Домой / «Вторичка / Удостоверение многодетной семьи кому дают. Дополнительные преимущества в различных сферах услуг. На что имеют право дети из многодетных семей

Удостоверение многодетной семьи кому дают. Дополнительные преимущества в различных сферах услуг. На что имеют право дети из многодетных семей

Государство различным образом оказывает помощь оказавшимся в сложном социальном положении. Именно поэтому для многодетных семей предоставляется большое количество самых разных льгот. Для получения статуса необходимо будет собрать определенный перечень документов, подать их в специальные органы.

Основные моменты

Важным моментом является то, что сам термин «многодетная семья» не имеет какого-либо точного определения в законодательстве. Именно поэтому нередко возникают различные спорные моменты.

В зависимости от региона, где необходимо будет получить данный статус, критерии его присвоения могут достаточно существенно различаться. Процедура оформления удостоверения многодетной семьи имеет свои особенности.

К основным вопросам, рассмотреть которые необходимо будет заблаговременно, относятся следующие:

  1. Что это такое?
  2. Кто может рассчитывать?
  3. Куда обращаться?

Что это такое

Сегодня статус «многодетная семья» позволяет получать множество самых разных льгот. Он подразумевает наличие определенного количества детей на у родителей. При этом такая семья может быть как полной, так и наоборот.

В зависимости от этого предоставляются льготы. Если имеет место мать-одиночка с несколькими детьми, то её будет предложено достаточно множество дополнительных социальных гарантий. Получение официального статуса существенно упрощает жизнь.

Обычно под термином «многодетная семья» подразумевается та, в которой воспитывается не менее 3 несовершеннолетних. При этом чем больше этой величины детей – тем существеннее льготы.

Например, если мать воспитала 5 или же более детей – она имеет право выйти на пенсию . Имеются определенные условия, выполнение которых обязательно дл получения данной льготы.

Важно помнить, что при подсчете детей учитываются:

  • родные;
  • приемные.

Причем необходимо помнить, что приемные должны быть обязательно в соответствии с разработанным в законодательстве алгоритмом.

Данная процедура в случае, если второй генетический родитель жив, требует его согласия. Потому нередко возникают различные осложнения при осуществлении этой процедуры.

При подсчете детей не учитываются следующие:

  1. Находящиеся под .

На данный момент перечень граждан, которые могут получить рассматриваемого типа статус, отражается в специальных нормативных документах.

Основным таким НПД является Указом Президента РФ №431 от 05.05.92 г. .

Сам формат определения какие именно семьи являются многодетными не определяется. Но при этом существует достаточно большое количество косвенных признаков, на основании которых присваивается подобного рода статус.

Обязательно выполнение следующих условий для оформления соответствующего статуса:

Отдельное внимание следует уделить именно перечню оснований, при наличии которых получение статуса будет невозможно.

В перечень таковых входит:

  • если ребенок находится полностью на государственном обеспечении.

Лишение родительских прав – направленная мера воздействия. Целью её является не родитель, но ребенок – защита его прав, сохранение должного уровня жизни.

Именно поэтому если родительские права были полностью , то статус многодетной семьи будет снова присвоен.

Кто может рассчитывать

На первый взгляд может показаться, что определить количество детей достаточно просто. Но в некоторых случаях возникают иные затруднения. Например, совместно проживающие родители содержали совместно 3 детей.

Существует достаточно обширный перечень самых разных нюансов, связанных с составлением подобного рода документов. По возможности предварительно необходимо будет проконсультироваться с квалифицированным юристом.

Это позволит избежать большого количества самых разных затруднений. При отсутствии возможности сделать копии всех необходимых в таком случае документов необходимо будет обратиться с целю изготовления их копии в специальный центр.

На региональном уровне продолжительность проверки всех необходимых документов обычно редко составляет более, чем 30 дней. Данный срок зависит от множества самых разных факторов. С самим заявление стоит обратиться именно родителю.

При этом требуется наличие в столице не только родителей, но и всех детей. В противном случае процесс оформления может вызвать некоторые затруднения.

Само удостоверение действует до момента достижения ребенком 16 лет. В случае же если после этого возраста он все ещё будет продолжать учиться в школе, то необходимо будет обязательно продлить удостоверение.

Для этого снова понадобится собрать все обозначенные выше документы и сдать их в органы социальной защиты или же иным образом. Сам бланк рассматриваемого типа имеет установленную форму. С ней можно ознакомиться в интернете.

Видео: как получить статус многодетной семьи

Особые нюансы

Существует достаточно большое количество самых разных особенностей, нюансов.

В перечень таковых относится:

Все обозначенные выше нюансы отражаются в соответствующих законодательных актах. По возможности стоит ознакомиться со всеми ними. Это позволит избежать большого количества самых разных сложностей, спорных моментов.

Законодательная база

На данный момент основополагающим документом, на основании которого можно получить достаточно обширный перечень различных льгот, является Федеральный закон:

Многодетная семья – одна из категорий населения, которой государство выделяет наибольшее количество всевозможных льгот.

Именно поэтому по возможности стоит обязательно оформить данного типа статус. Но стоит помнить о различного рода сложностях, связанных с этой процедурой.

Удостоверение многодетной семьи

Чем больше детей – тем больше счастья. Очевидная истина, к которой на практике есть существенное дополнение: проблем, в том числе и финансовых, тоже в разы больше. Чтобы получить всю возможную помощь, которую предоставляет государство многодетным семьям, - воспользуйтесь нашей «шпаргалкой».

Первый документ, нужный чтобы оформить выплаты многодетным – это удостоверение многодетной семьи. В большинстве случаев семья считается таковой, если в ней трое детей (в том числе приемных), не достигших 16-ти лет. О возможных нюансах (например, ребенок учится в институте, и до 18-ти лет будет учитываться) узнайте в собесе по месту прописки.

Документы, необходимые для получения удостоверения многодетной семьи

Чтобы получить удостоверение, обратитесь в службу «одного окна» в том районе, где вы зарегистрированы, со следующими документами:

Заявление;
- паспорта обоих родителей;
- фотографии обоих родителей (3Х4);
- свидетельство о браке (или о его расторжении);
- свидетельства рождения детей;
- справка из общеобразовательного учреждения (если кто-то из детей достиг 16тилетнего возраста).

Запрос о том, проживают ли дети совместно с родителями, служба «одного окна» отправляет в соответствующие организации самостоятельно; но в том случае, если кто-то из родителей живет за пределами Москвы, к перечню документов добавляется выписка из домовой книги и справка райадминистрации о том, что он не получал удостоверение по месту жительства.

Необходимые документы для получения выплат

Все льготы, предоставляемые многодетным семьям, оформляются непосредственно в организациях, за это ответственных (школа, детсад, ЖЭК и т.д.). Для их получения вы должны написать заявление, удостоверение многодетной семьи и справку, подтверждающую право на получение льготы. В Москве и Московской области это целый список льгот, в том числе компенсация семидесяти процентов стоимости коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами и прочее (при оформлении удостоверения многодетной семьи настаивайте на том, чтобы вам или выдали, или озвучили полный список – многие родители даже не знают, на какие льготы могут претендовать).

Предусмотренные законом выплаты многодетным семьям оформляются в собесе. Необходимые документы – удостоверение многодетной семьи, свидетельства о рождении детей, справка ЖЭКа о составе семьи (регистрации детей по месту жительства вместе с родителями); если одному из детей больше 16ти лет – справка из общеобразовательного учреждения.

Другие выплаты многодетным семьям

Помимо обязательных пособий по беременности и родам, многодетные родители могут претендовать на следующие выплаты:

1. Единовременная выплата, возмещающая расходы в связи с рождением одновременно 3х и более детей (50 тысяч рублей).

2. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (при рождении второго и последующих детей) – 4 907.85 р.;

3. Ежемесячная выплата, возмещающая расходы, связанные с ростом стоимости жизни:

600 рублей если у вас трое или четверо детей, не достигших возраста 16-ти лет (учащимся – до 18-ти),
- 750 рублей если у вас пять или больше детей.
- в случае, если в семье десять или больше детей – на каждого ребенка ежемесячно выплачивается компенсация 750 рублей;
- если выплата оформляется на многодетную одинокую мать или отца – она составляет полторы тысячи рублей;

4. Ежемесячная выплата, компенсирующая приобретение товаров детского ассортимента - 900 рублей если в семье пять или больше детей (при условии, что дети не достигли 18-ти лет);

5. Ежемесячная выплата, возмещающая рост стоимости продуктов питания (детям до трех лет) – 675 рублей;

6. Ежемесячная выплата, возмещающая расходы на коммунальные услуги и оплату жилья:

522 рубля если в семье трое или четверо детей,
- 1 044 рубля, если в семье пять и более детей;

7. Компенсация платы за телефон – 230 рублей (пока младший ребенок не достигнет 16-ти лет);

8. Если мать, родившая десять или более детей, получает пенсию, то ей назначается компенсационная выплата в размере 10 тысяч рублей на срок оформления пенсии.

Выплаты многодетным семьям, в которых десять и более детей

Кроме того, предусмотрены ежегодные выплаты многодетным семьям, в которых десять и более детей – это 10 тысяч на семью к Международному дню семьи и 15 тысяч к Дню знаний. Раз в год у родителей есть возможность получить и выплату, компенсирующую покупку детской одежды для школы на время обучения – она составляет пять тысяч рублей.

Также родители, воспитывающие семь и больше детей, могут претендовать на медаль или орден Родительской славы. Выплата при награждении орденом – единовременная и составляет сто тысяч рублей.

Проходите перерегистрацию как многодетная семья

Не забывайте, что своевременными выплаты будут только в том случае, если вы регулярно (раз в год) проходите перерегистрацию как многодетная семья. Для этого вы должны предоставить тот же пакет документов, что и для получения удостоверения, плюс само удостоверение. Если вы переезжаете в другой район, вам также нужно обратиться в управу, чтобы сняться с учета; и позже стать на учет уже в другой управе.

Если в семье трое и более детей, она вполне может претендовать на статус многодетной. Какие льготы, скидки и компенсации дает удостоверение многодетной семьи? Где и как получить этот документ?

Многодетная семья: определение и статус

Что такое многодетная семья? Это семья, в состав которой входят три и более ребенка. В условиях демографического кризиса воспитывать такое количество детей решится не каждый. Многодетность сегодня просто не в моде, однако еще несколько десятилетий назад это было нормой.

Семья, в которой только мама, папа и один малыш, а тем более если у него вообще родитель только один, не может обеспечить ребенку нормальной социализации внутри этой ячейки общества. А вот дети из многодетных семей при правильном воспитании вырастают самостоятельными людьми, устойчивыми психически и способными лучше адаптироваться к любым жизненным ситуациям.

Сменить демографическую ситуацию в стране к лучшему правительство стремится всеми силами. Поэтому и принимает меры к тому, чтобы количество детей в семьях увеличивалось, а благосостояние самих семей росло. Одна из таких мер как раз и состоит в выдаче удостоверений многодетной семьи.

Что это за документ и что он дает?

Удостоверение многодетной семьи подтверждает ее статус в официальных инстанциях. Получить его можно по месту жительства, просто обратившись в отдел соцзащиты. Более того, сотрудники этого отдела должны обращать внимание на такую семью регулярно, а не однократно. То есть интересоваться жизнью и уровнем дохода ее членов, оказывать им необходимую поддержку, в том числе и финансовую.

Само собой, государство выделяет средства на различного рода помощь многодетным семьям. Это гуманитарная поддержка, льготы, скидки, путевки, бесплатное обеспечение различными вещами и т.п. Под строительство и фермерское хозяйство отдаются целые участки для многодетных семей. А еще делают все, чтобы родители, что называется, «вздохнули свободнее».

На что имеют право дети из многодетных семей?

  • Бесплатное школьное питание.
  • Бесплатное обучение в школе искусств или в музыкальной школе, например.
  • Бесплатную выдачу учебников.
  • Бесплатную школьную форму или другую одежду, заменяющую ее в данном школьном учреждении, а также спортивную форму.
  • Бесплатные или по льготным ценам путевки на отдых или в детский лагерь.
  • Внеочередной прием в детский сад, льготную оплату или же полное отсутствие оплаты его услуг.
  • Бесплатные лекарства по рецептам.
  • Бесплатный проезд в общественном транспорте (кроме маршрутных такси).
  • Бесплатные или по льготным ценам походы в музеи, выставки, зоопарки, парки культуры и т.п.

Скидки и льготы для многодетных семей

А вот какие льготы заинтересуют в первую очередь родителей:

  • Минимальная скидка в 30 % на оплату коммунальных услуг: вода, отопление, канализация, электроэнергия и так далее.
  • Выделение садово-огородных участков. должны быть как минимум в размере 0,15 гектара.
  • Финансовая поддержка строительства и улучшения жилищных условий. В том числе кредиты на льготных условиях, дотации и ссуды без процентов, компенсирующие расходы на строительство и стройматериалы.
  • Родители 3 и более детей, желающие организовать собственное хозяйство на фермерской или крестьянской основе, тоже получают земельные участки для этих целей. Кроме того, им предоставляются налоговые льготы, снижение арендной платы и материальная помощь на возмещение расходов.

Все это прописано в особом указе президента, включающего в себя меры по поддержке многодетных семей.

Куда обратиться?

Как и где получить удостоверение многодетной семьи? Для этого нужно обратиться в отделение Министерства соцразвития по месту жительства или в Многофункциональный центр, в котором предоставляются государственные услуги.

Обращаться за документом можно матери (или же отцу), состоящей или не состоящей в браке. Главное, чтобы совместно с обратившимся лицом проживало трое или более несовершеннолетних детей. К их числу относится и усыновленный ребенок, а также падчерица или пасынок. Удостоверение многодетной семьи выдается одно на семью.

Какие документы необходимо предоставить?

В органы соцзащиты необходимо принести следующий пакет основных документов:

  • Копия паспорта многодетной мамы или отца (оригинал тоже необходимо будет предъявить).
  • Копии свидетельств о рождении каждого ребенка (с предъявлением оригинала).
  • Справка о месте жительства многодетной семьи (при условии, что в паспорте этих данных нет) или же выписка из домовой книги.
  • Копия свидетельства о браке или о разводе (опять же с подлинником).
  • Пара фотографий заявителя в формате 3 на 4 см.

В некоторых случаях могут понадобиться и копии со следующих документов:

  • Свидетельство об отцовстве или решение суда, вступившее в силу.
  • Решение суда о месте жительства или нотариально заверенное соглашение родителей (если они находятся в разводе) по поводу проживания детей (ребенка).
  • Свидетельство о смерти одного из родителей.

После того как у вас приняли заявку, решение выносится в течение 15 дней. По истечении данного срока происходит либо отказ, либо выдача удостоверений многодетным семьям.

Статус многодетной семьи можно и потерять, соответственно, лишившись и удостоверения. Это происходит в том случае, если:

  • Семья больше не является многодетной.
  • Один из детей находится на полном обеспечении государства.
  • Один из родителей лишается своих прав или получает в них ограничение.
  • Семья переезжает на другое место жительства (в таком случае удостоверение придется получать снова, в другом отделении по прописке).

Помощь многодетным семьям от государства зачастую является решающим фактором для многих из них. Вот почему в последнее время демографическая ситуация стабилизируется, а статус многодетной семьи меняется. Если раньше о ней говорили не иначе как «плодят нищету», то теперь иметь нескольких детей почетно и заслуживает уважения со стороны окружающих.

Сам по себе факт наличия 3 и более детей не является подтверждением статуса многодетной семьи для государственных органов. Чтобы получить льготы и компенсации, положенные по закону, необходимо оформить удостоверение многодетной семьи.

Как по закону должны выдавать удостоверение многодетной семьи?

Рассмотрим нормативное регулирование процесса получения удостоверения многодетной семьи на примере Московской области. В данном регионе этот вопрос регулируется Постановлением Правительства МО от 18.04.2008 № 294/13 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца».

Куда нужно обращаться за удостоверением многодетной семьи?

Подать документы на получение удостоверения можно как лично, так и в электронном виде:
на Портале Госуслуг Московской области ;
через МФЦ;
Управление социальной защиты населения.

Какие документы нужны для получения удостоверения многодетной семьи?

Оформить удостоверение можно, предоставив следующие бумаги:
свой паспорт;
фотография 3*4 лица, которое подает заявление;
документы на ребенка (свидетельство о рождении, свидетельство об установлении отцовства, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, бумаги, подтверждающие наличие опеки или попечительства, решение суда об усыновлении ребенка);
документы, подтверждающие семейное положение – свидетельство о заключении или расторжении брака;
выписка из домовой книги;
соглашение родителей о том, где будет проживать ребенок.
Практически все документы предоставляются в копиях с обязательным предъявлением оригинала. Исключение – фотография и выписка из домовой книги, данные бумаги должны быть в оригинале.
Обратите внимание! Если какие-либо документы вы не смогли скопировать, то сотрудник учреждения, куда вы обратились, должен самостоятельно это сделать.

В какие сроки должны выдать удостоверение многодетной семьи?

По закону за документом вы можете прийти уже через 15 дней после того, как подадите все необходимые бумаги.

Кто может получить удостоверение многодетной семьи?

За получением документа, подтверждающего статус многодетной семьи , могут обратиться следующие представители детей:
родители или законные представители, которые оформили законный брак;
один из родителей (законных представителей), вместе с которым проживают дети.
Прежде чем обращаться за удостоверением, рекомендую уточнить, относится ли ваша семья к категории многодетной по закону. Подробнее об этом можно почитать в моей статье —

А если не вся семья прописана вместе?

Нередко встречаются случаи, когда один из родителей не зарегистрирован по месту проживания вместе с детьми или не все дети зарегистрированы вместе с одним из родителей. Возможно ли в этом случае официально оформить статус многодетной семьи (матери/отца)?
Соцзащита сморит в этой ситуации на справку с места жительства семьи, и соответственно при отсутствии факта совместного проживания детей с родителем выдает отказ в оформлении удостоверения.
Тем не менее, суд в некоторых случаях защищает право многодетной семьи на получение соответствующего статуса. Рассмотрим один пример – судебное решение Московского областного суда от 06.07.2015 по делу N 33-16071/2015. В приведенном примере многодетная мама троих детей обратилась в соцзащиту с заявлением о выдаче удостоверения многодетной матери, но получила отказ в связи с тем, что не все дети были прописаны с ней в квартире. Двое детей были прописаны с отцом.
Суд встал на сторону многодетной матери и учел представленные доказательства, подтверждающие факт совместного проживания всех детей с мамой. В качестве одного из доказательств были предъявлены справки из образовательных учреждений, в которых проходили обучение двое детей, прописанных с отцом. Эти образовательные организации находились рядом с местом проживания истицы.
В решении суда также указано, что ряд льгот для многодетных семей носит федеральный характер и распространяется на всю территорию нашей страны. Поэтому факт регистрации детей в другом регионе не может служить основанием для лишения семьи статуса многодетной.

Как в реальности у меня получилось оформить удостоверение многодетной семьи

Мне хотелось оформить все документы, которые связаны с многодетностью, одним разом, и поэтому я сначала отправилась в МФЦ. Но меня ожидало разочарование – в МФЦ не выдают удостоверение многодетной семьи, а все льготы можно оформить только после его получения. Поэтому пришлось ехать в соцзащиту или правильно данный государственный орган называется – Управление социальной защиты населения по определенному населенному пункту. В некоторых регионах или городах у соцзащиты есть собственный сайт, где можно получить интересующую информацию, например, Балашихинское управление . Если же отдельного сайта нет, то можно поискать данные о днях приема и другую полезную информацию на сайте Администрации города, например, — Лобненское управление .
Постаралась взять с собой все семейные документы с копиями. В кабинете мне дали заполнить небольшое заявление – заполняется оно и папой, и мамой. Так как я была одна, то заполнила данные только на себя. Из документов у меня взяли:
свидетельство о заключении брака;
свидетельства о рождении всех детей;
паспорт;
выписка из домовой книги (срок выдачи – не более 1 месяца);
фотография 3*4.
Вернуться за удостоверением многодетной семьи нужно было через 2 недели. Но готово оно было уже через неделю.
Приехала с паспортом в положенный срок, и мне выдали заветный документ – удостоверение многодетной семьи. Туда включаются сведения о маме, об отце, о детях, а также указывается срок, на который выдается документ. Удостоверение действует до даты исполнения старшему ребенку 18 лет, а дальше при необходимости можно его продлить.
Так как у меня с собой не было фотографии папы и оригинала его паспорта, ему пришлось обращаться в соцзащиту отдельно. Само удостоверение мне сначала выдали без его данных. Затем он уже сам съездил в соцзащиту и в удостоверение вписали информацию о нем, и вклеили фото.

Добрый день, прошу Вас ознакомиться с приложенным документом и если останутся вопросы Вы их зададите и мы на них ответим:

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ «ОФОРМЛЕНИЕ И ВЫДАЧА
УДОСТОВЕРЕНИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ ГОРОДА МОСКВЫ
И ЕГО ДУБЛИКАТА»

  1. Общие положения

1.1. Настоящий административный регламент предоставления государственной услуги «Оформление и выдача Удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата» (далее — государственная услуга) устанавливает последовательность и сроки административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемые по запросу (заявлению) физического лица либо его уполномоченного представителя (далее — Регламент).
1.2. Административные процедуры (действия) и (или) действия, установленные настоящим Регламентом, осуществляются, в том числе в электронном виде, с использованием сведений Базового регистра информации, необходимой для предоставления государственных услуг в городе Москве (далее — Базовый регистр), и Единых требований к предоставлению государственных услуг в городе Москве, установленных Правительством Москвы (далее — Единые требования).
1.3. Удостоверение многодетной семьи города Москвы (далее — Удостоверение) — документ, подтверждающий право на льготы, установленные для многодетных семей законодательством города Москвы.

  1. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

2.1. Оформление и выдача Удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата.

Правовые основания предоставления государственной услуги

2.2. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
Законом города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве»;
постановлением Правительства Москвы от 29 июня 2010 г. N 539-ПП «О передаче функций по подготовке и выдаче документа «Удостоверение многодетной семьи города Москвы» и его дубликата Департаменту социальной защиты населения города Москвы и утверждении Регламента подготовки и выдачи по принципу «одного окна» документа «Удостоверение многодетной семьи города Москвы» и его дубликата»;
постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 446-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте социальной защиты населения города Москвы».

Наименование органа исполнительной власти города Москвы
(организации), предоставляющего государственную услугу,
государственных учреждений города Москвы и иных организаций,
участвующих в предоставлении услуги

2.3. Полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом социальной защиты населения города Москвы (далее — орган власти, предоставляющий государственную услугу) в лице территориальных подразделений органа власти, предоставляющего государственную услугу, — управлений социальной защиты населения районов города Москвы (далее — УСЗН района города Москвы) по месту жительства в городе Москве.
2.4. В целях, связанных с предоставлением государственной услуги, используются документы и информация, обрабатываемые, в том числе посредством межведомственного запроса, с использованием межведомственного информационного взаимодействия с:
2.4.1. Органами записи актов гражданского состояния города Москвы.
2.4.2. Государственными казенными учреждениями города Москвы инженерными службами районов.
2.4.3. Органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.

Заявители

2.5. В качестве заявителей могут выступать один из родителей в многодетной семье, а также (усыновитель), опекун (попечитель), мачеха, отчим из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства в городе Москве.
Если брак между родителями расторгнут, то государственная услуга предоставляется тому родителю, у которого фактически проживают и воспитываются дети (включая усыновленных, а также пасынков и падчериц), в том числе переданные ему на воспитание на основании решения суда.
При регистрации родителей по месту жительства по разным адресам в городе Москве государственная услуга предоставляется одному из родителей по месту его жительства в городе Москве.
2.6. Интересы заявителя, указанного в пункте 2.5 настоящего Регламента, может представлять иное лицо, уполномоченное заявителем в установленном порядке (далее — уполномоченное лицо).
2.7. Основаниями для продления срока предоставления государственной услуги являются:
2.7.1. Рождение (усыновление) четвертого и последующих детей.
2.7.2. Вступление в брак родителей, имеющих детей от предыдущих браков, если в семье после этого становится четверо и более детей.
2.7.3. Зачисление ребенка, достигшего возраста 16 лет, в образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы.
2.7.4. Восстановление родителей в родительских правах или выбытие ребенка с полного государственного обеспечения, если в семье становится четверо и более детей.

Документы, необходимые для предоставления
государственной услуги

2.8. При обращении за получением государственной услуги представляется:
2.8.1. Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (далее — запрос) (приложение к настоящему Регламенту).
2.8.2. Документ, удостоверяющий личность заявителя, с отметкой о регистрации.
2.8.3. Документ, удостоверяющий личность второго родителя (при наличии), с отметкой о регистрации.
2.8.4. Свидетельства о рождении детей или документы, подтверждающие факт рождения и регистрации детей, выданные в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства).
2.8.5. Документ о регистрации детей, с учетом которых предоставляется государственная услуга, по месту жительства в городе Москве, а именно один из следующих:
2.8.5.1. Единый жилищный документ.
2.8.5.2. Домовая книга/выписка из домовой книги.
2.8.5.3. Копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения.
2.8.5.4. Справка, выданная организацией, имеющей жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.д.).
Заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие факт регистрации по месту жительства в городе Москве детей.
2.8.6. Свидетельство об установлении отцовства (при необходимости).
2.8.7. Вступившее в законную силу решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей) либо свидетельство об усыновлении (удочерении).
2.8.8. Фотографии обоих или единственного родителя размером 3 x 4.
2.8.9. Справка об учебе в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы (на детей в возрасте от 16 до 18 лет).
2.8.10. Документ, подтверждающий факт отсутствия второго родителя (в случае обращения в качестве заявителя единственного родителя), а именно один из следующих документов:
2.8.10.1. Справка об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце (матери) ребенка.
2.8.10.2. Свидетельство о смерти второго родителя.
2.8.10.3. Свидетельство о расторжении брака.
2.8.10.4. Вступившее в законную силу решение суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим.
2.8.11. При наличии у супругов детей от предыдущих браков и (или) детей, рожденных до вступления в брак, заявитель дополнительно представляет один из следующих документов:
2.8.11.1. Свидетельство о заключении брака.
2.8.11.2. Свидетельство о смерти второго родителя.
2.8.11.3. Свидетельство о расторжении брака.
2.8.11.4. Вступившее в законную силу решение суда о передаче ребенка (детей) на воспитание одному из родителей.
Заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие факт совместного воспитания детей в семье заявителя, или иные документы по его усмотрению, имеющие непосредственное отношение к нему, для подтверждения права на предоставление государственной услуги.
2.8.12. Решение (выписка из решения) об установлении над несовершеннолетним опеки (попечительства).
2.8.13. Оригинал и (или) заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества, при несоответствии фамилии, и (или) имени, и (или) отчества в документах, представляемых в соответствии с настоящим Регламентом, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность заявителя (второго родителя).
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим.
2.9. При получении доступа к необходимым для предоставления государственной услуги сведениям Базового регистра к заявителю не предъявляется требование о подаче документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указанных в подпунктах 2.8.4 (в части свидетельств о рождении детей), 2.8.5.1 —2.8.5.3 , 2.8.6 , 2.8.10.2 , 2.8.10.3 , 2.8.11.1 —2.8.11.3 , 2.8.12 и 2.8.13 настоящего Регламента.
С согласия заявителя до момента получения доступа к сведениям Базового регистра УСЗН района города Москвы вправе запрашивать в органах и организациях документы, указанные в подпунктах 2.8.5.1 и 2.8.9 настоящего Регламента.
Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
С 1 января 2013 года на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы заявитель имеет возможность заполнения интерактивной формы запроса, приложения к запросу электронных образцов документов.

Услуги, необходимые и обязательные для предоставления
государственной услуги

2.10. Услуги, необходимые и обязательные для предоставления услуги, отсутствуют.

Срок предоставления государственной услуги

2.11. Общим сроком предоставления государственной услуги является день обращения, включая срок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги.

Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления
государственной услуги

2.12. Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
2.12.1. Представленные документы не соответствуют установленным требованиям.
2.12.2. Представлен неполный комплект документов, необходимых для получения государственной услуги, предусмотренный настоящим Регламентом.
2.12.3. В представленных документах содержатся противоречивые сведения.
2.12.4. Запрос подан лицом, не имеющим полномочий на представительство заявителя.
Перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим.
2.13. Письменное решение об отказе в приеме запроса и документов, необходимых для получения государственной услуги, оформляется по требованию заявителя или уполномоченного лица, подписывается начальником УСЗН района города Москвы и выдается с указанием причин отказа.
2.14. Решение об отказе в приеме запроса и документов, представленных в электронной форме, подписывается электронной цифровой подписью (электронной подписью) начальника УСЗН района города Москвы и направляется заявителю по электронной почте и (или) через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы не позднее следующего рабочего дня с даты регистрации запроса.
С 1 января 2013 года отказ в приеме документов может быть направлен заявителю в форме электронного документа через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.
При организации возможности применения электронной цифровой подписи (электронной подписи) электронный документ подписывается электронной цифровой подписью (электронной подписью).
Указанная возможность предоставляется заявителям после получения в установленном порядке доступа к подсистеме «личный кабинет» Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.

Приостановление предоставления государственной услуги

2.15. Основанием для приостановления предоставления государственной услуги являются:
2.15.1. Передача ребенка (детей) под опеку (попечительство) либо помещение на полное государственное обеспечение, если в семье в этих случаях становится менее троих детей независимо от их возраста.
2.15.2. Лишение родителей родительских прав или ограничение в родительских правах.
2.15.3. Снятие семьи с регистрационного учета по месту жительства в городе Москве.
2.15.4. Получение государственной услуги вторым родителем.
2.15.5. Смерть ребенка (если в этом случае в семье становится менее троих детей независимо от их возраста).
Перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги является исчерпывающим.
2.16. Государственная услуга приостанавливается на срок действия обстоятельств, указанных в подпунктах 2.17.1 —2.17.3 настоящего Регламента.
2.17. Решение о приостановлении предоставления государственной услуги подписывается начальником УСЗН района города Москвы и выдается заявителю с указанием причин и срока приостановления.
2.18. Решение о приостановлении предоставления государственной услуги по запросу, поданному в электронной форме, подписывается электронной цифровой подписью (электронной подписью) начальника УСЗН района города Москвы и направляется заявителю по электронной почте и (или) через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.
2.19. Решение о приостановлении предоставления государственной услуги выдается (направляется) заявителю не позднее следующего рабочего дня с даты принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
При предоставлении государственной услуги в электронной форме с 1 января 2013 года заявитель имеет возможность получать информацию о приостановлении государственной услуги через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.
2.20. Продление срока предоставления государственной услуги осуществляется в порядке, предусмотренном разделами 1 — настоящего Регламента.

Отказ в предоставлении государственной услуги

2.21. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
2.21.1. Отсутствие у заявителя права на получение государственной услуги.
2.21.2. Представление заявителем неправильно оформленных или утративших силу документов, если указанные обстоятельства были установлены в процессе рассмотрения документов.
2.21.3. Получение государственной услуги вторым родителем.
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.
2.22. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги подписывается начальником УСЗН района города Москвы и выдается заявителю с указанием причин отказа.
2.23. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги по запросу, поданному в электронной форме, подписывается электронной цифровой подписью (электронной подписью) начальника УСЗН района города Москвы и направляется заявителю по электронной почте и (или) через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы не позднее следующего рабочего дня с даты принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
С 1 января 2013 года отказ в предоставлении государственной услуги может быть направлен заявителю в форме электронного документа через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.
При организации возможности применения электронной цифровой подписи (электронной подписи) электронный документ подписывается электронной цифровой подписью (электронной подписью).
Указанная возможность предоставляется заявителям после получения в установленном порядке доступа к подсистеме «личный кабинет» Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.

Результат предоставления государственной услуги

2.24. Результатом предоставления государственной услуги является:
2.24.1. Выдача Удостоверения.
2.24.2. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
2.25. Документ и (или) информация, подтверждающие отказ в предоставлении государственной услуги, может быть:
2.25.1. Выдан лично заявителю или уполномоченному лицу в форме документа на бумажном носителе.
2.25.2. Направлен заявителю в форме документа на бумажном носителе почтовым отправлением.
С 1 января 2013 года результат предоставления государственной услуги может быть направлен заявителю в форме электронного документа через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.
При организации возможности применения электронной цифровой подписи (электронной подписи) электронный документ подписывается электронной цифровой подписью (электронной подписью).
Указанная возможность предоставляется заявителям после получения в установленном порядке доступа к подсистеме «личный кабинет» Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.
Форма и способ получения информации, подтверждающей отказ в предоставлении государственной услуги, указывается заявителем в запросе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2.26. Сведения о конечных результатах предоставления государственной услуги вносятся в Базовый регистр в следующем составе:
2.26.1. Сведения об отношении жителя (заявителя) к льготным категориям:
2.26.1.1. Получатель льгот (страховой номер индивидуального лицевого счета, далее — СНИЛС) (заявитель).
2.26.1.2. Код льготной категории (указывается по справочнику льготных категорий Базового регистра).
2.26.1.3. Дата начала действия льготной категории (дата выдачи Удостоверения).
2.26.1.4. Основание начала действия льготной категории (решение об оформлении Удостоверения).
2.26.1.5. Дата окончания действия льготной категории (дата окончания срока действия Удостоверения).
2.26.1.6. Основание окончания действия льготной категории (истечение срока действия Удостоверения).
2.26.2. Сведения о доступных мерах социальной поддержки:
2.26.2.1. Получатель мер социальной поддержки (СНИЛС) (заявитель).
2.26.2.2. Код меры социальной поддержки (указывается по справочнику мер социальной поддержки Базового регистра).
2.26.2.3. Дата начала действия меры социальной поддержки (дата выдачи Удостоверения).
2.26.2.4. Основание начала действия меры социальной поддержки (решение об оформлении Удостоверения).
2.26.2.5. Дата окончания действия меры социальной поддержки (дата, до которой действует Удостоверение).
2.26.2.6. Основание окончания действия меры социальной поддержки (истечение срока действия Удостоверения).
2.26.3. Сведения о предоставленных мерах социальной поддержки:
2.26.3.1. Получатель мер социальной поддержки (СНИЛС) (заявитель).
2.26.3.2. Код меры социальной поддержки (указывается по справочнику мер социальной поддержки Базового регистра).
2.26.3.3. Дата заявления на предоставление мер социальной поддержки (дата подачи заявления об оформлении Удостоверения).
2.26.3.4. Дата предоставления меры социальной поддержки (дата выдачи Удостоверения).

Плата за предоставление государственной услуги

2.27. Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно.

Показатели доступности и качества государственной услуги

2.28. Качество и доступность государственной услуги характеризуется следующими показателями:
2.28.1. Сроком предоставления государственной услуги является день обращения, а в случае запроса УСЗН района города Москвы недостающих документов составляет не более 7 рабочих дней.
2.28.2. Время ожидания в очереди при подаче запроса — не более 60 минут.
2.28.3. Время ожидания в очереди при получении результата предоставления государственной услуги — без очереди.

Порядок информирования о предоставлении
государственной услуги

2.29. Информация о предоставлении государственной услуги размещается:
2.29.1. На стендах в помещениях УСЗН районов города Москвы.
2.29.2. На официальном сайте органа власти, предоставляющего государственную услугу.
2.29.3. На Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.
При предоставлении государственной услуги в электронной форме с 1 января 2013 года заявитель имеет возможность получать информацию о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы.

  1. Состав, последовательность и сроки выполнения

административных процедур, требования к порядку
их выполнения, особенности выполнения административных
процедур в электронной форме

Последовательность административных процедур

3.1. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
3.1.1. Прием (получение) запроса и документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги.
3.1.2. Обработка документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги.
3.1.3. Принятие решения о предоставлении государственной услуги с внесением сведений о конечном результате услуги в Базовый регистр либо об отказе в предоставлении государственной услуги.
3.1.4. Выдача Удостоверения заявителю или направление документов и (или) информации, подтверждающих отказ в предоставлении государственной услуги.

Прием (получение) запроса и документов (информации),
необходимых для предоставления государственной услуги

3.2. Основанием для начала выполнения административной процедуры является поступление запроса и документов (информации) на предоставление государственной услуги.
3.3. Должностным лицом, ответственным за выполнение административной процедуры, является специалист УСЗН района города Москвы (далее — должностное лицо, ответственное за прием документов).
Должностное лицо, ответственное за прием документов:
3.4. Осуществляет прием запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в соответствии с Едиными требованиями.
3.5. Комплектует запрос и представленные документы в личное дело обслуживаемого лица.
3.6. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет 20 минут.
3.7. Результатом административной процедуры являются:
3.7.1. Сформированное личное дело обслуживаемого лица, содержащее запрос и представленные документы.
3.7.2. Отказ в приеме документов.

Обработка документов (информации), необходимых
для предоставления государственной услуги

3.8. Основанием для начала административной процедуры является поступление личного дела обслуживаемого лица.
3.9. Должностным лицом, ответственным за выполнение административной процедуры, является специалист УСЗН района города Москвы (далее — должностное лицо, ответственное за обработку документов).
Должностное лицо, ответственное за обработку документов:
3.10. Проводит анализ сведений, содержащихся в запросе, представленных документах, и сведений, полученных в результате межведомственного информационного взаимодействия, и устанавливает наличие права заявителя на предоставление государственной услуги.
3.11. На основании анализа имеющихся сведений готовит проект решения УСЗН района города Москвы о предоставлении государственной услуги и оформляет макет Удостоверения либо проект решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
3.12. Обеспечивает проведение контроля правомерности предоставления государственной услуги либо отказа в предоставлении государственной услуги и визирование проекта решения (в случае отказа в предоставлении государственной услуги) у руководителя структурного подразделения УСЗН района города Москвы.
3.13. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет 20 минут.
3.14. Результатом административной процедуры являются:
3.14.1. Проект решения и макет Удостоверения.
3.14.2. Проект решения об отказе в выдаче Удостоверения.

Принятие решения о предоставлении государственной услуги
с внесением сведений о конечном результате услуги в Базовый
регистр либо об отказе в предоставлении
государственной услуги

3.15. Основанием для начала административной процедуры является поступление личного дела обслуживаемого лица и проекта соответствующего решения.
3.16. Должностным лицом, ответственным за выполнение административной процедуры, является начальник УСЗН района города Москвы (далее — должностное лицо, ответственное за принятие решения).
Должностное лицо, ответственное за принятие решения:
3.17. Принимает решение в порядке, установленном Едиными требованиями, подписывает макет Удостоверения и ставит печать УСЗН района города Москвы.
3.18. Обеспечивает внесение сведений, характеризующих конечный результат предоставления государственной услуги, в Базовый регистр в установленном порядке.
3.19. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет 10 минут.
3.20. Результатом административной процедуры является:
3.20.1. Удостоверение, оформленное в соответствии с законодательными актами города Москвы.
3.20.2. Решение УСЗН района города Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги.
3.20.3. Сведения, характеризующие конечный результат предоставления государственной услуги в Базовом регистре.

Выдача Удостоверения заявителю или направление документов
и (или) информации, подтверждающих отказ в предоставлении
государственной услуги

3.21. Основанием для начала административной процедуры является поступление личного дела обслуживаемого лица и соответствующего решения.
3.22. Должностным лицом, ответственным за выполнение административной процедуры, является специалист УСЗН района города Москвы (далее — должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги).
Должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги:
3.23. В случае принятия решения о предоставлении государственной услуги:
3.23.1. Обеспечивает передачу Удостоверения заявителю.
3.23.2. Помещает экземпляр соответствующего решения в личное дело обслуживаемого лица.
3.24. При оформлении дубликата Удостоверения в случае его порчи изымает ранее выданное Удостоверение у заявителя.
3.25. В случае принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги направляет заявителю копию решения со всеми представленными документами с указанием порядка обжалования.
3.26. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет 10 минут.
3.27. Результатом административной процедуры являются:
3.27.1. Выдача Удостоверения заявителю.
3.27.2. Выдача (направление) заявителю копии решения УСЗН района города Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги.

  1. Формы контроля за исполнением

административного регламента

4.1. Контроль за исполнением настоящего Регламента осуществляется органом власти, предоставляющим государственную услугу, и Главным контрольным управлением города Москвы в формах, установленных Правительством Москвы.
4.2. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами УСЗН района города Москвы положений настоящего Регламента и иных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений осуществляется начальником УСЗН района города Москвы и уполномоченными им должностными лицами.
4.3. Перечень должностных лиц, осуществляющих текущий контроль, утверждается начальником УСЗН района города Москвы.

  1. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

УСЗН района города Москвы и действий (бездействия)
должностных лиц УСЗН района города Москвы

Заявитель может сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) должностных лиц УСЗН района города Москвы, нарушении положений настоящего Регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики в орган власти, предоставляющий государственную услугу, и (или) в Главное контрольное управление города Москвы по телефонам, почтовым адресам, адресам электронной почты, размещенным на официальном сайте органа власти, предоставляющего государственную услугу, официальном сайте Главного контрольного управления города Москвы, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы, в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.