Домой / Образцы документов / Нормативные и правоприменительные аспекты оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и рода занятий. Социальные центры для граждан без определенного места жительства

Нормативные и правоприменительные аспекты оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и рода занятий. Социальные центры для граждан без определенного места жительства

Сегодня мы будем говорить о том, какого рода помощь бездомным людям (лицам бомж) оказывается в Москве и городах Московской области, представим организации и волонтерские команды, которые этим занимаются.

Начнем со статистики. По оценкам Московского Департамента труда и соцзащиты в российской столице на 2015 год было около 11 тысяч бездомных. Официально. Прибавим тех, кого не посчитали, и получится численность небольшого провинциального городка. Много. Но говорят, что численность лиц бомж снижается. Будем верить статистике из Департамента.

Как организована бесплатная помощь бездомным, бомжам в Москве:

Городская программы "Социальный патруль".

Программа «Социальный патруль», которая была запущена несколько лет назад, нашла отклик в сердцах очень многих людей, не равнодушных к нуждающимся. Сотрудники соцзащиты на 30 машинах и 5 автобусах развозят по местам скопления бездомных еду, теплую одежду, оказывают медицинскую помощь. Уже открыто 2 центра социальной помощи и адаптации бездомных. Хорошее начинание.

Для тех, кто нуждается в помощи соцзащиты, оставляем ссылку на страницу сайта Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы , где можно найти информацию о порядке признания бездомных граждан нуждающимися в получении социального обслуживания.

Служба помощи бездомным людям «Милосердие».

Больше десяти лет работой с лиц БОМЖ ведет православная служба помощи «Милосердие». У этой команды 3 основные направления, в которых они двигаются:

- профилактическая работа на вокзалах города.

Согласно указу Президента РФ «О мерах по пре­дупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи этим лицам, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного поряд­ка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-рас­пределителей органов внутренних дел в центры социальной реабилитации.

На органы внутренних дел возлагает­ся: выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попро­шайничеством; их задержание; доставление в центры социаль­ной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направле­ние их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Фе­деральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление этих лиц в учреждения социальной защиты, а также опре­деление оснований и порядка выплаты пенсий.

Правительство Российской Федерации своим постановле­нием «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» (1995 г.) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании для лиц без определенного места жительства домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, социальных цен­тров и др. Решения об организации соответствующих учреждений от­несено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для этих лиц, отнесены за счет бюджетов субъек­тов Российской Федерации.

В 1996 году Правительство РФ приняло очередное поста­новление, касающееся бомжей, «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий», регу­лирующее деятельность учреждений социальной помощи этим лицам. В ряде регионов России администра­циями и органами социальной защиты населения сформирова­ны и реализуются программы социальной поддержки и помо­щи бездомным.

Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений , оказывающих помощь лицам без определенного места жительства:

1) дома ночного пребывания;

2) специальные дома-интернаты для инвалидов и престаре­лых;

3) центры социальной адаптации;

4) социальные гостиницы и приюты.

В июне 1992 г. в Москве был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест. Затем подобные учреждения были организованы в других городах России: в Кемерово, Петропавловске-Камчатском, Липецке, Махачкале и др.

В социальных учреждениях бомжам предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. Нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.

В ряде регионов получило развитие обслуживание бездом­ных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы . Эта категория граждан направляется в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, которые являются медико-социальными учреждениями. Социальная работа с лицами из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инва­лидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.

Центры социальной адаптации предназначены для трудо­способных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество.


Данные учреждения решают вопросы быто­вого и психологического характера, а также оказывают по­мощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массо­вые работа и предупредительно-профилактические мероприя­тия. Такие центры имеют общежития, где бомжам предостав­ляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей.

Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необ­ходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах оказывается медицинская помощь. В пе­риод проживания клиенты получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.

Анализ деятельности функционирующих домов ночного пре­бывания, специальных интернатов, адаптационных центров, социальных приютов и гостиниц показывает, что из-за дефици­та бюджетного финансирования они не в состоянии решать все проблемы лиц без определенного места жительства и занятий.

Следует отметить заслуги благотворительных организаций:«Ночлежка», «Вра­чи без границ», «Армия спасения» и др. Так, в Москве Международная неправитель­ственная ассоциация «Врачи без границ» (Бельгия) оказывает социальную и первичную медицинскую помощь бомжам возле московских вокзалов, где функционируют передвиж­ные автобусы-амбулатории. Врачи проводят медицинский ос­мотр, диагностику и лечение заболеваний, не требующих гос­питализации, а также выдают лекарства и производят перевязку. Ассоциация помогает бомжам в восстановлении документов, проводит консультации по социальным, право­вым, бытовым и медицинским вопросам, оказывает и другие виды помощи.

Несмотря на усилия отдельных министерств и ведомств, а также ряда общественных организаций, проблема лиц без определенного места жительства остается одной из самых ост­рых, в рамках которой не решен целый комплекс не только социальных, но и организационно-технологических вопросов:

· не определен статус таких лиц;

· отсутствует государственная система учета;

· недостаточно развита сеть социальных уч­реждений для помощи указанной категории населения;

· прак­тически отсутствует система подготовки кадров (социальных работников, социальных психологов, социальных педагогов, медицинских психологов и т.п.) для работы с бомжами.

Для организации социальной поддержки и помощи бомжам в России следует решить следующие задачи:

· организовать научные исследования проблем бездомнос­ти в России;

· повысить эффективность профилактической работы по предупреждению бродяжничества;

· усовершенствовать правовую базу;

· предоставить бомжам возможность комплексной со­циально-психологической и медицинской реабилитации с целью интеграции их в общество;

· создать материально-техническую и финансовую базы для широкой сети социальных учреждений для бездомных;

· подготовить кадры специалистов различного профиля для работы с ли­цам без определенного места жительства;

· объединить усилия всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных и благотворительных организаций в оказании помощи бомжам.

Таким образом, для решения проблем лиц без определенно­го места жительства необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечь к организации помощи бомжам обществен­ные и благотворительные организации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

В наше время в России имеется ряд различных проблем социального, политического, экономического характера.

Вопросы бездомности особенно актуальны в современных условиях нестабильной и постоянно меняющейся жизни. Сегодня бомж стал человеком-невидимкой, и не потому, что его действительно не видно - просто общество, государство не хотят замечать бомжей, обращать внимание на проблемы этой категории людей, наших с вами сограждан. Между тем количество бездомных устойчиво растет. Точная численность лиц без определенного места жительства неизвестна, по различным оценкам составляет около 4,5 миллионов человек или 2,8% населения России.

Проблемы социального характера являются очень актуальными и немаловажными в нашей стране. Количество граждан данной категории с каждым днем растет и органы социальной поддержки пытаются применять меры по предотвращению роста данной категории граждан.

Деятельность учреждений социальной помощи (домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, центров социальной адаптации и других), создаваемых в системе органов социальной защиты населения для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

За годы своего существования социальная работа как вид деятельности выработала достаточное количество технологий работы с лицами без определенного места жительства. Для того, чтобы разработка и применение технологий с лицами без определенного места жительства были эффективными, необходимо учитывать индивидуальные особенности лиц без определенного места жительства, а также причины, которые привели клиента к сложившейся ситуации.

Цель работы является рассмотрение и изучение работы социальных центров для граждан без определенного места жительства.

Задачи данной работы:

Изучение понятий и задач социальных центров

Рассмотреть понятия граждан без определенного места жительства (БОМЖ)

Изучение организации работы социальных центров для граждан без определенного места жительства

Объектом исследования является понятие, задачи и функции социальных центров для граждан без определенного места жительства.

Предмет исследования - организация работы социальных центров для граждан без определенного места жительства.

Работа состоит из введения, двух глав, заключение, а также список литературы.

Методологической основой исследования явились общенаучные методы - анализ, синтез, обобщение и др., а также такие специальные методы, как формально-юридический, структурно-функциональный и др.

Глава 1. Социальные центры для граждан без определенного места жительства, понятие, признаки, задачи

1.1 Понятие и признаки категорий граждан без определенного места жительства

Конституция 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Во многих странах мира уже накоплен опыт практической реализации идеалов социального государства, отработаны правовые механизмы и технологии социальной зашиты людей, созданы организационные структуры, гарантирующие действие правовых норм. Для России в этой сфере много нового, несмотря на социальную ориентацию государственной политики в советский период. Это объясняется тем, что изменилась социально-экономическая природа общества и, соответственно, другими стали взаимосвязи между государством и гражданином.

Граждане без определенного места жительства(БОМЖ) представляют собой группу населения, для которой характерно уклонение от общественно-полезного, производственного труда и отсутствие регистрации по месту жительства в качестве собственника, по договору найма или поднайма, договору аренды и других оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Данная категория граждан зародилась в нашей стране очень давно. Группы лиц БОМЖ растут с каждым днем все больше, чаще всего такими лицами становятся пожилые люди, пожилые-инвалиды, граждане освободившиеся из мест отбывания наказания и даже дети, дети- инвалиды и др.

Среди пожилых людей появляется значительное количество граждан без определенного места жительства в результате потери ими жилья при попытке его продажи, обмена или дарения, насилия в семье и др.

Отсутствие регистрации у граждан, освобождающихся из мест лишения свободы и выпускников детских домов, также приводит к их включению в группу лиц без определенного места жительства.

Составляющей трудной жизненной ситуации у всех выше перечисленных объектов социальной работы является отсутствие регистрации по месту жительства. Согласно с Гражданским кодексом Российской Федерации местом жительства может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом и др., где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Другой составляющей трудной жизненной ситуации гражданина без определенного места жительства является частичная или полная потеря здоровья. Образ жизни данной категории клиентов влияет на приобретение ими заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. Суровые погодные условия, характерные для Российской Федерации в зимний период приводят к переохлаждениям, обморожениям, ожогам бездомных и как следствие появление у них хирургической патологии, вплоть до ампутаций конечностей. Значительная часть всех приобретенных заболеваний у клиентов, потерявших жилье, связана с их алкогольной зависимостью. Среди граждан, вышедших из мест лишения свободы и занимающихся бродяжничеством распространен туберкулез легких.

Лица без определенного места жительства, это граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию и для решения и выхода из нее необходима социальная помощь и поддержка гражданам.

Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, и субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи социальных служб для решения своей проблемы.

Результатом действия этих факторов выступает объективная и субъективная невозможность человека удовлетворить свои потребности.

В результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм.

Утрата постоянного места жительства влечет за собой большое количество последствий, например, такое как ограничение в правах гражданина, отсутствие регистрации у гражданина так же способствует возникновению у гражданина затруднений в реализации права на труд, социальное обеспечение, участия в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Бездомный гражданин не может иметь необходимый жизненный уровень, включающий качественную пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, которое необходимо для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. В результате потери места жительства у человека возникают затруднения с получением права на обеспечение во время безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Тем самым данная группа граждан ведет неблагополучный образ жизни, такой как бродяжничество.

Бродяжничество - это социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта или города.

Бездомность - это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование. Как бродяжничество, так и бездомность - явления, присущие человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко они распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий, а именно: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах.

Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Россия.

Помимо общих причин, отмеченных выше, наиболее характерными причинами, усугубляющими проблему бездомности и бродяжничества, для многих стран в настоящее время являются:

Недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;

Безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;

Малодоходность многих семей и отдельных граждан;

Социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков;

Нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения);

Слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.

В нынешних условиях в качестве важнейших факторов роста числа бездомных в России и в целом в СНГ можно назвать развал СССР, нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств, межнациональные конфликты, разгул рыночной стихии, "дикого" капитализма.

Одной из причин бездомности в России являлось наличие прописки, правила регламентации которой были введены постановлением ЦИК и СНК СССР в декабре 1932 г. Дополнения, детализация, послабления в целом не меняли сути: без отметки в паспорте было трудно получить и работу, и особенно жилье. И теперь вопрос о прописке не решен до конца: не ясно, что лучше - отменить ее или оставить.

Стоит подчеркнуть также и то обстоятельство, что в последние годы заметно ослаблена деятельность правоохранительных органов.

Исключение из уголовного кодекса статей, осуждающих за спекуляцию и многие хозяйственные махинации, смягчение правил прописки резко сократили возможности полиции в борьбе с бродягами, попрошайками, жуликами. Хотя, конечно же, эти проблемы только полицейскими методами решить невозможно.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что каждый гражданин может попасть в трудную жизненную ситуацию, связанную с потерей места жительства, государство не придает особого значения данной группе населения, тем самым имеется мало методов и способов решения проблем.

1.2 Понятие социальных центров и их задачи

В наше время существует огромное количество различных социальных центров поддержки граждан. Рассмотрим возникновение социальных центров, все начинается с социального обслуживания.

Социальное обслуживание является относительно самостоятельным элементом государственной системы социального обеспечения. В обобщенном виде, оно представляет собой комплекс выдач в «натуральной форме» и услуг для определенной категории граждан.

Социальная помощь - это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

В научной литературе социальное обеспечение рассматривается как отдельный правовой институт Особенной части права социального обеспечения.

Социальное обслуживание осуществляется на основе принципов, закрепленных в законодательстве, которые указаны в статье 4 Федерального Закона №442. К ним относятся:

Равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

Адресность предоставления социальных услуг - в соответствии с научной литературой, обозначает социальное обслуживание только тех лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в силу чего нуждаются в получении определенного вида социальных услуг;

Приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

Добровольность - в научной литературе это принцип означает, что социальные услуги гражданам предоставляются только с их согласия;

Конфиденциальность- в соответствии со статьей 6 Федерального закона №442 не допускается разглашение сведений о лицах, которым предоставляются те или иные услуги работниками учреждений социального обслуживания.

Все вышеперечисленные принципы социального обслуживания получают свое непосредственное воплощение так же в подзаконных актах, и в актах, издаваемых Правительством РФ.

Также существует государственная социальная помощь, предоставляемая гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Государственная социальная помощь - это вид социального обеспечения, который состоит в предоставлении государством малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации на период нуждаемости денежных выплат и натуральных выдач в целях удовлетворения основных потребностей и доведения их доходов до прожиточного минимума .

Государственная социальная помощь может оказываться в пособиях, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Также государственная социальная помощь оказывается безвозмездно.

Исходя из вышесказанного можно отметить следующие специализированные центры оказания помощи гражданам

Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства - учреждение социального обслуживания по оказанию содействия лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации без определенного места жительства, в предоставлении им социальных, медицинских и других услуг.

Комплексный центр социального обслуживания населения -учреждение социального обслуживания, находящееся в ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ или муниципальных органов социальной защиты населения, создаваемое в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних- специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей-специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в возрасте от 3 до 18 лет), и оказания содействия в их дальнейшем жизненном устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан.

Социальный приют для детей и подростков- специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Центр экстренной психологической помощи по телефону- государственное учреждение, предназначенное для предоставления экстренной психологической помощи различным категориям и группам населения. Помощь по телефону предоставляется центром круглосуточно и бесплатно.

Специальный дом для одиноких престарелых (социальная квартира) - специализированный дом или квартира, входящие в состав жилищного фонда социального использования, создаются для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей.

Геронтологический центр - учреждение социального обслуживания престарелых граждан, в том числе инвалидов, предназначенное для постоянного или временного их проживания, предоставления им необходимых социальных услуг, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.

Данные учреждения помогают людям адаптироваться и восстановиться в обществе, иметь равные права на высокий уровень жизни.

В вышеперечисленных центрах можно отметить такой, как комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, сокращенно центр «БОМЖ». Данный центр находится в городе Челябинск по адресу ул. Сталелитейная, 44.

Центр «БОМЖ» осуществляет деятельность по поддержки категории граждан без определенного места жительства, цели данного учреждения заключаются в следующем. Бюджетное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации:

1) переданных государственных полномочий по социальному обслуживанию граждан без определенного места жительства;

2) полномочий органов местного самоуправления города Челябинска в сфере социального обслуживания граждан без определенного места жительства.

Предметом деятельности Бюджетного учреждения является предоставление временного места пребывания, оказание социальной помощи и услуг гражданам без определенного места жительства, осуществление мероприятий по социальной реабилитации лиц, утративших социально-полезные связи к условиям жизни в обществе.

1) предоставление спального места в специальном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям;

2) предоставление пастельных принадлежностей;

3) обеспечение горячим питанием;

4) обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми;

5) содействие в получении медико-психологической помощи;

6) оказание санитарно-гигиенических услуг;

7) организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

8)содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации;

9) содействие в получении профессии в соответствии с физическими возможностями и умственными способностями;

10) помощь в оформлении документов;

11) содействие в получении юридических и иных консультаций

Вид деятельности центра:

Прием лиц без определенного места жительства.

Проведение санитарной обработки.

Оказание первой доврачебной помощи.

Проведение санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Организация питания, досуга, быта.

Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья.

Предоставление для временного пребывания отдельного койко- места.

Оформление в дома - интернаты.

Направления на лечения в учреждения здравоохранения.

Подготовка документов для назначения, оформления, перерасчета, пенсий.

Получение или восстановление документов, удостоверяющих личность (паспорт гражданина РФ, свидетельство о регистрации по месту пребывания)

Оформление страховых свидетельств обязательного образца (СНИЛС)

Оформление страховых медицинских полисов.

Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.

Проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации.

Оказание психологической поддержки, проведение психокоррекционной работы.

Предоставление гигиенических услуг.

Правовые услуги:

Содействие в установлении социально - правового статуса в соответствии с действующим законодательством.

Содействие в получении установленных действующим законодательством мер социальной поддержки.

Содействие в получении консультативной помощи.

Обеспечение представительства в суде с целью защиты прав и интересов, проживающих в центре

Так же центр «БОМЖ» определенного места жительства» тесно взаимодействует с Центром занятости, со средствами массовой информацией, также предоставляет рабочие места проживающим в Центре гражданам.

Основной задачей Центра социальной реабилитации является содействие в социальной адаптации к условиям жизни в обществе:

Лицам, освободившимся из мест лишения свободы (для бывших заключенных Центр становится «соломинкой», которая помогает не скатиться вновь на преступную дорожку);

Гражданам престарелого возраста и инвалидам без определенного места жительства (из - за чрезмерное употребление алкоголя, оставшихся без внимания близких и родственников);

Лицам, оставшимся без жилья и средств на существование в случае чрезвычайных обстоятельств (из - за квартирных махинаций, потерявших документы).

Режим работы МУ «Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» - круглосуточно.

В соответствии со своей задачей Центр социальной реабилитации осуществляет:

Предоставление для временного пребывания до 30 суток в году бесплатно, отдельно койка - места с комплектом постельных принадлежностей;

Оказание первой доврачебной помощи и проведение санитарной обработки;

Направление нуждающихся на лечение в учреждения здравоохранения;

Обеспечение одноразовым горячим питанием,

Содействие в адаптации к новой обстановке;

Оформление, в случае необходимости на постоянное проживание в дома - интернаты;

Установление группы инвалидности;

Оказание содействия в восстановлении документов;

Оказание содействия в назначении пенсии.

Юридическая консультация;

Медико - психологическая работа;

В исключительных случаях бесплатное проживание и питание более 30 календарных дней в году может быть продлена, в случае:

Болезни;

Восстановления документов, удостоверяющих личность или сборе документов для назначения пенсии, инвалидности;

Потери памяти.

Прием граждан производится по личному заявлению обратившегося, либо по направлению, выданному управлением социальной защиты населения.

В Центре на каждого заводится личное дело, которое должно содержать:

Личное заявление;

Приказа руководителя о представление клиенту услуг по временному проживанию;

Личная карточка

По возможности копии документов: паспорт: паспорт гражданина РФ, страховое пенсионное свидетельство, справка медика - социальной экспертизы о наличии инвалидности, иных документов.

При отсутствии документов Центр оказывает содействие в их восстановлении .

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что данные центры и их деятельность нуждается в дальнейшем поддержании и развитии в наше время. Центры адаптации имеют большое значении так, как если бы не существовало данных центров, то данная категория граждан не имела даже малейшего значения в нашем обществе.

Глава 2. Организация работы социальных центров для граждан без определенного места жительства и ее регулирование

2.1 Правовая структура социальных центров для граждан без определенного места жительства

Центр социального обслуживания населения - является комплексным учреждением по социальному обслуживанию граждан, семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, психолого-педагогические, социально-правовые услуги и материальную помощь, проводит социальную адаптацию и реабилитацию граждан, семей и детей. Используются все формы социального обслуживания: стационарная, полустационарная, нестационарная.

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения социального обслуживания, находящегося в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющего на территории города, района города или района организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам Центр создается, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления на подведомственной территории по предложению соответствующих органов социальной защиты населения.

Центр включает в себя аппарат управления и структурные подразделения, создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые решением директора Центра по согласованию с соответствующим органом социальной защиты населения.

Центр организуется и содержится за счет: средств бюджета субъекта Российской Федерации; средств местного бюджета; ассигнований, направляемых в муниципальный сектор социального обслуживания из средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в качестве дотаций на предоставление услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг; дополнительных внебюджетных поступлений, в том числе средств, поступающих от граждан в качестве оплаты за социальные услуги; доходов от предпринимательской деятельности Центра, а также других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.

Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с Примерным положением о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также муниципальные органы социальной защиты населения осуществляют координацию деятельности центров на подведомственной территории и оказывают им организационно - методическую и практическую помощь.

Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс или смету и печать с полным наименованием Центра. Центр вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, зарегистрированную в установленном порядке эмблему, а также открывать в установленном порядке счета в банках на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Центр вправе открывать в качестве обособленных подразделений вне места своего расположения филиалы, выполняющие часть его функций. Филиал Центра не является юридическим лицом, действует на основании утверждаемого директором Центра положения о филиале Центра. Филиал Центра организует свою работу от имени и в интересах Центра на основании доверенности, выдаваемой директором Центра.

Центр для достижения поставленных перед ним задач может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую этим задачам и не имеющую извлечение, прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Доходы от этой деятельности, а также приобретенное за счёт доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Центра и учитываются на отдельном балансе. Здания или помещения, в которых располагается Центр и его филиалы, находятся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в государственную или муниципальную собственность и закрепляться за Центром во владение, пользование и распоряжение с соблюдением норм Гражданского кодекса Российской Федерации. Центр не подлежит приватизации и не должна быть перепрофилирован на иные виды деятельности, а закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество не может сдаваться в аренду или отдаваться в зало?. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально - бытового благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта? оснащены телефонной связью и отвечать санитарно- гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда. Центр возглавляет директор Центра, назначаемый соответствующим органом социальной защиты населения.

Основными правовыми документами, гарантирующими социальную помощь населению и регламентирующими деятельность государственных и иных органов в этой области в Российской Федерации, являются:

3) Конвенция ООН о правах человека 1989 года и другие международные документы;

4) Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года) ;

5) Федеральные Законы:

- "О ветеранах";

- "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

- "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

- "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий";

- "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и другие законы Российской Федерации;

6) Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления и нормативные акты Министерств и Комитетов Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и правовые акты органов местного самоуправления.

Конституционные основы социальной помощи - это основополагающие начала (принципы), закрепленные в Конституции Российской Федерации, направляющие всю деятельность по социальной защите граждан. Этим фундаментальным принципам присущи следующие особенности. Во-первых, они выступают критерием правомерности социальной деятельности государства. Во-вторых, они структурируют и ориентируют всю систему социальной поддержки конкретных граждан. В-третьих, в них закрепляются основные государственные гарантии в социальной сфере.

Эти принципы относятся к числу основополагающих суждений законодателя о существенном в праве, предопределенных социально-экономическими законами, прямо закрепленных в нормах права или проводимых через их содержание.

2.2 Форма предоставления социальной помощи гражданам без определенного места жительства

Формы социальной работы с гражданами без определенного места жительства могут быть подразделены на индивидуальные и групповые. Индивидуальные включают в себя - прием, беседу, консультацию. Групповые включают в себя социальные тренинги, общественные работы, фронтальные беседы, практические занятия, праздники, совместная работа в группе.

Наиболее часто используется индивидуальная форма работы, прием в первые включает в себя консультирование по оказанию услуг, специалист по социальной работе узнает ряд факторов по которой гражданин попал в трудную жизненную ситуацию, так же узнает личную информацию такую как возраст, имя, фамилия, наличие документов так же место работы, наличие детей в возрасте до 18 лет, родственников. На первичной консультации специалист рассматривает проблему и пути ее решения.

Консультация в первую очередь направлена на психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предполагает:

1) выявление граждан без определенного места жительства;

2) обеспечение горячим питанием и временным местом пребывания;

3) профилактику различных социально-психологических отклонений;

4) осуществление работы с семьями клиентов, направленной на восстановление их утраченных семейных связей;

5) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве клиентов;

6) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем клиентов;

7) правовую помощь (содействие в оформлении регистрации по месту пребывания, получения паспорта, полиса обязательного медицинского страхования, страхового свидетельства и т.д.);

8) определение длительности пребывания гражданина в качестве бездомного.

Также специалист после проведения консультирование клиента проводит первичный прием, в котором специалист выявляет основную проблему возникновения трудной жизненной ситуации (преобладание объективных или субъективных факторов в возникновении проблемы клиента, которую он не в состоянии или не может разрешить самостоятельно).

Далее получает объективную информацию о факторах трудной жизненной ситуации клиента и уточняет основной из них, который незамедлительно разрешается. На этом этапе осуществляется документирование полученной информации в журнале первичного приема граждан, где отражаются сведения о принятых клиентах, причинах обращения, объемах и видах оказанных услуг.

Специалист по социальной работе выявляет дополнительные факторы, составляющие трудную жизненную ситуацию на момент первичного посещения, что позволяет в процессе оказания помощи ее дифференцировать. В ходе анализа информации, наличия соответствующих документов нередко устанавливается, что клиент и его семья пережили экстремальную ситуацию. В данном случае экстренно предоставляются социальные услуги в условиях отделения срочного социального обслуживания. В зависимости от тяжести проблемы бездомного специалист рекомендует полустационарное или стационарное социальное обслуживание для получения дополнительных социальных услуг.

Первичный прием помогает специалисту по социальной работе восстановить картину развития трудной жизненной ситуации клиента и прогнозировать ее изменение на ближайшую перспективу, что существенно для выбора методики оказания помощи.

Психотерапевтический эффект первичного приема заключается в том, что специалист по социальной работе демонстрирует клиенту перспективы и существующие положительные изменения его трудной жизненной ситуации.

Первичный прием как вид социального консультирования включает этапы:

1) Подготовительный. Специалист по социальной работе готовит документы для проведения первичного приема: перечень предоставляемых социальных услуг для граждан без определенного места жительства, патронируемых данным отделением (отделом) социальной службы, проверяет наличие бланков заявлений о предоставлении социальных услуг, образцов заполнения данных документов. Консультант психологически настраивается на длительный и непрерывный коммуникативный процесс, с гражданами, пережившими трудную жизненную ситуацию.

2) Установления отношений сотрудничества и выявления причин, побудивших клиента к обращению в социальную службу. На данном этапе гражданин без определенного места жительства оформляет заявление на оказание ему социальных услуг.

3) Диагностики и анализа проблемы.

4) Формулировки проблемы и определение целей проведения первичного приема.

5) Установления плана действий по разрешению трудной жизненной ситуации.

6) Предоставления конкретной социальной услуги.

7) Оценки результатов первичного приема.

Эффективность проведения первичного приема определяется с помощью метода совместного обсуждения, в ходе которого резюмируется перечень социальных услуг для данного конкретного человека и его семьи, выясняется, как изменилось эмоциональное состояние клиента, утратившего жилье в процессе проведения данной формы социальной работы. После проведения первичного приема специалист по социальной работе оформляет индивидуальную карту социального обслуживания клиента.

Групповая форма чаще всего используется после проведения индивидуального приема, так как проблемы выявлены и уже изучены, и приняты меры по их решению, проводятся различные тренинги по развитию и адаптации личности, также помимо этого проводятся общественные работы, помогающие развить благоприятное отношение к труду. Проводятся различные мероприятия, праздники что бы данная группа граждан чувствовала себя комфортно и уютно в обществе.

Данная форма помогает адаптировать и реанимировать гражданина в обществе, помочь ему идти на благоприятный контакт с людьми, также помогает для дальнейшего поиска работы, а также получения уверенного статуса.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что от формы предоставления социальной помощи многое зависит в судьбе гражданина оказавшегося без определенного места жительства. При предоставлении социальной помощи, индивидуальная форма помогает выяснить и решить в первую очередь главную проблему гражданина, оставшегося без жилья, а групповая форма в свою очередь помогает адаптировать гражданина в обществе и помогает ему не потеряться ему как личности и иметь благоприятный уровень жизни.

Заключение

Каждый гражданин заслуживает должного отношения к себе и не важно есть ли у него жилье или его нет. Каждый из нас равен перед друг другом. Такая группа лиц как «БОМЖ» имеет немаловажное значение в наше время, они наши сограждане только без крыши над головой. В наше время данную категорию граждан не воспринимают как людей, они вызывают отвращение, люди их отвергают, боясь того что они несут в себе болезни. Но ведь они в большинстве не виноваты в том, что с ними произошло, чаще всего это жертвы обмана, мошенничества. В нашем развитом государстве не придается практически никакого значения для решения ряда проблем связанных с категорией граждан без определенного места жительства. Можно отметить ряд проблем, связанных с предоставлением помощи гражданам, оказавшимся без крыши над головой, например, начнем с того что люди не воспринимают данную категорию граждан как своих, это проблема связанна с воспитанием, это по большей степени проблема психологического характера. Решить данную проблему не так просто, ведь не каждый может подать руку помощи переступив свои принципы и гордость. Решение может заключаться в следующем: привлекать граждан к помощи и поддержки данной категории, проводить различные мероприятия с участием данной категории граждан. Есть еще одна большая проблема такая как социальные центры для лиц без определенного места жительства. Эта проблема заключается в том, что данные центры есть, но их количество очень маленькое. Также в этих центрах не хватает работников, средств для предоставления первой необходимой помощи. Решение данной проблемы заключается в следующем, развивать количество данных центров, с помощью государства, привлекать граждан к помощи центрам в приобретении средств для существования, проводить мероприятия по пожертвованию средств существования.

И это не все проблемы, которые существуют, самыми сложными в решении являются проблемы экономического, политического и психологического характера, благодаря которому так же появляются граждане без определенного места жительства.

Так же безработица приводит к увеличению данной категории граждан, не имея работы человек не имеет средств к существованию в следствии чего он не может оплачивать коммунальные услуги и иметь благоприятные условия для жизни. В ходе чего люди теряют жилье, семьи, работу. Решение этих проблем зависит только от государства так как наше государство устанавливает налоги, цены, и размеры на них. Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод в нашей стране в первую очередь для решения выше озвученных проблем необходимо наладить политические отношения, налаживать экономическое развитие, а также психологические отношения между государством и гражданами.

бездомность бродяжничество социальный помощь

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года)

3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993 г.т.1865

4. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст.3699

5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 48. - ст.4563

6. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №32. - ст.3198

7. Горина Е.Е., Воеводина Е.В. Роль СМИ в формировании мотивации к обучению лиц с ограничениями жизнедеятельности //Человек и труд. - 2013

8. Кирилюк О.М. Социальная помощь гражданам в трудной жизненной ситуации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2011. - № 7. - С.108-115.

9. Кирилюк О.М. Социальная помощь гражданам в трудной жизненной ситуации Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2011.

10. Лященко, А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие /А.И. Лященко. - М Аспект-Пресс, 2013

11. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник (под ред. Р.М. Валеева) ("Статут", 2011)

12. Павленок П.Д. Введению в профессию «социальная работа». - М., 2013

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Лица без определенного места жительства как клиенты социальной работы. Сущность бродяжничества и бездомности. Организация социальной адаптации для лиц без определенного места жительства в государственное автономное учреждение социального обслуживания.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2015

    Проблемы социальной помощи. Учет граждан без определенного мета жительства. Определение понятий "бомж", "социальная работа". Причины появления лиц, оказавшихся без определенного места жительства. Механизм социальной защиты бомжей в Башкортостане.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2011

    Понятие бездомности в контексте инвалидности и пожилого возраста. Причины появления и группы проблем бездомных. Комплексное изучение содержания социальной работы с лицами без определенного места жительства, а также определение путей ее совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2015

    Типы сетей социальных учреждений для бомжей. Причины возникновения бездомности и бродяжничества. Алкоголизм как усугубляющий фактор. Дети, оставшиеся без определенного места жительства. Проблемы социальной реабилитации бомжей – бывших заключенных.

    дипломная работа , добавлен 10.10.2010

    Бездомные пожилые люди и инвалиды как объект социальной работы. Нормативно-правовая база социальной работы с лицами без определенного места жительства и рода занятий. Основные формы и методы социальной работы с бездомными пожилыми людьми и инвалидами.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2015

    Исследование специфики работы социального приюта для лиц без определенного места жительства и занятий в Таганроге. Рассмотрение и анализ особенностей социального приюта. Изучение и характеристика деятельности органов и учреждений по социальной защите.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2018

    Анализ понятия "обращения граждан". История становления института обращений граждан в Республике Беларусь. Ведение делопроизводства по обращениям граждан на примере учреждения социальной защиты "Территориальный Центр социального обслуживания населения".

    курсовая работа , добавлен 24.10.2010

    Теоретические аспекты социальной работы с лицами без определенного места жительства. Государственная политика по отношению к лицам БОМЖ, специфика социальной работы. Социальная работа с бездомными в Рязанской области. Предложения по ее совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    Понятие бездомности и ее причины. Социально-психологические особенности бездомных. Изменение жизненных установок как причина отсутствия потребности в возвращении к нормальному образу жизни. Процессы социального исключения бездомных из "большого общества".

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Цели, принципы, направления и психологические особенности медико-социальной работы с лицами без определенного места жительства. Моральные и профессиональные качества, необходимые социальному работнику для успешной работы с данным контингентом лиц.

Нормативные и правоприменительные аспекты оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и рода занятий

Развитие рыночных отношений в России в начале 90-х гг. XX в. охватило жилищную сферу и привело как к формированию многомиллионного слоя собственников жилых помещений, сформировавшегося в результате приватизации жилья и возможности совершения сделок, связанных с отчуждением квартир и жилых домов, так и появлению многочисленного слоя лиц, утративших собственное жилище и вынужденных скитаться, не имея собственной крыши над головой.

Актуальным является вопрос: какие минимальные гарантии на крышу над головой имеет в указанных случаях лицо, оказавшееся в статусе «бомж»?

Первым нормативным актом, принятым в постсоветское время и посвященным указанной проблеме, стало Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 г. № 1003 «О домах ночного пребывания». Данный документ (п. 1) установил, что дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий создаются по решению органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Расходы по содержанию указанных домов были возложены на бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (п. 2 Постановления).

Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было предписано обеспечить выделение соответствующих помещений для создания домов ночного пребывания, оказывать содействие в трудоустройстве и создании необходимых условий для проживания лиц без определенного места жительства и занятий (п. 3 Постановления).

Во исполнение данного Постановления Министерством социальной защиты населения РФ был принят приказ от 25.01.1994 г. № 10 «О домах ночного пребывания», которым было утверждено «Временное положение о доме ночного пребывания». По сути, в нем был закреплен минимальный объем социальных услуг, предоставляемый лицам без определенного места жительства и рода занятий.

Пункт 2.1 Временного положения определил основную задачу домов ночного пребывания как предоставление ночлега лицам без определенного места жительства и рода занятий, в первую очередь из числа престарелых и инвалидов.

В соответствии с п. 2.2 Временного положения лицам без определенного места жительства и рода занятий гарантируется: предоставление бесплатно в течение 12 часов койко-места с постельными принадлежностями; обеспечение талоном на одноразовое бесплатное питание; консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определение в стационарные учреждения социального обслуживания; первая доврачебная помощь и санитарная обработка нуждающихся.

Пункт 2.3 Временного положения определил, что койко-место для ночлега в доме ночного пребывания предоставляется бесплатно одному лицу на срок не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году, а сверх того лишь за плату, устанавливаемую соответствующим органом исполнительной власти. При наличии свободных коек спальное место для ночлега может предоставляться за плату и другим категориям граждан.

Таким образом, нахождение в доме ночного пребывания носит не стационарный, а временный характер и не может в глобальном плане решить проблемы бездомных граждан.

Следует отметить, что не все лица, относящиеся к категории «бомж», могут быть приняты в дома ночного пребывания. В частности, в соответствии с п. 3.2 Временного положения противопоказаниями к приему в дом ночного пребывания является наличие следующих заболеваний и расстройств:

  • туберкулеза в активной стадии;
  • заразных заболеваний кожи и волос;
  • острых инфекционных и венерических заболеваний;
  • психических заболеваний, сопровождающихся на момент поступления расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих;
  • острого алкогольного опьянения и признаков приема наркотических средств.
Таким образом, Временное положение о домах ночного пребывания устанавливает не только временны е параметры нахождения в указанных помещениях, но и условия для приема в них по медицинским критериям.

Следовательно, исходя из буквального толкования положений рассматриваемого нормативно-правового акта далеко не каждый гражданин, являющийся лицом без определенного места жительства, может рассчитывать на размещение в домах ночного пребывания.

Дома ночного пребывания стали первым видом законодательно закрепленной формы организации социальной помощи лицам без определенного мест жительства и рода занятий. Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 08.06.1996 г. № 670 «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и рода занятий» значительно расширил перечень наименований инстанций, предоставляющих социальную защиту лицам без определенного места жительства и рода занятий.

Наряду с вышеупомянутыми домами ночного пребывания в него были включены также «социальные приюты», «социальные гостиницы», «центры социальной адаптации» и т. д.

В перечне задач данных учреждений фигурируют следующие (п. 2 Постановления):

  • предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам;
  • оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.
Следует отметить, что рассматриваемое Постановление не фиксирует четких сроков нахождения в учреждениях лиц без определенного места жительства и рода занятий, а содержит отсылочную норму (п. 9), в соответствии с которой срок пребывания в них устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Процедура принятия лиц соответствующих категорий в соответствующие учреждения осуществляется на основании п. 20 рассматриваемого Постановления в порядке, определяемом Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Последнее в свою очередь издало приказ от 10.09.1996 г. № 224 «Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий».

Следует отметить, что рассматриваемый приказ дифференцировал основания и условия приема в учреждения для лиц без определенного места жительства и рода занятий. Так, в соответствии с п. 2 приказа основанием и условием приема лиц в дом ночного пребывания является личное заявление обратившегося лица, а в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации - личное заявление и направление, выданное вышестоящей организацией по подчиненности, а также наличие у принимаемого паспорта (в отдельных случаях справки по форме № 9, выданной органом внутренних дел) и справки об освобождении из места лишения свободы (для лиц, освободившихся из мест лишения свободы). Кроме того, лица, поступающие в центр социальной адаптации, кроме документов, указанных в подпункте "б", должны иметь медицинскую карту установленного для учреждений социального обслуживания образца, заверенную лечебным учреждением или исправительно-трудовым учреждением органа внутренних дел.

Общим основанием приема соответствующих лиц в указанные учреждения является наличие в учреждении свободных мест и отсутствие у принимаемого противопоказаний, которые сформулированы в п. 6 приказа (они по сути идентичны противопоказаниям, зафиксированным во временном положении).

Лица, у которых при поступлении в учреждение обнаружены вышеуказанные противопоказания, а также повышенная температура тела, сыпь неясной этиологии, подлежат немедленному направлению в учреждения органов здравоохранения или внутренних дел.

В учреждение не принимаются лица, у которых обнаружено холодное или огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, наркотики.

Положения п. 3 приказа разграничили процедурные особенности приема лиц без определенного места жительства и рода занятий в соответствующие учреждения. Так, прием в дом ночного пребывания осуществляется сотрудником учреждения с обязательным присутствием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр; прием в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации - администрацией учреждения.

Различие в правовом статусе учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий подчеркивается в норме, сформулированной в п. 4 приказа, в соответствии с которым на каждого поступающего в центр социальной адаптации заводится личное дело, в котором хранятся: направление вышестоящей организации по подчиненности, личное заявление, пенсионное удостоверение, справка МСЭК, медицинская карта и другие документы.

На лиц, поступающих в дом ночного пребывания, социальный приют и социальную гостиницу, личные дела не заводятся.

Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что некоторые положения рассматриваемого нормативного акта отличаются неясностью и противоречивостью формулировок отдельных норм. Так, прием лица в дом ночного пребывания осуществляется с обязательным участием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр. Возникает вопрос: является ли медицинский осмотр обязательным для лиц без определенного места жительства, поступающих в дома ночного пребывания? Если существует необходимость оказания медицинской помощи данному лицу, но последний возражает против ее оказания, может ли данное лицо рассчитывать на помещение в дом ночного пребывания? С другой стороны, прием лица без определенного места жительства в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации осуществляется администрацией учреждения при наличии разрешения вышестоящей инстанции и соответствующей медицинской карты. Резонным является вопрос: может ли лицо без определенного места жительства с оформленной надлежащим образом медицинской картой рассчитывать на прием в соответствующие учреждения без прохождения медицинского осмотра?

Главной проблемой проанализированных нормативных актов является отсутствие норм, обязывающих лиц без определенного места жительства и рода занятий, поступающих в соответствующие учреждения, проходить в обязательном порядке медицинский осмотр. Необходимость последнего обусловливается наличием норм (п. 6 приказа), в которых зафиксирован перечень медицинских противопоказаний, исключающих нахождение в учреждениях, предназначенных для лиц без определенного места жительства и рода занятий.

Следует отметить, что законодательство субъектов РФ высказывается более категорично по отношению к лицам без определенного места жительства и рода занятий в части вопросов, касающихся обязательного прохождения медицинского осмотра как условия приема в соответствующие учреждения. В свою очередь это обусловливает проблемы в правоприменительной практике.

Показательным в этом отношении является определение Московского городского суда от 14.02.2012 г. по делу № 33-1752, в соответствии с которым было оставлено без изменения решение суда нижестоящей инстанции, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Из обстоятельств дела усматривалось, что истец обратился в суд с иском к центру социальной адаптации (далее - ЦСА) «Ясенево» ДСЗН г. Москвы об оспаривании действий ЦСА в части обязания принять его для временного пребывания в ЦСА, мотивируя тем, что 14.07.2011 г. он обратился к администрации ЦСА «Ясенево» для оформления на ночлег и временное пребывание, оказания других медико-социальных услуг, т. к. находился в тяжелой жизненной ситуации. Однако истец получил на свою просьбу отказ, в связи с чем просит, с учетом уточнений исковых требований, признать требование администрации ЦСА «Ясенево» о предоставлении справки о прохождении противопедикулезной обработки и результатов флюорографического исследования незаконным; обязать администрацию ЦСА принять его на временное пребывание.

Истец 14.07.2011 г. обратился в ЦСА «Ясенево» с заявлением о предоставлении возможности временного пребывания в учреждении. Указанное заявление завизировано руководителем Центра с указанием «заселить в установленном порядке».

Работники ЦСА предложили истцу предоставить справку о прохождении противопедикулезной обработки и результаты флюорографического исследования.

Согласно представленным актам указанное предложение истцом не исполнено. Судом первой инстанции было отмечено, что ЦСА функционирует на основании положения «О Центре социальной адаптации «Ясенево» ДСЗН г. Москвы (государственное учреждение)», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения г. Москвы от 08.12.2009 г. № 1461.

В соответствии с п. 3.1 указанного положения, в Центр принимаются бездомные граждане (мужчины старше 18 лет), в том числе не имеющие документов, удостоверяющих личность, по различным причинам утратившие свою жилплощадь и оказавшиеся в критической жизненной ситуации, нуждающиеся в посторонней медико-социальной, социально-бытовой помощи и не имеющие противопоказаний к приему.

В соответствии с п. 3.2 указанного положения противопоказаниями к приему в Центр являются:

  • туберкулез в активной стадии, заразные заболевания кожи и волос, острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих;
  • сильное алкогольное опьянение или признаки приема наркотических веществ;
  • неадекватное поведение, выражающееся в угрозах и оскорблениях сотрудников Центра.
19.01.2006 г. Департаментом социальной защиты населения (далее - ДСЗН) г. Москвы издан приказ № 5 «Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)».

В соответствии с п. 1.5 указанного Единого порядка после приема заявления поступающего гражданина осматривает дежурный фельдшер (врач), который определяет отсутствие медицинских противопоказаний для приема и делает вывод о необходимости направления данного лица на санитарную обработку, размещении его на ночь в изоляторе или общем спальном помещении, о чем делается соответствующая запись в журнале медицинских осмотров и контроля за состоянием пребывающих граждан. Гражданин, отказывающийся от осмотра дежурным фельдшером (врачом), в учреждение не допускается.

В соответствии с п. 1.6 Единого порядка медицинскими противопоказаниями к приему в учреждение социальной помощи являются: туберкулез в активной стадии, заразные заболевания кожи и волос, острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих.

Кассационная инстанция отметила, что, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что истцу не было отказано в приеме в учреждение для временного пребывания, напротив, резолюцией директора ЦСА его решено заселить в установленном порядке. Недопущение в учреждение связано с отказом истца от осмотра врача, что подтверждается объяснительной запиской фельдшера. В силу п. 1.5 «Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи» гражданин, отказывающийся от осмотра дежурным фельдшером, в учреждение не допускается. При этом истец не лишен права пребывания в учреждении при соблюдении им указанных положений, которые обязательны для всех граждан, поступающих в учреждение либо проживающих в нем (а именно при предоставлении запрашиваемых медицинских документов, прохождении соответствующих обработок на усмотрение врача (фельдшера), при наличии показаний).

В кассационной жалобе истец ссылается на то, что решение подлежит отмене, т. к. суд не применил положения п. 2, 8, 10 и 20 Постановления Правительства РФ от 08.06.1996 г. № 670 «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий».

Однако данный довод не может служить основанием для отмены судебного решения, т. к. п. 2 и 8 содержат лишь перечень целей и задач учреждений социальной помощи.

В п. 10 указано, что для оказания первой доврачебной помощи непосредственно в учреждении организуются медицинский пункт, возглавляемый фельдшером (медицинской сестрой), и помещение для проведения санитарной обработки поступающих лиц и их одежды.

Как видно из материалов дела, фельдшер в ЦСА «Ясенево» имеется. При этом ЦСА не имеет пункта проведения санобработки, что не противоречит п. 1.8 приказа ДСЗН г. Москвы № 5 от 19.01.2006 г. «Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)», в соответствии с которым при необходимости по заключению дежурного фельдшера (врача) при наличии в учреждении санитарного пропускника поступающий гражданин проходит санитарную обработку, а при его отсутствии направляется на санитарную обработку в городской санпропускник.

Истцу в связи с изложенным было предложено пройти санобработку на одном из пропускников, от чего он отказался.

При этом кассационная инстанция указала, что данный приказ ДСЗН г. Москвы был издан в соответствии с п. 20 Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, в соответствии с которым прием лиц в учреждение осуществляется в порядке, определяемом Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

Не оспаривая целесообразности единого порядка приема лиц без определенного места жительства и рода занятий в соответствующие учреждения установленного законодательством субъекта, следует отметить, что приказ ДСЗН г. Москвы № 5 от 19.01.2006 г. «Об утверждении Единого порядка приема и работы с бездомными гражданами в учреждениях социальной помощи (центрах социальной адаптации, домах ночного пребывания, социальных гостиницах)» - это подзаконный нормативный акт, изданный органом исполнительной власти субъекта РФ. Однако порядок приема лиц без определенного места жительства и рода занятий определен подзаконным нормативным актом - приказом от 10.09.1996 г. № 224 «Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий», изданным федеральным органом исполнительной власти - Министерством социальной защиты населения Российской Федерации. Таким образом, вышеизложенный довод Московского городского суда о правомерности применения норм данного акта не выглядит бесспорным.

Выводы:

  1. На сегодняшний день в России сложилось несколько типов учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий: дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. Первой формой подобного рода учреждений в современной России стали дома ночного пребывания.
  2. Пребывание лиц без определенного места жительства и рода занятий в указанных учреждениях носит срочный характер. Первоначально он устанавливался федеральным нормативным подзаконным актом и составлял не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году безвозмездно, а сверх указанного срока - за определенную плату. В дальнейшем определение срока пребывания лиц без определенного места жительства и рода занятий в указанных учреждениях было возложено на органы исполнительной власти субъектов РФ. Действующее законодательство как на федеральном, так и на уровне субъекта РФ устанавливает перечень противопоказаний, исключающих нахождение в указанных учреждениях лиц без определенного места жительства и рода занятий. К их числу относятся: туберкулез в активной стадии; заразные заболеваний кожи и волос; острые инфекционные, венерические и иные заболевания, опасные для окружающих, выявленные медицинским работником учреждения при осмотре; психические расстройства; алкогольное опьянение и наркотическое одурманивание.
  3. Действующее федеральное законодательство предусматривает ряд отличий в правовом статусе данных учреждений. Так, прием в дом ночного пребывания осуществляется сотрудником учреждения с обязательным присутствием медицинского работника, который в случае необходимости и при согласии принимаемого производит его осмотр. Прием в социальный приют, социальную гостиницу, центр социальной адаптации производится администрацией учреждения при наличии надлежащим образом оформленной медицинской карты. Недостатком федерального законодательства, определяющего правовой статус учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий, является наличие правовых пробелов, выражающихся в отсутствии императивных норм, обязывающих лиц без определенного места жительства и рода занятий, поступающих в соответствующие учреждения, в обязательном порядке проходить медицинский осмотр.
  4. Принципиально по другому пути идет законодательство субъектов РФ (например, Москвы), которое унифицировало правовые отличие между различными типами учреждений для лиц без определенного места жительства и рода занятий и установило единый порядок приема в них соответствующих граждан. В подзаконных нормативных актах, принимаемых на уровне субъектов РФ, в числе условий приема в соответствующие учреждения прописан медицинский осмотр. Это обусловило сложности в правоприменительной практике, т. к. нижестоящий нормативно-правовой акт, изданный федеральным органом исполнительной власти субъекта РФ, не может ликвидировать правовой пробел, содержащейся в нормативно-правовых актах, издаваемых на федеральном уровне.