Домой / Глоссарий Риэлтора / Виды земельных участков общего пользования и дифференциация их правового режима. Оформлять или нет земли общего пользования СНТ

Виды земельных участков общего пользования и дифференциация их правового режима. Оформлять или нет земли общего пользования СНТ

Как мы уже говорили ранее в данной работе, в населенных пунктах выделяются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц -- территории общего пользования (п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ). К их числу относятся, в частности, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары. Помимо этого сюда следует отнести также автомобильные дороги, пляжи и другие объекты (ч.12 ст.85 Земельного кодекса РФ).

В литературе отмечается проблема, связанная с отсутствием в законодательстве некоторых определений понятий объектов общего пользования, перечисленных в п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ и ч.12 ст.85 Земельного кодекса РФ. В частности, речь ведется о таком понятии, как «набережная». В российском законодательстве она рассматривается в нескольких значениях: как гидротехническое сооружение (Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94) и как улица (Земельный и Градостроительный кодексы РФ). От этого, непонятно, в каком именно смысле следует понимать термин «набережная» в целях реализации норм, касающихся запрета на приватизацию объектов общего пользования. Все это создает проблемы в практике Лапач В. Приватизация земель общего пользования // Эж-Юрист. - №32. - август 2006. - С.6..

Действительно, достаточно проблематично найти нормативное содержание терминов, упоминаемых в указанных выше нормах. Все они являются привычными для нашего понимания. Однако обыденное толкование законодательства не всегда является «помощником» в реализации положений законодательства. Нормативно-правовые акты не должны содержать противоречивых, двусмысленных или неопределенных понятий.

Порядок использования территорий общего пользования в населенном пункте устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Так, например, в соответствии с ч.1 ст.29 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел» установлено, что использование территорий общего пользования определяется их назначением в соответствии с законодательством. Данные территории могут отображаться на карте градостроительного зонирования, что влечет за собой обязательство уполномоченного в сфере градостроительной деятельности органа администрации города Орла подготовить и утвердить проекты планировки территории, которые обеспечат правовой статус указанных территорий (ч.3 ст.29 Правил). Помимо этого земли общего пользования муниципального образования «Город Орел» освобождаются от уплаты земельного налога Постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 17.11.2005 №77/811-ГС «Об установлении земельного налога» (в редакции Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 25.04.2013 №32/0619-ГС) // Вестник Орловского городского Совета народных депутатов, №10, 2005; Орловская городская газета, №17, 08.05.2013..

Назначение территорий в населенных пунктах определяется на основании территориальных планов (ч.1 ст.9 Градостроительного кодекса РФ). В этих планах также отмечаются и территории общего пользования. Границы таких территорий (существующих, планируемых, изменяемых, вновь образуемых) обозначаются так называемыми «красными линиями» (п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ). В проекте межевания территории также указываются линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений (п.2 ч.5 ст.43 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно п. 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 №18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету:

В генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей;

В проектах инженерно-транспортных коммуникаций;

При инвентаризации земель в поселениях;

При установлении границ землепользований;

В проектах землеустройства;

В проектах межевания территорий;

При установлении границ территориальных зон в поселениях;

В земельном и градостроительном кадастрах;

На планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.

Правовой статус красных линий имеет огромное значение, поскольку от этого зависит правовой режим земельного участка, находящегося в таких границах.

В качестве основных задач красных линий называются: отграничение территорий общего пользования от иных территорий, определение границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты Письмо Министерства экономического развития РФ от 25.04.2011 №Д23-1704 «О рассмотрении обращения» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Департамент недвижимости Минэкономразвития РФ отмечает, что красные линии «сами по себе не создают ограничений или запретов для собственников земельных участков, так как они являются лишь условными обозначениями в проекте планировки территории и проекте межевания территории границ публичных земель или местоположения линейных объектов (существующих или проектируемых)». Далее Департамент говорит о том, что красные линии не ограничивают какую-либо деятельность на территориях, расположенных в этих границах, а их наличие определяет требование к градостроительному плану. При этом участки, которые ограничены красными линиями не предоставляются под строительство Письмо Министерства экономического развития РФ от 01.12.2009 №Д23-4068 «О строительстве объектов капитального строительства в границах красных линий и охранных зон линейных объектов» // Справочно-правовая система «ГАРАНТ».

Данное мнение поддерживается и в литературе. В частности, существует точка зрения, согласно которой «утверждение планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков и их частей, например, к территориям общего пользования. Утвержденные в составе проектов планировки красные линии должны в этом случае рассматриваться как основание для последующего принятия (в случае необходимости) решений о резервировании, выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд» Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. - "Проспект", 2010. - С.481-482. При этом, «при установлении красных линий посредством проектов планировки осуществляется первая стадия регулирования планировочной организации территории, когда «публичные» земли в качестве инфраструктурного планировочного «каркаса» территории (в виде дорог, сетей инженерно-технического обеспечения) отделяются от «частных» земель» Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е., Гудзь Т.В. и др. Правовые вопросы межевания и преобразования застроенных территорий жилого назначения - М.: Фонд "Институт экономики города", 2006.- С. 100-101. Подобная позиция отражена и в судебной практике Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.02.2012 №Ф03-6713/2011 по делу №А73-6383/2011 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»..

Помимо этого в литературе отмечается, что красные линии «лишь отграничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе. Следовательно, утверждение красных линий никак не отражается на правовом режиме земельного участка» Андрианов Н. За границами красных линий // Эж-Юрист. - №23. - июнь 2011. - С.7.

Подобный вывод можно сделать и из позиции официальных органов. В частности, в Письме Министерства экономического развития РФ от 25.04.2011 №Д23-1704 указывается, что ограничения в отношении земельного участка общего пользования возникают не на стадии планирования, а на стадии формирования такого земельного участка. Таким образом, из указанной позиции официальных органов можно сделать вывод, что запрет приватизации земельного участка возникает не с момента утверждения проекта планировки, а с момента, когда земельный участок будет сформирован и зависит, как мы уже отмечали ранее, именно от свойств и расположения земельного участка, а не от «воли» органов управления.

Из анализа приведенных точек зрения можно предположить, что проведение красной линии по территории, на которой ранее был расположен недвижимый объект, не является основанием для отказа в приватизации такого земельного участка. Об этом мы уже говорили ранее в данной работе. Данная позиция подтверждается и в Определении Верховного суда РФ от 27.10.2009 №11-В09-19.

Практика арбитражных судов основывается на утверждении, что само по себе установление актом органа местного самоуправления красных линий, обозначающих размещение планируемого объекта общего пользования, не нарушает прав владельца такого земельного участка, поскольку они обозначают планируемый к размещению объект, при условии, что в нем не содержится положений об изъятии или о разделении участка. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.02.2011 №ВАС-11626/09 по делу №А56-6916/2008 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»; Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 №04АП-5292/12 по делу № А19-11341/2012 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ»; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.12.2011 №Ф04-6597/11 по делу №А70-6952/2011 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Однако указывая, что прав собственника проставление красной линии через земельный участок в проекте планировки не нарушает, суды не признают возможности приватизации таких земельных участков. И несмотря на то, что мы не являемся сторонниками отмены законодательного запрета приватизации земель общего пользования, следует отметить некоторую непоследовательность в практике применения законодательства о красных линиях. Казалось бы, если суд допускает размещение красных линий на территориях, которые ранее уже были предоставлены в собственность гражданам и не были изъяты у собственника, то почему бы не разрешить собственнику, который длительное время владеет таким земельным участком на праве аренды, исправно внося арендную плату, не предоставить этот участок в собственность? Такая позиция судов нам не ясна.

В этой связи следует согласиться с мнением о том, что необходима дифференциация правового статуса красных линий на существующие и планируемые. При этом существующие красные линии «будут иметь юридическое значение и должны соответствовать ч.12 ст.85 ЗК РФ - земельные участки общего пользования не подлежат приватизации». В свою очередь, планируемые красные линии, которые будут лишь закреплять намерение органов власти изменить границы территорий общего пользования, однако юридического значения иметь не будут Трубкин Н.В. К вопросу о правовом статусе красных линий // Юрист. - 2012. - №14. - С.14-15..

Земли общего пользования входят в общую классификацию земель Российской Федерации. К каждой категории относятся определенные участки, которые должны применяться по назначению. Что такое земли общего пользования, и какие территории относятся к ним? Давайте попытаемся выяснить.

Итак, земли общего пользования в населенных пунктах России включают в себя следующие типа участков:

  • пути сообщения (улицы, площади, переулки, дороги, проспекты и т. д.)
  • территории, которые используются для удовлетворения потребностей граждан (парки, скверы, детские сады, пляжи, реки, озера и прочее)
  • территории для хранения отходов различного вида или с заводами для переработки мусора.

Проще говоря, эта категория состоит из всех земель, которые используются для обслуживания населения, городов и других населенных пунктов. Земли общего пользования могут применяться для постройки различных сооружений, которые соответствуют разрешенным направлениям. Это касается капитальных строений. Если мы говорим о зданиях временного или облегченного типа, то их возведение также допускается. Однако при этом они не должно вредить целевому назначению.

Что касается территории на улицах, скверах, парках и в других местах, то они могут передаваться физическим или юридическим лицам, государственным или общественным организациям в аренду. На этих участках допускается установка торговых точек, киосков и других объектов для временной эксплуатации.

Земли общего пользования не передаются одному лицу. В большинстве случаев они используются для обеспечения комфортных условий для всех граждан, проживающих на определенной территории. Применение их не ограничивается ничем, кроме целевого назначения, а доступ к землям имеет все население. Использование общественных земель осуществляется на бесплатной основе.

Выполнение каких-либо работ, которые могут препятствовать доступу граждан к общим территориям запрещено. Исключение составляют те случаи, когда местная организация выдает разрешение на проведение каких-то мероприятий, предусматривающих перекрытие улиц и прочее.

Читайте также Процедура постановки земельного участка на кадастровый учет без межевания

Особенности аренды земель общего пользования

Постройки, находящиеся на территориях общего пользования, могут эксплуатироваться физическими или юридическими лицами. При этом единственная возможная форма передачи права пользования – это аренда. Эксплуатация приватизированных объектов требует заключения соответственного договора, уплаты арендной платы и других сборов согласно действующему законодательству.

Однако есть один важный нюанс. В законе Российской Федерации указано, что такое договор аренды. Если говорить простыми словами, то он предусматривает передачу какого-то имущества во владение и использование на определенный срок арендатору. Он в свою очередь должен вносить регулярные платежи за землю. Поскольку речь идет об участках общего пользования, то здесь возникает проблема. Право пользования предоставляется одному человеку, но закон говорит об обратном. Эксплуатация земель общего пользования доступна каждому гражданину РФ, причем платить за это он не обязан. Выходит, что в этой ситуации арендатор должен платить свои средства за всех пользователей конкретного земельного участка или получить исключительное право на владение земли, что запрещено. Подобные дела могут решаться в суде, однако процесс будет длительным и запутанным. Более того, согласно 36 статье ГК России, возведение строений на таких территориях не допускается. На сегодняшний день законом не предусмотрено никакого правового решения этой проблемы в чью-либо пользу.

Передача в личное пользование

Может ли земля общего пользования передаваться какому-то лицу в личное пользование? На сегодняшний день это прямо запрещено законом. Поскольку это территория, предназначенная для общественности, то иметь доступ к ней имеет право любой человек.

Владимир Лапач, доктор юридических наук, профессор Ростовского государственного университета.

Одна из наиболее сложных проблем современной правовой политики состоит в поисках баланса частных и публичных интересов, которые в переходной экономике то и дело вступают в конфликт между собой. В особенности это проявляется в недостаточной определенности разнообразных правовых режимов земель, среди которых, пожалуй, наиболее сложным для понимания и применения является статус земель общего пользования.

Пункт 1, ст. 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимает не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Из этой формулы видно, что законодатель допускает общее пользование лишь в отношении "не закрытых для общего доступа" земельных участков, принадлежащих государству и муниципальным образованиям, причем такой доступ имеет место в виде двух взаимосвязанных правомочий:

"неограниченного" права граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на таких участках;

"ограниченного" права граждан использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Следует заметить, что право пользования природными объектами на таких земельных участках предоставлено только гражданам, но не юридическим лицам. В то же время исходя из приведенной нормы Конституции РФ можно сделать вывод и о том, что сами собственники (государство или муниципальные образования) могут использовать природные объекты, расположенные на землях общего пользования, "в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами", однако непосредственное природопользование со стороны публично-правовых образований, не через образованные ими юридические лица, практически невозможно.

Наряду с земельными участками общего пользования в изложенном выше понимании существуют также земельные участки со специальным режимом общего пользования, определенным в п. 2 ст. 262 ГК: если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

В этом случае возникает вопрос: к какой форме собственности на земельный участок может быть отнесен этот специальный режим? Поскольку п. 1 ст. 262 ГК позволяет гражданам свободно находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной и муниципальной собственности, можно утверждать, что право свободно находиться на участке поглощает собой и право проходить через такие участки. Следовательно, специальный режим характеризует только земельные участки, находящиеся в частной собственности. Специальный режим таких участков является нормой, отступление от нормы возможно лишь вследствие огораживания либо иного ясного обозначения запрета входа на участок без разрешения собственника. Пределы общего пользования на участке со специальным режимом заметно более жесткие, чем на участке с общим режимом: допускается лишь проход (не проезд!) граждан через участок, нахождение на участке и использование природных объектов невозможны.

Термины и понятия

Понятие земельных участков общего пользования соотносительно с понятием общественных мест, которое активно используется законодательством об административных правонарушениях. Так, ст. 20.20, 20.21 и 20.22 КоАП РФ под общественными местами понимают улицы, стадионы, скверы, парки, организации культуры, физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, транспортные средства общего пользования и др.

Однако термин "общественное место" в подобных нормативных контекстах выявляет иной аспект проблемы, не имеющий прямой связи с правовым режимом земельного участка общего пользования. Под общественным местом в данном случае понимается не только земельный участок как таковой с элементами коммунальной инфраструктуры (улица, сквер, парк), но и здания и сооружения (организации культуры, стадионы и т.п.) и даже транспортные средства, которые вообще к определенному земельному участку не привязаны. Закон концентрирует внимание на недопустимости противоправного поведения (распития алкогольных напитков, потребления наркотических или психотропных средств, появления в состоянии опьянения) в местах, открытых для свободного доступа неограниченного круга лиц.

Насколько можно судить, исходя из ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования образуются исключительно из земель поселений и могут включаться в состав различных территориальных зон: жилых; общественно-деловых; производственных; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационных; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иных территориальных зон. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ такие земельные участки не подлежат приватизации. К их числу отнесены по их назначению земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.

В свою очередь, Градостроительный кодекс РФ говорит не о земельных участках, а о "территориях общего пользования", подчеркивая, как и ГК, возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (п. 12 ст. 1) и включая в неисчерпывающий перечень таких территорий площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом Грк РФ в подп. 2 п. 4 ст. 36 особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Это означает, что правовой режим земельных участков общего пользования, равно как и всего, что находится над и под поверхностью таких земельных участков, определяется не нормами градостроительного, а земельного, гражданского и природоресурсного законодательства. По всей видимости, такая позиция законодателя обусловлена тем, что земли общего пользования, как правило, не рассматриваются в качестве базиса для застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Но было бы, на наш взгляд, неверным понимать земли общего пользования исключительно как незастроенные и в перспективе незастраиваемые территории. Значительное число таких земель представляют собой застроенные или по меньшей мере благоустроенные территории, в отношении которых возможна та или иная градостроительная деятельность.

Во многих случаях ситуация складывается таким образом, что на землях общего пользования располагаются объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержит общую норму (п. 1 ст. 28), согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Но тот же Закон в п. 8 той же статьи определяет, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие). При этом п. 3 той же статьи говорит об обязанности собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, взять в аренду либо приобрести в собственность указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Неопределенная ситуация

Возникает достаточно двусмысленная ситуация: если приватизированное строение расположено на земельном участке общего пользования, обязанность выкупа земельного участка в силу п. 8 ст. 28 Закона отпадает, однако обязанность аренды этого участка в силу п. 3 того же Закона сохраняется. Действительно, при аренде земельного участка смены собственника не происходит, однако, удовлетворившись этим формальным моментом, Закон совершенно упускает из виду момент содержательный. Может ли земельный участок, переданный в аренду собственнику приватизированного здания или сооружения на нем, продолжать считаться участком в общем пользовании? Ведь согласно общему определению договора аренды (ст. 606 ГК) имущество передается во временное владение и пользование именно арендатору, а не в общее пользование неопределенному кругу лиц! Совершенно очевиден правовой парадокс, при котором арендатор земельного участка общего пользования оплачивал бы не только свое пользование участком, но и пользование этим участком любым и каждым. Таких конструкций гражданское право до сих пор не знало.

По одному из дел арбитражный суд, рассматривая спор о признании недействительным договора выкупа земельного участка собственником расположенных на нем строений, установил одновременно два обстоятельства:

  • по данным органа архитектуры и градостроительства городской администрации, этот участок находится в общем пользовании (территория общегородского рынка);
  • по данным имущественно-земельного органа городской администрации, этот же участок в течение 8 лет до момента выкупа находился в аренде у предприятия, приватизировавшего данные строения как инфраструктуру общегородского рынка <*>.
<*> Дело N А53-20962/2005-С5-47 Арбитражного суда Ростовской области.

Принимая решение о признании сделки приватизации недействительной, суд учитывал лишь первое обстоятельство, однако испытывал, по всей видимости, серьезные трудности в правовой квалификации второго факта, вследствие чего не дал надлежащей оценки имеющейся совокупности доказательств. В какой-то мере суд можно понять: он поставлен в трудное положение законодателем, который при составлении данной нормы упустил из виду логический закон исключенного третьего: два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными, но они не могут быть также и одновременно ложными. Если истинно одно из них, то другое необходимо ложно, и наоборот.

Вот и получается, что если земельный участок арендован собственником находящихся на нем строений, такой участок не может сохранять статус участка общего пользования, поскольку у него появляется единственный пользователь - арендатор. А если такой единственный пользователь теоретически и практически возможен, какой смысл запрещать выкуп соответствующего участка, если интересы муниципального сообщества могут быть обеспечены путем установления постоянного публичного сервитута?

Конечно, решение этого вопроса только за счет толкования закона суду не под силу; необходимо изменение ст. 28 Закона о приватизации, без чего в нашем законодательстве на неопределенное время будет законсервирована одна из бесконечной череды бессмысленных и вредных конструкций - аренда земельных участков общего пользования.

То есть участок земли (придомовая территория), огражденный забором, находится во владении собственника. А территория, что находится за забором, считается «ничейной землей». Как правило, она является муниципальной. Правом пользования такой прилегающей к забору земли обладают те, кто на законном основании сможет обосновать свои права (сервитут) на владение, пользование ею. К примеру, данная территория необходима собственнику частного дома, ввиду выезда из гаража машины, провоза каких-то грузов, т.е. приходится перемещаться по ней. Таких причин может быть много. Но в, то, же время правом пользования такой территорией могут обладать несколько лиц. Например, соседи частного дома на два хозяина или домов, калитки которых примыкают к общей территории.

Закон о придомовой территории частного дома

Внимание


В него входит:
  1. Выкорчевывание ненужных кустарников и деревьев.
  2. Вывоз мусора.
  3. Возведение беседок, арок, живой изгороди, пергол.
  4. Завоз удобрений и новой земли.
  5. Разбивка газонов.
  6. Создание клумб.
  7. Вертикальное озеленение фасада.
  8. Высадка кустарников и деревьев.
  9. Сооружение фонтана или водоема.
  10. Обустройство зоны отдыха и детской площадки.

Несомненно, не все эти пункты могут быть выполнены. Некоторые работы для того или другого владельца будут просто неактуальными или нецелесообразными.
План участка составляется с учетом пожеланий собственников.

Придомовая территория частного дома

Важно

Земельное владение надо благоустраивать на основе выполнения следующего комплекса работ:

  • Выкорчевывание кустарников и деревьев;
  • Устранение мусора;
  • Изготовление беседок, арок, изгороди;
  • Использование удобрений;
  • Создание газонов и клумб;
  • Посадки деревьев;
  • Оборудования зоны для отдыха.

Но это лишь примерный комплекс мероприятий, который нужен для обустройства территорий в частном секторе. В зависимости от видов работ необходима подготовка к оборудованию местности и закупка материалов.


Озеленение Обустройство участка предполагает создание комфортных условий для владельцев. Придомовая часть должна сочетаться с обстановкой вокруг.

Инфо

Лучшим выбором будет озеленение. Благодаря рассаживанию деревьев и кустарников можно прекрасно украсить территорию. Для этого подойдут декоративные и культурные насаждения.

Определяем и узакониваем размеры придомовой территории частных домов

Собственники домов могут приватизировать данную землю. В статье рассказывается, что такое придомовая территория внутри забора и за ним, как оформить права собственности на нее, и что для этого потребуется.
Законодательное регулирование вопроса Основные моменты, касающиеся данного вопроса, определены в:

  • Конституции РФ, которая установила право граждан на частную собственность, а также возможность общего пользования землёй.
  • Положениях Градостроительного кодекса РФ.
  • ФЗ о госкадастре недвижимости, установившим порядок регистрации недвижимости и её правообладателей в базе ЕГРН, а также выдачи правоустанавливающего документа.
  • СанПиН и регламент СНиПа, касающиеся малоэтажных домов.
  • ЗК и ГК РФ, определившие виды таких земель и порядок заключения сделок по переходу прав на участки от одного лица к другому (покупка, аренда и т.п.).

Придомовая территория частного дома: границы, содержание

По ст. 65 за землю взимается плата, размер которой определяется по условиям аренды. Все принципы регулируются Правительством РФ и местными органами.


В праве на аренду или собственности может быть отказано, если:

  • Через участок проходят коммуникационные линии;
  • В результате аренды будет уменьшена ширина улицы;
  • Рядом с участком располагаются историко-культурные объекты;
  • Участок имеет других владельцев и не было получено их разрешения.

Обустройство Важной частью содержания дома в частном секторе является благоустройство его территории. Желательно создать план участка и разместить на нем все по своему желанию.

Что в себя включает придомовая территория частного дома?

Особенности растений При использовании насаждений важно учитывать их специфику. Высаженные не в том месте деревья или кустарники не будут хорошо развиваться.

Поэтому, благоустраивая придомовую территорию, следует знать факторы, влияющие на рост насаждений:

  1. Тепло- и светолюбивость.
  2. Морозостойкость.
  3. Устойчивость к засухе.
  4. Химический состав почвы и воды.
  5. Влажность грунта.
  6. Рельеф почвы.

Водоснабжение От него напрямую зависит благоустройство как самого дома, так и территории, к нему прилегающей. При какой-либо аварии, прорыве трубы, поломке вентиля может потребоваться срочный ремонт.

Если неприятность произошла внутри сооружения, ее можно устранить достаточно быстро. Поломка наружного водопровода может потребовать земляных работ. Это означает, что заборы, ограды, деревья могут создать серьезные препятствия.

Земли общего пользования: основные правила использования

Однако это понятие имеет обозначение: земельный участок, находящийся около частного домостроения и принадлежащий его владельцу. Территория данного вида требуется собственнику для ведения хозяйства и обслуживания объекта недвижимости.

На ней можно установить забор, дополнительную пристройку, гараж, хранить древесину и пр. Законодательная база На уровне закона представлен ряд документов, которые определяют условия использовании придомовой территории.
Подробную информацию граждане могут найти в:

  • Конституции РФ;
  • Земельном и Гражданском кодексах;
  • Законе «О государственном кадастре недвижимости»;
  • СНиПах;
  • СанПиН;
  • Техническом паспорте и плане дома и земельного участка к нему.

Получение актуальных сведений позволит узнать свои права и обязанности.

Земли общего пользования: незаконный захват

Его положения определили, как можно присвоить участок, находящийся в муниципальной собственности.Аренда или переход права собственности придомовых земель осуществляется согласно договору с органами местного самоуправления. Желающий может получить отказ в случае:

  • Если на данной участке проведены инженерно-коммуникационные линии.
  • Когда оформление права собственности какого-либо лица уменьшит размер общедоступной территории меньше того, что установлен законом: ширина улиц местного и главного значения не должна быть меньше 15 и 40 м соответственно.
  • Если земля имеет особое историко-культурное значение.
  • Когда надел может стать собственностью сразу нескольких лиц, которые не могут достигнуть согласия.

Определение понятий В отношении частных домов законодательство не определило, что считается придомовой территорией.

Привитизация земель общего пользования в дачном коооперативе!

Если в изначальный план нужно будет внести изменения, это необходимо вновь обсудить в другими владельцами домов.Если участок, прилегающий к частному дому, не имеет хозяина, тогда владелец помещения может подать заявление и свидетельства того, что он является бесхозным. На рассмотрение местным органам даётся 18 дней. Если факт отсутствия собственника был в ходе проверки документов подтверждён, земля вносится на учёт.
Норм, касающихся придомовой территории для жилья частного сектора, установлено не было. Квадратура земельных участков (ЗУ), примыкающих к дому, в таком случае зависит от территории, которая была арендована или приватизирована.

Придомовая территория частного дома: обустройство и распоряжение

После тщательной очистки территории, полностью готовой к эксплуатации, нужно выполнить озеленение. Не желательно высаживать шелковицу, тополь и других деревьев, способных засорить участок.Читайте также: Как узнать год постройки дома по адресу на примере г. Ярославль Помимо данных требования, гражданам стоит ознакомиться с такими запретами:

  • нельзя складировать материалы независимо от их назначения;
  • устройство свалок из мусора, льда и снега;
  • сметание и сжигание листьев во время листопада;
  • разжигать костры на территории;
  • рыть траншеи с целью прокладки инженерных коммуникаций, не согласовав это в соответствующих инстанциях.

Более того граждане должны брать во внимание на местные нормативные правовые акты. В некоторых случаях они содержат дополнительные требования.