Домой / Вопросы и ответы / Прокуратуры субъектов РФ, их структура. Полномочия прокуроров, порядок их назначения на должность. Порядок назначения на должность прокуроров различных уровней

Прокуратуры субъектов РФ, их структура. Полномочия прокуроров, порядок их назначения на должность. Порядок назначения на должность прокуроров различных уровней

Текст Ст. 129 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации*(30).

Комментарий к Ст. 129 Конституции Российской Федерации

1. Конституция России является основополагающим нормативным источником правового регулирования, закрепляющим в комментируемой статье основы организации и деятельности органов прокуратуры РФ, в том числе систему построения органов прокуратуры, иерархичность, порядок назначения прокуроров.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры РФ находится в ведении Российской Федерации. Анализ этого конституционного положения позволяет сформулировать следующий вывод: несмотря на то, что в ряде случаев региональное законодательство регламентирует некоторые вопросы деятельности прокуратуры, считать его элементом обозначенных нормативных источников не вполне обоснованно, поскольку региональные нормативные акты принимаются лишь в развитие норм федерального законодательства и направлены на его уточнение и конкретизацию.

Правовой основой организации деятельности Прокуратуры РФ, помимо Основного закона, являются:

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»*(695);

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (вступил в силу 10 марта 2006 г., за исключением ст. 18, 19, 21 и 23, вступивших в силу 1 января 2007 г.)*(696).

Прокуратура является одним из важнейших органов государственной власти (конституционно закрепленных), но, согласно комментируемой статье, не входит ни в одну из перечисленных в ст. 10 Конституции РФ ветвей власти.

Правовой статус прокуратуры РФ в Конституции РФ до сих пор не определен. Система органов прокуратуры закреплена в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка.

Система органов прокуратуры строится в соответствии с государственно-федеративным и административно-территориальным устройством России. Кроме того, при организации военных и иных специализированных прокуратур учитываются приоритетные направления надзора или особенности организации объекта надзора.

Систему органов прокуратуры РФ составляют:

Генеральная прокуратура РФ;

прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;

научные и образовательные учреждения.

Система органов прокуратуры РФ, которую возглавляет Генеральный прокурор РФ, состоит из трех звеньев (уровней).

Высшим звеном является Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ.

К прокуратурам второго звена относятся прокуратуры республик в составе Российской Федерации, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов и Еврейской автономной области, а также специализированные прокуратуры: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, прокуратура ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур», прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы ФСБ России, Московская городская военная прокуратура.

К прокуратурам третьего (низового) звена органов прокуратуры относятся прокуратуры районов и городов (в городах без районного деления), а также военные прокуратуры гарнизонов и приравненные к ним прокуратуры.

Вопросы совершенствования структуры органов прокуратуры и повышения эффективности обеспечения прокурорского надзора регламентируются, в частности, следующими приказами Генерального прокурора РФ:

1) от 9 сентября 2002 г. N 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур»;

2) от 26 июля 2001 г. N 47 «Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе»;

3) от 12 апреля 2001 г. N 23 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах»;

4) от 30 марта 2001 г. N 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях»;

5) от 21 октября 1996 г. N 57 «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением»;

6) от 3 декабря 2002 г. N 70 «О порядке представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, а также иной обязательной информации в органах прокуратуры Российской Федерации»;

7) от 3 января 1996 г. N 1 «Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации Научно-консультативного совета»;

8) от 2 сентября 2002 г. «Об отделах Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах».

К территориальным прокуратурам относятся: Генеральная прокуратура, прокуратуры края, области, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, прокуратура автономной области, прокуратуры автономных округов, городов и районов, иные территориальные (межрайонные) прокуратуры.

Специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, создаваемым в тех случаях, когда существует объективная необходимость обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. Объясняется это тем, что административно-территориальный принцип построения органов прокуратуры не всегда является оптимальным в тех случаях, когда работа прокуратуры касается ряда специфических сфер деятельности государства*(697).

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 4 ст. 46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Приказом Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 г. N 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» на военных прокуроров возложен:

1) надзор за исполнением Конституции РФ, законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы ФСБ России, Службы внешней разведки РФ и ряда других ведомств;

2) надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществления оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения;

3) надзор за исполнением должностными лицами органов и войск Федеральной пограничной службы РФ законов, а также соблюдением прав и гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», а также за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан (юридических лиц), допустивших нарушения пограничного режима в пограничной зоне, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, использования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, и иные административные правонарушения стандартов и норм природоохранного законодательства, отнесенные законом к компетенции Федеральной пограничной службы России;

4) уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, со вершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.

2. Системой органов прокуратуры руководит Генеральный прокурор РФ, возглавляющий Генеральную прокуратуру РФ и назначаемый на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ (ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). В таком же порядке происходит освобождение Генерального прокурора от должности согласно п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ*(698).

Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Срок полномочий Генерального прокурора РФ — пять лет. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

Генеральный прокурор РФ ежегодно лично представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Коллегия Генеральной прокуратуры является совещательным органом, необходимым для выработки решений по наиболее актуальным вопросам организации и деятельности органов прокуратуры. Заседания коллегии проводятся в плановом порядке или по указанию Генерального прокурора РФ, но не реже одного раза в два месяца.

Структура Генеральной прокуратуры РФ, так же как и иных прокуратур, не статична, она изменяется в соответствии с изменениями задач, стоящих перед прокуратурой, функций и приоритетов в ее деятельности.

Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»*(699) на территории России было создано семь федеральных округов. В связи с этим приказом Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 г. N 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» в составе Генеральной прокуратуры РФ были образованы управления в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Функции управления Генеральной прокуратуры в Южном федеральном округе были возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе.

3. Согласно ст. 13 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми самими субъектами РФ.

Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и только им могут быть освобождены от занимаемой должности.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. К ним относятся прокуроры городов и районов, а также прокуроры специализированных прокуратур. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

5. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.

В 1995 г. была принята новая редакция Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», где прокурорский надзор сохранился как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры. В частности, в данном Законе содержится специальная гл. 2 «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина». В качестве особой функции на прокуратуру возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (п. 2 ст. 1, ст. 8, п. 2 ст. 35).

В Конституции РФ о задачах и полномочиях прокуратуры не упоминается. Это объясняется тем, что ко времени принятия Основного закона еще не был решен вопрос о том, нужно ли оставлять за прокуратурой функции надзора за исполнением законов или по примеру англо-американских государств ограничить ее полномочия лишь поддержанием в суде государственного обвинения. Таким было и требование Совета Европы как условие вступления в него России*(700).

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» поставил перед прокуратурой следующие задачи:

обеспечение верховенства закона;

обеспечение единства и укрепления законности;

защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В целях выполнения этих задач прокуратура РФ осуществляет надзор за:

исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

исполнением законов судебными приставами и др.

Прокуратуры субъектов РФ, их структура. Полномочия прокуроров, порядок их назначения на должность.

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов, районов и иных административно-территориальных единиц, входящих в состав соответствующего субъекта Федерации. При этом они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Все территориальные прокуроры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компетенцией, установленной Законом о прокуратуре, а также нормами уголовно-процессуального, арбитражного, уголовно-исполнительного, административного и иного федерального законодательства.

К территориальным органам прокуратуры РФ, прежде всего, относятся прокуратуры субъектов РФ (ст. 15 Закона "О прокуратуре РФ"). Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от должности без согласования с указанными выше органами государственной власти.

Полномочия прокуроров субъектов РФ по руководству подчиненными органами прокуратуры (ст. 18 Закона "О прокуратуре РФ")˸

– руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на базе законов, действующих на территории РФ, и нормативных актов Генерального прокурора РФ;

– издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками;

– могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ;

– представляют Генеральному прокурору РФ для назначения на должности подчиненных прокуроров и прокурорских работников.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Ген. прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ.Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Ген прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.То же самое и про прокуроров приравненных, т.е. специализированных и военных прокуратур.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных и военных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Ген прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Ген прокурору РФ.

Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Иные прокуроры - военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье - прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, - пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, и освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. О назначении лица исполняющим обязанности по вакантной должности и об освобождении от исполнения обязанностей по указанной должности Генеральный прокурор Российской Федерации обязан незамедлительно информировать Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по вакантной должности не может превышать шесть месяцев. Одно и то же лицо может быть назначено исполняющим обязанности по одной и той же вакантной должности не более двух раз.

8. Сообщения о назначении прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

Мы рады Вам сообщить, что раздел прокурорский надзор пополнился новой авторской статьей о назначении прокуроров на должность . Итак, далее непосредственно идёт текст самой статьи. Генеральный прокурор РФ как должностное лицо, статус которого закреплен Основным законом нашего демократического государства - Конституцией РФ, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а представление о назначении той или иной кандидатуры на должность Генерального прокурора вносится Президентом РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. После назначения кандидата на должность Генерального прокурора РФ, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ назначается сроком на пять лет. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

Исходя из иерархичной структуры органов прокуратуры, у Генерального прокурора РФ имеются: первый заместитель и заместители. В случае отсутствия Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель. В случае если отсутствуют и Генеральный прокурор РФ и его первый заместитель или исполнение ими своих обязанностей невозможно, обязанности Генерального прокурора исполняет один из его заместителей в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями. При этом первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ обладает широкими полномочиями по назначению на должность и освобождению от должности прокурорских работников.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации генеральный прокурор назначает на должности начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов и их помощников.

Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ, в частности, заместителями Генерального прокурора РФ могут назначаться на должности прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры, их заместители, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры; директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы органов прокуратуры РФ и их заместители. В то же время, исходя из положений ст. 13 Федерального закона "О прокуратуре РФ", прокуроры субъектов РФ должны назначаться на должность по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Они подчинены и подотчетны только Генеральному прокурору РФ - только он обладает правом освобождения их от занимаемой должности. Это же касается и назначения и освобождения от должности прокуроров городов и районов, прокуроров специализированных прокуратур.

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры также обладают полномочиями по назначению на должность и освобождению от должности. Ими назначаются на должность и освобождаются от должности работники аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением их заместителей; заместители прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров. Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров и следователей. Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати. О том как осуществляется прокурорский надзор за исполнением законов советуем прочитать в будущей статье (прим. - сайт)

Полномочиями по назначению и освобождению от должностей обладают и другие работники прокуратуры. Например, директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры назначают на должность и освобождают от должности научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры, а также иных работников указанных учреждений, за исключением своих заместителей.