Домой / Проверяем документы на квартиру / Типовое положение о суот. Система управления охраной труда на предприятии

Типовое положение о суот. Система управления охраной труда на предприятии

Система охраны труда должна быть в фокусе внимания любого работодателя. В конце 2016 года Минтруд России принял Типовое положение о системе управления охраной труда (Приказ № 438 от 19.08.2016). Данное Типовое положение может быть положено в основу положений о СУОТ, разрабатываемых компаниями и предпринимателями для своих нужд. При разработке СУОТ 2017 года также могут быть учтены положения вступившего с 01.03.2017 ГОСТ 12.0.230.2-2015 .

Положение о СУОТ

В положении о СУОТ предусматриваются следующие разделы:

  • политика и цели компании в области охраны труда;
  • организационная структура СУОТ в компании;
  • процедуры, выполняемые работниками и работодателем для достижения поставленных целей;
  • планирование, мониторинг и контроль осуществления процедур;
  • мероприятия, направленные на совершенствование СУОТ;
  • процедуры, осуществляемые в случае аварий, несчастных случаев.

Политика и цели компании будут зависеть от сферы производственной деятельности и связанных с этой деятельностью рисков причинения вреда жизни и здоровью работников. Так, в качестве цели компании может быть определено снижение количества несчастных случаев на производстве. Для достижения этой цели могут быть предусмотрены процедуры по обучению и проверке знаний по охране труда сотрудников компании, мероприятия по обеспечению сотрудников более эффективными средствами защиты, усилению контроля за реализацией процедур и мероприятий охраны труда.

Организационная структура СУОТ предполагает организацию управления системой охраны труда в компании, то есть определение уровней управления, распределение обязанностей по охране труда между сотрудниками компании, назначение лиц, ответственных за осуществление конкретных мероприятий и процедур. В зависимости от специфики деятельности и структуры конкретной компании система управления охраной труда может быть различна:

  • на уровне всей компании в целом обязанности по охране труда лежат на руководстве компании (руководителе и его заместителях), службе охраны труда или соответствующем специалисте;
  • на уровне структурных подразделений компании соответствующие обязанности по охране труда (инструктаж, мониторинг и т.д.) выполняют руководители этих структурных подразделений;
  • при наличии обособленных подразделений у компании данные обязанности могут выполнять руководители филиалов, представительств, их структурных подразделений;
  • за выполнение требований охраны труда при выполнении отдельных работ также могут назначаться ответственные (мастера, бригадиры и другие работники).

Для надлежащего закрепления обязанностей соответствующие положения должны быть внесены в должностные инструкции или трудовые договоры работников. А вся система управления охраной труда на предприятии отражается в положении компании о СУОТ, разрабатываемом на основании Типового положения.

Процедуры, выполняемые в системе охраны труда, зависят от специфики хозяйственной деятельности компании и включают, в частности:

  • мероприятия по обучению нормам охраны труда, проводимые в различных формам (инструктаж, стажировка и другие);
  • процедуры по проведению оценки условий труда, направленные на выявление вредных и опасных факторов;
  • процедуры по выявлению, оценке и снижению уровня профессиональных рисков;
  • процедуры по обеспечению сотрудников средствами защиты.

Для реализации указанных процедур в компании разрабатывается план мероприятий по охране труда, в котором определяются конкретные мероприятия, сроки их реализации, ответственные за их осуществление лица. Данный план утверждается отдельно.

Для проверки эффективности и качества работы СУОТ осуществляются мониторинг и контроль за выполнением установленных процедур и мероприятий. Такой контроль осуществляется за:

  • состоянием оборудования, условиями труда на рабочих местах;
  • выполнением обязательных процедур (инструктажи, проверки, ведение журналов учета и т.д.);
  • использованием средств защиты;
  • выполнением обязательных мероприятий (медосмотры, оценки условий труда и т.д.);
  • учетом и оформлением несчастных случаев, аварий.

На основании анализа состояния системы охраны труда, проведенных мероприятий, соблюдения дисциплины при выполнении процедур, фактов происшествий на производстве разрабатываются и планируются меры по повышению эффективности СУОТ.

Трудовое законодательство обязывает каждого работодателя независимо от сферы деятельности соблюдать требования, предъявляемые к охране труда. Такая норма закреплена в трудовом законодательстве Cт.212 ТК. В связи с этим работодателю необходимо создавать, обеспечить введение в действие и вносить изменения в систему управления охраной труда (СУОТ).

СУОТ - что это такое?

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Функции

Система должна обладать рядом функций, которые необходимо учитывать при ее разработке, внедрении и совершенствовании:

  • оценка показателей состояния ОТ;
  • планирование мероприятий и работ в области ОТ;
  • организация мероприятий и их координация;
  • разработка, внедрение и содержание в актуальном состоянии нормативных документов по охране труда;
  • организация обучения специалистов по ОТ или ответственных работников организации, с периодической проверкой знаний;
  • контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, работа которых в организации направлена на организацию соответствующих мероприятий;
  • ведение учета и анализа текущих условий труда, причин происшествий на производстве, связанных с травматизмом, профессиональными заболеваниями;
  • организация работ по проведению расследований случаев производственного травматизма;
  • обеспечение мероприятий по стимулированию и финансированию всех необходимых работ в сфере охраны труда.

Этапы внедрения СУОТ

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Новый образец "СУОТ на предприятии"

Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу : Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации ?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

Охрана труда в любой организации начинается с системы, и образовательное учреждение (школа) тому не исключение. Для Вас мы разобрали, из чего состоит положение о СУОТ в школе образец 2017 года Вы сможете найти и скачать в конце этой статьи. Приступим!

Нормативно-правовое обеспечение положения о СУОТ в школе

Положение о СУОТ в школе, как и любой другой локальный документ, регулируется нормативно-правовыми актами (НПА). Ниже мы привели для Вас список основных НПА, которыми следует руководствоваться при написании положения.

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  3. ГОСТ Р 12.0.007-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию
  4. ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Общие требования
  5. Письмо Минтруда России от 31.10.2016 N 15-1/10/В-8028 «О создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда»
  6. Письмо Минобрнауки от 25 августа 2015 года N 12-1077 «О направлении рекомендаций по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

Структура положения о СУОТ в образовательном учреждении (школе)

В соответствии с Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», должно содержать следующие разделы.

  • Общие положения. В самом начале следует указать нормативно-правовую базу положения, а также отметить, что устанавливает СУОТ в образовательном учреждении, и кратко анонсировать её структуру.
  • Политика работодателя в области охраны труда. Вторая часть положения о СУОТ в школе должна содержать краткую информацию о декларированных намерениях работодателя соблюдать государственные нормативные требования охраны труда и гарантировать безопасный труд для работников образовательного учреждения.
  • Цели и задачи работодателя в области охраны труда. Эта часть положения, как правило, описывает цели в области охраны труда, которые ставит перед образовательным учреждением его руководитель. Мы советуем очень внимательно отбирать цели по охране труда для этого раздела СУОТ. Они должны соответствовать актуальному состоянию охраны труда в школе и быть выполнимыми. Высшим пилотажем будет определение временных рамок для достижения каждой из целей.
  • Обеспечение функционирования СУОТ. Следующая часть положения о СУОТ в школе содержит информацию об уровнях управления охраной труда (региональный, муниципальный и локальный), а также о полномочиях и функциональных обязанностях каждого из уровней управления.
  • Распределение обязанностей по охране труда. Пятая часть положения включает в себя распределение обязанностей руководителей и работников в части охраны труда. Укажите здесь обязанности основных руководителей (директора, его заместителей по воспитательной работе и административно-хозяйственной части), а также работников школы (преподавателей, воспитателей, классных руководителей).
  • Процедуры, направленные на достижение целей охраны труда. В данной части положения о СУОТ в школе перечислите основные процедуры, согласно которым проводятся мероприятия по охране труда ( , специальная оценка по охране труда, организация наблюдения за здоровьем работников и прочие).
  • Планирование мероприятий по реализации процедур СУОТ. Эта часть положения регламентирует планирование всех необходимых мероприятий по охране труда в образовательном учреждении. Раздел положения содержит типы информации, включаемой в план (перечень мероприятий, сроки, ответственные лица, источники финансирования).
  • Контроль функционирования СУОТ, мониторинг реализации процедур и планирование улучшений системы. В восьмой части положения описывается принцип многоступенчатого контроля за управлением охраной труда в школе на каждом из уровней управления, а также процедура аудита самой СУОТ.
  • Реагирование на аварии, несчастные случаи и профзаболевания. Обязательным пунктом любого положения о СУОТ является описание процедуры расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний. В самом положении не стоит подробно описывать все действия, к которым следует прибегать в чрезвычайной ситуации — для этого разрабатывается отдельная процедура. Мы советуем привести в документе лишь расстановку приоритетов этих действий.
  • Управление документами СУОТ. Заключительная часть положения о СУОТ в школе содержит ключевые принципы управления документами системы. В этой части будет уместным установить взаимосвязь и документами СУОТ.

Положение о СУОТ в школе: ключевые особенности

Несмотря на то, что положение о СУОТ в школе образец 2017 составляется на основе Типового, для образовательных учреждений оно имеет свою специфику.

Во-первых, при обеспечении функционирования СУОТ для образовательной организации следует за основу принять трехуровневую систему, включающую локальный, муниципальный и региональный уровни управления.

Во-вторых, распределение обязанностей по охране труда в образовательных учреждениях становится более или менее шаблонным, поскольку функционирование школы предполагает практически одну и ту же штатную расстановку. Так, наиболее часто встречающееся распределение обязанностей по охране труда наблюдается между:

  • руководителем образовательного учреждения;
  • заместителем директора по учебно-воспитательной работе;
  • заместителем директора по административно-хозяйственной части;
  • преподавателями, учителями, воспитателями и классными руководителями.

В-третьих, контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур так же проводится на трёх уровнях, описанных выше. Стоит отметить, что аудит системы управления охраной труда и отмеченный выше трехступенчатый контроль не являются взаимоисключающими мероприятиями.

Положение о СУОТ в школе образец 2017 — скачать

Теперь вы знаете, из чего состоит положение о СУОТ в школе, и готовы разработать документ для Вашего образовательного учреждения. В помощь мы подготовили образец положения, актуального на 2017-2018 гг. — оно уже доступно в разделе . Желаем Вам удачи в разработке и внедрении систем!

28.02.2017

С 1 марта 2017 года вводятся в действие новые ГОСТы в сфере охраны труда

С 1 марта 2017 года вводятся в действие следующие межгосударственные стандарты в сфере охраны труда:

  1. ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
  2. ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования»
  3. ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»
  4. ГОСТ 12.0.003-2015 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»
  5. ГОСТ 12.4.026-2015 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»

ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Одновременно, с указанной даты Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст отменен аналогичный межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-90.

Стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения – будущего трудового потенциала нации.

Стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

Стандарт не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.

Стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.

ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 603-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.2-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Настоящий стандарт устанавливает основные требования и систематизирует процедуры принятия решений по оценке соответствия систем управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Стандарт содержит описание основных критериев оценки соответствия, которые используются при анализе деятельности работодателя как единой системы взаимосвязанных процедур, мероприятий, методов и средств, направленных на предупреждение воздействия опасных и вредных производственных факторов на организм работников и на снижение числа случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Стандарт предназначен для использования организациями или любыми заинтересованными сторонами, которые занимаются внедрением, поддержанием в работоспособном состоянии системы управления охраной труда и (или) осуществляют оценку и подтверждение соответствия такой системы требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ.

Стандарт не содержит конкретных технических требований по обеспечению безопасности производства и не заменяет собой соответствующих требований иных действующих нормативных актов, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативных правовых актов сферы технического регулирования.

ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 601-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Область применения настоящего стандарта совпадает с областью применения ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования», поскольку основным назначением настоящего стандарта является методическая и направляющая основа для деятельности работодателя в реализации наилучших практик полного и строгого соответствия созданной, внедренной и устойчиво функционирующей системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230-2007, эквивалентным соответствующим требованиям.

Применение данного стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий).

ГОСТ 12.0.003-2015 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 602-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.003-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Стандарт вводится взамен ГОСТ 12.0.003-74 « ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» .

Стандарт устанавливает:

  • понятийную и терминологическую систему опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • основы и содержание классификации опасных и вредных производственных факторов;
  • особенности разработки стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) на требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов.

Классификации опасных и вредных производственных факторов, устанавливаемые стандартом, могут быть использованы непосредственно при построении методик идентификации опасных и вредных производственных факторов и оценки риска их воздействия на организм работающих, а также могут послужить основой разработки конкретных нормативных актов и (или) классификаторов.

ГОСТ 12.4.026-2015 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. N 614-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.026-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Стандарт распространяется на сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальную разметку для производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности людей, производственных, общественных объектов и иных мест, где необходимо обеспечение безопасности.

Стандарт разработан в целях предотвращения несчастных случаев, снижения травматизма и профессиональных заболеваний, устранения опасности для жизни, вреда для здоровья людей, опасности возникновения пожаров или аварий.

Стандарт не распространяется:

Стандарт устанавливает:

  • назначение, правила применения и характеристики сигнальных цветов;
  • назначение, правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний знаков безопасности;
  • назначение, правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний сигнальной разметки.

tagPlaceholder Tags: новости

Положение о системе управления охраной труда - важный локальный акт, запрашиваемый инспектором при проверке. Чтобы не платить штраф, составьте документ на базе типового шаблона (образец и подробный перечень разделов - в статье).

Скачайте документы по теме:

Как разработать и утвердить положение о системе управления охраной труда ?

Каждый работодатель должен обеспечивать персоналу безопасные рабочие условия. Грамотно организованная система управления охраной труда (СУОТ) позволяет установить правила охраны труда для всех должностей и подразделений, обучить сотрудников безопасным приемам и методам работы, минимизировать риск несчастных случаев и аварий. Узнайте, , в « ».

Все особенности СУОТ конкретного предприятия отражаются в специальном положении, утвержденном работодателем. Правила и нормы, вошедшие в положение об организации системы управления охраной труда в организации, должны соблюдаться не только штатным персоналом, но и посторонними лицами, находящимися на ее территории.

Ответ подготовлен совместно с редакцией

Отвечает Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

Включите в положение о системе управления охраной труда (положение о СУОТ) 10 обязательных разделов. Это политика в области охраны труда, планирование мероприятий, порядок действий при авариях и пр. Что прописать в каждом разделе?

Каждый работодатель должен иметь систему управления охраной труда ( ). Чтобы подтвердить трудовому инспектору, что исполнили это требование, покажите…

Задайте свой вопрос экспертам

Положение о системе управления охраной труда-2018 : структура и содержание

Разработку положения о СУОТ, как правило, поручают специалистам по охране труда совместно с кадровой службой и юридическим отделом. Закон не запрещает привлекать к процессу сторонних экспертов или сотрудников специализированных фирм, оказывающих услуги по составлению локальной нормативной документации. За основу можно взять о системе управления охраной труда , утвержденное приказом Минтруда №438н от 10.08.2016г. Рекомендованный шаблон состоит из десяти разделов:

  1. общие положения;
  2. политика работодателя в области ОТ;
  3. цели работодателя в области ОТ;
  4. обеспечение функционирования СУОТ, распределение обязанностей в сфере ОТ между должностными лицами;
  5. процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области ОТ;
  6. планирование мероприятий по реализации процедур;
  7. контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  8. планирование улучшений функционирования СУОТ;
  9. реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  10. управление документами СУОТ.

Проект документа следует согласовать не только с руководством предприятия, но и с органами, представляющими интересы работников. Порядок согласования локальных актов с профсоюзом закреплен ст.372 ТК РФ.

Положение о СУОТ в организации: образец документа

Что нужно сделать обязательно?

  1. Четко прописать цели, которые преследует работодатель, и порядок проведения мероприятий.
  2. Распределить обязанности между сотрудниками.
  3. Утвердить схему обучения персонала и проверки знаний по ОТ.

Особое внимание уделите разделу с перечислением и описанием форм работы с персоналом, направленных на выявление и устранения профессиональных рисков. Поскольку типовое положение не конкретизирует обязанности начальника и рядовых специалистов

  • можно, поскольку закон не запрещает поручать разработку положений сторонним исполнителям.