Домой / Мелочи недвижимости / Влияние природы на условия жизни людей кратко. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Влияние природы на условия жизни людей кратко. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Цели

Ход урока:

Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности -

Природные условия - это совокупность свойств окружающей среды (географического положения территории, рельефа, климата, режима рек и озер, природных ресурсов).

Медицинская география

  • Теплое солнечное лето
  • Умеренно холодная зима
  • Достаточное количество влаги
  • Равнина
  • Плодородные почвы
  • Наличие водоема
  • Красивые пейзажи ит.д.

Экстремальные условия - это условия чрезвычайно неблагоприятные для организма человека:

Очень низкие температуры

Сильная жара

Очень высокая влажность

В России это тундра, пустыни, области резко континентального климата Сибири и Дальнего Востока. Например, в Приморье очень сырое лето - люди страдают одышкой, ржавеют механизмы. В Восточной Сибири самая холодная зима, вечная мерзлота, перепад температур, очень высокое атмосферное давление.

Стихийные природные явления -

  • Явления литосферы: землетрясения, вулканизм связаны с районами активного горообразования - Кавказ, Дальний Восток.
  • Явления атмосферы: смерчи, ураганы - в Европейской части.

Окружающая среда

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

  • Климат и погода
  • Рельеф
  • Ландшафты и состав почв
  • Растительный и животный мир
  • Характер внутренних вод
  • Природные зоны
  • Природные ресурсы
  • Природные явления
  1. Жилища
  2. Одежда
  3. Продукты питания
  4. Электроэнергия
  5. Здравоохранение

Изучение закономерно-стей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды

Наука о влиянии при-родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

Практическая работа.

Просмотр содержимого документа
«Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.»

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Цели : 1 дать понятие о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях.

2 определить районы России с разными условиями для жизни.

3 установить связь между природными условиями и здоровьем человека, его образом жизни и хозяйственной деятельностью.

Ход урока:

Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности – природная (окружающая) среда.

Природные условия – это совокупность свойств окружающей среды (географического положения территории, рельефа, климата, режима рек и озер, природных ресурсов).

Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна:

От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависит здоровье человека

Замечено положительное влияние на эмоциональное здоровье человека красивых пейзажей: лес, озеро, море, горы и т.д.

В сохранении здоровья человека и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнечные лучи, морской, горный, лесной воздух, минеральные воды, лечебные грязи.

Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека

Медицинская география изучает особенности территории с целью выяснения их влияния на здоровье населения, а также закономерности географического распространения заболеваний человека и меры борьбы с ними.

Практическое значение медико-географической оценки заключается в возможности составления медико-географического прогноза для территории.

Влияние природных факторов на здоровье человека может быть положительным и отрицательным, может нарушать его нормальное функционирование и нередко вызывать те лил иные заболевания. Так в результате неблагоприятного воздействия природных факторов могут возникать обморожение, тепловые и солнечные удары, горная болезнь, снежная слепота, отравления ядовитыми растениями и другие. Иногда болезни людей возникают из-за недостатка различных микроэлементов в питьевой воде, а также витаминов в пище.

Изучение природных факторов необходимо для разработки механизма акклиматизации человека к тем или иным условиям. Многие противоэпидемиологические мероприятия могут быть успешно проведены только на основе тщательного изучения природных факторов конкретных территорий, например, ареалов переносчиков природно-очаговых болезней человека и т.д.

Благоприятные условия для жизни и здоровья человека:

    Теплое солнечное лето

    Умеренно холодная зима

    Достаточное количество влаги

  • Плодородные почвы

    Наличие водоема

    Красивые пейзажи ит.д.

В России благоприятными территориями считаются средняя и южная части Русской равнины, Урала, Северный Кавказ, юг Сибири.

Экстремальные условия – это условия чрезвычайно неблагоприятные для организма человека:

Очень низкие температуры

Сильная жара

Очень высокая влажность

Постоянно сильный ветер и т.д.

В России это тундра, пустыни, области резко континентального климата Сибири и Дальнего Востока. Например, в Приморье очень сырое лето – люди страдают одышкой, ржавеют механизмы. В Восточной Сибири самая холодная зима, вечная мерзлота, перепад температур, очень высокое атмосферное давление.

Стихийные природные явления – это неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушения нормального хода природных процессов. Могут принимать катастрофический характер.

    Явления литосферы: землетрясения, вулканизм связаны с районами активного горообразования – Кавказ, Дальний Восток.

    Явления гидросферы: наводнения на крупных реках в районах, где много снега зимой.

    Явления атмосферы: смерчи, ураганы – в Европейской части.

Окружающая среда

Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

    Климат и погода

  • Ландшафты и состав почв

    Растительный и животный мир

    Характер внутренних вод

    Природные зоны

    Природные ресурсы

    Природные явления

  1. Продукты питания

    Электроэнергия

    Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.)

    Здравоохранение

    Развитие географ., знаний об окр. среде

Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

Изучение закономерно­стей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды

Наука о влиянии при­родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

Практическая работа.

Выявление комфортности природных условий для разных территорий страны.

Почвы, ПЗ

Реки, озера

Вероятность стихийных явлений

Волгоград

Норильск

Владивосток

Краснодар

Природная среда, в которой человек сформи-ровался и живёт, всё время изменяется, влияя на его здоровье и безопасность.

Благодаря природным условиям в Украине собирают щедрые урожаи. Здесь разводят рыбу, выращивают скот и птицу, занимаются пчеловод-ством. Хозяйствуя в различных природных зо-нах, украинцы производят необходимые для жизни и здоровья продукты питания.

Вследствие многолетней хозяйственной дея-тельности люди вызывают положительные и отрицательные изменения в природе.

Изменяются состав атмосферы, Мирового океана, почв, фон радиоактивности. На Земле наблюдается потепление. Это приводит к нару-шению экологического равновесия в природе.

Исчерпываются залежи нефти, газа, угля, что порождает угрозу «энергети-ческого голода». На Земле есть такие места, где почвы утратили плодородие. Там существует острая потребность в продуктах питания.

Современный человек не представ-ляет жизни без достижений техни-ческого прогресса : телевизора, холо-дильника, телефона, радио, моющих средств, красок, изделий из пластмас-сы и т.п. Разработаны эффективные лекарства. Автомобилем, поездом, самолётом удобно и легко преодолевать значительные рас-стояния.

Астронавты с орбитальной станции говорят с родными и знакомыми. Ежедневно человек получает новую информацию - на уроках, в до-роге, дома, во время отдыха, ведь везде люди слушают, читают, смотрят. Даже в метро пас-сажир может посмотреть телевизор, позвонить по мобильному телефону.

Именно с помощью достижений технического прогресса можно успеть всё сделать вовремя и хорошо, победить болезни, красиво и комфортно одеться, вкусно поесть, интересно отдохнуть.

Но технический прогресс имеет и другую сторону. Деятельность человека наносит вред природе из-за неправильного, необдуманного применения механизмов, работа которых свя-зана с выбросами в атмосферу углекислого и угарного газов, других веществ, губительно действующих не только на растения и животных, но и на людей. К сожалению, нарушаются также требования относительно использова-ния атомной энергии.

Загрязнение почвы, воздуха и воды химичес-кими веществами, отходами технологических процессов, выхлопными газами автотранспорта вызывает у людей аллергические заболевания, поражения кожи и дыхательных путей, обуслав-ливает возникновение злокачественных опухо-лей. Увеличилась заболеваемость людей, подверг-шихся радиоактивному облучению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Поэтому такой важной для жизни и здоровья человека является охрана природной среды. Разработаны между-народные законы относительно режима исполь-зования Мирового океана и космического пространства, охраны уникальных природных зон (Чёрного и Средиземного морей, Антаркти-ды), ликвидации последствий аварии на Черно-быльской атомной электростанции и т.п.

Для сохранения жизни и здоровья необходимо знать состояние окружающей природной среды местности, в которой ты живёшь. Его оценивают по специальным показателям (см. таблицу). Важно, чтобы отрицательные изменения окружа-ющей среды не стали необратимыми.

Здоровье человека зависит от состояния окружающей среды только на 20 %, а на 50 % - от образа жизни.

Таблица

Уровень состояния загрязнённости окружающей природной среды Материал с сайта

Нулевой Отсутствие загрязнения природной среды и нару-шений состояния здоровья населения
Низкий Заметны изменения в природной среде. Окружаю-щая природная среда удовлетворительна для су-ществования человека
Средний Существенные изменения в природной среде. Здоровье населения заметно ухудшилось под воз-действием неблагоприятных условий окружающей среды
Высокий Использование почв для производства продоволь-ственной продукции невозможно. Существенное снижение состояния здоровья населения
Катастро-фический Продуктивность почв нулевая. Окружающая при-родная среда опасна для здоровья и существова-ния человека

Экология - от греческих слов «жильё» и «знание» - наука о взаимосвязях в природе.

Мультимедийный урок

Составила и провела:

Посохова Т.М

учитель географии МБОУ «Троицкая СОШ»

Аннотация к уроку

Изучение физической географии завершает раздел «Человек и природа». Один из последних уроков этого раздела «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», подводит итоги работы в 8классе по формированию ключевых компетенций по географии через использование интерактивных технологий, в том числе информационных и телекоммуникативных.

Урок по названной теме систематизирует, обобщает знания о значении природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, о природных ресурсах, о роли географической науки и обеспечивает переход к изучению экономической и социальной географии нашей страны.

Огромен образовательно-воспитательный потенциал данного урока.

Школьники приходят к выводу, что географические знания играют огромную роль в решении различных проблем народного хозяйства, увидят место человека в природе. Возможности его положительного и отрицательного влияния на природу в условиях научно- технического прогресса.

И самое главное школьники должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу. Разумно использовать ее богатства, уметь сохранить свою жизнь при неблагоприятных явлениях.

Урок географии в 8 классе.

Тема урока: Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и

здоровье человека..

Цели и задачи урока:

1.Формирование новых знаний и умений о проблемах взаимодействии человека и природы, особенности влияния природных условий на образ жизни людей их здоровье и занятия.

2.Обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи природных факторов с условиями и образом жизни населения, научить учащихся давать оценку неблагоприятных и комфортных условиях жизни.

3.Разработать правила поведения при неблагоприятных и стихийных явлениях природы и меры защиты природы от неблагоприятного антропогенного воздействия.

4. Познакомить с объектами природного и культурного наследия в России. 5.Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации.

6. Выступать перед аудиторией и слушать, отбирать необходимую информацию.

Учебно-наглядный комплекс:

Урок проходит в компьютерном классе , используется мультимедийный проектор.

Интерактивные карты: физическая, климатическая, экологическая

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийный ресурсов и ресурсов Интернет

Справочно-информационный материал; самостоятельно составленные презентации; электронный учебник «География России. Природа» 8 класс.

Термины и понятия: среда обитания, природные условия, природные

ресурсы, благоприятные условия, экстремальные

Условия проживания, медицинская география,

рекреационная география, мурмончане, якуты, горцы,

таежники стихийные бедствия, объекты всемирного

природного и культурного наследия России.

Географические объекты : Кольский полуостров. Мурманск, Якутия, Сочи,

Республика Коми, Камчатка, Кавказ, Краснодар

Обязательные для усвоения на уроке знания и умения:

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека;

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека;

Экстремальные условия;

Причины стихийный природных явлений и меры личной безопасности;

Влияние деятельности человека на природные комплексы;

Мероприятия по охране отдельных объектов природы (Объекты Всемирного природного наследия Росси)


Справочно-информационный материал.

(на рабочем столе у каждого ученика)

Название

Местоположение

Особенности

Астраханская дельта

Дельта р.Волга

Заповедник с уникальной флорой и фауной

Ладожское оз.

Уникальная природа. Монастырь 14 в.

Северо – Запад России

Морено – холмистый ландшафт, оз. Селигер, исток Волги

Излучина р.Волги

Рассеченные оврагами горы. Своеобразная природа

Марциальные воды

Первый курорт России, основанный в 1719 году

Валдайская возвышенность

Озеро с уникальным ландшафтом

Девственные леса Коми

Республика Коми

Нетронутые леса

Уникальные природные объекты Русской равнины.

Комплекс упражнений для глаз.

Упражнения выполняются сидя или стоя. Отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз.

ВАРИАНТ 1.

    Закрыть глаза. Не напрягая глазные мышцы, на счет один – четыре затем закрыть глаза расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз

    Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево. Вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

    Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Ход урока.

1.Организационный момент. Постановки цели и задачи урока.

Презентация «Человек и природы» - слайд 1

2.Работа с терминами

Презентация «Человек и природы» - слайд 2. (на экране)

(обучаемые работают со справочником электронного учебника « География России» Образовательная коллекция 8 класс. Под редакцией В.П.Дронова.

3. Исследовательская работа . КАК ЧЕЛОВЕК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕТ С ПРИРОДОЙ.

Индивидуальная рабочая папка учащихся на рабочем столе – Презентация № 1 «Взаимодействие человека и природы»

(Работа в парах.) Задания:

1пара.-Изучить материалы и установить: как человек взаимодействует с литосферой;

2-я - какие стихийные явления происходят в литосфере и меры защиты жизни и здоровья при стихийных явлениях;

3-я- влияние климата на жизнь и деятельность человека;

4-я-взаимодействие - вода и человек;

5-я- стихийные явления, связанные с водой;

6-я пара- изучить мероприятия по охране органического мира и предложить свои

Координационный совет: готовить вопросы парам и выступает с опережающим заданием «Как люди охраняют природу.»Памятники природы России

Работа с информационно- справочным материалом.

Презентация №2

Физкультминутка (отдых для глаз)

3.Коллективная работа . Продолжить презентацию… Природные и антропогенные ландшафты» Презентация №3

Мы знаем, что человек приспосабливается к окружающей среде (одежда, жилище, образ жизни). Но человек и изменяет окружающую среду: осушает болота, добывает полезные ископаемые, орошает. Часто из0меняет природу непреднамеренно, не ожидая конечных, непредсказуемых результатов. Приведите свои примеры ….

ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ

Физкультминутка (подвижная)

    Новая тема

Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей.

Групповая работа.

Природные условия влияют на жизнь и здоровье человека. Давайте. сегодня рассмотрим это влияние

1 группа – мурмончане работа с презентацией № 4.

2..группа – якуты работа с презентацией №5

3.группа – горцы работа с презентацией №6

4 группа – краснодарцы работа с презентацией № 7

5.группа - жители тундры работа с презентацией №8

6.группа- жители Валдая работа на сайте http :// www . li 4 ki . ru

Описать условия жизни, образ жизни:

Основное занятие населения;

Дополнительные занятия населения;

Природные условия, в которых живут народы;

Из чего изготовляют одежду

Объяснить причины такого образа жизни.

Представитель каждой группы делает сообщение, демонстрируя презентацию.

Выводы:

Человек приспосабливается к условиям жизни. Но в условиях Севера, где живет 10 млн. человек (из 12,5 млн. человек мировых северян) людям приходится тратить много сил на преодоление трудностей. На Севере необходимо больше топлива, больше топлива, больше расход стройматериалов (более толстые стены домов), нужны более теплая дорогая одежда, более теплая, дорогая одежда, более калорийная пища .

- Почему люди живут в трудных природных условиях Севера?

Почему добыча нефти обходится нам дороже, чем в странах Персидского залива. Более дорогой уголь и другие ресурсы?

- Природные условия влияют на здоровье. Найдите в тексте учебника, чем занимается медицинская география?

4. Работа с географическими объектами. Нанести на к/к России; слайд №2 презентация «Человек и природы»

5 . Рефлексия

6.Домашнее задание: инд. задания: подготовить сообщения (можно презентации)- о наводнениях, землетрясениях, ураганах;

О мерах защиты от стихийных явлениях

Мероприятиях по охране природы

Памятники Всемирного природного наследия России

Использованная литература:

1.География России. В 2 кн. Кн.1:Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе; под ред. В.П.Дронова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009

2.Географияч России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/ Под ред. А.И.Алексеева: В 2 кн. Кн.1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2003

3.География России. 8-9 кл.: Метод.пособие. Баринова И.И. Ром В.Я – М.: Дрофа, 1997.

4.География России. Природа. 8 класс: Твой справочник. Материалы к урокам. Элькин Г.Н.- СПб.: «Паритет», 2005

5.География России.Природа. 8 класс: Метод. Пособие. Элькин Г.Н - СПб.: «Паритет», 2003

6.Уроки географии с использованием инфыормационных технологий. 6-9 классы. Меодическое пособие. Кугут И.А., Елисеева Л.И и др.-М.: Глобус, 2008

7.Ресурсы Интернет.

Очевидно, что есть ощутимая связь между здоровьем человека и природными условиями. На состояние здоровья и самочувствие человека влияет качество воды, почвы, воздуха и основные климатические условия. Ведь от чего зависит трудоспособность человека и нормальная продолжительность жизни?

От воздуха, которым он дышит, он еды, которой питается и от среды, в которой живет. По этой причине вопрос экологии так важен в современном мире. Природные факторы, как морская и минеральная вода, солнце, лесной и горской воздух, целебные грязи существенно способствуют оздоровлению человека.

Благоприятные условия для существования человека

Значительная часть России является благоприятной зоной для здоровой жизни людей. Это относится к таким условиям, как достаточно теплое, солнечное лето, умеренная холодная зима и достаточное количество осадков.

Территорией с благоприятными условиями для жизни является средняя и юная часть европейской территории, юг Северного Кавказа и Западной Сибири. Еще издавна эти регионы имеют высокую плотность населения, так как климат этих территорий очень хорошо влияет на здоровье людей.

Экстремальные условия

Но есть территории, которые характеризуются малоблагоприятными условиями для жизни людей. Что собой представляют экстремальные условия? Это те условия природы, которые воздействует на организм человека плохо. к ним относят низкие температуры зимы и высокие температуры лета, повышенную влажность и сильные ветры.

Это территории тундры, пустыни, дальневосточная муссонная зона и области резко континентального климата в Сибири. Например, регион Восточной Сибири является самым холодным районом Северного полушария, и здесь зафиксированы самые большие годовые амплитуды температур.

Зимой здесь может быть-50 ... -60 °С, а летом наоборот - очень высокая температура до +30 °С. Такой контраст не может не влиять на здоровье. Такая температура проблематична не только для жизни людей, но и для орудий труда и различных материалов, которые должны быть морозоустойчивыми.

Поэтому освоение территорий с экстремальными условиями жизни является довольно сложным процессом. который требует значительных материальных затрат и новых достижений в науке и технике.

Существуют стихийные природные явления, которые неблагоприятно влияют на жизни и здоровье человека. Это обусловлено тем, что зачастую стихийные природные явления - это непредвиденные и разрушительные нарушения нормального хода природных процессов.

Последствия этих явлений не способствуют дальнейшему развитию человека и порой крайне негативно влияют на здоровье человека на протяжении долгого времени.

Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна. От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависят состояние здоровья человека, его трудоспособность и долголетие. В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнцу, морскому, лесному, горному воздуху, морской воде, минеральным водам, целебным грязям.

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Часть территории нашей страны отличается благоприятными для жизни и здоровья человека условиями: теплым солнечным летом, умеренно холодной зимой, достаточным количеством осадков, обилием привлекательных живописных пейзажей. Весьма благоприятен для здоровья климат средней и южной части европейской территории, юга Западной Сибири, Северного Кавказа. Например, для жителя умеренных широт наиболее благоприятными являются следующие условия: температура зимой -8 ... -10 °С, летом +23 ... +25 °С, скорость ветра зимой -- 0,15 м/с, летом -- 0,2-- 0,4 м/с, относительная влажность воздуха соответственно 40--60% . Эти территории издавна освоены и имеют высокую плотность населения.

Освоение территорий с экстремальными условиями. Однако в нашей стране есть много мест и с малоблагоприятными условиями для жизни человека.

Экстремальные условия -- это условия, крайне неблагоприятные для организма человека: очень низкие температуры зимы, очень высокие температуры лета, сильные ветры, очень высокая влажность.

В нашей стране можно выделить следующие территории с экстремальными условиями: тундры, пустыни, области резко континентального климата в Сибири, дальневосточную муссонную зону. В Приморье, например, очень сырое лето. В Восточной Сибири находятся самые холодные районы Северного полушария, где возводить любые постройки крайне сложно из-за наличия многолетнемерзлых грунтов. Зимой термометр показывает -50 ... -60 °С, а летом иногда больше +30 °С. Здесь самые большие годовые амплитуды температур на нашей планете: 95 °С на юге и 105 °С на севере, зимой наблюдается самое высокое атмосферное давление в России. Морозы в -45 ... -50 °С могут стоять здесь непрерывно от 1,5 до 3 месяцев.

Такие условия создают большие трудности не только человеку, но и орудиям труда. Температура -45 °С -- критическая для механизмов. Для северных районов их необходимо изготавливать из специальных морозоустойчивых материалов.

Для освоения территорий с экстремальными условиями требуются значительные материальные затраты средств, энтузиазм людей, использование достижений науки и техники.

Стихийные природные явления и их причины. Значительные трудности в жизни и деятельности человека связаны со стихийными природными явлениями. Под стихийными природными явлениями обычно понимают неожиданные, тяжелые по своим последствиям нарушения нормального хода природных процессов.