Домой / Проверяем документы на квартиру / Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (надбавка за гостайну). Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну Надбавка за работу с государственной тайной

Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (надбавка за гостайну). Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну Надбавка за работу с государственной тайной

    Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573
"О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"

С изменениями и дополнениями от:

2. Федеральным органам государственной власти устанавливать в подведомственных им организациях размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны (далее - надбавки) в соответствии с Правилами

Финансирование расходов на указанные цели осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета на соответствующий год.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать начиная с 2007 года в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах средства на выплату надбавок в размерах, установленных Правилами , утвержденными настоящим постановлением.

4. Установить, что гражданам, работающим в организациях, не имеющих ведомственной принадлежности и осуществляющих в установленном порядке работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну , надбавки выплачиваются за счет средств, получаемых от основной деятельности этих организаций, в порядке, предусмотренном настоящим постановлением.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 25, ст. 2718);

пункт 3 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 237 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст. 1486);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 416 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2371);

постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 209 "О признании утратившим силу абзаца второго пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1161" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст. 1309).

Утверждены Правила выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

По сравнению с ранее действовавшим порядком осуществления указанных выплат размер ежемесячной надбавки зависит не только от степени секретности сведений, но также от объема сведений, к которым граждане имеют доступ, и продолжительности времени, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания соответствующих сведений.

Значительно повышен размер ежемесячной надбавки за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности" - с 25 % до 50-75 %, и за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно" - с 20 % до 30-50 %. За работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий выплачивается надбавка в размере 10-15 %, без проведения проверочных мероприятий - в размере 5-10 %. Ранее размер надбавки для всех случаев работы со сведениями, имеющими степень "секретно", составлял 10 %.

Если размер надбавки оказывается ниже установленного первоначально, ранее применявшаяся надбавка сохраняется до истечения срока договора (контракта), которым она предусмотрена.

Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к указанной надбавке выплачивается процентная надбавка к окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны.

48. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее в настоящем разделе - военнослужащие), в зависимости от степени секретности и объема сведений, к которым они имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях, выплачивается ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (далее в настоящем разделе - надбавка), в следующих размерах:
а) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» - 25 процентов оклада по воинской должности;
б) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» - 20 процентов оклада по воинской должности;
в) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» - 10 процентов оклада по воинской должности.
49. Надбавка выплачивается на основании приказа командира воинской части, который издается, как правило, в начале календарного года.
При назначении на воинскую должность (временном исполнении воинской должности) выплата надбавки производится со дня, указанного в приказе командира воинской части о выплате указанной надбавки.
В приказе указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, занимаемая воинская должность (согласно номенклатуре (перечню) должностей работников, подлежащих оформлению на допуск), номер, число, месяц, год допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и размер устанавливаемой надбавки в процентах.
Командирам (начальникам) надбавка устанавливается приказами вышестоящих командиров (начальников).

50. Надбавка не выплачивается военнослужащим:
- освобожденным (отстраненным) от занимаемых воинских должностей;
- в отношении которых допуск прекращен;
- освобожденным от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную - --- тайну, приказом командира (начальника);
- находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников);
- за время отпуска, предоставляемого при увольнении с военной службы.
Выплата надбавки прекращается со дня, следующего за днем освобождения от воинской должности, прекращения допуска, освобождения от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну.

<10>

<10>

В силу ст. 21 Закона N 5485-1 должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, установлены социальные гарантии. В частности, такие лица имеют право на получение процентной надбавки к заработной плате (далее — надбавка за секретность).

Примечание

Если организация выплачивает надбавки в размере меньше установленного минимума, она может быть привлечена к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (абз. 10 ч. 1 ст. 165 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ). Напомним, что в качестве санкции за совершение этого правонарушения предусмотрен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Порядок выплаты надбавки за государственную тайну (Соболева Е.)

или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Начисляется надбавка одновременно с заработной платой (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 528 | Нарушение авторского права страницы

Сотрудники организаций в силу своих должностных обязанностей могут иметь допуск и работать со сведениями, составляющими государственную тайну <10>. Как правило, это работники государственных учрежденийунитарных предприятий, а также организаций, выполняющих работы по госзаказу.

<10> Понятие государственной тайны, порядок доступа к ней и обеспечение ее защиты регулируются положениями Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее — Закон N 5485-1).

В силу ст. 21 Закона N 5485-1 должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, установлены социальные гарантии.

Доплаты работникам за гриф «секретно»

В частности, такие лица имеют право на получение процентной надбавки к заработной плате (далее — надбавка за секретность).

Величина надбавки за секретность рассчитывается работодателем в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 (далее — Правила N 573). Кроме того, при назначении и выплате надбавок нужно также руководствоваться Разъяснением о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 19.05.2011 N 408н (далее — Разъяснение N 408н).

В настоящее время установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну (ч. 2 ст. 8 Закона N 5485-1). Размер надбавок устанавливается сотрудникам в зависимости от степени секретности информации, к которой они допущены (п. 1 Правил N 573). Обобщим эти данные в таблице.

<*> Надбавка в размере 10 — 15% устанавливается для работников, в отношении которых проводились проверочные мероприятия при допуске к информации, составляющей государственную тайну.

Конкретный размер надбавки (в пределах установленного диапазона) организация определяет самостоятельно. При этом учитывается объем секретных сведений, к которым допущен сотрудник, а также продолжительность срока, в течение которого засекреченные сведения сохраняют свою актуальность (абз. 3 п. 1 Правил N 573).

Примечание

Если организация выплачивает надбавки в размере меньше установленного минимума, она может быть привлечена к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (абз. 10 ч. 1 ст. 165 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ). Напомним, что в качестве санкции за совершение этого правонарушения предусмотрен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Надбавка выплачивается за счет утвержденного в организации фонда оплаты труда (абз. 4 п. 1 Правил N 573). При этом организации, которые не имеют ведомственной принадлежности, производят выплату надбавки за счет средств, полученных от основной деятельности (п. 4 Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 N 573).

Начисляется надбавка одновременно с заработной платой (ч.

1 ст. 129 ТК РФ).

На основании п. 3 ст. 255 НК РФ начисления компенсирующего характера, которые связаны с режимом работы и условиями труда и произведены в соответствии с законодательством РФ, относятся к расходам на оплату труда для целей налогообложения.

Следовательно, затраты, связанные с выплатой надбавок за секретность, организации вправе учитывать при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Аналогичной позиции придерживаются и контролирующие органы (Письма Минфина России от 17.04.2006 N 03-03-04/4/67, УФНС России по г. Москве от 23.05.2007 N 20-12/049609).

Однако для этого необходимо соблюдать следующие условия:

1) расходы должны быть документально подтверждены.

Согласно абз. 7 ч. 3 ст. 21 Закона N 5485-1, п. 3 Разъяснения N 408н надбавка выплачивается на основании приказа (распоряжения, указания) о работе сотрудника с засекреченными сведениями на постоянной основе. В таком приказе отражаются следующие сведения: должность, Ф.И.О. работника, дата оформления и номер его допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, размер установленной надбавки.

В силу п. 3 Разъяснения N 408н данный приказ необходимо издавать не реже чем один раз в год, а также:

— при внесении изменений в штатное расписание;

— при внесении изменений в номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне;

— в случае изменения формы допуска граждан к государственной тайне;

— при приеме граждан на работу и их увольнении.

Таким образом, основным документом, подтверждающим реальность расходов, является оформленный соответствующим образом приказ (распоряжение, указание).

Отметим, что, поскольку необходимость выплачивать работникам надбавки за секретность установлена законодательно, организации не обязаны закреплять такие выплаты в трудовых и (или) коллективных договорах (абз. 1, п. 3 ст. 255 НК РФ). В то же время считаем целесообразным сделать это, чтобы исключить возможные претензии со стороны проверяющих;

2) надбавка должна учитываться в расходах только в рамках нормативов, установленных в Правилах N 573. Полагаем, что суммы превышения не являются экономически оправданными затратами и не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 529 | Нарушение авторского права страницы

Секретная надбавка

Мария Мошкович, газета "ЭЖ-Юрист".

Решением суда ОАО обязали выплатить работнику надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с 01.01.95 по 31.03.2006 (материалы дела прилагаются). Данный работник работал на основании бессрочного трудового договора, имел вторую форму допуска к работе со сведениями, составляющими гостайну, но не был включен в приказ о выплате таких надбавок. Его должностная инструкция работы с гостайной не предусматривала.

Между тем в соответствии с Законом "О государственной тайне", с Постановлением Правительства РФ от 14.10.94 N 1161 и разъяснениями Минтруда данная надбавка выплачивается работникам при соблюдении двух условий: наличие допуска и приказа руководителя, которым определен круг лиц, допущенных к работе со сведениями, составляющими гостайну, на постоянной основе.

Что означает "работа со сведениями, составляющими гостайну, на постоянной основе"?

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Считается ли работник, заключивший бессрочный трудовой договор, имеющий допуск, но не включенный в приказ, работающим с такими сведениями на постоянной основе? Обязан ли руководитель включать такого работника в приказ только на том основании, что у него есть форма допуска, и выплачивать ему надбавку?

ОАО ААК "Прогресс", г. Арсеньев Приморского края

Постановление Правительства РФ от 14.10.94 N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" в настоящее время утратило силу. С 1 января 2007 года его заменило Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".

Однако поскольку спорные отношения приходятся на период 1995 — 2006 годов, то при ответе на вопрос мы будем руководствоваться Постановлением N 1161 и разъяснением к нему Минтруда России "О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне" (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.12.94 N 84).

Пункт 1 Постановления N 1161 устанавливает, что надбавка за работу со сведениями, составляющими гостайну, выплачивается работникам, допущенным к гостайне на постоянной основе. Для выплаты этой надбавки необходимы оформленный допуск и решение руководителя организации.

Таким образом, формальным основанием для выплаты надбавки действительно является выполнение одновременно двух условий — наличие допуска и приказа руководителя.

При этом само по себе оформление работнику допуска к сведениям соответствующей степени секретности не означает, что он будет постоянно работать с секретными сведениями, и не обязывает работодателя непременно включить его в утверждаемый приказом перечень лиц, допущенных к работе с гостайной. Также не имеет определяющего значения и факт заключения бессрочного трудового договора.

Основанием для получения надбавки является возложение на работника обязанности постоянно работать с секретными сведениями. Что понимать под такой постоянной работой, в Постановлении не определено. По разъяснению Минтруда, допущенными к гостайне на постоянной основе считаются граждане, имеющие допуск к сведениям соответствующей степени секретности, на которых решением руководителя предприятия возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими гостайну, в силу своих должностных (функциональных) обязанностей.

При этом под постоянной работой со сведениями, составляющими гостайну, следует понимать работу с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.), а также ее продолжительности и периодичности в течение года.

Из изложенного следует, что "постоянность" работы с секретными сведениями устанавливается работодателем исходя из содержания обязанностей работника, предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией и другими локальными нормативными актами, что отражается в соответствующем приказе руководителя. Однако в случае возникновения спора между работодателем и работником такие формальные основания, как содержание трудовой документации и наличие приказа руководителя, не имеют принципиального значения. Орган, рассматривающий спор, должен установить факты, а они могут быть подкреплены любыми доказательствами.

В отношениях работник — работодатель стороной, обладающей властными полномочиями, безусловно, является работодатель. Но злоупотребление этими полномочиями не может лишить работника возможности защитить свои права — для этого и существует суд.

Предположим, работник трудится во вредных условиях, а работодатель не отразил этого факта в документах и не предоставляет полагающиеся работнику компенсации и льготы. Или работник фактически допущен к работе, а приказ и трудовой договор не оформлены. Ведь не может же подобное несоблюдение формальностей означать, что работник никогда не получит полагающуюся ему оплату труда.

Как следует из присланных автором вопроса судебных актов, суды всех трех инстанций, изучив представленные работником доказательства, сочли установленным тот факт, что работник действительно в течение многих лет постоянно работал с секретными сведениями и потому имел право на получение надбавки.

Не комментируя решения судов по сути, хотим обратить внимание на то, что судьи руководствовались фактическими обстоятельствами дела, а отнюдь не наличием формы допуска и бессрочным трудовым договором.

К публикации подготовила Наталья Завойкина,

" № 3/2010

Звоненко Д. П. , юрист

Одним из важных аспектов деятельности многих бюджетных учреждений является обеспечение режима государственной тайны. Для того чтобы создать условия сохранности такой информации, законодательством предусмотрен ряд специальных мер, включающих определенные требования, ограничения и социальные К числу последних относится надбавок за работу с секретными сведениями. Давайте разберемся, кому и в каком размере положены такие доплаты.

Перечень секретной информации

Прежде чем рассмотреть о том, какие гарантии полагаются физическим лицам, чья работа связана с государственной тайной, необходимо понять, какие именно сведения подлежат засекречиванию.

Перечень сведений, которые составляют государственную тайну, установлен статьей 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485‑1 «О государственной тайне» (далее - Закон). Этот список весьма обширен и включает в себя прежде всего информацию, связанную с обеспечением безопасности страны. Например, в него входят сведения в области обороноспособности государства, внешней и экономики, экономическая, научная и техническая информация, имеющая военную направленность и т. д.

Кроме этого перечень сведений, подлежащих отнесению к государственной тайне, содержится в указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (далее - Указ). Этот документ конкретизирует список секретной информации, приведенной в статье 5 Закона. Также в нем определены государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению такими данными. Заметим, что вышеназванный документ постоянно обновляется.

Существует и еще один документ, который так или иначе влияет на вопрос о том, будет или нет информация признана секретной. Речь идет о распоряжении Президента РФ от 16 апреля 2005 г. № 151-рп (далее - Распоряжение). В нем приведен список наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. В частности, это значительной части федеральных органов исполнительной власти, практически все российские министры, а также председатель Банка России и генеральный Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Какую информацию засекречивать не нужно

Закон установил и перечень сведений, которые не относятся к государственной тайне. Статьей 7 Закона установлено, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

О привилегиях, и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

О размерах золотого запаса и государственных резервах Российской Федерации;

О состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Что такое государственная тайна

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона). А под носителями сведений, составляющих государственную тайну, понимаются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Доступ к государственной тайне

Отнесение сведений к государственной тайне подразумевает ограничение доступа к такой информации. То есть пользоваться ею могут лица, получившие на это соответствующие разрешения (допуск).

Общие правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне установлены в статье 21 Закона. При этом в Законе сказано, что такой допуск осуществляется в добровольном порядке.

Если работники согласились на получение допуска к секретной информации, то они должны знать, что после этого на них будут наложены определенные ограничения. Так, они будут обязаны:

Принять на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

Согласиться на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с Законом (например, на выезд за границу);

Дать письменное согласие на проведение в их отношении полномочными органами проверочных мероприятий.

В свою очередь бюджетные учреждения обязаны определить вид, размер и порядок предоставления социальных гарантий работникам, чей труд связан с режимом государственной тайны.

Должностные лица организаций должны ознакомить своих сотрудников с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими за его нарушение.

Только после выполнения этих процедур руководитель органа госвласти, предприятия, учреждения или организации принимает решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Три степени секретности

Объем проверочных мероприятий лица, получающего допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, зависит от степени их секретности.

Существует три степени секретности и соответствующие им грифы: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (ст. 8 Закона).

В настоящее время действует Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050. В ней конкретизированы различные процедурные моменты оформления допуска к государственной тайне. В частности, установлены три формы допуска (первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям, и третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям).

Надбавка за секретность

Порядок предоставления и выплаты такой надбавки утвержден Правительством РФ в постановлении от 18 сентября 2006 г. № 573 (далее - постановление № 573). Можно выделить четыре основных момента выплаты ежемесячных процентных надбавок.

1. Надбавка лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений. Так, за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», размер надбавки составляет от 50 до 75 процентов, за гриф «совершенно секретно» - от 30 до 50 процентов.

Размер надбавки за степень секретности «секретно» будет зависеть от того, будут или нет проводиться проверочные мероприятия. При наличии таких процедур надбавка составит от 10 до 15 процентов должностного оклада, без проверки - от 5 до 10 процентов.

2. При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ.

Также имеет значение и продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания информации.

3. Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда (денежного довольствия).

4. Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно выплачиваются еще и надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных подразделениях. Размер надбавки при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 лет и выше - 20 процентов. При этом в стаж работы сотрудников, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Министерские доплаты

Правила, установленные постановлением № 573, содержат общий порядок выплаты надбавок за секретность. Статья 4 Закона разрешает федеральным органам государственной власти в подведомственных им учреждениях и организациях устанавливать свои ежемесячные надбавки.

Так, например, в настоящее время действует приказ Минюста России от 28 декабря 2006 г. № 387 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) государственным служащим и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне». Им уточнен порядок начала и прекращения выплаты надбавок работникам Минюста России.

Кроме этого определен перечень лиц, которым процентная надбавка не выплачивается. К примеру, ее лишаются работники учреждения, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аналогичные документы приняты и другими федеральными органами исполнительной власти.

С какой даты платить

В утвержденных постановлением № 573 правилах назначения доплат работникам, использующим секретную информацию, ничего не сказано о дате, с которой они выплачиваются. На практике момент начала выплат прописывается в нормативных актах, выпущенных федеральными органами государственной власти.

Например, в приказе № 387 сказано, что доплата производится на основании приказов соответствующих учреждений с момента оформления решения руководителя о допуске специалистов к работе с секретными сведениями на постоянной основе. Так что своеобразной отправной точкой начала выплат следует считать дату приказа, которым оформляется допуск.

Вместе с тем в отдельных нормативных правовых актах, например в приказе от 15 июня 2009 г. № 168, оговорено, что выплата надбавки производится со дня начала работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

По нашему мнению, началом осуществления доплат следует считать дату получения работником соответствующего допуска.

В любом случае момент, с которого необходимо осуществлять доплату за секретность, должен быть зафиксирован в бюджетного учреждения. При этом надо руководствоваться актами о порядке назначения доплат соответствующих органов исполнительной власти, к чьей подведомственности относится бюджетное учреждение.


" № 3/2010

Звоненко Д. П. , юрист

Одним из важных аспектов деятельности многих бюджетных учреждений является обеспечение режима государственной тайны. Для того чтобы создать условия сохранности такой информации, законодательством предусмотрен ряд специальных мер, включающих определенные требования, ограничения и социальные гарантии. К числу последних относится установление надбавок за работу с секретными сведениями. Давайте разберемся, кому и в каком размере положены такие доплаты.

Перечень секретной информации

Прежде чем рассмотреть вопрос о том, какие гарантии полагаются физическим лицам, чья работа связана с государственной тайной, необходимо понять, какие именно сведения подлежат засекречиванию.

Перечень сведений, которые составляют государственную тайну, установлен статьей 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485‑1 «О государственной тайне» (далее - Закон). Этот список весьма обширен и включает в себя прежде всего информацию, связанную с обеспечением безопасности страны. Например, в него входят сведения в области обороноспособности государства, внешней политики и экономики, экономическая, научная и техническая информация, имеющая военную направленность и т. д.

Кроме этого перечень сведений, подлежащих отнесению к государственной тайне, содержится в указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (далее - Указ). Этот документ конкретизирует список секретной информации, приведенной в статье 5 Закона. Также в нем определены государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению такими данными. Заметим, что вышеназванный документ постоянно обновляется.

Существует и еще один документ, который так или иначе влияет на вопрос о том, будет или нет информация признана секретной. Речь идет о распоряжении Президента РФ от 16 апреля 2005 г. № 151-рп (далее - Распоряжение). В нем приведен список должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. В частности, это руководители значительной части федеральных органов исполнительной власти, практически все российские министры, а также председатель Банка России и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Какую информацию засекречивать не нужно

Закон установил и перечень сведений, которые не относятся к государственной тайне. Статьей 7 Закона установлено, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

О привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

О размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

О состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Что такое государственная тайна

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона). А под носителями сведений, составляющих государственную тайну, понимаются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Доступ к государственной тайне

Отнесение сведений к государственной тайне подразумевает ограничение доступа к такой информации. То есть пользоваться ею могут лица, получившие на это соответствующие разрешения (допуск).

Общие правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне установлены в статье 21 Закона. При этом в Законе сказано, что такой допуск осуществляется в добровольном порядке.

Если работники согласились на получение допуска к секретной информации, то они должны знать, что после этого на них будут наложены определенные ограничения. Так, они будут обязаны:

Принять на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

Согласиться на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с Законом (например, на выезд за границу);

Дать письменное согласие на проведение в их отношении полномочными органами проверочных мероприятий.

В свою очередь бюджетные учреждения обязаны определить вид, размер и порядок предоставления социальных гарантий работникам, чей труд связан с режимом государственной тайны.

Должностные лица организаций должны ознакомить своих сотрудников с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

Только после выполнения этих процедур руководитель органа госвласти, предприятия, учреждения или организации принимает решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Три степени секретности

Объем проверочных мероприятий лица, получающего допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, зависит от степени их секретности.

Существует три степени секретности и соответствующие им грифы: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (ст. 8 Закона).

В настоящее время действует Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050. В ней конкретизированы различные процедурные моменты оформления допуска к государственной тайне. В частности, установлены три формы допуска (первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям, и третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям).

Надбавка за секретность

Порядок предоставления и выплаты такой надбавки утвержден Правительством РФ в постановлении от 18 сентября 2006 г. № 573 (далее - постановление № 573). Можно выделить четыре основных момента выплаты ежемесячных процентных надбавок.

1. Надбавка лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений. Так, за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», размер надбавки составляет от 50 до 75 процентов, за гриф «совершенно секретно» - от 30 до 50 процентов.

Размер надбавки за степень секретности «секретно» будет зависеть от того, будут или нет проводиться проверочные мероприятия. При наличии таких процедур надбавка составит от 10 до 15 процентов должностного оклада, без проверки - от 5 до 10 процентов.

2. При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ.

Также имеет значение и продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания информации.

3. Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда (денежного довольствия).

4. Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно выплачиваются еще и надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных подразделениях. Размер надбавки при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 лет и выше - 20 процентов. При этом в стаж работы сотрудников, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Министерские доплаты

Правила, установленные постановлением № 573, содержат общий порядок выплаты надбавок за секретность. Статья 4 Закона разрешает федеральным органам государственной власти в подведомственных им учреждениях и организациях устанавливать свои ежемесячные надбавки.

Так, например, в настоящее время действует приказ Минюста России от 28 декабря 2006 г. № 387 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) государственным служащим и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне». Им уточнен порядок начала и прекращения выплаты надбавок работникам Минюста России.

Кроме этого определен перечень лиц, которым процентная надбавка не выплачивается. К примеру, ее лишаются работники учреждения, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аналогичные документы приняты и другими федеральными органами исполнительной власти.

С какой даты платить

В утвержденных постановлением № 573 правилах назначения доплат работникам, использующим секретную информацию, ничего не сказано о дате, с которой они выплачиваются. На практике момент начала выплат прописывается в нормативных актах, выпущенных федеральными органами государственной власти.

Например, в приказе № 387 сказано, что доплата производится на основании приказов соответствующих учреждений с момента оформления решения руководителя о допуске специалистов к работе с секретными сведениями на постоянной основе. Так что своеобразной отправной точкой начала выплат следует считать дату приказа, которым оформляется допуск.

Вместе с тем в отдельных нормативных правовых актах, например в приказе Росимущества от 15 июня 2009 г. № 168, оговорено, что выплата надбавки производится со дня начала работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

По нашему мнению, началом осуществления доплат следует считать дату получения работником соответствующего допуска.

В любом случае момент, с которого необходимо осуществлять доплату за секретность, должен быть зафиксирован в приказе руководителя бюджетного учреждения. При этом надо руководствоваться актами о порядке назначения доплат соответствующих органов исполнительной власти, к чьей подведомственности относится бюджетное учреждение.