Домой / «Первичка / Современные казахстанско-российские отношения: историография вопроса. Перспективы российско-казахстанских отношений

Современные казахстанско-российские отношения: историография вопроса. Перспективы российско-казахстанских отношений

Своими прогнозами относительно динамики развития российско-казахстанских отношений делятся известные российские и казахстанские эксперты, которых мы попросили ответить на следующие вопросы:

1. Какие вопросы, на Ваш взгляд, будут преобладать в повестке двусторонних казахстанско-российских отношений в 2018 году?

2. Одним из ключевых событий 2018 года в России станут президентские выборы, намеченные на март. Какое влияние они окажут на внутриполитическую ситуацию в Казахстане, на двусторонние отношения наших стран?

3. По данным ЕЭК, в январе-октябре 2017 года Казахстану и России удалось остановить негативную тенденцию снижения объемов взаимной торговли и увеличить ее показатели на 33%. Как Вы считаете, удастся ли продолжить этот позитивный тренд в 2018 году и за счет каких секторов?

4. В 2018 году продолжится членство Казахстана в Совете безопасности, помимо этого, ожидаются новые раунды Астанинского процесса по сирийскому мирному урегулированию. Как, на Ваш взгляд, будет складываться сотрудничество России и Казахстана в вопросах безопасности в 2018 году?

Эдуард Полетаев, руководитель Общественного фонда «Мир Евразии»:

1 - 3. Уверен, что больших изменений повестка двустороннего казахстанско-российского сотрудничества не претерпит, все будет направлено на его развитие по эволюционному пути.

Помимо двустороннего сотрудничества, будет продолжена работа в рамках многосторонних форматов взаимодействия – в первую очередь, Евразийского экономического союза. Как известно, в 2018 году Россия председательствует в этой организации, наверняка, следует ожидать от нее каких-то значимых инициатив и подвижек в этом направлении.

Следует также ожидать решения проблемы «недоинтеграции» наших экономик: только начал работать Таможенный кодекс ЕАЭС, который страны-члены объединения долго не могли согласовать и принять. Предстоит еще «утрясти» возможные противоречия, сложности и недопонимания в этой части - работа переходит «в поле».

В двусторонних отношениях основная проблема в экономике – спад взаимной торговли – решена. В прошлом году нам удалось добиться определенных успехов в росте товарооборота между нашими странами. Есть большая надежда, что эта позитивная тенденция будет продолжена. Кроме того, существует ряд договоренностей по совместным инвестиционным проектам, в том числе в приграничных областях. Российские бизнесмены инвестируют в экономику Казахстана в среднем 1 млрд долларов ежегодно. Казахстан также является инвестором для российской экономики, хоть и в меньшем масштабе.

Напомню, что около 70% товарооборота между нашими странами приходится на приграничные регионы. Плюс Татарстан является нашим важнейшим торговым партнером. Среди перспективных совместных проектов я бы назвал завод по производству автомобилей в Усть-Каменогорске. Активно развивается сотрудничество с Оренбургской областью.

Есть ряд проблем в топливно-энергетическом комплексе, от которого сильно зависят наши экономики. Но надо признать, что в последнее время усилился тренд на расширение товарной номенклатуры взаимной торговли - частично это связано с деятельностью ЕАЭС, частично с санкционным противостоянием, в которое оказалась втянута российская экономика. Хотя существенно структура экспорта в России еще не изменилась, тем не менее, взаимные поставки продукции обрабатывающей промышленности между Казахстаном и Россией все-таки увеличились. Вполне возможно, что в следующем году мы увидим продолжение и нарастание этого тренда. Ведь ЕАЭС создавался во многом именно для того, чтобы сформировать прогрессивную структуру экономики и преодолеть сырьевую специализацию наших стран в международной системе разделения труда.

В связи с тем, что у России изменился контекст взаимодействия со многими ее традиционными внешнеэкономическими партнерами, у ее партнеров по евразийской интеграции появились неплохие шансы занять ниши на российском рынке.

Отмечу, что в товарообороте Казахстана со странами ЕАЭС более 90% приходится на Россию. Объемы торговли с Беларусью, Кыргызстаном, не говоря уже об Армении довольно незначительны. Поскольку в России идет тенденция на импортозамещения и переориентацию на экспортные поставки в Юго-Восточную Азию, Казахстан может сыграть свою, пусть и небольшую, соответствующую масштабам экономики, роль в этих процессах – например, в сфере поставок продуктов питания на российский рынок, а также реализации своего транзитного потенциала.

Приведу пример такого импортозамещения: недавно один латвийский журналист с большим удивлением обнаружил на прилавках российских магазинов шпроты шымкентского производства. Это показательный пример того, как в Казахстане смогли наладить выпуск товара, который вовсе не характерен был для нашего рынка и для нашего региона. Шпроты, это ведь в какой-то степени политический товар: Россия, как известно, отменила санкции на их ввоз для ряда производителей Латвии и Эстонии в декабре 2017 года. Однако вполне возможно, что латвийские и эстонские производители обнаружат, что эта ниша уже занята казахстанскими предпринимателями. Почему бы не попробовать по этой же схеме производить и поставлять на российский рынок ряд других продуктов из санкционного перечня?

Фармацевтика – это еще одна отрасль, в которой страны ЕАЭС сильно зависят от западных технологий и сырья. Не случайно единый рынок лекарственных средств был создан один из самых первых – напомню, что он заработал в прошлом году. И хотя эта производственная сфера не находится в блестящем состоянии в странах ЕАЭС, тем не менее, перспективы сотрудничества здесь очень существенны. Для этого есть даже исторические предпосылки: к примеру, еще в начале ХХ века лекарства из Шымкента экспортировались за пределы Российской империи.

2. Казахстан уже высказал свое отношение к выборам президента в Российской Федерации, поддержав действующего российского лидера. Казахстану не нужны сюрпризы и неожиданности в российском электоральном цикле. К тому же наша республика заинтересована в сильном и авторитетном лидере соседнего дружественного государства.

Наша республика спокойно и без стрессов пережила самые разные выборные кампании в Российской Федерации: и когда уходил Борис Ельцин, и когда был избран Дмитрий Медведев. Это не сказывалось ни на состоянии двусторонних отношений, ни на внутриполитической ситуации в республике. Хотя, безусловно, население интересует то, что происходит в Российской Федерации, но степень предсказуемости итогов голосования очень высока и потому каких-либо сюрпризов от выборов не ждут.

Важны будут, пожалуй, только технические моменты. К примеру, срок действия подписанного в Екатеринбурге в 2013 году Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Казахстаном и Россией в XXI веке истекает в 2018 году. Если стороны не хотят ничего менять, то его просто пролонгируют. Быть может, стороны захотят его усилить, внести в него новые форматы взаимодействия. Тогда вполне возможно, будет подписан новый договор.

Разумеется, Казахстан внимательно отнесется к тому, какие новые задачи поставит перед страной избранный президент Российской Федерации и, вероятно, исходя из этого, скорректирует свои стратегические планы развития.

В целом же серьезных изменений от выборов в России Казахстану и казахстанцам ожидать не стоит.

4. В том, что касается сотрудничества Казахстана и России в сфере безопасности, существенных проблем, на мой взгляд, не предвидится.

Иное дело, что сегодня мы наблюдаем, как сирийский кризис мутирует – в него включились новые игроки, наметились новые конфликтные точки, новая проблематика и новые вызовы. К примеру, недавно появились новости о том, что Израиль нанес удары по сирийской территории. В связи с протестами осложнилась ситуация в Иране – стране, которая является одним из гарантов разрешения сирийского кризиса. Все эти изменения необходимо будет учесть при проведении нового раунда переговоров в Астане.

У Казахстана есть существенный бонус в 2018 году для поддержки инициатив в сфере безопасности – доступ к международному микрофону в Совбезе ООН, как минимум, в течение января, когда он будет председательствовать в Совете.

Отмечу, что Казахстан достаточно серьезно отнесся к миссии своего членства в Совбезе ООН. Можно по-разному оценивать амбиции Казахстана, которые он реализовывает благодаря нахождению в Совбезе, тем не менее, очевидно, что эти амбиции оказались подкреплены серьезной организационной работой. Была разработана программа председательства Казахстана, были сформулированы семь приоритетов. Прошло огромное количество заседаний, подписаны резолюции, заявления. ООН – это непростая бюрократическая система. И членство в Совбезе – это, прежде всего, хорошая практика для Казахстана. Казахстанской современной дипломатии всего 25 лет, в этом мы уступаем таким странам, как Украина и Беларусь, которые состоят в организации с 1946 года, наравне с Советским Союзом, и фактически являются странами-основателями ООН.

Казахстан хотя и не первая постсоветская республика, получившая статус непостоянного члена Совбеза ООН, ее опередили Украина и Литва, однако первая в Центральной Азии. Мы представляем весь регион. Опыт это очень хороший. Конечно, будет очень тяжело, потому что у многих стран созрел запрос на реформирование Совбеза – об этом неоднократно заявляли и лидеры различных государств, и международные организации.

Казахстан имеет существенное преимущество в Совбезе – он не испытывает противоречий ни с одним из его постоянных членов. Уверен, что к мнению нашей республики будут прислушиваться и нам удастся реализовать многое из запланированного.

Сергей Рекеда, директор Информационно-аналитического центра

1. Экономика и безопасность – эти две сферы останутся приоритетными в российско-казахстанских отношениях и в 2018 г. Первый пункт определяется тем фактом, что остается актуальной задача выхода на траекторию стабильного социально-экономического развития, соответствующую модернизационным задачам, стоящим перед обеими странами. В Казахстане эти задачи уже сформулированы и обнародованы, в России, по всей видимости, будут представлены в 2018 г., но при этом вряд ли будут принципиально отличаться от казахстанских формул.

Актуальность второго пункта – безопасности – диктуется международным контекстом. Помимо нарастания угроз на афганском направлении, первая неделя 2018 года уже ознаменовалась рядом важных событий и в Сирии, и в Иране, которые свидетельствует, что международная напряженность в наступившем году не ослабнет.

2. Серьезных изменений во внутриполитической ситуации Казахстана в связи с выборами президента России, думаю, прогнозировать не следует. Главным результатом выборов для Казахстана должно стать сохранения прежнего уровня союзнических отношений и продолжение реализации совместных проектов. В предвыборный период можно будет ожидать информационные «вбросы», которые станут попытками либо дискредитировать партнерство двух стран, либо увязать внутриказахстанские проблемы с «ростом агрессивности Москвы в предвыборный период». Логично, конечно, предположить, что первую половину года в связи с выборами внимание российского руководства к внутренней ситуации усилится по сравнению с внешней политикой, но на диалог Москвы и Астаны это всерьез не повлияет.

3. Отмеченный Евразийской комиссией рост взаимной торговли понятен и ожидаем – пока это период восстановления прежних показателей, нежели рывок вперед, который следует ожидать лишь в 2018 г. Ожидать его следует во многом за счет наращивания экономического взаимодействия между регионами России и Казахстана, а также за счет высокотехнологических отраслей. Проблема в том, что взаимной торговли в традиционных отраслях после начало работы ЕАЭС – это те «сливки», которые по большому счету уже практически сняты. Дальше нужно выходить на рост экономического взаимодействия за счет кооперации в новых отраслях. Усилия на этом направлении можно наблюдать с обеих сторон.

4. В 2017 г. действительно можно было наблюдать весьма эффективное сотрудничество Москвы и Астаны на международной арене и подобную согласованность действий, думаю, можно будет наблюдать и в 2018 г. Западный фланг внешней политики для России сейчас не приоритетен. Точнее, продвижение на этом направлении зависит от успеха внешней политики на других направлениях – ближнее зарубежье, Ближний Восток, Китай, Юго-Восточная Азия. В этих областях…

Уразгали Сельтеев, политолог, ведущий эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы:

1. Не следует ожидать каких-то особенных изменений. Сохранится традиционный формат стратегического партнерства. Продолжится укрепление торгово-экономических связей и культурно-гуманитарного сотрудничества.

Это вполне закономерно, поскольку Казахстан и Россия друг для друга являются одними из основных рынков сбыта. Важно учитывать, что РФ занимает весомую долю в общем объеме импорта РК. Этот показатель за последние пять лет возрос до более 38%.

Будет продолжено развитие приграничной торговли. Взаимодействие между регионами имеет значительный потенциал. Есть точки роста, которые не задействованы в полной мере. Об этом свидетельствуют ежегодно проводимые форумы межрегионального сотрудничества.

Учитывая, что это 2018-й – это год председательства России в ЕАЭС, основной акцент будет сделан на укреплении отношений в рамках евразийской интеграции. Со вступлением в силу нового Таможенного кодекса будут решаться проблемные вопросы, связанные с ликвидацией изъятий и ограничений в торговле.

Вместе с тем, в ближайшей перспективе можно ожидать некоторую синхронизацию внутренних повесток развития. Речь идет о том, что для Казахстана уже сейчас ключевым направлением является цифровизация экономики и технологическое обновление. В России же эти вопросы, скорее всего, более четко зазвучат в предвыборной программе Владимира Путина, и впоследствии на их реализации сосредоточится правительство в рамках нового плана реформ. Соответственно, здесь могут возникнуть какие-либо совместные проекты.

2. Абсолютно никакого. Результат грядущих выборов в России предсказуем. Поэтому в Казахстане ориентируются на продолжение устоявшегося диалога с соседом.

3. Понятно, что основным фактором снижения объемов в предыдущие периоды было падение цен на нефть и газ. Многое зависит от этого, поскольку энергоресурсы в структуре торговли занимают серьезную долю – 20-30%. А прогнозы по мировым ценам на этот год самые противоречивые.

В целом, я думаю, никаких принципиальных изменений в этой сфере не будет. Во взаимной торговле сохранится та же линейка товаров. В структуре казахстанских поставок в РФ доминируют продажи сырья в виде энергоносителей, руды и металлов, аграрная продукция. В свою очередь, основными статьями экспорта российских производителей в Казахстан являются продукция машиностроения, продовольствие и изделия химической промышленности.

4. В сфере безопасности видение Казахстана и России совпадает. Помимо того, что Казахстан в январе председательствует в Совбезе ООН, в 2018 году наша страна находится и во главе ОДКБ.

Несомненно, Россия как постоянный член СБ ООН и стратегический партнер будет поддерживать инициативы Казахстана в этих международных структурах.

Стоит отметить, что те проблемы, которые Казахстан планирует поднять в Совбезе ООН, будут актуализированы и по линии ОДКБ. Это касается безопасности в Центральной Азии, водных ресурсов, ситуации в Афганистане.

Записала Жанар Тулиндинова (Астана)

Как и западные республики бывшего СССР, Казахстан в своей внешней политике сделал прагматический выбор. Одновременно это был и европейский выбор, но в силу географического фактора, Европой для Казахстана стала не Германия или Франция, а Россия. С ней уже в самом начале постсоветской эпохи у Казахстана сложились стратегические, партнерские отношения. Бессменный лидер страны Н. Назарбаев неизменно поддерживал интеграционные процессы на постсоветском пространстве, находился в постоянном контакте с ведущими российскими политиками. Символом межгосударственного согласия в 1990-е гг. стала декларация «О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие» (1998). Отметим, что ориентация на Россию позволила Назарбаеву, с одной стороны, получать прибыль от торговли с северным соседом, а с другой, подспудно развести казахское общество по национальному признаку, потеснить этнических русских и представителей других неказахских этносов с руководящих постов, сократить ареал русского языка в Казахстане, не вызывая при этом большого гнева Москвы.

Основными вопросами двусторонних отношений были аренда Байконура, пограничный вопрос, экспорт казахстанской нефти через Россию, освоение ресурсов Каспийского моря, военно-техническое сотрудничество.

В 2002 г. стороны подписали межправительственное соглашение на 15 лет о транзите казахской нефти по нефтепроводам Атырау - Самара и Махачкала - Тихорецк - Новороссийск. В 2004 г. было подписано соглашение по Байконуру. Россия получила право аренды этого космодрома до 2050 г. (стоимость аренды 150 млн долл. в год). В 2005 г. было достигнуто соглашение в энергетической сфере о развитии проекта «Курмангазы» на Каспийском шельфе. Прибыль от этого проекта оценивается в 50 млрд долл. В 2007 г. товарооборот между Россией и Казахстаном достиг 16 млрд долл., что составляет одну пятую всей российской торговли со странами СНГ.

Разногласия между странами, по-видимому, сводятся лишь к разному видению роли Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как уже отмечалось, Россия - за то, чтобы ШОС была только военнополитической организацией, Казахстан же выступает за ее превращение в экономическое сообщество, что сближает его позицию с китайской.

Тем не менее в 2008 г. Н. Назарбаев отметил - «Мы надежные союзники, и этим все сказано»

Перспективы экономического и политического сотрудничества

Заключение

Литература

Экономическое и политическое сотрудничество

История и география объективно предопределили особый характер российско-казахстанских отношений. Оба государства по площади входят в десятку крупнейших стран планеты. Граница между двумя странами составляет свыше 6 000 км и является одной из самых протяженных в мире. И Россия, и Казахстан – кладовые природных ресурсов (нефти, газа, металлов). Наконец, в Казахстане, даже несмотря на значительный отток русскоязычного населения в 90-е годы прошлого века, проживает одна из самых многочисленных русских диаспор (до трети населения республики).

Не случайно, в 1992 году, приступая к выработке внешнеполитической стратегии только что ставшего независимым казахстанского государства, президент Н.Назарбаев отметил то обстоятельство, что "вследствие географических, политических, этнических и других исторических факторов отношения с Россией являются для нас самым важным вопросом". На протяжении 1990-х годов именно российско-казахстанские отношения отличались наибольшей интенсивностью и в общем-то развивались без особых потрясений. Правда, в 90-е годы острым вопросом российско-казахских отношений оставалось положение русскоязычного населения. Тем не менее, обе страны входят во все интеграционные образования, созданные на обломках СССР, а, например, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) вообще было создано по инициативе Н.Назарбаева.

Стремление интегрироваться с Россией отвечает насущным потребностям молодой казахстанской республики. Ведь Казахстан не имеет выхода к морю и находится в стороне от мировых транспортных коридоров. Обладая большими запасами нефти и газа, страна не имеет развитой трубопроводной системы. В этом плане Россия в силу своего выгодного географического положения представляет интерес для южного соседа, поскольку по сравнительно небольшим ценам может транспортировать казахстанские энергоносители, что она и делает (примерно треть добываемой в Казахстане нефти идет на экспорт через российскую территорию).

Снятие всех таможенных барьеров и препятствий при торговле (одно из главных условий соглашения о Едином экономическом пространстве (ЕЭП)) отвечает экономическим интересам двух стран. Россия традиционно покупает казахстанское зерно. На территории Казахстана действуют около 300 крупных совместных российско-казахстанских предприятий. Количество небольших совместных предприятий превышает 1 тысячу. Двусторонний товарооборот в прошлом году составил примерно 5,5 миллиардов долларов. И это не предел. На открытии Года России в Казахстане в январе с.г. президенты обоих государств пообещали его удвоить.

Экономические системы России и Казахстана во многом сходны. Разница в объемах ВВП на душу населения незначительна. Почти одинакова степень изношенности основных промышленных фондов. В экспорте ведущую роль играет сырьевой сектор, что обуславливает высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на нефть и металлы, а также от курса национальной валюты по отношению к американскому доллару. Так что, именно российско-казахстанская экономическая интеграция сейчас наиболее реальна и актуальна.

Без российской помощи Казахстану трудно рассчитывать на успешное решение задач в сфере безопасности и укрепления своей обороноспособности. В свою очередь, Россия заинтересована в надежном союзнике для обеспечения стабильной обстановки у себя в "подбрюшье". Эти вопросы были в центре внимания во время недавнего визита в Астану секретаря Совета безопасности России В.Рушайло. После внесения ряда поправок был утвержден план сотрудничества правоохранительных органов России и Казахстана на 2004 год в области борьбы с организованной преступностью, незаконной миграцией и незаконным оборотом наркотиков. Ранее министр обороны Казахстана М.Алтынбаев договорился в Москве о том, что республика будет покупать оружие по внутрироссийским ценам. В начале февраля с.г. парламент Казахстана ратифицировал соглашение о порядке взаимного предоставления военных полигонов для проведения боевых стрельб соединениями и воинскими частями сил воздушной обороны двух стран. Кроме того, Россия на безвозмездной основе осуществляет подготовку казахстанских военных кадров. В настоящее время в российских военных вузах обучаются 786 курсантов из Казахстана.

Т.е. Россия укрепляет и интеллектуальный потенциал Казахстана. Уровень российского образования, несмотря ни на что, был и остается высоким. Тысячи казахстанских студентов и аспирантов обучаются в российских вузах. Согласно двусторонним договоренностям обучение некоторых из них ведется бесплатно, чего нет даже в Казахстане. Дипломы московских и петербургских вузов котируются в республике не ниже, чем дипломы западных учебных заведений, образование в которых могут позволить себе единицы.

Несмотря на сокращение поступления в годы независимости в республику российских печатных изданий, читательские вкусы ее жителей практически не изменились. Как сообщает агентство "Казинформ", в Казахстане сегодня читают более четырех тысяч российских газет и журналов. В пятерку самых популярных российских печатных СМИ входят "Здоровый образ жизни", "Аргументы и факты", "За рулем", "Известия" и "Комсомолка". Большой популярностью пользуются в Казахстане российские телепрограммы, сериалы и ток-шоу, а также российские музыкальные радиостанции.

В то же время на пути интеграции имеются весьма существенные препятствия, создаваемые преимущественно извне. Наметившееся в последние два года сближение России и Казахстана вызывает неудовольствие некоторых политических кругов на Западе, не заинтересованных в объединительных процессах на постсоветском пространстве. Политическое давление на казахстанское руководство заметно усилилось.

Еще в конце 2001 года во время встречи с Н.Назарбаевым президент США Джордж Буш в резкой форме высказал нелицеприятную критику в отношении ситуации в республике. Спустя год официальный представитель Госдепартамента США Фил Рикер и группа американских конгрессменов обвинили президента Казахстана в том, что все ведущие посты в стране занимают его родственники, а деньги, поступающие от продажи нефти и газа, якобы оседают на счетах подконтрольного ему "Фонда будущих поколений". На сессиях Европарламента периодически поднимается вопрос о нарушениях прав человека и преследовании инакомыслящих в республике.

Оппозиционные казахстанские электронные СМИ, существующие на деньги заокеанских спонсоров, активно занимаются разоблачениями "преступного режима" и выступают за интенсивное сближение с США в противовес России.

Однако подобные "атаки" виртуальны и не представляют большой опасности для правящей элиты. Залогом стабильности ситуации в Казахстане является союз с Россией. Более того, курс на интеграцию с северным соседом поддерживает и население. Согласно результатам опроса среди жителей Казахстана, проведенного агентством "Комкон-2 Евразия" в апреле прошлого года, 84% респондентов считают, что республике следует объединиться с Россией. Только 3,6% опрошенных выступили за объединение с США, 2% высказались за союз с Китаем, 0,4% – с Украиной. 0,4% опрошенных вообще не поддерживают идею союза с какой-либо страной. В большинстве своем казахстанцы не желают объединяться и со своими соседями – государствами Центральной Азии.

Таким образом, выбор Казахстаном России в качестве основного стратегического партнера предопределен историческими, географическими, политическими и экономическими предпосылками. Союз России и Казахстана – двух крупнейших государств на постсоветском пространстве – отвечает жизненно важным интересам обеих стран и их народов. Успех же дальнейшей интеграции зависит от действий руководства России и Казахстана.

Российско-казахские отношения и внутренняя политика Казахстана

Залог стабильного развития Казахстана, в том числе, в политическом аспекте, лежит только в сфере продолжения евразийской политики президента Назарбаева по сближению с Россией, в сфере усилий, которые Нурсултан Абишевич предпринимает по новой интеграции евразийского пространства и по приданию СНГ совершенно нового значения. Именно сближение Казахстана с Россией есть гарантия того, что не такая уж сложная, но, становящаяся постепенно несколько напряжённой политическая ситуация в Казахстане, разрешится гармонично и позитивно.

Здесь очень важно то, что и личные отношения Путина с Назарбаевым складываются, пожалуй, оптимальным образом по сравнению с другими главами стран СНГ. Проблемы, которые сегодня стоят перед нашими странами, принадлежат к общему "семейству вызовов". И Россия, и Казахстан строят демократию, но этот процесс вписан в конкретный географический, исторический и культурный контекст. Демократия и в России, и в Казахстане находится в процессе становления, поэтому периодически возникает опасность искажения этого процесса как в сторону рецидива авторитарных тенденций, так и, наоборот, - в сторону впадения в хаос и неуправляемость. И у Путина, и у Назарбаева, в каком-то смысле, сходная ситуация: и Путин, и Назарбаев - популярные у себя на родине демократические правители, которые озабочены приоритетно долгосрочной стабильностью в своих странах, а также сближением между всеми государствами постсоветского пространства.

Иными словами, всё больше и больше становится очевидным, что и Путин, и Назарбаев стоят на евразийских позициях и следуют евразийским курсом. Этим курсом невозможно следовать в одиночку, поскольку речь идёт о сближении между собой разных стран, народов, культур, экономик, социальных систем. Эти процессы у нас с Казахстаном идут по-разному, с разной скоростью, но общий ритм и общий характер их очень схож.

2004 год проходил как "год России в Казахстане", а 2003 как "год Казахстана в России". За эти два года был совершен необратимый прорыв в сближении между нашими государствами и в приближении того момента, когда можно будет говорить о реальном создании "Евразийского Союза". Нет сомнений в том, что интеграция постсоветского пространства отныне пойдёт более интенсивно, успешно, позитивно и созидательно. Это скажется в первую очередь на сближении между Москвой и Астаной, ведь ключ к интеграции всего постсоветского пространства лежит именно в оси Москва-Астана, а также в успешности привлечения к этому процессу Киева.

Сейчас российско-казахские отношения, и отношения между нашими Президентами на личном уровне, а также их единомыслие в вопросах реструктуризации постсоветского пространства, являются залогом политической стабильности всех стран СНГ и, конечно, в первую очередь, России и Казахстана. Россия обладает тем экономическим, политическим, стратегическим, дипломатическим, социальным и культурным потенциалом, который способен поддержать самого президента Назарбаева во внутриполитическом плане. Сближение Казахстана с Россией превращает фактор русского населения, который в других обстоятельствах мог бы быть даже и дестабилизирующей силой, учитывая его значение, объём в Казахстане, в фактор, который будет служить укреплению позиции Назарбаева во внутриполитической сфере. Кроме того, если будут реализованы общие экономические проекты России, если Россия до конца и полностью, как она сейчас это делает, осознает необходимость стратегического партнерства с Казахстаном даже ценой некоторых уступок по тарифной политике, по таможенным вопросам, о чём все чаще говорят руководители Правительств наших стран, то Россия приобретёт в лице Казахстана такого надежного стратегического партнера, равных которому на постсоветском пространстве нет.

Это, безусловно, укрепит и социально-политические позиции Назарбаева, который еще в одной сфере сможет продемонстрировать своему народу все преимущества интеграции и все позитивные, экономические в том числе, тарифные и таможенные выгоды евразийства, особенно в вопросах доставки энергоресурсов. Россия просто обречена на альянс с Казахстаном, а политическое будущее президента Казахстана и президента России на протяжении довольно ограниченного периода времени будет связано именно с успехом реализации политической интеграции между нашими государствами.

Многое, если не всё, будет зависеть от создания того "Евразийского Союза", о котором пророчески заявил Нурсултан Назарбаев ещё в 1994-м году. Следует заметить, что к счастью, эта идея всё больше и больше становится популярной в российском руководстве. То, что 2004 год начался с визита нашего президента в Казахстан, является символическим аккордом евразийского курса, под знаком которого будут проходить четыре года последующего правления Президента. После переизбрания в марте 2004 г. курс правления Путина будет еще более евразийским - весомость и значение евразийства будет несравнимо больше, нежели в предшествующие четыре года. Следовательно, визит в евразийскую столицу, к евразийцу Назарбаеву, в страну, где евразийство фактически является правящей идеологией, со стороны нашего президента Владимира Владимировича Путина является символическим жестом, который надо именно таким образом и оценивать. А для Нурсултана Назарбаева это колоссальная политическая поддержка. И как только народ, граждане Казахстана увидят, что наконец-то евразийские инициативы их Президента находят понимание у России, главного партнера по интеграции, политический, национальный рейтинг Назарбаева, его международное влияние резко возрастут. Обладая такой политической мудростью и такой деятельной инициативой, Президент Назарбаев на наших глазах становится важнейшей фигурой в европейской и даже мировой политике.

У Назарбаева во внутренней политике есть три основных вызова:

1) Первый - это вызов со стороны проамериканской, антиназарбаевской, ультралиберальной элиты, спонсируемой Кажегельдиным и воплощенной в крайней оппозиции "либерально-демократического" толка, которая критикует Назарбаева за "авторитарные" черты его правления, за его евразийство, за позитивное отношение к России. Это очень маленькая, но очень активная и базирующаяся на трансатлантической поддержке группировка. В общедемократическом контексте она едва ли сможет представлять какую-то опасность или угрозу для Назарбаева, но, тем не менее, это довольно агрессивная сила.

2) Второй вызов - это казахские националисты, которые по-разному оценивают Назарбаева, отчасти его поддерживают, отчасти нет, или даже критикуют его за лояльность к русскому населению и так далее. Но их проект является альтернативой евразийству и, по сути, запасным вариантом атлантизма; если не пройдет ультра-западнический, экстремистски-либеральный сценарий, ставка будет сделана на "казахский национализм", чтобы не допустить интеграционных процессов в Евразии.

3) Третий вызов - русские в Казахстане. Это значительная часть, 40% или даже больше, населения Казахстана, которые до определённой степени недовольны самим форматом существования национального казахского государства, в котором, безусловно, они оказываются в меньшинстве и испытывают определённое психологическое ущемление, которое есть не в административном плане, но по меньшей мере в их сознании.

Устремленные в будущее

В российско-казахстанских отношениях 2012 год стал юбилейным и прошел под эгидой 20-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. О некоторых итогах взаимодействия наших государств рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в РФ Галым ОРАЗБАКОВ политологу Максиму КРАНСУ.

Более двух десятилетий Россия и Казахстан живут самостоятельно. Но с первых дней независимости обе страны стремились находить точки соприкосновения и в межгосударственных отношениях, и в региональных связях, и в своем взаимодействии в мире. Как бы вы могли охарактеризовать нынешний уровень отношений между нашими государствами?

– Действительно, прошло уже 20 лет, как два независимых государства установили дипломатические отношения. В мае мы отпраздновали 20-летие Договора о дружбе и сотрудничестве. За эти годы наши страны сохранили не только добрососедские отношения, но и стали стратегическими партнерами.

У нас много общего – многовековая совместная история, схожие интересы и векторы развития, взаимопроникновение культур на родственном и общечеловеческом уровнях, теплые отношения между национальными лидерами наших государств.

Весьма символично, что в новом Послании «Стратегия: «Казахстан-2050» наш президент, определяя приоритеты развития партнерства, среди всех стран в первую очередь назвал Россию.

Последовательность нашей внешней политики по отношению к России обусловила системный и многоплановый характер казахстанско-российских отношений.

Достаточно сказать, что товарооборот между странами уже достиг рекордной цифры в 24 миллиарда долларов. Реализуются сотни совместных проектов. Это взаимодействие в космической отрасли, совместное использование нефтяных месторождений Каспия, развитие транспортных коммуникаций, транспортировка энергоносителей через Россию на мировые рынки, общие программы в промышленности, энергетике, инфраструктурной сфере. Действует свыше 3500 казахстанско-российских предприятий в различных отраслях.

Двустороннее сотрудничество развивается на плановой основе. В рамках очередной встречи 19 декабря в Москве Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин еще раз подтвердили курс на взаимное сближение, подписав План совместных действий Республики Казахстан и Российской Федерации на 2013–2015 годы.

Кроме того, в присутствии президентов двух стран был подписан меморандум между правительствами России и Казахстана о сотрудничестве в области создания системы экстренного реагирования при авариях с использованием системы «Эра-ГЛОНАСС» и возможности развития на ее основе дополнительных навигационно-информационных услуг в сфере транспорта.

С близких позиций наши государства выступают по многим важнейшим международным вопросам. Казахстан и Россия активно сотрудничают в рамках ООН, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ, СВМДА и др.

Но, пожалуй, главный итог двух десятилетий заключается в крепнущей год от года дружбе наших народов. По последним данным ВЦИОМа, большинство россиян считают Казахстан самым надежным партнером России, а президента республики Нурсултана Назарбаева – наиболее заслуживающим доверия политическим лидером среди глав государств Содружества. Уверен, что большинство казахстанцев настроены аналогично по отношению к России и россиянам.

Сотрудничество между Россией и Казахстаном многопланово. Но особое значение в нем отводится межрегиональным связям…

– В вопросах развития межрегиональных связей имеется высокая степень заинтересованности самих регионов, бизнес-сообщества на местах.

Системный характер этим процессам придают форумы межрегионального сотрудничества с участием глав двух государств.

В целом форумы способствуют эффективному решению вопросов взаимодействия власти и бизнеса, повышению конкурентоспособности экономики и социального благополучия населения, развитию производственной кооперации и взаимной торговли.

В сентябре 2012 года в г. Павлодаре прошел очередной, IX Форум межрегионального сотрудничества. На нем были подписаны 4 двусторонних международных документа и 27 договоров по проектам на общую сумму около 2 миллиардов долларов.

Следует отметить, что такая площадка двусторонних отношений не имеет аналогов в мире.

– Вероятно, не менее важно и то, что Россия и Казахстан поистине стали локомотивами интеграционных процессов на постсоветском пространстве…

– Вы правы, именно добрососедские казахстанско-российские отношения сформировали основу евразийской интеграции. Как мы помним, идея интеграции была озвучена Нурсултаном Абишевичем еще в 1994 году. Сегодня мы видим, как она воплощается в жизнь.

Почти два с половиной года мы живем в условиях Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. С начала этого года стартовал трехсторонний интеграционный проект – Единое экономическое пространство.

Эффективность интеграционных процессов очевидна: снятие таможенных преград и снижение тарифов на перевозки открыло новый, более высокий уровень отношений между нашими государствами. Сформирован общий рынок с населением свыше 170 миллионов человек. Появилось обширнейшее поле для совместной деятельности, создаются условия для свободного движения капиталов, товаров, трудовых ресурсов. Население и бизнес-сообщество уже почувствовали эти удобства. Товарооборот трех стран Таможенного союза с внешним миром в 2012 году, по предварительным данным, превысит 1 триллион долларов.

Сейчас наступает качественно новый этап интеграции. К 2015 году планируется создать Евразийский экономический союз. Этот принципиальный курс был закреплен нашим лидером в новом Послании «Стратегия: «Казахстан-2050». Так, в числе основных приоритетов реализации внешней политики глава государства особо отметил: «Мы будем укреплять Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Наша ближайшая цель – создать Евразийский экономический союз».

Перспективы интеграционного взаимодействия в новых условиях стали главной темой заседаний Высшего евразийского экономического совета и Межгосударственного совета ЕврАзЭС, состоявшихся 19 декабря в Москве. Подводя итоги заседаний, Нурсултан Абишевич подчеркнул: «Таможенный союз, будущий Евразийский экономический союз – это наш ответ тем вызовам, которые сегодня есть, это решение тех кризисных явлений, которые могут угрожать нашей экономике».

– Роль Казахстана в развитии интеграционных процессов очевидна. Но, наверное, не менее впечатляют и достижения страны на международной арене, в «большой политике»…

– Несомненно, за годы независимости мы добились серьезных успехов.

Казахстан достойно представлен в Организации Объединенных Наций. Наша страна играет важную роль в укреплении глобальной безопасности. Казахстан по праву признан лидером движения за безъядерный мир.

За последние три года Казахстан председательствовал в ОБСЕ, ШОС, ОИС (Организации исламского сотрудничества), ОДКБ.

В этом году в Астане уже в четвертый раз прошел Съезд лидеров мировых и традиционных религий.

Инициатива Казахстана по созыву межконфессионального форума по уменьшению напряженности в мире получила всеобщее признание и широкую поддержку со стороны ООН и стала адекватным ответом на вызовы современности.

20 лет назад наша страна стала организатором и главным идейным вдохновителем Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии – своеобразного азиатского аналога ОБСЕ.

Сегодня СВМДА превратилось в эффективный форум многосторонней дипломатии, который объединяет 24 государства, в которых проживает половина населения нашей планеты.

Астана стала постоянной столицей экономических форумов. Так, в мае 2012 года прошел юбилейный V Астанинский экономический форум, собравший около 8 тысяч участников из 90 стран мира.

Мировое признание заслужила инициатива нашего президента по созданию на базе Астанинского экономического форума проекта G-Global. Суть инициативы – консолидировать усилия в деле создания справедливого и безопасного миропорядка. Новая коммуникативная площадка за короткое время объединила экспертов из 150 стран.

С каждым годом укрепляются позиции нашей страны как спортивной державы. В прошлом году Астана стала столицей Азиады-2011. В 2012 году на Олимпиаде в Лондоне наша сборная завоевала семь золотых медалей, поднявшись с 29-го на 12-е общекомандное место. В 2017 году мы готовимся встречать в Алматы участников 28-й Всемирной зимней универсиады.

– Ну а теперь Казахстан завоевал право на проведение «ЭКСПО-2017»…

– Совершенно верно. Кстати, следует отметить, вполне заслуженно. Международное сообщество выбрало казахстанскую столицу местом проведения этой престижнейшей выставки благодаря достижениям нашей страны в области экономики и науки. Это и стремительное развитие народного хозяйства, и его явная инновационная направленность. Победе также способствовала высокая степень актуальности предложенной Казахстаном темы – «Энергия будущего».

В целом решение о проведении «ЭКСПО-2017» в Астане стало очередным признанием нашей столицы центром, достойным принять событие мирового масштаба. Это не только высокая честь, но и большая ответственность для всей страны. Поэтому проведение «ЭКСПО-2017» стало нашим новым национальным проектом.