Домой / «Вторичка / Международный билль прав человека понятие и особенности. Международный билль о правах человека

Международный билль прав человека понятие и особенности. Международный билль о правах человека

Международный билль о правах человека – совокупность ряда крупных международных соглашений, принятие которых явилось крупнейшей вехой в истории правозащитного движения на планете. Эти документы призваны обеспечить права и свободы любого жителя планеты. Они установили международные стандарты ООН относительно прав человека. Те государства, которые подписали Билль, должны соблюдать содержащиеся в них нормы и обеспечивать и гарантировать своим гражданам защиту от дискриминации.

Как принимали Декларацию

Первым важнейшим документом, принятым ООН вскоре после принятия Устава, стала Всеобщая декларация прав человека – датой ее утверждения считается 10 декабря 1948 года. Декларацию называют одним из величайших документов в истории. По влиянию на умы ее можно сравнить разве что с английской Хартией вольности или знаменитой.

Декларацией прав человека и гражданина, которую приняли во Франции. Она посвящена человеческим и . Декларацию приняли вскоре после того, был уничтожен фашизм и повержен Третий рейх – вот почему она содержит осуждение тех «варварских актов, которые возмутили совесть человечества».

На видео – о правах человека с точки зрения международного права:

А теперь о пактах

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят резолюцией ООН 16 декабря 1966 года. Он развивает и детализирует социальные и культурные права человека.

  • Пакт гарантирует возможность трудиться, причем не просто труд, а именно труд в хороших условиях.
  • Отдельно оговорены права женщин и права детей. Семье гарантируется помощь. Детей государство должно защитить от разных видов эксплуатации.
  • Каждому гарантируется приемлемый жизненный уровень, который должен включать достаточное питание, одежду и жилье.
  • Гарантируется каждому образование. Начальное образование следует сделать доступным и бесплатным. Среднее образование также должно оставаться доступным. Каков он метод гражданского права, подробно указано в данной

Особенность данного пакта – постепенность применения его положений. Участники берут на себя обязательства не откладывать их реализацию на практике на неопределенное время. В документе есть конкретные шаги для того, чтобы обеспечить претворение данных прав в жизнь.

Международный пакт о гражданских и политических правах приняли в декабре 1966 года Генассамблеей ООН. Но силу он приобрел лишь в 1976 году. Документ гарантирует народам возможность на самоопределение. Провозглашено равноправие как мужчин, так и женщин, отрицается возможность кого-либо дискриминировать по каким-либо признакам и т.д.

Не выполнять эти положения Пакта можно лишь при объявлении в государстве режима ЧС или чрезвычайного положения. Если оно все же объявлено, не может нарушаться право на жизнь, остается действующим запрет на труд по принуждению. СССР подписал данный пакт в 1968 году, а ратифицировал его только в 1973 году. Общеизвестно, что не все содержащиеся в данном международном документе положения выполнялись в Советском Союзе.

Как работает принятый документ

В 1977 году начал функционировать Комитет по правам человека. Его составили 18 членов. Все они – из государств-участников Пакта. Члены комитета подбирались по своим моральным качествам и профессионализму именно в той области, в которой им придется работать. Они избираются на совещании государств – голосование идет тайно.

На видео – больше информации о билле о правах человека:

Международный билль о правах человека – один из самых всеобъемлющих и авторитетных сборников документов, посвященных правам человека, содержащий 5 основных документов. Немаловажно, что его роль за последние десятилетия ничуть не стала меньше – он по сей день остается реально действующим и влияющим на мировую политику. Фактически он стал кодексом, в котором содержатся важнейшие правозащитные документы планеты. Так же полезно почитать о том, что рассматривают в .

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительного Международного Билля по правам человека.

В настоящее время Билль о правах включает в себя несколько международных соглашений:

1) Всеобщую декларацию прав человека;

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

3) Международный пакт о гражданских и политических правах;

4) Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;

5) второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека.

Разработка Всеобщей декларации проходила в сложной дипломатической борьбе, а ее принятие стало итогом согласования различных мнений и точек зрения. Позиция западных держав была основана на Французской декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции США 1787 г и др. законодательных актах, провозгласивших естественный характер прав и свобод человека, которые принадлежат ему с момента рождения. В основном это был перечень гражданских и политических прав. Поэтому западные страны возражали против включения в декларацию социально-экономических прав.

Делегация СССР, ссылаясь на Конституцию 1936 г., настаивала на включении в проект декларации широкого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвященных вопросу о праве народов, наций на самоопределение, о равенстве прав народов и национальностей. Однако СССР возражал против включения в проект таких гражданских прав, как право каждого свободно покидать страну и возвращаться обратно.

Разность позиций по многим вопросам объясняется различными общественными и правовыми системами, а также идеологическими соображениями. В частности, СССР выступал против признания естественного характера прав человека, отрицал обязанность государства защищать эти права. Каждый человек получает свои права исключительно от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательстве.

Противоречивые были отношения к таким понятиям, как “свобода”, “справедливость”, “равноправие” и т.д. Например, СССР считал, что свободы нет вообще, так же как и равенства, демократии. Признание частной собственности, по мнению Советского Союза, означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства. Различие или даже противоположность позиций при обсуждении проекта Всеобщей декларации привели к тому, что многие ее статьи носят общий характер и не имеют точных границ.



Всеобщая декларация была принята 10 декабря 1948 г. За этот документ проголосовало 48 государств, воздержалось 8, в том числе СССР и другие соцстраны. Эта дата считается во всем мире как День прав человека. В целом Декларация закрепила широкий перечень прав, таких как политические, гражданские, социально-экономические и культурные. Первая же статья провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах”. Необходимо отметить, что в течение десятилетий текст Всеобщей декларации прав человека в СССР официально никогда не публиковался. Впервые он увидел свет лишь на закате перестройки в январе 1989 г. на страницах “Литературной газеты”.

Всеобщая декларация была принята как резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, поэтому она носит рекомендательный характер. При этом провозглашенные в Декларации права рассматриваются сегодня большинством государств в качестве юридически обязательных обычных и договорных норм. Конституции многих стран непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации нормы и принципы постоянно развиваются и уточняются в процессе заключения новых международных соглашений, поэтому сегодня она является важнейшим источником права, моделью для разработки конституций, законов в большинстве стран. На положения Декларации ссылаются суды многих стран.

В 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о подготовке двух пактов о правах человека, содержащих широкий перечень прав и свобод. После этого решения в течение нескольких лет ООН обсуждала отдельных положения пактов, которые были одобрены лишь 16 декабря 1966 г. Такой длительных срок разработки объясняется все теми же разногласиями между разными социально-экономическими и правовыми системами. СССР ратифицировал оба пакта в 1973 г., хотя и не выполнял его требования на практике.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Экономические, социальные и культурные права сравнительно недавно стали провозглашаться и закрепляться законодательством разных стран мира и международными документами. Законодательство ХVІІІ-ХІХ веков содержало перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права рассматривались как побочный продукт их развития.

В начале ХХ в. появились первые международные соглашения в этой сфере, регулирующие главным образом трудовые отношения. Сюда относятся Статут Лиги Наций и конвенции, принятые в рамках Международной Организации Труда (МОТ).

Новый этап в развитии данной категории прав начался после принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах дается более конкретный перечень прав. Провозглашаются права: на труд, на благоприятные и справедливые условия труда, на социальное обеспечение, включая социальное страхование, на достойный уровень жизни, образование и др.

Ст. 2 Пакта обязывает государства “принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер”. Эта формула была закреплена в силу того, данная категория прав требует наличия значительных финансовых, материальных и др. ресурсов у государства. Только отдельные права, перечисленные в пакте, например, право создавать профессиональные союзы и вступать в них, не зависят от уровня экономического уровня страны и должны быть предоставлены немедленно

Однако долгие годы некоторые западные развитые страны (в первую очередь США) отрицали юридическую обязательность положений Пакта. В последние годы позиция этих стран изменилась. Они признают обязательность Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В 1986 г. была проведена встреча ведущих экспертов из различных стран мира для рассмотрения вопроса о природе и степени юридических обязательств, взятых государствами - участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они пришли к следующим выводам:

1. Все права человека, включая социально-экономические, неразделимы, взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства должны принять все необходимые меры, включая законодательные и административные для осуществления этих прав.

3. Должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту данных прав.

4. Государства - участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить данную категорию прав для всех, хотя бы в минимальной степени.

Согласно данному Пакту, государства-участники должны предоставлять доклады “о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению прав, признаваемых в этом Пакте, на рассмотрение Экономического и Социального Совета ООН”. Однако Пактом не было предусмотрено создание какого-либо специального органа для обсуждения докладов. Только в 1976 г. ЭКОСОС учредил специальную Рабочую группу для рассмотрения таких докладов. В 1985 г. было принято решение учредить вместо Рабочей группы Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, который и рассматривает доклады.

Международный пакт о гражданских и политических правах.

Данный Пакт также был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и содержит широкий перечень прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, “находящимся на его территории и под его юрисдикцией” (ст. 2). Государства взяли на себя обязательства принять законодательные и другие меры для осуществления прав, признаваемых в Пакте.

В Пакте установлено, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В Пакте специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться “своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком”.

Пакт регулирует вопросы семьи, брака, детей, провозглашая равенство прав и обязанностей супругов и право каждого ребенка “на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Третья часть Пакта содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь; запрещение пыток; запрещение рабства, работорговли и принудительного труда; право каждого на свободу и личную неприкосновенность; право каждого покидать свою страну и возвращаться обратно; равенство всех перед судами и трибуналами; право на свободу мысли, совести и религии.

Среди политических прав Пакт провозгласил право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Данный Пакт закрепил принцип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов. Согласно Пакту, в период чрезвычайных положений, объявленных в государстве, ограничения не могут применяться к следующим фундаментальным правам: к праву на жизнь; к запрещению подвергать кого-либо пыткам либо жестокому, бесчеловечному, унижающему достоинство обращению или наказанию; к запрещению рабства, работорговли и подневольного состояния; к запрещению лишать свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства; к запрещению отмены принципа, согласно которому уголовный закон не имеет обратной силы; к праву каждого на признание его правосубъектности; к праву каждого на свободу мысли, совести и религии.

В соответствии с Пактом в 1976 г. был создан Комитет по правам человека, одной из функций которого стало рассмотрение докладов государств о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте. Комитет изучает доклады и делает замечания, которые считает целесообразными, предлагает меры, которые должны предприниматься государствами для их выполнения. Кроме того, Комитет может рассматривать жалобы участников на невыполнение тем или иным государством взятых на себя обязательств, а также жалобы отдельных лиц по нарушению их прав. Ежегодно Комитет представляет Генеральной Ассамблее ООН свой доклад о проделанной работе.

Сегодня подавляющее количество государств - членов ООН являются участниками Пакта о гражданских и политических правах.

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Протокол был принят Генеральной Ассамблей ООН вместе с Пактом 16 декабря 1966 г. Причиной принятия Протокола были разногласия между западными странами и странами соцлагеря во главе с СССР по поводу создания специального международного суда по правам человека, который рассматривал бы жалобы отдельных лиц. Было решено не включать нормы о рассмотрении жалоб отдельных лиц в Пакт, а решить этот вопрос путем принятия специального Факультативного протокола.

Согласно Протоколу, Комитет по правам человека правомочен принимать и рассматривать жалобы от отдельных лиц только в том случае, если государство, под юрисдикцией которого они находятся, является участником Пакта и признало подобную компетенцию Комитета. Анонимные жалобы не рассматриваются, авторами жалоб должны быть конкретные лица, чьи права нарушены. Если жертва сама не в состоянии обратиться в Комитет, то это вправе сделать ее официальный представитель или ближайшие родственники.

Комитет не рассматривает никаких сообщений от отдельных лиц, пока не удостоверится в том, что данное лицо исчерпало все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. Таким образом, защиту прав человека должны обеспечивать в первую очередь национальные органы, включая суды. Однако в случае, если в стране отсутствует независимый и беспристрастный суд, если государственные органы не обеспечивают эффективную правовую защиту, то индивид может непосредственно обратиться в Комитет по правам человека.

Если Комитет объявляет жалобу приемлемой, то об этом сообщается соответствующему государству. За время своей деятельности Комитет по правам человека рассмотрел сотни сообщений и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению.

Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Первоначально Всеобщая декларация прав человека и Пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не запрещали смертной казни. Запрещались лишь произвольно лишать кого-либо жизни. В Пакте подчеркивалось, что в странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, положения которого не противоречат постановлениям Пакта. Пакт запрещал выносить смертные приговоры лишь за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и не исполнять их в отношении беременных женщин.

Практика применения смертной казни свидетельствует о том, что она не оказывает значительного влияния на уровень преступности. В то же время ее отмена ведет к гуманизации общества, позволяет уменьшить последствия судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол №6 об отмене смертной казни к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ст. 1 этого Протокола записано: “Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен”. Государства - участники Протокола могли лишь предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, “совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны”. На сегодняшний день почти все страны Европы (за исключением Республики Беларусь) ратифицировали Протокол №6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение.

Принятый Советом Европы Протокол №6 оказал значительное влияние на позицию многих государств - членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что 15 декабря 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Второй факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Согласно Протоколу, осуществление права каждого на жизнь неразрывно связано с запрещением смертной казни.

Ст. 1 Протокола обязывает государства-участников отменить смертную казнь и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Протокол запрещает государствам делать какие-либо оговорки, за исключением применения смертной казни за наиболее серьезные преступления, совершаемые во время войны.

Контроль за соблюдением государствами-участниками Протокола был возложен на Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах.

МБ о правах человека:

· всеобщая декларация прав человека

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

· Международный пакт о гражданских и политических правах.

· Факультативный протокол к МПоГиПП. (гражданам разрешено отправлять жалобы на свое государство, и государство не должно препятствовать)

· 2й факультативный протокол к МПоГиПП направлен на отмену смертной казни.

В Беларуси смертная казнь есть, а в конституции написано что нет.


Конституция, основной закон РБ.

Конституция – гарантирующий права и обязанности граждан действия законодательной, исполнительной, и судебной власти, полномочия президента РБ, порядок избирательной системы.

Права и обязанности граждан.

1 группа – личные права. Право на имя, на жизнь, на создание семьи, на здоровье.

2 группа – политические права. Право на свободу слова, на участие в выборах, право избирать и быть избранным. Право создавать и право участвовать в общественных организациях. Право участвовать в митингах, собраниях и шествиях.

3 группа – социально экономические и культурные права. Право на образование, на труд, на жилище. Сохранение памятников и умножение и их.

Функции конституции:

· Юридическая – т.к. это основной закон РБ.

· Экономическая (закрепляет две формы собственности, государственную и частную.

· Политическая – выборы президента, депутатов и пр. муть.

· Социальная.

Ветви власти

1. Законодательная - Национальное собрание состоящее из 2х палат. (Парламент).

2. Исполнительная власть – премьер-министр, и министры. Административно территориальные органы.

3. Судебная власть – кроме конституции есть закон о судах, судьи неприкосновенны, есть два вида судов: они делятся по территориальности и …
По территориальности: верховные суды, областные и городские суды, районные суды и города Минска, военные суд (высший военные суды и еще какой-то)
По специализации – высший хозяйственный суд, хозяйственные суды областей и города Минска, и конституционный суд (он не рассматривает никаких дел, он следит за соблюдением законности).

Гражданство. Понятие гражданство.

Закон о гражданстве в РБ от 13.12.2001 года. Гражданство ­ – это связь человека со страной основанная на взаимных юридических правах и обязанностях влекущих ответственность.

Виды приобретения гражданства:

1. По рождению. Если оба граждане РБ и проживают в РБ, то и ребенок гражданин. Если 1н родитель то по заявлению ребенок тоже становится ГРБ. Если оба за границей но по заяве могут забадягать ему ГРБ. Если иностр. Граждане проживают в РБ. И т.д.

2. По заявлению. Любой человек который не имеет гражданства может стать ГРБ. Для этого нужно не быть никаким гражданином другой страны, проживать на территории не менее 7ми лет, работать по трудовому договору и знать один из языков. Бывшим гражданам РБ им мб скидки, заслуженным бывшим белорусам тоже можно быстро восстановится.

Права и обязанности несовершеннолетних (н/л) по гражданскому праву.

Праводееспособность – это права, обязанности и ответственность за них. Полная с 18 лет, ограниченная с 16, в гражданском с 14.

До 6ти лет в гражданском праве ребенок не дееспособен, до 14 частично, с 14-16 ограниченная. Недееспособные и нетрудоспособные это разное.

Деликтоспособность – это способность лица в определенном законом возрасте сознавать своих противоправных действий и нести за это юридическую ответственность: гражданско-правовая с 18; дисциплинарная с 16; административная с 16 лет; уголовная с 16 лет, с 14 за тяжкие преступления; (это все виды юридической ответственности).

Трудовое право с 16 лет, на легкой работе с разрешения одного из родителей в 14. Семейное право замуж с 18, возраст мб снижен до 3х лет:

· Справка о постановке на учет по беременности.

· Рождение совместного ребенка.

· Признание одного из супругов полностью эмонсипированным (полностью самостоятельным).

Ребенок с 10ти лет имеет право решать с кем он останется после развода.

Права ребенка:

1. Имеет право на имя. (быть зарегистрированным).

2. Имеет право на наследство со дня рождения.

3. Зачатый при жизни наследодателя и родившийся живым имеет право на наследство.

4. Он имеет право до 14 лет самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (продукты питания в магазине).

5. Сделки на безвозмездное получение выгоды.

6. Сделки по распоряжению средствами предоставленными законных представителей.

7. До 14ти лет не отвечай за вред причиненный другим людям, а за него отвечают законные представители.

8. С 14 лет частичная дееспособность.

С 16 ограниченная.

10. Имеет право на бесплатную юридическую помощь (бесплатного адвоката).

11. В 16 лет он может стать членом кооператива и работать на основании трудового действия, может вступить в брак.

12. И несет уголовную и дисциплинарную ответственность.

13. В 18ть лет он становится полностью праводееспособным.

Закон о правах ребенка.

Глава 1. Общие положения.

Статья 4я право на жизнь. К н\л которым на день оглашение приговора не исполнилось 18 лет смертная казнь и пожизненное заключение не применяются.

Статья 5. Охрана и укрепление здоровья.

Статья 7е право на гражданство.

Статья 8. Право на достойный уровень жизни.

Статья 9. право на неприкосновенность, защиту от эксплуатации и насилия.

Статья 10. Право на имущество и право распоряжаться своим имуществом.

Статья 11. Право на получение, хранение и распространение информации.

Статья 12. Право на льготы на проезд.

Статья 13. Защита ребенком своих прав и интересов.

Обязанности ребенка

Глава 2. Ребенок и семья.

Статья 15. Право на проживание в семье.

Статья 16. Права ребенка живущего отдельно без родителей.

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка.

Статья 18. Право на жилище.

Статья 19. Право на имущество. И распоряжаться этим имуществом.

Наследство:

1. Наследование по завещанию. Обязательная доля - она выделяется несовершеннолетним и нетрудоспособным детям, нетрудоспособным жене или мужу и таким же родителям. – не более 50% от наследуемого.

2. Наследование по закону. Первая очередь: жене, детям, родителям умершего.

Статья 20. Право на Имя. Можно поменять до года и в 16 при получении паспорта.

Статья 21. Социальная защита семьи государством.

Вопросы для выступлений:

1. Многодетная семья:

a. Мат помощ детям.

b. Льготы матерям.

2. Дети сироты.

d. Мат. Помощь со стороны гос-ва.

3. Дети инвалиды.

4. Неполная семья.

a. Пособие.

b. Льготы.

5. Мат. Помощь женщинам родившим детей. Какое пособие, сколько.

Просто сообщение.

Ребенок и общество

Статья 22. Приобщение к национальной культуре.

Статья 23. Право на образование. (бесплатное базовое образование).

Статья 24. Право на труд. Нельзя на вредных, тяжелых, горных, подземных работах. Не могут: быть материально ответственными, быть на испытательным сроком, заниматься предпринимательской деятельностью.

Статья 25 право на отдых. Работающие – отпуск только летом, или по желанию. Работают сокращенное рабочее время, а засчитывается как полное.

Статья 26. Право на свободу объединений.

Статья 27. Право на защиту чести и достоинства.

Статья 28. Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь корреспонденции.

Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Статья 29. Защита прав ребенка оставшегося без попечения родителей. Опека – до 14 лет, попечительство с 14 до 18.
Усыновителем быть не может:

· Недееспособные люди.

· Алкоголики, наркоманы.

· Ведущие аморальный образ жизни.

· Бывшие усыновители.

· Не имеющие жилья средств к существованию и здоровью.

· Нетрудоспособные. (пенсионеры).

Приемная семья – альтернатива усыновлению. Закл. Два договора:

1. Гражданско правовой о взятии ребенка в семью,

2. Трудовой договор, о начислении маме трудового стажа и з\п.

Лишение родительских прав:

· Не принимает участия в воспитании ребенка.

· Если они признаны не дееспособными.

· Жестокое обращение с детьми.

· Алкоголикии и наркоманы.

· Письменно отказались от ребенка.

Статья 30. Содержание и воспитание детей в интернатах и детских учреждениях.

Статья 31. Права детей инвалидов и детей с ОПФР.

Статья 32. Права детей беженцев.

Статья 34. Права детей беженцев.

Статья 35. Защита прав ребенка при привлечении его к ответственности.

Статья 36. Соблюдение прав ребенка в специальных воспитательных учреждениях.

Ребенок направляется в спец-школу, только по решению суда. На срок не более 2х лет.

Статья 37. Защита ребенка от насильственного перемещения.

КАТИФИЦИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

1. Гражданское право. Правоспособность с рождения. Праводееспособность с 18ти лет. Эмансипация – это право дееспособность признанная судом (для этого нужно быть нормальным, и работать).

До 6ти лет ребенок является недееспомсобным, до 14 лет ограниченно недееспособный.

Пропускаем трудовое право.


Административное право.

Административное право – общественные отношения в сфере государственного управления.

Субъекты административных правонарушений. Ответственность с 16 лет, субъекты физические лица, юридические лица, лица занимающиеся административно-хозяйственной деятельностью.

Объекты: то на что направленно общественное отношение.

Ответственность не наступает: Если субъект недееспособный (больной на голову),

Совершенные в состоянии необходимой обороны.

Совершенные в состоянии крайней необходимости.

Виды административных взысканий (наизусть).

1. Предупреждение.

3. Лишение специального права. (водительские права, охота, ловля рыбы и т.д.).

4. Лишение права занимать определенную должность, и заниматься определенной деятельностью.

5. Департация для иностранных граждан.

6. Безвозмездное изъятие предмета. (бабуля семки продает в неустановленном месте).

7. Возмездное изъятие предмета. (забрали машину в нетрезвом состоянии)

8. Арест до 15 суток. Если повторно то до 25.

9. Общественные работы до 180 часов.

10. Исправительные работы до 3х месяцев с вычитанием из заработной платы до 25%, у детей до 15%.

Сроки задержания.

До 3х часов для выяснения личности.

До 24х часов с уведомлением прокурора.и

До 3х суток с разрешения прокурора.

С несовершеннолетними все действия совершаются в присутствии родителей.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

УП (преступление) – это виновное деяние предусмотренное уголовным кодексом и влекущее им наказание.

Субъект УП – мб только физическое лицо, вменяемое и достигшее определенного возраста.

Виды наказаний(выучить):

2. Конфискация имущества

3. Лишение специального звания

4. Лишение права заниматься определенной должностью, опр.деятельностью.

5. Общественные работы до 240 часов,

6. Исправительные работы до 2х лет. (с основной работы высчитывают проценты).

7. Ограничение свободы. (тем кто учатся не дают).

8. Лишение свободы. (дается всем).

9. Пожизненное заключение.

10. Смертная казнь (высшая мера или исключительная мера.), (не даются несовершеннолетним которым на день исполнения приговора не исполнилось 18 лет.)

Выучить наизусть: Мера присечения: подписка о невыезде, залог, заключение под стражу.

Условно без назначения наказания.

Гуманность со стороны гос-ва к несовершеннолетним.

1. Помилование. (каждый осужденный может подать просьбу о помиловании).

2. Амнистия.

3. Условно-досрочное освобождение. (в зависимости от преступления).

Всеобщая декларация прав человека, 1948 год

После Устава, первым всеобъемлющим документом о правах чело века, выпущенным Организаций Объединенных Наций была Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года. Этот документ, вместе с Уставом ООН, двумя пактами о правах человека и факультативным протоколом к пакту о гражданских и политических правах, известны как Международный билль о правах человека. Всеобщая декларация не является договором, и, поэтому сама по себе не имеет обязательной силы. Поэтому пакты 1966 года были необходимы, чтобы придать правам, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека силу закона. Два пакта и факультативный протокол были приняты Генеральной Ассамблеей в 1966 году, и вступили в силу в 1976 году.

Всеобщая декларация является одним из великих документов о свободе человека и занимает подобающее место наравне с Хартией вольности, Французской декларацией прав человека и гражданина и Американской декларацией независимости. Ее преамбула и тридцать статей перечисляют как гражданские, так и политические права, и экономические, социальные и культурные права, Преамбула формулирует документ, отмечая, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и, что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей».

Необходимо, чтобы «права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».

Права подразделены на права человека и социальные права, эта черта будет употребляться во многих последующих международных документах. К первой категории относятся: права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность; запрещение рабства, пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, и такие должные положения о равной защите, как право на неподвержение произвольному аресту, задержанию или изгнанию, права на справедливое судебное рассмотрение, в гражданском или уголовном судах, презумпцию невиновности, до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным путем, и на строгую критику против применения законов и наказаний ex post facto (никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву). Права на невмешательство в личную жизнь и на владение имуществом поддерживаются наравне с правами на свободу речи, религии, мирных собраний и свободу передвижения.

Статья 8 содержит особое положение о правовом процессе, «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом».

Свобода передвижения заверяется в Статье 13, «1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».

Свобода религии заверяется в Статье 28, «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков».

Свобода выражения заверяется в Статье 19, «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ»

Участие граждан в управлении страной излагается в Статье 21, позволяя человеку «принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Свободные и справедливые выборы при всеобщем и равном избирательном праве и тайном голосовании, являются способа ми выражения «воли народа», которая, «должна быть основой власти правительства». (Статья 21.3)

Статьи 22-29 перечисляют экономические, социальные и культурные права, включая социальное обеспечение «в соответствии.... с ресурсами каждого государства» (Статья 22), право на труд, свободный выбор работы, разумное ограничение продолжительности рабочего дня, жизненный уровень, «который необходим для под держания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи» (Статья 25), образование, участие в культурной жизни, и «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществимы». (Статья 28) Как уже сказано выше, Всеобщая декларация прав человека не является договором, и как декларация, не имеет обязательной силы сама по себе. Поэтому пакты 1966 года были необходимы, чтобы дать правам в ВДИПЧ силу закона.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах., 1966 год

Этот документ, резолюция ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 года, вступил в силу 3 января 1976 года, после ратификации.

Список экономических, социальных и культурных прав в этом международном пакте длиннее и подробнее, чем в предшествующей ему Всеобщей декларации. Перечисленные конкретные шаги для осуществления этих прав являются крупным сдвигом по сравнению с положениями более раннего документа.

Среди признаваемых прав: право на труд, справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливое вознаграждение «без какого бы ни было различия, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд». (Статья 7 (а) (i))

Право организовывать профсоюзы и присоединяться к ним. Сюда включается «право профессиональных союзов образовывать национальные федерации или конфедерации и право последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым». (Статья 8.1 (b))

Право на забастовки подтверждается «при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны» (Статья 8.1 (d))

В Статье 10 содержится полный набор прав семьи, женщин и детей;

1 Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь - в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по добро вольному согласию вступающих в брак.

2. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

3. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их -гру да в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.

В Статье 11 указывается на «право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и непрерывное улучшение условий жизни»

В Статье 12.1 признается «право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья».

В Статье 13 говорится о «праве каждого человека на образование», включая «обязательное и бесплатное для всех начальное образование». (2(а)) Среднее образование «должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер, и в частности постепенного введения бесплатного образования». (2(b))

В Статье 15 признается право каждого человека на участие в культурной жизни и «пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является». (1(с))

Постепенная применимость экономических, социальных и культурных прав

В отличие от Пакта о гражданских и политических правах, новое положение настоящего Пакта, это постепенность его применения. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется «в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами». (Статья 2(1)) Однако такой постепенный подход не позволяет откладывать осуществление этого пакта на неопределенное время. Комитет ООН дает этой Статье следующее толкование: «полное осуществление относящихся к настоящему пакту прав может быть достигнуто постепенно», но «меры, принимаемые заинтересованными государствами, по достижению этой цели, должны быть предприняты достаточно быстро после вступления и силу этого пакта».3

Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 год

Ратифицирован резолюцией Генеральной Ассамблеи 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года.

Перечень гражданских и политических прав, содержащихся в этом пакте является более полным, чем в предшествующей Всеобщей декларации. Например, государства не могут отказать этническим, религиозным или языковым меньшинствам, в праве «совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять се обряды, а также пользоваться родным языком». (Статья 27) Эта Статья является источником Декларации Б о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим и лингвистическим меньшинствам, 1992 год.

В Статье 1 говорится следующее: «1. Все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. 2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования».

В дополнение к изложению прав, в Пакте государствам-участникам поручается «принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательств или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте». (Статья 2.2)

Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется «обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство право вой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве». (Статья 2.3 (а))

В Статье 3 говорится «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте».

Хотя в Статье 4 рассматриваются меры, применимые при чрезвычайном положении в государстве, Статья 5 гласит: «ничто в на стоящем пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте»

Обсуждение вопроса смертной казни содержится в Статье 6:

1. Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

2. В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям данного Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.

3. Когда лишение жизни составляет преступление геноцида, следует иметь в виду, что ничто в настоящей Статье не дает участвующим в настоящем пакте государствам права каким бы то ни было путем отступать от любых обязательств, принятых согласно постановлениям Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

4. Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

5. Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.

6. Ничто в настоящей Статье не может служить основанием для отсрочки или недопущения отмены смертной казни каким-либо участвующем в настоящем Пакте государством.

Положения о праве на личную свободу и надлежащих правовых процедурах обширны. Статья 9.1 гласит: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом».

При аресте каждому арестованному «сообщаются причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение». (Статья 9.2)

Арестованное или задержанное лицо «в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий их явки в суд». (Статья 9.3)

В дополнение к этому, каждому «кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно», (Статья 9.4)

Наконец, «Все лица, лишенные свободы имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». (Статья 10.1) Обвиняемые должны помещаться отдельно от осужденных и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу не осужденных лиц. (Статья 10.2 (а)) Несовершеннолетние обвиняемые должны отделяться от совершеннолетних, и их дела должны решаться судом в кратчайший срок. (Статья 10.2 (b))

Пакт о гражданских и политических правах идет дальше Всеобщей декларации гарантируя, что «никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство». (Статья 11)

Статья 14 касается судебных процедур и их законного обеспечения. «Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Важным постановлением является следующее «каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону». (Статья 14.2)

Дополнительные гарантии включают: «каждый имеет право как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства» (а) «быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему обвинения», (b) «иметь достаточное время и возможности для под готовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником», (с) «быть судимым без неоправданной задержки», (d) «быть судимым при личном присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника», (е) «допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, как существуют для свидетелей, показывающих против него», (f) «пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке», (g) «не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным». (Статья 14.3 (a-g))

Два дополнительных положения обеспечивают компенсацию лицу, несправедливо осужденному за уголовное преступление, когда вынесенный ему приговор впоследствии отменен, или когда «ему было даровано помилование на том основании, что какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки». (Статьи 14.6) А также «никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны». (Статья 14.7)

По Статье 15.1 запрещается уголовное обвинение ex post facto «Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем-то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления».

Статья 16 гласит: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъективности».

Статья 17 гласит: «1. Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или не законным посягательствам на его честь и репутацию. 2. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».

Статья 18 гласит: «1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнения религиозных и ритуальных обрядов и учений.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и мора ли, равно как и основных прав и свобод других лиц

4. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями».

Статья 19 излагает «1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

3. Пользование, предусмотренными в пункте 2 настоящей Статьи правами, налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

(a) для уважения прав и репутации других лиц;

(b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

Статья 20 гласит: «1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

Статья 21 гласит: «Признается право на мирное собрание. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

Статья 22 гласит: «1. Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. 2. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая Статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции».

Статья 23 гласит: «1. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. 2. За мужчинами и женщинами, достигшего брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью. 3. Ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак. 4. Участвующие в настоящем Пакте государства должны принять надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита для детей».

Статья 24 гласит: «1. Каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения, имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. 2. Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя. 3. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства».

В соответствии со Статьей 25, каждому гражданину разрешается: «(а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; (b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; (с) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».

Статья 26 гласит: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Статья 27 гласит: «В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком».

Особой чертой Пакта о гражданских и политических правах является образование Комитета по правам человека, состоящего из восемнадцати членов, с активной ролью в проверке того как участвующие в настоящем Пакте государства выполняют свои обязательства по настоящему Пакту. Для этого существуют все более и более детальная система отчетов, возможность использовать межгосударственнный механизм подачи жалоб, и после принятия Факультативного протокола, право подачи Комитету индивидуальных петиций. Отчеты Комитета содержат тщательно разработанные руководства, в центре которых находятся возможные нарушения государствами в области прав человека. Постепенно серьезные нарушения представляются Генеральной Ассамблее ООН в ежегодном отчете о работе Комитета, который также привлекает внимание международных средств массовой информации.

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, 1966 год

Хотя Факультативный протокол был принят резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года, он не вступил в силу до 23 марта 1976 года, когда он был ратифицирован необходимым количеством государств-участников.

Основным постановлением Протокола является то, что государства, участвующие в настоящем Протоколе, «признают компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте». (Статья 1)

Статья 2 гласит: «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут представить на рассмотрение Комитета письменное сообщение».

Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, 1989 год

Этот документ был принят и провозглашен резолюцией 44/128 Генеральной Ассамблеи от 15 декабря 1989 года. Его целью является отмена смертной казни; основное положение содержится в Статье 1.

«1. Ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства-участника настоящего Протокола, не подвергается смертной казни.»

«2. Каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции».