Домой / Примеры ошибок / Понятие диспозитивная норма: что это такое простыми словами. Диспозитивные нормы права

Понятие диспозитивная норма: что это такое простыми словами. Диспозитивные нормы права

Диспозитивные нормы права

Природа диспозитивных норм права не может быть выявлена без четкого освещения категории "диспозитивность".

Термин "диспозитивный" (от позднелатинского dispositi vus распоряжающийся, усматривающий) буквально означает "допускающий выбор". В Большой советской энциклопедии диспозитивность определена как возможность распорядиться процессуальными средствами защиты.

В отечественной гражданско-процессуальной литературе конца 19 - начала 20 веков, так же как и в германской, термин Disposinionsberugniss употреблялся обычно в том же смысле, что и Verhadengsmaxim, то есть вытекающее из права распоряжения несение сторонами последствий их процессуальных актов.

Понятие и сущность диспозитивности получили определенное освещение в основном в трудах ученых специалистов по гражданскому праву и процессу, в меньшей степени в области уголовного процесса. В общей теории права понятие диспозитивности не дается и не исследуется.

В юридической литературе термин "диспозитивность" многозначен. Употребляются следующие "родственные", как бы смежные языковые выражения:

Термин "диспозитивность" употребляется также для обозначения особого правового института, который составляет основу развития мировой системы права. Авторы отдельных работ говорят о диспозитивности как об "особом свойстве" и даже "качестве" права.

В научной литературе распространен стереотип, согласно которому диспозитивные нормы права присущи в основном гражданскому праву и некоторым другим отраслям частного права. Однако диспозитивность не является категорией, присущей исключительно гражданскому праву или исключительно трудовому праву или только семейному праву.

Диспозитивность - общеправовая категория. Свойство диспозитивности характерно для всех отраслей как публичного, так и частного российского права. Очевидно, что диспозитивность в гражданском праве не тождественна диспозитивности в праве конституционном, как не тождественна она диспозитивности в уголовно-процессуальном праве. Юридическая конструкция диспозитивности, как основанной на законе свободы субъектов права осуществлять (приобретать, реализовать, распоряжаться) свои права по своему усмотрению, в каждой отдельно взятой отрасли права наполняется своим специфическим содержанием, адекватным предмету правового регулирования данной отрасли права.

Е.В. Васьковский выделял два вида диспозитивности: материальную и формальную. По мнению Е.В. Васьковского, материальная диспозитивность представляет собой распоряжение объектом процесса, то есть те требования, которые заявлены относительно данного гражданского материального права. Формальную диспозитивность составляет право распоряжения процессуальным средствами защиты и нападения, то есть средства процессуальной борьбы.

Определение диспозитивности в гражданско-правовой литературе было дано О.А. Красавчиковым, который понимает ее как основанную на нормах данной отрасли права юридическую свободу (возможность) субъектов гражданских правоотношений осуществлять свою правосубъектность и свои субъективные права (приобретать, реализовать или распоряжаться ими) по своему усмотрению. Диспозитивность, по его мнению, есть правовая свобода управомоченных лиц приобретать права и осуществлять их по своему усмотрению.

Суммируя изложенные положения относительно юридического содержания диспозитивности в праве, можно определить ее понятие.

Диспозитивность - это основанная на нормах права юридическая свобода (возможность) осуществлять субъективные права (приобретать, реализовывать или распоряжаться ими) по своему усмотрению в границах закона.

Следует строго разграничивать понятия "диспозитивность" и "диспозитивные нормы права". По объему понятие диспозитивности шире понятия диспозитивных норм права. Диспозитивность - это наиболее общее понятие, категория общей теории права. Диспозитивные нормы являются формой, средством, способом выражения и развития диспозитивности в праве.

Диспозитивные нормы права являлись предметом исследования в дореволюционной правовой литературе.

Н.М. Коркунов, например, отмечал существование норм, предоставляющих возможность определить подлежащее определению правило заинтересованным частным лицам. Автор называет их диспозитивными.

Такова, по мнению Н.М. Коркунова, норма, определяющая, что имущество умершего поступает тому, кого умерший назначил в своем завещании наследником, или, что в случае заключения гражданских договоров подробности отношений между контрагентами определяются их собственным соглашением. Норма тут ограничивается определением, что в таких-то случаях возможное столкновение должно быть урегулировано определенным правилом, но самое установление этого правила предоставляется воле заинтересованных лиц посредством завещания или договора. Однако правило для разграничения могущих прийти в столкновение интересов должно быть установлено, а между тем нет никакой гарантии в том, что заинтересованные частные лица действительно его установят. Опыт показывает, что они очень часто не пользуются предоставленной им властью. Поэтому нормы такого рода, предоставляющие ближайшее определение правила автономии заинтересованных лиц, все-таки и сами устанавливают правило для применения его на случай, если волей заинтересованных лиц такового установлено не будет. Следовательно, заинтересованным лицам представляется самим определить способ разграничения их интересов.

Если же они этого не сделают, применяется установленное на этот случай самой юридической нормой правило. Такие нормы, находящие себе применение лишь в том случае, если заинтересованные лица сами не установят иного разграничения своих интересов, носят название диспозитивных норм. В противоположность им, нормы, имеющие безусловно обязательную силу, не предоставляющие определения способа разграничения интересов самим заинтересованным лицам, называются нормами перцептивными.

По справедливому замечанию И.В. Михайловского, в гражданском праве есть много норм, предоставляющих право устанавливать распоряжения заинтересованным лицам. В качестве примера приводится норма, согласно которой имущество умершего поступает тому, в пользу которого составлено завещание. "Здесь мы имеем предположение: смерть завещателя, а распоряжение, т.е. определение наследников и долей наследства, предоставлено усмотрению завещателя. Но на случай, если бы завещатель не сделал распоряжения, закон сам определяет наследников. Такие законы (т.е. действующие лишь в тех случаях, когда заинтересованные лица не установили распоряжений) называются диспозитивными (пополняющие, вспомогательные). Необходимость их вызывается требованиями жизни, нуждающейся в индивидуализации, уклонении от общих шаблонов".

В.Ф. Тарановский отмечал, что "при предоставлении определения обязанности и притязания частным лицам, участникам юридического отношения, не может быть уверенности в том, что эти лица не преминут сделать соответственное определение. Ввиду этого неопределенная диспозиция сопровождается еще и определенной диспозицией, подлежащей исполнению в случае, если стороны сами не установили взаимные обязанности и притязания. Пример: Передача проданной вещи должна быть произведена в том месте, в котором находился продаваемый предмет во время продажи, если не было постановлено иначе. Нормы этого рода называются диспозитивными".

Г.Ф. Шершеневич писал, что". со стороны содержания приказа законы разделяются на: 1) принудительные и 2) восполнительные.

Конечно, все нормы права имеют принудительный характер, но возможна различная степень настойчивости в проведении требования. Один вид законов определяет сам содержание юридического отношения, не давая частным лицам свободы самостоятельно определять его. Наоборот, в других случаях закон ставит свои требования условно, - если отношение не определилось волею лиц, выраженной в каком-нибудь юридическом акте. Именно в области гражданского права законодатель дает широкий простор усмотрению граждан в определении их взаимных отношений. Поведение частных лиц в отношении друг друга определяется, в допущенных законом пределах, их собственною волею. Здесь открывается область так называемой частной автономии, которая, однако, вопреки названию, не создает никаких норм, а устанавливает лишь отношения. Только при отсутствии такой самоопределяющей воли закон ставит положения, которыми должно определиться конкретное отношение".

  • 1) эти законы отступают перед конкретным отношением при противоположной воле частных лиц,
  • 2) эти законы вступают в конкретное отношение при отсутствии выраженной воли частных лиц. В области гражданского права действуют преимущественно законы восполнительные. Договор, завещание дают широкий простор для выражения частной воли".

В современной юридической науке проблема диспозитивных норм права также получила освещение.

По мнению П.Е. Недбайло, диспозитивные нормы предоставляют возможность субъектам правоотношений самостоятельно устанавливать в той или иной степени объем и характер взаимных прав и обязанностей, исходя из общих требований права. И только при отсутствии такого соглашения диспозиция нормы указывает определенное содержание взаимоотношений. В таких случаях правило нормы восполняет отсутствие соглашения и действует в качестве категорического императива.

По мнению А.М. Витченко диспозитивные нормы права означают "предоставление участникам имущественных отношений возможности конкретизировать взаимные имущественные права и обязанности в допустимых законом пределах". При этом, как отмечает А.М. Витченко, диспозитивная норма "заключает в себе как бы два смыкающихся правила, одно из которых предоставляет субъектам возможность действовать по собственному усмотрению и заключать соответствующие соглашения, другое восполнит его отсутствие в том случае, когда стороны не смогут определить взаимные права и обязанности посредством соответствующей сделки".

В этом смысле позиция В.К. Бабаева сходна с мнением А.М. Витченко. Раскрывая сущность диспозитивных норм, В.К. Бабаев видит таковую в том, "что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения".

А.С. Пиголкин отмечает, что диспозитивные нормы права "действуют в случае, если стороны правоотношения не установили свои права и обязанности путем соглашения".

С.С. Алексеев, вскрывая понятие диспозитивных норм права, полагает, что к таковым относятся "нормы, которые действуют лишь постольку, поскольку стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения". Аналогичное определение понятия диспозитивных норм права закреплено в ст.421 Гражданского кодекса РФ, в которой под диспозитивной нормой права понимается норма права, применяющаяся лишь постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное. Далее отмечается, "что стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой".

По мнению составителей Юридической энциклопедии диспозитивная норма права (англ. dispositive norm of law) - правовая норма, содержащая относительно определенные диспозиции, т.е. правила поведения, которые подлежат конкретизации и уточнению по соглашению сторон регулируемых этими нормами отношений. Стороны могут сами по взаимному соглашению установить свои права и обязанности. В этих нормах содержится определенное предписание лишь на случай, если стороны допустили пробел в своем соглашении. Наличие диспозитивных норм права - конкретное проявление демократизма права, дающего в рамках закона простор волеизъявлению участников регулируемого общественного отношения. Нормы современного гражданского права РФ, в частности, содержащиеся в ГК РФ, имеют преимущественно диспозитивный характер.

О.Э. Лейст, характеризуя диспозитивные нормы права, отмечает: "Диспозитивность обозначается как право (возможность) поступить иначе, чем указано нормой, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута, использованием "оценочных понятий" и др. (их содержание раскрывается в процессе реализации права)".

В отечественной юридической литературе диспозитивные нормы права выделяют наряду с императивными нормами. Данная классификация признается большинством юристов. При этом к императивным относят нормы, которые выражены в категорических предписаниях и не допускают никаких отступлений от установленных в них правил. Под диспозитивными понимаются нормы, которые предоставляют участникам правоотношений возможность по иному формулировать определенные в них условия; если сами стороны условий не выработали, действует правило, закрепленное в норме.

Диспозитивные нормы распознаются по формулировке типа "поскольку в договоре не предусмотрено иное".

Однако подобная классификация норм вызывает возражение некоторых авторов. И.С. Самощенко, О.Э. Лейст, А.С. Пиголкин не находят "основания, по которому можно было бы выделить диспозитивные нормы в качестве самостоятельного вида норм". В то же время они считают, что выделение их "имеет большое значение в некоторых отраслях права, в особенности в гражданском праве. Как справедливо отметил К.К. Лебедев, такая позиция указанных авторов представляется противоречивой.

В юридической литературе можно встретить различные основания деления норм на императивные и диспозитивные (таблица № 1). Например, С.С. Алексеев, классифицирует их по особенностям сочетания с иными (индивидуально-определенными) способами регламентации содержания общественных отношений; О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский по характеру обязательности норм; К.К. Лебедев, Я.С. Михаляк, А.Ф. Шебанов за основу деления избрали характер содержащихся в диспозиции предписаний; А.С. Краснопольский, Б.А. Галкин подразделяют нормы в зависимости от степени категоричности содержащихся в них требований.

Поскольку далеко не все нормы права укладываются в деление их по определенному основанию на два вида: императивные и диспозитивные, некоторые авторы предлагают выделять и другие группы норм. О.С. Иоффе называет, кроме императивных и диспозитивных, нормы императивно-альтернативные или ограниченно-диспозитивные, которые перечисляют возможные варианты, но предоставляют право по взаимному соглашению контрагентов выбрать один из указанных способов.

диспозитивная норма право

Промежуточное положение между императивными и диспозитивными нормами, по мнению К.К. Лебедева, занимают нормы, степень обязательности предписаний которых определена относительно или альтернативно. В отдельную группу им выделены нормы, "которые представляют самим сторонам решение данного вопроса, устанавливают известные пределы возможного решения, например, временные границы.Я.С. Михаляк подразделяет нормы права на пять групп: императивные, относительно-определенные, диспозитивные, бланкетные, отсылочные.

Многообразие видов правовых норм, выделение кроме императивных и диспозитивных, иных групп норм, отсутствие единства в выборе основания классификации объясняются недостаточно правильным пониманием существа диспозитивных норм, их отличия от норм императивных. Главным в диспозитивных нормах, как правило, считается то, что они восполняют отсутствующее соглашение; применяются такие нормы лишь в случае, когда стороны не достигли соглашения по соответствующему вопросу.

Правильным представляется мнение В.К. Райхера, который в связи с этим пишет: "Подлинная суть диспозитивной нормы, ее действительное отличие от императивной состоит не в восполнении пробелов волеизъявления сторон (как это часто утверждают, называя при этом диспозитивную норму восполнительной), а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы". Именно возможность достичь соглашения, по своему усмотрению, своей волей установив права и обязанности, составляет основу диспозитивной нормы, выражает ее сущность. Представляется поэтому обоснованным предложение классифицировать нормы "на основе пределов усмотрения сторон, совершающих действия, на регулирование которых направлена данная норма".

Императивная норма содержит предписание, обязательное для исполнения независимо от воли участников гражданских правоотношений, которое не может быть измене-
но по совместному договору сторон. Например, соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 312 ГК).
Диспозитивная норма - это норма, которая подлежит применению, если участники правоотношений не проявили свою волю и не урегулировали отношения по-иному. О диспозитивном характере правовой нормы свидетельствует, в частности, содержащаяся в ней оговорка: «если иное не предусмотрено договором». Право залогодержателя (право залога) на вещь, являющуюся предметом залога, распространяется на ее принадлежности, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 321 ГК). В условиях рыночной экономики число диспозитивных норм в гражданском праве значительно возросло.
Практическое значение деления норм на виды заключается в том, что оно дает возможность определить инициативу участников правоотношений.
| 2А Аналогия закона и аналогия права
Гражданское право регламентирует наиболее характерные и типичные общественные отношения, относящиеся к предмету данной отрасли права. Однако в правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда определенное правоотношение оказывается прямо не урегулированным отдельными институтами или нормами законодательства. В случае возникновения подобного «пробела» в законодательстве обычно используются специальные приемы: аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходное отношение (п.1 ст. 5 ГК). Три условия применения аналогии закона:
  • имеется норма права, которая регулирует сходные общественные отношения.
Смысл применения аналогии права состоит в том, что права и обязанности лица определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (п.2 ст. 5 ГК). Три условия применения аналогии права:
  • имеет место общественное отношение, которое входит в предмет гражданского права;
  • общественное отношение не урегулировано ни нормой права, ни соглашением сторон;
  • нет нормы права, регулирующей сходные общественные отношения.
Вначале стремятся применить аналогию закона и лишь при невозможности достичь подобным образом результата прибегают к аналогии права.
12.5. Действие гражданского
законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц
Время действия закона начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты им юридической силы. Основные положения о действии гражданского законодательства во времени закреплены в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в редакции от 15 июля 2008 г.).
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие. Иное может быть предусмотрено Конституцией и принятыми в соответствии с ней законодательными актами. Придание обратной силы нормативному акту согласно ст. 67 Конституции возможно, если он смягчает или отменяет ответственность гражданина либо иным образом улучшает положение лиц либо когда в самом нормативном акте прямо предусматривается, что его действие распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Действие гражданского законодательства в пространстве подчинено правилу о том, что акты гражданского законодательства действуют на территории, подведомственной принявшему их органу. В зависимости от того, каким органом издан акт нормативного характера, он применяется либо на всей территории Республики Беларусь, либо
на определенной ее части (область, район, город). Кроме того, территория действия отдельных нормативных актов может быть ограничена.
По общему правилу гражданско-правовые акты распространяют свое действие на всех субъектов гражданского права Республики Беларусь: граждан, юридических лиц, государство, а также на всех иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь. В тех случаях, когда действие нормативного акта ограничивается определенной территорией, то акт действует только в отношении лиц, которые находятся на данной территории. В некоторых случаях в самом акте законодательства определяется круг субъектов, на которых он распространяет свое действие (например, Закон «О защите прав потребителей»).
| 2.6. Значение судебной практики
в применении и совершенствовании гражданского законодательства
Под судебной практикой принято понимать единообразные решения и определения судов общей компетенции и хозяйственных судов, вынесенные при разрешении по существу конкретных дел, также постановления и разъяснения Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. В Беларуси судебный прецедент не является источником гражданского права, однако значение судебной практики нельзя недооценивать.
Значение судебной практики в применении и совершенствовании гражданского законодательства состоит в следующем:
  • судебная практика является базой для совершенствования гражданского законодательства;
  • выявляет пробелы в действующем гражданском законодательстве и способствует их устранению.
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь и Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и дают судам в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения гражданского законодательства Республики Беларусь, что способствует выработке единообразного понимания и применения гражданского законодательства судебными органами.

Еще по теме | 2.3. Императивные и диспозитивные нормы гражданского права:

  1. § 1 Расширение диспозитивных начал по распоряжению процессуальными средствами защиты права
  2. С этой точки зрения можно сказать, что все остальные нормы составляют Особенную часть гражданского права. Прежде всего,

Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами.

Диспозитивный метод правового регулирования может выполнять дополнительно функции поощрения или рекомендации.

Способ поощрения предполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т. п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели.

Способ рекомендаций используется аналогично поощрительному, но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот метод, содержатся слова: «вправе», «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т. п. Реальное воздействие рекомендательного метода зависит от авторитета их источника, автора.

Предмет и метод правового регулирования позволяют дифференцировать большинство правовых норм по отраслям и институтам права.

В юриспруденции используются два родственных, но не однозначных понятия: «система права» и «система законодательства».

Система законодательства отображается в составе, соотношении и внутренней структуре нормативных правовых актов – законов, указов и других. Система права показывает «деление» самого права, юридических норм, а система законодательства – его внешней формы – нормативных актов.

Соотношение системы права и системы законодательства может быть охарактеризовано как связь внешней и внутренней форм. В силу единства этих форм в праве основные подразделения структуры законодательства его отрасли – это в то же время и отрасли права.

Система права и система законодательства находятся во взаимодействии, они проникают друг в друга: система права содержится в системе законодательства, а законодательство закрепляет право. Вместе с тем между этими понятиями есть существенные различия. Система права и система законодательства отличаются составными элементами. Самым начальным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – статья нормативного правового акта.

Существенным отличием является также то, что нормативный правовой акт является элементом системы законодательства, но может включать в себя нормы различных отраслей права, например избирательные законы, акты о защите прав потребителей носят межотраслевой характер.

Система законодательства имеет свое внутреннее строение. Она включает в себя отраслевое, внутриотраслевое и комплексное законодательство.

Система права – понятие абстрактное, т. е. отражает сложившиеся закономерности общественной жизни и их правового регулирования. Каждая вновь созданная норма права органически входит в соответствующую отрасль права. В формировании системы законодательства преобладает субъективный фактор – воля законодателя. Правотворческий орган вправе по своему усмотрению определить предмет закона, его название, особенности содержания.

Законодательство – это совокупность нормативных правовых актов.

Предмет и метод правового регулирования

Согласно широкому подходу законодательство включает все виды нормативных правовых актов. Согласно узкому подходу – законодательство – это совокупность актов высшей юридической силы – законов. Квалифицирующим признаком законодательства в узком смысле является его принятие представительным органом государственной власти в законодательной процедуре. Понятие законодательства имеет не только специальный, но и общеупотребимый, обыденный смысл – совокупность всех источников и форм права.

Термин «законодательство» можно рассматривать также с точки зрения формального и материального подхода. Так, законодательством в формальном смысле называются акты, которые по общему правилу принимает законодатель. В материальном смысле законодательство составляют все правовые акты государственной власти.

В современном законотворчестве используют в равной степени как узкий, так и широкий подход к определению данного термина. Статьей 1.1. КоАП РФ установлен широкий подход, в соответствии с которым законодательство об административных правонарушениях состоит из кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Лесной кодекс Российской Федерации понимает под законодательством кодекс, другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Градостроительный кодекс Российской Федерации в статье 3 дает очень широкое понимание термина «законодательство» – кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

В ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено узкое понимание гражданского законодательства.

Употребление узкого подхода к определению термина «законодательство» более точно соответствует природе и сущности правовой государственности, так как оно существенно усложняет подзаконное правотворчество и ставит его под контроль представительной власти. Конституция РФ установила, что подзаконные акты должны приниматься на основании и в соответствии с законами. Именно такой подход нашел отражение в Гражданском кодексе РФ: «На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы гражданского права». Наиболее точно сформулированы в Гражданском кодексе РФ пределы подзаконного правотворчества: «Органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, в соответствии с узким пониманием термина «законодательство» подзаконное правотворчество разрешается законом, который, естественно, принимается раньше подзаконного нормативного правового акта. Такая модель последовательного принятия и зависимости подзаконного акта от закона служит гарантией прав и свобод человека и гражданина.

Система права делится на две сферы: частную и публичную. Деление права на публичное и частное восходит еще к античной древности. Одним из авторов данного учения справедливо считают Ульпиана. Так, например, он считал, что публичное право относится к положению Римского государства. Он полагал, что для частного права наибольший интерес представляют потребности отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения. Для публичного права приоритет имеют государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, регулирование отношений, обладающих ярко выраженным общественным значением.

Для отечественного права в целом не было характерно четкое деление на частное и публичное право, кроме того, в начале XX века марксистсколенинская доктрина отказала частному праву в существовании вообще. Это предопределялось решающей ролью государства во всех без исключения отношениях.

Реформа правовой системы в 90х годах XX века, ориентированная на рыночные экономические отношения, обусловила новый виток в проблеме соотношения частного и публичного в отраслях права. Современная юридическая доктрина строится на разделении права на частное и публичное.

Разделение публичного и частного права в современной теории осуществляется по нескольким критериям. Один из них: сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное – интересы индивида.

В качестве критерия может использоваться также способ судебной защиты. Публичное право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право защищается по инициативе лица в порядке гражданского производства. В сфере публичного права государство своими нормами определяет роль каждого субъекта, его права и обязанности по отношению к государству как к целостному образованию. В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно.

Публичное право обладает следующими специфическими признаками:

Иерархические отношения субъектов, основанные на властном и, соответственно, подчиняемом их положении друг по отношению к другу;

Императивное правовое регулирование при помощи обязывающих либо запрещающих правовых норм;

Значительные санкции за правонарушения в государственной сфере;

Нормативноориентированное воздействие.

Публичное право регулирует: устройство и функционирование государства, его институтов; институты гражданского общества; механизм и уровни самоуправления; основы правовой системы, правотворчества и правоприменения; принципы, нормы и институты межгосударственных отношений и международных организаций.

К отраслям публичного права относятся: конституционное, финансовое, административнопроцессуальное, уголовное, уголовнопроцессуальное, уголовноисполнительное, международное гуманитарное право.

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Диспозитивный метод гражданско-правового регулирования

Право, являясь одним из социальных регуляторов, регулирует общественные отношения путем установления в нормативном порядке общеобязательных правил поведения, которые адресуются участникам общественных отношений. Содержащиеся в них права и обязанности могут устанавливаться разными способами.

Метод правового регулирования в науке определяется как «способ воздействия юридических норм на общественные отношения». Он отвечает на вопрос «как право регулирует определенную область общественных отношений» в отличие от предмета правового регулирования, который отвечает на вопрос «что регулируется правом».

Методу как общетеоретической категории в науке уделялось серьезное внимание, т.к. наряду с предметом он назывался в качестве критерия разграничения отраслей права. С.С.Алексеев видит один из недостатков теоретической разработки метода правового регулирования в том, что нередко противопоставляются два изолированно рассматриваемых способа правового регулирования – «метод равенства», который называют еще «диспозитивный», «метод координации», «метод децентрализации» и «метод власти – подчинения», называемый методом централизованного регулирования, методом субординации. Фактически в чистом виде эти методы не существуют и «… в каждом методе правового регулирования мы можем найти и элементы «равенства», и элементы «автономии», и элементы «власти – подчинения». Все дело в том, каково соотношение этих элементов в рамках органичного целого, единого метода правового регулирования…».

Именно метод правового регулирования М.И.Брагинский считал единственным критерием разграничения частного (гражданского, в которое он включал семейное, трудовое право) и публичного права, т.к. предмет в виде, например, имущественных отношений может быть одним и тем же и у частного, и у публичного права.

Однако категория метода представляет ценность не только при изучении системы права – отмечает В.Ф.Яковлев. Метод выступает обобщающей категорией, «в единстве отражающей характерные юридические особенности той или иной отрасли права».

Метод правового регулирования гражданских отношений называют методом гражданско-правового регулирования, диспозитивным методом, методом децентрализации.

Широкое распространение получила точка зрения, что отраслевой метод нельзя сводить к одному способу, приему, используемому законодателем в определенной отрасли права, это совокупность способов, приемов правового воздействия. Так, В.П.Грибанов под методом правового регулирования общественных отношений понимает «совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения». В литературе справедливо подчеркивалось, что метод – это «устойчивое сочетание форм, приемов, способов, применяемых государством для регулирования общественных отношений определенного вида». Е.А.Суханов определяет метод правового регулирования как «комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет». Это можно обосновать словами С.С.Алексеева: «метод правового регулирования не может быть сведен к какой-либо одной изолированно рассматриваемой черте права».

В юридической литературе преобладает понимание, что каждому отраслевому методу правового регулирования присущи определенные признаки (элементы). К ним относят: 1) характер правового положения участников регулируемых отношений; 2) особенность возникновения правовых связей между участниками; 3) специфика разрешения конфликтов между ними; 4) особенности мер принудительного воздействия на правонарушителей, которые используются в данной отрасли.

В гражданском праве эти признаки метода гражданско-правового регулирования Е.А.Суханов представляет как 1) юридическое равенство; 2) договор как наиболее распространенная форма возникновения прав и обязанностей; 3) судебный порядок защиты гражданских прав; 4) имущественный характер ответственности, который носит компенсационный характер.

Механизм правового регулирования и его методы (императивный и диспозитивный)

В отношении судебного порядка можно согласиться с А.В.Дзерой, что его нельзя признать присущим исключительно гражданско-правовому методу, т.к. на современном этапе Конституцией закреплен судебный способ защиты нарушенных прав.

В.А.Белов называет следующие свойства (характеристики) метода гражданско-правового регулирования: 1) юридическое равенство участников регулируемых отношений; 2) неприкосновенность права собственности и иных субъективных частных прав; 3) свобода договора и вообще определения мотивов реализации своих субъективных прав и правоспособности; 4) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; 5) беспрепятственное осуществление субъективных прав; 6) обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, в частности – посредством их судебной защиты. Именно перечисленные свойства предопределяют название метода гражданско-правового регулирования – диспозитивный, координационный или частно-правовой.

Именно такие черты (элементы, признаки) гражданско-правового метода как юридическое равенство, свободное волеизъявление, имущественная самостоятельность отражены в ст.1 ГК Украины при определении предмета гражданского права.

В то же время в литературе высказана и иная точка зрения. Н.Д.Егоров не согласен с понятием метода как совокупности приемов, способов правового воздействия. По его мнению «как невозможно перечислить все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, так невозможно привести и все приемы и способы воздействия на них, применяемые в гражданском праве. Поэтому такое понятие отраслевого метода непригодно для использования его в качестве критерия разграничения отраслей российского права. Метод как критерий, индивидуализирующий гражданско-правовую отрасль в системе российского права, должен характеризоваться только одной чертой, но такой, которая присуща любой норме гражданского права. В качестве такой черты и выступает юридическое равенство сторон». Соответственно и метод гражданско-правового регулирования назван методом юридического равенства сторон.

Критикуя позицию Н.Д.Егорова, Е.А.Суханова отмечает, что такой подход «упрощает и обедняет содержание данной категории». Такая оценка поддержана и А.В.Дзерой, который также отмечает: «необходимо учитывать очевидно все фундаментальные черты, присущие отраслевому методу регулирования».

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Введение

Принцип диспозитивности (от лат. Dispono — распоряжаюсь) является общепризнанным в процессуальной науке принципом гражданского судопроизводства, поскольку он определяет механизм возникновения, развития и окончания дела под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Поэтому процессуалисты с давних времен называют его движущим началом гражданского процесса. Принцип диспозитивности также имеет закрепление в Конституции Российской Федерации, а точнее в статьях 45 — 46, где прописано право граждан на обращение в суд за судебной защитой.

Каждое субъективное право предполагает самостоятельное распоряжение таковым и законом так же устанавливается его защита. Проявляют граждане право на судебную защиту например при посягательстве на их здоровье и жизнь, достоинство и честь, имущество и личную свободу. При осуществлении защиты нарушенного либо оспариваемого права участники процесса должны быть обеспечены беспрепятственным пользованием предоставленными законными и правовыми возможностями. Осуществление этого права, прежде всего, возлагается на самого гражданина, т.е. который самостоятельно осуществляет его. Сама возможность свободного распоряжения своими субъективными материальными и процессуальными правами является принципом диспозитивности, который занимает наиболее существенное и значимое место в системе основных идей и начал гражданского процессуального права.

Говоря о том, что гражданский процесс является судебным производством частноправового характера, в большей части находящегося в зависимости от воли сторон участвующих в нем, процесс восстановления изначальных частноправовых процессуальных принципов и общепризнанных стандартов начался только в конце 80-х и начале 90-х годов, с началом введения демократических преобразований в сфере экономики и политики в СССР.

Диспозитивный метод

По итогам этих преобразований анализ действия принципа диспозитивности и его применение и в сфере гражданского судопроизводства заметно расширилось.

Следует отметить, что научные деятели этот принцип относят к еще началам гражданского судопроизводства еще в начале ХХ века, но уже в те времена гражданские процессуалисты понимали, что полная свобода распоряжения процессуальными правами в большинстве случаев будет нарушать права других лиц, участвующих в деле. Поэтому была определена позиция так называемая золотая середина, в соответствии с которой право свободного распоряжения сторон в процессе строго очерчено определенными границами, внутри которых свобода реализации этого права абсолютна.

Актуальность этой темы проявляется в том, что перед государством остро стоит проблема закрепления, и проработки принципа диспозитивности, так как все-таки он пронизывает все гражданское судопроизводство. Причем определение содержания и характера принципа диспозитивности дает основание для разграничения его с принципом состязательности и как результат этого, разрешение вопроса о необходимости установления истины по делу и выяснение роли суда в гражданском судопроизводстве.

Целью данной курсовой является анализ принципа диспозитивности и теоретическое изучение его в механизме гражданского процессуального регулирования.

Глава 1. Взаимосвязь принципа диспозитивности гражданского и гражданско-процессуального права

Принцип диспозитивности находит свое развитие в многочисленных нормах как процессуального, так и материального права.

Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возможность участников регулируемых отношений самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения. Так, гражданским правом провозглашено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе. Они обладают свободой в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых условий договора не противоречащих законодательству (ст. 1 ГК РФ).

Раскрывая эти положения можно сказать, что они в большинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав или нет и т.п. При этом если гражданин отказывается от осуществления или защиты своего права это обычно не ведет к его обязательной утрате (п. 2 ст. 9 ГК РФ). Такая свобода выбора предполагает инициативу субъектов гражданского оборота в достижении своих целей. Ее оборотной стороной является отсутствие по общему правилу, чьей бы то ни было особой, в том числе государственной, поддержки в реализации частных интересов и несение самими участниками риска и всех иных последствий своих действий (как это должно происходить, например, с «обманутыми вкладчиками», проигравшими в лотерею или в рулетку и т. п.).К числу задач государства в частных отношениях входит – установка для их участников четких и непротиворечивых «правил игры», которые исключают заведомую недобросовестность отдельных лиц, а использование этих правил в соответствии с принципом диспозитивности всецело является делом самих участников. Исключением здесь являются случаи выступления в гражданских правоотношениях опекунов и попечителей, несовершеннолетних или больных и престарелых граждан, задачей которых как раз и является помощь подопечным в осуществлении и защите их прав и интересов.

Принцип диспозитивности обеспечивает лицам, участвующим в деле, свободное распоряжение своими материальными и процессуальными правами, связанными с возникновением, движением (переходом из одной стадии в другую) и окончанием процесса по делу.

Диспозитивность гражданского процесса предопределяется наличием одноименного принципа в регулятивных (материальных) правоотношениях, являющихся объектом судебного рассмотрения и разрешения. Причем, расширение принципа диспозитивности, наполнение его новым содержанием связано в первую очередь именно с изменениями в материальном (гражданском) праве.

Изменения, происходящие в социально — экономической, общественно-политической жизни общества и соответствующем преобразовании роли государства в правовом регулировании общественных отношений, составляющих предмет гражданского права, требуют вносить какие либо новые положения в принцип диспозитивности гражданско-процессуального права. Можно привести пример одного из изменений повлиявшего на жизнь общества. В 1991 году были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в соответствии с которыми субъекты гражданских правоотношений получили значительно более широкие, чем ранее, возможности распоряжаться своими правами, а контроль государства, в том числе и одного из его органов — суда, за осуществлением гражданских прав был ослаблен.

Важнейшим для определения нового содержания принципа диспозитивности явилось положение ст. 5 названных Основ: "Граждане и юридические лица по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им гражданскими правами, в том числе правом на их защиту ". Аналогичная норма была включена в 1994 году в ст. 9 ГК РФ.

Принципиальные изменения в материальном праве повлекли необходимость соответствующих изменений в праве процессуальном.

Гражданское право, а также семейное, трудовое, посредством правоотношений, складывающихся в результате воздействия указанных отраслей на общественные отношения, косвенным образом влияют на метод гражданского процессуального права. Указанное влияние происходит благодаря тому, что правоотношения, складывающиеся в результате воздействия отраслей материального права (гражданское, трудовое, семейное) являются предметом косвенного регулирования гражданского процессуального права.

Истоком диапозитивной черты метода гражданского процессуального права, следовательно, и принципа диспозитивности как его концентрированного выражения, являются общественные отношения, составляющие предмет гражданского, семейного, трудового, сельскохозяйственного права и методы их правового регулирования

Глава 2. Действие принципа диспозитивности в гражданском процессе

Принцип диспозитивности проявляется и находит свое нормативное закрепление применительно ко всем стадиям гражданского судопроизводства и применительно ко всем видам производства.

По общему правилу, возникновение гражданского процесса (возбуждение гражданского дела) возможно только ро заявлению заинтересованного лица, т.е. лица, обратившегося в суд за защитой СВОИХ прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 ГПК).

Данное правило реализует положения, закрепленные в конституционном праве (ст. 46 Конституции РФ) и в гражданском праве (ст. 9 ГК РФ), согласно которым реализация права на судебную защиту и осуществление гражданских прав зависит от собственного усмотрения гражданина или организации.

Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ГПК РФ или другими федеральными законами, когда гражданский процесс может быть начат (возбуждено гражданское дело) по заявлению лица, выступающего от своего имени, но в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица либо неопределенного крута лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ГПК).

Эти исключения имеют целью, во-первых, защиту прав, свобод и законных интересов отдельных лиц, которые по объективным, уважительным причинам не в состоянии самостоятельно защищать свои права. Установление таких исключений в полной мере вытекает из закрепленного в ст. 7 Конституции РФ положения о том, что Российская Федерация является социальным государством.

Следовательно, к лицам, в защиту прав, свобод и законных интересов которых допустимо возбуждение гражданских дел по заявлениям других лиц, могут быть отнесены только граждане, которые, как указано в ч. 1 ст. 45 ГПК, по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.

Диспозитивный метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода, то есть собственное усмотрение в реализации ими своих целей и задач.

Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.

Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможности альтернативного поведения субъекта земельных отношений, когда субъекту предоставляется возможность самому выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Рекомендации, исходящие от государства, только облегчают выбор того или иного решения.

Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных правомочий субъект земельного отношения принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом.

Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных отношений по тому или иному кругу правомочий.

Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений предполагает автономию воли, альтернативные варианты поведения субъектов земельных правоотношений и, как следствие, различные итоги этих правоотношений. Метод характеризуется юридическим равенством сторон, их паритетным положением в правоотношении. В классификации методов отражается заимствование их из других отраслей права, но необходимо учитывать специфику правового регулирования земельного права.

Метод правового регулирования земельного права как отрасли следует отличать от метода науки земельного права и метода учебной дисциплины.

Особенности земельных отношений находят свое отраже­ние в специфическом сочетании методов правового регулиро­вания данной сферы общественных отношений, которые при­меняются в земельном законодательстве. Метод правового ре­гулирования представляет собой способ воздействия на участ­ников (субъектов) общественных отношений. Задача правово­го регулирования состоит в том, чтобы обеспечить соответст­вующее поведение участников общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официаль­ном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепля­ющей модели поведения участников общественных отноше­ний.

Такие модели поведения выражаются в правовых нормах в виде прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Права субъектов представляют собой возможность совершать или не совершать какие-либо действия по усмотрению субъе­кта отношения. Обязанности субъектов земельных отношений могут быть двоякого рода: обязанность совершать определен­ное действие или не совершать его (запрет).

Примером того, как закрепляются права субъектов земель­ных отношений, является ст. 40 ЗК РФ, определившая права собственников земельных участков использовать в установ­ленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земель-

1 Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенден­

ции развития. С.24.

18 Земельное право современной России

ном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы; возво­дить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым на­значением земельного участка и его разрешенным использова­нием с соблюдением требований градостроительных регламен­тов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и т.д.

В качестве примера обязанности совершать определенное действие можно назвать положения ст. 42 ЗК РФ, предусмат­ривающие следующие обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезиче­ские и другие специальные знаки, установленные на земель­ных участках в соответствии с законодательством, и др.

Примером обязанностей в виде запрета могут служить следующие обязанности: не допускать загрязнения, захламле­ния, деградации и ухудшения плодородия почв на землях со­ответствующих категорий и т.д.

Регулирование земельных отношений путем установления определенного сочетания прав и обязанностей возможно лишь при добровольном исполнении земельно-правовых норм. В случае их нарушения применяются методы государственного принуждения с тем, чтобы привести земельные отношения в соответствие с моделью поведения, закрепленной в норме права. Государственное принуждение к соблюдению норм зе­мельного законодательства выражается в привлечении к ответ­ственности правонарушителей либо в принудительном приве­дении общественных отношений в состояние, соответствую­щее требованиям права. Например, согласно ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников зе­мельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Земельное законодательство устанавливает также опреде­ленную иерархию соотношения прав и обязанностей субъек­тов земельных отношений. Это соотношение находит свое вы-

Глава 1. Понятие земельного права 19

ражен не в определении сфер применения таких классических методов правового регулирования, как императивный и дис-позитивный методы.

В сфере организации использования и охраны земель отношения в подавляющем числе случаев строятся по схеме: управомоченный орган государственной власти - обязанный собственник или лицо, использующее земельный участок на ином основании.

Методы регулирования земельных отношений

В сфере регулирования организационных зе­мельных отношений преимущественно применяется импера­тивный метод, т.е. метод власти и подчинения. Например, для ведения государственного земельного кадастра собственники земли и иные лица, использующие землю, обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

В процессе государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе (а собственники зе­мли и другие лица соответственно обязаны содействовать осу­ществлению этих прав) беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде; давать юридическим лицам и гражданам обязатель­ные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства и т.д.

Иная картина наблюдается в области регулирования взаи­моотношений собственников земельных участков между собой по поводу использования земли. Все собственники земли, ис­пользующие землю в тех или иных целях, равны между собой. Они обладают равными и всеми необходимыми правами по обеспечению рационального использования земли. В этой сфере земельных отношений доминирует диспозитивный ме­тод регулирования. Сущность этого метода состоит в том, что собственник вправе распоряжаться своим земельным участ­ком: продать его, подарить, сдать в аренду или заложить. Соб­ственники земли имеют возможность сами в определенных пределах урегулировать взаимоотношения друг с другом: на­пример, путем установления сервитутов, т.е. применяя методы частно-правового регулирования земельных отношений.

⇐ Предыдущая123

Слово диспозитивный

Слово диспозитивный английскими буквами(транслитом) — dispozitivnyi

Слово диспозитивный состоит из 13 букв: в д з и и и й н о п с т ы

Значения слова диспозитивный. Что такое диспозитивный?

Диспозитивный метод

ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Он допускает сторонам отношения урегулировать собственные действия по своему усмотрению.

Диспозитивный метод правового регулирования

Диспозитивный метод правового регулирования — способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений…

ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА

ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА (от поздне-лат. dispositivus — распоряжающийся) — нормы права, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей.

Словарь экономики и права. — 2005

Диспозитивная норма

Диспозитивная норма Правило, которое применяется, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Так, ст.

Два основных вида методов правового регулирования:

421 ГК РФ устанавливает, что в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку…

Джаарбеков С. Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Диспозитивные нормы

ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ - нормы, которые указывают определенный вариант поведения, но при этом предусматривают самостоятельность адресатов этих норм, позволяя им урегулировать отношения по собственному усмотрению.

Элементарные начала общей теории права. - 2003

Диспозитивная норма (восполнительная), норма права, предоставляющая сторонам регулируемого ею правоотношения известную самостоятельность в определении их взаимных прав и обязанностей.

БСЭ. - 1969-1978

Норма Права Диспозитивная

НОРМЫ ПРАВА ДИСПОЗИТИВНЫЕ -нормы, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них.

Словарь юридических терминов. — 2000

Норма Права Диспозитивная - норма, определяющая условия договора и применяемая в случаях, когда соглашением сторон, заключающих договор, не установлено иное.

Словарь бизнес терминов. — 2001

Русский язык

Диспозити́вный.

Орфографический словарь. - 2004

Диспозит/и́вн/ый.

Морфемно-орфографический словарь. - 2002

Правовые нормы – это основа для всех юридических действий, благодаря им эти действия могут осуществляться в рамках закона. Любой аспект жизнедеятельности невозможно решить, не руководствуясь этими предписаниями. Нормы гражданского права позволяют регулировать все взаимоотношения граждан страны законодательно верно в и хозяйственных спорах.

Основной их характеристикой является диспозитивность, т.е. предоставление свободы выбора при наличии множества правил, которые и контролируют взаимоотношения граждан. Однако существует и такая характеристика права, как императивность, т.е. четкие предписания действий, которым необходимо следовать всем участникам взаимоотношений.

Что такое императивные и диспозитивные нормы, их характеристики и отличия будут рассмотрены в данной статье.

Методы правового регулирования

Для начала следует уточнить, что в данном случае права – это система обязательных уставов и правил поведения , которые занимаются урегулированием отношений в обществе.

Любой конфликт между гражданами регулируется установленными юридическими правилами. Различают два основных метода регулирования:

  1. Императивный – данный метод крайне точен, именно он требует безусловного подчинения субъектов кодексу правил, предусмотренных для конкретного случая. Он точным образом характеризует не только права, но и обязанности субъектов, а также не дает им возможности менять что-либо в соглашении . Примером метода может стать наказание преступника государством: применяются жесткие меры, которые субъект не может изменить. В литературе императивный метод называют авторитарным, подчиняющим и методом субординации.
  2. Диспозитивный – это равноправный метод, который говорит о равных юридических правах участвующих субъектов и свободе их воли. Применяется в сферах гражданских, трудовых, административно-правовых и семейных взаимоотношений. Регулирующей основой выступает договор, заключенный сторонами, в котором прописываются их возможности и обязанности. Примером метода может стать создание договоров о покупке или продаже, хранения или аренды. В литературе может встречаться под названием автономный метод.

Важно! Диспозитивный метод всегда указывает на тип взаимоотношений между участниками.


Данные методы существенно различаются между собой, поскольку основываются на совершенно различных юридических предписаниях, несмотря на то, что они одинаково направлены на управление субъектных взаимоотношений.

Диспозитивная норма права


Что такое диспозитивная форма отношений? Понятие диспозитивности происходит от латинского слова dispositivus – распоряжающийся, а диспозитивные нормы гражданского права подразумевают наличие некоторых правил поведения, которые уточняются самим субъектом.

Проще говоря, во взаимоотношениях их участники самостоятельно определяют обязанности и возможности друг для друга. Такая форма взаимоотношений является демократической и характерна для большинства гражданских связей.

Помимо установленных правил, эти законы включают и предписания на случай невыполнения их последующего наказания (штрафы, пеня и пр.). Сегодня Гражданский кодекс РФ содержит в большинстве своем именно такие статьи.

К диспозитивным относятся правовые :

  • имеющие диспозицию;
  • дающие субъектам выбирать манеру своего поведения;
  • определяющие и разграничивающие позиции субъектов на судебном разбирательстве;
  • определяющие обязанности;
  • исключающие учет позиций сторон в случае споров об имуществе.


Примерами могут стать статьи 211, 212, 455, 713 ГК РФ. В любой подобной статье предусматривается свобода выбора сторон при определении их обязанностей и прав , основной модели поведения и характера отношения. Достаточно легко сразу определить, что используется именно такой метод урегулирования отношений, – в договоре сторон прописываются фразы «если договор не предусматривает иного» и подобные им.

Императивная норма права

Императивные нормы права существенно отличаются от диспозитивных, являются их полной противоположностью и не предоставляют свободу действий. Они представляют собой примеры авторитарных законов и установленных правил. Императивность – абсолютная безусловность требований и достаточно точное обозначение прав и обязанностей каждой стороны в споре. Эта форма отношений полностью исключает право выбора и является основой для множества законов, например, прописанных в Уголовном кодексе.


Императивные нормы права можно сразу определить по прописанному закону – он будет включать в себя такие выражения, как «недопустимо», «не могут» или «недействительно», а также другие элементы запрета.

Этот тип предписаний предполагает четкое юридическое ограничение для взаимоотношений , т.е. их субъекты жестко ограничены в возможностях выбора и действиях.

Их цель – защитить экономические свободы сторон и обеспечить защиту важных интересов общества и государства.

  • распространенностью – они являются показателем объективности в любых спорах сторон, что делает их присущими любой правовой отрасти;
  • статусом – они стоят выше диспозитивных форм и по-особому влияют на регуляцию отношений в социуме;
  • методом использования – они применяются только в качестве ограничителей;
  • внешней формой – это не расплывчатые объяснения, а четко прописанные принципы и ограничения;
  • функциями – выполняют охранную, обеспечивающую, образующую и регуляционную работу. При этом для них характерно наделение сторон юридическими обязанностями и возможностями.

Императивность предписаний позволяет гарантировать соблюдение гражданских прав , выделяя наиболее важные, а также обеспечивает следование установленным законодательным предписаниям.

Классификация

Любая форма закона отличается разнообразностью, и поэтому ее можно по-разному охарактеризовать.


Императивную форму можно классифицировать в первую очередь по характеру предписания:

  • обязывающие – такие законы указывают субъектам на необходимость выполнения какого-либо действия. Например, третья часть 91 статьи ТК РФ говорит, что работодатель обязан учитывать время работы каждого сотрудника;
  • управомочивающие – эта категория законов дает свободу выбора относительно характера действий , т.е. субъект может самостоятельно выбрать выполнять те или иные действия или нет. Например, вторая часть статьи 295 ТК РФ говорит, что каждый сотрудник может воспользоваться правом на получение выгоды от имущества, которое находится в хозяйственном использовании фирмы;
  • запрещающие – в таких законах четко прописаны запреты на определенные поступки. Например, вторая часть статьи 91 ТК РФ запрещает трудовую деятельность рабочих свыше 40 часов в неделю.


Кроме этого, их также различают по:

  1. Степени определенности – относительно определенные (предлагают выбор из нескольких вариантов) и абсолютно определенные (предполагают лишь один вариант).
  2. Положению в системе – различают специальные, которые можно применить только к определенному случаю, и общие, применяемые ко всем ситуациям.
  3. Методу регулирования – могут быть в виде запретов, принципов или рекомендуемых предписаний .
  4. Времени действия – разделяются на постоянные и временные.
  5. Порядку поведения – статические, которые утверждают положение сторон и их возможности, и динамические, предписания к положению и возможностям сторон изменяется на протяжении времени.

Исходя из данных, которые приведены выше, можно сделать вывод что императивные и диспозитивные уставы имеют существенные различия и противоположны друг другу. Главное отличие императивной нормы в том, что она не позволяет субъекту делать самостоятельный выбор или принимать независимые решения. Все, что она может предоставить субъекту, – это выбор из нескольких предложенных вариантов . А диспозитивные применяются лишь в том случае, когда стороны не предусмотрели иного исхода событий, предоставляя им решать и определять свои обязанности самостоятельно.

Важно! Классификационные различия позволяют применять императивные статьи относительно различных ситуаций и регулировать отношения субъектов на различных уровнях.

Полезное видео: какие бывают нормы права

Нормы гражданского права охватывают и предписывают действия сторон в любом виде деятельности. Эти законы совершенно разные по своим характеристикам и положениям, но их знания дают возможность субъектам следовать им и компетентно оформлять свою деятельность с точки зрения действующего законодательства.