Домой / Вопросы и ответы / Трехсторонний договор по 44 фз. Юридическая консультация. Условия и необходимые документы

Трехсторонний договор по 44 фз. Юридическая консультация. Условия и необходимые документы

Вправе ли исполнитель услуг по государственному контракту, заключенному по Закону № 44-ФЗ, привлекать соисполнителей (субподрядчиков)?

Если да, то каким документом следует оформить субподряд (заказ размещен не для субъектов малого предпринимательства, проект контракта ограничений не содержит, и исполнитель настаивает на заключении трехстороннего соглашения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: исполнитель услуг может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, только если такая возможность предусмотрена условиями самого контракта. Заключать в таком случае трехсторонний договор не нужно.

Обоснование вывода

Законом № 44-ФЗ прямо не предусмотрена возможность привлечения соисполнителей к оказанию услуг, предусмотренных контрактом, лишь отдельные положения данного закона свидетельствуют о такой возможности (см., например, ч. 5, 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Однако при решении вопроса о возможности привлечения соисполнителей необходимо также учитывать положения гражданского законодательства, на котором в том числе основывается законодательство о контрактной системе (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).

Так, согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. При этом на основании ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. В этом, в частности, состоит отличие договора оказания услуг от договора подряда (гл. 37 ГК РФ), по которому подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Отсюда следует, что исполнитель услуг не может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, если такая возможность не предусмотрена условиями самого контракта. Подчеркнем, что для применения нормы ст. 780 ГК РФ не требуется специальное указание в контракте на запрет привлечения к исполнению контракта третьих лиц (соисполнителей). Напротив, наличие такого запрета в документации о закупке и проекте контракта, хотя по существу и не противоречащее ст. 780 ГК РФ, формально можно квалифицировать как установление дополнительных требований к участникам закупки, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ, что вступает в противоречие с ч. 6 ст. 31 этого Федерального закона.

В случае включения в контракт условия о привлечении соисполнителей к исполнению контракта необходимо учитывать, что законодательством не предусмотрена обязанность оформления трехстороннего соглашения в таком случае. Более того, возможность заключения трехстороннего государственного контракта не предусмотрена Законом № 44-ФЗ. А по смыслу ст. 706 ГК РФ, регулирующей порядок привлечения субподрядчиков, договоры «генерального» подряда и субподряда являются двумя отдельными договорами, каждый из которых порождает обязательства между разными лицами: заказчиком и подрядчиком и между подрядчиком и субподрядчиком соответственно. Указанные правила в силу ст. 783 ГК РФ могут быть применены и в случае привлечения соисполнителя к исполнению договора возмездного оказания услуг. Следовательно, заключать трехсторонний договор в случае привлечения соисполнителей к исполнению контракта не нужно.

Трехстороннее соглашение – это документально зафиксированные взаимовыгодные отношения между тремя и более юридическими лицами. Союз подразумевает выполнение прав и обязанностей двух основных сторон посредством участия третьей заинтересованной стороны.

Сущность трехстороннего договора

Явление трехсторонней договоренности находит широкое применение на практике. Каждая из сторон сделки является заинтересованным лицом, получающая выгоду от заключения соглашения.

Условия подобного договора должны удовлетворять всех контрагентов, а данные, приведенные за основу соглашения, должны быть достоверными, иначе договор может потерять свою юридическую силу, или, в худшем случае, — привести участников сделки в суд для решения спорных вопросов.

Главным отличием двустороннего договора от трехстороннего – это, как видно из названия, количество участвующих сторон, однако их права и обязанности в обоих случаях идентичны.

  • двустороннее соглашение – это документ, на основании которого одна сторона сделки обязуется осуществить некоторые действия в пользу другой стороны.
  • трехстороннее соглашение – это сделка, где третье юридическое лицо принимает на себя ответственность одной из сторон первоначального (двустороннего) договора и выполняет ее обязательство в пользу второго участника сделки.

Соглашение может иметь обычную письменную договорённость, а может быть заверена нотариально. В последствии трехстороннее соглашение можно расторгнуть, если такую волю изъявят все контрагенты

Трехсторонний договор полностью соответствует целям, которые преследует участники сделки, с условием того, что каждая из сторон обязуется выполнять свои обязательства в точности, как это указано в соглашении.

Если руководитель организации, ввиду определенных обстоятельств, не имеет возможности выполнять свои обязательства, это должен делать его заместитель или другое уполномоченное лицо, указанное в тройственном соглашении.

Образец трехстороннего соглашения

Законодательная основа

Трехсторонние договоренности регулируются частью 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Все участники сделки должны дать письменное согласие на составление данного документа.

Если трехсторонний договор заключается между кредитором, должником и поручителем, то, согласно статье 361 Гражданского кодекса РФ, поручительство может быть заключено без участия заложника.

Соглашение сторон в соответствии с Федеральным законом No44-ФЗ должно заключаться следующим образом:

  1. Все участники сделки должны достигнуть договоренности относительно предмета сделки.
  2. Составляется письменная форма соглашения в числе, необходимом для осуществления сделки. К договору прикладываются необходимые документы, являющиеся свидельством подлинности всех данных, а так же копии соглашения, подписанные ответственными лицами.
  3. Происходит сверка образца договора с законодательной базой, после чего каждый участник соглашения внимательно изучает соглашение и подписывает его, в случае согласия со всеми условиями.
  4. К документу, по желанию контрагентов, могут прилагаться документы, подтверждающие их компетентность и право участия.
  5. Все юридические лица, принимающие участие в сделке, получают на руки оригинал трехстороннего соглашения.
  6. Договор действует со дня подписания его всеми контрагентами и вступает в законную силу.

Условия и необходимые документы

Чтобы трехсторонний договор соответствовал всем правилам и исключал наличие технических ошибок, организации должны предоставить следующие документы:

  • уставные и регистрационные документы;
  • личные данные о представителях организации (паспорт, ИНН);
  • данные о фирме (ИНН, КПП, ОГРН, фактические и юридические адреса а так же контакты для обратной связи).

Если договор подписывает не прямой руководитель организации, а уполномоченное по уставу иное лицо, тогда необходимо предоставить и его личные данные тоже. Помимо этого нужно предоставить копию приказа о назначении сотрудника на занимаемую должность, и доверенность на его имя, выданная руководителем юридического лица.

Чтобы заключение соглашения могло гарантировать безопасность и правомерность сделки, необходимо соблюдать некоторые правила при описании сути договора:

  1. Предмет сделки. Указывается его полное описание, перечень особенностей и полная стоимость.
  2. Период действия договора. Необходимо обозначить точные даты, которые будут являться ориентиром того, как ответственно стороны сделки исполняют свои договорные обязательства.
  3. Ответственность сторон. Данный пункт должен подробно раскрывать, какие обязательства принимают на себя участники сделки, а также размеры штрафов и неустоек, которые понесут контрагенты при несоблюдении условий трехстороннего соглашения.

Ни один из пунктов договора не должен противоречить действующему законодательству, иначе он может быть признан недействительным и потерять свою юридическую силу.

Основные виды трехсторонних соглашений

Выделяют пять основных видов тройственных соглашений:

  1. Соглашение на оказание услуг.
  2. Соглашение перевода долга.
  3. Соглашение цессии.
  4. Соглашение купли-продажи.
  5. Соглашение поставки

Трехсторонний вариант данных видов договоренности и в техническом, и в юридическом отношении несколько сложнее, чем двустороннее соглашение так как он должен учитывать интересы большего количества сторон.

Соглашение на оказание услуг

Тройственное соглашение по оказанию услуг встречается наиболее часто наряду с остальными видами сделки. Такой договор всегда выгоден для контрагентов, которыми выступают:

  • исполняющая сторона, которая оказывает те или иные услуги;
  • заказчик, который делает запрос на получение услуг;
  • спонсор (плательщик), который оплачивает услуги от лица заказчика.

В трехстороннем договоре подряда участниками сторон выступают заказчик, подрядчик и плательщик. Все действия регламентируются с трех позиций.

Соглашение перевода долга

Соглашение, предметом которого выступает некоторая задолженность регулируется статьями 391 и 392 Гражданского кодекса РФ. Такой вид тройственного договора подразумевает передачу обязательств по выплате долга на привлеченное лицо.

Процедура передачи долговых обязательств должна происходить по всем правилам, включая официальные документы передачи имущества, актов сверки и прочее.

Особое внимание необходимо уделить следующим моментам:

  1. Документ, подтверждающий факт задолженности, в качестве первоначального долгового договора.
  2. Если акт передачи долга происходит на возмездной основе, необходимо точно указать тип вознаграждения, его размер и сроки предоставления.
  3. Величина задолженности должна указываться в размере на текущий период времени, с учетом уплаченной части, а также возможными штрафами и процентами за просрочку платежей.

При таком виде тройственного договора, должник вправе самостоятельно выбрать лицо, на которое переходит ответственность по уплате долга.

Соглашение цессии

Договор цессии – это соглашение между двумя кредитными организациями, о передаче прав уступок и требований в отношении определенного должника.

В отличии от соглашения о переводе долговых обязательств, от должника не может зависеть выбор третьей стороны сделки, так как ее определяет организация, ссудившая денежные средства. В результате должник обязуется выплачивать остаток суммы долга другой финансовой организации.

При этом кредитная организация в обязательном порядке уведомляет заемщика, что в случае нарушения условий кредитного договора, его задолженность будет передано третьему лицу, которое, в свою очередь, может носить как физический, так и юридический характер.

Соглашение купли-продажи

Соглашение купли-продажи объектов недвижимости и других материальных ценностей имеет много общего с трехсторонним договором цессии. Если брать в качестве примера двухкомнатную квартиру в новостройке с двумя собственниками, то участниками сделки выступают:

  • продавец ½ доли квартиры (собственник 1);
  • покупатель ½ доли квартиры (собственник 2);
  • компания — застройщик.

Предметом соглашения купли-продажи может выступать не только недвижимость, но и автомобили.

Соглашение поставки

Договор поставки между тремя юридическими лицами чаще всего сопровождается возникновением спорных ситуаций. В соглашении такого рода всегда прописываются суммы неустоек и штрафов за нарушение условий договора.

Участниками сделки трехстороннего договора поставки выступают:

  • поставщик;
  • заказчик;
  • финансовый посредник.

Правом владения поставленной продукции обладает финансовый посредник, до тех пор пока заказчик не возвестит ему стоимость товара.

Довольно часто, ввиду особых причин, случается перегруппировка участников сделки относительно установленного между ними соглашения. Такое может произойти как следствие слияния, разъединения, банкротства одной из участвующих в соглашении организаций.

Все участники договора остаются прежними, за исключением их положения относительно других друга и предмета соглашения.

Наиболее частой причиной перегруппировки является реорганизация одного из юридических лиц, что официально скрепляется печатью.

Алгоритм заполнения

Трехсторонний договор в обязательном порядке включает в себя следующие пункты:

  1. Вступительная часть.
  2. Основные понятия.
  3. Предмет договора.
  4. Права и обязанности участвующих сторон.
  5. Стоимость услуг и способы оплаты.
  6. Ответственность участников сделки.
  7. Сроки действия договора.
  8. Приложения к договору.
  9. Реквизиты, печати и подписи.

Благодаря трехстороннему договору регулируются деловые отношения всех участников сделки.

Образец типового трехстороннего соглашения

Договор перевода долга трехсторонний

г. Москва «___» _________ 20__г.

Проживающий по адресу: Московская область, г. ____________, ул. _____________, д. __, кв. __, именуемый в дальнейшем «Цедент», с одной стороны и ____________________________________________________________________ именуемый в дальнейшем «Цессионарий», с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем.

  1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. В соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса РФ Цедент уступает Цессионарию в полном объеме свои права по получению денежных средств в сумме в размере ________________________________ рублей с _______________________________, проживающего по адресу: г. ______________, ул. ________________, д. __, кв. __.

1.2. Задолженность _______________ перед _______________ в размере, указанном в п. 1.1. настоящего Договора подтверждается следующими документами:

1.3. За право требования по распискам, указанным в п. 1.2. Цессионарий не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания настоящего Договора выплачивает Цеденту вознаграждение в сумме ___________________________________ рублей.

  1. ПЕРЕДАЧА ПРАВ

2.1. При подписании настоящего Договора Цедент обязуется передать Цессионарию все необходимые документы, удостоверяющие право требования, а именно:

— расписка от « __ » _________ 20__ года на сумму _________________________ рублей;

— расписка от « __ » _________ 20__ года на сумму _________________________ рублей.

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

3.1. Цедент несет ответственность за достоверность передаваемых в соответствии с настоящим Договором документов и гарантирует наличие всех уступленных Цессионарию прав.

3.2. Цедент отвечает за действительность передаваемых по настоящему договору прав и обязанностей.

3.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Договора Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания Цедентом и Цессионарием.

4.2. Цедент обязуется в трехдневный срок после подписания настоящего Договора уведомить _________________ и третьих лиц об уступке своих прав и обязанностей.

4.3. Настоящий Договор составлен в 2-х экземплярах, по одному для каждой из Сторон.

АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Цедент: Цессионарий:

______________________________ ______________________________

______________________________ ______________________________

______________________________ ______________________________

______________________________ ______________________________

______________________________ ______________________________

(подпись) (подпись)

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

По вопросу 1.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, цена является существенным условием контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

Таким образом, заказчик вправе по соглашению сторон изменить цену контракта в случаях и на условиях, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

По вопросу 2.

Законом N 44-ФЗ в том числе регулируются порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правовых договоров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, особенности исполнения этих договоров (подпункты 2, 3, 4 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ). При этом согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ поставщики (подрядчики, исполнители) определяются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлен особый порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. Заключение трехсторонних контрактов Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.

По вопросу 3.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 2 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в установленных пунктом 6 части 1 указанной статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1090 "Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта", в случае если при сокращении лимитов бюджетных обязательств между сторонами государственного (муниципального) контракта не достигнуто соглашение о снижении его цены без сокращения количества товаров, объемов работ или услуг и (или) об изменении сроков исполнения государственного (муниципального) контракта, государственный или муниципальный заказчик обеспечивает согласование существенных условий государственного (муниципального) контракта в части сокращения количества товаров, объемов работ или услуг.

Таким образом, в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров (пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации) возможно перенести срок исполнения контракта.

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Цена является существенным условием контракта.

Разъяснено, что заказчик вправе по соглашению сторон изменить цену контракта в случаях и на условиях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Также сообщается, что Законом о контрактной системе установлен особый порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов и их субъектный состав: поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик. Заключение трехсторонних контрактов законом не предусмотрено.

Даны разъяснения на случай уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене, срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги).

Что заказчику нужно объявить при аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам?

Главное

Заказчик объявляет информацию о названии закупки и реестровый номер, дату, место, а также время вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа поданным в форме электронных документов.

Перед вскрытием первого конверта независимо от того, присутствуют или отсутствуют на процедуре представители участников, заказчик обязательно предлагает при желании внести изменения или отозвать свои заявки, поданные на бумажном или электронных носителях (кроме запроса котировок).

Важно

Объявить о возможности внести изменения или отозвать заявки необходимо, даже если на процедуре нет представителей участников

После вскрытия каждого конверта согласно журналу регистрации конвертов с заявками заказчик объявляет наименование участника (для юридического лица), Ф. И. О. (для физического лица), почтовый адрес, ИНН, статистические данные, предложение о цене контракта и наличие каждого приложенного документа к заявке. Кроме того, он озвучивает, прошита, пронумерована, скреплена печатью и подписью заявка или нет.

Не лишнее

Заказчик обязан обеспечить аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным заявкам в форме электронных документов (ч. 5 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

При проведении аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками объявляется перечень информации, который определяет Закон № 44-ФЗ.

При нарушении порядка вскрытия конвертов с заявками на участие предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере 5% НМЦК, но не более 30 тыс. руб. (