Домой / «Вторичка / Жизненная стратегия как ее строить. Жизненные стратегии личности и истоки их конструирования субъектом

Жизненная стратегия как ее строить. Жизненные стратегии личности и истоки их конструирования субъектом

ДЕНИС КОРОБЕЙНИКОВ
Пермский филиал Института экономики Уральского отделения РАН

С развитием общества у человека появляется возможность выбора
из большего количества жизненных стратегий, что позволяет достигать более высокой степени самореализации
Используя инструментарий персонального стратегического менеджмента, любой индивид может попытаться сформировать
и реализовать оптимальную личную жизненную стратегию

Человеку все чаще приходится обращаться к вопросу взаимоотношений с внешней средой. Развитие социально-экономических процессов ускоряется, поэтому у него появляется возможность выбора из большего количества жизненных стратегий, что позволяет глубже интегрироваться в общественные взаимоотношения и достигать более высокой степени самореализации. Однако наряду с данными глобальными тенденциями коренные изменения, произошедшие в последние годы в нашей стране, привели к тому, что старые модели таких стратегий перестали работать, а новые еще не успели сформироваться. Вот почему сегодня проблема полагания цели и ее достижения требует пристального внимания и тщательного изучения.

Управлять своей жизнью значит организовать все таким образом, чтобы род занятий, производимая продукция, способы решения проблем, окружающие вас партнеры и коллеги наиболее полно отражали и развивали ваш образ собственного “я” 1 .

В нашей стране вышло немало публикаций, в которых затрагиваются отдельные стороны управления человеком различными аспектами своей жизни. Среди них книги: “Техника личной работы” Г. Попова, “Эта странная жизнь” Д. Гранина, “Ваше время – в ваших руках” Л. Зайверта, “Личная тектология” К. Варламова и В. Карпичева, “Эффективный управляющий” П. Друкера, “Как научиться управлять, если у вас пока нет подчиненных” В. Токарева и др. В этих работах детально рассмотрены технологии самоуправления, но, на мой взгляд, мало внимания уделяется аспектам стратегического жизненного целеполагания и целедостижения. Также неполно представлены механизмы экзогенного персонального управления как важного инструмента менеджмента жизни.

Попробуем восполнить эти пробелы.

Персональный стратегический менеджмент

Он представляет совокупность средств, форм и методов достижения человеком своих жизненных целей . Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.

В основе идеологии персонального стратегического менеджмента (ПСМ) лежит мысль о том, что каждый человек хочет чего-то добиться в жизни. Осознавая свои потребности, он ставит и решает определенные задачи, достигая, таким образом, свои цели.

Характер действий по полаганию и достижению целей у разных людей различен, меняется он и у конкретного человека с течением времени. Но несмотря на это, данные процессы имеют общие черты и закономерности, что позволяет на основе анализа эмпирической информации относительно индивидуальных способов разработки и реализации жизненных стратегий сформулировать единообразный инструментарий.

Так, многие западные исследователи говорят о трехфазной модели жизненного цикла человека, а японские специалисты выделяют четыре фазы (от рождения до окончания школьного образования; поступление на работу и обзаведение семьей; трудовая жизнь; старость) 2 . Целенаправленно управляя качественными и количественными параметрами смены фаз, человек может максимизировать полезность отдачи от каждого этапа.

Содержание самоуправления на разных этапах жизненного цикла имеет различное наполнение. В детстве человек всецело зависит от родителей, он, как правило, не способен самостоятельно принимать важнейшие решения. В зрелые годы обретается самостоятельность, и степень ответственности за принятие решений значительно увеличивается. В целом ПСМ необходимо разделить на экзогенный (экзо-ПСМ), когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии – обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный (эндо-ПСМ), когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.

Ключевыми в достижении личных жизненных целей являются следующие факторы:

Наличие стратегии жизни;

Владение технологиями ее реализации;

Умение работать с инструментами управления формированием персонального человеческого капитала.

Стратегия жизни

Наличие стратегии важно потому, что для осуществления некоторых жизненных целей обязательно нужно совершить ряд последовательных шагов, а иногда – пожертвовать текущим потреблением отдельных благ, чтобы получить большее количество и разнообразие благ в будущем.

Вложения в человеческий капитал, как правило, высокодоходны. Причем чем он более развит, тем большее количество ресурсов позволяет вовлекать в процесс персонального инвестирования. По мнению американского экономиста В. Боуэна: “Инвестиции в человеческий капитал подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой производят прибыли; наконец, и тот, и другой ограничены сроком жизни: машины изнашиваются, люди умирают” 3 .

Социологи определяют понятие “стратегия жизни ” в качестве символически опосредованного и выходящего по своему воздействию за пределы сознания идеального образования, реализующего в поведении человека его ориентиры и приоритеты . В повседневной жизни наиболее распространены три типа таких стратегий:

благополучия . В ее основе лежит рецептивная (приобретательская) активность личности, направленная на обеспечение полной необходимых благ, спокойной, комфортной, размеренной и стабильной жизни;

успеха . Данная стратегия рассчитана на общественное признание деятельности ее носителя и предполагает активную, насыщенную событиями, преуспевающую жизнь;

самореализации . Она характеризуется творческой активностью, направленной на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию), и предполагает красивую, гармоничную, близкую по своему содержанию к искусству, свободную жизнь 4 .

Обобщенная модель механизма по разработке и реализации стратегии человеческой жизни представлена на рис. 1. В ней отражена взаимосвязь основных этапов цикла персонального стратегического управления.

Этапы построения и реализации жизненной стратегии

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и целей, а также позволяет выработать стратегию поведения, дающую возможность осуществить свою миссию и достичь поставленных целей 5 .

В ходе такого анализа предполагается изучение двух составляющих:

Макроокружения;

Внутренних возможностей личности.

Изучая аспекты своего внешнего окружения, человеку нужно убедиться в том, какие возможности открывает перед ним жизнь, какие сферы общественного и экономического функционирования его привлекают, какие препятствия он может встретить на жизненном пути и какие последствия могут иметь те или иные шаги, которые он сделает в жизни.

Путем анализа своих внутренних возможностей человеку необходимо выяснить, на какие стратегические конкурентные преимущества он может рассчитывать в перспективе, развивая потенциал, которым обладает в данный момент.

Миссией человека можно назвать основную цель его жизни, которая, по словам А. Томпсона и А. Стрикленда, должна формулироваться “прежде всего с точки зрения повышения социальной роли” 6 данного индивида.

Видение – это идеальный образ будущего состояния жизни, которого человек может достичь при самых благоприятных условиях. По мнению Б. Карлофа, оно “может служить основой для определения уровня притязаний в процессе стратегического планирования” 7 .

В концепции ПСМ ключевым фактором, способным кардинально повлиять на формирование всей стратегии жизни, наравне с анализом среды является наличие у человека сформировавшейся персональной идеологии. Под этим термином обычно понимается “система идей и взглядов: политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности” 8 . В ПСМ от качества персональной идеологии зависит обоснованность принятия и выполнения как стратегических, так и оперативных решений.

На этапе определения стратегических целей осуществляется первичная декомпозиция (секторизация) миссии на две логически обособленные группы в зависимости от сферы жизни – профессиональную и социальную. Дальнейшая декомпозиция и операционализация жизненной миссии идут в рамках названных сфер. Стратегические цели в концепции ПСМ имеют долгосрочный характер и формируются исходя из состояния жизни человека в пределах максимально возможного временного горизонта.

В целом процесс определения стратегических жизненных целей человека согласно концепции ПСМ описывается схемой, разработанной на основе алгоритма поэтапной реконструкции жизненной стратегии личности, в виде “постепенного обновления стратегии жизни путем последовательной ”разработки" и “сборки” ее исходных компонентов – образов, смыслов жизни, жизненных ценностей, норм и целей” 9 (рис. 2).

Есть Я-сегодня, и будет Я-завтра. И когда наступит завтра, Я буду себе так благодарен(а) за то, что сделал(а) вчера, ну т.е. сегодня прямо сейчас - помыла посуду вечером перед сном, или выучила уроки перед контрольной, или продержался день без обеда и ужина, или позвонил в ООО "Ромашка" Петру Петровичу ну и т.д.). Это очень хорошая мотивация, которая помогает сделать сегодня то, что очень хочется отложить на завтра. Этот принцип жизни помогает не откладывать дела на потом.

Да-да, сегодня надо заставить себя сделать, и да-да, это и правда нелегко. Зато завтра-завтра будет триумф вашей славы, предвкушайте это выполняя то что надо сделать, но не хочется (то что наступит завтра - сомнений нет, ведь так? ;0)

"Ключевые частности для победы"

Ключевая частность это то, без чего не победить, если даже сделать все остальное, и наоборот иногда делать всего не надо, достаточно только "Ключевой частности для победы" .

"Сила в безразличии к препятствиям"

Представьте себе ракету, и не просто ракету, а баллистическую ракету, т.е. ракету в которую поместили координаты цели, карту местности и маршрут до нее.

И вот ракета полетела. На пути к цели ей встречаются препятствия, которые отмечены в ее маршрутной карте и она их просто огибает по изначально заданной траектории. Но есть еще и препятствия, которые не отмечены на карте, например пролетающая птица.

Электроника ракеты видит неопознанный предмет, закладывает маневр уклонения, огибает птицу и возвращаемся на прежний маршрут, продолжая полет к цели. Ракете все равно, что это было за препятствие, ей все равно какие еще будут на ее пути препятствия, она их просто огибает. Она их обогнет для того, чтобы долететь и уничтожить цель.

У ракеты есть миссия - уничтожить цель, все остальное помехи, которые нужно просто обогнуть, чтобы выполнить миссию.

Безразличие к препятствиям означает, что не важно какие препятствия встречаются по пути, их нужно просто обогнуть и исполнить миссию - достичь цели. Принцип жизни Сила в безразличии к препятствиям хорошо работает при выполнении запланированных дел и реализации планов.

"Сила в безразличии к «длинному» результату"

Представьте себе бочку, которую нужно наполнить водой. У вас есть ведро, и вы знаете, что бочка это 100 ведер воды. Наполнить бочку водой это «длинный» результат, а 100 ведер это 100 шагов к этому длинному результату.

Забудьте о длинном результате, сосредоточьтесь на результатах конкретных шагов.

Если каждый раз вы будите приносить ведро с водой (тут важно следить за качеством результата шага «приносить ведро с водой»), то бочка будет наполнена через 100 ведер.

Качество результата шага «приносить ведро с водой» состоит из:
- ведро с водой, в котором воды по вот это деление т.е. полное ведро воды
- вся вода из ведра вылета в боку.

Если каждый раз вы будите приносить ведро с водой и следить за качеством результата шага «приносить ведро с водой», то длинный результат «наполнить бочку водой» будет выполнен автоматически при достижении 100 ведер воды.

По дороге к «длинному результату», делая конкретные шаги, нужно время от времени сверяться с качеством длинного, наполняется ли бочка водой все ли ОК, но делать это по ходу дела, и основной фокус внимания на ведрах с водой. Этот принцип жизни помогает там, где длинный результат очень далеко, чтобы не потеряться за ежедневной рутиной в пути к цели, а достичь ее и сделать это качественно.

Если постоянно думать о длинном результате, не уделяя должного внимания конкретным шагам, то ведра будут например одно полное, другое на половину, третье на три четверти, и т.д., то результат "наполнить бочку водой" через 100 ведер не будет достигнут, так как не хватит еще нескольких ведер.

"Ошибка есть часть победы, если извечен урок"

От того, какие вопросы вы задаете себе зависят ваши дальнейшие действия и результат этих дальнейших действий. Это как камень на распутье двух дорог налево пойдешь будет "то", на право будет "сё", а решить куда идти надо прям сейчас.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? - Чашка разбилась. (то что есть, т.е. сам факт без оценки)

КАКАЯ ВЫГОДА КАКИЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ? - Теперь можно купить новую чашку.
(надо найти выгоду в этой ситуации и в любой другой. Выгода от ситуации какая бы ситуация не была всё равно есть. Выгода от этой ситуации - можно купить новую, та была уже старая и надоела)

КАК СДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ? - В следующий раз быть аккуратнее и чашку ставить дальше от края стола.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
КАКАЯ ВЫГОДА КАКИЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ?
КАК СДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ?
Эта цепочка вопросов это как раз тот камень на распутье к неудаче или к успеху, и задавая эти вопросы с каждой критической ситуацией ваша сила будет увеличиваться, ошибка будет перерабатываться в новую возможность в еще одни шаг вперед к победе

"Упаковывай свой поступок"

Во всем, что нас окружает есть форма (то что снаружи), и есть содержание (то что внутри), и это так же верно и в отношении поступков. Когда мы совершаем какой-то поступок, мы добиваемся какого-то нужного нам результата.

Совершая поступок помните, что все мы живем в социуме среди людей, и любой ваш поступок будет обязательно оценен другими, хотим мы этого или нет. Для того, чтобы добиться результата и при этом получить «5 баллов» от окружающих вас людей, то есть оставить о себе хорошее впечатление, сохранить отношения - нужно своему поступку придать ту форму, которая будет воспринята с одобрением. Упаковывай свой поступок - это одна из древних китайских мудростей, которая с успехом применяется и в наши дни в политике, на работе и в быту.

Люди могут забыть, что конкретно Вы сказали, люди могут забыть что Вы сделали, но они точно никогда не забудут, что Вы заставили их почувствовать при этом. Поэтому упаковывайте свои поступки в ту упаковку, которая понравиться окружающим (форма), а делайте то, что приведет Вас к результату (содержание).

"16 правил успеха в жизни от Боба Парсонса"

Когда мы находимся в своей зоне комфорта, не происходит ничего, что имело бы значение. Люди часто говорят: «Мне важна стабильность». Мой ответ на это прост: «Стабильность для мертвецов».

    • 2. Никогда не сдавайтесь.

С первой попытки почти никогда и ничего не получается. Если то, что вы делаете, не работает, это не значит, что так будет и дальше. Это значит всего лишь то, что вы выбрали неправильный подход. Если бы это было просто, этим бы занимались абсолютно все, и у вас не было бы шанса отличиться.

    • 3. Если вы готовы сдаться, значит вы куда ближе к успеху, чем предполагаете.

Есть старая китайская поговорка, которую я просто обожаю. Вот она: «Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы».

    • 4. Что касается всех тех вещей, которые вас беспокоят.

Заранее смиритесь с худшим, что может произойти, причём постарайтесь в подробностях понять, как именно это худшее может выглядеть.

«Самые плохие» последствия едва ли бывают хуже последствий «неопределенных». Когда я из кожи вон лез, пытаясь запустить Parsons Technology, мой отец мне частенько говорил: «Роберт, если у тебя ничего не получится, тебя за это никто не съест».

    • 5. Сконцентрируйтесь на ваших желаниях.

Запомните эту старую поговорку: «Мысли материальны».

    • 6. Берите на себя ровно столько работы, сколько можете сделать за один день.

Неважно, насколько сложна ситуация, вы всё равно сможете из неё выкарабкаться, если не будете пытаться заглянуть слишком далеко в будущее и обратитесь к настоящему. Любую проблему можно решить, если заниматься ей ровно в том объеме, с которым можно справиться за день.

    • 7. Всегда двигайтесь вперёд.

Никогда не прекращайте развиваться. Никогда не прекращайте совершенствоваться. Никогда не прекращайте заниматься чем-нибудь новым. В тот момент, когда вы перестанете пытаться сделать своё дело лучше, оно начинает погибать. Поставьте себе цель становиться лучше каждый день, пусть даже в чем-то малом. Руководствуйтесь японской концепцией кайдзен: небольшие ежедневные улучшения в результате приводят к большому успеху.

    • 8. Принимайте решения быстро.

Любимая поговорка генерала Джорджа Паттона: «Молниеносно выполненный план сегодня в тысячу раз лучше идеального плана на завтра».

    • 9. Измеряйте всё, что для вас значимо.

Клянусь, это работает. Всё, что постоянно учитывается, измеряется и наблюдается, становится лучше.

    • 10. Все, что оставлено без присмотра, разрушается.

Если вы хотите отыскать еще неизвестные вам проблемы, тщательно присмотритесь к вещам, на которые давно не обращали внимания. Я вам гарантирую, что именно там и окажутся проблемы.

    • 11. Следите за своими конкурентами, но еще внимательнее следите за собственным делом.

Когда вы изучаете своих конкурентов, помните, что издалека всё кажется идеальным. Даже планета Земля, если достаточно далеко от неё отлететь, выглядит как мирное место.

    • 12. Никогда и никому не давайте себя запугать.

В нашем правовом обществе, в условиях равенства, у вас столько же прав заниматься своим делом, сколько и у всех остальных — при условии, конечно, что ваше дело не противозаконно.

    • 13. Не ждите от жизни справедливости.

Жизнь несправедлива. Поблажки будут, только если вы сами себе их устроите. Вы достигнете цели только тогда, когда перестанете размышлять о справедливости.

    • 14. Решайте сами свои проблемы.

Как только вы сможете сами находить ответы на свои вопросы, вы станете конкурентоспособны. Масура Ибука, один из основателей Sony, сформулировал это правило наилучшим образом: «Вы никогда не добьётесь успеха в науке, бизнесе или чём-либо другом, если будете следовать за остальными». Есть еще старая восточная пословица, которую я часто вспоминаю по этому поводу. Вот она: «Мудрый человек — сам себе советник».

    • 15. Не судите себя слишком строго.

Расслабьтесь. Довольно часто (как минимум в половине случаев) своим успехом мы обязаны чистому везению. Никто из нас не управляет своей жизнью в той мере, в какой нам кажется.

    • 16. Всегда есть повод улыбаться.

Найдите этот повод. В конце концов, вы уже везунчик, раз вы живы. Жизнь коротка. Я всё больше и больше согласен со своим младшим братом. Он всегда напоминает мне: «Важно прожить жизнь не долго, а весело».

"Сила Духа есть Ключ к победе"

[материал готовиться к публикации]

"Каждый человек есть боевое заряженное оружие."

Каждый человек вокруг тебя есть боевое заряженное оружие. Будь деликатен и говори с уважением. Например, хрупкая женщина, которая оказалась рядом с вами в вагоне метро носит с собой вязальные спицы, потому что у нее такое хобби - вяжет свитер по дороге домой. Сегодня у нее критические дни и жуткое настроение. Кто-то кого-то случайно толкнул. Простая словестная перебранка может закончиться очень плачевно, потому как спица рядом, настроение плохое, а критические дни не дадут подумать что она делает направляя спицу в какого-то неприятного ей "мужика" или "бабу". Сил на это у нее точно хватит, времени 0,1 секунда, а последствия могут быть летальными.

Еще пример: профессор института, которого обозвали в маршрутке козлом (возможно) из вежливости просто промолчит, ит-шник (возможно) огрызнётся в ответ, водитель дорожного катка (возможно) полезет с кулаками, а тот кто отсидел в местах не столь отдаленных (возможно) достанет нож. Кто перед вами профессор, ит-ник, водитель или уголовник - от этот в следующую секунду будет зависеть как будут разворачиваться события.

Поэтому самое простое придерживаться правила говорить уважительно и деликатно с каждым, и учитывать, что каждый незнакомый человек может сам по себе быть боевым заряженным оружием. Этот принцип жизни для личной безопасности.

Говорите и думайте хорошими для жизни фразами и словами
Как избавиться от чувства вины - это проще, чем может показаться
Применяйте одновременно c 21 эксперимент

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ

РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

Формирование жизненных стратегий развивающейся личности приобретает сейчас особое значение, поскольку трансформации, происходящие в различных сферах нашего общества, влияют на ценности, определяющие выбор молодыми людьми способов конструирования собственной жизни.

В тоже время, в сознании молодежи все больше укореняются западно- ориентированные жизненные стандарты, которые формируют завышенные, не обоснованные притязания. Невозможность их реализовать чаще приводит к разочарованиям и замещению нравственных оценок и, безусловно, влияет на выбор учащимися критериев социального успеха и на отношение к образованию.

Проведенное анкетирование молодежи в Челябинской области лишь подтверждает современную модель жизненного успеха: наивысшим достижением считается максимальная независимость от общества. Типичными формулировками на вопрос «Что необходимо сделать сейчас, чтобы быть успешным в жизни завтра?» стали: «надо иметь хорошее образование и высокооплачиваемую работу, чтобы ни от кого не зависеть». При этом общественная жизнь и политика заняли последние места в списке их интересов и активностей. Объясняя свои ответы, респонденты чаще указывали на нестабильность, неопределенность, непредсказуемость российского общества, а это, по их мнению, «мешает осуществлению личных планов».

Таким образом, «трансформирующееся общество России», формирующееся в сложной социально-экономической и политической ситуации. Типичные жизненные стратегии наших родителей все чаще оказываются не востребованы, а новые типы жизненных стратегий, адекватных новым социально-экономическим условиям, еще не сформировались.

Термин «жизненные стратегии» пришел из социальной психологии.

Вслед за исследователями К.А. Абульхановой-Славской, Т.Е. Резник и Ю.М. Резник, мы рассматриваем понятие «жизненные стратегии» как способ сознательного конструирования собственной жизни, (способ жизненного самоопределения и самореализации), базирующийся на смысложизненных и ценностных ориентациях развивающейся личности, ее планах и прогнозах самоосуществления.

Понятие «жизненная стратегия личности» также можно рассматривать и в следующих аспектах:

    это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

    это система, состоящая из следующих, связанных друг с другом и взаимовлияющих элементов, которые можно отразить в двух направлениях.

С одной стороны, это содержание будущего жизненного пути. Оно определяется выбором жизненной позиции (обобщение субъективных и объективных личностных достижений, открывающих ту или иную перспективу жизненного движения, совокупность жизненных ценностей индивида, позволяющих так или иначе строить образ идеального будущее) и жизненных целей личности (характеризующих доминирующую сферу жизни личности и определяющих идеальный образ будущей жизни человека).

С другой стороны, можно говорить об организационных характеристиках жизненной стратегии, которые одновременно выступают критериями ее сформированности. Это протяженность временной перспективы (насколько далеко в будущее человек планирует собственную жизнь и насколько глубоко в прошлое обращается за необходимым жизненным опытом), направление временной перспективы (прошлое-настоящее-будущее), то есть психологическая ориентация во времени и, соответственно, жизненные планы, и, наконец, структурированность планируемого жизненного пути (насколько насыщены событиями различные планируемые периоды жизни человека, какие этапы жизненного пути более структурированы, какие менее).

Таким образом, жизненная стратегия личности является внутренним образованием личности. Мы можем характеризовать ее каксформированную при условии наличия осмысленных жизненных целей, системы ценностных ориентаций и определенной жизненной позиции. Личность со сформированной стратегией жизни планирует свою жизнь далеко в будущее, жизненный путь разрабатывается подробно, каждый его этап насыщен предполагаемыми событиями. Жизненная цель представлена на каждом этапе в виде шагов по ее реализации.

Человек анализирует события своей жизни, их изменения, влияние на нее, оценивает собственные возможности и личностные особенности. Он способен выходить за пределы собственного «Я» в анализе ситуации и прогнозирует дальнейшие изменения своей жизни. В соответствии с этим происходит планирование будущего и выстраивается жизненная стратегия личности.

В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания для их типологизации.

Первый подход (Н.Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н.Ф. Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:

    cтратегия успешной внешней адаптации;

    cтратегия эффективной внутренней адаптации;

    cтратегия выживания.

Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы – страна, народ. И, наконец, третья стратегия – стратегия выживания – характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы.

Второй подход (Ю.М. Резник и др.), в качестве основы типологизации жизненных стратегий выделяет позицию, которую занимает человек по отношению к своей собственной жизни и связанную с этим активность. Считается, что человек может занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции:

    «иметь» (рецептивная активность);

    «достигать» (мотивационная или «достиженческая» активность);

    «быть» (творческая или «экзистенциальная» активность).

Первый тип активности человека (рецептивная или «приобретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности.

При определенных различиях в подходах можно провести некоторые аналогии между жизненными стратегиями в обоих случаях и свести их в таблицу

Таблица 1. Типологии жизненных стратегий.

Если первые две аналогии не вызывают особых сомнений, то в третьем случае бросается в глаза некоторое несоответствие терминов – «стратегия выживания» и «стратегия жизненного благополучия». Действительно трудно совместить благополучие и выживание. Эти типы жизненных стратегий наиболее распространены и, может быть, более удачным названием для них было бы – повседневные или обыденные стратегии.

В зависимости от выбора основания для определения типа жизненной стратегии можно предположить наличие различных типов жизненных стратегий. Попытаемся систематизировать различные основания, по которым можно произвести классификацию жизненных стратегий:

    по степени осознания индивидом – сознательные и бессознательные;

    по направленности изменений, происходящих в индивиде – прогрессивные, регрессивные (конструктивные, деструктивные);

    по характеру активности индивида – активные, реактивно-адаптивные, пассивные;

    по локусу контроля – экстернальные, интернальные (экзогенные, эндогенные);

    по способу восприятия условий жизни – гедонистические и основанные на чувстве долга, ответственности;

    по степени совпадения с целями и задачами общества – просоциальные, асоциальные и антисоциальные;

    по степени реализации – эффективные (целедостигающие), малоэффективные и неэффективные;

    по характеру и способу самореализации – стратегии самоактуализации и манипуляции;

    по характеру соотношения эмоциональности и рациональности – аффективные, когнитивные;

    по приоритетности в социальном обмене – присваивающие, отдающие или сбалансированные (гармоничные);

    по наличию элемента творчества – креативные (созидающие) и обыденные (повседневные) или стратегии выживания (последняя - по Наумовой Н.Ф.);

    по типу активности – успеха, благополучия и самореализации (по Резник Т.Е. и Резник Ю.М.);

    по «базисным тенденциям» (Ш. Бюллер) – стратегии удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установлением внутренней гармонии;

    по целям и средствам (Р. Мертон) – подчинения, инновации, ритуализма, ретретизма, мятежа;

    по типу личностной организации времени и отношения к нему (Ковалев В.И.) – обыденная, функционально-действенная, созерцательно-рефлексивная и созидательно-преобразующая стратегии жизни личности;

    по типу приспособления к меняющейся внешней социальной среде (по Федотовой Н.Н.): две пассивные – рефлексивно-запаздывающая и умеренно-приспособительная; три активные – карьерная, инструментальная, криминальная;

    по степени аффилиации – индивидуальная и коллективистская.

Выбор жизненных стратегий зависит от социально-экономического состояния общества, уровня развития его культуры, определяется способом производства и отношениями собственности, уровнем и качеством жизни, принадлежностью к определенной социальной страте и когорте, влиянием традиций, идеалов и ценностей, доминирующих в обществе в данный исторический момент времени. Можно предположить, что выбор жизненных стратегий личности зависит также от пола, возраста, национальности, социального положения и других социально значимых признаков.

Таким образом, жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов.

Рассмотрим одну из технологий определения и осмысления нашей жизненной стратегии. Технология «Кораблик»:

Рассмотрим все элементы данного рисунка:

Стрелка, условно обозначает ветер, который подгоняет кораблик двигаться быстрее в направлении. Стрелкой мы обозначим наши мотивы, то есть все то, что мотивирует нас двигаться быстрее, например, время, интерес, предвкушение результата;

Волны, они условно обозначают сопротивление, которое преодолевает кораблик на своем пути. Волны – это наши страхи, сомнения, размышления, например, страх о том, сто я буду не таким как все, меня не поймут, или не примут, или не оценят;

Корма кораблика, условно обозначает его основание, его опору, говоря о жизненных стратегиях, корма – это наши жизненные ценности, это то, что нерушимо для каждого из нас, например, семья, друзья, забота о близких, доверие, понимание, помощь;

Флаг корабля – это наши цели, достижение которых нас двигает в жизни, двигает вперед к нашей главной цели.

Задание: нарисуйте свой кораблик жизненной стратегии, определите в нем каждую составляющую и опишите ее. У вас должно быть по 7 пунктов в каждой составляющей, то есть 7 мотивов, 7 страхов, 7 ценностей и 7 целей.

Человек, живя в обществе, постоянно сталкивается с множеством требований, предъявляемых к нему со стороны родителей, учителей, друзей, посторонних лиц и т.д. Каждая личность, в свою очередь, обладает собственными потребностями, желаниями, интересами, которые стремится реализовать. В реальных жизненных обстоятельствах часто происходит столкновение объективных требований действительности и потребностей личности, что рождает разного рода жизненные противоречия. Степень интеграции жизненных требований с потребностями, интересами, ценностями личности приводит к формированию различных жизненных стратегий.

В зарубежной и отечественной психологии количество работ, посвященных рассмотрению жизненной стратегии и ее разновидностей, ограничено. Данный аспект подробно изучался К.А. Абульхановой-Славской и Р. Пехунен в рамках исследования вопроса жизненного пути личности.

В широком смысле К.А. Абульханова-Славская дает следующее определение жизненной стратегии – это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» . В узком смысле – это разработка определенного жизненного решения для преодоления жизненных противоречий.

В своих работах Р. Пехунен отмечает, что жизненная стратегия вырабатывается личностью. Личность в этом плане разделяется на три подсистемы на основе выполняемой жизненной функции – системы управления, действия и обратной связи. Каждая из подсистем отвечает за различные аспекты жизненной стратегии.

Система управления регулирует целеполагающие характеристики жизненной стратегии:

Ø наличие представления о своем будущем;

Ø избегание либо стремление к нему;

Ø степень иерархии жизненных целей;

Ø экстернальность/интернальность локуса контроля собственной жизни;

Ø наличие временной перспективы (связь прошлого, настоящего и будущего);

Ø диапазон жизненных интересов;

Ø внешняя/внутренняя направленность целей.

Система действий отвечает за достижение жизненных целей.

Ø уровень планирования действий по достижению поставленных целей;

Ø ригидность/пластичность в использовании средств достижения;

Ø специфика установления социальных контактов и деятельности в целом.

Система обратной связи характеризует степень открытости выражения эмоции успеха либо неудачи.

В качестве основания классификации жизненных стратегий Р. Пехунен предлагает рассматривать способ, которым личность разрешает возникающие жизненные конфликты между требованиями и возможностями социальной среды и привычным образом жизни личности . Исходя из вышесказанного, Пехунен выделяет две общие разновидности жизненных стратегий: на этапе обнаружения конфликта и на этапе его преодоления.

В стадии обнаружения конфликта личность, по мнению автора, способна проявлять защитные стратегии двух подтипов: консерватизм и избегание. Суть консервативной стратегии заключается в стремлении личности сохранять привычный образ жизни, не обращая внимания на изменившиеся внешние условия. Консервативная жизненная стратегия обладает нежеланием и неспособностью изменяться в новых условиях жизнедеятельности, четкой и ригидной иерархией жизненных целей, пунктуальностью выполнения повседневных занятий, ограниченностью жизненных интересов.

Стратегия избегания проявляется либо в усилении активности личности в менее конфликтных сферах (активное избегание), либо в изоляции (пассивное избегание). Для личности с такой стратегией свойственно восприятие будущего как угрозы и неизвестности, что приводит к непостоянству жизненных целей, не учитывающих реальных возможностей личности. Во временной перспективе наблюдается преобладание настоящего с ориентацией на удовлетворение собственных потребностей. Эмоциональная сфера характеризуется преобладанием депрессивности и тревожности.

После того, как личность обнаружила жизненный конфликт, считает Пехунен, она способна демонстрировать одну из трех подтипов жизненных стратегий, характеризующих поведение личности в сложной жизненной ситуации:

Ø Стратегию отказа;

Ø Стратегию приспособления;

Ø Стратегию развития.

Стратегия отказа проявляется в том случае, когда жизненные трудности воспринимаются личностью в качестве неразрешимых, что приводит к прекращению борьбы с ними. На субъективном уровне данная стратегия проявляется в наличии чувства беспомощности, которое отражается на картине жизненного пути в целом в виде сужения социальных контактов человека и сфер деятельности. Для личности, проявляющей жизненную стратегию отказа, характерно восприятие жизни в виде многочисленных жизненных неудач, негативное восприятие будущего, что приводит к отсутствию его планирования. В жизненной перспективе наблюдаются преобладание настоящего, эгоцентрический характер жизненных целей, ограничивающихся необходимостью выживания. Такая личность постоянно нуждается во внешней помощи, проявляя консерватизм в плане выбранных способов действия. Возможна постепенная потеря интереса к прошлому, прекращение активного поиска социальных контактов.

В случае наличия приспособительной стратегии личность принимает изменившиеся жизненные ситуации, вследствие чего стремится изменить свой образ жизни и саму себя. Пехунен выделяет три разновидности возможного приспособления: пассивное, активное и в виде адаптивного самоограничения. Если человек придерживается стратегии пассивного приспособления, то возникшие жизненные трудности воспринимаются им как должное и необратимое. В итоге ответственность за собственную жизнь такая личность возлагает на внешние инстанции. В случае стратегии пассивного приспособления жизни личность находится под контролем внешних сил (подчинение власти, религии, обществу, воле других, полагаясь на обстоятельства). Жизненная перспектива ограничена настоящим с отсутствием четкой иерархии целей. Социальные контакты ограничены поиском поддержки, подчинением. Возможна определенная неудовлетворенность текущего положения дел.

Личность же с активным приспособлением способна изменить собственное отношение к своим занятиям и выработать новые способы поведения и деятельности при ограничениях, задаваемых сложившейся ситуацией. Активное приспособление характеризуется наличием жизненной перспективы, обладающей широким потенциалом возможностей в будущем. В настоящем проявляется поиск новых возможностей, построение планов их реализации. Жизнь подчинена собственным, иерархически выстроенным целям при наличии разнообразного арсенала средств, позволяющего легкое приспособление к меняющимся жизненным ситуациям. Социальные контакты и занятия характеризуются широтой с присутствием особо значимой сферы.

В случае адаптивного самоограничения личность выполняет только те занятия, которые являются привычными, не осваивая новые, учитывая изменившиеся условия. Жизненная перспектива включает несколько жизненных целей, в которых не выделяется доминирующая. Жизненные цели основаны на целях общества. Такая личность удовлетворена настоящим, проявляя стремление поддержания привычного образа жизни, используя в деятельности общепринятые способы. Социальные контакты ограничены.

Стратегия развития представляет собой преодоление жизненного конфликта, проявляющееся в поиске и овладении новых жизненных сфер деятельности.

К.А. Абульханова-Славская в одной из своих работ подробно рассматривает вопрос типологии жизненных событий. Автор отмечает, что принципиальной стороной жизненной стратегии является вопрос соотнесения типа личности со способом жизни, в связи с чем выделяются два критерия жизненных стратегий – внутренний и внешний. К внутреннему критерию относится степень активности личности в построении собственной жизни. Внешним критерием выделения жизненных стратегий являются объективные требования социальной реальности. Активность – ведущий параметр, пронизывающий все сферы жизни человека. Она проявляется как «способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым» . Исходя из этого, все жизненные стратегии делятся на два общих типа - активные и пассивные. Кроме того, Абульханова выделяет две формы активности: инициативу и ответственность. Их соотношение может быть оптимальным либо неоптимальным. Активные стратегии могут быть с преобладанием инициативы либо с преобладанием ответственности.

Преобладание инициативы в жизненной стратегии приводит к тому, что человек находится в состоянии постоянного поиска, неудовлетворенности достигнутым. Состояние удовлетворения может возникать не на конечном этапе деятельности, а в процессе нее, когда присутствует новизна и осознание огромного количества возможностей. Проявляя активность, такая личность ориентируется в основном только на желательное, а не на возможное. При столкновении с реальностью, которая часто отличается от воображаемого, в данном случае проявляется неспособность самостоятельно обозначить цели, средства и этапы выхода из сложившейся ситуации, обозначить зависящее и независящее от личности. Внешние показатели жизненного пути могут ограничиваться небольшим набором жизненных событий, но на субъективном уровне жизнь воспринимается весьма насыщенной, так как «такой человек постоянно создает противоречия» . Таким образом, инициативная жизненная стратегия характеризуется постоянным расширением круга жизненных занятий, наличием личностной перспективы, проявляющейся в построении большого количества многоступенчатых жизненных планов, постоянным поиском новых жизненных условий.

По способу жизненного самовыражения можно выделить подтипы жизненных стратегий инициативных людей. У одних способ жизненного самовыражения заключается в самоотдаче и саморастрате. Такие люди активно «вовлекают многих людей в круг своих творческих поисков, берут на себя ответственность не только за их научную, но и за личную судьбу» . У других инициатива ограничивается «благими и добрыми намерениями», которые практически никогда не воплощаются в реальность. Степень активности определяется характером притязаний личности и особенностями связи с ответственностью. Внешне жизненный путь такой личности состоит из большого количества событий, которые проявляются только во внешней смене прежнего образа жизни, т.е. в данном случае наблюдается тенденция к внешней динамичности жизни.

В том случае, когда в жизненной стратегии личности проявляется преобладание ответственности, личность «всегда стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей» .

По мнению автора, ответственность может быть различного вида , что приводит к развитию разнообразных жизненных стратегий. Для исполнительного типа характерна низкая способность самовыражения, неуверенность в собственных силах, ориентация на поддержку окружающих, подчиненность внешнему контролю, боязнь перемен, желание сохранить привычный ход и устой жизни, отсутствие собственного жизненного пространства.

Самопожертвующий (зависимый) тип находит самовыражение в выполнении «долга», что приводит к удовлетворенности. В результате зависимости от окружающих происходит постоянная утрата собственного «Я». Прекращение ответных чувств со стороны окружающих расценивается в качестве жизненного краха.

Консервативный тип имеет детально выделенные этапы жизни, отсутствие дальних перспектив. Такая личность удовлетворена привычным ходом жизни, одна мысль о возможных переменах является пугающей. В процессе жизнедеятельности чаще наблюдается отказ от собственных интересов, желание выполнять чужие требования.

Одинокий тип характеризуется разнообразием жизненного пути в результате реализации ответственности в различных ролях. Превалирующей является установка на возможность выживания только в одиночестве.

В качестве оптимальной жизненной стратегии Абульханова называет такую, при которой человек соотносит свои возможности с жизненными задачами, при этом постоянно развивая свой потенциал. Человек устанавливает соответствие своих жизненных интересов и условий жизни на основе критериев, избираемых им самим или получаемых извне .

Кроме активных, Абульханова признает наличие различных разновидностей пассивных жизненных стратегий. Основной является стратегия психического ухода, внутри которой выделяется стратегия надежды и стратегия жизненного тупика. При преобладании стратегии надежды проявляется уход от определенного жизненного противоречия в другую область. При этом человек признает свою неспособность найти выход из сложившейся ситуации, имея новые перспективы в других областях. В ситуации же внутреннего тупика личность не видит ни одной альтернативы для продолжения реальной жизни.

На наш взгляд, для выделения основных параметров жизненных стратегий необходимо использовать три системы планирования деятельности – притязания, саморегуляцию и удовлетворенность, предложенные Абульхановой-Славской. Притязания определяют контуры жизнедеятельности, ее пределы, внутренние и внешние опоры. Они дифференцируют жизненное пространство, обусловливая то, что будет делать сам субъект, и то, что он относит к внешним условиям, ожидая результаты от окружающих либо от складывающихся обстоятельств. После дифференциации жизненного пространства включается система саморегуляции, т.е. система средств и способов достижения поставленных целей, а также возможности преодоления жизненных трудностей. В характеристике данной системы важно обращать внимание на меру затрачиваемых усилий, настойчивость, уверенность, точность критериев достижения, деление жизненного пространства на зависящее и независящее от личности. Основным критерием является опора личности при достижении результата – либо на себя самого, либо на окружающих. Кроме этого, важно обозначить, насколько разнообразен и гибок арсенал средств личности, ее поведение в ситуации неодобрения. Под удовлетворенностью Абульханова понимает «форму обратной связи личности со способами ее объективации в жизни (достижениями личности, оценками окружающих и т.д.)» .

Подводя итог описанию вопроса жизненной стратегии, выделим наиболее значимые, на наш взгляд, ее структурные компоненты и параметры:

· Наличие представлений о прошлом, настоящем и будущем;

· Целостность/разобщенность жизненного пути;

· Наличие/отсутствие смысла жизни;

· Наличие/отсутствие средств и способов достижения поставленных жизненных целей;

· Необходимость внешней поддержки при постановке целей и преодолении трудностей;

· Степень осознаннности собственной жизни;

· Способность к самопознанию и жизненной рефлексии;

· Степень реализации жизненных планов;

· Жизненная удовлетворенность/неудовлетворенность.

_____________________

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 2000.

2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Общ. ред. Е.В. Шорохова. М., 1987.

3.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

4.Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е В. Шорохова. М., 1987.

Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества.

Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется чаще всего как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» . Он обозначает так же определенное направление деятельности организации, связанное с обоснованием, разработкой и претворением в жизнь концепций и решений производственного и социального характера . Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д.) - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненный путь». Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности. Часть из них полагает, что стратегии - суть явления деятельности мозга. «Исходным материалом, - пишут В.А. Горянина и И.К. Масалков, - для декодирования субъективного опыта являются стратегии. Стратегия представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения. Каждый фрагмент стратегии - это этап ментального процесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств (внутреннего или внешнего)» .

Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко - как система целей, планов и ценностных ориентации. Так, Е.И. Головаха предпочитает использовать вместо понятия «стратегия жизни» понятие «жизненная перспектива», обосновывая это тем, что последнее не так жестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути. «...Жизненную перспективу, - подчеркивает он, - следует рассматривать как целостную картину будущего сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» . На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе.

Исследованиями жизненных стратегий в отечественной науке занимались К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, известные своими работами по проблемам социологии и психологии личности.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизации и саморегуляции. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Качества личности как субъекта деятельности не зависят напрямую от возрастных этапов или стадий жизненного пути. Жизненную стратегию как способ организации жизни необходимо отличать также от других способов - жизненной позиции и жизненной линии. В отличие от них стратегия является интегративной характеристикой жизненного пути. «Жизненная стратегия в самом общем виде - это постоянное приведение в соответствие личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности…» .

Стратегия есть интегральная характеристика жизненного пути. В основе ее построения лежит поиск соответствия типа личности со способом жизни. Другими словами, построение жизненной стратегии должно осуществляться с учетом типологических различий индивидуальной траектории жизни личности. При этом этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность есть предпосылка построения стратегии жизни. Она определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, личным и социальным . Н.Ф. Наумова предприняла попытку осмыслить стратегию жизни человека в условиях переходного общества, в качестве которого она рассматривает Россию. «Общество в переходный период, - поясняет она, - это особая, неустойчивая система, которая не соединяет его старое и новое состояния, а интенсивно и почти неуправляемо формирует последнее» . Именно поэтому, по ее мнению, нельзя применять к изучению сознания людей, живущих в данном обществе, структурно-функциональные и близкие к ним подходы, которые эффективны лишь при анализе стабильных социальных систем.

По мнению Н.Ф. Наумовой, теории постсовременности не могут дать в полной мере ответ на вопрос о том, что представляет собой сегодня человек, находящийся в ситуации неопределенности и стремящийся, ориентироваться в будущем. Такие существенные характеристики постсовременного общества, как страх перед неизвестностью, экзистенциальная неопределенность, роль солидарности и воображаемых сообществ, плюрализм власти и исключительная роль выбора, не могут выразить основные тенденции развития переходного периода. Нормативизм и склонность к обобщениям приводят в тупик теорию постмодерна. Поэтому она не может служить объяснительной схемой для изучения переходного общества.

«Представляется, - подчеркивает Н.Ф. Наумова, - что сегодня наиболее перспективные подходы к исследованию переходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны, во-первых, с применением теории сложных, развивающихся систем и, во-вторых, с анализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала, который собран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса и экстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» .

В работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека ориентиры и приоритеты. Идеальность стратегии проявляется, с одной стороны, субъективно как нечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, с другой - объективно как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий. Идеальность стратегии тесно связана с ее реальностью, т.е. стратегическим поведением, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии .

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него -- это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.

К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек -- активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

По А. Адлеру каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели - амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно - они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу - это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Человек формирует свою личность.