Урок: Право в системе социальных норм.
Цели:- раскрыть понятия: соц. нормы, правовые нормы, религиозные нормы, обычаи,
Моральные нормы.
Определить систему права (частное и публичное право; институты и отрасли права)
Рассмотреть отрасли права.
Ход урока :
1. Орг. момент.
2. тесты
3. Новый материал.
1) Соц. нормы и их право.
Взаимоотношение людей и общества регулируются социальными нормами -общественные правила поведения. Отражают потребности человека и его поведение.
Нормы бывают писанные (формальные т. е.зафиксированные в нормативно правовых актах)) и неписанные (неформальные, основаны на традициях) – экономические, политические, религиозные и др.
Обычаи – правила установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения. Обычаи закрепляли правила, которые повторялись многократно и стали всеобщими.
- Религиозные нормы – система требований и правил, направленных на реализацию религиозных ценностей верующих.
Моральные нормы – правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, праве и лжи. Как правило не фиксируются в письменной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания, обучения. Нарушение моральных норм не несет юридической ответственности.
Мораль и право действуют практически в одних и тех же сферах. . То, что аморально, в большинстве случаев и противоправно.
2) Право – совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченной его принудительной силой
Правовые нормы – это тоже соц. нормы, призванные регулировать общественные отношения.
Регулировать означает определять поведение людей.
Внутри права выделяются нормы, институты и отрасли права.
а) Норма права – это обязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников. Не персонифицируется применительно к конкретному субъекту, связана с государством и обеспечена его силой, за нарушение – юридическая ответственность.
б) Институт права – группа правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.
в) Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.
Основные отрасли права:
- Конституционное
- Гражданское право
- Административное право
Семейное право-
Трудовое право
Уголовное право
- Финансовое право
А также
Вывод:
Д/З п. 27, термины.
Урок: Система российского права.
Цели : - определить систему права (частное и публичное право; институты и отрасли права)
Рассмотреть отрасли права: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право и др.
Выяснить, как выражаются нормы права, рассмотрев формы права.
1. Орг. момент.
2. Опрос:
Что такое соц. нормы, обычаи, религиозные нормы, моральные нормы?
Что такое нормы права? Чем они отличаются от соц. норм?
Что такое институт права, отрасли права?
Вопр. в учебнике
3. Новый мат-л.
1) Частное и публичное право .(с230 231)
2) Отрасли права:
Основные отрасли права:
- Конституционное (государственное) – право закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функционирования высших органов государственной власти и местного самоуправления.
- Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а так же связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательные отношения возникающие из договоров, и наследственное право.
- Административное право - регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.).
Семейное право- регулирует брачно-семейные отношения: условие и порядок вступления в брак, прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.
Трудовое право – отрасль права, которая регулирует трудовые отношения между работодателем и наемным работником; заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха.
Уголовное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.
- Уголовно-процессуальное право – отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.
- Гражданское процессуальное право – отрасль права, состоящая из норм, которые регулируют порядок судопроизводства по гражданским делам.
- Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов.
А также налоговое, компьютерное, муниципальное, экологическое, корпоративное право.
Вывод: Мораль и право действуют практически в одних и тех же сферах, пересекаясь друг с другом. То, что аморально, в большинстве случаев и противоправно.
3) Формы права .
- Нормативно-правовой акт (с.231)
Законы: конституционные (органические), текущие (бюджет), кодифицированные (кодексы).
4) Виды законов: основной закон Конституция, (референдум)
Федеральные конституционные законы,
Основы законодательства,
Законы субъектов федерации
Федеральные законы, кодексы и т.д.
На основе закона могут приниматься подзаконные акты:
Указы Президента РФ (обязательные для исполнения на всей территории)
Постановления Правительства РФ(на основании Конституции РФ)
Акты федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ (издаются министерствами и главами субъектов))
Нормативные правовые акты органов местного управления и т.д.
Местное самоуправление не входит в систему государственных органов , а осуществляется в городских сельских поселениях самостоятельно в пределах этих территорий.
Каждое учреждение, предприятие, организация имеют свои локальные нормативные акты: устав, положение, правила внутреннего распорядка, приказы, инструкции и т.д.
Заключение: наивысшей юридической силой в нашей стране обладает Конституция РФ. Так называется основной закон государства.
Д/З п. 27, термины. Практикум.
Урок : Законотворческий процесс в РФ.
Цели : - выяснить что такое правотворчество и его принципы;
Определить круг лиц, обладающих правом вносить закон на рассмотрение в парламент государства;
Рассмотреть как обсуждаются проекты законов, и как они принимаются,
Ход урока:
1. Орг момент:
2. Опрос по терминам и понятиям, вопросы учебника.
3. Новый материал:
1) Правотворчество – деятельность уполномоченных на то субъектов по созданию норм права.
Принципы правотворчества: научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность.
Субъекты правотворчества: Гос. Дума, должностные лица (сотрудник полиции), органы местного самоуправления, народ (референдум).
Принимает законы парламент)Федеральное собрание)
2)Внесение предложений об издании законов .
Субъекты законодательной инициативы: Президент РФ, Члены Совета Федерации, депутаты Гос.Думы, Правительство, Констит. Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный суд – обязательно регистрируются.
Парламентские слушания – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа власти.
Обсуждение законопроекта в ГД происходит обычно в трех чтениях. При этом рассматриваются основные положения законопроекта, необходимость принятия…
Если большинство – за, то первое чтение прошел. Во втором чтении вносятся поправки и дополнения и направ. В комитет ГД. К третьему чтению принимают или отклоняют без внесения изменений.
3) Принятие закона.
14 дней на одобрение или отклонение (или автоматически). Одобрен - 2/3 голосов
Все принятые законы подписывает президент РФ – в течении 14 дней подписать и обнародовать. Может не согласиться и вернуть в ГД т.е. наложить ВЕТО. Если СФ иГД не приняли возражение для преодоления ВЕТО им необходимо набрать квалификационное большинство в 2/3 голосов.
После подписания закон доводится до сведения граждан путем опубликования в официальных изданиях «Парламентская газета». « Российская газета» или «Собрании законодательства РФ».
В законе может стоять срок вступления в силу, а если не указан, то закон вступает в силу по истечении 10 дней, после опубликования.
Д/З: п. 28, практикум, вопросы.
Урок: Правовое регулирование отношений супругов.
Цели: - определить с правовой точки, что такое семья, брак.
Выяснить, где заключается и расторгается брак, что такое ЗАГС;
Рассмотреть, в каких случаях расторжение брака осуществляется только через суд;
Права и обязанности супругов, а так же когда осуществляется лишение родительских прав.
Ход урока:
1. орг. момент
2. опрос по тестам
3. Новый материал.
1. Семья – круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.
Брак – это юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.
Российское государство признает лишь брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы ЗАГСа. При наличии уважительных причин этот срок может быть сокращен или увеличен, но не более чем на один месяц. В особенных случаях (беременность, рождение ребенка, угроза жизни, призыв в армию) брак может быть зарегистрирован в день подачи заявления. Брачный возраст – от 18 лет, при исключительных обстоятельствах органы могут разрешить вступление в брак до достижения возраста 16 лет.
2. Расторжение брака - оформляется в органах ЗАГСа при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; по заявлении одного из супругов, если другой признан судом недееспособным или безвестно отсутствующим, и в судебном порядке при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей; при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; при уклонении одного из супругов от расторжении брака в органах ЗАГСа, несмотря на отсутствие возражений.
3. Личные права и обязанности супругов : свобода каждого из супругов в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства, равенство супругов в вопросах материнства и отцовства, воспитания и образования детей, право каждого из супругов по своему желанию выбирать при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, или сохранить свою добрачную фамилию, либо присоединить к своей фамилии фамилию другого супруга (двойная).
4. Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению и может быть оформлен как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака, при обоюдном добровольном согласии супругов. Брачный договор не обязательное условие брака и расторжение брачного договора не ведет к расторжению брака., но расторжение брака ведет к прекращению брачного договора.
Брачный договор не может: ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей; включать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основам семейного законодательства.
5. Материнство устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, или на основании медицинских документов.
6. Отцовство устанавливается по факту состояния мужчины в браке с матерью ребенка. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, может устанавливаться: путем подачи заявления в органы ЗАГСа отцом и матерью ребенка; в судебном порядке по заявлению одного из супругов или самого ребенка по достижении им совершеннолетия.
7. Права несовершеннолетних детей :
Право жить и воспитываться в семье;
Право на общение с родителями и другими родственниками;
Право на защиту прав и законных интересов
Право выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы
Право на имя, отчество и фамилию
Имущественные права (содержание от родителей, право собственности на доходы, имущество, полученное в дар или по наследству, алименты, пенсии и пособия, но распоряжаться ими в интересах ребенка принадлежит его родителям).
8. Лишение родительских прав:
Уклонение от выполнения обязанностей
Злоупотребление своими родительскими правами
Жестокое обращение с детьми
Хронические алкоголики наркоманы
Совершившие умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей или супруга.
Д/З п. 37
Урок: Споры и порядок их рассмотрения.
Цели: -рассмотреть, что представляет собой судебная система РФ.
Выяснить на основе каких принципов она работает;
Определить, в чем принципиальная разница между судом первой и второй инстанции:
Раскрыть понятия: мировой судья, исковое заявление, суд присяжных, кассация, апелляция.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Опрос по тестам
3. Новый материал:
1. Правосудие. Во взаимоотношениях людей возможны споры, конфликты. Причины различны
Задание: Какие вопросы рассматривает каждый из указанных судов:
Право, внося организованность и стабильность в общество, обеспечивает их предотвращение, а также предотвращает уже возникшие противоречия.
Большую роль в защите прав личности играет судебная система. Она состоит из различных судов, рассматривающих гражданские, уголовные, административные и иные споры.
Высшие суды в России:
Конституционный суд РФ (19 чел) -орган надзора и контроля за соответствием законов.
Верховный суд РФ; - осуществляют правосудие.
Высший Арбитражный суд РФ. - рассматривает экономические споры юр. лиц
Правосудие – форма гос. деятельности, состоящая в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел. (с. 332)
(Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.)
2. Принципы деятельности органов судебной власти:
Осуществление правосудия только судом;
Законность;
Независимость судей;
Коллегиальность;
Состязательность и равноправие сторон;
Гласность судебного разбирательства;
Презумпция невиновности (предположение);
Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление;
Право на пользование квалифицированной юридической помощью (защитник).
В демократическом судопроизводстве правосудие играет важную роль – обеспечивает защиту тех, чьи права и интересы оказались нарушены, восстанавливает справедливость.
3.Существует 4 вида судопроизводства : конституционное, гражданское, уголовное, административное.
Конституционное – такой суд не рассматривает, кто виноват в случившемся и как надо наказывать нарушителя. Это орган надзора и контроля. Его основная
задача – следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы не противоречили нормам Конституции РФ
Рассматривает: Соответствие нормативных актов всех ветвей власти (законы, Указы Президента, постановления Правительства).
Защищаются общие публичные интересы, а также отстаиваются права конкретного человека, если нарушены его права.
Конституционный суд РФ - (19 чел). По представлению президента назначаются Советом Федерации. Обращение в К.Суд составляется в письменной форме и адресуется суду в целом. Суд открытый (бывает закрыт).
Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции по гражданским, уголовным и административным делам.
Суд первой инстанции рассматривает дело по существу первый раз (районный, городской)
Суд второй инстанции пересматривает решение по делу, вынесенное судом первой инстанции
Существует неприкосновенность судь и, не может быть привлечён к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное дело может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ.
Суд присяжных заседателей . Присяжных 12. Определяются жребием. Носит рекомендательный характер. Решают основной вопрос уголовного дела – виновен или нет подсудимый.
Мировые судьи – судьи общей юрисдикции. Рассматривают уголовные дела о преступлениях, где наказание не превышает двух лет лишения свободы, а также семейные, трудовые, имущественные и административные споры.
4. Требования к основной категории работников судов:
Основные : граждане России, достигшие 25 лет (мировые судьи) имеющие высшее юридическое образование, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.
Суды | Возраст судьи | Стаж работы судьи по юридической профессии |
Конституционный суд РФ | ||
Верховный суд РФ | ||
Высший арбитражный суд РФ |
Принципы деятельности органов судебной власти:
Осуществление правосудия только судом; Законность; Независимость судей; Коллегиальность; Состязательность и равноправие сторон; гласность судебного разбирательства; Презумпция невиновности (предположение); Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление; Право на пользование квалифицированной юридической помощью (защитник).
5.Обращение в суд: в случае причинения морального, физического или имущественного вреда. Для обращения в суд составляют:
Исковое заявление – письменный документ, который лицо направляет в суд с целью защиты своих прав и интересов (лучше адвокат).
Истец – лицо, подавшее исковое заявление для защиты своих прав и интересов.
Ответчик – лицо, привлекаемое к рассмотрению в суде дела в связи с предъявленным ему истцом требованием.
При обращении в суд необходимо уплатить государственную пошлину (зависит от дела). Несовершеннолетние освобождаются от уплаты пошлины (от 14-18 лет с законными представителями)
Вопрос рассматривается о принятии к производству в течении 5 дней. От имени суда направляется повестка тому, кто должен принять участие в заседании суда (или его родственникам)
Нельзя в качестве доказательства предъявлять суду подложные документы – это преступление.
Судебные прения – заключительная часть судебного разбирательства – речи лиц, участвующих в деле. Если в деле участвует Прокурор, он выступает первым. Затем суд удаляется для принятия решения. Никто в эту комнату не заходит, чтобы не повлиять на решение судьи. Судебное решение объявляется публично. В случае несогласия адвокаты советуют обжаловать в кассационной (второй) инстанции . Исследуются новые факты и доказательства, выносится новое решение.
В арбитражном суде обжалование в порядке апелляции и дело рассматривается повторно.
Вывод: демократическое судопроизводство восстанавливает справедливость.
Д/З конспект.п.41.
1. Социальные нормы Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.
1. Социальные нормы Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях. моральные нормы - правила поведения с точки зрения добра и зла; религиозные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму божественного начала; корпоративные нормы - правила поведения, регулирующие отношения людей в организациях; обычаи и традиции - стихийно сложившиеся правила поведения, закрепившиеся в результате многократного повторения, зачастую передаваемые из поколения в поколение; ритуалы и обряды (символические действия).
1. Социальные нормы Правовые нормы являются разновидностью социальных норм, они регулирую поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения. Правовые нормы регулируют наиболее важные, общественно значимые общественные отношения Отличительной чертой правовых норм является их государственная охрана Поскольку нарушение правовых норм может причинить существенный вред общественным отношениям, за их нарушение устанавливается юридическая ответственность
2. Функции права Социальное назначение права выражается в его функциях В регулировании общественных отношений право, мораль и другие социальные нормы тесно взаимодействуют и глубоко проникают друг в друга. Моральные нормы оказывает влияние на формирование норм права (зачастую правовые нормы являются правовым выражением моральных норм), обратное влияние выражено слабее.
3. Норма права Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством Признаки нормы права 1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения. 2. Общий характер - неконкретность адресата, они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение 3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
3. Норма права Признаки нормы права 4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением 5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм
4. Структура нормы права Классическая норма права состоит из трёх структурных элементов Гипотеза СанкцияДиспозиция Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы права Встречаются нормы, имеющие два структурных элемента: гипотезу и диспозицию или диспозицию и санкцию
4. Структура нормы права Диспозиция управомочивающие запрещающие обязывающие Конституция РФ. Статья Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. КОАП РФ. Статья Мелкое хулиганство 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
4. Структура нормы права Гражданский кодекс РФ Статья 45. Объявление гражданина умершим. 1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Налоговый кодекс РФ Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) 1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Отличные ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ для всех.ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Административная юрисдикция в Российской Федерации». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Понятие административной юрисдикции. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
2. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
3. Субъекты административной ответственности:
а) граждане с 16 лет;
б) должностные лица (руководители организаций);
в) юридические лица.
4. Основные участники производства по делам об административных правонарушениях:
а) нарушитель;
б) потерпевший;
в) свидетели, эксперты, понятые, переводчики.
5. Виды административных наказаний:
а) предупреждение;
в) возмездное изъятие или конфискация предмета нарушения;
г) лишение специального права;
д) арест (до 15 суток за мелкое хулиганство);
е) выдворение за пределы России и др.
6. Основные стадии производства по делу об административном правонарушении. Право на обжалование постановления.
Наличие любых двух из 3-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1) Понятие права.
2) Другие виды социальных норм:
а) моральные;
б) эстетические;
в) традиции и обычаи и т.д.
3) Отличия права от других видов социальных норм:
а) устанавливается государством;
б) письменная форма;
в) обеспечивается механизмом юридической ответственности и т.д.
4)Структура системы права:
а) отрасли права;
б) институты права;
в) нормы права
5) Источники права:
а) правовой обычай;
б) судебный прецедент;
в) нормативный правовой акт и др.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Юридическая ответственность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1) Понятие юридической ответственности.
2) Цели юридической ответственности:
а) восстановление нарушенного права;
б) наказание правонарушителя;
в) предотвращение противоправного поведения и др.
3) Виды юридической ответственности:
а) гражданско-правовая;
б) административная;
в) уголовная;
г)дисциплинарная.
4) Признаки юридической ответственности:
а) применяется только на основании существующих правовых норм;
б) имеет негативные последствия для лица, к которому применяется;
в) применяется к лицу совершившему правонарушение и т.д.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Понятие и виды правоотношений». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие о правоотношениях.
2.Основания для возникновения правоотношений – юридические факты:
а) события;
б) действия.
3. Субъекты правоотношений:
а) физические лица (граждане)
б) юридические лица (предприятия, организации);
в) публично-правовые образования.
4. Правоспособность и дееспособность участников правоотношений.
6. Виды правоотношений по отраслям права:
а) гражданские;
б) конституционные;
в) административные;
г) трудовые;
д) уголовные;
е) процессуальные.
7) Особенности формирования и развития правоотношений в современном праве.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Наличие любых двух из 2, 3, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
а) обязательные условия;
б) дополнительные условия.
а) паспорт;
б) трудовая книжка;
г) документы воинского учета
б) по инициативе работника;
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Предпринимательское право и его особенности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Предпринимательское право.
2. Основные принципы предпринимательского права:
а) свобода предпринимательской деятельности
б) юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности
в) свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
г) получение прибыли как цель предпринимательской деятельности
д) законность в предпринимательской деятельности
е) государственное регулирование предпринимательской деятельности
3. Важнейшие институты предпринимательской деятельности
а) институты банкротства
б) институт разгосударствления и приватизации;
г) институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг;
4. Специфика предпринимательских правоотношений
а) субъекты предпринимательского права
б) объекты предпринимательского права (правовой режим имущества предпринимателя);
в) предпринимательские сделки
5. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономики
6. Защита имущественных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности
7. Правовые аспекты экономической безопасности.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданский процесс». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие гражданского процесса / гражданский процесс - урегулирование нормами гражданского процессуальная деятельность, возникающие при рассмотрении гражданских дел в суде.
2. Принципы гражданского процесса:
а) осуществление правосудия только судом;
б) равенство перед законом и судом;
в) независимость судей;
г) гласность судебного разбирательства;
д) состязательность и равноправие строн;
е) обязательность судебных постановлений.
3. Участники гражданского процесса
в) ответчик;
г) лица, способствующие осуществлению правосудия.
4. Этапы гражданского процесса.
5. Основные дела, рассматриваемые гражданским судопроизводством
а) исковые дела по спорам;
б) дела, по которым судьи выдают судебные приказы;
в) дела, возникающие из публичных правоотношений;
г) дела особого производства.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Уголовный процесс». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
1. Понятие уголовный процесс.
2. Основные принципы уголовного судопроизводства
а) законность;
б) правосудие осуществляется только судом;
в) уважение чести и достоинства;
г) неприкосновенность личности;
д) неприкосновенность жилища;
е) презумпция невиновности;
ж) состязательность сторон.
3. Субъекты уголовного процесса
б) участники со стороны обвинения;
в) участники со стороны защиты.
4. Меры процессуального принуждения.
5. Этапы уголовного производства
1) Досудебное разбирательство
2) Прохождение дела в суде
а) подготовительный этап
б) судебное заседание
в) порядок обжалования
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Наличие любых двух из 2, 3, 5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические права и свободы граждан». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
− Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие прав и свобод гражданина.
2.Классификация прав человека:
а) гражданские (личные);
б) политические;
в) социально-экономические;
г) культурные.
3. Политические права граждан:
а) права на участие в управлении делами государства;
б) свобода объединений;
в) свобода собраний и т.д.
4. Избирательные права граждан:
а) активное право;
б) пассивное право.
5. Гарантии политических прав в демократическом обществе.
6. Механизмы защиты политических прав и свобод гражданина.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Международное гуманитарное право». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие о международном гуманитарном праве.
2. Первичные принципы гуманитарного права, закрепленные Женевскими и Гаагскими конвенциями:
а) установление системы мирных средств для разрешения споров между государствами;
б) направление военных действий только против сражающихся армий;
в) защита мирного населения от военных нападений, военных действий;
г) обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;
д) запрет на применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;
е) признание оккупации временным занятием территории неприятеля, во время которого нельзя отменять местные порядки и обычаи.
3. Основные источники международного гуманитарного права:
а) Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
в) Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и др.
4. Принципы современного международного права, закреплённые ООН:
а) принцип равноправия и самоопределения народов;
б) принцип уважения прав человека;
в) принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, экоцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.);
г) принцип международной уголовной ответственности индивидов.
5. Роль международного гуманитарного права в соблюдении и укреплении прав и свобод человека.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Предпринимательское право и его особенности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие предпринимательское право.
2. Основные принципы предпринимательского права:
а) свобода предпринимательской деятельности;
б) юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
в) свобода конкуренции и монополистической деятельности;
г) получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;
д) законность в предпринимательской деятельности;
е) государственное регулирование предпринимательской деятельности.
3. Важнейшие институты предпринимательского права:
а) институт банкротства;
б) институт разгосударствления и приватизации;
в) институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг.
4. Специфика предпринимательских правоотношений:
а) субъекты предпринимательского права;
б) объекты предпринимательского права (правовой режим имущества предпринимателя);
в) предпринимательские сделки.
5. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономики.
6. Защита имущественных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.
7. Правовые аспекты экономической безопасности.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правосознание и правовая культура». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятия правосознания и правовой культуры.
2. Структура правосознания:
а) правовая идеология (совокупность идей, взглядов, теорий, научно обоснованные представления о праве);
б) правовая психология (совокупность переживаний, эмоций, чувств, связанных с восприятием права).
3. Функции правосознания:
а) оказывает влияние на правотворчество и содержание права;
б) влияет на процесс правоприменения;
в) способствует соблюдению и исполнению права.
4. Классификация правосознания:
а) в зависимости от субъекта (индивидуальное, групповое, общественное);
б) по мотивационно-регулятивному характеру (законоодобряющее, законопослушное, закононарушающее);
в) по уровню знаний (обыденное, профессиональное, научное).
5. Современная правовая культура и её черты:
а) осознание определяющего значения прав и свобод гражданина;
б) утверждение в массовом сознании уважения к закону и правопорядку;
в) правовая активность граждан в осуществлении своих прав.
6. Опасность правового нигилизма для общества и государства.
7. Правовое воспитание и его роль в формировании правосознания и правовой культуры.
Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правовые основы избирательного права в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе в ответе учитываются:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие избирательное право.
2. Виды избирательных прав граждан РФ:
а) активное;
б) пассивное.
3. Основные принципы демократического избирательного права в РФ:
а) равное;
б) прямое;
в) всеобщее;
г) тайное;
д) альтернативное и т.д.
4. Избирательные системы, применяемые в РФ:
а) мажоритарная;
б) пропорциональная;
в) смешанная и т.д.
5. Органы государственной власти формируемые выборным путем в РФ:
а) Государственная Дума РФ;
б) Президен РФ;
в) законодательные собрания субъектов федерации и т.д.
Наличие любых двух из 2, 3, 5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие трудового договора.
а) обязательные условия;
б) дополнительные условия.
3. Виды трудового договора в зависимости от срока:
а) на неопределенный срок (бессрочный);
б) на определенный срок не более пяти лет (срочный).
4. Документы, предъявляемые при приеме на работу:
а) паспорт;
б) трудовая книжка;
в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
г) документы воинского учета
5. Основания для трудового договора:
а) по инициативе работодателя;
б) по инициативе работника;
в) по обстоятельствам не зависящим от воли сторон.
6. Гарантии при заключении трудового договора.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие трудового договора.
а) обязательные условия;
б) дополнительные условия.
3. Виды трудового договора в зависимости от срока:
а) на неопределенный срок (бессрочный);
б) на определенный срок не более пяти лет (срочный).
4. Документы, предъявляемые при приеме на работу:
а) паспорт;
б) трудовая книжка;
в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
г) документы воинского учета
5. Основания для трудового договора:
а) по инициативе работодателя;
б) по инициативе работника;
в) по обстоятельствам не зависящим от воли сторон.
6. Гарантии при заключении трудового договора.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 5.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Система российского права». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие система права.
2. Структура системы права:
а) отрасли права;
б) институты права;
в) нормы права.
а) публичное, частное;
а) гражданское право;
б) уголовное право;
в) семейное право;
г) трудовое право и т.д.
5. Источники права в РФ:
а) нормативно-правовой акт;
б) правовой обычай;
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Система российского права». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
Пояснение.
При анализе ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие система права.
2. Структура системы права:
а) отрасли права;
б) институты права;
в) нормы права.
3. Классификация отраслей права:
а) публичное, частное;
б) материальное, процессуальное
4. Основные отрасли российской системы права:
а) гражданское право;
б) уголовное право;
в) семейное право;
г) трудовое право и т.д.
5. Источники права в РФ:
а) нормативно-правовой акт;
б) правовой обычай;
в) международный договор и т.д.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Уголовное судопроизводство в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие уголовного процесса.
2. Задачи уголовного судопроизводства:
а) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления;
б) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод
3. Функции уголовного судопроизводства:
а) разрешение дела - принятие итогового решения о виновности или невиновности обвиняемого судом;
б) обвинение - уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;
в) защита - уголовно-процессуальная деятельность по опровержению инкриминируемого деяния.
4. Группы участников уголовного судопроизводства:
б) сторона обвинения;
в) сторона защиты;
г) иные участники (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые).
5. Стадии уголовного судопроизводства
а) досудебная стадия;
б) разбирательство дела в суде.
6. Основные принципы уголовно-процессуального законодательство России
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданские права и свободы граждан и механизмы их обеспечения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Классификация конституционных прав человека:
а) гражданские (личные);
б) политические;
в) социально-экономические;
г) культурные.
2. Личные права и свободы:
а) право быть свободными и равными в своём достоинстве;
б) право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;
в) равенство перед законом и право на равную защиту закона,
г) право на выбор места жительства;
3. Нормативно-правовые акты, гарантирующие гражданские права и свободы:
а) Всеобщая декларация прав человека;
б) Конституция РФ.
4. Механизмы защиты гражданских прав человека в демократическом обществе:
а) судебная защита;
б) правозащитные институты гражданского общества и т.д.
5. Гарантии гражданских прав в современной России.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Система права». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие система права.
2. Структура системы права:
а) отрасли права;
б) институты права;
в) нормы права.
3. Классификация отраслей права:
а) публичное, частное;
б) материальное, процессуальное
4. Основные отрасли российской системы права:
а) гражданское право;
б) уголовное право;
в) семейное право;
г) трудовое право и т.д.
5. Источники права в РФ:
а) нормативно-правовой акт;
б) правовой обычай;
в) международный договор и т.д.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 4.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный конфликт и его разрешение». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более должны быть детализированный в подпунктах.
Пояснение.
Может быть приведен следующий план.
1. Понятие социальный конфликт.
2. Стадии социального конфликта:
а) предконфликтная стадия;
б) конфликтная стадия;
в) постконфликтная стадия.
3. Виды конфликтов:
а)по участникам
1. внутриличностный
2. межличностный
3. социальный
б) по предмету спора
1. экономический
2. политический
3. профессиональный
4. этнический
5. культурный
в) по способам протекания
1. конфронтация- пассивное противостояние групп с разными интересами
2. соперничество-борьба за признание личных досстижений и способностей
3. конкуренция
4. Пути разрешения конфликта:
1. применение силы
2. компромисс
3. посредничество
4. арбитраж
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: РЕШУ ЕГЭ - Предэкзаменационная работа 2014 по обществознанию.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор в законодательстве РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие трудового договора.
а) обязательные условия;
б) дополнительные условия.
3. Виды трудового договора в зависимости от срока:
а) на неопределенный срок (бессрочный);
б) на определенный срок не более пяти лет (срочный).
4. Документы, предъявляемые при приеме на работу:
а) паспорт;
б) трудовая книжка;
в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
г) документы воинского учета
5. Основания для трудового договора:
а) по инициативе работодателя;
б) по инициативе работника;
в) по обстоятельствам не зависящим от воли сторон.
6. Гарантии при заключении трудового договора.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданско-правовая ответственность и её виды». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие юридической ответственности и её виды:
а) уголовная;
б) административная;
в) гражданская;
г) дисциплинарная.
2. Понятие гражданско-правовой ответственности.
3. Признаки гражданско-правовой ответственности:
а) является имущественной;
б) носит компенсационный характер;
в) является средством предупреждения гражданских правонарушений в будущем и т. д.
4. Виды гражданско-правовой ответственности
а) солидарная;
б) субсидиарная и т. д.
5. Способы защиты гражданских прав:
а) признания права;
б) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
в) самозащиты права;
г) присуждения к исполнению обязанности в натуре;
д) возмещения убытков;
е) взыскания неустойки;
ж) компенсации морального вреда и т.д.
Наличие любых двух из 1, 3-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Предпринимательская деятельность гражданина (ИП).
3. Корпоративные и унитарные юридические лица.
4. Хозяйственные товарищества и общества:
а) Характеристики:
1. разделение на доли (вклады) учредителей (участников) уставного (складочного) капитала;
2. права собственности на имущество и др.
б) формы хозяйственного товарищества: полное и коммандитное.
в) формы хозяйственного общества: акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью.
5. Крестьянское (фермерское) хозяйство.
6. Хозяйственные партнерства.
7. Производственные кооперативы, характеристики:
а) Личное трудовое участие участников кооператива;
б) объединение паевых взносов участников и др.
8. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, характеристики:
а) имущество принадлежит учредителю;
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
1. Понятие брака.
2. Условия заключения:
а) взаимное добровольное согласие;
б) достижение брачного возраста вступающих в брак.
3. Обстоятельства препятствующие вступлению в брак:
а) недееспособность;
б) наличие уже зарегестрированного брака;
в) близкое родство и т.д.
3. Права и обязанности супругов
а) личные;
б) имущественные.
4. Основания для прекращения брака:
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
а) владение;
6) пользование;
в) распоряжение.
2. Субъекты права собственности:
а) граждане;
б) юрицические лица;
B) муниципальные образования;
г) РФ и субъекты РФ.
3. Равноправие всех собственников.
4. Основания приобретения права собственности:
а) купля-продажа;
б) дарение;
г) наследование и др.
5. Прекращение права собственности.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 1-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
а) смерть или признание умершим одного из супругов;
б) расторжение брака (через ЗАГС или через суд);
в) признание брака недействительным.
6. Личные права супругов:
а) равенство супругов;
б) право выбора фамилии.
7. Имущественные права супругов:
а) законный режим имущества супругов;
б) договорной режим имущества супругов.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-7 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Воинская обязанность и военная служба в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной
темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики
темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «военная служба».
2. Прохождение военной службы:
а) по призыву;
б) по контракту.
3. Основные этапы прохождения воинской службы по призыву:
а) постановка на воинский учёт;
б) обязательная подготовка к военной службе;
в) призыв на военную службу;
г) прохождение воинской службы;
д) увольнение в запас;
е) призыв на военные сборы.
4. Основания для освобождения для прохождения воинской службы по призыву:
а) состояние здоровья;
б) если гражданин проходит или прошел военную службу или АГС в Российской Федерации и т.д.
5. Основания для предоставления отсрочка от призыва:
а) признание временно негодным к прохождению службы;
б) наличие ребенка и воспитывающим его без матери ребенка;
в) наличие двух и более детей;
г) обучение в учебном заведении на очной форме и т.д.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они
могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие любых двух из 2-5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие экологического права.
2. Основные экологические права граждан:
а) право на благоприятную окружающую среду;
б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
в) право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
3. Механизмы зашиты экологических прав граждан:
а) несудебные;
б) судебные.
4. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения:
а) административная;
б) уголовная и др.
5. Понятие окружающая среда, ее элементы:
а) природные объекты;
б) природно-антропогенные объекты;
в) антропогенные объекты.
6. Экологические обязанности граждан.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Наличие любых двух из 2-5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Институт брака в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие «брак».
2. Условия заключения брака:
а) взаимное согласие мужчины и женщины;
б) достижение брачного возраста и др.
3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака:
а) кровное родство;
б) отношения усыновления;
в) наличие нерасторгнутого брака;
г) признание судом недееспособным вследствие психического расстройства и др.
4. Права и обязанности супругов:
а) личные;
б) имущественные.
5. Условия прекращения брака.
а) расторжение брака (через суд, через ЗАГС);
б) признание брака недействительным;
в) смерть или признание умешим одного из супругов.
6. Права и обязанности родителей и детей.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие любых двух из 2–5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
1. Понятие и признаки нормы права.
2. Структура нормы права.
3. Классификация норм права.
4. Способы изложения норм права в нормативных актах.
Основные положения лекции:
6.1 Понятие и признаки нормы права
Норма права – это общее правило поведения людей, охраняемое государством.
Нормы права представляют собой вид социальных норм, т. е. таких норм, которые регулируют отношения между людьми и их организациями. Люди вступают в отношения друг с другом для организации совместной деятельности, направленной на осуществление определенных ими целей и достижения намеченных результатов. Норма права характеризуется рядом признаков .
Правовые нормы имеют сознательно-волевой характер. Это означает, что они создаются людьми сознательно для регулирования будущего поведения.
Нормы права имеют общий характер. Содержание этого признака включает три аспекта. Во-первых, норма права действует на неопределенное число лиц или адресатов. Во-вторых, норма права указывает на неопределенное число случаев, ситуаций, при наступлении которых у адресатов возникают конкретные права и обязанности. В-третьих, норма права действует непрерывно и не исчерпывается исполнением.
Норма права имеет формально определенный характер, т. е. официально закреплена в тексте закона или другим способом. В зависимости от того, какой компетентный орган официально сформулировал норму права, последняя обладает соответствующей юридической силой в сравнении с другими правовыми нормами.
Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер, т. е. прямо или опосредованно она одной стороне предоставляет право, а на другую возлагает соответствующую обязанность.
Нормы права охраняются государством . Это главный специфический признак юридической нормы, отличающий ее от иных социальных норм (обычаев, моральных, религиозных и др.). Существует целая система мер, в том числе принудительных, с помощью которых государство восстанавливает нарушенные права, принуждает к исполнению обязанности.
Обеспечение с помощью государства реализации норм права придает им свойство (признак) общеобязательности .
6.2 Структура нормы права
Структура нормы права – это ее строение, разделение на части. Различают внутреннюю, или логическую структуру и внешнюю структуру, которая выражена в тексте нормативных предписаний и определяется внутренней структурой нормы.
Логическая структура нормы строится по формуле: «если…, то…, иначе…», и включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.
Гипотеза – это структурный элемент нормы права, содержащий указания на условия ее действия.
Во-первых, в гипотезе указывается круг адресатов этой нормы, круг лиц, на которых норма распространяет свое действие. Такие указания (прямые или косвенные) содержатся во всех без исключения нормах. Безадресных норм не существует.
Во-вторых, в гипотезе указываются жизненные обстоятельства, ситуации, при наступлении которых у адресатов возникают права, обязанности (ответственность), т. е. они должны руководствоваться данной нормой. Отметим, что указания на ситуации (юридические факты) могут отсутствовать.
Диспозиция – это структурный элемент нормы права, содержащий правило поведения.
Это основной структурный элемент, поскольку норму права мы определяем как правило поведения, т. е. как бы отождествляем с диспозицией нормы.
Рассмотрим содержание диспозиции более подробно. Во-первых, диспозиция указывает на права и обязанности адресатов нормы. Во-вторых, в диспозиции указывается, каким может быть или каким должно быть поведение лиц, на которых распространяется действие нормы.
Санкция – это структурный элемент нормы, в котором определены последствия нарушения правила, сформированного в диспозиции. Санкция указывает на меры юридической ответственности или иные принудительные меры, применяемые к правонарушителю.
Внешняя структура или структура нормативных предписаний, сформулированных законодателем, строится по форме условных предложений, по формуле: «если…, то…» и состоит из гипотезы и диспозиции (санкции).
Структурные элементы логической нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) в нормах-предписаниях организованы по-другому, т. е. в виде двучленной структуры.
Это связано с существованием двух основных типов норм: регулятивных и охранительных. Регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, охранительные – из диспозиции и санкции. Требует дополнительных пояснений диспозиция охранительной нормы. В диспозиции охранительной нормы формулируются признаки правонарушения, и, казалось бы, первый элемент охранительной нормы следует именовать гипотезой, поскольку правонарушение – это жизненное обстоятельство, юридический факт, условие действия охранительной нормы. Вместе с тем охранительная норма в своей первой части содержит запрет, она указывает на действия, которые запрещены под страхом наказания. Именно поэтому первая часть охранительной нормы называется диспозицией.