Домой / Мелочи недвижимости / Мрот по субъектам российской федерации. Повышение мрот: причины, прогнозы. Доводим до мрот месячный оклад работника

Мрот по субъектам российской федерации. Повышение мрот: причины, прогнозы. Доводим до мрот месячный оклад работника

МРОТ-2019 года снова увеличен. Рассмотрим, как менялась эта величина в течение ряда предшествующих 2019 году лет и как она соотносится с прожиточным минимумом.

Федеральный МРОТ в 2019 году

Величина минимального размера оплаты труда (МРОТ) на государственном уровне утверждается соответствующим федеральным законом. МРОТ действует на территории всей России и не может быть меньше прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2-й квартал предыдущего года в целях исчисления зарплаты (ст. 1 закона "О МРОТ" от 19.06.2000 №82-ФЗ). Иными словами, сотрудник, фактически отработавший установленную трудовыми соглашением норму времени, не может получить зарплату меньше установленного МРОТ. Если работодатель выплатит зарплату менее МРОТ, ему грозит штраф по п. 6 ст. 5.27 КоАП:

  • от 10 000 до 20 000 руб. на должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 руб. на юрлиц;
  • от 1 000 до 5 000 руб. на физлиц-предпринимателей, ведущих деятельность без образования юрлица.

Если ранее установление соответствия МРОТ прожиточному минимуму ни социальным, ни финансовым ведомствам РФ, ни парламентариям было не под силу, то в марте 2018 года президентом РФ был подписан закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ, нормы которого определили, что с 01.05.2018 величина МРОТ сравняется с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал прошлого года.

Итоги

МРОТ 2019 года увеличен до 11 280 руб. С мая 2018 года МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом трудоспособного населения за 2-й квартал 2017 года и составил 11 163 руб. Регионы также вправе устанавливать значение МРОТ, но оно не может быть ниже федерального показателя.

Ситуация с экономической обстановкой в стране сегодня достаточно сложная, поэтому вопрос о повышении минимального размера оплаты труда, как говорится, давно назрел. Такому решению Госдумы, принятому совсем недавно, предшествовали такие события, как девальвация рубля и снижение его покупательской способности.
Так, ГосДума приняла закон, согласно которому МРОТ с 1-го июля текущего года будет составлять 7500 руб.

Минимальная зарплата в Москве в 2016 году с 1 января

И хотя величина МРОТ устанавливается Правительством России, ее уровень, в основном, зависит от финансовых возможностей региона. Так что размеры минимальной зарплаты в регионах могут варьироваться, причем максимальное значение она достигает в Москве, что, собственно, неудивительно.

Прошлое увеличение минимальной зарплаты в Москве было осуществлено с 1 ноября 2015 г., и с начала года еще не менялась. В данный момент ее размер составляет 17300 рублей. Очередное ее повышение должно произойти, как и в целом по стране, 1 июля, когда она опять должна повыситься. Пока еще неизвестно, каким именно будет повышение, но предварительная информация говорит о том, что процесс увеличения МРОТ будет происходить поэтапно, после чего ее размер достигнет 20000 руб.

Мрот в Москве в 2016 году с 1 апреля в Москве

Таблица минимальных размеров оплаты труда по Москве согласно Трехстороннему соглашению
Вид организации Размер (руб. в месяц)
01.10.2017 18 742
01.10.2016 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы 17 561
01.07.2017 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы 17 642
01.10.2016 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы 17 561
01.11.2015 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г.

Размер минимальной заработной платы в г. Москве

17 300
01.06.2015 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы 16 500
01.04.2015 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы 15 000
01.01.2015 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы 14 500
01.06.2014 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы 14 000
01.01.2014 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы 12 600
01.07.2013 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы 12 200
01.01.2013 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы 11 700
01.01.2012 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы 11 300
01.07.2011 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы 11 100
01.01.2011 Работодатели, осуществляющие деятельность на территории г. Москвы 10 400
01.05.2010 Коммерческие организации и 10 100
01.01.2010 9500
01.09.2009 Коммерческие организации 8700
6325
01.05.2009 Коммерческие организации 8500
Бюджетные учреждения (финансируемые из бюджета города Москвы) 5855
01.01.2009 Коммерческие организации 8300
Бюджетные учреждения (финансируемые из бюджета города Москвы) 5420
01.09.2008 Коммерческие организации 7500
Бюджетные учреждения (финансируемые из бюджета города Москвы) 5020



Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению не представили мотивированный письменный отказ от присоединения к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей и подлежит обязательному исполнению. В случае письменного отказа работодателя от присоединения к региональному соглашению о МРОТ, согласно Приказу Роструда РФ от 03.07.2007 № 93, в организации будет проведена комплексная проверка соблюдения трудового законодательства.

МРОТ в Москве

Таблица размеров оплаты труда по Московской области

Дата, с которой установлен размер оплаты труда Вид организации Размер минимальной заработной платы Размер среднемесячной заработной платы Нормативный документ
с 1 апреля 2018 г. 14 200 рублей - «Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области» от 01.03.2018 N 41
с 1 декабря 2016 г. Работодатели – юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на территории Московской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета 13 750 рублей -

«Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области

от 30.11.2016 N 118

С 1 ноября 2015 года Работодатели – юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на территории Московской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета 12 500 рублей - Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области от 31.10.2015 N 115 С 1 мая 2014 года Работодатели – юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на территории Московской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета 12 000 рублей - Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области от 27.03.2014 N 113 С 1 октября 2013 года Работодатели – юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на территории Московской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета 11 000 рублей - Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области на 2013 год от 02.04.2013 № 10 (ред. от 09.09.2013) С 1 мая 2013 года Работодатели – юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на территории Московской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета 10 000 рублей - Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области на 2013 год от 02.04.2013 № 10 С 1 января 2012 года Работодатели – юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на территории Московской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета 9 000 рублей - Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области на 2012 год от 12.12.2011 № 69 С 1 октября 2011 года Работодатели – юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на территории Московской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета 7 690 рублей - С 1 июня 2011 года Работодатели – юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на территории Московской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета 7 229 рублей - Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области на 2011 год от 03.02.2011 № 1 С 1 января 2011 года Работодатели – юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на территории Московской области, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета 6700 рублей -

Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области на 2011 год от 03.02.2011 № 1

с 1 января 2010 года Коммерческие организации 6700 рублей - Постановление Правительства Московской области от 30.11.2009 № 1039/51 Бюджетные учреждения (кроме финансируемых из федерального бюджета) 6700 рублей - с 1 октября 2009 года Коммерческие организации 6700 рублей - Бюджетные учреждения (кроме финансируемых из федерального бюджета) 6700 рублей - с 1 января 2009 года Коммерческие организации 6000 рублей - Постановление Правительства Московской области от 25.11.2008 № 1051/46 Бюджетные учреждения (кроме финансируемых из федерального бюджета) 6000 рублей - с 1 мая 2008 года Коммерческие организации 6 000 рублей - Постановление Правительства Московской области от 19.12.2007 № 977/46 Бюджетные учреждения с 2007 года Коммерческие организации 5 000 рублей До конца 2007 года довести до 21 000 рублей Московское областное трехстороннее соглашение от 10 ноября 2005 года Бюджетные учреждения До конца 2007 года довести до 15 000 рублей

В связи с принятием Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», изменен порядок установления регионального МРОТ.
С 1 сентября 2007 года региональный МРОТ устанавливается трехсторонним соглашением , заключенным между представителями работников, работодателей и исполнительных органов государственной власти, а не региональным законом.
Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться для работников данного субъекта, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер регионального МРОТ не может быть меньше федерального МРОТ.
Разработка проекта регионального соглашения и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ.
После заключения регионального соглашения о МРОТ, работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, будет предложено присоединиться к нему.
Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению не представили мотивированный письменный отказ от присоединения к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей и подлежит обязательному исполнению.

В случае письменного отказа работодателя от присоединения к региональному соглашению о МРОТ, согласно Приказу Роструда РФ от 03.07.2007 № 93, в организации будет проведена комплексная проверка соблюдения трудового законодательства.

Сумма МРОТ по Москве с 1 июля 2018 года

Доброго времени суток! Сегодня темой статьи будет МРОТ 2016 (минимальный размер оплаты труда).

Я как всегда перед тем как писать статью прошелся по сайтам которые пишут на такие же темы как и статьи на моем сайте, честно … я пришел просто в ужас. На тему МРОТ 2016 года написано довольно много статей и ВНИМАНИЕ!!! Статьи датированы начиная от 2 января 2015 года и заканчивая октябрем 2015 года.

Хотелось бы дать совет вебмастерам которые эти статьи пишут:

  1. Пользуйтесь только государственными источниками;
  2. Пишите статьи только после вступления закона в силу, так как могут быть изменения и поправки.

Никак не могу избавиться от мысли, что интернет – это помойка в которой полно информации которая не выдерживает никакой критики. Уважаемые вебмастера – Вы наверное не понимаете, что Вашими статьями пользуются люди и дезинформация идет во вред новичкам в бизнесе.

Это скажем так, вступление к статье и предупреждение всем предпринимателям, что читать надо только проверенные, а лучше государственные ресурсы (правда копаться в документах довольно сложно).

МРОТ в Москве с 1 января 2018 года

ВНИМАНИЕ! С 01.07.2016 года размер МРОТ был увеличен .

Теперь перейдем непосредственно к теме статьи, а именно о значении МРОТ в 2016 году:

Размер МРОТ в 2016 году

На основании закона ФЗ № 376 от 14 декабря 2015 года “О минимальном размере оплаты труда” МРОТ в 2016 году равен 6 204 руб., данный закон вступает в силу с 01.01.2016 года.

Ознакомиться с самим законом о минимальном размере оплаты труда в 2016 году можно здесь.

Размер МРОТ в 2014-2015-2016-2017 году

Давайте посмотрим изменения размера МРОТ за последние 3 года:

  • МРОТ 2014 = 5554 руб.;
  • МРОТ 2015 = 5 965 руб.;
  • МРОТ с 01.01.2016 = 6 204 руб;
  • МРОТ с 01.07.2016 = 7500 руб;
  • МРОТ с 01.01.2017 = 7500 руб;
  • МРОТ с 01.07.2017 = 7800 руб.

Как видите вопреки опасениям, что МРОТ будет значительно повышен (звучали цифры почти до 8000 руб.) этого не случилось. И нам предпринимателям конечно же это большой плюс, очередное спасибо в этом году государству.

Ведь именно от размера МРОТ зависят фиксированные взносы которые ИП платит за себя в ПФР и ФОМС, так как МРОТ одна из составляющих формулы при их расчетах.

Так же значение МРОТ может использоваться при наложении штрафов на предпринимателя или бизнес в общем.

Подводя итоги статьи: размер МРОТ в 2016 году = 6 204 руб., статью я пишу 6 января 2016 года и данный закон уже вступил в силу.

В настоящее время многие предприниматели для расчета налогов, взносов и сдачи отчетности онлайн используют данную Интернет-бухгалтерию, попробуйте бесплатно. Сервис помог мне сэкономить на услугах бухгалтера и избавил от походов в налоговую.

Процедура государственной регистрации ИП или ООО теперь стала еще проще, если Вы еще не зарегистрировали Ваш бизнес, подготовьте документы на регистрацию совершенно бесплатно не выходя из дома через проверенный мной онлайн сервис: Регистрация ИП или ООО бесплатно за 15 минут. Все документы соответствуют действующему законодательству РФ.

На этом пожалуй все! Если у Вас есть вопросы, то задаем их в комментарии или в мою группу социальной сети ВКОНТАКТЕ.

Всем удачного бизнеса! Пока!

Защита прав и интересов работников учреждений зравоохранения› Оплата труда

Минимальная заработная плата в городе Москве

Субъекты РФ в соответствии со статьей 133.1 могут установить на своей территории более высокий размер минимального размера оплаты труда. Размер минимальной заработной платы (далее - МЗП) для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и прожиточного минимума на его территории.

МЗП в регионе устанавливают региональным соглашением трех сторон (ч.6 ст.133.1 ТК РФ):

● правительства субъекта РФ;

● объединения профсоюзов;

● объединения работодателей.

После того как соглашение заключено, всем работодателям предлагается к нему присоединиться: предложение о присоединении к соглашению официально публикуется в СМИ. Если работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения не представил мотивированный письменный отказ, считается, что работодатель присоединился к соглашению и обязан его применять.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

● организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

● организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

● другими работодателями — за счет собственных средств.

При отсутствии действующего регионального соглашения действует минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

В соответствии с п.3.1.3.

Все размеры МРОТ

Московского трехстороннего соглашения на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, размер минимальной заработной платы в городе Москве не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда и включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (норма труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации.

Двустороннее Отраслевое Соглашение между Департаментом здравоохранения города Москвы и Профсоюзом работников здравоохранения г. Москвы на 2016-2018 годы регулирует вопросы в отношении минимальной заработной платы работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы (п.2.1-2.3; 3.3-3.4).

Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается (ст.3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").

Размер минимальной заработной платы в городе Москве

Такую минимальную оплату за час внесли на рассмотрение нижней палаты парламента. Установить минимальный размер оплаты за один час труда и обязать работодателей ежегодно индексировать зарплату на размер инфляции предлагают депутаты Госдумы.

Сто рублей в час, или 16 тыс.

МРОТ (минимальная зарплата) в России в 2018 году

руб. в месяц при 40-часовой рабочей неделе — такую минимальную зарплату должны получать в России. Конечно, это расчет для самых неквалифицированных работников. Для остальных предлагается система повышающих коэффициентов по территориальному, отраслевому и профессиональному критериям.

Законопроект также предусматривает, что работодатели обязаны ежегодно повышать зарплату на уровень не ниже прогнозируемой инфляции.

Минимальный почасовой размер оплаты труда необходимо применять только для исчисления зарплаты работника. А МРОТ послужит основой для начисления больничных, пособий по беременности и родам и отчислений в Фонд социального страхования(ФСС). В свою очередь МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Но если прожиточный минимум снизился, то минимальная зарплата все равно останется прежней, отмечено в законопроекте.

Авторы законопроекта ссылаются на европейский опыт, во многих странах Европы установлены почасовая оплата труда и ее регулярная индексация. Международная организация труда(МОТ) полагает, что за час работы работника работодатель должен платить минимум $3(примерно 180 руб.).

В России минимальный уровень оплаты труда составляет 7,5 тыс. руб. в месяц, а с нового года размер МРОТ увеличится до 8,8 тыс. руб. Если перевести эти цифры в часы, то получится, что самые низкооплачиваемые работники получают около 43 руб. за 1 час труда. С нового года такие работники будут получать 50 руб.

Против установления в России почасовой зарплаты высказывался ранее министр труда и соцзащиты Максим Топилин. По его мнению, почасовую оплату труда в России не введут, поскольку нет гарантий неснижения количества рабочих часов со стороны работодателя.«Пока мы к этому не готовы», — уточнил министр.

зарплата, депутаты, газета

По требованию российского законодательства комментарии проходят премодерацию. Мы не публикуем сообщения, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Не допускаются сообщения, призывающие к межнациональной и социальной розни. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, сниженную лексику и оскорбления, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ — клевета и бездоказательные обвинения. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.

Добавить комментарий

Начнется матч Тоттенхэм - Ливерпуль 1 июня 2019 года в 22:00 по московскому времени . В прямом эфире игру покажет телеканал "Матч!" .

В прямом эфире встречу покажет спортивный телеканал "Матч!" .

Во сколько и на каком канале смотреть прямую трансляцию финала Лиги Европы по футболу Челси - Арсенал 28.05.2019 г.:
* В 22:00 мск.
* На канале "Матч!".

Прогноз на игру:

Поединок сложен в прогнозировании, поскольку это "лондонское дерби", победить в котором - дело принципа, и победа нужна обоим клубам. "Арсеналу" победа нужнее, так как он еще не обеспечил себе путевку в ЛЧ следующего сезона. Также, "Челси" и "Арсенал" в текущем сезоне встречались уже дважды, и показали две абсолютно разные игры.

Отметим, что букмекеры в предстоящем матче отдают предпочтение "аристократам", оценивая их шансы на победу немного выше, чем шансы "пушкарей".

Когда будет проведен матч за Суперкубок УЕФА в 2019 году:

Ежегодный футбольный матч, организуемый Союзом европейских футбольных ассоциаций - - является 44-м розыгрышем трофея и будет проведен 14 августа 2019 года .

В розыгрыше примут участие победители двух главных европейских клубных соревнований 2019 года: Лиги чемпионов УЕФА (финал пройдет 1 июня 2019 г.) и Лиги Европы УЕФА (дата финала - 29 мая 2019 г.).

Уже известно, что текущий Суперкубок УЕФА впервые будет целиком "английским", поскольку все четыре участника двух финалов еврокубков - клубы из Великобритании.

В матче за Суперкубок УЕФА 2019 года впервые будет использоваться система видеоповторов (VAR), успешно опробованная на чемпионате мира по футболу в России.

Где проводится Суперкубок УЕФА 2019:

Футбольный матч пройдет в турецком Стамбуле на стадионе "Водафон парк" . Согласно правилам УЕФА, поскольку арена является домашним стадионом турецкого клуба "Бешикташ", во всех материалах организации она будет носить название "Стадион Бешикташ".

Место проведения Суперкубка было определено по итогам открытого тендера, интерес к которому выразили девять футбольных ассоциаций, а в итоге подали заявки только семь из них.

4 июня 2019 года в России - выходной или рабочий день:

В целом по РФ 4 июня в плане труда и отдыха является обычным днем. В 2019-м году, поскольку 4 июня приходится на вторник, это рабочий день.

В некоторых регионах России, где праздник Ураза-байрам является официальным нерабочим днем, 4 июня 2019 года отдыхают (список данных регионов приводим ниже).

То есть, 4 июня 2019 г.:
* Рабочий день - в целом по России.
* Выходной день - в некоторых регионах РФ.

В каких регионах России во вторник 4 июня 2019 года отдыхают:

Дополнительным выходным днем праздник Ураза-байрам, который в 2019 году выпадает на 4 июня, является в следующих регионах РФ:

* Республика Татарстан.
* Республика Крым.
* Республика Адыгея.
* Республика Башкортостан (Башкирия).
* Республика Дагестан.
* Карачаево-Черкесская Республика (Карачаево-Черкессия).
* Кабардино-Балкарская Республика (Кабардино-Балкария).
* Республика Ингушетия
* Чеченская Республика (помимо 4 июня, выходные дни - 5 и 6 июня 2019 года).

В Ингушетии и Чечне отдыхать в честь праздника Ураза-байрам будут 3 дня подряд : 4, 5 и 6 июня 2019 года.

Понедельник накануне праздника (3 июня 2019 года) в перечисленных выше регионах - сокращенный рабочий день.

Также читаем:
*
*

Минимальный размер оплаты труда, кратко именуемый МРОТ, используется в первую очередь в зарплатных правоотношениях. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ МРОТ увеличен до 7500 руб. Причем под это новое значение работодателям надлежит подстроиться уже к 1 июля 2016 г.

Частью 1 ст. 133 Трудового кодекса (далее - ТК) определено, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Однако соответствующий закон по сей день еще не принят.

Надо сказать, что вопрос о доведении МРОТ до прожиточного минимума обсуждался достаточно давно. Регулярно проводятся тематические совещания в Минтруде, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заседания круглого стола и т.п. Тем не менее "движение" в этом направлении идет достаточно медленно. И на то есть причины.

Так, с начала 2016 г. минимальный размер оплаты труда Законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ был установлен в размере 6204 руб. Стоит напомнить, что в 2015 г. этот показатель был равен 5965 руб. (Закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ). То есть значение МРОТ было проиндексировано даже ниже официального уровня инфляции (6,4 процента, ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ) - всего-то на четыре с небольшим процента. При этом соотношение данного "зарплатного" минимума с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составляет чуть более чем 50 процентов.

Такая осторожность объясняется просто. Законотворцы в свете сложной экономической обстановки в стране искали своего рода баланс - нужно было создать условия, которые бы не "портили" ситуацию в экономике и на рынке труда, а заодно сохранилась бы предпринимательская активность в реальном секторе экономики. Ведь одним махом увеличив нагрузку на фонд оплаты труда, можно остаться у разбитого корыта - компании могут просто свернуть свой бизнес, а это обернется ростом безработицы и потерями для бюджета - налоговые платежи резко сократятся.

Однако, видимо, парламентарии решили, что ситуация в экономике начинает налаживаться. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ размер МРОТ с 1 июля 2016 г. увеличен до 7500 руб. Таким образом, МРОТ увеличивается еще на 20,9 процента. Соответственно, работодателям посреди лета 2016 г. необходимо проверить, соответствует ли выплачиваемая ими своим работникам данному минимуму. Однако обо всем по порядку.

Такие разные МРОТы

Начнем с того, что согласно ст. 133 ТК месячная , полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В то же время ст. 133.1 ТК предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть также установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В любом случае региональный МРОТ никак не может быть ниже федерального минимума. И если в регионе установлен свой МРОТ, зарплата за полностью отработанный месяц не может быть ниже этого регионального МРОТ. Исключением является только один единственный случай - работодатель отказался присоединиться к соглашению по региональному МРОТ (ч. 3 ст. 133 и ч. 9 ст. 133.1 ТК).

Итак, в свете новых обстоятельств работодателям до 1 июля 2016 г. необходимо сверить зарплаты своих сотрудников с новым МРОТ. Причем если региональный МРОТ ниже нового федерального размера "зарплатного" минимума, то ориентироваться нужно именно на него. Ведь в силу положений ст. 133.1 ТК, как уже было сказано, региональный МРОТ не может быть ниже федерального.

"Предмет" индексации

В первую очередь необходимо выяснить, в каких случаях возникает необходимость "доиндексировать" зарплату сотрудников до МРОТ. Здесь есть определенные нюансы. Дело в том, что между окладом, установленным сотруднику, и его зарплатой может быть большая разница. Дело в том, что согласно ст. 129 ТК в состав зарплаты включаются:

Как видим, само по себе то обстоятельство, что оклад работника за полностью отработанный месяц может быть и ниже МРОТ - "недостаток" вполне можно восполнить за счет премий или компенсаций. Данный вывод находит подтверждение в Определениях Верховного Суда (см. Определения от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2, от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1, от 8 апреля 2011 г. N 3-В11-4). "Высшие" судьи констатируют, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом МРОТ.

Обратите внимание! Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент и процентная надбавка) не включаются в минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Не нужно сравнивать с МРОТ и доплату, например, за сверхурочные. Ведь в этом случае эта доплата производится за работу сверх месячной трудовой нормы.

Об ответственности

Разумеется, любое требование законодательства исполняется куда более "охотно" за счет введения ответственности за его нарушение. Поэтому имеет смысл вспомнить, какие санкции предусмотрены за нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таковая предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Итак, за подобного рода нарушения должностные лица организации, равно как и работодатели - ИП, могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 5000 руб. Санкции для юрлиц-нарушителей еще более существенные - от 30 000 до 50 000 руб.

Также необходимо отметить, что ч. 4 ст. 5.27 КоАП предусмотрена ответственность за повторное нарушение аналогичного правонарушения. В этом случае с должностных лиц и ИП взыскивается штраф в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб., а с юрлиц - от 50 000 руб. до 70 000 руб. В качестве альтернативы штрафу данной нормой для должностных лиц предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Дотягиваем до минимума

В связи с тем что Законом N 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне увеличен до 7500 руб., вновь становится актуальным вопрос, как "подстроиться" под новый МРОТ.

Если исходить из состава зарплаты, который определен ст. 129 ТК, то вариантов может быть три:

1) повысить оклад работникам, "дотянув" его до нового МРОТ .

С этой целью придется утвердить новую "штатку", издать приказ о повышении окладов и заключить с сотрудниками, которых это повышение коснулось, допсоглашение к трудовому договору;

2) увеличить размер премиальных .

Надо сказать, что это вариант, мягко говоря, не очень подходит к нашему случаю. Ведь премии выплачиваются за достижение определенных производственных результатов. Повышение МРОТ на федеральном или региональном уровне явно к таковым не относится. Плюс ко всему, если, к примеру, сотрудник не справился со своими служебными обязанностями, не выполнил план, регулярно опаздывал и т.п., то премии его, как правило, лишают. А стало быть, придется вернуться к тому, с чего, собственно, начали - как довести его зарплату до "зарплатного" минимума.

Пример. Оклад Иванова И.И. составляет 6000 руб. Также трудовым договором предусмотрена выплата ему ежемесячной премии за достижение определенных результатов в размере 50 процентов от оклада.
Предположим, что Иванов И.И. полностью отработал июль 2016 г. и выполнил план. Поэтому он получил как оклад, так и премию, что в совокупности составило 9000 руб. То есть зарплата Иванова за июль 2016 г. превышает федеральный МРОТ, установленный с 1 июля 2016 г. в размере 7500 руб.
Допустим, что в августе Иванов И.И. не выполнил план и лишился премии. В этом случае он получит за полностью отработанный месяц "голый" оклад - 6000 руб., что меньше МРОТ. Соответственно, при отсутствии доплаты компания может быть привлечена к ответственности за нарушение норм трудового законодательства;

3) увеличить сумму компенсационных выплат .

На самом деле проще всего в положении об оплате труда закрепить, что в случае, если зарплата работника за полностью отработанный месяц окажется меньше федерального МРОТ или регионального, если таковой выше федерального, то сотруднику производится доплата до указанного минимума. Этот вариант хорош тем, что доплата тогда производится автоматически, без лишней бумажной "бюрократии" (не нужно вносить изменения в трудовые договоры (заключать допсоглашения к трудовым договорам) и издавать приказы).

Также необходимо помнить, что ст. 236 ТК предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику. Представляется, что данная норма в полной мере относится к случаям, когда сотруднику несвоевременно произведена доплата к его зарплате, с тем чтобы ее размер соответствовал МРОТ.