Домой / Образцы документов / «самый адский город»: почему именно казань стала криминальной столицей позднего ссср. Записи с меткой ‘Казанский феномен’

«самый адский город»: почему именно казань стала криминальной столицей позднего ссср. Записи с меткой ‘Казанский феномен’

", 05.02.2002

Дело "Хади Такташ", в котором на днях поставил точку Верховный суд Татарстана, характеризуется одним словом -- беспрецедентное. Впервые в истории судопроизводства республики вынесен приговор по обвинению в организации преступного сообщества, впервые на скамье подсудимых оказались 13 членов группировки во главе с лидером, впервые вынесен столь суровый приговор: два "пожизненных" и 180 лет срока на 11 человек, впервые применена масштабная программа защиты свидетелей. Два года шло следствие, составившее 32 тома уголовного дела и 19 видеокассет с оперативными и прочими съемками, по нему прошли 500 свидетелей, проведено более 200 экспертиз, безопасность процесса обеспечивали 300 сотрудников МВД, судья зачитывал приговор два дня по 6 часов. Многие сомневались, что "хадитакташевские" сядут за решетку. По Казани ходили слухи, что на подкуп людей в мантиях выделено 250 тысяч долларов. Но приговор вынесен был -- 15 инкриминируемых убийств, два покушения, бандитизм, организация и участие в организованном преступном сообществе, наркоторговля, контроль за проституцией, вымогательства, хранение оружия и наркотиков...

Свидетелей на процесс привозили под мощной охраной. Они были в масках и широких пальто, так скрывавших фигуру, что было трудно установить их пол. Свидетелей размещали в соседней с залом заседаний комнате, где были установлены микрофоны. Судья заходил в эту комнату, говорил со свидетелем и возвращался в зал, находившиеся в котором уже слышали их разговор. Голос свидетеля изменяли с помощью специальной аппаратуры.

"Хади Такташ" -- весь город наш!

О пугающем "казанском феномене" страна заговорила в начале 80-х. Мальчики из небогатых семей делят асфальт. До крови, до смерти. "Хади Такташ" была не самой крупной группировкой, на улице с таким названием всего несколько десятков домов. Но спустя некоторое время члены ОПГ на полном серьезе заявляли: "Хади Такташ -- весь город наш!" Радик Галиакберов (Раджа) -- нынешний лидер ОПГ -- поначалу был "одним из" ... Начинал с самого низа, пройдя путь от "гопника" до авторитета. Бегал, как и все, с "монтажкой" -- куском арматуры -- на драки-"моталки". За это и пострадал -- сел "по малолетству" за групповую драку. Сегодня Радику 33. Умный, эрудированный, начитанный. И дьявольски изобретателен -- в этом убедились его жертвы. Никакой "воровской романтики" в поведении. Культурная речь, без сленга и мата. И при этом -- исключительная жестокость и хладнокровие.

В начале 90-х в группировке "Хади Такташ" произошел раскол. Старшие члены бригады -- "старики" -- все больше склонялись к жизни по "воровским" понятиям, младшие, более развитые, начали заниматься бизнесом. Уже тогда они контролировали один из крупнейших в Татарстане заводов -- "Оргсинтез", продавали ходовой товар -- полиэтиленовую крошку. Старшие потребовали от молодежи делить доходы. Во главе "стариков" стоял Рауф Шарафутдинов, молодежь кучковалась вокруг Анвара Халиуллина. Первым был убит Халиуллин -- застрелен из охотничьего ружья из-за забора. В ответ бригада молодежи отправилась в Москву -- в родном городе стрелять было опасно. Шарафутдинова нашли мертвым на улице. Из тела изъяли одну пулю. Конфронтация между поколениями усиливалась. И тогда молодежь задумала комбинацию. К "старикам" был отправлен "засланец" -- Андрей Ситнов: пообещал помочь оформить в Москве кредит. В столицу поехали вчетвером: Ситнов и три старших "авторитета" -- Валеев, Бареев и Диденко. Снимают квартиру, обживаются.

Ситнов имитирует бурную деятельность. А из Казани выезжают пять человек. Ситнов открыл им дверь ночью, и они молча перестреляли спящих. Трупы завернули в ковры и вывезли. Тела не нашли до сих пор. Обеспокоенные пропажей товарищей, старшие начинают их искать. Раджа предлагает самому авторитетному Кобальнову по кличке Павло поехать с ним в Москву якобы на розыски. Кобальнов отказался. Через два дня его обстреливают в машине и ранят в руку. "Старики" начинают прозревать. Андрей Черножуков из бригады убитого Диденко на сборах неосторожно бросил, что расправа с товарищами -- дело рук Раджи. Последнему это стало тут же известно. Он дает задание Вадиму Зайнутдинову (Бульба) убрать слишком догадливого парня. Бульба приходит к Черножукову ночью, вытаскивает во двор и наставляет обрез. Ну а поскольку для храбрости Зайнутдинов немало "употребил", попасть он смог только пониже спины. Черножуков срочно уезжает из Казани на Украину. Следственная бригада ездила на Украину, где в одной из колоний содержался успевший набедокурить в сопредельном государстве Черножуков. Его долго убеждали дать показания. Но спустя месяц, после того как в деле появились подписанные потерпевшим листы, Черножукова вдруг этапируют в Казань, прямехонько в тот изолятор, где уже сидела банда Раджи. Представляете масштаб влияния казанской "братвы"!

В СИЗО над парнем хорошо поработали, и он написал "отказную". И все же эпизод покушения удалось доказать.

Работники ножа и топора

После всех этих кровавых побоищ Раджа с ближайшими соратниками перебирается в Москву и бывает в Казани только наездами. Кобальнов, уже оправившийся от ранения, Куваков и Аксанов решили еще раз навестить Первопрестольную, с тем чтобы отыскать тела товарищей. Так же, как и первая группа, они снимают квартиру. "Разведка" не замедлила донести это до сведения Раджи. Под предлогом того, что нужно срочно "забить стрелку", Аксанова привезли на квартиру на Таганке. Всемером парня избили так, что у того были сломаны кости черепа. Истекающего кровью, его положили в ванну. Но Аксанов оказался крепкого десятка. Он был жив. Вооружившись купленными в хозмаге топорами, семерка ворвалась в квартиру, где ничего не подозревавшие Кобальнов варил на кухне суп, а Куваков смотрел телевизор. Единственное, что смог сделать Кобальнов, -- это плеснуть на нападавших горячим супом...

Тела расчленили и утопили в разных местах реки Чермянки в Московской области. Через полгода останки всплыли. Банда вернулась на квартиру, где лежал полуживой Аксанов. Когда с него начали снимать золото, он понял, что обречен. Ему нестерпимо хотелось жить. Весь в крови, он ползал на коленях и целовал Радже руки. Позже Вадим Зайнутдинов (Бульба) зашел в ванную и двумя ударами топора добил Аксанова. Труп его тоже был расчленен. Следователям удалось восстановить происшедшее, хотя прошло 7 лет. И даже нашли улики! Есть метод профессора Дворкина, когда с помощью раствора люминола можно обнаружить следы крови. Раствором покрыли пол в ванной "нехорошей квартиры", и все щели вдруг засветились! Ванная утопала в крови.

Великий и ужасный

В Казани Радик Галиакберов сотоварищи появились только в 1994 году. Никто не стоял больше на пути "великого и ужасного" Раджи.

"Старики" все перебиты, запуганы конкуренты. Это был "золотой век" "Хади Такташ". Авторитет Раджи -- непререкаем. Он единоличный владелец и распорядитель "общака". Испуганные бизнесмены, среди которых были и довольно известные в городе люди, исправно платили дань. Группировка контролировала рынок наркотиков, проституции, собирала мзду с полусотни фирм, магазинов, ресторанов, банков и даже двух кладбищ. Лакомые куски, контроль над которыми осуществляли раньше другие, постепенно переходили в руки "хадитакташевских". Одним из таких "клондайков" был комбинат "Здоровье" -- крупный оздоровительный комплекс с бассейном, банями, номерами и прочей "обслугой". Здесь организовали настоящий притон. Набрали легко одетых девиц, которые, трудясь по-стахановски, зарабатывали деньги для группировки. Смотрящим над ними поставили Асхата Валиуллина по кличке Пенек. Тех, кто "сачковал" или хотел покончить с сексуальным рабством, Пенек заводил в подвал, ставил к стенке и начинал психологическую атаку - разбивал бутылки в нескольких сантиметрах от жертвы. Двум самым непонятливым сломал нос. Потом некоторые из девушек помогли следствию, дав показания в суде. "Хадитакташевские" активно занимались торговлей героина и кокаина. Сами между тем их не употребляли.

И тогда на наркопочве случился у них конфликт с группировкой "Первые Горки", в просторечии "Перваки". Один из ее членов Александр Гриньков взял партию кокаина и не расплатился. Раджа был краток -- или Гриня вернет кокаин, или Грини не будет. В ночь с 24 на 25 августа 1997 года он ждал "хадитакташевских" дома -- для разговора. Но встретил их не один, а с приятелем Тативосом Кирокосяном. Распили коньяк. Но разговора не получилось -- по Гринькову открыли огонь. Заодно убрали и свидетеля -- ни в чем не повинного Кирокосяна. В ту же ночь неосторожно нагрянули еще двое -- Акакий Аршба и Равиль Мубараков. Их тоже "положили". Но раненному в щеку Мубаракову чудом удалось убежать. Гриня был не последним человеком в группировке "Перваки". На сходе мнения разделились -- одна бригада во главе с другом Грини Бибиком требовала отмщения, другая во главе с Федей боялась связываться с "Хади Такташ". Группировка раскололась, Федя поддержал "чужих". А тут, как назло, "бибиковские" избили одного из "хадитакташевских". Это был сильный удар по реноме Раджи. И он объявил войну "Первакам". На "стрелке" было объявлено о повышении тарифа на сбор в "общак". Раджа заявил, что за голову "первака" он платит 5 тысяч долларов. Снова запахло кровью.

Профессиональные головорезы

Объявив войну "Первым Горкам", Раджа понял, что ему нужна специальная команда киллеров. В декабре 1997 года из мест лишения свободы вышел Ринат Фархутдинов (Ринтик), отсидевший за хранение оружия, законченный циник. Раджа это знал. Он предложил Ринату набрать и возглавить группу, которая будет исполнять его заказы. Ринтик пригласил друга детства Анатолия Новицкого, своего юного племянника Дениса Чернеева, старого друга Валеру Широкова. Так образовалась "банда в банде". О том, что эти люди беспрекословно повиновались любым распоряжениям лидера, говорит такой факт. Фархутдинов тесно общался с Ильнуром Исмагиловым, некоторое время жил в его семье. Но когда Ринтик получил задание убрать Исмагилова, ничто не дрогнуло в его душе. Он скинул на пейджер "друга", что надо бы пообщаться. Однако эта встреча нужна была лишь для того, чтобы показать спрятавшемуся за углом Денису Чернееву, в кого надо стрелять. Как только Ринтик отъехал, киллер нажал на курок. Мимо в этот момент проходил Юрий Пушкарев. Видя, как падает на асфальт его знакомый, Пушкарев заметался. И тут же получил порцию свинца. Ни за что. Потом пришел черед расправы над своими товарищами, перешедшими на сторону "Перваков", -- Никитой Воздвиженским (жившим, кстати, с бывшей женой Ринтика) и его другом Александром Сакмаровым.

В последнем случае преследовали еще одну цель. Сакмаров был шурином лидера "Перваков" Бибика, за голову которого Раджа назначил особую плату -- 50 тысяч долларов. Но последний скрывался в Петербурге. Бандиты рассчитали, что похороны родственника -- великолепный повод заставить Бибика вернуться в Казань. Головорезы подходили к убийствам творчески, сценарий ни одного из них не повторялся. Особое внимание Раджа уделял датам.

Каждое дело к чему-нибудь приурочивалось: Воздвиженский и Сакмаров были убиты в один день, 5-го числа. Марушкина застрелили в День милиции. Он был "смотрящим" за молодежью из соседней ОПГ "Павлюхина". Галиакберов посчитал, что тот сманивает в свою группировку потенциальных рекрутов "Хади Такташ", а кроме того, приторговывает наркотиками на "чужой" территории. В 19 часов Марушкин подъехал к своему дому. Из подъезда навстречу ему вышел бомж в засаленной шапочке, старом полушубке, пузырящихся на коленях синих трико. Бомж неожиданно вытащил пистолет и всадил в "смотрящего" всю обойму. Но Анатолий Новицкий, человек простоватый и недалекий, -- а именно он "сыграл" бомжа -- не учел одной важной детали. Поскольку Марушкин отвечал в группировке за молодежь, та постоянно толпилась у него в подъезде. И в этот раз там оказалось 15 человек! Они выбежали и успели схватить Толика. Избили до полусмерти, и когда приехали милиция и "скорая", он был без сознания.

Рядом с ним оперативники нашли пистолет, из которого было совершено преступление. За эту улику начали распутывать весь клубок.

Почему потребовалось восемь лет, чтобы арестовать членов группировки? - спросила я прокурора-криминалиста Равиля Вахитова.

Не было цели комплексно поработать в отношении этой группировки. Обо всех убийствах правоохранительные органы знали, иногда вплоть до того, кто совершил преступление, но не хватало доказательств.

Политическая воля покончить с группировками первым появилась у президента Республики Татарстан Шаймиева, который на одной из коллегий МВД распекал министра за то, что милиция плохо борется с организованной преступностью. И все же в том, что это уникальное дело было доведено до суда, -- огромная заслуга следственной группы. Кстати, в ней такие же молодые люди. Они обобщили огромное количество материала, подняли старые "висяки" и объединили их в одно новое дело по ОПГ "Хади Такташ". Эти ребята достойны того, чтобы назвать их поименно: прокурор-криминалист Равиль Вахитов, следователь по особо важным делам прокуратуры г. Казани Максим Беляев, следователи Александр Семушин, Эдуард Абдуллин и следователь УВД г. Казани Сергей Куранов.

Программа защиты свидетелей

В России ее пока нет. Это только за океаном за счет федерального бюджета свидетели меняют паспортные данные, место жительства, внешность. В Казани пришлось придумывать свое ноу-хау.

Помог случай. Как-то следователям довелось услышать телевизионное интервью с Валдисом Пельшем. Говорил он с явным прибалтийским акцентом, а ведь в передаче "Угадай мелодию" оперировал чистейшим русским. Выяснили, что есть специальная аудиоаппаратура. И тут озарило: почему бы не попробовать сделать то же в суде? На процесс очевидцев привозили под мощной охраной. Они были в масках и балахонистых пальто, так скрывавших фигуру, что было трудно установить пол человека. Свидетелей размещали в соседней с залом заседаний комнате, где были установлены микрофоны и камера. Судья заходил в эту комнату, удостоверял личность и возвращался в зал, где все происходящее транслировалось на большом экране. Голос человека изменяли. Кое-кто из свидетелей был готов говорить и без маски, но не там же, где за решеткой сидели 13 плечистых парней, один вид которых действовал устрашающе. Для таких устраивали своеобразный телемост. Но не все очевидцы дожили до процесса. Он шел год. По каким-то своим причинам обвиняемые были заинтересованы откладывать судебные заседания. Так, Новицкий и Широков то глотали гвозди, то вспарывали себе животы. И слушание дела переносили.

Суд

В первые дни суда было яблоку негде упасть. У пришедших проверяли паспорта и сумки. На скамье подсудимых -- 13 человек, чертова дюжина. У клетки с подсудимыми неотступно дежурил автоматчик. Был подобран соответствующий состав суда -- даже адвокаты осужденных говорят, что это доки в своем деле. В клетке народ держался довольно свободно. И лишь только когда судья зачитал приговор, лица группировщиков стали серьезными. Ни один из них не признал себя виновным ни по одному пункту обвинения. Радика Галиакберова приговорили по статьям УК РФ о бандитизме, убийствах, мошенничестве и организации преступного сообщества к пожизненному заключению. Такой же срок получил и ближайший его подручный Ринат Фархутдинов. Активным членам группировки Сергею Гребенникову и Александру Сычеву дали по 24 года в колонии строгого режима. Вадим Зайнутдинов и Андрей Ситнов приговорены к 22 годам лишения свободы, Анатолий Новицкий и Денис Чернеев -- к 20 годам.

Валерий Широков получил 15 лет, Денис Лонщаков - 12 лет. Самые молодые члены банды Павел Комлев и Айрат Хакимов осуждены на 8 и 7 лет соответственно.

Минимальный срок -- 6 лет -- получил Асхат Валиуллин, страдающий серьезными увечьями. Все -- с конфискацией имущества. Кстати, почти у всех у них малолетние дети. А у Сергея Гребенникова сын родился уже в ходе следствия. И суд посчитал эти обстоятельства смягчающими.

Послесловие

Адвокаты осужденных готовят кассационную жалобу в Верховный суд России. Собственно, им есть за что уцепиться. В делах об убийствах есть только косвенные доказательства виновности осужденных. Некоторые тела не найдены до сих пор. Особый разговор -- о свидетелях. То, что они давали показания не в зале суда, уже только за это, по мнению защиты, их можно оспорить. Между тем для оставшихся на свободе членов группировки "Хади Такташ" Раджа по-прежнему бог и царь. А свидетелей не могут охранять круглосуточно...

Когда я спросила Равиля Вахитова, как он оценивает предстоящее разбирательство в столице, он с грустной улыбкой ответил: "Возможности преступного мира таковы, что они могут сломать любой приговор. Как это будет в Верховном суде России -- неизвестно, но мы все же надеемся на принципиальность судей в Москве".

Кстати "Хади Такташ" -- одна из крупных ОПГ Казани. Но были и более мощные -- "Жилка", "Тукайка". И борьба за власть, за сферы влияния там проходила с такой же жестокостью и кровопролитием... Правоохранительные органы республики заявили, что борьба с оргпреступностью продолжается.

Расстреляли на глазах толпы

Татарстан. 16.04.2002 в Казани убит глава преступной группировки.

Один из лидеров организованной преступной группировки "Перваки", 30-летний Роберт Аюпов был расстрелян в Казани на глазах у десятков людей. Об этом сообщили во вторник в пресс-службе МВД Татарстана.

Двое неизвестных в масках подошли к Аюпову, который в это время находился внутри собственного автомобиля и прогревал двигатель машины, и начали стрельбу. По оценкам экспертов, в Аюпова было произведено восемь выстрелов: четыре из пистолета Макарова и четыре из пистолета ТТ. От полученных ран Аюпов скончался на месте. По данному факту возбуждено уголовное дело. Сотрудники милиции склоняются к версии о заказном убийстве.

Раскрыто убийство Тимура Атнагулова

Раскрыто громкое убийство известного казанского бизнесмена, основателя ООО «Агентство радиокоммуникаций RCA» и «Русского радио» Тимура Атнагулова. По версии следствия, его застрелили в Казани в 1999 году за то, что он отказался платить дань ОПГ «Перваки». В следственном комитете считают, что организатором убийства является предполагаемый лидер ОПГ, «авторитетный» предприниматель Фирдинант Юсупов. Он арестован, вину не признает.

О раскрытии убийства Тимура Атнагулова „Ъ“ вчера сообщил следователь следственного отдела следственного комитета по Приволжскому федеральному округу Вадим Максимов. По версии следствия, к нему причастны участники «бригады Феди» казанской ОПГ «Перваки». Главным подозреваемым является заключенный под стражу житель Казани Фирдинант Юсупов - предполагаемый руководитель бригады по прозвищу Федя. В отношении него, а также еще четырех человек (двое арестованы, другие находятся в международном розыске) возбуждено уголовное дело по частям 1 и 2 ст. 209 УК РФ («Создание банды и участие в ней»). Помимо убийства господина Атнагулова на счету «бригады Феди», как считает следствие, убийства пятерых членов противоборствующих группировок, а также похищение человека, причинение тяжкого вреда здоровью, приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов.

Как сказал Вадим Максимов, на момент ареста господин Юсупов работал заместителем директора казанского спортивного клуба «Тимер», а также занимался бизнесом. Но в прошлом, как считает следствие, он был активным участником и лидером ОПГ «Перваки».

Группировка, по оперативным данным, образовалась в 1980-х годах в Приволжском районе Казани, а название получила от места своего возникновения - микрорайона Первые Горки. Это одна из крупных ОПГ города, насчитывавшая, согласно оперативным данным, более трехсот человек. В основном она контролировала коммерческие структуры в своем районе. По версии следствия, в сентябре 1997 года внутри «Перваков» произошел раскол - одна часть сформировалась в «бригаду Феди», Фирдинанта Юсупова, а другая - в «бригаду Бибика», названную по прозвищу лидера Альберта Батрова (его местонахождение неизвестно, но органы к нему претензий пока не имеют).

По версии следствия, в свое время «бригада Феди» помогала Тимуру Атнагулову в реализации его коммерческих проектов. Господин Атнагулов, сын кадрового офицера КГБ, после окончания юрфака Казанского госуниверситета занялся не юриспруденцией, а предпринимательством - в середине 90-х годов основал ООО «Агентство радиокоммуникаций RCA» (крупнейший в то время в Татарстане оператор пейджинговой связи), а также обеспечил ретрансляцию «Русского радио» в Казани. Кроме этого, он добился заметных успехов в автобизнесе, став крупнейшим казанским дилером АвтоВАЗа и владельцем целого ряда автостоянок в центре города. Как считает следствие, господин Атнагулов был убит за то, что отказался впоследствии платить «бригаде Феди» дань за криминальное прикрытие. Его расстреляли из пистолета в Казани в его доме на улице Вишневского в августе 1999 года. Господин Атнагулов приехал домой после ночного клуба около 23 часов. Оставив на автостоянке свой «Мерседес», он поднялся на лифте на седьмой этаж, где его уже поджидал киллер.

Только в этом году совместными усилиями сотрудников МВД по Татарстану, СУ СКП РФ по РТ и следственного комитета по Приволжскому федеральному округу удалось установить тех, кто, по мнению сыщиков, причастен к этому убийству. Задержания Фирдинанта Юсупова и остальных прошли с июля по октябрь этого года.

Как сказал Вадим Максимов, господин Юсупов свою вину не признает.

Андрей Смирнов, Коммерсантъ (Казань) № 207 (4505) от 10.11.2010

В 2005 году Казань отметила тысячелетний юбилей. К этой дате город отмыли, отполировали до блеска – как в прямом, так и в переносном смысле. В 2002 году завершился суд над криминальной группировкой Хади Такташ, которая больше 20 лет «работала» в городе. Это сегодня Казани – пример благочестивого города, жители которого чувствуют себя в безопасности. Но еще 40 лет назад ситуация была обратная.

«Ты из Казани!»

В начале 70-х годов в Казани стали появляться уличные банды, которые организовывали по территориальному типу. В милицию поступала информация о драках на улице в формате «стенка на стенку». Так началась история знаменитого «Казанского феномена».

Про организованные преступные группировки (ОПГ) известно стало в конце 70-х годов, когда на улицах появились участники группы «Тяп-Ляп». Казанская банда стала первой ласточкой в мире ОПГ, организованной в микрорайоне завода «Теплоконтроль». Банда состояла из 200 парней, возраст – от 17 до 20 лет. 4 года участники банды совершали тяжкие преступления – грабежи, нападения, рэкет, убийства.
«Тяп-Ляп» - не просто сборище малолетних бандитов без определенной задачи и цели. Группа была построена четко: шелуха (9-13 лет), супера (14-16 лет), молодые (17-19 лет), старшие (20-30 лет) и дед (король, от 30 лет). Шелуха и супера не знали, как выглядит король, это была конспирация. У тяп-ляповцев были свои законы жизни:

Не курить, не пить, не бросать в беде

Перед вступлением в банду проверять силу воли (если после первого удара кандидат не падал с ног, его принимали)
Банда делилась «верхушку» и мелкие банды. Верхи ставили перед собой задачу навести ужас на людей, понемногу подчинять себе улицы и микрорайоны, и сверхзадача – подчинить себе Казань. Главные люди банды – Сергей Скрябин, Сергей Антипов и Завдат Хантимиров. Скрябин организовывал операции, был «мозгом» группировки. Антипов имел судимости и собирался стать депутатом. Хантимиров был самым хладнокровным, и даже на суде спокойно и твердо парировал показания товарищей «Я не совершал. Он врет».

Антипов организовал сеть мелких групп для небольших операций. Небольшие банды подростков обворовывали квартиры, дачи, угоняли автотранспорт, перебивали номера. Также нападали на граждан, отнимали деньги, ценные вещи, даже одежду.

Тяп-Ляп, как осьминог, тянул в свои щупальца все, что было можно. Был знакомый госчиновник, офицер, чтобы «отмазывал» от армии, хирург для того, чтобы вынуть бандитскую пулю. Администраторы ресторанов держали лучшие столики для членов группировки и предупреждали в случае, если в ресторане были милиционеры или сотрудники КГБ.

Идея «тяп-ляповцев» была простой – социальная справедливость. Нарушая закон, подростки были уверены, что для них существует только собственный справедливый закон. Они не понимали, что «заработанные» деньги верхушка банды тратила на свои развлечения.
Для поимки и разоблачения ОПГ создали специальную группу уголовного розыска. Дела возбуждали медленно: за вымогательство, за хранения оружие, за убийства и рэкет. Действия «тяп-ляповцев» были аккуратными, доказать вину было трудно. Член ОПГ Степин вымогал куртку прохожего следующим образом: подходил, шептал на ухо просьбу и продаже куртки и сыпал мелочь в руку испуганному гражданину. Позже жертвы говорили: продали куртку, ничего не знаем.

Суд над бандой «Тяп-Ляп» состоялся в 1980 году. Всего осудили 28 человек за 4 убийства, 15 покушений на жизнь, 36 грабежей. Члены банды получили по 10, 15 лет колоний усиленного режима, а Хантимиров, Каюмов, Масленцев и Тазетдинов были приговорены к смертной казни через расстрел.

«Хади Такташ – весь город наш»

Хади Такташ – еще одна из ОПГ Казани. Большинство банды проживало на улице Хади Такташа, отсюда название группы. Это одна из самых кровожадных группировок в Казани и в России, на счету ОПГ больше 60 убийств.
Расцвет группировки пришелся на 90-е, после развала Советского союза. Хади Такташ взяли под свой контроль предприятие «Оргсинтез», которое выпускало дефицитную полиэтиленовую пленку.

Руководство Хади Такташ – Рауф Шарафутдинов, Ренат Фархутдинов и Радик Галиакберов – «старики» группировки. Между «стариками» и молодыми в ОПГ постоянно случались стычки из-за нежелания молодых подчиняться старикам. Позже молодые «победили» и тогда ОПГ взяла под свой контроль торговлю наркотиками в городе и проституцию. От вседозволенности у членов Хади Такташа кружилась голова, и тогда они начали войну с другими ОПГ Казани – особенно сильно сцепились с «Перваками» В результате руководящие части группировок сильно поредели. В 2002 году состоялся суд над уцелевшими в бандитских войнах участниками ОПГ. Вся группа получила 180 лет заключения на всех.

Почему так происходило

В 70-е, 80-е, 90-е годы ОПГ в Казани было много: Тяп-Ляп, Хади Такташ, Перваки, Мебелька, Жилка, Обувка, Суконка. Свои названия ОПГ выбирали либо по территориальному принципу (Тяп-Ляп, Хади Такташ) либо по отличительному месту (Мебелька – на районе был магазин мебели). Преступления разнообразны, методы – понятны, страх жителей города тоже. Но неужели никто и ничего не предпринимал, чтобы «освободить» Казань от наплыва преступников?

В 1991 году вышла книга Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность». Любовь Агеева – журналист, проработала в «Вечерней Казани» с января 1979 года по январь 1991 года. Годы ее работы в «ВК» пришлись как раз на расцвет многих преступных групп, поэтому у нее была уникальная возможность собрать материал для осмысления этого феномена.

Книга вышла скромным, в 5 тысяч экземпляров, тиражом. Но уникальность этой книги в том, что в ней собраны сотни публикаций и различных мнений по поводу ситуации с ОПГ.

Агеева пишет, что, несмотря на оригинальность казанского феномена, в этом деле причины типичные. Конфликт «отцов и детей», мальчики, которые росли без папы, отсутствие развитой социальной инфраструктуры в Казани.

Еще одна проблема – в 70-е и 80-е годы в городе был низкий культурный и духовный уровень. Закрывали дискуссионные клубы, запрещали творческие культурные мероприятия самодеятельности. Для наглядности – в одном районе на 150 тысяч человек был один кинотеатр на 200 посадочных мест.

В 1973 году Казань признала, что в городе есть трущобы. Спальные районы были прекрасной почвой для роста малолетних преступников. Плюс ко всему, в Казань приехало очень много выходцев из села. И тут произошел разрыв духовных скреп: от сельского отказались, городское еще не приняли.

Еще один огромный пласт проблем: массовые разводы на фоне алкоголизма, эмансипация женщины, безотцовщина, феминизация воспитания.
Удивительно, что сам термин «казанский феномен» впервые прозвучал в Москве. Отношение к казанской проблеме было странным. 300 родителей уже в 1986 году обратилось в ЦК КПСС с просьбой помочь разобраться в проблеме. В ответ московские журналисты только писали страшные статьи о том, что происходит в Казани, но помощи не поступало. Отчасти это происходило потому, что если бы Казани помогли бороться с преступностью, то это означало признание проблемы. А в партии не могли признать тот факт, что в СССР растет детская преступность, поэтому закрывали глаза на «казанскую проблему».

90-е сменились нулевыми, и сама идея преступных организаций сошла на нет. В 2002 году завершилось дело Хади Такташ, и с этого времени в городе пока спокойно. Казань сбросила с себя клеймо преступного города и стала прогрессивным мегаполисом.

Исследовательница «казанского феномена»: о побоище на Глубоком, разнице между ОПГ и группировкой и креативных идеях молодых журналистов

В социальных сетях всю неделю продолжаются споры вокруг «казанского феномена», которые начались после появления коллекции футболок с названиями известных в прошлом татарстанских банд. Площадку для различных мнений предоставило и «Реальное время». Так, ничего крамольного в такой одежде не увидели такие известные в мире медиа деятели, как Олег Кашин и Радмила Хакова . Зато журналист Анвар Маликов выступил против такой инициативы. Одной из тех, кто «казанский феномен» и тему городских гопников подробно исследует более 30 лет, является Любовь Агеева. В интервью корреспонденту нашей интернет-газеты эксперт вспомнила, как это явление зародилось и сошло на нет, а также выразила свое отношение к таким «холиварам».

«В нем были не только минусы, но и плюсы»

– Любовь Владимировна, в интернете продолжаются дискуссии вокруг надписей на футболках с названиями ОПГ и соответствующими фотографиями. Каково ваше отношение к такому креативу?

– Наблюдаю активную дискуссию уже несколько дней. Сама написала несколько постов. Неожиданно в нее вмешался коллега Юрий Алаев, который резонно поинтересовался: «Есть на такие футболки спрос или нет?». И предположил, что это хороший промоушн для тех, кто эти майки продает.

Но мне бы хотелось оценить эту дискуссию в другой плоскости. А есть люди, готовые купить футболку с надписью «Теплоконтроль»? Мы, скорее, к ним должны обращаться. Если не будет спроса, то не будет и предложения. Я читала объяснения то ли производителей, то ли их друзей, будто футболки посвящены определенным микрорайонам Казани. Но когда увидела рисунок с хорошо знакомой короной, которой в свое время были разрисованы все заборы города Казани, то аллюзии, которые закладывали те, кто продает эти футболки, сомнений не вызвали. Закладывались именно ассоциации с прошлым, когда Казань была поделена на территории и подростки выясняли отношения в массовых драках.

В одном из первых своих постов я написала, что надо сначала узнать, кого они таким образом вспоминают. И даже порекомендовала свои публикации по «казанскому феномену» (на сайте газеты «Казанские истории» их две: фрагмент книги «Казанский феномен: миф и реальность» и отклик на телепередачу на телеканале ТВЦ).

И тем не менее дискуссия была небесполезна для тех, кто в ней участвовал. Под напором доказательств дрогнули позиции некоторых ее участников, которые раньше не видели в этом ничего плохого, - и это очень радует. Огорчает то, что в дискуссии проявилось наше неумение рассуждать на спорные темы. У нас это в ментальности: «Книгу Пастернака не читала, но осуждаю…». То есть: «Я ничего не знаю о «казанском феномене», но все равно рьяно буду говорить, что ничего плохого в то время не было». Такая поверхностность суждений, конечно, потрясает.

Явление это было, и в самом деле, очень сложным, в нем были не только минусы, но и плюсы. Поэтому бороться с идеологией гопничества было тяжело. Для меня важны свидетельства тех, кто был это время школьником, потому что они подтвердили мою уверенность в том, что перерезать корни этой идеологии можно было только в детском саду. И в ее распространении была главная опасность. Не в драках, хотя это была большая беда: убийства, покалеченные ребята, у кого-то группировка жизнь сломала, когда они захотели уйти из группировки. Хотя их масштаб сегодня кое-кто явно преувеличивает, это были тяжелое время для города.

Как-то я сказала одному из знакомых полицейских чинов, что хотела бы вернуться к некоторым «героям» книги «Казанский феномен…» и посмотреть, как сложилась их жизнь, он заметил, что многих сегодня уже нет в живых.

Есть еще один важный момент, на котором хотела бы акцентировать внимание посетителей ресурса «Реальное время». К сожалению, когда события ушли в далекое прошлое, легко подменить понятия. В нашем случае - совместить явления, которые наблюдались в разное время, поставить их на одну плоскость. Именно так сделали создатели фильма на ТВЦ в рубрике «Советские мафии», в котором принимала участие и я (у меня тоже брали интервью). Они совместили в одной плоскости банду «Тяп-ляп», которая существовала в 80-е годы и представляла собой нарождающуюся организованную преступность, с подростковыми группировками, которые вошли в историю нашего города как «казанский феномен». В нынешней дискуссии тоже все рассматривается в одной плоскости. И трудно сказать, о чем ностальгируют производители футболок. По-моему, для них, что «казанский феномен», что ОПГ - одно и то же.

Не все казанские группировки были криминальными сообществами. Было много здоровых мальчишеских компаний, которые разделяли идеологию гопничества. Ведь эта идеология была распространена практически на весь город, на все семьи, где были подростки - вот это было страшно.

Иллюстрация из книги «Казанский феномен: миф и реальность». Фото history-kazan.ru

Лишь 5% заявили, что пришли в группировку по принуждению. Бывший директор школы №83 Александр Неманов, выросший среди «мотальщиков», так объясняет добровольность вхождения подростков в группировку: «Контора» предложила им те ценности, которые оказались ближе, чем школьные. Тот же культ силы, который ранее жил в основном только в преступном мире, а сейчас получил широкое распространение. Как ни крути, каждый мальчишка в душе - супермен. Один он едва ли пойдет в ресторан, а компанией - пожалуйста».

Большую роль в укреплении идеологии группировок сыграли девочки. Кого они предпочитают: хлюпика, который не может за себя постоять, или сильного рыцаря, которого никто пальцем не тронет? А о том, как важно ребятам отношение к ним девочек, говорить не приходится.

Конечно, криминальные авторитеты были заинтересованы в криминализации подростковой среды. Было даже такое мнение, что именно организованная преступность стимулировала деление города по микрорайонам. На примере группировки «Тяп-ляп» я исследовала истоки деления на своих и чужих. И узнала от тех, кто в нее входил, что ребята сдружились, чтобы противостоять другим компаниям, в частности, тем, кто жил в Татарской слободе. Они вспомнили, как их били в центре, если они туда приезжали. И как однажды они решили, что будут качаться, чтобы стать сильными и отомстить обидчикам.

Возможно, это и был спусковой курок. Но мальчишеская компания с «Теплоконтроля» превратилась в преступную группу не сразу. Это случилось, когда там появились молодые люди с криминальным прошлым.

То же самое происходило с некоторыми компаниями, которые жили 10 лет спустя. Кого-то привлекала криминальная романтика, кто-то шел в группировку для защиты, поскольку каждый двор напоминал тогда своего рода крепость. И если подросток приходил на чужую территорию, его могли избить. Сама слышала от мальчишек, как себя защитить: стоит сказать, что ты, например, из группировки «Перваки», как от тебя отстанут. Она тогда была одной из самых сильных. А позднее стала ОПГ «Перваки».

Я так и не поняла, о чем хотят напомнить те, кто придумал эти футболки? О мальчишеской дружбе, которая объединяла подростков в дворовые компании, или о реальных ОПГ с их страшными преступлениями?

«Говорить с нашими детьми нужно не только о патриотизме»

– «Казанский феномен» может вернуться в нашу жизнь?

– Я не исключаю эту возможность. Конечно, это будет совершенно другое явление. Идеология гопничества в подростковой среде возникла в силу определенных социальных причин. Есть такие причины и сегодня. И есть люди, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы криминальный мир снова подмял под себя мир обычных людей.

В чем будет разница? Дело в том, что мальчишеские компании, о которых я в свое время писала, дрались между собой и большой опасности для горожан не представляли. Страдали от этих драк в основном родители гопников. Остальные жили в страхе, потому что много слышали и читали про эти драки, про покалеченных и убитых.

«Сегодня легче сбить подростков в стадо. Времени столько не понадобится, как было во времена «казанского феномена». Были бы только вожаки». Фото vk.com

Социальные корни для возвращения массовой преступности несовершеннолетних сегодня - прежде всего, в ужасном расслоении общества, когда есть богатые, порой незаслуженно богатые, и бедные. Если у твоих родителей нет денег, чтобы ты занимался в секции, ходил в театр или ресторан, а другой едет на крутой «тачке», то эта спираль может развернуться вновь. Только на этот раз она будет направлена не внутрь подросткового сообщества, а вовне, и тогда город пострадает в гораздо большей степени.

К тому же сегодняшняя молодежь и подростки очень легко поддаются влиянию. Я как человек, который обучает специалистов по связям с общественностью, знаю такие технологии. Сегодня легче сбить подростков в стадо. Времени столько не понадобится, как было во времена «казанского феномена». Были бы только вожаки.

Я уже много лет говорю всем, кто принимает решения, что молодежью надо заниматься, и не на словах. И говорить с нашими детьми нужно не только о патриотизме.

От стихийных драк до организованных «стенка на стенку»

– Все-таки поподробней расскажите, когда это явление зародилось?

– О социальной обусловленности молодежных проблем центральная пресса заговорила в 1985 году. Но для местных журналистов эта тема еще была закрыта. В своей статье «Этот неслучайный случай», опубликованной в «Вечерке» в 1986 году, я могла апеллировать лишь к телепередаче «Двенадцатый этаж». Ясно, что при таком подходе мы вынуждены были копать лишь в своем, казанском, «огороде». И потому сформировалось мнение, что корни подростковых группировок - здесь, в Казани.

Не избежали этого заблуждения и московские журналисты, и даже исследователи, которые не могли не знать, что подобные конфликты наблюдаются не только в нашем городе. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и специфичные казанские условия. Это, прежде всего, неразвитость социальной инфраструктуры для отдыха и развития подростков.

В моей книге Евгений Гатцук, в то время начальник следственного отдела Управления внутренних дел Казанского горисполкома, вспоминал, что если в середине 70-х годов драки разных компаний были стихийными, то через 10 лет они стали в большинстве своем организованными, заранее спланированными.

Согласно статистике, приведенной в моей книге, анализ велся с 1981 года, когда было зафиксировано 13 групповых драк. Резкий подъем пришелся на 1982-й - 22 драки. Драки между группировками шли с применением кольев и других «подручных средств». Пик драк пришелся на 1983 год - 31 массовая драка.

В 1984 году «Жилка» и «Грязь» устроили «ледовое побоище» на озере Глубоком, где собрались до 400 человек. Ясно, что за городом в один час они оказались неслучайно. В 1984-1985 годах в противоборство были втянуты практически все казанские группировки, и преступные, и обычные, дворовые.

«Евгений Гатцук вспоминал, что если в середине 70-х годов драки разных компаний были стихийными, то через 10 лет они стали в большинстве своем организованными, заранее спланированными». Фото zvezda-r.ru

В 1986 году горком КПСС вернул из небытия сходы, пригласив горожан подумать о детях всем миром. Людям впервые сказали всю правду без прикрас, дали возможность высказаться. В том же году большая группа родителей (300 человек) обратилась в ЦК КПСС с просьбой навести в нашем городе порядок. Положение с группировками уже ни для кого в Казани не было секретом - публикации в местных газетах шли одна за другой. И в этом смысле мы, может быть, действительно накликали на город броский журналистский ярлык - «казанский феномен».

Самым трагичным был 1988 год - семь смертей, пятерых убили в первые три месяца. В тот год было зафиксировано 77 избиений.

В 1989 году были осуждены в Казани 611 несовершеннолетних. В это время в городе началась серьезная работа, к которой были привлечены и родители, и школы, и широкая общественность. Отдельно работали с бывшими гопниками, отдельно - с учениками младших классов.

В 1989 году органы милиции не зарегистрировали уже ни одной массовой драки.

Тимур Рахматуллин

Справка

Агеева Любовь Владимировна - главный редактор культурно-просветительного издания «Казанские истории»; доцент кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ, заслуженный работник культуры РФ и РТ.

С первого взгляда этот человек, кажется, ничем особенно и не выделяется: сегодняшнее молодое поколение, к которому он принадлежит: разочарованное, циничное, все понимающее и уже уставшее от тягостной жизни, – достаточно типично в своей массе. И все же он – человек иного, неведомого нам порядка.
Ему не очень-то хотелось говорить на предложенную тему. Но мы условились, что нас не будут интересовать холодящие душу истории, имена, клички и факты. Мы будем говорить о самом явлении. И это уже интересно, потому что я знаю, какую важную роль играет мой собеседник в мафиозной иерархии.
- О “казанском феномене” написано достаточно много и красочно. Правда, в последнее время страсти в прессе на эту тему поутихли, со страниц газет исчезли образы юных тупых гопников, которые налево и направо размахивают монтажками и убивают друг друга. Но это вовсе не значит, что “феномена” больше не существует. Начну с внешнего – канонов в одежде.
Это пошло со времен “телогреечников”, когда свои отличительные признаки имели не то что разные районы города, но даже и улицы. Сейчас атрибутика вышла за пределы штанов и курток, захватила быт. Обязательными стали не только автомобили определенной марки, но даже, к примеру, конкретные породы собак – бультерьеры, а теперь – питбультерьеры… Сейчас люди этого мира хотят выделиться не столько перед рядовыми гражданами, сколько для того, чтобы узнавать друг друга, дабы избежать ненужных конфликтов. Почему Казань по-прежнему остается оригинальной и универсальной кузницей всех этих “феноменов”? Во-первых, Казань – не такой гигант, как Петербург или Москва, но и не скромная провинциальная Пенза. К тому же Казань достаточно близко расположена к Москве. Вряд ли кому придет в голову поехать из Красноярска погулять вечерок в московском кабаке. А для казанских ребят или набережночелнинских это обычное занятие. К тому же не всем находится “дело” в городе. Тогда и формируются мобильные “боевые дружины”, способные сорваться в любое место и в любой момент. Вот откуда известность и “слава” “казанской мафии”.
- Мы начали говорить с тобой об одежде…
- Да, буквально “по прикиду” можно определить, кто перед тобой. Для “авторитетов” обязательна кожаная куртка, но только фирменная, из “комка”. Точно так же – и кроссовки, и джинсы. Не приведи господь, какие-нибудь турецкие! “Бойцы” надевают обычные кожаные куртки, можно сампошив. Им приходится часто участвовать в “разборках”, и куртка быстро теряет вид. Поэтому они их часто меняют. Конечно, частый атрибут – фирменные спортивные костюмы. В них ходят в кабаки – потому что удобно драться. Есть ребята, вовлеченные в орбиту нашего мира волей случая, или только начинающие свое восхождение по ступеням иерархии. У таких в одежде обычно присутствуют отдельные элементы – к примеру, только кроссовки.
Обычная картина на казанской бензоколонке: терпеливая длиннющая очередь, мимо которой с визгом проносятся вперед сначала одна “девятка”, потом другая. Автолюбители даже возразить не посмеют: они давно смирились с тем, что крутые ребята заправляются вне очереди. Но вдруг между этими двоими происходит “разборка”. Ребята в одной из “девяток” – “лженавороченные”, то есть случайные, залетные, просто обрядившиеся в “фирму”. “Разборка” пойдет по типичному сценарию: “навороченные” будут выяснять, от кого незнакомцы, кого знают. Тут мало назвать чью-то кличку и притвориться, что этот “авторитет” для тебя чуть ли не родственник или сват. Обязательно начнется прощупывание, вопросы типа: “А как его братан поживает?” “Как сынишка?” Тут можно и проколоться. И тогда мгновенно “лженавороченные” превратятся в жертвы. Но для тихих обывателей, которые терпеливо ждут очереди, опасливо выглядывая из своих “москвичей” или потрепанных “единичек”, и те, и другие одно – “мафия”.
Еще ситуация. Вот девочка, обладающая красивым лицом и красивым телом. У нее нет высоких интеллектуальных потребностей, но она хочет хорошо жить – значит, ей нужно выгодно продать свое тело. В недалеком прошлом наше общество могло ей предложить либо постель режиссера или начальника, либо поездки куда-то с ответственным работником. При этом государственная идеология лицемерно клеймила путан. То были, естественно, “язвы капитализма”. Сегодня наша девочка может достичь желаемого быстрее и проще: ее не назовут “путаной”, если она участвует в конкурсах красоты, снимается для эротических журналов или в порнофильмах, – а ведь это по сути та же торговля своим телом. Я хочу сказать, что сама структура нашего сегодняшнего бытия таит в себе истоки жизнеспособности мира, существующего параллельно с миром “простых работяг” и прочих обыкновенных людей.
Впрочем, раз уж у нас разговор начистоту, признаю, что люди ЭТОГО мира такие же обыватели, как и те, которых они высокомерно презирают только потому, что не ездят в переполненных автобусах и не стоят в очереди за дешевой колбасой. Ибо конечная цель всей их жизни – насытиться. Насытить желудок, удовлетворить амбиции, втиснуться в каноны привычных представлений о “красивой жизни”, доказать себе и другим, что они живут не хуже, чем люди на Западе, перед которыми они испытывают восторженный и раболепный трепет. Тоска по “красивой жизни” – вот первопричина этих “феноменов” и преступности.
- И все-таки можешь ли ты рассказать о структуре вашего “общества”?
- Есть “павлинчики”. Обычно это мальчики из обеспеченных семей, чьи родители занимают высокое социальное положение. Их отпрыску не нужно ничего добиваться самому, все у него уже есть. Единственное, в чем он заинтересован, – это не иметь конфликтов с “мафией” (ведь он живет на чьей-то “территории”). Пользуясь связями папы, он может оказывать “мафии” несомненные услуги. Это может быть получение виз в ОВИРе, доступ к товару, “свои” люди в милиции и иных организациях. Взамен “павлинчик” имеет своего рода защиту и поддержку, деньги. Ездит он обычно на “семерке”.
“Дальняк” – тот, кто гоняет за товаром в Польшу, Турцию и другие регионы, обычно на своей машине, скромной и неприметной. “Дальняк” крепко спаян с другими структурами “феномена”, он имеет их поддержку, защищен от ограблений где-нибудь на большой дороге.
“Бойцы” – это те самые “навороченные” ребята, которые чаще всего бросаются в глаза на улицах и в ресторанах. У них мобильные и трудно догоняемые милицией “девятки”, ярко выраженная атрибутика в одежде. Их крепкие мышцы и твердые лбы необходимы в качестве “крыши” (защиты), это они непосредственно являются исполнителями приговоров при “разборках”. Это они могут выехать в любую точку отечества, чтобы кого-то прикрыть, сопроводить, избить, убить…
Ну, и “авторитеты”, можно сказать – правящая верхушка. Они старше по возрасту, спокойнее и солиднее. Им есть чем рисковать в этой жизни – в отличие от большинства тех, кем они управляют, у них есть капитал, семья. Они не стараются выделиться внешне. Чаще они ездят на скромной служебной “Волге”. Они отвечают за взаимоотношения между различными группировками, держат связь с другими городами. Около 60 процентов их времени занимают “разборки”, на которых их слово, как правило, решающее. Они живут на широкую ногу: не отказывают себе в удовольствии приобрести редкую в стране и первую в городе породу собак, имеют деловые и даже дружеские связи практически во всех сферах, в том числе – среди актеров, эстрадных исполнителей, музыкантов. Но по-прежнему критерием для “авторитета” остается физическое, а не интеллектуальное превосходство, ибо любой умный довод может быть неожиданно прерван ударом в челюсть. Прав всегда тот, кто сильнее. Это идет еще от лагерной зоны, как, впрочем, и клички, которые есть у каждого “авторитета” – это его визитная карточка.
- Скажи, а какова частная жизнь этих людей?
- Жизнь, о которой ты спрашиваешь, – это разъезды, постоянный риск, частые праздники-попойки. В самом начале человеку кажется, что он живет вполне осмысленно. Но вот он всего добился: у него есть деньги, машина. Как жить дальше? Жить по-другому, честно, спокойно он уже не может. Происходит постепенная деградация, все бесконечно повторяется: “разборка”, ресторан, выколачивание денег, снова “разборка”, снова ресторан… В личном плане у многих жизнь не складывается. Когда он женится, у его жены только один выход: она должна стать ему подобной. Жен стараются не посвящать в свои дела. Обычно эти женщины живут, не задумываясь, откуда берутся такие шальные деньги. За “бабки” и благополучие они многое прощают своим мужьям, жизнь которых – это частые исчезновения в неизвестном направлении, девочки, бани, кабаки. Жены же, как правило, затворницы. Жены панически боятся мужей, ибо малейшее подозрение в измене не принесет ей ничего хорошего, расправа будет короткой и жестокой. А так как почти любой женщине трудно расстаться с роскошью – они терпят.
- Национальный вопрос сегодня – один из самых сложных и нерешенных. Как решается эта проблема в мафии суверенного Татарстана?
- С самого начала передел зон влияния происходил по территориальному принципу. В “казанском феномене” татары достаточно крепко спаяны с русскими. Тем более что среди них много детей от смешанных браков. Нет, тут ребята из националистической молодежной организации “Азатлык” опоздали: преступный мир сработал раньше и надежнее. “Интербригады” казанских мафиозников сегодня успешно и дружно щемят на рынках кавказцев и прочих представителей нацменьшинств. И все же скажу откровенно: если мафия посчитает нужным, она сможет сыграть на национальных чувствах своих “бойцов”. Относительно татар: с ними всегда связывалось представление об агрессивности. Повелось это, наверное, еще с Чингисхана. Поэтому казанских ребят – а они все для иногородних “татары” – так боятся и уважают. Отсюда миф об особой агрессивности казанской мафии…

Майя ВАЛЕЕВА.

Публикация Б.ДАНЮШЕВСКОГО.

Командир ОКОДов и первый руководитель пресс-службы МВД ТАССР прокомментировал скандальную креативную идею с названием казанских банд

Дискуссия о «казанском феномене», запущенная с легкой руки одного из местных дизайнеров, разместивших принты с названием ОПГ (организованных преступных групп) на футболках, вызвала огромнейший резонанс в социальных сетях. Свое мнение по скандальной теме высказал и известный татарстанский журналист Анвар Маликов, который был не только очевидцем становления казанских подростковых банд, но и принимал участие в борьбе с этим явлением. В 1982-1985 годы он был командиром оперативных комсомольских отрядов (ОКОД) - сначала Кировского района, а затем всей Казани, в 1986-1991 гг. - руководителем пресс-службы МВД Татарской АССР.

Музей ОПГ? Для гопников будет «прикольно»

- Анвар Адибович, ваше отношение к футболкам с надписями ОПГ и к предлагаемому туристическому бренду «Казанский феномен»?

Видел в «Фейсбуке» баталии на эту тему и даже поучаствовал. Кто-то эти идеи оправдывает «чистым искусством», художественным творчеством креативного класса… А кто-то приводит в пример увековечивание памяти о концлагерях, как фашистских, так и ГУЛАГа. Да, это история, и это нужно знать и помнить. Я был в музее на Соловках - получил шок, туда надо возить в воспитательных целях сталинистов… Но, надеюсь, никто не додумается носить футболки с изображениями эсэсовцев, расстрельщиков?

Короче, инфантилизм и пофигизм - вот мои первые ассоциации в ответ на ваш вопрос. Большинство из участников дискуссии, даже те, кому посчастливилось не застать время «казанского феномена», осудили эти идеи, посчитав стебом, полной оторванностью от реалий. И многие верно подметили, что авторам несладко пришлось бы в те времена… А ведь кто-то уже заработал ореол гонимого инакомыслящего, когда другие, образно говоря, поливают их мочой (тоже в качестве самовыражения).

Насчет бренда… То же самое, что делать туристической фишкой трущобы. Наверное, для кого-то это будет интересно. Как в Соль-Илецке тюрьма для пожизненников «Черный дельфин» - неофициальный бренд, потому что у них ничего нет, кроме соли. А нам это нужно? Зачем притягивать специфический контингент?

- А как вы относитесь к идее музея ОПГ в Казани?

Смотря, под каким соусом подать. Вот есть в Казани музей социалистического быта - интересно и для молодежи, и для ностальгирующих. Наверное, можно было бы там создать раздел. Да и в музее МВД Татарстана что-то подобное есть.

«Вот есть в Казани музей социалистического быта - интересно и для молодежи, и для ностальгирующих. Наверное, можно было бы там создать раздел. Да и в музее МВД Татарстана что-то подобное есть». Фото umvd-kazan.ru

Но в специальный музей ОПГ приличные люди, думаю, без специального интереса не пойдут. А если в воспитательных целях водить туда трудных подростков, они скажут: «Ваще клево! Прикольно».

В наше время был опыт, когда подучетников инспекции по делам несовершеннолетних возили на экскурсию в детскую колонию. Но это дело в итоге провалилось, потому что в той среде отсидка является своего рода орденом, привод в милицию - зачетом.

Пингвинья походка и «ритуальные хороводы»

- Как вам запомнилось время зарождения «казанского феномена»?

Явные проявления были видны в Казани со второй половины 70-х годов. Хотя драки и раньше «двор на двор», «улица на улицу» были повсеместным явлением советского времени, а уголовная субкультура пронизывала все общество. Альметьевск, например, где прошло мое детство, был поделен на территории со своими названиями, которые крупно были написаны на домах. Был даже двор «Гестапо».

Другое дело, в Казани и Набережных Челнах все это начало оформляться в некую идеологию уже не по уголовным «понятиям», а со своей дисциплиной, некими целями. «Формой» одежды для «пехоты» (малолетки 14-16 лет) были трикотажные шапочки, надетые по самые глаза, телогрейки и «прощайки» на ногах.

Они ходили на «сборы», занимались на самодельных тренажерах в подвалах («качались»), патрулировали свои сферы влияния. Участвовали в пробежках тренировочных и в боевых - нападениях на чужие территории, когда от обрезков арматуры и бомбочек из баллончиков от сифонов чаще всего страдали мирные прохожие. Это называлось «мотаться», а сами они - «мотальщики».

- Насколько сильным было их влияние на молодежь?

Они не дали прижиться в Казани различным течениям «неформалов» - хиппи, панкам и др. Били их повсюду, даже в цитадели «золотой молодежи» - Казанском госуниверситете. Здесь на дискотеках в конце 70-х уже водили огромные «хороводы» группировщики кто постарше. Эти были в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства. Не снимая их, вставали в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу - такой был их ритуальный танец. Никто не смел войти в этот круг.

И так было абсолютно на всех дискотеках города. Они заполонили все рестораны и маломальские приличные кафешки. Удручало, что и студенты начали перенимать их стиль и идиотскую походку «пингвином».

Весь город был поделен на сферы влияния. Под контроль были взяты даже техникумы и профтехучилища. Туда не смели поступать жители враждебных микрорайонов. Как правило, враждовали соседствующие группировки, а союзы заключались с отдаленными. Пройти через вражескую территорию безнаказанно было нельзя. Выехать в центр города - тоже: обязательно наткнешься на «врагов». Везде и всегда можно было встретить группы по 10-15 «мотальщиков», куда-то целенаправленно идущие чуть ли не строем.

Удостоверения дружинников, 1970-е годы Фото umvd-kazan.ru

Когда подростки ехали на учебу в отдаленное учебное заведение, подконтрольное дружественной группировке, нередко по пути автобусы и троллейбусы закидывались металлическими шарами. В итоге дело кончилось тем, что для большинства выпускников школ возможности для продолжения образования были резко ограничены. А из других городов вообще перестали приезжать абитуриенты.

Да и в школу ходить было опасно. Был такой презрительный ярлык для тех, кто не «мотался», - «чушпан». Такие были «вне закона», с них требовали регулярную денежную дань. То есть со всех мальчишек микрорайона, кто не был группировщиком. Они спокойно не могли выйти во двор, пойти в школу. Обязательно остановят и спросят: «мотаешься?». По их кодексу, если тебя остановили «враги», ты должен честно сказать, за кого мотаешься, и получить свое. А если соврал, что не мотаешься, побьют свои.

Меня удивил один знакомый студент, приехавший из маленького городка Башкирии. Как-то увидел я его жестоко избитым - лицо было сплошной фингал, глаз не видно. Рассказал, как было. Его остановили в центре: «за кого мотаешься?». «За тукаевских», - зачем-то ответил он…

«Где тут подростки убивают друг друга?»

- Когда был пик?

Самое жуткое время настало, когда примерно с середины 80-х они стали сознательно драться насмерть. Били арматурой по голове. Поэтому новым элементом зимней «формы» стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, глухо завязанная под подбородком…

Это был позор города. В Казань перестали приезжать экскурсии… О нас стали писать московские издания, а потом и зарубежные. Понятие «казанский феномен» ввели в оборот московские журналисты.

- Говорят, вы каким-то образом причастны к появлению этого термина?

- Некоторым образом, да, хотя он был у нас под запретом. На дворе - перестройка и разгул гласности. Как меня угораздило оказаться в этот период первым профессиональным пресс-службистом республики, а именно в МВД, - видать, судьба. Тогда были рассекречены данные по нашему ведомству, и я оказался на настоящей «золотой жиле».

И так получилось, что в республике оказалась самая продвинутая региональная пресса. Газеты расписывали все ужасы подростковой группировочной преступности. Я аккуратно складывал эти публикации в отдельную папку.

А тут к нам приехала плановая комплексная проверка МВД СССР в составе двух десятков старших офицеров по разным направлениям. Был там сотрудник пресс-службы. «Ну, - говорит мне, - показывай, че тут пишут ваши газеты». А я, наивный, и выложил ему всю подборку.

Приезжайте в Казань! Здесь подростковые группировки насмерть дерутся друг с другом!

И всем давал мой номер. И понеслась! За полгода у меня побывали журналисты чуть ли не из всех московских СМИ, за исключением разве что «Мурзилки». А потом начали приезжать и иностранцы.

В общем, удар по репутации Казани был нанесен сокрушительный. Скажем, приезжает очередной молодой журналист, весь такой смелый и мужественный, и требует:

Везите меня туда, где подростки убивают друг друга!..

Я же своим долгом считал просить их не ограничиваться «чернухой», а подпускать анализу на предмет социальных корней. Что, дескать, милиция только тушит пожар на торфяном болоте и ставит примочки на нарывы больного организма, пораженного метастазами. А об этом тогда еще не писали…

Появились публикации таких серьезных журналистов, как Юрий Щекочихин из «Литературной газеты», который первым заявил, что «казанский феномен» - это общероссийское явление, просто в Казани его изучили и смело об этом написали.

Затем подтянулись и ученые…

О корнях явления, как на «казанский феномен» реагировали власти, что делала милиция, как перебороли и может ли все повториться - об этом Анвар Маликов обещал рассказать в следующий раз.

Тимур Рахматуллин