Домой / Примеры ошибок / Защита прав субъектов предпринимательской деятельности. Судебная защита прав и законных интересов хозяйствующих субъектов Гражданско правовые меры защиты хозяйствующих субъектов

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности. Судебная защита прав и законных интересов хозяйствующих субъектов Гражданско правовые меры защиты хозяйствующих субъектов

Юрисдикционная – защита прав гос. или уполномоченными государством органами. Порядок защиты:

    общий (судебный)

    специальный (административный) (в виде исключения)

Нотариальная форма :

Предмет – бесспорные дела

Не используется принцип публичности и состязательности

Нотариальные действия совершаются нотариусом единолично

Юр. факты устанавливаются на основании письменных документов

Неюрисдикционная – защита прав самостоятельными действиями субъекта (страхование, охрана). Имеет место при самозащите, применении мер оперативного воздействия.

Действия самозащиты :

    направленные на охрану имущества

    охрана промышленной собственности, коммерческой тайны, защита деловой репутации

    урегулирование разногласий по договорам во внесудебном порядке

    необходимая оборона, крайняя необходимость

Меры оперативного воздействия :

    исполнение обязательства за счет должника

    удержание вещи

    отказ в совершении определенных действий в интересах неисправного контрагента

Способы защиты :

    признание права

    восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

    признание сделки недействительной и применение последствий недействительности ничтожной сделки

    признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления

    самозащита прав - меры защиты

    присуждение к исполнению обязанности в натуре

Возмещение убытков -

Взыскание неустойки - меры ответственности

Компенсация морального вреда -

    прекращение или изменения правоотношения

    неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону

    иные способы, предусмотренные законом.

49. Понятие и виды экономических споров. Подведомственность и подсудность.

Подведомственность – дела, отнесенные законом к рассмотрению определенной системы судов.

Критерии отнесения дела к определенному суду:

Характер спорного правоотношения

Субъективный состав участников

Экономический спор и спор в сфере ПД

Арбитражные суды рассматривают : (виды эк-их споров)

    споры из гражданских правоотношений

    споры из административных и иных публичных правоотношений:

Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере ПД и иной экономической деятельности

Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере ПД и иной экономической деятельности;

Об административных правонарушениях

Подсудность – распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по 1-ой инстанции, т.е. установление конкретного суда, который д. решить данное дело.

Родовая :

    все дела рассматриваются в арбитражных судах субъектов

    Высший рассматривает по первой инстанции:

Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента, СФ и Гос. Думы, Правительства

Экономические споры между РФ и субъектами, между субъектами

Территориальная :

Общая – по месту нахождения ответчика

Альтернативная – по выбору истца (если есть выбор)

Договорная – по соглашению сторон

Исключительная – прописано в законе

(недвижимое имущество, суда – по месту регистрации, перевозчик, банкрот – по его месту,

Понятие и способы защиты прав и законных интересов

Тема 5. Защита прав хозяйствующих субъектов

1. Понятие и способы защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов

2. Судебная защита прав хозяйствующих субъектов

3. Третейские суды в системе защиты прав хозяйствующих субъектов

Защита права как юридическое понятие является составной частью более широкого понятия – охраны права, которое, как известно, в своей основе состоит из трех элементов : признания права, соблюдения права и защиты права. Все эти меры направлены на обеспечение законных интересов управомоченного субъекта.

В хозяйственной (предпринимательской) деятельности в качестве такого субъекта выступают физические и юридические лица, осуществляющие данный вид деятельности, т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. И если признание и соблюдение права, являясь корреспондирующей обязанностью по отношению к управомоченному субъекту, как правило, не требует активных действий со стороны обязанных лиц (в качестве которых могут выступать граждане, юридические лица, государство и его органы и т.д., обязанные воздерживаться от неправомерных действий), то защита права необходима в случаях его нарушения или оспаривания, что в свою очередь предполагает активные действия со стороны управомоченных органов, а также самого субъекта нарушенного права.

Под защитой прав хозяйствующих субъектов следует понимать комплекс правовых мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав правообладателей, осуществляемых законно установленными способами и в определенных формах.

Предметом данной защиты выступают уже нарушенные или оспариваемые права и законные интересы хозяйствующих субъектов. В этой связи мы не можем согласиться с мнением ряда исследователей о том, что превентивные охранительные действия самих хозяйствующих субъектов, направленные на обеспечение их интересов в случаях возможных посягательств, также являются одним из способов защиты их прав в строго юридическом смысле.

На наш взгляд, в данном случае происходит смешение понятий «защита права» и «охрана права», а эти понятия, как мы уже говорили выше, являются абсолютно разными по своему объему и содержанию и соотносятся как часть и целое. Еще раз напомним, что «охрана права» включает в себя любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта. Защита же права представляет собой совокупность нормативно закрепленных действий, направленных на восстановление нарушенного права или законного интереса. Наличие нарушения права или оспаривания законных интересов в данном случае является определяющим. Иначе, зачем восстанавливать право, если оно не нарушено. По этой же причине нельзя согласиться и с утверждением К.К. Лебедева о возможности самозащиты предпринимателя в процессе осуществления им предпринимательской деятельности в любых ситуациях, а не только, когда его права и интересы уже нарушены и ему причиняется вред. Ссылка этого автора на ст. 14 ГК РФ, которая, по его мнению, является нормативным правовым основанием для данной самозащиты не может быть признана убедительной, хотя бы потому, что содержание ст. 14 ГК РФ устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Таким образом, не раскрывая понятия самозащиты, законодатель, тем не менее, определяет именно нарушение права в качестве основания для самозащиты. Иначе как можно толковать положения ст. 14 ГК РФ о соразмерности самозащиты нарушению и необходимости придерживаться рамок, необходимых для его пресечения? Согласитесь, что соразмерна защита может быть только состоявшемуся нарушению, точно также как и пресекать можно только нарушение уже совершаемое.



Таким образом, превентивные охранительные действия, в качестве которых, вне всякого сомнения, можно рассматривать, к примеру, нотариальное удостоверение, оформление сделок и им подобные, по своей сути являются мерами, обеспечивающими деятельность хозяйствующих субъектов дополнительными правовыми гарантиями на случай необходимости отстаивания своих законных прав и интересов в будущем, т.е. в случае необходимости их защиты. В этом смысле надлежащим образом оформленные результаты данных превентивных действий будут являться дополнительным аргументом правообладателя в процессе самой защиты нарушенного права. Относить же данные действия к способам непосредственной защиты прав хозяйствующих субъектов нельзя, ибо они осуществляются вне связи с прямым нарушением права.

Кроме того, защита прав хозяйствующих субъектов предполагает применение к нарушителям мер юридической ответственности, реализовать которые могут только компетентные органы. Это не исключает упоминавшейся выше возможности самозащиты, однако ее специфика заключается в том, что по своей сути она представляет собой реализацию обладателями права своих правомочий в условиях посягательства на них других лиц, осуществляемую при наличии фактической возможности это сделать. К примеру, подрядчик удерживает предмет договора строительного подряда в обеспечение обязанности заказчика по оплате работ.

Остальные же способы защиты прав хозяйствующих субъектов представляют собой принудительные правовые меры, с помощью которых осуществляется восстановление нарушенных или оспариваемых прав, а также воздействие на правонарушителей.

В науке хозяйственного права выделяют материально-правовой и процессуальный способы защиты нарушенного (оспариваемого) права. Не следует забывать и о самозащите, которая является самостоятельным способом.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова дает определение термина «способ» как «действие или систему действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь».

Материально-правовой способ это совокупность определенных действий, направленных на защиту прав хозяйствующих субъектов, которые осуществляются на основе норм материального права.

Процессуальный способ это совокупность законно установленных действий, обеспечивающих защиту прав хозяйствующих субъектов в ходе самого процесса разрешения спора.

Материально-правовой способ защиты как целое состоит из конкретных мер. В зависимости от целей, которые перед ними ставятся данные меру подразделяются на восстановительные, пресекательные и штрафные.

Восстановительными являются меры, ставящие своей целью признание за субъектами имеющихся у них прав, а также направленные на восстановление положения, имевшего место до момента нарушения права.

К восстановительным мерам следует относить:

Восстановление первоначального положения;

Признание права;

Возмещение убытков и компенсация морального вреда;

Признание оспоримой сделки недействительной;

Присуждение к исполнению обязанности в натуре и др.

Кпресекательным следует относить меры, которые направлены на принудительное прекращение противоправных действий, причиняющих правообладателю какой-либо вред (любые негативные последствия), либо создающих угрозу такого вреда.

Такими мерами могут являться :

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

Прекращение правоотношений;

Приостановление работ и т.д.

Штрафные меры – это меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям. Данные меры (санкции) могут быть нормативно закреплены в законе, либо предусматриваться договором между субъектами хозяйственной деятельности.

Несмотря на некоторую схожесть ряда штрафных мер с правовосстановительными мерами, отождествлять их нельзя, ибо у данных мер изначально разные цели. Штрафные меры не предусматривают восстановления положения, имевшего место до нарушения права. Данной цели они просто не могут достигнуть. Цель штрафных санкций – заставить нарушителя претерпеть негативные последствия за свое противоправное поведение.

Наиболее распространенными штрафными мерами являются:

Взыскание неустойки (штрафа);

Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами;

Обращение незаконно полученного по сделке в доход государства;

Конфискация и т.д.

Нормативный перечень указанных выше восстановительных, пресекательных и штрафных мер содержится в ст. 12 ГК РФ. Данный перечень не является исчерпывающим и оставляет возможность для использования иных мер, предусмотренных в законодательстве.

Что касается процессуального способа защиты прав хозяйствующих субъектов, то действиями, составляющими его суть являются:

Установление самими сторонами (в договорном порядке) органа, компетентного рассматривать спор (третейский суд, коммерческий арбитраж и т.д.);

Обращение в соответствующий орган либо к должностному лицу, осуществляющему защиту нарушенных прав и интересов предпринимателей (Уполномоченный по защите прав предпринимателей и т.п.).

В случае прямого указания в законе способа защиты нарушенного права для конкретного правоотношения применяется способ, указанный в законе и в таких случаях отпадает как таковая возможность выбора. Если в законе не определен конкретный способ защиты, то необходимо учитывать характер нарушения и особенности защищаемого права. Согласно ст. 10 ГК РФ выбор способа защиты должен осуществляться на основе соблюдения принципов разумности, добросовестности, недопустимости злоупотребления правом и исходя из пределов осуществления субъективного права на защиту.

Форма защиты это юрисдикционный порядок осуществления защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов.

Защита прав хозяйствующих субъектов в настоящее время осуществляется в двух формах: судебной и внесудебной.

Судебная форма предполагает рассмотрение дел (споров) в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, в ряде случаев в Конституционном Суде РФ.

Внесудебная форма защиты прав хозяйствующих субъектов предполагает административный порядок защиты, третейское разбирательство, претензионный порядок урегулирования споров, участие в разрешении конфликта медиатора либо посредника, Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Отметим, что в России, в последние годы внесудебная форма защиты прав хозяйствующих субъектов приобретает все большее распространение, что обусловлено общемировой практикой.

Под защитой прав хозяйствующих субъектов следует понимать комплекс правовых мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав правообладателей, осуществляемых законно установленными способами и в определенных формах.

Действующее законодательство выделяет следующие формы защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов:

1. Нотариальный защите прав субъектов хозяйствования.
Этот вид защиты заключается в том, что отдельные соглашения требуют дополнительных гарантий защиты прав собственника, достигается нотариальным удостоверением приобретения и передачи прав собственности. Оно является юридическим фиксацией приобретения прав владельца, которое находится в основе решения судами споров о нарушении такого права.

Согласно Закону Украины «О нотариате» совершение нотариальных действий возлагается на нотариусов. В населенных пунктах, где нотариусы отсутствуют, нотариальные действия совершают уполномоченные на это должностные лица исполнительных комитетов.
По Инструкции «О порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины», утвержденной наказом Министерства юстиции Украины 3 марта 2004, нотариусами совершаются такие нотариальные действия в отношении субъектов хозяйственной деятельности:
— Удостоверяются сделки (договоры, доверенность др. .)
— Выдаются свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе;
— Выдаются свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов);
— Выдаются дубликаты документов, хранящихся в делах госнотконторы, частного нотариуса;
— Налагается запрещение отчуждения здания, гаражей, земельного участка, другого недвижимого и движимого имущества, имущественных прав;
— Удостоверяется правильность копий (фотокопий) документов и выписок из них;
— Свидетельствуют подлинность подписи на документах;
— Удостоверяется правильность перевода документов с одного языка на другой;
— Удостоверяют время предъявления документов;
— Передаются заявления юридических лиц другим юридическим лицам;
— Совершаются исполнительные надписи;
— Совершаются протесты векселей;
— Предъявляются чеки к платежу и удостоверяют неоплата чеков;
— Принимаются на хранение документы;
— Удостоверяется подлинность электронной цифровой подписи на документах (при наличии технической возможности работы с электронными документами).

Нотариальные конторы в пределах своей компетенции удостоверяющие договоры, в отношении которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма.

К таким договорам относятся:
1. Договоры об отчуждении недвижимого имущества, вытекающие из договоров купли — продажи, мены, дарения, пожизненного содержания.
2. Договоры о залоге недвижимого имущества, транспортных средств, объектов, товаров в обороте или переработке.
3. Договоры об отчуждении земельных участков, находящихся в коллективной или частной собственности.
4. Договоры купли -продажи имущества государственных предприятий.
5. Договоры поручения.
6. Договоры займа.

Для взыскания денежных сумм или истребования их от должника нотариусы совершают исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность. Протесты векселей в неплатеже совершаются нотариусами в соответствии с законодательством Украины о переводном или простом векселе. Протесты по ним совершаются по месту нахождения плательщика или по месту платежа.

Нотариальный защите прав субъектов хозяйственной деятельности в отношениях с иностранными партнерами осуществляется путем использования нормы права стран иностранного партнера.

В отдельных случаях Государственная исполнительная служба, в соответствии со ст. 62 Закона Украины «Об исполнительном производстве» может проводить обращения взыскания на здание, помещение, земельный участок, является недвижимым имуществом, в случае отсутствия у должника достаточных средств или движимого имущества. При этом, в первую очередь производится обращение взыскания на отдельный от здания земельный участок, другое помещение, принадлежащие должнику.

В случае обращения взыскания на здание, помещение или земельный участок государственный исполнитель запрашивает соответствующие местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о принадлежности указанного имущества должнику на праве собственности и его стоимость, а также запрашивает нотариальный орган, не находится это имущество под арестом.

Получив документальное подтверждение принадлежности должнику на праве собственности здания или иного недвижимого имущества, государственный исполнитель налагает на них арест путем описи и оценки по их стоимости на момент ареста и направляет нотариальному органу по месту нахождения имущества требование о регистрации данного факта. О наложении ареста на здание или иное недвижимое имущество, заложенное третьим лицам, государственный исполнитель уведомляет этих лиц.

В случае отсутствия документов, характеризующих объект недвижимости, в связи с чем его невозможно подготовить к реализации, такие документы изготавливаются в установленном порядке за счет средств взыскателя. Если взыскатель в 20-дневный срок со дня получения уведомления государственного исполнителя, а не авансирует расходы на изготовление документов, характеризующих объект недвижимости, арест с него снимается.

Реализация принадлежащих должнику здания и другого недвижимого имущества осуществляется в соответствии с законом путем продажи с публичных торгов.
Полнота нотариального защиты прав субъектов хозяйствования обеспечивается также их правом на обжалование выполненных нотариальных действий или отказе в их выполнении.

2. Административно — хозяйственная защита.
Административно — хозяйственная защита — защита прав, свобод и интересов субъектов хозяйственной деятельности в сфере публично — правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий.

Хозяйственное право, регулируя общественные отношения, обязательно взаимодействует с другими отраслями права, позволяет осуществлять надлежащий административный защиту нарушенных прав хозяйствующих субъектов в той или иной области. Так, по распоряжению уполномоченного органа государственного управления один субъект хозяйственной деятельности передает другому часть своего имущества. В данном случае орган управления властным методом регулирует имущественные отношения двух субъектов, то есть хозяйственное право регулирует законность этой сделки, а административное — предусматривает верховенство воли одной стороны над другой.

Виды административно — хозяйственного защиты:
— От посягательств на собственность (ст.ст. 47-51 КоАП Украины);
— При использовании природных ресурсов (ст.ст.52 -92 КоАП Украины);
— При организации производства, строительства и использования топливно — энергетических ресурсов (ст.ст.93 -148 КоАП Украины);
— От злоупотребления монопольным положением (ст. 166 — 1 — 166-4 КоАП Украины);
— При нарушении финансово — кредитных отношений (ст. 166 -5 — 166-6 КоАП Украины);
— При нарушении системы лицензионной деятельности (ст. 166 -12 КоАП Украины);
— При нарушении ценовой политики (ст. ст.156 КоАП Украины);
— При нарушении в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации (ст.ст. 167-172 КоАП Украины).

Согласно положениям ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины административно-хозяйственные санкции к субъектам хозяйствования могут применяться в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом закона.
То есть, административная защита прав субъектов хозяйствования предполагает принятие управленческих указаний по совершению в рамках административного законодательства определенных имущественных прав, не противоречащие деятельности упомянутых субъектов.

3. Претензионный порядок урегулирования споров.
Одним из условий защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования является соблюдение до судебного претензионного порядка урегулирования споров. Как правило, спор может быть передано на рассмотрение хозяйственного суда лишь после принятия сторонами мер непосредственного урегулирования конфликта.
Действующее законодательство требует от предприятий и организаций, чтобы они до подачи иска приняли меры по урегулированию хозяйственных споров с другой стороной.
До судебное урегулирование хозяйственных споров — это совокупность мероприятий, подлежащих осуществлению хозяйствующими субъектами, права которых нарушены, для непосредственного решения споров, возникших с предприятиями и организациями, которые нарушили имущественные права и интересы, до обращения с иском в хозяйственный суд. Значение до судебного урегулирования хозяйственных споров раскрывается через функции, которые выполняет эта стадия хозяйственного процесса. Во-первых, до судебное урегулирование призвано обеспечить как можно более быстрое восстановление нарушенных прав предприятий и организаций. Во-вторых, оно способствует выявлению и устранению причин и условий возникновения хозяйственных правонарушений. В-третьих, до судебное урегулирование способствует организации и повышению уровня заключения и исполнения хозяйственных договоров.

Исходя из содержания действующего законодательства можно выделить: общий порядок до судебного урегулирования хозяйственных споров (он регламентирован нормами ст. 5-11 Хозяйственного процессуального кодекса Украины) и специальный порядок до судебного урегулирования хозяйственных споров (определяется нормами других нормативных актов), который применяется для предъявления и рассмотрения претензионных заявлений в органы транспорта.

Учитывая, что порядок заключения хозяйственных договоров ранее уже были рассмотрены, схематически до судебное урегулирование разногласий, возникающих при заключении, изменении и расторжении договоров, можно изобразить следующим образом:
а) предприятие, получившее проект договора, при наличии возражений относительно его условий, составляет протокол разногласий и в двадцатидневный срок вместе с подписанным договором (с оговоркой) направляет его автору проекта договора. Предприятие, получившее протокол разногласий, обязано в течение 20 дней рассмотреть его, принять меры по урегулированию разногласий, а не урегулированные разногласия передать на рассмотрение хозяйственного суда;
б) предприятие, считает необходимым изменить или расторгнуть договор, направляет предложения об этом второй стороне договора. Сторона, получившая предложение, должна ответить на нее в двадцатидневный срок. До судебное урегулирование спора, возникшего вследствие нарушения прав и законных интересов предприятия, осуществляется путем предъявления предприятием, понесло убытки, претензии к предприятию-нарушителю. Претензия подлежит рассмотрению в месячный срок со дня его получения.

Согласно требованиям ст. 222 Хозяйственного кодекса Украины в претензии должны обязательно указываться:
— Требования заявителя;
— Сумма претензии и ее расчет (если она касается денежной форме);
— Обстоятельства, на которых основаны требования;
— Доказательства, подтверждающие законность требований;
— Перечень документов, прилагаемых к претензии.

Претензия может быть отправлена ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также вручаться под расписку лично ответчику. Срок ее рассмотрения равняется 30 дням со дня получения, и результаты должны сообщаться заявителю в письменной форме. В случае отказа в удовлетворении претензионных требований, это должно мотивироваться.
О результатах рассмотрения претензии ее заявителю сообщается в письменной форме (так называемая ответ на претензию). Отправка ответа является обязательным независимо от того, удовлетворяются или нет требования заявителя. За нарушение сроков рассмотрения претензии установлена имущественная ответственность, которую может применить хозяйственный суд при принятии решения — взыскание в доход государственного бюджета с предприятия, организации, допустивших такое нарушение, штрафа в размере 2 % от суммы претензии, но не менее 5 размеров необлагаемых минимумов доходов граждан и не более 100 размеров необлагаемых минимумов доходов граждан.

Вместе с тем следует иметь в виду следующее:
— Дела по заявлению прокурора или его заместителя, Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений нарушаются хозяйственным судом независимо от принятия сторонами мер досудебного урегулирования споров (ст. 5 Хозяйственного процессуального кодекса Украины);
— Требования относительно до судебного урегулирования хозяйственных споров не распространяются на споры о признании договоров недействительными, споры о признании недействительными актов государственных и других органов, предприятий и организаций, не соответствующих законодательству и нарушающих права и интересы, которые охраняются законом, предприятий и организаций (далее — акты), споры о взыскании задолженности по опротестованным векселями, а также на споры об обращении взыскания на заложенное имущество;
— Правила о до судебном урегулировании споров не применяются в отношении производства по делам о банкротстве, поскольку оно регламентирует условия и процедуру признания юридических лиц банкротами, а не процесс решения споров.

Если в ответе из претензии организация не сообщает о перечислении, заявитель претензии вправе предъявить в банк поручения на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы по начислению пени за превышение срока платежа.

4. Судебная защита прав субъектов хозяйствования.
Обращение субъектов в суд с иском о защите своих прав и законных интересов является на сегодня наиболее эффективной формой установления нарушенных прав. Преимущества судебной защиты очевидны, поскольку суд является независимым и подчиняется только закону.

Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению хозяйственных дел и разрешения хозяйственных споров развивается в определенной последовательности и состоит из отдельных стадий, основной из которых является возбуждение дела.

Хозяйственный суд возбуждает дела по исковым заявлениям:
— Предприятий и организаций, которые обращаются в хозяйственный суд за защитой своих прав и охраняемых законом;
— Государственных и других органов, которые обращаются в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины;
— Прокуроров и их заместителей, которые обращаются в хозяйственный суд в интересах государства. Если прокурор обращается в хозяйственный суд в интересах государства, в исковом заявлении должны быть указаны орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях.

Хозяйственный суд возбуждает дела о банкротстве по письменному заявлению любого из кредиторов, должника, органов государственной налоговой службы или государственной контрольно — ревизионной службы.

Исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме и подписывается руководителем предприятия, организации, государственного или другого органа, другим лицом, полномочия которого определены законодательством или учредительными документами, прокурором или его заместителем, гражданином — субъектом предпринимательской деятельности или его представителем. Истец (прокурор) обязан при подаче иска направить сторонам копии искового заявления и приложенных к нему документов, если этих документов у сторон нет. Содержание искового заявления и прилагаемые к ней, определенные в соответствии со ст. 54 и 57 Хозяйственного процессуального кодекса Украины. Из искового заявления, согласно ст. 45 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, в хозяйственный суд уплачивается государственная пошлина, размеры которого установлены Законом Украины от 11 июля 1995 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты»:
— С исковых заявлений имущественного характера — 5 % цены иска, но не менее 0,25 не облагаемого минимума доходов граждан;
— С исковых заявлений не имущественного характера — 5 не облагаемых минимумов доходов граждан;
— По заявлениям в преддоговорных спорах — 6 тысяч рублей, если дело подлежит рассмотрению в Высшем хозяйственном суде Украины, и 5 тысяч рублей, если дело подлежит рассмотрению в других хозяйственных судах;
— С заявлений о проверке решений — 50 % ставки, подлежащей уплате при рассмотрении дела в первой инстанции, а по спорам имущественного характера — ставки, исчисленной исходя из суммы, оспаривается.
После принятия заявления суд не позднее 5 дней со дня ее поступления принимает решение о возбуждении производством дел, о чем соответствующим постановлением уведомляет истца и ответчика.

Наряду с этим, в соответствии со ст. 83 Хозяйственного процессуального кодекса Украины хозяйственный суд может:
— Признать недействительным предмет спора;
— Выходить за пределы исковых требований в целях защиты интересов истца или третьих лиц;
— Уменьшать размер неустойки, подлежащей взысканию с заинтересованной стороны;
— Взыскивать в доход бюджета со стороны, нарушившей сроки рассмотрения претензии, штраф;
— Взыскивать в доход бюджета штраф в размере 100 не облагаемых минимумов за уклонение от исполнения решений хозяйственного суда;
— Отсрочить исполнение решения.

Вопрос о принятии искового заявления решает судья. При этом при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на иск (они указаны в ст. 62 Хозяйственного процессуального кодекса Украины), судья отказывает в принятии искового заявления. Если заявитель (истец, прокурор) имеет право на подачу иска, но допустил нарушений в его реализации, т.е. не выполнил правил подачи искового заявления, судья возвращает исковое заявление и приложенные к нему материалы без рассмотрения. Основания для возвращения содержатся в ст. 63 Хозяйственного процессуального кодекса Украины.

Способы и формы разрешения хозяйственных споров раскрыты в ст.12 ГК РФ. Защита гражданских прав осуществляется путем:

¦ Признания права;

¦ Восстановления положения, существующего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

¦ Признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

¦ Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

¦ Самозащиты права;

¦ Присуждения к исполнению обязанностей в натуре;

¦ Возмещения убытков;

¦ Взыскания неустойки;

¦ Компенсации морального вреда;

¦ Прекращения или изменения правоотношения;

¦ Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

¦ Иными способами, предусмотренными законом.

Судебная защита гражданских прав осуществляется, согласно ст.11 ГК РФ, следующим способом;

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд;

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

2. Арбитражный порядок защиты имущественных прав

Возглавляет систему федеральных арбитражных судов Высший Арбитражный суд Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Состав Высшего Арбитражного суда показан на рисунке 1.

Рис. 1. Состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Он действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Пленума вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели арбитражных судов. По приглашению председателя Высше6го Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.

Несмотря на расширение круга приглашенных лиц, по нашему мнению, Пленум стал менее демократичен, так как из его состава исключили председателей арбитражных судов республик, ранее входивших в его состав по должности, и отдельных председателей судов и судей.

Пленум Высшего арбитражного Суда Российской Федерации:

¦ рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

¦ решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;

¦ решает вопросы об обращении в Конституционный суд Российское Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

¦ избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации секретаря Пленума из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

¦ утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда;

¦ утверждает места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

¦ утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;

¦ утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда Российской Федерации;

¦ утверждает регламент арбитражных судов;

¦ решает иные вопросы организации и деятельности арбитражных судов.

По вопросам своего ведения Пленум принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Он правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

По решению Пленума в состав президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор российской Федерации. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является рабочим органом. Основная его обязанность состоит в рассмотрении дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации, а также в рассмотрении отдельных вопросов судебной практики и информировании арбитражных судов о результатах таких рассмотрений.

Судебные коллегии в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждаются Пленумом Суда и рассматривают в первой инстанции дела, отнесенные к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют другие полномочия, предусмотренные регламентом Арбитражных судов

Судебные коллегии возглавляют заместители Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.

В судебных коллегиях образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

Судебные составы возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Совершенствование системы арбитражных судов привело к созданию промежуточного звена между арбитражными судами субъектов Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Таким звеном стали федеральные арбитражные суды округов, структура которых показана на рис. 2

Созданием окружных судов преследовалось несколько целей. Во-первых, освободить Высший Арбитражный Суд Российской Федерации от большой массы арбитражных дел, которые рассматривались им в в первой и кассационной, а также надзорной инстанции. Во-вторых, выделить кассационную инстанцию в самостоятельную инстанцию, независимую от арбитражных судов субъектов Российской Федерации, государственных органов и иных лиц субъектов Российской Федерации. В-третьих, кассационная инстанция, разрешая дела в кассационном порядке, может устранять нарушения, допущенные судом первой инстанции и апелляционной инстанции при принятии решения, и будет способствовать принятию законного решения, устранению судебных ошибок.

Об эффективности создания трехзвенной системы арбитражных судов судить в настоящее время невозможно ввиду отсутствия практики их работы

Всего образовано десять федеральных окружных судов, перечень которых определен в статье 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Федеральный арбитражный суд округа:

¦ проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях;

¦ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

¦ применению в рассматриваемом им деле;

¦ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего;

¦ изучает и обобщает судебную практику;

¦ анализирует судебную статистику;

¦ подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.




Рис. 2 Структура федерального арбитражного суда округа

Основную массу экономических споров рассматривают арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Структура этих арбитражных судов различна в зависимости от численного состава арбитражного суда, примерная структура арбитражного суда средней величины показана на рис. 3.




Рис. 3. Структура арбитражного суд субъекта Российской Федерации

В арбитражных судах субъектов Российской Федерации арбитражные дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично.

Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.

По решению председателя арбитражного суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное число судей.

3. Нотариальный порядок защиты имущественных прав и интересов

Основы деятельности нотариата

Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий уполномоченными на то лицами.

При коллизии российских законодательных актов и международных договоров по требованиям к совершению нотариальных действий применяются правила международных договоров.

Нотариальные действия совершают:

¦ Государственные нотариусы;

¦ Частные нотариусы;

¦ Уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти, если в населенном пункте отсутствует нотариус;

¦ Уполномоченные должностные лица консульских учреждений РФ на территории других государств.

Нотариальная деятельность:

¦ Не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли;

¦ Лицензируется в установленном порядке;

¦ Контролируется государством в лице соответствующих органов.

Правовой статус нотариуса

Нотариус вправе:

¦ Совершать нотариальные действия в интересах лиц, обратившихся к нему, если законодательством не предусмотрено иное место совершения этого нотариального действия;

¦ Составлять проекты сделок и других документов;

¦ Изготовлять копии документов и выписки из них;

¦ Давать необходимые разъяснения;

¦ Истребовать от клиентов необходимые сведения.

Нотариус не вправе:

¦ Заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и никакой другой деятельностью, кроме нотариальной и научно-преподавательской;

¦ Оказывать посреднические услуги при заключении договоров;

¦ Совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

Нотариус обязан:

¦ Содействовать клиентам в совершении сделок, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована ими во вред;

¦ Отказывать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству;

¦ Хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности;

¦ В необходимых случаях представлять в налоговые органы определенные справки

Кроме того, частный нотариус обязан заключить договор страхования своей деятельности. Страховая сумма не может быть менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Лицензирование нотариальной деятельности

Нотариальной деятельностью вправе заниматься:

Гражданин РФ, получивший лицензию на право этой деятельности;

Госнотариусы, имеющие высшее юридическое образование и назначенные на должность до 13.03.93 г., получают лицензию бесплатно и без сдачи квалификационного экзамена;

Госнотариус, желающий заняться частной практикой, назначается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, не позднее чем через две недели со дня получения лицензии.

Процедура получения лицензии:

¦ Претендент на получение лицензии, имеющий высшее юридическое образование, проходит стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса;

¦ Квалификационная комиссия при органе юстиции принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку, и при положительном его результате направляет заявление претендента с пакетом документов (решение квалификационной комиссии, копия диплома, документ о прохождении стажировки, документ об оплате соответствующего сбора в размере 5-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда) в орган юстиции, который в течение 1 месяца после сдачи экзаменапринимает решение:

выдать лицензию:

¦ лицо, получившее лицензию, может быть назначено на должность нотариуса или помощника нотариуса в госконтору, а также заняться частной практикой;

¦ лицо, получившее лицензию, но в течение 3-х лет не приступившее к работе нотариуса или помощника нотариуса, может быть допущено к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена и получения новой лицензии (лицензия может быть аннулирована по решению суда о лишении права заниматься нотариальной деятельностью);

отказать в выдаче лицензии:

¦ отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции;

оставить заявление без рассмотрения:

¦ заявление остается без рассмотрения, если оно подано без представления документов, необходимых для принятия решения.

Правила совершения отдельных нотариальных действий

Договоры отчуждения и о залоге имущества, подлежащего регистрации:

¦ удостоверяется при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое или закладываемое имущество.

Передача заявлений физических и юридических лиц другим лицам:

¦ Нотариус передает заявление адресату лично под расписку или пересылает по почте с обратным уведомлением;

¦ Может передать с использованием телефакса, компьютерных сетей и иных технических средств.

Расходы, связанные с использованием технических средств, оплачивает лицо, подавшее заявление.

Лицо, подавшее заявление, получает свидетельство о передаче заявления.

Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг:

¦ Нотариус принимает от должника в депозит денежные суммы и ценные бумаги для передачи их кредитору;

¦ Кредитор извещается о поступлении денег или ценных бумаг и в любое время по своему желанию может получить их.

Взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника.

Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей:

¦ по нотариально удостоверенным сделкам;

¦ по основаниям, вытекающим из расчетных и кредитных отношений;

¦ за товары, купленные в кредит;

¦ задолженности, вытекающей из перевозок грузов, и сумм, причитающихся по диспаше, не оспоренной в течение установленного срока;

¦ по основаниям, вытекающим из трудовых отношений;

¦ задолженности, вытекающей из отношений, связанных с авторским правом;

¦ по требованиям органов внутренних дел;

¦ по требованиям органов Минздрава РФ и другим.

Совершение протестов векселей, предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков:

¦ нотариус по месту нахождения плательщика принимает для предъявления к платежу чек, представленный:

по истечении 10 дней со дня выдачи чека, если чек выписан на территории РФ;

по истечении 20 дней со дня выдачи чека, если чек выписан на территории СНГ;

по истечении 70 дней со дня выдачи чека, если чек выписан на территории другого государства.

В случае неоплаты чека нотариус удостоверяет неоплату чека путем надписи на чеке и по просьбе чекодержателя совершает исполнительную надпись.

Институт защиты прав хозяйствующих субъект o в


Введение

Институт защиты прав хозяйствующих субъект o в включает в себя нормы нескольких отраслей права. Поэтому является комплексным правовым институт o м. При решении вопросов, связанных с защитой нарушенных прав в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками, используются нормы гражданского, административного, налогового, уголовного, гражданского и арбитражного процесса. Кроме этого, в зависимости от конкретной ситуации не исключено применение норм земельного, бюджетного и финансового права.

Проблема правовой ответственности государства, его органов является в настоящее время одной из актуальных. На законодательном уровне отсутствует o тветственн o сть не т o льк o высших д o лжн o стных лиц г o сударства, н o и мелких чин o вник o в исп o лнительных o рган o в. Между тем так o г o р o да o тветственн o сть д o лжна существ o вать в люб o м дем o кратическ o м г o сударстве, не г o в o ря o г o сударстве, к o т o р o е o бъявляет себя прав o вым.

Хoтел o сь бы o тметить, чт o , реализуя свое прав o на защиту o т неправ o мерных действий нал o г o вых o рган o в, х o зяйствующий субъект м o жет в o сп o льз o ваться немн o гими из устан o вленных зак o н o дательств o м сп o с o б o в защиты гражданских прав, o пределенных ст. 12 Гражданск o г o к o декса РФ - признать недействительным акт г o сударственного o ргана, а также п o треб o вать в o змещения убытк o в, взыскание к o т o рых не всегда реальн o на практике. Как известн o , так o е прав o на в o змещение г o сударств o м вреда, причиненн o г o незак o нными действиями (или бездействием) o рган o в г o сударственн o й власти или их д o лжн o стными лицами, закреплен o за каждым в К o нституции РФ (ст. 53). O днак o нес o вершенств o действующег o зак o н o дательства и судебн o й практики ведет к т o му, чт o эт o к o нституци o ннoе правo практически не м o жет быть реализ o ван o . Несм o тря на п o зитивные изменения в р o ссийск o м зак o н o дательстве o структуре и видах нал o г o в, в o пр o с o защите прав нал o г o плательщика, к o т o рый в к o нечн o м итоге несет нал o г o в o е бремя в 1-й части Нал o г o в o г o к o декса РФ, регулируется т o льк o лишь закреплением права на o бжал o вание акт o в нал o г o вых o рган o в. Глава 19 НК РФ «Пoряд o к o бжал o вания акт o в нал o г o вых o рганoв и действий или бездействия их д o лжн o стных лиц» с o держит всег o 3 ст., представляющие с o б o й o тсыл o чные н o рмы, в к o т o рых oпределен o , чт o н o рмативные прав o вые акты нал o г o вых o рган o в м o гут быть oбжал o ваны в п o рядке, предусм o тренн o м федеральным зак o н o дательств o м. Таким o браз o м, м o жн o сделать выв o д, чт o прав o на защиту o т неправ o мерных действий нал o г o вых o рган o в детальн o не регламентир o ван o .

Правами и o бязанн o стям нал o г o плательщик o в и плательщик o в сб o р o в п o священа гл.3 НК РФ, а если конкретн o o братиться к правам нал o г o плательщик o в, o ни закреплены ст.21 НК РФ. В данной раб o т e важн o уяснить друг o е. Зак o н o дательств o РФ не т o льк o закрепляет с oo тветствующие права, н o и гарантирует их. Так права нал o г o плательщик o в o беспечиваются с oo тветствующими o бязанн o стями д o лжн o стных лиц нал o г o вых o рганoв. Кр o ме т o г o , в с oo тветствии с o ст. 22 НК РФ нал o гoплательщикам (плательщикам сб o р o в) гарантируется административная и судебная защита их прав и зак o нных интерес o в.

Актуальность темы обусловлена тем, что складывающаяся в последние годы устойчивая судебная практика и предполагаемые новации в законодательстве позволяет нам сделать вывод, что борьба с недобросовестными налогоплательщиками будет постоянно усиливаться и все сомнительные схемы налоговой оптимизации, предлагаемые большинством не очень компетентных налоговых консультантов, постепенно уйдут. Целью работы является рассмотрение прав налогоплательщиков и защита их в различных формах правового порядка.

Глава 1 Общая характеристика способов защиты прав налогоплательщика

1.1. Понятие способов защиты прав налогоплательщика

Нарушение прав налогоплательщиков – физических лиц не редкость, однако далеко не все налогоплательщики знают, как защитить свои права. Между тем законодательство содержит целый ряд правовых и организационных средств защиты прав налогоплательщиков.

Применения административной и судебной форм защиты прав налогоплательщиков выявила ряд проблем, разрешение которых требует дальнейшего научного исследования всего механизма защиты прав налогоплательщиков и, в частности, такой его категории, как «способ защиты права».

Налоговый кодекс РФ заложил основу становления нового налогового законодательства и принципы защиты прав налогоплательщика, неизвестных прежнему законодательству. Вместе с тем более четкое регулирование налоговых отношений не привело к снижению налоговых споров. Наоборот, по мнению некоторых практикующих юристов, принятие НК РФ предопределило появление новых налоговых категорий судебно-арбитражных дел, непосредственно связанных с применением его нормативных положений, а также привело к увеличению предъявляемых исков, что обусловлено расширением прав налогоплательщиков и гарантий их защиты» . 1

В небольших учебных пособиях также отмечается, что в сфере налогообложения в Российской Федерации в последнее десятилетие несомненным демократическим достижением стало правовое закрепление увеличившихся возможностей субъектов налоговых правоотношений по обжалованию своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Названное предписание самым непосредственным образом относится и к защите прав и законных интересов налогоплательщиков – физических лиц. Как отмечается в одном из решений Верховного суда США, «…право налогоплательщиков избегать налогов с использованием всех разрешенных законами средств никем не может быть оспорено» .

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет, что налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

В свою очередь все способы защиты прав налогоплательщиков в зависимости от характера спорных правоотношений и конкретной цели защиты можно классифицировать на:

Оспаривание нормативных актов и ненормативных актов, действий (направлены на изменение, прекращение возникших правоотношений);

Понуждение (направлены на возникновение правоотношений) и признание (направлены на признание наличия или отсутствия спорных правоотношений) .

Кроме того, к установительным способам защиты прав налогоплательщиков следует отнести:

Зачет налоговым органом сумм излишне уплаченного налога (сбора), пени или штрафа (ст. ст. 45, 78 НК РФ);

Возврат налоговым органом излишне уплаченного налога (сбора), пени или штрафа (ст. 78 НК РФ);

Зачет налоговым органом излишне взысканного налога (сбора), пени или штрафа (ст. ст. 79 и 45 НК РФ);

Возврат налоговым органом или судом излишне взысканного налога (сбора), пени или штрафа (ст. 79 НК РФ) .

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (ст. 22 НК РФ).

Законодательством предусмотрены три формы защиты нарушенных прав налогоплательщиков – физических лиц:

Судебный способ защиты;

Административный способ защиты;

Каждая из названных форм защиты прав налогоплательщиков имеет свои преимущества и недостатки.

1.2. Защита налогоплательщика в административном порядке

Административный способ защиты прав налогоплательщиков заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов без передачи, спора в суд.

Административный порядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц не предполагает обязательного участия заявителя или его уведомления о дате рассмотрения его жалобы. В некоторых случаях в целях всестороннего и объективного рассмотрения фактов, изложенных в жалобе, от налогоплательщика могут быть затребованы какие-либо документы, сведения или пояснения.

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков действует параллельно с судебным. Вместе с тем существует определенная зависимость решения налогового органа (должностного лица) от судебного решения по аналогичным основаниям, изложенным в жалобе налогоплательщика. 2

Для такого рассмотрения споров в налоговых органах, ряда стран созданы специальные подразделения. Например, в составе Службы внутренних доходов США действуют соответственные службы; в Дании существуют специальные налоговые суды, которые входят в систему налоговых органов; в ФРГ 3 попытка досудебного урегулирования спора является обязательным условием принятия дела к судебному рассмотрению.

В Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа и действия (бездействие) его должностных лиц соответственно в вышестоящей налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Подача жалобы возможна в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направлена жалоба (ст. 139 НКРФ).

Ст. 140 НК РФ устанавливает срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения в один месяц с момента получения жалобы соответствующим лицом. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

Оставить жалобу без удовлетворения;

Отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

Отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

Изменить решение или вынести новое решение. По общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случая, когда налоговый орган или должностное лицо, рассматривающие жалобу, приостанавливают их исполнение (ст. 141 НК РФ).

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы о преимуществе административного способа разрешения разногласий с налоговыми органами:

Простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юристов;

Быстрое рассмотрение жалобы;

Отсутствие необходимости уплаты пошлины;

Обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему уяснить точку зрения налогового органа, и при обращении в суд налогоплательщик получает возможность более тщательно подготовиться к защите своей позиции.

1.3. Защита налогоплательщика в судебном порядке

Судебный порядок обжалования является универсальной формой защиты налогоплательщиком своих прав. Обжалование в судебном порядке может быть проведено по отношению к любому акту налоговых органов, действиям (бездействию) их должностных лиц независимо от того, обжаловал ли налогоплательщик эти акты или деяния в ином порядке и имеются ли по жалобе иные решения, полученные во внесудебном порядке ранее. Напомним, что для нормативных актов налоговых органов предусмотрена исключительно судебная форма обжалования.

За судебным решением налогоплательщик может обратиться независимо от того, обращался ли он ранее с аналогичной жалобой в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему должностному лицу налогового органа) и вынесено ли на момент его обращения решение по жалобе.

В рамках судебного порядка обжалования физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, получает возможность обжаловать не только сами акты или деяния налоговых органов и их должностных лиц, но и информацию, послужившую основанием для их совершения или принятия.

Объекты обжалования в суде. К актам налоговых органов и действиям (бездействию) их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, относятся принятие актов или совершение деяний коллегиально или единолично, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения указанных деяний и принятия актов, в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Основания для обжалования нормативных правовых актов налоговых органов могут быть сформированы путем обнаружения несоответствия обжалуемой нормы или в целом нормативного акта:

Конституции;

Федеральным законам;

Нормативным правовым актам Президента РФ;

Нормативным правовым актам Правительства РФ.

Отдельные нормативные акты налоговых органов, которые отнесены действующим законодательством к группе затрагивающих права и свободы граждан и в связи с эти подлежащих обязательной регистрации в Минюсте России, могут быть обжалованы на основании отсутствия подобной регистрации.

При судебном обжаловании налогоплательщик согласно действующему законодательству имеет возможность при условии соблюдения соответствующего порядка обратиться за защитой своего нарушенного права в одну из трех судебных систем РФ:

  • в суд общей юрисдикции;
  • в арбитражный суд;
  • в Конституционный Суд.

В связи с тем, что налоговое законодательство относится к сфере публичного права, рассмотрение возникших на основе его правоотношений в третейском суде исключено.

Разграничение подсудности дел по обжалованию актов налоговых органов и деяний их должностных лиц происходит по критерию организационно-правового статуса субъекта, реализующего свое право (п. 2 ст. 138 НК РФ):

  • для организаций и индивидуальных предпринимателей — арбитражный суд;
  • для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — суд общей юрисдикции.

Следует помнить, что если обжалуемое действие (решение) отнесено действующим законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, то оно подлежит исключительной подсудности данному суду.

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами (ст. 142 НК РФ).

Право налогоплательщиков на судебное обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц закреплено ст. 137, 138 НК РФ. Такое обжалование юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют в арбитражный суд. 4

Кодекс не конкретизирует порядок рассмотрения подобных исков. Он содержит лишь отсылочную норму, поэтому судопроизводство по данной категории дел ведется в соответствии с положениями арбитражного процессуального законодательства.

Во многих арбитражных судах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.95 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации» 5 учреждены коллегии по рассмотрению споров сфере налогообложения. Но во-первых:

  • это касается только арбитражных судов,
  • во-вторых, такие коллегии рассматривают налоговые дела лишь в качестве судов первой инстанции,
  • в-третьих, не исключена взаимозаменяемость судей, относящихся к разным коллегиям одного арбитражного суда.

6 Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации поддержал налоговые органы Орловской области

Дата публикации: 29.07.2011

27 июля 2011 года в Высшем арбитражном суде РФ состоялось судебное заседание по рассмотрению заявления ИФНС России по Советскому району г. Орла о пересмотре в порядке надзора Решения Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2010г. по делу № А48-6568/2009 и Постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.11.2010г. по тому же делу.
Налогоплательщик 26.09.08г. предъявил в филиал МКБ «Евразия-Центр» (ЗАО) в г. Орле платежные поручения на перечисление со своего расчетного счета в данном банке налогов в общей сумме 1 776 750 рублей, которые были списаны в этот же день, но в бюджет не поступили, в связи с отсутствием денежных средств на корреспондентском счете банка.
17.06.2009г. Общество обратилось в инспекцию с заявлением о проведении зачета излишне уплаченных по спорным платежным поручениям налогов в счет предстоящих платежей по соответствующим налогам.
Инспекция оставила заявление Общества о зачете платежей без исполнения и предложила ему отозвать из филиала банка неисполненные поручения, в связи с тем, что денежные средства в бюджет не поступили, т.к. Центральным банком РФ внесено предписание МКБ «Евразия-Центр (ЗАО) в г. Орле об ограничениях и запретах на осуществление отдельных операций по поручению банка и платежные поручения оформлялись в картотеку.
На отказ Инспекции ООО «Компания Акрол-Химтрейд» подана жалоба в Управление ФНС России по Орловской области.

Решением Управление ФНС России по Орловской области от 19.11.2009г. №303 жалоба Общества оставлена без удовлетворения
ООО «Компания Акрол-Химтрейд» обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Орла о признании исполненной платежными поручениями обязанности по уплате налогов, а также обязании налогового органа произвести зачет по налогам в счет предстоящих платежей.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2010г. заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Суд кассационной инстанции Постановлением от 05.07.2010г., проверив законность и обоснованность принятых судебных актов, отменил постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Коллегия судей Высшего арбитражного суда РФ, рассмотрев заявление Инспекции и судебные акты по делу, определила передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело №А48-6568/2009 для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Орловской области от 22.03.2010г. и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.11.2010г
Президиум Высшего арбитражного суда РФ указал, что вопрос о добросовестности налогоплательщика при исполнении им налоговой обязанности изучается при выполнении им налоговой обязанности, а также устанавливается наличие налоговой обязанности в спорной сумме.
Применительно к предмету заявленных обществом требований о зачете и возврате излишне уплаченных сумм налогов, для оценки их правомерности при отсутствии факта зачисления денежных средств на счета соответствующих бюджетов, необходимо установить наличие необходимых условий для признания за обществом факта исполнения
заявленной им налоговой обязанности по уплате соответствующих налогов, что и было сделано судом апелляционной инстанции.
В рассматриваемом деле отсутствуют доказательства наличия у общества на момент осуществления платежа налоговых обязанностей по уплате спорных сумм налогов, поскольку общество 26.09.2008г. предъявило в банк к исполнению платежные поручения на уплату налогов за 3 квартал 2008 года ранее окончания налогового периода, то есть до формирования налоговой базы и возникновения обязанности по уплате налогов.
Налоговые декларации, содержащиеся в деле, свидетельствуют об отсутствии налоговых обязательств, указанных в спорных платежных поручениях 26.09.2008г. Обществом были отозваны платежные поручения, предъявленные к расчетному счету на уплату по гражданско-правовым обязательствам (на оплату за нефтепродукты, за средства защиты и т.д.) и на всю сумму (1 776 750рублей) отозванных платежных поручений по оплате гражданско-правовых обязательств были оформлены новые платежные
поручения на уплату налогов МКБ «Евразия-Центр (ЗАО) в г. Орле начиная с 19.09.2008г. уведомлял всех клиентов банка о причинах задержки исполнения платежных документов через обслуживающего данную организацию экономиста, а также путем размещения соответствующей информации на стендах операционного зала в банках.
Данные обстоятельства свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. 27 июля 2011г. Президиум Высшего арбитражного Федерации при изложенных обстоятельствах признал действия налогового органа правомерными и постановил признать недействительным Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.11.2010г., Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010г. оставить без изменения.
суда Российской Федерации.

Правовой отдел УФНС России по Орловской области.

Преимущества судебного способа разрешения конфликтов с налоговыми органами по сравнению с административным порядком состоят в следующем:

Относительная объективность рассмотрения спора как следствие его рассмотрения вне рамок налогового ведомства. Процент удовлетворения требований налогоплательщиков в судебном порядке гораздо выше, чем в административном;

Возможность (если позволяет существо иска) принятия судом мер по обеспечению исковых требований в виде, например, запрещения налоговому органу списывать недоимку и пени до разрешения спора по существу;

Детальная урегулированность всех стадий судопроизводства процессуальным законодательством;

Возможность (в зависимости от характера требований) получения исполнительного листа и принудительного исполнения решения суда.

Глава 2. Действие налоговых органов по защите прав налогоплательщиков

2.1. Признание недействительным ненормативный акт налогового органа

Предметом обжалования по таким искам является, как правило, решение (постановление) налогового органа о взыскании недоимки, пеней и штрафов, принятое по результатам налоговой проверки. Оно адресовано конкретному налогоплательщику и именно него порождает правовые последствия, поэтому является ненормативным актом государственного орган нарушающим, по мнению налогоплательщика (истца, его законные права и интересы.

Однако перечень ненормативных актов налоговых органов не исчерпывается решениями, принятыми результатам проверок. Правовые последствия для налогоплательщика могут иметь и иные акты налогового органа, как бы они ни были оформлены протоколы, инкассовые поручения, письма, требования об уплате налогов и т. п. Статус ненормативного акта имеют любые документы, принятые в отношении конкретных участников налоговых отношений и подписанные руководителем налогового органа или его заместителем. Но налогоплательщик, обжалующий такие документы, нередко сталкивается с необходимостью доказывания их квалификации в качестве ненормативных актов.

Налогоплательщик вправе обжаловать в суд нормативные акты налоговых органов, если считает, что они налагают на него дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности и выходят за рамки компетенции принявшего их органа.

До вступления в силу части первой НК РФ дела о признании недействительными подзаконных актов рассматривались исключительно судами общей юрисдикции. Так, например, инструкции Госналогслужбы России неоднократно были предметом обжалования в Верховном Суде Российской Федерации.

Ст. 138 НК РФ устанавливает, что нормативные акты налоговых органов обжалуются организациями и предпринимателями в арбитражном суде.

2 . 2. Признание незаконных действий(бездействий) должностного лица налогового органа

Согласно ст. 137 НК РФ налогоплательщик вправе обжаловать в суд не только акты налоговых органов, но и действия (бездействие) их должностных лиц, которые, по мнению налогоплательщика, нарушают его права. Данная категория исков позволяет налогоплательщику защищать свое право, даже если нарушение этого права происходит вне связи с каким-либо актом налогового органа — нормативным, ненормативным, имеющим форму решения или иного документа. Типичный пример: налогоплательщик заявляет в налоговую инспекцию о налоге, излишне уплаченном в бюджет, просит вернуть ему соответствующую сумму, но никакого ответа от налогового органа не получает. В этом случае налицо незаконное бездействие должностного лица, в компетенции которого находятся рассмотрение заявления налогоплательщика и принятие по нему решения, и такое бездействие может быть обжаловано в суд.

В решении по делу об оспаривании действий (бездействия) налогового органа указывается на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными, и налоговый орган обязан совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Ответчиком по искам о признании незаконными действий (бездействия) является не виновное должностное лицо, а налоговый орган, поскольку его работники, уполномоченные совершать те или иные действия, совершают их от имени налогового органа, а не от своего собственного.

Предъявление иска о признании инкассового поручения не подлежащим исполнению

Иски данного вида относятся к имущественным, что, как правило, влечет уплату большей по сравнению с указанными выше видами исков государственной пошлины при подаче иска в суд. Но в ситуации когда формальное решение налогового органа по каким-либо причинам отсутствует, но на банковский счет налогоплательщика уже направлено инкассового поручение, предъявление иска о признании поручения не подлежащим исполнению представляется наиболее удобной (а иногда и единственно возможной) формой защиты прав налогоплательщика.

Предотвратить необоснованное списание средств со счета по обжалуемому инкассовому поручению удается далеко не всегда, поскольку банк обязан исполнить инкассовое поручение не позднее следующего операционного дня (п. 6 ст. 46 НК РФ). Заявление об обеспечении исковых требований удовлетворяется судом также не позднее дня, следующего за днем поступления этого заявления в суд. Поэтому чаще всего к тому времени, когда налогоплательщик получает определение об обеспечении иска, его средства уже списаны в бюджет. В этом случае процессуальное законодательство позволяет истцу изменить предмет иска и заявить требования о возврате из бюджета незаконно взысканных сумм.

Предъявление иска о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.

Защита прав налогоплательщика путем предъявления подобных исков целесообразна в случаях, во-первых, когда нет ненормативного акта налогового органа, который повлек излишнюю уплату или взыскание сумм с налогоплательщика и который мог быть предметом обжалования, и, во-вторых, когда необходимо получить исполнительный документ, с помощью которого налогоплательщик мог бы добиться принуди-

тельного исполнения судебного решения о возврате сумм из бюджета.

В законодательстве нет нормативно четкого указания, кто должен быть ответчиком по искам о возврате из бюджета сумм налогов, пеней и штрафов. С одной стороны, ст. 78-79 НК РФ предусматривают, что возврат этих сумм — обязанность налогового органа, с другой — фактический возврат денежных средств самим налоговым органом может вызвать затруднения, поскольку средствами бюджета налоговые органы не распоряжаются — это прерогатива Минфина России и подчиненных ему финансовых органов. Налогоплательщик целесообразно указывает в иске, в качестве ответчиков и территориальный налоговый орган, и финансовый орган, в компетенции которого находится возврат средств из бюджета соответствующего уровня.

2.3. Возмещение убытков, причиненных действием(бездействием) налоговых органов

Возмещение убытков, причиненных налогоплательщику действиями (бездействием) налоговых органов, — это мера гражданско-правовой ответственности государства за деятельность своих органов, которая предусмотрена ст. 16 ГКРФ. Взыскание убытков происходит в порядке искового производства путем предъявления имущественного иска. Основные проблемы, связанные с предъявлением такого рода требований, рассматриваются в параграфе «Ответственность налоговых органов и их должностных лиц» главы 20 части первой НК РФ «Налоговые органы».

Особый способ судебной защиты прав налогоплательщиков - обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, который неоднократно высказывал свою позицию по вопросам налогового законодательства.

Согласно ст. 96, 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» граждане и их объединения вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой о признании неконституционными закона или отдельных его положений, если:

А) этим законом нарушены их права и свободы;

Б) этот закон применен или подлежит применению в конкретном деле.

Налогоплательщик, который считает свои права нарушенными тем или иным налоговым законом, может обжаловать его в Конституционном Суде Российской Федерации лишь после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд и применения обжалуемых положений закона в его деле. 7

Заключение

Предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав необходимое условие демократичной налоговой системы.

Налогообложение серьезно ограничивает право собственности гражданина, закрепленное ст. 35 Конституции РФ, а любое ограничение конституционных прав допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

В широком смысле под защитой прав налогоплательщиков следует понимать все юридические, идеологические, материальные гарантии, установленные в рамках налоговой системы государства и призванные обеспечить соразмерность ограничения прав конкретного налогоплательщика и интересов общества в целом.

В узком смысле под защитой прав налогоплательщиков обычно понимается обращение в те или иные государственные органы для рассмотрения законности и обоснованности действий (бездействия) налоговых органов по отношению к данному налогоплательщику.

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//Российская газета, N° 237, 25.12.1993.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ//СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3824. Под ред. А.Н. Козырина.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ//СЗ РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340. Под ред. А.Н. Козырина.

II . Научная литература

  1. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 201 1 .
  2. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник. М.: Юрист, 200 9 .
  3. Развитие налогового законодательства: вопросы теории и практики/Под ред. А.А.Ялбулганова. М.: Готика, 20 12 .

III .Интернет ресурсы

1.КонсультантПлюс 2011г.

IV. Судебная практика

1 Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2010.

2 Развитие налогового законодательства: вопросы теории и практики/Под ред. А.А.Ялбулганова. М.: Готика, 2005.

3 ФРГ- Федеративная Республика Германии.

4 ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru


Данила Белоусов - Налоговое право. Конспект лекций. 2010г.

5 Указом Президента РФ от 21.07.95 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации»

7 Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник. М.: Юрист, 2008.