Домой / Примеры ошибок / Спасо-каменный монастырь на острове каменный в кубенском озере открыт решением священного синода. Спасо-каменный монастырь

Спасо-каменный монастырь на острове каменный в кубенском озере открыт решением священного синода. Спасо-каменный монастырь

Спас-Каменный остров - находится практически в центре Кубенского озера (самого большого в Вологодской области) на небольшом клочке суши размером 120 на 70 метров.

Вся история этого маленького, Богом хранимого, островка посреди озера, и учрежденного на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе. Даже сама обитель возникла здесь благодаря шторму, в который попал Белозерский князь Глеб Василькович. Остров стал для князя спасением. В исполнение обета он основал на Спас-Каменном в 1260 году, как гласит предание, первый на Вологодчине монастырь. А в XV веке в этом монастыре, который занимает особое место в истории каменного зодчества Русского Севера, был возведен и самый первый в крае храм из камня - в честь Преображения Господня.

По существу - это самый старый на севере России каменный монастырь.Этот монастырь гораздо старше знаменитых Кирилло-Болозерского и Ферапонтова.

Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий, как на знаменитом Афоне, устав Спас-Каменного монастыря - женщинам путь на остров был закрыт.

В Средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме.

На монастырской колокольне в непогоду ударяли в колокол. Этот колокол весом в пять тонн был отлит в Санкт-Петербурге из гильз, оставшихся после войны 1812 года.
Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, по осени разбежались.

В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приему и переработке рыбы. С 1971 остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века

Новейшая история Спас-Каменного острова связана с именем Александра Николаевича Плигина и его жены Надежды Александровны, их детей Анны, Алексея, Ивана. Еще с детства, с первого посещения Спаса-Каменного, Александр Николаевич был неравнодушен к судьбе острова.

Десять лет почти безвыездно, и в зиму, и в лето, он провел на острове в трудах. Сумел найти средства, верных помощников, вложил в дело личные сбережения. Были восстановлены гостиничный корпус, на колокольне поставлены купол и крест.

Каждое лето, начиная с 1999 года, на острове под руководством педагогов работают школьники из села Устье-Кубенское. Приезжают сотрудники из московского православного центра «РеставросЪ». По благословению игумена Дионисия на острове работают трудники Спасо-Прилуцкого монастыря. В меру сил оказывают помощь деньгами и строительными материалами предприятия и предприниматели разных городов Вологодчины и всей России. В XXI веке восстановление монастыря получило, наконец, и видимую помощь областных властей.

Александр Николаевич не дожил до возрождения монастыря. 27 января 2004 года его не стало. Он похоронен на острове, возрождению которого посвятил всю свою жизнь.
В августе 2005 года 745-летие со дня основания монастыря на острове отметили открытием музея. Здесь представлены сохранившийся православный крест с колокольни и различная монашеская утварь, найденная при археологических раскопках.

Добраться до Спас-Каменного острова нелегко в любое время года. Небольшой кусок святой земли отрезан от остального мира. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова. Особенно если случаются сильные туманы.

Но Спас-Каменный имеет какую-то особую притягательную силу для тех, кто о нем узнал.

Многие мечтают увидеть возвышающийся над озером силуэт колокольни…

В настоящее время основными посетителями острова являются туристы и православные паломники со всей России, некоторые из которых жертвуют средства на его восстановление.

Остров можно посетить, совершив круиз выходного дня на теплоходе от Вологды по маршруту: Вологда – остров Спас-Каменный – Устье Кубенское – Устье Вологодское – Вологда.

При написании этого текста были использованы материалы сайтов: www.cultinfo.ru; www.ng.ru; www.geocaching.ru; www.rusvera.mezha.ru; www.eparhia.ru; www.powerclip.ru .

Основная фотография: www.temples.ru;

Маленький, Богом хранимый островок посреди Кубенского озера, находится в 60-ти км от Вологды. Когда-то здесь был один из древнейших монастырей, основанный, по преданию, Глебом Васильковичем, который, плывя из Белозерска в Великий Устюг, был застигнут в пути сильной бурей. Судно его прибило к маленькому острову, называемому Каменным, на котором было несколько монахов-отшельников, молившихся в часовне, т.к. храма не было. В честь своего спасения он поставил там деревянную церковь и устроил монастырь. Было это примерно в 1260 году. В Спас-Каменном монастыре появился самый первый каменный храм на всем Русском севере - в 1481 г. в честь Преображения Господня. В 1543-1545 гг. были выстроены объединенные теплая Успенская церковь «под колоколы» с одностолпной трапезной палатой. Позже появилась галерея, объединившая Спасо-Преображенскую церковь с трапезным комплексом.

Монастырь прожил около семи веков, имел в округе свои подворья; переживал неоднократно пожары и закрывался. В начале века он в очередной раз был упразднен. И в 1930-е годы частным любителем острых ощущений был взорван храм XV в. в честь Преображения Господня. Остальные постройки стали со временем рушиться, и остался на данный момент лишь храм «под колоколы» Успения Пресвятой Богородицы. На острове ведется реставрация. За годы своего существование Спас-Каменный монастырь, славившийся своим строгим уставом, воспитал много подвижников, самые известные из которых - Иоасаф, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, последние два основали в округе свои монастыри.



Спасо-Каменный монастырь, общежительный, на каменистом острове Кубенского озера, в 45 верстах от города Вологды и в 40 верстах от железнодорожной станции Марженги. Основан в половине XIII веке белозерским князем Глебом Васильковичем, в благодарность Всемилостивому Спасу за спасение от угрожавшей ему опасности во время плавания по Кубенскому озеру. Преображенский соборный храм построен в 1481 году. В этом монастыре 10 сентября 1453 года скончался подвизавшийся в нем в течение 5 лет сын Заозерского князя Дмитрия Васильевича, князь Андрей, в монашестве Иоасаф (см. 10 сентября), святые мощи которого прославились чудесами и около 20 лет были зримы нетленными. Во время бывшего 3 сентября 1472 года и истребившего монастырь пожара святые мощи пр. Иоасафа сгорели; лишь немногие останки их благоговейно были собраны одним иноком, вложены в ковчег и положены под престолом; впоследствии часть мощей преподобного была вложена в обложенный серебром крест, для благоговейного поклонения богомольцев. В 1650 году ковчег со святыми мощами был перенесен в особо устроенную в Преображенской церкви гробницу, и упомянутый крест возложен на нее. После бывшего 24 июля 1774 года и вновь истребившего Спасокаменный монастырь пожара, этот монастырь был упразднен, а братия переведена в Вологодский Свято-Духов монастырь, куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и останки святых мощей пр. Иоасафа. Вследствие ходатайства окрестного населения, упраздненный Спасокаменный монастырь был, по благословению Святого Синода в 1802 году, восстановлен, с наименованием оного Спасопреображенской Белавинской пустынью. В 1892 году Святой Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками святых мощей пр. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать оную Спасокаменным монастырем. Находившийся на реке крест с частицами мощей преподобного оставлен в Свято-Духовом монастыре.

В монастыре покоятся под спудом мощи инока блаженного Василия (см. 2 августа); над ними металлическая рака, на ней образ святого Василия во весь рост; при раке железные вериги и шапка его из железных полос. Здесь же находятся гробницы местных подвижников Петра чудотворца (XV век) и Кассиана игумена монастыря (1463 год). К монастырю приписан , в 40 верстах от города Кадникова, а от Спасокаменного монастыря в 8 верстах, на берегу реки Кушты, основанный в начале XV века преподобным Александром Куштским (см. 9 июня), мощи которого покоятся здесь под спудом в приделе его имени; над ними медная рака; этот монастырь в 1764 году был упразднен, а в 1833 году восстановлен и тогда же приписан к Спасокаменному монастырю. К этому же последнему монастырю приписана Белавинская Богоявленская пустынь, в 20 верстах от Спасокаменного монастыря, на острове Белавинского озера, основанная в 1630 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Спасо-Каменный монастырь был основан в первой половине XIII в. на одном из островов Кубенского озера, в 47 в. к северо-западу от Вологды. В 1774 г. все деревянные строения сгорели. В 1775 г. монастырь, по указу Св. Синода, был упразднён, а в 1790 г. восстановлен и назван Белавинской Спасо-Преображенской пустынью.

Основные строения монастыря к началу XX в.:

  • Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских.
  • Тёплая Богородицкая церковь (в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» или Успенская?), 1543 года, каменная; престолы - в честь Успения Богородицы (устроен на месте сгоревшего в 1477 г. деревянного храма Успения) и свт. Николая Чудотворца. В церкви пребывали мощи преп. Иоасафа Каменского.
  • Упраздненная церковь св. Василия Блаженного.
  • Колокольня.
  • Настоятельско-братский корпус.

На колокольне имелись железные часы с надписью славянскими буквами: «Лета 7178 (1670) Июля 6 дня поставлены сии часы Успения Богородицы Подозерного монастыря при игумене Маркелле еже о Христе с братиею, а положил игумен Маркелл своих келейных денег 12 рублей в часе… мастер Михайло Стефанов». Другая надпись гражданскими буквами: «Сии часы куплены 1790 года Февраля 4 числа в Рождественском монастыре, что ныне приходская церковь Преображения Господня, что в Шухтове, за которые заплачено 15 рублей, которые как куплены и поправлены иждивением помещика Федора Ивановича господина Вараксина, и быть оным часам сей церкви на колокольне по его собственному желанию, и если оной господин или его наследники по нем пожелают их куда в другое место взять, то никому в том препятствия не чинить, понеже они куплены и исправлены своим коштом, которые починкою и постановкою и всей поправкою коштуют 50 рублев, а исправлял и устанавливал Григорий Кузнецов».

В нижней части острова существовал храм Трёх Святителей. Возможно, храм стал кладбищенским. Отмечался в нём образ Господа Саваофа дониконовского письма.

30 января 1866 г. строитель пустыни иеромонах Фалассий, как сообщалось в Вологодских епархиальных ведомостях, "по вниманию к его доброму поведению, благоразумному и с особенным терпением соединенному обращению его с братиею обители и с посылаемыми в оную для исправления в поведении духовными и мирскими лицами, также за попечение его об устройстве обители, об улучшении хозяйственной части в оной" произведён в сан игумена.

10 декабря 1867 г. в приписной Успенской Александровской пустыне освящён возобновлённый храм во имя свт. Николая Чудотворца, настоятелем пустыни игуменом Фалассием соборне с монастырской братией и окрестными священниками. Перестроенный храм во имя св. благов. Князя Иоасафа освящён 3 февраля 1874 г. Новый придельный храм во имя св. Василия Блаженного Каменского чудотворца освящён 20 августа 1874 г. 16 августа 1886 г. бурей сорвало крест с юго-восточной главы Преображенской соборной церкви.

22 мая 1887 г. освящён возобновлённый холодный храм во имя Преображения Господня. Освящение совершал Преосвященнейший Израиль, епископ Вологодский и Устюжский, с участием благочинного монастырей, игумена Лопотова монастыря Анатолия, местного настоятеля игумена павла, ключаря кафедрального собора Н. Кирикова, благочинного 2-го округа Кадниковского уезда А. Левитского и двух местных иеромонахов, при многочисленном стечении богомольцев.

Весной 1899 г. во время ледохода, при разливе Кубенского озера, в монастыре были повреждены почти все деревянные строения: пристройка с западной стороны братского корпуса, прачечная изба, баня и рыбацкая изба; унесено много запасных брёвен, крылечные пристройки с ретирадными местами (туалетами) и со срубами при укреплённых берегах острова. Более всего были повреждены берега острова: волнами при сильном ветре размыло берег со всех сторон почти на 1 1/2 сажени, а местами и более. Общая сумма убытка составила не менее 3 тысяч рублей.



Когда-то замечательные сооружения Спасо-Каменного монастыря радовали глаз путников, проплывавших по озеру или проходивших по берегу. Монастырь на маленьком островке возникал подобно волшебному видению, на мгновение показавшемуся из глубины вод. На небольшом островке размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину, называемый Каменным, возвышается ныне лишь похожая на колокольню церковь да корпус монастырской гостиницы. Это всё, что осталось от Спасо-Каменного монастыря, одного из древнейших на Севере.

Датой основания обители принято считать 19 августа 1260 года, когда Белоозёрский князь Глеб Василькович, внук Ростовского князя Константина Всеволодовича, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения князь повелел здесь воздвигнуть храм и устроить монастырь. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всём русском Севере - Спасо-Преображенского собора, оконченного и освящённого в 1481 году. Строительство велось на вклад удельного князя Андрея Меньшого, который владел Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу. Было высказано много предположений о том, откуда были мастера, построившие собор. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в ХV веке входил в состав Ростовской епархии.

В архитектуре собора прослеживалось влияние московского и ростовского зодчества. В своём первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая - в центре и маленькая - над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. Собор Спасо-Каменного монастыря послужил образцом для возведения последующих храмов в северных монастырях - Ферапонтовом, Кирилло-Белозёрском, Спасо-Прилуцком. Сохранившаяся Успенская церковь была построена вместе с трапезной на вклад Василия III в 1543-1549 годах ростовскими мастерами Пахомием Горяиновым и одним из известнейших зодчих ХVI века Григорием Борисовым. Трапезная палата была довольно характерным по своему типу зданием: поставленный на подклет прямоугольный объём с главным зальным помещением, сводчатые перекрытия которого опирались на столб в центре. Успенская церковь примыкала к восточной стене трапезной, но не посередине, а ближе к юго-восточному углу. Это - оригинальный храм в виде трёхъярусного столпа. Два нижних яруса его многогранные: первый служил подклетом, а во втором помещалась церковь. Третий ярус с открытыми арками являлся колокольней, отчего и сам храм в древности называли "иже под колоколы". Во второй половине ХVII века церковь получила новое завершение - на восьмигранное основание был поставлен барабан с луковичной главкой.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ, для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт, и это запустение продолжалось 26 лет. В 1801 году по повелению императора Павла I обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с церковным имуществом. В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. До 1971 года здесь жил штатный сторож, назначенный от Управления культуры Усть-Кубенского района. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и самостоятельных туристов. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня.

В 1991 году двое вологодских энтузиастов стали потихоньку восстанавливать сохранившиеся здания. Вскоре к ним присоединились неравнодушные люди. Средств на восстановление постоянно не хватало. Сначала из руин восстало последнее из появившихся здесь до революции капитальных строений - одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине рыбаков.

В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье "Спасо-Каменный монастырь", настоятелем которого был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский). В 2009 году в Успенском храме был отслужен первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными. К 2010 году, к 750-летнему юбилею, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой был устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально.

Информация из книги: Выголов В.П., Удралова Н.В. "В край белых ночей". Путеводитель. - М.: Профиздат, 1986 г. и с сайта: ru.wikipedia.org/Спасо-Каменный монастырь.



Спасо-Каменный монастырь (Белавинская Спасо-Преображенская пустынь). Современное местоположение: остров Каменный на оз. Кубенском, Усть-Кубинский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния.

Спасо-Каменный монастырь был основан в первой половине XIII в. на одном из островов Кубенского озера, в 47 в. к северо-западу от Вологды. В 1774 г. все деревянные строения сгорели. В 1775 г. монастырь, по указу Св. Синода, был упразднён, а в 1790 г. восстановлен и назван Белавинской Спасо-Преображенской пустынью. Основные строения монастыря к началу XX в.: Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских. Тёплая Богородицкая церковь (в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» или Успенская), 1543 года, каменная; престолы - в честь Успения Богородицы (устроен на месте сгоревшего в 1477 г. деревянного храма Успения) и свт. Николая Чудотворца. В церкви пребывали мощи преп. Иоасафа Каменского. Упраздненная церковь св. Василия Блаженного.

На колокольне имелись железные часы с надписью славянскими буквами: «Лета 7178 (1670) Июля 6 дня поставлены сии часы Успения Богородицы Подозерного монастыря при игумене Маркелле еже о Христе с братиею, а положил игумен Маркелл своих келейных денег 12 рублей в часе… мастер Михайло Стефанов». Другая надпись гражданскими буквами: «Сии часы куплены 1790 года Февраля 4 числа в Рождественском монастыре, что ныне приходская церковь Преображения Господня, что в Шухтове, за которые заплачено 15 рублей, которые как куплены и поправлены иждивением помещика Федора Ивановича господина Вараксина, и быть оным часам сей церкви на колокольне по его собственному желанию, и если оной господин или его наследники по нем пожелают их куда в другое место взять, то никому в том препятствия не чинить, понеже они куплены и исправлены своим коштом, которые починкою и постановкою и всей поправкою коштуют 50 рублев, а исправлял и устанавливал Григорий Кузнецов». В нижней части острова существовал храм Трёх Святителей. Возможно, храм стал кладбищенским. Отмечался в нём образ Господа Саваофа дониконовского письма.

30 января 1866 г. строитель пустыни иеромонах Фалассий, как сообщалось в Вологодских епархиальных ведомостях, "по вниманию к его доброму поведению, благоразумному и с особенным терпением соединенному обращению его с братиею обители и с посылаемыми в оную для исправления в поведении духовными и мирскими лицами, также за попечение его об устройстве обители, об улучшении хозяйственной части в оной" произведён в сан игумена. 10 декабря 1867 г. в приписной Успенской Александровской пустыне освящён возобновлённый храм во имя свт. Николая Чудотворца, настоятелем пустыни игуменом Фалассием соборне с монастырской братией и окрестными священниками. Перестроенный храм во имя св. благов. Князя Иоасафа освящён 3 февраля 1874 г. Новый придельный храм во имя св. Василия Блаженного Каменского чудотворца освящён 20 августа 1874 г. 16 августа 1886 г. бурей сорвало крест с юго-восточной главы Преображенской соборной церкви.

22 мая 1887 г. освящён возобновлённый холодный храм во имя Преображения Господня. Освящение совершал Преосвященнейший Израиль, епископ Вологодский и Устюжский, с участием благочинного монастырей, игумена Лопотова монастыря Анатолия, местного настоятеля игумена павла, ключаря кафедрального собора Н. Кирикова, благочинного 2-го округа Кадниковского уезда А. Левитского и двух местных иеромонахов, при многочисленном стечении богомольцев. Весной 1899 г. во время ледохода, при разливе Кубенского озера, в монастыре были повреждены почти все деревянные строения: пристройка с западной стороны братского корпуса, прачечная изба, баня и рыбацкая изба; унесено много запасных брёвен, крылечные пристройки с ретирадными местами (туалетами) и со срубами при укреплённых берегах острова. Более всего были повреждены берега острова: волнами, при сильном ветре, размыло берег со всех сторон почти на 1 1/2 сажени, а местами и более. Общая сумма убытка составила не менее 3 тысяч рублей.

5 и 7 апреля 1903 г. ледоходом разрушило гостинный корпус Спасо-Каменного монастыря. Все простенки между окнами с южной стороны корпуса выломало, железную крышу на корпусе исковеркало, все комнаты забиты были льдом. Уничтожены также деревянный флигель и баня. Общая сумма убытка составила не менее 1000 рублей.

http://parishes.mrezha.ru/monastery_history.php?id=10007



Спасо-Каменный монастырь на острове Каменном в Кубенском озере - древнейшая православная обитель на всем Русском и Европейском Севере. Спасо-Каменный монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен на острове Каменный в Кубенском озере на территории Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области. Кубенское озеро находится в 30 километрах к северо-западу от города Вологды, является одним из крупнейших водохранилищ Вологодчины. Площадь озера составляет 648 кв. км, протяженность озера около 60 километров, максимальная ширина - 12 километров. Остров Каменный расположен у восточного берега, недалеко от впадения реки Кубены. Река Кубена занимает второе место после реки Сухоны по своей протяженности по территории области.

Кто и когда основал Спасо Каменный монастырь точно не известно. В исторических источниках датой основания обители значится 1260 год. Существует монастырская легенда о возникновении обители, записанная в конце 15 века старцем Паисием Ярославовым, бывшим игуменом Троице-Сергиевой лавры, постриженником Спасо Каменного монастыря. Из книг, сохранившихся после пожара, он собрал материалы для своего известного Сказания о Спасо-Каменном монастыре на озере Кубенском. Согласно Сказанию, Белозерский князь Глеб Василькович, следуя в свою вотчину в Белое озеро и далее к Великому Устюгу на судне по реке Порозовице через Кубенское озеро, внезапно был застигнут сильной бурей. Князь молился Богу о спасении и обещал на месте спасения поставить церковь во имя того святого, в какой день его принесет к берегу и создать монастырь. 6 августа судно князя принесло к Каменному острову. На острове князя встретили 23 инока пустынножителя. Князь исполнил данный им обет и повелел поставить на острове Спасо-Преображенскую деревянную церковь украсить ее иконами и книгами, дал милостыню на строение монастыря. Так был основан древний Спасо Каменный монастырь.

Путь с Волги через Кубенское озеро на Северную Двину, по словам археологов, был известен со времен неолита, с тех же времен существовал и Каменный остров. Исследователи утверждают, что первые христиане на острове появились в начале 11 века. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, на острове случайно наткнулся на язычников, молившихся здесь у «священного камня», над которым был сделан деревянный навес. Пока озеро не стихло, князь беседовал с язычниками, пробовал обратить их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, новгородский воевода вновь высадился на знакомом острове, нашел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. Почитание креста на острове продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто во время дальних странствий спасался на острове от бури и шторма. Впоследствии Спасо Каменный монастырь стал крупным миссионерским центром во всей округе.

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование - Спасо-Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо-Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо-Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский - благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского.

Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались.

В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар - неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название.

В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера.

До 90-х годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки.

В настоящее время памятник восстанавливается: построена обыденная часовня во имя всех Вологодских святых, отремонтирована гостиница, отреставрирована Успенская церковь и колокольня, построен дом для священнослужителей, создан небольшой музей Спасо-Каменного монастыря, построена спасательная станция, к зданию гостиницы проведен водопровод, установлен ветрогенератор. В 2013 году введена в эксплуатацию линия электропередач, на острове установлена электроподстанция. В настоящее время остров обеспечен постоянным электроснабжением. За счет средств, выделенных по Федеральной целевой программе «Культура России» и средств областного бюджета, в 2013 году продолжалась работа по восстановлению братского корпуса. В течение 2013 года были возведены стены второго яруса корпуса до свода, установлены окна и двери.

Официальный сайт архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь» https://kubena35.ru/dostoprimechatelnosti/spaso-kamennyij-monastyir.html

Один из старейших монастырей Русского Севера. Находится на острове Каменный на Кубенском озере, невдалеке от села Устье, Усть-Кубенского района.

Принято считать, что монастырь был основан во второй половине XIII века, что делает его одним из древнейших монастырей Русского Севера. Кроме того, это первый каменный монастырь на Русском Севере. В 1774 году на острове возник мощнейший пожар, уничтоживший практически все деревянные постройки, после чего монастырь был закрыт. В 1801 году обитель возобновилась и монастырь просуществовал до 1925 года. В 1937 году древнейший храм Русского Севера 1481 года постройки был взорван с целью получения кирпичей для строительства местного Дома культуры. С 1991 года силами энтузиастов под руководством А. Н. Плигина началось восстановление Спасо-Каменного монастыря, продолжающееся и по сей день.

Основание монастыря

По преданию в августе 1260 года белозерский князь Глеб Василькович «плыл на струге из отчины своей от Бело-озера к городу Устюгу рекою Порозовицею и взошел в озеро Кубенское, но волны были так велики на озере, что князь должен был простоять десять дней у берега, там, где церковь Преподобного Антония Великого. Едва утихла пучина, и двинулся он в путь, как опять настигла черная туча со страшным громом и молниею, и княжий насад начал заливаться волнами. Князь с людьми своими стали молиться Всемилостивому Спасу, дабы избавиться им от надлежащей беды и дали обет: где и в какой день принесет их ко брегу, на том месте соорудить церковь во имя празднуемого Святого и устроить обитель. И вот, благоволением Божьим в 6 день августа, на праздник Преображения Господня принесло их бурею на средину озера к острову, называемому Каменным».

На острове на тот момент находилось порядка 23 пустынножителей. По-видимому, это были выходцы с пристани Антоний, рядом с которой стояла Антониевская церковь, считающаяся одной из самых ранних северных церквей. Проживавшие на острове старцы вели иноческий образ жизни и занимались проповедью Христовой веры среди обитавших по ближайшим берегам язычников. «По причине их убожества и нападения неверных человеков церкви у них не было». Глеб Василькович, бывший, к слову, внуком великого князя Ростовского Константина Всеволодовича и мужем внучки Батыя, и имевший в силу этих обстоятельств большое влияние, сдержал свое слово и в короткий срок на острове была возведена Преображенская церковь.

Монастырь в XV-XIX веках

Следующей вехой в истории монастыря становится первая половина XV века, когда настоятелем Спасо-Каменного монастыря по воле великого князя Дмитрия Ивановича Донского становится Дионисий Грек. Согласно «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», Дионисий был афонским пострижеником. По мнению А. Е. Тарасова, Дионисий мог быть русским или южным славянином, уехавшим в Грецию.

Данное событие свидетельствует о том внимании двора московского князя, которые было обращено на столь отдаленный северный монастырь. И подобная опека вполне ясна.

Спасо-Камень наряду с Кирилло-Белозерским монастырем являлся в XV веке крупнейшим культурно-религиозным центром. Даже Ферапонтов монастырь не мог похвастаться таким влиянием в северных землях. В Спасо-Каменном монастыре приняли монашеский постриг множество будущих великих подвижников, чьими трудами и молитвами создавалась Северная Фиваида. Среди них были преп. Дионисий Глушицкий, преп. Александр Куштский, преп. Евфимий Сянжемский, преп. Иоасаф Каменский.

В 1481 году ростовскими мастерами был возведен первый на Русском Севере каменный собор, который освятили в честь Преображения Господня. 9 годами позднее в 1490 году эти же мастера возвели в Ферапонтовом монастыре собор Рождества Богородицы.

В 1541 году была возведена теплая трапезная церковь во имя Успения Богоматери «иже под колоколы».

Примечательным является тот факт, что Иван IV Грозный, неоднократно посещавший Вологду, ни разу не был в Спасо-Каменном монастыре. Однако известно, что царь прислал на остров колокол.

В 1650 году игумен Маркелл установил раку для мощей преподобного Иоасафа Каменского.

В 1773 году на острове случился мощнейший пожар, после которого обитель была упразднена, а братия переведена в Духов монастырь в Вологде, получивший в 1775 году название Спасо-Каменного - по наименованию сгоревшего и упраздненного островного монастыря.

В 1801 году повелением императора Павла I сгоревшая обитель была восстановлена, и на остров переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни. Так островной монастырь получил название Белавинской Спасо-Преображенской пустыни.

В 1892 году монастырю указом Синода было возвращено исходное наименование Спасо-Каменного.

Монастырь в ХХ-ХХ I веках

В 1925 году монастырь был закрыт. В 1937 году была предпринята попытка добыть на острове кирпич для строительства Дома культуры путем взрыва Спасо-Преображенского собора. Однако подорвать древние стены таким образом, чтобы можно было их использовать в дальнейшем, большевикам не удалось, поэтому по сей день в центре острова лежат разрушенные стены собора.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.

С 1991 года усилиями энтузиастов под руководством А. Н. Плигина и А. А. Асафова началось восстановление монастыря. В 1993 году Александр Асафов скончался, и работы по возрождению обители продолжил Александр Плигин. В 2004 году скончался Александр Плигин, дело его продолжают вдова, Надежда Александровна, и дети.

Сейчас уже восстановлены гостиничный корпус, колокольня с Успенской церковью, идут работы по восстановлению трапезной палаты. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня на Каменном острове в Кубенском озере Вологодской епархии

Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня , 6 августа года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных.

Время расцвета обители связано с именем игумена Дионисия Грека , который ввел в монастыре строгий устав Святой Горы Афонской , заложил традиции, сформировавшие авторитет и славу монастыря на несколько столетий. В его настоятельство Спасо-Каменный монастырь стал духовной школой для многих подвижников, и выходцы из него – Дионисий Глушицкий , Александр Куштский , Пахомий Каменский , Евфимий Сянжемский - в свою очередь, основали новые обители на побережье Кубенского озера. Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Петр Каменский и Василий Каменский , Христа ради юродивый.

Во времена жестоких междоусобных войн в году великий князь Василий Тёмный , свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие» . Василий Темный сделал богатые земельные вклады в обитель, а его супруга великая княгиня Мария приписала к ней монастырь св. Николая Чудотворца на Святой Луке .

Пожар 1476 года. Возрождение обители

В сентябре года во время сильного шторма на острове случился пожар. Будучи деревянными, все монастырские строения сгорели. Много монахов погибло в водах озера, спасаясь в ладьях от огня.

Через несколько лет обитель вновь отстроилась. В году был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Для украшения собора белый камень привозили из Твери со Старицких карьеров. Кирпичи для сооружения храма изготовлялись вручную. Возводила собор артель ростовских зодчих.

В году великий князь Василий III Иванович вместе со своей супругой Еленой Глинской, совершая богомольное путешествие, посетил обитель на Каменном острове, где молился о чадородии. Великий князь пожаловал монахам Спасо-Каменного монастыря 60 рублей на сооружение теплого храма. Теплая церковь с трапезной во имя Успения Божией Матери была построена уже после смерти Василия III.

Князь Василий III использовал Спасо-Каменный монастырь как место ссылки опальных духовных особ. В начале XVI века сюда был заточен бывший Смоленский епископ Варсонофий (Ходыкин) . Немного позднее в монастырь был сослан опальный московский митрополит Варлаам , скончавшийся в монастыре в 1533 году, его гробница не сохранилась.

Кроме церквей в монастыре было шесть небольших каменных зданий. Вдоль берега шло укрепительное сооружение - деревянный ряж с размещенными на нем кельями, предохранявший берега острова от разрушения льдами и весеннего половодья.

От расцвета к упадку: XVII - XVIII вв.

Наивысший расцвет монастыря пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на острове, кроме настоятеля, проживали 93 человека, из них 27 человек монашествующих, остальные – слуги и рабочие люди. В вотчине монастыря было 7 сел, 4 сельца и 98 деревень с 819 душами крестьян мужского пола. В Вологде монастырю принадлежало 2 подворья, в Тотьме – 2 соляные варницы. Были у монастыря и различные торговые льготы.

По описи года, на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон (их в храме было около 150), которые имели золоченые серебряные оклады, некоторые были украшены драгоценными камнями и жемчугом. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранилось 364 книги, из них шесть древних рукописных, на пергамене.

В результате секуляризационной реформы 1764 года Спасо-Каменная обитель была определена в третий, низший, класс монастырей.

Пожар и упразднение монастыря в 1774 году

В году сильный пожар уничтожил деревянный ряж вокруг острова вместе с кельями. Из каменных сооружений более всего пострадал Спасо-Преображенский собор и надвратная церковь Иоанна Предтечи. Удалось спасти лишь самые дорогие святыни: мощи преподобного Иоасафа Каменского, несколько образов, наиболее древние и ценные предметы богослужения, облачения, книги.

Спасо-Каменный монастырь упразднили, так как не нашлось нужных средств для возобновления после пожара. Оставшееся от пожара имущество передали на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь . Настоятеля с братией определили в Вологодский Свято-Духов монастырь , который с года указом Святейшего Синода был переименован в Спасо-Каменный.

Восстановление монастыря

17 июня года монастырь посетил великий князь Алексей Александрович, совершая путешествие по водной системе из Петербурга в Архангельск. Пробыв в монастыре около часа, князь пожаловал на благоустройство обители 100 рублей.

В году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая в губернии спасательная станция Императорского Российского Общества спасения на водах. На крыше братско-настоятельского корпуса был установлен маяк большой мощности (керосиновая лампа), свет которого был виден за 20 верст, а во время туманов и зимних метелей ориентиром для путешественников был звук специального колокола. Четыре матроса-гребца под руководством атамана и немногочисленная братия днем и ночью, зимой и летом спешили на помощь терпящим бедствие людям, при этом каждый раз рискуя собственной жизнью. Руководил работой станции настоятель – архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах.

В году по ходатайству настоятеля монастыря и по прошению жителей окрестных сел и деревень было получено разрешение Синода перевезти мощи преподобного Иоасафа в обитель, а также вернуть прежнее имя - Спасо-Каменный монастырь.

Закрытие монастыря

25 июня года на острове работала комиссия по закрытию монастыря, состоявшая из двух представителей Губернского отдела народного образования и милиционера. Для определения ценности предметов, передаваемых по описи музею, был приглашен заведующий художественным отделом музея Иван Васильевич Федышин. Старинных книг, икон, старинной серебряной богослужебной утвари, инвентарных книг уже не было. Часть предметов, в том числе восемь пудов архивных документов были оставлены в монастыре под охраной сотрудников Губоно.

Настоятель иеромонах Анатолий (Петухов) , пять монахов, три послушника составляли население обители. Послушников признали укрывающимися от военной службы, дело передали в милицию. Монахам временно разрешили остаться на острове.

27 июня 1925 года начальник Вологодской уездной милиции составил рапорт о том, что Спасо-Каменный монастырь закрыт, жилые помещения и монастырский инвентарь переданы по описи в ведение Губернского отдела народного образования «для изоляции там трудновоспитуемых детей».

Через два месяца после открытия колонии, 2 сентября в монастыре возник пожар. Огонь уничтожил братско-настоятельский каменный корпус, в котором помещался детский дом и храмы. Оставшиеся без кровли древние здания постепенно превращались в руины. Остров стал пристанищем для рыбаков, охотников и туристов.

В конце 1930-х годов был взорван Спасо-Преображенский собор. Успенскую колокольню не тронули, ее использовали в качестве маяка.

С по год уцелевшие здания монастыря (гостиница, колокольня и погреба) использовались под нужды рыбзавода.

Около 1970-го года рыбаки, ночевавшие на острове, сожгли единственное жилое здание - монастырскую гостиницу. После пожара остров остался без охраны. Здесь находили спасение попавшие в шторм путешественники и рыбаки. Останавливались туристы. Со временем Спасо-Преображенский собор и трапезная превратились в руины, заросшие травой и кустарником, а обветшавшая колокольня была близка к обрушению.

При составлении Свода памятников культурного наследия в 1960-ом году колокольня и остатки древних зданий были приняты под государственную охрану с присвоение статуса памятника: Спасо-Каменный монастырь.

Начало возрождения

С года архитектор Асафов Александр Алексеевич (+ 1993) начал деятельность по воссозданию архитектурного ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Благодаря его усилиям уникальный памятник отечественной культуры был включен в программу «Наследие». Асафов был главным архитектором проекта.

Летом года началось областное финансирование восстановительных работ. К году государственное финансирование прекратилось. К этому времени удалось частично отремонтировать гостиницу. Летом года перед алтарем Спасо-Преображенского собора поставили обетный крест.

В году на острове поставили часовню во имя всех Вологодских святых. В строительстве часовни принимали участие радиолюбители из разных городов России, вологодские реставраторы. По древней русской традиции строили «об един день» - с рассветом начали, а к закату солнца закончили, устроили сруб, кровлю, водрузили на ней деревянный крест и освятили. Таинство освящения совершил протоиерей из Вологды Василий Павлов.

В марте года Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Вологодской области Успенская церковь Спасо-Каменного монастыря была передана в пользование некоммерческому партнерству «Спас-Камень» для осуществления ремонтно-реставрационных работ.

В году была осуществлена передача в безвозмездное пользование комплекса зданий Спасо-Каменного монастыря Вологодской епархии . В том же году на Каменном было учреждено архиерейское подворье "Спасо-Каменный монастырь".

На заседании в связи с прошением Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия члены Священного Синода постановили открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначить на должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского).

Решение об открытии Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий принял «острова спасения» на Кубенском озере.

В июльском номере Журнала Московской Патриархии был опубликован редакционный материал о Спасо-Каменном монастыре.

Спасо-Каменный Преображенский монастырь готовится принять насельников

Мал Каменный остров на озере Кубенском: на футбольном поле стандартного размера он спокойно поместится целиком. Откуда ни кинь взгляд - повсюду рябь холодного северного озера, и временно оборудованная при гостиничной кухне трапезная кажется вытянутой кают-компанией, а скромный четверик Успенской церкви во втором ярусе колокольни - скупым на постороннее украшательство капитанским мостиком.

Буря в пустыни

Мал золотник, да дорог. Именно отсюда произросла целая ветвь русского монашества, увешанная полноценной гроздью с именами нескольких вологодских святых, а два предстоятеля Церкви Русской - Митрополиты Московские Зосима (1490-94) и Варлаам (1511-21) - в опале закончили здесь земные дни… Впрочем, обо всем по порядку.

Каменным остров издавна прозвали благодаря невероятно твердой и жесткой почве, а также из-за разбросанных по его поверхности валунов, оставленных некогда пропоровшим озерное ложе ледником. День зарождения монашеской жизни на острове теряется в седой древности. По церковному преданию, обитель основал в 1260 году по пути в Устюг застигнутый на Кубенском озере страшной бурей белозерский князь Глеб Василькович. В праздник Преображения Господня княжеские ладьи прибило ко спасительному острову, где правитель с немалым удивлением обнаружил 23 молившихся в часовне старца-пустынника. Посчитавший свое спасение чудесным князь повелел поставить на острове Преображенскую церковь и основал здесь полноценный монастырь, имя первоначальника которого - инока Феодора - дошло до нас.

Ряд исследователей, правда, сомневаются в исторической достоверности этого сказания. Как бы там ни было, рукописный сборник Кирилло-Белозерского монастыря первым игуменом Спасо-Каменной обители называет афонита Дионисия, прибывшего по великокняжескому указу на остров из Москвы 686 лет назад. Сам Дионисий в преклонном возрасте окажется на ростовской кафедре и по блаженной своей кончине войдет в Собор Ростовский святых. А во время его игуменства на Каменном острове начинается золотой век обители. Отсюда выходит плеяда его пострижеников - будущих основателей новых монастырей северных пределов Земли Русской: преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Пахомий Святолу цк ий и Евфимий Сянжемский.

Современные паломники могут видеть их на одной из святынь монастыря - старинной чтимой иконе Всемилостивого Спаса с припадающими избранными вологодскими святыми - на верхнем этаже отреставрированной Трапезной палаты, фактически превративше й ся в гигантский притвор Успенской церкви.

- Икона подписана, что вообще встречается довольно редко, - говорит настоятель архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь» игумен Дионисий (Воздвиженский), - и происходит из храма Великомученика Георгия Победоносца на Корбанге, что в 60 километрах отсюда. Ее заказали иконописцу два тамошних крестьянина. А сюда подарил уже в наши дни один из местных предпринимателей. Закрашенная коричневой краской, под густым слоем темной олифы, с отпиленной частью икона служила… дверью в одном из деревенских домов. Но после кропотливой реставрации, на которую вологодский мастер Иван Фед ы шин потратил два с половиной года, обрела здесь свою вторую жизнь.

Освящение Успенской церкви (основана в 1549г.) в канун праздника Преображения Господня семь лет назад стало для обители торжеством поистине эпохальным. С этого радостного события на острове ведет отсчет возрожденная литургическая жизнь. Ведь все предыдущие годы существования архиерейского подворья богослужения здесь можно было проводить лишь в деревянной обыденной часовне в честь всех вологодских святых. Два года назад маленькая Успенская церковь превратилась во вместительный теплый монастырский храм: завершилось восстановление Трапезной палаты к западу от колокольни, и вторые ярусы соседних зданий связала просторная переходная арка.

- Прежде, еще в 19 веке , при одном из переустройств монастырских зданий иконостас установили по стене Трапезной палаты, и все помещение второго яруса колокольни стало тогда алтарем, - рассказывает игумен Дионисий. - Но теперь мы решили восстановить первоначальный облик памятника, благо в кирпичной кладке колокольни сохранились оригинальные гнезда обоих тябл первозданного иконостаса, а в архивах уцелели описания его местного и деисусного чинов .

Огонь, вода и некоммерческое партнерство

По иронии судьбы окруженную водой обитель трижды опустошали сокрушительные пожары: в 1472, в 1657 и в 1774 годах. После первого из них, когда в раке серьезно пострадали мощи здешнего насельника преподобного Иоасафа Каменского (+ 1453) - в миру княжича Андрея Дмитриевича Заозерского - по приказу младшего брата Иоанна III вологодского удельного князя Андрея Васильевича Меньшого на острове начинается интенсивное каменное строительство. В 1478-81гг. в центре обители воцаряется величественный четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный Преображенский собор - первое каменное сооружение не только на вологодской земле, но и вообще в пределах всей Русской Фиваиды. По преданию, белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Причем это был не привычный по многочисленным дошедшим до нас постройкам XVI столетия большемерный фигурный кирпич, а его предшественник - плоская плинфа, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу.

Четыре с половиной столетия преображенская плинфа Каменного острова благодаря уникальным свойствам связующего раствора и плотной гидроизоляции на глиняной основе эффективно противостояла постоянной сырости, огню пожарищ и напору каменных глыб во время весенних ледоходов. Оказалась она бессильна только перед советской властью. В 1937 году собор варварски взорвали. Оставшиеся от него кирпичные груды и сейчас возвышаются посреди острова.

- К счастью, точные обмеры собора сохранились, так что воссоздать его вполне реально. Правда, дело это не быстрое: пока еще нет даже проекта, - замечает отец Дионисий.

Еще одна церковь сложившегося к середине XVI столетия монастырского ансамбля, воссоздание которой пока что не предполагается - надвратный Иоанно-Предтеченский храм. У восточного мыса он встал в 1558 году, но погиб в пожаре 1774 года и более не возобновлялся. На реставрацию остальных памятников комплекса, с 1960 года официально отнесенного к объектам культурного наследия федерального (всероссийского) значения, Центральными научно-ремонтными и проектными мастерскими Министерства культуры РФ чертежи подготовлены.

Комплексная научная реставрация на острове идет уже два десятка лет. Сначала ей на средства благотворителей занимался учрежденный вологодским энтузиастом предпринимателем Александром Плигиным Фонд некоммерческого партнерства «Спас-Камень». С кончиной Александра Николаевича в 2004 году эстафету принял и супруга Надежда Александровна и их сын Иван. А с передачей в 2006 году островных построек в пользование Русской Православной Церкви по инициативе епархиального священноначалия реставрационные работы ведутся в рамках федеральной целевой программы «Культура России» (единственным исключением, когда Спасо-Каменному монастырю не удалось туда попасть, стал сезон-2016).

Географически общий реставрационный вектор направлен от восточной оконечности острова к западной. Сначала из руин восстало последнее из появившихся тут до революции капитальных зданий - одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине горе-рыбаков (после войны тут некоторое время функционировало маленькое рыболовецкое предприятие, но с его закрытием сторож с острова уехал, и последние уцелевшие постройки оказались предоставлены сами себе). С восстановлением гостиницы на острове стало возможным размещать хотя бы небольшую бригаду строителей, чтобы использовать драгоценное время недлинного реставрационного сезона максимально эффективно. А в западном гостиничном крыле даже развернули небольшую, но емкую музейную экспозицию.

Затем привели в порядок пострадавшую от взрыва 1937 года колокольню (1543-49гг.) и разместили в ее третьем ярусе полноценный набор из десяти колоколов (восемь отлиты заново, в том числе 230-килограммовый благовестник). Задачи нынешнего сезона, на который федеральным бюджетом зарезервированы средства в объеме 7 миллионов рублей, - выход строителей на руинированные остатки трехэтажного Настоятельско-братского корпуса (кон. XIX в.) - он вместе с Трапезной палатой погиб в 1925 году, когда его поджег малолетний контингент воспитательной колонии. А своими силами монастырь планирует сделать внутренн юю чистов ую отделк у подклета Трапезной палаты (здесь оборудуют кухню и помещение для приема пищи насельников и паломников).

По словам о. Дионисия, работы по восстановлению Настоятельско-братского корпуса уже осметчены, и их вполне реально завершить за два-три летних сезона. После этого останется пробурить артезианскую скважину и устроить местную канализацию - и западное ядро можно будет принимать в эксплуатацию.

Надеемся, встанут тогда на острове и мемориальные кресты в память окончивших здесь земные дни двух московских митрополитов, а также других сосланных «исправления ради» в северную обитель клириков и мирян. И вернутся в свой родной монастырь мощи преподобного Иоасафа Каменского, почти век назад спасенные от большевиков верующими и с тех пор пребывающие в вологодском Богородице-Рождественском храме…

Косой на косе, монахи-спасатели плюс электрификация территории

Напрямую до острова от поселка Устье - четыре километра по протокам обширной дельты реки Кубены и примерно столько же по акватории самого Кубенского озера. Десять минут на моторке - и островной старожил ретривер Юстин снисходительно-уважительным лаем приветствует выходящих на берег гостей.

Однако путь этот не столь безопасен, как кажется на первый взгляд. Несмотря на символическую, трех-четырехметровую глубину, водоем продолжает собирать с рыбаков страшную дань даже в наши дни. Как размерами, так и вытянутой формой он поразительно напоминает Галилейское море. И хоть единожды бывавшему на тивериадских берегах паломнику сразу становится понятно: поднимающие со дна тучи песка волны в шторм здесь могут быть поистине сокрушающими, а накинутый на плечи спасжилет при отправлении от берега даже в ясную погоду отнюдь не пустая формальность.

Было бы непростительно не использовать давно обжитый монахами клочок земли для помощи терпящим бедствие корабелам. Первую спасательную станцию Вологодское окружное правление Общества спасания на водах открыло здесь 140 лет назад. Профессиональным спасателям до революции нередко помогали монахи, в частые на озере туманы с колокольни разносился «охранительный звон». После закрытия обители в советское время здание спасательной станции как и прочие деревянные строения быстро исчезло , и маяк ом служила лишь чудом сохранившаяся колокольня. С самым началом возрождения монастыря при А.Плигине остров восстановил эту свою функцию, иногда приходилось в прямом смысле слова спасать бедствующих рыбаков , а четыре года назад получилось воссоздать и спасательную станцию у восточного мыса. Но вот однажды довелось спасать непривычного даже для этих безлюдных мест страдальца.

- Весенним ледо ход ом на льдине принесло наполовину вылинявшего дрожащего от страха зайца, - вспоминает отец Дионисий. - Три месяца косой тут жил, прячась по углам, пока не открылась коса на Банный остров, а мы его подкармливать пытались…

В летний межень дойти до соседнего Банного острова можно посуху: на мелководье проступает пеший путь по песчаной отмели. Как полагают некоторые исследователи, топоним этот не случаен: на острове могли располагаться монастырские бани, нахождение которых в пределах обители запрещалось уставом. Теперь же со стороны Банного заходят гости из числа представителей местной фауны. По зимнему льду зачастил с той стороны хитромудрый лисовин, а однажды на берегу протоки отец Дионисий заметил медвежьи следы.

- Островному монастырю присуща своя специфика, - обращаюсь к настоятелю подворья. - Каким образом вы собираетесь учитывать ее при подборе будущей братии?

Очевидно, что жизнь на острове гораздо более уединенная и потому для монахов удобнее. Платить за это приходится некоторыми бытовыми затруднениями. Но после того как в 2013 году с «Большой земли» сюда проложили электрический кабель, на острове произошла «техническая революция». Дизель-генераторы остались в прошлом, даже отчасти отапливаемся электрическими котлами! Получается, правда, дороговато - но это мера вынужденная и временная. В Настоятельско-братском корпусе уже запроектирована общая монастырская котельная на дров ах . Несомненно, для человека внимательного к собственной внутренней жизни островная изолированность от мира - благо. Мне есть с чем сравнить: все-таки я 21 год прожил в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре, который часто становился площадкой для церковно-общественных мероприятий епархиального уровня.

- Не за горами время, когда Спасо-Каменный монастырь примет насельников из числа монашествующей братии. Как вы готовитесь к этому моменту, приглашаете ли поработать трудников?

Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, монастыри основываются Духом Святым. История большинства из них - это появление какого-то подвижника-пустынника, вокруг которого постепенно сплачивается небольшая братия, последующее прошение к архиерею благословить открытие обители и освящение первого храма. Подобный «алгоритм» мы встречаем практически в любом житии святого первоначальника какого-либо монастыря.

Не исключение и наши дни. Хотя мы и не равняем себя с древними пустынниками. Пока что на подворье постоянно проживает единственный послушник из числа трудников Спасо-Прилуцкого монастыря. У нас регулярно совершаются уставные богослужения (и это главное): полунощница - утреня - 1-й час, затем после перерыва 3-й и 6-й часы и Божественн ая Литурги я ; вечером соответственно - вечерня и повечерие.

Конечно, поскольку из священнослужителей я тут один, совершать такой круг богослужений ежедневно мы не в состоянии. Делаем это по субботам и воскресеньям, а также в двунадесятые праздники, когда ночью служится еще всенощное бдение. На клирос и на звонницу, Богу содействующу, иногда приплывают помочь братия из Прилук.

В монастыре все строится на молитве, а поскольку мы по мере наших скромных сил молимся и Богу служим, надеемся, что Господь нас не оставит в устроении полноценного монашеского общежития. Кого из монахов пришлет сюда Господь и пришлет ли кого-то вообще - в Его Божественной воле. Думаю, большая братия здесь не нужна.

Кельи в Настоятельско-братском корпусе запланированы на семь насельников. Если кто-то вырастет в монахов Спасо-Каменной обители из числа трудников - буду только рад. Сюда можно приехать, пожить и потрудиться во славу Божию. Но поскольку территория у нас маленькая и изолированная, трудников на нынешнем этапе принима ем исключительно с рекомендацией духовника. Ведь если в монастыре на «Большой земле» от случайного человека избавиться можно очень быстро , в наш небольшой коллектив, прежде чем его отправишь восвояси, он может внести серьезные нестроения. В личном же плане предпочитаю руководствоваться принципом, заповеданным нам Самим Господом Иисусом Христом: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Дмитрий АНОХИН