Домой / Проверка личности Продавца квартиры / ). Экзамен на профпригодность: правила проведения, гарантии и налоговые "поощрения" (Ларина А.) Об истории независимой оценки квалификации

). Экзамен на профпригодность: правила проведения, гарантии и налоговые "поощрения" (Ларина А.) Об истории независимой оценки квалификации

С 1 января 2017 года работников в России начнут проверять на их соответствие занимаемой должности. Внедрение профстандартов, которых под эгидой Минтруда разработано уже более 800 по разным профессиям, таким образом должно перейти в практическую плоскость. Впрочем, как рассказали Metro представители бизнеса, эксперты и рекрутеры, за два месяца до часа икс конкретные методики даже не утверждены, а работодатели по большей части не слышали о том, что должны работать по новой схеме.

– При этом профстандарты – не отдалённое будущее, а новая реальность для всех без исключения. Соблюдать их обяжут коммерческие организации и даже индивидуальных предпринимателей, – объясняет Татьяна Малицкая из центра «Аскон».

В целом, объясняет она, профстандарты – идея хорошая. Они могут быть полезны как работникам (в планировании карьеры), так и работодателям (в выдвижении требований к знаниям, навыкам, умениям и образованию соискателей).

– По сути, миссия профстандартов - связать образование с трудовой деятельностью, – поясняет Малицкая. – Вспомним довольно распространённую историю, когда первое, о чём просит начинающего специалиста работодатель, - забыть, чему его учили. Создание профстандартов нацелено на то, чтобы вчерашнему ученику не нужно было забывать, а, наоборот, предстояло применять полученные знания. Работодателю же не приходилось бы обучать молодые кадры с нуля.

Если требования к квалификации сотрудников закреплены в законе, тестирование будет обязательным с 2017 года. Работникам целых отраслей (образование, страхование, перевозки) придётся доказать, что они занимают своё место и получают заслуженную оплату.

В остальных сферах процедура формально добровольная, но бизнес будет заинтересован в тестировании, уверены эксперты. А внедрение системы лоббирует Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

– Работника, который не пройдёт аттестацию, придётся перевести на другую должность, дообучить или распрощаться с ним, – говорит Малицкая. – А вот снизить зарплату на вашей нынешней должности работодатель не сможет.

Бизнес-консультант Алексей Генин считает, что бояться введения профстандартов не стоит.

– Я не думаю, что в 2017 году работодатели массово начнут проверять сотрудников и по результатам тестов их «разжаловать», – отмечает он. – Для больших компаний, конечно, соответствие стандартам – дело чести, но они и так жёстко контролируют трудоустройство. Остальные вряд ли захотят гнать всех на тестирование, поскольку им придётся за это заплатить, что, судя по всему, будет недёшево. Кризис в экономике никто не отменял.

Работодатели в целом пока не спешат признавать стандарты, рассказывает Наталья Галузинская, QR-директор Гильдии профессиональных сообществ. В частности, в силу слабой проработки многих из них. Но отраслевые ассоциации, саморегулирующиеся сообщества готовы работать с профессиональными стандартами, предложенными государством.

Сам экзамен, по словам Натальи Галузинской, будет представлять собой аналог ЕГЭ, только с обязательной практической частью. Под­готовиться к нему теоретически можно, но ­лучше уже всё это уметь н­а практике не менее 6­ месяцев.

– После прохождения экзамена результаты оценки нужно будет подождать, – говорит Малицкая. – На проверку экзамена и обработку данных ЦОКам закон отводит до 30 дней. По прошествии этого времени экзаменуемый получит свидетельство о квалификации, а при неудовлетворительном результате - заключение о прохождении профессионального экзамена с рекомендациями. Кстати, его можно будет оспорить. Эта процедура также предусмотрена в законе. Все выданные свидетельства квалификации, иными словами, каждый соответствующий профстандартам специалист, будут фиксироваться в едином реестре.

В соответствии с частью 3 статьи 63 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446; 2013, № 27, ст. 3459, 3477; № 30, ст. 4038; № 39, ст. 4883; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6951; 2014, № 23, ст. 2930; № 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; № 43, ст. 5798; № 49, ст. 6927, 6928; 2015, № 1, ст. 72, 85; № 10, ст. 1403, 1425; № 14, ст. 2018; № 27, ст. 3951; № 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397; № 51, ст. 7245; 2016, № 1, ст. 9, 28), подпунктом 5.2.81 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2013, № 16, ст. 1970; № 20, ст. 2477; № 22, ст. 2812; № 33, ст. 4386; № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1296; № 26, ст. 3577; № 30, ст. 4307; № 37, ст. 4969; 2015, № 2, ст. 491; № 12, ст. 1763; № 23, ст. 3333; 2016, № 2, ст. 325), приказываю:

Утвердить:

Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности согласно ;

форму медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных работ согласно .

Министр В.И. Скворцова

5. Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации (заместитель руководителя медицинской организации, руководитель структурного подразделения медицинской организации), соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный № 39438) по специальности «профпатология».

6. Для проведения экспертизы профессиональной пригодности работник представляет в медицинскую организацию:

документ, удостоверяющий личность;

направление, выданное медицинской организацией, проводившей обязательный медицинский осмотр, в ходе которого выявлены медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ;

медицинское заключение по результатам обязательного медицинского осмотра, выданное работнику.

7. Врачебная комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления в медицинскую организацию документов, указанных в настоящего Порядка, рассматривает данные документы.

8. Врачебная комиссия медицинской организации на основании результатов обязательного медицинского осмотра выносит одно из следующих решений о признании работника:

пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ;

временно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ;

постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.

В случае вынесения решения о временной непригодности по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ указывается обоснование данного решения и сроки временной непригодности с рекомендациями о проведении дополнительных исследований (лабораторных, инструментальных исследований) и (или) соответствующего лечения.

Окончательное решение выносится комиссией после представления результатов проведенных исследований и (или) лечения.

9. Решение врачебной комиссии оформляется в виде протокола.

10. В случае невозможности на основании документов, указанных в настоящего Порядка, определить соответствие состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ, врачебная комиссия выносит решение о назначении проведения в отношении работника осмотров врачами-специалистами (исследований).

11. В случае если при проведении экспертизы профессиональной пригодности врачебной комиссией назначено проведение осмотров врачами-специалистами (исследований), время проведения которых превышает срок, указанный в настоящего Порядка, срок проведения экспертизы профессиональной пригодности продлевается до получения результатов этих осмотров (исследований), но не более чем на 30 рабочих дней.

Данное решение врачебной комиссии, содержащее мотивированное обоснование, отражается в протоколе врачебной комиссии.

12. На основании протокола врачебной комиссии уполномоченный руководителем медицинской организации медицинский работник оформляет медицинское заключение о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ (далее - Медицинское заключение) по форме, предусмотренной к настоящему приказу.

13. Медицинское заключение оформляется в течение 3 рабочих дней со дня вынесения одного из решений врачебной комиссии, указанных в настоящего Порядка.

14. Медицинское заключение оформляется в двух экземплярах, один из которых:

выдается работнику для предъявления работодателю, о чем работник расписывается в журнале регистрации Медицинских заключений;

вклеивается в медицинскую документацию работника, оформленную в медицинской организации, и хранится в течение 50 лет.

_____________________________

* Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1965; № 37, ст. 5002; 2013, № 3, ст. 207; № 16, ст. 1970).

** Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2012 г., регистрационный № 24516) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 886н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2013 г., регистрационный № 30714).

(наименование медицинской организации, адрес, код ОГРН)

Медицинское заключение

о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ

от «___» __________ 20___ г. № ______

Фамилия, имя, отчество (при наличии) ____________________________________

Дата рождения: число _______ месяц __________ год _______________________

Место регистрации:

субъект Российской Федерации ____________________________________________

район ___________________________________________________________________

город _______________________ населенный пункт __________________________

улица ______________ дом _____ корпус (строение) _____ квартира _________

Наименование работодателя: ______________________________________________

_________________________________________________________________________

Наименование структурного подразделения работодателя, должности

(профессии) или вида работы _____________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Виды работ, к которым выявлены медицинские противопоказания _____________

_________________________________________________________________________

Заключение врачебной комиссии (нужное подчеркнуть):

1. Работник признан пригодным по состоянию здоровья к выполнению

отдельных видов работ.

2. Работник признан временно непригодным по состоянию здоровья

к отдельным видам работ.

3. Работник признан постоянно непригодным по состоянию здоровья

к отдельным видам работ.

Председатель врачебной комиссии

Члены врачебной комиссии:

__________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

__________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

__________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

__________________ ________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Обзор документа

Регламентирован порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности.

Такая экспертиза проводится в отношении работников (лиц, поступающих на работу), у которых при проведении обязательного медицинского осмотра выявлены медицинские противопоказания к выполнению отдельных видов работ. Цель экспертизы - определить, может ли работник по своему состоянию здоровья выполнять отдельные виды работ.

Экспертиза профпригодности проводится по результатам предварительных и периодических медосмотров в медорганизации, имеющей соответствующую лицензию. Для проведения экспертизы в медорганизации формируется постоянно действующая врачебная комиссия.

Работник для проведения экспертизы представляет удостоверение личности, направление и медзаключение по результатам обязательного медосмотра. При необходимости комиссия может назначить проведение в отношении работника осмотров врачами-специалистами (исследований).

Комиссия может признать работника пригодным, временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ. При вынесении решения о временной непригодности даются рекомендации о проведении дополнительных исследований и (или) соответствующего лечения, по результатам которых принимается окончательное решение.

Установлена форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ. Один экземпляр заключения выдается работнику для предъявления работодателю, второй вклеивается в медицинскую документацию работника и хранится в течение 50 лет.

(Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена")

Летом 2016 года был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Закон N 238-ФЗ), положения которого начинают действовать 1 января 2017 года (ст. 12 этого Закона). Закон стал очередным в череде документов, принятых с целью проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации - это процедура, в результате прохождения которой лицо, претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности (соискатель), подтверждает соответствие квалификации положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона N 238-ФЗ).

Независимую оценку квалификации в форме профессионального экзамена проводят центры оценки квалификаций по Правилам, утвержденным комментируемым Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена" (далее - Правила).

Правила определяют:

Перечень размещаемых в сети Интернет и необходимых для независимой оценки квалификации сведений и документов;

Процедуру оплаты услуг по проведению профессионального экзамена;

Состав комплекта документов, представляемого соискателем или его представителем, для прохождения профессионального экзамена;

Порядок приема документов для экзамена и осуществления информирования соискателя или законного представителя о результатах рассмотрения заявления и комплекта документов;

Порядок проведения профэкзамена, сроки оформления его результатов, сроки выдачи свидетельства о квалификации.

Об истории независимой оценки квалификации

Начало процессу независимой оценки квалификации положил Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании". Этот документ дополнил ТК РФ статьей 195.1 "Понятия квалификации работника, профессионального стандарта". Понятиям, указанным в этой статье, даны следующие определения:

- квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта его работы;

- профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Закон N 236-ФЗ внес дополнение и в статью 57 ТК РФ, установив необходимость применения профстандартов в отношении тех должностей, профессий и специальностей, выполнение работ по которым связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений. В трудовых договорах (контрактах) с работниками наименования таких должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

К примеру, статья 330.2 ТК РФ устанавливает особенности приема лиц на подземные работы. Такие лица не должны иметь медицинские противопоказания к указанным работам и должны удовлетворять соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Согласно спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10), ряд "подземных" профессий дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665. Одной из таких профессий является оператор по подземному ремонту скважин.

Как следует из части 2 статьи 330.2 ТК РФ, работодатель осуществляет проверку соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства РФ от 24.05.2012 N 506 были утверждены Правила проверки соответствия квалификационным требованиям знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы. А позднее Приказом Минтруда России от 19.05.2015 N 303н утвержден профессиональный стандарт "Оператор по подземному ремонту скважин".

Стало быть, при заключении трудового договора с лицом, принимаемым оператором по подземному ремонту скважин, должны выполняться требования статьи 330.2 ТК РФ, в том числе на соответствие профстандарту.

После внесения поправок в ТК РФ разработку профстандартов поручили Минтруду России. Это министерство утверждает методические рекомендации по разработке профстандартов, их макеты и уровни квалификаций. Так, для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников применяются девять уровней квалификации. Они утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".

Каждый уровень описывает четыре показателя:

Полномочия и ответственность;

Характер умений;

Характер знаний;

Основные пути достижения уровня квалификации.

Единые требования к квалификации, установленные соответствующим уровнем, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Спустя два с лишним года после принятия Закона N 236-ФЗ был принят Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Он дополнил ТК РФ двумя статьями - 195.2 и 195.3.

Первая из указанных статей регулирует порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а вторая - порядок применения профстандартов работодателями.

Статьей 4 Закона N 122-ФЗ Правительству РФ дано право устанавливать (с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности. Эта норма начала действовать 1 июля 2016 года.

Ставя цель активизировать деятельность государственных и муниципальных учреждений, государственных компаний и корпораций по внедрению профессиональных стандартов, законодатель полагал, что это позволит повысить эффективность и качество оказания государственных (муниципальных) услуг и выполнения работ указанными организациями.

Наконец, в середине 2016 года был принят Закон N 238-ФЗ.

Этот Закон помимо прочего вменил в обязанности Минтруду России утверждать:

Примерное положение о совете по профессиональным квалификациям;

Требования к центрам оценки квалификаций;

Форму бланка свидетельства о квалификации;

Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

Положения о проведении профессионального экзамена и о разработке оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов;

Порядок формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Эти документы позволят обеспечить единый подход в работе советов, центров оценки квалификаций.

Помимо указанных структур перечисленные документы будут интересны и другим участникам системы независимой оценки квалификаций, в частности работодателям, работникам и соискателям.

Правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 238-ФЗ независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Постановлением N 1204.

Минтруд России подготовил проект приказа об утверждении положения, которым будут определены требования к центрам и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий (http://regulation.gov.ru/projects#npa=50247).

Типовые требования к центру оценки квалификаций утверждены решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 20.05.2015 N 10). Полномочия специализированного центра могут быть у юридического лица, не являющегося образовательной организацией и не учрежденного ею (п. 4.1.1 типовых требований).

Центр может проводить экзамен:

Либо по инициативе самого соискателя (гражданина) и за его счет, а также за счет средств иных граждан и (или) юридических лиц;

Либо по направлению работодателя и за счет его средств в порядке, установленном трудовым законодательством.

Правила (п. 4) предписывают центрам оценки квалификаций и советам по профессиональным квалификациям с 1 января 2017 года в информационных целях размещать на своих сайтах в Интернете следующие сведения и документы:

Наименования квалификаций и требования к ним, предусмотренные профстандартами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

Сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;

Перечень документов, необходимых для прохождения профэкзамена по соответствующим квалификациям;

Комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

Почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса официальных сайтов центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям в сети Интернет;

Адреса мест проведения профэкзамена;

Образец заявления соискателя о проведении профессионального экзамена;

Правила, утвержденные Постановлением N 1204.

Чтобы сдать профэкзамен, соискатель лично или через законного представителя должен представить в центр оценки квалификаций комплект документов, включающий в себя:

- заявление о проведении профессионального экзамена с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профессиональный экзамен, при этом в заявлении соискателем дается согласие на обработку его персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему. Проект приказа с образцом заявления уже разработан Минтрудом России и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects) под автоматически присвоенным системой номером 02/08/06-16/00050245;

- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;

- иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.

Центры будут проводить экзамены на профпригодность на платной основе в соответствии с заключенными договорами о возмездном оказании услуг.

Как уже было отмечено ранее, если профэкзамен будет проводиться по инициативе гражданина (соискателя, работника), то оплатить его он может сам или за счет средств иных физических и (или) юридических лиц (например, родственников).

При проведении профэкзамена по направлению работодателя центр оценки квалификаций должен согласовать с ним дату, место и время проведения экзамена.

Центр должен принять и зарегистрировать комплект документов соискателя, рассмотреть их и проинформировать соискателя или законного представителя о результатах рассмотрения. После чего должны быть определены дата, место и время проведения профэкзамена. Если результат экзамена будет успешным, соискателю или его законному представителю в 30-дневный срок после прохождения профессионального экзамена должно быть выдано свидетельство о квалификации (п. 17 Правил). Свидетельство может быть выдано на руки лично соискателю или по заявлению направлено в его адрес через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Успешно пройденным считается экзамен, по результатам которого соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации (п. 14 Правил).

Оценочные средства - это комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профэкзамена (проект приказа Минтруда России об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects) под автоматически присвоенным системой номером 02/08/06-16/00050252).

Оценочные средства будут содержать:

Информацию о структуре заданий для теоретического этапа профессионального экзамена (с количеством заданий и временем выполнения этого этапа), ключи к тестам (с правильными вариантами ответов и баллами, начисляемыми за верный ответ);

Варианты заданий для практического этапа профессионального экзамена:

на выполнение трудовых функций (трудовых действий) в реальных или модельных условиях (с указанием возможности использования оборудования (инвентаря), расходных материалов, литературы и других источников, информационно-коммуникационных технологий и других возможностей);

для оформления и защиты портфолио;

Критерии оценки (в том числе модельные ответы на типовые вопросы для собеседования).

В случае неудовлетворительной оценки будет выдано заключение о прохождении соискателем профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Отметим, что провал на профэкзамене - это еще не катастрофа. Да, работодатель может расторгнуть трудовой договор по своей инициативе в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Но это основание требует соблюдения целого ряда условий (в частности, проведения аттестации), которые не связаны со вступлением в силу 1 июля 2016 года профстандартов. Это подтверждает и Минтруд России в Информации (п. 10) по вопросам применения профстандартов, направленной письмом от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 для организации разъяснительной работы.

При рассмотрении Госдумой законопроекта, который приобрел силу Закона N 238-ФЗ, думский комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов высказывал опасения относительно того, что работодатель может воспользоваться отрицательными результатами независимой оценки квалификации работника для проведения аттестации (или в качестве критерия при аттестации) с целью его дальнейшего увольнения. Однако такое условие должно быть предусмотрено коллективным и (или) трудовым договором. А спонтанно направить работника на профэкзамен и воспользоваться его результатами работодатель не вправе. "Заваленный" профэкзамен - это скорее повод для направления работника на профессиональное обучение, курсы повышения квалификации.

Соискатель, не явившийся на профессиональный экзамен, допускается к прохождению профессионального экзамена в случаях и на условиях, которые предусмотрены договором (п. 13 Правил).

Результаты профессионального экзамена должны быть оформлены протоколом экспертной комиссии. Этот протокол с копиями документов соискателя и другими материалами экзамена центр должен будет направить в совет по профессиональным квалификациям. На это центру отведено 7 календарных дней после завершения профессионального экзамена.

В свою очередь, совет на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, результатов тестирования, фото-, видеоматериалов и иных материалов экзамена должен проверить, обработать и признать результаты независимой оценки квалификации. Этот же орган принимает решение о выдаче соискателю или законному представителю центром оценки квалификаций свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена.

А информацию о свидетельствах и заключениях о прохождении профэкзамена совет должен будет направить в автономную некоммерческую организацию "Национальное агентство развития квалификаций" (НКО НАРК, официальный сайт www.nark.ru).

Это агентство определено базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров (Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 N 2042-р). Помимо организационной, методологической и консультационной поддержки работодателей это агентство обязано формировать и вести реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Агентство несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре (ч. 2 ст. 10 Закона N 238-ФЗ).

Информацию о свидетельствах и заключениях о прохождении профэкзамена совет должен будет направить в НКО НАРК не позднее 14 календарных дней после завершения профэкзамена.

Договор возмездного оказания услуг по профоценке квалификации может содержать условие об информировании лица, за счет средств которого проводился профессиональный экзамен (работодатель, гражданин и (или) юридическое лицо), о результатах этого экзамена. В этом случае центр оценки квалификаций обязан направить такому лицу в электронном виде копию свидетельства о квалификации (в случае выдачи указанного свидетельства) или копию заключения о прохождении профессионального экзамена соискателем (в случае выдачи указанного заключения).

Гарантии и компенсации работникам, направляемым на профэкзамен

Одновременно с Законом N 238-ФЗ был принят еще один Федеральный закон от 03.07.2016 N 239-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации". Этот Закон внес изменения и дополнения в три статьи ТК РФ - 187, 196 и 197.

Внесенными в статью 187 ТК РФ поправками законодатель сохранил за направляемым на профэкзамен работником место работы (должность) и среднюю заработную плату по основному месту работы. А если для сдачи профэкзамена работнику придется отрываться от работы и ехать в другую местность, то работодатель обязан оплатить такому работнику и командировочные расходы. Эти расходы должны быть оплачены в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки. Изменения действуют с 1 января 2017 года.

Напомним, что перечень возмещаемых при командировке расходов установлен статьей 168 ТК РФ. В этот перечень входят:

Расходы по проезду;

Расходы по найму жилого помещения;

Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

Иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Наиболее вероятна ситуация, при которой экзамен на профпригодность продлится один день. Значит, работник сможет вернуться к своему месту жительства. В этом случае вряд ли у него будут расходы, связанные с наймом жилого помещения, и уж точно работодатель не станет выплачивать ему суточные. Запрет на такие выплаты содержит пункт 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749). Но если работник представит документы, подтверждающие расходы, вызванные необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, и компенсация таких расходов предусмотрена коллективным и (или) трудовым договором, положением о командировках, то работодатель сможет компенсировать их, отразив в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такой позиции придерживается Минфин России (например, Письмо от 10.10.2016 N 03-04-06/58957). Аналогичный вывод содержит Постановление АС Центрального округа от 10.02.2016 N Ф10-47/2016 по делу N А64-2400/2014.

Налоговые "поощрения"

- по налогу на прибыль

Еще одним Федеральным законом, от 03.07.2016 N 251-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации", внесены изменения в ряд статей части второй НК РФ.

Одна часть поправок дополнила перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходами на проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам работников налогоплательщика. В частности, подпункт 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ теперь устанавливает, что при расчете налога на прибыль организаций расходы работодателя на проведение независимой оценки квалификации работников, заключивших с ним трудовой договор, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Правда, при условии, что оценка квалификации работников осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.

Что же касается расходов на проведение независимой оценки квалификации лиц, претендующих на трудоустройство, но еще не заключивших с налогоплательщиком трудовой договор, на основании подпункта 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ такие расходы принять будет нельзя.

Пример. По инициативе управляющей компании (УК) (работодателя) слесаря-ремонтника насосных установок 26 января 2017 года направили в районный центр оценки квалификаций для прохождения профессионального экзамена. Экзамен должен подтвердить соответствие квалификации работника положениям профессионального стандарта "Работник по техническому обслуживанию насосных или компрессорных установок инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (в системах водо- и теплоснабжения)" (утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2015 N 1070н). Экзамен проводился в соответствии с договором на оказание возмездных услуг центром для УК. Стоимость услуги составила (цифра условная) 5 900 руб., включая НДС 18% - 900 руб. Экзамен оплачен работником из средств, выданных под отчет в сумме 7 000 руб.

До центра оценки и обратно работник добирался на междугороднем автобусе. Экзамен проводился один день и был успешно пройден работником. По возвращении из районного центра работник на следующий день представил авансовый отчет о расходах на проезд до районного центра оценки квалификаций и обратно, а также документы, подтверждающие оказание услуги по проведению профэкзамена. Расходы на проезд подтверждены проездными документами на сумму 600 руб. без выделения НДС.

Данный факт хозяйственной жизни отражен в бухгалтерском учете УК следующими записями:

на дату выдачи средств под отчет:

Дебет 71 Кредит 50

7 000 руб. - выданы из кассы УК средства под отчет работнику;

на дату утверждения авансового отчета:

Дебет 20 Кредит 71

5 000 руб. - отражены расходы на оплату профэкзамена согласно акту оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг;

Дебет 19 Кредит 71

900 руб. - отражен НДС согласно счету-фактуре центра оценки квалификаций;

Дебет 20 Кредит 71

600 руб. - отражены расходы работника на проезд в центр оценки квалификаций и обратно;

Дебет 50 Кредит 71

500 руб. - возвращена работником в кассу УК неизрасходованная сумма средств, выданных под отчет.

Заметим, что на рассматриваемые расходы, связанные с прохождением независимой оценки квалификации работниками, заключившими с налогоплательщиком трудовой договор, не распространяется норма, касающаяся включения в состав внереализационных доходов суммы платы за профэкзамен в случае прекращения трудового договора между работником и налогоплательщиком до истечения одного года с даты начала его действия.

Зато налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг и одного года работы физического лица, прохождение независимой оценки квалификации которого было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным трудовым договором. Срок хранения документов должен составлять не менее четырех лет с момента окончания года, в котором проходила независимая оценка квалификации работника.

- по УСН и ЕСХН

Получили право уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с независимой оценкой квалификации, и налогоплательщики, использующие "упрощенку" (подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в редакции п. 5 Закона N 251-ФЗ), и лица, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) (подп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ в редакции п. 4 Закона N 251-ФЗ).

- по НДФЛ

Тем же Законом N 251-ФЗ от обложения НДФЛ освободили доходы работников в виде платы за проведение независимой оценки их квалификации. Эта плата включена теперь в перечень доходов, не подлежащих налогообложению (п. 21.1), который содержит статья 217 НК РФ.

И еще в статье 219 НК РФ (подп. 6 п. 1) появился новый вид социального налогового вычета. Он предоставляется в сумме, фактически уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки его квалификации на соответствие профессиональным стандартам. При этом максимальная величина общей суммы социальных налоговых вычетов осталась неизменной - 120 000 руб. (п. 2 ст. 219 НК РФ).

Любая профессия в Российской Федерации должна соответствовать определенным стандартам, требованиям и полномочиям. Соблюдение профессиональной этики и выполнение прямых должностных обязанностей регламентируется законодательством Российской Федерации.

Профстандарты в России регламентирует № 197 «Трудовой Кодекс РФ» от 30 декабря 2001 года. В нем указаны:

  • процедура применения профстандартов;
  • условия применения профстандартов;
  • сведение о наличии определенной квалификации у работника;
  • иная информация, касающаяся рабочих отношений.

Федеральный Закон № 122 обуславливает поправки, внесенные в законодательные акты, касающиеся профессиональной пригодности, профстандартов и так далее. Был принят настоящий 122 закон в Государственной Думе 24 апреля 2015 года. Одобрен документ членами Совета Федерации 29 апреля того же года. В законную силу вступил законодательных акт о профессиональных стандартах 1 июля 2016.

Так же права трудящихся содержит .

Состоит настоящий закон о профстандартах из 5 статей:

  • Ст 1 — описывает внесенные изменения в Трудовой Кодекс;
  • Ст 2 — содержит поправки, внесенные в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Ст 3 — утратила юридическую силу;
  • Ст 4 — содержит нюансы настоящего законодательного акта;
  • Ст 5 — обуславливает дату вступления в силу ФЗ № 122.

Скачать Федеральный закон 122

Для ознакомления со всеми нюансами установления порядка профстандартов, необходимо ознакомиться с законодательными актами, которые их регламентируют. Все вопросы, касающиеся трудоустройства, осуществление своих обязанностей, больничного, оплачиваемого отпуска, полномочия трудовой инспекции и т.д. указываются в Федеральном Законе ТК РФ. Скачать Трудовой Кодекс в последней редакции можно по

Чтобы узнать все аспекты предоставления профессионального образования, следует изучить весь тест ФЗ № 273. Скачать настоящий ФЗ можно

Внесенные изменения и дополнения после 1 июля 2016 года в вышеуказанные закону содержатся в ФЗ № 122. Скачать закон«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» можно

За какие нарушения грозит привлечение к административной ответственности описано в КоАП России. Ознакомиться с полным текстом настоящего кодекса можно по .

Экспертиза профпригодности (ЭП) представляет собой одну из разновидностей медэкспертизы, при которой проводится освидетельствование, а в случаях когда это необходимо обследование работника, изучение его медицинских данных с целью выдачи заключения, позволяющего трудиться в существующих условиях работы. В статье рассмотрим порядок проведения экспертизы профпригодности, а также действия работодателя после получения результатов экспертизы.

Экспертиза профпригодности

Порядок проведения экспертизы профпригодности

При прохождении ЭП работнику необходимо предоставить в медорганизацию определенный пакет документов, включающий в себя:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • направление из медорганизации, выданное по результатам проводимого медосмотра, при котором были выявлены противопоказания к выполнению определенных работ;
  • заключение, которое было выдано работнику после прохождения обязательного медосмотра.

Все документы, подготовленные и предоставленные работником, комиссия рассматривает в течение 10 рабочих дней. Отсчет срока начинается с момента поступления документов в медорганизацию.

По результатам обязательного медосмотра врачебная комиссия вынесет определенное решение, например:

  • «по состоянию здоровья пригоден к выполнению отдельных видов работ»;
  • «временно непригоден по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ»;
  • «постоянно непригоден по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ».

После того, как комиссией выносится решение о том, что работник является профессионально непригодным, она должна сделать следующее:

  1. Предоставить обоснование своего решения;
  2. Определить срок, на который работник будет признан непригодным;
  3. Дать рекомендации по проведению дополнительных исследований (например, лабораторных), а при необходимости и лечения.

Решение после проведения экспертизы профпригодности

По завершении всех мероприятий будет принято окончательное решение о пригодности или непригодности работника в профессиональном плане.

Важно! В том случае, если на основании документов, которые предоставил работник экспертной комиссии невозможно определить соответствует ли его здоровье возможностям выполнения отдельных видов работ, то комиссия может назначить осмотр специалистами. Причем, если срок такого осмотра будет превышать 10 рабочих дней, отведенных на принятие решения о профпригодности, то он может продлеваться до 30 рабочих дней, а именно до получения результата осмотров. Более чем на 30 дней срок увеличен быть не может.

Конечное решение комиссии оформляется в виде протокола, который служит основанием для медзаключения о непригодности или пригодности к отдельным видам работ. Протокол составляется по форме, указанной в приложении 2 Приказа Минздрава №282н.

Медзаключение оформляют в 2 экземплярах в срок до 3 рабочих дней с момента вынесения решения врачебной комиссией. Один экземпляр заключения выдают работнику для того, чтобы он предъявил его своему работодателю, при этом работник ставит подпись в журнале регистрации медзаключений. А второй экземпляр вклеивается в медицинские документы работника, оформленные в медорганизации и хранится на протяжении 50 лет.

Что делать если работник признан непригодным к работе

Если работник по результатам проведенной экспертизы был признан непригодным к выполнению отдельных видов работ, то работодатель обязан перевести его на работу, которая по состоянию здоровья не противопоказана ему. В том случае, если от перевода работник отказывается, либо подходящий вакансии в компании нет, работодатель вправе уволить его по п. 8 ч.1 ст. 77 ТК РФ.

Таким образом, если прежнюю работу сотрудник по медицинскому заключению выполнять не может, работодатель переводит его на иную работу. При этом важно согласие работника на перевод на иную работу, не имеющую противопоказаний по состоянию здоровья. Работодатель должен направить работнику предложение, в котором будет указывается перечень должностей, из которых работник может выбрать наиболее подходящую. Такое предложение составляется в свободной форме, специальных бланков для него не предусмотрено. Все предлагаемые должности должны соответствовать тем ограничениям по труду, указанным в медзаключении работника, а также подходить по состоянию здоровья. На предложение от работодателя работник обязан дать ответ в письменном виде, который будет сообщать о его согласии на перевод или отказ от перевода.

Если работник на перевод согласен, то к его трудовому договору оформляется дополнительное соглашение, издается приказ, а также вносится запись в трудовую книжку работника и его личную карточку. В случае перевода работника по медпоказаниям размер заработной платы на новой работе не будет иметь значения: она может быть как выше, так и ниже прежней. Если работника перевели на работу с меньшей зарплатой, то в течение 1 месяца с момента перевода за ним сохраняется прежний средний заработок. При переводе на иную работу в результате полученных увечий или профзаболеваний, за работником сохраняется средний заработок до того момента, пока ему не установят инвалидность или е наступит выздоровление.

Увольнение работника по итогам экспертизы профпригодности

Если подходящих вакансий в компании или нет, либо работник отказывается от предлагаемой ему должности, то дальнейшие действия работодателя будут зависеть от того, на какой срок по медзаключению работника необходимо перевести на иную работу. Если это временный перевод не более 4 месяцев, то работника просто отстраняют от работы на указанный срок. При этом за работником сохраняется его должность. Однако, зарплата и иные выплаты за этот период начислять не нужно, если иное не предусматривается в трудовом (коллективном) договоре или действующим законодательством. Если перевод требуется более чем на 4 месяца, либо постоянно, то в случае отказа от предлагаемой должности, а также при отсутствии вакансий, работодатель вправе уволить его (73 ТК РФ). В данном случае подобное увольнение не признается нарушением прав работника, оно направлено исключительно на охрану его здоровья.

Важно! Такое увольнение не рассматривается как увольнение по инициативе работодателя, поэтому работник может быть уволен даже во время болезни.

Отдельные правила увольнения предусматриваются для руководителей компаний, замов и главбухов. Даже в том случае если срок перевода меньше 4 месяцев, таких сотрудников можно уволить. Но с согласия работника, трудовое соглашение с ним может не расторгаться. Его просто можно отстранить от работы на определенный период времени, согласованный сторонами. При этом зарплата за это время не начисляется.