Домой / Вопросы и ответы / Езда по обочине на мкаде и наказание за это. Какой размер штрафа за езду по обочине Пдд движение по обочине пункт правил

Езда по обочине на мкаде и наказание за это. Какой размер штрафа за езду по обочине Пдд движение по обочине пункт правил

При образовании пробок и заторов на дороге зачастую водители грешат ездой по обочине. Пробки на дорогах – это частое явление, особенно оно касается крупных городов. Такой объезд приносит массу неприятных ситуаций, поэтому в нашей стране предусмотрен штраф за езду по обочине.

В чем заключается проблема

Поездками по краю дороги водители пытаются хоть на несколько метров продвинуться вперед, в итоге подобные действия приводят к серьезным проблемам в движении транспорта. И вот почему:

  1. Проезжающие автомобили поднимают пыль, которой потом дышат водители, стоящие в пробке. Кроме того, она оседает в салоне.
  2. После объезда водители возвращаются на дорогу и пытаются встроиться обратно в ряд, создавая трудности в движении и увеличивая затор.
  3. Пыль делает видимость намного хуже.
  4. Пешеходы, передвигающиеся по краю дороги, подвержены риску.

Как правило, обочина предназначена преимущественно для пешеходов, велосипедов и прочих. Таким образом, обгоны считаются нарушением правил, поэтому за них полагается штраф, а сколько придется заплатить, решать инспектору. Машина может выехать на этот участок только для того, чтобы остановиться.

Размер штрафа

По правилам дорожного движения, наказание предусмотрено за выезд на край дороги не для того, чтобы припарковаться, а также, когда для парковки нет специально отведенного места. Какой штраф за это? Водителя ожидает штраф в размере 1500 рублей. Такое нарушение квалифицируется по статье №12.15 части №1 «О езде и передвижении по обочинам».

В кодексе езда по обочине рассмотрена отдельно и предусматривает наказания в следующих ситуациях:

  • Выезда на край проезжей части.
  • Встречного передвижения.
  • Препятствия движению колонны транспорта или пешеходов.

Однако, есть небольшая поправка в законе: двигаться по этому участку могут только машины, которые подвозят товар в магазин, если нет иных способов доставки. Если вас остановят за данное правонарушение, будет достаточно сложно что-то доказать инспектору.

Противоречия штрафу

В КоАП подробно указаны сумма взыскания и процесс наложения штрафа, а вот технические аспекты нет. Например, водитель может легко заработать штраф за простую парковку на тротуаре, даже если он соблюдал все правила, мотивируя стоянку тем, что по закону разрешено парковать авто на тротуаре, если это не мешает пешеходам.

Как правило, представляется следующая картина:

Такие ситуации делают процесс наложения штрафов недостаточно ясным. Некоторые инспекторы, конечно, закрывают глаза на это, но стоит помнить, что они имеют достаточно прав, чтобы наказать водителя за езду по запрещенному участку.

Этот закон был введен для того, чтобы разгрузить движение транспортных средств по дорогам в крупных мегаполисах. Объезжая пробки и заторы, водители могут создать аварийные ситуации.

Преимущества штрафов

Несмотря на то что правонарушение называется «правонарушением», у него есть и положительные стороны, например:

  • Существенная сумма штрафа заставляет автовладельцев задуматься о выезде на запрещенные участки.
  • После введения закона количество травмируемых пешеходов снизилось.
  • Разрешилась ситуация о пешеходных местах.
  • Прекратилось движение по всей проезжей части.
  • Пешеходы стали безопасно ходить по тротуарам.

Однако, в правилах не указано, какое именно расстояние водитель должен ехать по обочине, чтобы заработать штраф. Ведь ему разрешено съезжать на обочину, чтобы остановиться, а также выполнять съезд перед окончанием движения. Такая же ситуация, если водитель заезжает обратно на трассу.

Штраф за езду по встречной обочине

Иным нарушением закона считается обгон пробки по обочине на встречной полосе. Это нарушение значительно серьезней и наказание предусмотрено уже внушительней. К нему относится движение по обочине и езда по встречке. Сколько придется заплатить?

Обгон автомобилей можно осуществлять только на магистралях и то, если соблюдать определенные правила, так как сама по себе обочина не является местом, где разрешается движение. Какой штраф предусмотрен?

При фиксировании данного правонарушения водителю положен штраф от 4000 до 5000 рублей, в зависимости от сложности ситуации, или же лишение прав сроком от 4 месяцев до года по усмотрение инспектора ГИБДД.

Можно ли оспорить постановление

Есть и небольшие хитрости в законе, которые позволяют оспаривать штрафы. Таким образом, автомобиль может стоять на обочине, но не ехать. Как правило, инспекторы штрафуют именно тогда, когда автомобиль выезжает со стоянки. В этом случае возникает вопрос: а как же можно проехать, если запрещается на край трассы заезжать, и какой штраф за это предусмотрен? Ответ один: настаивайте на своей правде.

Попросите сотрудника ГИБДД подробнее рассказать о правонарушении, найти свидетелей, которые могли видеть ваш автомобиль во время выезда. Если же доказать ничего невозможно и постановление уже оформлено, то можно попробовать его обжаловать. На это предоставляется срок в течение 10 дней с момента оформления.

Чтобы не попадать в такого рода ситуации, можно только посоветовать соблюдать правила дорожного движения, вести себя на дороге законно. Тогда вы не создадите проблем не только себе, но и другим участникам движения.

Особо нетерпеливые водители, нежелающие стоять в пробках, часто пытаются объезжать затор по обочине. Однако подобные действия запрещены правилами дорожного движения (ПДД), поэтому нарушителям полагается штраф за езду по обочине.

ПДД определяют обочину как участок проезжей части, непосредственно прилегающий к ней. Покрытие обочины может отличаться от дорожного полотна и отделяется от него особой разметкой (варианты 1.2.1, 1.2.2).

Пример обочины 1 (1.2.1, сплошная):


Пример обочины 2 (1.2.2, прерывистая):


Пункт 9.9 ПДД запрещает перемещение машин по обочинам, поскольку они служат для движения:

  • пешеходов;
  • велосипедистов;
  • спецсредств;
  • машин, подвозящих грузы, если нет других возможностей для проезда.

Тем не менее, выезд на обочину как таковой не запрещен - водитель может съезжать на нее для остановки. Не запрещен и выезд с обочины для продолжения движения после остановки - запрещено только движение по самой обочине, что наказывается штрафом. При этом можно съезжать лишь на обочину попутного направления, если это дорога более чем с одной полосой. В населенных пунктах на трассах с односторонним движением и двухполосных автодорогах, если на них нет трамвайных путей, разрешается останавливаться по обеим их сторонам.

Размер штрафа

Езда по обочине отнесена законом к разряду административных правонарушений, за которые водителя штрафуют. В 2019 году штраф за движение по обочине составляет 1500 рублей. Наказание небольшое, такая сумма штрафа нарушителей не пугает. Поэтому самые «торопливые» продолжают выскакивать на обочину в нарушение правил.

Из-за этого государственные деятели и гражданские активисты продвигают идею ужесточения наказания. С их точки зрения, это позволит:

Сегодня в России пытаются бороться с нарушителями, повсеместно внедряя оборудование автоматической видеофиксации, способное распознавать и езду ТС по обочине. Поскольку технология еще до конца не отработана, иногда возникают ситуации, наподобие нашумевшего в 2019 году случая автоматически выписанного штрафа за езду по обочине: камера приняла упавшую за ограничительную полосу тень автомобиля за выезд.


Несправедливая ситуация

Административный кодекс однозначно определяет размер штрафа и обстоятельства применения наказания к водителю. Иногда, однако, возможна несправедливость по отношению к автолюбителю.

Рассмотрим следующую ситуацию.

  1. Водитель двигался по дороге и решил остановиться.
  2. Он съезжает на обочину по правилам, не создавая аварийной ситуации, и останавливается.
  3. Спустя какое-то время, он решает продолжить движение и выезжает обратно на трассу.
  4. Стоящий неподалеку сотрудник ГИБДД замечает это, останавливает водителя и выписывает ему штраф, поскольку факт перемещения на авто по обочине действительно был.

Это происходит из-за юридического противоречия: машина съехала на обочину, где она могла стоять, но двигаться было уже запрещено. Доказать свою правоту в таком случае будет очень сложно, многое зависит от лояльности инспектора ГИБДД. Можно попробовать объяснить ему, что съезд на обочину и продолжение движения были совершены правомерно, но чаще полиция все же выписывает штраф. Делается это для уменьшения числа аварий и облегчения движения на больших транспортных артериях.

Если был совершен съезд на тротуар, даже в разрешенной зоне, в аналогичной рассмотренной выше ситуации выписывается . В 2019 году его размер составляет 2000 рублей.


С помощью штрафа:
  • водителя стимулируют не выезжать лишний раз на обочину;
  • уменьшают статистику аварий и травм с велосипедистами и пешеходами;
  • заставляют автовладельцев соблюдать правила парковки и оставлять машины в отведенных местах.

Штраф на МКАД

Московская кольцевая - загруженная трасса с большим числом спешащих автомобилей, движение по обочине тут не редкость. Штраф за езду по обочине на МКАД на 2019 год составляет те же 1500 рублей. Разница заключается в том, как фиксируют езду по обочине: на МКАД установлено множество комплексов видеофиксации, значительно увеличивших собираемость штрафных средств с нарушителей. В регионах такого оборудования меньше, поэтому водителям нередко удается «проскочить» без наказания.

Кому разрешено движение

Всем привет! Нередко автомобилисты, пытаясь выехать из затора или совершая маневрирования, выезжают за пределы дорожного полотна. При этом многие интересуются: когда полагается штраф за езду по обочине, а когда нет, какова сумма взыскания для разных случаев, есть ли возможность оспорить наказание.

Информацию об этих и других важных нюансах, связанных с передвижением по непосредственно прилегающим к дорожному полотну участкам, вы найдете в данной статье. Поехали!

Определение данного понятия приводится в Постановлении Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее ПДД) от 23 октября1993 года.

Наказание за езду по обочине

Ответственность за нарушение запрета передвижения по данному участку дороги регламентируется Кодексом об административных нарушениях РФ. Согласно настоящему закону, если вы проезжаете по правой стороне обочины либо совершаете по ней обгон, вас ждет денежный штраф в размере 1 500 рублей, в соответствии с п. 1 ст. 12.1 КоАП .

Наказание за данное нарушение ранее составляло 500 рублей, потом размер взыскания был увеличен до 1 тыс., далее до 1,5 тыс. рублей. Тем не менее, подобный штраф не пугает нетерпеливых водителей и не уменьшает количество обгонов по обочине.

Наказание за езду и обгон по тротуару или газону, примыкающим к дороге

Если же дорога не имеет бордюра и примыкает к газону, то при наезде на него водителя оштрафуют по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ – на 1500 руб. как за езду по обочине.

Внимание! Обгон транспортных средств с выездом на обочину, заездом на бордюр, тротуар или сплошную линию 1.2.1 всегда запрещен.

Наказание за езду по встречной обочине

Если вы решили обогнать пробку по левой (встречной) обочине, это классифицируется, как выезд на встречную полосу и наказывается более серьезно. Здесь к нарушениям правил обгона и маневрирования добавляется также движение по «встречке».

В соответствии с п. 4 ст. 12.1 КоАП, в подобном случае вам грозит денежный штраф в размере 5 тыс. рублей либо на срок от 4-х месяцев до полугода.

Обратите внимание! Согласно п. 11.2 ПДД , нельзя обгонять другие ТС, если водитель не уверен, что после завершения маневра сможет вернуться в свой ряд, не создавая помех и опасности для остальных участников дорожного движения.

Дополнительные нарушения

Если вы двигаетесь по краю проезжей части, вы нарушаете и другие правила ПДД:

  • Несоблюдение дорожной разметки /знака, согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП , штраф составляет 500 рублей.
  • Не предоставление преимущества пешеходу – в соответствии со ст. 18 КоАП РФ наказывается взысканием от 1,5 до 2,5 тыс. рублей.
  • Нанесение вреда здоровью, согласно ст. 12.24 КоАП , влечет штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей, в зависимости от тяжести нанесенных травм.

Если же вы при это еще и не включили поворотники, это ведет к дополнительному наказанию – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.14 КоАП).

Почему закон запрещает езду по обочине

Движение по отрезку дороги, относящемуся к обочине, создает ряд опасностей:

  1. Поднимается столб пыли, попадающий в зону обзора других машин и которым приходится дышать остальным водителям.
  2. Попытка нетерпеливых владельце ТС снова вернуться в ряд создает сложности для остальных участников дорожного движения, замедляет и увеличивает транспортный поток.
  3. Возникает опасность для велосипедистов и пешеходов, которые двигаются по обочине.
  4. Увеличивается риск возникновения , например, из-за сложности маневра в зимних условиях или из-за облака поднимающейся пыли. Кроме того, недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровная поверхность покрытия повышают шансы на вероятность потери управления и столкновения машин.

Здесь нужно учитывать, что при возникновении аварии, вина однозначно будет на водителе, двигавшемся по краю проезжей части, потому что он допустил явное нарушение ПДД. При этом никакие заверения в том, что машина, движущаяся впереди, не давала окна для пропуска или веские основания для спешки, не будут способствовать смягчению наказания.

Полезно знать! Несмотря на уверенность многих водителей в том, что двигаясь по краю проезжей части, они экономят свое время, на самом деле во многих случаях, им требуются дополнительные минуты, чтобы вернуться в свой ряд.

Что считается ездой по обочине

Ездой по обочине классифицируется передвижение ТС по краю проезжей части без серьезных оснований. Сюда входит также обгон других участников дорожного движения по участку, не предназначенному для движения машины и который прилегает к дороге.

Допускается ли езда по обочине в автопробках

Наличие транспортного затора не является основанием для передвижения по краю проезжей части. Оно не может считаться также причиной для смягчения наказания.

Ведутся разговоры о том, чтобы дополнить КоАП терминами «автомобильная пробка» и «дорожные заторы», подразумевая возможность передвижения по обочине из-за низкого скоростного режима.

Однако это всего лишь разговоры и к чему они приведут, неизвестно. В настоящее время, закон однозначно запрещает езду по краю проезжей части, независимо от наличия и размеров пробки.

На трассе

Скоростные автотрассы обозначают специальным знаком «Автомагистраль» 5.1. Обочина на таких дорогах отличается твердым покрытием, она отделена от проезжей части сплошной полосой.

Тем не менее, передвигаться по ней однозначно запрещено так же, как и останавливаться на стоянку. Для этого имеются специальные площадки, на которых вы можете поставить машину.

На МКАДе

МКАД не является автомагистралью, она обозначена знаком 5.3 «Автомобильная дорога». Однако обочина здесь также отличается твердым покрытием и отделением от проезжей части сплошной полосой.

Получается, что здесь, как и на трассе, движение по обочине запрещено. Отличительная особенность данной дороги – наличие большого количества камер автофиксации (их насчитывается более сотни).

Благодаря этому, риск того, что нарушение будет зафиксировано намного больше, чем на других дорожных участках, где число техники для выявления нарушений намного меньше.

В каких случаях допускается езда по обочине

Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.

Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).

В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.

Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине

Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.

В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.

Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину

Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).

Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.

Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.

Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить

За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.

В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.

Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.

Вам нужно:

  • Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
  • Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
  • Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.

При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.

Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине

Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:

  • Создание опасности для других участников дорожного движения.
  • Выезд на обочину задним ходом.
  • Отсутствие знаков аварийной остановки.

На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений

Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:

  • Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
  • ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
  • Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
  • Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
  • и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.

Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.

Важно! Главное условие для возможности передвижения по обочине для указанных участников дорожного движения – отсутствие помех и опасностей для остального транспорта.

Как может осуществляться фиксация езды по обочине

Нарушение запрета на передвижение по краю проезжей части может быть зафиксировано:

  • Инспектором Госавтоинспекции.
  • Камерами видеонаблюдения, установленными на дороге.

В первом случае можно оспорить наказание на месте и избежать наложения штрафа. А если нарушение зафиксировано при помощи технических средств, постановление уже будет вынесено к моменту получения вами уведомления.

В этом случае можно попытаться его оспорить, но сделать это крайне сложно и оспаривание будет возможным только при наличии веских доказательств вашей правоты.

Как бороться с нарушителями-обочечниками своими силами

Если вы стремитесь к тому, чтобы общественными и личными усилиями уменьшать количество нарушителей, не считающихся с запретом на передвижение на обочине, вы можете способствовать их наказанию.

Для этого нужно:

  1. Сделать съемку факта нарушения (на мобильный телефон или видеорегистратор).
  2. Зайти на сайт ГИБДД , выбрать свой регион и подать жалобу.
  3. В жалобе указать сведения о нарушителях и изложить свою просьбу об их наказании.
  4. Ожидать звонка сотрудников Госавтоинспекции, которые, скорее всего, попросят дать более подробные показания.

Вы можете приложить видео прямо к заявлению, но здесь нужно учитывать, что максимальный размер файла – 5 мгб. Поэтому вам нужно уменьшить формат видео (что повлияет на его качество) либо добавить его на сторонний сайт (например, на порталы, посвященные борьбе с автохамами) и привести в тексте жалобы ссылку на него.

Несколько советов по повышению вероятности успешной борьбы с «обочечниками»:

  • Следите за тем, чтобы на видео и фото максимально четко были зафиксированы номера нарушителя.
  • Подавайте жалобы по месту жительства, потому что вероятность вызова в ГИБДД для дачи показаний высокая.
  • Не фиксируйте слишком большое количество нарушений, потому что на каждое из них будет составлен отдельный протокол, что потребует дополнительного времени.

И будьте готовы к тому, что по закону у нарушителя есть право затребовать информацию о том, кто подал на него жалобу. А это может привести к осложнениям и выяснению отношений в личном формате.

Посмотрите видео о том, как эффективно бороться с «обочечниками»:

Подведем итоги

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка , примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

Заключение

Движение по краю проезжей части запрещается законом для снижения риска возникновения опасности на дорогах. Поэтому относитесь к соблюдению этого правила максимально серьезно.

Желание обогнать образовавшийся проблемный участок дороги у автолюбителей возникает часто, но перед этим стоит ознакомиться с последствиями. Первая причина не нарушать данный пункт ПДД – это штраф, который необходимо выплатить, если зафиксирует камера или остановят сотрудники ГИБДД, вторая – возможность попасть в ДТП или создать аварийную ситуацию. Последний исход займёт намного больше времени, нежели стояние в пробке.

Разберемся с понятием

В ПДД трактовка обочины ясна, однако некоторые ошибочно полагают, что эта часть проезжей части должна быть огорожена какими-то разделителями или полосами. Чаще всего подобное можно заметить, но на сельской проезжей части встретить такое удаётся редко.

В пункте 1.2 ПДД Российской Федерации обочина – это крайняя часть дороги, которая отличается от проезжей части типом покрытия, либо выделена разметкой (пункт 1.2.1 и 1.2.2). Фото: zr.ru

Проезд по обочине в ПДД

В пункте 9.9 ПДД РФ сказано, что любое движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам запрещено.

Выезд на обочину возможен (без наказания) только в случае полной остановки ТС. Причём делать это следует на правой стороне. Если парковка в данном месте запрещена специальным знаком, то необходимо включить аварийный сигнал, либо проехать место действия запрета на парковку.

Существует возможность остановиться и на левой части дороги, но только в случаях, если:

  • одна полоса движения для каждого направления и отсутствуют трамвайные пути;
  • одностороннее движение с запретом передвижения грузовых автомобилей, масса которых превышает 3.5 тонны.

Однако, в редких случаях движение машин по этой части дороги разрешено, если:

  • участник движения – транспорт коммунальных и дорожных служб;
  • участник движения – грузовой автомобиль, которому необходимо разгрузиться, но при этом нет других подъездов к складу или другому помещению.

Если правило не касается автомобилей, то проезд по обочине разрешен и другим участникам движения, например:

  • велосипедистам, достигшим возраста 14 лет, если не проложена велосипедная дорожка или нет возможности двигаться по ней (п. 24.2 и п. 24.6);
  • мопедам (п. 24.7);
  • гужевым повозкам и вьючным животным (по пункту 25.2).

Штраф за проезд по обочине

Если автомобиль попал на обочину не с целью остановки, то придётся заплатить штраф. Фото: avto-nomer.ru

В 2018 году в соответствии с 12.15 КоАП РФ размер штрафа составляет 1500 рублей. Раньше сумма была меньше, но из-за участившихся случаев аварийных ситуаций после проезда по обочине, этот пункт правил взят на отдельное рассмотрение.

Не стоит приравнивать термины проезд и обгон, так как обгон – это выезд на встречную полосу, а обочина таковой не считается.

Автолюбители цепляются за подобную возможность и пытаются не выплачивать штраф, однако правила есть правила и расписаны они довольно чётко.

В ближайшее время правительство планирует повысить сумму штрафа, поэтому следует быть внимательными на дороге.

Дополнительные нарушения

Если при выезде на обочину нарушаются ещё какие-то правила ПДД, то штрафы суммируются и их придётся выплачивать в полном объёме. При этом сотрудники ГИБДД должны выдать специальный протокол, в котором будут описаны все правонарушения. В нём же указывается сумма, необходимая к оплате.

Ужасная ситуация, если водитель, выехав на обочину, собьёт пешехода. При причинении тяжкого вреда здоровью наступает уже уголовная ответственность.

Самого факта достаточно для возбуждения уголовного дела и последующих за ним судебных разбирательств.

Данное правонарушение пункта ПДД может быть заснято на камеру, в большинстве случаев водителям не удаётся избежать денежного штрафа, поэтому следует быть внимательными и выполнять каждое требование ПДД, ведь это безопасность на дороге.

Риски

Выплата денежного штрафа – процедура неприятная, однако главная опасность нарушения правил выезда на обочину – это возможность создания аварийной ситуации. Фото: фео.рф

Покрытие обочины в большинстве случаев – грунт, в котором содержатся камни и различный дорожный мусор. Нередко происходят ситуации, когда автомобиль, выехав на обочину, падал в кювет или застревал в какой-нибудь луже.

Справиться с подобным можно, но не в условиях “пробки”, ведь никакой транспорт не сможет проехать, пока количество автомобилей не уменьшится. Нарушив правило, можно не только не достигнуть пункта назначения, но и задержаться надолго.

Почему не стоит выезжать на обочину

Не нужно забывать о водительской солидарности, ведь на дороге требуется относиться к автомобилистам так же, как к себе самому. При выезде на обочину для участников движения могут создаваться следующие проблемы:

  • в воздух поднимается большое скопление пыли и грязи, которое затрудняет движение, загрязняет двигатели автомобилей. В жаркое время года водителям приходится запирать окна, чтобы не задохнуться;
  • редко когда удаётся полностью объехать затор, приходится возвращаться на нормальную дорогу (если обочина закончится или проехать по ней будет нельзя). Попытка встроиться в ряд займёт кучу времени, а некоторые недовольные водители могут даже протаранить автомобиль со злости;
  • из-за столба пыли ухудшается видимость, что повышает риск дорожно-транспортного происшествия;
  • возникает опасность для пешеходов, велосипедистов, водителей мопедов, если эти участники движения пострадают, то автолюбителя ждёт уголовная ответственность и большие штрафы.

Если пункт ПДД был всё же нарушен, то не существует отягчающих обстоятельств, то есть штраф в указанном размере в любом случае придётся заплатить.

Если объезд совершается по встречной обочине

В таком случае правонарушение относят к другой категории, ведь нарушаются сразу несколько пунктов.

Сумма штрафа составляет 5000 рублей. Самая главная проблема в подобной ситуации – это решение сотрудников ГИБДД, которые имеют право лишить автолюбителя водительских прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

При повторном нарушении данного пункта ПДД штраф платится только в случае, если выезд на левую обочину был зарегистрирован камерами. В противном случае сотрудники ГИБДД лишают водителя прав сроком на 1 год.

Возможные оправдания

Люди предпочитают искать обходы в любой ситуации, если при этом можно будет не платить штраф, однако с пунктом 12.15 КоАП такого произойти не может.

В частных случаях водители склоняются объяснить свой поступок тем, что из-за затора выполнить обгон было нельзя, однако в ПДД чётко сказано, что “пробка” или автомобиль, остановившийся на обочине, не являются препятствием на дороге.

Попытка обратиться в суд и нанять юриста тоже обернётся провалом, вдобавок сумма штрафа не настолько большая, чтобы доводить ситуацию до судебного разбирательства и тратить столько времени.

Еще раз в общих словах узнать об особенностях движения по обочине и наказании за это нарушение можно в этом видео:

Итог

Выезд на обочину в редких случаях помогает преодолеть затор за короткий промежуток времени. Самый частый результат – это авария, в которой повреждаются, в среднем, 3-4 автомобиля. Правильное и безопасное решение – не выполнять объезд по обочине и не выезжать на неё. Так нервозность водителей будет оставаться на среднем уровне, воздух не будет загрязнён шлаком и не вызовет дискомфорта, а все участники движения останутся целыми и невредимыми.

Для чего предназначена обочина? Кто может ездить по обочине и в каких случаях водитель будет оштрафован при выезде на нее – все это разберем в данной статье.

Понятие «Обочина» в ПДД

Обочина является составной частью дороги, которая, в свою очередь, представляет собой поверхность земли, обустроенную и используемую для движения любых транспортных средств.

Дорога состоит из:

  1. Проезжей части.
  2. Обочины.
  3. Тротуаров.
  4. Трамвайных путей.
  5. Разделительных полос.

Дорога может быть частью земельного участка, либо это искусственно созданная местность.

Участок обочины отделяется от проезжей части дороги горизонтальной линией. Он не предназначен для движения автомобильного или какого-либо другого транспорта, кроме некоторых случаев, определенных ПДД.

Обратите внимание, что обочина непосредственно примыкает к проезжей части.

Обочина имеет иное покрытие, чем основная часть дороги. Для разграничения используется разметка 1.2.1 или 1.2.2. На ней можно останавливаться либо оставлять машину для стоянки. При отсутствии тротуара по обочине могут осуществлять движение пешеходы.

Чаще всего обочина имеет покрытие из:

  • щебня;
  • гравия;
  • дерна;
  • песка;
  • глины.

Помните, что не на каждой дороге имеется обочина. Иногда в ней просто нет надобности.

Наказание за движение по обочине

Основной причиной езды по обочине являются пробки. Это частая проблема мегаполисов. Поэтому водители решаются нарушить правила дорожного движения и объезжают пробку по этому участку дороги.

Единственное условие, когда водитель может выехать на обочину, – это временная остановка. Выезжая на обочину, вы создает следующие ситуации:

  1. Мешает движению пешеходов и велосипедистов.
  2. Поднимаете пыль, которая мешает нормально продвигаться другим машинам.
  3. Затрудняете движение при возвращении на дорогу.

За передвижение по обочине предусматривается административное наказание. Регулируется это статьей 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Штраф за езду по обочине периодически повышается из-за несоблюдения правил. Изначально он составлял 500 рублей, сейчас вам уже нужно будет заплатить 1500 рублей. Многих водителей такой штраф не пугает, поэтому нарушения имеют место быть.

Не всегда на дорогах присутствуют сотрудники ГИБДД, которые отвечают за обнаружение нарушений, поэтому автоматизированные центры фотовидеофиксации могли бы решить данную проблему, но пока их у нас недостаточно.

Противоречия штрафа

Размер штрафа и моменты, когда его применяют, четко прописаны в Кодексе, но есть ситуации, когда это неуместно. Водитель может припарковаться на обочине или тротуаре, если это не затрудняет движения пешеходов. Но в итоге получается совсем другая картина, которую видит сотрудник ГИБДД.

Рассмотри такую ситуацию:

  1. Водитель останавливается на обочине, соблюдая все правила, никому при этом не мешая.
  2. Когда он выезжает с обочины обратно, то сотрудник ГИДББ его останавливает.
  3. Затем ему выписывается штраф за езду по обочине, ведь этот факт имел место быть.

Противоречие заключается в том, что стоять можно было, а ехать уже нельзя. Что-либо доказать практически невозможно.

Более лояльным наблюдателям за порядком можно объяснить, что вы правомерно стояли на обочине. Но в большинстве случаев вам полагается штраф. Сделано это, чтобы облегчить движение на крупных трассах, а так же в целях уменьшения аварийных ситуаций.

Штраф позволяет:

  • оградить автомобилистов от лишних выездов на обочину;
  • уменьшить количество аварийных ситуаций и травм пешеходов и велосипедистов;
  • решить вопрос с парковками, которые теперь осуществляются в специально отведенных местах.

Кому можно ездить по обочине?

Есть ряд транспортных средств, которым все же разрешено ездить по обочине:

  1. Механические средства.
  2. Тракторы.
  3. Медленный транспорт.
  4. Коммунальный транспорт.
  5. Дорожно-эксплуатационный транспорт.
  6. Транспорт, который подвозит грузы к торговым и другим объектам.

По обочине разрешается ездить велосипедистам при условии отсутствия велосипедной дорожки. При этом вы также не должны мешать движению пешеходов. Если же обочины нет, то движение велосипедиста осуществляется по проезжей части, но не далее 1 метра от правого края.

Также по обочине могут ездить водители мопедов. Допускаемое расстояние – 1 метр от правого края. Выезд далее разрешается, если нужно объехать препятствие или для осуществления поворота/разворота.

Согласно п.25.2 Правил Дорожного Движения в один ряд по обочине могут ехать гужевые повозки.

Езда по встречной обочине

Отдельным правонарушением является езда по встречной обочине. Такое возможно, если выехать с второстепенной дороги на главную и попасть в пробку. Водители, которые не любят терпеть или очень спешат, сворачивают на встречную обочину и объезжают автомобили.

В данном случае наказание последует более серьезное, чем штраф в размере 1500 рублей. Одновременно водитель будет наказан за езду по обочине и обгон с нарушениями, плюс выезд на полосу для встречного транспорта.

Наказание последует по статье 12.15, вам грозит:

  1. Штраф в размере от 5 тысяч рублей.
  2. Лишение водительских прав на срок до полугода.

Выезд на встречную обочину будет рассматриваться по статьям:

  • 2 – о дорогах с 4-мя полосами;
  • 3 –о дороге с тремя полосами, где средняя используется для движения в оба направления;
  • 5 – о дорогах с перекрестками и дорогах с ограниченной видимостью;
  • 3 – о дорогах перед переездом.

В зависимости от ситуации применяется одна из этих статей, запрещающая выезжать на встречную полосу.

Запомните, что обочина не предназначена для езды автомобильного транспорта. На ней можно только остановиться на некоторое время. А за выезд на встречную обочину, вы можете вообще лишиться водительских прав.