Домой / Примеры ошибок / ДПД МВД России: «Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокол

ДПД МВД России: «Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокол

В этом разделе сайта вы можете найти информацию о порядке установления личности иностранных граждан, не имеющих действительного документа, подтверждающего личность. Данный порядок установлен Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Многолетний опыт и безусловная компетентность юристов нашей компании помогут вам в вопросе получения документов, обеспечивающих законное пребывание в РФ, если вы не имеете документа, устанавливающего личность и гражданство другого государства. Наши юристы проведут для вас соответствующие консультации и помогут в оформлении всех необходимых документов, бланков заявлений и ходатайств.

Статья 10 Федерального закона, указанного выше, регулирует следующую процедуру установления личности иностранного гражданина:

Иностранный гражданин подает заявление об установлении личности с указанием персональных данных, а также цели и даты въезда на территорию РФ. Для подтверждения указанной информации необходимо приложить к заявлению оригиналы или копии любых документов, которые могут помочь установить личность (недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, водительские права, документ об образовании, трудовая книжка и др.);

Иностранному гражданину выдается справка с перечнем принятых документов, как подтверждение подачи заявления;

Для установления личности местные органы исполнительной власти вправе запрашивать у иностранного гражданина письменную информацию, необходимую для его идентификации. Помимо этого, уполномоченные органы вправе осуществлять проверки и опрашивать свидетелей, указанных иностранным гражданином в его заявлении (опрос свидетелей протоколируется);

В целях установления личности органы исполнительной власти в сфере миграции также проводят процедуру опознания иностранного гражданина свидетелями по фотографиям или в сравнении с похожими людьми (данная процедура также протоколируется);

Если все проверки, опросы и опознания проводятся успешно и подтверждают личность иностранного гражданина, то федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции составляется соответствующее заключение.

Вы можете обратиться в наш юридический центр по любым вопросам, связанным со сбором необходимых документов, грамотным заполнением бланков и форм заявлений. Юристы центра «Единая миграционная служба» не только ответят на все ваши вопросы, но и поделятся своими рекомендациями и опытом в решении вопросов установления личности иностранных граждан.

Обращаем ваше внимание на то, что установление личности не означает присвоения гражданства Российской Федерации. Для получения гражданства РФ необходимо пройти специальную процедуру подачи заявления и сопутствующих документов.

Ежедневная практика наших специалистов, а также прецеденты консультирования в подобных случаях служат основанием для оказания качественных юридических услуг и являются гарантией решения вопроса об установлении личности, а также постановке на миграционный учет, получения разрешения на временное пребывание и гражданства Российской Федерации.

имеющие (не получавшие) паспорта иностранного государства, паспорта гражданина

СССР; достигшие возраста 18 лет и имеющие только свидетельство о рождении,

выданное в бывших советских республиках. Для таких лиц органы ФМС первоначально

проводят процедуру установления личности. Список документов, необходимых для

представления, должен содержать, помимо обязательных документов, любые

документы, которые могли бы подтвердить данные о личности обратившегося.

Документы

Свидетельство

о рождении (если оно утрачено, необходимо самостоятельно сделать запрос в ЗАГС

по месту своего рождения о выдаче вам дубликата; дубликат высылается в орган

ЗАГС по месту вашего жительства);

Паспорта

родителей (при невозможности явки родителей, нотариально заверенные копии их

паспортов);

о регистрации (по форме 9) на себя и родителей (листки убытия, архивные

справки, если в настоящее время нет регистрации; архивные справки на 6.02.1992

года или на 01.07.2002 года, если имели регистрацию на территории РФ; решение

с мест учебы (начиная со школы);

с мест работы;

Автобиографию

(подробную);

Квитанцию

оплаты госпошлины.

подачи документов на установления личности и подтверждение наличия гражданства,

необходимо явиться лично и предоставить подлинники документов и их ксерокопии.

Также должны явиться 2 свидетеля, гражданина РФ, которые могут подтвердить

(дать показания с оформлением соответствующего протокола) данные о вашей

личности. Дополнительно можно представить любые документы, подтверждающие личность,

желательно - с фотографией.

окончании процедуры установления личности и проверки представленных вами

документов, орган УФМС выдает справку, удостоверяющую личность с фотографией.

Справка выдается на 3 месяца и подлежит дальнейшему продлению на период

рассмотрения документов о гражданстве.

в РФ на 6.02.1992 г. или на 1.07.2002 г., либо свидетельство о рождении,

подтверждающее факт рождения на территории РСФСР, если эти лица не заявляли об

отказе от гражданства РФ, независимо от места проживания. Эти люди, согласно

Постановлению Конституционного суда РФ от 16.05.96 года №12-П, признаются

состоящими в гражданстве РФ по рождению, следовательно, после проверки

документов им выдается паспорт гражданина РФ.

Документы

обязательные для представления:

гражданина СССР;

Свидетельство

о рождении на территории РСФСР;

время нет регистрации);

Автобиографию

(подробную);

фотографии, формата «на паспорт РФ»;

Квитанцию

оплаты госпошлины.

у кого есть только свидетельство о рождении на территории РСФСР, и кому предстоит

первоначально прохождение процедуры установления личности, нужно подготовить

список документов как для лиц первой категории.

Обратите

внимание на то, что паспорт гражданина СССР действителен как документ,

удостоверяющий личность, во взаимоотношениях с УФМС по вопросам подтверждения

наличия гражданства до 1.07.2009 г. Если до этой даты не подать документы,

придется проходить процедуру установления личности.

паспорт гражданина СССР, в котором отсутствует регистрация в РФ на 6.02.1992 г.

или на 1.07.2002 г., либо свидетельство о рождении не на территории РСФСР, если

их родители или единственный родитель признаны гражданами РФ по рождению (согласно

Постановлению Конституционного суда РФ от 16.05.96 года №12-П) независимо от

места проживания.

согласно Определению Конституционного суда РФ от 21.04.2005 г. №118-о,

признаются гражданами РФ на основании п. «а» ч. 1 ст. 12 ФЗ «О гражданстве РФ»,

т.е по гражданству родителей, несмотря на то, что на момент подачи документов

на подтверждение наличия гражданства РФ они уже достигли возраста 18 лет. После

проверки представленных документов они должны документируются паспортами

граждан РФ.

Документы

обязательные для представления:

гражданина СССР;

Свидетельство

о рождении;

о регистрации по форме 9 (листки убытия, архивные справки, если в настоящее

время нет регистрации);

Паспорта

родителей;

органа, выдавшего паспорт родителям, об основаниях признания наличия

гражданства;

Автобиографию

(подробную);

фотографии, формата «на паспорт РФ»;

Квитанцию

оплаты госпошлины.

у кого есть только свидетельство о рождении на территории РСФСР, предстоит

первоначально прохождение процедуры установления личности, поэтому список

документов будет аналогичным изложенному в п. 1.

В настоящее время на территории Российской Федерации находится множество лиц, не имеющих юридической связи ни с каким из государств мира. Несмотря на это, часть их прав и обязанностей, разрешенных реализовывать на территории государства, раскрывается в федеральном законе “О миграционном учете”, а также в федеральном законе “ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Как и было отмечено выше, лицо без гражданства - это лицо, не имеющее гражданства (юридической связи) ни одного из государств. В международном праве они именуются как апатриды . Казалось бы, что в 21 веке такая ситуация невозможна, но наиболее частыми причинами отсутствия гражданства являются:

  • самостоятельный отказ от подданства страны;
  • вынесение решения о лишении человека гражданства.

Автоматически становится “лицом без гражданства” ребенок рожденный у апатридов . Но не во всех государства, а только в тех, где работает правила получения гражданства “по крови”. Если в государстве предусматривается порядок получения подданства “по почве”, то ребенок получит гражданство при рождении, даже если был рожден от апатридов.

Процедура установления личности лица без гражданства

Существует два способа установления личности лица без гражданства, незаконно находящегося на территории России:

Первый вариант предусматривает самостоятельное заполнение лицом формы-заявления установленного образца. Здесь в качестве обязательных для заполнения строк выступают: фамилия, имя, отчество лица (при наличии таковых); дата, место рождения; причина или причины, по котором лицо незаконно находится на территории государства, то есть обстоятельства въезда в страну.

В некоторых случаях это вся информация, имеющуюся у лица, которую можно подтвердить документально. При наличии полного пакета документов (даже недействительных или составленных по всем международным стандартам другим государством) лицо, или разрешение на временное пребывание, должно предоставить следующие документы (допускается предоставление как копии,так и оригинала):

  • военный билет;
  • трудовая книжка;
  • документы, свидетельствующие о наличии у лица образования какой-либо ступени;
  • свидетельство о заключении брака;
  • свидетельство о расторжении брака;
  • свидетельство о рождении;
  • архивные справки, подтверждающие вышеперечисленное (в советское время в отдаленных поселковых районах регистрацию различных юридических фактов, а также их изменение производили в администрации района, делающей лишь отметку в архиве о наличии/изменении таковых);
  • справка из мест лишения свободы об освобождении (при наличии таковой);
  • судебные решения или отметки в документах, указывающих на смену фамилии, имени, отчества.

Это далеко не полный перечень документации, разрешенной к предоставлению в органы ФМС для подтверждения личности. После принятия заявления лицу выдается справка с отметкой о приложенных документах и принятии заявления к рассмотрению. Во втором случае, когда инициатива установления лежит на миграционных органах, у них появляется право:

  • требовать от апатрида предоставления каких-либо из вышеперечисленных документов;
  • требовать предоставления информации о его личности;
  • проводить проверки по месту жительства апатрида;
  • опрашивать лиц, знающих что-либо о лице без гражданства;
  • проводить опознание, основанное на показаниях свидетелей.

Органы ФМС, а также их территориальные отделения вправе использовать дактилоскопическую информацию, которая была получена при государственной регистрации.

Внимание! Вне зависимости от способа установления личности, срок проверки или рассмотрения заявления не должен превышать 3-х месяцев. Процедура установления личности может быть сокращена при наличии паспорта гражданина СССР, обучения в СССР до 1991 года, брака с российским гражданином.

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ

Иностранные лица, как и лица без гражданства, обязаны соблюдать законодательство государства-пребывания. Права у этих категорий также имеются, но в сравнении с гражданами России в меньшем объеме. Ограничения касаются невозможности участвовать в политической жизни государства. Иностранцы, апатриды лишены как активного, так и пассивного избирательного права, то есть не избирают и не могут быть избранными. Также они лишены возможности приобретать на праве собственности или аренды земельные участки, расположенные вблизи границ России. Не предоставляется возможным и служить в армии.

Иностранцы и апатриды вправе защищать свои права, имеют возможность обратиться в суд на тех же основаниях, что и граждане России. На них возлагается обязанность по уплате налогов и сборов, в части касающейся их деятельности. Они также обязаны сохранять природу, окружающую среду, объекты культурного наследия, памятники и т.д. За несоблюдение законодательства к таким лицам возможно применение различных видов ответственности, в том числе и уголовной.

Важно! Особое правовое положение имеют дипломатические лица, консулы и их семьи.

Каждая из вышеперечисленных категорий имеет право прошения у Российской Федерации предоставления политического убежища по различным причинам. Эта возможность предоставлена Всеобщей декларацией прав человека и гражданина, а также отдельными нормами международного права. Просьба о предоставлении политического убежища в России по причине уголовного преследования в другой стране будет отклонена. В данном случае государство применит право на экстрадицию и выдаст лицо запрашиваемой стране.

Стоит отметить, что лицам без гражданства наравне с гражданами страны предоставляется право свободного перемещения, обращения в медицинские учреждения, благоприятной окружающей среды, безопасности , однако при несоблюдении законодательства апатрида могут выслать из страны.

Документирование лица без гражданства после установления личности

После установления личности лицу, желающему в дальнейшем , выдается документ, удостоверяющий личность. Также для получения разрешения на пребывание, вида на жительство потребуется предоставить:

  • свидетельство о рождении;
  • документ, который подтверждает прибытие заявителя в Российскую Федерацию до 1 ноября 2002 г. для проживания и его нахождение на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением . К таким документам можно отнести домовую книгу, обращение в медицинские учреждения, обращения в суд, паспорт гражданина СССР и т.д.

Справка! Если ни основных документов, подтверждающих нахождение на территории России, ни косвенных доказательств у лица не имеется, то скорее всего ОФМС порекомендуют обратиться в суд с заявлением об установлении факта пребывания на территории страны с определенного момента.

До позволит оформить медицинский страховой полис, выезжать за пределы страны, получить прописку и оформить детей в дошкольные и школьные учреждения. Рассмотрение заявления о приеме в гражданство не должно превышать 6-ти месяцев.

Стоит обратить внимание и на то, что после установления личности и выдачи документа ее подтверждающую апатриду потребуется:

  • отнести себя к одной из категорий (гражданство по праву рождения, брака с
  • россиянином, как носитель языка, как переселенец, рожденный в СССР и т.д) и
  • собрать пакет документов, подтверждающих относимость;
  • прожить на территории РФ от 3-5 лет без выезда за границу более чем на 3 месяца;
  • иметь доход равный минимальному прожиточному минимуму;
  • получить вид на жительство;
  • соблюдать законодательство;
  • знать русский язык.

Перед получением гражданства потребуется получить . Для этого лицу необходимо сдать тест, проверяющий не только степень владения языком, но и ориентирование в законодательстве, истории. Допуск к сдаче будет получен после оплаты госпошлины.

Установив личность, лицо без гражданства не только получает более широкий спектр возможностей (право на получение работы), но и приобретает возможность получения гражданства.

1. Установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.

3. О принятии к рассмотрению заявления иностранного гражданина об установлении личности иностранному гражданину выдается справка установленной формы вместе с описью приложенных к заявлению документов.

4. В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вправе:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;

2) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;

3) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

4) использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.

5. Опрос лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, проводится сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Результаты опроса оформляются протоколом опроса свидетеля, в котором указываются место и время проведения опроса, должность, фамилия, имя, отчество лица, проводившего опрос, персональные данные свидетеля, а также документ, удостоверяющий личность свидетеля.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Протокол опроса свидетеля предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе свидетелю. Свидетель может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые удостоверяются его подписью. Протокол подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и участвовавшим в опросе свидетелем. В случае отказа свидетеля подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Для опознания иностранного гражданина сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предъявляет его свидетелям, которые предварительно сообщают сведения о себе, а также об обстоятельствах знакомства с данным иностранным гражданином.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Иностранный гражданин предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности внешне сходными с ним. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Перед началом опознания иностранному гражданину предлагается занять любое место среди предъявляемых для опознания лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись. В случае невозможности опознания иностранного гражданина непосредственно может быть проведено опознание по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, по возможности внешне сходных с опознаваемым. Количество фотографий должно быть не менее трех. Если опознающий указал на одно из предъявленных для опознания лиц или на одну из фотографий, то ему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данное лицо, а также сообщить фамилию, имя и отчество опознанного.

9. По результатам опознания составляется протокол опознания, в котором указываются место и дата проведения опознания, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилии, имена, отчества участвовавших в опознании лиц, а при необходимости адреса их места жительства (места пребывания) и другие сведения о них.

10. Протокол опознания предъявляется для ознакомления всем участвовавшим в опознании лицам. Указанные лица могут вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые должны быть удостоверены их подписями.

11. Протокол опознания подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также участвовавшими в опознании лицами. В случае отказа участвовавшего в опознании лица подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.

Несмотря на то, что законодательная база, регулирующая правовые отношения в сфере гражданства РФ действует уже не один год, правоприменители так и не смогли выработать единой практики применения его ключевых положений. Неопределенность порождает огромное количество нарушений прав граждан, которые обращаются за получением документов.

При этом нарушения наблюдаются как со стороны государственных органов, так и компаний-посредников, которые оказывают услуги по установления личности. Такая неурегулированность порождает множество неприятных инцидентов – например, задержание для установления личности и другие.

Процедура установления личности в Москве

Нотариальные действия любой категории не могут быть совершены без установления личности заявителя. Соответственно, нотариус осуществляет установление личности человека, вне зависимости от того, действует он в своих интересах или представляет интересы другого человека.

Процесс идентификации гражданина проводится нотариусом на основании паспорта и другой документации, исключающей любые сомнения касательно личности. Законодатель не предлагает конкретного перечня документов, на основании которых определяется личность, но выражает общее требование – они должны исключать любые сомнения.

Сложившаяся практика предусматривает, что установление личности гражданина проводится на основании паспорта – основного документа, который должны иметь все граждане РФ возрастом от 14 лет. Однако, наряду с ним, потребуются и другие:

  • бумаги, которые подтверждают гражданство РФ за пределами страны - загранпаспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка и другие;
  • документы, подтверждающие личность и правовое положение военнослужащих – военный билет;
  • временное удостоверение, которое выдается взамен утраченного паспорта до выдачи нового;
  • водительское удостоверение;
  • удостоверение инвалида и участника войны.

Что касается несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, то их личность устанавливается на основании свидетельства о рождении и записи в паспорте родителей. Также удостоверяющим личность документом может считаться детский заграничный паспорт.

При проведении процедуры, нотариус выясняет ФИО и дату рождения обратившегося, место проживания или пребывания, а также сверяет человека с фотографией. Специалист обязательно обращает внимание на форму бланка предоставленного документа, корректность его заполнения, нумерацию страниц и требуемые отметки.

Не остается без внимания и срок действия предъявленных документов. Изложенный порядок неактуален при совершении нотариальных действий с использованием электронной подписи.

Установление личности иностранного гражданина

Также может потребоваться установление личности иностранного гражданина. Алгоритм данного правового действия предполагает следующую последовательность:

  • подача иностранцем заявления на установление личности с указанием персональных сведений, времени и целей въезда в страну. Для подтверждения прикладываются оригиналы и копии документов, которые могли бы помочь в установке личности;
  • после этого гражданину выдается справка о принятых бумагах как подтверждение подачи заявления;
  • в случае положительных результатов всех проверок, опросов и опознаний, государственный орган составляет соответствующее заключение.

Для установления личности местный орган исполнительной власти имеет право требовать у иностранца сведения в письменном виде, которые необходимы для идентификации. Кроме того, уполномоченные органы вправе проводить проверки и опрос свидетелей, которые указаны иностранцем в заявлении. Также государственные органы могут проводить опознание свидетелями по фото или сравнивать с похожими людьми. При этом все перечисленные действия заносятся в протокол.

Установление личности не может означать автоматическое получение иностранцем гражданства Российской Федерации. Для этого следует пройти специальную процедуру, подать документацию и соответствующее заявление.

Если Вы столкнулись с проблемами, связанными с установлением личности, нарушением прав при установлении личности, обращайтесь к нам. Богатый опыт и высокий квалификационный уровень юристов Компании «Правовое решение» помогут в решении любых вопросов. Мы предоставим своевременные консультации и поможем оформить всю необходимую документацию.