Домой / Примеры ошибок / Игра как форма организации познавательной деятельности учащихся. Игра, как форма организации жизни и деятельности детей

Игра как форма организации познавательной деятельности учащихся. Игра, как форма организации жизни и деятельности детей

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают справедливо или лукавят.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Игра – форма организации жизни и деятельности детей.

В педагогике детского сада распространено понятие игры как средство воспитания.

Играя, ребёнок всегда находится в определённых отношениях с детским коллективом, даже если дети играют вдвоём, втроём.

Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые при этом складываются. Там, где эти взаимоотношения почему-либо не налаживаются, невозможна и игра. Важно и то, что чувства, которые формируются в играх, чрезвычайно жизненны и деятельны. В них виден контур будущего характера человека.

Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь играя, каждый ребёнок и детский коллектив в целом всегда действуют определённым образом. В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают справедливо или лукавят.

Более полно оцениваются педагогикой ролевые игры. В них вполне ясны взаимоотношения между детьми, поступки. Часто большим признанием пользуются другие возможности ролевой игры, а именно их влияние на развитие знаний у детей.

Особенности игры как формы организации жизни детей.

Как бы широко и интересно ни использовалась игра как средство воспитания, она ещё не станет и не может стать выражением интересов детей, их потребностей, не может полностью удовлетворить «страсть» ребёнка к игре. Это значит, что в играх ребёнок находит интересное для него общество детей, переживает радость, горести, разочарования. Игра-эта доступная каждому ребёнку деятельность - служит и своеобразным общим языком для всех детей. В играх могут понять друг друга дети независимо от национальностей и знания языка.

Игра важна прежде всего тем, что она способна организовать жизнь ребёнка. В этом состоит её важнейшая жизненная сила, которую надо использовать. При развитии игры как формы организации жизни детей объектом воспитательного воздействия явится детский коллектив. Воздействие на детский коллектив в игре требует особого подхода, обеспечивающего лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности во всех сторонах развития. Важно пристально изучать взаимоотношения, характерные для жизни детских коллективов. Именно в игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все существующие оттенки взаимоотношений. На первом месте, будет стоять воспитание таких общественных качеств, как дружба, умение жить вместе, действовать совместно, взаимопомощь, возможная уже для детей этого возраста, и личные качества – справедливость, правдивость, жизнерадостность, общительность, целеустремлённость, инициатива, смекалка, ловкость. Каждая из задач, от самой простой, такой, как умение играть рядом, до такой сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей.

Игры, создаваемые детьми.

Игра как форма организации связана прежде всего с играми, которые создаются самими детьми, - играми ролевыми, двигательными, строительными, словесными. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на все возрастающую способность ребёнка самому создавать игру, когда замысел и его воплощение принадлежат ребёнку, детскому коллективу. Для детей раннего возраста преимущественное значение будут иметь игры, которыми взрослые занимают ребёнка, забавляют его, поскольку ребёнок ещё не проявляет себя самостоятельно даже в игре. Бывает, что дети дошкольного возраста, едва отказавшись продолжать организованную игру, тотчас же и без каких-либо условий с их стороны переходят к той игре, которую они сами задумали, сами же создают её и играют с вдохновением.

Игры для детей.

Большая группа игр с правилами, создаваемая для детей,- это игры дидактические и подвижные. Они имеют важное значение для организации детской жизни, влияют на детский коллектив, на отдельных детей. Чтобы дети овладели правилами игр, нужно обучение со стороны взрослых. Нужна довольно высокая степень развития самого ребёнка для проявления им самостоятельности в этих играх. Однако, используя для организации жизни детей игры с правилами, не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить их собственные впечатления, не реализуют замыслы детей, а ведут их по пути готовых замыслов.

Игра как форма организации жизни детей должна занять определённое место в педагогическом процессе каждой возрастной группы.

Игра и другие формы организации детской жизни.

Игра как форма организации жизни детей может удовлетворять и развивать детей, только если игры содержательны. Если разные стороны игры не развиваются, дети сами отходят от них, считая игры неинтересными, скучными. Важно учитывать и то, что дети для построения своих игр черпают материал из других форм организации жизни в детском саду. Богатый материал для игр дают занятия, причём дети берут в игры не только содержания занятий, но и их форму – поведение воспитателя, детей.

Кроме того, самая система поведения детей, воспитываемая занятиями, используется детьми в играх и создаёт новый уровень этих игр.

Используя игру как форму организации детской жизни и деятельности в детском саду, правомерно поставить вопрос о том, кто организует детей в играх и самые игры, то есть о воспитателе.

Если игра – это радость детей, то нужно так организовать детей, чтобы их игры воспитывали положительные эмоции. И если игра – это деятельность ребёнка, то важно организовать эту деятельность так, чтобы она развивала ребёнка.


Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

В педлитературе особое внимание уделяется игре как средству воспитания, т.к. именно игра является такой деятельностью, в которой формируется личность. С одной стороны игра - это самостоятельная деятельность детей, а с другой - не возможно осуществить без взрослого. Также важнейшим средством воспитания является игрушка, которая формирует вкус, развивает нравственные качества, формирует представления об окружающем мире. Многие исследования свидетельствуют о том, что игра способствует развитию творческих способностей. «Игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания» (Н.К. Крупская). В игре:

1. отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей), правилами игры.

2. реальные отношения, которые определяются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения.

Детские игры чрезвычайно многообразии по содержанию, характеру, организации.

Е.А.Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные).

П.Ф.Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила.

Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д.З. Менджерицкая, Т.Л.Маркова и др.)

Классификация творческих игр: режиссёрские (основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников); сюжетно-ролевые; игры со строительным материалом; театрализованные.

Классификация по характеру объединения детей в играх:

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры-экспериментирования

С природными объектами, с животными и людьми; Общение с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования

Сюжетные самодеятельные игры

Сюжетно-отобразительные; Сюжетно-ролевые; Режиссерские;

Театрализованные

Игры, связанные с исходной инициативой взрослого

Обучающие игры

Автодидактические предметные; Сюжетно-дидактичвекие.

Подвижные; Музыкальные; Учебно-предметные дидактические

Досуговые игры

Интеллектуальные; Забавы; Развлечения; Театральные; Празднично-карнавальные; Компьютерные

Игры народные, идущие от исторических традиций, относа

Обрядовые игры

Культовые; Семейные; Сезонные

Тренинговые игры

Интеллектуальные; Сенсомоторные; Адаптивные

Досуговые игры

Игрища; Тихие; Забавляющие; Развлекавшие

С точки зрения отношения детей к игре Партен выделила 6 типов поведения и соответственно 6 видов игр дошкольников.

1. Неигровое поведение: ребенок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.

2. игра-наблюдение: ребенок наблюдает, как играют другие, часто задает им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.

3. Игра в одиночестве: ребенок играет е игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.

4. Параллельная игра: ребенок играет один, однако е непосредственной близости от других играющих детей.

5. Связанная игра: ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких ситуаций является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.

6. Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели или получения определенного результата.

Партен сделала вывод, что первые три типа (так называемые изолированные игры) более характерны для детей в возрасте от одного года до трех лет, а социальные игры (связанные и совместные) - для дошкольников. Увеличение количества групповых игр и игр с воспроизведением бытовых жанровых сценок (драматических игр) у старших дошкольников связано, по всей вероятности, с их более развитой способностью переключать внимание с себя на других и осознанием сопричастности к делам сверстников.

Игра - это исторически возникший вид деятельности детей, заклю­чающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление привлекает внимание педагогов и психологов, фило­софов и историков. В науке существуют различные точки зрения на при­роду детской игры. К.Гросс и др. сторонники биологизаторских течений в психологии утверждали, что игра свойственна ребенку как всякому примитивному существу и выступает как предварительное приспособле­ние инстинктов к будущим условиям существования.

В отечественной науке подчеркивается, прежде всего, социальный ха­рактер игры как отражение действительной жизни. К.Д. Ушинский опре­делил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценно­стей. По мнению А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко и др., игра социальна по способам ее осуществления, так как не изобретается ребенком, а зада­ется взрослым, который учит играть (как использовать игрушку, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Ребенок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение и становится формой собственного творчества, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Согласно Л. С. Выготскому, «игра - это источник развития и создает зону ближайшего развития». По существу через игровую деятельность и движется развитие ребенка. Только в этом смысле игра может быть на­звана деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие детей. А. Н. Леонтьев считал, что признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели, ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, а деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Игра каче­ственно неоднородна, существуют различные ее виды: творческие, игры с правилами, игры-развлечения и т.д. Д. Б. Эльконин предложил рассмат­ривать в качестве ведущей деятельности ребенка сюжетно-ролевую игру.

Игру как деятельность отличает:

Ее непродуктивный характер, т.е. направленность ее не на достижение высшей цели, а на сам процесс игры;

В игре воображаемый план преобладает над реальным, поэтому игро­вые действия осуществляются не по логике объективных значений вовлеченных в игру вещей, а по логике игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации.

Как деятельность игра имеет следующие структурные компоненты:

Мотивы - они могут быть различными: яркие впечатления событий жизни, новые игрушки, мотив дружбы, желание стать субъектом сво­ей собственной деятельности;

Цель в игре зависит от ее вида - если это творческие игры, то дети ставят цели (например: «доплыть на корабле до острова»), если ди­дактические, то надо выполнить и игровую цель, и дидактическую т.д.;

Действия в игре носят двойной характер: они могут быть и реальными и игровыми;

Результат зависит от вида игры - в творческих играх он субъектив­ный, в играх с правилами - это может быть выигрыш.

Традиционно игры делятся на два вида: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы).

В современных исследованиях игры появляются новые ее классификации. Так С. Л. Новосёлова предлагает выделять игры, возникающие по инициативе ребенка (игры экспериментирование, сюжетно-отобразительные, режиссерские и театрализованные); игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей (дидактические, подвижные, компьютерные, развлечения и т.д.); игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры).

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр, поэтому во всей совокупности своих разновидностей игра является преобладающей деятельностью и становится формой организации жизнедеятельности детей.

Попытки организовать жизнь детей в форме игры присутствовали как во многих педагогических трудах, так и в практике детского сада (Ф. Фребель, М. Монтессори, А. Симонович и др.). Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей содержится в работах А.П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую роль, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, следует помнить, что она - своеобраз­ная самостоятельная деятельность дошкольника.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Таким образом, являясь основным видом деятельности, игра занимает ведущее место в жизни ребенка.

Оксана Батурина
Игра, как форма организации жизни и деятельности детей

Аннотация : в данной статье игра рассматривается как форма организации жизни и деятельности детей в дошкольном возрасте, изучается значимость игровой деятельности в формировании личности дошкольника.

Ключевые слова : игра , жизнь , деятельность , ребенок, форма организации .

В педагогике понятие игра выступает как средство воспитания. Однако игра как средство воспитания до сих пор не получила ясной характеристики. Если сопоставить все рекомендации, относящиеся к игре как к средству воспитания, с состоянием игры в практике детских садов, будет очевидным, что игры недостаточно развиты, нет их планомерной организации , воспитатели затрудняются вносить плановое начало в свое руководство играми , что особенно тревожно, дети часто не удовлетворены своими играми .

Важнейшей причиной этого является недооценка игры как формы , в которой наиболее полно и ярко разворачивается жизнь и деятельность детей . Во время игры, ребенок находится в особенных взаимоотношениях с детским коллективом, в том числе если в игре участвует двое или трое детей . Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые складываются во время игры. Если взаимоотношения по какой-то причине не налаживаются, игра невозможна . Большинство исследований говорит о том, что ребенку для развития игры требуется общество детей . Таким образом, взаимоотношения детей в играх - это главный компонент существования игры, ее двигатель. С взаимоотношениями связаны и чувства : удовлетворенность или недовольство собой и другими, восторг, гордость, зависть. Все эти чувства, переживания у детей достаточно многообразны.

Чувства, которые развиваются в играх , весьма реалистичны и деятельны . В них можно увидеть будущий характера ребенка. Взаимоотношения детей в играх зарождают поступки . Так как играя , каждый ребенок и детское общество всегда действует определенным образом. Это свойственно для игр детей дошкольного возраста. В ходе игры мы постоянно встречаемся с тем, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают честно или хитрят. Сущность ребенка непосредственно отражается в том, как он действует в играх .

Отмечая роль игр для развития той или другой стороны деятельности , педагогика не видит главную сторону детской игры. Такие важнейшие элементы детской жизни , как взаимоотношения, поступки, чувства оказались отодвинуты на задний план, потому что игра оценивалась как средство воспитания, а ее роль как формы организации детской жизни и деятельности не считалась значительной. По этой причине нередки случаи, когда дети не успевают по-настоящему играть .

Руководство жизнью детей в играх не приобрело должного значения в деятельности воспитателя . Поэтому воспитатели часто не находят возможностей для решения в играх важных воспитательных задач.

Как бы обширно и занимательно ни применялась игра как средство воспитания, она не станет выражением интересов детей , их потребностей. Игра - эта доступная ребенку деятельность - она служит общим языком для детей . В играх дети понимают друг друга несмотря на национальность и знание языка. Игра ценна тем , что она может организовать жизнь ребенка . Важно обратить игру из явления стихийного, каким она до сих пор остается в детском саду, в явление организованное . При развитии игры как формы организации жизни детей объектом является детский коллектив. Воздействие на детский коллектив в игре требует особого подхода, обеспечивающего лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности во всех сторонах ее развития. (1)

В игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все разновидности взаимоотношений. На первом месте, будет выступать воспитание дружбы, способность вместе действовать, помогать друг другу, и личные качества - честность, правдивость, оптимизм, общительность, целеустремленность, предприимчивость, смекалка, ловкость. Каждая из задач, от простой, умение играть рядом , до сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей . Важно учитывать, на каком уровне может протекать игра в детском коллективе и у определенных детей , с ходом общего развития, неизменно связывающегося в играх ребенка .

Нельзя рассматривать игру как форму организации жизни детей безотносительно к тому, какая это будет игра . Но не надо никогда забывать, говорит Ушинский, что игра теряет свое значение, если она перестает быть деятельной и при том свободной деятельностью ребенка . Важно усвоить эту мысль, чтобы понять, какими должны быть игры в жизни и деятельности ребенка дошкольного возраста.

Игра как форма организации связана прежде всего с играми , которые создаются самими детьми. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на способности ребенка самому создавать игру, когда замысел и его реализация принадлежат ребенку, детскому коллективу. Эта способность отличает игры ребенка дошкольного возраста от игр детей раннего возраста и является основанием к тому, чтобы развивать формы самостоятельной игры в дошкольном возрасте. Для детей же более раннего возраста преимущественное значение имеют игры, которыми взрослые занимают ребенка, развлекают его, так как ребенок еще не проявляет себя самостоятельно в игре.

Случается, что дети дошкольного возраста, отказавшись играть в организованную игру , тут же переходят к той игре, которую они сами выдумали, сами же создают ее и играют с вдохновением .

Большая группа игр с правилами, создаваемая для детей - это игры дидактические и подвижные. Они имеют важное значение для организации детской жизни , влияют на детский коллектив, на отдельных детей . Следует выделить особенности этих игр по ступеням дошкольного возраста.

Известно, что дети в 3 - 4 года не способны к самоорганизации в игре с самым простым правилом, но уже 5 - 6 летние дети к этому способны. На первых ступенях дошкольного возраста в этих играх организует детей взрослый . Он вводит их в правила игры, и только постепенно нарастают возможности детей к самоорганизации . Тогда и подвижные и дидактические игры начинают организовывать жизнь детей . В практике детских садов можно заметить, как самостоятельно и дружно дети играют в подвижные игры с правилами, лото и др. (2)

Чтобы дети овладели правилами игры, необходимо обучение со стороны взрослых. Нужна довольно высокая степень развития самого ребенка для проявления им самостоятельности в этих играх . Для детей дошкольного возраста эти игры являются более сложной формой организации . Нельзя забывать об их воспитательно - образовательной ценности, о возможности при их помощи наполнить жизнь детей в детском саду интересным содержанием.

Однако, используя для организации жизни детей игру с правилами , не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить их личные эмоции, не реализуют замыслы детей , а ведут их по пути готовых замыслов.

Детская жизнь в формах игры может быть увлекательной и содержательной при правильном отношении к названным играм . Придуманные самими детьми игры нужно гармонично совмещать с играми с правилами , обеспечивая тем самым самостоятельность, необходимую для развития детей , и организованность .

Должна занимать определенное место в педагогическом процессе каждой возрастной группы.

Организация жизни детей в формах игры вовсе не искореняет другие формы воспитания . Педагогический процесс в каждой возрастной группе детского сада должен развиваться поочередно и планомерно. Каждый его элемент играет свою роль в жизни ребенка , в его развитии. Выполняет ребенок поручение трудового характера или играет - в этом есть своя мера организованности , интереса, свободы. Поэтому важно анализировать отдельные стороны педагогического процесса (труда, занятий, игр) и изучать переход от одного к другому. Игра как форма организации жизни детей может удовлетворять и развивать детей , только если игры содержательны. Если различные стороны игры не развиваются, дети сами отходят от них, считая игру скучной и неинтересной. Известна способность детей дошкольного возраста переносить наблюдаемое в жизни в собственные игры , создавать игру из материала наблюдений. Важно учитывать и то, что дети для построения своих игр черпают материал из других форм организации жизни в детском саду . Богатейший материал для игр дают занятия, дети берут из игры не только содержание занятий, но и их форму - поведение воспитателя, детей . Сама система поведения детей , воспитываемая занятиями, используется детьми в играх и создает новый уровень этих игр. В детских садах, где хорошо поставлены занятия, дети играют более организованно , их игры содержательнее, более развиты формы игр , шире интересы, глубже взаимоотношения. Объединять игры и занятия - эти формы воспитания и организации детской жизни - нельзя без активной роли воспитателя. (3)

Используя игру как форму организации детской жизни и деятельности в детском саду , деятельность педагога должна быть обращена прежде всего на то, чтобы добиться правильных взаимоотношений детей в игре . Если игра - это радость детей , то нужно так организовать детей , чтобы их игры воспитывали положительные эмоции. И если игра - это деятельность ребенка , то важно организовать эту деятельность так , чтобы она развивала ребенка.

Список литературы :

1. Роль игры в воспитании детей . Под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.

2. Аркин Е. А. Вопросы советского дошкольного воспитания. – М., 1950. – С. 37.

3. Дошкольное воспитание № 10. Игра - форма организации жизни и деятельности детей , 1960.

Система руководства игровой деятельностью в младшем дошкольном возрасте

O Первый этап – Диагностический .

Игра как деятельность.

Задачи.

1.Выявить отношение детей к игровой деятельности (потребности, мотивы, эмоциональное отношение).

2. Определить уровень развития игровой деятельности (освоение ей элементов: замысел, предмет, роль и т.д)

Методы.

· Беседа с ребенком.

Игра как форма организации жизни детей. .

Диагностика направлена на выявление уровня самостоятельности и самоорганизации детей в игре, особенностей общения детей друг с другом в игре, ориентации детей вигровой среде и умения ее создавать.

Методы.

· Наблюдение за игровой деятельностью.

· Беседа с ребенком.

· Выделение места и времени в режиме дня

· Создание предметно-игровой среды.

Педработа на последующих этапах строится с учетом данных диагностики (индивидуальный уровень развития игр деятельности) и возрастной динамики развития игровой деятельности.

O Второй этап – Подготовительный .

Игра как деятельность.

Задачи.

1. Вызвать у детей желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни и
литературных произведений.

2. Учить отражать в игре действия и взаимоотношения людей и героев литературных
произведений.

3. Обогащать содержание детских игр посредством формирования знаний труде
взрослых, явлениях окружающей действительности, смысле и назначении различных действий людей и героев произведений, их гуманистической направленности.

4. Учить использовать в игре разнообразные средства выразительности (движения,
мимика) для передачи игрового образа.

5. Учить использовать для игры разнообразные игрушки и предметы-заместители,
изменять игровую среду в соответствнн с изменением сюжета игры.

6. Вызвать у детей желание комбинировать в игре представления об окружающем мире
сюжеты различных произведений.

Методы и приемы

Наблюдения за деятельностью взрослых (преимущественно трудовой} Специфика наблюдений за трудом взрослых - знакомство с целостным трудовым процессом. Это может быть конкретный бытовой процесс, близкий детям. 1 часть наблюдения - ситуация, вызывающая необходимость в результате труда, 2 часть - дидактическое вычленение всех компонентов трудового процесса, 3 часть - оценка соответствия результата труда замыслу, использование результата по назначению. В отличие от работы с детьми в первой младшей группе акцент делается не только на компонентах трудовой деятельности, но и на отношение человека к предмету труда.



· Рассматривание иллюстраций, фото, отображающих трудовые процессы человека одной профессии. Вопросы: Кто здесь изображен? Как ты узнал? Что делает этот человек? Для кого он это делает? (действия + отношение к предмету труда).

· Постановка задания ребенку - понаблюдать за трудовыми процессами дома.

· Беседа об отношении человека к своей профессии, домашним обязанности по картинкам, отображающим взаимоотношения людей. Вопросы: Кто изображен? Что делает мама? Мама любит своего сыночка? Как ты это узнал?

· Дидактические игры-занятия (по Е. И. Тихеевой), сюжетно-дидактические игры («Магазин игрушек», «Магазин посуды» и т.д.»)

· Игры-иммитации, игры-этюды.

· Чтение художественных произведений (потешки, небольшие стихотворения), их инсценирование.

· Внесение и обыгрывание заместителей, совместное с детьми их создание.

· Создание детьми игровой среды. Специфика: в первой половине года целесообразно сохранить игровые уголки, а во второй - расставить их бессюжетно. Важно обеспечить вариативность игрового материала.

Игра как средство.

Задачи.

1. Развитие культуры восприятия, воображения, речь и мышление ребенка.

2. Развитие творческих способностей (использование предметов-заместителей).

3. Формирования конструктивных умений и навыков, необходимых для создания игровой среды (задача решается на занятиях по конструированию).

4. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми, развитие способности к социальной ориентации, формирование представлений о способах выражения своего отношения к партнеру по игре.

Формы организации, методы и приемы

· Индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия по конструированию, содержание которых связано с игровой деятельностью.

· Анализ педагогом ситуаций взаимодействия детей друг с другом.

· Анализ поведения литературных героев с точки зрения нравственности их поступков.

· Дидактические игры по развитию умений социальной перцепции (увидеть, понять и назвал, эмоциональное состояние другого)

· Выставки предметов в группе (посуда, овощи, фрукты и т.д.)

· Создание по ходу игры проблемно-нравственных ситуаций (например, доченька хочет спать, а кроватка сломалась)

Игра как форма организации.

Задачи.

1. Воспитывать у детей симпатию друг к другу.

2 Развивать умение самоорганизовываться в игру.

3. Вызывать у детей желание объединяться друг с другом в различных видах игр.

Методы и приемы .

Беседа до игры с целью напоминания правил.

Беседа после игры с целью определения перспективы ее развития и оценки взаимоотношений детей.

Анализ конфликтных ситуаций, возникших в игре с целью определению способов их разрешения.

Организация совместных дидактических и подвижных игр.

O Третий этап - обучение игре .

Задачи.

1. Учить создавать целостную смысловую игровую ситуацию из нескольких действий (разбудить, заправить постель, умыть, покормить, увести в д/с).

2. Учить действовать в соответствии с ролью (речевые реакции и игровые действия подчинять характеру и содержанию роли).

3. Учить ролевому взаимодействию.

4. Учить созданию игровых замыслов.

5. Продолжать учить действовать за игрушку, вступать в общение черезперсонаж (говорить за куклу, зайку).

6. Учить анализировать и оценивать себя в игре.

7. Учить подбирать и вариативно использовать предметы-заместители.

8. Учить планированию игры: обозначение замысла, роли, цепочки игровых действий и т.д.

9. Учить отвечал, на вопросы воспитателя о своей игре.

10. Учить вступать в игровое общение с воспитателем, со сверстником, договариваться о совместных действиях

Формы, методы и приемы

Совместная игра воспитателя и ребенка

Режиссерская игра

Создание проблемной ситуации для побуждения детей к игре (Дочки и сыночки в детском саду заболели, домой просятся, плачут).

Беседа воспитателя с детьми на этапе замысла игры (о сюжете, ролях, действиях, игровых атрибутах). Вопросы; Во что хотите играть? Кто кем будет? Что будете делать? Как будете друг другу помогать? Что тебе понадобиться для игры?

Создание и обогащение игровой среды.

Советы воспитателя, направленные на помощь в создании игровой обстановки и ее размещении в пространстве.

Активизирующее общение с ребенком во время игры ("Мотор гудит.Наверное он испорчен. Что делать?»)

Беседа после игры.

Игра как средство.

1. Развивать психические процессы.

2. Содействовать развитию свойств личности (доброжелательности, дружелюбия, справедливости).

3. Развивать творческие способности.

4. Учить вступать в игровое взаимодействие со сверстником, не нарушая правил и хода игры.

Методы приемы.

Напоминание правил поведения перед игрой

Пример воспитателя

Пресечение действий, разрушающих игру других детей.

Включение в сюжет игры экстремальных ситуаций (авария, пожар), требующих проявления нравственных черт личности. .

Беседа о взаимоотношениях детей в игре после игры.

Игра как форма.

Задачи.

1. Учить самоорганизации детей в игре.

2. Содействовать развитию самостоятельности детей в игре.

3. Учить находить в течение дня место и время для организации игры
Формы, методы и приемы

Самостоятельная игра детей.

Беседа перед игрой.

Взятие воспитателем на себя роли в коллективной игре.

Создание условий для совместных игр детей, которые дружат и не дружат.

O Четвертый этап - самостоятельная деятельность .

Игра как деятельность .

Задачи.

1. Учить развертывать самостоятельную индивидуальную и совместную игру.

2. Учить самоорганизовываться в игре (подбор игрушек, размещение впространстве)

3. Содействовать формированию игровых мотивов у детей.

4. Обеспечить место и время в режиме дня для самостоятельных игр.

Методы, приемы .

· Рассматривание иллюстраций, беседа, проблемно-игровые ситуации как побуждение к игре.

· Внесение новых игровых атрибутов

· Сохранение игровой среды для игры на следующий день

· Беседа после игры. Вопросы: Хорошо поиграл? Кем был? Хорошо ли было твоей дочке? Давай спросим у нее, хорошо ли ей было? (советы воспитателя через ролевое поведение).

Игра как средство .

Задачи .

1. Развитие самостоятельности детей.

2. Развитие творческих способностей.

3. Воспитание гуманности.

Методы и приемы .

· Оценка воспитателя (инициативность, независимость, проявление творчества)

· Участие воспитателя в игре на правах партнера.

· Беседа после игры о взаимоотношениях играющих Вопросы: С кем ты вместе играл? Дружно ли вы играли? Хочешь ли ты поиграть еще с …? Почему?

· Анализ конфликтных ситуаций

· Самооценка (демонстрирует воспитатель)

Игра как форма .

1. Способствовать самоорганизации детей в игре,

2. Содействовать стремлению объединяться для совместных игр..

Методы и приемы

· Создание условий для самостоятельных совместных игр (время, место, игровая среда)

· Договор с детьми накануне.

· Экскурсия в более старшую группу (посмотрим, как другие дети играют).

· Обогащение сюжетов игр, введение ролей, требующих объединения нескольких детей

· Оценка педагогом организационных умений (создавать среду, убирать игрушки после игры на место)

· Побуждение детей к самооценке в игре (Каким ты был папой?)

O Пятый этап - диагностика уровней и коррекция отдельных показателей игры, усложнение содержания.

Диагностика уровней освоения игровой деятельности
Усложнение и объединение игровых тем, сюжетов («Семья» + «Гости», «Детский сад»).
Обогащение игровой среды.