Домой / Мелочи недвижимости / Причины и источники чс. Источники возникновения чрезвычайных ситуаций. Характеристика стихийных бедствий. Причины возникновения ЧС подразделяются на

Причины и источники чс. Источники возникновения чрезвычайных ситуаций. Характеристика стихийных бедствий. Причины возникновения ЧС подразделяются на

1. Основные понятия и классификация ЧС

2. ЧС техногенного характера

3. ЧС природного характера

4. ЧС биолого-социального характера

1. Основные понятия и классификация ЧС

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние, при котором в ре­зультате возникновения источника ЧС на объекте, определенной тер­ритории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и дея­тельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, объектам экономики и окружающей при­родной среде.

Источник ЧС - опасное природное явление, авария, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйствен­ных растений и животных, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

ЧС классифицируются на природ­ные, техногенные, военные и биолого-социальные.

Природные и техногенные ЧС в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 000 от 13.9.1996 г. классифицируются по мас­штабам.

Классификация природных и техногенных ЧС по масштабам

Наименование ЧС

Кол-во постра­давших, чел.

Нарушены условия жизнедея­тельности, чел

Размер матер, ущерба, МРОТ.

Границы действия ПФ

Локальные

В границах объекта

Город, район

Территориаль­ные

5001-0,5 млн.

В пределах субъекта РФ

Региональные

В пределах двух субъек­тов РФ

Федеральные

Более 5 млн.

ЗонаЧС выходит за. пределы двух субъектов РФ

Трансграничные

Зона ЧС выходит за пределы РФ, либо зарубежные ЧС затрагивают территорию РФ

2. ЧС техногенного характера

Основными источниками техногенных ЧС являются потенциаль­но опасные объекты (ПОО). К ПОО относятся объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биоло­гические вещества, создающие реальную угрозу возникновению ис­точника ЧС.

Радиационноопасные объекты (РОО)

РОО - объект, на котором перерабатывают, используют, транс­портируют радиоактивные вещества (РВ), при аварии, на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излуче­нием или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей при­родной среды.

Несмотря на принимаемые технические и организационные меры, полностью избежать аварий на радиационно-опасных объектах, преж­де всего на АЭС пока не удается.

Радиационная авария (РА) - авария на радиационно-опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуата­ции. РА могут начинаться и сопровождаться тепловыми взрывами и пожарами. Ядерные взрывы на АЭС практически исключены.

3. ЧС природного характера

Опасные природные явления (ОПЯ) и процессы являются источ­никами природных ЧС.

Опасные природные явления - это:

· опасные геологические процессы (землетрясения, вулканические извержения, оползни, карсты...);

· опасные гидрологические явления и процессы (подтопление, цу­нами, сели, наводнения, заторы...);

· опасные метеорологические явления и процессы (ураганы, штор­мы, смерчи, бури и т. п.);

· природные пожары (пожары ландшафтные, степные, лесные).

Опасные геологические процессы

Землетрясения - сейсмические явления, возникающие в ре­зультате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верх­ней части мантии, передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний и приводящие к разрушению зданий, сооруже­ний, пожарам и человеческим жертвам. (Или - Землетрясение - это колебания земной поверхности при прохождении волн (толч­ков) от подземного источника энергии).

Оползни - скользящие смещения на более низкий уровень части горных пород. Основной причиной их возникновения является избы­точное насыщение подземными водами глинистых пород и крутизна скатов (20° и более). Оползни большей частью бывают на открытых, не заросших лесом скатах.

Опасные гидрологические процессы и явления

Наводнение - временное затопление значительной части суши в результате подъема уровня воды в водоемах выше обычного (выше ор­динара).

Причины наводнений - обильные осадки, дожди, интенсивное таяние снегов, образование заторов и зажоров льда, разрушение дамб и плотин, большие морские приливы, сильный нагонный ветер на мор­ских побережьях и устьях рек, впадающих в море (заливы), цунами и др. Из 1000 наводнений 100 - с катастрофическими последствиями.

Сель - это внезапно формирующийся в руслах горных рек вре­менный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов. Причина возникновения - интенсивные и про­должительные ливни, быстрое таяние снегов или ледников.

Опасные метеорологические явления ц процессы

Ураганы, штормы и смерчи представляют собой чрезвычайно бы­строе и сильное, нередко большой разрушительной силы и значитель­ной продолжительности движение воздуха.

Смерч (торнадо) - восходящий вихрь быстро вращающегося воздуха, имеющий вид темной воронки с вертикальной, иногда изо­гнутой осью вращения. Во внутренней полости смерча давление все­гда пониженное, поэтому туда засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути его движения.

Природные пожары

В понятие природные пожары входят лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых. К наиболее распространенным природным явлениям, приводящим к уничтожению лесных массивов и других материальных ценностей, а порой и человеческим жертвам, относятся лесные пожа­ры.

4. ЧС биолого-социального характера

Биолого-сгоциальные ЧС - состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной ЧС на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произраста­ния растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйствен­ных животных и растений.

Источником биолого-социальной ЧС является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохо­зяйственных животных и растений, в результате которой на опреде­лённой территории произошла или может возникнуть биолого-социальная ЧС."

При возникновении биолого-социальной ЧС могут вводиться ли­бо карантин, либо обсервация.

Карантин - это система различных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспе­чение локализации эпидемического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию.

Обсервация - это режимно-ограничительные мероприятия с ог­раничением перемещения людей и животных во всех сопредельных с карантином образованиях.

Эпидемия - массовое, прогрессирующее во времени и простран­стве в пределах определенного региона распространение инфекцион­ной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируе­мый на данной территории в определенный промежуток времени.

Эпизоотия - болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных.

Чума свиней, бруцеллез крупного рогатого скота и др. - это осо­бо опасные заболевания, являются общими для человека и животных.

Эпифитотия - заболевание растений и/или резкое увеличение численности вредителей растений.

Заболевания растений - фитофтороз картофеля, ржавчина и фу-зариоз зерновых, мучнистая роса, различные виды пятнистостей.

Вредители растений - колорадский жук, саранча, луговой моты­лек, вредная черепашка.

Катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики. Крупнейшие аварии, катастрофы и стихийные бедствия, имевшие место в последние десятилетия в России и за рубежом, унесли сотни тысяч человеческих жизней, причинили большой и часто невосполнимый ущерб окружающей среде. Прямые экономические потери и затраты на ликвидацию их последствий достигают десятков и сотен миллиардов долларов.

В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” под чрезвычайной ситуацией и характера понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Наносимый чрезвычайными ситуациями вред выражается через последствия природного и техногенного бедствия, являющегося источником чрезвычайной ситуации.

Источник чрезвычайной ситуации — опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Потери и ущерб

Главными составными частями, учитывающими тяжесть последствий, являются потери и ущерб. Потери — это выход из строя людей ввиду гибели, ранений, травм, болезней. Ежегодно в России в различного рода авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.

Ущерб отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки , упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий. Ежегодный прямой экономический ущерб оценивается в России в 4-5% от и может достигать 10%. Прогнозируемый рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций различного характера будет вести к увеличению ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития. В связи с этим в стране деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций приобрела общенациональную значимость, поднялась на уровень государственной политики и является одной из сфер национальной безопасности страны. Необходимость противодействовать чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера обусловлена наличием соответствующих опасностей.

Опасностью в чрезвычайной ситуации называется состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, т. е. на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, тех или иных поражающих факторов, а также от уязвимости и защищенности самого опасного объекта от внешних опасностей.

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации — составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающие воздействия, оказываемые при чрезвычайных ситуациях, могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, радиационный, биологический.

Механическое воздействие

При механическом воздействии в результате действия кинетической энергии возникают разрушения или повреждения биологических организмов, материальных объектов, природных ландшафтов. Это наиболее распространенный вид воздействия при природных и техногенных бедствиях. Примерами поражающих факторов механического характера могут быть воздушная и гидродинамическая ударная волна и потоки, сейсмические толчки, воздействие масс породы и снега, падающих конструкций, разлетающихся осколков и т. п.

Тепловое воздействие

При тепловом воздействии происходят воспламенение, сгорание, обугливание, ожоги, удушение продуктами сгорания. Основные поражающие факторы при этом — пламя, высокие температуры и отравляющее действие продуктов сгорания.

Радиационное воздействие

Следствиями радиационного воздействия являются ионизация клеточных структур организмов, лучевая болезнь, другие, в том числе генетические изменения в тканях, радиоактивное загрязнение различных объектов и природной среды. Основной поражающий фактор при радиационном воздействии — ионизирующее излучение.

Химическое воздействие

Химическое воздействие вызывает отравление и ожоги организмов, заражение суши, воды и воздуха, различных материальных объектов, в том числе, продуктов питания, сельскохозяйственного сырья и фуража, а также долговременные нарушения в органах и системах организмов. Основным поражающим фактором при этом является отравляющее действие аварийно химически опасных веществ.

Классификация чрезвычайных ситуаций

По источникам возникновения чрезвычайные ситуации делятся на , и биолого-социальные . В свою очередь природные, техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Эти классификации важны для практических целей и служат основой при определении общего содержания и объема мер по противодействию различным опасным явлениям и событиям, планировании деятельности в этой области и т. д.

На основе приведенных классификаций ведется статистика чрезвычайных ситуаций, которая используется для оценки общей обстановки на территории Российской Федерации по природных и техногенным угрозам, а также выявляются тенденции ее возможного развития.

По данным МЧС, в нашей стране ежегодно происходит 300- 350 стихийных бедствий и свыше 600 техногенных аварий. В последние годы количество и масштабы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны.

Классификация ЧС по масштабам

Класс (уровень) ЧС

Пострадало, чел.

Нарушены условия жизни, чел.

Материальный ущерб, тыс. МРОТ руб.

Граница действия поражающих факторов в пределах

Объективные (локальные)

1 объекта

Района, города, населенного пункта

Территориальные

Субъекта РФ

Региональные

Двух субъектов РФ

Федеральные

Более 5 000

Более двух субъектов РФ

Трансграничные

За пределами РФ

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

К ЧС локального характера относятся ЧС, в результате которых территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

ЧС муниципального характера — те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

К ЧС межмуниципального характера относятся ЧС, в результате ко торых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рулей.

ЧС регионального характера — те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.

К ЧС федерального характера относятся ЧС, в результате которых количес тво пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы РВ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной срсды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС — события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.

Антропогенные ЧС - следствия ошибочных действий людей.

По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного времени и военного времени.

Для ЧС военного времени в нормативной и методической литературе используется выражение «ЧС от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий».

По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и др.).

Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.

Основные причины возникновения ЧС:

  • внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, просктно-коисгрукторскис недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
  • внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических продуктов, терроризм, войны.

Характер развития ЧС. Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.

Условия возникновения ЧС: наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, РВ); действия фактора риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития ЧС различного характера показывает на их общую черту — стадийность. В интересах профилактики целесообразно выделить пять стадий развития аварий и чрезвычайных ситуаций:

  • накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;
  • период развития катастрофы;
  • экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;
  • период затухания;
  • период ликвидации последствий.

В целом па развитие государства ЧС оказывают тормозящее действие: происходит потеря ресурсов, используемых на социальное и экономическое развитие; в зависимости от масштабов текущие программы развития могут быть прерваны с целью перевода ресурсов из долгосрочных программ па программы по ликвидации последствий ЧС и осуществление программ реконструкции; ухудшаегся инвестиционная картина, возможен рост безработицы и спад рыночного спроса в регионе ЧС, что ведет к стагнации экономики; оказывает негативное влияние на частный сектор экономики, который несет при этом как прямые, так и косвенные убытки.

ЧС и их источники

Чрезвычайная ситуация -- это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью населения и окружающей природной среде, нарушение условий жизнедеятельности людей.

Классификация ЧС по происхождению:

природные;

техногенные;

биолого-социальные;

Классификация ЧС по масштабам:

локальные;

территориальные;

региональные;

федеральные;

трансграничные.

К локальной относится ЧС, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо ущерб составил не более 1 тыс. МРОТ, и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта.

К местной относится ЧС, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ, и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. МРОТ, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной относится ЧС, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. МРОТ, и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ, и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

По происхождению чрезвычайные ситуации классифицируются на природные, техногенные, военные и биолого-социальные.

Источник ЧС это событие происшедшее в результате наступления которого может произойти ЧС:

опасное природное явление;

опасное техногенное происшествие;

инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных растений и животных;

применение современных средств поражения.

Опасность в ЧС -- событие, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов воздействия источника ЧС на объекты защиты (население, объекты народного хозяйства, окружающая природная среда) в зоне ЧС.

Безопасность в ЧС -- состояние защищенности объектов защиты от опасности в ЧС.

Безопасность в ЧС различают:

По видам: промышленная, радиационная, химическая, экологическая, пожарная, биологическая, сейсмическая;

по объектам защиты;

по основным источникам.

Обеспечение безопасности в ЧС -- совокупность комплексных действий:

Соблюдение правовых норм (юридические акты);

выполнение экологозащитных норм и правил (нормативно-технические документы);

проведение комплекса организационных, экономических, экологических специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты объектов от опасности в ЧС;

предотвращение ЧС -- комплекс правовых, организационных, экологических и инженерно-технических мероприятий, направленных на организацию наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов и окружающей среды, прогнозирование и профилактику возникновения ЧС, подготовку к ЧС.

Техногенные ЧС и их источники. Безопасность в техногенных чрезвычайных ситуациях

Техногенная ЧС - состояние объекта, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС:

нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей;

возникает угроза их жизни и здоровью;

наносится ущерб.

Техногенные ЧС различают:

по месту возникновения;

по характеру основных поражающих факторов.

Источник техногенной ЧС -- опасное техногенное происшествие в результате которого на объекте произошла техногенная ЧС:

аварии на промышленных объектах или транспорте;

пожары и взрывы;

Неконтролируемое высвобождение различных видов энергии.

Поражающие факторы -- составляющие опасного происшествия, характеризуются физическими, химическими, биологическими действиями или проявлениями.

Авария -- опасное техногенное происшествие, создающее на объекте угрозу жизни и здоровью людей и приводящее:

к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных путей;

нарушению производственного процесса;

нанесению ущерба окружающей природной среде.

Виды аварий:

промышленные;

транспортные;

химические;

радиационные;

биологические;

Катастрофа -- крупная авария с человеческими жертвами.

Потенциально опасный объект -- объект, на котором производят, перерабатывают, используют, хранят, транспортируют радиоактивные, химические, опасные биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

Промышленная безопасность в ЧС -- состояние защищенности населения, производственного персонала, объектов народного хозяйства, окружающей природной среды от опасностей, возникающих при промышленных авариях и катастрофах в зонах с ЧС.

Обеспечение промышленной безопасности -- комплекс действий, направленный:

на соблюдение правовых норм;

выполнение экологозащитных требований и правил;

проведение комплекса организационых и инженерно-технических мероприятий, обеспечивающих предотвращение промышленных аварий и катастроф в зонах с ЧС.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые "Чрезвычайные Ситуации" (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит, растёт число жертв и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту, в армии и т.д. Но наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример - Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.

1. Понятие чрезвычайной ситуации и их характеристики

В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

Чрезвычайная ситуация -- это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.

Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего происходит или может произойти ЧС.

Всякому чрезвычайному событию предшествует те или иные отклонения от нормального хода какого-либо процесса. Характер развития события и его последствия определяются дестабилизирующими факторами различного происхождения. Это может быть и природное, антропогенное социальное или иное воздействие нарушающее функционирование системы.

В каждом конкретном случае ЧС обусловливается оперативной обстановкой. Оперативная обстановка в районе чрезвычайной ситуации - это характеристика зоны ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о ее состоянии, поступивших для нее требуемых ресурсах, проведенных работах, а также о различного рода внешних факторах, относящихся к данному событию. Целесообразно также оценивать обстановку на той или иной территории, где существует угроза возникновения ЧС.

В понятийном аппарате чрезвычайных ситуаций важное место занимают термины "авария", "катастрофа", "бедствие".

Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Производственная или транспортная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

2. Классификация чрезвычайных ситуаций

Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным прежде всего могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др. Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

В частности, можно построить классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС, масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровням привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

Чрезвычайные события, лежащие в основе ЧС, в свою очередь можно классифицировать (систематизировать) по сущности и характеру базовых явлений и процессов, важнейшим признакам проявления (типам и видам); характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т.д.); месту возникновения или принадлежности; основным причинам возникновения (конструктивные, производственные, эксплуатационные, погодные, геофизические и др.); интенсивности протекания; масштабам воздействия (поражения); характеру воздействия на основные объекты поражения (разрушение, заражение, затопление и др.); содержанию и характеру последствий; долговременности и обратимости последствий и т.д.

Для практических нужд общую классификацию ЧС лучше всего построить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий. Она будет наиболее обобщающей, так как раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях и в значительной мере определяющих складывающиеся ЧС.

Важной является также классификация, построенная по масштабу распространения чрезвычайных событий. При этом следует иметь в виду, что учитываются не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. Это, скажем, тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС порой может быть огромной и трагичной.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих Факторов чрезвычайных, ситуаций.

Так вот, по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные, объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

К локальной (частной) относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия. жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб. составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы, квартиры. Объектовые ограничиваются пределами производственного или иного объекта и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами (в том числе силами специализированных формирований).

К местной - относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района, области, края, республики и устраняются их силами, средствами и другими ресурсами.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., по не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуаций и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0.5 млн.. но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ЧС распространяется на несколько областей (краев, республик) или экономических районов. Для ликвидации их последствий нужны объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил, средств и ресурсов.

К федеральной (национальной) относится чрезвычайная ситуация в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает обширную территорию страны, но не выходит за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи.

К трансграничной (глобальной) относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить на внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.), с быстро (пожары, выброс газообразных СДЯВ гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.), умеренно (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.) и медленно распространяющейся опасностью (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.).

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. авария поражающий стихийный

Имеется пять фаз развития ЧС:

1. накопление отклонений;

2. инициирование ЧС;

3. процесс ЧС;

4. действие остаточных факторов;

5. ликвидация ЧС.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1.1. Транспортные аварии (катастрофы):

Аварии товарных поездов;

Аварии пассажирских поездов, поездов метрополитенов;

Аварии речных и морских грузовых судов;

Аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов:

Авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах;

Авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов;

Аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы);

Аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях;

Аварии на магистральных трубопроводах.

1.2. Пожары, взрывы, угроза взрывов:

Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

Пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;

Пожары (взрывы) на транспорте;

Пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;

Пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения;

Пожары (взрывы) на химически опасных объектах;

Пожары (взрывы) на радиационно-опасных объектах;

Обнаружение неразорвавшихся боеприпасов;

Утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).

1.3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ:

Аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);

Аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;

Образование и распространение ХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

Аварии с химическими боеприпасами; утрата источников ХОВ.

1.4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:

Аварии на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ;

Аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла;

Аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом РВ на борту;

Аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;

Аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

Утрата радиоактивных источников.

1.5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ:

Аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях);

Аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;

Утрата БОВ.

1.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений:

Обрушение элементов транспортных коммуникаций;

Обрушение производственных зданий и сооружений;

Обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.

1.7. Аварии на электроэнергетических системах:

Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

Аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий;

Выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

1.8. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения:

Аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

Аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;

Аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

Аварии на коммунальных газопроводах.

1.9. Аварии на очистных сооружениях:

Аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

Аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

1.10. Гидродинамические аварии:

Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений:

Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием прорывного паводка;

Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

2.1. Геофизические опасные явления:

Землетрясения;

извержение вулканов.

2.2. Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):

Оползни;

Обвалы, осыпи;

Склоновый смыв;

Просадка лессовых пород;

Просадка (провал) земной поверхности в результате карста;

Абразия, эрозия;

Пыльные бури.

2.3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

Бури (9-11 баллов):

Ураганы (12-15 баллов):

Смерчи, торнадо;

Вертикальные вихри;

Крупный град;

Сильный дождь (ливень);

Сильный снегопад;

Сильный гололед;

Сильный мороз;

Сильная метель;

Сильная жара;

Сильный туман;

Суховей;

Заморозки.

2.4. Морские гидрологические опасные явления:

Тропические циклоны (тайфуны);

сильное волнение (5 баллов и более);

Сильное колебание уровня моря;

Сильный тягун в портах;

Ранний ледяной покров и припай;

Напор льдов, интенсивный дрейф льдов;

Непроходимый (труднопроходимый) лед;

Обледенение судов и портовых сооружений;

Отрыв прибрежных льдов.

3. Поражающие факторы в результате воздействия КО

Поражающие факторы и их энергетика в каждом конкретном случае зависят от вида катастрофы, а также от места падения космического объекта, Они в значительной степени схожи с поражающими факторами, характерными для ядерного оружия (за исключением радиологических).

Ударная волна:

Воздушная - вызывает разрушения зданий и сооружений, коммуникаций, линий связи, повреждения транспортных магистралей, поражения людей, флоры и фауны;

В воде - разрушения и повреждения гидросооружений, надводных и подводных судов, частичные поражения морской флоры и фауны (в месте катастрофы), а также стихийные природные явления (цунами), приводящие к разрушениям в прибрежных районах;

В грунте - явления, аналогичные землетрясениям (разрушения зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, линий связи, транспортных магистралей, гибель и поражения людей, флоры и фауны).

Световое излучение приводит к уничтожению материальных ценностей, возникновению различных атмосферно-климатических эффектов, гибели и поражению людей, флоры и фауны.

Электромагнитный импульс оказывает воздействие на электрическую и электронную аппаратуру, повреждает системы связи, теле- и радиовещания и др.

Атмосферное электричество - последствия поражающего фактора аналогичны воздействию молний.

Отравляющие вещества - это возникновение загазованности атмосферы в районе катастрофы в основном окислами азота и его ядовитыми соединениями.

Аэрозольное загрязнение атмосферы - эффект этого подобен пыльным бурям, а при больших масштабах катастрофы может привести к изменению климатических условий на Земле.

Вторичные поражающие факторы появляются в результате разрушения атомных электростанций, плотин, химических заводов, складов различного назначения, хранилищ радиоактивных отходов и т.п.

Заключение

Чрезвычайные ситуации, как правило, затрагивают большие массы населения на обширных территориях, и велика вероятность появления большого числа пораженных, нуждающихся в экстренной помощи. В этой ситуации предотвращению жертв может способствовать только комплекс мероприятий по медицинской защите населения, включающий в себя лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. При этом эти мероприятия должны выполняться в максимально сжатые сроки и специальными, профессионально подготовленными формированиями, которыми и являются формирования медицинской службы гражданской обороны. Но кроме этого большую роль в оказании помощи пострадавшим играет само население пораженных территорий (само- и взаимопомощь), поэтому возрастает необходимость в обучении населения основам гражданской обороны.

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое.

Все указанные причины ЧС могут существовать как отдельно, так и быть связанными друг с другом, а также дополнять друг друга.

Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций.

Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Виды и характеристика стихийных бедствий - чрезвычайных ситуаций природного характера. Последствия землетрясений, извержений вулканов, селей, оползней, наводнений, засух, ураганов, пожаров и других бедствий. Методы прогнозирования стихийных бедствий.

    реферат , добавлен 07.04.2013

    Виды чрезвычайных ситуаций природного характера, характеристика стихийных бедствий. Виды наводнений в зависимости от причин возникновения и проявления. Наиболее известные пожары. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в чрезвычайных ситуациях.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Классификация чрезвычайных ситуаций. Краткая характеристика аварий и катастроф, характерных для Республики Беларусь. Аварии на химически опасных, пожаро- и взрывоопасных объектах. Обзор стихийных бедствий. Возможные чрезвычайные ситуации для г. Минска.

    реферат , добавлен 05.04.2015

    Работы по ликвидации производственных аварий и стихийных бедствий. Разведка очага поражения. Организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка людей. Организация первой медицинской помощи.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2009

    Виды стихийных бедствий. Основные повреждающие факторы при стихийных бедствиях. Защита человека при стихийных бедствиях. Доврачебная помощь при стихийных бедствиях. Мероприятия по защите населения при стихийных бедствиях. Культура безопасности.

    реферат , добавлен 10.02.2008

    Возможные эпидемические последствия стихийных бедствий по причине резкого ухудшения социальных условий жизни и быта. Противоэпидемическая защита населения в районах чрезвычайных ситуаций. Организация противоэпидемического режима, разработка мероприятий.

    презентация , добавлен 25.06.2015

    Виды стихийных бедствий: землетрясения, сейсмические волны. Измерение силы и воздействий землетрясений. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Оказание первой медицинской помощи. Способы транспортировки пострадавших из заваленных помещений разрушенных зданий.

    реферат , добавлен 22.12.2014

    Виды и характеристики стихийных бедствий. Защита человека от стихийных бедствий. Мероприятия по защите населения при стихийных бедствиях. Как улучшить защиту населения и территорий при чрезвычайных ситуациях? Культура безопасности.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2007

    Последствия стихийных бедствий. Землетрясения, наводнения, оползни, обвалы, засухи, ураганы, бури. Аварии на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности. Физическая сущность, причины возникновения и характер развития чрезвычайных ситуаций.

    реферат , добавлен 16.11.2009

    Виды и характеристики стихийных бедствий. Защита человека от стихийных бедствий. Мероприятия по защите населения при стихийных бедствиях. Меры по улучшению защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях.

1. Все Потенциально Опасные Промышленные Объекты

2. Транспорт

3. ТЭС

4. Инфекционные заболевания

5. пожары и взрывы

6. Природные катаклизмы

Причины ЧС:

1. устаревшие здания, оборудование, вооружение

2. недостаток средств (на предотвращение и защиту)

3. уменьшение ответственности руководителей всех уровней

4. слабая подготовка и знания населения.

5. слабая законодательная база, безнаказанность исполнительной власти.

6. недостаточная организованность населения (энертность)

7. глубинные социальные преобразования

Пути предупреждения:

1. Выявление и учет всех потенциально опасных источников и объектов

2. прогнозирование возможных ЧС

3. образование и всестороннее развитие населения.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь (или влекут) человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Авария - происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, влечет разрушение сооружений, а в результате и нарушение нормальной деятельности.

Катастрофа - крупная авария или стихийное бедствие, повлекшее человеческие жертвы.

_______________________________________________________________________________________________________________

Тема 2. Единая Государственная (Российская) система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Вопросы:

1. Государственная политика в области защиты населения от ЧС

2. Назначение и задачи РСЧС

3. Состав и структура РСЧС

4. Режимы функционирования РСЧС

Основная Литература:

1. Федеральный закон о защите населения и территории от ЧС №68-ФЗ от 21 декабря 1994 (полномочия и ответственность руководителей всех уровней, обязанности граждан)

2. Постановление Правительства РФ №1113 от 5 ноября 1995 (понятия и требования в законе, утверждение ПОЛОЖЕНИЯ О РСЧС, со всей структурой)

3. Постановление Правительства РФ №794 от 30 декабря 2003 (уточнение ПОЛОЖЕНИЯ РСЧС (об объединении гражданской обороны и противопожарной защиты))

ЗАДАНИЕ: ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ - заучить.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года Глава IV. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка. 2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основная обязанность государства - гарантии безопасности человека и населения.



Этой проблемой занимались усиленно с начала применения Химического Оружия в Первую мировую войну.

Этапы становления Государственной политики:

I этап: Советское время. (Угроза новой войны)

1931 год - 1961 год - Местная Противовоздушная Оборона (МПВО) - первая гражданская структура, функционирующая и в военное и мирное время.

II этап: После второй мировой войны. (Новые виды оружия, начало работы Атомные ЭС (гражданские - уже не способны обеспечить безопасность ->))

1961 год - 1991 год - Гражданская оборона - военная организация (в условиях ракето-ядерной войны и мирное время (химия))

1972 год - Международная Организация Гражданской Обороны

III этап:

1991 год - н.в. - Министерство Чрезвычайных Ситуаций (по делам Гражданской Обороны, Чрезвычайным ситуациям и противопожарной защите)

Огромное число чрезвычайных ситуаций - одно министерство не способно справиться => РСЧС

Любая система (в т.ч. РСЧС) представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем и элементов на различных иерархических уровнях (от федеративных до локальных), предназначенных для решения определенных задач.

Основные задачи РСЧС:

1. Разработка и реализация Правовых и Экономических норм, связанных с обеспечением безопасности. (Защитить участников ликвидации и наказать тех, кто приводит к неоправд. потерям)

2. Разработка и реализация Целевых и Научнотехнических программ, направленных на предупреждение ЧС. (на 130 месте по обеспечению безопасности, страна - развивающаяся (как третьего мира), низкий уровень образования)

3. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств действием ЧС. (Кадры, техника..)

4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации о ЧС. (Увеличение эффективности мер, сохранение секретности информации особой важности)

5. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.

6. Подготовка населения к действиям в ЧС.

7. Создание необходимых материальных и финансовых резервов. (По устранению последствий)

8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля за действиями всех органов управления по обеспечению безопасности.

9. Ликвидация ЧС.

10. Осуществление мер социальной защиты пострадавших (В правовом и материальном смысле)

11. Международное сотрудничество в области ЧС и защиты населения. (Обучение и обмен опытом, международные научные центры по изучению воздействия ЧС на среду...)

Состав и структура РСЧС:

Иерархические уровни Органы управления Силы и средства · Силы и средства быстрого реагирования · СИС Постоянной готовности: А) СИС Наблюдения и контроля (Все органы надзора на всех уровнях) Службы контроля учреждений и ведомств Наблюдения и лабораторного контроля Продовольствия Гидрометио Служба Служба Сейсмического наблюдения Ветеринарная служба Б) СИС Ликвидации ЧС (Постоянной готовности) Военизированные и нет подразделения противопожарной защиты Аварийноспасательные отряды Восстановительные бригады Медицинские формирования экстренной помощи Формирования ветеринарной экстренной помощи Специальные подразделения Министерства Обороны и МВД Специальные ведомственные и объектовые отряды Военизированные Горноспасатели · Внештатные формирования Связи, оповещения и обмена информации Резервы
Координирующие (Необходимо быстро действовать. Работают временно, на время ликвидации ЧС) Глава: первые лица Постоянного (Как любые бюджетные организации, время работы.. Но если ЧС, то дольше) Повседневного (Круглосуточно)
Федеральный Правительственные Комиссии по ЧС (КЧС) Глава: Премьер-Министр (или один из заместителей) МЧС (ГО, ЧС, ППЗ) Центральная Информационно-управляющая система при МЧС Федеральный резерв
Межрегиональный Межведомственные КЧС Глава: Руководитель региона источника ЧС (Губернатор, Министр). С других регионов – специалисты. Межрегиональные центры (ГО, ЧС, ППЗ) Центральный пункт управления при МЧС и дежурно диспетчерская служба ЦИУС РЦ Межрегиональный резерв
Региональный (территориальный) КЧС Субъектов (республика, область, край) Российской Федерации. МЧС или (Главные) управления по ЧС, Го, ППЗ Пункты управления и ДДС ИУС МЧС ТУ У Резерв субъектов федерации
Муниципальный (местный) КЧС Органов Местного Самоуправления Комитеты или отделы, Центры. ДДС или Дежурная служба Абонентские пункты Резерв органов местного самоуправления
Объектовый Объектовые КЧС Глава: руководитель (директор) Отделы, сектора, отдельные специалисты (по важности и опасности объекта) ЦПУ, или Дежурная служба Телефонная связь, телефон прямой связи Объектовый резерв
А В МГУ! (Местный уровень) КЧС Университета Центр по делам ГО, ЧС, ППЗ Дежурная служба (ГС, Хим, Физ, Военное) Телефонные, звуковые, посыльные, пп сигнализаторы Резерв факультета
Факультет (Объектовый) КЧС Факультета Глава: Декан

Направления развития РСЧС:

· Формирование унифицированного методического и программного обеспечения

· Автоматизация систем управления (Меньше времени на обработку и оповещение)

· Разделение сфер ответственности между центром, субъектами и местными органами (от перегрузок МЧС)

· Создание Национального Центра Управления в кризисных ситуациях

· Создание специальных гражданских формирований МЧС с разной специализацией

· Создание глобальной международной системы прогнозирования и борьбы со стихийными бедствиями.

Режимы функционирования РСЧС:

· В мирное время

Режим повседневной деятельности (подготовка специалистов, техники)

Режим повышенной готовности (обстановка ухудшается, создание КСЧ)

Чрезвычайный режим (работа на месте ЧС)

· При переходе на военное положение

-Режим единоначалия (Все действия – под командиром)

-Привлечение военных специалистов

-Создание запасных пунктов управления на всех уровнях

-Увеличение резервов, создание мобилизационных резервов

Режим повседневной готовности (все службы – наличие необходимых сил и средств)

Первоочередные мероприятия первой группы (ожидание команды к действию)

Второй группы – (полная готовность)

Общая готовность (выполнение)

ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРИТОРИИ