Домой / «Вторичка / Ограничение по военной службе и его уголовно-правовое значение. Особенности уголовного наказания в виде ограничения по военной службе Ограничения по военной службе как

Ограничение по военной службе и его уголовно-правовое значение. Особенности уголовного наказания в виде ограничения по военной службе Ограничения по военной службе как

Статья 51. Ограничение по военной службе. 1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

2. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 51
Данный вид наказания впервые введен в систему уголовных наказаний настоящего Кодекса.
По своей сущности ограничение по военной службе и исправительные работы сходны. Отличие состоит лишь в том, что ограничение по военной службе может быть назначено специальному субъекту преступления, то есть военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за преступления против военной службы. Вторым отличием является то, что нижний предел процента удержания из заработка военнослужащего по контракту не определен законодателем.
Содержание военной службы по контракту, перечень лиц, с которыми может быть заключен контракт, виды контрактов и сроки службы по контрактам определены Федеральным законом от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе".
Ограничение по военной службе является основным видом наказания. Оно может быть назначено в двух случаях: преступление должно быть совершено военнослужащим по контракту против военной службы; как более мягкий вид наказания, чем предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК, в соответствии со ст. 64 УК.
Законодатель установил срок ограничения по военной службе, который назначается от трех месяцев до двух лет.
Если суд придет к выводу о назначении наказания в виде ограничения по военной службе в виде основного наказания, не предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК, как более мягкого вида наказания с применением ст. 64 УК, то в этом случае минимальное наказание не может быть назначено ниже трех месяцев (например, лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 337 УК, - самовольное оставление части или места службы. Санкция части данной статьи не предусматривает как основной вид наказания ограничение по военной службе.
Однако суд, установив наличие исключительных обстоятельств и иных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, применяя ст. 64 УК, может назначить более мягкий вид наказания, чем арест или содержание в дисциплинарной воинской части, в виде ограничения по военной службе, но не ниже трех месяцев).
Данный вид наказания может быть назначен осужденным военнослужащим по контракту вместо исправительных работ, если санкции соответствующих статей Особенной части УК не предусматривают данный вид наказания (например, ст. ст. 116, 129, 130, 133 УК и др.). В описательной части приговора суд должен мотивировать основания назначения данного вида наказания со ссылкой на ст. 51 УК в резолютивной части приговора.
Ограничение по военной службе может назначаться с условным осуждением, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания (см. комментарий к ст. 73 УК). Назначение ограничения по военной службе целесообразно к осужденным военнослужащим по контракту беременным женщинам, женщинам, имеющим на иждивении малолетних детей, военнослужащим по контракту, являющимся единственными кормильцами в многодетных семьях и имеющим престарелых родителей.
При назначении наказания в виде ограничения по военной службе из заработка осужденного производятся удержания в размере не свыше 20%. Нижний предел удержания процентов законодатель не установил. Поэтому предполагается, что с учетом специфики военной службы суд должен сам определить тот процент удержаний, который будет способствовать достижению целей наказания. Данный процент удержаний должен быть определен таким образом, чтобы он не превратился в средство откупа осужденного, и необходимо правильно оценить, как установленный судом процент отразится на материальных условиях жизни семьи осужденного.
Главной сущностью назначения ограничения по военной службе является то, что осужденный в течение определенного в приговоре срока не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет на присвоение очередного воинского звания. Время отбывания наказания не приостанавливает общую выслугу лет. Отбывание наказания не препятствует предоставлению основного и дополнительного отпусков, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальной помощи и компенсации военнослужащему и членам его семьи за санаторно-курортное лечение и за проезд к месту проведения основного отпуска и т.д.
Срок ограничения по военной службе исчисляется в месяцах и годах. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день лишения свободы за три дня ограничения по военной службе.

Ограничение по военной службе является наказанием, ранее не известным уголовному законодательству России, впервые предусмотренным УК РФ 1996 г. По своему содержанию оно отчасти напоминает наказание в виде исправительных работ, например, тем, что осужденный продолжает социально-полезную деятельность без разрыва с ближайшим окружением, хотя и на принудительной основе, с удержанием в доход государства определенной части его денежного содержания. Анализ текста закона позволяет предположить, что ограничение по военной службе призвано заменить собой исправительные работы применительно к военнослужащим с учетом невозможности применения к последним исправительных работ. Так, согласно ст. 51 УК РФ ограничение по службе назначается только тем военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту, т.е. избрали ее своей профессией. В законе прямо указано, что данное наказание применяется вместо исправительных работ в случаях осуждения военнослужащего за преступление, не относящееся к числу преступлений против военной службы, когда санкция соответствующей статьи допускает возможность осуждения к исправительным работам. Кроме того, оно применяется при осуждении за воинские преступления в предусмотренных законом случаях.

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, что почти совпадает со сроками исправительных работ. Минимальный размер удержаний из денежного содержания военнослужащего законом не определен, однако максимальный не может составлять свыше двадцати процентов, как и при исправительных работах. Наконец, при увольнении осужденного с военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может заменить неотбытую часть ограничения по военной службе более мягким видом наказания в порядке ст. 148 УИК РФ. Из числа таких наказаний ближайшим применительно к ограничению по военной службе в перечне, предусмотренном ст. 44 УК РФ, являются исправительные работы.

При сложении наказаний в порядке ст. 71 УК РФ исправительные работы и ограничение по военной службе по отношению к лишению свободы оцениваются одинаково.



Наряду с этим наказание в виде ограничения по военной службе обладает некоторыми особенностями, обусловленными спецификой правового статуса осужденного и условиями прохождения военной службы. Поэтому его исполнение не связано с рядом правоограничений, предусмотренных для осужденного к исправительным работам. Например, нет ограничений в продолжительности ежегодного отпуска, предоставляемого военнослужащему. В то же время ограничение по военной службе предполагает правоограничения, не свойственные исправительным работам. Как указано в ч. 2 ст. 51 УК РФ, во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, в срок наказания не засчитывается выслуга лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение свободы

Ограничение свободы, как указано в ст. 53 УК РФ, заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Это наказание является новым в системе наказаний, предусмотренной российским уголовным законом, однако подобного рода наказания широко применяются во многих государствах. Их общей чертой является возложение на осужденного обязанности в течение определенного времени находиться либо ежедневно посещать учреждение с особым исправительным режимом, получившим название режима "ограниченной свободы" или "полусвободного" режима. В системе уголовно-правовых мер такие наказания выполняют роль своего рода промежуточного звена между наказаниями, связанными и не связанными с изоляцией от общества, и обычно применяются к преступникам, требующим повышенного внимания и контроля, но необязательно в условиях пенитенциарных учреждений.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 53 УК РФ ограничение свободы назначается: а) лицам, осужденным за умышленные преступления и не имеющим судимости; б) лицам, сужденным за неосторожные преступления (независимо от наличия судимостей за ранее совершенные преступления). Срок данного наказания для умышленных преступников оставляет от одного года до трех лет, для неосторожных - от одного года до пяти лет. Допускается и назначение данного наказания на срок менее одного года, но только в случае замены им обязательных или исправительных работ.

В статье 5 Федерального закона от 18 декабря 1996 г. "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" указано, что положения данного Кодекса об исполнении наказания в виде ограничения свободы вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для его исполнения, но не позднее 2005 г. Однако пока федеральный закон, вводящий в действие наказание в виде ограничения свободы, не принят.

Нормами гл. 8 УИК РФ предусмотрено, что осужденные к ограничению свободы отбывают это наказание в исправительных центрах. По общему правилу осужденные должны жить и работать на территории данного учреждения, однако в предусмотренных законом случаях могут покидать его, вплоть до того, что отдельным их категориям может быть разрешена лишь периодическая явка в центр для регистрации. В процессе отбывания наказания, осужденные в обязательном порядке привлекаются к труду на предприятиях и в организациях различных форм собственности.

С учетом последнего обстоятельства в ст. 53 УК РФ определен круг лиц, к которым данное наказание не может применяться. Это несовершеннолетние, инвалиды первой и второй групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет, лица, достигшие пенсионного возраста, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

В случаях злостного уклонения осужденного от отбывания наказания неотбытая его часть заменяется наказанием в виде лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы. При этом злостным уклонением от отбывания ограничения свободы признаются самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, а также оставление места работы или места жительства.

Ограничение свободы применяется только в качестве основного наказания при осуждении за преступления, указанные в статьях Особенной части УК РФ.

Арест

Предусмотренный ст. 54 УК РФ арест, так же как обязательные работы и ограничение свободы, является новым наказанием, неизвестным прежнему УК. Он также начнет применяться после создания условий для исполнения этого наказания, не позднее 2006 г.

Арест относится к числу основных видов наказания и назначается только в случаях, предусмотренных нормами Особенной части УК. Как указано в ч. 1 ст. 54 УК РФ, он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.

В уголовном законе не раскрывается содержание того, что понимается под "условиями строгой изоляции", однако об этом можно получить представление из анализа норм главы 10 УИК РФ. Осужденные к аресту отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах и содержатся в условиях, аналогичных условиям отбывания лишения свободы в тюрьме на общем режиме. Им не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок и передач, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка не осуществляются. Краткосрочные свидания предоставляются один раз в месяц только несовершеннолетним осужденным. Телефонные разговоры с родственниками разрешаются только при исключительных личных обстоятельствах.

Таким образом, условия отбывания ареста строже, чем при отбывании лишения свободы в исправительных и воспитательных колониях. С учетом этого обстоятельства ч. 2 ст. 54 УК РФ указывает, что арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

Однако при сравнении лишения свободы и ареста следует вновь отметить, что максимальный срок последнего не может составлять более шести месяцев. Поэтому в целом арест является менее строгим видом наказания.

Как уже отмечалось, минимальный срок ареста по общему правилу равен одному месяцу, но при замене обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Из содержания норм уголовного и уголовно-исполнительного права видно, что специфика ареста как вида уголовного наказания состоит в концентрированном и повышенно жестком воздействии на сознание осужденного в течение относительно короткого срока, осуществляемом в целях специального предупреждения преступлений. При этом цель исправления лица, совершившего преступление, достигается косвенно. Во всяком случае, законом не предусмотрено проведение воспитательной работы с осужденными в период отбывания ареста.

Исполнение ареста имеет также некоторые особенности в отношении военнослужащих, которые отбывают его не в арестных домах, а на гауптвахте.

Данный вид наказания был известен и прежнему УК, в котором он именовался направлением в дисциплинарный батальон. Статья 55 УК РФ не только изменила его название, но и расширила круг лиц, к которым данное наказание может применяться. Содержание в дисциплинарной воинской части применяется только как основное наказание и лишь к военнослужащим, проходящим военную службу на должностях рядового и сержантского состава по призыву или контракту. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях: а) совершения преступлений против военной службы, если данное наказание предусмотрено соответствующей нормой Особенной части УК РФ; б) совершения иных преступлений, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Замена лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части производится судом как при выборе между различными видами наказания, так и при замене уже назначенного лишения свободы направлением в дисциплинарную воинскую часть из расчета данных наказаний день за день.

Таким образом, наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части может применяться к военнослужащим за совершение как воинских, так и иных преступлений. Его основное предназначение состоит в том, чтобы заменять собой наказание в виде лишения свободы в случаях осуждения за преступления небольшой тяжести, когда цели исправления и предупреждения рецидива преступлений могут быть достигнуты без изоляции лица от общества в условиях дисциплинарной воинской части. Дисциплинарная часть - воинское подразделение, специально предназначенное для отбывания рассматриваемого уголовного наказания, порядок и условия содержания в котором регламентированы нормами уголовно-исполнительного права.

В дисциплинарных воинских частях (отдельных дисциплинарных батальонах и отдельных дисциплинарных ротах) устанавливается порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий исправление осужденных, воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе, исполнение возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке, реализацию их прав и законных интересов, охрану осужденных военнослужащих и надзор за ними, личную безопасность осужденных и персонала части. Из содержания главы 20 УИК РФ видно, что режим содержания осужденных в дисциплинарных воинских частях во многом схож с режимом, устанавливаемым в местах лишения свободы.

Ограничение по военной службе в российском праве

Общие положения

Ограничение по военной службе является новым видом наказания в уголовном законодательстве Российской Федерации . Данный вид наказания был включён в УК с целью дать возможность военнослужащим, которые совершили преступления небольшой тяжести, продолжить нести военную службу (что целесообразно, например, если они являются высококвалифицированными специалистами в своей области военного дела); исправление при этом достигается за счёт лишения осуждённого благ материального и нематериального характера, связанных с прохождением службы .

Правовое регулирование данного института осуществляется статьями 44 и 51 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года , где говорится о том, что ограничение по военной службе назначается осуждённым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трёх месяцев до двух лет, а также осуждённым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ на срок от 2 месяцев до 2 лет. При этом из денежного довольствия осуждённого производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда , но не свыше двадцати процентов . Во время отбывания этого наказания осуждённый не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Ограничение по военной службе назначается только в качестве основного вида наказания.

Данный вид наказания может применяться ко всем категориям военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту: офицерам, прапорщикам и мичманам, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования, сержантам и старшинам, солдатам и матросам в течение всего периода прохождения ими военной службы. Наказание может применяться к лицам, проходящим службу в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральной службе охраны, воинских комиссариатах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях .

Схожими видами наказания являются исправительные работы , которые назначаются гражданам, не находящимся на военной службе и не имеющим основного места работы или учёбы. Осуждённые к исправительным работам подлежат принудительному трудоустройству, из их заработка также подлежит удержанию в доход государства определённая доля.

Закон не содержит положений, касающихся замены данного вида наказания в случае, если осуждённый злостно уклоняется от его исполнения.

Исполнение наказания

Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе урегулирован в главе 18 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1996 года . После вынесения соответствующего приговора суда, его копия направляется командиру воинской части, который не позднее трёх дней издаёт приказ, в котором указывается:

  • на каком основании и в течение какого срока осуждённый военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания;
  • какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания;
  • в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из его денежного содержания в период отбывания им ограничения по военной службе.

Данный приказ объявляется по воинской части , доводится до сведения осуждённого военнослужащего и принимается к исполнению. Не позднее чем за три дня до истечения установленного приговором суда и объявленного приказом по воинской части срока ограничения по военной службе командир воинской части издаёт приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по военной службе с указанием даты прекращения.

Установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из:

  • должностного оклада;
  • оклада по воинскому званию;
  • ежемесячных и иных надбавок;
  • других дополнительных денежных выплат.

Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.

С осужденными военнослужащими командиром воинской части проводится воспитательная работа с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного военнослужащего, а также его поведения и отношения к военной службе.

Не позднее чем за три дня до истечения установленного приговором суда и объявленного приказом по воинской части срока ограничения по военной службе командир воинской части издает приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по военной службе с указанием даты прекращения. Копия приказа направляется в суд, вынесший приговор.

Если до истечения установленного приговором суда срока наказания осуждённый военнослужащий был уволен с военной службы, командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания.

Практика применения

На практике данный вид наказания применяется судами крайне редко .

Ограничение по военной службе в праве Украины

Согласно ст. 58 УК Украины, ограничение по военной службе применяется ко всем военнослужащим, кроме проходящих срочную службу, на срок от 6 месяцев до 2 лет в случае, если это наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части кодекса, а также в порядке замены ограничения свободы или лишения свободы на срок не более 2 лет.

Предусматривается удержание из денежного довольствия осуждённого в доход государства в размере от 10 до 20%. Осуждённый в период отбывания наказания не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается ему в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе в праве Белоруссии

Согласно ст. 53 УК Республики Беларусь, ограничение по военной службе назначается офицерам и иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса за совершение воинских преступлений, а также вместо исправительных работ, предусмотренных за иные преступления.

Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от десяти до двадцати пяти процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе не может быть назначено:

  • лицам, имеющим выслугу лет для назначения пенсии, либо достигшим предельного возраста состояния на военной службе, либо имеющим право на увольнение по состоянию здоровья;
  • беременным женщинам;
  • лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

В случае возникновения в период отбывания лицом наказания в виде ограничения по военной службе обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, а также других обстоятельств, являющихся основанием для увольнения с военной службы в соответствии с законодательством, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание.

Литература

  • Кузнецова Н. Ф. Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании. - М., Зерцало, 2002. - ISBN 5-94373-035-4

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ограничение по военной службе" в других словарях:

    Юридический словарь

    Ограничение по военной службе - (англ. limitation/restriction on military service) в РФ вид уголовного наказания, назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от 3 месяцев до 2 лет в случаях, предусмотренн … Энциклопедия права

    ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ Юридическая энциклопедия

    Ограничение по военной службе - 1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за… … Официальная терминология

    По уголовному праву РФ один из видов наказания, назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от 3 месяцев до 2 лет за совершение преступлений против военной службы. Кроме того. данный вид наказания может… … Энциклопедия юриста

    Ограничение по военной службе - основной вид наказания, предусмотренный ст. 51 УК, назначаемый военнослужащим, проходящим службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет вместо исправительных работ. При этом из денежного содержания осужденного удерживается в доход… … Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов

    ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ - вид наказания, предусмотренный п. е ст. 44 и ст. 51 УК РФ. Оно назначается 1) осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной… … Словарь-справочник уголовного права

    ограничение по военной службе - по ст. 51 УК РФ один из видов наказания (назначаемое только как основное). Назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями… … Большой юридический словарь

    В уголовном праве РФ (ст. 51 УК РФ) один из видов наказания (назначается только как основное). Назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Ограничение по военной службе - уголовное наказание, которое может назначаться военнослужащим контрактникам на срок от трех месяцев до двух лет за совершение преступления против военной службы, а также этой же категории военнослужащих вместо исправительных работ. Из денежного… … Большой юридический словарь

Ст. 143 УИК РФ регламентирует порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.

В соответствии со ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается военнослужащим, проходящим службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Применение этой меры возможно в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также вместо предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

В системе наказаний, расположенных в порядке возрастания по степени строгости, ограничение по военной службе указано после исправительных работ и назначается только в качестве основной меры. При исчислении сроков и осуществлении зачета трем дням ограничения по военной службе соответствует один день лишения свободы (ст. 44, 71 УК РФ). Как и содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе в силу ч. 1 ст. 73 УК РФ может быть назначено как реально, так и условно.

Содержание режимных ограничений данного наказания состоит в том, что осужденный в течение определенного в приговоре срока не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет для присвоения очередного звания. Кроме того, из денежного содержания осужденного военнослужащего в доход государства удерживаются суммы в размере, установленном судом, но не свыше 20 %.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад денежного содержания, месячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Ст. 144 УИК РФ устанавливает, что размер удержания исчисляется из всех денежных выплат военноелужащих. Сам по себе факт осуждения военнослужащего к ограничению по военной службе не препятствует получению в предусмотренных законодательством случаях других дополнительных выплат и надбавок, включаемых именно в денежное довольствие, из которых также должны производиться соответствующие удержания.

Удержания не производятся из пособий на детей, а также из компенсационных выплат, связанных с вещевым, транспортным, страховым и иным обеспечением военнослужащих, проходящих службу по контракту. В частности, порядок возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, во исполнение ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» регламентируется постановлением Правительства РФ.

Ограничение по военной службе не препятствует определенным перемещениям осужденного в порядке служебной необходимости: командировкам, переводам на иные должности и на новое место службы постоянно или временно.

Факт осуждения не является обязательным основанием для увольнения военнослужащего со службы либо понижения его в должности или звании .

Военному командованию на основании ст. 145 УИК РФ также предоставлено право по своему усмотрению в случае, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, переводить его на время отбывания наказания на должности, не связанные с руководством личным составом. Обо всех служебных перемещениях осужденного, оформленных соответствующим приказом командования, извещается военный суд, вынесший приговор, для контроля за исполнением наказания.

Вместе с тем в период отбывания наказания не приостанавливается общая выслуга лет, дающая право на пенсионное обеспечение и другие социальные льготы и надбавки (в частности, месячные и иные процентные надбавки к окладу денежного содержания военнослужащего, квартальные и ежегодные единовременные денежные вознаграждения, очередность на квартиру).

Отбывание данного наказания также не препятствует предоставлению основного и дополнительных отпусков, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальной помощи и компенсации военнослужащему и членам его семьи за санаторно-курортное лечение и проезд к месту проведения основного отпуска.

Таким образом, перечень правоограничений данного наказания является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Несмотря на то, что при ограничении по военной службе осуществляются указанные удержания и что при зачете оно приравнивается к исправительным работам, эти самостоятельные виды наказаний нельзя считать тождественными, поскольку, как уже отмечалось, исправительные работы к военнослужащим не применяются и заменяются ограничением по военной службе.

Вступивший в законную силу приговор (определение) о порядке исполнения ограничения по службе применительно к каждому военнослужащему конкретизируется приказом командира воинской части, который доводится до сведения осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов, а его копия в трехдневный срок направляется в военный суд, вынесший приговор.

При осуществлении указанных функций командование руководствуется нормами УИК РФ, а также едиными для всех воинских формирований страны правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (ст. 5 УИК РФ).

Командир воинской части проводит воспитательную работу с осужденными военнослужащими, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, а также его поведение и отношение к военной службе (ст. 146 УИК РФ). Воспитательная работа - обязательное средство воздействия на осужденного, поскольку в соответствии с требованиями военного законодательства является составной частью военной службы. Осужденный в обязательном порядке участвует как в общих плановых воспитательных мероприятиях, осуществляемых в воинской части (учреждении), так и в специальных, предназначенных для него. Формы и методы воспитательной работы, порядок ее проведения и круг ответственных должностных лиц определяются на основе общих требований военного законодательства по данному вопросу .

Особенность ограничения по военной службе состоит в том, что в процессе его отбывания осужденный продолжает прежнюю деятельность без разрыва с ближним микросоциальным окружением, хотя и на принудительной основе, с удержанием в доход государства части денежного содержания.

Ограничение по военной службе может прекращаться различными способами: по отбытии всего установленного срока и досрочно (в порядке амнистии, освобождения по болезни и т. п.).

Ст. 147 УИК РФ определяет порядок прекращения наказания после назначенного срока. Факт окончания установленного судом срока устраняет все режимные ограничения и неблагоприятные последствия данного наказания. Правовым основанием восстановления статуса военнослужащего является приказ командования, копия которого для сведения и проверки его законности направляется в соответствующий военный суд. Действующее военное законодательство предусматривает различные основания досрочного увольнения военное лужащих, проходящих службу по контракту.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий службу по контракту, может быть досрочно уволен:

  • а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государ- ственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовноисполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
  • в) в связи с невыполнением им условий контракта;
  • г) отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
  • д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
  • е) как не выдержавший испытание;

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы;

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах Федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

  • ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
  • з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
  • и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;
  • к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
  • л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Кроме того, военнослужащий имеет право на досрочное увольнение в случае признания его ограниченно годным к службе по заключению военноврачебной комиссии; при невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой субъект проходит военную службу (по семейным обстоятельствам).

В случае увольнения со службы военнослужащий утрачивает свой специальный правовой статус и не может более отбывать рассматриваемое наказание, исполняемое только в условиях военной организации (ст. 174 УИК РФ). В связи с этим командир части (начальник учреждения) направляет в военный суд, вынесший притвор, представление об основаниях увольнения отбывающего наказание военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по службе другим наказанием по правилам ст. 80 УК РФ либо о полном освобождении от такового. При решении данного вопроса суд не связан содержащимся в представлении мнением командования и выносит решение в соответствии с УПК РФ.

  • Белов В. К. Указ. соч. С. 58.
  • Кириллов М. А. Указ. соч. С. 79.

Ограничение по военной службы .Это наказание является новым для отечественного уголовного законодательства. Оно предусмотрено законом в качестве основного наказания, которое может быть назначено только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

за совершение преступлений против военной службы (гл. 33 УК);

за общеуголовные преступления вместо исправительных работ, предусмотренных статьями Особенной части УК(например, за побои, кражу, незаконную охоту и др.).

Кроме того, данное наказание может быть назначено на основании ст. 64 и65 УК - при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, а также при замене неотбытой части наказания более мягким - на основании ст. 80 УК. По своей сути это специальное наказание, которое содержит в себе некоторые свойства наказаний в виде исправительных работ и лишения права занимать определенные должности и применяется в отношении указанной специальной категории осужденных(т.е. старшин, прапорщиков, мичманов, К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся граждане РФ, достигшие18-летнего возраста мужского и женского пола, заключившие письменный договор(контракт) с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором упомянутым Федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы(ст. 32 указанного Закона).

Содержание данного наказания включает следующие правоограничения, применяемые к осужденному в течение установленного законом срока: а) из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше20%; б) во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании; в) срок наказания не засчитывастся в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания(ч. 2 ст. 51 УК). Иные ограничения(понижение осужденного в должности или в звании, лишение его тех или иных льгот, отказ в улучшении жилищных условий и т.п.) не входят в содержание данного наказания и не должны применяться в связи с его исполнением.

Осужденный к наказанию в виде ограничения по военной службе продолжает проходить военную службу по контракту там же, где он и служил. Из его денежного содержания в доход государства ежемесячно удерживаются суммы в размере, установленном приговором суда, но не свыше20%. В отличие от исправительных работ минимум удержаний при ограничении по военной службе уголовным законом не установлен. Поэтому по смыслу закона он может составлять и менее5%. Суд определяет размер удержаний, руководствуясь общими началами назначения наказания и его целями(ст. 43 и60 УК). Согласно ст. 144 УИК удержание производится как из должностного оклада и оклада по воинскому званию, так и из надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Ограничение по военной службе может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет. При назначении этого наказания вместо исправительных работ, предусмотренных в санкции конкретной статьи Особенной части УК, суд, очевидно, должен руководствоваться пределами, определенными в данной санкции, но с учетом пределов рассматриваемого вида наказания, установленных ч. 1 ст. 51 УК. Поэтому суд не может назначить военнослужащему, осужденному, к примеру, за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества по ст. 167 УК, ограничение по военной службе на срок менее трех месяцев, несмотря на то, что исправительные работы в санкции за указанное преступление могут быть назначены и на меньший срок.

Уголовный закон не предусматривает замены ограничения по военной службе в случае злостного уклонения от него другим, более строгим наказанием. Исполнение его возлагается на командование воинской части, в которой проходит службу осужденный.

Содержание в дисциплинарной воинской части является специальным видом основного наказания, назначаемым только военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава(в том числе курсантов военно-учебных заведений за преступления, совершенные во время обучения), если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Следует обратить внимание на противоречие ч. 2 ст. 54 и ч. 1 ст. 88 УК.

Не должен применяться данный вид наказания к военнослужащим сверхсрочной службы, к проходящим военную службу по контракту прапорщикам, мичманам и офицерам, к офицерам, проходящим службу по призыву в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также к военнослужащим, совершившим преступления в период учебных сборов.

Это наказание заключается в том, что военнослужащий, совершивший преступление, в принудительном порядке помешается на указанный в приговоре срок в дисциплинарную воинскую часть. Содержание в ней подчинено цели исправления осужденного в духе точного исполнения законов, военной присяги, воинских уставов, приказов начальников, честного отношения к службе, а также предупреждения совершения новых преступлений.

Содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК, за совершение преступлений против военной службы - на срок от трех месяцев до двух лет; в иных случаях - вместо лишения свободы, если суд, учитывая характер преступления и личность виновного, сочтет возможным заменить лишение свободы на срок не свыше двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок. В случае указанной замены наказание определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части(ч. 2 ст. 55 УК). Таким же образом в срок отбывания наказания засчитывается время содержания лица пол стражей до судебного разбирательства(ч. 3 ст. 72 УК). На основании ст. 73 УК возможно назначение этого вида наказания условно. Возможно и условно-досрочное освобождение от отбывания данного вида наказания(ч. 1 ст. 79 УК).

Время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается. Однако это время может быть зачтено в общий срок службы осужденным, овладевшим воинской специальностью, знающим и точно выполняющим требования воинских уставов и безупречно несущим службу, освобождаемым из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва.