Домой / Продавец квартиры / Понятие ближнее зарубежье. Страны ближайшего зарубежья России: список и краткое описание

Понятие ближнее зарубежье. Страны ближайшего зарубежья России: список и краткое описание

После распада СССР российской внешней политике пришлось осваивать совершенно новое для нее направление - так называемое ближнее зарубежье. Развитие отношений России с бывшими союзными республиками шло с одной стороны в рамках Содружества Независимых Государств, и с другой - по пути развития двусторонних отношений.

В отношениях со странами ближнего зарубежья Россия с самого начала столкнулась со многими проблемами, часть которых досталась ей в наследство от СССР (судьба долгов Советского Союза, вывод войск из Прибалтики, проблема контроля за советским адерным потёнциалом).

Важным аспектом деятельности Содружества стало определение судьбы ядерного оружия бывшего СССР. В июле 1992 г. девять государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдавия и Туркмения) подтвердили, что поддерживают участие России в Договоре о нерас-гфостранении ядерного оружия в качестве его обладателя и заявили, что готовы присоединиться к Договору в качестве государств, не обладающих ядерным оружием. Таким образом, Россия стала полноправным правопреемником СССР по вопросу владения ядерным оружием. При этом речь шла о всем ядерном оружии бывшего СССР, включая и то, которое находшюсь на территориях Украины, Белоруссии и Казахстана. В мае 1993 г. в Лиссабоне был подписан протокол, в котором руковожители Казахстана, Украины и Белоруссии гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории. Россия, США, Казахстан и Белоруссия ратифицировали Договор, но Украина потребовала гарантий своей безопасности. В январе 1994 г. в Москве президенты США, России и Украины приняли трехстороннее заявление, в котором были даны соответствующие гарантии.

К 1994 г. российские войска были полностью выведены из стран Балтии, но в отношениях России с этими странами сохранялись другие, не менее острые проблемы. После распада СССР за пределами России не по своей воле проживали свыше 25 млн. россиян. Многие из них оказались в тяжелом положении. Большинством правительств стран ближнего зарубежья проводилась политика приоритетного развития так называемых титульных наций. Все это вызывало межэтническую напряженность и осложняло положение наших соотечественников. Они сталкивались с проявлениями бытового национализма, кадровой дискриминации, страдали от произвола административных, правоохранительных и судебных властей на местах. Их права зачастую ущемлялись при решении вопросов получения образования, медицинской помощи, трудоустройства, вероисповедания, пенсионного обеспечения, предпринимательской деятельности, оформления различного рода документов. Особенно сложным их положение было в Латвии, Эстонии, Казахстане и ряде среднеазиатских республик. Российское руководство в те годы так и не выработало четкого последовательного подхода к проблеме соотечественников за рубежом, что в итоге привело к усилению иммиграции. Несмотря на сложную экономическую обстановку в России в период с 1991 г. по 1998 г., по данным МИД РФ, из стран СНГ и Балтии в Россию возвратились около 3 млн. соотечественников.

Главными проблемами, осложнявшими российско-украинские отношения, стали проблемы Крыма, Черноморского флота и ряд политических факторов (ядерное оружие, отношение к НАТО). Из-за разногласий по Севастополю и Черноморскому флоту договор о дружбе и сотрудничестве России с Украиной был подписан и ратифицирован лишь в 1998 г.

Препятствовали стабильному развитию Содружества и осложняли взаимодействие России с государствами СНГ конфликты на этнической почве, вспыхнувшие в Молдове (1992 г.), Грузии (1992). Поиск инструментов их урегулирования привел к подписанию в марте 1992 г. Соглашения о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ. К 1993-1994 гг. фаза вооруженного противостояния в большинстве горячих точек постсоветского пространства завершилась.

Для части стран Содружества - его южного фланга, в середине 90-х годов реальным источником нестабильности и угроз стал режим талибов в Афганистане. В Таджикистане исламская оппозиция открыто апеллировала к помощи новых руководителей Афганистана. Через южные границы на территорию стран СНГ контрабандным путем ввозились крупные партии наркотиков. В сочетании с возрастанием внутренней нестабильности в Центральной Азии все это стимулировало государства СНГ на шаги по созданию эффективной системы безопасности. Выдвижение пограничных сил на таджикско-афганскую границу и сотрудничество России по охране внешних границ СНГ с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном позволило сохранить контроль РФ над ситуацией на дальних подступах к собственным границам.

15 мая 1992 г. Арменией. Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, РФ, Таджикистаном, Узбекистаном был пописан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Позднее к нему присоединились Азербайджан и Грузия. В 1999 г. благодаря усилиям российской дипломатии договор был продлен на очередной срок, но при этом из него вышли три из девяти участников - Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Разногласия между участниками договора и нехватка финансовых средств привели к тому, что общее военно-стратегическое пространство на основе ДКБ так и не было сформировано. Но договор облегчил заключение двусторонних соглашений России с участниками ДКБ и позволил урегулировать статус российских военных объектов на территории бывших союзных республик. Кроме того, положительную роль ДКБ сыграл в качестве юридической базы для создания Объединенной системы ПВО СНГ, соглашение о которой было подписано 10 февраля 1995 г.

В течение 1992-1994 гг. состав СНГ менялся. В октябре 1992 г. из Содружества вышел Азербайджан, но вновь вернулся в него в 1994, после прихода к власти Г. Алиева. В 1994 г. в Содружество вошла Грузия.

Во второй половине 90-х гг. наметились тенденции более тесной экономической интеграции России с рядом государств СНГ. 29 марта 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали Договор об углублении экономической интеграции и четырехстороннем таможенном союзе. Особые отношения сложились у России с Белоруссией. Практическими шагами на пути интеграции двух стран стал подписанный в апреле 1997 г. договор о Союзе России и Белоруссии и принятая в декабре 1998 г. Декларация о создании Союзного государства.

В своем развитии СНГ не оправдало ожиданий, в сущности слишком завышенных, и не превратилось в полноценную интеграционную структуру. Многие важные инициативы стран СНГ так и остались нереализованными. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы, недоверие и подозрительность к Москве служили серьезным препятствием на пути дальнейшего развития Содружества.

Россия должна была привыкать к новой роли бывших республик Советского Союза и к тому, что теперь ее взаимоотношения с соседями перестали быть только российской монополией, что они связаны с политикой и интересами многих других государств. Нередко Россия колебалась, переходя от невмешательства к попыткам восстановить влияние. В отношениях России с некоторыми странами было накоплено слишком много негативного и трудного опыта, который отрицательно влиял на развитие взаимоотношений. Россия как правопреемница и Советского Союза, и Российской империи, невольно была вынуждена нести ответственность за прошлые деформации, ошибки и даже преступления. Помимо стран дальнего зарубежья (Польши) это касалось в первую очередь стран Балтии.

Несмотря на очевидные болезни роста, Содружество сыграло стабилизирующую роль в становлении новых независимых государств. Создание СНГ помогло предотвратить стихийный распад страны и развитие ситуации по «югославскому сценарию». Процесс суверенизации бывших советских республик-учасниц Сожружества прошел упорядоченно и не вызвал глубоких геополитических потрясений. В рамках Содружества удалось смягчить социальные и экономические последствия распада единого государства, мирной постепенно решить вопросы, связанные с разделом имущества и долгов бывшего СССР, формированием границ и национальных армий, транспортными и финансовыми проблемами, установлением визовых и таможенных режимов и др.

«Эпоха Ельцина» - время сложное и противоречивое. Вселявшее оптимизм, добрые надежды в своем начале, оно закончилось в итоге разочарованием для многих. «Кремлевские игры», влияние олигархов, финансовые пирамиды, коррупция и растущая преступность остались в нашей памяти характерными чертами 90-х годов. Сегодня у исследователей нет, да и не может быть однозначной оценки Б.Н.Ельцина как государственного деятеля. Историки и политики либеральной ориентации главной заслугой первого президента считают то, что он не допустил коммунистического реванша, обеспечил необратимость демократических перемен, хотя многие из этих перемен, инициированных властью сверху, в силу ряда как субъективных, так и объективных обстоятельств приняли форму вялотекущих реформ и не были завершены в рамках почти десятилетней «эпохи Ельцина». Противники Б.Н.Ельцина, люди, придерживающиеся прежних социалистических ценностей, полагают, что он не только развалил Советский Союз, но своими реформами вверг экономику в кризис, а народ в бедность.

С нашей точки зрения, к очевидным заслугам Б.Ельцина как политика и человека необходимо добавить своевременный, а для многих неожиданный уход с политической сцены, а также оптимальный в тех условиях выбор в качестве преемника такого политика, который, с одной стороны, обеспечил преемственность, а с другой, как показывает практика почти четырех лет президентства В. В. Путина, стал действительно гарантом стабильности в обществе и политиком, не только энергично взявшимся за реформы, по тем или иным причинам не состоявшимся при Ельцине, но и положившим начало исправлению многочисленных ошибок, допущенных при его предшественнике как законодательной, так и исполнительной властью.

Среди стран Ближнего зарубежья можно выделить несколько групп, отличающихся по направлению формирующейся национальной экономики:

  • страны, ориентирующиеся на самообеспеченность в ресурсах (Узбекистан, Туркменистан);
  • страны, находящиеся в глубоком экономическом кризисе (Молдавия, Таджикистан, Грузия);
  • страны, опирающиеся на экспорт своих природных ресурсов для выхода из кризиса (Украина, Казахстан, Азербайджан);
  • страны, проводящие радикальные реформы во всех отраслях для создания благоприятных инвестиционных возможностей (Киргизия, Армения);
  • государственно ориентированная экономика (Белоруссия);
  • страны, ориентирующиеся на вхождение в состав Европейского Союза (Эстония, Латвия, Литва).

Союз России и Белоруссии

После распада СССР многие государства стали решать возникающие проблемы самостоятельно. Одним из возможных путей развития и формирования новых отношений стал союз России и Белоруссии. Договор о Союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией был подписан в апреле 1997г. Интеграция предусматривает построение единого экономического, правового, научно-технического, информационного и культурно-гуманитарного пространства.

Между Белоруссией и Россией отсутствуют охраняемые государственные границы, сняты таможенные барьеры. Отсутствует двойное налогообложение. Россия не платит за транзит своих товаров по белорусской территории.

Белоруссия

Площадь Республики Беларусь - 206,6 тыс. км 2 , население- 10,2 млн чел.

Условия развития хозяйства. В настоящее время транзитность Белоруссии для России и других восточных республик СНГ имеет большое значение.

Важным богатством Белоруссии являются калийные и каменные соли. Вся южная часть страны перспективна на нефть и газ. Агроклиматические и почвенные условия типичны для умеренно континентального климата.

Население. По численности населения (10,2 млн чел.) среди стран СНГ Белоруссия занимает 5-е место. В последние годы демографическая ситуация характеризуется отрицательной динамикой населения. Начиная с 1994г. каждый год число проживающих в Белоруссии сокращается на 0,3 %.Сальдо миграции в пользу Белоруссии составляет 21 чел. на 10000 жителей. Основной причиной начавшейся убыли населения следует назвать ухудшение экономического положения, а также сложную экологическую обстановку на территориях радиационного загрязнения после Чернобыльской катастрофы.

Плотность населения довольно высокая - 49,4 чел/км 2 . Наиболее плотно заселена центральная часть республики (до 80 чел/км 2 ), а также долины Буга и Днепра.

Большая часть жителей проживает в городах (69 %). Белоруссию можно назвать мононациональным государством, где доля титульного народа превышает 78 %. Но населения, знающего белорусский язык, гораздо меньше. Из представителей других национальностей следует выделить русских, украинцев, поляков.

Хозяйство. Белоруссия - индустриально-аграрная страна.

Промышленность. Ведущая отрасль промышленности - машиностроение. Выделяется автомобилестроение, выпускающее крупнейшие в мире по грузоподъемности «БелАЗы» (Жодино), а также тяжелые «МАЗы» (Минск). Важное звено комплекса - трактирное и сельскохозяйственное машиностроение (Минск, Витебск, Гомель, Бобруйск, Лида, Барановичи). Негативные тенденции периода 1990-х гг. привели к значительному снижению производства станков, радиоэлектроники, оптических приборов. Химическая промышленность в отдельных своих отраслях базируется на собственных ресурсах нефти (Мозырьский НПЗ) и калийных и каменных солей (Солигорск- калийные удобрения, хлорные соединения). По трубопроводам поступают нефть и газ из России, что позволяет развивать нефтехимию (производство шин- Бобруйск, азотных удобрений - Гродно, синтетических волокон, полиэтилена - Новополоцк). На собственных ресурсах леса работают лесохимические производства.

Легкая промышленность развита достаточно (пр-во обуви, трикотажа). Из собственного сырья имеется только лен, а также химические волокна.

Агропромышленный комплекс. Развитие получили молочно-мясное скотоводство, свиноводство, картофелеводство, льноводство. По производству молока, мяса и картофеля на душу населения республика находится среди европейских лидеров. На юге и в центре республики сеют сахарную свеклу.

Транспорт. Белоруссия располагает хорошо организованной, развитой транспортной сетью, представленной железнодорожным, автомобильным, речным, авиационным и трубопроводным транспортом.

Когда мы говорим о кристально чистом горном воздухе и прозрачных озерах, то представляем Швейцарию; вспоминая о винах – Францию; а если нам представляются небоскребы – то это Нью-Йорк или Шанхай. Но ведь для того, чтобы увидеть прекрасное, совсем не обязательно ехать так далеко, удивительные красоты есть и в странах ближнего зарубежья.

Куда и зачем можно отправиться в отпуск к соседям? Вот самые интересные близлежащие государства и их удивительные достопримечательности.

Страны ближнего зарубежья и их уникальные особенности

Азербайджан, Баку

На протяжении веков азербайджанцы поклоняются богу огня. Баку нередко величают, как «город огненного бога» или «земля вечных огней». Это вдохновило местных архитекторов на создание уникального комплекса, который носит название «Пламенные Башни» («Flame Towers»). Flame Towers – это три огромных здания, которые похожи по своей форме на танцующие языки пламени. Эти сооружения самые высокие во всем Азербайджане, в Баку их видно из любой точки. Чтобы придать комплексу еще большую зрелищность, с наступлением темноты на фасаде зданий включаются огромные экраны, на которых изображается движение пламени. Все это кажется одним огромным костром, полыхающим в западной части города. Зрелище довольно завораживающее.

Страны ближнего зарубежья: Армения, Арарат

Вершина Арарат является символом Армении, хотя территориально этот географический объект уже почти сотню лет (с 1921 года) относится к Турции. Белоснежный пик красуется на гербе Армении; горе посвящают то лучшее, чем славится армянский народ - коньяк и стихи; в честь Арарата названа футбольная команда. Считают, что самый красивый вид заснеженной вершины просматривается именно с территории Армении.

Грузия, вино

Вина, произведенные в Грузии – это бренд. Секреты искусства виноделия в этой стране передаются из века в век, из поколения в поколение.

Только в винодельческих краях можно насладиться по-настоящему божественным ароматом и райским вкусом этого чудодейственного напитка. В Грузии считают, что каждый сорт вина очень индивидуален, как человек, и не похож ни на один другой. Как видите, страны ближнего зарубежья привлекательны не только природными и архитектурными достопримечательностями, но и гастрономическими изысками.

Беларусь, Беловежская пуща

Белорусская Беловежская Пуща – заповедник Европы, который сохранил лес в первозданном виде, каким он был тысячелетия назад. Здесь можно увидеть много деревьев-сторожил. Есть в беловежской пуще могучие пятисотлетние дубы, а некоторым здешним ясеням и елям минуло уже более двух веков. Но удивительные вековые деревья Беловежской пущи – это еще не все. Интереснее то, что этот огромный и древний лес является домом для многочисленной живности. Гуляя в лесу можно повстречаться с рысью, лисицей, лосем, косулей, зайчиком. Нередко бывали случаи, когда навстречу людям выходил и сам хозяин белорусских лесов – могучий зубр.

Казахстан, Алматинское озеро


Живописное горное Алматинское озеро, раскинувшееся в ущелье высокогорной реки Большая Алматинка, что в Заилийском Алатау, находится на отметке 2510 метров выше уровня моря. Озеро особенно прекрасно в те нередкие минуты, когда его голубая гладь абсолютно спокойна, и в нее смотрятся величественные белоснежные горные вершины.

Иногда, особенно когда дело касается природных достопримечательностей, туристы задумываются о том, как добраться до места. Многим бы хотелось увидеть чудесное казахское озеро, но как отыскать это чудо, спрятанное в высокогорном ущелье? Если вы не уверены в своих силах и считаете, что можете столкнуться с проблемами при путешествии в отдаленные районы, то лучше воспользоваться услугами местных туристических компаний. Ведь одно дело сесть на самолет и прилететь в крупный город Алма-Ата, и совсем другое – добраться до горного источника. Экскурсоводы турфирмы Алматы HT.KZ помогут вам стать настоящим первопроходцем, которому по плечу любые высокогорные тропы. Турфирма работает с партнерами и клиентами не только из бывшего постсоветского пространства, но и из многих стран мира.

Кыргызстан, Джайлоо

Уникальным местом для туристов, предпочитающих отдыхать в гармонии с внешним миром, подальше от суетливой цивилизации, является стойбище Джайлоо. Все лето здесь можно провести в юрте среди большого количества скакунов, в то время как людей здесь гораздо меньше.

Здесь всё дышит чистотой и гармонией. Таких благ цивилизации, как магазины, сотовая связь и телевидение в этих местах не имеется, впрочем, вряд ли об этом будет жалеть хоть кто-то, оказавшийся здесь. Звенящая тишина, величественная красота киргизских гор и простая, удивительно вкусная и полезная еда понравятся большинству прибывших в этот удивительный волшебный край.

В этих местах в прошлом веке зародилось туристическое течение, названное джайлоо-туризм, которое столь популярно теперь во всем мире. Суть его проста – отдых в чистых местах, не затронутых техническим прогрессом. И все это доступно в странах ближнего зарубежья.

Молдова, винные подвалы

Не так много людей знают о существовании огромных винных подвалов Молдовы. К примеру, Криково является одним из крупнейших в мире винных хранилищ, и занесено в книгу рекордов Гиннесса. Масштаб этих винных объектов трудно представить человеку, который этого никогда не видел. Под землей существуют целые винные города с собственной инфраструктурой. Есть даже улицы, автомобильные дороги (протяженностью свыше 120 км), светофоры, дорожные знаки и винные реки, протекающие по винопроводам. По берегам таких винопроводов, словно большие дома, стоят громадные бочки. Вам кажется, что вы попали в сказку? Это почти так на самом деле. Ведь здесь можно, проехав на автомобиле по главному проспекту Шампанского, свернуть направо на улицу Каберне, затем, минуя бульвар Шардоне, свернуть на улицу Фетяски. И вот вы оказались перед главной достопримечательностью виного города, около музея Вина и Коньяка.

Литва, Куршская Коса

Куршская коса – необычное и чрезвычайно красивое творение природы, ради которого в Литву устремляются туристы из разных стран мира. Ласковые волны неспешно перемещают песок на берег, а ветер продолжает путь песчинок, передвигая их на косу. Так образуются песчаные дюны. Литовские дюны, принимая самые причудливые формы, тянутся вдоль побережья на 70 км. Почти половина Куршской косы находится на российской территории и относится к Калининграду. Дюны – это впечатляющее зрелище.

Латвия, Старая Рига

Настоящий центр Риги – её старинный город Вецрига, которому уже более 800 лет. Приехав сюда, словно оказываешься в средневековой Европе, с ее маленькими извилистыми улочками, покрытыми брусчаткой, и с историческими великолепными зданиями.

Эстония, Певческое поле

Певческое поле - символ независимости и стойкости Эстонии. Певческая арка спроектирована таким образом, чтобы человеческие голоса звучали чище и звонче. Это очень важно во время исполнения хоровых песен, так как ежегодно Певческое поле становится местом проведения национального музыкального фестиваля «Краина мрий». Стать участником может каждый желающий, ведь в рамках мероприятия не предусматривается никаких граней между исполнителем и зрителями.

Таджикистан, Озеро Искандер-Куль

Искандер-Куль – озеро легенд. Одно из преданий гласит, что в далекие времена через Фанские горы переправлялось войско Александра Македонского. Любимый конь полководца Буцефал утонул, купаясь в водах озера. После этого вода озера стала еще прекраснее и прозрачнее, как слеза. Изумрудная гладь воды и бескрайнее голубое небо создают ощущение вечности.

Возможно, в этой легенде есть историческая правда. Не зря ведь озеро названо именем великого завоевателя. В Средней Азии имя Александр произносится как Искандер.

Узбекистан, плов

Какими бы достопримечательностями мы не восхищались, никто не отменял естественного стремления путешественника вкусить плоды национальной кухни новых мест. Более того, есть даже такие любители, которые специально отправляются в гастрономические туры, не обращая особого внимания на наличие каких-либо достопримечательностей в местах пребывания.

Поэтому даже ради того, чтобы отведать настоящий узбекский плов, стоит посетить Узбекистан.

Заметим, что и в Узбекистане не все однозначно, и существует более ста видов узбекского плова: бухарский и самаркандский, ташкентский и хорезмский, ферганский и кашкадарьинский… Здесь плов настолько привычен, что его просто называют общепринятым словом «ош», что значит «еда». Варят плов в огромных казанах прямо на улицах, и его получается так много, что хватает всем желающим.

Поэтому, если вам вдруг захотелось отведать вкусного плова – пора отправляться в Узбекистан.

Страны ближнего зарубежья России образовались после распада Советского Союза в 1992 г. Всего их 14. К ним относятся те, которые были бывшими советскими социалистическими республиками. В последствии они стали Каждая из них отличается духовным, культурным, политическим направлениями. В экономическом плане они независимы от России, однако являются торговыми партнерами, наравне с европейскими странами. Стоит заметить, что до развала СССР такого термина, как "ближнее зарубежье", не существовало.

Ближнее Зарубежье: особенности понятия

Примечателен тот факт, что некоторые страны ближайшего зарубежья никаких границ с Российской Федерацией. К ним относятся 6 постсоветских Туркменистан, Таджикистан и прочие). Более того, в мире существуют страны, территориально граничащие с Россией, но не входящие в состав «ближнего зарубежья», например, Польша, Китай, Норвегия, Финляндия и др. Исходя из выше написанного, становится понятно, что дело не в географическом положении государств. Здесь главным фактором выступает политическая ситуация, ведь около 70 лет были одним целым страны ближнего зарубежья.

Список стран

Прибалтийские страны:

  • Литва - по площади самое большое государство Прибалтики (65,3 тыс. км 2). Столица - город Вильнюс. По типу правления - парламентская - около 3 млн человек.
  • Латвия располагается в северной части Европы. Имеет общие границы с государства - около 64,6 тыс. км 2 . Количество населения - чуть меньше 2 млн человек. Столица - город Рига.
  • Эстония - самое маленькое государство среди прибалтийских стран (площадь - более 45 тыс. км 2). Столица - город Таллин. Имеет границы с Россией, Латвией и Финляндией. Численность населения - около 1,3 млн человек.

Продолжение списка будет состоять из следующих государств, описание которых можно прочитать ниже в статье.

  • Азербайджан.
  • Украина.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Грузия.
  • Молдова располагается в ого-восточной части Европы. Имеет общие границы с Румынией и государства - почти 34 тыс. км 2 . На этой территории проживает около 3,5 млн человек.
  • Армения - страна Закавказья. Столица - г. Ереван. Площадь - около 30 тыс. км 2 . Длительное время находилась в военном конфликте с Азербайджаном. Численность населения - около 3 млн человек.

Страны ближайшего зарубежья (список бывших республик Средней и Центральной Азии):

  • Узбекистан граничит с пятью государствами: с Киргизией, Туркменией, Афганистаном, Таджикистаном и Казахстаном. Занимает территорию, площадь которой чуть меньше 450 тыс. км 2 . Количество жителей - почти 32 млн человек.
  • Туркменистан - страна, которая имеет выход в Каспийское море. Столица - город государства - около 490 тыс. км 2 , население более 5 млн человек.
  • Таджикистан находится в Центральной Азии. Занимает территорию в 142 тыс. км 2 . Постоянно проживает здесь более 8,5 млн человек. Столица - Душанбе.
  • Кыргызстан - страна, расположенная в Средней Азии. Имеет границы с КНР, Узбекистаном и Таджикистаном, Казахстаном. Столица - город Бишкек. Численность населения - около 6 млн человек, площадь - чуть меньше 200 тыс. км 2 .

Азербайджан

Среди стран ближнего зарубежья можно отметить Государство располагается в Восточном Закавказье и омывается водами Каспийского моря. Его территория составляет 86,6 тыс. км 2 , а население - более 9 млн человек. По этим двум параметрам Азербайджан является самым крупным Закавказским государством. Столица - город Баку.

В последние годы эта республика значительно повысила экономический уровень. Особенно это заметно, если сравнивать другие страны ближайшего зарубежья. Здесь больше всего развиты нефтяная и газовая сферы промышленности. С Российской Федерацией Азербайджан имеет не только сухопутную, но и морскую границу. В 1996 г. в соответствии с договором между этими странами был проведен маршрут Баку-Новороссийск для транспортировки нефти. А в 2006 г. в азербайджанской столице было открыто Торговое представительство России.

Беларусь

Список «Страны ближайшего зарубежья России» пополняет Республика Беларусь. Это государство располагается в Восточной Европе. Столицей является г. Минск. Территория составляет более 200 тыс. км 2 , а население - около 9,5 млн жителей. С Российской Федерацией граничит с восточной стороны. Больше всего, по экономическим показателям, Беларусь хорошо известна в машиностроении и сельском хозяйстве. А самым важным внешнеторговым партнером является Россия. Кроме того, эти две страны имеют прочные военные, политические и экономические отношения. Посольство Беларуси есть не только в Москве, но и в остальных российских городах.

Грузия

Российская Федерация имеет дипломатические отношения и с такой страной ближнего зарубежья, как Грузия. Это государство расположено на Западном Закавказье и омывается водами Черного моря. С восточной и северной частей она граничит с Россией. Территория составляет около 70 тыс. км 2 , а население - более 3,7 млн человек. Столицей является город Тбилиси. Здесь наиболее развиты пищевая, легкая и металлургическая промышленности. После развала Союза в 1992 г. Россия с Грузией подписали Сочинский договор.

Казахстан

Республика Казахстан также находится в списке «Страны ближайшего зарубежья». Состоит в тесных отношениях с Российской Федерацией. Население его составляет более 17,7 млн жителей, а территория - 2,7 млн км 2 . Столица - г. Астана. На втором месте после России по экономическим показателям среди всех постсоветских стран. С Федерацией имеет сухопутную и морскую границу по Каспийскому морю. Аналогично выше перечисленным странам, в 1992 г. был подписан договор о дипломатических отношениях между странами.

Украина

Из всех стран ближнего зарубежья ближе всего к России располагается Украина. Эти два государства имеют общие границы. Столица Украины - Киев. Территория составляет более 600 тыс. км 2 , а население - 42,5 тыс. жителей. Эта страна является индустриально-аграрной. Широко развиты тяжелая промышленность, металлообработка и машиностроение. С 2014 г. в восточной части государства проходят военные действия, которые привели не только к снижению количества населения, но и уровня экономики.

Вот и все страны ближнего зарубежья. Список стран в полном объеме с кратким описанием указан выше.

Мне, как человеку родившемуся в СССР, разделение зарубежных стран на «дальние» и «ближние» глубоко непонятно. В моем понимании, все страны, с которыми Россия имеет общую границу (пусть даже водную), должны называться «ближним зарубежьем». Но сложилось так, что такое разделение ведется не по географическому положению страны, а по исторически сложившемуся отделению бывших территорий СССР.

Ближнее зарубежье

Государствами ближнего зарубежья называют территории, ранее входившие в состав СССР и получившие суверенитет после ликвидации Советского Союза в 1991 г. К таким странам даже относят и те республики, которые в результате отделения больше не имеют общей границы с Россией.

К этим государствам относятся:

  • Азербайджан.
  • Армения.
  • Туркменистан.
  • Киргизия.

Однако, даже после разрыва с СССР, многие из этих стран входят в различные объединения с Россией: СНГ, АТЭС, ШОС и т.д.

Дальнее зарубежье

К государствам дальнего зарубежья принято относить вообще любые страны, как находящиеся далеко, так и имеющие общую границу с Россией. Основным признаком здесь является то, что ранее они не были частью Советского Союза. С точки зрения некоторых ученых-географов (да и с моей тоже) это совсем неоправданно и не поддается простой логике.

Россия имеет общую границу с:

Однако, эти страны являются дальним зарубежьем, несмотря на их непосредственно близкое географическое расположение к РФ.

Возникновение термина

Разделение зарубежья на «дальнее» и «ближнее» носит скорее историко-культурный и политико-социальный характер. Впервые эти термины были употреблены диссидентами, которые бежали или были высланы из СССР, чем они стремились подчеркнуть отличие бывших республик от РФ.


Кроме того, «ближними» называли бывшие республики и некоторые постсоветские политические деятели (зам. мин. обороны РФ в 1992-96 г. Кокошин А. А.), считавшие, что развал Союза не окончателен и «ближнее зарубежье» вернется к России. Считаю, что последнюю точку в этом вопросе ставить рано, время покажет.