Домой / Проверяем документы на квартиру / Особенности развития Республики Крым на современном этапе: социально-экономический аспект. «теперь система образования в крыму похожа на казарму

Особенности развития Республики Крым на современном этапе: социально-экономический аспект. «теперь система образования в крыму похожа на казарму

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель истории МБОУ«Шелковичненская средняя школа» Байрашевская З.С. «СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМА ВО II ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА».

2 слайд

Описание слайда:

Образование - это крылья, позволяющие человеку подняться на высокую интеллектуальную орбиту. Н.И. Мирон Актуальность темы. Республика Крым находится сегодня в состоянии больших преобразований. Возникшая ситуация требует разумных, глубоко продуманных действий во всех отраслях жизнедеятельности страны, в том числе и в области образования, которая напрямую связана с социально-экономическим, политическим, духовным развитием общества. Крымская земля- многонациональна. Изучение тенденций развития образования второй половины XIX –начала ХХ века дает возможность ярче представить проблемы народного образования, помогает объединить в одну систему как общероссийские, так и местные особенности.

3 слайд

Описание слайда:

Целью работы является изучение развития системы образования в Крыму второй половины XIX –начала ХХвв. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: - Дать представление о системе начального образования в Крыму во второй половине ХІХ века; - рассказать об учреждениях образования в Крыму в начале ХХ века; -исследовать развитие школьного дела в период революции и гражданской войны.

4 слайд

Описание слайда:

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и списка использованных источников и литературы. Научной базой исследования стали монографии и статьи ученых – крымоведов, материалы Государственного Казенного Учреждения Республики Крым «Государственный Архив Республики Крым».

5 слайд

Описание слайда:

РАЗДЕЛ I. Особенности начального образования в Крыму во второй половине ХІХ века Система начального образования включала церковно-приходские и земские училища, городские школы, школы грамотности, воскресные школы, начальные народные училища (одноклассные и двуклассные, сельские и городские), высшие начальные училища. Только последние давали законченное начальное образование. Три четверти земских школ имели трёхлетний срок обучения и являлись однокомплектными, в которых обучалось не более 50 учащихся, остальные земские школы имели четырёхлетний срок обучения и были двухкомплектными, в них обучалось более 50 детей с 2 учителями.

6 слайд

Описание слайда:

В конце ХІХ века в крымских уездах Таврической губернии существовали также и министерские начальные русско-татарские школы, но они не пользовались популярностью у крымских татар, так как изучение родного и русского языков не стояло на высоком уровне. Развитие начального образования в Крыму в конце XIX начале XX века существенно отличается от других регионов спецификой этнорелигиозных своеобразностей. Этноконфессиональная ситуация на территории Крыма складывалась достаточно сложно. Общегосударственные начальные учебные заведения играли большую роль, так как в них получали образование все представители этнических групп, различных конфессий, различные слои крымского населения, но преобладало христианско-православное (русские, украинцы и белорусы, греки, болгары, армяне) и восточнославянское (русские, украинцы и белорусы) население.

7 слайд

Описание слайда:

По конфессиональня принадлежность жителей полуострова выделяются такие духовные учебные заведения: І. Христианские конфессии: христианские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений а) православные – духовная семинария, епархиальное училище, церковноприходские школы и школы грамоты; б) католические – римско-католические приходские училища, армяно-католические начальные приходские училища; в) протестантские – евангельско-лютеранские училища, менонитские учебные заведения; г) древневосточные – армяно-григорианские церковноприходские школы; д) старообрядческие начальные учебные заведения. ІІ. Иудаистская конфессия: иудейские религиозные начальные учебные заведения разных типов и направлений: а) караимские религиозные учебные заведения – мидраши; б) крымчакские религиозные учебные заведения – хедеры; в) еврейские религиозные учебные заведения – талмудторы и хедеры. ІІІ. Исламская конфессия: крымскотатарские начальные учебные заведения – мектебе и медресе.

8 слайд

Описание слайда:

1.3. Отражение событии 1905 год на учебных заведениях Сделаны удачные шаги в деле преобразования мектебе в так называемые новометодные мектебе, а затем мусульманские общественные организации стали открывать в Крыму мектебе-руштие, то есть училища повышенного типа, с преподаванием общеобразовательных предметов. Такие руштие появились в городах Симферополе, Бахчи-сарае, Карасубазаре и Евпатории и деревнях Сараймин, Дерекой и Корбекли. Кроме того, мусульмане добились издания правил, разрешавших в инородческих училищах преподавание в течение двух первых лет на татарском языке. В связи с этим число учащихся стало быстро расти. 1 января 1905 года - татар в русских училищах 988 детей, 1 января 1913 года -до 2 583, т.е. увеличивается почти в три раза.

9 слайд

Описание слайда:

Значительный вклад в реформирование Национально-конфессиональной крымскотатар- ской школы внёс Исмаил Гаспринский (1851-1914), выдающийся просветитель, общественный и культурный деятель. Им была разработана методика начального обучения крымских татар, основанная не на буквослагательном принципе, а на звуковом, где каждой букве соответствовал определенный звук. Первая национальная крымскотатарская школа с использованием звукового метода была открыта И. Гаспринским в 1884 году в Бахчисарае. Методы И. Гаспринского с успехом использовались не только в Крыму. Педагогические идеи И. Гаспринского в полной мере отражают проблемы развития многонациональной культуры и образования Крыма конца ХІХ – начала ХХ века.

10 слайд

Описание слайда:

Этноконфессиональное народное образование было на весьма высоком уровне и удовлетворяло запросы населения Таврической губернии разных конфессий. Так, к 1882 году начальных национальных школ было всего 930. Из них: русских школ для представителей восточнославянских этносов христианско-православного исповедания -340; русских старообрядческих молоканских – 6; болгарских христианско-православных – 30; греческих христианско-православных – 8; крымскотатарских мусульманских – 314; немецких протестантских и католических – 186, еврейских иудаистских школ – 31; караимских иудаистских – 7; армянских григорианских и католических – 5; чешских протестантских – 2; польско-литовских католических – 2; эстонских протестантских – 1 .

11 слайд

Описание слайда:

РАЗДЕЛ II. Учреждения образования в Крыму в начале ХХ века В начале ХХ века появляется тенденция роста начальных школ. В январю 1910 года в городах их было 248 и в селениях – 1406. Их них земских училищ было 548. Крестьянские дети обучались и в городских училищах; например, в Феодосии – крестьян 139 человек, мещан 217, в Ялте – крестьян 649, мещан 955. Доступ в высшее учебное заведение, как правило, мог быть возможен для человека, окончившего гимназию. Нормальный курс начальных народных училищ продолжался 3 года, и расходы на их содержание брали на себя органы городского самоуправления, также деньги поступали из различных источников: в 1908 г., например, 41,8% – от казны, 31,4% – от городов, 6,8% – от земства, 0,5% – от частных лиц. Плата за обучение, которая существовала во всех училищах, составляла для учащихся 17% от затрат учебного заведения.

12 слайд

Описание слайда:

РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. 3.1. Организация образования взрослого населения. 1917 – 1920гг. - период революции и Гражданской войны на территории полуострова продолжается процесс обучения грамоте. Доказательством сего служат «Постановления ЕвпаторийскогоУездного Совета по Народному Образованию и переписка с ним об организации и работе Совета, приглашения на заседания. 08.08.1918-март 1919г..» Евпаторийская Уездная Земская Управа, придавая большое значение делу обучения грамоте взрослого населения, согласно постановления Земского Собрания, постановила открыть вечерние занятия со взрослыми с января 1919г.

13 слайд

Описание слайда:

3.2.Подготовка педагогических кадров. Осуществление планов и рекомендаций по обучению населения,как детского,так и взрослого, не было возможным без подготовки педагогических кадров. Особое внимание уделялось образованию детей, так как необходимо было обеспечить их всестороннее развитие. Следовательно насущным вопросом текущего момента было создание таких курсов, которые дали бы слушателям те необходимые знания, без которых не возможна работа в нормальной школе. Исходя из этого, Правление Секции народных учителей организовало курсы со следующей программой: 1.Природоведение с практическими работами. 2. География (Крымоведение). 3. История (Первобытная культура). 4. Рисование и лепка. 5. Ручной труд: а) переплетное дело, б) картонажное дело, в) иллюстративная работа, 6. Гимнастика. 7. Школьная гигиена.

14 слайд

Описание слайда:

РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ В КРЫМСКОЙ АССР В 20-х годах ХХ ВЕКА. Крым всегда отличался многообразием национального состава населения. Поэтому вопрос создания национальных школ в период культурного строительства 20-х годов ХХ века был одним из наиболее актуальных. Организационное управление работой школ осуществлял Народный комиссариат просвещения АССР. Руководство Наркомпроса стремилось к тому, чтобы в дело создания национальных школ были вовлечены даже самые малые народы Крыма. Национальные школы в Крыму имели эстонцы,греки, евреи, крымчаки поляки, чехи, болгары, украинцы, немцы, итальянцы, цыгане. Наркомпрос тщательно следил за тем, чтобы преподавание в этих школах (какими бы малочисленными они не были) велось квалифицированными кадрами

15 слайд

Описание слайда:

ВЫВОД. Процесс образования продолжается в течение всей жизни человека. При помощи образования он удовлетворяет свои потребности в познании окружающего мира, меняет профессию, род занятий. Человек всю жизнь пополняет и обновляет свои знания и умения, совершенствует себя как личность. Большое внимание образованию уделялось во второй пол. XIX –нач. ХХ века. Даже в 1917 – 1920гг. - период революции и Гражданской войны на территории полуострова продолжается процесс обучения грамоте, причем не только детей, но и взрослого населения. Особое внимание уделяется педагогическим кадрам. Организуются платные курсы подготовки учащих. Таким образом, рассмотрев вопрос становления образования в Крыму на рубеже XIX – XX веков, можно сделать вывод о том, что государством уделялось достаточно серьезное внимание процессу формирования образовательных учреждений в которых обучались представители различных этнических и возрастных групп, проживавших на полуострове. И в настоящее время прослеживаются идентичные тенденции развития системы образования с рассматриваемым нами периодом.

16 слайд

Описание слайда:

Везетиу Екатерина Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Ялта

Vezetiu Ekaterina Viktorovna
Academy of the Humanities and Pedagogics (branch)
V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы социально-экономического развития Республики Крым в контексте государственной региональной политики Российской Федерации. В статье анализируются понятия «регион», «региональная политика», «региональное развитие». В исследовании представлены основные направления и цели государственной региональной политики Российской Федерации на современном этапе, определены основные аспекты социально-экономического развития Крыма в рамках региональной политики республики и государства.

Abstract: The article is devoted to studying problems of socio-economic development of the Republic of Crimea in the context of the state regional policy of the Russian Federation. The article analyzes the concept of "region", "regionalism", "regional development". The study presents the main directions and objectives of state regional policy of the Russian Federation at the present stage, the main aspects of socio-economic development of the Crimea in the framework of the regional policy of the Republic and the state.

Ключевые слова: регион, региональная политика, региональные политические системы, региональное развитие, концепция регионального развития, стратегические направления регионального развития, социально-экономическое развитие, Республика Крым.

Keywords: regional policy, regional political systems, regional development, the concept of regional development, strategic directions of regional development, socio-economic development, the Republic of Crimea.


Крымский полуостров в исторической ретроспективе являлся территориальной базой для развития многочисленных государств. На современном этапе Крым является одним из субъектов Российской Федерации, что существенным образом оказывает влияние на пути и направления политического и социально-экономического развития региона.

Прежде чем обратиться к изучению особенностей социально-экономического развития указанного субъекта РФ, рассмотрим сущность ряда понятий.

Итак, с точки зрения концептуальных позиций термин «регион», по мнению Т.М. Шовгенова, является многоуровневой структурой, включающей множество сложных элементов, большое число разнообразных связей, отличающейся циркуляцией больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов, определяющих ее внутреннюю динамику .

Согласно определению Н.Т. Аврамчиковой, региональная политика представляет собой «сравнительно новый, но весьма важный элемент системы регулирующего государственного вмешательства в экономику. Во многом ее проявление и становление есть результат масштабных изменений в социально-экономической и политической жизни западного сообщества в послевоенный период, в частности, его политической демократизации» .

Необходимость развития региональных политических систем, способствующих социально-экономическому росту и стабильности субъектов РФ, вызвана процессами, характеризующимися трансформацией социальных и хозяйственных отношений, в связи с чем снижается роль государства относительно вопросов регулирования экономических процессов в регионах.

Разработка индивидуальных стратегий социально-экономического развития регионов позволит укрепить общее экономической состояние страны. Данную мысль разделяет и Р.Г. Абдулатипов, подчеркивая, что огромные масштабы территории страны и уникальное разнообразие «природно-климатических, геополитических, этно-конфессиональных и геополитических условий делают необходимость разработки эффективной региональной политики императивом национального развития» .

Учитывая вышесказанное, можем заключить, что развитие Крымского региона может обладать индивидуальными чертами, ввиду учета специфики исторического развития, географических, экономических, промышленных и других особенностей полуострова, однако все же оно должно осуществляться в контексте общегосударственной региональной политики. В этой связи обратимся к рассмотрению основных концептуальных положений региональной политики России, являющихся актуальными на современном этапе.

Современная региональная политика Российской Федерации развивается по ряду направлений, основными из которых, по мнению Ю.С. Нехайчук и Д.В. Нехайчук, являются:

экономическая политика, предполагающая смягчение региональных экономических диспропорций;

социальная политика, заключающаяся в сглаживании региональной дифференциации уровня жизни, а также общем улучшении качества социальной среды;

— демографическая политика, направленная на осуществление регулирования государством естественного и механического движения населения;

— экологическая политика, подразумевающая улучшение экологической ситуации в регионе .

В качестве ядра региональной политики указанные исследователи рассматривают реализацию «экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования» .

На основе анализа теоретических источников, посвященных исследованию проблем регионального развития в России, можно определить ключевые направления совершенствования государственной региональной политики. К ним отнесем:

— повышение роли региональных аспектов в сфере социально-экономической политики страны;

— совершенствование социально-экономических аспектов государственной региональной политики.

Республика Крым является относительно новым регионом в составе Российской Федерации. С одной стороны, социально-экономическое развитие региона финансируется из федеральных средств, с другой, Крым обладает также и собственным потенциалом, позволяющим осуществлять динамическое развитие республики.

Учитывая государственную поддержку и собственный потенциал Крыма, можем заключить, что социально-экономическое развитие данного субъекта РФ зависит от правильности разработки и внедрения стратегических направлений регионального развития.

В Концепции разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период указана основная цель развития региона, а именно: «создание инновационной системы устойчивого социального, экономического и экологического развития для обеспечения высокого уровня и качества жизни населения и гостей Республики Крым» .

На сегодня можно говорить о наличии в регионе отраслей, характеризующихся ориентацией на инновационность. Однако на современном этапе развития Крыма требуются многочисленные изменения, предполагающие внедрение инновационных технологий в ведущие социально-экономические сферы Крыма, в частности, в развитие сельского хозяйства, промышленных предприятий и туризма.

Ведущими направлениями социально-экономического развития Крыма сегодня являются:

— развитие финансово-банковских структур;

— развитие и модернизация сельского хозяйства;

— расширение сферы услуг и туристического направления;

— поэтапное реформирование социальной сферы;

— разработка антикоррупционной политики и реализация соответствующих мероприятий;

— совершенствование организаций социальной сферы путем ориентирования их на инновационный характер деятельности.

Резюмируя вышесказанное, заключим: региональная политика в Крыму направлена на повышения социально-экономического уровня путем учета основных концептуальных положений региональной политики государства.

В основе разработки и реализации внутренней политики в Крыму – инновационная концепция регионального развития, положения государственной региональной политики РФ, а также учет исторических, демографических, экологических, экономических, географических и других особенностей республики.

Библиографический список

1. Абдулатипов Р.Г. Федерализация России и взаимосвязь региональной и национальной политики / Этнополит. Вестник. – 2005. – №1. – С. 5-21.
2. Аврамчикова Н.Т. Современная региональная политика: опыт зарубежных стран // Вестник Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева. – 2008. – № . – С. 185-191.
3. Концепция разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период. URL: http://mlnek.rk.gov.ru /file/File/2015/docs/strateg/strateg_konc/strateg_konc.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
4. Нехайчук Ю.С., Нехайчук Д.В. Стратегическое планирование как инструмент региональной политики: Крымский аспект // Символ науки. – 2015. – № 8. – С. 107-118.
5. Шовгенов Т.М. Основные аспекты устойчивости региональных социально-экономических систем. URL: http:// region.mcnip.ru (дата обращения 07.05.2015).

Профессор крымского университета - о своём увольнении из-за критики системы высшего образования полуострова и об изменениях после присоединения к России.

Заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы Таврической академии Крымского федерального университета им. Вернадского (КФУ), профессора Владимира Казарина уволили после того, как на конференции в Праге он сказал, что присоединение полуострова «абсолютно опустошило образовательное поле Крыма». Об этом профессор рассказал «Йоду». После выступления Казарина в Праге в крымских СМИ директор Таврической Академии КФУ Игорь Воронин заявил, что «по крайней мере, странно слышать подобные заявления от человека, который много лет позиционировал себя русским человеком, слыл „пушкинистом“ и „сеял разумное, доброе, вечное“ в умах крымской молодежи, преподавая именно русскую литературу». Председатель комитета по образованию, науке, молодежной политике и спорту Государственного совета РК Владимир Бобков вовсе призвал не продлевать с Казариным контракт о работе. «Йод» узнал у профессора, какие изменения происходят в сфере высшего образования в Крыму.

- Вас действительно уволили из-за критики высшего образования в Крыму? Другие сотрудники КФУ сказали, что ваше увольнение им объяснили тем, что вы неправильно заполнили документы для участия в выборах преподавателей вуза, которые проводятся каждые пять лет.

Мне сказали, что я не прошел выборы преподавателей и в конце октября буду уволен. Но я не сильно на эту тему переживаю. Я больше тридцати лет работал совсем не в том университете, которым сегодня мой вуз стал. Интересно, что о неблагополучии высшего образования в Крыму я говорил публично и регулярно больше года, но обратили внимание на мои слова только после того, как я выступил на конференции в Праге. Мы вернулись в советские времена, когда, с одной стороны, Запад критиковали и отвергали, а с другой, за тем, что там происходит, пристально следили.

- С вами не пытались до увольнения провести «разъяснительную работу»?

Нет, видимо, понимали, что это бесполезно. Двух моих коллег, которые в социальных сетях обменялись острыми репликами по украинскому вопросу, вызывали к проректору и посоветовали вести себя более сдержанно.

- Какой была система образования в Крыму до того, как его присоединили к России?

В Крыму, как и во всей Украине, сохранилась в основе советская система высшего образования. Она даже в большей степени походила на советскую, чем российская. В то же время в украинском образовании была такая чрезмерная в духе махновского гуляйполя свобода. Можно было легко создавать и учреждать вузы, иногда на особых условиях. В Крыму, например, было 93 вуза, а в Севастополе больше 33. Среди них известные и очень сильные университеты, например, наш прославленный медицинский университет и крымский агротехнологический университет. В Крыму работали филиалы большого количества украинских вузов, отделения всех ведущих российских высших школ, многих европейских университетов. Создавались, конечно, и всякие шарашкины конторы, где можно было не учиться, но получить диплом. С одной стороны, эта свобода не позволяла контролировать рынок образовательных услуг, с другой, побуждала к соревновательности. В результате, некоторые маленькие вузы из-за сильных коллективов заслужили себе очень хорошую репутацию и могли конкурировать с большими университетами.

- Что изменилось после того, как Крым вошел в состав России?

Теперь система образования в Крыму больше похожа на большую казарму. Количество вузов очень сильно сократили. В Крыму остался Крымский федеральный университет, инженерно-педагогический университет, который создали крымские татары, и университет культуры, искусств и туризма.

«ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПРИХОДИТСЯ ДВА ЧАСА ОТ ОДНОГО ЗАНЯТИЯ НА ДРУГОЕ ДОБИРАТЬСЯ»

- Что произошло, например, с медуниверситетом?

Теперь он называется медицинской академией имени С.И. Георгиевского. Ее слили с аграрнотехнологической академией, строительным университетом, экономическим вузом и несколькими научными центрами. Все вместе это теперь называется Крымским федеральным университетом им. Вернадского.

- Процесс реорганизации вузов идет по всей России. Почему это плохо?

Вузы были против такого слияния. Особенно медуниверситет имени С.И. Георгиевского, который всегда готовил очень профессиональные кадры. Преподавателей из вузов в процессе этой реорганизации уволили. Сотрудники медуниверситета выходили на митинги, бастовали. Безрезультатно. В итоге создали конгломерат. Между некоторыми факультетами вуза расстояние - 110 километров. То есть преподавателям приходится два часа от одного занятия на другое добираться. У нас пять-шесть лет уйдет на внутреннюю перестройку системы образования. В Крыму сейчас очень много разных проблем, которые нужно срочно решать, и нет времени на такие масштабные и бессмысленные изменения. Система образования Крыма стала очень бюрократичной, у каждого вуза, который слили с КФУ, свой ректор и проректоры, а над ними общий ректор с проректорами. У нас административная часть превратилась в чудовищно разросшийся организм, через который нельзя пробиться. Он живет своей собственной жизнью и мы, преподаватели, ему не нужны. Зарабатывают доценты и профессора примерно в два раза меньше, чем младшие административные работники с незаконченным высшим образованием. У многих проректоров КФУ нет ни то что докторской или кандидатской научной степени, даже опыта работы в вузе нет.

«СЕЙЧАС В КРЫМУ НЕТ НИ ОДНОЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА, МЫ ЖЕ В ПОЛНОЙ ИЗОЛЯЦИИ»

- Как эти изменения отражаются на студентах?

Студенты-иностранцы, которых раньше было много в медуниверситете, покинули его. Первый отток студентов и преподавателей произошел сразу после присоединения Крыма, часть уехала на Украину. В Киевский университет первое время переводили без экзаменов. Другие перевелись в российские вузы. Некоторые - в зарубежные.

Сейчас в Крыму нет ни одной программы международного обмена, мы же в полной изоляции. До присоединения Крыма на наш факультет приезжали преподаватели из афинского университета. На турецком факультете преподавали носители языка, с американскими и европейскими вузами были тесные отношения. Сейчас это все ликвидировано. Недавно нашего очень серьезного специалиста пригласили в Польшу читать спецкурс, а потом организаторы отменили приглашение, потому что Крым теперь часть России. Для высшего образования такая ситуация полный тупик - вузы не могут развиваться без постоянного обмена с университетами других стран.

- Вам объяснили, почему вас увольняют?

Руководство поступило очень осторожно, они прислали преподавателя, и он сказал, что ученый совет меня, скорее всего, не выберет. Я ему ответил, что тоже не желаю работать в этом вузе. Мне не хочется мириться с разными странными требованиями. Например, недавно нам было сказано высокопоставленным чиновником, что преподаватели должны в восемь утра приходить на работу, а в шесть уходить. Даже если в этот день нет занятий. Преподаватели в шутку ответили - у нас столько стульев нет на кафедре. Чиновники предложили поставить стулья в коридоре.

В одном из украинских вузов.

- Почему вы не уехали в Украину сразу после присоединения Крыма?

У меня не было возможности, надо было закончить дела. Теперь планирую это сделать.

Дарина ШЕВЧЕНКО

  • < Назад
  • Вперёд >

Генассамблея ООН в новой декабрьской резолюции продолжает обвинять Россию в ущемлении человеческих прав в Крыму. Федеральное агентство новостей проверило на практике, как реализуется одно из базовых прав - гражданского права на образование - в современном российском Крыму в сравнении с украинскими временами.

Главная беда украинского Крыма проявлялась во всех отраслях - это практически полное отсутствие финансирования, деньги на развитие не выделялись десятки лет. В 2014 году России перешли вместе с другими крымскими объектами 530 школ. Процентов 90 зданий, по оценке министерства образования республики, были в изношенном состоянии, со старыми пищеблоками, ветхими кровлями и окнами, устаревшим оборудованием. Немногочисленные финансовые вливания перепадали некоторым школам от родителей или спонсоров, но не от государства. Учителя были - на них Крым никогда не жаловался - но получали они среднюю зарплату в 1500 гривен (примерно 4800 рублей на 2014 год).

Дошкольниками занимались очень мало, в некоторых районах Крыма не занимались от слова «совсем». После перехода к России в министерстве образования республики создали электронную очередь, чтобы понять, сколько детей находится в очереди для получения места в детских садах. Упорядочить и зарегистрировать всех, у кого есть право на дошкольное образование, оказалось делом небыстрым.

Многие родители поначалу даже не поставили своих детей в эту очередь - давно разочаровались в дееспособности государства - и спохватились только в процессе. Также в очередь встали дети российских военных, сотрудников правоохранительных органов и тех, кто переехал в Крым с материковой части России после 2014 года, а также беженцев с Украины. По всему полуострову стали устанавливать модульные детские сады на разное количество мест - от 80 до 250. Здания возводились за три месяца на территории уже существующих учебных заведений (без волокиты с выделением новой земли под строительство) и сразу подключались к их инфраструктуре. Для мегаполиса событие рядовое, но в Крыму каждый новый детский сад - это как долгожданный запуск новой станции метро в большом городе. Корреспонденты ФАН наблюдали за строительством детских садов под Бахчисараем и под Евпаторией, в районах компактного проживания крымских татар, где при Украине люди отчаялись ждать даже асфальтированных подъездов к своим домам, а на строительство детских садов они и вовсе не надеялись.

С 2014 года по всему Крыму поставили 19 модульных детских садов, 11 детских садов, не функционировавших более 15 лет, вернули в сеть (сегодня они находятся в разных стадиях восстановления), другие - основательно отремонтировали, и эта работа продолжается. Как рассказали ФАН в министерстве образования республики, в 13 регионах очередь уменьшилась на 90%, а некоторые поселки обеспечили местами для дошкольников полностью. На полуострове за это время появилось 14 000 дополнительных мест в садах, общая очередь уменьшилась на 23 000 человек. Не менее 19 новых зданий детских садов сейчас строится на крымской земле с нуля, в рамках ФЦП. В следующем году Крым освоит еще 2,5 млрд рублей в рамках строительства модульных детских садов.

«Кроме того, глава Крыма принял беспрецедентное решение заложить в бюджет на 2018 год 500 миллионов рублей на стопроцентную компенсацию за присмотр и уход за ребенком в детском саду в сельской местности. Сегодня родители платят в среднем по Крыму 105 рублей за ребенка в день. Мы понимаем, что в сельской местности доходы населения значительно ниже, поэтому была принята такая мера поддержки - сумма, затраченная родителями в следующем году, будет каждый месяц возвращаться родителям в виде компенсации», – говорит министр образования, науки и молодежи Наталья Гончарова .

Крымские школьники начали учебный год 2014-го в одной стране, а закончили - в другой. В летние каникулы отдыхали только они, а учителя, методисты и чиновники экстренно изучали новые правила лицензирования и аккредитации, осваивали учебные программы и в рекордные сроки писали новые. К 1 сентября Россия привезла во все крымские школы комплекты учебников по всем предметам. Как рассказали нам в министерстве образования, науки и молодежи Крыма, сложности возникли с учебниками на крымско-татарском языке, который указом президента России был закреплен как официальный язык республики вместе с русским и украинским.

«У нас не было полноценного доступного обучения на крымско-татарском языке при Украине, - говорят в министерстве, - Это была выдуманная, наигранная проблема, но решить ее удалось только в составе России. Мы учились по устаревшим учебникам на крымско-татарском - Киев переводил примерно по одному в год, а срок жизни учебника – всего пять лет. В течение 2015 года мы разработали четыре программы изучения крымско-татарского языка, перевели и издали 44 наименования школьных учебников для школьников с первого по девятый классы по всем предметам. Это была титаническая работа, аналогов которой нет ни у кого, нам пришлось самим создавать ее. Зато этот шаг позволил снять многолетнее напряжение, возникшее на национальной почве. Норму закона мы привели в фактическое исполнение - официальный язык республики стал доступным в школах».

Когда родитель отдает ребенка в школу российского Крыма, он выбирает, на каком языке будет проходить его обучение с первого по девятый класс. По сведениям Минобразования, наблюдается снижение интереса к украинскому языку (сейчас на нем обучается 371 ученик - это 0,2% от общего числа крымских школьников) и увеличение интереса к крымско-татарскому (5600 учеников - 3% от общего числа). В республике действуют 15 школ с крымско-татарским языком в качестве основного и одна школа с украинским языком. Кроме того, сохранять, использовать и изучать свои родные языки в Крыму могут представители армянской, греческой, болгарской, немецкой диаспор.

России пришлось серьезно вложиться в крымские школы, чтобы дотянуть их до госстандартов лицензирования и аккредитации. Срок получения лицензии заканчивается для крымчан 1 сентября 2018 года - за это время еще 16% школ должны будут продемонстрировать свою обновленную материально-техническую базу. Охрана, ограждения вокруг зданий, камеры наблюдения, пожарные сигнализации появляются в школах, где несколько лет назад сыпались потолки и обваливалась кровля. Пока что 114 крымских школ не могут получить положительное заключение Роспотребнадзора из-за своего плачевного состояния, в котором они встретили русскую весну.

«Но больше нас заботит процедура государственной аккредитации, - признаются в Минобразования. - Наполнение и содержание школьной программы должно соответствовать российским стандартам, а это и учебные планы, и их правильная реализация. Каждой школе дано 105 дней на прохождение аккредитации, сегодня положительное заключение есть у 356 школ Крыма».

Крымские учителя с 2014 года проходят курсы повышения квалификации и переподготовки, а школьники – постепенно знакомятся с ЕГЭ. В следующем году крымчане в последний раз смогут выбирать между ЕГЭ или ГВЭ (государственным выпускным экзаменом), после чего полностью перейдут на сдачу единой для России аттестации по нормам ЕГЭ. В 2014 году на единый государственный экзамен решились 5% крымских выпускников, а предварительные подсчеты 2018 года предсказывают, что ЕГЭ готовых сдавать 78% учащихся.

«С одной стороны, этот процент говорит о том, что крымские школьники стали более уверены в своих знаниях, - считают в Министерстве. - С другой, понятно, что многие перестраховываются и не хотят связываться с дополнительными испытаниями от вузов при предъявлении результатов ГВЭ. С баллами ЕГЭ поступать намного проще, да и уровень образования в Крыму уверенно выходит на уровень среднего по России. У нас регулярно проводятся срезы знаний и проверочные работы, как по всей стране, и мы, начиная с четвертых классов, видим объективную картину, и уже понимаем, по каким предметам подтянуться, как перестроить систему обучения, чтобы к 11 классу не удивиться, что ребенок ничего не знает. Теперь мы можем продуктивно использовать образовательное время, а не просто рисовать оценки в аттестатах, как раньше».

Названия крымских школ, имена крымских школьников уже звучат на всероссийских олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. С главными призами в Крым возвращаются школьники всех классов - от первоклашек до выпускников. Но главную «пятерку» российскому полуострову точно можно ставить за патриотизм, считают в республиканском министерстве.

«Крым точно отличен своим самым большим патриотизмом, - говорят в Минобразования Крыма. - Через все невзгоды мы вернулись на родину, видим у крымских семей практически стопроцентную поддержку этого исторического решения и очень благодарны всей России, каждому субъекту Российской Федерации, за внимание и поддержку полуострова».