Домой / «Вторичка / Типология жизненных стратегий. Жизненные стратегии личности в контексте процессов потребления

Типология жизненных стратегий. Жизненные стратегии личности в контексте процессов потребления

Быдло или не быдло - вот в чем вопрос.

Статья, конечно же, вовсе не о быдле - в том смысл е, который имеет обычно в обращении негативный оттенок и даже используется как ругательство. О психи ческом явлении, обозначаемом словом "быдло " случилось на этом сайте. Это слово использую в значении - как символ состояния, не требующего творческой мотивации у людей, которым не особо досаждает неудовлетворенность существующим (не берусь сказать, насколько она предопределеная наследственно). Да, у этого слова печальный, антиэволюционный оттенок.. . Однако, слово "быдло " подразумевает один из наиболее общих полюсов личных стратегий в жизни.

Говоря о рамках применимости понятия, стоит заметить, что не всегда эволюция, кипение желанием что-то изменить - оправдана в определенных условиях, близких к оптимуму для данного вида. Кошки милы и чудесны даже без творчества:) хотя игручие, творческие авантюристки намного интереснее многим.

Так же уточню, что слово "творчество" принимается не в расхожем смысл е. Можно условно выделить три уровня задействованности механизмов творчества . Первый - перебор воспоминаний с прогно стическими сноподобными видениями возможных радужных (или суровых) картин, второй - на базе первого, но с подключением навыков выработки новых вариантов - как бы промежуточный уровень творчества и третий - на базе второго, но с мотивацией воплотить эти творческие фантазии для передачи в социум.

Более подробно: Первый уровень - режим прогно стических раскруток значим ых сюжетов или режим сновидения, - чистая фантазия, остающаяся при себе, со всеми неадекватами. В этом варианте возникающие новые-значим ые сюжеты обусловлены текущими контекст ами цепей переживаний, перекрывание которых может создвать новые комбинации. Это - пассивное творчество - в смысл е не требующее активного привлечения генератора новых идей. Эти варианты могут в подходящих ситуациях быть опробованы реально.
Второй уровень - не просто пассивно мотивационные субъективные фантазии, а к ним подключаются наработанные навыки нахождения новых желаемых вариантов. Это, так же, может так и оставаться субъективной фантазией и нагромождаться во все более далекие от реальности размышлизмы, а может, в подходящих условиях, пробоваться реально, но оставаясь личными субъективными навыками. Человек остается вещью в себе и, отдав коньки, забирает все свое с собой в никуда.
Третий уровень включает усилия по формализ ации своих идей для передачи сведений о личных прогно зах другим людям. Это - жизненное творчество, которое, при достаточной востребованности, остается на какое-то время своей актуальности в совокупном сознании общества.
Надо сказать, что все три уровня оказывают воздействие на окружающих людей тем или иным образом, раз они наблюдают то, что носит проявления этих идей: поведения человека - носителя идеи. Он влияет на окружающих близких людей, те, в свою очередь, распространяют это дальше.
Но только в третьем варианте идеи имеют настолько более широкое влияние, насколько общеразделяемые символы в формализ ованном виде идее это позволяют. Конечно же, коммуникация с помощью вербальны х символов намного обширнее.

Даже с точки зрения запасания впрок нарабатываемых творчеством навыков более универсальной адаптивн ости, польза - довольно спорна: невозможно все предусмотреть, и есть определенный вред в самосовершествовании без насущной необходимости . Так что быдло не должно бы огульно быть порицаемо, - оно занимает свою, возможно, очень важную, стабилизирующую нишу в социуме. Мало того, даже самые неравнодушно-кипучие - далеко не всегда творцы, а во многих ситуациях и моментах подходят под критерии быдла, а некоторые творцы лучше бы были быдлами в виду деструктивности для социума результатов своих усилий. Но никто не скажет заранее какое зло когда может обернуться добром и наоборот...

Все не могут и не должны быть одинаковыми и, соответственно, играют те социальные роли, для которых сумели приспособиться. Лишь в ограниченном ареале взаимопонимаемого людей объединяет общая культур а. В гораздо большем они относительно стабильно принадлежат к разным субкультур ам и более локальным анклавам от круга самых близких до круга по интересам, определяемым личной жизненной стратегией. Это определялось на ранних этапах формирования личности .

Пример конкретного влияния общеразделяемого в культур е, что задается на ранних этапах развития виден в статье Жизненные стратегии современной молодежи :

Как показывают данные социологических исследований последнего времени, в родительских установках преобладает ориентация на конформист ские ценности (умение вести себя на людях, честность, аккуратность, послушание родителям, хорошие отметки и поведение в школе ) и в значительно меньшей степени ориентация на развитие внутренних регуляторов поведения детей (ответственность, чуткость и внимательность к людям, любознательность, самоконтроль ). Такая ориентация родителей на передачу детям конформист ских ценностей в ущерб развития у них внутренних регуляторов поведения делает подростков в высшей степени зависимыми от того, в какое окружение они попадают , что в условиях нестабильного российского общества особенно повышает вероятность девиантного поведения.

Параллельно с активной рекламой явно завышенных стандартов уровня жизни пропагандируется идея о том, что бедность - результат личных недостатков человека: лени, непрофессионализма, негибкости, безинициативности... Поэтому бедным быть стыдно! В результате в общественном мнении сформировалось представление о том, что общество делится на людей успешных, то есть имеющих деньги (в первую очередь, это - предприниматели и преступники) и на всех остальных (то есть бедных и, следовательно, неуспешных).... Специфика российской ситуации состоит в том, что на грани бедности и за ее чертой оказались прежде вполне благополучные в социальном плане люди, среди которых было много и специалистов с высшим образованием.

См. критику Айн Рэнд Атлант расправил плечи .

Наиболее распространенная жизненная стратегия молодого поколения - получение образования, дающего денежную профессию, и благоустроенная личная жизнь - выстраивается ради достижения максимальной независимости, полной свободы, противоположной любым ограничениям, любым "зависимостям". По сути дела, эта жизненная стратегия формулируется так: "я хочу иметь хорошее образование и высокооплачиваемую работу, чтобы ни от кого не зависеть". Иначе говоря, я вступаю в социальный мир (учусь, зарабатываю, тружусь), потому что я хочу освободиться от общества и даже от семьи ("ни от кого не зависеть!), не быть ни чем и ни с кем связанным, "делать, что хочу"....Очевидно, что нынешняя модель успеха, питаемая мечтой о безграничной свободе, не более, чем утопия. В то же время она является естественной реакцией на страх перед криминализацией общества и все увеличивающейся пропастью между богатыми ("бизнесменами") и бедными ("всеми остальными").

Как и любой акт адаптации личности к новому с использованием механизмов сознания , процесс выбора и верность выбора жизненной стратегии предполагает личную оценку результата: насколько желаемое оказывается в соответствии с ожидаемым. Другими словами, в наиболее общем плане, раз речь идет о стратегии, главную роль играет оценка удовлетворенности существующим, в самом общем плане - удовлетворенности жизнью.

И здесь есть важный момент: от специфики системы ценностей конкретной личности зависит такая оценка, как и вообще склонность к переоценке или недооценке значения результатов своего поведения. Легко увидеть в принципе, что те, кто склонен завышать позитивность результатов своей деятельности, легче удовлетворяются достигнутым, на том и прекращают усилия, останавливая процесс приспособления к новому. Они легко оценивают результат как вполне приемлемый, оценка может иметь до того низкий порог удовлетворения результатом, что их система представлений даже неудачи склонна оправдывать какими-то своими объяснениями (что всегда бывает при наличии очень важной Идеи или идеи-фикс , но легкость позитивной оценки не всегда имеет причиной такую идею).

Вот несколько иллюстрирующих высказываний.

Беспокойство - это неудовлетворённость, а неудовлетворённость - первейшее условие прогресса . (Томас Эдисон)

Неудовлетворённость - источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов . (Эрих Ауэрбах)

Главные свойства его характера - вечная неудовлетворённость и постоянная строптивость - не только стимулировали Ломоносова двигаться вперёд, к открытиям, но довольно часто создавали проблемы и неприятности на пути к просвещению .

В книге Скотта Миллера, Глава 13 Удовлетворенность жизнью :

Одну из популярных тем психологии старения называют по-разному: «моральное состояние», «субъективное благополучие», «удовлетворенность жизнью* или просто «счастье». Речь идет о вопросе, имеющем огромное значение: насколько доволен человек своей жизнью?

На разрешение этой проблемы было направлено множество исследований с использованием LSI и SWLS и аналогичных методик.

Связь с удовлетворенностью жизнью имеет и семейное положение; у лиц, состоящих в браке, показатели удовлетворенности жизнью в целом выше, чем у овдовевших или разведенных.... Наверное, наиболее интересный результат касается связи между уровнем активности и удовлетворенностью жизнью. В ряде исследований было обнаружено, что эта связь положительна - то есть пожилые люди, ведущие активный образ жизни, более довольны своей жизнью, чем те, у кого уровень активности снижен.

Можно сделать предположение, что столь выраженная связь между неудовлетворенностью и прогрессом эволюционно воплотилась в наследуемую предрасположенность некоторых людей к неудовлетворенности существующим, раз это является мощным приспособительным фактором эволюции человека. Однако, гипертрофированность такого качества может оборачиваться бедой для социума, и поэтому проявления излишней неудовлетворенности, выраженной в конкретных действиях, так же должно было бы быть как-то эволюционно ограничено. Возможно, таким ограничителем и является консервативная предрасположенность к быдло -существованию, которая может отстаиваться очень даже активно.

В любом случае можно констатировать, что в социуме есть баланс тех, кто предрасположен к активной неудовлетворенности, и тех, кто предрасположен к консервативности. Первые обеспечивают прогресс, они имеют более развитые системы адаптивн ости, они - увлеченные исследователи. Вторые препятствуют всем некомфортным для них, настораживающим новшествам. Первые чаще бывают великими героями и великими злодеями, они кипят жизнью потому, что только это придает их жизни смысл , в какой-то мере удовлетворяет. Им необходима социально востребованная активность, наполняющая их жизнь смысл ом. Вторые легко могут удовлетворяться и без особой социальной активности, общением в кругу близких или анклаве по интересам. Но вообще без социальной активности не может быть никто , - это приводит к жестокой депрессии .

Из статьи Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека :

Под стратегией жизни мы понимаем такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Другими словами, это искусство ведения собственной жизни.

Проблема стратегии жизни тесно связана с вечной проблемой смысл а жизни, и если первая отвечает на вопрос как жить, то вторая - ради чего жить.

Основными показателями эффективности стратегии жизни человека являются его удовлетворенность жизнью и психи ческое здоровье.

...Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что люди с более высокими показателями осмысл енности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, выбирают и реализуют такой способ жизни, который лежит в основе жизненной стратегии творчества, т.е. сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие. Они удовлетворены своей жизнью и имеют более высокие показатели психи ческого здоровья.

А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль - интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится.

Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная ("потребительская ") активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная ("достиженческая ") активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

Стратегия творчества - это способ бытия, при котором человек сознательно или неосознанно занимает позицию активного творца своей жизни , опираясь на такие ценности, как любовь, красота, добро, развитие, т.е. осуществляя выбор в пользу душевного и духовного здоровья.

Люди, которые имеют более низкий уровень субъективного контроля, не привыкли нести ответственность за свою жизнь , они не чувствуют в себе сил влиять на ход своей жизни, живут по принципу "иметь " (по Э. Фромму), в отличие от тех, кто стремится "быть " многим.

Самая распространенная, интуитивно исповедуемая установка в мотивациях тех, кто вполне удовлетворен жизнью - стремление к получению удовольствий. В условиях низкой требовательности в оценки собственного поведения, это становится главным оправданием даже явно неадекватн ых действий, которые требуют каких-то оправданий для устранения негатива не соответствия предполагаемого и получаемого. По отношению к тем, кто не демонстрирует это, "трудоголикам", исследователям, увлеченным творцам всех видов, возникает часто высказываемый вопрос: "А как же ты расслабляешься?".

Стремление к удовольствию - как цели, в самой основе может быть контекст ом жизненной стратегии и, соответственно, возможности достижения таких целей - очень разнообразны и, чаще всего, достаточно доступны. Конечно, сознается и принимается необходимость этапа подготовки, этапа необходимых усилий для накопления потенциал а, который можно обратить в удовольствие. Но в самых непритязательных случаях это реализуется традиционной "оттяжкой" с вечера пятницы и в выходные, расслаблением в отпуске и праздниках вполне ставшими традиционно-привычными способами, дополняемыми доступной экзотикой.

В целом создается уверенное впечатление: все, на что направляются усилия, все возникающие задачи и цели имеют одну основу мотивации: получение итогового удовольствия, радости, в самом общем виде - ощущение счастья .

Такие представления настолько глубоко коренятся, что если человек не получает регламентированной ему в определенных случаях дозы, то это серьезно озабочивает его вплоть до крутящегося в голове слова "неудачник".

Если бы это было верно, то проблема погружения человечества в нирвану счастья становится легко разрешима потому, что есть очень действенные технические способы достичь счастливого состояния любой мыслимой силы и длительности, и на этом закончится смысл существования любой личности. Если вообразить, что всем дали кнопки счастья и нужно лишь тыкать в них, что технически реализуемо уже сегодня, то к началу следующего дня планета Земля полностью освободится от экологических проблем сгинувшего человечества.

На самом деле ощущение счастья и несчастья - функционально равноправные и равнонеобходимые оценки происходящего с личностью, которые позволяют научиться избегать плохого и стремиться к хорошему. Понятие плохого и хорошего принципиально индивидуальны, зависят от текущего состояния системы значим ости личности и никто, кроме самой личности не может дать верную их оценку в данных условиях.

Счастливые состояние отмечают удачные действия, несчастливое - пока недостигнутое желаемое. В первом случае можно больше не задумываться, а просто пользоваться найденным удачным рецептом действий, которое становится привычным, во втором все зависит от личного порога притязательности, от мотивирующей силы неудовлетворенности.

У каждого есть такой порог: начиная с некоторой прогно зируемой сложности при данной силе потребности, поиск путей решения проблемы откладывается, а то, в исходе чего не уверен, не совершается. Этот порог нарабатывается личным жизненным опытом и так же как любой навык зависит от конкретики условий.

Это очень важный вид личного знания: в какие ситуации вмешиваться, а в чем лучше не участвовать. И, как и любое знание, невозможно передать другому непосредственно, в виде сведений. Когда человек не уверен в исходе, чувствуя чем может грозить неудача, а другой настойчиво кричит: "Да прыгай же ты, трус! Тут всего шесть метров! При падении сгруппируйся и все будет хорошо!!", то второй не сможет вот так просто воспользоваться автоматизмами чужих реакций, которые тот нарабатывал для себя. Он еще ни разу в жизни вообще не группировался, и, прыгнув, он может получить свой опыт слишком дорогой ценой, но так толком и не научившись правильному действию. Как лучше поступать в подобных критических ситуациях?.. В статье Про опасности :

То, что выполняется уверенно, без раздумий, автоматически - представляет собой наиболее хорошо отработанный опыт. Он дает максимально ожидаемые, позитивные результаты и наименьший риск. А то, что требует раздумий, не достаточно уверенное, - дает высокой риск неудачного исхода. Вот и критерий: Если задумался, не достаточно уверен, - будь особо осторожен и, по возможности, не спеши.
Если подошел к бревну через бурную речку, это - не ново для тебя и не вызывает раздумий, то иди, не задумываясь и, скорее всего все будет хорошо. Иначе стоит очень хорошо обдумать более безопасный вариант прохождения, например, не на ногах, а сидя, переерзывая все далее по бревну.
Общая стратегия: если есть время и ситуация не уверенная, - как можно лучше подумай. Но когда уже нет времени, нужно действовать, то делай это не задумываясь , как баран, прыгающий по скалам, уверенно и автоматически, - это даст наиболее высокий шанс на успех. Тогда остается только уповать на лотерею судьбы...

К этому моменту должно уже становиться понятно, насколько верность выбора жизненной стратегии определяется пониманием того, каким образом происходит приспособление личности к окружающему. Так, оказывается, что расхожие представления о том, что нужно стремиться к счастливому состоянию - как самоцели это - вывернутый наизнанку механизм: как организовывается наработка личного опыта за счет позитивной или негативной оценки результатов попытки действия. Оказывается чтобы оставаться в ладах с окружающим нужно стремиться не к счастью во что бы то ни стало и желательно в чистом, не омраченном виде, а к успешности своих действий, которая сопровождается ощущением радости получения желаемого. А неудовлетворенность или досада от неудачи не должны рассматриваться как ни в коем случае не допустимое, ведь тогда никогда не научиться забивать гвозди, ездить на велике, побеждать противника и вообще чему бы то ни было потому, что любое обучение неизбежно основано на ошибках проб и нахождении путей их корректировки в направлении желаемого результата.

Способом быть как можно ближе к основным струям социальной жизни и при этом оставаться самобытной личностью, а не придатком чужой воли, неизбежно оказывается необходимость развития достаточно действенной базовой системы понимания - мировоззре ния . На этой основе у социально активной части людей становится возможным формирование самобытного влияния в обществе - в области своей специализации.

Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества.

Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется чаще всего как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» . Он обозначает так же определенное направление деятельности организации, связанное с обоснованием, разработкой и претворением в жизнь концепций и решений производственного и социального характера . Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д.) - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненный путь». Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности. Часть из них полагает, что стратегии - суть явления деятельности мозга. «Исходным материалом, - пишут В.А. Горянина и И.К. Масалков, - для декодирования субъективного опыта являются стратегии. Стратегия представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения. Каждый фрагмент стратегии - это этап ментального процесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств (внутреннего или внешнего)» .

Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко - как система целей, планов и ценностных ориентации. Так, Е.И. Головаха предпочитает использовать вместо понятия «стратегия жизни» понятие «жизненная перспектива», обосновывая это тем, что последнее не так жестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути. «...Жизненную перспективу, - подчеркивает он, - следует рассматривать как целостную картину будущего сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» . На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе.

Исследованиями жизненных стратегий в отечественной науке занимались К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, известные своими работами по проблемам социологии и психологии личности.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизации и саморегуляции. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Качества личности как субъекта деятельности не зависят напрямую от возрастных этапов или стадий жизненного пути. Жизненную стратегию как способ организации жизни необходимо отличать также от других способов - жизненной позиции и жизненной линии. В отличие от них стратегия является интегративной характеристикой жизненного пути. «Жизненная стратегия в самом общем виде - это постоянное приведение в соответствие личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности…» .

Стратегия есть интегральная характеристика жизненного пути. В основе ее построения лежит поиск соответствия типа личности со способом жизни. Другими словами, построение жизненной стратегии должно осуществляться с учетом типологических различий индивидуальной траектории жизни личности. При этом этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность есть предпосылка построения стратегии жизни. Она определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, личным и социальным . Н.Ф. Наумова предприняла попытку осмыслить стратегию жизни человека в условиях переходного общества, в качестве которого она рассматривает Россию. «Общество в переходный период, - поясняет она, - это особая, неустойчивая система, которая не соединяет его старое и новое состояния, а интенсивно и почти неуправляемо формирует последнее» . Именно поэтому, по ее мнению, нельзя применять к изучению сознания людей, живущих в данном обществе, структурно-функциональные и близкие к ним подходы, которые эффективны лишь при анализе стабильных социальных систем.

По мнению Н.Ф. Наумовой, теории постсовременности не могут дать в полной мере ответ на вопрос о том, что представляет собой сегодня человек, находящийся в ситуации неопределенности и стремящийся, ориентироваться в будущем. Такие существенные характеристики постсовременного общества, как страх перед неизвестностью, экзистенциальная неопределенность, роль солидарности и воображаемых сообществ, плюрализм власти и исключительная роль выбора, не могут выразить основные тенденции развития переходного периода. Нормативизм и склонность к обобщениям приводят в тупик теорию постмодерна. Поэтому она не может служить объяснительной схемой для изучения переходного общества.

«Представляется, - подчеркивает Н.Ф. Наумова, - что сегодня наиболее перспективные подходы к исследованию переходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны, во-первых, с применением теории сложных, развивающихся систем и, во-вторых, с анализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала, который собран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса и экстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» .

В работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека ориентиры и приоритеты. Идеальность стратегии проявляется, с одной стороны, субъективно как нечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, с другой - объективно как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий. Идеальность стратегии тесно связана с ее реальностью, т.е. стратегическим поведением, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии .

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него -- это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.

К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек -- активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

По А. Адлеру каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели - амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно - они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу - это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Человек формирует свою личность.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ

РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

Формирование жизненных стратегий развивающейся личности приобретает сейчас особое значение, поскольку трансформации, происходящие в различных сферах нашего общества, влияют на ценности, определяющие выбор молодыми людьми способов конструирования собственной жизни.

В тоже время, в сознании молодежи все больше укореняются западно- ориентированные жизненные стандарты, которые формируют завышенные, не обоснованные притязания. Невозможность их реализовать чаще приводит к разочарованиям и замещению нравственных оценок и, безусловно, влияет на выбор учащимися критериев социального успеха и на отношение к образованию.

Проведенное анкетирование молодежи в Челябинской области лишь подтверждает современную модель жизненного успеха: наивысшим достижением считается максимальная независимость от общества. Типичными формулировками на вопрос «Что необходимо сделать сейчас, чтобы быть успешным в жизни завтра?» стали: «надо иметь хорошее образование и высокооплачиваемую работу, чтобы ни от кого не зависеть». При этом общественная жизнь и политика заняли последние места в списке их интересов и активностей. Объясняя свои ответы, респонденты чаще указывали на нестабильность, неопределенность, непредсказуемость российского общества, а это, по их мнению, «мешает осуществлению личных планов».

Таким образом, «трансформирующееся общество России», формирующееся в сложной социально-экономической и политической ситуации. Типичные жизненные стратегии наших родителей все чаще оказываются не востребованы, а новые типы жизненных стратегий, адекватных новым социально-экономическим условиям, еще не сформировались.

Термин «жизненные стратегии» пришел из социальной психологии.

Вслед за исследователями К.А. Абульхановой-Славской, Т.Е. Резник и Ю.М. Резник, мы рассматриваем понятие «жизненные стратегии» как способ сознательного конструирования собственной жизни, (способ жизненного самоопределения и самореализации), базирующийся на смысложизненных и ценностных ориентациях развивающейся личности, ее планах и прогнозах самоосуществления.

Понятие «жизненная стратегия личности» также можно рассматривать и в следующих аспектах:

    это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

    это система, состоящая из следующих, связанных друг с другом и взаимовлияющих элементов, которые можно отразить в двух направлениях.

С одной стороны, это содержание будущего жизненного пути. Оно определяется выбором жизненной позиции (обобщение субъективных и объективных личностных достижений, открывающих ту или иную перспективу жизненного движения, совокупность жизненных ценностей индивида, позволяющих так или иначе строить образ идеального будущее) и жизненных целей личности (характеризующих доминирующую сферу жизни личности и определяющих идеальный образ будущей жизни человека).

С другой стороны, можно говорить об организационных характеристиках жизненной стратегии, которые одновременно выступают критериями ее сформированности. Это протяженность временной перспективы (насколько далеко в будущее человек планирует собственную жизнь и насколько глубоко в прошлое обращается за необходимым жизненным опытом), направление временной перспективы (прошлое-настоящее-будущее), то есть психологическая ориентация во времени и, соответственно, жизненные планы, и, наконец, структурированность планируемого жизненного пути (насколько насыщены событиями различные планируемые периоды жизни человека, какие этапы жизненного пути более структурированы, какие менее).

Таким образом, жизненная стратегия личности является внутренним образованием личности. Мы можем характеризовать ее каксформированную при условии наличия осмысленных жизненных целей, системы ценностных ориентаций и определенной жизненной позиции. Личность со сформированной стратегией жизни планирует свою жизнь далеко в будущее, жизненный путь разрабатывается подробно, каждый его этап насыщен предполагаемыми событиями. Жизненная цель представлена на каждом этапе в виде шагов по ее реализации.

Человек анализирует события своей жизни, их изменения, влияние на нее, оценивает собственные возможности и личностные особенности. Он способен выходить за пределы собственного «Я» в анализе ситуации и прогнозирует дальнейшие изменения своей жизни. В соответствии с этим происходит планирование будущего и выстраивается жизненная стратегия личности.

В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания для их типологизации.

Первый подход (Н.Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н.Ф. Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:

    cтратегия успешной внешней адаптации;

    cтратегия эффективной внутренней адаптации;

    cтратегия выживания.

Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы – страна, народ. И, наконец, третья стратегия – стратегия выживания – характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы.

Второй подход (Ю.М. Резник и др.), в качестве основы типологизации жизненных стратегий выделяет позицию, которую занимает человек по отношению к своей собственной жизни и связанную с этим активность. Считается, что человек может занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции:

    «иметь» (рецептивная активность);

    «достигать» (мотивационная или «достиженческая» активность);

    «быть» (творческая или «экзистенциальная» активность).

Первый тип активности человека (рецептивная или «приобретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности.

При определенных различиях в подходах можно провести некоторые аналогии между жизненными стратегиями в обоих случаях и свести их в таблицу

Таблица 1. Типологии жизненных стратегий.

Если первые две аналогии не вызывают особых сомнений, то в третьем случае бросается в глаза некоторое несоответствие терминов – «стратегия выживания» и «стратегия жизненного благополучия». Действительно трудно совместить благополучие и выживание. Эти типы жизненных стратегий наиболее распространены и, может быть, более удачным названием для них было бы – повседневные или обыденные стратегии.

В зависимости от выбора основания для определения типа жизненной стратегии можно предположить наличие различных типов жизненных стратегий. Попытаемся систематизировать различные основания, по которым можно произвести классификацию жизненных стратегий:

    по степени осознания индивидом – сознательные и бессознательные;

    по направленности изменений, происходящих в индивиде – прогрессивные, регрессивные (конструктивные, деструктивные);

    по характеру активности индивида – активные, реактивно-адаптивные, пассивные;

    по локусу контроля – экстернальные, интернальные (экзогенные, эндогенные);

    по способу восприятия условий жизни – гедонистические и основанные на чувстве долга, ответственности;

    по степени совпадения с целями и задачами общества – просоциальные, асоциальные и антисоциальные;

    по степени реализации – эффективные (целедостигающие), малоэффективные и неэффективные;

    по характеру и способу самореализации – стратегии самоактуализации и манипуляции;

    по характеру соотношения эмоциональности и рациональности – аффективные, когнитивные;

    по приоритетности в социальном обмене – присваивающие, отдающие или сбалансированные (гармоничные);

    по наличию элемента творчества – креативные (созидающие) и обыденные (повседневные) или стратегии выживания (последняя - по Наумовой Н.Ф.);

    по типу активности – успеха, благополучия и самореализации (по Резник Т.Е. и Резник Ю.М.);

    по «базисным тенденциям» (Ш. Бюллер) – стратегии удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установлением внутренней гармонии;

    по целям и средствам (Р. Мертон) – подчинения, инновации, ритуализма, ретретизма, мятежа;

    по типу личностной организации времени и отношения к нему (Ковалев В.И.) – обыденная, функционально-действенная, созерцательно-рефлексивная и созидательно-преобразующая стратегии жизни личности;

    по типу приспособления к меняющейся внешней социальной среде (по Федотовой Н.Н.): две пассивные – рефлексивно-запаздывающая и умеренно-приспособительная; три активные – карьерная, инструментальная, криминальная;

    по степени аффилиации – индивидуальная и коллективистская.

Выбор жизненных стратегий зависит от социально-экономического состояния общества, уровня развития его культуры, определяется способом производства и отношениями собственности, уровнем и качеством жизни, принадлежностью к определенной социальной страте и когорте, влиянием традиций, идеалов и ценностей, доминирующих в обществе в данный исторический момент времени. Можно предположить, что выбор жизненных стратегий личности зависит также от пола, возраста, национальности, социального положения и других социально значимых признаков.

Таким образом, жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов.

Рассмотрим одну из технологий определения и осмысления нашей жизненной стратегии. Технология «Кораблик»:

Рассмотрим все элементы данного рисунка:

Стрелка, условно обозначает ветер, который подгоняет кораблик двигаться быстрее в направлении. Стрелкой мы обозначим наши мотивы, то есть все то, что мотивирует нас двигаться быстрее, например, время, интерес, предвкушение результата;

Волны, они условно обозначают сопротивление, которое преодолевает кораблик на своем пути. Волны – это наши страхи, сомнения, размышления, например, страх о том, сто я буду не таким как все, меня не поймут, или не примут, или не оценят;

Корма кораблика, условно обозначает его основание, его опору, говоря о жизненных стратегиях, корма – это наши жизненные ценности, это то, что нерушимо для каждого из нас, например, семья, друзья, забота о близких, доверие, понимание, помощь;

Флаг корабля – это наши цели, достижение которых нас двигает в жизни, двигает вперед к нашей главной цели.

Задание: нарисуйте свой кораблик жизненной стратегии, определите в нем каждую составляющую и опишите ее. У вас должно быть по 7 пунктов в каждой составляющей, то есть 7 мотивов, 7 страхов, 7 ценностей и 7 целей.

Кандидат педагогических наук, психолог, медиатор-тренер,

системно-семейный терапевт, травмотерапевт

«Либо вы часть решения, либо вы часть проблемы»

Элдридж Кливер

Интенсивность жизни современного человека приводит к тому, что зачастую ему некогда задуматься о том, чего он хочет, насколько он удовлетворен своей жизнью, так ли он живет, как планировал.

Власть над нашей жизнью приобретают работа, дела, заботы о доме, о детях. На удовлетворение насущных базовых потребностей (еда, кров, одежда, машина) мы отводим добрую половину собственной жизни, потратив лет двадцать, а то и тридцать.

И в середине жизни, как правило, задаем себе один из «вечных» вопросов: а можно ли назвать мою жизнь успешной? И что такое успех, в чем секрет успеха, существуют ли законы и правила успеха, ловушки и западни на пути к успеху, и наконец, что есть жизненная стратегия успеха и насколько она зависит от нашей активности? Вот чем мы озабочены всерьез и надолго.

Можно ли научиться успеху? Среди фундаментальных знаний, которые современный человек получает в школе или в вузе, практически нет знаний, как правильно построить свою индивидуальную жизнь.

Люди много веков детально изучают тычинки и пестики, скелет человека и расположение мускулатуры, математические формулы и правила грамматики, но совершенно не получают знаний о роли и значении в жизни человека сознания и бессознательного, о воли и ответственности. Не знают законов, по которым формируются и управляются группы, коллективы, законов формирования истинного партнерства как в семье, так и в деловой жизни.

Разобраться в такой сложной теме как успех, без знаний психологии не представляется возможным. Знания психологии помогают человеку понять себя, увидеть свою индивидуальность, изучить свой характер, понять собственную жизненную стратегию достижения успеха.

Что такое успех и от чего он зависит?

Давайте вначале подумаем, что нам мешает насыщаться полнотой жизни? Первая трудность, с которой сталкивается практически каждый из нас – это вопрос как отделить личную жизнь от жизни, которая находится под «пристальным контролем» других : родителей, начальства на работе, коллег и друзей, мужей и жен, самого общества, в конце концов?


Многие годы в нашем сознании господствовала установка, в соответствии с которой нам предписывалось: кого любить и ненавидеть, к кому как относится, с кем дружить, на кого учиться, перед кем преклоняться и т.п. Такая установка лишила нас «права» на личную жизнь.

Наличие «двух ответственных» (человека и «еще кого-то») сформировало у нас двойной стандарт в отношении к собственной жизни. С одной стороны, мы понимаем, что успех в жизни зависит от нас самих, с другой стороны, существует личностный механизм «возложения ответственности», когда человек, снимая ее с себя, в своих неудачах, просчетах, ошибках стремится обвинить других : родителей, окружающих, общество, обстоятельства, начальство, подчиненных («не дали», «не создали условий», «не обеспечили», «не помогли», «не полюбили»).

Наличие внешнеобвиняющей позиции есть первый признак непринятия ответственности человека за все события собственной жизни. Уверенность в том, что окружающий мир должен и обязан нам дать что-то, если не по первому, то по второму требованию, сильно портит наш характер, а впоследствии и судьбу.

Другой механизм: человек во всем подражает окружающим , в одежде, в образе жизни, в привычках, и при этом он глубоко убежден в своей индивидуальности, неповторимости, самостоятельности, даже оригинальности. Этот механизм самообмана, помогает человеку вести очень активную жизнь, достигать внешних успехов и удовлетворенности, но постепенно ведет к утрате своего истинного «Я».

Однако, большинству людей трудно признаться себе, что только они сами влияет на собственную жизнь, и для этого надо всего лишь пристально «всмотреться в себя», причем, достаточно самокритично.

Великий психолог, философ, К.Г. Юнг сказал: «… что самая неприятная встреча в жизни человека – это встреча с самим собой ». Отказ быть личностью и принятия ответственности за каждый свой поступок и решение, за каждое слово – это отказ от самого себя.

Первый закон философии успеха – побеждает тот, кто верит в свои лучшие качества, сильные стороны, кто всегда убежден, что они у него есть, и кто принимает себя таким, какой есть. Я не кукла, не марионетка, не воплощение чьих-то ожиданий, а тот, кем создала меня природа, я каждый день соответствую самому себе.

Представляя индивидуальную «историю» личности, можно ли говорить об общих закономерностях успеха на жизненном пути? Говоря о личной жизни, мы ищем ее не в сфере свободного времени, не в сфере досуга, не в сфере семьи, не в сфере достижения высочайшего профессионализма в своем деле (хотя, на мой взгляд, это необходимое, но недостаточное условие).

Мы также не можем исследовать личную жизнь по тому числу книг, которые успели прочитать, по той информации, которую освоили. Успех личной жизни начинается с постановки таких вопросов, как: живет ли человек в соответствии со своими потребностями, мирится ли со своей неудовлетворенностью жизнью, имеет ли жизненные перспективы, как он соединяет в своей жизни то, что он хочет, что может и что должен?

Иными словами, с точки зрения успеха, жизненный путь каждого человека имеет единые для всех людей критерии «измерения»: получилось или не получилось, доволен или не доволен, счастлив или несчастлив, интересно живу или неинтересно и т.д.

Но способы их реализации сугубо индивидуальны. И с этой точки зрения философия успеха – это то, насколько человек удовлетворен своей жизнью.

Это, прежде всего, чувство – чувство сложное, не всегда однозначное, но всегда обобщенное состоявшейся или несостоявшейся, удачной или неудачной жизнью. Испытывая разочарование в одном, мы всегда себя утешаем в другом, пытаясь подвести к какому-то балансу. При этом не замечаем, что лишь успокаиваем себя, загоняя чувство неудовлетворенности вглубь, вместо того, чтобы раскрыть причины и реально изменить себя.

Удовлетворенность – это чувство верности самому себе, подлинности своей жизни.



Закон второй: единственный критерий, который может быть истолкован, что ваша жизнь успешна – это удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью. Она имеет множество оттенков в зависимости от типов людей, но это, пожалуй, единственный безошибочный, поддающийся логическому объяснению критерий.

Соответственно у нас с вами есть прекрасная возможность перейти от стихийного способа проживания жизни к такому, который мы определяем сами.

Суть этого определения заключается в выборе условий и направления в жизни, в выборе образования и профессии, максимально отвечающим нашим особенностям, желаниям, способностям, а значит и максимально соответствующим нашей жизненной стратегии успеха.

Существует несколько признаков построения жизненной стратегии:

1. Выбор основного направления в жизни, определение главных целей, этапов достижения и соподчинения их.

Часто намерения человека и встречные требования жизни образуют противоречия между тем, что человек хочет, и тем, что ему предлагает жизнь.

2. Разрешение жизненных противоречий, достижение целей и планов.

Способы разрешения противоречий, желание их решать или уходить от них, зависят от особых качеств личности (духовных качеств, таких как ответственность и воля), которые вырабатываются в процессе жизни и отличаются, от способностей или характера.

Таким образом, успех зависит не только от того, в какой области человек применяет свои силы, но и как он проявляет себя.

3. Творчество человека, вернее, творческое созидание собственных ценностей, соединение своих потребностей и ценностей.

Ценность жизни, состоящая в увлеченности, непрекращающемся поиске, в удовлетворенности, есть продукт индивидуальной стратегии жизни, которая определяется самим человеком.

Наблюдая современную действительность, можно заметить, что сейчас многие нацелены на реализацию стандартов представлений об успешной жизни, предполагающих материальное обогащение. В то время, как одним из проявлений зрелости личности, является способность человека определять «порог» насыщаемости, при котором удовлетворенные материальные потребности рассматриваются, как промежуточная задача, помогающая реализовать более важные цели.

Таким образом, третий закон говорит – способность «переключать» жизненные стремления с материальных на духовные ценности, помогает человеку жить своей жизнью и у него появляется гораздо больше шансов достичь успеха и удовлетворенности .

Известный ученый ХХ столетия А. Маслоу, изучая в качестве «образца» известных людей (это были его современники, исторические личности, ученые, писатели, музыканты и т.д.) отметил, что к категории успешных можно отнести только тех, кто имеет сильную приверженность к собственным ценностям, избранной деятельности и к своей цели.

Несмотря на то, что эти люди не были совершенны и совершали множество ошибок, но всем им были свойственны такие черты:

  • принятие себя, других и природы;
  • спонтанность, простота, естественность;
  • сосредоточенность на задаче, а не на себе;
  • более эффективное восприятие реальности и непротиворечивые отношения с ней;
  • некоторая отстраненность и потребность в уединении;
  • автономия, независимость суждений от культуры и среды;
  • нестандартность мышления и не стереотипность оценок;
  • опыт духовных и мистических, не обязательно религиозных, переживаний;
  • чувство эмпатии и сопричастности;
  • демократичность ценностей;
  • привычка не смешивать цели и средства, добро и зло;
  • философское чувство юмора;
  • большие творческие ресурсы;
  • способность выйти за рамки, например частных культурных традиций и привычной среды.
Говоря о жизненном успехе, всегда интересно еще и то, как человек относится ко времени, в котором разворачивается его жизненная перспектива. Это отношение человека к событиям во времени: прошлому, настоящему, будущему.

Многие ученые-психологи разделяют время на три вида перспектив. Психологическая перспектива – способность представлять свое будущее, прогнозировать его. Личностная перспектива – способность не только видеть будущее, но и готовность к настоящему, умение его организовывать.

Жизненная перспектива – это совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают для личности максимальную возможность оптимального жизненного продвижения. Жизненная перспектива не всегда открывается тем, кто обладает психологической и личностной перспективной, то есть способен видеть будущее и обладает потенциалом, возможностями, зрелостью.

Человек, обладая личностной перспективной при отсутствии выработанной жизненной позиции, может быстро исчерпать свои возможности и способности, попадая в критические периоды жизни, насыщенные трудностями, противоречиями, стрессами. Часто она открывается тому, кто в настоящем создал систему оптимальных опор (т.е. имеет много разнообразных возможностей), в виде уникальных отношений, жизненной позиции, ценностей.

Поэтому четвертый закон успеха гласит – каждый человек должен знать, что жизнь всегда предоставляет перспективу стать лучше, возможность разрешить свои противоречия, найти в себе силы, чтобы изменить свою жизнь, сделать ее другой .

Здесь хочу привлечь внимание читателей именно к этой формулировке, так как «перспектива стать лучше» (по-другому говоря, перспектива измениться), является индивидуальным способом жизни. Это индивидуальная траектория проявления жизненной активности и инициативности, выбор средств и способов самовыражения.

Стратегия является неким универсальным законом, способом реализации человека в различных сферах жизни. А поскольку каждый строит свою жизнь сам, то и стратегия является индивидуальным открытием каждого.

Авторитетный современный философ, психолог, академик К.А. Абульханова-Славская сказала: «В итоге каждый человек имеет такую жизнь, которую построил сам. Принципиальная разница состоит в том, что один действительно строит свою жизнь, а другой использует лишь то, что имеет в наличии ».

Подводя итоги, можно сказать, что личный успех невозможен по чьей-то указке. Мы являемся участниками в известном смысле уникального проекта – себя, как источника жизненных перемен, событий и поступков, как «кладези» новых, и еще никогда не испробованных возможностей, сил, способностей, стремлений.