Домой / Продавец квартиры / Спас Каменный — один из древнейших монастырей русского Севера. По землям и озерам Вологодским. Спас-Каменный

Спас Каменный — один из древнейших монастырей русского Севера. По землям и озерам Вологодским. Спас-Каменный

Дорога на Спас-Каменный

Чем больше читал в Интернете () разнообразные, но отрывочные сведения об этом удивительном острове, да ещё и расположенного очень недалеко от моего города (от Череповца до Вологды около 130 км, да за Вологду до Кубенского озера - рукой подать!...), тем больше крепло желание - даже потребность! - побывать там.

С чего я начал? А начал я еще в феврале или марте 2009 года выяснять, как найти средства передвижения, которые бы позволили попасть на остров: большинство описаний в Интернете сводятся в поиску местного жителя с лодкой, который бы доставил на остров (если это не зима - зимой используют либо "Бураны", либо своим ходом на лыжах). С этого же (поиска местного жителя) начал и я... Через знакомых, которые прямо или косвенно связаны с Устьем (Усть-Кубенским), я нашёл координаты нескольких человек, которые, однако, не особо горели желанием везти гостей из города на остров. Либо поездка оговаривалось кучей условностей, которые могли свести на нет саму возможность поездки в запланированный и удобный мне день, либо стоимость проезда... И тому есть причины: редкое лето обходится на Кубенском озере без трагедий, когда резко изменившаяся погода ломает судьбы и жизни порой целых семей - настолько коварные волны на этом большом, но мелком озере. Тем более, в марте-апреле, когда проходили переговоры, озеро стояло ещё подо льдом и срок начала навигации был весьма неопределённым. К слову, даже на Первомайские праздники акватория озера ещё не освободилась ото льда...

Тогда я попробовал найти пути для "диких туристов" с другой стороны - через администрацию Устьинского сельского поселения. И вот там мне посоветовали связаться либо с МЧС, либо с местным музеем. Что я и сделал. На всякий случай привожу координаты, которые были мной собраны:

(817-53) 2-17-29 секретарь администрации (Наталья Николаевна)
(817-53) 2-16-18 МЧС Зеленин Николай Александрович
(817-53) 2-16-59 Музей

ООО "Спас-Камень" находится в Вологде по адресам - Ленинградская, 81, 2 эт. (пн.-пт. 10.00-18.00) и Набережная 6 Армии,117,2 эт. (чт., сб. 9.00-17.00).

Очень удачным оказался звонок в Устьинский музей. Оказывается, есть туристические фирмы, которые регулярно привозят небольшие группы туристов в Устье, проводят с помощью местного музея экскурсию по достопримечательностям села, а затем на небольшом теплоходике совершают поездку на остров Спас-Каменный, где их принимают как желанных гостей, рассказывают об острове и даже угощают чаем! Так я стал обладателем контактного телефона Елены Николаевны Чебукиной, директора и хозяйки небольшого семейного турбюро "Александр_и_Я" (да, именно так, в три слова - Александр, муж Елены её помощник и водитель, и "Я" - Елена, так она мне объяснила название).

С Еленой Николаевной мы договорились, что в одну из их поездок (а ездят они в Устье довольно часто, практически каждую неделю; иногда даже два раза в неделю!) присоединимся к их микроавтобусу по дороге от Вологды в Устье. За всё экскурсионное обслуживание, поездку на теплоходе и гостеприимство - всего-то по 500 рублей с человека (напомню, транспорт до Устья и обратно у меня был собственный). Кроме того, бонусом мы получали экскурсию по храмам в селе Архангельское - самостоятельно бы мы такой красоты не увидели!

Итак, в субботу 27 июня 2009 года мы с женой выезжаем из Череповца в 6:35 утра (от дома) с тем, чтобы встретиться с экскурсионным микроавтобусом уже в селе Архангельское около 9 часов утра. Дорога на Вологду "наезженная" и никаких сюрпризов не принесла. На трассу М8 проехали по новой объездной, не заезжая в Вологду (на объездную въехали в 8:10; проехали 130 км за 1:35 со средней скоростью 85 км/ч). Далее - через Сокол дорога на Усть-Кубенское. Очень не понравились дороги в Соколе (до Сокола 43 км проехали за 35 минут со средней скоростью 72 км/ч) - яма на яме... Поэтому по Соколу и дальше до села Архангельское ехали небыстро - 13 км проехали примерно за 25 минут (средняя скорость 33 км/ч). Организованная группа на микроавтобусе подъехала чуть позже нас, в 9:15, и вместе вы въехали в село Архангельское, лежащее чуть в стороне (около 600 метров) от основной дороги.

Первый объект для остановки и экскурсии - Михаило-Архангельская Бохтюжская церковь (1770 год).




с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престолы: Архангела Михаила, Святителя Николая Мирликийского, местных святых - прпп. Дионисия и Амфилохия Глушицких (закрыт).

Это было для нас совершенно невероятно: увидеть такую красивую и большую церковь в таком небольшом селе! Фактически, здесь находятся одновременно два храма: тёплая церковь на первом этаже (престол Святителя Николая Мирликийского) и холодная - на втором этаже (престол Архангела Михаила). Многопрестольная церковь означает, что в каждом из престолов службы проводил свой священник. К зданию церкви вплотную построена колокольня, из которой и можно попасть непосредственно в верхний и нижний храмы. Ранее, с 15 века, здесь стояла деревянная церковь, построенная в Бохтюжском княжестве при князе Георгии.

С 1934 года здание церкви использовалось под склад зерна. В 1982 году случился крупный пожар, в котором выгорели практически все деревянные элементы. Начиная с 1989 года здание восстанавливается; с 1991 года в селе открыта православная община, два раза в году в нижнем храме служат молебен - в праздник Михаила Архангела и в сентябре (точную дату, к сожалению, забыл).

Церковь примечательна ещё и тем, что второй этаж (престол Михаила Архангела) простоял без росписи целых 100 лет и был расписан только в 1862 году. Фрески в верхний храм были заказаны русскому художнику Тюрину Платону Семёновичу , выходцу из здешних мест, бывшему крепостному. Рядом с храмом Платону Семёновичу установлен памятный камень.




Надпись на камне: "Село Архангельское малая родина великого русского художника Тюрина Платона Семёновича 1816 - 1882 г.г."

После лет Советской власти и пожара 1982 года значительная часть их (фресок) оказалась утраченной. Однако, даже от того, что осталось и в настоящее время реставрируется просто дух захватывает - настолько необычен стиль этих практически черно-белых росписей.



с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Фрески Тюрина Платона Семёновича.

На первом этаже роспись была совершенно "неискусная", от неё ничего не сохранилось.




с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престол Святителя Николая Мирликийского (1 этаж).

Зато здесь хранится и выставлен для обозрения "святой крест каменный", приплывший чудесным образом из Прилук в Кубену из храма Николая Чудотворца. С этим крестом связана легенда: "Сон снится - в реке лежал крест... все видели крест, а власти не видели и не дали уничтожить в войну". Первоначально крест находился в соседнем храме Святого Духа, после того как перенесли в церковь Михаила Архангела, он "просветлел".



с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престол Святителя Николая Мирликийского (1 этаж). Святой каменный крест.

Второй храм в этом селе - храм Святого Духа (1850 год), первоначально это кладбищенская церковь. В настоящее время основное место богослужений местной православной общины.




с. Архангельское. Свято - Духовская Богтюжская церковь (1850 год).

От села Архангельское до села Устье (другие допустимые наименования - Усть-Кубенское или Устье Кубенское) около 22 километров, которые проехал примерно за 20 минут со средней скоростью 62 км/ч. В самом Устье, поставив автомобиль на площадке около здания МЧС прямо на берегу реки Кубена, мы пошли пешком к зданию краеведческого музея на встречу с основной группой, где попали под опеку местного экскурсовода. Пересказать все факты и интересные детали из её рассказа не представляется никакой возможности, однако, по окончании экскурсий по музею и селу мы буквально влюбились в Устье и прониклись некоторой гордостью за такую богатую историю села и его жителей. Многое здесь связано с рекой Кубеной и Кубенским озером: чего стоит мастерство строительства лодок, которое нашло отражение в ежегодном праздновании "Дня лодки", известного, пожалуй, не только по всей Вологодской области, но и за её пределами.

Поразила хорошо сохранившаяся деревянная и каменная архитектура села - бывшие купеческие дома, трактиры, ну и, конечно, церкви. Количество и размеры церквей никак не стыкуются с небольшим, по нынешним меркам, размерам села, которое, кстати, исторически имеет разные "районы" со своими укладами, социальным устройством и, естественно, своими церквями. Что удивительно (нам сегодняшним), жители одного района не ходили в церковь другого района...



с. Устье. Дом купца Никуличева.


с. Устье. Бывший трактир "Париж" (1763 год) с гостиничными номерами; первоначально - 2-х этажный. Сейчас - здание местной администрации.


с. Устье. Часовня во имя свт. Николая и храм в честь Воскресения Христова


с. Устье. Дом с мезонином. Справа - купеческий дом с лавкой на первом этаже.


с. Устье. Дом с мезонином.


с. Устье. Здание построил обрусевший итальянец Фридрих Цукерман.


с. Устье. Ограда Воскресенского погоста с лабазами и торговыми рядами.


с. Устье. Воскресенский храм (храм в честь Воскресения Христова) (1763-1773 годы строительства) с двумя алтарями.



с. Устье. Храм Николая Чудотворца, 1836 год.


с.Чирково. Храм во имя свт. Афанасия Великого (1863г.)

И наконец - посадка на "самое комфортабельное судно на побережье Кубенского озера" - "Бриз" и отбытие в сторону острова Спас-Каменный.




Самое комфортабельное судно на побережье - "Бриз"

Во время плавания удаётся насладиться видами храма во имя святого Афанасия Великого (Афанасьевский храм) на противоположном берегу реки Кубены в селе Чирково на Лысой горе.




с.Чирково. Храм во имя свт. Афанасия Великого (1863г.)


Выход из реки Кубена в Кубенское озеро

В собственно устье реки Кубены при впадении её в Кубенское озеро на встречном курсе нам встретилось ещё одно интересное судно здешней акватории - "Сомик". Как рассказала нам экскурсовод Елена Николаевна, буквально за два дня до этого ей с предыдущей группой повстречался этот "Сомик", во время шторма на Кубенском озере возвращавшийся с владыкой архиепископом Вологодским и Великоустюгским Максимилианом с острова Спас-Каменный. Волны буквально перекатывались через низкую палубу "Сомика", а владыка смело стоял на верхней палубе-смотровой площадке - и это было весьма впечатляющее зрелище.




"Сомик" - еще одно судно на котором можно добраться до острова Спас-Каменный

Уже из устья реки Кубены можно вдалеке увидеть остров Спас-Каменный (а весь путь по воде до острова от села Устье у нас занял около 50 минут, расстояние по gps - 10 километров 700 метров), и этот крошечный островок всё увеличивается по мере приближения к нему.




Вдали показался остров Спас-Каменный


Спас-Каменный в прямой видимости


остров Спас-Каменный


остров Спас-Каменный

Высадка с судна (равно как и потом посадка) была довольно-таки экстремальной: по тонким качающимся деревянным сходням прямо с борта на каменистый берег острова.




Высадка на остров Спас-Каменный

На берегу нас встречает хранительница здешних мест, в настоящее время директор музея, Надежда Александровна Плигина, попавшая много лет назад на этот остров со своим мужем, подлинным энтузиастом и подвижником - Александром Николаевичем Плигиным, да так и задержавшаяся здесь на всю свою жизнь. Многие годы история и душа этого острова сохранялась только благодаря энергии и стараниям этих двух человек.



Надежда Александровна Плигина

А сам остров встретил нас каменными развалинами, памятником человеческому безрассудству и глупости, жадности и бездушия - руинами взорванного храма... А также рукописной табличкой "Ты привёз камень?". Еще Александр Плигин завёл традицию, что все прибывающие на остров привозят с собой камень, кирпич, землю.


Небольшая историческая справка (по материалам "Книга о Спасе-Каменном, его прошлом и настоящем. Дом Спаса. Вологодские каменные Кижи. сост. В.В.Дементьев, Н.А.Плигин, А.К.Сальников. Вологда, 2008г."):

Спасо-Каменный монастырь, расположенный на острове в Кубенском озере Вологодской области в XIII веке (1260 год, за 137 лет до Кириллово-Белозерского монастыря!) и в 2010 году ему исполняется 750 лет. В богоборческие годы обитель закрыли, а потом разрушили храмы, в том числе и жемчужину древнерусской архитектуры - Преображенский собор. Осталась лишь колокольня, она служила маяком и очень помогала рыбакам, плавающим по бурному озеру. В восьмидесятые - девяностые годы XX века началось возрождение прославленной обители. Сейчас здесь идут восстановительные работы.

Остров чутко бережёт свои тайны. Кто и когда первым ступил на его каменистую землю? Когда здесь возникла монашеская жизнь? На последний вопрос большинство местных жителей ответят: монастырь построил белозерский князь Глеб Василькович в 1260 году. Такова монастырская легенда, записанная ещё в XV веке старцем Паисием Ярославовым, постриженником этой обители, бывшим игуменом Троице-Сергиева монастыря.

В 1446 году старец Паисий, постриженник Спасо-Каменной обители, мог познакомиться с великим князем Василием Тёмным (внуком Дмитрия Донского), когда осенью великий князь, недавно ослеплённый Шемякой, побывал на Каменном острове. Именно сюда Василий Тёмный прибыл после освобождения в свои Вологодские вотчины из Углического заточения для пострижения в монахи. И именно на Каменном острове состоялись переговоры "верных людей" со свергнутым великим князем, которые и привели к снятию кирилловским игуменом Трифоном с Василия Тёмного клятвы крестного целования, к которой его принудил Шемяка. Духовное очищение, прежитое им на Каменном острове, глубокий душевный перелом, случившийся в ту сентябрьскую ночь на Кубенском озере, благословоение Макария Желтоводского и Унжеского и напутствие Трифона, сказанные от лица Православной Церкви и, таким образом, снявшие с его исстрадавшейся души неимоверной тяжести грехи, даже преступные деяния, вдохнули в великого князя прилив жизненных сил, которые уже не покидали "берегов" его души до конца жизни. А дни великого княжения московского самозванца,галического князя Дмитрия Юрьевича Шемяки оказались сочтены...

Зимой 1528 года сын Ивана III Василий Иоаннович (Василий III) вместе со второй своей супругой Еленой Глинской предпринял богомольную поездку по северным монастырям, испрашивая Господа о даровании ему наследника после четырёх лет неплодия княгини. Они посетили Спасо-Прилуцкий, Спасо-Каменный, Глушицкий, Корнилиево-Комельский, Павло-Обнорский и Кириллово-Белозерский монастыри, везде молясь о чадородии у мощей чудотворцев, основателей обителей, давая братии щедрые милостыни. Богомольная поездка в декабрьские холодные дни 1528 года сыграла свою благодатную роль и привела к тому, что 25 августа 1530 года у них родился долгожданный наследник - будущий царь Иоанн Грозный...

В мае-июне 1545 года Иван Грозный совершил, как и его отец, богомолье по кубенским и белозерским монастырям. Несколько дней он ждал в Устье Кубенском хорошей погоды, чтобы переплыть в обитель, которой столь многим обязаны его отец и прадед Василий Тёмный, но совершить паломничество так и не удалось...

...Петр I спрыгнул на берег, подивился про себя малости острова и древности церквей, которая была видна даже во внешнем их облике. У стен монастыря на берегу какие-то мужики жгли костёр и варили артельную уху, сытный дух которой доносился до царя и его спутников. "...Не хочешь ли с нами подкрепиться? Такой рыбы ты, государь, поди, и не едал. По-нашему, она зовётся нельмушкой." Пётр с превеликим удовольствием попробовал горячей ухи и во время разговора вызнал, что не первый российский царь он в этих краях...

...Красота окружающей природы, святость, которой так и дышит это место, причём "дышит" в прямом смысле, так как через руины Спасо-Преображенского собора от мощей святых праведников, до сих пор покоящихся под спудом, выходит на поверхность даже в крещенские морозы тёплый воздух: так, вода в кружке, поставленная в таких местах в развалинах собора, не замерзает даже в сильные морозы!...

Не могу не процитировать замечательное стихотворение-притчу выдающегося русского поэта Юрия Кузнецова , опубликованное уже после его неожиданной кончины. Юрий Кузнецов рассказал с какой-то мистической удалью, свойственной только ему, легенду, связанную со Спас-Камнем, не будучи там никогда, более того, не зная ничего конкретного об этом монастыре. Притча и не предполагает в своей художественном обобщении фактологическую точность.

Юрий Кузнецов.

МОЛИТВА

На голом острове растёт
чертополох
Когда-то старцы жили там -
остался вздох.

Их много было на челне...
По воле волн
Прибило к берегу не всех -
разбился челн.

Спросил один чрез много лет:
- А сколько нас?
- А сколько б ни было, все тут, -
был общий глас.

Их было трое, видит Бог.
Всё видит Бог.
Но не умел из них никто
считать до трёх.

Молились Богу просто так
сквозь дождь и снег:

помилуй всех!

Но дни летели, годы шли,
и на тот свет
Сошли два сивых старика -
простыл и след.

Один остался дотлевать,
сухой, как трут:
- Они со мной. Они в земле.
Они все тут.

Себя забыл он самого.
Всё ох да ох.
Всё выдул ветер из него -
остался вздох.

Свой вздох он Богу возносил
сквозь дождь и снег:
- Ты в небесех - мы во гресех -
помилуй всех!

Мир во гресех послал корабль
в морскую даль,
Чтоб разогнать свою тоску,
свою печаль.

Насела буря на него -
не продохнуть.
И он дал течь, и он дал крен,
и стал тонуть.

Но увидала пара глаз
на корабле:
Не то костёр, не то звезда
зажглась во мгле.

Солёный волк взревел:
- Иду валить норд-ост!
Бывали знаки мудреней,
но этот прост.

Пройдя, как смерть,
водоворот меж тесных скал,
Прибился к берегу корабль
и в бухте стал.

И буря стихла.
Поутру шёл дождь и снег,
Морские ухари сошли
на голый брег.

Они на гору взобрались -
а там сидел
Один оборванный старик
и вдаль глядел.

- Ты что здесь делаешь, глупой? -
- Молюсь за всех. -
И произнёс трикрат свой стих
сквозь дождь и снег.

- Не знаешь ты святых молитв, -
сказали так.
- Молюсь, как ведаю, -
вздохнул глупой простак.

Они молитву "Отче наш"
прочли трикрат.
Старик запомнил наизусть.
Старик был рад.

Они пошли на корабле
в морскую даль.
Чтоб разогнать свою тоску,
свою печаль.

Но увидали все,
кто был на корабле:
Бежит отшельник по воде,
как по земле.

- Остановитесь! - им кричит, -
Помилуй Бог,
Молитву вашу я забыл.
Совсем стал плох.

- Святой! - вскричали все,
кто был на корабле. -
Ходить он может по воде,
как по земле.

Его молитва, как звезда,
в ту ночь зажглась...
- Молись, как прежде! -
был таков их общий глас.

Они ушли на корабле
в морскую даль,
Чтоб разогнать свою тоску,
свою печаль.

На голом острове растёт
чертополох.
Когда-то старцы жили там -
остался вздох.

Как прежде молится сей вздох
сквозь дождь и снег:
- Ты в небесех - мы во гресех -
помилуй всех!

Радушный приём, обзорная экскурсия по острову и лекция в маленьком музее в бывшей монастырской гостинице, а ныне единственном жилом здании на острове, купание в озере, чаепитие и задушевная беседа на летней кухне с хозяйкой - и 2,5 часа пролетели как одно мгновение...



Мы уплываем, а Надежда Александровна остаётся на острове одна... Надо сказать, что живёт на острове Надежда Александровна практически круглогодично, но в последнее время надолго одну её не оставляют: есть и добровольные помощники, и работающие в рамках федеральной программы реставраторы и архитекторы. Вот и в этот раз мы увозили на большую землю несколько человек архитекторов и реставраторов, в их числе удивительная девушка - Анна (ниже фотографии Анны из интернет-форума ; очень советую почитать её заметки об острове на этом форуме):


Благодаря её стараниям все гости острова могут увезти с cобой на память кусочек Спаса-Каменного - миниатюры с изображением острова на камушках



А мы попрощались с островом, но кусочек сердца оставили здесь. Сейчас, по прошествии почти года после поездки, могу сказать, что тянуть на этот остров меня не перестаёт... Дорога проложена - теперь можно повторить, но уже несколько с другими мыслями, с другим отношением.




Надежда Александровна остается на острове совсем одна...


Спас-Каменный остров позади...

Фотографии из поездки

Поездка на остров Спас-Каменный 27 июня 2009 года

Спасо-Каменный монастырь в Вологодской области — один из древнейших в России. Его история начинается в середине XIII столетия. После революции монастырь был закрыт, а затем и вовсе разрушен. В каком состоянии находится обитель сегодня?

Основатель обители

Излагая историю Спасо-Каменного монастыря, стоит рассказать о Глебе Васильковиче — человеке, благодаря которому был когда-то построен храм на территории обители. В 1237 году в семье Ростовского князя на свет появился сын. Сам же князь спустя несколько месяцев погиб в сражении с монголо-татарами. Сын, которого нарекли Глебом, вырос в Ростове. У него был старший брат, которого он, согласно историческим документам, сопровождал в семилетнем возрасте в поездках в Орду , осуществлявшихся для важных переговоров с Батыем.

Глеб владел уделом в Белозёрово , где и поселился, когда повзрослел. А в 1257 году женился на татарской княжне. Глеб Василькович известен, во-первых, как муж внучки Батыя, во-вторых — как основатель Спасо-Каменного монастыря. В летописях говорится о том, что человек этот был крайне богобоязненным, удивительно щедрым и на редкость (для князей) кротким. Он весьма почитал монашеский чин и ревностно относился к церковному благолепию. Именно благодаря Глебу в XIII веке в Белозерском крае появились церкви.

Но не будем излагать подробно биографию основателя Спасо-Каменного монастыря, хотя она и богата подвигами и удивительными событиями. Расскажем о том, что вдохновило князя однажды заложить на Каменном острове храм.

Чудесное спасение князя

Монастырь был основан в августе 1262 года. А предшествовало его строительству следующее событие. Однажды Глеб Василькович попал в ужасную бурю. Неистово молясь, он дал обет построить монастырь там, куда его вынесут волны. Если, конечно, вынесут - в спасении, несмотря на всю безграничную веру в божественную помощь, Глеб уже сомневался. Но Бог всё-таки услышал молитвы князя. Глеб Василькович оказался на берегу небольшого острова. Здесь проживали люди, среди них были и христиане, и язычники. Имелась даже небольшая часовня. Глеб Василькович сдержал обет и построил на острове православный храм.

Каменный остров

Длина острова составляет всего 160 метров, ширина — 82 метра. Каменный остров находится в Кубинском озере. В первые годы своего существования обитель находилась под покровительством Белозерских. Уже в тринадцатом веке наступил расцвет монастыря - с лава о нем довольно быстро распространялась. Многие сподвижники принимали здесь пострижение. Во времена Дмитрия Донского Спасо-Каменная обитель стала известна и в Москве. На остров приезжали князья в надежде, что молитва на территории этого монастыря принесет им победу в очередном сражении.

Стоит сделать некоторое отступление и рассказать вкратце о местности, где расположен остров. На протяжении нескольких веков на Русском севере было немало величественных храмов. Но монастырь на Каменном острове занимал особое, почетное место. Князья вкладывали немалые средства в его развитие. Во времена Петра I транспортное значение Русского севера ослабло. Долгое время этот регион находился в некоторой консервации. Интерес к нему возродился только в двадцатом столетии, благодаря произведениям русского зодчества.

Первые разрушения

Мрачный период в истории Спасо-Каменного монастыря относится в XVIII столетию. Большая часть имущества была конфискована и направлена в государственный бюджет. А вскоре произошел пожар, уничтоживший деревянные постройки.

XIX век

Ситуацию исправил Павел 1 — сын Екатерины, убитый в 1802 году. Вопреки общепринятому мнению, правление этого императора не основывалось исключительно на самодурстве и странных причудах. Да, он ввел цензуру, превратил дворцы своей матери в конюшни, а его реформы были довольно жесткими. Н о что-то хорошее всё же он для культуры России сделал. Например, приказал восстановить несколько монастырей, в том числе и тот, что находится в Усть-Кубинском районе Вологодской области .

Правда, спустя более чем сто лет в России появились очередные варвары, разрушавшие всё, что внушало им страх и опасения. Но это уже случилось значительно позже. А в девятнадцатом столетии монастырь развивался, снова приобретал религиозное значение.

Наступил XX век со своими треволнениями и опасным духом свободы. Монастырь тем временем приобретал все большее культурно-религиозное влияние. До революции здесь находилось около тридцати монахинь и более 150 послушниц. Они были изгнаны из стен обители в 1917 году. Приходского священника расстреляли представители новой власти.

В 1920 году монастырь закрыли. Но спустя несколько месяцев работникам городского исполкома пришла в голову мысль использовать помещение упраздненной обители в более практичных целях. Здесь разместили военкомат и земельное управление. В здании церкви открылись сельскохозяйственные курсы.

Колония для несовершеннолетних

Всего за несколько лет на территории монастыря располагался в разное время и клуб, и детское учреждение, и хлебозавод, и склады. Были мысли организовать в бывших молитвенных помещениях и колонию для малолетних преступников. Но беспризорники — народ свободолюбивый. Пробыв здесь несколько месяцев, они разбежались. Как им удалось покинуть Каменный остров, неизвестно.

В 1937 году монастырь, который несколько столетий подряд являлся крупным культурно-религиозным центром, был полностью разрушен. Его взорвали. Но не потому, что постройки напоминали о несправедливых " поповских временах" , а потому, что для строительства нового Дома культуры требовался кирпич, которого раздобыть больше было негде.

Необитаемый остров

Несколько десятилетий эти места находились в полнейшем запустении. Остров стал пристанищем для охотников и рыбаков. До наших дней из построек, существовавших еще в начале XX столетия, сохранилась лишь построенная в 15 - 16 веке . До начала семидесятых годов здесь неизменно присутствовал сторож. Для чего нужна была эта должность и что охранял ее обладатель, сказать сложно. Но в 1971 году ее упразднили.

Возрождение

В начале девяностых годов началось постепенное восстановление монастыря. Занимались этим преимущественно энтузиасты. Серьёзной финансовой поддержки не было. К концу девяностых средства начали поступать из государственного бюджета. В 2006 году учредили на острове Спасо-Каменное Подворье, был назначен настоятель.

Активное возрождение обители началось в начале двухтысячных. Постройки тогда, конечно, представляли собой зрелище печальное. Наружные стены на протяжении почти ста лет не подвергались ремонту. Крыша провалилась. Была разрушена и колокольня, и алтарная апсида храма. После 80 лет запустения первая литургия состоялась в июле 2001 года. К зиме удалось провести электричество и отопление. На территории монастыря соорудили скамейки. Постепенно приобретались иконы.

Спасо-Каменный монастырь: описание

Те, кто регулярно проезжает по Кирилловской дороге, уверяют, что колокольню, расположенную на территории монастыря, в ясный солнечный день видно издалека. Помимо неё, в состав обители входят братско-настоятельский корпус, гостиница и трапезная. Постройки были воздвигнуты не так давно. Как утверждают местные жители, даже 15- 20 лет назад, когда на острове еще не было электричества, эти места притягивали огромное количество паломников. И климат, который довольно суров, их не пугал.

Гостиничный комплекс представляет собой одноэтажную постройку. Это небольшое здание, как и корпус, и трапезную, находящиеся рядом, издали разглядеть нельзя. Но взору открывается удивительная картина — высокий светлый одноглавый храм, окруженный гладью воды. Если, конечно, смотреть на него летом, весной или ранней осенью. Зимой же здесь совершенно иной пейзаж. Как выглядит Спасо-Каменный монастырь в заснеженную пору , можно увидеть на фотографии, расположенной ниже.

Каменный остров часто называют просто — Спас-Камень. Есть ещё одно название — Вологодский Афон. Это именование связано с тем, что в годы правления Дмитрия Донского здесь служил игумен Дионисий Грек — человек весьма сурового нрава. Он установил в монастыре жёсткий Афонский устав.

Дорога из Вологды в Кириллов стелется вдоль берега огромного Кубенского озера, то слегка удаляясь, то вновь приближаясь к нему. Здесь издревле пролегал большой, оживленный тракт, связывавший Москву с Белоозером,

с Онегой и Белым морем. Правда, «седая» старина на этом пути встречается сейчас редко. Время от времени то справа, то слева, то впереди мелькнет белая каменная церковка или часовня какого-нибудь древнего села, покажется вдруг интересная изба с затейливой резьбой или закружится за околицей веселый хоровод топящихся по-черному бань. Кое-где вдоль дороги можно увидеть и старые, теперь уже неподвижные, застывшие в безмолвии, как одинокие стражи, деревянные ветряные мельницы. Здесь, на Севере, воочию убеждаешься в гармоничной слитности русской народной архитектуры с пейзажем.

Посреди Кубенского озера, на маленьком каменистом островке, прежде, как сказочный город пушкинского князя Гвидона, вставал из вод Спасо-Каменный монастырь (илл. 65), одна из древнейших монашеских обителей Севера. Разрушенный в середине 1930-х гг., ныне он предстает перед нами лишь в виде храма-колокольни, одиноко возвышающегося среди груды развалин, но все-таки хорошо заметного издалека, с дороги.

Спас-Каменный. Фото 1965 года

Возник Спасо-Каменный монастырь около 1260 г. Его основателем был князь Глеб Василькович, первый из князей самостоятельного Белозерского княжества. Предание об основании монастыря рассказывает, как князь Глеб, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения он «посла мужи древоделя и постави церковь древяную», устроив здесь монастырь.
В XV в. процветающая обитель уже имела многочисленные деревянные кельи и трапезную, а церковь была украшена «узорочьем дивным», имела в своем интерьере «чудные иконы и книги». Однако сильный пожар в 1478 г. превратил в пепел все строения монастыря.
В том же 1478 г. удельный князь Андрей Меньшой, брат государя Ивана III, владевший Вологдой, Кубеной и Заозерьем, начинает сооружение нового каменного Спасо-Преображенского собора и заканчивает его возведение в 1481 г. Это был первый монументальный храм в северных землях Руси: «идеже в той земли от начала миру ничтоже бывало каменного от храмов, понеже земля удалела». Для его строительства были, очевидно, приглашены зодчие и каменщики из Ростова, епархии которого принадлежал монастырь.
Этот собор, построенный в разгар работ по перестройке Московского Кремля, представлял собой обычный по типу для Средней Руси второй половины XV в. крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный храм, поставленный на подклет. Его кубический объем, завершенный тремя ярусами кокошников со световой главой в центре, был перекрыт системой коробовых сводов со ступенчато повышенными подпружными арками.
Подобный тип храма сложился в архитектуре среднерусских княжеств (в Московском, Ростовском, Тверском) в конце XIV и первой половине XV в. на основе древних традиций владимирско-суздальского зодчества. Однако, в отличие от своих далеких прототипов, а также ближайших предшественников - раннемосковских и тверских памятников этого времени, он был не белокаменным, а кирпичным. Белый камень был применен только в отдельных деталях декора - в перспективных порталах и капителях лопаток стен и тяг апсид, которые по форме очень близки аналогичым элементам убранства храмов Москвы.
Переход к строительству из кирпича в середине XV в. в архитектуре Северо-Восточной Руси, особенно в Москве, широко отмечен летописями, проявившими большой интерес к новому строительному материалу. Любопытно, что и в местной монастырской летописи он получает свое отражение: говоря о сооружении собора Спаса Преображения, летописец подчеркнул, что «кирпич (по другим спискам «камень») возили из Твери и Старицы-городка». Объяснение этому следует искать в общественно-политической ситуации, сложившейся в Северо-Восточной Руси на рубеже 70-80-х гг. XV столетия. Очевидно, невозможность изготовления кирпича на месте или вблизи постройки заставила заказчика, князя Андрея Меньшого, прибегнуть к помощи своего ближайшего соседа - Твери, имевшей с Севером достаточно хорошие связи. Более далекая и к тому же занятая обширным собственным строительством, Москва была, кроме того, именно в это время охвачена междоусобицей, вспыхнувшей между Иваном III и его братьями, угличским князем Андреем Большим и волоцким князем Борисом. Поэтому Тверь обеспечила далекую северную стройку кирпичом, а Старица - белым камнем, заготовлявшимся здесь в большом количестве.
Несмотря на близость к московской архитектуре, собор Спасо-Каменного монастыря обладал целым рядом особенностей, свидетельствующих об особой интерпретации данного типа здания ростовскими зодчими. Он сыграл огромную роль во всем дальнейшем развитии культового зодчества Белозерья, во многом определив его главные черты.
Собор был двуглавым. Над юго-восточным углом его основного объема возвышалась еще одна, малая световая глава, отмечавшая придел в дьяконнике (южной апсиде). Такие дополнительные главы над приделами, помещенными в одну из боковых алтарных апсид, позднее становятся одной из характерных особенностей архитектуры Вологодско-Белозерского края, восходя к тем же раннемосковским храмам (церковь Рождества богородицы с приделом Лазаря и второй собор Чудова монастыря с приделом Благовещения в Московском Кремле).
Фасады северного собора несли обильный декор - узорчатые пояса, украшавшие цоколь над подклетом, и верхние части стен, алтарных апсид и барабанов глав. Пояса состояли из поребрика, бегунца, прямоугольных впадин, а также терракотовых рельефных плит (изразцов) и балясин. Эти мотивы хорошо известны по ряду одновременных московских храмов (Духовская церковь (1476- 1477) в Троице-Сергиевой лавре, церковь Ризположения (1485-1486) в Московском Кремле, церковь Рождества (1509) в Старом Симонове). Однако они образовали здесь впервые свой особый «сплав», который позднее лег в основу местного узорочья, уже знакомого по памятникам Спасо-Прилуцкого монастыря.
О том внимании, которое уделял князь Андрей Васильевич новому сооружению, свидетельствуют два специально заказанных для строящегося собора предмета литургической утвари - дискос и потир (Вологодский музей). Дискос представляет собой серебряное кованое блюдо - круглое, довольно глубокое, с узким отогнутым бортом. Лишь гравированное изображение Нерукотворного Спаса на убрусе, помещенное на дне, говорит о его назначении. По борту идет надпись: «Блюдо под дору в церковь преображение го[спод]а и б[ог]а нашего И[исуса] Х[рист]а на каменое сделано бысть повелением князя Андрея Васильевича Меньшого лета 6986-го ».
Гладкий кованый серебряный потир - сосуд с несколько утяжеленной полусферической чашей на гладком с «яблоком» стержне-стояне и широком поддоне - украшен гравированным изображением деисуса. Резные фигуры святых в «золотых» кругах размещены на чаше потира - Христос, богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и апостолы Петр и Павел. Все они необычайно гра-фичны. Прорисованные тонкими линиями, святые изящно склоняют головы, простирают в молитвенном движении руки или придерживают ими свитки. Одеяния же выполнены более сухими, прямыми линиями-складками. Внизу, на поддоне, по золоченой полосе идет надпись: «зделан бысть сей потир повелением Благоверного князя Андрея Васильевича Меньшого Вологоцкого».
Блюдо и потир, находящие аналогии среди однотипных московских изделий, сделаны, очевидно, в Москве и, судя по надписям, одновременно. Предназначавшиеся для возводимого собора, они тем самым относят начало его постройки к 1478 г. К тому же в надписи на потире князь Андрей Меньшой назван Вологодским (это один из немногих источников, где князь определяется своим истинным титулом).
В Спасо-Преображенском соборе хранилось еще одно произведение, связанное с вкладом московских князей, - довольно массивная панагия начала XV в. (Вологодский музей). Она украшена на лицевой стороне сценой «Вознесения», составленной из литых, накладных серебряных фигурок, и гравированными изображениями «Троицы» и «Богоматери Знамение», помещенными на ее внутренних створках. На лицевой стороне панагии, на орнаментированном ободе в небольших рамочках также размещены резные фигуры Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Есть основания полагать, что Василий Темный, посетивший Спасо-Каменный монастырь во время своего пребывания в Вологде, вложил эту панагию в Спасо-Преображенский собор. В описи Спасо-Каменного монастыря 1670 г. сохранилось упоминание об этой панагии: «у Спасова же образа приложена панагия большая серебряная чеканная, а на ней на средине образ Вознесения Христово, а во главе Нерукотворный образ по серебру». Поскольку эта вещь аналогична панагии из Симонова монастыря, куда она, вероятно, была вложена московским князем Василием Дмитриевичем, можно предположить, что оба изделия были сделаны в московских княжеских мастерских.
Единственно сохранившийся памятник архитектуры Спасо-Каменного монастыря - Успенская церковь, первоначально объединявшаяся с трапезной палатой (последняя утрачена). Построены они обе в 1543-1549 гг. двумя ростовскими зодчими - Похомием Горяиновым и Григорием Борисовым. Здание было начато первым из этих мастеров, видимо, на денежный вклад посетившего монастырь еще в 1528 г., во время богомолья, Василия III. Достраивал его после некоторого перерыва уже другой мастер - один из крупнейших зодчих первой половины XVI в., «церковный каменный здатель» Г. Борисов, соорудивший к тому времени на Севере целый ряд храмовых построек (Благовещенская церковь с трапезной 1524- 1526 гг. в Борисоглебском монастыре и др.).
Очевидно, Борисову и принадлежит оригинальная архитектура этого сооружения, объединившего в себе два широко распространенных в XVI в. типа зданий: столпообразный храм-колокольню и трапезную палату. Архитектура последней была более традиционной по формам. Ее массивный прямоугольный в плане объем с высоким подклетом был слегка вытянут по оси север - юг (позднее удлинен к западу) и имел, как обычно, внутри большой сводчатый зал с мощным столбом в центре.

Спасо-Каменный монастырь, 1909 г.

Живописность в композицию вносил Успенский храм, примыкавший к восточной стене трапезной не по продольной оси, а к ее южному углу. Его объем имеет довольно своеобразную форму, близкую небольшим столпообразным ярусным храмикам «иже под колоколы», распространенным в конце XV и первой половине XVI в. (церкви в селе Коломенском, в Иосифо-Волоколамском, Болдинском, Дорогобужском, а также Спасо-Прилуцком монастырях). Трехъярусный столп внизу, в двух первых этажах, имеет необычную форму неправильного восьмигранника, лишь выше переходя в традиционный восьмерик с барабаном и главой в завершении.
Нижний, глухой ярус являлся подклетом, в среднем, с узкими арочными окнами в гранях, находилась церковь, а в третьем, с открытыми арками, висели колокола. Ярусы последовательно сужаются кверху на величину завершающего каждый из них цоколя, как бы облегчая массы здания по мере их развития вверх. Углы столпа украшают обычные широкие лопатки, также суживающиеся по ширине в ярусах. А восьмерик звона внизу, под самыми арками, несет широкий пояс из поребрика, кирпичных балясин и нишек, т. е. характерный декор, сложившийся в XVI в. в местном зодчестве и хорошо известный по храмам Спасо-Прилуцкого монастыря. Большая близость Успенского храма к остальным трапезным церквам монастырей Белозерья, в том числе Прилуцкого, Ферапонтова и Кириллова, позволяет предполагать, что все они были сооружены одним и тем же зодчим - Григорием Борисовым.
Прежнее завершение здания в виде трех ярусов килевидных кокошников и светового барабана с главой не сохранилось. Во второй половине XVII в. оно уступило место нынешнему - аркам звона и восьмигранному постаменту, украшенному кокошниками и увенчанному луковичной главой на тонкой шее. Сейчас этот своеобразный Успенский храм, лишенный трапезной, одиноко и печально стоит посреди острова.

Г. Бочаров
В. Выголов

Вологда-Кириллов-Ферапонтово-Белозерск. Москва, Издательство "Искусство", 1979

Надежда Плигина: «Восстановление храма - это духовное строительство»

Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере – уникальное творение наших предков, свидетельство силы их духа и крепости веры. Древнейшая каменная обитель на Русском Севере, возведенная на крошечном кусочке тверди, как истинное воплощение чуда, парящая между водой и небом... Первоначально монастырь был деревянным, а в XV – XVI веках обрел облик, остававшийся почти неизменным до 30-х годов прошлого столетия. Каменный Спасо-Преображенский собор построен в 1481 году, колокольня – в 1543, трапезная – в 1549.

Много повидал монастырь за семь с половиной веков своего существования. История его была насильственно прервана в 1917 году. Монахов прогнали, собор в 30-е годы взорвали, уцелела лишь колокольня... В последующие десятилетия заброшенный храм медленно разрушался ветрами, дождями и морозами. Но чудо не покинуло островную обитель – нашлись люди, для которых ее восстановление стало делом всей жизни. Имя Александра Плигина теперь известно многим. После его смерти в 2004 году заботу о Спасе-Каменном взяли на себя его единомышленники и последователи. В 2006 году образовано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», и разрушенная святыня передана в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. С 2007 года реставрационные работы на острове финансируются за счет средств федерального бюджета. Спасо-Каменный монастырь является памятником историко-культурного наследия федерального значения.

О том, как идут реставрационные работы на острове, рассказывает староста архиерейского подворья, директор реставрационного предприятия «Спас-Камень» Надежда Плигина.

Надежда Александровна, как проходит реставрация на острове и в чем особенности реставрационного сезона 2012 года?

Подрядчик, проводящий работы на объекте, выбирается на конкурсной основе. В этом году подрядчиком стала московская реставрационная организация ООО «Симантика». Наше предприятие ООО «Спас-Камень», имеющее лицензию Министерства культуры РФ, работало весь сезон на условиях субподряда.

- Что именно было сделано в это лето?

Продолжались работы по восстановлению трапезной палаты, которая является частью комплекса Успенской колокольни с трапезной. В прошлом году был восстановлен первый ярус: возвели стены, сделали оконные проемы и своды. Этим летом отреставрировали центральный столп в трапезной, на который опирается свод. Чтобы уберечь незавершенное здание от вредного воздействия влаги, над ним возведена временная кровля площадью 50 кв. метров. Следующим летом готовимся делать свод и стены второго яруса.

Вообще работа реставраторов напоминает труд врача. У нас даже термины сходные: мы исследуем «тело» колокольни, ставим диагноз и устраняем причину разрушения храма. При реставрации применяется метод инъектирования: в подлинной кирпичной кладке сверлятся глубокие отверстия, в которые после промывания вводится укрепляющий раствор. Трещины в кладке стен «лечим» так: заполняем жгутами из пакли, смоченной в специальном растворе, а потом затираем, чтобы швы не портили внешний вид стены. «Тело» колокольни стягиваем «бандажом» – прочной металлической лентой.

- Можно ли сказать, когда трапезная будет закончена?

При сохранении нынешних объемов федерального финансирования это займет года четыре, не меньше. Необходимо возвести второй ярус и кровлю, сделать внутреннюю отделку, решить проблему отопления всего храма. Можно ли делать быстрее? Можно, но это не полезно для храма. «Быстро» – это много народу, а значит, не будет должного контроля за качеством работы. Кроме того, жить большому количеству людей у нас негде, негде хранить большой запас материалов. Поэтому наше правило – «постепенность и размеренность», и милостью Божией нам удается ему следовать.

Расскажите о реставрационной организации ООО «Спас-Камень».

Наш коллектив сложился давно: есть люди, которые занимаются восстановлением монастыря с 1991 года – с того момента, когда Александр Николаевич Плигин начал это дело. Ребята выучились здесь под руководством московских специалистов, потом прошли аттестацию в Москве, в Институте искусства реставрации. Это было необходимо, так как получить лицензию на ведение реставрационных работ можно только имея аттестованных специалистов – каменщиков, плотников. Несколько лет назад на средства областного бюджета был разработан проект реставрации Успенской колокольни и трапезного комплекса. Благодаря наличию проекта мы можем получать бюджетное финансирование.

- Кто работает в составе вашего предприятия?

Возглавляет реставрационную артель главный архитектор проекта. Он создает проект, определяет порядок работ, дает технологические указания, осуществляет общее руководство. После смерти архитектора Александра Алексеевича Асафова, инициатора восстановления Спасо-Каменного монастыря, работами на острове руководит москвич Николай Николаевич Смирнов. Сейчас он не является главным архитектором официально, но по-прежнему постоянно приезжает сюда, осуществляя авторский надзор.

Слева - Смирнов Н. Н.

«Второй» человек – это главный инженер проекта, Иван Георгиевич Стрельбицкий. Он готовит рабочие чертежи по конструктивным элементам здания, рассчитывает прочность конструкций. Оба они – и Смирнов, и Стрельбицкий – стали для нас родными людьми.

Слева - Стрельбицкий И. Г.

Рабочую бригаду возглавляет Денис Полетаев, он же отвечает за всю технику на острове и является главным «лодочником-перевозчиком». Большой вклад в реставрацию внес каменщик Сергей Попов – уникальная творческая личность. Не обойтись нам было бы без высококлассного плотника Евгения Калугина, каменщиков Константина Зауторова и Димитрия Рожина.

Всевозможное содействие в работе оказывает нам Владимир Николаевич Лукин, заместитель начальника Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области, и сотрудники управления культурного наследия Департамента.

В Вологде у нас есть небольшое официальное представительство. Главный человек там – инженер Марина Николаевна Мочалыгина. Она составляет сметы и готовит документацию для подачи заявок, участия в конкурсах и сдачи отчетов в Министерство культуры. Никакое предприятие не может существовать без бухгалтерии, и нам повезло – у нас опытный главный бухгалтер Ольга Ивановна Кочурова. За наш интернет-сайт, архив и музей отвечает Дарья Миненкова.

- В перспективе – может быть, и отдаленной – что вы думаете о судьбе Спасо-Преображенского собора?

О судьбе собора мы, конечно, думали с самого начала реставрации. Александр Николаевич хотел, чтобы он был восстановлен. Одно время по этому поводу были сомнения. Ряд специалистов высказывали противоположную точку зрения: надо, дескать, оставить собор как есть, разрушенным, как свидетельство эпохи вандализма и варварства. Был период, когда это казалось правильным. Собор, даже руинированный, остается редчайшим памятником архитектуры, живым свидетельством высочайшего уровня строительной технологии того времени... А потом постепенно пришло понимание того, что это прежде всего храм, где в течение пяти веков проводились богослужения, совершались христианские Таинства, шло молитвенное общение человека с Богом. Кроме того, собор – это монастырская усыпальница. Под этими руинами покоятся мощи местночтимого святого игумена Кассиана и святого Блаженного Василия, живших в XV веке. Перед храмом, со стороны алтаря, похоронены настоятели. Скорее всего, в соборе или возле него в XVI веке погребен первоиерарх митрополит Варлаам. Внутри храма есть и другие захоронения, и оставлять их как руины нехорошо. Святые молитвенными трудами и подвигами по совершенствованию своей души стяжали благодать Божию; православные люди относятся к ним с почитанием и благоговением, и им больно видеть заброшенные святыни....

Александр Николаевич Плигин

Поэтому мы планируем восстановить собор. Предстоит большая и серьезная работа над проектом. Прежде всего, нужно решить, на какой исторический период ориентироваться в его восстановлении: в XV веке здание имело одну главу и кровлю в виде закомар, напоминавших язычки пламени. В XIX веке к основному объему здания добавились галереи и, вместо одной, в завершении собора появились пять глав. Дело осложняется тем, что обмеры здания не сохранились. Поэтому руины предстоит аккуратно разобрать, а самые выразительные фрагменты кладки, которые уцелели после взрыва, оставить под укрытием как памятник – в том виде, в каком они сохранились. Каждый этап работы должен сопровождаться фотофиксацией и обмерами, после чего разобранные и расчищенные участки необходимо укрывать. Когда эти работы будут закончены, тогда можно приступать к проектированию. У нас есть историческая справка, свидетельствующая о том, что имеется достаточно архивных материалов для разработки проекта воссоздания собора. Думаю, имеет смысл организовать общественное обсуждение проекта на уровне Правительства области, добиться проведения экспертизы, которая позволила бы перевести памятник из разряда руин в разряд зданий, что решило бы ряд проблем с бюджетным финансированием. Возможно, в итоге это будет воссоздание с использованием старых технологий и материалов...

Александр и Надежда Плигины

В любом случае нужно походить к собору как к святыне, а не просто как к архитектурному сооружению. Восстановление храма – это «духовное строительство» всего круга людей, которые вольно или невольно в этом участвуют.

- С какими трудностями связана работа на острове?

Почти все наши трудности связаны с отрезанностью от «большой земли». Завезти строительные материалы на Спас- Каменный можно только весной, по большой воде, но и в этом случае много не завезешь – нет места для их хранения: ведь размеры острова невелики – 120 метров в длину и 70 в ширину. Поэтому в первую очередь завозим кирпич и песок, а такие расходные материалы, как цемент и известь, приходится подвозить постоянно небольшими партиями. Для того чтобы обеспечить работу строительной техники – бетономешалки, например, – нужно электричество, а ведь на острове его нет. Пользуемся дизельным генератором в шесть-семь киловатт, но для него опять-таки надо привезти солярку.

Выгрузку материалов и высадку людей осложняет отсутствие причала. Пристать к каменистому берегу очень сложно, летом почти невозможно. Людям приходится по камням тащить на себе мешки с песком и цементом, тяжелые брусья, реставрационные кирпичи, каждый из которых весит семь с половиной килограмм... Постоянный причал у нас ставить нельзя: весенний ледоход его вмиг разрушит, а летом вода уходит. Съемный причал стоит 750 тысяч рублей. Мы ставили бы его в удобное место в зависимости от уровня воды, а зимой убирали бы на хранение на берег Кубены... Уже начали копить деньги и будем рады любой помощи. Это позволит сохранить подходящие к острову катера и лодки, а главное – облегчит и без того тяжелый труд людей.

Жить на острове тоже непросто. Пространство ограниченное, жилые помещения тесные, в каждом по два-три человека, которые находятся здесь безвыездно по три-четыре недели: вместе работают, вместе отдыхают. А ведь у всех разные привычки, разные характеры... Вот и учимся терпеть, жалеть и прощать друг друга, жертвовать своими пристрастиями ради других...

- Как организованы реставрационные работы?

Специалисты ООО «Спас-Камень» трудятся на острове постоянно, в течение всего года. С самой ранней весны мы начинаем подготовку к «горячему» летнему реставрационному сезону, а поздней осенью и зимой охраняем памятник, поддерживаем в рабочем состоянии системы жизнеобеспечения на острове. В свое время, работая на других объектах, мы создали материально-техническую базу: приобрели оборудование, снегоход, отремонтировали гостиницу, пополам с жертвователями купили ветрогенератор. Сейчас в гостинице есть отопление, вода, на острове работает котельная, построена баня, и зимой мы все это охраняем. Восстанавливается домик Общества спасения на водах. Все это дает возможность обеспечить наших рабочих постоянным, пусть и небольшим, заработком.

Крестный ход. Фото Алексея Колосова

Ровно в восемь утра бригадир включает дизель, и все выходят на работу. Рабочие делают кладку, сами придумывают и изготавливают разные вспомогательные механизмы. Дождь ли, ветер ли, снег ли – независимо от погоды работы идут до шести часов вечера. Никаких перекуров и посиделок: перерыв на обед, небольшой перерыв на чай – и все. Руководит производственным процессом Иван Александрович Плигин, наш с Александром Николаевичем младший сын. Он отвечает за доставку материалов, за энергоснабжение, за продукты питания, за технику. Из техники в нашем распоряжении сейчас несколько моторных лодок и большой катер, «Путейский – 21», который удалось купить и отремонтировать в прошлом году. В этот сезон возили на нем и материалы, и рабочих, и паломников, и туристов.

Пять лет назад Спасо-Каменный монастырь стал архиерейским подворьем. Как часто здесь проходят службы, много ли у вас прихожан?

Да, подворье образовано в 2006 году по указу правящего архиерея владыки Максимилиана. Настоятелем был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский), меня тогда же поставили старостой. В 2010 году завершилась реставрация колокольни, и внутри нее, на втором ярусе, была воссоздана церковь. С той поры там идут службы. В этом году назначен новый настоятель – игумен Нестор (Кумыш), который поселился на острове. Богослужения проходят раз в неделю, когда привозим певчих из Вологды – монахиню Иоанну и одну из наших добровольных помощниц, которую она обучила пению, – Ладу Миненкову. Поют они древним знаменным распевом, который сейчас редко где можно услышать. Это очень красивые одноголосные песнопения, о таких говорят – «мелодия Духа».

Отряд «Спасики»

Отряд «Спасики» на колокольне

Зимой на службы не приходит никто, а летом приезжают паломники.

- Кто живет на острове постоянно?

Рабочие – их «вахта» длится три недели, а на четвертую они уезжают домой отдыхать. Тогда остается Иван Плигин или я. Теперь с нами на острове живет отец Нестор. Всегда есть кто-то из помощников – сейчас, например, там поселилась молодая пара из Москвы, они помогают нам безвозмездно. Я уже говорила, что ни здания, ни технику нельзя оставлять без присмотра. Бывает, что на остров заезжают чужие – и рыбаки, и подгулявшие компании... Но когда знают, что здесь есть люди, то не безобразничают.

- Не страшно?

Нет! Со всеми можно договориться. Конечно, никогда не знаешь, чего ожидать от таких гостей. Но до сих пор нам всегда удавалось достигать взаимопонимания.

Многие вологодские турфирмы предлагают туры на остров. Как Вы относитесь к туристам? Все-таки посторонние люди, праздная публика...

Думаю, что разделять людей на туристов, паломников, искателей приключений – это дурная греховная привычка. Душа каждого человека, сознает он это или нет, тянется к Богу. Спасо-Каменный монастырь – это место, где семь веков совершалась молитва, здесь душа обретает покой, пусть и кратковременный. Поэтому люди и едут на Спас. Конечно, с организованными группами, приезжающими через турбюро, намного проще. Я им объясняю, как надо себя вести на острове, почему нельзя подниматься на руины, – и ни разу не было такого, чтобы люди не поняли, не прониклись. А ведь они живут, по сути дела, в другом мире, в другой среде. Вот с неорганизованными посетителями иногда бывают недоразумения. Но если по-хорошему поговорить, то и они все поймут. И иногда эти «случайные» люди становятся нашими верными друзьями и помощниками.

- Восстановление монастыря продолжается в общей сложности более 20 лет – это уже история...

Да, и мы бережно храним все ее свидетельства. С самого начала ведется журнал авторского надзора, в котором отражены этапы восстановления монастыря. Здесь записи архитекторов, эскизные рисунки, советы, рекомендации, отзывы, подробная фотофиксация рабочего процесса. Все это – настоящий учебник по реставрации. Накоплен богатейший материал, который хотелось бы представить в музейной экспозиции. «Летопись» восстановления монастыря ведется постоянно. Очень ценны для нас свидетельства об участии в этом труде наших добровольных помощников – представителей разных общественных организаций.

Группа учителей истории на разгрузке кирпича

- Расскажите о волонтерах, которые работают на острове.

Добровольцы занимаются уборкой территории, выполняют тяжелые физические работы, которые не требуют специальной подготовки. Желающие есть всегда, мы, как правило, никому не отказываем, но чаще работаем с людьми, которых уже знаем. Условия жизни на острове таковы, что мы не можем принять много людей и поселить их здесь надолго. Но при этом, конечно, очень ценим помощь и всегда благодарны за нее – на нашем сайте представлена информация обо всех наших помощниках. Вот уже несколько лет на остров приезжает отряд «Спасики» – школьники из Устья-Кубенского. Дважды побывали у нас курсанты Вологодского института экономики и права. Я думала, что такой молодежи уже не бывает: интеллигентные, сдержанные – ну просто воспитанники Пажеского корпуса! Они как начали работать!.. С полной отдачей, серьезно, самозабвенно – мы давно не видели такого труда. Двоих из этих ребят крестили в озере прошлым летом... Два года подряд работает у нас студенческий стройотряд Ивана Животикова, созданный при Правительстве области, в это лето трудились дети из вологодской школы № 20. Оторвавшись от дома, приезжают на недельку-другую женщины – готовят еду, помогают по хозяйству.

Прибывающие на остров люди попадают в непривычную для них обстановку – обстановку порядка. Большинство людей сейчас забыли об этом, привыкли жить каждый сам по себе. Здесь же нужно подчиняться единому для всех режиму: обед и перерыв в строго определенное время, перед едой необходимо помолиться, курить разрешается только в определенном месте, сквернословить запрещено, одеваться в пляжную одежду – тоже... У многих – и у детей, и у взрослых – это поначалу вызывает протест. А через пару дней, глядишь, им у нас уже нравится! Это тоже результат нашего общего труда, в чем-то сопоставимый с восстановлением разрушенной святыни: люди усваивают очень важный урок общежития. И, несмотря на тяжелый труд и жесткие правила, многим хочется снова вернуться на Спас.

- Помимо добровольного труда, как еще можно помочь Спасу-Каменному?

Помочь можно по-разному. Например, жители деревни Борок Сокольского района уже много лет подряд осенью присылают для нас овощи со своих огородов и зимние заготовки. В Вологде наши друзья собирают продукты: крупы, чай, сахар – все, что не портится. Иногда в этих посылках «попадаются» теплые носки, постельное белье или крем для рук...

Укладка именных кирпичей

В прошлом году мы по благословению нашего настоятеля игумена Дионисия (Воздвиженского) начали проводить сбор средств на восстановление монастыря под названием «Именной кирпич». Любой желающий помочь в этом деле жертвует 100 рублей, ему выдается свидетельство о пожертвовании, священник совершает поминовение его на богослужении, а имя жертвователя пишется на одном из кирпичей, из которых потом складываются своды трапезной. Радует то, что множество людей откликнулись на наш призыв о помощи: ведь человек приносит жертву Христа ради, движимый Духом Святым. Жертвовать на храм способен тот, у кого развито чувство патриотизма, чувство Родины.

Беседовала Светлана ГРИШИНА

Фотографии предоставлены Н. А. Плигиной

Пожертвования на восстановление Спасо-Каменного монастыря можно перечислить на расчетный счет архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь»:
р/с 40703810312000001013 в Вологодском отд. 8638 СБ РФ.

На водной глади огромного Кубенского озера, на маленьком каменистом островке стоят развалины Спасо-Каменного монастыря - одного из самых древних на Русском Севере.

Этот монастырь гораздо старше знаменитых Кирилло-Болозерского и Ферапонтова. По преданию, в 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило к Каменному острову - маленькому клочку суши размером 120х70 м.
Находясь под покровительством белозерских князей, монастырь расцвел, сделался многолюдным и благоустроенным. После пожара, почти стершего деревянный монастырь с лица земли, в 1478 г. здесь началось строительство первого на Русском Севере каменного храма - Спасо-Преображенского собора. Через два столетия после основания, молва о праведниках с островной обители разнеслась так далеко, что мечтавший о наследнике Великий князь Василий III отправился паломником в Спасо-Каменный монастырь с женой Еленой Глинской. Мальчика, появившегося на свет после княжеского паломничества на Кубенское озеро, история запомнила под именем Ивана Грозного.
Устав монастыря был довольно строгим. Женщины на остров не допускались даже как паломники, монастырские бани были построены на песчаных островах поодаль. Монастырь был идеальным местом для заточения опальных церковных деятелей. В частности, сюда сослали "передового старообрядца" Ивана Неронова. Здесь же доживали свои дни полоцкий епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.

Вся история монастыря была борьбой с суровыми природными условиями. Летом на Кубенском озере нередки штормы - недаром была в ходу поговорка «Кубенское озеро - не море, но плавать по нему - горе». В период разрушения ледового покрова остров на две-три недели оказывается отрезанным от Большой земли, а подвижки льдов, вызванные сильными северо-западными ветрами, сопровождаются катастрофическими явлениями. Нередко льды сносили деревянные строения на острове, повреждали каменные. Однажды на крышу келий был поднят и заброшен валун весом более 500 пудов, а в 1915 году торосы разрушили стоящую на том же здании башенку маяка.
В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция, а на острове установлено два маяка. Открывшаяся станция спасения на водах работала в период навигации, с апреля по ноябрь. Надзор за порядком принял на себя игумен, а спасательными работами руководил атаман или старшина, как правило, профессиональный моряк в отставке. Для езды на вельботе нанимали гребцов-матросов. Главное правление снабдило станцию необходимым оборудованием и снаряжением. На зиму на станции оставался лишь атаман, и тогда обслуживание маяка, провешивание зимней дороги по озеру, спасение заблудившихся путников, провалившихся под лед повозок, принимала на себя немногочисленная монастырская братия.

В 1925 году вологодские власти закрыли монастырь, милиция изгнала с острова всю братию. В зданиях разместилась колония для малолетних преступников, в которой вскоре произошел разрушительный пожар. В 1937 г. Спасо-Преображенский собор был взорван ради получения кирпича для строительства нового Дома культуры в Устье-Кубенском. Однако прочность кладки оказалась таковой, что собор разрушился на несколько десятков крупных блоков, которые не смогли разбить на кирпичи, и от этой идеи быстро отказались.
В середине 60-х годов прошла еще одна волна разорения монастыря. С ведома районного начальства вывезли несколько барж бутового камня, который служил для укрепления берегов. Камни эти использовали при строительстве других объектов. В 70-е годы никем не охраняемое здание гостиницы сожгли. Рыбаки, охотники, отдыхающие, разводили на руинах храма костры, оставляли горы мусора, оскверняли и разрушали никем не охраняемый монастырь.

Новейшая история Каменного острова связана с именем Александра Николаевича Плигина и его жены Надежды Александровны. Еще с детства, с первого посещения Спаса-Каменного, Александр Николаевич был неравнодушен к судьбе острова.
Н.А.Плигина пишет в своей статье: "...Случилось это в 1960 году. Плигин, тогда еще все его называли Шурик, и и два его друга отправились в путешествие Вологда - Кириллов на велосипедах. Шурик - 13 лет, остальным по 11-12. Причем один из друзей - на велосипеде «Школьник». Добрались они только до деревни Пески, и вернулись назад. Но остался в памяти далекий, загадочный силуэт монастыря посреди озера. Он сопровождал ребят по всему пути - от Кубенского до Песков и обратно. Дождавшись зимы, Шурик решил поближе рассмотреть и узнать, что это за чудо. В январе с приятелем они добрались до села Кубенское на автобусе, а там пешком. Зимой остров был еще прекраснее. Он как бы парил в туманном мареве над землей, казался видением, а не реальностью. Гостиница была еще цела. В ней жила бригада рыбаков, приехавших на лошадях. Мальчишки все облазили, осмотрели, переночевали и вернулись домой. Еще один раз до армии приезжал на остров зимой в 1969 году на мотоцикле. Отслужив в армии, стал бывать здесь часто. Непонятная сила тянула Плигина сюда. В 1972 году женился. Куда везти молодую жену в свадебное путешествие? Сомнений не было - на Спас. А в 1988 году приехали на остров всей семьей (Анюте двенадцать лет, Леше - девять, Ване - пять). Приключений было много - то лодка не заводилась, то непогода… Высадились на Спас в солнечный день. Дети лазили по зданиям, камням, кустам, дел у них было полно. Поставили палатку, насобирали сухих веток, развели костер. Вскоре дети утомленные жарой, купанием и комарами, уснули. Высокая трава, крапива, репейник, кусты дикой малины и смородины, стены колокольни исписаны «автографами» туристов, здание гостиницы без окон… Плигин не мог спать. Еще раз обошел остров, заглядывал внутрь строений, соображал, как бы это все можно отремонтировать…".

Когда в конце 1980-х годов появились планы реставрации комплекса, Плигин стал во главе этого проекта. Работы начались весной 1991 года - за несколько месяцев до развала страны. Поступление средств быстро прекратилось, не получавшие зарплату рабочие уехали, поломав и перетопив инструменты и инвентарь. Александр Николаевич остался на острове, став его Хранителем. В тяжелые 90-е годы, при помощи нескольких энтузиастов, фактически на собственные средства этих людей, велись реставрационные работы. Были разобраны завалы, частично приспособлено для жилья здание гостиницы, начат ремонт Успенской колокольни.
Каждое лето, начиная с 1999 года, на острове под руководством педагогов работают школьники из села Устье-Кубенское. Приезжают сотрудники из московского православного центра «РеставросЪ». По благословению игумена Дионисия на острове работают трудники Спасо-Прилуцкого монастыря. В меру сил оказывают помощь деньгами и строительными материалами предприятия и предприниматели разных городов Вологодчины и всей России. В XXI веке восстановление монастыря получило, наконец, и видимую помощь областных властей.
Александр Николаевич не дожил до возрождения монастыря. 27 января 2004 года его сердце остановилось. Он похоронен на острове, возрождению которого посвятил всю свою жизнь.

Добраться до монастыря не так просто - зимой пешком по льду, летом на лодке по лабиринту проток устья Кубены. Но Спас-Каменный имеет какую-то особую притягательную силу для тех, кто о нем узнал. Многие мечтают увидеть возвышающийся над озером силуэт колокольни…

При написании текста были использованы отдельные материалы из статьи М.Котина «На необитаемом острове» // Независимая газета. - 2002. - №3 (2557).

Один из старейших монастырей Русского Севера. Находится на острове Каменный на Кубенском озере, невдалеке от села Устье, Усть-Кубенского района.

Принято считать, что монастырь был основан во второй половине XIII века, что делает его одним из древнейших монастырей Русского Севера. Кроме того, это первый каменный монастырь на Русском Севере. В 1774 году на острове возник мощнейший пожар, уничтоживший практически все деревянные постройки, после чего монастырь был закрыт. В 1801 году обитель возобновилась и монастырь просуществовал до 1925 года. В 1937 году древнейший храм Русского Севера 1481 года постройки был взорван с целью получения кирпичей для строительства местного Дома культуры. С 1991 года силами энтузиастов под руководством А. Н. Плигина началось восстановление Спасо-Каменного монастыря, продолжающееся и по сей день.

Основание монастыря

По преданию в августе 1260 года белозерский князь Глеб Василькович «плыл на струге из отчины своей от Бело-озера к городу Устюгу рекою Порозовицею и взошел в озеро Кубенское, но волны были так велики на озере, что князь должен был простоять десять дней у берега, там, где церковь Преподобного Антония Великого. Едва утихла пучина, и двинулся он в путь, как опять настигла черная туча со страшным громом и молниею, и княжий насад начал заливаться волнами. Князь с людьми своими стали молиться Всемилостивому Спасу, дабы избавиться им от надлежащей беды и дали обет: где и в какой день принесет их ко брегу, на том месте соорудить церковь во имя празднуемого Святого и устроить обитель. И вот, благоволением Божьим в 6 день августа, на праздник Преображения Господня принесло их бурею на средину озера к острову, называемому Каменным».

На острове на тот момент находилось порядка 23 пустынножителей. По-видимому, это были выходцы с пристани Антоний, рядом с которой стояла Антониевская церковь, считающаяся одной из самых ранних северных церквей. Проживавшие на острове старцы вели иноческий образ жизни и занимались проповедью Христовой веры среди обитавших по ближайшим берегам язычников. «По причине их убожества и нападения неверных человеков церкви у них не было». Глеб Василькович, бывший, к слову, внуком великого князя Ростовского Константина Всеволодовича и мужем внучки Батыя, и имевший в силу этих обстоятельств большое влияние, сдержал свое слово и в короткий срок на острове была возведена Преображенская церковь.

Монастырь в XV-XIX веках

Следующей вехой в истории монастыря становится первая половина XV века, когда настоятелем Спасо-Каменного монастыря по воле великого князя Дмитрия Ивановича Донского становится Дионисий Грек. Согласно «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», Дионисий был афонским пострижеником. По мнению А. Е. Тарасова, Дионисий мог быть русским или южным славянином, уехавшим в Грецию.

Данное событие свидетельствует о том внимании двора московского князя, которые было обращено на столь отдаленный северный монастырь. И подобная опека вполне ясна.

Спасо-Камень наряду с Кирилло-Белозерским монастырем являлся в XV веке крупнейшим культурно-религиозным центром. Даже Ферапонтов монастырь не мог похвастаться таким влиянием в северных землях. В Спасо-Каменном монастыре приняли монашеский постриг множество будущих великих подвижников, чьими трудами и молитвами создавалась Северная Фиваида. Среди них были преп. Дионисий Глушицкий, преп. Александр Куштский, преп. Евфимий Сянжемский, преп. Иоасаф Каменский.

В 1481 году ростовскими мастерами был возведен первый на Русском Севере каменный собор, который освятили в честь Преображения Господня. 9 годами позднее в 1490 году эти же мастера возвели в Ферапонтовом монастыре собор Рождества Богородицы.

В 1541 году была возведена теплая трапезная церковь во имя Успения Богоматери «иже под колоколы».

Примечательным является тот факт, что Иван IV Грозный, неоднократно посещавший Вологду, ни разу не был в Спасо-Каменном монастыре. Однако известно, что царь прислал на остров колокол.

В 1650 году игумен Маркелл установил раку для мощей преподобного Иоасафа Каменского.

В 1773 году на острове случился мощнейший пожар, после которого обитель была упразднена, а братия переведена в Духов монастырь в Вологде, получивший в 1775 году название Спасо-Каменного - по наименованию сгоревшего и упраздненного островного монастыря.

В 1801 году повелением императора Павла I сгоревшая обитель была восстановлена, и на остров переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни. Так островной монастырь получил название Белавинской Спасо-Преображенской пустыни.

В 1892 году монастырю указом Синода было возвращено исходное наименование Спасо-Каменного.

Монастырь в ХХ-ХХ I веках

В 1925 году монастырь был закрыт. В 1937 году была предпринята попытка добыть на острове кирпич для строительства Дома культуры путем взрыва Спасо-Преображенского собора. Однако подорвать древние стены таким образом, чтобы можно было их использовать в дальнейшем, большевикам не удалось, поэтому по сей день в центре острова лежат разрушенные стены собора.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.

С 1991 года усилиями энтузиастов под руководством А. Н. Плигина и А. А. Асафова началось восстановление монастыря. В 1993 году Александр Асафов скончался, и работы по возрождению обители продолжил Александр Плигин. В 2004 году скончался Александр Плигин, дело его продолжают вдова, Надежда Александровна, и дети.

Сейчас уже восстановлены гостиничный корпус, колокольня с Успенской церковью, идут работы по восстановлению трапезной палаты. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».