Домой / Продавец квартиры / Работы военным экологам хватит надолго. Экологические проблемы военной деятельности в мирное время

Работы военным экологам хватит надолго. Экологические проблемы военной деятельности в мирное время

Экологическая безопасность - составная часть национальной безопасности Российской Федерации. Именно поэтому вопросы ее обеспечения отражены во многих государственных нормативных актах, в первую очередь в Конституции России (ст. 42, 58), Федеральных законах 2002 года №7-Ф3 "Об охране окружающей среды", 1995 года №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и др., указах президента РФ, постановлениях правительства. Как известно, Военной доктриной России, положением о Министерстве обороны РФ обеспечение экологической безопасности определено в качестве одной из задач Вооруженных Сил РФ. Сейчас проводятся мероприятия по реорганизации системы экологической безопасности, созданию и оснащению технических средств экологической безопасности ВС РФ, формируется межведомственная система обеспечения экологической безопасности, решаются практические задачи по ликвидации долговременных нефтезагрязнений на объектах Вооруженных Сил РФ. На сегодняшний день, как признал генерал-лейтенант А. Юнак, система обеспечения экологической безопасности, включающая соответствующие управляющие структуры, силы и создаваемые технические средства ее обеспечения, в структуре силовых министерств и ведомств наиболее развита только в Вооруженных Силах РФ. Тем не менее экологическую обстановку необходимо держать под контролем на всех объектах обороны и безопасности. Поэтому является чрезвычайно важным создание Межведомственной системы обеспечения экологической безопасности (МВС ОЭБ) Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в рамках Межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения. Это позволит повысить эффективность обеспечения экологической безопасности при решении задач укрепления обороны и безопасности страны, создать условия по обеспечению экологической безопасности в других федеральных органах исполнительной власти.

Соответствующая работа по созданию МВС ОЭБ проводится во исполнение распоряжения правительства России от 16 февраля 2005 г. №179-р. С целью совершенствования обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил РФ в период 2003-2004 гг. на базе Московского военного округа проведен эксперимент по организации обеспечения экологической безопасности деятельности войск, дислоцирующихся на территории МВО, по территориальному принципу.

По результатам эксперимента в соответствии с требованиями директивы министра обороны РФ от 21 июля 2005 г. №Д-46 и утвержденной главой военного ведомства структурой органов экологической безопасности Вооруженных Сил РФ система обеспечения экологической безопасности с 1 апреля 2006 г. будет строиться по территориальному принципу по двухуровневой схеме: центр - военный округ. На военный округ возлагается задача по обеспечению экологической безопасности всех объединений, соединений, воинских частей, учреждений, организаций, военных образовательных учреждений профессионального образования, дислоцирующихся на его территории.

В 2005 г. специалисты УНЭБ Вооруженных Сил участвовали в работе инспекций Тыла ВС России и проводили проверку частей и подразделений СибВО, БФ, ЧФ, СФ, РВСН, гарнизонов Крайнего Севера и т.д. Всего проверено более 518 военных объектов различного назначения. Увы, работы военным экологам, судя по всему, еще хватит надолго. Анализ состояния экологической безопасности на объектах ВС РФ позволяет сделать вывод о том, что в основном негативное воздействие на окружающую среду связано с загрязнением земель нефтепродуктами. В настоящее время в Вооруженных Силах РФ требуют проведения работ по очистке и рекультивации земель 113 объектов общей площадью загрязнения 409,6 га. Работы по очистке начаты в 2003 г. Всего за период с 2003 по 2005 гг. в соответствии с решением начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителя министра обороны генерала армии Владимира Исакова на эти цели выделено 124,7 млн. рублей. В 2005 г. завершены работы по очистке земель на 5 объектах ВС РФ, еще на 27 объектах снижен уровень загрязнения на 50%, на 3 объектах подготовлены рабочие проекты.

Для снижения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности войск разрабатываются нормативы допустимого воздействия на нее. Всего на объектах ВС РФ их потребуется более 8700. На конец 2005 г. уже пронормировано 62% воинских частей. Основной объем подобных работ планируется завершить в 2008 г. Проблемным для ВС России является вопрос осуществления государственного экологического контроля на военных объектах. В настоящее время нет четкого разграничения полномочий по проведению государственного экологического контроля между специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации (Росприроднадзор и Ростехнадзор). Еще одним проблемным вопросом является отсутствие единой государственной научно-технической политики в такой важнейшей области экологической деятельности, как создание средств экологического контроля и мониторинга, предупреждения и ликвидации загрязнений. Минобороны самостоятельно проводит ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этим направлениям. Созданный в МО России научно-технический задел может быть учтен и использован при создании государственной системы инструментального экологического контроля и мониторинга.

Одной из важных задач, решаемых ВС РФ, является экологическое обучение и воспитание. Изданы и направлены в войска учебные пособия для руководителей занятий по экологической подготовке для рядового и сержантского состава, памятка военнослужащим по охране окружающей среды, учебное пособие по организации экологической безопасности военной деятельности (для руководящего состава ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов РФ). В прошлом году издан учебник "Военная экология" для высших учебных заведений Минобороны РФ, Министерство образования и науки РФ допустило его в качестве учебного пособия для студентов гражданских вузов.

По мнению генерал-лейтенанта А. Юнака, в целом вся проводимая экологической службой ВС работа дает положительные результаты. Показателен такой факт: в последние годы снизились претензии к Министерству обороны РФ со стороны органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

Стремительное нарастание противоречий в системе «человек и общество - окружающая природная среда» в связи с резким усилением антропогенного воздействия на биосферу вызвали к жизни формирование и развитие на основе экологии нового научного направления – соци­альной экологии . На основе исследований, направленных на вскры­тие общих закономерностей взаимодействия человеческого общества и среды (природной, социальной и производственной), социальная экология создает теоретические основы для решения прикладных за­дач по устранению или смягчению негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую природную среду с целью сохра­нения здоровья населения и человеческой популяции.

В последующем, в рамках социальной экологии выделилась воен­ная экология , исследующая закономерности взаимодействия воинских коллективов с окружающей средой, влияние экологической обстанов­ки на характер деятельности войск, прямое и побочное воздействие военно-промышленного производства на окружающую среду. Специфи­ческим прикладным направлением военной экологии является разра­ботка мер по обеспечению защиты личного состава от неблагоприят­ного влияния различных по продолжительности, сочетанности и ин­тенсивности условий, а также по сохранению здоровья, совершенс­твованию физиологических и психологических возможностей военнослужащих.

Главное связующее звено между экологией и гигиеной – здо­ровье человека, между военной экологией и военной гигиеной – здоровье военнослужащего в связи со средой жизнедеятельности.

В настоящее время общепризнанным является представление об окружающей среде как совокупности элементов (природных, искусс­твенных и социальных), сред (природной, производственной, ис­кусственной, социальной и обитания), факторов (биотических и абиотических), компонентов (воздуха, воды, пищевых продуктов, почвы и др.).

Деление элементов окружающей среды на природные, искусствен­ные и социальные является относительным, так как природные вмес­те с искусственными элементами действуют на человека в опреде­ленных социальных условиях, будучи нередко существенно изменен­ными в результате производственной и хозяйственной деятельности людей.

Военная экология представляет собой самостоятельное научное направление со свойственными ему специфическими прикладными задачами.

Исходя из специфики взаимодействия воинских коллективов с нормальной и экстремальной окружающей средой, необходимости обеспечения защиты личного состава и сохранения здоровья, совер­шенствования физических и психологических возможностей военнос­лужащих, к числу задач военной экологии можно отнести обеспече­ние сохранения здоровья и заданного уровня военно-профессиональной работоспособности (боеспособности) военнослужащих в реальных условиях учебно-боевой деятельности , что во многом совпадает с задачей, решаемой гигиеной труда военных специалистов.

Другим специфическим направлением военно-экологических исследований является оценка воздействия военно-промышленного про­изводства на окружающую среду. Накопление запасов оружия и ава­рийные ситуации, связанные с его производством, транспортиров­кой, испытанием и хранением, создают потенциальную и вполне ре­альную угрозу окружающей среде. С началом боевых действий влия­ние на нее резко возрастает, что в свою очередь усиливает небла­гоприятное воздействие на человека. Несомненно, что эти вопросы входят в сферу интересов военной коммунальной гигиены.

Цель военной экологии как науки и соответствующей ей прикладной сферы – достижение экологически безопасной деятельности.

Объект военной экологии окружающая среда , находящаяся в сфере деятельности воинских контингентов (естественные экологические системы – земля, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и другая расти­тельность, животный мир, включая человека); вооружение и военная техника, военные объекты, жилые городки и гарнизоны, полигоны, районы боевой подготовки и иной деятельности войск и сил флота, а также военнослужащий и воинские коллективы .

Предмет военной экологии – закономерности взаимодействия во­еннослужащего и воинских коллективов с окружающей средой, влия­ния вооружения и военной техники на среду.

К числу основных методов военной экологии относится экологи­ческая диагностика , использующая инструментально-лабораторный, экспериментальный, математико-статистический и другие методы исследования.

В настоящее время военная экология находится в стадии становления и развития. Разработаны концептуальные основы военной экологии, утверждена концепция экологического обеспечения ВС РФ, в рамках которой решаются прикладные задачи по достижению экологически безопасной деятельности армии и флота.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1994, стр. 44-49

Генерал-майор С.И.ГРИГОРОВ ,

кандидат технических наук, член-корреспондент АЕН РФ

Полковник А.С.РОДИОНОВ ,

доктор технических наук, профессор

ОБЩЕПРИЗНАНО, что в настоящее время экология вышла за рамки биологической дисциплины и превратилась в комплекс из более чем трехсот наук об окружающей среде, учение о путях выживания человечества. Вместе с тем несмотря на то, что основные экологические проблемы достаточно известны, они продолжают широко обсуждаться в печати. Фактически их можно объединить в три блока: перенаселение, загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов.

Экологические проблемы возникли как результат жизни и деятельности земной цивилизации. Человечество, которое никогда не довольствовалось «милостями природы» и эксплуатировало ее самым нещадным образом, оказалось на грани самоуничтожения. Наряду с достижениями научно-технического прогресса мы оставляем будущим поколениям загрязненную и истощенную планету. При этом рост численности населения Земли, или, говоря научным языком, все возрастающая антропогенная нагрузка, ужесточает сроки принятия экстренных мер. Положение усугубляется тем, что обнищание людей в большинстве развивающихся стран толкает их в борьбе за выживание на путь полного истребления флоры и фауны. В совокупности с глобальными загрязнениями, привносимыми промышленностью, и расточительным использованием природных ресурсов это вызывает очередную волну экологического кризиса.

Сравнительно недавно еще ничто не предвещало столь драматического развития событий. Впервые на актуальность проблем, относящихся к «экономии природы», обратил внимание Э.Геккель в 1869 году. Он же предложил назвать новую науку экологией. Через три года Э.Зюсс ввел другое фундаментальное понятие - биосфера - для обозначения области земной поверхности, населенной жизнью. Несколько десятилетий спустя В.И.Вернадский развил представление о биосфере как общепланетарной оболочке - экосфере, объединяющей все «слои активной жизни». >

На стыке XX и XXI веков уже ни у кого не вызывает сомнений пагубность и бесперспективность гонки вооружений, а угроза экологической безопасности все чаще воспринимается острее, чем военная. Возникла потребность в принципиально новом подходе к решению проблем всеобщего разоружения и восстановления жизненных сил биосферы. Понимание глобальных экологических взаимосвязей привело к осознанию необходимости физической, политической и экономической целостности земной цивилизации.

Когда экология как наука еще только зарождалась, дореволюционная Россия выделялась среди других стран очень высоким уровнем рождаемости. Последние же четверть века режим воспроизводства населения России не обеспечивает даже простого замещения поколений. Защищать Отечество скоро будет некому. На сегодняшний день лишь один из пяти призывников отвечает требованиям по здоровью, предъявляемым к военной службе. В борьбе с этим, казалось бы, невидимым противником Вооруженные Силы несут ощутимые потери. Как ни парадоксально, но эта война может стать последней в тысячелетней истории Руси, проигранная тихо, без громкой славы боевых сражений, практически без единого выстрела.

Пытаясь разобраться в сложившейся обстановке, профессиональные военные все чаще обращаются в поисках ответа к экологии. Военные аспекты экологической безопасности начинают занимать приоритетное место в военно-научных исследованиях. Зародилась новая наука - военная экология. Для понимания ее сущности важно четко представлять себе, что такое экосистема. Различают два вида экосистем - природные (естественные) и антропогенные (искусственные).

Природные или саморегулирующиеся системы являются неотъемлемой частью жизни на Земле. Это леса, степи, водоемы, т.е. такие природные образования, которые при неизменных границах могут существовать десятки и даже сотни лет. Как правило, они называются биогеоценозами (от греческих слов «биос» - жизнь, «гео» - Земля, «ценоз» - сообщество). Для их поддержания необходима определенная сбалансированность вещества и энергии, процессов обмена (ассимиляции и диссимиляции) между организмами и окружающей средой.

Антропогенные или регулируемые системы, такие, как, например, космический корабль, биологический фильтр, аквариум или комнатное растение, являются «творением рук человека» и требуют для нормального функционирования его вмешательства. Специфический вид регулируемых экосистем - военная экосистема, представляющая собой замкнутое единство (воинская часть, военный округ) личного состава, вооружения и военной техники (в течение их жизненного цикла), а также окружающей природной среды (полигоны, стрельбища, хозяйственные постройки).

Таким образом, следуя Э.Геккелю, военную экологию можно определить как сумму знаний, относящихся к «экономии природы» в сфере военной деятельности. В современном понимании военная экология - комплексная наука об общих законах рациональной организации и функционировании военных экосистем. Важнейшие задачи этой новой области научных знаний уже обсуждались на страницах военной печати. Однако их решение и претворение в жизнь затруднены из-за многоаспектности, сложностей координации работ и отсутствия должного финансирования.

Мы считаем, что для рациональной организации и функционирования военных экосистем требуется прежде всего решить ряд принципиальных вопросов.

Во-первых, вооруженные силы должны располагать определенным минимумом «жизненного пространства». Так, если в период второй мировой войны американскому мотопехотному батальону численностью примерно 600 чел. хватало для маневров менее 16 км2 , то в наши дни такому же подразделению требуется в 20 раз большая площадь. Рост потребности вооруженных сил в территории отражен в таблице.

Считается, что в Западной Европе непосредственно в военных целях используется от 1 до 3% всей территории. Еще большая часть ощущает на себе косвенное или временное воздействие вооруженных сил. Так, до 50 % воздушного пространства в США и до 15% объема воздушного движения в Германии так или иначе связано с решением военных задач.

Во-вторых, вооружённым силам необходимо обеспечение потребным количеством ресурсов. Почти /4 реактивного топлива в мире используется в военных целях. В США этот показатель равен 27%, в России - 34%, в Германии - 50%. Во время крупномасштабных боевых действий доля военного потребления остальных энергоресурсов может достигать 15-20%, в мирное время оно, как правило, составляет 3-4%. В целом доля военного сектора экономики в общем объеме потребления нефти и других энергоресурсов может быть в два раза больше. Это означает, что во всем мире в военных целях используется столько же нефтепродуктов, сколько их потребляет вся Япония, по экономической мощи занимающая второе место в мире. Общемировое военное потребление алюминия, меди, никеля и платины превосходит совокупный спрос на эти материалы всех развивающихся стран.

В-третьих, сами вооруженные силы обязаны соблюдать все законодательные и нормативные акты по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Надо сказать, что первым международным прецедентом в этой области явились претензии стран бывшего Варшавского Договора за нарушение экологии в районах дислокации советских воинских частей, на полигонах, танкодромах и автодромах. Так, Венгрия (1991 код) в уплату за экологический ущерб потребовала практически безвозмездно передать ей 165 военных городков с развитой инфраструктурой и 5732 жилых, административных и технических здания с рыночной стоимостью 100 млрд инвалютных рублей, а Чехо-Словакия экологическую очистку 132 военных объектов оценила в 300 млн долл. Громадные на первый взгляд суммы в целом соответствуют принятым международным нормам. Например,; в Соединенных Штатах восстановление 1 км земли, использованной в качестве полигона для стрельб или бомбометания, оценивается в 250 млн долл. Расходы «а очистку военных баз США от токсичных отходов увеличились с 500 млн долл. в 1983 году до 20-40 млрд долл. в настоящее время.

Решение проблем военной экологии напрямую связано, на наш взгляд, с соблюдением ряда принципов.

Экологизация мышления личного состава вооруженных сил. Как добиться необходимого военного развития, не нанося ущерба Земле и жизни на ней хотя бы в мирное время? Как достичь этих двух вошедших в противоречие целей? Ясно, что без всеобщего экологического образования и воспитания нельзя поколебать экологическое благодушие, напомнить об ответственности за судьбу Земли.

Соразмерность военной деятельности с законами природы (проблема выживания). Здесь на первый план выдвигаются такие факторы, как уменьшение общей территории военных полигонов, снижение частоты крупномасштабных учений и маневров, сдерживание гонки вооружений.

Гармония природного (естественного) и антропогенного (искусственного). Имеется в виду достаточность национального богатства, задействованного в военной инфраструктуре, для достижения военной (стратегической) стабильности.

Качество развития вооруженных сил. Речь идет о сохранении качественного развития вооруженных сил в условиях существенных количественных ограничений на отводимые территории, воздушное и морское пространство, а также на потребление людских, материальных и энергетических ресурсов. Качественный уровень вооруженных сил должен быть таким, чтобы при намечаемых количественных ограничениях не снижалась их боеготовность. На наш взгляд, данная проблема может быть решена за счет внедрения в производство вооружения и военной техники (ВВТ) передовых технологий, эффективных методов обучения личного состава, создания современной тренажерной базы в войсках и силах флота.

Эффективность (производительность) военной деятельности. Она тесно связана с качеством отдельных боевых единиц воинских формирований и вооружения и определяется такими показателями, как наличие высокоточного оружия, создание мобильных сил при общем снижении численности регулярных вооруженных сил, уменьшение общего числа оборонных заводов без ущерба для оборонной достаточности.

Военная стабильность как единство и борьба противоположностей в системе «оборона-наступление». Проблема соотношения наступательного и оборонительного вооружения (от простых систем типа «танк - противотанковое орудие», «самолет - зенитный комплекс» до сложных типа «стратегическая триада») всегда была одной из наиболее значимых в военном искусстве. Любой просчет в этой области ложится тяжелым бременем на экономику, снижает возможности государства по оздоровлению окружающей (природной) среды.

Военная экология как наука в первую очередь рассматривает военные аспекты экологической безопасности государства (в том числе вопросы экологического обеспечения вооруженных сил). Следует отметить, что экологическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности и тесно связана с военной, государственной, внутренней, экономической и информационной безопасностью. В проекте Закона Российской Федерации «Об экологической безопасности» понятие «экологическая безопасность» трактуется как состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф. Угрозу экологической безопасности может представлять деятельность физических и юридических лиц, государств, связанная с преднамеренным или непреднамеренным воздействием на окружающую природную среду, а также стихийные природные процессы и явления. Достижение экологической безопасности войск и сил флота, а в чрезвычайных ситуациях и населения, является главной целью экологического обеспечения.

Экологическое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - новый, формирующийся вид обеспечения. Дискуссия по вопросу, является оно оперативным (боевым) или специально-техническим, не завершена. В настоящее время все большее число специалистов склоняется к мнению, что его следует отнести к виду оперативного (боевого) обеспечения, точно так же, как РХБ-защиту, инженерное, гидрометеорологическое, навигационное, топогеодезическое обеспечение, но со своей спецификой.

Экологическое обеспечение - это, на наш взгляд, комплекс мероприятий по охране окружающей (природной) среды регионов дислокации (дислоцирования) войск и сил флота и защите вооруженных сил от экологически неблагоприятных факторов.

Многоаспектность и сложность экологического обеспечения объясняется тем, что по мере развития цивилизации все отчетливее проявляется двойственная природа технического прогресса, который служит как войне, так и миру. В качестве примера можно сослаться на ядерное горючее и оружие, пестициды и химические боевые вещества, психофармакологию и яды, воздействующие на психику, удобрения и взрывчатые вещества, искусственные спутники Земли, предназначенные для гражданской связи, и военные спутники, бензин и напалм. Более того, в зарубежной печати появились публикации о разработке новых устройств и веществ специального (экологического) действия.

С учетом всех этих факторов в Вооруженных Силах России формируется методология сохранения боеспособности личного состава, поддержания здоровья военнослужащих в экологически неблагополучных регионах. Основное внимание в настоящее время уделяется созданию средств и методов адаптации личного состава к загрязненной среде, реабилитации при длительном нахождении в условиях воздействия различных экотоксикантов. Разрабатываются современные средства и методы восстановления окружающей среды, загрязненной специфическими экотоксикантами и типовыми промышленными загрязнителями. Они получили общее название специальных (экологических) средств защиты.

В Концепции экологического обеспечения ВС РФ (1993 год) определены основные мероприятия нового вида обеспечения, в частности: экологическое обеспечение повседневной деятельности войск и сил флота; экологическое обеспечение деятельности ВС в условиях воздействия на них экологически неблагоприятных антропогенных факторов; экологический мониторинг ВС; восстановление окружающей природной среды в процессе повседневной деятельности ВС, после проведения учений, спецработ, аварий и катастроф на военных объектах; военно-научное обеспечение основных направлений экологического обеспечения ВС РФ; обеспечение создания экологически безопасных ВВТ и военных объектов; взаимодействие с государственными и ведомственными органами охраны окружающей среды и международное сотрудничество по экологическому обеспечению ВС; подготовка кадров военных экологов.

Необходимо отметить, что в данном документе использованы базовые понятия военной экологии - «качество-экономика-экология», а воздействие ВС РФ на окружающую природную среду определяется с помощью критериев «эффект-затраты-риск». Однако отдельные термины и понятия, естественно, требуют дальнейших уточнений или подлежат исключению. Так, первоначально смысл понятия «экологически безопасные ВВТ и военные объекты» заключался в обеспечении экологической безопасности эксплуатации ВВТ и жизнедеятельности военных объектов в мирное время. Однако поскольку боевые стрельбы, учения и другие элементы боевой подготовки никак не могут быть экологически безопасными, можно вести речь лишь о разумных ограничениях в соответствии с выработанными принципами военной экологии.

Для понимания сути экологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации представляется целесообразным рассмотреть такое понятие, как безопасность окружающей среды в регионах их дислокации.

Под окружающей средой будем понимать как природу, так и военную инфраструктуру этих районов. Напомним, что с точки зрения современной экологии окружающая среда - это природный и созданный человеком материальный мир (который окружает человеческое общество, воздействует на него, в котором человек как общественное существо удовлетворяет свои потребности и, в свою очередь, воздействует на него своей деятельностью и преобразует его).

С понятием окружающей среды тесно связано понятие качества жизни или жизнедеятельности - обобщающего индекса, включающего плотность населения, уровень промышленного (военно-промышленного) и сельскохозяйственного производства, обеспеченность минеральными (стратегическими) ресурсами, загрязненность и другие показатели.

С учетом изложенного экологическое обеспечение безопасности окружающей среды в регионах дислокации войск и сил флота должно включать две группы задач (см. схему).

Первая - охрана окружающей среды в регионах дислокации ВС РФ. Она заключается в поддержании стабильности окружающей среды, когда отсутствует преднамеренная угроза экологической безопасности России со стороны других государств, а в самом регионе нет чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. При планировании мероприятий экологического обеспечения здесь целесообразно различать две подгруппы задач:

сохранение и повышение качества окружающей среды, причем сохранение качества является ближайшей задачей, а его повышение - последующей;

ресурсосбережение и рациональное природопользование. Ресурсосбережение, как ближайшая, общепринятая задача, предусматривает лимитирование горючесмазочных материалов, ежегодного ресурса учебно-боевого применения вооружения и военной техники и т.д. Последующая задача менее проработана и сводится к обоснованию рациональной структуры и состава призывного контингента, материально-сырьевой и энергетической базы войск и сил флота.

Вторая группа - защита окружающей среды в регионах дислокации ВС РФ. Она предусматривает восстановление стабильности окружающей среды в случае преднамеренного воздействия на экологическую безопасность России других государств, а также при стихийных бедствиях и в чрезвычайных ситуациях, к которым, на наш взгляд, следует отнести учения, стрельбы, плановое (безаварийное) расснаряжение и уничтожение химических боеприпасов, утилизацию ядерных реакторов кораблей и подводных лодок ВМФ и т.п.

Эту группу задач целесообразно, как и первую, разбить на две подгруппы:

обеспечение нормальной жизнедеятельности ВС и восстановление качества окружающей среды. Первая, ближайшая задача (обеспечение нормальной жизнедеятельности) может быть решена, например, путем применения средств индивидуальной и коллективной защиты. Вторая, последующая требует проведения специальных работ: дегазации, дезактивации, дезинфекции районов загрязнения и рекультивации почв;

захоронение и утилизация продуктов жизнедеятельности Вооруженных Сил. Ближайшая задача - захоронение продуктов жизнедеятельности ВС - не полностью ликвидирует угрозу экологической безопасности. Примером может служить аварийное затопление атомной подлодки «Комсомолец». Ядерное топливо удалось законсервировать с помощью твердеющей смеси на основе фурфурола, которой должно хватить на 500 лет. Однако корпуса ракетно-ядерных торпед продолжает разъедать ржавчина и в ближайшие годы возможно загрязнение морской акватории плутонием-239. Стоимость же подъема всего подводного корабля оценена специалистами в 250 млн долл. Последующая задача - утилизация продуктов жизнедеятельности ВС - практически полностью ликвидирует угрозу экологической безопасности.

В заключение отметим, что в программе по созданию системы экологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации должны быть учтены, на наш взгляд, следующие моменты.

Первый. Экологическое обеспечение Вооруженных Сил как комплекс мероприятий по их защите от экологически неблагоприятных факторов и охране окружающей среды регионов дислокации (дислоцирования) войск и сил флота становится видом оперативного (боевого) обеспечения.

Второй. Все виды военной деятельности могут осуществляться лишь с учетом экологических последствий, так что необходимо разумное ограничение потребностей войск и сил флота в территории, воздушном, морском и космическом пространстве, а также в людских, материальных и энергетических ресурсах.

Третий. Ограничение «жизненного пространства» и ресурсов, выделяемых Вооруженным Силам, не должно снижать их возможностей по обеспечению безопасности и национальных интересов России, поддержанию военной стабильности в мире.

Четвертый. В условиях значительного сокращения военных ассигнований для поддержания высокого военного потенциала России необходимо акцентировать внимание на его качественных параметрах и эффективности.

Военная мысль. - 1993. - №1. - С.45-51.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Прикладная дисциплина, исследующая взаимовлияние военной деятельности и окружающей среды. Составляет научную основу рационального природопользования в районах дислокации войск, обеспечения экологической безопасности деятельности РВСН. Как относительно самостоятельная отрасль научных знаний Э.в. складывается с 90-х гг. XX в. Ее значение возрастает с ускорением научно-технического прогресса и связанного с ним ростом разрушительной силы новых видов оружия, в том числе основанных на неиспользовавшихся ранее в военных целях физических принципах.

Э.в. изучает направленность и последствия влияния повседневной жизнедеятельности войск и ведущихся ими военных действий на природную среду. Наиболее опасными формами влияния могут быть так называемые экологические, геофизические и др. войны, в которых непосредственным объектов военного воздействия выступает природная среда обитания противника (загрязнение или заражение воздуха, почвы, воды, истребление флоры и фауны, искусственно вызванные наводнения, землетрясения, оползни, цунами и др. бедствия). Международное право осуждает и отвергает воздействия подобного рода. ООН приняла ряд соответствующих документов, в том числе Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977. Большую потенциальную опасность для экосистем представляют возможное применения ядерного оружия, а также такое применение обычных средств поражения, которое может привести к разрушению радиационно, химически и биологически опасных объектов. Определенный вред окружающей среде может быть побочным результатом повседневной деятельности войск (боевая подготовка и боевое дежурство; обеспечение жизнедеятельности частей и населения военных городков; хозяйственная деятельность; регламентное обслуживание и замена систем вооружения и техники; аварии на объектах соединений и промышленно-транспортных объектах).

Э.в. призвана исследовать механизмы и формы влияния военной деятельности на природную среду, пути и способы экологической безопасности военной и военно-промышленной деятельности, разрабатывать меры, обеспечивающие рациональное использование природно-ресурсного потенциала в интересах обороны государства, оценивать реально складывающуюся в ходе военных действий экологическую ситуацию и определять задачи и пути ее нормализации. Важнейшей функцией Э.в. является разработка средств и способов защиты личного состава, военной техники, объектов, военной инфраструктуры от экологически неблагоприятных факторов внешней среды в интересах поддержания высокой боеготовности и боеспособности войск. В РФ решение всего комплекса задач в области обеспечения экологической безопасности военной деятельности возложено на Управление начальника экологической безопасности ВС РФ, а в РВСН - на экологические службы и отдельные должности военнослужащих и гражданского персонала объединений, соединений и воинских частей, организаций и учреждений.