Домой / Проверка личности Продавца квартиры / Профайлинг как метод создания психологического портрета потенциального преступника на этапе организации предварительного расследования. Три реальных секретных материала, расследовавшихся фбр

Профайлинг как метод создания психологического портрета потенциального преступника на этапе организации предварительного расследования. Три реальных секретных материала, расследовавшихся фбр

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ.


Черкасова Е. С.
Профайлинг как метод создания психологического портрета потенциального преступника на этапе организации предварительного расследования.

Вестник НГУ, серия: Право, 2013, т.9, выпуск 1, стр. 72-75.


В настоящее время во многих научных изданиях обсуждаются проблемы применения в правоохранительной и правоприменительной деятельности знаний о личности и поведении лиц, совершающих насильственные преступления. Данные, полученные в результате зарубежных и отечественных научных исследований, позволяют выделить новое направление в психологическом обеспечении профессиональной деятельности правоохранительных органов, использовать это направление на уровне профессиональной компетенции в процессе выявления, раскрытия и расследования преступлений. Речь идет о совокупности психологических методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения, названного профайлингом .

Изначально термин «профайлинг» (профилирование) употреблялся в контексте составления поискового психологического портрета (профиля) неизвестного лица по следам на месте преступления.

В настоящее время профилирование личности применяется в двух контекстах в рамках деятельности правоохранительных органов иностранных государств. Первый - функционирование программы задержания насильственных преступников, разработанной в 1985 г. в ФБР под руководством П. Брукса и Р. Рёсслера с целью способствования раскрытию серийных преступлений насильственного характера.

Понятие «профайлинг» в другом контексте служит для обозначения технологии наблюдения и опроса пассажиров в ходе предполетного досмотра с целью выявления потенциально опасных лиц при авиаперелетах. Данное направление, на наш взгляд, представляется перспективным в деятельности таможенных органов.

В основу применения метода профайлинга необходимо включить результаты научных исследований в области поведенческого постоянства преступников, совершающих коррупционные, террористические преступления, осуществляющих незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, а также совершающих серийные сексуальные преступления. Одновременно с этим целесообразно оценить возможности использования психологических знаний в целях идентификации как самих преступлений, так и преступных посягательств . В настоящее время отечественный опыт в этом направлении описывает различные модели психологического портретирования (профилирования) неустановленного лица (преступника, нарушителя) для установления поисковых признаков его причастности к совершению преступления. Необходимость научного обоснования доказывания причастности потенциально подозрительного лица к совершению преступления или к посягательству на совершение такового лежит в плоскости интеграции в практическую правоохранительную деятельность знаний, средств и методов, сформированных в таких научных отраслях, как криминология, криминалистика, психиатрия, психология. К настоящему времени накоплен большой объем сведений, касающихся теоретических и прикладных аспектов изучения феномена лжи и скрываемой информации в рамках психологического обеспечения служебной деятельности. Для решения этой задачи перспективным является изучение элементов субъективной психологической стороны криминального деяния - некоторых аспектов в поведении преступника, отражающих его личностные характеристики, объединенные в его профиль. Концептуально метод опирается на положение о том, что все криминалистические характеристики преступления являются косвенным или прямым отражением личности и поведения виновного. История относит период составления первого психологического портрета к 1888 г., когда британский хирург Томас Бонд составил поисковый портрет личности Джека Потрошителя.

Интересен в плане вышеизложенного известный апробированный зарубежный опыт. Так, вопросами портретирования преступника в практической деятельности правоохранительных органов занимались специалисты ряда зарубежных стран: США, Великобритании, Канады. В результате были созданы несколько самостоятельных моделей (профилей): географическая модель Д. Россмо (Канада), модель Д. Кантера (Великобритания), модель ФБР (США) .

Сотрудниками отдела поведенческих наук Академии ФБР в США (Квантико, штат Вирджиния) в конце 1970-х гг. была разработана программа психологического профилирования. Определение данного метода было дано Р. Ресслером: «процесс идентификации всех психологических характеристик индивидуума, составляющих общее описание личности, основанный на анализе совершенных им преступлений» . Тщательному анализу подвергались криминалистические характеристики различных видов преступлений, в том числе, например, террористического характера, с одновременным исследованием личностных и поведенческих особенностей находящихся в заключении преступников. Сопоставление этих данных позволило установить статистически значимые связи между признаками лица, совершившего преступление и признаками им совершенного криминального деяния. Несколькими годами позже была разработана методика составления психологического профиля неустановленного преступника. В ходе практического применения данной методики происходила поведенческая реконструкция события преступления . Данная процедура последовательно включала в себя:

Сбор данных, значимых с точки зрения психологической интерпретации;

Выявление логики и мотивационной стороны выполнения действий в общей картине преступления;

Определение последовательности выполнения преступником тех или иных действий;

Установление характеристик и поисковых признаков виновного;

В качестве наглядного примера необходимо привести данные о практическом опыте применения профилирования личности при расследовании сексуальных убийств. Ю. М. Антонян предлагает относить к сексуальным убийствам случаи противоправного лишения жизни, которые связаны с сексуальными переживаниями, сексуальными влечениями и мотивами, сексуальной жизнью человека и его сексуальными отношениями . Это убийства, которые могут и не сопровождаться собственно сексуальными действиями, например изнасилованием, но по своему внутреннему содержанию и субъективному смыслу обусловливаются сексуальной жизнью виновного, его отношениями с представителями противоположного пола. В таких убийствах сексуальная мотивация прослеживается на уровне переживаний преступника, высказываемых им намерений либо поведения в виде манипуляций с половыми органами жертвы, включая символические сексуальные действия.

Для решения этой задачи изучение элементов субъективной психологической стороны криминального деяния - некоторых аспектов поведения преступника, отражающих его личностные характеристики и проявляющихся с определенным постоянством в рамках серии преступлений, являются эффективным на этапе расследования .

К методологическим основам профайлинга в деятельности правоохранительных органов, можно отнести исследования П. Экмана , В. Фризена, К. Шерера, М. Цукермана, Б. Де Пауло, В. А. Лабунской, О. Фрайя и др. Основное методологическое положение заключается в том, что лица, собирающиеся совершить уголовное преступление, характеризуются наличием определенного набора подозрительных признаков во внешности, поведении, путевых документах и в перевозимых вещах. Изучение и систематизация данных признаков дает возможность создания профиля потенциального преступника, на основании которого каждый человек может классифицироваться как неопасный или потенциально опасный. Все мероприятия, проводимые в рамках рассматриваемой технологии, призваны подтвердить или опровергнуть данное утверждение. Соответственно под профайлингом понимается выявление потенциально опасных лиц, относящихся к категории не установленных или установленных ранее.

Д. Дуглас, К. Манн, оценивая криминальное поведение преступников (в частности серийных убийц), разграничили способ действия преступника (modus operandi) и его так называемый автограф (signature), который чаще всего называется «почерком преступления». Данное понятие характеризует способ действия, необходимый для достижения криминальной цели. Почерк преступления (почерк преступника) состоит из совокупности операциональной стороны преступной деятельности, ее динамичной составляющей (меняющейся под влиянием опыта) и адаптивной составляющей (подверженной влиянию ситуативных факторов). В почерке проявляется смысловая сторона криминального поведения, которая наиболее индивидуализируема, постоянна во времени, ситуационно устойчива и не является необходимой для достижения криминальной цели . Почерк преступника, указывая на динамику его когнитивных и эмоциональных процессов, лежит в основе мотивации поведения преступника, что в конечном счете является косвенным отражением его личности, образа жизни, смысла жизни, сексуального опыта и мн. др. .

Д. Дуглас, К. Манн обосновывают необходимость анализа, например, почерка серийного убийцы (signature analysis), в ходе которого посредством психологической интерпретации данных о преступлениях открывается возможность выявления в ряде криминальных актов признаков поведенческого постоянства. Важным аспектом профилирования является акцентирование внимания на «уликах преступного поведения», к которым, например, при проведении следственных действий (допроса или очной ставки), относятся:

1) общая неадекватность психологического состояния;

2) неестественность и наигранность в поведении при контактах с сотрудниками правоохранительных органов;

3) отрешенность от происходящего вокруг (симптом суицидального человека, что свойственно ряду сексуальных преступников и террористов).

К профайлинговым психотехникам необходимо отнести применение различных техник общения и влияния на потенциального преступника с целью быстрого установления контакта и получения необходимой информации.

Создание и функционирование системы научно-методического обеспечения служебной деятельности правоохранительных органов невозможно без соответствующих специалистов, владеющих комплексом знаний, методов и технологий в области профайлинга, основанного на криминологических, криминалистических, психиатрических, психологических технологиях, применение которых необходимо в целях повышения эффективности решения служебных задач. В настоящее время необходимо включить в программу повышения квалификации сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, ФСБ России, МВД России элементы психотехнологии профайлинга как метода невербальных профилей эмоциональных состояний потенциально опасных субъектов (подозреваемых в совершении преступлений, совершивших преступления, в том числе террористического характера и др.). Также важным в ходе предварительного следствия является участие профессиональных психологов, имеющих специальную подготовку в области поведенческого анализа (профайлинга). Привлечение профайлеров в группы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, является эффективным для производства предварительного расследования по наиболее сложным уголовным делам. Данную практическую деятельность эффективно направить на обеспечение раскрываемости и пресечения убийств, бандитизма, терроризма, экономических и коррупционных преступлений, а также преступлений в отношении несовершеннолетних и престарелых лиц, а специализацию профайлеров проводить в учреждениях высшего профессионального образования, в том числе и по линии ведомственной принадлежности.


Список литературы

1. Анфиногенов А. И. Психологическое портретирование неустановленного преступника. М., 2002.

2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. 246 с.

3. Canter D., Heritage R. A Multivariate Model of Sexual Offence Behavior // The Journal of Forensic Psychiatry. 1989. Vol. 1.

4. Ressler R., Burgess A., Douglas J. Criminal Profiling Research on Homicide. Unpublished Research Report. N. Y., 1982.

5. Лаговский А. Ю., Скрытников А. И., Тележникова В. Н., Бегунова Л. А. Составление психологического портрета преступника: Учеб.-метод. пособие. М., 2000.

6. Самовичев Е. Г. Оценка розыскного значения признаков поведения преступника на месте преступления // Проблемы использования нетрадиционных психофизиологических методов в раскрытии преступлений: Сб. науч. тр. / Под ред. А. И. Скрыпникова и др. М., 1995.

7. Феофанов О. А. Агрессия лжи. М.: Политиздат, 1987. 318 с.

8. Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопр. психологии. 1993. № 2. С. 92-99.

9. Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 1999. 272 с.

10. Фрай О. Детекция лжи и обмана. М.: ОЛМА-Пресс, 2005. 176.

11. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. М.: Питер, 2001. 360 с.

12. Филонов Л. Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М.: Изд-во МГУ, 1979. 99 с.

13. Филонов Л. Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М.: Академия МВД, 1983. 80 с.

К этой теме меня подвигла радиобеседа с журналистом Михаилом Бузукашвили на радио «Надежда», в которой мы затронули тему незаконности провоцирования совершения преступлений…
Основанием для нее послужила заметка в The Chicago Tribune: житель Чикаго Сами Самир Хасун на суде признался, что в 2010 году забросил в мусорный контейнер на оживленной улице города рюкзак, в котором, как он полагал, находилась бомба. При этом взрывное устройство в действительности было нерабочим, а рюкзак несостоявшемуся террористу передали работавшие под прикрытием агенты Федерального бюро расследований (ФБР), тем самым инициировавшие совершение преступления… Свои 35 лет отсидки он заработал с помощью… ФБР!
По данным официальной статистики, структуры внутренней безопасности США работают сейчас настолько успешно, что слова: «Живи спокойно, страна!» из сказки стали былью. «Ну вот и замечательно!» - говорит американский народ родному правительству и президенту, когда видит очередных арестованных террористов и их пособников, получающих свои десятки лет отсидки по всей справедливости законов США. И невдомек нам, что порой ради улучшения отчетности о раскрываемости преступлений полиция и ФБР (особенно ФБР) пользуются далеко не конституционными методами. Нет-нет, не подумайте, что я против применения силовых методов на допросах в борьбе с настоящими преступниками или за курортные условия их содержания. Б-же упаси!
В данном случае речь идет о тех преступлениях, которые планируются в ФБР и провоцируются этой организацией, точнее, ее агентами-информаторами и «инвестигейторами»-следователями. Настоящих преступников еще поймать надо, а тут другой метод под руками. Почему бы его не использовать? Сотрудники ФБР ловят неустойчивых людей, которые за деньги или льготы, или страшась угроз, соглашаются под воздействием агентов-провокаторов совершить преступление. Не правда ли, эти действия порой напоминают картину фабрикации дел в приснопамятных 40–50-х годах XX столетия, именуемых временами культа личности Сталина?
Спланировать якобы теракт и найти его исполнителя - дело тонкое, но зато какие дивиденды можно срубить…. Чтобы не быть голословным, предлагаю вашему вниманию, уважаемые читатели, интервью с Тревором Аронсоном.

Г-н Аронсон - научный сотрудник Калифорнийского университета в Беркли. Он работает в программе по изучению следственных учреждений типа ФБР. Тревор целый год изучал, как ФБР рекрутирует новых информаторов, и написал об этом статью в Mother Jones magazine.
– Известно, что ФБР ничего не рассказывает о своих информаторах в преступной среде, но иногда подробности все же всплывают. Так, в 1976 году один из комитетов Конгресса США выяснил, что у ФБР было 1500 таких информаторов. Через четыре года ФБР сообщило Конгрессу, что имеет 2 800 информаторов. В наше время, после 11 сентября 2001 года, число информаторов ФБР выросло до 15 тыс. человек.
– Люди становятся информаторами ФБР по разным причинам. Одна из главных причин при расследовании терроризма - в том, что иммигранты уязвимы, чем может воспользоваться ФБР. То есть если ФБР хочет завербовать информатора и знает, что он нарушил иммиграционное законодательство, то это будет серьезным рычагом воздействия.
– Ваша группа ученых изучила 500 дел. Во многих участвовали информаторы. К каким выводам вы пришли?
– Информаторы использовались в половине из этих 500 дел. В некоторых случаях способ их использования был ожидаемым: они предупреждали ФБР о преступных (террористических) намерениях кого-либо. В других делах роль информаторов была шире и почти равна роли провокаторов, предоставлявших преступнику не только возможность, но и средства совершения преступления.
– То есть вы хотите сказать, что ФБР способствовало возникновению сценария преступления, которое само по себе могло и не состояться?
– Именно так. Знаете, в этой связи стоит упомянуть одно дело в штате Иллинойс - дело Деррика Шарифа. Ему не повезло. Он работал в магазине видеоигр, и к нему обратился информатор. Деррик проявил интерес к тому, чтобы совершить какое-нибудь преступление на территории США. Информатор его к этому подталкивал и даже познакомил с агентом ФБР, который сыграл роль торговца оружием. Этот «торговец оружием» был готов снабдить Деррика гранатами, но у того совсем не было денег, даже 100 долларов на покупку гранат у этого агента ФБР. В результате агент ФБР согласился принять в оплату за гранаты от Деррика динамики (аудиоколонки). В конце концов им удалось привлечь Шарифа к суду за терроризм, и он получил 35 лет тюрьмы.
Думаю, это дело поднимает такой вопрос: была бы у Деррика Шарифа возможность совершить преступление, если бы не информатор ФБР и не секретный агент ФБР, давшие ему средства и возможность совершить преступление?
– Критики методов работы ФБР с информаторами говорят, что здесь была подстроена ловушка, что ФБР само создает для людей возможность совершать преступления.
– В ответ ФБР говорит, что оно пресекает возможные попытки этих террористов совершать террористические акты, и неважно, кто предоставил им возможность и средства для этого.
– Есть ли признаки готовности ФБР сократить эту программу, или они собираются и дальше продолжать ее полным ходом?
– Думаю, что информаторы очень важны для ФБР. И это касается не только мусульманских общин. Информаторы помогают расследованиям ФБР независимо от того, что расследуется. Поэтому о сокращении информаторов и свертывании программ провоцирования актов терроризма речи нет.

Что-то трещит в здании американской демократии… Вот-вот появятся первые трещины, если вовремя не вернуться к строгому соблюдению конституционных законов. И вспомнилось мне, что два года назад трое мужчин, осужденные за попытку поджога синагоги в Нью-Йорке, получили каждый по 25 лет тюрьмы. Дело вызвало широкие споры - ведь преступники получили фальшивые бомбы из рук сотрудников ФБР. Критики говорят, что это была подстава, а судья заявила, что ее руки были связаны.
Тогда Дэвид Вильямс, отец одного из осужденных, сказал: «Правительство не должно делать ловушки для людей, строить заговоры и разрабатывать планы, а затем выбирать жертв и сажать их на 25 лет!»
Я готов согласиться с Дэвидом. Иначе как можно жить под дамокловым мечом провокаций! Или вы другого мнения, друзья?

Быков А.В.

Вопросы борьбы с организованной и насильственной преступностью как в США, так и в европейский странах актуализировались в 1970 – 1980-е гг. В этот же период стало уделяться особое внимание вопросам методики расследования преступлений, совершаемых организованной преступностью.

После выборов в 1980 г. президентом США Рональдом Рейганом были в разы увеличены средства на проведение тайных операций ФБР – в 1981 г. денег на эти цели выделили на 480% больше, чем в 1978 г. <1>.

——————————–
<1> Николайчик В.М. США: полицейский контроль за обществом. М., 1987. С. 114.

По мнению бывшего тогда министром юстиции США У. Смита, “тайные операции – один из наиболее эффективных и успешных инструментов расследования, во многих делах этот инструмент является единственным методом борьбы со злом” <2>.

Причем, по заявлению директора ФБР, тайные операции не только приводят к возмещению нанесенного преступниками материального ущерба, но и в сотни раз окупают выделенные на эти цели средства – в 1979 г. ФБР истратило на тайные операции 3600000 долл., а возместило в казну в результате их проведения 190000000 долл. <3>.

——————————–
<3>

Ярким примером успешной и эффективной борьбы с коррупцией и организованной преступностью в США стали операции “Абскам” и “Брайлэб”, проведенные ФБР в конце 1970-х гг. и получившие широкое освещение в прессе <4>.

——————————–
<4> См.: U.S. News and World Rep. 1980. Feb. 18. P. 19; Time. 1980. Feb. 18. P. 10; June. 10. P. 16 – 17; New York Times. 1980. Sept. 28. P. 1.

В операции “Абскам” участвовало до 100 агентов ФБР, она продолжалась около двух лет и стоила примерно 800000 долл., охватив Вашингтон, Филадельфию и Майами.

Ключевой фигурой операции был тайный агент ФБР, выступавший в роли ближневосточного шейха-миллионера, якобы желавшего вложить свои деньги в казино в штате Нью-Джерси, а также в бизнес, связанный с разработкой американских залежей титана и других полезных ископаемых. “Шейх” и его помощники (также агенты ФБР) стремились с помощью взяток получить содействие некоторых коррумпированных конгрессменов в осуществлении этих мероприятий. Встречи и переговоры с конгрессменами, а также с их представителями и иными “объектами” операции происходили в специально оборудованном необходимой аппаратурой доме – резиденции “шейха”. Все происходившее в доме фиксировалось с помощью видеозаписи и транслировалось по закрытому телеканалу, который постоянно наблюдал один из помощников министра юстиции США (одна из форм контроля за работой ФБР). Все полученные таким образом доказательства легли в основу обвинения и были предъявлены в суде (в соответствии с решением Верховного Суда США, вынесенного в 1972 г., не считается провокацией (“ловушкой”), “если лицам, намерившимся совершить преступление, предоставляется возможность осуществить свой противоправный замысел”) <5>.

——————————–
<5> Николайчик В.М. Указ. соч. С. 121.

Некоторые материалы операции “Абскам” позволили параллельно провести другую операцию – “Брайлэб”. С этой целью ФБР учредило фиктивную страховую фирму в городке миллионеров Калифорнии – Беверли Хиллс. Глава одной из семей мафии согласился по просьбе “фирмы” дать крупную взятку большим чиновникам в штате Луизиана для получения выгодных страховых контрактов. В результате операции были осуждены на длительные сроки лишения свободы несколько руководителей одного из ведущих преступных кланов США и их покровители в одном из штатов.

Мы не случайно приводим примеры из времени, уже ставшего историей – 8 лет руководства Соединенными Штатами президентом Р. Рейганом.

В науке и на практике разработаны общие рекомендации по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. При расследовании преступлений надо учитывать и методики, разработанные по видам преступлений (методика расследования убийств, вымогательств, контрабанды и т.д.).

Нельзя не учесть тот факт, что ФБР крайне неохотно раскрывает тактику своей деятельности – о современных операциях напишут не раньше, чем через 20 – 30 лет. И это, по нашему мнению, абсолютно правильно. Из соображений “национальной безопасности” ФБР старается не раскрывать механику своей контрразведывательной работы <6>. То же самое правило действует и в отношении подразделений бюро по борьбе с организованной преступностью – ФБР дает необходимую информацию и тесно сотрудничает лишь с очень узким кругом специально отобранных журналистов, исключая утечку о тактике проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий. И хотя методы ОРД во всем мире универсальны, в США их никогда не предают огласке – хороший пример для некоторых российских руководителей прокуратуры и полиции, чья излишняя откровенность и желание “засветиться” перед СМИ на различных пресс-конференциях приводит к ненужным осложнениям при раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений.

——————————-
<6> Чернер Ю. ФБР: история и реальность. М., 2003. С. 471.

Возможно, стабилизация также происходит и на “приемлемом” (Н. Кристи), либо на “естественном” уровне, за которым их дальнейшее снижение по закону “насыщения” преступности весьма проблематично (Э. Ферри освещал вопрос сокращения преступности “до несократимого минимума”) <7>.

——————————–
<7> Николайчик В.М. Указ. соч. С. 114.

Сокращение преступности в США, вероятно, нельзя не признать “временным исключением”, это не эпизодический статистический факт, а результат совокупного воздействия продолжительных и планомерных усилий государства, непосредственно направленных на кардинальное изменение криминальной ситуации в стране, и опосредованного влияния целого ряда иных факторов социальной жизни, связанных с повышением уровня экономического и политического развития общества, со сменой возрастных когорт, с изменением психологического климата и с ощутимым прогрессом на пути к более благополучной жизни <8>.

Что известно про ФБР? Федеральное бюро расследований является подразделением американского Минюста и подчиняется его главе, который никто иной, как генеральный прокурор США. Бюро обладает несколькими функциями, включает в себя контрразведку, политическую полицию и уголовный розыск. Из-за этого ФБР считается уникальной спецслужбой в мире.

Соответствуя своим функциям, ФБР занимается тремя направлениями:

Обеспечивая национальную безопасность, ФБР функционирует как главная контрразведывательная служба Соединенных Штатов. Тем не менее ФБР не является монополистом в контрразведывательной деятельности. Этим занимаются и другие американские спецслужбы, включая и ЦРУ .

Обеспечивая внутреннюю безопасность, Бюро выявляет «внутренних врагов» государства. Это лица и организации, ставящие цели по свержению американской власти, наносящие ущерб госинтересам, а также нарушающие законные права граждан страны. За эту задачу еще с 1936-го года в ФБР берется так называемая внутренняя разведка. Она собирает данные об экстремистских правых и левых организациях для определения степени их опасности для политсистемы США и устанавливает меру их отношений с иными государствами.

Начиная с 1982-го года, ФБР стало главной структурой борющейся с терроризмом в самих Соединенных Штатах. А в 1984-м году ФБР расследует все теракты, в каких пострадали американские граждане за рубежом.

Американские полицейские ограничены границами своих штатов. Вследствие этого Бюро исполняет роль федеральной полиции, при этом расследуются преступления, которые были совершены в нескольких штатах. Более того имеется до 250-ти разновидностей преступлений, которые считаются «федеральными».

Структура ФБР

Что известно про ФБР структуру? Из имеющихся открытых источников можно с точностью описать ее.

Глава ФБР, который является его директором, назначается на этот пост американским президентом, а Сенатом утверждается. Рекордное время пребывания на этой должности принадлежит Эдгару Гуверу — 48 лет. Вряд ли его кто-нибудь превзойдет, потому что теперь пребывание на этом посту ограничено десятилетним периодом.

Глава ФБР имеет только одного заместителя, который исполняет обязанности босса в случаях его отлучки, а также оказывает ему помощь в будничной деятельности всех служб (кроме тех, кто имеет непосредственное подчинение шефу). Кроме этого, в высшем руководстве Бюро имеются четырнадцать помощников главы ФБР: одиннадцать из которых приходятся главами управлений ФБР, а три оставшихся — это начальники самых крупных в стране вашингтонских, нью-йоркских и лос-анджелесских офисов.

Еще одним важным органом в ФБР является созываемая один раз месяц исполнительная конференция. На ее заседаниях решаются самые насущные проблемы.

Главное здание ФБР со штаб-квартирой расположено в Вашингтоне. Еще в Соединенных Штатах имеются региональные (в дословном переводе – «полевые») офисы в количестве 56 единиц (включая Пуэрториканский офис), а также до 400 отделений ФБР. Так, в самом крупном отделении в Нью-Йорке насчитывается до 2000 человек персонала, из них 1100 – это спецагенты. 24 американских города располагают специальными подразделениями по борьбе с оргпреступностью.

Структурные подразделы ФБР

Структурный состав ФБР складывается из 11 управлений:

Инспекционное управление

Находится в непосредственном подчинении директору ФБР. Ведет надзор за всеми структурами ведомства. Проверяет законность, дисциплину, инструкции и профпригодность персонала. Ведет и внутренние расследования.

Управление по борьбе с терроризмом

Складывается из двух оперативных подразделений. Одно занимается делами, связанными с международными, а другое – с внутренними террористическими организациями. Кроме того, в управление входят:

Нацотдел домашней защиты

Нечто похожее на Гражданскую оборону. Занимается координацией всех усилий федеральных служб, служб штатов, местной власти при подготовке к защите населения от ОМП.

Наццентр защиты инфраструктуры

Занимается расследованиями всего того, что связанно компьютерными преступлениями.

Отдел нацбезопасности

До 1994 года называлось управлением контрразведки. Занимается координацией расследований, по противодействию иноземным разведслужбам, а также внутренней безопасностью в ФБР. Состоит из основных четырех отделов.

Три отдела занимаются организацией и координацией в Соединенных Штатах мероприятий, связанных с «разработкой» зарубежных учреждений, а именно с их персоналом для раскрытия резидентов и лиц американского происхождения и иностранцев, которые могут подозреваться в контактах с иностранной разведкой.

Четвертый координирует контрразведку, полицию, ЦРУ и прочие американские правительственные ведомства, а также контактирует со специальными службами и органами полиции иных государств. Отдел имеет в своем распоряжении специальную секцию, которая руководит действиями ФБРовцев в американских посольских учреждениях по всему миру. Контрразведывательные мероприятия за пределами своего государства ФБР, как правило, координирует с ЦРУ.

Управление криминальных расследований

Расследует уголовные преступления, которые американское законодательство относит к федеральным. В основном это касается особо опасных преступлений против гражданских лиц, которые совершались с отягчающими обстоятельствами: грабежи, преступления с использованием воздушного, морского и железнодорожного транспорта, мошенничество или вымогательство с помощью государственной документации, с печатями, и пр, а также нарушения законов, связанных с приобретением, хранением и применением всех видов оружия.

К другой группе относятся расследования правонарушений с так называемыми «беловоротничковыми преступлениями». Также есть отдел по борьбе с оргпреступностью.

Подразделение расследовательных служб

Занимается координацией действий во всех структурах ФБР, а также в его международной деятельности. В составе управления имеется группа по экстренному реагированию для координирования мероприятий в кризисных ситуациях, которые преимущественно связаны с терактами.

Управление служб информации по уголовным преступлениям

Централизованно делает то, что собирает и хранит всю информацию об уголовных преступлениях, которые поступают не только от полевых агентов ФБР, но и от местной полиции, а также от иных учреждений, федерального и местного подчинения. Управление располагает собираемыми досье, а также централизованной картотекой с отпечатками пальцев.

Служба информресурсов

Это подразделение занимается информационными системами в ФБР. Оно обеспечивает централизацию сбора, обработки и использования необходимых сведений, а также необходимую для их бесперебойной работы техническую инфраструктуру.

Управление админслужб

До 1999-го года именовалось управлением персонала. Занимается вопросами подбора и расстановки персонала, рекрутингом новых агентов и т. д. В его составе имеется также отдел специальных проверок. Одной из его основных задач является проверка особ, которые предлагаются к назначению на высокие должности Белого дома, Конгресса США, Министерства юстиции и самого Федерального Бюро Расследований, а также вопросы допуска к гостайнам.

Кроме того, в управлении занимаются медицинским обслуживанием, социальным страхованием и пенсионным обеспечением экс-агентов ФБР, а также их безопасностью.

Финансовое

Занимается контролем финдеятельности ФБР.

Лабораторное

В 2000 году в Квантико в месторасположении Академии Федерального Бюро Расследований построили новую лабораторию вместо старой, которая располагалась в здании штаб-квартиры ФБР. Новейшая лаборатория является одной из самых крупных на планете. Ее оснастили самым лучшим и самым современным криминалистическим оборудованием.

Учебное

Располагается в штате Вирджиния, в том же Квантико, где и размещена Академия ФБР. Кроме руководства самой Академией, управлением производится руководство всеми учебно-тренировочными программами в Бюро.

Отделы Федерального Бюро Расследований

Кроме управлений, в структурах ФБР находятся отделы:

Имеет непосредственное подчинение главе ФБР. Это юридический советник главы и прочего руководства Бюро. Ведет надзор за следованием персоналом законодательства функциональных обязанностей и инструкционных предписаний ФБР.

Профответственности

Расследует преступления и серьезные правонарушения, совершаемые персоналом ФБР. Также, здесь выносятся решения о выявленных в процессе следственных мероприятий фактов дисциплинарных нарушений. Тесно взаимодействует с инспекционным управлением.

Обеспечения равных служебных возможностей

Ведет надзор за тем, чтобы при зачислении на службу в ФБР и продвижении по карьерной лестнице не выявлялись факты какого-либо вида дискриминации. Например, таких как расовая, религиозная, по национальному признаку, половая, возрастная и сексуальная дискриминация.

По связям с общественностью и Конгрессом

Занимается взаимодействием с законодателями, СМИ, а также общественными деятелями и организациями.

История ФБР

Прямым правопредшественником ФБР было сформированное в июле 1908 года американским президентом Рузвельтом Бюро расследований. С предложением по организации в Министерстве юстиции специализированной структуры по уголовному и политическому сыску выступил еще весной того же года генпрокурор Чарльз Бонапарт, который приходился внуком младшему брату Наполеона Бонапарта и старым знакомым президента. Первоначально эта идея не была встречена американскими законодателями с энтузиазмом. Характерно, что приказ генпрокурора об образовании БР, отдавался явно с президентским одобрением, а датировался 1 июля 1908 года, еще до утверждения Конгрессом.

Кроме дел с чистым криминалом, «специальные агенты» – так именовались тогда сотрудники БР — занимались сравнительно небольшим числом преступлений на экономической почве, например с экономическими махинациями. Через несколько лет количество служащих БР увеличилось до трехсот специальных агентов, плюс еще до трехсот человек, которые были вспомогательными служащими. Далее Бюро занималось открытием своих филиалов в больших городах и в районе мексиканской границы. Таким образом, оно брало на себя роль координатора полицейской деятельности в каждом штате.

До 1935 Бюро еще несколько раз переименовывалось, пока не обрело современное наименование, тогда весь мир и услышал про ФБР. Первым и самым известным главой, которого был ранее упоминавшийся Эдгар Гувер.

Во время «криминальных войн» в 1930-е годы агентами ФБР арестовывались или расстреливались преступники, известные по грабежам, похищениям людей и убийствам по всему государству. Благодаря этим эффективным спецоперациям ФБР дало основательный бой нахлынувшему криминалитету, который особенно поднимал голову в период, когда была так называемая «Великая депрессия». ФБР также сыграло основную роль в снижении авторитета, который имел тогда Ку-Клукс-Клан. Научную Детективную Лабораторию Криминалистики, именуемой Лабораторией ФБР, торжественно открыли в 1932 году, что считалось значительным достижением Гувера.

В 1940-1970 годы Бюро расследовало случаи шпионской деятельности против Соединенных Штатов и союзнических государств, а в период Второй мировой войны арестовали восемь немецких диверсантов, которые готовили саботажные операции.

В 1971 году предали огласке секретную программу ФБР - COINTELPRO, которая действовала с 1956 года. Тогда спецагенты проводили незаконные провокации по отношению к ряду американских общественных организаций.

В 1983 году в ФБР создали Национальную группу по освобождению заложников. Это было формирование спецподразделения, которое занималось проведением спецопераций в освобождением заложников.

Самая крупномасштабная операция ФБР по численности привлеченных спецагентов признана та, в которой арестовывались пуэрториканские полицейские осенью 2010 года. Их подозревали в коррупционных деяниях и поддержке наркоторговли. В период проведения этой операции тогда арестовали приблизительно сто тридцать полисменов, а в самой операции принимали участие примерно тысяча спецагентов ФБР.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них