Домой / Образцы документов / Внешнее управление сроки. Внешнее управление как процедура несостоятельности

Внешнее управление сроки. Внешнее управление как процедура несостоятельности

Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенными рисками. Один из них – банкротство. Это ситуация, в которой организация не в состоянии выполнить свои финансовые обещания перед кредиторами. Факт банкротства устанавливает арбитражный суд, он же имеет право запустить процедуру внешнего управления предприятием-должником.

Что такое внешнее управление

Внешнее управление – это процедура передачи основных полномочий руководства компании внешнему управляющему . Он становится ключевой фигурой предприятия, его генеральным директором. Деятельность управляющего контролируется арбитражным судом и советом кредиторов.

В деле о банкротстве поэтапно применяются пять процедур по отношению должника:

  • Наблюдение . Проводится полный анализ финансовых операций без изъятия имущества;
  • Финансовое оздоровление . Составляется план для выплаты задолженностей;
  • Руководство компании лишается своих основных полномочий, на его место назначают внешнего управляющего;
  • Конкурсное производство . Имущество должника отчуждается путем продажи, полученные средства должны покрыть долги перед кредиторами;
  • Мировое соглашение . Договор, по которому стороны прекращают спор или идут на уступки. Может быть заключен на любом этапе разбирательств.

Внешнее управление может быть внедрено вместе с привлечением новых средств в капитал. Главная цель управляющего – реабилитировать предприятие и по возможности предотвратить ликвидацию компании.

Таким образом, он преследует цели каждой из сторон : должник стремится вернуть себе стабильное положение на рынке, а кредиторы – получить вложенные средства назад.

Назначение управляющего

Согласно российскому законодательству несостоятельность юридического лица определяется по финансовому и временному критериям . В первом случае долги организации превышают отметку в 300 тыс. рублей . Второй критерий справедлив, когда взятые кредиты не возвращаются в течении 90 дне й после срока погашения.

После признания банкротства арбитражный суд составляет акт по итогам собрания кредиторов и наблюдения за финансовой деятельностью компании. Руководство предприятия уведомляется о назначении управляющего, и в короткие сроки обязано передать ему весь необходимый пакет документов. За установленный срок уже новый руководитель должен выработать план и предпринять меры для полного погашения долгов предприятия .

Мораторий на удовлетворение требований

Этап Наблюдения считается успешным, если после всех действий управляющего предприятие не только выплатило долг, но и получило достаточно средств для продолжения нормального функционирования. Чтобы облегчить финансовое оздоровление, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Это предписание аннулирует большинство денежных задолженностей, срок которых истёк еще до начала исполнения процедуры.

Ввод моратория позволяет удержать шаткое положение должника на рынке и не допускает его полного разорения.

Однако, интересы кредиторов тоже учитываются. На замороженные суммы по предыдущим долгам начисляются проценты, которые определяются ставкой рефинансирования. Кроме этого, мораторий не распространяется на некоторые другие требования кредиторов:

Главная цель моратория – дать управляющему время на постепенную реализацию собственного плана. Ограничения защищает компанию от попыток уничтожить её активы за короткий период времени.

Полномочия внешнего управления

Новый руководитель предприятия должен сделать всё для восстановления финансовой стабильности юридического лица. Во время действия своих полномочий он имеет право:

  • Распоряжаться имуществом предприятия в рамках закона;
  • Осуществлять хозяйственную деятельность;
  • От имени должника заключать мировой договор с советом кредиторов;
  • Требовать признать недействительными сделки, которые были проведены еще до начала процедуры внешнего управления;

Хотя он и имеет большинство прав генерального директора, практически все сделки должны быть согласованы с советом кредиторов. Продажа имущества, крупные сделки, получение или выдача займов – всё это требует подтверждение другой стороны внешнего управления.

В течении месяца после своего утверждения на посту внешний управляющий обязан разработать план , по которому будут осуществляться все дальнейшие меры погашения задолженности. Готовый план рассматривается советом кредиторов.

Планирование внешнего управления предполагает полную выплату всех долгов. При этом предприятие должно остаться в стабильном финансовом положении на рынке. Отсутствие признаков банкротства может быть зафиксировано, если компания удовлетворит еще и требования, срок исполнения которых заканчивается после завершения внешнего управления.

План управляющего должен учитывать несколько параметров:

  • Подробный порядок и меры по реализации действий, направленных на погашение долгов;
  • Условия финансирования компании-должника;
  • Расходы предприятия связанные и не связанные с процедурой внешнего управления;
  • Сроки восстановления стабильного финансового положения (не должны превышать сроков завершения процедуры);
  • Аргументы в пользу выбранного пути реабилитации на рынке;
  • Разграничение прав кредиторов и комитетов.

Все эти параметры прописаны в законе «О несостоятельности (банкротстве)». Список не является исчерпывающим, сюда могут быть добавлены дополнительные меры, которые учитывают конкретные особенности предприятия.

Необходимые меры

Утверждённый план даёт право управляющему предпринимать меры по погашению задолженности . В их число входят:

  • Смена профиля производства с учётом экономической ситуации на рынке;
  • Закрытие убыточных филиалов и подразделений предприятия;
  • Требование дебиторской задолженности от всех возможных должников юридического лица;
  • Отчуждение определенного объема имущества с целью продажи;
  • Привлечение финансовых средств от третьих лиц для расширения производства и поднятия дохода предприятия;
  • Замещение активов юридического лица.

Продажа имущества компании осуществляется только после проведения инвентаризации и независимой оценки . Оно выставляется на открытых торгах в форме аукциона, весь процесс контролируется кредиторами. Если общая рыночная стоимость всего имущество превышает отметку в 200 млн. рублей торги организовывает государство или организация, уполномоченная Правительством РФ. Продажа имущества не должна повредить хозяйственной деятельности предприятия в ходе внешнего управления.

Меры могут быть приняты как комплексно, так и по отдельности. Все действия управляющего не должны выходить за рамки действующего законодательства.

Изначально внешнее управление не должно длится дольше 18 месяц е в , но его можно продлить еще на 6 месяцев . Руководство компании уведомляется о своем отстранении в течении одного дня с момента назначения управляющего. Еще через два дня вся необходимая документация должна быть передана новому генеральному директору.

В срок до десяти дней после назначения подается публикация о смене руководства компании. Через месяц происходит первое собрание кредиторов, где управляющий предоставляет разработанный за этот срок план. В течении пяти дней он подается в арбитражный суд. Если суд всё-таки признает предприятие банкротом, стадия конкурсного производства должна начаться не позднее 122 дней с момента назначения управляющего .

Погашение задолженностей может произойти и до завершения процедуры. В таком случае управляющий остается на своем посту до избрания нового руководства.

Завершение процедуры

По завершению своей деятельности управляющий предоставляет отчёт совету кредиторов . Исходя их успешности процедуры существует два исхода:

  1. Платежеспособность восстановлена и проведен расчёт с кредиторами. В этом случае вносится предложение о прекращении процедуры. Ходатайство направляется в суд, который составляет акт прекращения дела о банкротстве.
  2. Предприятие всё еще остается должником . Арбитражный суд не утверждает отчет управляющего и выносит вердикт о начале конкурсного производства, что влечёт за собой ликвидацию предприятия.

Как показывает практика, внешнее управление не всегда оказывается удачным решением для компании. Негативные последствия напрямую связаны с квалификацией управляющего. Отсутствие профессионализма третьего лица может привести к полному краху предприятия-должника.

Экономическая и политическая обстановка в стране также значительно влияет на процедуру. Инфляция или внезапный финансовый кризис могут поставить под угрозу любой успешный план реализации внешнего управления. Иногда недобросовестные кредиторы умышленно пытаются разорить компанию с целью получения её имущества и активов.

Всё же данная процедура является «спасательным кругом» для большинства юридических лиц, которые оказались в яме кабальных долгов. При продуманном руководстве можно решить проблему банкротства и даже вывести компанию на новый уровень производства.

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется

Процесс банкротства длителен и проводится поэтапно. Для открытия дела понадобится заявление о признании банкротства от должника, кредиторов или других уполномоченных органов.

Поскольку несостоятельность часто используется руководителями компаний с преступными целями, задача судебных инстанций – выяснить, каков на самом деле финансовый статус компании.

Специальные представители суда тщательно расследуют обстоятельства банкротства и фиксируют все признаки разорения.

После предварительной оценки назначается одна из процедур банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Процедуры (или этапы) не всегда идут в указанном порядке. Иногда после наблюдения и финансового оздоровления сразу переходят к конкурсному производству или уже на первой стадии стороны заключают мировое соглашение. В таких случаях другие этапы уже не нужны.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление при банкротстве – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  1. Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  2. Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  3. Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 ст. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юр. лица.

Внешнее управление может осуществляться при банкротстве определенных категорий должников. В остальных случаях эта процедура не осуществляется.

Юридического лица

внешнее управление при банкротстве юридического лица имеет место, если суду была доказана временная финансовая несостоятельность должника, которая может быть устранена после проведения мероприятий по оздоровлению. В рамках этого этапа могут быть проведены различные меры, в результате чего:

  • улучшится денежная ситуация;
  • потенциальный банкрот сможет не только вернуть долги, но и продолжить свою деятельность.

Физического лица

Физические лица, в отношении которых было возбуждено дело о банкротстве, не проходят процедуру внешнего управления. По отношению к ним применяется реструктуризация долгов, по окончании которой происходит:

  • реализация имущества;
  • погашение оставшихся долгов.

Предприятия

Внешний управляющий назначается на предприятия для проведения мероприятий по оздоровлению финансовой системы компании. В данном случае срок проведения этого этапа может составлять максимум два года, если кредиторы или управляющий подадут заявление об увеличении периода его реализации (первоначально он рассчитан на восемнадцать месяцев).

По отношению к градообразующим и другим значимым предприятиям процедура внешнего управления может быть назначена Арбитражным судом.

Банка

Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении кредитных организаций процедура внешнего управления не применяется. В данном случае допускаются другие мероприятия для оздоровления финансового положения должника, которые могут быть реализованы в досудебном порядке. После подачи заявления в Арбитражный суд может быть вынесено решение только о конкурсном производстве с последующим банкротством банка.

Застройщика

В отношении строительных компаний также может быть введено внешнее управление, в результате которого застройщик может:

  • завершить проект;
  • отдать долги всем кредиторам.

Если даже после реализации данного этапа это невозможно, то в отношении этой компании будет введено конкурсное производство и имеющаяся у нее собственность будет реализована (в том числе и недостроенные объекты).

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (ст. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Цель проведения процедуры внешнего управления

Внешнее управление проводится при подаче заявления в суд с целью признания юридического лица финансово несостоятельным. Эта стадия процедуры банкротства направлена на улучшение финансового положения компании. В результате предприятие не только сможет отдать все имеющиеся у него долги, но также продолжить свою работу, то есть избежать ликвидации.

Кто может быть назначен внешним управляющим

Кандидатура внешнего управляющего при банкротстве должника утверждается общим собранием кредиторов. Претендовать на эту временную должность могут следующие лица:

  • представленные одним из кредиторов фирмы-банкрота на общем собрании;
  • предложенные прочими участниками дела о банкротстве юридического лица;
  • уже зарегистрированные в Арбитражном суде в качестве управляющих;

Также кандидаты в временные управляющие могут быть назначены уполномоченными государственными органами.

Стать арбитражным управляющим может не каждый. К ним применяются весьма жесткие требования, которые закон периодически усложняет.

Лицам, желающим занять эту должность, необходимо иметь соответствующее образование: юриспруденция или экономика (антикризисное управление). Также потенциальный управленец должен пройти стажировку на базе СРО у действующего специалиста.

Обучение по специальности является важным условием. Длится оно 2-3 месяца, зависимо от опыта кандидата. Например, если потенциальный внешний управляющий ранее занимал руководящую должность год и более, срок теоретического обучения может быть сокращен.

Для обучения кандидату предстоит предоставить две справки: об отсутствии судимости и о том, что он не является дисквалифицированным специалистом (выдается в Налоговой).

За обучением следует стажировка – от 6 месяцев до 2 лет (срок также зависит от наличия у стажера руководящего опыта, подтверждаемого записью в трудовой книжке). Стажировка бесплатна. В отдельных случаях, по договоренности с организацией, принимающей стажера, заключается договор ГПХ, по которому исполнитель получает вознаграждение.

После стажировки будущий арбитражный управляющий должен вступить в СРО. Однако членские взносы необходимо уплачивать только в случае назначения на должность.

Последним этапом является оформление страховки. Делается это уже после назначения специалиста Арбитражным судом на должность внешнего управляющего. Закон отводит ему десять дней, чтобы оформить страхование, которое, в случае необходимости, покроет владельцам юридического лица убытки, являющиеся следствием ошибочной работы арбитражного управляющего.

Этапы процедуры внешнего управления

В рамках реализации процедуры можно выделить несколько этапов:

  • назначение внешнего управляющего;
  • подготовка плана оздоровления финансового положения компании;
  • реализация плана;
  • погашение задолженностей потенциального банкрота перед всеми кредиторами.

О сроках

Внешнее управление силами арбитражного исполнителя может осуществляться в течение не более 18 месяцев и продлеваться по решению собрания кредиторов на срок не более 6 месяцев. Спустя месяц после назначения процедуры внешнего управления управляющий должен предоставить собранию план действий на время своей работы. Учитывая, что после вступления в силу решения суда прошлое руководство компании отстраняется от своих обязательств, оповещение об этом должно прийти в тот же или на следующий день после назначения процедуры.

Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

О плане

План внешнего управляющего – это один из основных документов, на основании которого собрание кредиторов принимает решение о целесообразности таких мер. Отметим, что собрание может как утвердить, так и отклонить предоставленный управляющим план. Во втором случае даётся 2 недели до следующего собрания, на котором исполнитель должен предоставить вторую версию. Если и эта попытка окажется неудачной, потерпевшая сторона имеет право сменить арбитражного управляющего, выбрав нового из числа утверждённых ранее кандидатур. План управляющего состоит из нескольких обязательных пунктов:

  1. Перечень мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности юридического лица с целью погашения задолженностей.
  2. Финансовое обоснование и подкрепление каждого из вышеуказанных мероприятий (перечисление источников финансирования).
  3. Сроки проведения каждого из мероприятий.
  4. Ожидаемые положительные итоги от проделанной работы, которые рассчитываются при помощи вычисления разницы предположительных доходов и расходов.

К оздоровительным мероприятиям относится целый ряд таковых, главным признаком которых является получение выгоды со стороны должника и постепенного прироста доходов. Это может быть перепрофилирование отдельных подразделений или всей организации, продажа или закрытие нерентабельных филиалов, центров реализации, производственных мощностей, увольнение работников и т.д. К дополнительным мерам можно отнести повышение уровня квалификации исполнителей, покупку новой недвижимости, открытие новых производственных мощностей, модернизацию оборудования в рамках бюджета и т.д.

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 ст. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 ст. 117 № 127-ФЗ . Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Положительные и отрицательные стороны для кредиторов

Деятельность внешнего кредитора направлена на восстановление платёжеспособности юридического лица (к физическим лицам процедура не применяется) путём проведения различных эффективных экономических мероприятий. Таким образом, положительная сторона для потерпевшей стороны заключается в создании условий, при которых им будут возвращены долги ответчика.

Причём они вправе утверждать разработанный управляющим план действий, если он их устраивает, либо отклонить его и дождаться следующего, если часть из пунктов вызывает сомнение. То есть во время внешнего управления на руководящем уровне именно собрание кредиторов является действующим временным органом.

Правда, у такой процедуры могут быть и отрицательные последствия. Учитывая, что срок внешнего управления довольно длительный, времени на взыскание долгов потребует много. И далеко не всегда даже утверждённый кредиторами план управляющего гарантирует финансовое оздоровление компании-должника. Таким образом, спустя 2 года они могут остаться ни с чем и вновь подавать заявку на банкротство юридического лица-ответчика.

Последствия введения внешнего управления

  1. Прекращение полномочий руководителя должника. Эти полномочия возлагаются на внешнего управляющего.
  2. Прекращение полномочий органов управления должника.
  3. Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Права внешнего управляющего

Внешний управляющий при банкротстве - арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.

Статья 2. Основные понятия, используемые в законе о банкротстве (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) :

  1. Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления.
  2. Заявлять отказ от договорных обязательств должника.
  3. Предъявлять в суд требования о признании сделок должника недействительными, в случае если они были заключены в нарушении законодательства банкротства.

Обязанности внешнего управляющего

Закон определяет конкретные обязанности внешних управляющих:

  1. Принять управление имуществом должника и провести его инвентаризацию.
  2. Разработать план внешнего управления и предоставить его собранию кредиторов.
  3. Ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и предоставление отчетности.
  4. Заявлять возражение против требований к должнику.
  5. Принимать меры к взысканию дебиторской задолженности.
  6. Вести реестр требований кредиторов.
  7. Адекватно реализовывать план, который он предоставил собранию кредиторов.
  8. Предоставлять промежуточный и окончательный отчет о выполнении плана.

Освобождение внешнего управляющего

Согласно ст. 97 закона о банкротстве внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве:

  • по заявлению внешнего управляющего;
  • по направленному на основании решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;
  • в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Результаты внешнего управления

По результатам отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:

  1. Прекращение производства по делу о несостоятельности.
  2. Мировое соглашение.
  3. Продление срока внешнего управления.
  4. Отказ утверждения отчета внешнего управляющего. Назначается новый внешний управляющий.
  5. Введение процедуры конкурсного производства.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юридического лица осуществляются с учетом специфики деятельности организации. Если компания входит в категории юридических лиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

На видео о работе внешнего управляющего:

Жалоба на внешнего управляющего

Результативность работы внешнего управляющего не всегда высокая. Это может быть обусловлено самыми разнообразными причинами. Так, неэффективность может обуславливаться внешними факторами: политической обстановкой в стране, инфляционными процессами, стихийными бедствиями. Иногда она связана с воздействием на процесс кредиторов, которые стремятся как можно быстрее перейти к процедуре конкурсного производства и установить контроль над финансами.

Но часто негативные результаты внешнего управления связаны с низким профессионализмом управляющего, непониманием им основных методов решения поставленной задачи.

Для защиты своих законных интересов кредиторы могут обратиться в суд с жалобой управляющего.

Согласно законодательству о несостоятельности жалобы от кредиторов должны быть рассмотрены арбитражом не позднее чем через месяц после их поступления.

Возможность обжаловать действия управляющего есть не только у кредиторов, но и у других участников процесса по признанию должника неплатежеспособным. Это граждане, которым был причинен ущерб здоровью (имеющие на руках соответствующее постановление суда), представители работников (кроме ходатайств об устранении управляющего) и собственника имущества. Представители работников наделены правом только подавать жалобы по возникшим между ними и управляющим разногласиями относительно размера и периодичности выплаты зарплаты и других положенных выплат.

Жалоба имеет письменную форму и является процессуальным документом. Она обязана содержать перечень необходимых сведений и реквизитов. В частности, указание на то, какие именно правовые нормы были нарушены управляющим и что именно требует заявитель (например, компенсировать ему нанесенный непрофессионализмом ущерб). Здесь прописываются точные реквизиты Арбитражного суда, истца/ответчика, номер дела о несостоятельности.

роцедура внешнего управления не является для нашего законодательства новой, но с момента ее появления в российском законодательстве она претерпела значительные изменения. Впервые данная процедура появилась в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Еще одним документом, предшествующим Закону о банкротстве 1992 г. было распоряжение Госкомимущества РФ от 5 ноября 1992 г. № 717-р «Об утверждении типового положения о проведении конкурса по продаже предприятия-банкрота и его имущества».

Глава «Реорганизационные процедуры» Закона о банкротстве 1992 г. предусматривала два вида процедур – внешнее управление имуществом должника и санацию.

В новом законе в рамках процедуры банкротства применяется только процедура внешнего управления. Санация, или как названо в новом законе досудебная санация, выведена за эти рамки и относится к мерам по предупреждению банкротства.

Прежде чем перейти к вопросу о процедуре внешнего управления хотелось бы обратить внимание на те изменения, которые произошли в процедуре санации.

Досудебная санация

Закон определяет досудебную санацию как меру по восстановлению платежеспособности должника, применяемую собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника – юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Из анализа статьи 27 закона можно сделать вывод, что мерами по восстановлению платежеспособности является финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, как на безвозмездной, так и на возмездной основе, в качестве принятия на себя должником и иными лицами обязательств в пользу третьих лиц, предоставивших эту помощь.

Законом предусматривается возможность проведения досудебной санации за счет средств федерального, местного бюджетов или государственных внебюджетных фондов. Для реализации этого положения необходимо два условия: во-первых, чтобы в соответствующих бюджетах были предусмотрены статьи расходов на эти цели; во-вторых условия проведения санации должны быть установлены в Федеральном Законе о Федеральном бюджете. В зарубежном законодательстве государственная поддержка (санация) рассматривается как несоответствующая принципам рыночной экономики, поскольку означает прямое вмешательство в правила конкуренции и хозяйственную деятельность предприятия. 41

Еще одной отличительной особенностью нового закона является то, что в нем не регламентируется ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. По закону о банкротстве 1992 г. санация производилась только по назначению арбитражного суда и под его контролем. Так в законе устанавливались правила, согласно которым соглашение о проведение санации подлежало утверждению арбитражным судом и, по истечении 12 месяцев с момента начала данной процедуры, должно было быть удовлетворено в размере не менее 40 % от общей суммы требований кредиторов, срок санации ограничивался 18 месяцами и т.д.

В новом законе сами участники процедуры определяет на их взгляд все существенные положения для проведения мер по восстановлению платежеспособности должника. Таким образом, закон делает процесс досудебной санации практически бесконтрольным со стороны государственных органов.

Внешнее управление.

Процедура внешнего управления (судебная санация), применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником временному управляющему, не является новой для российского законодательства. Следует отметить, что новый закон по сравнению с предыдущим более детально регламентирует данную процедуру. Ходатайство о введении внешнего управления может быть удовлетворено арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве лишь при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность должника.

В один из арбитражных судов обратился кредитор с заявлением о признании его должника банкротом. Однако после первого заседания инициатор процесса стал ходатайствовать о введении внешнего управления. Суд отклонил ходатайство и признал должника банкротом. Тогда должник обратился с заявлением о принесении протеста на судебные акты в ВАС РФ.

Изучение дела показало обоснованность принятия указанного решения. Доказательств реального восстановления платежеспособности должником не представлено. Утверждение заявителя о том, что иностранный банк согласился выделить должнику 20 млн. долларов США не соответствовало действительности. В деле имеется лишь переписка, свидетельствующая о возможности выделения этих средств при условии предоставления банку для утверждения графиков выполнения работ по конкретным объектам. Предоставленная суду справка о погашении задолженности отдельным кредиторам не была принята во внимание, поскольку суммы погашенных долгов весьма незначительны по сравнению с общей суммой задолженности. Учитывая эти обстоятельства, в принесении протеста на судебные акты по этому делу ВАС РФ было отказано. 42

Указанная процедура вводится арбитражным судом, как правило, на основании решения первого собрания кредиторов, с основным сроком 12 месяцев и дополнительные 6 месяцев – срок, на который может быть продлена процедура внешнего управления. Так, например, в отношении ЗАО «Трибуна» решением арбитражного суда в введено внешнее управление сроком на год. За этот период объем продаж на данном предприятии увеличился почти в 10 раз, что позволило сделать вывод о возможном восстановлении платежеспособности должника. И комитет кредиторов высказался за продление срока внешнего управления. Данное ходатайство удовлетворено арбитражным судом. 43

Здесь необходимо оговориться, что в отношении отдельных категорий должников закон не предусматривает введение внешнего управления, это - кредитные организации; ликвидируемый должник; отсутствующий должник; а также в случае добровольного объявления должника о своем банкротстве. Закон о банкротстве 1992 года устанавливал, что на срок внешнего управления производство по делу приостанавливается (п.3 ст. 10

закона о банкротстве 1992 г.). Ныне действующий Закон не установил подобного правила. Вероятно решение вопроса о приостановлении производства по делу должно быть решено в определении арбитражного суда о введении внешнего управления.

Как и процедура наблюдения, процедура судебной санации предусматривает определенные последствия для должника: руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. В практике применения закона о банкротстве 1992 г. возникало множество проблем в отношении руководителя должника. Так одной нормой (п.6 ст.12) предусматривалось,

что он продолжает осуществлять возложенные на него функции при назначении внешнего управляющего, в другой норме этой же статьи говорилось, что функции руководителя с момента назначения выполняет арбитражный управляющий, при этом руководитель должника продолжал получать свою зарплату. Новый закон устранил имевшие место противоречия.

Одновременно прекращаются полномочия органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия. При этом они в течение 3 дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны передать необходимую документацию, печати, штампы и материальные ценности.

Снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Для снятия арестов не требуется вынесения судом специального определения, поскольку арест снимается в силу закона.

Аресты на имущество и иные ограничения действий должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

В новом законе в отличие от предыдущего дается определение понятия «мораторий» - это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Данная льгота позволяет использовать суммы, предназначенные для исполнения денежных обязательств, на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника.

Закон от 19 ноября 1992 г. предусматривал введение моратория на все требования кредиторов, новый же закон предусматривает введение моратория на определенные требования кредиторов (п. 2 ст. 70 закона).

Не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Указанное ограничение не противоречит требованиями Федерального закона РФ от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

С момента введения моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Следует отметить, что в новом законе однозначно решен вопрос о кредиторах первой и второй очереди. До Информационного письма «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)» от 07.08.97 № 20, вопрос об этих кредиторах не был урегулирован в законе о банкротстве 1992 г., что создавало определенные трудности при реализации закона.

Стоит обратить внимание на норму, которая закрепляет прекращение начисления штрафов, пеней по денежным обязательствам и финансовых санкций по обязательным платежам при введении моратория. Необходимость установления данного правила была продиктована практикой применения предыдущего закона о банкротстве, в котором не предусматривалось подобного правила, что явно не способствовало восстановлению платежеспособности должника. Для компенсации понесенных кредиторами потерь на все «замороженные суммы будут начисляться проценты по ставке рефинансирования Центрального банка на основании ст. 395 ГК РФ.» 44

При решении вопроса о нераспространении моратория на требования кредиторов, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, законодатель исходит из позиции приоритета интересов должника, заключающихся в восстановлении его платежеспособности, перед интересами отдельных кредиторов. Внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров, если:

Исполнение такого договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;

Если договор является долгосрочным (заключен на срок более года), либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе;

Если имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника.

Перечень обстоятельств, предусматривающих право на отказ, не является исчерпывающим и внешнему управляющему предоставлены довольно широкие полномочия при принятии решения. Таким образом, внешний управляющий может отказаться от исполнения практически любого договора.

Новый закон о банкротстве сохранил содержащиеся в предыдущем законе нормы, предусматривающие разработку плана проведения внешнего управления. Обязанность по разработке и реализации указанного документа возлагается на внешнего управляющего. К плану внешнего управления закон устанавливает определенные требования:

Во-первых, он должен быть разработан не позднее одного месяца с момента назначения внешнего управляющего;

Во-вторых, план должен содержать в себе как минимум два раздела: меры по восстановлению платежеспособности и срок восстановления платежеспособности, который не должен превышать предельных сроков внешнего управления;

В-третьих, план должен быть представлен для утверждения на собрание кредиторов, которое должно принять одно из следующих решений: об отклонении плана и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об отклонении плана внешнего управления, отстранения внешнего управляющего с одновременным утверждением кандидатуры нового внешнего управляющего и с обращением с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; об утверждении плана. Следует отметить, что план считается утвержденным, если за него проголосовало более половины голосов от числа конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов. Утвержденный план и протокол собрания кредиторов представляются в арбитражный суд внешним управляющим не позднее 5 дней с даты проведения собрания. Если утвержденный план не будет в течение шести месяцев с момента введения внешнего управления представлен арбитражному суду, последний вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Несомненно, что к достоинствам нового закона можно отнести то, что по сравнению с законом о банкротстве 1992 года настоящий закон существенно расширил меры по восстановлению платежеспособности должника. В рамках внешнего управления может осуществляться: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; продажа предприятия (бизнеса) (статья 86); продажа части имущества должника (статья 87); уступка прав требования должника (статья 88); исполнение обязательств третьими лицами (статья 89). Более подробно стоит остановиться лишь на некоторых мерах.

1. Продажа предприятия (бизнеса) должника. Стоит заметить, что авторы закона непонятно в каких целях после использования понятия «предприятие» в скобках употребили слово «бизнес». Неужели «бизнес» - синоним «предприятия»? Тогда в гражданском праве появляется еще понятие последнего. 45

Процедура продажи предприятия не является новой для российского законодательства. Правоотношения, возникающие по поводу продажи предприятия должника, регулируются нормами Закона о банкротстве 1998 года, а также нормами Гражданского Кодекса РФ, в части, не урегулированной законом (статья 559-566). Прежде всего, при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Также необходимым условием является проведение инвентаризации имущества. Обязанность проведения инвентаризации обусловлена также требованиями статьи 561 Гражданского Кодекса РФ, поскольку акт инвентаризации является обязательным приложением к договору продажи предприятия. Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов, если иной порядок не установлен планом внешнего управления. Вырученная в ходе данной операции денежная сумма включается в состав имущества предприятия и подлежит зачислению на специально открываемый счет. При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить социальную направленность действующего закона, поскольку исходя из его норм все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют свою силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

Пример из правоприменительной практики:

В ООО «Елена» было введено внешнее управление и принято решение о продаже всего предприятия. Новый работодатель уволил ранее работающих, в связи с чем уволенные работники подали иск в суд и были восстановлены в своих должностях. 46

2. Продажа части имущества должника. Также как и продажа предприятия, продажа части имущества может быть осуществлена только после проведения инвентаризации и по общему правилу на открытых торгах в форме аукциона.

Однако закон допускает и исключения из данного правила, например, продажа градообразующих предприятий осуществляется путем проведения конкурса (статья 137 закона). Внешнему управляющему предоставлено право определять начальную продажную цену имущества, однако план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, может предусматривать иной порядок определения начальной цены. Оплата проданного имущества должна быть произведена в срок, предусмотренный протоколом или договором купли-продажи, но не позднее чем через один месяц со дня проведения торгов.

3. Уступка прав требования должника. Общие правила содержатся в статьях 382-390 Гражданского Кодекса РФ, статья же 88 устанавливает лишь специфические правила уступки прав требования в рамках процесса банкротства.

Перечень мер по восстановлению платежеспособности должника не является исчерпывающим, что дает возможность внешнему управляющему самостоятельно, исходя из специфики деятельности и финансово-экономического состояния должника, определить мероприятия, направленные на повышение хозяйственно-финансовой деятельности должника.

По итогам внешнего управления внешний управляющий составляет отчет, который подлежит рассмотрению на собрании кредиторов, а затем утверждению арбитражным судом.

Утверждение отчета является очень важным моментом в процессе внешнего управления, поскольку можно говорить о том, что платежеспособность должника восстановлена и можно перейти к расчетам с кредиторами.

Новой в российском законодательстве является статья 94, предусматривающая порядок расчетов с кредиторами. Необходимость принятия данной нормы была продиктована практикой применения предыдущего закона о банкротстве. «Закон о банкротстве 1992 года не решал проблему расчетов, так как, восстановив платежеспособность должника, внешний управляющий не мог произвести расчеты с кредиторами фактически, поскольку на требования кредиторов был наложен мораторий. После того как арбитражный суд констатировал восстановление платежеспособности должника к управлению финансовым потоками возвращался его прежний руководитель и никто не мог гарантировать, что требования кредиторов будут удовлетворены. На практике внешние управляющие удовлетворяли требования кредиторов, несмотря на мораторий.» 47 .

Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром кредиторов со дня утверждения отчета. Очередность удовлетворения осуществляется согласно требований, предъявляемым к очередности удовлетворения требований кредиторов в ходе конкурсного производства, за некоторыми изъятиями:

Не производится капитализация повременных платежей по требованиям гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, поскольку расчеты с кредиторами данной очереди осуществляются путем погашения оставшейся задолженности;

Во вторую очередь погашается оставшаяся задолженность по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору и выплате авторских вознаграждений.

С момента исполнения обязательств перед кредиторами внешний управляющий вносит соответствующую запись в реестр.

Участники процедуры внешнего управления: внешний управляющий и комитет кредиторов.

Внешний управляющий

Одним из основных участников процедуры внешнего управления является внешний управляющий. Как уже отмечалось, с момента введения внешнего управления руководитель и органы должника отстраняются от руководства организацией, а полномочия по управлению возлагаются на внешнего управляющего.

Предложения по кандидатуре внешнего управляющего могут быть представлены любым из конкурсных кредиторов, налоговым или иным уполномоченным органом, должником или собственником имущества должника – унитарного предприятия.

Поскольку внешний управляющий относится к корпусу арбитражных управляющих, требования к его кандидатуре абсолютно идентичны требованиям, предъявляемым к кандидатуре временного управляющего.

После утверждения собранием кредиторов, кандидатура внешнего управляющего представляется арбитражному суду для назначения. В случае, когда суду не представлена кандидатура, арбитражный суд самостоятельно из числа зарегистрированных лиц назначает внешнего управляющего. Стоит упомянуть, что в качестве кандидатуры внешнего управляющего может быть рассмотрено лицо, осуществляющее полномочия временного управляющего. Представляется, что продление деятельности лица, осуществляющего функции временного управляющего в качестве внешнего управляющего, наиболее целесообразно, поскольку за время своей работы первый наиболее ясно представляет себе картину о специфике деятельности и финансово-экономическом положении должника, что в последующем существенно может облегчить и оказать помощь в проведении внешнего управления.

Обладая общими правами (часть 1 статьи 20), принадлежащими любому из арбитражных управляющих, временный управляющий наделен присущими только ему специальными правами, которые определены в статье 74 закона.

К ним относятся:

1. Самостоятельное распоряжение имуществом должника с ограничениями, предусмотренными федеральным законом о несостоятельности 1998 года. В качестве таких ограничений могут выступать:

Обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или комитета кредиторов на совершение крупной сделки, в которой имеется заинтересованность. Полномочия арбитражного управляющего по распоряжению имуществом должника не ограничены рамками полномочий, установленных для руководителя предприятия-должника.

Пример из правоприменительной практики:

В арбитражный суд на основании п.2 ст. 21 Закона о банкротстве обратился кредитор с заявлением об обжаловании действий арбитражного управляющего. Из представленных в арбитражный суд документов следовало, что уставом акционерного общества предусмотрено одобрение советом директоров сделок, совершенных руководителем организации, на сумму свыше 10 тыс. рублей. Арбитражный управляющий совершил сделку по отчуждению имущества на сумму 50 тыс. рублей.

При рассмотрении указанного заявления возник вопрос о правомерности совершения сделок арбитражным управляющим по отчуждению имущества без согласия соответствующего органа акционерного общества.

При решении данного вопроса необходимо иметь в виду следующее: согласно статье 69 Закона о банкротстве при введении внешнего управления имуществом должника полномочия органов управления должника прекращаются, и крупные сделки совершаются внешним управляющим с согласия собрания кредиторов. Следовательно, ограничения, установленные для руководителя предприятия-должника, на арбитражного управляющего не распространяются. 48

Обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или комитета кредиторов по сделкам, влекущим новые денежные обязательства должника, в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20 процентов суммы требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов, за исключением предусмотренных планом внешнего управления;

Обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания кредиторов или комитета кредиторов в отношении решений, влекущих увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника;

В случае продажи предприятия не осуществлять расчеты с кредиторами, за исключением кредиторов перовой и второй очереди, вплоть до заключения мирового соглашения или принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

Продажа имущества должника на торгах может быть осуществлена внешним управляющим только после проведения инвентаризации;

Обязанность внешнего управляющего получить согласие от собрания или комитета кредиторов при уступке права требования должника на открытых торгах;

В иных случаях.

2. Заключение от имени должника мирового соглашения.

3. Заявление об отказе от исполнения договоров должника.

Исходя из специального правового статуса внешний управляющий обязан нести возложенные на него обязанности:

Принятие в ведение имущества должника и проведение его инвентаризации;

Открытие специального счета для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;

Разработка и представление на утверждение собранию кредиторов плана внешнего управления;

Ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности;

Заявление в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;

Принятие мер по взысканию задолженности перед должником;

Рассмотрение требований кредиторов;

Предоставление собранию кредиторов отчета по итогам реализации плана внешнего управления;

Осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По общему правилу внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления и действует до прекращения внешнего управления. В то же время необходимо упомянуть, что новый закон, в отличие от предыдущего, предусмотрел нормы относительно освобождения внешнего управляющего от исполнения своих обязанностей. Перечень таких оснований и порядок предусмотрен статьей 73 закона о банкротстве и не является исчерпывающим.

Еще одним органом, участвующим в процедуре внешнего управления, является собрание кредиторов. Законом подробно регламентированы общие вопросы, касающиеся собрания кредиторов, относящиеся к любой процедуре банкротства, будь то наблюдение, конкурсное производство, внешнее управление. В то же время участие собрания кредиторов в каждой из процедур несостоятельности имеет свои характерные особенности, в основном касающиеся прав и обязанностей. Во внешнем управлении дополнительные права установлены для комитета кредиторов (статья 81), в частности: созыв собрания кредиторов, дача рекомендаций собранию кредиторов по освобождению внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего; утверждение или отказ в утверждении крупных сделок должника и сделок должника, в совершении которых имеется заинтересованность; представление арбитражному суду кандидатуры заместителя внешнего управляющего.

Внешнее управление применяется по отношению к юридическому лицу, которое находится в процессе банкротства и является необязательным и вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Введение такого управления приобретает смысл в том случае, если существует возможность избежать процедуры банкротства, для чего арбитражным судом и назначается внешний управляющий. При этом такое лицо получает широкий круг полномочий и в полной мере заменяет руководителя предприятия-банкрота на его должности.

Важным аспектом арбитражного управления является установление моратория на кредитные обязательства юридического лица, которому грозит банкротство.

Процедура назначения внешнего управляющего

Решение о введении внешнего управления входит в предприятия-должника. На этом же собрании должна быть утверждена и кандидатура управляющего. После этого арбитражный суд вводит внешнее управление, одновременно назначая вешнего управляющего. При отсутствии такой возможности суд должен утвердить арбитражного управляющего в течение месяца после начала внешнего управления.

Кандидаты на данную должность могут предлагаться собранию кредиторов налоговым органом, конкурсным кредитором, самим должником или собственником его имущества.

Если на первом заседании кредиторов не было принято решение об арбитражном управлении, то кандидатура управляющего может быть представлена для утверждения в арбитражном суде в течение двух недель со дня вынесенного им постановления о введении на предприятии-банкроте внешнего управления.

Кого могут назначить управляющим?

Срок действия арбитражного управления составляет 18 месяцев. Но он может быть, как продлён на 6 месяцев, так и сокращён на определённый период по ходатайству собрания директоров. Решение об этом выносится арбитражным судом.

Права внешнего управляющего

Сразу после назначения внешний управляющий принимает на себя всё управление делами предприятия-банкрота, а руководитель немедленно освобождает должность.

В трёхдневный срок руководящие органы должны передать всю бухгалтерскую и другую требуемую документацию, печати, штампы и материальные ценности в распоряжение арбитражному управляющему. При этом управляющий обязуется принять в своё ведение имеющееся у должника имущество, проведя его инвентаризацию.

Ему нужно также открыть для проведения финансовых операций специальный счёт в банке, вести все виды юридического учёта и предоставлять по ним отчётность.

Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Определение причин, которые привели предприятие к банкротству , в том числе выяснение, не было ли оно преднамеренным.
  2. Деятельность, направленная на ликвидацию неплатёжеспособности юридического лица.

На первом этапе внешний управляющий сосредотачивается на возможности аннулирования некоторых невыгодных контрактов, которые были заключены должником в рамках гражданско-правовой деятельности. Для этого ему предоставляется 3 месяца.

Классификация таких сделок проводится по нескольким параметрам:

  • Отменяться могут только договоры , которые стороны не выполнили частично или полностью.
  • Если выполнение условий сделки повлечёт убытки , а заключенные при схожих обстоятельствах контракты ранее являлись успешными.
  • Выгода от договора рассчитана на долгосрочную перспективу , или он заключён на длительный срок (т. е. более 12 месяцев).
  • Учитываются другие условия , которые не позволяют без отмены договора возобновить платёжеспособность банкрота.

В случае аннулирования какой-либо сделки другая сторона может претендовать на взыскание нанесённого ущерба без учёта упущенной выгоды.

Арбитражный суд также может признать недействительным соглашение, которое согласно выводам арбитражного управляющего причинило убытки кредиторам. Могут быть отменены и сделки повлекшие удовлетворение материальных интересов определённых кредиторов в ущерб другим.

Второй этап своей деятельности внешний управляющий должен начать с составления плана управления. На выполнение этой задачи ему выделено 3 месяца со дня своего назначения.

Данный план должен иметь чёткие временные рамки и быть направлен на ликвидацию признаков банкротства. Понятие и признаки банкротства .

Иными словами юридическое лицо в результате арбитражного управления должно полностью избавиться от долгов и обладать хотя бы некоторым количеством финансов для продолжения хозяйственной деятельности. Именно на достижение таких результатов и направлены права и обязанности внешнего управляющего.

План арбитражного управляющего

План действий управляющего должен состоять из следующих пунктов:

  • Перечень мероприятий направленных на восстановление платёжеспособности предприятия-должника. Сюда могут включаться:
    • изменение профиля деятельности,
    • закрытие убыточных производств,
    • продажа некоторой части имущества,
    • выпуск дополнительных акций,
    • переквалификация персонала,
    • увеличение уставного капитала и др.;
  • Порядок воплощения в жизнь запланированных действий.
  • Как предусмотренные, так и непредвиденные расходы, связанные с реализацией плана.
  • Конкретные временные рамки, которые должны соответствовать сроку внешнего управления.

Члены собрания кредиторов могут утвердить или отклонить план, который предложил внешний управляющий. Они вправе ходатайствовать в арбитражный суд о смещении арбитражного управляющего с должности и о его замене другим лицом.

Утверждают или отклоняют план управляющего члены собрания кредиторов.

Кредиторы наделены правом предъявления требований должнику, которые в период арбитражного управления рассматривает внешний управляющий, определяя их как установленные в соответствии с законодательством. Такие требования вносятся в реестр в течение 14 дней. образец реестра требований кредиторов . По прошествии не более 1 месяца со дня получения требования арбитражный управляющий сообщает о результатах их рассмотрения кредитору.

Обязанности при управлении предприятием должника

Стоит подчеркнуть, что привлекательной для должника стороной внешнего управления является мораторий на погашение кредиторских требований. начала внешнего управления. В это время вместо выплаты долгов, имеющиеся средства могут использоваться для оздоровления финансового состояния предприятия.

Внешний управляющий имеет право на распоряжение имуществом предприятия-должника, а собственник не может влиять на его решения. Для избежания неблагоприятных последствий такого широкого полномочия в законодательстве установлены некоторые механизмы.

Наложены ограничения на проведение сделок, которые превышают 20% стоимости активов должника и на договора, где внешний управляющий может являться заинтересованной стороной. Такие соглашения арбитражный управляющий может заключить только при одобрении кредиторов.

За 15 дней до истечения своих полномочий внешний управляющий должен представить совету кредиторов полный отчёт о своей деятельности. Это может произойти и раньше при наличии на то оснований.

В заключительном отчёте внешний управляющий обязан указать последние финансовые показатели предприятия. В них нужно высветить баланс прибыли и убытка за отчётный период, сведения о возможности выплаты долговых обязательств кредиторам.

Исходя из отчёта, совет кредиторов может вынести следующие варианты решений об итогах работы внешнего управляющего:

  • окончание внешнего управления в результате восстановления платёжеспособности должника;
  • ходатайство о продлении периода внешнего управления;
  • ходатайство о признания предприятия банкротом;
  • заключение и .

Арбитражный суд соглашается с мнением совета кредиторов или выносит другое решение.

Если предприятие-должник оказывается несостоятельным своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя перед кредиторами обязательства, оно может объявлено банкротом. Признание этого юридического факта вовсе не влечет за собой обязательной ликвидации предприятия-должника. применяется в процедуре конкурсного производства. Но помимо нее существует и другие виды процедур, такие как , наблюдение и мировое соглашение. Окончательное решение за выбором конкретной процедуры банкротства будет за арбитражным судом, который на основании поданного заявления и всех фактических материалов выносит постановление.

Внешнее управление как процедура банкротства применяется к организации или предприятию-должнику для возобновления его возможности своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства перед кредиторами, провести его финансовое оздоровление. Речь идет о восстановлении платежеспособности должника. В этом и заключается главная цель и задача, которая возлагается на , назначаемого на эту должность по решению арбитражного суда.

В ходе процедуры банкротства руководитель организации-должника отстраняется от управления предприятием. Для исполнения его обязанностей назначается внешний управляющий. Чтобы он мог приступить к исполнению своих обязанностей на этой должности, менеджмент организации-должника обязан в течение трех дней передать ему всю необходимую документацию. В первую очередь это касается бухгалтерской документации, материальных и других ценностей, а также печатей и штампов.

Для того чтобы в арбитражном суде инициировать внешнее управление, необходимо провести заседание или предприятия-должника, на котором кредиторы принимают решение о введении этой процедуры. В частных случаях это намного эффективнее и прибыльнее, чем подвергать банкрота конкурсному производству. Новые подходы в управлении несостоятельной организацией, внедрение новых технологий позволяет не только возобновить его платежеспособность, но и выйти на новый уровень доходов, в чем заинтересованы все стороны — как кредиторы, так и сам должник и его персонал.

Сроки, на которые вводится процедура

Внешнее управление не может длиться бесконечно, законодательство предусматривает для него временные рамки. В общих случаях срок этой процедуры не превышает 18 месяцев. При необходимости этот срок может быть увеличен еще на 6 месяцев. Но помимо общих, есть и частные случаи. Для них законодатель предусматривает более длительный срок. Например, на территории РФ имеются градообразующие предприятия, применение к которым конкурсного производства приведет к серьезным социально-экономическим потрясениям в этих населенных пунктах и районах.

Для таких предприятий, помимо срока процедуры внешнего управления в 18 месяцев, дополнительно предусмотрено продление этой процедуры еще на один год. Это возможно в случае, если имеется соответствующее ходатайство от органов местного управления. Кроме ходатайства требуется предоставить поручительство. Соблюдение этих двух условий обеспечит продление процедуры еще на один год, что в целом дает градообразующему предприятию срок 2,5 года для финансового оздоровления.

Отдельно необходимо отметить, что до выхода в 2002 г. в новой редакции Закона о банкротстве, его предыдущая редакция от 1998 г. предусматривала для градообразующих предприятий продление срока процедуры внешнего управления на 10 лет. Для этого требовалось ходатайство органов местного самоуправления или нужно было привлекать к участию в деле о несостоятельности представителя исполнительной власти в лице федерального органа. Помимо этого, по обязательствам предприятия-должника должно было быть предоставлено поручительство.Помимо градообразующих предприятий, сельскохозяйственные фирмы и фермерские хозяйства в случае своей несостоятельности имеют возможность продлевать процедуру внешнего управления в зависимости от сезонности их деятельности и с учетом природно-климатических условий региона, в которых осуществляют свою деятельность эти организации. Кредиторы таких должников заинтересованы в продлении внешнего управления, потому что их требования могут быть удовлетворены только по окончании выполнения сельскохозяйственных работ.

Урожай не может вырасти по требованию кредиторов или по решению суда. Для этого нужно провести сельскохозяйственные работы по выращиванию, сбору, сохранению и сбыту сельскохозяйственной продукции. В таких случаях предприятиям-должникам к общему сроку процедуры в 18 месяцев может быть добавлено помимо 6 дополнительных месяцев еще 3. В исключительных случаях срок внешнего управления вместо дополнительных 3 месяцев может быть продлен на 1 год. Делается это только при условии, если на негативную деятельность фирмы-должника повлияли непреодолимые силы в виде стихийных бедствий.

Но если кредиторами будет получена информация, что в фермерском хозяйстве-должнике не выполняются запланированные внешним управлением мероприятия, они имеют право требовать сокращений сроков этой процедуры. Таким правом кредиторы могут воспользоваться и в тех случаях, если ими получены фактические данные, что должник не сможет восстановить свою платежеспособность. Если эта процедура прекращается досрочно, как следствие, фирма-должник объявляется банкротом и по нему открывается конкурсное производство.

Последствия назначения внешнего управляющего

Как только назначен внешний управляющий, это означает, что это вид введен на предприятии-должнике в действие. С этого момента прекращаются полномочия руководителя организации-должника и его менеджмента. Все его полномочия теперь возлагаются на назначенного управляющего.

Но самое основное заключается в том, что на удовлетворение требований кредиторов вводится мораторий.

Назначенный управляющий имеет возможность распоряжаться имуществом фирмы-должника, увольнять его руководителей, переводить их на другую работу. Он может заявить отказ о договорных обязательствах фирмы-должника. Если в ходе управления предприятием у управляющего будет достаточно фактических данных о заключенных на фирме сделках в нарушении Закона о банкротстве, он вправе обращаться в суд для признания их недействительными. Менеджмент предприятия в лице главного бухгалтера и заместителей руководителя предприятия передает свои дела, печати, штампы, материальные и иные ценности новому управляющему. Сделать они это обязаны, как указано выше, в трехдневный срок.

Что касается распоряжения имуществом должника, внешний управляющий может это делать только в рамках составленного плана внешнего управления, который он должен разработать и предоставить на собрание кредиторов. На этом собрании в предложенный план вносятся корректировки, дополнения, после чего он утверждается к исполнению. На управляющего возлагается обязанность по своевременному выполнению этого плана, в чем он отчитывается перед кредиторами, предоставляя на их собрания промежуточные и заключительные отчеты его выполнения.

При принятии имущества фирмы-должника внешний управляющий обязан провести его инвентаризацию. В дальнейшем он обязан вести все виды учета и отчетности: бухгалтерские, финансовые и статистические. Помимо этого, в его обязанности входит введение реестра требований кредиторов. Если у должника имеется дебиторская задолженность, обязанности по ее взысканию возлагаются на управляющего. В случае если к предприятию-должнику предъявляются необоснованные или незаконные требования, управляющий обязан заявлять против них возражения.

Мораторий на требования кредиторов

Как указано выше, при для предприятия-должника внедряется . Для должника это очень привлекательное явление, которое позволяет ему достаточно быстро провести финансовое оздоровление. Действие моратория распространяется на начисление неустоек в виде штрафов, процентов, подлежащих уплате, или пени, других финансовых и экономических санкций, которые имели место в связи с неисполнением руководством предприятия взятых на себя перед кредиторами обязательств. Это не означает, что проценты не начисляются. Начисление производится по ставке рефинансирования Центрального банка РФ в порядке, который предусмотрен положением статьи 395 ГК РФ.

Но данный мораторий не касается тех денежных обязательств, по которым срок исполнения наступил после введения процедуры внешнего управления. Помимо этого, мораторий не распространяется на требования по выплате задолженности по заработной плате, возмещении вреда здоровью, алиментам и выплате вознаграждений по авторским договорам.

Внешний управляющий имеет право отказаться от выполнения договоров, которые были заключены должником, если эти договора имеют долгосрочный характер и рассчитаны на позитивный эффект от их соблюдения в далекой перспективе. Помимо этого, управляющий вправе отказаться от выполнения условий договоров, которые направлены на причинение убытков для фирмы-должника. По невыполнению их может быть предъявлен иск по возмещению убытков, которые понесли кредиторы из-за невыполнения этих договоров. Но на такие требования кредиторов действует мораторий.

Окончание процедуры внешнего управления

До истечения срока действия процедуры внешнего управления управляющий готовит отчет по результатам своей деятельности, который предоставляется на собрание кредиторов не позже, чем за 15 дней до истечения срока этой процедуры. На основании этого отчета арбитражный суд выносит одно из решений, которое влечет за собой закрытие производства по делу о банкротстве или продление срока внешнего управления. Помимо этого, решением суда может быть отказ утверждения отчета внешнего управляющего в связи с его несостоятельностью и назначение нового управляющего. Арбитражный суд может прийти к решению о введении процедур конкурсного производства на предприятии-должнике. В этом случае назначается