Домой / Проверка личности Продавца квартиры / Понятие и правовое положение органов исполнительной власти. Правовой статус органов исполнительной власти

Понятие и правовое положение органов исполнительной власти. Правовой статус органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти -- это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

  • 1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов -- следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.
  • 2. Органы исполнительной власти -- это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.
  • 3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:
    • а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
    • б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
    • в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
    • г) единство системы государственной власти;
    • д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
    • е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
    • ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
    • з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.
  • 4. Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.
  • 5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.
  • 6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.
  • 7. Органы исполнительной власти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:
    • а) исполнительно-распорядительная деятельность;
    • б) контрольно-надзорные функции;
    • в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;
    • г) нормотворческая деятельность;
    • д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.
  • 8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.
  • 9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо - творческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти -- это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой -- результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.
  • 10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.
  • 11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.
  • 12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.
  • 13. Орган исполнительной власти-- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.
  • 14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти» отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.

В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.

  • 1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной уластив Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):
    • а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);
    • б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт- Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно - властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управления).

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

  • 2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:
    • а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;
    • б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

  • 3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
    • а) органы» руководители, которых (главы исполнительной власти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения);
    • б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами "(глава Государства, президент) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).
  • 4. По организационно-правовым формам.
  • а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;
  • б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);
  • в) государственные комитеты (республиканские);
  • г) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления);
  • д) администрации;
  • е) мэрии;
  • ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).
  • 5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):
    • а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;
    • б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление; подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;
    • в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.
  • 6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):
    • а) коллегиальные органы;
    • б) единоначальные органы.
  • 7. Развитие науки административного права. Разработка проблем административного права в научных трудах.
  • 8. Механизм административно-правового регулирования и его элементы.
  • 9. Особенности административно-правовых норм.
  • 10.Понятие, классификация и характерные черты административно-правовых отношений.
  • 11.Понятие, классификация и правовое положение органов исполнительной власти.
  • 12. Правительство Российской Федерации как основное звено системы федеральных органов исполнительной власти.
  • 13.Правовое положение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • 14.Общественные объединения как субъекты административного права.
  • 15.Граждане как субъекты административного права. Административно-правовой статус гражданина.
  • 16.Понятие и виды служащих, занимающих должность государственной службы.
  • 17. Президент Российской Федерации в системе органов государственной власти. Его полномочия в сфере исполнительной власти.
  • 18. Формы государственного управления. Административный договор как одна из форм государственного управления.
  • 19.Понятие и юридическое значение правовых актов управления, их классификация.
  • 20.Понятие и виды методов государственного управления.
  • 21.Убеждение и поощрение в государственном управлении.
  • 22.Понятие и классификация мер административного принуждения.
  • 23.Понятие и структура административного процесса.
  • 24.Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения.
  • 25.Понятие и виды административных производств.
  • 26. Государственный контроль и его виды. Соотношение контроля и надзора в государственном управлении.
  • 27. Формы реагирования прокуратуры на нарушения законности в государственном и муниципальном управлении.
  • 28. Понятие, содержание и характерные черты административного надзора. Виды административного надзора.
  • 29.Роль предложений, заявлений и жалоб граждан в обеспечении законности и дисциплины в государственном управлении.
  • 30. Понятие и основные признаки административного правонарушения. Виды административных правонарушений.
  • 31.Понятие состава административного правонарушения. Виды составов, их признаки.
  • 32.Понятие и особенности административной ответственности.
  • 33.Множественность административных правонарушений.
  • 34.Понятие должностного лица по административному праву. Административная ответственность должностных лиц.
  • 35.Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях, его задачи. Сроки в производстве.
  • 37.Правовая характеристика административных правонарушений в области охраны собственности: особенности юридических составов.
  • 38.Правовая характеристика административных правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике: особенности юридических составов.
  • Глава 9 КоАп рф.
  • 39.Правовая характеристика административных правонарушений на транспорте, в области дорожного движения, связи и информации: особенности юридических составов.
  • 40.Правовая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг: особенности юридических составов.
  • 44.Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: особенности юридических составов.
  • Глава 20 КоАп рф. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
  • 45.Административное наказание в виде административного штрафа. Характеристика производства по исполнению постановления о наложении административного штрафа.
  • 46.Административное наказание в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 47.Административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 48.Административное наказание в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 49.Административное наказание в виде административного ареста. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 51. Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:
  • 52.Характеристика стадии возбуждения дела об административном правонарушении и составляющих ее этапов.
  • 53.Характеристика стадии рассмотрения производства по делам об административных правонарушениях и составляющих ее этапов.
  • 54.Характеристика стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях и составляющих её этапов.
  • 55.Характеристика стадии исполнения постановления о назначении административного наказания и составляющих ее этапов.
  • 56.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 57.Протокол об административном правонарушении, его содержание и юридическое значение.
  • 58.Административное задержание как мера пресечения и административно-процессуального обеспечения.
  • 59.Доставление физического лица, отграничение его от административного задержания.
  • 60.Личный досмотр и досмотр вещей, их нормативное регулирование и применение в деятельности органов внутренних дел.
  • 61.Изъятие вещей и документов как мера пресечения и административно-процессуального обеспечения.
  • 62.Характеристика лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • Глава 25 КоАп рф включает в себя 14 статей и определяет круг лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • 63.Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
  • 64.Подведомственность в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 65.Компетенция органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
  • 66.Постановление по делу об административном правонарушении, его содержание и юридическое значение.
  • 67.Административно-правовая организация в отраслях материального производства.
  • 68.Административно-правовая организация в сфере образования и науки.
  • 69.Административно-правовая организация в сфере здравоохранения.
  • 70.Административно-правовая организация в сфере культуры.
  • 71.Административно-правовая организация в сфере социальной защиты граждан.
  • Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

    Виды органов исполнительной власти:

    1) по федеративному устройству:

    Федеральные органы исполнительной власти(министрества,фед.службы и т.д.);

    Органы исполнительной власти субъектов Федерации(Высшее должностное лицо субъекта РФ (Мэр, Губернатор и т.д.Правительство, территориальное органы исполнительной власти);

    Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

    2) по характеру компетенции:

    Общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство РФ);

    Органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими смежными отраслями (Министерство по налогам и сборам);

    3) по составу руководства:

    Единоличные (различные министерства);

    Коллегиальные (Правительство РФ);

    4) по организационно-правовым формам:

    На федеральном уровне;

    На уровне субъекта Федерации;

    5) по источникам финансирования:

    Финансируемые за счет средств федерального бюджета;

    Финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации.

    Правовое положение. Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Статья 1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ – это исполнительный высший орган государственной власти Российской Федерации. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

    Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ

    Правительство обязано выполнять указы и распоряжения Президента. В то же время оно обладает относительной самостоятельностью по отношению к нему: Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115), т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов.

    Подведомственные Правительству РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это министерства, федеральные службы и т.д.Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (например, Министерство обороны РФ). Но есть и межотраслевые министерства (Министерство экономики и т.д.). Многие федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы (пример тому – территориальные управления Государственного таможенного комитета, военкоматы – региональные органы Министерства обороны). Территориальные органы федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, если границы их деятельности совпадают с границами субъектов Федерации (а, как правило, так оно и бывает), возглавляют должностные лица, назначаемые руководителями этих министерств и иных федеральных органов по согласованию с субъектами Федерации.

    Министерства Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности при верховенстве единоначалия. Федеральные министры и другие руководители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации назначаются Президентом РФ. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

    Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Руководители федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих органов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции, Председателями коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий приводятся в жизнь приказами этих руководителей.

  • Орган исполнительной власти - это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению в целях исполнения законов, наделенная полномочиями распорядительного характера.

    Конституционный статус органов исполнительной власти. Конституция РФ установила самостоятельность всех ветвей власти, в том числе и исполнительной, и тем самым формально устранила жесткую зависимость органов исполнительной власти как от представительных органов, так и от Президента.

    В советское время был провозглашен принцип всевластия и единства Советов, согласно которому исполкомы Советов народных депутатов входили в Советы и были им подотчетны. На сегодняшний день Совет Федерации и Государственная Дума наделены лишь некоторыми полномочиями по отношению к Правительству и другим органам исполнительной власти. Во-первых, Федеральное Собрание с помощью законов может определить основы статуса и порядок деятельности Правительства, других органов исполнительной власти. Во-вторых, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству и др.

    До принятия Конституции 1993 г. Президент являлся главой исполнительной власти и поэтому, что вполне логично, определял характер и содержание деятельности органов исполнительной власти, которые, в общем, были ему подчинены. Теперь же в соответствии с Конституцией положение Президента в системе ветвей власти изменилось: будучи главой государства, он не является главой исполнительной власти, а лишь осуществляет координацию деятельности всех ветвей власти, т. е. является как бы арбитром и дирижером. В этом случае Правительство и все другие органы исполнительной власти должны обладать большей степенью самостоятельности в осуществлении госу- дарственно-управленческой деятельности, быть во многом независимыми от Президента (так это сделано, например, во Франции). Однако особенность Российской Федерации заключается в том, что, формально закрепляя самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет Президенту такие полномочия, которые позволяют определять содержание и сущность деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей условности.

    В частности, акты Правительства должны издаваться на основе и во исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента. Необходимо учитывать, что Конституция не определяет сфер общественных отношений, где Президент может осуществлять свое регулирование, и уж тем более не разграничивает компетенцию Президента и Правительства. Поэтому Президент может принимать указы в сферах деятельности Правительства. Президент вправе отменить акты Правительства, если они противоречат Конституции, законам, президентским указам.

    Кроме того, Президент РФ в отношении Правительства осуществляет следующие полномочия: 1)

    назначает Председателя Правительства и членов Правительства; 2)

    определяет структуру федеральных органов исполнительной власти; 3)

    определяет основные направления внутренней и внешней политики, которые во многом определяют и деятельность Правительства; 4)

    отправляет Правительство в отставку; 5)

    может возлагать определенные полномочия на Правительство и др.

    Система федеральных органов исполнительной власти. Она

    включает в себя Правительство, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (рис. 4.1). Президент не входит в систему федеральных органов исполнительной власти.

    Правительство Российской Федерации является высшим федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, т. е. руководит большинством сфер и отраслей управления, обеспечивает общее экономическое, социально-культур- I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

    Министерство внутренних дел Российской Федерации

    Федеральная миграционная служба Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство иностранных дел Российской Федерации Федеральное агентст во по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Министерство обороны Российской Федерации Федеральная служба по воєнно-техническому сотрудничеству Федеральная служба по оборонному заказу Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Федеральное агентство специального строительства Министерство юстиции Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Федеральная служба судебных приставов Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

    Служба внешней разведки Российской Федерации Федеральная служба безопасности Российской Федерации Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

    Федеральная служба охраны Российской Федерации Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации

    Управление делами Президента Российской Федерации

    II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

    Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Федеральная служба по труду и занятости Федеральное медико-биологическое агентство Министерство культуры Российской Федерации

    Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия

    Федеральное архивное агентство Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральная служба по интеллектуальной собственное™, патентам и товарным знакам Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное агентство по науке и инновациям Федеральное агентство по образованию Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

    Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

    Федеральное агентство водных ресурсов Федеральное агентство по недропользованию Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

    Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

    Министерство регионального развития Российской Федерации

    Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

    Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

    Федеральное агентство по информационным технологиям Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Федеральное агентство связи Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

    федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

    Федеральное агентство лесного хозяйства Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

    Федеральное агентство по делам молодежи Федеральное агентство по туризму Министерство транспорта Российской Федерации Федеральная аэронавигационная служба Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Федеральное агентство воздушного транспорта Федеральное дорожное агентство Федеральное агентство железнодорожного транспорта Федеральное агентство морского и речного транспорта Министерство финансов Российской Федерации Федеральная налоговая служба Федеральная служба страхового надзора Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. федеральное казначейство Министерство экономического развития Российской Федерации Федеральная служба государственной статистики Федеральная регистрационная служба Федеральное агентство геодезии и картографии Федеральное агентство по государственным резервам Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

    Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами

    Министерство энергетики Российской Федерации ІІІ. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

    Федеральная антимонопольная служба Федеральная таможенная служба Федеральная служба по тарифам Федеральная служба по финансовому мониторингу Федеральная служба по финансовым рынкам Федеральное космическое агентство Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации

    Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств Федеральное агентство по рыболовству Рис. 4.1. Система федеральных органов исполнительной власти ное развитие страны. Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

    Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства предлагает Президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

    Основными направлениями деятельности Правительства являются разработка, представление Государственной Думе, исполнение федерального бюджета; обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной, денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохра- ч нения, управление федеральной собственностью и др.

    Решения Правительства оформляются постановлениями и распоряжениями, причем первые носят нормативный характер, а вторые - индивидуальный.

    Нормальным вариантом прекращения полномочий Правительства является сложение полномочий перед вновь избранным Президентом. Кроме того, Правительство может прекратить свои полномочия досрочно, если: 1)

    оно само подаст в отставку и Президент ее примет; 2)

    Президент сочтет нужным отправить Правительство в отставку, причем перечень оснований для этого нигде не определен; 3)

    Президент примет решение об отставке Правительства после того, как оно получит вотум недоверия Государственной Думы.

    Министерства РФ являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Министерства также осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств. Министерства в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, н^ /4 7 fv ,.„

    Отличительной чертой министерств является возможность на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства самостоятельно осуществлять правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства. Другие федеральные органы исполнительной власти нормативные правовые акты принимать не могут.

    Министерство возглавляет министр Российской Федерации (федеральный министр), несущий персональную ответственность за его деятельность. Министры назначаются Президентом и по должности входят в состав Правительства.

    Перечень министерств устанавливается Президентом. Министерства РФ действуют в масштабах всей Российской Федерации под непосредственным руководством Правительства РФ (кроме подчиненных непосредственно Президенту РФ министерств обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий). Министерства действуют на основании положения о министерстве, утверждаемого Президентом или по его поручению Правительством РФ. Министерства пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с органами других ветвей власти и между собой.

    Федеральные службы являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. При этом под осуществлением контроля и надзора понимаются действия по надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

    Федеральную службу возглавляет руководитель (директор). Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

    Федеральная служба в пределах своей компетенции на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации может издавать только индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование.

    Одни федеральные службы подведомственны непосредственно Президенту, другие находятся в ведении Правительства. Остальные федеральные службы подведомственны соответствующим министерствам. В этом случае федеральный министр осуществляет контроль и координацию деятельности находящейся в его ведении федеральной службы, в частности, решает ряд кадровых вопросов, может отменять решения федеральной службы, дает поручения, вносит предложения о ее структуре и финансировании и др.

    Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

    Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ. Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, определенных федеральными законами.

    Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

    Как и федеральная служба, федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование.

    Аналогично федеральным службам федеральные агентства могут быть подведомственны непосредственно Президенту, Правительству либо соответствующему министерству. Как видим, система федеральных органов исполнительной власти построена по единому принципу, основанному на разделении функций по государственному управлению: нормативно- правовое регулирование осуществляют министерства, контроль, надзор и специальные функции - федеральные службы, а государственные услуги - федеральные агентства.

    Система органов исполнительной власти субъектов Федерации. Субъекты Федерации устанавливают свою систему органов государственной власти (в том числе систему органов исполнительной власти) самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами, в частности Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Поэтому системы органов исполнительной власти достаточно разнообразны, каждый субъект Федерации по-своему уникален. Однако такое изобилие форм систем органов не исключает некоторых общих черт в построении исполнительной власти субъектов Федерации.

    Во-первых, системы органов исполнительной власти всех субъектов Федерации должны соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти. В соответствии с этим положением система государственных органов любого субъекта строится на основе народовластия, республиканской, светской форм правления, разделения властей и др. Поэтому существование, допустим, монархии в субъекте Федерации немыслимо.

    Во-вторых, общие принципы построения системы федеральной исполнительной власти в Российской Федерации оказывают влияние на систему органов исполнительной власти ее субъектов. Так, в любом субъекте Федерации выделяются органы, созданные исключительно для осуществления полномочий Федерации (как правило, это территориальные органы федеральных органов исполнительной власти), и органы, созданные для реализации полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти две группы входят в единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации. Третью группу образуют органы, которые формируются по предметам ведения субъектов Федерации и являются независимыми от федеральных органов исполнительной власти.

    1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
    2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    3. Виды органов исполнительной власти
    4. Правительство Российской Федерации
    5. Федеральные органы исполнительной власти
    6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    7. Отметим, что территориальные органы исполнительной власти
    8. Органы местного самоуправления в системе публичной власти

    Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

    Отметим, что тема «Органы исполнительной власти» будет важнейшей частью современного административного права. Стоит заметить, что она представляет ту его часть, кᴏᴛᴏᴩую можно назвать «правом организации управления» (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация)

    Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти - ϶ᴛᴏ организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы государственные должности государственной службы (управленческий персонал)

    Законодатель не устанавливает понятия органа исполнительной власти, ограничиваясь исключительно указанием на существование единой системы государственных органов исполнительной власти и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, ПО, 112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах их полномочий. В ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» речь идет о системе органов исполнительной власти субъекта РФ. В российском законодательстве встречаются несколько терминов, обозначающих, по сути, органы исполнительной власти: «государственные органы управления», «исполнительные органы», «исполнительные органы государственной власти (ч. 3 преамбулы вышеназванного Закона определяет, что термины «исполнительные органы государственной власти субъекта РФ» и «органы исполнительной власти субъекта РФ» могут быть использованы в законе в одном значении)

    Исполнительные органы будут составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Стоит заметить, что они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При ϶ᴛᴏм исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, негосударственных образований, общественных объединений по ϲʙᴏему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности имеют ряд значимых отличий от органов государственного управления.

    Орган исполнительной власти - ϶ᴛᴏ государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

    Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его административную правосубъектность, крайне важно подчеркнуть следующее.

    1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

    2. Органы исполнительной власти - ϶ᴛᴏ внешняя форма выражения исполнительной власти. Стоит заметить, что они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством кᴏᴛᴏᴩой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

    3. Работа органов исполнительной власти строится в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с такими принципами их деятельности, как:

    а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
    б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
    в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
    г) единство системы государственной власти;
    д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
    е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;
    ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
    з) обеспечение самостоятельного осуществления ϲʙᴏих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие органы исполнительной власти.

    4. Главная задача органа исполнительной власти - правоисполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.

    5. Деятельность органов исполнительной власти по ϲʙᴏему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате ϶ᴛᴏй деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

    6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Отметим, что каждая государственная должность замещается государственным служащим, кᴏᴛᴏᴩый имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т. д.) Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

    7. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, кᴏᴛᴏᴩые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д.) В компетенциютрадиционно включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах ϲʙᴏей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

    а) исполнительно-распорядительная деятельность;
    б) контрольно-надзорные функции;
    в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;
    г) нормотворческая деятельность;
    д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

    8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

    9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов) Стоит сказать, для решения поставленных задач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти - ϶ᴛᴏ, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой - результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления будут подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

    10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

    11. Стоит сказать, что каждый орган исполнительной власти имеет ϲʙᴏе наименование.

    12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

    13. Орган исполнительной власти - юридическое лицо - имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

    14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

    Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что данные органы будут самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное приϲʙᴏение властных полномочий.

    Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти и объем денежных средств, необходимых на содержание ϶ᴛᴏго органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

    В результате проведения административной реформы (2004-2005 гг.) были приняты нормативные акты, кᴏᴛᴏᴩые устанавливали общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия данных органов, в т.ч. правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами (например, Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30)

    Типовой Регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и применяется совместно с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти содержит в себе нормы, определяющие: структуру и штатное расписание федерального органа исполнительной власти и территориального органа федерального органа исполнительной власти; полномочия руководителей в федеральным органе исполнительной власти; порядок разработки административных регламентов и стандартов государственных услуг; порядок планирования и организации работы; деятельность коллегии федерального органа исполнительной власти; порядок подготовки и оформления решений федерального органа исполнительной власти; порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти; порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими полномочиями); порядок подготовки и рассмотрения проектов актов, кᴏᴛᴏᴩые вносятся в Правительство РФ; законопроектная деятельность и порядок участия в деятельности Федерального Собрания; порядок взаимодействия федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; порядок осуществления федеральным министерством полномочий по координации и контролю деятельности ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих федеральных служб и федеральных агентств; правила организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; порядок взаимоотношений с органами судебной власти; порядок рассмотрения отдельных видов обращений; порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан; порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти.

    Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30, устанавливает общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия данных органов, в т.ч. правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами.

    Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти определяет следующие вопросы: общие положения; порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти функций в установленной сфере деятельности; формирование планов и показателей деятельности федерального органа исполнительной власти; порядок осуществления федеральным министерством координации и контроля; порядок создания и организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; порядок исполнения поручений, содержащихся в постановлениях и распоряжениях Правительства РФ и протоколах заседаний Правительства РФ, а также поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства РФ; участие федеральных органов исполнительной власти в законопроектной деятельности Правительства РФ; порядок подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов заключений, поправок к проектам федеральных законов и проектов официальных отзывов Правительства РФ на законопроекты; порядок рассмотрения федеральными органами исполнительной власти парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при предоставлении и получении информации; основные правила организации документооборота в федеральных органах исполнительной власти; образование и организация деятельности межведомственных координационных и совещательных органов.

    Орган исполнительной власти - это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, связанная с полномочиями распорядительного характера.

    Конституционный статус органов исполнительной власти. Конституция РФ установила самостоятельность всех ветвей власти, в том числе и исполнительной, и тем самым формально устранила жесткую зависимость органов государственного управления как от представительных органов, так и от Президента.

    В советское время был провозглашен принцип всевластия и единства советов, согласно которому исполкомы советов народных депутатов входили в советы и были им подотчетны. На сегодняшний день Государственная Дума и Совет Федерации наделены лишь некоторыми полномочиями по отношению к Правительству и другим органам исполнительной власти. Во-первых, Федеральное Собрание с помощью законов может определить основы статуса и порядок деятельности Правительства, других органов исполнительной власти. Во-вторых, Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству и др.

    До принятия Конституции 1993 г. Президент являлся главой исполнительной власти и поэтому, что вполне логично, определял характер и содержание деятельности органов исполнительной власти, которые, в общем, были ему подчинены. Теперь же положение Президента в системе ветвей власти изменилось: будучи главой государства, он не является главой исполнительной власти, а лишь осуществляет координацию деятельности всех ветвей власти, т. е. является как бы арбитром и дирижером. По идее, в этом случае Правительство и все другие органы исполнительной власти должны обладать большой степенью самостоятельности в осуществлении государственно-управленческой деятельности, независимо от Президента (так это сделано, например, во Франции). Однако особенность Российской Федерации заключается в том, что, формально закрепляя самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет Президенту такие полномочия, которые позволяют определять содержание и сущность деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы исполнительной власти непосредственно подчинены.Президенту. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей условности.

    Акты Правительства должны издаваться на основе и во исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента. Необходимо учитывать, что Конституция не определяет сфер общественных отношений, где Президент может осуществлять свое регулирование, и уж тем более не разграничивает компетенцию Президента и Правительства. Поэтому Президент может принимать указы в сферах деятельности Правительства. В том случае, если акты Правительства противоречат Конституции, законам, указам, Президент вправе их отменить.

    Кроме того, Президент РФ в отношении Правительства осуществляет следующие полномочия:
    назначает Председателя Правительства и членов Правительства;
    определяет структуру федеральных органов исполнительной власти;
    определяет основные направления внутренней и внешней политики, которые во многом определяют и деятельность Правительства;
    отправляет Правительство в отставку;
    может возлагать определенные полномочия на Правительство и др.

    Система федеральных органов исполнительной власти. Она включает в себя Правительство, министерства и ведомства (государственные комитеты, федеральные службы и т. д.) (рис. 4.1). Президент не входит в систему федеральных органов исполнительной власти.

    Правительство Российской Федерации является высшим федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, т. е. руководит большинством сфер и отраслей управления, обеспечивает общее экономическое, социально-культурное развитие страны. Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. В последнее время получила распространение практика включения в Правительство председателей госкомитетов на том основании, что их статус официально приравнивается к статусу федеральных министров.

    Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами- Президента основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

    Основными направлениями деятельности Правительства являются разработка, представление Государственной Думе, исполнение федерального бюджета; обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной, денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения; управление федеральной собственностью и др.

    Решения Правительства оформляются постановлениями и распоряжениями, причем первые носят нормативный характер, а вторые - индивидуальный. Акты Правительства не могут противоречить Конституции, законам, указам, в противном случае они отменяются Президентом.

    Нормальным вариантом прекращения полномочий Правительства является сложение полномочий перед вновь избранным Президентом. Кроме того, Правительство может прекратить свои полномочия досрочно:
    в случае, если оно само подаст в отставку и Президент ее примет;
    если Президент сочтет нужным отправить Правительство в отставку, причем перечень оснований для этого нигде не определен;
    в случае, если Президент примет решение об отставке Правительства после того, как оно получит вотум недоверия Государственной Думы.

    Министерства РФ - это центральные органы исполнительной власти. Свою деятельность они осуществляют на основе единоначалия, руководят порученными им отраслями экономики или сферами деятельности. Считается, что государственные комитеты в отличие от министерств осуществляют межотраслевое управление. Поэтому четких критериев отграничения министерств от ведомств (в их число включаются помимо госкомитетов и другие органы исполнительной власти: комиссии, агентства, службы, надзоры), кроме названия, почти не осталось.

    Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр), обладающий решающей властью в министерстве и несущий персональную ответственность за его деятельность. Гарантией от произвола министра чаще всего является коллегия министерства, которая имеет совещательное значение и не~ может принимать обязательных решений. Однако разногласия между министром и коллегией докладываются Правительству.

    Перечень министерств устанавливается Президентом. Министерства РФ действуют в масштабах всей Российской Федерации под непосредственным; руководством Правительства РФ (кроме министерств обороны, внутренних, иностранных дел, юстиции, которые подчинены Президенту РФ). Министерства действуют на основании Положения о министерстве, утверждаемого Президентом или по его поручению - Правительством РФ. Министры назначаются Президентом и по должности входят в Правительство. Министерства пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с организациями других ветвей власти и между собой.

    Государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России. Это - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Оперативное руководство организациями, подчиненными госкомитетам, федеральным комиссиям, осуществляет, как правило, их руководитель единолично. Председатели некоторых госкомитетов входят в Правительство.

    Федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России. Это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

    Общий статус ведомств Российской Федерации в принципе идентичен статусу министерств, только руководители ведомств не входят в Правительство. Подчиняются ведомства Правительству РФ, за исключением Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки и некоторых других.

    Система органов исполнительной власти субъектов РФ. Субъекты РФ устанавливают свою систему органов государственной власти (в том числе и систему органов исполнительной власти) самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Поэтому системы органов исполнительной власти достаточно разнообразны, каждый субъект РФ по-своему уникален. Однако такое изобилие форм систем органов не исключает некоторых общих черт в построении исполнительной власти субъектов.

    Во-первых, системы органов исполнительной власти всех субъектов РФ должны соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти. В соответствии с этим положением система государственных органов любого субъекта строится на основе народовластия, республиканской, светской форм правления, разделения властей и др. Поэтому существование, допустим, монархии в субъекте РФ немыслимо.

    Во-вторых, общие принципы построения системы федеральной исполнительной власти в Российской Федерации оказывают свое влияние на систему органов исполнительной власти субъектов. Так, в любом субъекте Федерации выделяются органы, созданные исключительно для осуществления полномочий Федерации, и органы, созданные для реализации как полномочий Российской Федерации, так и полномочий субъектов Федерации. Первые две группы входят в единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации. Третью группу образуют органы, которые формируются по предметам ведения субъектов РФ и являются независимыми от федеральных органов исполнительной власти.

    В-третьих, структура общественной жизни определяет логику любой системы органов исполнительной власти. Поэтому, несмотря на разнообразие форм (президенты, правительства, администрации, мэрии, префектуры и др.), можно выделить органы общей компетенции, органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

    В республиках в составе Российской Федерации органом исполнительной власти общей компетенции чаще всего является Правительство (Совет Министров) во главе с Президентом республики или Председателем Правительства. В других субъектах органом исполнительной власти общей компетенции является администрация субъекта РФ во главе с губернатором (хотя возможны и другие формы - мэрии, правительства и т. д.). Деятельностью администрации руководит глава администрации (губернатор). На сегодняшний день главы администраций субъектов РФ избираются населением. Правительства или администрации субъектов РФ руководят всеми или большинством отраслей и сфер управления, отнесенных Конституцией к ведению субъектов РФ.

    Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в субъектах РФ являются министерства, государственные комитеты, комитеты (в республиках), главные управления, управления, комитеты, отделы, департаменты (в других субъектах). Все эти органы подчинены главе субъекта РФ, руководители органов назначаются им же (кроме органов внутренних дел и комитетов по управлению имуществом Российской Федерации). Структура, полномочия этих органов определяются конституциями республик, уставами других субъектов.