Домой / Проверка личности Продавца квартиры / Фундаментальные исследования. Духовные ценности и их характерные черты

Фундаментальные исследования. Духовные ценности и их характерные черты

Отмечается, что духовные ценности составляют фундамент культуры. Существование культурных ценностей характеризирует именно человеческий способ бытия и уровень выделения человека из природы. Ценность можно определить как общественную значимость идей и их обусловленность потребностями и интересами человека. Для зрелой личности ценности функционируют как жизненные цели и мотивы ее деятельности. Реализуя их, человек делает свой вклад в общечеловеческую культуру.

Ценности как часть мировосприятия обусловлены существованием общественных требований. Благодаря этим требованиям человек мог руководствоваться в своей жизни образом должного, необходимого соотношения вещей. Благодаря этому ценности формировали особенный мир духовного бытия, который поднимал человека над реальностью.

Ценность - явление общественное, поэтому к ней не может быть однозначно применен критерий истинности или ложности. Системы ценностей формируются и изменяются в процессе развития истории человеческого общества. Поэтому критерии ценностного выбора всегда относительны, они обусловлены текущим моментом, историческими обстоятельствами, они переводят проблемы истины в моральную плоскость.

Ценности имеют много классификаций. Согласно традиционно сложившимся представлениям о сферах общественной жизни ценности делятся на “материальные и духовные ценности, ценности производственно-потребительские (утилитарные), социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные”.1 Нас интересуют духовные ценности, которые являются центром духовной жизни человека и общества.

Существуют духовные ценности, которые мы находим на разных этапах развития человечества, в разных общественных формациях. К таким базовым, общечеловеческим ценностям относятся ценности добра (блага), свободы, истины, творчества, красоты, веры.

Что касается буддизма, то проблема духовных ценностей занимает в его философии главное место, поскольку сущностью и целью бытия, согласно буддизму, является процесс духовного поиска, совершенствования личности и общества в целом.

Духовные ценности с точки зрения философии включают в себя мудрость, понятия истинной жизни, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. На современном этапе развития буддийской философии ее школы расставляют новые акценты в понятиях о духовных ценностях. Важнейшими духовными ценностями становятся взаимопонимание между нациями, готовность к компромиссу ради достижения общечеловеческих целей, то есть главной духовной ценностью является любовь в самом широком смысле этого слова, любовь ко всему миру, ко всему человечеству без разделения его на нации и народности. Эти ценности органически вытекают из базовых ценностей буддийской философии. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей. В буддизме духовные ценности непосредственно управляют всей жизнью человека, подчиняют себе всю его деятельность. Духовные ценности в философии буддизма условно разделены на две группы: ценности, имеющие отношение к внешнему миру, и ценности, относящиеся к внутреннему миру. Ценности внешнего мира тесно связаны с социальным сознанием, понятиями этики, морали, творчества, искусства, с пониманием целей развития науки и техники. К ценностям внутреннего мира относят развитие самосознания, совершенствование личности, духовное воспитание и т. п.

Буддийские духовные ценности служат решению проблем реальной, материальной жизни посредством воздействия на внутренний мир человека.

Мир ценностей - это мир практической деятельности. Отношение человека к явлениям жизни и их оценка осуществляются в практической деятельности, когда индивид определяет, какое значение предмет имеет для него, в чем его ценность. Поэтому, естественно, духовные ценности буддийской философии имели практическое значение в формировании традиционной культуры Китая: они внесли свой вклад в развитие эстетических основ китайской литературы, искусства, в частности пейзажной живописи и поэзии. Китайские художники обращают главное внимание на внутреннее содержание, духовный настроение того, что они изображают, в отличие от европейских, которые в первую очередь стремятся к внешней схожести. В процессе творчества художник ощущает внутреннюю свободу и отражает свои эмоции в картине, таким образом, духовные ценности буддизма имеют большое влияние и на развитие искусства китайской каллиграфии и Цвигун, ушу, медицины и т. д.

Хотя практически все философские системы, так или иначе, затрагивают вопрос о духовных ценностях в жизни человека, именно буддизм занимается ими непосредственно, так как основные проблемы, которые призвано решать буддийское учение - это проблемы духовного, внутреннего совершенствования человека.

Духовные ценности. Понятие охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т. п.

Понятия «духовные ценности» и «духовный мир личности» неразрывно связаны. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к ценностям, связанным со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, смысла своей деятельности, ее целей и средств их достижения.

К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек -- необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию -- принципиальное отличие человека от всех других живых существ.

Духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции -- субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя и радости, любви и ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, способная не только обладать «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти -- чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. Для управления как этими сторонами духовной жизни, так и всей деятельностью человека в ходе его развития вырабатывается воля. Воля -- это сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения поставленной цели.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как вместилище общечеловеческих ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые, но вполне ощутимые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ (АКСИОЛОГИЯ)

Одним из первых мыслителей-философов, кто поставил вопрос о сущности и ценности блага, был Сократ. Связано это было с кризисом афинской демократии, сменой культурных образцов организации бытия человека и общества, потерей ориентиров в духовной жизни людей.

В дальнейшем в философии стало развиваться и утверждаться учение о природе ценностей, закономерностях их возникновения, становления и функционирования, их месте и роли в жизни человека и общества, о связи ценностей с другими феноменами жизни людей, о классификации ценностей и их развитии. Оно получило название аксиология (от греч. axia - ценность и logos - слово, учение). Впервые данное понятие было применено французским мыслителем П. Лапи в 1902 г., а потом немецким философом Э. Гартманом в 1908 г.

Для юридических наук и юридической практики феномен "ценность" имеет большое значение, так как в контексте понимания и трактовки ценностей в стране принимаются нормативные акты, характеризуются деяния субъектов в судебных процессах. В деятельности судов феномен ценности присутствует всегда и во всем.

Нельзя также исключить ценность из целеполагания людей, из формулирования концепций будущего, из отношений между людьми и странами, из процессов преемственности традиций, обычаев, укладов, культур в жизни этносов, народностей и наций.

ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

  • причины и источники возникновения ценностей в жизни человека и общества;
  • критерии классификации ценностей;
  • классификацию ценностей;
  • представителей философской мысли, разрабатывавших проблему ценностей;
  • содержание и особенности ценностей в современной России; уметь
  • осмысливать место и роль ценностей в юридической деятельности;
  • применять знания о ценностях в определении роли права и закона в жизни человека и общества;
  • анализировать ценностные аспекты в юридической теории и практике;
  • прогнозировать развитие ценностей в современной России; владеть навыками
  • использования положений аксиологии в оценке противоправных деяний;
  • применения ценностного подхода в практической деятельности юриста;
  • включения ценностных регулятивов в формирование личности юриста;
  • разработки нормативных документов с позиций ценностного подхода.

Сущность ценностей и их классификация

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований появилось несколько типов концепций ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Натуралистический психологизм сформировался в результате исследований А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи, К. И. Льюиса и др. По их утверждениям, источник ценностей находится в биопсихологически интерпретированных потребностях человека. Сами же ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. В рамках данного подхода используется феномен "стандартизации ценностей", т.е. к ценностям можно относить любые предметы , которые удовлетворяют потребности человека.

Концепция аксиологического трансцендентализма , созданная баденской школой неокантианства, трактует ценность как идеальное бытие нормы , соотносящееся не с эмпирическим, а с "чистым", трансцендентальным, или нормативным, сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности

нс зависят от человеческих потребностей и желаний. В результате сторонники данной концепции ценностей становятся на позиции спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий "логос". Как вариант, Н. Гартман для освобождения аксиологии от религиозных предпосылок обосновывает феномен независимого существования сферы ценностей.

Концепция персоналистического онтологизма сформировалась в недрах аксиологического трансцендентализма как способ обоснования существования ценностей вне реальности. Наиболее видный представитель данных воззрений Макс Шелер (1874-1928) утверждал, что реальность ценностного мира гарантирована "вневременной аксиологической серией в Боге", несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Более того, сам тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Согласно утверждениям М. Шелера ценность существует в личности и имеет определенную иерархию, нижнюю ступеньку в которой занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний. Более высокие ценности - это образ прекрасного и познание. Высшей ценностью является святое и идея Бога.

Для культурно-исторического релятивизма , у истоков которого стоял

В. Дильтей, характерна идея аксиологического плюрализма , под которым понималась множественность равноправных ценностных систем, опознающихся при помощи исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурно-исторического контекста.

Интересным является тот факт, что многие последователи В. Дильтея, например О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, II. Сорокин и др., раскрывали содержание ценностного смысла культур посредством интуитивис.тского подхода.

Что касается социологической концепции ценностей , родоначальником которой был Макс Вебер (1864-1920), то в ней ценность трактуется как норма , способ бытия которой является значимостью для субъекта. Данный подход М. Вебер применил для интерпретации социального действия и социального знания. В последующем позиция М. Вебера была развита. Так, у Ф. Знанецкого (1882-1958) и особенно в школе структурно-функционального анализа понятие "ценность" приобрело обобщенно-методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. По представлениям ученых, ценностью является любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценности.

В материалистической философии к трактовке ценностей подходят с позиций их социально-исторической, экономической, духовной и диалектической обусловленности. Реальные ценности для человека, сообществ конкретны, историчны и обусловлены характером деятельности людей, уровнем развития общества и направленностью развития данных субъектов, они носят конкретно-исторический характер, и для выявления их природы и сущности следует использовать диалектико-материалистический подход и такой критерий, как мера, который характеризует переход количественных показателей в качественные.

Ценность - это совокупность социальных и природных предметов (вещей, явлений, процессов, идей, знаний, образцов, моделей, стандартов и т.д.), которые обусловливают жизнедеятельность человека, общества в рамках меры соответствия объективных законов развития человека или общества и ожидаемых (планируемых) людьми целей, результатов.

Ценность появляется в результате сравнения, выраженного посредством умозаключения в определенном суждении, предметов реального мира (идеальных образов), которые могут и предопределяют развитие (прогрессивное или регрессивное) человека и сообщества, с теми, которые не могут, не способны или противоречат данному процессу. Это может происходить и часто происходит на уровне чувств, а не на уровне познанных законов развития, например, человеческого организма.

Ценности закрепляются в различных формах, например добра , если это относится к моральной деятельности, моральному поведению, отношению, сознанию, или в формах, отражающих содержание прекрасного, совершенного, если это относится к эстетической стороне общественного сознания и деятельности, в канонах конкретных религий, если это связано с конфессиональной жизнью человека и общества, в нормативных актах, регламентирующих общественные отношения с использованием государственного принуждения, и т.д.

Другими словами, категория "ценность" отражает в качественном выражении степень соответствия, совпадения реального или мыслимого явления (вещей, процессов, мыслей и т.д.) потребностям, целям, устремлениям, планам, программам конкретной личности, сообщества, страны, партии и т.д., которые обусловливают процесс гармоничного и эффективного развития ранее перечисленных субъектов. Именно поэтому предметы реального мира, связи и взаимодействия между людьми приобретают признаки, которые переводят образцы, модели, стандарты человеческого бытия в разряд ценностей.

Ценности возникают, формируются и утверждаются в сознании конкретного человека на основе его реальной деятельности, взаимоотношений с природой и с себе подобными посредством определенного критерия, которым с позиций философского и общенаучного закона развития природы, общества, в том числе и личности, согласно закону взаимоперехода количественных изменений в качественные, является мера соответствия. Любым феноменам бытия как отдельного человека, так и общества можно придать статус ценности. Данный критерий раскрывает "предел", своеобразную "границу", за которыми изменение количества, т.е. содержания явлений, процессов, знаний, образований и т.д., влечет за собой изменение их качества или "переход" их в ценность.

Следует обратить внимание па тот факт, что данный критерий не только позволяет людям определять момент перехода феноменов бытия людей в ценность, но одновременно с этим моментом "внутренне" включается

в ценность, преобразуя компоненты жизни людей в эго качественное их свойство.

С одной стороны, данный критерий конкретен , а с другой - относителен , ибо для разных людей и сообществ он требует уточнения, "наполнения" количественным содержанием, так как реальные условия жизни человека и общества изменяются. Например, если взять такой компонент жизни человека как вода , то критерий перехода его в ценность для жителей средней полосы и пустыни будет различным по содержанию.

Содержательно отличным будет данный критерий и для такого компонента жизни людей, как право. Так, если этот компонент включен в жизнедеятельность общества с демократическим режимом, содержание критерия "мера соответствия" будет включать обширные количественные признаки, которые будут совсем другими, чем в стране, где имеет место тоталитаризм. Классифицировать ценность можно по разным основаниям. В контексте философского подхода в качестве такого основания можно использовать требования, заключенные в закономерных связях категорий "общее - особенное - единичное" (рис. 11.1), т.е. изначально по родовому признаку, потом но видовому и далее - но типическому. С учетом того, что ценность является феноменом социальным, предопределяется и обусловливается объективными закономерностями развития человека и общества, а в качестве се сущностного признака-критерия выступает мера соответствия законам развития личности , общества , родовым ее "носителем" будут являться все предметы реального мира , а также духовные образования , которые соответствуют объективным закономерностям развития человека и общества.

Рис. 11.1. Вариант классификации ценностей

Так как все наши отношения отражены в формах общественного сознания, формы проявления ценностей можно классифицировать по формам общественного сознания. Такой подход позволяет выделить следующие формы ценностей: конфессиональные (религиозные); моральные (нравственные); правовые ; политические ; эстетические ; экономические ; экологические и т.д.

Виды ценностей непосредственно связаны с основными субъектами бытия социального: человеком и общностями людей. Они могут быть обусловлены такими показателями, как уровень воздействия ценностей на личность и на общество в целом; характер воздействия ценностей на социум.

Данные признаки раскрывают содержание взаимодействия личности с другими субъектами общественных отношений. Следовательно, по каждому из выделенных признаков в конкретном роде ценностей можно будет выделить свои подвиды.

По уровню воздействия на процесс развития ценности могут быть классифицированы по следующим показателям: революционные , эволюционные , контрреволюционные.

По характеру воздействия ценности в каждом виде могут быть классифицированы по следующим результатам: вызывающие позитивное развитие; вызывающие негативное развитие.

Вызывающие позитивное развитие, или так называемые социально одобряемые изменения в личности и обществе, - это такие ценности, которые по характеру воздействия на социум или личность придают им нужную, в соответствии с законами развития, обусловленность и детерминацию. Их перечень достаточно обширен и включает в себя сверхинтеллектуальность, сверхмотивацию, счастливый случай, талантливость, гениальность, одаренность и т.д.

Негативные , или так называемые социально не одобряемые, ценности это такие ценности, которые по своему характеру воздействия на социум или личность придают им ненужную , часто, может быть, даже прямо противоположную, в соответствии с законами развития, обусловленность и детерминацию. В контексте данного подхода их можно подразделить следующим образом. Во-первых, они могут быть сугубо личностного направления. Во-вторых, они могут, наряду с личностными негативными воздействиями, включать антисоциальное действие (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками, близкими. В-третьих, они могут характеризоваться сочетанием упорного антисоциального действия личности с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими личностями. В-четвертых, они могут быть полностью антисоциальными.

Признанной и достаточно востребованной в научной литературе является классификация ценностей, разработанная В. П. Тугариновым . Она содержит три ступени.

На первой ступени автор делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. К первым он относит ценности, которые вызывают положительные эмоции и получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания, ко вторым - те, которые вызывают отрицательные эмоции и получают отрицательные оценки.

На второй ступени, в зависимости от принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия , автор делит их на индивидуальные , групповые и общечеловеческие. Здесь все очевидно. К индивидуальным относятся те ценности, которые имеют значимость для одного человека (индивида), к групповым - те, которые имеют значимость для группы людей. Наконец, к общечеловеческим относятся те ценности, которые имеют значимость для всего человечества.

ценности жизни, ибо они предопределены биологическим существованием человека, его физиологическим бытием;

- ценности культуры, ибо они обусловлены результатами духовно- преобразовательной деятельности человека, созданием им "второй природы" своего бытия.

В свою очередь, ценности жизни включают в себя следующие феномены: а) саму жизнь человека, ибо только ее наличие позволяет выявить другие ценности и пользоваться ими ; б) здоровье человека; в) труд как способ существования общества и основа формирования самого человека;

  • г) смысл жизни как цель, которая придает этой жизни высшую ценность;
  • д) счастье и ответственность быть личностью; е) общественная жизнь как форма и способ бытия человека; ж) мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей; з) любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, являющийся основой патриотизма и героизма; и) дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей; к) материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.

Что касается ценностей культуры, то В. П. Тугаринов делит их на три подгруппы: 1) материальные ценности; 2) духовные ценности; 3) социально-политические ценности.

К материальным ценностям, или материальным благам, относятся предметы, удовлетворяющие материальные потребности людей и обладающие двумя важными свойствами: а) они дают основу реальной активности людей, жизнь; б) являются значимыми сами по себе, ибо без них не может быть жизни ни у человека, ни у общества.

К духовным ценностям относят те феномены реальной жизни, которые удовлетворяют потребности духовной жизни людей. Эго достаточно поли- аспектный феномен, который востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества: а) результаты духовного творчества людей; б) различные виды и формы этого творчества (литература, театр, мораль, религия и т.д.).

К социально-политическим ценностям ученый относит все то, что обслуживает потребности социальной и политической жизнедеятельности людей. В качестве таковых выступают: а) различные социальные институты (государство, семья, общественно-политические движения и т.д.);

б) нормы общественной жизни (право, мораль, обычаи, традиции, уклад жизни и т.д.); в) идеи, обусловливающие устремления людей (свобода, равенство, братство, справедливость и т.д.).

Особенностью социально-политических ценностей является то, что они имеют отношение и к материальной, и к духовной жизни человека. Их отсутствие воспринимается людьми как насилие и над телом, и над духом. Им присущ двойственный характер. Они есть результат творчества и человека, и общества с его институтами.

Особое место в такой классификации ценностей автор отдает образованию, или просвещению, которое занимает промежуточное положение между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе является социальной ценностью, а по содержанию - духовной.

Есть в современной философской мысли и другие варианты классификации ценностей. Однако все имеющиеся подходы в той или иной степени уточняют или дополняют уже изложенные варианты.

  • См.: Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л.. 1960.
  • В некоторых культурах, например в буддизме, жизнь не рассматривается как высшая ценность.

В обыденно-жизненной практике мы часто употребляем выраже­ние "социальная ценность", "приоритет", "ценное в человеке", "ценное открытие", "моральные и эстетические ценности", "честь", которые фиксируют в разнородных предметах какое-то общее свойство - быть тем, что может вызвать у разных людей (групп, слоев, классов) совсем разные чувства.

Однако определение обыденным сознанием положительной или отрицательной значимости материальных предметов, правовых или мо­ральных требований, эстетических склонностей, интересов, потребностей оказывается явно недостаточным. Если стремиться познать природу, сущность этой значимости (значение чего-либо), то необходимо опреде­лить, что такое общечеловеческие и социально-групповые, классовые ценности. "Приписывание" предметам ценности как таковой через их полезность, предпочтительность или пагубность не позволяет понять ни механизм возникновения и функционирования ценностного измерения системы "человек - окружающий мир", ни того, почему погибают одни социальные установки, а на смену им приходят другие.

Безусловно, необходимо отметить существование общих ценно­стей, которые выступают как определенные регулятивные принципы че­ловеческого поведения и деятельности. Однако это положение нельзя абсолютизировать. В противном случае мы так или иначе приходим к признанию, что история общества есть реализация системы "вечных цен­ностей". Тем самым невольно игнорируется социально-экономическая основа общественного строя.

Ценности выражают прежде всего общественно-исторические отношение к значимости всего того, что так или иначе включено" в сферу действенно-практических связей системы "человек - окру­жающий мир". Необходимо подчеркнуть, что общественные и личные потребности, цели, интересы есть не только отражение изменчивого общественного бытия людей, но и являются внутренним, эмоционально-психологическим мотивом этого изменения. Материальные, духовные и социальные потребности составляют тот естественно-историчес­кий базис, на котором возникают ценностные отношения человека к объективной реальности, к своей деятельности и ее результатам.

Ценностный мир как отдельного человека, так и общества в це­лом имеет определенный иерархический порядок: разные типы ценно­стей взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом.

Ценности можно разделить на предметные (материальные) и иде­альные (духовные).

К материальным ценностям относятся потребительные стоимо­сти, отношение собственности, совокупность материальных благ и т.д.

Социальные ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д.


Политические ценности - это демократия, права человека.

Духовные ценности бывают этические и эстетические. Этиче­ские- это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетиче­ские - область чувств, природные качества предметов, образующие их внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей- предметы искусства, которые составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму человеческого таланта.

Мир ценностей разнообразен и неисчерпаем, как многогранны и неисчерпаемы общественные интересы и потребности личности. Но, в отличие от потребностей, которые направлены непосредственно на какой-то предмет, ценности относятся к сфере необходимости. На­пример, добро, справедливость как ценности существуют не фак­тически, а как значимости. А значимость ценностей определяется в соотношении с потребностями общества и уровнем его экономического развития.

Человечество не только создает ценности в процессе обществен­но-исторической практики, но и оценивает их. Оценка есть единство оценочного суждения (оценки процесса) и оценочных отношений (оцен­ки результата). Понятие оценки неразрывно связано с понятием ценно­сти. Как один из сложных и специфических моментов познания дейст­вительности процесс оценки содержит в себе моменты субъективности, условности, релятивности, но не сводится к ним, если оценка истинная Истинность же оценки заключается в том, что она адекватно отражает интерес познающего субъекта, а также в том, что в ней выявляется объ­ективная истина.

Научная оценка - оценка достижений и неудач науки, деятель­ности ученых и научных учреждений. Научная ценность той или иной объективной истины определяется тем, насколько глубоко отражает эта истина сущность вещей и как она служит на практике человечеству в его прогрессивном историческом развитии.

Политическая оценка - это осознание того, какую ценность представляют собой определенные явления общественной жизни для класса, социальной группы с позиций которых делается оценка.

Моральная оценка представляет собой важнейший элемент мо­рали как формы общественного сознания. Моральные правила и идеалы образуют то мерило, с помощью которого оцениваются конкретные человеческие поступки и общественные явления - как справедливые и несправедливые, хорошие или плохие и т.д.

Эстетическая оценка как один из моментов художественного освоения действительности заключается в сопоставлении произведений искусства и жизненных явлений с эстетическими идеалами, которые са­ми в свою очередь рождаются жизнью и преломляются через призму социальных отношений.

Оценки глубоко проникают в повседневную практическую жизнь человека. Они сопутствуют ему, составляют важную часть мировоззре­ния, индивидуальной и общественной психологии социальных групп, классов, общества.

Обобщенным критерием общечеловеческих ценностей явля­ется обеспечение личных свобод и прав каждого индивида, охрана физических и духовных сил, материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию че­ловека. В истории человечества именно эти ценности наиболее остро чувствовали, ярко и образно выражали гуманисты-писатели, философы, поэты, художники, ученые. Необходимо подчеркнуть, что эти ценности, в какой бы национально-традиционной форме они ни выражались, вы­ступают в качестве общепризнанных, хоть, может быть, не все люди сразу безоговорочно и автоматически их понимают как общечеловече­ские. Здесь следует учитывать и конкретно-исторические условия бытия каждого народа, его участие в общем потоке мировой цивилизации Раз­витие человечества - естественно-исторический процесс Общечеловече­ские ценности - результат этого процесса, их сущность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меняются или актуализиру­ются, становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию цен­ностей, понять соотношения общечеловеческих, национальных, социаль­но-классовых и индивидуальных интересов, потребностей.

Ценности в любом обществе являются внутренним стержнем кул1-туры, характеризуют качество культурной среды, в которой живет чело­век, формируется как личность. Они - действенная сторона духовной жизни. В них проявляются отношения человека, общества к миру, который удовлетворяет или не удовлетворяет человека, и именно поэтому ценности помогают социализации человека, его самоопре­делению, включению в конкретно-исторические условия культур­ного бытия.

1

Статья посвящена переосмыслению проблем духовности и нравственности, определяющих формирование личности в условиях социальных изменений. Система духовно-нравственных ценностей способна обеспечить необходимое стабильное существование и развитие общества, как единого социального организма. В такой системе духовные ценности обеспечиваются уникальной традиционностью, которая уже имеет в своей основе необходимые нравственные и этические принципы. Целевая функция ценностей должна состоять не только в достижении современной личностью разного рода материальных благ, но главное – в духовном личностном совершенствовании. В статье утверждается, что в социокультурном пространстве современного общества духовность и нравственность способствуют формированию сознания человека и определяют его поведение и деятельность. Они применимы в качестве оценочного основания ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, оказывают значительное влияние на процесс формирования личности на социокультурном уровне, становятся предметом культуры. По мнению авторов, духовно-нравственные ценности содержат в своей основе две группы социальных процессов: духовно-продуктивную деятельность, направленную на производство духовных ценностей, и деятельность по освоению социального опыта, духовных ценностей, накопленных человечеством в ходе своего развития.

духовность

нравственность

общество

культура

духовная культура

личность

общественное сознание

1. Бакланов И.С. Тенденции социальной динамики и когнитивные процессы: на пути к обществу ультрамодерна // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2008. – № 4. – С. 67–73.

2. Бакланов И.С., Душина Т.В., Микеева О.А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. – 2010. – Т. 4. – С. 396-408.

3. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2011. – № 2. – С. 152–154.

4. Ерохин А.М. Культурологический аспект формирования религиозного сознания // European Social Science Journal. – 2013. – № 11–1 (38). – С. 15–19.

5. Ерохин А.М., Ерохин Д.А. Проблема «профессиональная культура ученого» в контексте социологического знания // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2011. – № 5–1. – С. 167–176.

6. Говердовская Е.В. Культурно-образовательное пространство Северного Кавказа: ориентиры, проблемы, решения // Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 6. – С. 218–227.

7. Говердовская Е.В. О стратегии развития высшего профессионального образования в поликультурном регионе // Профессиональное образование. Столица. – 2008. – № 12. – С. 29–31.

8. Камалова О.Н. Проблема интуитивного познания в иррациональной философии // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 4. – С. 68–71.

9. Колосова О.Ю. Духовная сфера: универсализм и самобытность // European Social Science Journal. – 2012. – № 11-2 (27). – С. 6–12.

10. Колосова О.Ю. Духовно-экологическая детерминация современного цивилизационного развития // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 14. – С. 104–109.

11. Колосова О.Ю. Эколого-гуманистические ценности в современной культуре // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 2. – С. 108–114.

12. Лобейко Ю.А. Паритет здоровьесберегающего профессионального образования будущих педагогов в контексте антропологического подхода // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. – № 4. – С. 33–40.

13. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. Актуальны ли мысли Аристотеля о «хорошем обществе»? // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2012. – № 3. – С. 11–18.

14. Несмеянов Е.Е. Проблема преподавания религиоведения и духовно-нравственной культуры в поликонфессиональном регионе // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 3. – С. 94–95.

15. Редько Л.Л., Асадуллин Р.М., Галустов А.Р., Перязев Н.А. Педагогические вузы должны измениться // Аккредитация в образовании. – 2013. – № 6 (66). – С. 65–68.

16. Шефф Г.А., Камалова О.Н. Некоторые аспекты проблемы гносеологического статуса религии в русской религиозной философии: С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2013. – № 4. – С. 31–34.

Оказывая существенное влияние на духовное состояние общества, духовность и нравственность находят свое выражение в способах и целях духовной деятельности в социуме, в характере удовлетворения потребностей общества, в целостном проявлении мироощущения социального бытия . Они, распространяясь, утверждаются через социальные институты, в духовной сфере жизнедеятельности общества .

Особенно актуальным является вопрос сохранения и современного восприятия духовно-нравственных традиций, их влияния на ценностные ориентации личности в условиях смены парадигм в мировоззрении. События, происходящие в духовно-нравственном и социокультурном пространстве общества, позволяют говорить о том, что в социуме на данный момент весьма заметно ощущается недооценка духовно-нравственных традиционных ценностей, которые издавна являлись неотъемлемой частью жизни и развития нации.

Необходимость выработки новой духовной парадигмы требует концептуального прояснения самого феномена духовности, характеризующегося абстрактностью в обыденном сознании и отсутствием общепринятого понятия на теоретико-философском уровне . Традиционные духовные и нравственные ценности занимали и будут занимать главное место среди категорий философии. Именно вокруг явлений духовно-нравственной жизни человека в основном осуществлялось становление отечественной мысли, определяя направление развития философии и в наше время. Место традиционных духовных и нравственных ценностей в обновленном обществе, несомненно, должно являться центральным, несмотря на тот факт, что в социокультурном пространстве множество опасных процессов и явлений, деструктивно влияющих на каждую личность и общество в целом . Современная материальная культура создает внутри себя антидуховные и антитрадиционные структуры, которые являются только внешним отражением вековых духовно-нравственных ценностей, по сути же являющимся неверным направлением в процессе осознания личностью истинной традиции. Такие структурные образования чрезвычайно опасны для развития всей цивилизационной культуры .

Нравственность в осмыслении феномена духовности в значительной мере определяется тем, что фактически под духовным возрождением подразумевается нравственное возрождение как возможный фундамент экономико-правовой и социально-политической стабильности. Формирование и усвоение духовных и нравственных ценностей - это процесс, обусловленный общественным характером отношений, определяющий развитие человеческого общества. Одна из основ социального взаимодействия в обществе - усвоение нравственных ценностей. Усваивая определенные духовные и нравственные ценности, человеку необходимо придерживаться традиционных путей такого достижения, которыми пользовались его предшественники и преемственность которых обеспечивается традицией. Этот момент духовного совершенствования человека позволяет утверждать, что основным условием ценностных ориентаций личности в современном обществе должно стать сохранение вековых духовно-нравственных традиций .

Социально-философское осмысление традиции позволяет выявить в ее структуре ряд особых качеств, среди которых наиболее важными являются характеристики непрерывности и преемственности, позволяющие традиции осуществлять свою основную функцию сохранения многовекового опыта народа и существовать в качестве важнейшего фактора трансляции социальной стабильности в обществе.

Феномен традиции органически укоренен в прошлом времени, а его воспроизводство происходит в насущной жизнедеятельности, и, опираясь на современную реальность определяет истинность человеческих поступков и действий в будущем . Очевидным также является и то, что адаптация традиций в социуме к современной действительности происходит только благодаря их культурному проявлению во всех областях как материальной, так и духовной жизни общества .

Фактор единства материального и духовного в обществе является главным в понимании природы возникновения и поддержания стабильности и преемственности развития социума, и здесь можно говорить о духовности народа, являющейся силой, которая не только сплачивает людей в сообществе себе подобных, но и обеспечивает единство душевных и телесных сил отдельного индивида.

Духовность в качестве особого феномена, являющегося неотделимым от насущного человеческого существования, обуславливаясь прошлым и опираясь на процессы современной действительности, придает содержательность человеческой жизни, направляет ее по определенному пути, и здесь важнейшую роль играет традиция, обеспечивающая преемственность и непрерывность развития общества. Духовная чистота, решимость исполнить все нравственные принципы и требования, которые содержатся в неизменном виде благодаря традиции, обеспечивается производной от духовности категорией «нравственность».

Нравственность есть проявление духовности. Духовность и нравственность в социально-философском аспекте являются во многом сходными категориями, поскольку их проявление почти всегда основано на личностном восприятии и последующем воспроизведении в обществе, важную роль в котором играет традиция.

Традиция является неотъемлемым условием позитивного существования и развития современного социума и выражается в обществе посредством сложной системы моделей и стереотипов жизненного поведения, духовной и нравственной практики народа, доставшихся нам от наших предков и существующих в современном социокультурном пространстве в качестве неоценимого духовно-нравственного опыта .

Духовность и нравственность являются основой ценностной ориентации личности. Ценности существуют как в материальном, так и в духовном мире человека. Материальная составляющая феномена традиции является инструментом отражения духовного начала, особого нравственного мира личности, подобно тому, как тот или иной символ, изобретенный самим человеком, несет в себе выражение духовного подтекста явления, материализуемого данным символом. В случае существования традиции в обществе без указанной духовной предпосылки ее возникновения она была бы обречена на периодическое исчезновение вместе с соответствующим поколением или индивидом, искусственно материализовавшим ее. Однако именно реальный человеческий мир, его материальное бытие с неизменными проблемами существуют в качестве инструментов изменения традиций, дополнения их определенными новациями и даже толчком к отмиранию таковых с учетом их актуальности. Традиции порождают ценности и сами являются ценностью для индивида и общества, а значит, в исследовании сущности традиции необходимо вести речь о взаимодействии в ее рамках духовной и материальной составляющих, их тесного соединения как феноменов в жизни современного общества и личности . Смысл существования отдельной личности составляет духовно-ценностную среду жизни индивида в социуме. Личность всегда способствует развитию ценностных взаимоотношений в обществе.

Духовность и нравственность, определяя основные приоритеты современного общества, способствуют укреплению стабильности и устойчивости его существования, инициируют социокультурную модернизацию и дальнейшее развитие . Формируя самобытность, они были и остаются доминантой для создания необходимого духовно-нравственного ядра, в основе которого общественное сознание, на основе которого развивается социальная жизнь.

Построение той или иной духовно-нравственной системы происходит на основании процессов современного развития общества, но его базой, так или иначе, является коренная традиция прошлого, играющая основную конструирующую роль. Способность традиции духовно обогащаться, впитывая в себя определенные новации, не противоречащие, а иногда полностью соответствующие традициям, необходимо рассматривать как процесс возникновения новых социальных связей, как условия модернизации общества.

Вопреки богатому духовно-нравственному наследию, тот или иной этнос достаточно долго находится под влиянием информационно-культурного воздействия. Формирование духовной сферы осуществляется путем проекции чужеродных псевдокультур в сознание индивида, когда государство, общество, человек разлагаются изнутри . В такой ситуации стали отчетливей определяться изменения в системе традиционных духовных ценностей, стала особенно заметна важнейшая роль традиции в жизни человека и ее воздействие на положение в духовно-нравственной сфере жизни всего социума.

Современное общество находится под воздействием фактического доминирования массовой культуры, которая опирается на достижения технологического прогресса, но не затрагивает сущности духовной культуры как феномена человеческого бытия . Массовая культура пытается выступить в роли инструмента модернизации духовно-нравственной традиции, по сути, полностью изменяя ее сущность, что несет в себе опасность подмены изначального смысла понятий духовности и нравственности, собственно и осуществляющих процесс общественного развития.

Традиционные духовные и нравственные ценности носят всеобъемлющий характер. Духовно-нравственная традиция в качестве определенного инструмента наследования культурных достижений общества призвана способствовать сохранению «социальной памяти», или так называемой «культурной преемственности» в обществе, особой духовной связи между многими поколениями людей. Данная характеристика духовно-нравственной традиции также является необходимым условием противостояния нарастающему влиянию мировых глобализационных процессов, тенденция к усилению которых в последнее время становится все более заметной.

Современное место духовно-нравственных традиций в социокультурном пространстве общества, несомненно, должно являться центральным, но их роль в обществе подвергается множеству опасных процессов и явлений, по-своему разрушающих отдельную личность. Поиск духовных ориентиров, которыми будет руководствоваться общество в XXI веке, по мнению многих исследователей, предполагает анализ и четкое понимание каждым индивидом в рамках процесса общественного бытия особого места и роли духовно-нравственных традиций как системообразующих ценностей.

Мировой исторический опыт позволяет говорить о том, что довольно часто религия становится структурной основой, главной организующей силой бытия общества и личности. В культурном пространстве современного общества все более значимым становится процесс возрождения традиционных религий . В настоящее время интерес к религии связан с тем, что она представляет собой ориентир для самых высоких чувств и стремлений личности, традиционный пример поистине нравственного поведения человека. Говоря о христианской религии, можно утверждать, что она вновь стала элементом социально-философской мысли, носительницей общечеловеческих ценностей нравственности и духовности. Социум через особое социально-философское мировоззрение органически связан с религиозным мировоззрением . Христианская и, в частности, православная духовно-нравственная культура как чрезвычайно глубокая и разнообразная система человеческого бытия формирует личность не только в религиозном ее понимании, но и в понимании социально-философском. В таком контексте, личность постоянно находится в процессе совершенствования своего духа с помощью фундаментальных нравственных и этических установок христианской религии. Христианская духовная этическая система благодаря свойствам всеединства и общезначимости, кроме возможности решения конфликтов, возникающих внутри социокультурного организма, несет в себе силу, позволяющую регулировать духовно-нравственное становление отдельного индивида. Так, одной из приоритетных целей гуманистически ориентированной системы современного образования является воспитание духовности подрастающего поколения .

В условиях формирования духовного состояния общества совершенно необходимой является продуманная и целенаправленная государственная политика в области формирования духовных и нравственных ценностей. Эта политика должна быть частью единой стратегии изменений жизни общества, включающих в себя позитивные социальные изменения в области культуры, образования и воспитания.

Рецензенты:

Бакланов И.С., д.ф.н., профессор кафедры философии факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;

Каширина О.В., д.ф.н., доцент, профессор кафедры философии факультета истории, философии и искусств Гуманитарного института, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Работа поступила в редакцию 06.03.2015.

Библиографическая ссылка

Гончаров В.Н., Попова Н.А. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-7. – С. 1566-1569;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37195 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо относятся к различным демографическим группам, а также профессиональным, классовым, религиозным, политическим и иным объединениям. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций.

По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) ценности. Предметные ценности – это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа. Эти ценности существуют в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главной сферой предметных ценностей выступают продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. В качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность. Предметные ценности предстают как объекты потребностей и интересов человека.

К духовным ценностям относят общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и неправомерном, о смысле истории и предназначении человека. Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, программирующих цели и способы деятельности – это стандарты, правила, каноны. более гибкие, предоставляющие достаточную свободу в реализации ценности это нормы, вкусы, идеалы.

По субъекту – носителю ценностного отношения – различаются ценности надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности – это результат развития общества и культуры. Те т другие ценности неразрывно связаны между собой.

Ценности определяются потребностями и интересами личности и общества, поэтому они имеют сложную структуру, особую иерархию. В ее основании лежат фундаментальные блага, необходимые для жизни человека как живого существа (природные богатства, материальные условия жизни) и высшие ценности, зависящие от социальной сущности человека, его духовной природы. Первая группа – это утилитарные ценности, они определяются внешней внеположной человеку целью. Практическая, утилитарная ценность есть ценность средства, так как полезность вещи определяется той задачей, которой она призвана служить. Выполнив свою задачу, эта вещь в качестве ценности умирает. Вторая группа – духовные ценности. Они имеют внутреннее основание. духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается в лежащих вне ее мотивах. Утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, духовные ценности – смысл человеческой деятельности.

Духовные ценности обладают неутилитарным и неинструментальным характером. Они не служат ни для чего иного, напротив, все иное приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями. Духовные ценности составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей. Выделяются общечеловеческие ценности (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представление о социальной справедливости, свободе, правах человека), ценности стиля жизни, самоутверждение личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.