Домой / Мелочи недвижимости / Проблемы правового регулирования ответственности в международном праве

Проблемы правового регулирования ответственности в международном праве

Семинар 5 Международно-правовая ответственность

    Понятие международно-правовой ответственности, ее основания. Проблемы развития права международной ответственности. Источники права международной ответственности. Общие принципы права международной ответственности.

Международно-правовая ответственность - обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

Признаки, характеризующие содержание этого понятия, сводятся к тому, что международно-правовая ответственность: 1) состоит в применении к государству-правонарушителю санкций международно-правовых норм; 2) наступает за совершение международного правонарушения; 3) направлена на обеспечение международного правопорядка; 4) связана с определенными отрицательными последствиями для правонарушителя; 5) реализуется в международных правоохранительных правоотношениях, возникающих между государством-правонарушителем и потерпевшим государством, а в определенных случаях также между государством-правонарушителем и международным сообществом государств в целом.

Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Этими субъектами могут быть и являются государства и другие субъекты международного права. В определенных случаях ими могут стать и физические лица – например, при совершении ими преступлений против человечества. Однако при этом международно-правовая ответственность физических лиц является особого рода уголовной ответственностью и по своей природе отличается от ответственности других субъектов международного права.

Существует два вида субъектов правоотношений , возникающих в случае международно-правовой ответственности: субъекты международного правонарушения и субъекты международных претензий.

К первым относятся государства-правонарушители , которые непосредственно несут международно-правовую ответственность.

Ко вторым относятся потерпевшие в результате совершения международного правонарушения , в широком смысле это те, кто требуют возмещения причиненного правонарушением ущерба или принимают меры в отношении государства-правонарушителя. Иногда в международном праве государств-правонарушителей называют активными субъектами ответственности, а потерпевших – пассивными.

В теории международного права выделяют три основания международно-правовой ответственности :

    юридическое (на основании чего?), т. е. норма международного права, на основании которой субъект подлежит ответственности;

    фактическое (за что?), т. е. совершённое деяние, в котором имеются все элементы состава правонарушения;

    процессуальное (в каком порядке?), т. е. сама процедура привлечения к ответственности.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

М-п.о. - старейший институт международного права. Его нормы и принципы носят в основном характер международно-правового обычая, хотя некоторые из них подтверждены в договорных нормах. В настоящее время Комиссия международного права проводит работу по кодификации принципов и норм М-п.о. государства. Согласно принятым Комиссией в 1984 г. в предварительном порядке статьям, всякое противоправное международное деяние государства влечет за собой М-п.о. этого государства. Деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании международного права. Нарушение государством международного обязательства налицо в том случае, когда поведение или деяние этого государства не соответствуют тому, что требует от него указанное обязательство, вне зависимости от того, носит ли оно обычный или договорный характер. Ко второй половине XX столетия доктрина начинает подразделять международно-противоправные деяния государств на преступления и правонарушения. К международным преступлениям относят (в частности, по проекту Комиссии международного права) такие международно-противоправные деяния, которые нарушают международные обязательства, являющиеся основополагающими для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, и рассматриваются как преступления международным сообществом в целом, например, агрессия, рабство и др. Намечается тенденция к признанию в качестве международного преступления применение государством первым ядерного оружия. Все прочие противоправные деяния предлагается считать международными правонарушениями. Комиссия международного права высказала предварительное мнение о последствиях указанного деления международно-противоправных деяний: в случае преступлений субъектом предъявления претензии к правонарушителю может выступать любое государство или группа государств, а в случае правонарушения - только непосредственно пострадавшее государство. Претензия может быть предъявлена государству в виде вменения вины (согласно терминологии Комиссии международного права- в виде присвоения государству поведения, представляющего собой нарушение международного обязательства), когда налицо: факт нарушения нормы права, наличие вреда и наличие непосредственной причинной связи между противоправным деянием и вредом. Видами М-п.о. являются политическая и материальная ответственность. В соответствующих случаях потерпевшая сторона имеет право не только на удовлетворение своих нарушенных интересов за счет причинителя вреда, но и на применение санкций в отношении правонарушителя . Реализация ответственности основывается на нормах обычного и договорного права. Известное значение для ее наступления имеют международные прецеденты. В повестку дня Комиссии международного права включен тж. вопрос об М-п.о. за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, т.е. не представляющих собой международно-противоправного деяния. В этом случае возникает лишь материальная ответственность и исключается политическая. Ответственность за последствия таких действий должна основываться на специальных договорах, предусматривающих степень и порядок возмещения материального ущерба, причиненного в процессе правомерной деятельности, т.е. без наличия вины. Примером такого договора является Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненньй космическими объектами 1972 г.

Международная ответственность - понятие, охватывающее различные по содержанию явления. Прежде всего, термин «ответственность» употребляется в международно-правовых актах, когда участники международного общения признают ответственность за свои действия в той или иной сфере международных отношений. В данном случае ответственность, исходя из положений теории права, является позитивной и означает обязанность надлежащего выполнения принятых обязательств, имеющих, как правило, важное значение для всего мирового сообщества.

В первую очередь под международной ответственностью понимают совокупность негативных последствий, наступающих для нарушителя международных обязательств.

Данный институт играет исключительно важную роль в международно-правовом регулировании, поскольку в отсутствие надежных средств обеспечения нормы международного права остаются лишь декларациями, не оказывающими реального воздействия на международные отношения.

В научной литературе проблеме ответственности всегда уделялось пристальное внимани е. Изначально в работах Г. Гроция, Э. Ваттеля возможность народов добиваться защиты нарушенных прав рассматривалась с точки зрения естественно- правовых категорий. Особенностью подхода к теме ответственности периода классического международного права XIX в. в работах И. Блюнчли, А.В. Гефтера, Ф.Ф. Мартенса и др. можно назвать широкое использование аналогий из национального права. При этом ответственность государств отождествлялась с гражданско-правовой либо уголовной.

Поскольку международное право классического периода не знало запрета на угрозу силой или ее применение в межгосударственных отношениях, существовавшие виды и формы ответственности, такие, как, контрибуции, аннексии, завоевание государств, скорее санкционировали добытое силой, чем обеспечивали соблюдение международного права.

Преобразования в период после Первой мировой войны привели к пересмотру применявшихся ранее форм ответственности, в частности, к отказу от аннексий и контрибуций. В работах этого периода получила развитие концепция уголовной ответственности государств за развязывание войны и другие наиболее опасные правонарушения, родоначальником которой признается румынский профессор В. Пелла. Однако теоретические построения авторов этой концепции, основанные на стремлении к умалению государственного суверенитета, не учитывали специфику межгосударственных отношений и не были восприняты на практике. Исследования иных аспектов ответственности преимущественно сводились к защите собственности и личности иностранцев, оставляя в стороне другие важные сферы международного сотрудничества.

Важную роль в развитии института международной ответственности сыграла деятельность по кодификации и прогрессивному развитию его норм. Начиная с 1927 г., изучению темы международной ответственности была посвящена работа в рамках Лиги Наций. Однако ее рассмотрение не было завершено. В качестве одной из тем, подходящих для кодификации, ответственность государств в 1949 г. была выбрана Комиссией международного права - правотворческим органом ООН, в задачи которого входит кодификация и прогрессивное развитие международного права. КМП ООН была проделана значительная работа, в ходе которой были рассмотрены основные аспекты ответственности государств. Завершилась она только в 2001 г. с принятием Проекта статей «Об ответственности государств за международно-противоправные деяния (далее - Проект). Предполагается, что на его основе будет создана международная конвенция. В настоящее время Проект является наиболее авторитетным актом, излагающим принципы и нормы института международной ответственности. Еще задолго до завершения работы КМП ООН Международный Суд ООН ссылался на положения Проекта как на доказательство существования обычных норм международного права.

В современный период институт международной ответственности подвержен глубоким изменениям, связанным с поиском надежных средств укрепления международного правопорядка, что должно способствовать мобилизации усилий мирового сообщества для преодоления общих проблем, угрожающих существованию всего человечества. С учетом современных потребностей международно-правовое регулирование приобретает качественно новые характеристики. Нормы, направленные на обеспечение международного мира и безопасности, рассматриваются в качестве императивных, а вытекающие из них обязательства приобрели универсальный характер и считаются действующими в отношении всего мирового сообщества. В свою очередь, это требует коренного пересмотра многих традиционных положений учения о международной ответственности.

Вместе с тем совершенствование средств укрепления международного правопорядка отмечено противоречиями, которые наглядно проявились в процессе разработки Проекта КМП ООН, между сторонниками укрепления действующих способов привлечения к международной ответственности и теми, кто выступал за создание новых, более совершенных средств поддержания международного правопорядка. Последние конечную цель работы КМП ООН видели в создании эффективной системы, обеспечивающей неуклонное соблюдение международных обязательств. Выдвигавшиеся для этого предложения были направлены на расширение функций международных органов, создание эффективных средств мирного разрешения споров, ограничение элемента произвола при осуществлении односторонних принудительных действий государств. С другой стороны, эти предложения рассматривались многими как амбициозная попытка создания из режима международной ответственности альтернативы существующей политической системе обеспечения международного мира и безопасности. Отмечалось, что она могла бы иметь шансы на успех лишь в условиях большей политической и экономической интеграции в мире, где участников уважали бы не за силу принуждения, а за силу убеждения и где национальные интересы были бы тесно увязаны с общими интересами.

Международная ответственность в подавляющем числе случаев возникает в связи с действиями государств. Однако не исключается совершение противоправных деяний и со стороны иных субъектов международного права. Учитывая это, КМП ООН в 2001 г. выдвинула предложение о разработке темы, касающейся ответственности международных организаций, которое было одобрено Генеральной Ассамблеей ООН. Не исключается также международная уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений, которая неоднократно реализовывалась на практике.

От ответственности за международно-противоправные деяния следует отличать объективную ответственность, наступающую за вред, вызванный правомерной деятельностью, сопряженной с эксплуатацией источников повышенной опасности, которые несут опасность причинения значительного трансграничного вреда. Учитывая, что данный вид ответственности существенно отличается от последствий совершения международно-противоправного деяния, КМП ООН, начиная с 1978 г., включила в программу своей работы отдельную тему, озаглавленную «Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом». По настоящее время работа КМП ООН над кодификацией и прогрессивным развитием норм в этой области продолжается.

Право международной ответственности - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют последствия международно-противоправного деяния

Цели права международной ответственности : а) сдерживать потенциального правонарушителя (превентивная функция); 6) побудить правонарушителя выполнить свои обязанности надлежащим образом (функция обеспечения правопорядка); в) предоставить потерпевшему возмещение за причиненный материальный и моральный ущерб (компенсационная функция); г) воздействовать на будущее поведение субъектов в интересах добросовестного выполнения своих обязательств (превенция и поддержание правопорядка).

<*>.

Источники

Ими являются договоры, обычаи, решения международных судов и арбитражей, обязательные акты международных организаций, некоторые акты международных конференций и совещаний, отдельные односторонние акты государств международно-правового характера.

Договор и обычай содержат обязательные правила поведения как традиционные источники международного права.

Акты международных организаций могут являться юридическим основанием ответственности в виде резолюций, постановлений, деклараций, если им придается обязательный характер. Таковы, например, правила процедуры, решения о бюджете и распределении взносов, о приеме в организацию и исключении из нее, акты толкования общепризнанных норм международного права, а также регламенты, правила, стандарты в рамках ряда специализированных учреждений ООН.

Обязательства государств могут вытекать не только из нормативных актов, но и из актов применения права. Такими актами являются, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности, о применении принудительных мер, решения международных судов, арбитражей и трибуналов-Суд устанавливает факт правонарушения, определяет виды и формы ответственности государства-нарушителя. При этом он не создает новые нормы, но в его решении содержатся определенные обязанности нарушителя и права потерпевшего государства индивидуального характера - для данных государств и для конкретных ситуаций.

Ответственность - один из древнейших институтов международного права. История международных отношений свидетельствует о его постоянном практическом применении и совершенствовании. Однако, как это ни парадоксально, правовые нормы этого института до сих пор не кодифицированы, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений. Этим же объясняется изобилие теоретических исследований института международно-правовой ответственности.

Считается, что в международном праве сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.

Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.

Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против международного мира и безопасности.

С 1972 года действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Участники Конвенции обязались возмещать ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности Земли, воздушному судну в полете и космическому объекту другого субъекта международного

Провозглашается международная ответственность за нарушение ряда международных договоров, среди которых необходимо отметить Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года и Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года.

Особое место в международном праве занимают вопросы ответственности физических лиц, выступающих от имени государства и совершающих действия, которые квалифицируются как военные преступления и преступления против человечества.

Определение понятия агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, устанавливает, что агрессивная война является преступлением против международного мира, а агрессия влечет за собой международную ответственность.

Основным принципом права международной ответственности и одним из принципов международного права является принцип международно-правовой ответственности: всякое международно-противоправное деяние влечет за собой международно-правовую ответственность. Для наступления ответственности достаточно факта противоправного деяния. Такая ответственность наступает независимо от вины правонарушителя и именуется объективной ответственностью.

В основе рассматриваемой отрасли международного права лежит принцип международной ответственности : любое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой его международную ответственность. Этот принцип является необходимым принципом международного права в целом, вытекает из его правовой природы. Уже в 1928 г. в решении по делу о фабрике в Хожуве Постоянная палата международного правосудия квалифицировала принцип ответственности как один "из принципов международного права и, более того, общего понятия права" <*>.

Отражая юридическую природу международного права, предусматривая, что нарушение этого права порождает юридическую ответственность, принцип ответственности тесно связан с принципом, определяющим юридический характер международного права, с принципом добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

В литературе встречается мнение, согласно которому понятием ответственности охватываются все отрицательные последствия правонарушения, вплоть до применения принуждения. Между тем принуждение, будь то контрмеры или санкции, представляют самостоятельный институт, который связан с ответственностью, но обладает иными характеристиками. На него распространяется действие норм относительно принудительных мер. Правоотношения ответственности возникают независимо от воли субъектов в силу самого факта правонарушения. Решение о применении контрмер принимает потерпевшее государство. Контрмеры и санкции являются средством обеспечения реализации правоотношений ответственности. Показательно, что встретило полную поддержку со стороны Комиссии предложение включить статьи о контрмерах в качестве главы в часть, озаглавленную "Имплементация ответственности государств". Тем не менее, в силу тесной связи норм об ответственности с институтом контрмер, есть основания объединить их в единой отрасли международного права

При обсуждении проекта статей об ответственности в Генеральной Ассамблее российская делегация заявила, что Россия последовательно выступала за включение в проект статей о контрмерах, "поскольку контрмеры, не будучи частью института ответственности государств, являются важнейшим аспектом его имплементации" // Дипломатический вестник. 2001. N 12. С. 96.

    Основания международной ответственности. Юридические основания международной ответственности. Фактические основания международной ответственности. Ответственность за правомерную деятельность.

Под нормативным основанием ответственности понимают закон, договор или иной источник права, в силу или на основании которого лицо может нести юридическую ответственность. Без предписания определенного действия (или воздержания от него) нормой права юридическая ответственность недопустима.

Нормативным основанием международной ответственности служат международно-правовые акты, устанавливающие международные обязательства, нарушение которых может быть квалифицировано как международное правонарушение. К ним В. А. Василенко причисляет международный договор и международный обычай, решения международных судов, решения международных (межправительственных) организаций, являющихся, согласно уставам этих организаций, обязательными для государств-членов, а также односторонние международно-правовые акты государств.

Также надо различать нормативные основания международной ответственности и нормы, на основании которых поведение государства может быть квалифицировано как международное правонарушение.

Нормативным основанием международной ответственности могут быть только международно-правовые акты. В ст. 4 проекта статей об ответственности сказано: "Деяние государства может быть квалифицировано международно-противоправным лишь на основании международного права. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния согласно внутригосударственному праву как правомерного".

Нормативное основание предполагает возможность наступления ответственности, но его недостаточно для возникновения конкретных отношений юридической ответственности. Для реализации ответственности необходимо наличие специальных юридико-фактических обстоятельств или так называемых юридических фактов, порождающих правоохранительные отношения.

Международная правовая ответственность. (ответственность и принуждение в международном праве)

Понятие и субъекты международно-правовой ответственности.

Международно-правовая ответственность - это неблагоприятные юридические последствия,наст упающие в результате нарушения субъектом международного права своего международного обязательства.

Под данной ответственностью понимается юридическая обязанность субъекта-правона рушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного международного правонарушения.

Международные правонарушения подразделяют на 2 вида:

  • Международные деликты-нарушени е обязательства
  • Международные преступления-наи более тягчайший деликт, посягающи й на международный правопорядок,нар ушающий мир и безопасность.

К международным преступлениям принято относить:

  • Агрессию
  • Колониализм
  • Апартеид - возведение в ранг государственной политики деление на расы.
  • Геноцид
  • Незаконный оборот наркотических веществ,если государство этому способствует. Однако установить связь сложно.

Субъекты международной правовой ответственности- только .

Физические лица несут ответственность согласно международному праву,в соответствии с обязательствами государства.

Источники:

  • Международные обычаи
  • Отдельные договоры,как правило,в области воздушной и космической деятельности.

Виды и формы международной правовой ответственности :

2 вида:

Политическая(мор альная)

Материальная

Политическая ответственность наступает в результате нарушения нормы международного права, даже если не наступил материальный ущерб.

К формам политической ответственности можно отнести:

1.Сатисфакции - пр инесение извинений, выраже ние сожалений,завере ние,что подобного больше не повторится,наказ ание конкретных виновников и иные формы морального удовлетворения пострадавшей стороны. Не должна быть чрезмерной и унизительлной.

2.Репрессалии -от ветные насильственные,н о не вооруженные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом.

3.Приостановлени е прав и привилегий,вытек ающих из членства в международной организации -лише ние права голоса в международной организаций,напр имер,за неуплату членского взноса. Лишение возможности участвовать в выборах организации. Приостановление членства.

4.Исключение из международной организации -край ние меры.

5.Ограничение отдельных суверенных прав агрессора -наприм ер,установление оккупационного режима,демилитар изация экономики,запрещ ение некоторых партий,объединен ий; лишение государства части территорий.

Материальная ответственность наступает в силу факта нарушения нормы международного права и наступления соответствующего материального ущерба.При этом должна быть установлена причинно-следств енная связь между правонарушением и ущербом.

Формы:

1.Реституция -вос становление материального положения,сущест вовавшего до правонарушения.

2.Субституция -за мена аналогом неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества или материальных ценностей.

3.Репарации -комп енсация нанесенного ущерба товарами,услугам и, в денежном выражении.

4.Абсолютная(объ ективная) ответственность . Наступает вне зависимости от вины правонарушителя в ходе правомерной деятельности. Пределы установлены в договорном порядке. В частности, в соответствии с Конвенцией "О возмещении вреда,причиненно го иностарнного воздушного судна на поверхности" 1952 года; Конвенцией "О международной ответственности за ущерб,причиненны й космическими объектами" 1972 года.

Обстоятельства,и сключающие противоправность:

1.Вина потерпевшей стороны

2.Согласие потерпевшей стороны

3.Форс-мажорные обстоятельства

4.Бедствия

5.Состояние необходимости

6.Репрессалии

7.Самооборона

Обстоятельства кодифицированы в документе - Проект статей "О международной ответственности государств за международные деяния".

Каждое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой международную ответственность. Международно-противоправное деяние может представлять собой одно или более действий или бездействий или их сочетание.

Факт наличия международно-противоправного деяния обусловливается:

  1. требованиями обязательства, которое было нарушено;
  2. рамочными условиями для такого деяния.

В международном праве, как и в любой правовой системе, противоправное деяние способно порождать различные виды правоотношений в зависимости от обстоятельств.

Основные принципы международно-правовой ответственности :

  1. каждый субъект несет ответственность за свое собственное поведение в отношении своих собственных международно-правовых обязательств;
  2. один субъект международного права может нести ответственность за международно-противоправное деяние другого субъекта (например, в том случае, если деяние было совершено под его руководством и контролем);
  3. ответственность субъекта международного права возникает в силу нарушения им международно-правового обязательства независимо от происхождения соответствующего обязательства (устанавление обычной нормой международного права, договором или общими принципами права);
  4. деяние субъекта международного права выражается в активном действии или в бездействии.

Ответственность подразумевает применение к субъектам, совершившим правонарушения, предусмотренные нормами международного права меры принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Международно-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности. В отличие от других видов ответственности она всегда связана с принуждением, с практическим применением к правонарушителю установленных источниками международного права санкций. Юридическая ответственность сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений имущественного и неимущественного порядка.

Для возникновения и осуществления на практике юридической ответственности требуются определенные, предусмотренные нормами международного права основания и условия.

В настоящее время принцип ответственности субъекта за международные правонарушения является общепризнанным принципом, носящим императивный характер.

Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Виды международно-правовой ответственности государств :

  1. политическая;
  2. материальная.

Политическая ответственность

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

Формы политической ответственности :

  • реторсии;
  • репрессалии;
  • сатисфакция;
  • ресторация;
  • приостановление членства или исключение из международной организации;
  • подавление агрессора силой.

Санкции — это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др.

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены ст. 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей. Так было в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.

Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба. Например, в 90-х годах XX в. были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак обязан был отвести свои войска от территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное и химическое оружие; на территории Ирака международные инспекции наблюдали за ликвидацией ракетного оружия Ирака, за передвижением его войск и вооружений и т. д. Вполне понятно, что такие санкции могут вводиться и осуществляться по решению Совета Безопасности ООН в рамках ст. 41 и 42 Устава ООН, включая экономические и иные санкции, вплоть до полной экономической блокады, перерыва экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав.

К реторсиям относятся:

  • отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт;
  • выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;
  • запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства, и т. д.

Репрессалии (невооруженные) - это правомерные принудительные действия одного государства против другою государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

Репрессалии могут выражаться:

  • в приостановлении или разрыве дипломатических отношений;
  • введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Сатисфакция может быть выражена в виде:

  • официального принесения извинения;
  • выражения сожаления или сочувствия;
  • заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем;
  • оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д.

Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.

Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который представляет собой нанесенное государству оскорбление. Такие виды вреда, как правило, носят символический характер и возникают из самого факта нарушения обязательства независимо от его материальных последствий для соответствующего государства.

Сатисфакция не должна носить карательного характера или предусматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать формы, унизительные для ответственного государства.

Таким образом, сатисфакция преследует три цели:

  1. принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния;
  2. наказание виновных;
  3. принятие мер к предотвращению повторения нарушения.

Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение правана представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживаниеи др.), и как крайняя мера исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г.

Материальная ответственность

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба.

Формы материальной ответственности :

  1. репарация;
  2. реституция;
  3. субституции.

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили всего 20 млрд долл., что даже несопоставимо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. обязывало США лишь внести «свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая» (ст. 21). Необходимо отметить, что правительство ФРГ (после включения в ее состав ГДР) приняло решение о выплате компенсации гражданам бывшего СССР, угнанным в Германию во время Второй мировой войны.

Реституция — это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций.

Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными действиями, или же отмена какого-либо правового акта или их сочетания. В судебно-арбитражной практике нередко употребляется термин «юридическая реституция». Этот вид реституции требует или предполагает изменение юридической ситуации либо в рамках правовой системы ответственною государства, либо в его правовых отношениях с потерпевшим государством. Такие случаи включают в себя отзыв, отмену или изменение конституционного или законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца. В некоторых случаях может применяться как материальная, так и юридическая реституция.

Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчислимый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена.

Из различных форм возмещения компенсация является наиболее распространенным видом санкций.

По сравнению с сатисфакцией роль компенсации заключается в возмещении фактических убытков, понесенных в результате международно-противоправного деяния. Компенсация, как правило, представляет собой денежную выплату. Денежная выплата должна соответствовать размеру ущерба, понесенного потерпевшим государством в результате правонарушения.
Например, в деле о судне «Сайга» Сент-Винсент и Гренадины потребовали компенсацию от Гвинеи после противоправного ареста и задержания зарегистрированного на Сент-Винсенте и Гренадинах судна «Сайга» и его команды. Международный трибунал ООН по морскому праву присудил компенсацию в размере 2 123 357 долл. США с учетом процентов. Основные категории компенсированного ущерба включали, в частности, ущерб, нанесенный судну, расходы, связанные с задержанием судна, и ущерб, понесенный в связи с задержанием капитана, членов команды и других лиц, находившихся на борту судна.

Субституция — это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.

Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений. Она выступает в качестве особого инструмента регулирования международных отношений и гаранта функционирования международного права .

Ответственность можно рассматривать как непременную обязанность, обусловленную неправомерным поведением. Как заявила в 1928 г. Постоянная палата международного правосудия (предшественница Международного Суда ООН), принципом международного права и, более того, общей правовой концепцией является признание того, что любое нарушение взятого на себя обязательства влечет за собой обязанность возместить ущерб. Иначе говоря, это является непременным следствием несоблюдения договоров , в связи с чем нет необходимости оговаривать это в самом договоре.

Из данного положения вытекает следующее: 1) обязанность нести ответственность за международные правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права; 2) в международном праве нет деления ответственности на договорную и деликтную. Независимо от того, закреплено это в договоре или нет, любое его нарушение влечет за собой право требовать возмещения, с одной стороны, и обязанность отвечать за свои действия — с другой.

Нормы, касающиеся ответственности в международном праве, составляют особый международно-правовой институт. В основном это обычные нормы, а также нормы, рассредоточенные по отдельным договорам. Комиссия международного права ООН, занимающаяся подготовкой проекта статей об ответственности, подчеркнула, что вопрос об ответственности — один из тех, для которых кодификация может сыграть особо важную роль. При разработке проекта она разбила всю проблему на три части: "происхождение международной ответственности", "содержание, форма и степень международной ответственности", "урегулирование споров".

Международно-правовая ответственность — обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

Институт ответственности является общим, "сквозным". институтом международного права, его нормы призваны обеспечить охрану правопорядка во всех сферах межгосударственных отношений.

Основания международно-правовой ответственности

Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях — на основе чего и за что возникает ответственность.

Исходя из этого, различаются юридические и фактические основания ответственности. Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой — если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.

Юридические основания. Это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение.

Статья 4 проекта статей об ответственности гласит: "Деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании международного права . На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния как правомерного согласно внутригосударственному праву".

Юридические основания ответственности могут содержаться в любых и иных актах, фиксирующих обязательные для государства правила поведения.

Следует четко разграничивать случаи ответственности хозяйственных, политических, общественных и других организаций, не являющихся органами государства и не действующих от его имени. Международной практике известны случаи, когда суды пытались возлагать на государство ответственность за деятельность хозяйственных организаций.

Государство не отвечает по обязательствам хозяйственных организаций, так же как последние не отвечают по обязательствам государства.

Принимаемое какой-либо судебной инстанцией решение является решением органа государства. Государство может уполномочить судебные органы применять договоры. Однако если суды выносят решения в нарушение международных обязательств или отказываются применить договор либо не могут сделать это в силу непринятия необходимых законодательных изменений, само государство становится ответственным за нарушение договора. Международная практика знает примеры ответственности федеративных государств за действия властей субъектов федерации. В каждой конкретной ситуации все зависит от статуса субъектов. И если они имеют определенные права в области внешних отношений, могут принимать на себя международные обязательства, то они, следовательно, несут ответственность за них.

Разные последствия имеют действия индивидов, совершенные в связи с деятельностью государства. Проект констатирует, что поведение лиц рассматривается как деяние государства, если "установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства" (ст. 8). Таковы, например, организация и засылка вооруженных групп и банд на территорию другого государства, выполнение отдельными лицами поручений государственных органов на иностранной территории и т. д.

Действия, не связанные с осуществлением прерогатив государственной власти либо не имеющие отношения к политике государства, рассматриваются как действия частных лиц и не присваиваются государству. Вместе с тем они также могут посягать на защищаемые международным правом интересы другого государства (покушение на его честь, достоинство и имущество, преступления - против его представителей и граждан, организация вооруженных отрядов, подрывная деятельность и т. п.). Государство обязано предотвращать подобные деяния, а если они совершены — пресекать их и наказывать виновных лиц. В противном случае возникает международно-правовая ответственность государства, но не за действия частных лиц, а за бездействие своих органов.

Следовательно, общая концепция такова: государство несет ответственность за действия всех своих органов, а также за действия отдельных официальных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, и за непринятие необходимых мер против правонарушений находящихся под его юрисдикцией лиц.

Кроме того, по некоторым договорам на государство возлагается ответственность за всю национальную деятельность — как органов государства, так и любых физических и юридических лиц . Такое правило устанавливают, например, ст. 6—7 Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел 1967 г., в соответствии с которыми государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный как государственными, так и частными космическими объектами.

Решение вопроса о том, является ли конкретное деяние государства нарушением международных обязательств и фактическим основанием ответственности, зависит от наличия в нем необходимых признаков правонарушения.

Признаки международного правонарушения

Вместе с тем международные правонарушения неодинаковы по своей направленности и степени тяжести. Необходима их обоснованная классификация, ибо от этого зависит и различный режим ответственности.

В отечественной литературе был предложен критерий степени социальной опасности международных правонарушений, из чего вытекает необходимость разграничения простых правонарушений и международных преступлений .

Особая категория правонарушений — преступления против мира и безопасности человечества — выделена в ряде международно-правовых актов: Уставе Нюрнбергского трибунала, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., а также в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, подготовленном Комиссией международного права ООН .

Одним из важных шагов явилось предложение КМП проводить при кодификации ответственности различие между деликтами и международными преступлениями. Данная классификация предпринята на основе анализа обширного фактического материала и международно-правовой доктрины, и, как было отмечено в самой Комиссии, позитивный вклад в разработку данной проблемы внесла советская доктрина. Статья 19 -проекта статей об ответственности "Международные преступления и международные правонарушения" гласит: "1. Деяние государства , нарушающее международное обязательство , является международно-противоправным деянием, независимо от объекта нарушенного обязательства. 2. Международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление". В числе таких деяний названы: агрессия, установление или сохранение силой колониального господства, рабство, геноцид, апартеид, массовое загрязнение атмосферы и морей.

Деяние, которое не составляет международного преступления, — это простое международное правонарушение (деликт).

Перечень международных преступлений не считается исчерпывающим. КМП презюмирует, что в будущем могут появиться новые виды преступлений. Она подчеркивает также, что в отношении двух видов правонарушений будут применяться и два различных режима ответственности. Если при совершении ординарных правонарушений (деликтов) право на обращение в суд имеет только непосредственно потерпевшее государство, то при международных преступлениях — другие субъекты международного права , все международное сообщество.

Такое разграничение правонарушений было благожелательно принято государствами на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и специалистами в области международного права. Традиционный для международного права режим двусторонней ответственности "потерпевший — нарушитель" не может функционировать должным образом, когда речь идет о нарушениях норм, защищающих фундаментальные интересы всех государств. Эта мысль подчеркивается и в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Отграничение правонарушений от смежных деяний

Правильная квалификация поведения государства связана с необходимостью не только установления признаков правонарушения , но и отграничения правонарушения от деяний, смежных с ним, но не обладающих всеми необходимыми признаками. Это — недружественные акты и преступления международного характера.

Недружественный акт — такое поведение государства, когда наносится ущерб другим государствам, но не нарушаются нормы международного права , вследствие чего нет и правонарушения. Недружественные акты ущемляют интересы государств, которые не защищены международным правом . К подобным действиям (актам) относятся, например, ограничение прав иностранных физических и юридических лиц на территории данного государства, повышение таможенных пошлин на ввозимые товары, национализация иностранной собственности . В данных и других аналогичных случаях государство само вправе решать, как поступить, если это не противоречит обязательствам по договорам .

Международное право не содержит запретов совершения недружественных актов, поэтому основную роль в урегулировании всех возникающих с ними проблем играют моральные и политические средства.

Преступления международного характера — уголовно наказуемые деяния, совершаемые физическими лицами , посягающие на интересы двух, нескольких или многих государств, на международный правопорядок , т. е. имеющие международную опасность. Юридическими основаниями ответственности за подобные деяния являются международные конвенции по борьбе с конкретными видами преступлений и принятые в соответствии с ними внутригосударственные нормы уголовного права (подробнее см. § 4 гл. 17).

Главный отличительный признак таких преступлений — то, что они совершаются вне связи с политикой государства, индивидами, не являющимися должностными лицами государства, не действующими от его имени, наоборот, как правило, вопреки законодательству и правопорядку своего государства. Государству не присваивается деятельность частных лиц, поэтому данные преступления не являются основаниями международно-правовой ответственности.

Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности

При квалификации поведения государств необходимо учитывать обстоятельства, наличие которых освобождает государства от ответственности Они могут быть двух видов — исключающие возникновение ответственности и исключающие реализацию ответственности. Первые представляют собой ситуации, при которых поведение государства, квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение , признается правомерным и не порождает ответственности. Вторые— это фактические ситуации, при которых порожденная правонарушением ответственность фактически не осуществляется.

Отличие между поведением государства при обстоятельствах, освобождающих от ответственности, и поведением, смежным с правонарушениями (§ 5), состоит в том, что первое формально содержит все признаки состава, тогда как второе лишь внешне похоже на правонарушение, но не содержит всех его признаков."

В проекте статей об ответственности КМП фактически сконцентрировала внимание только на обстоятельствах, исключающих возникновение ответственности. Выделив специальную главу "Обстоятельства, исключающие противоправность", она отметила случаи, когда "несмотря на явное наличие двух условий существования международно-противоправного деяния, нельзя сделать вывод о его существовании. Комиссия назвала следующие обстоятельства: согласие, контрмеры, форс-мажор и непредвиденный случай, бедствие, состояние необходимости, самооборона.

Надо подчеркнуть, вместе с тем, что международное право не допускает ссылок на обстоятельства, освобождающие от ответственности, при нарушении норм jus cogens (и прежде всего при совершении международных преступлений). Это нашло отражение и в проекте статей об ответственности.

Согласие, ответные меры, самооборона осуществляются самим государством и представляют волевое действие, осуществление права . В отличие от них форс-мажор, случай, бедствие, состояние необходимости — это объективные, внешние по отношению к поведению государства обстоятельства, не зависящие от его воли.

Согласие. Статья 29 проекта говорит, что данное одним государством другому государству согласие на отступление последнего от международного обязательства исключает противоправность в отношении первого государства. Согласие должно быть юридически действительным, т. е. не быть результатом ошибки, подкупа, насилия.

Контрмеры. Согласно ст. 30 проекта это — действия одного государства, вызванные международно-противоправным деянием другого. Контрмеры в принципе также могут нарушать международные обязательства. Но именно их ответный характер в отношении государства-нарушителя исключает ответственность за них.

Самооборона . Противоправность деяния исключается и в случае, если оно является законной мерой самообороны в соответствии с Уставом ООН (ст. 34 проекта статей). В ст. 51 Устава ООН закреплено неотъемлемое право государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение. Законность самообороны означает соответствие критериям, заложенным в ст. 51: должно произойти вооруженное нападение, самооборона должна быть предпринята до принятия мер Советом Безопасности, о ней должно быть сообщено Совету Безопасности, меры самообороны не должны затрагивать полномочий Совета. Безусловно, наличие агрессии — первое и непременное условие правомерности самообороны.

Форс-мажор и непредвиденный случай. Противоправность исключается, если деяние было вызвано непреодолимой силой или не поддающимся контролю государства непредвиденным событием, которое обусловило невозможность действий в соответствии с обязательствами. В случаях непреодолимой силы государство абсолютно лишено возможности предотвратить ущерб другому государству, проявить свою волю, чтобы изменить ситуацию. Подобные случаи характеризуются волевой непричастностью государства (например, разрушение объектов иностранной собственности на территории государства в результате землетрясения или военных действий). Так, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью исключает ответственность, если ущерб "является результатом акта войны , военных действий, гражданской войны, восстания или природного явления исключительного, неизбежного и неотвратимого характера..." (ст. 111).

При непредвиденном случае государство действует в состоянии добросовестного заблуждения, не осознает, не понимает, что нарушает международное обязательство. Государство не может ссылаться на непреодолимую силу и случай, если само содействовало возникновению данных ситуаций.

Бедствие. Это ситуации, возникающие, когда представители государства под воздействием сил природы или аварий вынуждены не соблюдать международные обязательства, не имея другой возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных лиц (ст. 32 проекта). Речь идет о фактическом отсутствии свободы выбора поведения в экстремальных ситуациях. В данном случае налицо не только волевое действие, но и осознанное нарушение соответствующих международно-правовых норм для избежания трагических последствий. Так, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. допускает как исключение соответствующие действия в целях спасения человеческой жизни на море.

Состояние необходимости. Статья 33 проекта статей не допускает ссылки на такое состояние, как на основание исключения ответственности, кроме случаев, когда деяние являлось единственным "средством зашиты существенного интереса государства от тяжкой и неминуемой угрозы и не нанесло серьезного ущерба другому государству.

Ответственность за правомерную деятельность

Согласно общему правилу (см. § 2) фактическим основанием ответственности является международное правонарушение . Но в международном праве предусмотрены и случаи ответственности за совершение определенных действий, которые сами по себе являются правомерными. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. и ст. 110 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. допускают возможность осмотра иностранных торговых судов военными кораблями, когда есть достаточные основания подозревать, что судно занимается пиратством либо несанкционированным вещанием и т. п. Но если подозрения оказываются необоснованными, судну должны быть возмещены причиненные убытки или ущерб.

Чаще всего такую ответственность устанавливают за виды деятельности, связанные с источником повышенной опасности, с большой степенью риска, — освоение космоса, использование атомной энергии и технологии, которая может привести к загрязнению окружающей среды.

Возложение ответственности за правомерную деятельность привело к появлению правовой концепции абсолютной ответственности за невиновное причинение ущерба. К актам такого рода относится Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., ст. 11 которой устанавливает, что запускающее государство "несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности земли или воздушному судну в полете".

Данный тип ответственности не имеет оснований в обычном праве, не является общим принципом ответственности и существует только в договорном праве. Иначе говоря, абсолютная ответственность не распространяется на случаи, не регламентированные специальными договорами.

Виды и формы международно-правовой ответственности

Ответственность реализуется в конкретных видах и формах. Видами ответственности являются материальная и нематериальная (политическая) ответственность. Каждый вид ответственности может выражаться в различных формах. В практике международных отношений нет "жесткого" соответствия между характером ущерба и видом ответственности: материальный ущерб может повлечь политическую ответственность.

КМП приняла в предварительном порядке вторую часть проекта статей об ответственности, касающуюся форм ответственности или, как их назвала Комиссия, форм возмещения. В качестве таких форм она выделила: реституцию в натуре, компенсацию, сатисфакцию, заверения и гарантии неповторения. Со ссылками на судебную и арбитражную практику в доктрине называются также некоторые иные формы, в частности, реституция in integrum (восстановление прежнего правового состояния). . .

Как гласит ст. 43 второй части проекта, потерпевшее государство вправе получить от государства-нарушителя реституцию в натуре, т. е. восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества, оборудования, художественных ценностей, транспортных средств и т. д.

Потерпевшее государство вправе получить от совершившего международное правонарушение государства компенсацию за ущерб, причиненный таким деянием, когда ущерб не покрывается реституцией в натуре. Компенсация охватывает любой экономически оценимый ущерб, понесенный потерпевшим государством, и может включать проценты и упущенную выгоду (ст. 44). Компенсация означает репарацию в форме выплаты денег в качестве возмещения за причиненный вред.

Сатисфакция — это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам.

На практике сатисфакция чаще всего облекается в форму официального выражения сожаления, сочувствия или соболезнования, принесения извинений, признания неправомерности совершенного действия, дезавуирования действий представителя государства, издания специальных законодательных, иных нормативных актов для обеспечения выполнения обязательств .

Согласно проекту в соответствующих случаях потерпевшее государство вправе получить от нарушителя заверения или гарантии неповторения подобного деяния в будущем. Данная форма близка к сатисфакции, иногда рассматривается как ее разновидность.

Реституция in integrum представляет собой восстановление прежнего правового положения (состояния) и несение издержек в связи с этим. Например, освобождение незаконно занятой территории и несение расходов , связанных с выводом войск, техники, демонтажем поселений и установок.

Ответственность за совершение международных преступлений не может сводиться к возмещению материального ущерба или восстановлению нарушенных прав . Она обретает и иные формы, которые могут носить ограничительно-карательный характер и выходить за рамки простого возмещения. Ими являются чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации. Надо подчеркнуть, вместе с тем, что современное международное право признает незаконными военные контрибуции, которые являлись, по сути, данью побежденного победителю. Уже в Версальском мирном договоре о них не было речи.

Чрезвычайные сатисфакции — это временные ограничения суверенитета и правоспособности государства. Ими могут быть: приостановление деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства и осуществление верховной власти за него органами других государств, реорганизация политической системы , упразднение отдельных институтов (преступных политических партий), оккупация части или всей территории, контроль за использованием научного и промышленного потенциала, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, промышленности, осуществление юрисдикции для наказания лиц, непосредственно совершивших международные преступления. Согласно Декларации о поражении Германии и решениям Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. она была обязана признать верховную власть союзного Контрольного совета вместо центрального германского правительства , подчиниться режиму послевоенной оккупации и другим требованиям стран антигитлеровской коалиции.

Чрезвычайные репарации состоят в ограничении правомочий государства распоряжаться своими материальными ресурсами. Их цель не только в возмещении материального ущерба, но и в том, чтобы исключить факторы, способствовавшие совершению международных преступлений.

Особой формой ответственности Германии после второй мировой войны явилось отторжение от нее по решению Потсдамской конференции от 1 августа 1945 г. города Кенигсберга и прилегающего к нему района Восточной Пруссии.

Осуществление ответственности

Реализация ответственности — основная проблема этого института в международном праве . Именно на данном этапе определяются конкретный объем, виды, формы ответственности, обеспечивается восстановление нарушенных прав и международного правопорядка .

Как и институт ответственности в целом, механизм реализации ответственности находится еще в процессе становления, нормы его не систематизированы, распределены в разных актах либо существуют в форме обычных норм.

Обобщая, вместе с тем, существующую практику, можно отметить два основных способа реализации ответственности:

добровольный (согласительный) и с использованием принудительных (обязательных) средств.

Когда государство-нарушитель не соглашается добровольно нести ответственность, потерпевшее государство должно иметь возможность использовать принудительные средства осуществления ответственности. В более широком плане международное право должно располагать не только механизмом обеспечения выполнения его норм, но и механизмом обеспечения реализации ответственности за международные правонарушения .

Институт ответственности включает международно-правовые санкции (контрмеры) и процессуальный механизм урегулирования (установленный порядок защиты нарушенных прав).

Санкции (контрмеры). Это ответные принудительные меры, призванные обеспечивать привлечение нарушителя к ответственности (ст. 47). Контрмеры не являются особой формой ответственности, они есть специальные меры обеспечения ее реализации в конкретной форме. Их отличие от ответственности состоит в следующем: ответственность есть действия нарушителя, контрмеры — действия потерпевшего государства либо международной организации; ответственность — обязанность нарушителя, контрмеры — право потерпевшего, последний может и не применять их; ответственность — волевое действие нарушителя, тогда как контрмеры применяются вопреки его воле.

Проект предусматривает условия применения контрмер:

потерпевшее государство должно прежде прибегнуть к переговорам, хотя может принять и временные меры защиты для обеспечения своих прав; оно также должно соблюдать процедуру урегулирования споров, изложенную в третьей части проекта;

контрмеры должны быть соразмерны со степенью тяжести правонарушения; в качестве контрмер не могут использоваться угроза силой и ее применение, крайне экономическое и политическое принуждение (которое могло бы поставить под угрозу территориальную целостность или политическую независимость), нарушение неприкосновенности дипломатических и консульских агентов и представительств , ущемление основных прав человека , любое нарушение jus cogens.

Практика позволяет выделить два вида контрмер (санкций): индивидуальные (самопомощь) и коллективные (в рамках международных организаций). Каждый вид имеет несколько форм: индивидуальные — реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв отношений, самооборона; коллективные — отказ в членстве организации, приостановление прав члена организации, исключение из международного общения, коллективные вооруженные меры.

Реторсии — принудительные меры в ответ на недружественный акт. Они направлены на ущемление прав, не охраняемых международным правом: ограничение импорта, повышение таможенных пошлин, изъятие вкладов из банков государства, отзыв своего посла, ответное ограничение прав граждан государств, на территории которых граждане применяющего меры государства ущемлены в правах.

Репрессалии — принудительные меры, которые ограничивают права другого государства, охраняемые международным правом, в ответ на правонарушение. Без правонарушения такие действия сами были бы противоправным актом: их можно применять только как ответную меру. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии — бомбардировку, интервенцию, мирную блокаду. Это подчеркивается в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в Декларации о принципах международного права 1970 г. В современных условиях репрессалии — это меры лишь экономического характера (эмбарго, бойкот) либо политического (так, ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает возможность полного прекращения договора в ответ на существенное его нарушение другой стороной).

Непризнание есть отказ признавать ситуацию, созданную неправомерными актами: непризнание юридической силы противоправных договоров, территориальных изменений в результате агрессивной войны , противоправных режимов и т. д.

В определенных ситуациях государства прибегают к разрыву дипломатических и консульских отношений для защиты своих прав. В рамках международных организаций предусмотрены санкции, включающие приостановление членства и исключение из организации.

Самооборона — особый вид санкций, поскольку представляет собой вооруженные принудительные меры. Право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН может быть реализовано исключительно в ответ на вооруженное нападение.

В случае особо опасных посягательств на международный правопорядок может быть использован международный механизм для применения против государства-нарушителя коллективных принудительных мер с использованием вооруженной силы. Главенствующая роль здесь принадлежит Совету Безопасности ООН. Статья 42 Устава ООН уполномочивает его предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Итак, контрмеры — это целый комплекс принудительных мер, выполняющих функцию защиты безопасности государства. Вместе с тем они не являются единственным и достаточным средством реализации ответственности. Проблема, во-первых, в том, что во многих случаях основная роль в пресечении правонарушений отводится самому потерпевшему государству в порядке самопомощи, и все попытки могут оказаться безуспешными даже после применения контрмер. Эффективность международного права ограничивается недостаточной развитостью централизованного процесса пресечения неправомерного поведения. Во-вторых, индивидуальные контрмеры существуют, как правило, в форме обычных норм и не имеют таких возможностей в обеспечении зашиты прав, какими обладают зафиксированные в договоре коллективные принудительные меры. В-третьих, поскольку контрмеры сами по себе не обладают правовосстановительным эффектом, а лишь содействуют тому, чтобы побудить нарушителя нести ответственность; они должны дополняться процессуальным механизмом урегулирования, порядком защиты прав и осуществления ответственности.

Процессуальный механизм урегулирования. Четкое договорное оформление процессуального механизма урегулирования представляет собой "необходимую предпосылку реальной силы норм международного права . Именно в этом усматриваются значительные возможности повышения их эффективности. Когда порядок защиты прав нормативно не закреплен, государству трудно заставить нарушителя нести ответственность. Третья часть "Урегулирование споров" проекта статей представляет собой попытку формулирования такого порядка и называет следующие меры: переговоры, добрые услуги и посредничество, примирение, согласительные комиссии, арбитраж.

По общему правилу возможности арбитражной и судебной процедуры ограничены необходимостью согласия сторон. Скажем, к ведению Международного Суда относятся, как правило, дела, переданные обеими конфликтующими сторонами. Государства, могут сделать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда в отношении конкретного государства, и тогда Суд компетентен рассматривать дела по заявлению одной из сторон. Однако такую юрисдикцию признают в настоящее время далеко не все государства — члены Статута Международного Суда. Проект предусматривает некоторые случаи обязательной юрисдикции, в частности, возможность в одностороннем порядке вынесения спора на рассмотрение арбитражного суда , подтверждения Международным Судом действительности арбитражного решения по просьбе любой из сторон. Но открытым пока остается вопрос — согласятся ли с данными положениями государства.

Интересы международного общения на цивилизованной основе и нормального функционирования международного правопорядка подчеркивают нарастающую потребность развития не только координационных и согласительных, но в определенной мере и субординационных отношений, в частности, централизованного механизма пресечения грубых правонарушений и расширения признания на универсальной основе обязательной юрисдикции международной судебной процедуры.

Что касается международной уголовной ответственности физических лиц за международные преступления , то, как показывают документы и подготовленные материалы Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, в центре внимания находится вопрос о возможности создания международного уголовного суда.

Особенностью современного международного права является то, что за невыполнение его распоряжений субъектами международного права для них наступает ответственность. Итак, можно утверждать, что ответственность субъектов международного права является необходимым условием и элементом признания их именно в качестве таких субъектов.

Международно-правовая ответственность - это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права неисполнением или ненадлежащим исполнением распоряжений международного права.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение международно-правовых предписаний оказывается в том, что государство-нарушительница своими действиями нарушила сложившийся международный правопорядок либо своими действиями причинила ущерб другому государству.

Содержание правоотношений международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения. Субъектами международно-правовой ответственности могут быть только государства. Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.

Следует иметь в виду, что на практике поведение субъектов международного права выражается в действиях их органов и должностных лиц, выступающих именно в этой качества. Но государство за их действия отвечает в полном объеме и, в принципе, всем национальным достоянием. Итак, в сфере международно-правовой ответственности государство понимается как единое целое, независимо от того, каков его орган, должностное или другое уполномоченное лицо совершили действия, что квалифицируется как правонарушение. Причем действия должностных лиц влекут ответственность для государства независимо от того, действовали эти лица в пределах своих полномочий или вышли за эти пределы. Но если лицо действовало как частное, государство за ее действия ответственности не несет, хотя это лицо занимает определенную государственную должность, носит определенный титул или звание. Примером здесь может служить поведение лица, имеющего дипломатический ранг, что, находясь на отдыхе в третьем государстве, допустила оскорбительные высказывания в отношении главы этой государства. В этом случае она может отвечать только как частное лицо, за поведение которой ее государство ответственности не несет.

Основаниями международно-правовой ответственности являются предусмотренные нормами международного права объективные и субъективные признаки. Различают следующие основания между-народно-правовой ответственности:

Юридические;

Фактические;

Процессуальные.

Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного публичного права, согласно которым то или иное деяние считается международным правонарушением. Следует учитывать, что при международном правонарушении нарушается не сама норма международного права, а обязательства субъектов следовать ее распоряжение, содержащее международное правило поведения. Поэтому перечень

Источников юридических оснований ответственности является более широким, чем круг источников международного права. Юридическими основаниями ответственности являются:

Международный договор;

Международный порядок;

Решения международных судов и арбитражей;

Резолюции международных организаций (например, статьи 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую ответственность для всех государств-членов ООН решений Совета Безопасности ООН)

Односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения только для государства, взяла такие обязательства, (в форме нот, заявлений, деклараций и т.д.).

Фактическим основанием международно-правовой ответственности является само международное правонарушения, то есть деяния (действие или бездействие) субъекта международного права (Его органов или должностных лиц), нарушающих международно-правовые обязательства.

Во процессуальными основаниями международной ответственности понимают процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и порядок привлечения виновных субъектов к ответственности. В одних случаях такой процессуальный порядок детально регламентирован и закреплен в международно-правовых актах, в других - его выбор оставлен на усмотрение органа, применяет меры ответственности.

Международно-правовая ответственность является старейшим институтом международного права. Его нормы и принципы носят в основном характер международного порядка, хотя некоторые из них подтверждены в международных нормах.

Несмотря на это, вопрос ответственности в международном праве еще не кодифицированы. Впервые вопрос об этом возник в 1930 году, когда под эгидой Лиги Наций была созвана международная конференция по вопросу ответственности государств, в случае причинения вреда личности или имуществу государства. Но ее итоги оказались безрезультатными, так как в ходе конференции между

государствами возникли серьезные разногласия. В 1953 году была принята соответствующая резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, на базе которой предполагалось разработать в рамках ООН многостороннее конвенцию об ответственности государств. Комиссия ООН по прогрессивного развития и кодификации международного права назначила по этому вопрос специального докладчика, что, однако, не выполнил своей миссии.

Поэтому Комиссией был назначен другой специальный докладчик - итальянский профессор Р. Аго, который действовал более успешно. В течение 1969-1980 годов им было подано 8 докладов, которые позднее были положены Комиссией в основу части 1 Проекта статей об ответственности государств «Происхождение международной ответственности». С 1981 года комиссия работает над частями 2 и 3 проекта статей «Содержание, формы и объем международной ответственности »и« Осуществление международной ответственности и урегулирования споров ».

Согласно принятым Комиссией в 1984 году в предварительном порядке статей:

Всякое противоправное международное деяние государства влечет международно-правовую ответственность государства;

Деяние государства может быть квалифицировано как международно-правовое только на основании международного права

Нарушение государством международного обязательства налицо лишь в том случае, когда поведении или деяния этого государства не соответствуют тому, что вы МАГАТЭ от него указанное обязательство, вне зависимости от того, носит ли оно обычный или договорной характер.

Кроме того, несомненным преимуществом проекта статей об ответственности государств встал установки двух видов ответственности государств:

а) за правомерные действия - включающий долг от жалеть материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, причем только в том случае, если такое от

возмещения предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность);

б) за неправомерные действия - включающий обязанность субъекта международного права ликвидировать ущерб, причиненный другому субъекту, в результате нарушения международно-правового обязательства. В плане кодификационных процессов в сфере международной ответственности государств представляет интерес другой важное направление в деятельности Комиссии международного права ООН - подготовка проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, проводившейся с 1947 до 1954 лет и восстановилась в 1982 году.

Международно-правовая ответственность признается одним из общепризнанных принципов международного права, т.е. практически выступает основой общего международного права и международного правопорядка. Упоминания о международной ответственность содержатся в ряде важнейших международных документов основного характера, в частности в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, от 24 октября 1970 года, где закрепляется, что агрессивная война является преступлением против мира, что влечет ответственность по международного права. Заключительный акт СБСЕ от 1 августа 1975 года также содержит положения, вспоминают о международной ответственности государств. Некоторые вопросы о ответственность государств получили свою кодификацию. Они были урегулированы соглашениями, чаще всего двусторонними или многосторонними на региональном уровне.