Домой / Знаете ли Вы, что… / Понятие смертной казни. История развития наказания - смертная казнь. Насколько жесток человек: виды и способы смертной казни прошлого

Понятие смертной казни. История развития наказания - смертная казнь. Насколько жесток человек: виды и способы смертной казни прошлого

Если подойти к проблеме смертной казни исторически, то можно увидеть, что этот вопрос поднимался в каждой эпохе, столетии об использовании подобного вида наказания. Дошли свидетельства о том, что о вопросе смертной казни шли активные споры уже в Древней Греции во времена Пелопонесской войны. С тех пор прошло около 2500 лет, а мы получили от далеких предков смертную казнь в современное законодательство, а вместе с этим унаследовали и смертную казнь как правовую, так и нравственную проблему, только в ракурсе современного права. Прежде всего, обратимся к данным, касающимся прямо или косвенно вопроса смертной казни, и к тому, как определена эта мера наказания в законодательстве важнейших государств.

Прообразом смертной казни, впрочем, как и других видов уголовного наказания в догосударственном обществе, являлась кровная месть. Вообще смертная казнь - древнейший вид наказания, который основан на принципе “око за око, зуб за зуб, кровь за кровь”, согласно которому нужно воздавать равным за равное. Этим положением пользовались еще в ранних государствах до нашей эры, когда уровень развития этих стран, как и уровень развития правового сознания и культуры был сравнительно примитивен. Однако и в наше время, отличающемся высоким развитием цивилизации, в основу действующего уголовного права наряду с другими факторами заложен все тот же принцип справедливости. “При сменах отживающего мира новым самое главное заключается не в политических и социальных переменах, которые при этом происходят, но в необходимости изменения мировоззрения и всех устаревших взглядов на новые, в необходимости изменения своих верований и уклада жизни на новые, ибо то, действительно новое, что идет на смену старому миру, бывает новым во всех отношениях и никогда не походит на старое”

В истории казахского народа всегда имел место совет старейшин, суд, решения которого основывались на народных традициях, обычаях, а религиозные каноны служили законами в казахской степи. На огромном пространстве от Черного моря до Алтайских гор образовывались, сменяя друг друга государства саков, гуннов, уйсунов, тюрков, карлуков, где действовали законы, свидетельства о которых мы находим в многочисленных источниках по истории государства и права.



Одним из основоположников судебно-правовых уложений казахского ханства был Майкы би - крупный дипломат и общественный деятель, советник Чингисхана. Усиление и укрепление государства связано также с именем Касым хана - сына Аз Жанибек хана. При его правлении впервые в истории была проведена систематизация правовых обычаев и норм, получившая название "Правда Касым хана". В конце XVII века Аз Тауке, Толе би, Казбек би, Айтеке би создали "Жетi Жаргы" , которые, по сути стали непосредственной системой законов, кодексом судебной власти. Однако, поскольку этот свод правил дошел до нас в устной форме, общество не восприняло эти уставы официально как кодекс. Тем не менее, признанные народом на протяжении тысячелетий национальные традиции, являющиеся в то время регулятором общественных отношений, эти законы сослужили в свое время добрую службу народу и явились одним из источников современного права.

Последняя четверть XVIII века стала серьезной исторической вехой в формировании официальной судебной системы в Казахстане. В это время казахи оказались подданными России и практически утеряли право на самоуправление - наряду с судами биев действовали и российские законы.

Кровная месть существовала и в Древней Руси, о чем свидетельствуют древнерусские летописи, круг родственников, имевших право кровной мести, был весьма ограничен. Смертная казнь впервые была законодательно закреплена в 1397 году в Двинской уставной грамоте. В этом документе предусматривается назначение смертной казни только в одном случае - за кражу, совершенную в третий раз. Законодатель, устанавливая это суровое наказание за трижды совершенную кражу, скорее всего, исходил из повышенной общественной опасности преступника и реального предположения о возможности совершения кражи и в четвертый раз.

В дальнейшем русское уголовное законодательство в определенной мере идет по пути византийского законодательства в части норм, предусматривающих смертную казнь. Псковская судная грамота 1497 года значительно расширяет случаи применения смертной казни по сравнению с Двинской уставной грамотой.Смертная казнь устанавливается здесь за воровство в церкви, конокрадство, государственную измену, поджоги, кражу, совершенную в посаде в третий раз. Судя по всему, Псковская грамота, устанавливая смертную казнь, за перечисленные преступления, ставила задачу избавиться от наиболее опасных для общества элементов.

Необходимо отметить, что на смертной казни вплоть до конца XV века лежал отпечаток обычая кровной мести. Став официальным государственным установлением, смертная казнь преследовала, прежде всего, цель возмездия, а также неразрывно связанную с ним цель устрашения. Вместе с тем напрашивается мысль, что с образованием и развитием государственности верховная власть проявляла определенную заботу о жизни, собственности и правах граждан, а также и о своей собственной безопасности. Поэтому смертная казнь применялась также в целях безопасности всего общества и относительного спокойствия отдельных граждан.

Наметившаяся в первой половине XV века тенденция к расширению публичного характера уголовного наказания получила свое завершение в Судебнике 1497 года , принятого при Великом князе Иване III. Этот Судебник расширил сферу применения смертной казни.

Смертной казнью карались: разбой, убийство, кража (повторная), клевета, убийство своего господина, измена, святотатство (в частности, хищение церковного имущества), кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления.

Судебник 1550 года установил смертную казнь уже за многие преступления. Например, смертная казнь назначалась: за первую кражу, если вор пойман с поличным или в процессе пытки сознается в содеянном; за вторую кражу или второе мошенничество, если преступник признается; за разбой или иное "лихое дело" и т.д. При этом подчеркивал, что за перечисленные преступления смертная казнь должна назначаться "без всякой пощады". Судебник предусматривает два вида процесса, по которому должен быть судим обвиняемый: розыскной (инквизиционный) и состязательный. Если преступник будет признан "лихим", то следствие осуществляется органами сыска и преступника надо пытать, т.е. вести дело по правилам розыскного процесса, а если он будет признан добрым, то дело ведется по правилам состязательного процесса, т.е. в судебном порядке.

Система наказаний по своей жестокости вполне соответствовала эпохе развитого феодального общества в России. Смертная казнь, как видно, являлась основным видом уголовного наказания и устанавливалась за очень многие преступления. Это были, прежде всего, государственные и религиозные преступления. Следует особо отметить, что не только убийство или покушение на убийство государя каралось смертной казнью, но и приготовление к такому деянию, и даже обнаружение умысла на лишение жизни царя влекло за собой смертную казнь. Смертной казнью карались также бунт, измена, поджог с целью измены, ложный донос о государственных преступлениях, заговор против царя и ближних его людей. Выезд без разрешения царя в другое государство с целью измены, поджог царских грамот, подделка денег, недонесения об измене и т.п. карались смертной казнью.

Столь широкий круг государственных преступлений, виновные, в совершении которых подвергались лишению жизни, объяснялся тем, что наступило время смуты и бунтов, а возрастание крестьянских бунтов заставляло ввести систему мер устрашения, обеспечивающих безопасность.

Смертной казнью наказывались и религиозные преступления. К ним относились, например, богохульство и церковный мятеж. Особо опасные преступления против личности и собственности также карались смертной казнью.

Смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. К обыкновенной относились: отсечение головы, повешение и утопление. К квалифицированной - сожжение, залитие горла металлом, четвертование, колесование, посажение на кол и др. Необходимо отметить, что законы тех времен, закрепляя смертную казнь, в целом ряде случаев не указывали ее вида; это свидетельствует о том, что в это время еще не придавалось серьезного значения индивидуализации вины и наказания.

Законодательство эпохи Петра I чаще обращается к смертной казни по сравнению с Уложением 1649 года . Воинские артикулы Петра I и другие многочисленные уголовно-правовые акты этого периода насчитывают применение смертной казни в 123 случаях. Цель этой кары состояла в устрашении, а вся карательная система петровской эпохи была в целом "устрашительной". Обилие санкций в законодательстве Петра I, предусматривающих смертную казнь, наводит на мысль чрезмерной жестокости этих законов. Однако, нужно отметить, что это была не бесцельная жестокость, а сознательная политика, проводимая в интересах охраны государственного и общественного порядка. К тому же из истории видно, что время правления Петра было временем определенных реформ, которые к какой-то мере были жестокими, но во благо.

И все же смертная казнь применялась в эту эпоху значительно реже, чем предусматривалось в законодательстве, зачастую она заменялась другими наказаниями, а за многие виды преступлений не применялась вообще. Последнее обстоятельство доказывает, что именно в петровскую эпоху идея устрашения достигла своего апогея.

В 1744 году дочь Петра I Елизавета в опубликованном 7 мая сенатском указе предписала прекратить на территории России экзекуции над осужденными к смертной казни , заменив эту меру другими наказаниями. Приостановление исполнения приговора к смертной казни привело к тому, что тюрьмы оказались переполнены людьми, осужденными к этому наказанию. В 1754 году издается указ, в котором подтверждается приостановление приговора смертной казни , а чтобы преступники не оставались без наказания, предписывалось их ссылать, наказывать кнутом, рвать ноздри и клеймить. В том же году была создана очередная кодификационная комиссия, в задачу которой входило составление проекта нового уложения. В апреле 1755 года комиссия направила в сенат "судную" и "криминальную" части проекта. В "криминальной" части была снова закреплена смертная казнь, но в соответствии с указами сената 1753 года она могла заменяться другими наказаниями. Таким образом, на практике смертная казнь сохранилась только за государственные, воинские и карантинные преступления.

Однако, как можно увидеть из истории, что попытки отменить смертную казнь не нашли поддержки ни у дворянства, ни у представителей государственной системы. Напротив, это вызвало определенное противодействие идеи об отмене смертной казни. Да и сама Елизавета не была последовательной в реализации замысла: с одной стороны, она считала целесообразным сохранение смертной казни для устрашения, с другой - выражала отвращение к смертным казням и приостанавливала их.

В эпоху Екатерины II законодательство о смертной казни не претерпело никаких изменений. Однако сама императрица большое внимание уделяет проблеме этого вида наказания в указах по вопросам уголовного наказания. Она проводит мысль о необходимости соответствия наказания преступлению и о назначении различных наказаний за различные преступления. Екатерина II, была противницей смертной казни, но допускала возможность ее применения, рассматривая ее как воздаяние. Таким образом, во второй половине XVIII века в русском уголовном законодательстве наблюдается тенденция к сокращению смертной казни, а на практике - к ограничению ее применения. В это же время появляются первые выступления против применения смертной казни в уголовной политике, что скорее всего, было связано с появлением необходимости отмены крепостного права, а, соответственно, пересмотра подхода к уголовным санкциям с точки зрения требований новой просветительской эпохи.

В 1813 году был разработан новый проект Уголовного уложения . В нем впервые в истории русского уголовного законодательства была разработана система наказаний, включенная в Общую часть. Проект определял семь родов наказаний с подразделением их на разные степени: смертная казнь, лишение всех политических и гражданских прав (гражданская смерть); лишение свободы и чести; бессрочное лишение свободы; денежные пени; церковное покаяние. Но в 1824 году проект Уголовного уложения не был принят Государственным Советом. Основная причина состояла в том, что имели место серьезные возражения относительно включения смертной казни в систему наказаний.

Восшествие на престол императора Николая I ознаменовалось восстанием на Сенатской площади, подавлением его и казнью пяти декабристов. Суд над ними осуществлялся не высшим судебным органом России - Сенатом (хотя дела о преступлениях, затрагивающих основы государственного строя, были подсудны Сенату), а созданным по указанию императора Особым судебным присутствием - Верховным уголовным судом. Смертный приговор был вынесен 36 декабристам. В обоснование применения смертной казни суд ссылался на Уложение 1649 года , Морской устав 1720 года , Воинский устав 1716 года , Полевое уголовное уложение для действующей армии 1812 года и другие акты. В приговоре был определен способ применения смертной казни: четвертование, предусмотренное воинским уставом 1716 года. Николай I, утвердил только пять смертных приговоров через повешение. Остальным приговоренным смертная казнь была заменена каторгой.

Свод законов Российской империи 1832 года , вступивший в действие 1 января 1835 года, впервые довольно четко определили пределы применения смертной казни. Она могла назначаться только за наиболее тяжкие виды государственных преступлений лишь в тех случаях, когда дела об этих преступлениях передавались на рассмотрение Верховного уголовного суда. Смертная казнь допускалась также и за карантинные преступления, и, наконец, - за воинские преступления, совершенные во время военного похода. Но поскольку Свод законов 1832 года содержал ряд существенных недостатков, то вскоре был образован особый комитет под руководством Блудова, задача которого была составить проект нового уложения. Блудов юридически обосновывал правомерность существования смертной казни в России, утверждая, что законодательным путем она не была отменена ни при Елизавете, ни при Екатерине П. Проект Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предлагал установить смертную казнь за важнейшие государственные преступления, умышленное убийство родителей, за вторичные тяжкие преступления (убийство, поджог, разбой, грабеж) и важнейшие карантинные преступления. После корректировки Николаем I Уложение о наказаниях смертная казнь предусматривалась только за государственные и карантинные преступления. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года воспроизвело все положения о смертной казни Уложения 1845 года . Эти законодательные акты так же, как и Уложение 1903 , года сократили применение смертной казни по сравнению с ранее действовавшим уголовным законодательством.

В последние два десятилетия XIX века и в начале XX века смертная казнь в России применялась на основе Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 4 сентября 1881 года . Положение предоставляло высшим административным чинам передавать на рассмотрение военных судов для осуждения по законам военного времени дела о вооруженном сопротивлении властям, умышленном поджоге, приведении в негодность предметов воинского снаряжения и о некоторых других преступлениях.

Очередная попытка отмены смертной казни была произведена 19 июня 1906 года на заседании первой Государственной Думы при обсуждении проекта закона об отмене смертной казни. Однако после принятия этого закона в Государственной Думе он не был утвержден Государственным Советом.

После февральской революции 1917 года Временное правительство в первые дни своего существования приняло ряд прогрессивных демократических актов. 12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако уже 12 июля 1917 года она была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя, т.е. за ряд государственных и воинских преступлений в военное время.

Назва події

Текст опис події:

1. Гаррота

Устройство, которое душит человека до смерти. Использовалось в Испании, вплоть до 1978 года, когда была отменена смертная казнь. Этот вид казни на специальный стул, на шею накидовали металический обруч. За спиной преступника находился палач, который приводил в действие большой винт, находящийся там же сзади. Хотя само устройство не узаконено ни в одной стране, обучение пользования ею, до сих пор, производится во французском Иностранном легионе. Существовало несколько версий гаррот, вначале это была просто палка с петлёй, потом же был придуман более "ужасный” инструмент смерти. А "гуманность” заключалась в том, что в этот обруч, сзади, был вмонтирован заострённый болт, который вонзался в шею осужденного, дробя его позвоночник, добираясь до спинного мозга. По отношению к преступнику этот метод считался "гуманнее”, потому что смерть приходила быстрее, чем с обычной петлей. Такой вид смертной казни все еще распространен в Индии. Применялась гаррота также в Америке, еще за долго до того, как был изобретен электрический стул. Андорра была последней страной в мире, которая объявит вне закона его использование в 1990 году.

2. Скафизм
Название этой пытки происходит от греческого «скафиум», что значит «корыто». Скафизм был популярен в древней Персии. Жертву укладывали в неглубокое корыто и обматывали цепями, поили молоком и мёдом что бы вызвать сильнейший понос, затем тело жертвы обмазывали мёдом тем самым привлекая различного рода живность. Экскременты человека также привлекали мух и других противных насекомых, которые в прямом смысле слова начинали пожирать человека, и откладывать яйца в его теле. Жертву поили этим коктейлем каждый день, да бы продлить пытку, привлекая больше насекомых, которые поели бы и размножались бы в пределах его все более и более омертвелой плоти. Смерть, в конечном счете проис ходила, вероятно, из-за комбинации обезвоживания и септического шока, была болезненна и длительна.

3. Half-hanging, drawing and quartering.

Казнь Хью ле Диспенсера Младшего (1326). Миниатюра из «Фруассара» Людовика ван Груутузе. 1470-е годы.

Повешение, потрошение и четвертование (англ. hanged, drawn and quartered) — вид смертной казни, возникший в Англии в правление короля Генриха III (1216—1272) и его преемника Эдуарда I (1272—1307) и официально учреждённый в 1351 году в качестве наказания для мужчин, признанных виновными в государственной измене. Приговорённых привязывали к деревянным салазкам, напоминавшим кусок плетёной изгороди, и протаскивали лошадьми к месту казни, где последовательно вешали (не давая задохнуться до смерти), кастрировали, потрошили, четвертовали и обезглавливали. Останки казнённых выставлялись напоказ в наиболее известных публичных местах королевства и столицы, в том числе на Лондонском мосту. Женщин, приговорённых к казни за государственную измену, из соображений «общественного приличия» сжигали на костре.
Суровость приговора диктовалась серьёзностью преступления. Государственная измена, ставившая под угрозу авторитет монарха, считалась деянием, заслуживавшим чрезвычайного наказания, — и, хотя за всё время, пока оно практиковалось, нескольким из осуждённых приговор был смягчён и они подверглись менее жестокой и позорной казни, к большинству изменников английской короны (включая множество католических священников, казнённых в елизаветинскую эпоху, и группу цареубийц, причастных к смерти короля Карла I в 1649 году) была применена высшая санкция средневекового английского закона.
Несмотря на то, что парламентский акт, определяющий понятие государственной измены, по-прежнему является составной частью действующего законодательства Соединённого Королевства, в ходе реформы британской правовой системы, длившейся бо́льшую часть XIX века, казнь через повешение, потрошение и четвертование была заменена волочением лошадьми, повешением до смерти, посмертным обезглавливанием и четвертованием, затем признана устаревшей и упразднена в 1870 году.

Подробнее вышеупомянутый процесс казни можно понаблюдать в фильме «Храброе сердце». Так же были казнены участники Порохового заговора во главе с Гаем Фоксом, который умудрился вырваться из объятий палача с петлёй на шее, спрыгнуть с эшафота и сломать себе шею.

4. Русский вариант четвертования - разрыв деревьями.
Нагибали два дерева и привязывали казнимого к макушкам и отпускали "на волю". Деревья разгибались - разрывая казнимого.

5. Поднятие на пики или копья.
Стихийная казнь, осуществляемая, как правило, толпой вооруженных людей. Обычно практиковалась при всевозможных воинских бунтах и прочих революциях да гражданских войнах. Жертву окружали со всех сторон, со всех же сторон втыкали в ее тушку копья, пики или штыки, а затем синхронно, по команде поднимали вверх до тех пор, пока она не перестанет подавать признаки жизни.

6. Keelhauling (пропускание под килем)
Специальный военно-морской вариант. Применялся и как средство наказания, и как средство казни. Провинившемуся привязывали по веревке к обеим рукам. После чего его бросали в воду перед кораблем, и с помощью указанных веревок коллеги протягивали поциента вдоль бортов под днищем, вынимая из воды уже со стороны кормы. Киль и днище судна были покрыты ракушками и прочей морской живностью чуть более чем полностью, поэтому жертва получала многочисленные гематомы, порезы и немного воды в легкие. После одной итерации, как правило, выживали. Поэтому для казни cие приходилось повторять, 2 и более раз.

7. Утопление.
Жертву зашивают в мешок одну или с разными животными и выбрасывают в воду. Широко распространена была в Римской Империи. Согласно римскому уголовному праву, казнь назначалась за убийство отца, однако на деле же это наказание назначалось за любое убийство младшим старшего. В мешок к отцеубийце сажали обезьяну, собаку, петуха или змею. Также применялась и в Средние Века. Интересный вариант — добавить в мешок негашеной извести, дабы казнимый прежде чем захлебнуться ещё и обварился.

14. Сожжение в срубе.
Вид казни, возникший в Русском государстве в XVI веке, особенно часто применявшийся к старообрядцам в XVII веке, и использовавшийся ими же как способ самоубийства в XVII-XVIII веках.
Сожжение как способ казни стал довольно часто применяться на Руси в XVI веке во времена Ивана Грозного. В отличие от Западной Европы, в России приговорённых к сожжению казнили не на кострах, а в срубах, что позволяло избежать превращения подобных казней в массовые зрелища.
Сруб для сожжения представлял собой небольшую конструкцию из брёвен, заполненную паклей и смолой. Возводился специально к моменту казни. После прочтения приговора смертника вталкивали в сруб через дверь. Нередко делался сруб без двери и крыши — конструкция вроде дощатой загородки; в таком случае осуждённого опускали в него сверху. После этого сруб поджигался. Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба.
В XVII веке в срубах нередко казнили старообрядцев. Таким образом были сожжены протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками (1 (11) апреля 1681 года, Пустозёрск), немецкий мистик Квирин Кульман (1689 год, Москва), а также, как утверждается в старообрядческих источниках[каких?], активный противник реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский (1656 год).
В XVIII веке оформилась секта, последователи которой почитали гибель посредством самосожжения духовным подвигом и необходимостью. Обычно самосожжение в срубах практиковалось в ожидании репрессивных действий властей. При появлении солдат сектанты запирались в молельном доме и поджигали его, не вступая в переговоры с представителями власти.
Последнее известное в русской истории сожжение произошло в 1770-е годы на Камчатке: в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку по приказу капитана Тенгинской крепости Шмалева.

15. Повешение за ребро.

Вид смертной казни, при которой в бок жертве вонзали железный крюк и подвешивали. Смерть наступала от жажды и потери крови через несколько дней. Руки жертве связывали, чтобы он не смог самостоятельно освободиться. Казнь была распространена у Запорожских казаков. По легенде именно таким способом был казнен Дмитрий Вишневецкий основатель Запорожской Сечи, легендарный "Байда Вешнивецкий”.

16. Зажаривание на сковороде или железной решётке.

На сковороде зажарили боярина Щенятева, а на решётке - царя ацтеков Куаутемока.

Когда Куаутемока жарили на углях вместе с его секретарём, выпытывая, куда он спрятал золото, секретарь, не выдерживая жара, стал упрашивать его сдаться и просить испанцев о снисхождении. Куаутемок насмешливо ответил, что наслаждается, как если бы лежал в ванне.

Больше секретарь не сказал ни слова.

17. Сицилийский Бык

Это устройство для смертной казни было разработанно в древней Греции для казни преступников.Периллось(Perillos), меднолитейщик изобрел быка,таким образом, что в внутри бык был полый. В это устройство сбоку была вмонтирована дверь. Осужденные были закрыты внутри быка, и огонь был установлен под ним, нагревая металл, до тех пор пока человек жариться до смерти. Бык был разработан так, чтобы крики заключенного были преобразованы в рев приведенного в бешенство быка.

18. Фустуа́рий (от лат. fustuarium — избиение палками; от fustis — палка) — один из видов казней в римской армии. Был известен и в Республике, но в регулярное применение вошёл при принципате, назначался за серьёзное нарушение караульной службы, воровство в лагере, лжесвидетельство и побег, иногда за дезертирство в битве. Производился трибуном, который дотрагивался до осуждённого палкой, после чего легионеры забивали его камнями и палками. Если фустуарием каралось целое подразделение, то редко казнили всех виновных, как это случилось в 271 до н. э. с легионом в Регии в войну с Пирром. Однако с учётом таких факторов, как например возраст солдата, срок службы или чин, фустуарий мог быть отменён.

19. Сваривание в жидкости

Являлось распространенным видом смертной казни в разных странах мира. В древнем Египте этот вид наказания применялся в основном к лицам, ослушавшимся фараона. Рабы фараона на рассвете (специально, чтобы Ра видел преступника), разводили огромный костер, над которым находился котел с водой (причем не просто с водой, а с самой грязной водой, куда сливались отходы и т.д.) Иногда казнили таким образом целые семьи.
Этот вид казни широко применялся Чингиз-Ханом. В средневековой Японии сварение в кипятке применялось в основном к ниндзя, которые провалили убийство и были схвачены. Во Франции эта казнь применялась к фальшивомонетчикам. Иногда злоумышленников сваривали в кипящем масле. Осталось свидетельство, как в 1410 году в Париже заживо сварили в кипящем масле карманного вора.

20. Яма со змеями — разновидность смертной казни, когда казнённого помещают вместе с ядовитыми змеями, что должно было повлечь его быструю или мучительную смерть. Также один из способов пытки.
Возникла очень давно. Палачи быстро нашли практическое применение ядовитым змеям, которые вызывали мучительную смерть. Когда человека сбрасывали в яму, наполненную змеями, потревоженные рептилии начинали его кусать.
Иногда узников связывали и медленно опускали в яму на верёвке; часто такой способ использовался как пытка. Причём так пытали не только в Средневековье, во время Второй мировой войны японские милитаристы истязали пленных во время боёв в Южной Азии.
Часто допрашиваемого подносили к змеям, прижимая к ним его ноги. К женщинам применялась пользовавшаяся популярностью пытка, когда допрашиваемой подносили змею к обнажённой груди. Также очень любили подносить ядовитых гадов к лицу женщин. Но вообще опасных и смертельных для человека змей во время пыток применяли редко, так как был риск потерять пленника, не давшего показания.
Сюжет казни через яму со змеями издавна известен в германском фольклоре. Так, Старшая Эдда повествует о том, как король Гуннар был сброшен в змеиную яму по приказу вождя гуннов Аттилы.
Этот вид казни продолжал применяться и в последующие века. Один из наиболее известных случаев — гибель датского короля Рагнара Лодброка. В 865 году во время набега датских викингов на королевство англо-саксов Нортумбрия их король Рагнар попал в плен и по приказу короля Аэллы был сброшен в яму с ядовитыми змеями, погибнув мучительной смертью.
Это событие часто упоминается в фольклоре как в Скандинавии, так и Британии. Сюжет гибели Рагнара в змеиной яме — одно из центральных событий двух исландских преданий: «Саги о Рагнаре Кожаные Штаны (и его сыновьях)» и «Пряди о сыновьях Рагнара».

21. Плетёный человек (англ. Wicker Man)

Сделанная из ивовых прутьев клетка в форме человека, которую, согласно «Запискам о галльской войне» Юлия Цезаря и «Географии» Страбона, друиды использовали для человеческих жертвоприношений, сжигая её вместе с запертыми там людьми, осуждёнными за преступления или предназначенными в жертву богам. В конце XX века обряд сжигания «плетёного человека» возродился в кельтском неоязычестве (в частности, учении викка), но уже без сопутствующего ему жертвоприношения.

22. Казнь слонами

На протяжении тысяч лет была распространённым в странах Южной и Юго-Восточной Азии и особенно в Индии методом умерщвления приговорённых к смертной казни. Азиатские слоны использовались для раздавливания, расчленения или при пытках пленных на публичных казнях. Дрессированные животные были разносторонне обученными, способными убить жертву сразу или пытать её медленно в течение длительного времени. Служа правителям, слоны использовались, чтобы показать абсолютную власть правителя и его способность управлять дикими животными.
Вид казни слонами военнопленных вызывал обычно ужас, но вместе с тем и интерес европейских путешественников и был описан во многих тогдашних журналах и рассказах о жизни Азии. Эта практика была в конечном счёте подавлена европейскими империями, которые колонизировали регион, где была распространена казнь, в XVIII—XIX веках. Хотя казнь слонами была в первую очередь характерна для стран Азии, эта практика иногда применялась западными державами древности, в частности — Римом и Карфагеном, в основном для расправы над мятежными солдатами.

23. Железная дева (англ. Iron maiden)

Орудие смертной казни или пыток, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осуждённого, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось течением.

«Железную деву» относят к эпохе Средневековья, но на самом деле орудие было изобретено не раньше конца 18 века.
Достоверные сведения об использовании железной девы для пыток и казни отсутствуют. Существует мнение, что она была сфабрикована в эпоху Просвещения.
Дополнительные мучения причиняла теснота — смерть не наступала часами, поэтому жертва могла страдать от клаустрофобии. Для комфорта палачей толстые стенки устройства приглушали крики казнимых. Створки дверей закрывались медленно. Впоследствии одна из них могла открываться, чтобы палачи проверяли состояние испытуемого. Шипы вонзались в руки, ноги, живот, глаза, плечи и ягодицы. При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого судьи имели возможность продолжать допрос.

24. Дьявольский ветер (англ. Devil wind, также встречается вариант англ. Blowing from guns — буквально «Дуновение из пушек») в России известна как "английская казнь" — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы холостым зарядом.

Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.
Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:
Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.
Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <...> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.

Смерти, как таковой, они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек.
Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.
Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, — а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!
Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне.
(Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина.)

Из истории смертной казни....

Выполнила:

Ученица 10»В» класса

Овчухова Ольга


В истории общества проблема смертной казни никогда не получала однозначного решения. У кого-то сочетание этих двух коротких слов вызывало и вызывает чувство ужаса, у кого-то - решительный протест. Для многих смертная казнь как вид уголовного наказания ассоциируется с официально узаконенным убийством. Но можно встретить и рассуждения иного, диаметрально противоположного характера, суть которых сводится к тому, что смертная казнь необходима, и ее применение к особо опасным преступникам будет способствовать сокращению преступности.

Смертная казнь - разрешённое законом лишение человека жизни в качестве наказания (обычно за тяжкое уголовное преступление). Согласно докладу ООН, опубликованному в ноябре 2007 года, в мире 146 государств отказались от «узаконенного убийства». В то же время в 51 стране казни продолжаются, а нередко носят публичный характер. В 2006 году в мире были казнены, по меньшей мере, 5 тысяч 628 человек.

Несмотря на то, что количество государств, в которых допускается смертная казнь, составляет значительно меньше половины общего числа стран мира, но лишь 30% населения планеты проживает в тех странах, в которых нет угрозы смертной казни.

Наибольшее количество - 90% всех смертных казней приходится на такие страны, как Иран, Ирак, Китай, Пакистан, США и Судан. В Китайской Народной Республике, по оценкам, среднегодовой показатель казненных составляет свыше 1000 человек (официальная статистика отсутствует). На второй позиции Иран, где этот показатель колеблется в пределах от 100 до 150. На третьем месте - Саудовская Аравия - от 80 до 100 казненных. На следующей позиции - Соединенные Штаты. Там в год подвергают казни в среднем 60 человек. В Европе единственным государством, которое применяет смертную казнь, остается Белоруссия. Всего же в мире числится приблизительно 20 тыс. заключенных, ожидающих приведения в исполнение смертного приговора. Правозащитные организации отмечают, что особую обеспокоенность вызывает тот факт, что смертная казнь все чаще применяется для наказания преступлений, не связанных с насилием, таких, например, как гомосексуализм в Саудовской Аравии, транспортировка наркотиков в Юго-Восточной Африке, прелюбодеяние в Нигерии и Судане, а также коррупция в Китае.

15 ноября 2007 года ООН приняла резолюцию, призывающую нации ввести мораторий на смертную казнь. Предложение о введении моратория поддержали 99 государств, "против" проголосовали 52 государства, 33 стран воздержались. Резолюция Генеральной ассамблеи не имеет обязательной силы, однако является политическим сигналом для лидеров мира.

В мире есть достаточно много современных или унаследованных из прошлого методов казни. Один из часто применяемых в истории человечества методов казни - расстрел. Приговоренного к смерти ставят к стене или привязывают к столбу. Часто ему завязывают и глаза, хотя нередко пренебрегают этим. Как правило, расстрел осуществляют несколько человек, и чтобы они не узнали, кто именно из них привел приговор в исполнение, оружие некоторых из них тайно заряжают холостыми пулями, а на смертника надевают специальную одежду, которая затрудняет стрелкам определить результаты своего выстрела. Расстрел как метод казни применяют в Китае, Сомали, Тайване, Белоруссии, Узбекистане, Вьетнаме и ряде других стран. В США расстрел сохраняется в качестве запасного метода казни в некоторых штатах.

Пове́шение - вид механической асфиксии, который возникает при сдавливании шеи петлёй, затянувшейся под тяжестью тела погибшего. Смерть наступает через 4-5 минут после сдавливания шеи от паралича дыхательного центра, сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания. В список стран, которые прибегают к казни через повешение, наряду с такими странами, как Египет, Иран. Иордания, Пакистан, Сингапур, Ирак и другие, входит и высокоразвитая Япония.

Один из существующих еще в настоящее время методов казни - Электрический стул был изобретен в США в XIX веке, а первая современная модель появилась в 1960-е годы. Электричество пускают минимум двумя потоками. Первый - 2000 вольт, затем - меньше, во избежание ожогов. Смерть наступает от остановки мышц сердца и других органов. В последние десятилетия электрический стул активно вытеснялся другими формами казни (например, смертельной инъекцией) и сейчас используется достаточно редко.

Метод введения иглой специального яда (смертельная инъекция) получил распространение в 1980-е годы. Инъекции считаются более гуманным способом умерщвления, чем повешение, помещение в газовую камеру, казнь с помощью электрического стула или огнестрельного оружия. Обычно осужденному на смерть вкалывают три препарата: первый представляет собой анестезирующее средство, второй парализует мышцы, а третий приводит к остановке сердца. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным. В США такой вид казни применяется в 37 штатах из 38, где разрешена смертная казнь. Смертельная инъекция применяется в качестве метода смертной казни также на Филиппинах.

Газовая камера, как способ казни, на сегодняшний день применяется только в США. Она представляет собой небольшую комнату, покрытую в верхней части стеклом, чтобы была возможность наблюдать за исполнением наказания. Приговоренного к смерти привязывают в камере к стулу и пускают газ по специальным трубам. С пуском газа человек теряет сознание, и через 9 минут наступает биологическая смерть. На сегодняшний день этот способ допускается в штатах Аризона, Миссури и Калифорния.

На Востоке и в Азии еще применяются средства казни, использующиеся с древних времён, такие как побивание камнями. В наше время к такой форме наказания прибегали в Иране и Афганистане, она также распространена в Судане и части Нигерии. Для вынесения подобного приговора собирается группа людей, которые затем забивают жертву камнями. В Иране, Ираке и Афганистане смертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь на виселице, в том числе Наджибулла (повешен талибами в 1996 году) и Саддам Хуссейн (повешен 30 декабря 2006 года).

Смертная казнь в России

Впервые понятие "смертная казнь" появляется на Руси в 1398 году в Двинской уставной грамоте. Во времена Иоанна IV эта мера наказания использовалась без ограничений: по некоторым данным, было казнено около 4 тысяч человек. Не любимый народом Борис Годунов при восхождении на престол поклялся соблюдать пятилетний мораторий на вынесение и исполнение смертных приговоров и клятву сдержал. Но по истечении оговоренного срока вернулся к этому способу наказания, завещав то же самое и сыну. Петр I сделал смертную казнь наказанием за 123 состава преступления. Дочь императора, Елизавета, первая в Европе попыталась отменить казнь. Екатерина II, хотя и прибегала к этой мере, считала, что наказание преступника должно вести не к устрашению, а "к исправлению и возвращению на путь истинный". В 1835 году в Своде законов смертная казнь впервые появляется де-юре: полагалась она за преступления государственные, военные и в качестве "карантинной меры". Всего в 1805-1905 годах было казнено около 300 человек (с 1891 года высшая мера не использовалась ни разу).

Минувший XX век, особенно его первая половина, пожалуй, как никогда в истории России, отмечен массовым и далеко не всегда обоснованно объяснимым применением смертной казни. В последние два десятилетия XIX века и в начале XX века смертная казнь в России применялась на основе Положения о мерах к сохранению государственного порядка от 4 сентября 1881 г. Положение предоставляло право высшим административным чинам передавать на рассмотрение военных судов для осуждения по законам военного времени дела о вооруженном сопротивлении властям, умышленном поджоге, приведении в негодность предметов воинского снаряжения и о некоторых других преступлениях. После подавления революции 1905 года смертная казнь применялась в не виданных ранее размерах. Массовым явлением становится внесудебное применение смертной казни по решению губернаторов и главнокомандующих. Так, в январе 1905 года в Варшаве по распоряжению генерал-губернатора по подозрению в антиправительственной пропаганде, за изготовление бомб и покушение на грабеж казнено 16 человек, среди которых были несовершеннолетние. Число казненных без суда и при отсутствии обвинительного приговора только в декабре 1905 года составило 376 человек, а в первые три месяца 1906 года - 6791. 19 июня 1906 г. на заседании Первой Государственной думы обсуждался проект закона об отмене смертной казни. Статья I проекта гласила: "Смертная казнь отменяется". Далее было записано следующее: "Во всех случаях, в которых действующими законами установлена смертная казнь, она заменяется непосредственно следующим по тяжести наказанием". Однако проект не был утвержден Государственным Советом. Этот же проект об отмене смертной казни был одобрен и Второй Государственной думой, но снова не утвержден Государственным Советом.

Важную роль в пропаганде идей несовместимости смертной казни с передовыми принципами цивилизованного общества сыграл видный русский криминалист профессор М.Н. Гернет. По его инициативе увидели свет два сборника: "О смертной казни. Мнения русских криминалистов" (М., 1909 г.) и "Против смертной казни" (первое издание - 1906 г., второе - 1909 г.). А в 1913 году М.Н. Гернетом была опубликована крупная монография "Смертная казнь", где использовался огромный фактический материал и данные статистики. В это же время выходят исследования других криминалистов: Н.С. Тананцева и А.А. Пиотковского, также посвященные проблемам смертной казни. И наконец, в 1912 году выходит книга доцента Московского университета С.К. Викторовского об истории смертной казни в России. Несмотря на решительные протесты общественности и обоснованные доводы ученых, смертная казнь в России отменена не была. После Февральской революции Временное правительство в первые дни своего существования приняло ряд законодательных актов и среди них 12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако 12 июля 1917 г. смертная казнь была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя и за другие воинские преступления3.

Смертная казнь - одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Согласно самой распространенной в юридической литературе версии, это наказание возникло из обычая кровной мести, в той или иной мере присущей в древности практически всем народам. Несомненно, что генетически эти явления близки друг другу Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М. 1980. С. 160.. Убийство и наказание за него - по существу ровесники рода человеческого.

Достоверные сведения об убийстве и наказании за него имеются в Законах вавилонского царя Хамураппи (XVIII в. до н.э.), в Законах Хеттского царства (XII в. до н.э.). Римских законах двенадцати таблиц (V в. до н.э.), "Эклоге" - византийском законодательном своде (VIII в. н. э.). Покровский И.А. История римского права.- СПб., 1998. -С 58. Убийство, по общему правилу, наказывалось по принципу "талиона" (от лат. talio - возмездие), заключавшемуся в причинении виновному того же вреда, который он нанес потерпевшему; применительно к убийству - "смерть за смерть". В течение многих веков принцип "талиона" реализовывался в праве потерпевшей стороны мстить виновному в убийстве или даже члену его рода причинением смерти. Все существовавшие государства были знакомы с этим наказанием. Менялись лишь частота его применения, способы реализации и круг преступлений, за которые смертная казнь могла назначаться. Долгое время к смертной казни относились как к возмездию преступнику, к устрашению его и других членов общества. Потом на первый план переместилось превентивное воздействие: на самого виновного (чтобы лишить его возможности совершения новых преступлений) и на других членов общества (чтобы они не совершали преступлений из опасений быть казненными).

Цели смертной казни накладывали отпечаток на всю правовую регламентацию этого наказания, частоту его применения, перечень преступлений, совершение которых могло повлечь смертную казнь. Это оказывало влияние на способ его применения.

В литературе способы смертной казни делятся на простые и квалифицированные. Задача первых сводится к лишению человека жизни, основная цель вторых - наряду с этим причинение казнимому максимума мучений и страданий.

Казни как в древности, так и в средние века отличались изощренностью и жестокостью. Применялось вырезание из живой кожи ремней, сдирание ее полностью, разрубание человека на куски, кипячение в масле, вине или воде, забивание палками, кнутом и другие, не менее варварские методы умерщвления. смерть казнь право общество

Распятие применялось в Древней Греции и Риме, а также на Востоке. Едва ли не самый знаменитый вид казни в древности, поскольку таким образом был казнен Иисус Христос. Для осужденного делался крест, на который затем прибивались или привязывались его конечности, и крест вбивался в землю обычно на возвышении или холме. Приговоренный умирал обычно на второй-третий день от жажды.

Сожжение активно применялось во многих древних странах, но расцвет получило в средние века, поскольку так инквизиция казнила еретиков. По всей Европе эта казнь достигла огромных масштабов: были сожжены заживо тысячи человек, причем часто массами, по обвинению в колдовстве, сожительстве с дьяволом, богохульстве и даже отклонении от нормы. В России сожжение применялось также к религиозным преступникам, причем казнь была более мучительной, так как производилась на медленном огне.

Утопление применялось, когда нужно было одновременно казнить многих лиц Михлин А.С. Способы применения смертной казни: история и современность. "Государство и право" 1997. № 1.. Так казнили убийц родителей в Древнем Риме и Греции, а в средние века использовалось испытание водой, часто по отношению к ведьмам: связанную бросали в воду - если утонет, то невинна, а если нет, то ее вешали.

В прошлом применялось огромное количество видов смертной казни, многие из них были закреплены и в законодательстве, причем способы казни были призваны усилить мучения казнимого, часто сочетаясь с пыткой. Несмотря на это многие правители вводили свои способы. В России этим особенно прославился Иван Грозный. Один из его любимых видов казни - зашить осужденного в медвежью шкуру ("обшить медведно") и затравить собаками. Нескольких монахов приказал однажды привязать к бочке с порохом и взорвать - чтобы сразу на небо летели. Применялось также вырезание кусков мяса из тела, снятие кожи, попеременное обливание кипятком и холодной водой, кипячение в жидкости.

Закапывание живьем в землю применялось еще в Древнем Риме к весталкам за потерю девственности, в Древнем Китае. В средневековой России такая казнь применялась к жене, убившей своего мужа. Жертва, закопанная в землю по плечи, умирала обычно на второй-третий день от обезвоживания организма и голода.

Забивание палками упоминается еще в древнеегипетских папирусах, где подобным образом казнили за преступления против фараонов. В Древнем Риме применялось бичевание до смерти. Близко к этому виду казни лежит наказание шпицрутенами (железными прутьями), формально не считавшееся смертной казнью, которое применялось в России с 1701 по 1863 год. Обнаженного по пояс человека тащили сквозь строй солдат, каждый из которых бил его палкой по спине.

Непубличное отравление ядом использовалось как альтернативный вид казни для свободнорожденных в Древней Греции (фактически самоубийство).

Сбрасывание со скалы активно применялось в Древней Греции, в Древнем Риме осужденных сбрасывали также в каменоломни. Тайное удушение применялось в Древнем Риме к высокопоставленным лицам.

Четвертование назначалось за преступления против власти, за измену, мятеж в средневековом Китае и России. Преступнику сначала отсекали руки и ноги, а потом уже голову.

Разрубание тела пополам применялось в Древнем Китае за недоносительство.

Колесование заключалось в переламывании осужденному железным ломом каждой конечности в двух местах и позвоночника, затем тело привязывали к колесу так, чтобы пятки сходились с затылком, и оставляли умирать.

Разрывание тела исполнялось двумя способами: тело привязывалось к вершинам двух наклоненных деревьев, которые затем отпускались, либо к двум лошадям, которые пускались в противоположные стороны.

Залитие горла расплавленным металлом применялось в России до 1672 года к фальшивомонетчикам

Посажение на кол заключалось в медленном проникновении кола внутрь человека, агония длилась несколько дней. Эта казнь применялась в средневековой России, Османской империи.

Примененялись также и такие виды смертной казни, как подвешивание ребром за крюк, поедание крысой, замораживание, растворение в кислоте и другие.

Многие виды смертной казни имели национальную специфику.

Не во всех случаях вид смертной казни регламентировался применительно к конкретному виду преступления. В основном выбор принадлежал суду. Экзекуция осуществлялась публично, при большом скоплении народа. Трупы или части тел казненных выставлялись на месте казни для устрашения, которое, несомненно, было в те время основной целью применения этого наказания. Как отмечали современники, ужасы смертной казни не возмущали общественное мнение, не производили какого-либо потрясающего впечатления, не вызывали протеста и отвращения. Роль палача считалась даже почетной, причем это было характерно как для России, так и для Европы.

Таким образом, смертная казнь - одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Способы смертной казни делятся на простые и квалифицированные. Задача первых сводится к лишению человека жизни, основная цель вторых - наряду с этим причинение казнимому максимума мучений и страданий. В древние времена и средневековье казни проводились публично, при большом стечении народа. Целью публичной казни, помимо лишения жизни преступника являлось устрашение.

Смертная казнь в России в соответствии с Конституцией предусматривается Уголовным кодексом страны. Она выступает в качестве исключительного наказания за преступления особой тяжести против жизни. Обвиняемому предоставляется при этом право на разбирательство дела судом при участии присяжных. Последняя смертная казнь в России была осуществлена в 1996 году.

Уголовный кодекс

Смертная казнь в России назначается мужчинам, возраст которых 18-65 лет. В Уголовном кодексе присутствуют пять статей, положения которых предусматривают это наказание. Смертная казнь в России назначается по:

  1. Ст. 277 "Посягательство на жизнь общественных или государственных деятелей".
  2. Ст. 295 "Покушение на лицо, осуществляющее предварительное расследование или правосудие".
  3. Ст. 317 "Посягательство на сотрудников правоохранительных органов".
  4. "Ст. 357 "Геноцид".
  5. Ст. 105 "Убийство" (ч. 2).

Исключения

С принятием в 1997 году нового УК РФ существенно сокращено количество преступлений, наказанием за которые может выступать смертная казнь. В России она применяется только за неправомерные действия особой тяжести, посягающие на жизнь. В порядке помилования это наказание может быть заменено лишением свободы на 25 лет. Существуют разные виды смертной казни. В России единственным наказанием, лишающим жизни виновного, выступает расстрел. Эта мера не может применяться к женщинам любого возраста, а также мужчинам до 18 и после 65 лет. Не назначается смертная казнь в России лицам, выданным иностранным государством для совершения уголовного преследования, если данное наказание не предусмотрено по законам зарубежной страны или иным основаниям, если ее неприменение является условием выдачи.

Порядок исполнения

По ст. 186 УПК смертная казнь в России выполняется путем расстрела. Наказание приводится в исполнение непублично, к каждому осужденному в отдельности в отсутствии остальных виновных. В процессе выполнения присутствуют прокурор, врач, представитель учреждения, в котором осуществляется казнь. Наступление смерти фиксирует медик. После завершения казни составляется соответствующий протокол. Он подписывается участниками исполнения. По окончании процедуры в известность ставятся суд и один из родственников казненного (как минимум). Тело расстрелянного не выдается. О месте захоронения также не сообщается. Наказание должно исполняться учреждениями системы уголовного исполнения. По сложившейся практике все назначенные высшие меры, в том числе и последняя смертная казнь в России, были осуществлены в тюрьмах и следственных изоляторах.

Отсрочка или замена меры

В случае сомнений в нормальности психического состояния виновного его обследуют комиссией. Она состоит из трех медиков-специалистов. По результатам обследования оформляется протокол. В случае выявления психического расстройства, которое лишает возможности осужденного осознавать общественную опасность и характер бездействия или действия, руководить своим поведением, выполнение приговора приостанавливается. Протокол при этом направляется в судебную инстанцию. В соответствии с заключением медкомиссии осужденный освобождается от наказания по ст. 81, ч. 1, УК. Взамен ему назначается принудительная мера – лечение в психиатрической клинике. Учитывая тяжесть преступления и опасность, которую представляет осужденный для общества, пребывание в специализированном стационаре осуществляется под интенсивным наблюдением.

Освидетельствование

Оно проводится раз в полгода. Осужденный также обследуется комиссией медиков (психиатров). В случае отсутствия оснований для прекращения принудительного лечения в суд предоставляется заключение о его продлении. В первый раз решение о продолжении пребывания в стационаре принимается по окончании полугода с момента начала, в последующие разы – ежегодно. Если при применении принудительного лечения будут выявлены существенные изменения в состоянии здоровья виновного, которые дают основания для отмены или корректировки этой меры, освидетельствование осуществляется вне зависимости от истечения какого-либо срока.

Выздоровление виновного

По ст. 81, ч. 4, в случае излечения осужденного суд вправе постановить о применении назначенной смертной казни, если срок давности приговора не истек. По ст. 83, ч. 1, п. "г", он составляет для особо тяжких преступлений 15 лет. По окончании данного периода вопрос о применении давности решается судом. Инстанция вправе освободить осужденного от смертной казни либо заменить ее лишением свободы на конкретный срок.

Важный момент

Срок пребывания осужденного в психиатрическом стационаре засчитывается в период наказания. Суд не может назначать лишение свободы (взамен казни) более чем на 20 лет, при совокупности неправомерных проступков - более 25 лет, приговоров – более 30 лет. В случае если выздоровление произойдет по окончании указанных сроков, осужденный признается отбывшим наказание и подлежит освобождению по решению суда.

Мнение общественности

По данным ВЦИОМ на июль 2001 года отмена смертной казни в России поддерживалась 9% населения. При этом 72% выступали за ее применение. Согласно опросам порядка 84% граждан страны в 2004 году выступали за ужесточение положений законодательства и введение смертной казни в России в качестве меры борьбы против терроризма. В 2005 году применение этой меры к террористам поддерживалось 96% при 3%, выступающих против. При этом порядка 84% опрошенных выступали за отмену моратория и возвращение смертной казни в России. Жители ЮФО выразили поддержку применения наказания почти единодушно. В соответствии со сведениями социологического факультета в МГУ им. Ломоносова, которые были получены на май 2002 года, за то, чтобы вернуть смертную казнь в России, выступали 89% опрошенных. На июль 2005 года сторонников этого наказания было 65% при 25% противниках.

Сокращение случаев применения

16 мая 1996 года Президент Ельцин издал указ, в соответствии с которым предусматривалось постепенное сокращение применения высшей меры в стране. Это обусловлено было вхождением России в СЕ. Указом было предписано разработать для внесения в Госдуму проект закона о присоединении РФ к протоколу №6 Конвенции об обеспечении защиты свобод и прав человека. Этот протокол был подписан Президентом, но до настоящего времени не ратифицирован. В соответствии с законодательством РФ он не имеет юридической силы. При ратификации протокола наказание будет отменено. В соответствии с актом никто не может быть казнен или приговорен к казни. В качестве исключения в законодательстве может быть предусмотрено положение о том, что государство вправе применить наказание за действия, которые совершены во время войны или при ее неизбежной угрозе.

Смертная казнь в современной России

Сегодня в качестве альтернативы судами применяется пожизненное заключение или лишение свободы на 25 лет. Однако ряд экспертов отмечает, что указ Президента и постановление КС, обосновывающие эту замену, игнорируют федеральные законы, используя нормативные акты, обладающие меньшей силой и опирающиеся на нератифицированные мировые договоры. В начале 21 века статус казни принимал все более неопределенные очертания. Ссылаясь на требование большей части граждан применять высшую меру к опасным преступникам, Госдума опубликовала обращение к главе государства, в котором выразила сомнение по целесообразности ратификации протокола №6. Несмотря на спорность вопроса 19 ноября 2009 года конституционным судом было принято решение, в соответствии с которым в России отменена смертная казнь, и никакие судебные инстанции не могут выносить такой приговор. Однако многие эксперты считают, что резкое и абсолютно исключение высшей меры из УК не может принести положительных результатов.

История смертной казни в России (кратко)

Как мера наказания она упоминается в Правде (11 век). В некоторых летописях также сохранились свидетельства о применении казни к разбойникам. В Двинской грамоте по указу Владимира Мономаха в 1937 году высшая мера предусматривалась только за кражу в 3-й раз. Это дает повод предполагать, что такое преступление уже в то время считалось общественно опасным с вероятностью рецидива, и совершение злодеяния в третий раз вселяло опасение о повторении содеянного и в будущем. С середины 18 столетия отмечалось существенное сокращение применения казни в России. Императрица Елизавета заявляла, что в период ее правления это наказание не будет назначаться и исполняться. Однако отменить казнь полностью она не решилась, а лишь приостановила ее повсеместную реализацию.

Новый этап в реформировании исполнения наказаний отмечается после революции 1917 года. Временное правительство, пришедшее к власти, основываясь на прежней практике, стало разрабатывать новую концепцию. Возглавлявший в то время тюремное ведомство Жижиленко в своем приказе подчеркивал, что основной задачей наказания должно выступать перевоспитание лица, которое совершило злодеяние. Для достижения этой цели необходимо проявлять к заключенным гуманность, выражать уважение к их гражданскому достоинству. В 1917 году, 26 октября, был принят декрет, который отменял смертную казнь. Тем не менее уже 21 февраля следующего года актом СНК допускалось применение расстрела без суда, непосредственно на месте и за весьма широкий спектр деяний – за совершенные преступления неприятельскими агентами, погромщиками, спекулянтами, контрреволюционными агитаторами, хулиганами, немецкими шпионами. Эти почти безграничные полномочия были предоставлены ВЧК. Официально последняя казнь состоялась 2 августа 1996 года. Тогда был расстрелян серийный маньяк Головкин. Однако история смертной казни в России завершилась по данным ряда источников 2 сентября 1996 года.

Мораторий

2 февраля 1999 года КС РФ вынес постановление, в котором признавал неконституционность возможности вынесения смертного приговора без участия в разбирательстве дела присяжных. Этот запрет носил временный и только технический характер. Вопрос о непосредственном вынесении наказания и его применении нельзя было считать решенным, так как казнь осталась закрепленной в УК, в ст. 44 и 59. Порядок ее реализации установлен в гл. 23 Раздела VII УИК. При этом вопрос об отклонении ФЗ по ратификации протокола №6 или его принятии не рассматривался законодательными органами больше 10 лет.

Перспективы применения наказания

Относительно вопроса о дальнейшем назначении и исполнении либо замене казни лишением свободы пожизненно единого мнения у служащих исполнительной системы и отечественных законодателей нет. В экономическом плане более выгодным представляется заключение осужденного на продолжительный срок или до конца жизни. Это обусловлено тем, что виновный может получить профессию и исполнять трудовые обязанности на протяжении всего периода, установленного в приговоре, и приносить государству прибыль. Этим будет компенсироваться материальный и частично моральный вред от совершенного деяния. В пользу данного варианта выступает и возможность исправить или не допустить судебную ошибку посредством проявления гуманности и соответствия религиозно-нравственным и духовным принципам. Смертная казнь при этом становится экономически невыгодной и не позволяет ни в какой мере компенсировать тяжесть содеянного. Хотя некоторые эксперты предлагают использовать органы приговоренного после исполнения наказания для трансплантации.

В заключение

Проблема отмены казни достаточно сложна и многогранна. Она должна рассматриваться в широком контексте. При этом необходимо учитывать взаимосвязь духовно-нравственных, политических, правовых, социально-экономических факторов. Что касается вопроса об отмене высшей меры, то решение об этом должно приниматься постепенно, посредством повышения в обществе уровня цивилизованности. Важно, чтобы течение этого процесса было естественным и не предполагало принуждения. В этом случае в обществе не будет возникать желания в ряде практических ситуаций сразу же обращаться к этой исключительной мере.