Домой / Глоссарий Риэлтора / Причинно-следственные связи. Понятие причинно-следственной связи в уголовном праве

Причинно-следственные связи. Понятие причинно-следственной связи в уголовном праве

Вступление
Начнем немного с азов изучения. Все то, что описано, взято из анализа (аналитики) «Концепции общественной безопасности», программирования, истории, изучения бизнес процессов.
Причинно-следственная связь
Ни для кого не секрет, что такое причинно-следственная связь. В кратком описании причина – это основание, предлог для каких-нибудь действий, где действия в свою очередь и есть следствие (последствие).
Опять повторюсь: есть причина возникновения бедствия, а есть последствия это бедствия.
Так вот борясь со следствием, вы не достигните мирным путем решения причины возникновения бедствия, если последствия будут нарастать как снежный ком. Другими словами, людей много, а видят они решение причины по своему, постоянно спорят и ссорятся из-за этого.
Беда в том, что нет истинной причины разрешения конфликта, с которым были бы согласны обе стороны, а навязывание своей причины и есть ВОЙНА между людьми.
Если общество хочет освободиться от гнета, народ должен объединится, под единым началом (причиной-идеей).


Кстати в конституции РФ статья 13 написана очень и очень странно
«Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Т.е. дословно: «Никакая причина (основа) не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» - заставляет задуматься.
Если упор, делать только на проблемы общества, народ будет объединиться против следствия и будет терять время (силы и ум). Попытки бороться со следствием внутри государства, обречены на провал и по телевизору нам не говорят основы (идеи, причины) - потому что круглые сутки везде говорят о следствии, в итоге выльется все это в беспорядки и закончится гражданской войной (потому что люди сейчас понимают информацию т.е. формируют свой стереотип по разному, т.е. причинно-следственную связь, но многим стереотип формирует телевизор и приходящая неверная информация).
Считаю, что упор надо делать в основном не на конкретного человека во власти, а на изменение системы в целом, тогда и внутренние проблемы исчезнут сами собой. От того, что русский народ вырождается и сейчас хоть какая то часть его способна бороться за страну и понимать происходящее в стране, нужно делать упор на освещение людей по вопросам управления, а народу думать и принимать решение, по отношению к причине.
Причинно-следственная связь представлена на рисунке.

Истина состоит из принципов.
Одни из принципов (которые надо знать и представлять, что они означают) описаны в книге «Здоровье человека в нездоровом мире». Самый важный и первый принцип, который подчеркивает Болотов в своем интервью «Борис Болотов - 2005 - Медицина с позиции истины – 2» (можно найти в интернете). Он там рассказывает о том, как мы должны понимать причину и следствие (причинно – следственная связь).
Причина: это и есть человек
Следствие: это его тень.
Вот спрашивается, что можно сделать с тенью, что бы как то повлиять на причину? Можно попытаться эту тень распилить пилой, может эту тень помолотить кувалдой, а может полить на эту тень лекарством или применить народные методы воздействия (полить мочой например), это как то повлияет на ПРИЧИНУ? -Нет.
Все согласятся, что не повлияет. Причина и следствия связаны как негатив и позитив, наоборот, а теперь берем любой медицинский диагноз гипертония – это следствие, т.к. в слове гипертония нет причины, диабет и любой диагноз официальной медицины – это следствие, а о той медицине о которой я говорю в своей книге «Здоровье человека в нездоровом мире» - это диагнозы – причин, а не следствия. Вот когда ремонтируешь, какой то радиоприемник, так вот в инструкции написаны все причины, там нет следствия, а все причины:
Не светится экран – и тут же говорят, сгорел предохранитель или что то еще.
И так же в лечении человека, нужно сразу говорить, о причине и не определять диагноз (следствие), а искать первопричину (диагноз причин), а далее устранять эти причины.

ВАЖНО!!!
Любой человек, если хочет понять смысл того, что происходит вокруг него, постоянно мыслит и думает по принципу причинно-следственной связи, другими словами он так воспринимает окружающий мир, где в конечном итоге у него вырабатываются свои стереотипы (устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.), т.е. это и есть отношение человека к природе, к обществу, политике, науке, образу жизни, интересам и прочему. Что мы и называем МИРОВОЗЗРЕНИЕМ. Кстати первый приоритет по КОБ. Причины и следствия в целом составляют стереотип в отношении чего/кого либо. Следовательно множество стереотипов, это и есть мировоззрение.
Всегда какое то действие человека, это причина в его мышлении (чаще это происходит машинально).

Всех приветствую! Помню, как в 2015 году выступал А. Безбородов в какой-то новостной передаче по ЕГЭ по истории. И там его какая-то учительница спросила, что такое причинно-следственная связь и как их в эссе по истории формулировать? Сам вопрос от данной молодой учительницы произвел лично на меня неизгладимое впечатление.

Мне всегда думалось, что уж вузе то ты, четыре — пять лет по изучав историю, уж точно должен это знать... Оказалось, что не все такие образованные. В связи с этим вот и написал этот пост, чтобы ребята, будущие выпускники точно узнали, что такое эти причинно-следственные связи.

Что такое эти связи?

Причинно-следственная связь — это сцепка причин, событий и последствий, к которым все это привело. Эти связи есть везде: в криминалистике, в административном праве, в истории. Любой человек должен уметь определять: прочему произошли какие-то события и какие последствия они за собой несут.

Эти связи можно представить в виде дерева, корни которого — это причины, ветки — события, а листва — последствия. Если ты посадил дерево — будь готов к последствиям, которые мы, например описывали в случае подачи .

Один мальчик заехал другому по носу. Почему? Потому что второй (которому заехали по носу), должен был денег. А почему получил по носяку именно сейчас? Потому что посмотрел с высока на своего кредитора. Вот, чтобы не зазнавался и знал свое место и отоварился.

Почему нацистская Германия напала на Советский союз в июне 1941 года? Потому что исповедовала нацизм, была агрессивной по своей природе. Повода как такового не было. Немецкий посол заявил, что якобы СССР накануне обстрелял румынские аэродромы, а Румыния — союзница Германии, вот потому и Германия напала на СССР.

Чтобы корректно изучить историю на должном уровне, нужно представлять себе причинно-следственные связи практически всех наиболее важных событий. Вы это можете сделать самостоятельно, как описано . А можете воспользоваться уже готовым разбором в видеоуроках на наших курсах подготовки к ЕГЭ по истории .

Вы можете скачать видео, выложенное выше и презентацию к нему, поставив лайк:

СКАЧАТЬ ВИДЕО И ПРЕЗЕНТАЦИЮ=>>

С уважением, Андрей Пучков

Платон различает νους от ανάγκη, то есть намеренное действие ума по идее блага (то, что мы называем целесообразностью) от слепого и рокового действия вещественных элементов (то, что мы называем механической причинностью).

Новая философия

Новая философия по отношению к Причине характеризуется трояким стремлением:

  1. по возможности сузить круг прямого действия первой производящей Причины, не обращаясь к её единичным и непосредственным актам для объяснения определённых вещей и явлений в мире;
  2. устранить изыскание конечных Причин, или целей, из объяснений природы;
  3. исследовать происхождение и значение самого понятия Причины, в особенности Причины производящей.

В первом отношении замечательна попытка Декарта ограничить творчество Божие одним актом создания материи, из которой действительное мироздание объясняется уже всецело механическим путём, причём, однако, картезианский дуализм между духом и материей, душой и телом заставил некоторых представителей этой школы прибегать к Высшему существу для объяснения взаимной зависимости физических и психических явлений (см. Гейлинкс , Мальбранш , Окказионализм , Спиноза).

Во втором отношении во главе противников телеологии стоял Бэкон , выразивший сущность своей мысли в знаменитом афоризме, что конечные П. (в которых предполагалось узнавать намерения Божии относительно того или другого создания) «подобны девам, посвященным Богу: они бесплодны». В третьем отношении анализ П. производящей представляет три историко-философских момента, обозначаемые именами Юма, Канта и Мэн-де-Бирана. Исследуя понятие П. на почве наблюдаемых явлений, Юм пришёл к заключению, что этим понятием выражается только постоянная связь двух явлений, из которых одно неизменно предшествует другому; в таком взгляде просто отрицается самое понятие П., которое, однако, уже в общем сознании различается и противопоставляется простой временной последовательности: их смешение (post hoc = propter hoc) признается элементарной логической ошибкой, тогда как по Юму propter hoc всецело исчерпывается постоянно наблюдаемым post hoc. Юм при всем своём остроумии не мог убедительно опровергнуть бросающиеся в глаза возражения против его взгляда, каково, например, то, что научно признанная П. дня и ночи - суточное вращение Земли вокруг своей оси, заставляющее её попеременно обращаться к Солнцу той или другой стороной, - должна бы быть, по взгляду Юма, наблюдаемым явлением, постоянно предшествующим дню и ночи, тогда как на самом деле это вращение вовсе не есть наблюдаемое явление, а умственный вывод из астрономических данных, да и никакой последовательности или преемственности во времени между П. и следствием здесь не имеется, - так что более согласно с точкой зрения Юма было бы признавать причиной дня - предыдущую ночь, причиной ночи - предыдущий день. Вообще, рассуждение Юма несомненно доказывает, что на почве наблюдаемых явлений внешнего мира понятие причины не может быть найдено (см. Юм). Убедившись в этом и сознавая, вместе с тем, основное значение этого понятия для всякой науки, Кант начал свои критические исследования о природе нашего познания, в результате которых причинность вместе с другими основами нашей познавательной деятельности была признана априорным условием этой деятельности, или категорией чистого рассудка (см. Кант). Этим ограждалось общее самостоятельное значение причинной связи, но не определялась её собственная сущность.

Французский философ Мэн-де-Биран пытался подойти к ней на почве внутреннего психологического опыта. Понятие П., на его взгляд, дано в сознании волевого усилия, которым наше я открывает всякую свою деятельность; этот внутренне нам известный основной акт по аналогии приписывается и существам вне нас. Воззрение Мэна-де-Бирана в некоторых пунктах совпадает с идеями его немецких современников, Фихте и Шопенгауэра . Главный недостаток этого воззрения состоит в отсутствии доказательств того, что наша воля есть подлинная П. наших действий; с уверенностью утверждать можно здесь лишь то, что наша воля некоторым образом участвует в произведении некоторых из наших действий (именно тех, которые могут нам вменяться), или, другими словами, что подлинная П. наших действий в известных случаях связана с нашей волей; но этот несомненный факт ещё не даёт сам по себе никаких указаний ни на существо этой предполагаемой П., ни на характер её связи с нашей волей, ни на природу причинности как таковой.

Новейшая философия

Вообще, вся работа новейшей философской мысли по вопросу о причинности страдает двумя главными недостатками:

  • отделение П. производящей от трёх остальных видов причинности, допустимое и даже неизбежное как предварительный методологический прием, остается окончательной точкой зрения исследователя, вследствие чего и результаты исследования необходимо получают крайне схоластический характер и лишены действительного философского содержания и интереса;
  • связь между реальной причинностью и её истинным корнем в логическом законе, или принцип достаточного основания, остается окончательно не выясненной; отношение частных и единичных П. к универсальной П. всего существующего остается недостаточно определённым, вследствие чего все новейшие философемы, в которые входит понятие П., имеют или слишком общий и отвлеченный, или слишком отрывочный характер.

Выяснением и устранением этих недостатков обусловлена дальнейшая задача философии по данному вопросу.

Онтология причинной зависимости

В онтологическом смысле причину также можно понимать спецификой, отличающей одно из обстоятельств события изменения , позволяющей видеть данное обстоятельство побудившим (вызвавшим) само событие изменения. Альтернативой причины в таком случае служит следствие (последствие) - формат нечто присущего действительности именно как состоявшегося благодаря данному событию изменения.

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Причинно-следственный подход перерасчета затрат
  • Причинности принцип

Смотреть что такое "Причинно-следственная связь" в других словарях:

    причинно-следственная связь - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN casual effect … Справочник технического переводчика

    Причинность (причинно-следственная связь) - связь между причиной и следствием. Следствие, произведенное некоторой причиной, само становится причиной и порождает новое следствие и т. д., это и есть причинно следственная связь или то, что можно также назвать причинным рядом или причинной… … Начала современного естествознания

    Причинная связь в уголовном праве - это объективно существующая связь между преступным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, наличие которой является обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности, если состав преступления по конструкции … Википедия

    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - реакция определенной системы на результаты действия ее компонентов (ее в целом) в тех случаях, когда имеется причинно следственная зависимость между двумя переменными. Обратная связь необходимый элемент реализации гомеостаза, саморазвития… … Экологический словарь

    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - 1) процесс получения человеком информации о результатах его собственных речевых и неречевых действий; 2) причинно следственная детерминация взаимодействия участников образовательного процесса … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Коэффициент корреляции - (Correlation coefficient) Коэффициент корреляции это статистический показатель зависимости двух случайных величин Определение коэффициента корреляции, виды коэффициентов корреляции, свойства коэффициента корреляции, вычисление и применение… … Энциклопедия инвестора

    Парабены - Общая химическая структура парабенов (пара гидроксибензоат) . R алкильный заместитель Парабены сложные эфиры консервантов в косметической, фармацевтической и пищевой промышле … Википедия

    Билумид - Действующее вещество ›› Бикалутамид* (Bicalutamide*) Латинское название Bilumide АТХ: ›› L02BB03 Бикалутамид Фармакологические группы: Андрогены, антиандрогены ›› Противоопухолевые гормональные средства и антагонисты гормонов Нозологическая… … Словарь медицинских препаратов

    Калумид - Действующее вещество ›› Бикалутамид* (Bicalutamide*) Латинское название Calumid АТХ: ›› L02BB03 Бикалутамид Фармакологическая группа: Противоопухолевые гормональные средства и антагонисты гормонов Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› C61… … Словарь медицинских препаратов


Примеры причинно-следственной связи помогают преподавателю любой учебной дисциплины выстраивать логические цепочки между событием и его последствиями. Что они собой представляют? Это связи, с помощью которых можно одно явление считать причиной, а второе назвать его следствием.

Особенности обучения

В настоящее время основой для формирования глубоких знаний у подрастающего поколения является причинно-следственная связь. Примеры для детей, позволяющие понять значимость изучаемых битв и сражений, развития живых организмов, сути химических процессов подбирает учитель. Например, если смешать между собой кислоту и щелочь, они вступят в реакцию нейтрализации. Следствием будет образование в качестве продукта реакции воды, а причиной выступит смешивание растворов. На этом моменте учитель заостряет внимание, чтобы проиллюстрировать суть причинно-следственных связей.

Цели и задачи

В курсе любой учебной дисциплины, изучаемой в рамках школьной программы, перед педагогом поставлены следующие цели и задачи:

  • превратить образование в мотивированный и целеустремленный процесс;
  • продумать виды самостоятельного контроля, выстроить для каждого школьника индивидуальную образовательную траекторию;
  • использовать внутренние дополнительные резервы, а также методические приемы для повышения качества знаний.

Разнообразные примеры причинно-следственной связи, используемые преподавателем, помогают ему объединять активные и интерактивные методы, формы, технологии познавательной деятельности школьников на уроках биологии, истории, географии, физики.

Например, если толкнуть с горы сани, они покатятся вниз. Причиной явления будет сила толчка и действие земного притяжения, а следствием - движение саней с горы. Работая с различными учебными дисциплинами, учитель подбирает примеры связей типа "причина-следствие" для более качественного усвоения детьми предложенного материала.

Возможные приемы

Разнообразные примеры причинно-следственной связи способствуют углублению знаний, осознанию отдельных событий. Наглядность является основным приемом, используемым педагогом для установления вместе с воспитанниками логической цепочки, касающейся определенного явления или события.

Под наглядностью принято подразумевать такой вариант обучения, который предполагает формирование знаний на основе конкретных изображений. Для детей младших классов при объяснении сути природных явлений примеры причинно-следственной связи могут быть наглядно проиллюстрированы учителем с помощью понятных картинок. Например, из-за понижения температуры воздуха капельки воды превращаются в снежинки, поэтому на землю выпадает снег. Весь процесс может быть отображен на соответствующем плакате.

Наглядность может иметь различные формы. Среди способов изучения различных явлений и событий особое внимание уделяют просмотру тематических кинофильмов, картин.

Значение причинно-следственных связей

Почему так важна в образовательном процессе причинно-следственная связь? Примеры в психологии, касающиеся этого вопроса, поясняют значимость выявления связи между событием и его последствиями.

Это особенно актуально для активизации познавательной деятельности школьников. Например, после знакомства с фотографией Екатерины II, представленной в школьном учебнике истории, ребята находят связь между взглядом, надменным выражением лица императрицы и особенностями ее характера, который отражался в нюансах управления государством. То есть особенности нрава императрицы, психологические аспекты ее личности были причиной многих исторических решений, повлекших за собой определенные последствия. Безусловно, для выстраивания логической связи, осознания всех личностных характеристик исторического лица, побудительных причин его решений необходима квалифицированная консультация учителя.

По тому же алгоритму педагог действует, объясняя азы иных дисциплин. По мере изучения любого предмета, действия или явления учениками обнаруживается причинно-следственная связь. Примеры в истории, химии, физике, связанные с подобными действиями, найти достаточно легко. Любое взаимодействие органических или неорганических веществ, изучаемое на уроках, предполагает не только составление химических реакций, но и указание признаков их протекания. Например, при разложении перманганата калия происходит выделение кислорода. Это является причиной возгорания тлеющей лучинки, вносимой в колбу. Таким же образом причинно-следственные связи выделяются при изучении всех жизненных явлений.

Заключение

Школьник учится связывать строение и свойства веществ, понимать логику поступков исторических персон, опираясь на психологические аспекты, пробует находить между ними причинно-следственные звенья. Любой учитель, который по-настоящему любит свой предмет, старается включать в объяснение нового материала максимальное количество наглядных примеров.

Так, при рассмотрении вопросов, связанных с традициями и культурой русского народа, можно провести урок в краеведческом музее. Ребята, рассматривая живое свидетельство истории, познакомятся со своими историческими корнями, будут бережно относиться к традициям и обычаям предков, понимать глубинные причины исторического развития собственного этноса.

Логическая связь необходима для доказательства различных теорем на уроках алгебры и геометрии, рассмотрения особенностей химических и физических процессов, анализа и понимания исторических пластов, личностных психологических аспектов. Прежде чем приступать к установлению причинно-следственной связи, необходимо запастись определенной теоретической базой по анализируемому вопросу. Только в этом случае можно рассчитывать на желаемый результат.

  • Понятие, предмет, система, методы и задачи уголовного права
  • Принципы уголовного права
    • Принципы уголовного права
  • Основные этапы развития Общей части российского уголовного законодательства
    • Формирование Общей части в рамках некодифицированного уголовного законодательства России (X-XVIII вв.)
    • Структурное обособление Общей части как подсистемы российского уголовного законодательства (1813-1845 гг.)
    • Развитие Общей части в системе кодифицированного уголовного законодательства России (1845-1996 гг.)
  • Уголовное право и уголовно-правовая политика
    • Понятие уголовно-правовой политики
    • Содержание уголовно-правовой политики
    • Криминализация и декриминализация
    • Пенализация и депенализация
  • Уголовный закон
    • Понятие уголовного закона
    • Уголовный закон и его внутренняя структура
    • Уголовный закон и уголовное право
    • Действие уголовного закона во времени
      • Обратная (ретроактивная) сила уголовного закона
    • Действие уголовного закона в пространстве
    • Действие уголовного закона по кругу лиц
    • Выдача лиц, совершивших преступление
    • Толкование уголовного закона
  • Понятие преступления
    • Значение понятия преступления
    • Деяние как признак преступления
    • Общественная опасность деяния как признак преступления
    • Виновное совершение деяния как признак преступления
    • Запрещенность деяния уголовным законом под угрозой наказания как признак преступления
    • Классификация преступлений
  • Уголовная ответственность и ее основание
    • Понятие и виды уголовно-правовых отношений
    • Понятие и виды уголовной ответственности
    • Основание уголовной ответственности
    • Уголовная ответственность и меры уголовно-правового характера
  • Состав преступления
    • Понятие, структура и значение состава преступления
    • Элементы и признаки состава преступления
    • Виды составов преступлений
    • Соотношение преступления и состава преступления
  • Объект преступления
    • Понятие и значение объекта преступления
    • Виды объектов преступления
  • Объективная сторона преступления
    • Понятие и значение объективной стороны преступления
      • Зачение объективной стороны преступления
    • Преступное действие и бездействие
    • Преступный вред
    • Причинная связь
    • Время, место и обстановка совершения преступления
  • Субъективная сторона преступления
    • Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления
    • Понятие вины и ее формы
    • Умысел и его виды
    • Неосторожность и ее виды
    • Двойная и смешанная формы вины
    • Невиновное причинение вреда (случай)
    • Мотив и цель преступления
    • Эмоции
    • Ошибка и ее уголовно-правовое значение
  • Субъект преступления
    • Понятие субъекта преступления
    • Возраст, по достижении которого наступает уголовная ответственность
    • Понятие невменяемости
    • Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости
    • Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения
    • Специальный субъект преступления
  • Стадии совершения преступления
    • Понятие и виды стадий совершения преступления
    • Оконченное преступление
    • Основание уголовной ответственности за неоконченное преступление
    • Приготовление к преступлению
    • Покушение на преступление
    • Добровольный отказ от преступления
  • Соучастие в преступлении
    • Понятие и значение института соучастия
    • Признаки соучастия
    • Виды соучастников
      • Исполнитель
      • Организатор
      • Подстрекатель
      • Пособник
    • Виды и формы соучастия
    • Основания и пределы ответственности соучастников
    • Особенности ответственности отдельных видов соучастников
      • Квалификация неудавшегося соучастия
  • Обстоятельства, исключающие преступность деяния
    • Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
    • Необходимая оборона
    • Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
    • Крайняя необходимость
    • Физическое и психическое принуждение
    • Обоснованный риск
    • Исполнение приказа или распоряжения
  • Множественность преступлений
    • Общее понятие и формы множественности преступлений
    • Понятие и виды единого преступления
    • Совокупность преступлений
    • Рецидив преступлений
    • Конкуренция норм
  • Понятие и цели наказания
    • Понятие наказания
      • Наказание и другие меры уголовно-правового воздействия
    • Цели наказания
  • Система и виды наказаний
  • Назначение наказания
    • Общие начала назначения наказания
    • Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
    • Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом
    • Особые правила обязательного смягчения и усиления наказания
    • Назначение наказания по правилам совокупности преступлений или приговоров
    • Определение сроков наказаний и зачет наказания
    • Условное осуждение
  • Освобождение от уголовной ответственности
    • Юридическая природа института освобождения от уголовной ответственности
      • Виды освобождения от уголовной ответственности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
    • Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
  • Освобождение от наказания
    • Понятие и виды освобождения от наказания
    • Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
    • Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания
    • Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
    • Освобождение от наказания в связи с болезнью
    • Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
    • Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
  • Амнистия, помилование, судимость
    • Амнистия
    • Помилование
    • Судимость
  • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
    • Несовершеннолетний как участник уголовного правоотношения: понятие и особенности уголовно-правового статуса
    • Система наказаний в отношении несовершеннолетних и их особенности
    • Особенности назначения наказания несовершеннолетним
    • Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности
    • Особенности освобождения несовершеннолетнего от уголовного наказания
    • Принудительные меры воспитательного воздействия
    • Особенности исчисления сроков давности и судимости
  • Принудительные меры медицинского характера
    • Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Виды принудительных мер медицинского характера и их особенности
    • Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера

Причинная связь

Квалификация преступления по объективной стороне и вменение наступивших вредных последствий невозможны без установления причин

ной связи. При этом необходимо учитывать, что все составы преступлений по своей конструкции были разделены на три группы.

В первую группу вошли составы преступлений, характеризующиеся в законе единством совершения действия и наступления вреда. Особенность этих преступлений состоит в том, что факт совершения действия и факт наступления преступного вреда неразрывно взаимосвязаны. Между ними отсутствует разрыв во времени и пространстве. Наличие вреда в самом факте совершения действия подразумевает причинность в действиях лица. Причем на первый план при доказывании выступает вредоносность преступного действия (бездействия).

Для обоснования ответственности за такие преступления нет необходимости доказывать наличие причинной связи между действием и наступившим вредом. Если в результате такого преступления наступают более тяжкие последствия, и они имеют значение для дополнительной квалификации преступления либо должны учитываться при назначении наказания, то в этом случае необходимо устанавливать наличие причинной связи. В эту группу входят, например, такие преступления, как нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ), незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст. 332 УК РФ), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК РФ).

Во вторую группу вошли составы преступления, момент окончания которых связан с доказыванием факта угрозы или возможности причинения вреда. Необходимость установления этой стадии возникает по ряду преступлений, момент окончания которых описан в законе на стадии создания угрозы причинения вреда. Это состав разбоя (ч. 1 ст. 162 УК), состав терроризма (ст. 205 УК), состав нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах (ст. 217 УК).

Установление стадии возможности причинения вреда имеет определенные трудности. Это объясняется тем, что предметом исследования при квалификации этих преступлений являются не реально наступившие, а возможные вредные изменения в объекте посягательства. В связи с этим необходимо знать признаки, характеризующие возможности причинения вреда.

Основанием возникновения возможности чаще всего выступает действие (бездействие) субъекта и используемые им средства или способ совершения преступления. И хотя опасность причинения вреда в определенный момент уже обособилась от опасного действия, она еще не реализовалась во вредный действительный результат. В силу этого возможность наступления вреда является определенной стадией процесса причинения и находится между действием и возможным преступным последствием.

Обоснование ответственности за возможность причинения вреда связано с выявлением ее характера и степени. Для этого необходимо установить: характер и степень общественной опасности действия и способа, которые явились основанием возникновения опасности; характер объекта посягательства; условия, способствующие превращению опасности в действительность, и условия, предотвратившие ее развитие; действительные формы проявления опасности; соотношение необходимости и случайности при реализации опасности, степень реализации опасности и тяжесть возможных последствий. В случае реального наступления вредных последствий и их учета при квалификации совершенного чего-либо при индивидуализации ответственности необходимо установить наличие причинной связи между действиями лица и наступившими последствиями.

В третью группу входят составы преступлений, которые считаются оконченными только при наступлении общественно опасных последствий. В механизме совершения этих преступлений имеется временной и пространственный разрыв между окончанием действия и наступлением вреда. Факт наступления этих последствий подлежит обязательному доказыванию при привлечении лица к уголовной ответственности. Эта группа составов преступлений является самой многочисленной в уголовном законе.

Для обоснования уголовной ответственности за подобные преступления обязательно требуется доказать наличие причинной связи. И хотя уголовный закон ни в одной из статей УК не указывает на такой признак состава, как причинная связь, он является необходимым и обязательным элементом объективной стороны этих преступлений.

Так, в ч. 1 ст. 168 УК РФ преступлением признается уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенное по неосторожности. В приведенной формулировке говорится только о характере и размере вредных последствий. Для обоснования уголовной ответственности необходимо доказать, что именно совершенное лицом действие (бездействие) повлекло за собой уничтожение или повреждение данного чужого имущества. Отсутствие причинной связи между действием лица и наступившими вредными последствиями исключает ответственность.

Причинная связь - это объективно существующая категория, которая отражает внутреннюю связь и зависимость между преступным действием лица и наступившими в результате этого вредными последствиями. Причинно-следственная связь является одной из разновидностей детерминации (объективной обусловленности явлений), при которой одно явление определяет появление другого явления.

Под причиной понимается явление, которое неизбежно, с внутренней необходимостью, порождает другое явление, рассматриваемое как следствие. Это философское понимание причинности применимо в уголовном праве. В уголовном праве в качестве причины выступает преступное действие виновного лица, а в качестве следствия - причиненный этим действием преступный результат.

Причинная связь объективна и существует независимо от нашего сознания. Из этого положения вытекают два важных для теории доказательств момента. Во-первых, объективность причинной связи свидетельствует о том, что она может быть познана и доказана по конкретному уголовному делу. Во-вторых, причинная связь существует и должна исследоваться независимо от субъективного отношения лица к деянию и его последствиям.

В науке уголовного права существуют определенные критерии, которые необходимо учитывать при обосновании причинной связи.

Процесс причинения вреда имеет временные и пространственные границы.

Причина во времени предшествует следствию. Это значит, что преступное действие лица должно во времени предшествовать наступившему преступному результату.

Причинно-следственная связь - это внутренняя связь между тем, что есть, и тем, что им порождается. Для уголовного права это положение означает, что характер наступивших последствий объективно обусловлен характером преступного действия, включая способ, орудия, обстановку совершения преступления.

Внутренняя (генетическая) обусловленность причинно-следственных связей предполагает еще один важный момент. Он состоит в том, что наступившие последствия можно считать результатом именно этого, а не другого действия только в том случае, если это действие содержало в себе реальную внутреннюю возможность наступления именно данного вредного результата.

В процессе причинения вреда происходит перенос материи, движения, энергии от причины к следствию. Это положение очень важно при доказывании соотносимости действия, способа, орудий, средств совершения преступления с наступившим вредом. Характер преступного действия и характер способа совершения преступления должны соответствовать характеру причиненного вреда.

Необходимо различать причину и условие наступления преступного вреда.

Условие - это явления, которые, в отличие от причины, сами по себе не могут породить другие явления (следствия). Условия обеспечивают определенное развитие процесса причинения вреда. При этом условия могут способствовать либо тормозить развитие этого процесса. Если имеется причина и все необходимые условия, то закономерно, с неизбежностью наступает следствие. Именно условия превращают таящуюся в действиях лица опасность в действительный преступный вред.

Так, выезд на автомобиле с неисправными тормозами таит в себе реальную опасность причинения тяжких последствий. Но реализоваться эта опасность может в случае появления необходимых условий - объекта реализации опасности и аварийной ситуации. При их взаимодействии причина с неизбежностью превращается в следствие. Различие между причиной и условием имеет значение только применительно к конкретному случаю.

Необходимо различать необходимое и случайное причинение, необходимое, и случайное последствие. Необходимое вредное последствие есть проявление закономерности развития данного явления, оно внутренне присуще ему. Случайное последствие закономерно не вытекает из данного явления, хотя оно само причинно обусловлено. Оно наступает потому, что в своем развитии данная закономерность переплетается с действиями других, посторонних для нее обстоятельств.

Поэтому наступившие последствия могут быть вменены лицу лишь тогда, когда эти последствия были необходимым, закономерным результатом совершенного лицом действия. Уголовная ответственность исключается, если наступившие вредные последствия вызваны случайными обстоятельствами, сопутствующими поведению лица. Например, потерпевшему было нанесено ножевое ранение в живот, не опасное для жизни в момент причинения.

При оказании медицинской помощи врач, зашивая рану, оставил в брюшной полости марлевый тампон, в результате чего возникло острое воспаление; от которого потерпевший через три дня скончался. Суд не признал наличие причинной связи между ножевым ранением и наступившей смертью потерпевшего. Смерть потерпевшего причинно не связана с ножевым ранением, она случайна по отношению к этим действиям.

Установление причинной связи имеет важное значение для вменения общественно опасных последствий как в умышленных, так и в неосторожных преступлениях, а также при обосновании уголовной ответственности за соучастие в преступлении. С целью исключения объективного вменения необходимо устанавливать и субъективную связь, т.е. вину в отношении причинно связанных с действием лица последствий.