принцип разделения властей. Под судебной властью понимается самостоятельный вид государственной власти , осуществляемый судебными органами посредством установленных законом видов судопроизводства. Судебная власть действует наряду с другими ветвями власти, но является самостоятельной и независимой от них.

Совокупность судебных органов (судов) представляет собой судебную систему, установленную Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Отождествлять судебную власть и судебную систему не следует, хотя эти два понятия тесно связаны. Судебная власть невозможна без судебных органов (судебной системы), поскольку она в ином случае превратилась бы в чистый лозунг, декларацию. Наличие же только системы судебных органов еще не означает, что в государстве есть судебная власть.

Самостоятельность судебной власти не является абсолютной. Разделение властей существует в форме взаимодействия, взаимоконтроля между властями законодательной, исполнительной и судебной.

Взаимодействие между властями имеет много конкретных проявлений. Законодательная власть издает законы, на основе которых действуют исполнительная и судебная власти, участвует в формировании органов каждой из них. Так, учредительная деятельность российского парламента – представительного и законодательного органа государственной власти - в отношении судебной власти, в частности, проявляется в праве парламента учреждать посредством федерального конституционного закона судебные институты, выстраивать иерархию судебных органов, устанавливать их структуру, определять компетенцию. Судебная власть в свою очередь может влиять на власть законодательную, прежде всего через полномочия судебного конституционного контроля, который позволяет признавать законы, акты исполнительной власти или их отдельные предписания не соответствующими Конституции и в силу этого утратившими юридическую силу. Такое право судебной власти поднимает авторитет суда в определенном смысле выше авторитета другого органа власти, поскольку суд может отменить решение этого органа, а тот не может отменить решение суда.

Взаимоотношения судебной и исполнительной власти более многообразны. Ряд органов исполнительной власти постоянно взаимодействуют с судами. Исполнительная власть обеспечивает материальную базу деятельности судов, осуществляет подготовку судебных кадров и др. Судьи высших судов назначаются законодательной властью по представлению Президента РФ, а все другие федеральные судьи - самим Президентом. С 2001 г. при Президенте Российской Федерации действует Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов. При этом в отборе судей участвует не только Президент, но и судебная власть, поскольку глава государства осуществляет свой выбор из кандидатур, представленных Председателями Верховного и Высшего Арбитражного судов на основании заключений квалификационных коллегий судей различного уровня.

Взаимоотношения судебной власти с Президентом РФ и Правительством РФ включают в себя контроль со стороны первой за конституционностью и законностью актов главы государства и нормативных правовых актов Правительства, актов федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, касающихся прав и свобод граждан, а также участие Конституционного и Верховного Судов в процедуре отрешения Президента РФ от должности в силу ст. 93 Конституции РФ.

Однако ни законодательная, ни исполнительная власти не могут вмешиваться в деятельность судебной власти. В отличие от законодательной власти, которая тесно связана с политикой, поскольку главную роль в парламенте играют депутаты, являющиеся представителями политических партий, от исполнительной власти, которая также участвует в политике и поддается политическому давлению со стороны партий, при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено, равно как и любое давление с целью повлиять на решение суда. Суд не должен руководствоваться политическими или какими-либо иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела, принятии конкретного решения.

Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власти. С другой – это сравнительно слабая власть, потому что не опирается на непосредственную поддержку избирателей, как власть законодательная (в некоторых странах судьи низших судов могут избираться гражданами); судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная. Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, в осуществление правосудия (только судом, как подчеркивает Конституция РФ). Именно это и отличает судебную власть от законодательной и исполнительной.

Ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Как уже отмечалось, носителем судебной власти в РФ является совокупность судебных органов, образующих судебную систему .

Названный закон определяет, что судебная система в Российской Федерации является единой, в ней нет деления на федеральную судебную систему и судебные системы субъектов Федерации. Единая судебная система включает: 1) федеральные суды; 2) конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие судебную систему судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ: 2) мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Федерации.

Судебная система состоит из нескольких специализированных судебных подсистем или юрисдикций:

1) Суды конституционной (уставной) юрисдикции, к которым относятся Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Эти органы судебной власти можно назвать одним из обязательных атрибутов современного правового демократического государства. Конституционный Суд РФ осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не образуют единой с Конституционным судом РФ системы, каждый из них независим от другого, действует на своем правовом поле.

2) Суды общей юрисдикции (по гражданским, уголовным, административным и иным делам)включают: а) районные суды, рассматривающие дела в качестве суда первой инстанции и являющиеся вышестоящей кассационной судебной инстанцией по отношению к мировым судьям; б) верховные суды республик, краевые (областные) суды других субъектов Федерации (в том числе суды городов федерального значения), являющиеся вышестоящими инстанциями по отношению к районным судам, а также рассматривающие дела по первой инстанции и в порядке надзора; в) возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ.

3) Суды арбитражной юрисдикции, система которых построена на основе принципа, при котором судебные округа не совпадают с административно-территориальным делением и охватывают несколько территориальных единиц, что рассматривается как одна из гарантий независимости судов от местных властей. Арбитражные суды являются судебными органами по разрешению экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражно-процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами. Арбитражные суды относятся к числу специализированных судов. Их система выступает гарантией хозяйственной самостоятельности предприятий, невмешательства государства в их деятельность, развития предпринимательства, охраны интересов предпринимателей, способствует достижению баланса интересов отдельных предпринимателей с интересами общества в сфере экономики.

Систему арбитражных судов составляют: а) арбитражные суды субъектов Федерации, выполняющие также функции апелляционных судов; б) окружные федеральные арбитражные суды. Судебный округ каждого из них охватывает, как правило, несколько субъектов Федерации. Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов РФ; в) Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ.

Согласно Конституции РФ, не могут создаваться чрезвычайные суды, а также суды, не предусмотренные Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его юрисдикции вопросы не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной власти осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.


Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

7.5.1. Понятие судебной власти.Судебная система Российской Федерации

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть - это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти ):

1) правосудие , под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль . Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. * В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. **

Трехзвенная судебная система. В России сложилась разветвленная судебная система, которая представляет собой совокупность судов, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих соответствующей компетенцией. И хотя все судебные учреждения преследуют одну цель - осуществление правосудия, их можно разделить на три системы: суды общей юрисдикции (общие суды), арбитражные суды и конституционные (уставные) суды.

В Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» все судебные органы делятся по территории их действия. По этому критерию различают:

федеральные суды, к которым относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды; федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, а также арбитражные суды субъектов РФ;

суды субъектов РФ - конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

Конституционный Суд РФ, общие суды, арбитражные суды - это три подсистемы судебной системы страны. Их объединяют общие задачи (охрана конституционного строя, обеспечение законности и правопорядка, защита прав и интересов граждан). Все судебные органы обязаны применять Конституцию РФ и федеральные законы. Решения всех судебных органов имеют обязательное значение. Вместе с тем каждый вид судебных органов наделяется собственной компетенцией.

Структура судебной власти. Следует отметить, что сегодня Конституция РФ учреждает только высшие звенья федеральной системы судебной власти - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ. Кроме того, Конституция РФ не характеризует компетенцию судебной власти в целом и ее отдельных институтов (за исключением Конституционного Суда РФ). Конституция РФ предоставляет право устанавливать полномочия, порядок образования и деятельности высших и иных федеральных судов парламенту России путем принятия соответствующих законов (ст. 128). Однако исключительный характер полномочий судебной власти, позволяющий судам непосредственно затрагивать сферу прав человека или вторгаться в нее, говорит о том, что эти вопросы следовало бы (хотя бы кратко) урегулировать в Конституции РФ.

Основным звеном в структуре судов общей юрисдикции является районный суд , что обусловлено широким объемом его полномочий. Так, районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района. Помимо уголовных и гражданских дел, отнесенных к компетенции этого звена, районный суд рассматривает материалы о подведомственных ему административных правонарушениях.

Вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ являются суды субъектов РФ. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

С 1991 г. в России начала создаваться система арбитражной юстиции, которая после принятия Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» о реформировании судебной системы и объединении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ включает в себя федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Арбитражные суды рассматривают экономические споры, возникающие из гражданских, административных правоотношений, между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и имеющими статус индивидуального предпринимателя.

В составе арбитражного суда субъекта создаются судебные коллегии: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Дела могут рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиально. Причем коллегиально дела рассматриваются в составе трех или другого нечетного числа судей-профес- сионалов либо в составе судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей.

Второе звено названной системы - арбитражные апелляционные суды, являющиеся судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражный судах в Российской Федерации» предусмотрено образование в 10 судебных округах 20 арбитражных апелляционных судов. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, иных коллегий.

Третьим звеном системы арбитражных судов являются 10 федеральных арбитражных судов округов (они созданы в 10 судебных округах по географическо-экономическому признаку). Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. По структуре арбитражный суд округа ничем не отличается от арбитражного суда субъекта РФ, арбитражного апелляционного суда. Дела рассматриваются коллегиально в составе нечетного количества судей - трех или более.

Завершающее звено в структуре судов общей и арбитражной юрисдикции - Верховный Суд РФ. Он является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Учитывая новое предназначение Верховного Суда РФ (после объединения Верховного Суда РФ с Высшим Арбитражным Судом РФ), для регламентации полномочий, порядка формирования и деятельности Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 128 Конституции РФ принят Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», которым, в частности, предусмотрено образование Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Судебные коллегии Верховного Суда РФ рассматривают дела в апелляционном и кассационном порядке, а также в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам - дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда РФ. Кроме того, в составе Верховного Суда РФ функционирует Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия - судебного органа, рассматривавшего дела о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение таких проступков, в состав которого избирались судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, создана Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ в качестве судебной коллегии Верховного Суда РФ. Ее члены избираются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей этого Суда. Более того, определена общая численность судей Верховного Суда РФ - 170 судей.

Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание специализированных судов (патентные, по трудовым спорам, по семейным спорам, по интеллектуальным правам). Новые суды предполагалось создавать как самостоятельные, независимые от системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов суды.

В систему арбитражных судов входит Суд по интеллектуальным правам, который действует в составе судей, судебных составов и президиума.

Существуют третейские суды - Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ и др. Третейские суды могут рассматривать споры, подведомственные арбитражным судам, если об этом имеется соглашение сторон. Стороны вправе также передать на рассмотрение третейского суда споры, подведомственные судам общей юрисдикции, кроме споров из трудовых и семейных правоотношений. Однако перечисленные органы имеют статус квазисудов и непосредственно в судебную систему страны не входят.

Органы судейского сообщества. Статус органов судейского сообщества регламентирован Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Названные органы образуются для защиты и выражения интересов судей. Органами судейского сообщества являются: Всероссийский Съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ; Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи; экзаменационные комиссии субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Органы судейского сообщества вправе: рассматривать вопросы совершенствования законодательства и судебной практики; обсуждать организационное, кадровое обеспечение работы судов, укрепление правового статуса судей; представлять интересы судей в государственных и негосударственных органах и организациях и т. д.

Мировые судьи. Институт мировых судей зародился в Англии в XIV в. Наименование это появилось в связи с тем, что, рассматривая мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи были обязаны стремиться к примирению сторон. В России система мировых судов была сформирована в 1862 г., когда Александр II утвердил «Основные положения преобразования судебной части в России». Однако в 1917 г. была упразднена вся царская судебная система, а вместе с ней и мировые суды.

17 декабря 1998 г. вступил в силу Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», возродивший институт мировых судей. Законом определены требования, предъявляемые к мировым судьям, гарантии их статуса, компетенция, некоторые условия деятельности, в том числе их финансовое и материально-техническое обеспечение. К подсудности мировых судов отошли дела частного обвинения, уголовные дела, по которым предусмотрена мера наказания до трех лет лишения свободы, большая часть гражданских дел, практически все дела об административных правонарушениях. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе последнего, согласованной с субъектом РФ. Практика пошла по пути первого варианта, поскольку органам государственной власти субъектов РФ лучше известны местные условия и возможности для введения института мировых судей. Безусловно, создание мировых судов поможет сосредоточить усилия федеральных судов на делах, имеющих повышенное общественное значение, сократит сроки и улучшит качество их рассмотрения.

Участие граждан в отправлении правосудия. По Конституции РФ граждане участвуют в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Подобное участие может реализовываться в различных формах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» установил, что судебная власть в стране осуществляется судьями и привлекаемыми в установленном законе порядке к осуществлению правосудия присяжными, народными и арбитражными заседателями. К отправлению правосудия в судах общей юрисдикции привлекаются народные и присяжные заседатели. В деятельности арбитражных судов участвуют арбитражные заседатели.

Концепция судебной реформы, принятая еще 24 октября 1991 г., предусмотрела возвращение к суду присяжных. В России суд присяжных был введен судебной реформой 1864 г. и упразднен в 1917 г. Преимущества такого суда должны проявиться в более широкой коллегиальности, бесспорной независимости, меньшем риске злоупотреблений и судебных ошибок, стимулировании состязательности процесса и т. д.

Присяжные заседатели отбираются по ежегодно составляемым спискам. Включение граждан в списки присяжных заседателей производится методом случайной выборки из списков избирателей последних выборов или референдума. Необходимое суду число присяжных заседателей определяет председатель соответствующего суда, а орган исполнительной власти субъекта Федерации при участии органов местного самоуправления составляет основной и запасной списки присяжных заседателей (запасной список предназначен для срочной замены присяжных из основного списка). Дальнейший отбор присяжных заседателей для рассмотрения конкретного дела производится в суде с участием председательствующего, обвинителя, подсудимого и его защитника. Коллегия присяжных заседателей образуется путем жеребьевки в составе 12 комплектных заседателей и двух запас ных. Присяжные заседатели участвуют только в осуществлении правосудия по уголовным делам, причем по наиболее тяжким преступлениям, за которые может быть назначен максимальный срок лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь. В отличие от народных и арбитражных заседателей присяжные не имеют одинаковых прав с судьей, так как они выносят вердикт по тому вопросу, который поставлен перед ними судьей. На основе обвинительного или оправдательного вердикта присяжных судья назначает наказание.

  • Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.

Власть в России в соответствии с принципом разделения властей разделена на три независимые ветви:

  • законодательную,
  • исполнительную,
  • судебную.

Правосудие может осуществляться только судом. Судебная власть реализуется посредством:

  • конституционного,
  • гражданского,
  • административного,
  • уголовного производства.

Разбирательство дел проходит на основе принципа состязательности сторон.

Функции судебной ветви власти

К основным функциям суда как самостоятельной ветви власти следует отнести:

  • конституционный контроль;
  • правосудие;
  • контроль за законностью работы государственных органов;
  • гарантирование обеспечения исполнения судебных решений;
  • разъяснение законодательства для правоприменения.

Система судебной власти

Замечание 1

Система судебной власти строится на принципах иерархии и соподчинения низших судов высшим. Суды первой инстанции рассматривают дело по существу, в то время как суды высших инстанций, как правило, занимаются проверкой законности и обоснованности вынесенных ими решений.

В судебной системе нашей страны выделяется несколько специализированных юрисдикций:

  1. Конституционные (уставные) суды. Сюда относятся Конституционный Суд России, а также уставные суды субъектов. Данные судебные органы можно назвать обязательным атрибутом правового государства в наше время. Уставные суды субъектов не образуют системы с Конституционным судом в том смысле, что каждый из них является независимым от другого, и действует в рамках собственных полномочий. Конституционный суд проверяет на соответствие Конституции федеральных и иных законов страны, в то время как уставный суд проверяет локальные правовые акты субъекта на соответствие уставу (конституции) субъекта.
  2. Суд общей юрисдикции. Он занимается разрешением дел по гражданским, уголовным и административным спорам. Данная юрисдикция включает в себя:

    • мировых судей,
    • районные суды, которые рассматривают дела по первой инстанции;
    • верховные суды субъекта, рассматривающие дела, в том числе, в кассационном, апелляционном и надзорном порядке;
    • Верховный Суд России, который является высшим судебным органом страны и выступает руководящим звеном в этой цепи.
  3. Арбитражные суды. Их система построена на принципе, когда судебный округ не совпадает с административно-территориальным делением страны и включает с себя несколько территориальных единиц. Это является гарантией независимости суда от органов местной власти. Арбитражные суды разрешают экономические споры и некоторые категории дел, касающиеся компетенции хозяйствующих субъектов. В системе арбитражных судов выделяется специализированный суд по интеллектуальным правам. Система арбитражных судов выступает гарантией хозяйственной независимости организаций и невмешательства государства в их работу, развития предпринимательства, гарантирует поиск баланса между интересами хозяйствующих субъектов и общества. В систему арбитражных судов входят.