Домой / Мелочи недвижимости / Эвакуация и рассредоточение персонала объектов экономики и населения. Эвакуация и рассредоточение Общие обязанности эвакуируемых

Эвакуация и рассредоточение персонала объектов экономики и населения. Эвакуация и рассредоточение Общие обязанности эвакуируемых

Рассредоточение и эвакуация населения - один из способов защиты населения от оружия массового пора­жения. Под рассредоточением понима­ют организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и разме­щение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в во­енное время. К категории рассредото­чиваемых относится также персонал объектов, обеспечивающий жизнедея­тельность города (например, работни­ки коммунального хозяйства). Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения их в загородной зоне по­сменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по оконча­нии работы возвращаются в загород­ную зону на отдых.

Эвакуация представляет собой ор­ганизованный вывоз или вывод из го­родов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне осталь­ного населения, а также вывоз или вывод населения из зон возможного за­топления. В отличие от рассредоточен­ных эвакуированные постоянно прожи­вают в загородной зоне до особого распоряжения.

Загородная зона представляет со­бой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах. Каждому предприятию, уч­реждению, учебному заведению города, из которого планируется рассредоточе­ние и эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения насе­ления, который в зависимости от ко­личества рабочих, служащих и членов их семей может включать один или не­сколько расположенных рядом насе­ленных пунктов.

Районы расселения рассредоточиваемых рабочих и служащих в заго­родной зоне должны находиться на таком удалении от города, которое обеспечило бы их безопасность, а на переезд людей для работы в город и их обратное возвращение в загород­ную зону для отдыха затрачивалось бы минимальное время.

Районы расселения рассредоточи­ваемых целесообразно также распола­гать вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных маги­стралей.

Расселяют рабочих, служащих и членов их семей с соблюдением произ­водственного принципа. При этом со­храняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен в город на работу и обеспечение людей питанием, медицинским обслужива­нием.

Рабочих и служащих объекта, пе­реносящего свою производственную деятельность в загородную зону, раз­мещают вблизи имеющихся или вновь создаваемых производственных баз за районами размещения рабочих и слу­жащих предприятий, продолжающих работать в городе. Эвакуированное население, не связанное с производст­вом и не являющееся членами семей рассредоточиваемых рабочих и служа­щих, размещают в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуированное из зон возможного за­топления, - в населенных пунктах, на­ходящихся вблизи этих зон.

Рассредоточение и эвакуация во много раз снижают плотность населе­ния городов, а, следовательно, и поте­ри населения могут быть значительно уменьшены.

Рассредоточение и эвакуация ра­бочих, служащих и членов их семей организуются и проводятся по произ­водственному принципу, т.е. по линии объектов, а эвакуация населения, не связанного с производством, - по тер­риториальному принципу - по месту жительства через домоуправления, жилищно-эксплуатационные конторы и дирекции эксплуатации зданий (ДЭЗ). Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Непосредственно организацией и проведением эвакуационных меропри­ятий занимаются начальники и штабы гражданской обороны объектов и эва­куационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Рассре­доточение и эвакуацию организуют и проводят после получения распоряже­ния о их проведении.

Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды общественного транспорта (железнодо­рожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными производственными и хозяйственными перевозками, а также транспорт инди­видуального пользования.

Для вывоза населения железнодо­рожным и водным транспортом ис­пользуются пассажирские железнодо­рожные составы и пассажирские теп­лоходы, а при их недостатке - и товарные вагоны, грузовые суда и бар­жи. Предусматриваются более уплот­ненная загрузка вагонов и судов, а также увеличение длины поездов.

Вывоз рассредоточиваемого и эва­куируемого населения автотранспор­том обычно планируется на неболь­шие расстояния. Для этого использу­ются автобусы и приспособленные для перевозки людей грузовые автомоби­ли. Определенная часть населения, особенно подлежащая эвакуации, мо­жет выводиться пешим порядком. Вы­вод населения пешим порядком орга­низуется колоннами по дорогам, не за­нятым другими перевозками или по обозначенным маршрутам и колонным путям.

Для организованного движения пе­ших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают со­став колонны, маршрут движения, ис­ходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения; районы и продолжительность прива­лов; медицинские пункты и пункты обогрева; промежуточный пункт эва­куации (ППЭ), порядок и сроки выво­да (вывоза) колонны из этого пункта в район постоянного размещения; сиг­налы управления и оповещения.

Часто используют комбинированный способ, который позволяет провести эвакуацию в кратчайшие сроки. Сущ­ность комбинированного способа эва­куации состоит в том, что массовый вывод населения из городов пешим по­рядком сочетается с вывозом всеми ви­дами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.

Все работы по организации и про­ведению рассредоточения и эвакуации населения осуществляются в соответ­ствии с планом и указаниями началь­ника ГО объекта. Для руководства рассредоточением и эвакуацией насе­ления на объекте создается эвакуаци­онная комиссия, а на крупных объек­тах, кроме того, могут создаваться также сборные эвакуационные пункты (СЭП). Приказом начальника ГО объ­екта создается администрация СЭП. Председателем объектовой эвакуаци­онной комиссии назначается один из заместителей руководителя объекта.

Рассредоточение и эвакуация на­селения проводятся через сборные эва­куационные пункты. Под них обычно отводятся школы, клубы и другие об­щественные здания. Предназначаются СЭП для сбора, регистрации и отправ­ки населения, эвакуируемого транспор­том, на станции, пристани и другие пункты посадки, а эвакуируемого в пе­шем порядке (пешими колоннами), - на исходные пункты пешего движения. СЭП организуют обычно вблизи же­лезнодорожных станций, платформ, портов, пристаней, а для населения, выводимого пешим порядком, - вбли­зи маршрутов вывода в назначенные районы.

На территории СЭП и вблизи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновремен­но находиться на пункте. Каждому СЭП присваивают номер; к нему при­писывают ближайшие объекты народ­ного хозяйства, а также ДЭЗ, ЖЭК, население которых будет эвакуиро­ваться через данный СЭП.

Получив распоряжение о проведе­нии рассредоточения и эвакуации, на­чальник ГО объекта организует вы­полнение эвакуационных мероприятий в соответствии с планом и распоряже­нием старшего начальника.

Население объекта о начале эва­куации оповещается через предприя­тия, учреждения, учебные заведения, ДЭЗ, милицию, а также радиотранс­ляционную сеть и местное телеви­дение. Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, населе­ние должно немедленно подготовить и взять с собой документы, деньги, необ­ходимые вещи и запасы продуктов и явиться на сборный эвакуационный пункт в строго определенное время.

В случае, если рабочих и служа­щих разместить вместе с семьями не представляется возможным, членов их семей эвакуируют отдельно в более от­даленные районы по направлению рас­средоточения (эвакуации); время их явки на сборный эвакуационный пункт будет установлено особо.

Прибывших на сборный эвакуаци­онный пункт людей регистрируют, группируют по вагонам железнодорож­ного эшелона или по автомашинам (судам) и в назначенное время выво­дят к пунктам посадки на транспорт. Представители объекта совместно с администрацией станции (пункта, при­стани) осуществляют посадку людей в вагоны, автомашины, суда и поддер­живают установленный порядок.

На каждый железнодорожный эше­лон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну - старший автоколонны, на каждый железнодорожный вагон - старший вагона. Начальники железно­дорожных эшелонов и старшие авто­колонн должны принимать все меры к тому, чтобы выдержать график дви­жения транспорта и прибыть на соот­ветствующую станцию (пункт) в заго­родной зоне в установленное время.

Вывод населения объекта пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитан­ным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч движения. Численность пеших колонн может колебаться от 500 до 1000 чело­век. Для удобства управления колон­ну следует разбивать на группы по 50-100 человек, а во главе групп на­значать старших. Старшие групп обя­заны проверять численность налично­го состава, не допускать в группы по­сторонних лиц и следить, чтобы не было отстающих. Скорость движения колонн на маршруте следует выдержи­вать в пределах 4-5 км/час, а дистан­ции между колоннами-до 500 м.

При совершении марша через каж­дые 1-1,5 ч движения делают малые привалы продолжительностью 10-15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают боль­шой привал на 1-2 ч, как правило, за пределами зоны возможных разрушений. На малых привалах людям ока­зывают необходимую медицинскую по­мощь, проверяют состав колонн (групп), оказывают помощь отстаю­щим, предоставляют людям кратковре­менный отдых. За время привала рас­тянувшиеся колонны подтягиваются. На большом привале, помимо этого, организуют прием горячей пищи.

При проведении рассредоточения и эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на СЭП, станциях (портах, пристанях) посад­ки развертывают медицинские пункты. На каждый поезд (судно) назначают 1-2 работников со средним медицин­ским образованием, а в состав пешей колонны включают 1-2 медицинских работников и 1-2 сандружинницы;

Не допускается употребление загрязненных продуктов пита­ния и воды и принимаются другие меры предосторожности.

Эвакуация производится из тех районов, где пребывание населения может привести к заражению выше допустимых пре­делов и где нельзя обеспечить его защиту другими способами. Решение на эвакуацию принимается начальником ГО области (края, республики без областного деления).

Эвакуация проводится после тщательной подготовки людей, транспорта, изучения маршрутов движения с учетом радиацион­ной обстановки. Население заранее предупреждается о времени и порядке эвакуации, транспорт подается к местам нахождения населения (к подъездам домов), погрузка и перевозка людей производятся на крытых транспортных средствах в короткие сроки по маршрутам с наименьшими уровнями радиации во из­бежание переоблучения людей. В период движения ведется ра­диационная разведка и дозиметрический контроль. Население доставляется до границы зоны загрязнения, а затем пересажи­вается на незагрязненный РВ транспорт и доставляется в места размещения.

При выезде на незагрязненную территорию производится контроль зараженности людей и выводимого транспорта. При необходимости производится санитарная обработка людей, дез­активация одежды, имущества и транспорта.

В зонах загрязнения проводятся мероприятия по дезактива­ции территории, сооружений, оборудования, техники и других объектов, выполняются мероприятия по пылеподавлению, ве­дется контроль загрязненности сельскохозяйственной продукции. Организуется охрана зданий и имущества.

Способ защиты населения - прием, применяемый для сокращения или предотвращения потерь населения от воздействия современных средств поражения в военное время, а также поражающих факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызванных техногенными авариями и стихийными бедствиями.

Эвакуация населения считается одним из основных способов защиты населения и заключается в перемещении населения из городов и районов, по которым наиболее вероятно применение в условиях военного времени современных средств поражения, в загородную зону.

Загородная зона - это территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, а также вне зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) и подготовленная для обеспечения жизнедеятельности местного и эвакуируемого населения.

Общие положения по организации эвакомероприятий в военное время

Эвакомероприятия в военное время планируются и осуществляются в целях:

Снижения вероятных потерь населения категорированных городов и сохранения квалифицированных кадров специалистов;

Обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время,

Обеспечения условий создания группировок сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвидации последствий применения потенциальным противником современных средств поражения.

В современных условиях в целях обеспечения защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения было бы желательно эвакуировать в загородную зону всех жителей крупных городов. Однако часть городского населения должна будет остаться в городах для продолжения производственной деятельности. Для их защиты предусматривается строительство защитных сооружений в непосредственной близости от рабочих мест. При этом свободная от работы смена будет рассредоточена в загородной зоне для отдыха. Организуется подвоз рабочих смен на объекты.

Рассредоточение гражданского персонала - это Комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и размещению в загородной зоне гражданского персонала организаций, продолжающих работу в этих городах и населенных пунктах в военное время.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

Уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

Организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

Рассредоточиваемые рабочие и служащие размещаются в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

В целях обеспечения организованной доставки рабочих смен в категорированный город на работу и обратно в загородную зону на отдых в срок, не превышающий суммарно 4-х часов, в исключительных случаях по решению Начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации разрешается размещать их в зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие и не занятые в производстве в военное время члены их семей.

При невозможности их совместного размещения из-за ограниченной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредоточиваемых рабочих и служащих размещаются в других населенных пактах загородной зоны на том же эвакуационном направлении.

Кроме объектов, продолжающих производственную деятельность в военное время в городах, в них располагаются органы управления, научно-исследовательские учреждения, конструкторские бюро, учебные заведения, учреждения культуры, быта, торговли, здравоохранения, а также другие предприятия, производственная деятельность которых может быть перенесена из города в загородную зону.

Большую группу представляют предприятия и учреждения, прекращающие производственную деятельность в категорированных городах. Рабочие и служащие этих объектов после проведения эвакуации переходят для продолжения трудовой деятельности на другие предприятия или в сельское хозяйство.

Эвакуация населения по планам ГО - это Комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, гражданского персонала организаций переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее в военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения проживающего в зоне катастрофического затопления.

Как для условий мирного, так и для условий военного времени выделяются общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения, подлежащих данной мере защиты.

В военное время до начала общей эвакуации возможно проведение, по специальному распоряжению правительства, заблаговременной или частичной эвакуации нетрудоспособного и не занятого в производстве населения, к которому относятся:

Студенты общеобразовательных учреждений, учащиеся ПТУ и школ-интернатов;

Воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и специальных детских учреждений;

Пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых;

Преподаватели, воспитатели и обслуживающий персонал вышеперечисленных учреждений, отправляемые вместе с указанными категориями населения.

Срок проведения данных мероприятий не более 5 суток.

При планировании эвакомероприятий в военное время необходимо учитывать, что в расчет численности населения, подлежащего эвакуации, не включаются :

Военнообязанные, имеющие мобпредписания;

Нетранспортабельные больные и обслуживающий их персонал.

На всей территории страны принят территориально-производственный принцип организации и проведения эвакомероприятий.

Вывод в загородную зону рабочих и служащих (как рассредоточиваемых, так и эвакуируемых), членов их семей организуется по предприятиям, учреждениям и учебным заведениям, т.е. по производственному принципу .

Население, не занятое в производстве и сфере обслуживания, эвакуируется через ЖЭК и домоуправления по месту жительства, т.е. по территориальному принципу .

Современный уровень развития средств нападения, возможность их внезапного применения требует искать такие способы проведения эвакомероприятий, которые позволили бы завершить их в минимальные сроки.

Основными способами являются:

Эвакуация пешим порядком;

Вывоз населения всеми видами транспорта;

Комбинированный.

Наиболее полно отвечает современным условиям комбинированный способ, сущность которого состоит в том, что вывод пешим порядком части населения сочетается с одновременным выводом остального населения всеми видами транспорта, свободного от воинских и срочных хозяйственных перевозок.

Транспортом в первую очередь вывозятся:

Медицинские учреждения;

Население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);

Рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах;

Сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).

Остальное население планируется выводить пешим порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях. Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны..

Категории и численность населения, рассредоточиваемого и эвакуируемого транспортом и пешим порядком могут уточняться в областях и городах в зависимости от наличия транспорта, состояния дорожной сети, времени года и других условий.

Проведение рассредоточения и эвакуации населения может осуществляться в особый период только по специальному распоряжению Президента РФ или по его поручению распоряжением НГО РФ Председателем Совета Министров Правительства РФ. Оно должно быть начато не позднее 4 часов после получения распоряжения и завершено в сроки, не превышающие:

из городов с населением до 500 тыс.чел. до 12 часов;

из городов с населением до 1 млн.чел. до 20 часов;

из городов с населением свыше 1 млн.чел., а также для других городов в которых по местным условиям нельзя провести эвакуацию в указанные сроки время на проведение эвакуации уточняется начальниками ГО республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, на территории которых они находятся, а для городов федерального значения НГО РФ.

Начало эвакуации время отправки первых поездов, судов, автоколонн и пеших колонн, окончание эвакуации время вывода (вывоза) из зон возможных сильных разрушений (за границу проектной застройки городов, отнесенных к группам по ГО) и зон затопления (зоны ЧС в мирное время) всего населения (за исключением работающей смены объектов, продолжающих работу в городах в военное время).

Эвакуацию населения по планам ГО предусматривается проводить:

Из городов, отнесенных к группам по ГО (категорированных городов);

Из населенных пунктов с объектами особой важности;

Из населенных пунктов с железнодорожными станциями первой категории по ГО;

Из населенных пунктов, расположенных в зонах возможных сильных разрушений вокруг объектов особой важности;

Из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления (при этом эвакуация производится с получением распоряжения на эвакуацию из НП, для которых время добегания волны прорыва составляет 4 часа и менее, а из остальных пунктов при непосредственной угрозе затопления).

Для определения порядка и очередности вывода (вывоза) людей из городов, назначения районов их размещения в загородной зоне все население городов распределяется на три группы:

1-я группа (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие объектов, продолжающих свои производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;

2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) - рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону;

3-я группа остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.

Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленных производственных базах в загородной зоне.

На объектах, в ЖЭК и домоуправлениях составляются эвакуационные списки в трех экземплярах. С возникновением угрозы нападения противника списки уточняются, а при проведении эвакомероприятий один экземпляр остается на предприятии (в ЖЭК), второй на СЭП, третий в районной (городской) эвакуационной комиссии.

На основании данных о численности населения по группам определяют:

  • состав и численность населения для вывода пешим порядком;
  • состав и численность населения для вывоза различными видами транспорта; потребность в транспорте для эвакуационных перевозок населения и материальных ценностей;
  • возможность размещения населения в загородной зоне, обеспечения его защитными сооружениями, продовольствием, медицинским и бытовым обслуживанием.

Важным условием в подготовке к эвакуации населения является заблаговременный выбор районов размещения эвакуируемого населения в загородной зоне.

Выбранный район для размещения в загородной зоне должен обеспечить:

  • условия защиты эвакуированного населения от поражающих факторов ядерного оружия (поражающих факторов ЧС);
  • благоприятные возможности для подвоза на работу рабочих и служащих предприятий, продолжающих производственную деятельность в городе;
  • необходимые условия для функционирования эвакуированных предприятий, учреждений и организаций и для жизни населения;
  • благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Эвакуируемое население целесообразно размещать, как правило, на территории своей области (края, республики). Исключение могут составить крупные города, население которых частично может размещаться на территории нескольких областей.

Каждому предприятию и учреждению определяется район размещения, в зависимости от его численности, этот район может включать несколько близко расположенных населенных пунктов. Эвакуируемое население будет размещаться по квартирам и домам местных жителей (как правило планируется подселение 2 -3 человек на одного проживающего). Кроме того, в этих целях используются различные учреждения соцкультбыта: санатории, пансионаты, дома отдыха, турбазы, лагеря отдыха школьников и др.

При выборе районов размещения в загородной зоне (безопасном районе) нельзя упускать из виду, что на базе предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений создаются невоенизированные формирования. Интересы готовности сил ГО к проведению работ в возможных очагах поражения после нападения противника требуют, чтобы между населенными пунктами, где размещаются невоенизированные формирования, были постоянная надежная связь и удобные дороги с выходом на основные маршруты выдвижения к городу.

Районы размещения городского населения и порядок его вывоза в загородную зону определяются решением администраций субъектов федераций с учетом создания условий для продолжения производственной деятельности предприятий в городе, транспортных возможностей, наличия жилого фонда и обеспечения создания группировки сил ГО, предназначенных для ведения АСДНР в очагах массового поражения (заражения).

Районы размещения рассредоточиваемого населения должны выбираться, как правило, по производственно-территориальному принципу и располагаться вдоль железных и шоссейных дорог на удалении 3 5 км от пунктов выгрузки (время пешего перехода до места размещения не должно превышать 1 час) и обеспечивать минимальную затрату времени на подвоз рабочих смен в город и обратно не более, чем за 4 часа. В целях безопасности районы размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения должны располагаться за зоной возможных разрушений. Дальняя граница районов размещения определяется с учетом емкости загородной зоны и транспортных возможностей.

Члены семей рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих во время войны производственную деятельность в категорированных городах, подлежат размещению, как правило, совместно с главами семей. Однако при недостаточной емкости районов рассредоточения они могут размещаться в более отдаленных пунктах, но на тех же эвакуационных направлениях, на которых размещаются главы семей. Этот вопрос решают органы ГО соответствующих административно-территориальных единиц, исходя их конкретных условий и реальных возможностей.

Рабочие и служащие объектов экономики, переносящих свою деятельность в загородную зону, размещаются вблизи имеющихся или создаваемых производственных баз, как правило, за районами размещения рабочих и служащих предприятий, продолжающих работу в категорированных городах.

Рабочие и служащие объектов, прекращающих работу в военное время, а также население не занятое в сфере производства и обслуживания размещаются в более отдаленных районах загородной зоны, а население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического затопления в населенных пунктах вблизи этих зон.

В целях создания необходимых условий для размещения, обеспечения и защиты эвакуируемого населения начальники гражданской обороны областей, их органы управления ГОЧС и службы ГО в мирное время проводят мероприятия по развитию загородной зоны:

расширение предприятий питания;

строительство санаториев, домов отдыха, пансионатов, пионерлагерей, оздоровительных детских учреждений;

накопление фонда защитных сооружений;

оборудование водоисточников, дорог, станций выгрузки и др.

Вся подготовительная работа организуется и проводится начальниками ГО областей и соответствующими органами управления ГО ЧС, совместно с подчиненными органами управления и эвакоорганами и включает:

определение городов и других населенных пунктов, откуда необходимо проводить эвакуацию, а также численности эвакуируемого населения;

выбор и подготовку районов размещения населения в загородной зоне;

определение транспортных возможностей по вывозу населения и материальных ценностей, а также распределение населения по видам транспортных средств;

планирование вывода населения пешим порядком и эвакоперевозок;

планирование приема, размещения и обеспечения населения в загородной зоне;

подготовку эвакуационных органов и населения;

определение порядка подвоза рабочих смен на объекты, продолжающие производственную деятельность в городе.

Руководство рассредоточением и эвакуацией населения осуществляют начальники гражданской обороны областей через органы управления ГОЧС и эвакуационные органы. Непосредственную ответственность за рассредоточение и эвакуацию несут начальники ГО городов, городских районов и объектов.

Начальники гражданской обороны некатегорированных городов и сельских районов, их штабы, службы и эвакоприемные комиссии организуют прием прибывающего населения, его размещение, трудоустройство, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости, медицинской помощью, бытовым обслуживанием и защитными сооружениями.

Командующие войсками военных округов и флотами организуют взаимодействие по вопросам планирования и проведения эвакуационных мероприятий между органами управления ГО, военкоматами и начальниками гарнизонов, оказывают помощь начальникам гражданской обороны соответствующих административно-территориальных единиц в организации и проведении рассредоточения и эвакуации населения.

Особенности эвакуации населения при угрозе и возникновении ЧС в мирное время

Эвакуация населения (в мирное время по планам предупреждения и ликвидации ЧС) комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население, будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или экономически нецелесообразна, определяются в соответствии с Критериями принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) соответствующих начальников гражданской обороны.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения осуществляется начальниками гражданской обороны (комиссиями по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий эвакуационными органами, создаваемыми главами администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и органы управления ГОЧС соответствующего уровня.

Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

Эта подготовительная работа организуется и проводится начальниками гражданской обороны руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и органы управления ГОЧС.

В мирное время задачи МЧС ограничиваются первоочередным жизнеобеспечением эваконаселения на период до 7 суток, поскольку по истечении этого срока, если не произойдет реэвакуация эвакуированных должны зарегистрироваться в органах Федеральной миграционной службы (ФМС) в качестве переселенцев. После этого обеспечение жизнедеятельности данного контингента целиком возлагается на ФМС.

В мирное время из зоны ЧС планируется к эвакуации все население.

В мирное время планируется вывоз всего эваконаселения транспортом (за исключением аварии на химически опасных объектах, когда часть населения может выводиться пешим порядком за пределы зоны химического заражения).

Таким образом, мы с вами рассмотрели общие положения по организации рассредоточения и эвакуации населения в военное время, остановились на особенностях эвакуации населения при угрозе и возникновении ЧС. В следующем учебном вопросе мы рассмотрим задачи, структуру и порядок работы непосредственных исполнителей планирования, организации и проведения эвакомероприятий эвакуационных органов.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В отдельных ситуациях (например, при возникновении катастрофического затопления, длительном радиоактивном загрязнении местности) этот способ является наиболее эффективным.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

  • по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, катастрофического затопления и др.;
  • по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
  • по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим, комбинированным способом;
  • по длительности проведения: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная — до 1 месяца; продолжительная - более месяца;
  • по времени начала проведения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.

Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения в зависимости от обстановки.

Одним из действенных мероприятий по защите от ЧС (в основном военного характера) является рассредоточение. Рассредоточение — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточению подлежит персонал:

  • уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;
  • организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи и т.п.).

Рассредоточиваемый персонал размещается в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

Эвакуация, рассредоточение персонала объекта экономики и населения.

Способы защиты от электромагнитных полей.

1)Организация мероприятий

Рациональное размещение излучателя, ограничение времени пребывания в электромагнитных полях, защита расстоянием.

2)Инженерно технические меры:

а) коллективная защита (секторное блокирования излучений)

б) локальная защита (экранирование стен и оконных проемов, использование радиопоглощающих материалов)

в) индивидуальные средства защиты (фартуки, радиозащитные костюмы)

3)Лечебно – профилактические мероприятия: медосмотр, санатории

Экранирование.

Экраны бывают отражающие и поглощающие. Отражающие экраны изготавливают из хорошо отражающих материалов, помещая экран в электромагнитные поле, при этом возникают токи Фуко которые порождают свое вторичное поле и складываясь гасят друг друга.

Поглощающие экраны изготавливают из резины, металлокерамики, пенопласта.

Эвакуация комплекс мероприятий по организации вывода или вывоза персонала объекта͵ населœения из зон ЧС или вероятной ЧС. А также жизнеобеспечение эвакуируемых в зоне размещения.

Рассредоточение комплекс мероприятий по организации выводу или вывозу из городов в загородную зону персонала объекта экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях, и населœения.

Эвакуация планируется органами ЧС и ГО в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в основном в мировое время, а рассредоточении в ЧС военного времени при применении противником средств массового поражения.

Загородная зона – территория, находящаяся в не пределах зон вероятных ЧС установленных для населœенных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты и подготовленные для размещения эвакуируемого населœения и его жизнеобеспечения.

При угрозе возникновения ЧС проводится упреждающаяся эвакуация персонала объекта и населœения из опасных районов.

При возникновении ЧС проводится экстренная эвакуация персонала объекта и населœения из зон бедствий в минимальные сроки (от нескольких минут до нескольких часов).

Локальная эвакуация проводится, в случае если зона возможного поражения ограниченна пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населœенных пунктов. При этой численности эвакуируемых может составлять от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Их размещают в ближайших населœенных пунктах или в районах города, непострадавших от ЧС.

Местная эвакуация проводится в случаи, в случае если в зоне ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы, при этом численность, подлежащая эвакуации может достигать сотни тысяч человек и размещаются они в более отдельных безопасных районах.

При локальной эвакуации люди выводятся в пункты временного размещения, а при местной в пункты длительного пребывания в загородной зоне исходя из масштаба ЧС эвакуация должна быть частичной или общей.

При общей эвакуации из зоны возможного поражения выводится весь состав объекта и населœения. Эвакуация населœения и рассредоточение людей планируется и проводится последующим принципам:

Производственному, то есть вывоз персонала объекта с членами семьи по предприятиям силами и средствами объекта экономики.

Территориальному, силами, средствами администрации города.

Часть населœения не занятого на производстве и не являющихся членами семей персонала объекта͵ эвакуируются с помощью местных жилищных органов.

Эвакуация может проводиться в следующем порядке: пешем, на транспорте и комбинированными способом, при котором массовый вывод населœения из городов пешим порядком сочетается с вывозом ряда категорий населœения всœеми видами транспорта.

Все эвакуируемые подразделяются на 3 группы:

1) персонал объекта продолжает трудовую деятельность на объекте при угрозе ЧС

2) персонал объекта временно прекращающие свою работу в городе и переносящие свою деятельность в загородную зону.

3) остальное населœение

Размещение эвакуируемых производится исходя из принадлежности к какой-либо группе:

1 группа заселяется в ближайших границах района к объекту. Время доставки смен на объекты и обратно не должно превышать 4-5 часов.

2 группа ближе к серединœе района размещения;

3 группа вывозится в более отдаленные районы.

Для осуществления эвакуации в короткие сроки крайне важно:

1) заблаговременное планирование

2) чёткое оповещение

3) сбор эвакуируемых

4) организация транспортного и медицинского обеспечения

5) чёткое управление эвакуацией

Эвакуация, рассредоточение персонала объекта экономики и населения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эвакуация, рассредоточение персонала объекта экономики и населения." 2017, 2018.

Способы защиты от электромагнитных полей.

1)Организация мероприятий

Рациональное размещение излучателя, ограничение времени пребывания в электромагнитных полях, защита расстоянием.

2)Инженерно технические меры:

а) коллективная защита (секторное блокирования излучений)

б) локальная защита (экранирование стен и оконных проемов, использование радиопоглощающих материалов)

в) индивидуальные средства защиты (фартуки, радиозащитные костюмы)

3)Лечебно – профилактические мероприятия: медосмотр, санатории

Экранирование.

Экраны бывают отражающие и поглощающие. Отражающие экраны изготавливают из хорошо отражающих материалов, помещая экран в электромагнитные поле, при этом возникают токи Фуко которые порождают свое вторичное поле и складываясь гасят друг друга.

Поглощающие экраны изготавливают из резины, металлокерамики, пенопласта.

Эвакуация комплекс мероприятий по организации вывода или вывоза персонала объекта, населения из зон ЧС или вероятной ЧС. А также жизнеобеспечение эвакуируемых в зоне размещения.

Рассредоточение комплекс мероприятий по организации выводу или вывозу из городов в загородную зону персонала объекта экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях, и населения.

Эвакуация планируется органами ЧС и ГО в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в основном в мировое время, а рассредоточении в ЧС военного времени при применении противником средств массового поражения.

Загородная зона – территория, находящаяся в не пределах зон вероятных ЧС установленных для населенных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты и подготовленные для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения.

При угрозе возникновения ЧС проводится упреждающаяся эвакуация персонала объекта и населения из опасных районов.

При возникновении ЧС проводится экстренная эвакуация персонала объекта и населения из зон бедствий в минимальные сроки (от нескольких минут до нескольких часов).

Локальная эвакуация проводится, в случае если зона возможного поражения ограниченна пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов. При этой численности эвакуируемых может составлять от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Их размещают в ближайших населенных пунктах или в районах города, непострадавших от ЧС.

Местная эвакуация проводится в случаи, если в зоне ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы, при этом численность, подлежащая эвакуации может достигать сотни тысяч человек и размещаются они в более отдельных безопасных районах.


При локальной эвакуации люди выводятся в пункты временного размещения, а при местной в пункты длительного пребывания в загородной зоне в зависимости от масштаба ЧС эвакуация может быть частичной или общей.

При общей эвакуации из зоны возможного поражения выводится весь состав объекта и населения. Эвакуация населения и рассредоточение людей планируется и проводится последующим принципам:

Производственному, то есть вывоз персонала объекта с членами семьи по предприятиям силами и средствами объекта экономики.

Территориальному, силами, средствами администрации города.

Часть населения не занятого на производстве и не являющихся членами семей персонала объекта, эвакуируются с помощью местных жилищных органов.

Эвакуация может проводиться в следующем порядке: пешем, на транспорте и комбинированными способом, при котором массовый вывод населения из городов пешим порядком сочетается с вывозом ряда категорий населения всеми видами транспорта.

Все эвакуируемые подразделяются на 3 группы:

1) персонал объекта продолжает трудовую деятельность на объекте при угрозе ЧС

2) персонал объекта временно прекращающие свою работу в городе и переносящие свою деятельность в загородную зону.

3) остальное население

Размещение эвакуируемых производится в зависимости от принадлежности к той или иной группе:

1 группа заселяется в ближайших границах района к объекту. Время доставки смен на объекты и обратно не должно превышать 4-5 часов.

2 группа ближе к середине района размещения;

3 группа вывозится в более отдаленные районы.

Для осуществления эвакуации в короткие сроки необходимо:

1) заблаговременное планирование

2) чёткое оповещение

3) сбор эвакуируемых

4) организация транспортного и медицинского обеспечения

5) чёткое управление эвакуацией