Домой / «Первичка / Конкурсное производство – завершающая стадия. Завершение конкурсного производства После завершения конкурсного производства

Конкурсное производство – завершающая стадия. Завершение конкурсного производства После завершения конкурсного производства

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан предоставить арбитражному суду отчет о результатах проведения конкурсного производства с приложением документов, подтверждающих продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и документы подтверждающие погашение требований кредиторов. Также управляющий должен обеспечить возможность ознакомления с отчетом любого из кредиторов.

В подавляющем большинстве случаев после удовлетворения требований кредиторов (не всех, а части) никакого имущества у должника не остается. В тоже время, практике известны ситуации, когда имущество, принадлежащее должнику, оставалось, но не могло быть реализовано на торгах, ни посредством заключения договора купли-продажи без проведения торгов.

В этом случае имущество может быть передано учредителям должника - юридического лица или собственнику имущества должника - унитарного предприятия. Такая передача происходит только при наличии заявления указанных лиц на имя конкурсного управляющего, т.е. исключительно в силу их волеизъявления.

Если такое заявление не поступает, то такое имущество подлежит передаче на баланс уполномоченного органа соответствующего муниципального образования. Для осуществления такой передачи конкурсный управляющий должен направить уполномоченному лицу уведомление о наличии, составе, расположении такого имущества.

С момента получения такого уведомления у соответствующего органа возникает обязанность принять имущество в течение месяца. По прошествии месяца уполномоченные органы соответствующего муниципального образования в силу закона начинают нести все расходы по содержанию этого имущества. После составления отчета о завершении конкурсного производства оно вступает в свою последнюю стадию. С этого момента конкурсный управляющий не принимает никаких требований кредиторов (до составления отчета поступающие требования должны быть приняты, рассмотрены и удовлетворены из оставшегося на тот момент имущества).

Арбитражный суд на основании изучения и проверки отчета конкурсного управляющего выносит определение о завершении конкурсного производства. Затем конкурсный управляющий представляет определение арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Конкурсный управляющий должен представить указанное определение в течение десяти дней со дня его вынесения судом.

Далее, на основании определения суда о завершении конкурсного производства в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. Момент внесения указанной записи является, во-первых, моментом завершения конкурсного производства; во-вторых, моментом прекращения полномочий управляющего; в-третьих, моментом ликвидации должника - юридического лица.)

30 июня 2011 г. Пленум ВАС РФ принял Постановление N 51 ""О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей"" (далее – Постановление). ВАС РФ разъяснил арбитражным судам положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ""О несостоятельности (банкротстве)"" (далее – Закон о банкротстве) в отношении банкротства индивидуальных предпринимателей.

Мы рассмотрим вопросы, касающиеся порядка действий с имуществом должника на момент определенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя. Также уделим внимание последствиям признания предпринимателя-должника банкротом и окончания конкурсного производства.

В Постановлении дано толкование положений Закона о банкротстве, из смысла которых вытекает, что при рассмотрении дела о банкротстве индивидуального предпринимателя, не являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, могут применяться следующие процедуры:

Наблюдение;

Конкурсное производство;

Мировое соглашение.

Как указывает ВАС РФ, финансовое оздоровление или внешнее управление по аналогии с процедурами банкротства организаций может быть введено, только если в состав имущества должника входит значительный имущественный комплекс (предприятие) или иное имущество, нуждающееся в постоянном управлении и способное приносить доход.

Особенности процедуры наблюдения

В момент вынесения определения о введении процедуры наблюдения в отношении индивидуального предпринимателя арбитражный суд налагает арест на все его имущество, кроме имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. В Постановлении указывается, что в отношении имущества, на которое не может быть обращено взыскание, суд может применить в качестве обеспечительной меры запрет распоряжаться таким имуществом. Этот запрет может накладываться по ходатайству кредитора на следующие виды имущества:

Одно жилое помещение, которое было исключено из других арестованных жилых помещений;

Любое другое имущество (если должнику принадлежит имущество, на которое не может быть обращено взыскание, и его количество, больше, чем то, которое не вносится в конкурсную массу).

Арест имущества как обеспечительная мера влечет определенные правовые последствия для должника, в частности запрет распоряжения таким имуществом. Причем этот правовой режим распространяется и на имущество, которое будет приобретено в ходе процедуры наблюдения.

Вследствие наложения ареста на имущество должника и ограничений на его распоряжение указанное имущество может быть передано судебным приставом-исполнителем на хранение следующим лицам:

Должнику;

Временному управляющему;

Третьему лицу.

Как разъяснил Пленум ВАС РФ, должник не вправе после введения наблюдения совершать сделки, направленные на отчуждение арестованного имущества. Если исполнение соответствующих сделок не связано с распоряжением таким имуществом, то действуют ограничения, установленные в п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве. Например, сделки, перечень которых установлен названной нормой Закона, должник вправе осуществлять только с письменного согласия временного управляющего независимо от того, связаны ли данные сделки с предпринимательской деятельностью.

По мнению ВАС РФ, арест, накладываемый на имущество должника в рамках процедуры наблюдения, не лишает индивидуального предпринимателя возможности погасить все требования кредиторов для прекращения производства по делу о банкротстве. Поэтому арбитражный суд по ходатайству предпринимателя-должника вправе освободить от ареста имущество (его часть) в тех пределах, которые необходимы для погашения требований кредиторов. Однако освобождение имущества от ареста для расчетов с кредиторами не исключает вероятности оспаривания сделок, если они влекут за собой оказание предпочтения одному кредитору перед другими.

Если по истечении разумного срока должник не полностью погасит или вообще не погасит требования кредиторов, суд вновь налагает арест на ранее освобожденное имущество. Такой же порядок снятия ареста с имущества (его части) должника применяется для осуществления текущих платежей (в том числе и расходов по делу о банкротстве).

Особенности процедуры конкурсного производства

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства решается вопрос об утверждении конкурсного управляющего в деле о банкротстве. Согласно п. 2 ст. 209 Закона о банкротстве утверждение должно происходить, если судом (в том числе на основании отчета временного управляющего) установлено, что у должника имеется недвижимое или особо ценное движимое имущество, нуждающееся в постоянном управлении.

В иных случаях конкурсный управляющий назначается, если суд признает невозможным или затруднительным ведение дела о банкротстве без его участия. Такими случаями согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ являются:

Необходимость оспаривания сделок должника по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве;

Существенное количество конкурсных кредиторов;

Наличие залоговых кредиторов наравне с конкурсными;

Существенный объем текущих платежей;

Наличие у должника имущества, находящегося в общей (совместной) собственности и подлежащего разделу для включения в конкурсную массу и т.п.

Конкурсный управляющий может быть утвержден уже в процессе конкурсного производства, если будут выявлены соответствующие основания. С ходатайством об утверждении конкурсного управляющего могут обратиться лица, участвующие в деле о банкротстве предпринимателя.

При утверждении конкурсного управляющего снимаются ранее наложенные аресты на имущество индивидуального предпринимателя и отменяется обеспечительная мера в виде запрета распоряжения имуществом должника. Однако это не означает, что невозможно применить такую же меру по отдельному ходатайству кредитора в конкурсном производстве.

Если конкурсный управляющий не утверждается в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя, арест имущества должника не снимается, а обеспечительная мера не отменяется. Запреты и ограничения в отношении имущества должника действуют до реализации арестованного имущества либо до завершения конкурсного производства.

Кроме того, в Постановлении указывается, что независимо от того, утверждается конкурсный управляющий или нет, при открытии конкурсного производства должник лишается права распоряжения всем своим имуществом, составляющим конкурсную массу, в том числе средствами на счетах и во вкладах в кредитных организациях. Такое распоряжение осуществляется либо судебным приставом-исполнителем, либо конкурсным управляющим. Если должник совершит сделки, влекущие отчуждение конкурсного имущества, они признаются ничтожными.

Пленум ВАС РФ разъясняет, какие действия вправе осуществлять конкурсный управляющий, если он утвержден по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя:

Реализовывать имущество должника с указанием, что он действует в качестве конкурсного управляющего;

Принимать исполнение обязательств в пользу должника по передаче денег или иного имущества, включаемого в конкурсную массу;

Выступать в суде в качестве истца и ответчика;

Предъявлять требования к лицам, имеющим задолженность перед должником;

Управлять имуществом должника, в том числе голосовать акциями должника на общих собраниях акционеров;

Осуществлять иные действия, направленные на формирование и поддержание конкурсной массы.

Об открытии конкурсного производства и о праве распоряжения имуществом должника конкурсным управляющим или судебным приставом-исполнителем арбитражный суд уведомляет орган, осуществляющий госрегистрацию прав на недвижимое имущество, по месту нахождения должника или по месту нахождения недвижимого имущества должника, о котором известно суду.

Конкурсный управляющий получает право распоряжения средствами на расчетном (основном) счете должника. С использованием этого счета такой управляющий рассчитывается с кредиторами после реализации имущества, составляющего конкурсную массу. При необходимости конкурсный управляющий вправе открыть от имени должника расчетный счет, на который будут перечисляться средства, вырученные от продажи конкурсного имущества. Если у должника имеются другие счета, они должны быть закрыты.

Возможна ситуация, когда конкурсный управляющий или судебный пристав-исполнитель не может реализовать конкурсную массу, а кредиторы отказываются от принятия имущества должника в счет погашения своих требований. В этом случае после завершения конкурсного производства по делу о банкротстве у должника восстанавливается право распоряжения указанным имуществом. Такое имущество передается индивидуальному предпринимателю с составлением соответствующего акта.

В Постановлении указывается, исходя из каких обстоятельств определяется срок конкурсного производства. По общему правилу процедура конкурсного производства вводится в течение шести месяцев на срок, разумно необходимый для завершения конкурсного производства. При этом должны учитываться объем имущества должника, предположительные сроки его реализации и иные обстоятельства. В исключительных случаях по истечении установленного законодательством срока конкурсное производство может быть продлено судом по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего с целью завершить конкурсное производство.

Последствия завершения конкурсного производства

В Постановлении освещаются вопросы, касающиеся последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом и завершения конкурсного производства.

После окончания конкурсного производства гражданин – индивидуальный предприниматель освобождается от исполнения:

Оставшихся неудовлетворенными обязательств и обязательных платежей, связанных с предпринимательской деятельностью, как заявленных, так и отсутствующих в деле о банкротстве предпринимателя;

Оставшихся неудовлетворенными обязательств и обязательных платежей, не связанных с предпринимательской деятельностью, которые были предъявлены и учтены в деле о банкротстве.

Индивидуальный предприниматель не освобождается от следующих обязательств, оставшихся неудовлетворенными:

Требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, независимо от того, имеют ли они отношение к предпринимательской деятельности, были ли предъявлены при осуществлении процедуры банкротства (например, требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов и т.п.);

Судебных расходов, если их за должника понесли арбитражный управляющий или иное лицо;

Текущих платежей.

Суд вправе не применять правило об освобождении должника от исполнения обязательств, если при рассмотрении дела о банкротстве будут установлены признаки преднамеренного, фиктивного банкротства или иные обстоятельства, свидетельствующие о заведомо недобросовестном поведении должника в ущерб кредиторам. Пленум ВАС РФ считает таким поведением следующие действия должника:

Принятие на себя заведомо неисполнимых обязательств;

Предоставление банку заведомо ложных сведений при получении кредита;

Вывод активов;

Сокрытие или умышленное уничтожение имущества;

Иные разновидности злоупотребления должником своими правами.

После завершения конкурсного производства должнику можно предъявить требования по обязательствам и обязательным платежам, от которых индивидуальный предприниматель не освобожден и которые сохраняют свою силу. Если подобные требования заявляются в судебном порядке, они рассматриваются судом по общим правилам подведомственности.

Согласно Закону о банкротстве требования, предусмотренные абз. 2 п. 1 ст. 63, абз. 7 п. 1 ст. 126, могут быть предъявлены предпринимателю-должнику только в рамках дела о банкротстве в процедурах наблюдения и конкурсного производства. Постановлением разъяснено, что на требования, не связанные с предпринимательской деятельностью (за исключением требований, неразрывно связанных с личностью кредитора), распространяются те же правила. До окончания дела о банкротстве эти требования не могут заявляться в отдельном исковом производстве.

Если по таким требованиям уже возбуждено исполнительное производство, оно не может осуществляться в период процедуры наблюдения и считается приостановленным с момента, когда вынесено определение суда о введении наблюдения, и до завершения дела о банкротстве. При банкротстве предпринимателей (которым после завершения дела о банкротстве могут быть предъявлены требования, не связанные с предпринимательской деятельностью и не заявлявшиеся в деле о банкротстве) на стадии конкурсного производства приостановленные исполнительные производства не подлежат окончанию на основании абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве, а остаются приостановленными. Если соответствующее исполнительное производство возбуждено уже после открытия конкурсного производства, оно также считается приостановленным с момента его возбуждения.

Что же касается требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, то введение в отношении индивидуального предпринимателя процедур наблюдения или конкурсного производства не ограничивает возможности предъявления в исковом производстве таких требований и не приостанавливает исполнительное производство по ним.

По общему правилу индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года. Пленум ВАС РФ указал, что повторная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не допускается, пока продолжается конкурсное производство.

Закон о банкротстве не содержит специальных положений на случай прекращения производства по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур банкротства, в том числе на выплату вознаграждения арбитражному управляющему. В связи с этим, разъясняет ВАС РФ, такие расходы по общему правилу погашаются заявителем (п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве). Последний не лишается возможности потребовать от должника возврата этой суммы в рамках общего срока исковой давности. Исчисление данного срока начинается с даты возмещения заявителем соответствующих расходов.

В связи с определением ВАС РФ практики применения норм Закона о банкротстве в отношении индивидуальных предпринимателей судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по новым обстоятельствам при отсутствии других препятствий.

Даже самое успешное и процветающее предприятие может пошатнуться в финансовом плане в результате резкого падения спроса на товар или услуги, которые предоставляет фирма, массового отказа от оплаты долгов в оговоренные ранее сроки. Поэтому умело проведенная процедура банкротства поможет с достоинством выйти из сложного финансового положения.

Конкурсное производство считается единственной процедурой банкротства , которая предусматривает полную предприятия должника со всеми вытекающими последствиями.

Законодательно процедура совершается на основе закона N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года.

Естественно в закон вносились правки и изменения.Последняя правка датируется декабрем 2008 года. Но законодательная база, которая регулирует конкурсное производство, еще не совсем совершенна. Например, в законодательстве все еще не полностью прописана возможность банкротства физического лица. Для проведения этой процедуры на практике еще необходимо утверждение многих моментов, а для этого нужно принять несколько законодательных документов.

Понятие

После того, как в суде предприятие или другое юридическое лицо признали банкротом, следует процедура конкурсного производства. Факт банкротства устанавливается на заседании в Арбитражном суде.

С вступлением решения суда в силу для управления имуществом и денежными средствами должника назначается управляющий , который уполномочен сформировать конкурсную массу и со временем удовлетворить с учетом имеющихся у должника средств.

В это же время руководителя предприятия отстраняют от исполнения своих обязанностей и его функции берет на себя управляющий. Рост долгов предприятия за счет штрафов и неустоек прекращается, так как индивидуальные притязания кредиторов останавливаются. К тому же, управляющий имеет право в суде отказаться от сделок, которые ранее были заключены.

Напомним, что предприятие становиться банкротом в том случае, когда общая сумма долгов значительно превышает стоимость всего имущества должника и когда последний просто не имеет средств для платы по счетам.

Особенности конкурсного производства:

  1. С момента объявления предприятия банкротом в судебном заседании, наступает срок исполнения денежных обязательств , которые возникли ранее;
  2. Пеня, штрафы, неустойки прекращают расти ;
  3. Данные о финансовом состоянии счетов должника уже не конфиденциальны и перестают быть коммерческой тайной ;
  4. Исполнительные документы предприятия-банкрота предоставляют , которые передают их конкурсному управляющему;
  5. Имущество, которое ранее было арестовано, подлежит продаже . Именно поэтому судом дается разрешение о снятии ареста.

Конкурсная масса: понятие

Под термином «конкурсная масса» нужно подразумевать все имущество должника , которое можно разделить между кредиторами для удовлетворения их претензий. То есть все денежные средства, которые будут получены от продажи имущества на момент открытия конкурсного производства неликвидное имущество автоматически становится конкурсной массой.

Это же касается всего имущества и денежных средств, которые возможно будут выявлены в ходе проведения данной процедуры. Имущество, которое является , учитывают отдельным пунктом.

Управляющий обязательно должен проверить есть ли у предприятия . Если таковая есть, следует обязательно известить о взыскании долга. Все средства, которые имеются у банкрота, переводят на один основной счет. То же самое касается всех денег, которые есть на счетах предприятия в каких-либо банках.

Не входит в конкурсную массу:

  1. Личные имущественные права
  2. Объекты, которые имеют социальную значимость. Это могут быть школы, садики, спортивные сооружения и т.д. Эти объекты продадут так же как остальное имущество на торгах
  3. Имущество, которое было в обороте и подлежало изъятию
  4. Ценные бумаги

Текущие платежи и очередность выполнения требований

Следующим этапом после формирования конкурсной массы является непосредственная оплата долгов кредиторам. Как только на основном счету банкрота накопилось достаточно средств, первая очередь кредиторов получает первые оплаты долгов.

Удовлетворение требований кредиторов проходит в строгом соответствии с о . Существует , согласно которому и определяется очередность. После того как претензии участников всей первой очереди удовлетворены, можно приступать к следующей очереди. Когда наступит тот момент, что денег не будет хватать на удовлетворение претензий всех участников данной очереди, средства поровну поделят между всеми участниками очереди.

Текущими платежами называют расходы, которые возникли после принятия заявления o банкротстве. В первую очередь оплачиваются судебные расходы, зарплаты управляющему и всем специалистам, которые были привлечены к процедуре конкурсного производства. Далее на очереди оплаты зарплат и задолженностей по ним людям, которые работают на предприятии. Затем нужно оплатить коммунальные расходы.

Оплата других текущих платежей определяется календарной очередностью . То есть для оплат берутся во внимание расчетные документы, которые поступили в банк раньше. Банк, который проводит списание денег со счетов, строго следит за очередностью.

Исполнения требований кредиторов:

  1. Оплата физического и морального ущерба;
  2. Средства на выходные пособия, заработные платы;
  3. Другие требования.

Сроки

Конкурсное производство – процесс, который занимает 6 месяцев . Арбитражный суд может продлить его, если на это есть веские причины. Процедура предполагает поиск, возврат и продажу имущества банкрота, а на все эти мероприятия может понадобиться больше времени, чем изначально установили.

Этапы процедуры конкурсного производства

После того, как должника признали банкротом в судебном порядке, существует целый ряд действий, которые необходимо провести.

  1. Руководителя предприятия извещают, что предприятие стало банкротом.
  2. Издается приказ о передаче печатей, документов, ценностей управляющему.
  3. Передается бухгалтерская документация.
  4. Публикуется информация о банкротстве и конкурсном производстве в СМИ.
  5. Обеспечить охрану имущества.
  6. Подать запрос в Федеральную службу приставов, с целью снятия арестов на имущество.
  7. Подать запросы в контролирующие органы, для того чтобы собрать максимально полные сведения о состоянии счетов и наличии имущества у должника.
  8. Уведомление работников о и увольнении.
  9. Выбрать один основной счет предприятия, куда будут перечисляться все средства.
  10. Закрыть все счета в других банках.
  11. При необходимости привлечь специалистов: аудиторов, оценщиков, бухгалтеров.
  12. Провести инвентаризацию.
  13. Проанализировать документацию должника и установить финансовое состояние на текущий момент.
  14. Завести .
  15. Формирование конкурсной массы.
  16. Собрать кредиторов для оглашения порядка и сроков продажи имущества должника.
  17. Подать отчет в СРО.
  18. Провести открытые торги для продажи имущества.
  19. Расчет с кредиторами.
  20. Закрытие основного счета и снятие должника с налогового учета.
  21. Завершающий отчет в СРО и передача документов должника в архив.
  22. Отчет о проведении производства в Арбитражный суд и публикация о завершении производства в СМИ.

Реестр текущих платежей в конкурсном производстве

Согласно закону, управляющий должен вести реестр текущих платежей должника, вовремя вносить коррективы в него. Поскольку стандартный отчет управляющего не предусматривает наличие информации о текущих платежах должника, то рекомендуется подавать данные в отдельном документе.

Основные моменты

На видео ниже специалист компании, оказывающей услуги по юридическо-финансовому сопровождению организаций, разъясняет основные и наиболее важные моменты в конкурсном производстве процедуры банкротства.

По окончании распределения конкурсной массы управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. К отчету необходимо приложить следующие документы:

Подтверждающие реализацию имущества должника;

Реестр требований кредиторов с указанием размера удовлетворенных требований;

Подтверждающие удовлетворение требований;

Оставшиеся неудовлетворенными вследствие недостаточности имущества должника.

Погашенными считаются следующие требования:

Не признанные установленными в соответствии с Законом (если кредитор, получив возражения, не обратился в суд);

Не заявленные в конкурсном процессе;

По обязательствам, прекратившимся отступным либо зачетом в соответствии с п. 8, 9 ст. 142 Закона.

В связи с этим интересны нормы п. 11 ст. 142 Закона (аналогичные положения были и в Законе 1998 г.), в соответствии с которыми кредиторы, не получившие полного удовлетворения, имеют право требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами. При этом соответствующие суммы (в размере непогашенных требований) могут быть взысканы и при отсутствии имущества (а также по заявлению владельца этого имущества, не желающего обращения на него взыскания). Такое требование может быть предъявлено, как говорит п. 11 ст. 142 Закона, в срок, установленный федеральным законом. Представляется, что это срок исковой давности - п. 7 ст. 114 Закона 1998 г. устанавливал 10-летний срок. Практическая проблема в том, что в настоящее время для определения срока мы должны будем решить вопрос о категории недействительной сделки, по которой незаконно было передано имущество - оспоримая она либо ничтожная. Исчислять срок, очевидно, необходимо с момента обнаружения имущества должника, переданного третьим лицам.

Рассмотренная конструкция интересна тем, что позволяет обозначить серьезные теоретические проблемы, которые будут иметь практическое значение.

С одной стороны, следует отрицательный ответ на этот вопрос (ведь право удовлетворить требование остается). С другой стороны, в таком случае мы должны не считать погашенными абсолютно все требования, т.к. никогда нельзя знать точно, не было ли какое-то имущество должника передано незаконно. Еще один вариант - утверждать, что требование погашается, но при обнаружении незаконно переданного имущества восстанавливается (но для этого, на мой взгляд, необходимо специальное указание в Законе - иначе с теоретической точки зрения конструкция небезупречна).

2. Не ясно, каков статус добросовестного приобретателя имущества должника, незаконно переданного третьим лицам. Сможет ли он себя защитить от обращения взыскания на имущество, когда-то принадлежавшее должнику?

Из текста Закона следует отрицательный ответ - добросовестность приобретателя не учитывается. Представляется необходимым противоположное толкование - возможность обратить взыскание на незаконно полученное имущество должника разумно предоставлять кредиторам, только если имущество обнаружено у недобросовестного приобретателя.

3. Не ясно, каковы права на имущество, незаконно переданное третьим лицам.

Если оно передано по оспоримой сделке, то владелец является собственником, если по ничтожной - он таковым не является. В последнем случае возникает интересная теоретическая конструкция - владение при отсутствии собственника - поскольку должник был ликвидирован, а кредиторов, имеющих право на обращение взыскания, собственниками никак назвать нельзя (это мог бы сделать Закон, но такая норма представляется нелогичной и нецелесообразной).

4. Не ясно, в каком порядке обращать взыскание на незаконно полученное имущество должника, если существует множество кредиторов, не получивших полного удовлетворения, и, соответственно, обладающих рассматриваемым правом.

Необходимо ли извещать кредиторов? Нужно ли удовлетворять их требования в соответствии с очередностью и пропорционально?

На эти вопросы, представляется, следует дать отрицательный ответ -нормы конкурсного права в такой ситуации не применяются. Поэтому, например, обращение взыскания на имущество должника кредитором третьей очереди будет вполне законным даже при наличии возражений кредиторов первой очереди (отметим, что по этому вопросу возможна аргументация и противоположной позиции).

Все рассмотренные проблемы (связанные с нормами п. 11 ст. 142 Закона) нуждаются в правовой регламентации во избежание возможных злоупотреблений.

Отчет конкурсного управляющего рассматривается арбитражным судом. Проблема в том, что Закон не отвечает на вопрос о порядке действий арбитражного суда, обнаружившего в ходе рассмотрения отчета допущенные управляющим нарушения, например, в виде заключения не являющихся законными сделок.

Представляется возможным в таких случаях признание сделок недействительными судом (либо применение последствий недействительности ничтожных сделок), а также привлечение управляющего к ответственности в соответствии со ст. 25 Закона. Не исключено, что при этом возникнет необходимость в продлении конкурсного производства, назначении нового конкурсного управляющего и осуществлении дополнительных выплат кредиторам (начиная с той очереди, которая была удовлетворена не в полном объеме).

В случае если у арбитражного суда не возникает никаких сомнений в правильности сведений, содержащихся в отчете, он выносит определение о завершении конкурсного производства (представляется, что это определение подлежит отмене в случае обнаружения какого либо имущества должника до исключения его из реестра юридических лиц). Закон 1998 г. не предусматривал возможности обжалования таких определений, что явилось предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. *(510) При этом Конституционный Суд пришел к выводу, в соответствии с которым запрос не подлежит рассмотрению, а указанные определения должны обжаловаться на основании того, что постановлением КС РФ от 12 марта 2001 г. были признаны неконституционными нормы п. 3 ст. 55 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части невозможности обжалования ряда определений (среди которых не было названо определение о завершении конкурсного производства). Таким образом, как видим, КС РФ применил в данном случае распространительное толкование, что представляется более чем спорным.

В течение 5 дней (ранее, по Закону 1998 г., этот срок был равен 10 дням) с момента вынесения указанного определения конкурсный управляющий обязан представить его в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (в настоящее время - органы юстиции). На основании этого определения юридическое лицо исключается из государственного реестра юридических лиц - в него вносится запись о ликвидации в течение 5 дней с даты представления определения. На этом этапе в последнее время возникли серьезные проблемы на практике, связанные с тем, что Закон о государственной регистрации (ст. 129) устанавливает, что для исключения из реестра должен быть уплачен регистрационный сбор 2000 рублей. На стадии завершения ликвидации у должника средств уже нет и взять их негде; собственные деньги управляющий вносить не обязан, а налоговые органы имеют право на указанном основании отказывать в исключении должника из государственного реестра. С момента внесения указанной записи конкурсное производство считается завершенным, а должник ликвидированным.

Проблемы вызывает вопрос о статусе должника в период после вынесения определения о завершении конкурсного производства и до внесения записи о ликвидации в государственный реестр - в течение этого времени юридическое лицо существует, не имея никакого имущества. Следовательно, возможно и заключение сделок от его имени. К сожалению, Закон данную проблему не решает, что открывает возможность для злоупотреблений конкурсных управляющих.

Как следует из сказанного, завершение конкурсного производства возможно только по инициативе конкурсного управляющего. И в этом состоит недостаток конструкции Закона. Конструкция соответствующих норм Закона такова, что исключение из реестра осуществляется на основании определения суда (которое представляет в регистрирующий орган конкурсный управляющий), а определение суда выносится на основании отчета конкурсного управляющего - возможность собственной инициативы ни суда, ни регистрирующего органа не предусмотрена.

Это вызвало возникновение серьезной практической проблемы, связанной с ответом на вопрос: что делать, если управляющий необходимые для завершения конкурса действия не совершил?

Практический пример

Арбитражный суд 25 декабря 2002 г. обнаружил дело о банкротстве, по которому конкурсное производство было открыто 4 января 2000 г. - по окончании годичного срока никаких действий ни управляющим, ни кредиторами осуществлено не было. Принимать меры к розыску управляющего суд не обязан; вынести определение о завершении конкурсного производства суд не имеет права.

Во избежание подобных проблем представляется необходимым ввести в Закон нормы, в соответствии с которыми по истечении определенного срока с момента окончания срока конкурсного производства суд имеет право вынести определение о завершении конкурсного производства. Правда, при этом могут возникнуть проблемы, связанные с наличием у должника нереализованного имущества. Во избежание этих проблем суду могут быть предоставлены полномочия, связанные с назначением в подобных ситуациях нового конкурсного управляющего.


Попробуйте прямо сейчас!

ЗАВЕРШЕНИЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В соответствии с пунктом 1 статьи 149 Закона о банкротстве, после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 Закона о банкротстве - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Вынесение такого определения, согласно пункту 3 указанной статьи Закона о банкротстве, является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Толкование указанного выше положения Закона о банкротстве позволяет придти к выводу о том, что вопрос о возможности завершения конкурсного производства может быть разрешен арбитражным судом только после рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства.

Типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах конкурсного производства, утвержденная Приказом Министерства юстиции РФ от 14 августа 2003 г. № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего» предусматривает необходимость указания конкурсным управляющим в отчете, в том числе, сведений о расходах на проведение конкурсного производства. Согласно п.11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2003 г. № 299 к отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение. Суды при оценке отчетов о результатах конкурсного производства исходят из того, что незначительные недостатки отчета конкурсного управляющего не препятствуют завершению конкурсного производства. Продление сроков конкурсного производства возможно только в случаях, когда такие недостатки свидетельствуют о нарушении прав кредитора, а восстановление его прав возможно только при продлении процедуры – см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2012 г. по делу N А/2010 (с учетом Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2013 г. по тому же делу). Отчет конкурсного управляющего о результатах конкурсного производства должен не только отвечать формальным требованиям, но и отражать проведение конкурсным управляющим в полном объеме мероприятий конкурсного производства: опубликование предусмотренных Законом о банкротстве сведений, формирование реестра конкурсных кредиторов, проведение инвентаризации имущества должника. Формирование конкурсной массы и расчеты с кредиторами.

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве, конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Очевидно, что выполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей должно быть подчинено цели конкурсного производства и не может носить исключительно формальный характер. Такой вывод подтверждается и существующей судебной практикой.

Бесплатная юридическая консультация:


При рассмотрении вопроса о возможности завершения процедуры конкурсного производства суды исходят из того, что

Не является целью конкурсного производства возмещение судебных расходов и выплата вознаграждения арбитражному управляющему (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 февраля 2012 г. по делу № N А/2011, от 05 апреля 2012 г. по делу N А/2011, от 22 февраля 2012 г. по делу N А/2011, от 4 октября 2012 г. по делу N А/2011, от 19 декабря 2012 г. по делу N А/2012);

Не является целью конкурсного производства реализация имущества должника (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 декабря 2012 г. по делу N А/2009, от 23 августа 2012 г. по делу N А/2011).

В любом случае, оценка полноты проведенной конкурсным управляющим работы требует наличии знаний в области законодательства о банкротстве и опыта участия в подобных делах.

1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ

Бесплатная юридическая консультация:


Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее.

На этой стадии выясняется правовое содержание тех конфликтов, задач или проблем, которые привели или могут привести клиента в суд, а также разрабатываются различные способы их решения. Прежде всего, мирным путем (если это возможно), путем переговоров и поиска компромисса.

Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.

Подача иска в суд. Подробнее.

Предполагает разработку концепции защиты интересов клиента и сбор всех необходимых доказательств. На этой стадии юристами фирмы разрабатывается главный документ, который во многом будет определять судьбу дела в первой инстанции - проект дела, в котором юристами делается по возможности полный и всесторонний анализ наиболее эффективных способов защиты интересов клиента. По наиболее важным делам проект дела обсуждается коллегиально всеми ведущими юристами компании. На основании проекта дела готовится исковое заявление.

Бесплатная юридическая консультация:


Проведение предварительного слушания.

Оценка возражений противоположной стороны.

Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).

Проведение основного слушания. Подробнее.

Работа в суде первой инстанции очень важна, т.к. она закладывает фундамент всего процесса, потому что в других инстанциях (а серьезные процессы проходят, как правило, через несколько инстанций) будет рассматриваться и переоцениваться работа, выполненная в первой инстанции арбитражного процесса. Эта работа предполагает выдвижение и обоснование своей правовой позиции, знакомство с правовой позицией оппонентов, разработка и донесение до суда контраргументации. Юрист нашей фирмы после каждого заседания готовит отчет о проведенном процессе, который, как правило, подробно обсуждается и анализируется для выработки наиболее выигрышной правовой позиции.

Бесплатная юридическая консультация:


Оценка жалобы противоположной стороны.

Разработка проекта дела.

Проведениеслушания дела. Подробнее.

Работа в суде апелляционной инстанции проверяется уже вынесенное решение суда первой инстанции. Стадия апелляционной инстанции очень важна, т.к. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу немедленно и подлежит принудительному исполнению через службу судебных приставов. Апелляционная инстанция заседает в составе 3-х судей, а не одного, как в суде первой инстанции, выносит решение коллегиально; по ряду вопросов может иметь свою собственную правовую позицию. Поэтому на этом этапе очень важно хорошо подготовиться к делу и суметь отстоять уже принятое в пользу клиента положительно решение или добиться изменения отрицательного решения

Бесплатная юридическая консультация:


Правовая оценка решения суда.

Оценка жалобы противоположной стороны.

Разработка проекта дела.

Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.

Проведение слушания дела. Подробнее.

Бесплатная юридическая консультация:


Эта инстанция ставит в деле фактическую точку, которая впоследствии лишь теоретически может быть изменена Вышестоящим судом. На практике, дальше Кассационной инстанции дело уже не пойдет. Часто случается, что Кассационная инстанция изменяет решение, принятое ранее судами других инстанций, устраняя различные судебные ошибки, т.к. в Кассационной инстанции дело изучается наиболее внимательно и беспристрастно. Поэтому, чтобы отстоять достигнутое решение или добиться перелома в деле, очень важно суметь грамотно и четко донести до суда свою позицию, которая, безусловно, должна быть созвучна с судебной практикой Кассационной инстанции по аналогичным делам. На стадии Апелляционного и Кассационного рассмотрения дела решающим фактором становится опыт юристов и хорошее знание судебной практики Высшего Арбитражного суда, данного суда, и зачастую также участвующих в деле судей

Возбуждение исполнительного производства.

Участие в исполнительных действиях.

Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее.

Завершающая стадия процесса, когда уже решение принято и, казалось бы, вся борьба позади, на самом деле является самой трудной и непредсказуемой. В исполнительном производстве совершается больше всего ошибок, в исполнительном производстве больше всего субъективизма, порой оказываются самые длинные сроки. Часто внутри стадии исполнительного производства возникают самостоятельные процессы: например, обжалование действий или бездействий судебного пристава-исполнителя. Эта стадия требует от юриста особенных качеств: настойчивости и обаяния, умения разговаривать с людьми и хорошего знания всех тонкостей и нюансов исполнительного производства.

Бесплатная юридическая консультация:


Рассматривая обращение в суд с заявлением о банкротстве должника как способ взыскать долг, кредитор должен учитывать ряд нюансов, обусловленных спецификой производства по делу о банкротстве

В условиях экономического кризиса особенно актуальной для многих организаций становится потребность в услугах взыскания долгов.

В ситуации экономической нестабильности для многих юридических лиц - должников исполнить свои обязательства по возврату долгов представляется весьма затруднительным

Банкротство юридического лица - инструмент весьма неоднозначный, который аналогично правосудию в общем виде можно представить как весы, чаша которых готова склониться в ту или иную сторону.

Юридическая фирма «Логос» предлагает услугу, позволяющую заказать Индивидуальный проект договора необходимой тематики с учетом всех Ваших потребностей ОН-ЛАЙН.

Бесплатная юридическая консультация:


(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Бесплатная юридическая консультация:


(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Глава VIII. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Бесплатная юридическая консультация:


Федеральный закон «О банкротстве» РФ - N 127-ФЗ - контролирует порядок и обстоятельства применения мер по предупреждению финансовой несостоятельности, условия и последовательность проведения используемых в деле о банкротстве процедур. Регулирует различные отношения, появляющиеся тогда, когда должник неспособен удовлетворить в полном объёме требования кредиторов. Определяет основания для признания должника финансово несостоятельным. Распространяется на юр. лица, которые, в соответствии с Гражданским кодексом нашего государства, могут быть признаны банкротами.

Федеральный закон «О банкротстве» № 127-ФЗ был принят 27.09.2002 г.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", N 127-ФЗ | ст 149

Статья 149. Завершение конкурсного производства

1. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Бесплатная юридическая консультация:


Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежит немедленному исполнению.

В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

2. Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Бесплатная юридическая консультация:


Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.

В случае, если арбитражным судом принята к производству жалоба на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, арбитражный суд направляет определение о принятии жалобы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого определения. Судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого судебного акта.

4. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Судебная практика по статье 149 Закона о Банкротстве:

Частотные связи статьи 149 Закона о Банкротстве с другими правовыми нормами:

  • Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего [ Закон "О банкротстве" ]
  • Статья 128. Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства [ Закон "О банкротстве" ]
  • Статья 143. Контроль за деятельностью конкурсного управляющего [ Закон "О банкротстве" ]
  • Статья 59. Распределение судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим [ Закон "О банкротстве" ]
  • [ 9%] Статья 147. Отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства [ Закон "О банкротстве" ]
  • Статья 142. Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства [ Закон "О банкротстве" ]

Бесплатная юридическая консультация:


Гистограмма связей с другими правовыми нормами:

Примечание * : Гистограмма отражает близость правовых норм между собой, силу связей между ними.

Завершение процедуры конкурсного производства статья

Необходимо отметить, что ст. 146 Закона о банкротстве предусматривает возможность перехода к внешнему управлению. Указанная возможность существует при следующих условиях:

· если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление;

· в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

Бесплатная юридическая консультация:


· у должника есть имущество, достаточное для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

М.В. Телюкина говорит о том, что существует непоследовательность норм Закона, которая проявляется в том, что нельзя вернуться к восстановительным процедурам во многих ситуациях, когда это практически и теоретически необходимо, в частности: если ранее восстановительные процедуры проводились (даже если будет доказано, что они будут успешными сейчас); если основания полагать, что восстановление возможно, появились ранее, но не были должным образом оценены (например, финансовый анализ был проведен неквалифицировано, что впоследствии доказано); если конкурсный управляющий нашел инвестора, готового предоставить средства для закупки имущества при условии возврата к внешнему управлению и т. п.Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004. С. 451.

Возможность завершения конкурсного производства при наличии указанных выше условий в совокупности подтверждается материалами судебной практики: Определение ВАС РФ от 13.12.2010 N ВАС-15203/10 по делу N А/»Б», Определение Арбитражного суда Иркутской области от 04.12.2008 по делу N А/, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.2010 по делу N А/.

Конкурсное производство завершается после продажи имущества должника, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим.

Согласно п. 2 ст. 147 Закона о банкротстве к отчету конкурсного управляющего прилагаются: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Бесплатная юридическая консультация:


После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со ст. 125 Закона о банкротстве - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

А.А. Пахаруков, В.А. Семеусов полагают, что последнее обстоятельство противоречит положению ГК РФ о том, что признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию (абз. 2 п. 1 ст. 65 ГК РФ). По смыслу гражданского законодательства самый факт признания должника банкротом неминуемо влечет принудительную ликвидацию, которая рассматривается бесповоротной.Пахаруков А.А., Семеусов В.А. Указ. соч. С. 241.

Нововведением 2011 г. является п. 2 ст. 149 Закона о банкротстве, арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении (ранее указанной нормой была установлена обязанность конкурсного управляющего в течение 5 дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц).

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Бесплатная юридическая консультация:


Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц. Необходимо, на наш взгляд, сделать акцент на том, что обжалование такого определение возможно только до даты внесения записи о ликвидации. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Конкурсное производство завершено

Что означает в ответах экспертов рубрики «Личные финансы» следующее определение: «Конкурсное производство завершено и акционерное общество ликвидировано»? Что в таком случае посоветуете делать акционеру?

С. Прохоров, Калуга

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство – «одна из процедур банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом по решению арбитражного суда, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов».

С момента открытия конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств общества и обязательных платежей. Кредиторы по денежным обязательствам вправе предъявить должнику свои требования. Требования акционеров по закону удовлетворяются в последнюю очередь.

Бесплатная юридическая консультация:


После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, после чего предприятие считается ликвидированным. Фактом окончательной «кончины» акционерного общества считается его исключение из Единого государственного реестра юридических лиц.

С этого момента в соответствии со ст. 64 Гражданского кодекса РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

Между тем согласно ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы (в том числе и акционеры), требования которых не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами, в размере требований, оставшихся непогашенными в деле о банкротстве.

Общий срок исковой давности в соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса составляет 3 года. Тем не менее срок исковой давности следует исчислять с того момента, когда о нарушенном праве стало известно обладателю этого права (ст. 200 ГК РФ). Однако, по нашему мнению и с учетом «горького» опыта судебных обращений акционеров ликвидированных компаний, подобные требования представляются крайне бесперспективными.

  • 789 ПФР начал принимать заявления на получение новой ежемесячной выплаты
  • 323 Страховые пенсии неработающих пенсионеров выросли на 3,7%
  • 247 В МФЦ можно оформить ежемесячные выплаты на первого и второго ребёнка
  • 227 Правительство утвердило правила господдержки ипотеки для семей с детьми
  • 180 Потребительская корзина вырастет за счёт рыбы и мяса
  • 169 Началась декларационная кампания-2018
  • 117 Семьи с детьми смогут сэкономить до 800 тыс. рублей при покупке квартиры

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС

Бесплатная юридическая консультация:

Статья 149. Завершение конкурсного производства

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 149. Завершение конкурсного производства

1. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьёй 125 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежит немедленному исполнению.

В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

2. Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.

В случае, если арбитражным судом принята к производству жалоба на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, арбитражный суд направляет определение о принятии жалобы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», в течение рабочего дня, следующего за днём вынесения такого определения. Судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», в течение рабочего дня, следующего за днём вынесения такого судебного акта.

4. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Комментарии к ст. 149

Другие статьи раздела

Изменения ст. 149 Закон о банкротстве

Быстрый переход к статье

Запомни: Договор-Юрист

Это юристы, кодексы и бланки

Если вы ищите поправки к статьеищите их в клубе!

Обновления кодексов

Ответы юристов

Кодексы РФ

Юристы Москвы

Навигация по закону

Активные юристы

Лучшие юристы

Типовые договоры

Информация

Документы

О разделе «Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (127-ФЗ)»

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции Закон о банкротстве. Комментарии к статьям закона вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 149 Закон о банкротстве», вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.

Копирование материалов с сайта «Договор-Юрист. Ру» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Под «бесплатными юридическими консультациями» подразумеваются ответы на типовые вопросы, справочная информация по статьям кодексов и законов

Статья 149. Завершение конкурсного производства

Статья 149. Завершение конкурсного производства

1. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежит немедленному исполнению.

В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

2. Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.

В случае, если арбитражным судом принята к производству жалоба на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, арбитражный суд направляет определение о принятии жалобы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого определения. Судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого судебного акта.

4. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Судебная практика и законодательство - 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве). Статья 149. Завершение конкурсного производства

Федеральный закон от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» установил, что определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц; при этом соответствующая запись должна быть внесена в реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, а конкурсный управляющий должен представить определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в течение пяти дней с даты его получения (пункты 2 и 3 статьи 149).

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

(c) Законы, кодексы, нормативные и судебные акты