Домой / Глоссарий Риэлтора / Основные функции гражданского общества. Особенности формирования гражданского общества в россии

Основные функции гражданского общества. Особенности формирования гражданского общества в россии

Объем и значимость функций гражданского общества определяют меру его воздействия на политическую жизнь. Его влияние на политику не ограничивается периодами выборов. Оно осуществляется постоянно через деятельность входящих в него ассоциаций и институтов, через формирование в его среде общественного мнения. Как отмечает известный английский специалист по проблемам политической науки Джон Кин , «гражданское общество должно стать постоянной занозой в боку политической власти».

Целью гражданского общества является защита жизни индивидов, а целью демократической власти - общих, государственных интересов. Гражданское общество контролирует власть, оказывает воздействие на ее деятельность. Власть же не управляет гражданским обществом, но посредством законов регулирует его существование и функционирование. Гражданское общество дает возможность человеку полностью проявить свои индивидуальные способности. Оно - самое эффективное средство самоутверждения человека, реализации его «я». Гражданское общество и демократическая власть - две стороны социума, независимые друг от друга, но они ограничивают и контролируют друг друга. Демократическая власть не только не борется с гражданским обществом, но и всячески способствует его нормальному функционированию. Со своей стороны, наличие сильного гражданского общества - одно из важнейших условий функциональности гражданского общества.

С точки зрения родоначальников российской политологии А. Галкина, Ю. Красина, основные функции гражданского общества заключаются в следующем.

Во-первых - это социализация индивидов . Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов.

Во-вторых - самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения.

В-третьих - интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что, в конечном счете, обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии.

В-четвертых - создание базовых форм межличностной солидарности , основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов.

В-пятых - стимулирование правового нормотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале происходит в лоне гражданского общества .

Подчеркнем, что демократия как политический механизм начинает реально работать лишь в условиях развитого гражданского общества. Политическая демократия невозможна в отсутствие массового, осмысленного и ответственного гражданства. Понятие «гражданское общество» характеризует тип общественной организации, механизмы обеспечения социальной целостности. Понятие «демократия» обозначает тип политического устройства общества, в частности, такого которое конституционно гарантирует: а) разделение ветвей власти, б) периодическую сменяемость политического руководства путем выборов, в) влияние граждан на принятие некоторых политических решений, по крайней мере, посредством участия в выборах, г) свободу самовыражения граждан.

Строительство гражданского общества «сверху» [5 ] Когда В.В. Путин стал президентом, он объявил развитие гражданского общества одной из приоритетных задач при проведении реформ. Усилия властей по созданию формальной структуры для осуществления гражданской деятельности привели сначала к созыву в 2001 году «Гражданского форума» , а теперь - к созданию Общественной палаты в качестве «дополнительной возможности для развития гражданского общества в стране». В ноябре 2004-го был создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека , а в марте 2005 года - «Экологический форум» на федеральном уровне . Чтобы повысить активность граждан и привлечь на свою сторону общественное мнение, президентская администрация поддерживает развитие гражданского молодежного движения.

Лари Даймонд выделяет десять демократических функций гражданского общества.

Первой и основной демократической функцией гражданского общества является функция ограничения государственной власти . Это означает, что организации гражданского общества являются демократическими, политическими институциями, которые могут осуществлять такой контроль наиболее эффективно. В различных условиях эта функция проявляется по-разному: в демократических государствах - как возможность контроля за властью, в авторитарных государствах - как возможность демократизации общества.

В недемократических режимах организации гражданского общества играют важную роль в раскрытии злоупотреблений и фактов несоблюдения законности. При демократическом правлении гражданское общество является важнейшим инструментом контроля за масштабами государственной власти, потенциальными злоупотреблениями и нарушениями законности, доводит выявленные факты до сведения общественности. Можно даже сказать, что роль гражданского общества является более существенной именно в период развития демократии, ее поддержания и укрепления, чем в период ее зарождения.

Во-вторых , активная деятельность общественных объединений дополняет роль партий (движений), создавая им благоприятные условия для участия в политической жизни, увеличивает эффективность политической деятельности , расширяет знания и умения демократически настроенных граждан, способствует одобрению, принятию и соблюдению демократических прав и обязанностей граждан .

В-третьих , гражданское общество представляет широкое поле деятельности для развития таких важнейших атрибутов демократии, как терпимость, умеренность, готовность к компромиссу, уважение противоположной точки зрения. Эти демократические ценности и нормы становятся привычными и стабильно работают в обществе.

…и «снизу»[5 ] Например, увеличиваются масштабы уличных протестов и массовой мобилизации, что особенно ярко проявилось в начале 2005-го в протестной реакции на реформы, затронувшие интересы пенсионеров и студентов . Возможно, имеет смысл говорить о возникновении тяги к более долговременной горизонтальной и вертикальной консолидации. Примером могут служить усилия низовых экологических ассоциаций по созданию политической партии - «политического крыла движения зеленых» . Активизируется деятельность на региональном и местном уровне - например, проводятся референдумы и регулярные «круглые столы», обеспечивающие систематическое сотрудничество при решении практических проблем; в частности, так действуют экологические организации (в Ленинградской области начиная с июня 2005 года). Организуются форумы на федеральном уровне, объединяющие руководителей проектов и экспертов из разных регионов России (примером может служить гражданское движение «Против коррупции »). Растет также число конференций по проблемам корпоративного гражданства, где обсуждается роль российского и иностранного бизнеса в области социальных инвестиций и общественного развития.

Четвертая функция может проявляться в тех случаях, когда гражданское общество в интересах демократии создает непартийные каналы для объединения и представительства интересов особых групп населения. Эта функция особенно важна при работе с такими традиционно притесняемыми группами, как женские; расовые, этнические и им подобные меньшинства.

Пятая функция выражается в том, что гражданское общество, особенно относительно экономически развитое, помогает генерировать большое количество интересов , которые, переплетаясь между собой и противостоя друг

другу, тем не менее, способны смягчать возникающие политические конфликты.

Шестой функцией демократического гражданского общества можно считать поиск новых лидеров и их обучение . Многие партии в странах Восточной и Центральной Европы выросли из гражданских объединений, а их лидеры приобрели свой опыт во время руководства гражданскими организациями.

Седьмая функция - функция развития демократии.
Гражданские организации пристально наблюдают за подготовкой и процессом многопартийных выборов, критически оценивают случаи обмана, что способствует повышению доверия избирателей к результатам выборов, подтверждения их легитимности и законности.
Такие организации способствуют реформированию избирательной системы, демократизации политических партий, усилению законности, децентрализации государственной власти и усилению гласности за ее деятельностью, повышению ответственности правительства.

Ситуация В Перми, как почти во всех больших российских городах, широко практикуется незаконная застройка свободных пространств между жилыми домами. Предприниматели и коррумпированные чиновники в погоне за прибылью зачастую не заботятся о соблюдении законности, не принимают во внимание желаний и требований местных жителей. В настоящее время в Перми энергично действует целый ряд хорошо зарекомендовавших себя НПО, по большей части правозащитных. Несколько лет назад группа пермяков, недовольных противозаконной застройкой, обратились за помощью в Пермский региональный правозащитный центр. Объединенными усилиями им удалось организовать акции общественного протеста, выиграть судебный иск у городской администрации и остановить застройку. Впоследствии этот успех был закреплен многократно. И хотя его удалось добиться не всегда и не везде, эта история по сей день служит вдохновляющим примером для многих горожан, успешно борющихся с незаконной застройкой.

Восьмая функция заключается в том, что гражданское общество широко распространяет информацию, помогает гражданам в коллективной деятельности, защищает их интересы и ценности. Свободная пресса - только одна из возможностей обеспечить открытость общества путем распространения альтернативной информации. Независимые организации также могут дать гражданам правдивую и полную информацию о деятельности правительства, независимо от того, что оно само о себе расскажет.

Девятое. Свобода распространения идей и информации достигается в результате демократических экономических реформ. Экономическая реформа тогда будет успешной, когда она обеспечена законодательно и пользуется поддержкой со стороны политических партий и коалиций. В основе создания коалиций лежат как раз общие интересы. С одной стороны существуют традиционно сложившиеся группы людей, которые могут многое потерять в ходе проводимой реформы. Они пытаются организовываться и защищать свои интересы, противостоят закрытию неэффективных производств, препятствуют уменьшению влияния государства на экономику, всячески противятся открытию экономики, проявлению конкуренции. На другом полюсе располагаются выдвинутые в ходе реформ личности с не совсем одинаковыми интересами, например, хуторяне и мелкие предприниматели, а также потребители, которые слабо организованы и недостаточно информированы о том, как новая экономическая политика влияет конкретно на них. Помощниками для этой категории людей могут служить политико-экономические think-tank организации - торговые палаты, журналисты, пишущие на экономические темы и вообще все те, кто помогает преодолевать информационные и организационные барьеры, кто поддерживает политику реформ и нейтрализует противостояние переменам.

Наконец, десятая функция гражданского общества появляется в случае успешной реализации девятой функции. Повышение ответственности и эффективности политической системы, а вслед за ними усиление законности в энергичном гражданском обществе гарантирует уважение граждан к государству, обеспечивает их позитивное участие в государственных делах. Таким образом, государство получает возможность править и издавать распоряжения, опираясь на свободную законопослушность граждан.
Многогранная общественная жизнь способна сделать гораздо больше, чем только умножать требования к государству. Организации и объединения гражданского общества могут увеличить возможности различных групп для улучшения своего благополучия, причем, независимо от государства.

Основные идеи и выводы:

· Образование гражданского общества стало возможным с выделением государства в особую политическую сферу. Именно гражданское общество разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций.

· Высокоразвитое гражданское общество во многих странах обеспечило значительное возрастание степени защищенности частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Развитие гражданского общества является базовым условием существования демократии.

· Государство и гражданское общество – две стороны одной медали. Это структуры взаимоподдерживающие друг друга. Чем разнообразней и эффективней формы взаимодействия между ними, тем более благоприятными являются условия необходимые для развития демократии.

· В зависимости от масштаба роли, которую. Государство играет в формировании гражданского общества выделяют вертикальные и горизонтальные способы структур гражданского общества.

· Гражданское общество имеет сложную структуру. Особое место среди его элементов принадлежит политическим институтам гражданского общества, деятельность которых направлена на регламентацию отношений в социуме по поводу распределения властных ресурсов.

· В процессе функционирования институты гражданского общества способны обеспечить сохранение демократического вектора развития благодаря следующим аспектам своей деятельности: ограничение государственной власти, повышение эффективности политических решений, генерирование различных интересов, выдвижение политических лидеров и др.

Список литературы:

1. Алмонд, Г. Гражданская культура и стабильность демократии [Текст]/ Г. Алмонд, С. Верба// Полис. - 1992. - № 4.

2. Бляхман, Б.Я. Гражданское общество: теоретическая конструкция или практическая реальность [Текст]/Б.Я. Бляхман// Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2005. - № 4.

3. Бойко, Ю. Гражданский фактор модернизации в России и ЦВЕ [Текст]/ Ю. Бойко//Обозреватель. – 2007. - № 4.

4. Геллнер, Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники [Текст]/Э. Геллнер. - М., 1995.

5. Гражданское общество: истоки и современность [Текст]/под науч. ред. И.И. Кального, И.Н. Лопушанского. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

6. Гуськов, Ю.В. Гражданское общество в России: теория и реальность [Текст]/ Ю.В. Гуськов// Социально-гуманитарные знания. – 2005 - № 3.

7. Демократическое правовое государство и гражданское общество в странах Центрально-Восточной Европы [Текст]/ Н. И. Бухаркин [и др.] ; ред. В.С. Баковецкая; Рос. акад. наук, Ин-т междунар. экон.. и полит. исслед. РАН. - М.: Наука, 2005.

8. Кин, Д. Демократия и гражданское общество [Текст]/Д. Кин. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.

9. Левашов, В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России [Текст]/В.К. Левашов //Социс. – 2006. - № 1.

10. Римский, В.Л. Общественная активность российских граждан [Текст]/ В.Л. Римский //Вестник общественного мнения. - 2007. - № 2.

11. Федоркин, Н.С. Гражданское общество в России: проблемы и трудности формирования [Текст]/Н.С. Федоркин// Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2005. - № 4.

12. Хадсон, Дж. Развитие неправительственных организаций в России: взгляд из США [Текст]/ Дж. Хадсон //Представительная власть. – XXI век. – 2007. - № 2.

13. Хлопин, А.Д. Гражданское общество в России: Идеология, утопия, реальность [Текст]/ А.Д. Хлопин// Pro et Contra. - 2002. - Т. 7. - № 1.

14. Черный, В. Перспективы гражданского общества в России [Текст]/ В.Черный, Л. Есаян, К. Волков//Обозреватель. – 2007. - № 2.

15. Шапиро, И. Демократия и гражданское общество [Текст]/И. Шапиро// Полис. - 1992. - № 4.

16. Шушпанова, И.С. Отношение граждан России и западных стран к институтам гражданского общества [Текст]/ И.С. Шушпанова//Социология власти. – 2006. - № 6.

Вопрос №3. Современная теория гражданского общества

В теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия.

1. Наиболее традиционной стала точка зрения, согласно которой "гражданское общество" появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие "гражданское общество" используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом.

2. Второе толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества – сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т. д.

Мы будем рассматривать гражданское общество как общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

Основная функция

В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления .

3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.



4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах .

5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию . В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» - прочные структуры гражданского общества.

Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

Значение гражданского общества. Гражданское общество есть ценность цивилизационного порядка. Это приходится подчеркивать особо, ибо иногда противопоставление государства и гражданского общества по оси "упорядочение и централизация – децентрализация и свобода личности" явно смещается к линии "интеграция – дезинтеграция". В действительности же развитое гражданское общество несет двойную цивилизационную нагрузку: объединяя индивидов по различным основаниям, оно:

1) дополнительно социализирует их;

2) способствует более прочной интеграции общества в целом.

В этой связи следует критически отнестись к десятому из марксовых "Тезисов о Фейербахе", который гласит: "Точка зрения старого материализма есть гражданское общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество". Впрочем, противопоставление "гражданского" "человеческому" и вывод об исчезновении гражданского общества в исторической перспективе полностью согласуется с уже рассмотренным взглядом Энгельса на цивилизацию как серию формаций, основанную на частной собственности и завершающую докоммунистическое развитие человечества. В подобной концепции гражданское общество ошибочно предстает как ограниченное и во временном, и в ценностном отношении.

Гражданское общество и государство: развитие представлений. Дискуссии об отношении государства и гражданского общества продолжаются и по сей день. Большинство авторов предлагает расширить традиционную пару «гражданское общество – государство» за счет учета дополнительных измерений.

Идея гражданского общества на протяжении последних десятилетий расширялась и углублялась, дополнялась:

Идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, общем конкурсе и партнерстве конкурирующих социальных групп;

Идеей ограничения государственной власти установленными правовыми нормами, идеей индивидуальной свободы человека, расширением демократии в социальном плане.

Согласно теории плюрализма, основная задача государства – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп населения, снятие или смягчение противоречий, поиск гражданского согласия, направленные на интегрирование общества. Государство при этом воспринимается не как безликое коллективное сообщество людей, в котором была бы растворена индивидуальность, а как сообщество свободных индивидуумов, объединяющихся на солидарной основе.

Конечно, как показывает практика, для демократизации гражданского общества государственные институты не всегда являются эффективным инструментом, так как это нередко приводит к бюрократизации и усилению власти государства.

Гражданское общество стало парадигмой, определяющей возможное направление общественных реформ.

Среди общих закономерностей гражданского общества отметим его возрастающую роль в социально-экономическом развитии . По мнению британского социолога Э. Гидденса (род. 1938), оно является фактором одновременного сдерживания рынка и государства, поскольку рыночная экономика и демократическое государство не могут эффективно функционировать без цивилизующего влияния гражданских ассоциаций.

В США эта позиция начала формироваться в 1980-е годы. С классической точки зрения под гражданским обществом понималось общество, способное поставить государство под контроль. В отношении же бизнеса признанной считалась формула: "Что хорошо для "Дженерал Моторс", хорошо для Америки". В 1960-е годы Ральф Нейдер (род. 1934) организовал общество защиты прав потребителей и способствовал расширению понятия "гражданское общество". Подобные попытки предпринимались и раньше в антитрестовском законодательстве президента В. Вильсона, в антимонопольной политике, но не были концептуализированы в терминах гражданского общества. Несмотря на то, что без государства как органа легитимного насилия общество не может существовать, в гражданском обществе над государством устанавливается контроль. То же самое должно произойти и с корпорациями.

В этой новой доктрине, которая действовала (через адвокатскую службу общества потребителей, бюро лучшего сервиса, суды по потребительским делам и пр.) до определенного времени, были учтены не только гражданские свободы и права индивида, но и экономические права, которые в классическом либерализме относятся скорее к благам. Теперь в США многие уверены в том, что "не все, что хорошо для "Дженерал Моторс", хорошо для Америки".

Гражданское общество начали трактовать как общество, способное поставить под контроль государство и бизнес. Это - ключевая формула "третьего пути", снимающая, по мнению его сторонников, традиционное "левое" и традиционное "правое" представления о роли государства в экономике, возлагающая на государство арбитражные и цивилизующие функции, а на гражданское общество – контроль за бизнесом и над государством.

Важную роль в отношениях между государством и гражданским обществом играет так называемая публичная сфера , которую Ю. Хабермас (род. 1929) характеризует как структуру коммуникаций, укорененных в "мире жизни" путем различного рода объединений гражданского общества. Именно в этой структуре коммуникаций проявляются конфликты, разрешаемые с помощью политической системы. Значение данной сферы состоит в артикулировании проблем и передаче их от гражданского общества государству. Благодаря публичной сфере, или публичному пространству, граждане могут выполнять свою роль, вытекающую из принадлежности к определенному политическому сообществу, выражая свое мнение и участвуя в дискуссиях по насущным проблемам.

Так, например, Э. Арато считает, что простое разграничение между государством и гражданским обществом было унаследовано от английской либеральной традиции. С развитием капитализма государство стало оттесняться так, чтобы стало освобождение "волшебной силы рынка". Поэтому он предложил вместо дихотомического противопоставления государства и гражданского общества модель, состоящую из трех частей: государство, гражданское общество и экономика.

Другой исследователь, Т. Яннсон, характеризуя отношения гражданского общества и государства и гражданского общества, считает, что мы имеем дело с драматическим "треугольником": государство находится наверху, а внизу, с одной стороны – местное самоуправление: муниципалитеты, относящиеся к общественной сфере и государству, с другой стороны (тоже внизу) – добровольные объединения , помещающиеся в "частной, социальной, свободной сфере", управляемой по правилу Бентама, согласно которому целью общества является наибольшее счастье возможно большего числа граждан.

В результате в одних обществах наибольшее распространение получил коммуналистский тип общества (с акцентом на местное самоуправление), а в других общество стало "ассоциативным". Добровольные организации становились общенациональными и сплачивали народ всей страны.

три уровня .

1) Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения и составляют первый уровень межличностных отношений. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

2) Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д., реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и другие.

3) Высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребностей в политическом участии, связанных с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

Возможно рассмотрение структуры гражданского общества через выделение и анализ его наиболее важных структурных единиц:

в экономической сфере – это мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создаваемые гражданами по собственной инициативе;

в сфере социальной – семья, органы самоуправления (по месту жительства, работы, учебы), политические партии и другие общественные организации, негосударственные институты исследования общественного мнения;

в сфере духовной – негосударственные институты (например, церковь) и средства массовой информации, позволяющие реализовывать свободу совести, мысли и слова, добровольные научные, творческие и т.п. объединения.

Уже это простое перечисление наводит на мысль, что в развитом гражданском обществе индивид в большинстве случаев встречается с государством не один на один, а в составе соответствующего общественного института, то есть опосредованно. И в этом – важнейший критерий развитости гражданского общества.

Бюрократия и гражданское общество. На первый взгляд может показаться странным, что на вопросе о бюрократии акцентируется внимание в параграфе, посвященном гражданскому обществу. В действительности же такая "прописка" имеет все логические основания для своего осуществления, ибо бюрократия есть тот буферный слой между гражданским обществом и господствующими в государстве социальными группами, на который каждый раз натыкаются граждане при своем обращении к государству.

"Бюрократия" буквально означает господство канцелярии (от фр. bureau – канцелярия и греч. "кратос" – власть).

В истории социальной мысли не раз встречается упрощенный подход к проблеме бюрократии, обусловливающий сугубо негативную ее оценку. Такой взгляд, например, прослеживается в марксизме и включает в себя три основных момента: 1. Бюрократия рассматривается как феномен, присущий только обществу, основанному на социальном неравенстве и эксплуатации. 2. В связи с этим бюрократия подлежит ликвидации при переходе к новому общественному строю. 3. Функции, выполнявшиеся бюрократией, при этом вполне может взять на себя совокупность граждан данного общества.

Принципиально иной взгляд на природу и судьбы бюрократии мы встречаем у М. Вебера (1864-1920), рассматривавшего бюрократию как естественную и необходимую форму всякой социальной организации (разумеется, предполагаемой в масштабе больших, а не малых социальных групп). Более того: бюрократия как управленческий слой имеет тенденцию к расширению и усложнению по мере усложнения самой социальной действительности и все большего продвижения общества в направлении, названном Вебером "формальной рациональностью" . Рационализация социального действия, по Веберу, есть тенденция самого исторического процесса: рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется способ мышления людей, следовательно, должно рационализироваться управление во всех сферах. Отсюда - позитивное значение бюрократии и ее возрастающая роль как "штаба управления", состоящего из подготовленных к этому чиновников, действующих по строго формальным и рациональным правилам. Они должны быть компетентными, а для этого иметь юридическое и плюс к тому и специальное образование; независимыми от каких-либо иных структур и подчиненными только служебному долгу; рассматривать свою службу как единственную или главную профессию; работать в полном "отрыве от средств управления" и без присвоения служебных мест; подлежать строгой служебной дисциплине и контролю. Вебер прекрасно понимал, что описывает теоретическую, идеальную модель бюрократической машины, но считал, что возможно перманентное совершенствование аппарата управления в этом направлении.

В качестве главного гаранта такого совершенствования он рассматривает тех, кто стоит на вершине государственной лестницы: наследственных монархов, президентов, лидеров, избранных парламентом. Именно от них зависит, чтобы в обществе не воцарилось чисто бюрократическое господство.

Между тем есть еще одна сила, которая при определенном уровне общественной зрелости и активности способна в большей или меньшей степени сдерживать ультрабюрократические поползновения государственной машины – гражданское общество, представленное массовыми добровольными объединениями. Но эту силу Вебер в полном соответствии со своими взглядами на народные массы вроде бы не замечает.

Итак, не в интересах гражданского общества приостанавливать, а тем более ломать состоящую из специалистов-чиновников машину управления: слишком великой оказывается цена такой "ошибки" для общества, выбиваемого из русла нормального функционирования. Но в интересах гражданского общества осуществлять постоянный и эффективный контроль за бюрократией, стремясь свести к минимуму свою отчужденность от государства. При отсутствии такого демократического прессинга бюрократия в силу своей внутренней природы имеет тенденцию максимизировать эту отчужденность.

Гражданское общество не возникает сразу, для его становления и формирования необходимы определенные условия. Практика западных стран и общая теория гражданского общества позволяют выделить следующие наиболее универсальные или объективные условия формирования гражданского общества .

2. Обладание каждым членом гражданского общества конкретной собственностью в ее различных формах и право распоряжаться ей по своему усмотрению. По мнению западных исследователей данной проблемы – наличие собственности рассматривается как базовое условие свободы личности в гражданском обществе. Однако по этому вопросу есть и другое мнение ученых. Так российский политолог Д.П. Зеркин склонен совершенно других взглядов по поводу частной собственности, как базовой ценности гражданского общества. Он пишет, что частная собственность людей разобщает, делает их антагонистами и поэтому в базис российского гражданского общества следует включать все существующие формы собственности. Д.П. Зеркин считает, что базисом гражданского общества является вся совокупность экономических отношений, а критерием его функционирования выступает порожденная им система разнообразных социальных интересов.

3. Важным условием формирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры. Она отражает все богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев граждан государства.

Гражданское общество в России. В Российской Федерации, несмотря на начавшиеся демократические преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей прежнего правящего класса уже как частная собственность. Поэтому экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса.

В современной России реальное воздействие на экономическое развитие страны оказывают преимущественно власть и бизнес. С трудом формирующееся гражданское общество остается в положении "стороннего наблюдателя". В этом заключается одна из основных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие страны, поскольку именно "сторонний наблюдатель" составляет и представляет большинство ее населения.

В свою очередь, отсутствие развитого гражданского общества и его эффективных институтов и соответственно действенных механизмов общественного контроля порождает безответственность как власти, так и бизнеса. Отсутствие надежных институциональных гарантий гражданского общества, включая те социальные права, которые имеют граждане высокоразвитых стран (во многом имели и граждане нашей страны), привело к росту злоупотреблений со стороны властей всех уровней – от низового звена до федерального уровня.

Противоречивость процессов формирования гражданского общества в постсоциалистической России связана с противоречиями предшествующей социальной системы, которая несла в себе как прогрессивные, так и регрессивные черты. Среди прогрессивных социальных инноваций следует отметить созданные в нашей стране инфраструктуру и механизмы потребления социально значимых услуг (медицина, образование, культура), опирающиеся на так называемые общественные фонды потребления. Очевидно, они нуждались не столько в демонтаже и замене их рынком, сколько в соответствующем преобразовании, чтобы рынок служил дополнительным элементом функционирования социальной инфраструктуры. Такие механизмы, сочетающие государственные и частно-корпоративные организации, государственные и рыночные элементы финансирования в социальной сфере, успешно работают в наиболее развитых странах мира. При этом повышение качества услуг в данной сфере во многом связано с достижениями высокой корпоративной культуры организаций бизнеса, привыкших действовать в условиях жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг.

На пути ряд трудностей , и, прежде всего, устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части граждан России вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде.

Другим серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества в России является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура.

В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательного процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей.

В России гражданское общество имеет особенности становления .

Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.

В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие этапы:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

Реформа местного самоуправления:

Создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;

Выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;

Часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

Устанавливалось равенство всех перед законом;

Вводилось разделение судебной и административной властей;

Устанавливалась несменяемость судей;

Вводились независимые адвокатуры;

Вводился суд присяжных.

2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века – также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

Политические партии и движения;

Массовые общественные организации;

Ассоциации производителей и общества потребителей;

Конфессиональные общности;

Этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;

Творческие союзы и организации;

Спортивные объединения.

Можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития


Заключение

В истории развития представлений о гражданском обществе можно выделить три основных периода.

I. Начальный период – предыстория становления идеи гражданского общества , охватывает временной интервал с античности до XVI-XVII веков.

II. Второй период развития представлений о гражданском обществе – возникновение и развитие идеи гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договора XVII-XVIII веков.

Представители: Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704), Адам Смит (1723-1790), Шарль Луи де Монтескье (1689-1755), Адам Фергюсон (1723-1816), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), К.-А. Гельвеций (1715-1771), П.А. Гольбах (1723-1789).

III. Третий период развития представлений о гражданском обществе – завершение развития идеи гражданского общества в немецкой классической философии и философии XIX века.

Представители: И. Кант (1724-1804), Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), К. Маркс (1818-1883).

Основополагающие признаки гражданского общества:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение). Это – базисное условие свободы личности.

2. Наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества, законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

Структура гражданского общества

В структуре гражданского общества можно выделить три уровня .

1) Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения и составляют первый уровень межличностных отношений.

2) Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д., реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия.

3) Высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребностей в политическом участии, связанных с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций.

Условия формирования гражданского общества .

1. Гражданское общество создает само конкретно взятое общество притом двумя путями – через государства или вопреки ему. Через государство – это посредством определенных законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением со стороны государства общепринятых норм и процедур. Вопреки государству – путем создания массовых общественно-политических движений, средств массовой информации.

2. Обладание каждым членом гражданского общества конкретной собственностью в ее различных формах и право распоряжаться ей по своему усмотрению.

3. Важным условием формирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры.

4. Высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности.

На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует еще ряд трудностей , и прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части граждан России вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде.

Вместе с тем, развитие современного гражданского общества – общемировая тенденция, определяемая важной институциональной ролью, которую тот или иной социальный феномен наряду с государством и бизнесом объективно призван играть в социально-экономическом развитии как отдельных стран, так и глобального сообщества в целом.

Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает и форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически различных этапов.


Список использованной литературы

1. Воржецов А.Г., Ханнанова И.Ю. Взаимодействие институтов граждан-ского общества и государства в современной России. Курск: Изд-во КГТУ, 2008. – 183 с.

2. Грин Д.Дж. Возвращение в гражданское общество: Социальное обеспече-ние без участия государства. – М.: Новое издательство, 2009.

3. Доманов В.Г. Объем и содержание понятия «гражданское» в концепте «гражданского общества» // Философия права. – 2008. – № 5. – С. 75-79.

4. Киященко Н.И. Культура гражданского общества // Вопросы философии. – 2010. – № 10. – С. 62-66.

5. Кучерена А.Г., Дмитриев Ю.А. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития: учебное пособие – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009.

6. Мартыненко В.В. Государство и гражданское общество – дихотомия или единство // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 17-28.

7. Мотрошилова Н.В. О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии. – 2009. – № 6. – С. 12-32.

8. Соколов А.Н. Гражданское общество: проблемы формирования и развития / Под общ. ред. В.М. Бочарова. – Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2009. – 220 с.

9. Философия: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2008.

10. Чаленко Е.А. Гражданское общество в России: историко-правовой анализ // Философия права. – 2010. – № 2. – С. 47-51.


Giddcns A. The Third Way and its Critics. – Cambridge: Polity Press, 2000. – P. 64.

Федотова В.Г. Европейский "третий путь" и его символическое значение для России и других стран // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, № 1.

Habermas J. Between Facts and Norms: Contributions in Discourse Theory of Law and Democracy. Cambridge, Mass., 1996. P. 359-360.

Принципы гражданского общества

Функционирование гражданского общества основано на ряде принципов. В их числе:

  • 1) равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
  • 2) гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан па основе законов;
  • 3) экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;
  • 4) гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам, а также свобода в образовании партий и гражданских движений;
  • 5) создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;
  • 6) свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;
  • 7) существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Функции гражданского общества

Гражданское общество образует ту социальную среду обитания людей, где протекает их общественная жизнедеятельность. Ею, по сути, определены границы их образа жизни, черты их социального облика. Основные функции гражданского общества заключаются в следующем.

  • 1) социализация индивидов. Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов;
  • 2) самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения;
  • 3) интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что в конечном счете обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии;
  • 4) создание базовых форм межличностной солидарности, основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов;
  • 5) стимулирование правотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале вырабатывается в лоне гражданского общества.

Эволюция гражданского общества

Гражданское общество проходит в своем развитии ряд этапов, имеет свои особенности в каждой отдельной стране. Так, для западной цивилизации при формировании гражданского общества были характерны воздействия протестантской этики труда и индивидуализации общественной сферы. Опыт становления гражданского общества в некоторых странах Востока (Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.) свидетельствует о том, что возможно его развитие и без индивидуализации западного типа и даже при усилении издавна существовавшей модели культуры, религии и сохранении традиционных политико-психологических феноменов поведения и сознания.

Основные модели взаимодействия гражданского общества и государства

Можно выделить две основные модели взаимодействия гражданского общества и государства: либерализм и этатизм (политическая и правовая идея, согласно которой высшей целью общества является государство). С позиции либерализма чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, для субъектов гражданского общества. Этатизм соответственно занимает противоположную позицию в этом вопросе: чем больше вмешательство государства (в пределах разумного), тем лучше гражданскому обществу .

Классический либерализм (Дж. Локк, А. Смит), отстаивавший максимальную свободу индивида, сводил государственное вмешательство в сферу гражданского общества к минимальным функциям государства. Минимальное государство изображалось в образе "ночного сторожа", полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования.

В рамках этатизма различают два варианта регулирующего воздействия государства на общество - авторитарный и демократический этатизм.

Авторитаризм означает способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится формировать общественные отношения. Авторитарный государственный режим (разумеется, авторитаризм характерен и для тоталитарных систем, по это - крайний авторитаризм) представляет собой крайнее проявление этатизма. Такой режим задает общее направление социально-экономического развития, блокируя действие механизмов саморегулирования, но не разрушая их, не подавляя гражданское общество. Более того, авторитарный государственный режим может быть даже нацелен на ускоренное формирование этих механизмов, если они недостаточно развиты или были разрушены тоталитарной системой. Авторитарный вариант этатизма не может быть долговременной, стабильной формой социально-экономического развития, каковой является демократия

Гражданское общество – это структурно образованная сфера самопроявления свободных граждан, которые формируют организации и ассоциации, без вмешательства и прямой регламентации со стороны государства.

Гражданское общество: понятие и функции

Гражданское общество – это ключевое звено в создании и существовании правового государства. Гражданское общество выполняет ряд важных функций, в частности:

Обеспечение прав и свобод граждан от вмешательства государственных структур, которым свойственно превышение своих полномочий.

Гражданское общество создает и развивает механизм общественного самоуправления.

Является одним из самых мощных рычагов в системе сдержек и противовесов.

Гарантирует свободный доступ граждан к управлению государством.

Создает прочные структуры, на которых базируется общественная жизнь в государстве.

Основные черты гражданского общества

Основными чертами гражданского общества являются:

1. Гарантия правовой защиты граждан;

2. Наличие и активное поощрение демократических принципов;

3. Плюрализм и свободно формирующиеся мнения граждан;

4. Социальная политика государства;

5. конкуренция структур гражданского общества;

6. Наличие в гражданском обществе свободных владельцев собственности, а также средств производства;

7. Преобладающий по численности средний класс;

8. Многоукладная рыночная экономика.

Понятие правового государства

Правовое государство представляет собой государство, существование и деятельность которого подчинена фундаментальным принципам и нормам права. Все органы государственной власти в правовом государстве подчиняются исключительно судебным решениям и законам.

Правовое государство базируется на принципе верховенства закона, который включает в себя такие факторы:

Равенство перед законом: перед законом равны все граждане и органы государственной власти (в том числе и те, которые их издают). Не может существовать двойственного действия закона.

Защита прав человека: гарантированность со стороны государства выполнения функции касаемо защиты прав и свобод человека и гражданина.

Независимость судебной власти о других ветвей государственной власти.

Прозрачное правосудие.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Существование правового государства без наличия в нем гражданского общества невозможно. Именно благодаря гражданскому обществу в государстве происходят регуляция и выполнение нормативных актов: гражданское общество выступает независимым наблюдателем за выполнением законов в государстве.

Благодаря таким организациям гражданского общества как профсоюзы, студенческие объединения, ассоциации адвокатов происходит непосредственная защита личных и социальных прав человека и гражданина в государстве.

В современной политической науке сложилось множество подходов, так или иначе наполняющих структуру гражданского общества, один из них был предложен В. Смольковым, выделяющим в качестве структурных элементов следующие:

1. Добровольно сформировавшиеся первичные общнос­ти людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональ­ные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональ­ные и другие объединения).

2. Совокупность негосударственных неполитических от­ношений в обществе: экономических, социальных, семей­ных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, тради­ции, нравы.

3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешатель­ства в нее со стороны государственной власти.

Иной взгляд на структуру гражданского общества исходит из понимания, согласно которому гражданское общество представляет собой бесконечное множество формальных и неформальных организаций, среди которых можно выделить:

1.Экономические (производственные и торговые ассоциации и сети);

2. Культурные (религиозные, этнические, коммунальные и другие объединения, защищающие коллективные права людей, ценности, веру, убеждения и символы);

3. Информационные и образовательные (занимающиеся производством и распространением информации, публичных знаний и идей);

4. Базирующиеся на общности интересов (стремятся способствовать реализации или защите функциональных или материальных интересов своих членов, например, объединения рабочих, ветеранов, пенсионеров);

5. Организации развития (организации, которые объединяют и направляют индивидуальные ресурсы на изменение инфраструктуры, институций и качества жизни общества);

6. Ориентированные на деятельность в определенных областях и сферах жизни (движение защитников окружающей среды, движение защитников прав женщин, движение по проведению земельной реформы, организации по защите прав потребителей и т.д.);

7. Объединения граждан (объединившихся для того, чтобы непартийными средствами исправить политическую систему, сделать ее более демократичной, например, путем организации мониторинга за соблюдением прав человека, мобилизации и просвещения избирателей, наблюдения за проведением выборов, усиления борьбы с коррупцией и других аналогичных приемов).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданское общество не является категорией постоянной, но его, вместе с тем, нельзя считать синонимом понятию «общество» и всего того, что не является государством и не относится к формальной политической системе.

Функции гражданского общества

Объем и значимость функций гражданского общества определяют меру его воздействия на политическую и социальную жизнь.

1. На основе законности оно обеспечивает защиту част­ных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. На базе ассоциаций гражданского общества создают­ся и развиваются механизмы общественного самоуправления.

3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демокра­тических органов государства, всей его политической сис­темы.

4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и свобод че­ловека, равный доступ к участию в государственных и обще­ственных делах.

5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санк­циями, с помощью которых может заставить индивиды со­блюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Гражданское общество выполняет также коммуника­ционную функцию между обществом и властью (например, через политические партии).

7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно со­здает прочные структуры, на которых держится вся обще­ственная жизнь. В сложные исторические периоды (вой­ны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» - прочные структуры гражданского общества.

С точки зрения родоначальников российской политологии А. Галкина, Ю. Красина, основные функции гражданского общества заключаются в следующем.

Во-первых - это социализация индивидов . Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов.

Во-вторых - самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения.

В-третьих - интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что, в конечном счете, обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии.

В-четвертых - создание базовых форм межличностной солидарности , основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов.

В-пятых - стимулирование правового нормотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале происходит в лоне гражданского общества.