Домой / Проверяем документы на квартиру / Правовое регулирование экономических отношений. Возбуждение дела о банкротстве

Правовое регулирование экономических отношений. Возбуждение дела о банкротстве

Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде осуществляется по правилам, установленным Законом о несостоятельности и АПК РФ. Наравне с общими положениями этих нормативно-правовых актов применяются специальные - Глава 8 АПК и Глава III указанного закона.

Общие правила судопроизводства по делам о банкротстве

Дела о банкротстве - исключительная подсудность арбитражного суда независимо от состава участников. Другие суды, в том числе третейские, не могут рассматривать никакие вопросы, связанные с банкротством. На это законом предусмотрен специальный запрет. Территориальная подсудность определяется местом нахождения (регистрации) должника. Первая судебная инстанция - арбитражные суды субъекта федерации.

Отдельно стоит отметить, что банкротство физических лиц через арбитражный суд осуществляется вне зависимости от статуса кредиторов, их особенностей и специфики долгов. Рядовые граждане в этом отношении приравнены к организациям и ИП, а дела о банкротстве физических лиц - к экономическим спорам, подсудным арбитражным судам.

Участники разбирательства:

  • Должники и кредиторы (конкурсные кредиторы) - юридические лица, ИП, физические лица.
  • Арбитражный управляющий в статусе временного, административного, внешнего, конкурсного управляющего (по делам о банкротстве юрлиц) либо в статусе финансового управляющего по делам о несостоятельности ИП и граждан.
  • Уполномоченные органы и органы исполнительной власти в лице своих представителей - фактически это кредиторы по денежным обязанностям должников, то есть органы ФНС (долги по налогам), ПФР (долги по страховым взносам) и т.п.
  • Лицо (лица), представившее обеспечение в ходе процедуры финансового оздоровления, введенной в отношении юридического лица.
  • Представители работников должника, собственников его имущества (учредителей, участников, акционеров), собрания кредиторов.
  • Представители должников и кредиторов (юристы, адвокаты, другие представители).
  • Иные лица, участие которых предусмотрено или допускается Законом о банкротстве и (или) АПК РФ. К таковым относятся свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, третьи лица, супруг должника, законные представители и другие лица.

Основания для разбирательства:

  1. Признаки банкротства или предвидение банкротства - необходимые и достаточные в соответствии с Законом о банкротстве условия для начала процесса признания должника несостоятельным.
  2. Заявление должника или кредитора, работников должника, уполномоченного органа, а также документы-приложения к заявлению, подтверждающие его и обосновывающие необходимость введения процедуры банкротства.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Порядок банкротства не является единым для всех должников. Закон о банкротстве предусматривает три основных категории дел:

  1. в отношении юридических лиц;
  2. в отношении граждан (физических лиц);
  3. в отношении индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, специальный порядок предусмотрен для отдельных категорий должников - финансовых организаций (в частности, кредитных, страховых компаний), застройщиков, стратегических предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других.

Наряду с полной процедурой банкротства в отдельных случаях действует упрощенный порядок. Он касается банкротства ликвидируемого или отсутствующего должника, ипотечного агента и специализированного общества.

Рассмотрение дела в каждом случае - индивидуальный судебный процесс. Для юридических лиц предусматриваются пять возможных процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Организация-должник может пройти их все, а может - только одну или несколько.

Для банкротства физических лиц и предпринимателей установлены три возможные процедуры : реструктуризация, реализация имущества и мировое соглашение. Как правило, граждане проходят одну или две процедуры, и крайне редко приходится прибегать ко всем трем.

Разбирательство по делам о банкротстве

Особенности разбирательств:

  • В отношении всех дел о банкротстве действует общий порядок разбирательства, за исключением случаев, когда Законом о банкротстве предусмотрено иное.
  • По общему правилу, заявление принимается судом, если соблюдены два условия: долг составляет 300 тысяч рублей (для юрлиц) или 500 тысяч рублей (для граждан, ИП), а просрочка по нему - 3 и более месяца. Из этого правила есть много исключений. Основные - ситуации предвидения банкротства, когда размер долга не имеет значения, и отдельные категории должников, для которых установлены другие размеры задолженности и длительности просрочки.
  • Заявление подается в письменной форме, с приложением пакета документов, перечень которых указан в ст. 38 или ст. 40 Закона о банкротстве. Заявление должно отвечать требованиям АПК РФ и ст. 37, ст. 39 и ст. 41 Закона - в зависимости от статуса заявителя.
  • Должник подает заявление, если для этого установлена обязанность, или реализуя свое право на обращение в суд. Заявление подписывается лично должником, руководителем организации или уполномоченным представителем должника.
  • Заявление кредиторов - их право. Вместе с заявлением кредитор вправе подать ходатайство о принятии мер обеспечения. Ходатайство рассматривается в течение суток.
  • Копии заявления направляются инициатором разбирательства кредиторам или должнику.
  • В течение 5 дней суд выносит решение (определение) о принятии заявления. Определение направляется должнику, кредиторам, в налоговый орган, где должник состоит на учете, СРО арбитражных управляющих и в другие необходимые инстанции. Если заявитель - кредитор, должник вправе в течение 10 дней после принятия судом заявления представить свой отзыв.
  • При наличии оснований (ст.43, ст.44 Закона) суд отказывает в принятии заявления или оставляет его без движения, возвращая заявителю для устранения нарушений.
  • Через 15, но не позднее 30 дней после вынесения решения о принятии заявления суд рассматривает вопрос его обоснованности. Для этого проводится отдельное заседание, по результатам которого принимается решение о введении наблюдения (заявление обоснованно), оставлении заявления без рассмотрения (заявление необоснованно либо есть препятствия для начала дела о банкротстве) или о прекращении производства (нет оснований для начала дела о банкротстве, долг погашен, требование кредитора признано необоснованным).
  • Наблюдение - начальная процедура по делам о банкротстве юрлиц. При вынесении определения о введении наблюдения суд утверждает временного управляющего, определенного в порядке ст. 45 Закона о банкротстве.
  • Срок рассмотрения дела - 7 месяцев с даты поступления заявления. Период охватывает наблюдение, но не включает другие возможные процедуры. В этот срок судом должно быть принято решение о признании должника банкротом, об отказе в признании банкротом, о введении финансового оздоровления, внешнего управления, о прекращении производства или об утверждении мирового соглашения.
  • Вынесенные судом решения заинтересованные стороны вправе обжаловать в общем порядке обжалования, предусмотренном АПК РФ.

Ход судебного разбирательства

Ход разбирательства зависит от индивидуальных особенностей дела, но в целом выглядит следующим образом:

  1. Подача заявления и его рассмотрение - начало судебного разбирательства.
  2. Принятие судом решения по итогам рассмотрения заявления и его обоснованности. Это может быть начало первой процедуры (наблюдение или конкурсное производство - для юрлиц, реструктуризация или реализация имущества - для граждан и ИП) либо блокирование дальнейшего движения дела (признание заявления необоснованным, прекращение дела).
  3. Обжалование судебного решения, если необходимо.
  4. Исполнение судебного решения, в том числе начало введенной процедуры банкротства и осуществление в ее рамках установленных законом мероприятий.
  5. Завершение введенной процедуры, рассмотрение ее итогов и принятие судом решения о дальнейшем ходе процесса - введение другой процедуры, прекращение дела, признание банкротом и (или) другие действия.

Само судебное разбирательство - это рассмотрение судом определенных вопросов и принятие по ним решений. Конкретные мероприятия, проводимые в рамках той или иной процедуры банкротства - вне разбирательства, за исключением принятия судом решений об их начале и по итогам завершения. Большая часть процесса - это исполнение судебных решений, а его ход определяют результаты исполнения. Именно поэтому сам судебный процесс (заседания), как правило, не занимает много времени.

Основной срок банкротства, который порой достигает 1,5-2 года и более, приходится на разные процедуры - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (юрлица) или реструктуризацию и (или) реализацию имущества (граждане). Здесь ключевая роль принадлежит арбитражному управляющему, от которого и зависит ход банкротства.

Арбитражный суд в процедуре банкротства контролирует ход судебного процесса и принимает процессуальные решения по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о банкротстве и АПК РФ. Роль суда в делах о банкротстве значительна, но не является главной, в отличие от ключевых участников процедур - должника, кредиторов, их представителей и арбитражного управляющего.

Основные функции суда проявляются на стадии принятия и рассмотрения заявления должника или кредитора. Он принимает решения о принятии заявления, его обоснованности, утверждении кандидатуры арбитражного управляющего и начале определенной процедуры банкротства. Кроме того, суд рассматривает ходатайства участников процесса и принимает по ним решения.

Назначенные процедуры реализуются без суда - это исполнение судебных решений. Но в компетенции суда - рассмотрение жалоб и ходатайств заинтересованных лиц, споров между участниками процесса, отчетов управляющего, принятие решения о введении, если необходимо, другой процедуры банкротства. Отнесено к компетенции суда и утверждение мирового соглашения должника и кредиторов, несмотря на то, что это - добровольная сделка. Мировое соглашение ведет к прекращению производства по делу, о чем решение, опять же, принимается судом.

Отдельная компетенция арбитражного суда - рассмотрение заявлений о признании сделок должника недействительными. Такие заявления подаются в рамках дела о банкротстве и подлежат рассмотрению в ходе специально организованного судебного заседания. По сути, проводится самостоятельное разбирательство, предметом которого является только один вопрос - действительность/недействительность сделки (сделок). Эти судебные процессы схожи с аналогичными спорами, которые разрешаются арбитражными судами вне процедуры банкротства. Но здесь применяются не только нормы АПК РФ, но и положения Закона о банкротстве, регулирующие порядок оспаривания сделок должника, а принятые судом решения влияют на ход дела о банкротстве и проводимые в его рамках процедуры.

Другие функции суда - рассмотрение вопросов:

  • о привлечении к субсидиарной ответственности;
  • о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о банкротстве;
  • о взыскании убытков при банкротстве;
  • об утверждении соглашений, связанных с привлечением к ответственности;
  • об отстранении управляющего, его замене;
  • об исключении имущества из конкурсной массы, о разделе спорного имущества.

В рамках разбирательства по делам о несостоятельности арбитражный суд вправе рассматривать и другие споры участников процесса. Главный критерий отнесения таких споров к компетенции суда - влияние на рассмотрение дела о банкротстве.

Арбитражный суд ставит финальный аккорд в деле о банкротстве - завершает конкурсное производство (реализацию имущества) или прекращает производство в связи с погашением долгов или заключением мирового соглашения.

Понятие несостоятельности.

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Основными правовыми целями банкротства как института гражданского права являются:

1) производство должником расчетов с кредиторами (либо путем принудительной распродажи имущества должника, либо путем предоставления ему возможности восстановить платежеспособность);

2) при невозможности этого - выведение должника из экономического оборота правовыми способами: путем проводящейся под контролем арбитражного суда ликвидации юридического лица или освобождения от долгов гражданина.

Банкротство - важнейший элемент рыночной экономики. Во все времена существования экономических, имущественных отношений ряд их участников, по разным объективным и субъективным причинам, не могли или не сумели "вписаться" в виражи экономического оборота: не исполняя принятые ими денежные и иные имущественные обязательства, такие участники создают проблемы не только и даже не столько для себя, сколько для своих партнеров и контрагентов. Неисполнение частью участников оборота имущественных обязательств, в силу глубокой взаимосвязанности экономических отношений, влечет нарушение естественного хода экономического процесса, создает предпосылки для кризиса неплатежей и коллапса экономики как на минимальном (частном), так и на максимальном (публичном) уровне.

История развития законодательства о банкротстве. В целях предупреждения такого рода ситуаций правовая мысль создала институт банкротства, позволяющий решить проблему неплатежей цивилизованным способом. История законодательства о банкротстве насчитывает несколько столетий, само законодательство и судебная практика его применения постоянно совершенствуются.

Богатую историю имеет и законодательство России о банкротстве. В течение XIX в. были созданы законодательство, судебная практика и научно-прикладной материал, позволяющие говорить о функционировании в стране достаточно эффективной системы банкротства. К сожалению, эволюционный процесс развития этой системы был прерван событиями 1917 г.

Начавшиеся в начале 90-х гг. XX в. в России преобразования, призванные создать рыночную экономику, основанную на правовых принципах, естественным образом привели к необходимости восстановления института банкротства как одного из основных элементов такой экономики. Начиная с 1992 г. в Российской Федерации последовательно создавалась новая система банкротства, включающая законодательство, судебную систему, научно-практические разработки и другие неотъемлемые компоненты этой системы, такие как: институт арбитражных управляющих, непосредственно осуществляющих процедуры банкротства, и государственные органы, призванные осуществлять надзор за ходом процедур банкротства.

Так, за период с 1992 по 2002 г. было принято три федеральных закона о банкротстве (в 1992 г., 1998 г., 2002 г.) и два федеральных закона об особенностях банкротства отдельных, особых категорий должников: от 25.02.1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", от 24.06.1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", в системе арбитражных судов создана достаточно эффективно функционирующая практика применения законодательства о банкротстве, написаны десятки научно-практических статей и книг, посвященных банкротству.

Институт банкротства. Институт банкротства - комплексный правовой институт. Являясь, по определению, институтом гражданского права, он примерно наполовину включает в себя нормы процессуального права (в Российской Федерации - арбитражного процессуального права). Связано это с тем, что нормы законодательства о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты. Свидетельством этому является и тот факт, что законодатель в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" исключил возможность так называемого добровольного банкротства, т.е. банкротства, осуществляемого вне судебного процесса. Указанные обстоятельства позволяют сделать следующий вывод о механизме функционирования правовых норм, составляющих институт банкротства: материальное право устанавливает критерии банкротства, т.е. условия, при наличии которых участник экономического оборота предполагается банкротом де-факто, процессуальное право "включает" собственно механизм банкротства, переводящий такого участника из разряда обычных, обладающих равной с остальными дееспособностью, в категорию особых, дееспособность которых определяется их правовым положением - объявленным судом статусом банкрота.

Таким образом, основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

Ввиду того, что банкротство - институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в любой национальной системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве. В мире существует несколько правовых систем рассмотрения судами дел о банкротстве: в некоторых странах эти дела отнесены к компетенции судов общей юрисдикции (Германия), в других - коммерческих судов (Франция), в третьих - специальных судов (США, Англия). В Российской Федерации с момента восстановления института банкротства рассмотрение дел о банкротстве отнесено к исключительной (специальной) компетенции арбитражных судов.

Арбитражные суды РФ, создание которых в 1992 г. практически совпало с восстановлением института банкротства, являются коммерческими судами в классическом виде. Ими, особенно с учетом положений АПК РФ 2002 г., рассматривается подавляющее большинство экономических споров и практически все споры, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Учитывая эти обстоятельства, законодатель изначально, с 1992 г., передал рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судам, поскольку банкротство является неотъемлемым элементом механизма функционирования экономических (имущественных), а не личных отношений. Соответственно, и процессуальная часть законодательства о банкротстве состоит из норм арбитражного процессуального права как отрасли законодательства, регламентирующей судебный процесс в арбитражных судах.

Арбитражные суды рассматривают все дела, относящиеся к их компетенции, на основе норм арбитражного процессуального права, кодифицированных в АПК РФ. В то же время, как отмечалось выше, законодательство о банкротстве включает и процессуальные нормы. Таким образом, судебный процесс по делам о банкротстве осуществляется на основании норм АПК РФ и законодательства о банкротстве.

Общий принцип соотношения указанных процессуальных норм установлен ст. 223 АПК РФ: дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами о банкротстве.

Приведенная норма позволяет сделать следующий вывод: нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел. Оснований считать, что при этом возникает конкуренция между нормами АПК РФ и нормами закона о банкротстве, не имеется: арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности. Необходимость существования специальных процессуальных норм при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве определяется двумя основными особенностями этой категории дел: публичностью и спецификой защиты права. Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц: самого должника, работников должника - юридического лица или индивидуального предпринимателя, членов семьи должника-гражданина, собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества, кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке, во многих случаях - для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника - юридического лица банкротом дополнительные социально-экономические проблемы.

Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам. При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Хотя внешне правовой целью возбуждения дела о банкротстве и является объявление должника банкротом, т.е. придание участнику экономического оборота особого статуса, позволяющего произвести расчеты с кредиторами, фактически институт банкротства в проекции на его судебную составляющую призван обеспечить более глубинные процессы, а именно сохранение стабильности гражданского оборота. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

Такое многообразие стоящих перед судом при рассмотрении дела о банкротстве задач предполагает создание на уровне нормативного регулирования соответствующих процессуальных условий и возможностей, позволяющих учесть специфику этих дел. Это касается порядка обращения с заявлением и принятия судом заявления к производству, состава лиц, участвующих в деле, их полномочий и правового статуса, подготовки дела к судебному разбирательству и срока рассмотрения дела, использования примирительных процедур и исполнения судебного акта. Таким образом, рассмотрение дел о банкротстве - это установленный АПК РФ и законами о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

Стадии рассмотрения дел о банкротстве. Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии: возбуждение дела о банкротстве, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, вынесение судебного акта, производство по пересмотру судебных актов и, как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним связанная, - исполнение судебных актов. Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Однако специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на 2 основные стадии - разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде и процедуры банкротства.

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством: целью и процедур банкротства, и исполнительного производства фактически является исполнение судебного акта, принятого судом. На схожесть конкурсного и исполнительного процессов обращал в свое время внимание Г.Ф. Шершеневич*(186). Разница между ними состоит в том, что если в ходе исполнительного производства реализуются конкретные положения судебного акта, то в ходе процедур банкротства исполняются общие положения судебного акта арбитражного суда, являющегося основой разрешения конфликта, но не определяющего экономические и правовые пути выхода из него (конкретные способы реализации положений судебного акта арбитражного суда и достижения целей банкротства определяются кредиторами и назначенным судом арбитражным управляющим). Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта.

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Рассмотрение дел о банкротстве - это установленный АПК РФ и законами о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

Стадии рассмотрения дел о банкротстве : возбуждение дела о банкротстве, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство , вынесение судебного акта , производство по пересмотру судебных актов и, как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним связанная, - исполнение судебных актов .

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела.

Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством: целью и процедур банкротства, и исполнительного производства фактически является исполнение судебного акта, принятого судом. На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции . Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК РФ для судебного разбирательства, жалоб и заявлений лиц, участвующих в деле; руководящая роль - в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.

Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве .

1. Подведомственность – специальная . Только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений - юридическое лицо или гражданин.

2. Подсудность - исключительная : заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника (ст. 38 АПК РФ и ст. 33 Закона).

- для юридического лица - местом его государственной регистрации;

- для гражданина - местом его жительства.

3. Состав суда . Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ч. 2 ст. 17 и ч. 2 ст. 223 АПК РФ). Однако это положение касается только судебного разбирательства по существу дела о банкротстве и рассмотрения ходатайств о продлении и введении процедур банкротства. Все остальные процессуальные действия, в том числе судебные заседания, совершаются судьей единолично . В частности, единолично судья принимает заявление о признании должника банкротом (ст. 42 Закона), проводит заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику и о введении наблюдения (ст. 48 и ч. 1 ст. 49 Закона), проводит подготовку дела к судебному разбирательству (ст. 50 Закона), рассматривает разногласия, заявления, ходатайства и жалобы (ч. 1 ст. 60 Закона).


4. Состав лиц, участвующих в деле - 2 группы: лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34 Закона), и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона). Законодательство о банкротстве вкладывает в деление участников процесса следующий смысл: к лицам, участвующим в деле, т.е. имеющим полный объем процессуальных прав, предоставленных АПК РФ и Законом, оно относит тех лиц, чьи интересы (прежде всего имущественные) затрагиваются рассмотрением дела. Это кредиторы (в том числе уполномоченные органы и органы исполнительной власти) и должники , а также арбитражный управляющий, непосредственно осуществляющий процедуры банкротства .

Поскольку дела о банкротстве не относятся к делам искового производства , его участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора , заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований. Требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта). В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 Закона), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин. Существует в делах о банкротстве и аналогичный отказу от иска институт, имеющий свои особенности: отказ должника или кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 Закона).

Особым статусом , определяемым спецификой дел о банкротстве, обладает такой важнейший участник дела, как арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий). Это профессиональный антикризисный управляющий , назначаемый арбитражным судом, действующий под контролем суда и кредиторов, для которого проведение процедур банкротства является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий является одним из главных участников рассмотрения дела о банкротстве во многом наряду с арбитражным судом, определяющим успешность решения задач арбитражного процесса при рассмотрении дел о банкротстве.

5. Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 Закона составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом . Как видим, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 - на подготовку плюс 1 - на разбирательство). Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения .

6. Представительство в делах о банкротстве осуществляется по общим правилам, установленным АПК РФ, при этом имеет одну особенность: в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).

В условиях кризиса все большее количество предприятий решают о реорганизации производства и всей коммерческой деятельности. У каждого на это есть свои предпосылки: в основном – недостаток финансов. Но согласно действующему законодательству убытки от закрытия или расформирования можно существенно сократить, признав себя банкротом.

Законодательная сторона

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие банкротство отождествляет состояние неплатежеспособности физического или юридического лица. Процедура осуществляется в арбитражном суде, по решению которого неплатежеспособного гражданина или предприятие обязуют погасить задолженность согласно новым утвержденным условиям, пересмотренным кредиторами.

Подобные требования выдвигаются юридическим и физическим лицам, признающим себя банкротами, на основании ст. 2 ФЗ «О несостоятельности». Вся процедура дела о несостоятельности происходит согласно ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», а также п.1 ч.1 ст. 33 АПК РФ, ст. 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

К нормативно-правовой базе также относят:

  • Ч.1 ГК РФ ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — учитываются статьи 25, 61-65;

В зависимости от ситуации рассмотрение дел о банкротстве (несостоятельности) затрагивает и другие правовые нормы, которые полностью регулируют деятельность предприятия

Стадии рассмотрения дела о банкротстве

Рассмотрение дела о банкротстве включает в себя установление факта несостоятельности, которое проводится в несколько этапов. С самого начала в арбитражный суд подается заявление, которое будет рассматриваться в соответствии с перечисленными выше законами.

Заявление

В арбитражный суд сам заявитель о неплатежеспособности или же кредитор должны подать заявление о признании банкротом. Помимо должника и кредитора, обратиться в суд могут другие заинтересованные лица, которые не получают соответствующих выплат от должника – прокурор, сотрудники налогового органа и прочие.

Заявление составляется в соответствии с установленной формой, которую можно изучить на официальном сайте Федерального арбитражного суда РФ. Подача заявления осуществляется в электронном виде или лично по месту нахождения должника.

Помимо заявления, в арбитражный суд заявитель должен представить:

  • доказательства о несостоятельности должника;
  • решение самого должника;
  • документы с подтверждением о сумме денежных средств, которая должником не может быть погашена;
  • документы на должника со сведениями о форме собственности и типе субъекта;
  • документация с подтверждением о невозможном удовлетворении финансовых выплат со стороны должника;
  • необходимо представить список всех кредиторов, а также должников с обязательной документацией о наличии кредиторской и дебиторской задолженности;
  • обязателен бухгалтерский баланс или другие используемые документы для ведения отчетности, отображающие финансовую ситуацию на момент подачи заявления;
  • чек или иной платежный документ с доказательством уплаты госпошлины.

На основании ст. 225 АПК между должником и кредиторами может быть подписано . Тогда арбитражный суд не проводит основные этапы о банкротстве.

Внешнее управление

Внешнее управление – результат предоставленных оснований для проведения операции, а также решение кредиторов или самого должника, которые обратились в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. Именно он принимает решение в пользу ведения процесса, что осуществляется немедленно, но может быть обжаловано.

Принимается решение о проведении внешнего управления на собрании, которое проводится еще во время наблюдения – первой стадии банкротства. Кредиторы, должник и арбитражный суд внимательно изучают и анализируют ликвидность должника, квалификацию сотрудников, спрос на продукцию или услуги, а также прочие факторы.

Здесь же определяются возможные последствия для неплатежеспособного должника после признания его банкротом.

Срок рассмотрения дел о банкротстве может увеличиваться за счет времени, потраченного для выполнения той или иной работы. Сроки для внешнего управления ограничиваются 12 месяцами . Но в случае необходимости кредиторы и прочие заинтересованные лица могут продлить срок на основании поданного ходатайства в арбитражный суд на 6 месяцев .

Как только начинается процесс внешнего управления происходит следующее:

  • должник снимается с должности, к работе приступает внешний управляющий;
  • должник, являясь руководителем предприятия, теряет свои полномочия;
  • теряют полномочия и другие органы управления предприятия должника;
  • снимаются меры обеспечения прав кредитора, которые ранее были приняты арбитражным судом;
  • снимается арест на имущество должника и прочие ограничения – теперь арестовывать и ограничивать в пользовании имущество может только арбитражный суд;
  • на время работы кредиторы не вправе требовать от должника .

Всю работу ведет внешний управляющий, который назначается арбитражным судом. К нему на время работы переходят все полномочия должника. В завершении работы внешний управляющий представляет арбитражному суду отчеты о проделанной работе, который уполномоченный орган утверждает, дело о банкротстве прекращается.

Если же арбитражный суд не утверждает отчет, или кредиторы обратились к нему с ходатайством, этап внешнего управления заканчивается, должник признается банкротом, принимается решение о проведении конкурсного производства

Санация

Подразумевает оздоровление, которое характеризуется оказанием финансовой помощи должнику. Оказывать помощь могут собственники, сами кредиторы и прочие заинтересованные лица. Процедура утверждается арбитражным судом на основании поданного ходатайства со стороны заявителей о признании неплатежеспособным должника.

Преимущественное право на представленный тип процедуры имеют собственники, кредиторы и прочие сотрудники предприятия, которое признается банкротом. Если таких людей не нашлось, принимается решение о проведении конкурсного производства с участием юридических и физических лиц.

Те же лица, которые решили принять участие и получили право на санацию, автоматически принимают ответственность за полный расчет с кредитором. Здесь же следует учесть все согласованные между должником и кредитором сроки. Также учитывается порядок расчета с кредиторами, которая регламентируется ст. 64 ГК РФ.

Все участники санации имеют свои обязанности, которые указаны в соглашении, заключенное между ними. Для представленного этапа выделяется полтора года, причем по прошествии года должно быть удовлетворено 40% от требований кредиторов. При невыполнении требований процедура санации прекращается.

В случае неэффективности санации арбитражный суд прекращает процедуру и выносит решение о начале конкурсного производства. При выполнении всех требований уполномоченный орган признает должника банкротом.

Конкурсное производство

Порядок разрешения любой стадии определяется только арбитражным судом. В зависимости от ситуации уполномоченный орган принимает решение о начале . Решение принимается сразу после подачи заявления или после неэффективной работы на предыдущих этапах.

Цель операции – правильно распределить средства между кредиторами, которые были получены от и оставшейся продукции должника. Также посредством конкурсного производства происходит защита интересов и прав заинтересованных лиц от неправомерных действий друг к другу в сфере распределения имущества или средств.

На правах начавшегося этапа конкурсного производства происходит:

  • начало отсчета срока исполнения денежных обязательств со стороны должника;
  • полное прекращение начисления к имеющемуся долгу штрафов или процентов;
  • доступность сведений о финансовом состоянии для всех заинтересованных лиц;
  • снятие ареста с имущества должника;
  • сделки по продаже имущества должника регулируются законодательно ст.6 «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • предъявление требований осуществляется только на основании имеющихся правил и основ в рамках конкурсного производства.

Начало конкурсного производства определяется принятым решением арбитражного суда, который признает должника банкротом. Сроки выполнения представленной операции не должны превышать 1 года , но при необходимости продлевается еще на полгода.

С начала конкурсного производства руководитель отстраняется от дел, на его место приходит конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом. Он проводит всю работу с учетом интересов участников, изучает бухгалтерию фирмы, а также руководит всеми ценностями должника. Работу контролирует комитет кредиторов.

Процедура подразумевает определение конкурсной массы на начальном этапе. Здесь в ход идет имущество, принадлежащее предприятию. Не учитываются предметы во владении должника, а также арендованные площади и прочее оборудование, находящееся на хранении.

Конкурсный управляющий должен обозначить сроки проведения аукционов, которые рассматриваются и утверждаются собранием или комитетом кредиторов. Торги проводятся открытые в соответствии с действующим законодательством. Для перечисления денежных средств от покупателей конкурсный управляющий предоставляет один лицевой счет.

Во время проведения торгов определяются требования со стороны кредиторов. По окончании продаж составляется промежуточный баланс с предоставлением информации о сумме проданного имущества и вырученных денежных средств с требованиями от кредиторов.

Если у должника не хватает средств для расчета со всеми кредиторами и участниками, значит, суммы рассчитываются в пропорциональном отношении к предъявленным требованиям. Если после расчета со всеми у должника остаются денежные средства, они переходят к собственнику или учредителю.

Проведенную работу конкурсный управляющий представляет арбитражному суду в виде отчета и документации о перечисленных денежных средствах. Здесь же прилагаются требования со стороны кредиторов и их выполнение. На основании проделанной работы, арбитражный суд выносит вердикт о банкротстве должника.

В течение 10 дней конкурсный управляющий предъявляет решение суда в , где вносится запись о ликвидации юридического лица. На этом этап конкурсного производства считается закрытым.

Дополнительные меры

Следует рассмотреть иные «варианты» банкротства, которые также предусмотрены законодательно и могут быть более выгодны должнику, нежели полная ликвидация.

Внесудебные решения

Должник может воспользоваться возможностью проведения внесудебной процедуры банкротства, на основании которой между должником и кредитором определяется договоренность о продлении со стороны должника дальнейшей предпринимательской деятельности или его ликвидации. Здесь же можно определиться с отсрочкой платежей по обязательствам перед кредитором, чем часто пользуются индивидуальные предприниматели.

Перед утверждением договоренностей кредиторы с должником проводят полный анализ о возможной платежеспособности в дальнейшем. Если же обнаруживается неплатежеспособность, подписывается соглашение о ликвидации и начинается соответствующая процедура на основании ГПК РФ.

Проводится под контролем совета кредиторов, но без обращения в арбитражный суд. На собрании проводится опубликование извещения, назначение арбитражного управляющего.

Завершение ликвидации компании датируется днем исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Если же собственник не согласен о проведении подобных операций, он может обратиться в арбитражный суд.

Мировое соглашение

Кредитор и должник могут подписать , что также регулируется законодательно и арбитражным судом. Мировое соглашение составляется по правилам, где необходимо в точности указать сроки и правила выполнения обязательств со стороны должника. Также прописываются измененные условия погашения долга.

Требования кредиторов указываются одинаково, но могут осуществляться в разных эквивалентах. Имущественные требования одного кредитора не должны выступать преимущественно над денежными требованиями другого кредитора.

Этапы подписания мирового соглашения включают:

  • принятие решения должниками;
  • согласование требований и обязательств на собрании кредиторов;
  • составление и подписание договора;
  • рассмотрение намерений судом.

В определенных ситуациях арбитражный суд может отказать в мировом соглашении. В основном это происходит вследствие нарушений законодательной базы или неравномерном распределении обязательств должника между кредиторами. В случае отказа может подаваться заявление на признание неплатежеспособности или приниматься иное решение проблем.

Преимуществ у мирового соглашения много. Во-первых, договоренность между кредиторами и должником – это лучший выход для выплаты долгов, которые не могут осуществиться в ближайшее время. Во-вторых, должнику не потребуется оплачивать расходы по процессу о признании неплатежеспособности.

Недостатки и сложности

Примерно треть дел, которые рассматриваются арбитражным судом – это дела о банкротстве. Кто-то пытается таким образом уйти от долгов, для других – это единственный шанс покрыть задолженности и начать новую предпринимательскую деятельность. Что нужно, чтобы стать банкротом? Каков порядок рассмотрения подобных дел, и какой суд рассматривает?

Понятие

Банкротство – это невозможность субъекта экономической деятельности выплачивать долги в течение 3-ёх месяцев . Речь идёт как о юридических лицах, так и гражданах и индивидуальных предпринимателей.

Сумма требований кредиторов к должнику не могут быть меньше:

  • 100 тысяч рублей для юридических лиц;
  • 10 тысяч рублей – для граждан и ИП.

Должник не может оплатить все свои обязательные платежи в течение последних 3-ёх месяцев. Только в этом случае можно подать на банкротство.

Чем регулируется

  1. Дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются по нормам . В этом законе было несколько статей, посвящённых банкротству граждан.
  2. С 01. 10. 2019 года вступил в силу . Теперь дела о финансовой несостоятельности физических лиц рассматриваются по нормам этого закона.

Участники дела

В порядке рассмотрения дела о банкротстве субъекта экономической деятельности участниками являются:

  • сам должник;
  • его кредиторы;
  • уполномоченные органы, которые имеют от него финансовые обязательства. Например, налоговики ;
  • арбитражный управляющий;
  • прокурор;

Видео: новое

Подача заявления

Подать заявление о банкротстве могут:

  • сам должник;
  • его кредиторы – другие юридические лица, органы государственного управления и уполномоченные органы;
  • работник или бывший работник, который имеет невыплаченную вовремя заработную плату;
  • другие лица, предусмотренные .

Другие документы

К заявлению о банкротстве можно приложить следующие документы, которые будут являться доказательством:

  • документы, которые подтверждают, что копии заявления были направлены всем лицам, участвующим в деле о банкротстве;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • учредительные документы должника;
  • копию свидетельство о госрегистрации его в качестве юридического лица или ИП;
  • список кредиторов, которые выдвигают требования к должнику;
  • бухгалтерский баланс за последний налоговый период;
  • отчёт оценщика о стоимости имущества должника;
  • другие документы согласно .

Основания для отказа в принятии

  1. Суд принимает заявление к рассмотрению, если совокупность требований к должнику превышает 300 тысяч рублей для юридических лиц и не менее 500 тысяч для гражданина.
  2. Эти требования не должны исполняться в течение 3-ёх месяцев с момента их возникновения.

В сказано, что основанием для отказа принятия судом заявления о банкротстве является:

  • нарушение норм ;
  • начало процедуры банкротства этого лица и введение одной из стадий этой процедуры.

Возбуждение дела о несостоятельности

Важным моментом в рассмотрении дела о банкротстве является именно возбуждение такого дела.

С какого момента

Момент возбуждения дела о банкротстве является дата вынесения судом определения о начале процедуры и начале процедуры наблюдения. Все задолженности, которые возникают после даты возбуждения дела, являются текущей задолженностью и погашаются в первую очередь.

Особенности

Суд должен вынести определение по заявлению о банкротстве в течение 5 рабочих дней после принятия данного заявления.

При наличии обстоятельств, суд может:

  • принять заявление и возбудить дело;
  • может оставить заявление без движения;
  • отказать заявителю в принятии заявления.

Существует 2 главных особенности возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве.

  • публичность. Установление факта несостоятельности влечёт за собой последствия для нескольких лиц;
  • защита прав самого должника или кредиторов.

Концовкой дела о банкротстве является не установление юридического факта, а урегулирование обособленного спора между сторонами, который возник вследствие того, что должник не погашает свою задолженность перед другими лицами.

Госпошлина

При подаче заявления о банкротстве, заявитель должен оплатить государственную пошлину. Квитанцию об оплате нужно приложить к самому заявлению.

Согласно , размер государственной пошлины для рассмотрения дела о банкротстве равен 6 тысяч рублей .

Правовые последствия

  1. Как только будет принято решение о признании должника финансового несостоятельным, он больше не может осуществлять свою предпринимательскую деятельность. Все его лицензии и специальные разрешения, которые ему были необходимы, становятся недействительными.
  2. Если банкротом оказался ИП, то он в течение последующего года больше не сможет открыть ИП. Кроме этого, он может потерять часть своего имущества, как гражданина, если ему не хватит имущества ИП для погашения долгов.

    Кроме того, ИП лишается своего предприятия. После вынесения судом решения, оформляется исполнительный лист, на основании которого и открывается исполнительное производство.

  3. То же само ожидает и акционеров ЗАО – если имущества предприятия не хватит для погашения долгов, то акционеры будут субсидиарно отвечать своим имуществом.

Объявить себя банкротом можно только 1 раз ! Это касается и юридических лиц, и физических лиц, и ИП.

Стороны могут на любой стадии заключить мировое соглашение. Если до того момента как суд вынесет определение о признании должника банкротом, должник полностью рассчитается со всеми своими кредиторами (то есть заплатит им отступные), то дело о его несостоятельности будет закрыто. То есть, он не будет объявлен банкротом, и к нему не будут применяться правовые последствия этого шага.

Вопросы

Существует множество вопросов у всех участников дела о банкротстве, ответы на которые необходимо знать.

Судебная практика

Суд внимательно рассматривает дела о банкротстве, как граждан, так и юридических дел. В последнее время участились случаи фиктивного или преднамеренного банкротства.

В любое время стороны могут заключить между собой мировое соглашение. Это соглашение предоставляется суду, который и прекращает производство по делу.

Так, Арбитражный суд г. Санкт – Петербурга и Ленинградской области вынес определение о прекращении процедуры наблюдения и закрытии дела о несостоятельности, так как должник полностью погасил задолженность перед заявителем.

Взаимное влияние судебных дел при банкротстве

На одного и того же должника не может быть возбуждено сразу несколько дел о банкротстве от разных заявителей.
Как только суд примет решение о возбуждении дела и начале стадии наблюдения, все кредиторы, которые будут выявлены и будут оповещены.

  1. Если они захотят стребовать с должника свои деньги, они должны попасть в список конкурсных кредиторов.
  2. Если же произошло, что одновременно в нескольких судах было открыто дело о несостоятельности, то произойдёт объединение дел в одно.

Подведомственность

Каким судом рассматриваются дела о несостоятельности? Как сказано в , дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника.

Срок рассмотрения дела – примерно 7 месяцев , но может затянуться и на более длительный срок.

Апелляционная жалоба

Одна из сторон дела о банкротстве имеет право подать жалобу в вышестоящий суд, если она не согласна с вынесенным решением.

Апелляционная жалоба подаётся в течение 10 дней после вынесения судом определения о завершении конкурсного производства и признании должника банкротом.

Кроме жалобы можно подать и отзыв. Но это делается когда придёт оповещение о начале процедуры.

Правопреемство в деле

В случае если кредитор выбывает из процесса о несостоятельности, то по его заявлению может произойти замена кредитора. Сделать это можно на любой стадии. Как вступить в дело о банкротстве по правопреемству?

Вступление в дело о банкротстве возможно в течение 2-ух месяцев с момента оповещения всех предполагаемых кредиторов о начале процедуры.

Прокурорские проверки

На любой стадии банкротства, могут быть произведены прокурорские проверки. Делается это для контроля над финансовой и экономической деятельностью предполагаемого банкрота, а также выявления признаком преднамеренного или фиктивного банкротства.

Прокурор проводит законное сопровождение процедуры. На любой стадии может быть возбуждено уголовное дело по факту мошенничества.

Срок исковой давности

К делу о банкротстве применяется общегражданский срок исковой давности. Согласно – срок исковой давности составляет 3 года . То есть кредиторы могут предъявлять свои требования к должнику за долги не далее чем 3-ёхлетней давности.

Исковая давность начинается с того момента, как кредитор узнал о его нарушенном праве. В договоре должно быть указана, с какого момента возникает задолженность. Именно с этой даты и начинается отсчёт исковой давности.

Если на исполнение обязательств должника требуется какое-то время, то 3 года необходимо отсчитывать именно с момента окончания этого периода. Стоит помнить, что срок исковой давности не может быть более 10 лет с момента возникновения обязательства.

Заключение

Дел о банкротстве – это довольно длительный процесс! Стоит запастись терпением не только самому должнику, но и его кредиторам. Если у должника не хватит имущества для погашения долгов, то кредиторы останутся не с чем!