Домой / Проверяем документы на квартиру / Земельный кодекс рф с 39. Земельный кодекс российской федерации. Уточнение списка лиц, по инициативе которых проводится кадастровой учет

Земельный кодекс рф с 39. Земельный кодекс российской федерации. Уточнение списка лиц, по инициативе которых проводится кадастровой учет

В первый день нового года вступит в силу новая редакция Земельного кодекса. Изменится порядок установления сервитута, а также правила изъятия участков в целях комплексного развития территорий городов и сёл.

Поправки, которые вступят в силу с 1 января 2017 года, были утверждены Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ. Некоторые изменения носят исключительно технический характер, а другие - упрощают порядок изъятия земельных участков, на которых планируется строить объекты инфраструктуры.

Установление публичного сервитута

В будущей редакции пп.3 п. 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ будет прописано, что публичные сервитуты могут устанавливаться для размещения на участках межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним. Сейчас этот пункт предусматривает предоставление публичного сервитута для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним. Поправки к нему утверждены Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

Одновременно в статье 24 Земельного кодекса РФ уточняется, что работники организаций транспорта, лесной промышленности, лесного и/или охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов по заявлению могут получить в безвозмездное пользование участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий.

Новые основания для аренды земли без проведения торгов

С нового года Земельный кодекс РФ изменится и в связи со вступлением в силу некоторых норм Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ. По новым правилам, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будут заключать без проведения торгов в двух дополнительных случаях:

  • при предоставлении земельного участка, изъятого для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории у физического или юридического лица, которому такой земельный участок был предоставлен на праве безвозмездного пользования, аренды, лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
  • при предоставлении земельного участка для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Соответствующие поправки вносятся в . В то же время дополняется , в новой редакции которой сказано, что сроки действия договоров об аренде в новых двух случаях не могут превышать сроки действия соглашений о комплексном развитии территории или периоды, предусмотренные на строительство объектов инфраструктуры. Кроме того, в статье 46 Земельного кодекса РФ с 1 января 2017 года будет указано, что расторгнуть подобные договоры аренды власти могут, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения арендатором своих обязательств.

Одновременно организации, с которыми заключены соглашения о комплексном развитии территорий, получают возможность обращаться с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных целей. До 1 января 2017 года действует редакция статьи 56.4 Земельного кодекса РФ , по которой такое обращение могут направить недропользователи, субъекты естественных монополий, а также уполномоченные организации.

Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления изложены в новой статье кодекса - 56.12. В ней уточняются:

  • основания для принятия решения об изъятии;
  • обязанности органов местного самоуправления, принявших такое решение;
  • требования к соглашению, заключаемому в связи с изъятием участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
  • положения, касающиеся перехода прав собственности на участки;
  • иные нормы, регулирующие договоры о комплексном развитии территорий и об аренде.

Уточнение списка лиц, по инициативе которых проводится кадастровой учет

Согласно требованиям статьи 39.11 Земельного кодекса РФ , одним из шагов при подготовке к проведению аукциона по продаже или предоставлению в аренду земельного участка по инициативе заинтересованных лиц является осуществление кадастрового учета и регистрация прав собственности. Сейчас действует правило, по которому обратиться с заявлением о регистрации прав и кадастровом учете могут только лица, заинтересованные в предоставлении этого участка. С 1 января 2017 года соответствующие заявления смогут обращаться подавать еще и кадастровые инженеры, выполнившие кадастровые работы в целях образования земельного участка. При этом никаких доверенностей либо иных уполномочивающих документов им не понадобится.

Новшества в правилах подачи ходатайства о смене вида разрешенного использования

Федеральный закон 361-ФЗ уточнил также нормы статьи 39.15 Земельного кодекса РФ . С ближайшего воскресенья в ней появится новый пункт следующего содержания:

10.1. В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления:

  1. с ходатайством об обращении органа государственной власти или органа местного самоуправления в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде или видах разрешенного использования земельного участка, выбранных в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки;
  2. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
  3. с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
  4. с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Технические поправки

Среди иных поправок - уточнение наименования закона о государственной регистрации участков и реестра, содержащего сведения об объектах недвижимости. Соответствующие корректировки имеются по всему тексту Земельного кодекса РФ.

Земельный кодекс представляет собой государственный правовой документ, который определяет земельные отношения в России. В данном акте предельно четко обозначены положения, касающиеся эксплуатации и охраны национальных земельных ресурсов, находящихся во владении, либо аренде субъектов Российской Федерации.

Правила установления публичного сервитута

Последняя редакция, которая вступила в силу в январе текущего года, утверждена согласно положению ФЗ №373 от 3 июля 2016 года. Некоторые поправки имеют исключительно технический характер, другие - направлены на адаптацию порядка изъятия участков, на которых запланировано сооружение важных объектов муниципальной инфраструктуры.

Обновленная редакция ЗК РФ предусматривает возможность утверждения публичного сервитута в целях установления на участках:

  • геодезических пунктов и сетей государственного значения;
  • гравиметрических и нивелирных пунктов;
  • специальных межевых знаков.

Кроме того, в ст. 24 ЗК РФ уточняется пункт, согласно которому сотрудники транспортных компаний, предприятий лесной промышленности, государственных организаций федерального значения, которые выполняют функцию управления национальными парками и заповедниками, имеют право на неоплачиваемое пользование участками, входящими в реестр Лесного фонда и территорий, находящихся под особым контролем государства.

Аренда земельных наделов без проведения аукциона

С 01.01.2017 года в ЗК РФ были внедрены изменения, регламентирующие правила и порядок аренды земельных наделов, пребывающих в муниципальном, либо государственном владении. Отныне договора аренды будут заключаться без предварительного аукциона в случае:

  • предоставления земельного надела, изъятого у физических лиц, либо организаций для муниципальных, либо федеральных нужд в целях системного развития территорий, которым данный участок был выделен на условиях свободного пользования по инициативе организаций местного самоуправления по итогам торгов в соответствии с ГрК РФ;
  • предоставления земельного надела для сооружения объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур субъекту, который подписал соглашение о системном развитии территории.

С учетом перечисленных поправок, новшества были внесены в ст. 39.6 и ст. 39.8 ЗК РФ. В последней редакции данного нормативно-правового документа обозначен пункт о том, что период действия арендных соглашений в вышеупомянутых случаях не может быть превышен срок актуальности соглашений о системном развитии территорий, либо сроки, определяющие сооружение объектов инфраструктуры. Помимо данных положений, в ст. 46 ЗК РФ, с 01.01.2017 года указан пункт, согласно которому расторжение арендного соглашения реально только в том случае, когда осуществление арендатором своих обязательств было грубо нарушено, либо реализовано ненадлежащим образом. Также, согласно обновленной редакции ЗК РФ, организации, с которыми были подписаны официальные договора о системном развитии территорий могут обратиться в судебный орган с иском об изъятии земельных наделов для муниципальных, либо федеральных нужд. Старой редакцией ЗК РФ такое заявление могли направить в суд:

  • субъекты природных монополий;
  • недропользователи;
  • уполномоченные организации.

В обновленной ст. 56.12 ЗК РФ указаны новые условия, правила и особенности изъятия земельных наделов, а также находящихся на них объектов частной собственности с целью системного развития территорий. В частности, в этой статье детально расписаны:

  • законно аргументированные основания для изъятия участка;
  • обязанности организаций местного управления, уполномоченных принимать надлежащие решения;
  • требования к договору, который заключен в связи с мероприятиями по изъятию земельных наделов или расположенных на их территории объектов недвижимого имущества;
  • пункты, касающиеся передачи прав на законное владение земельным участком;
  • прочие нормативные положения, которые регламентируют соглашения о системном развитии территорий и аренды земельных наделов.

Важные аспекты осуществления процедуры кадастрового учета

Согласно положениям ст. 39.11 ЗК РФ, одним из этапов в процессе подготовки к аукциону по реализации, либо передаче в аренду земельного надела по заявлению физических и юридических лиц, является кадастровый учет. Зарегистрировать право владения участком в данном документе могут исключительно те физические и юридические субъекты, которые заинтересованы в предоставлении им права пользования участком для его дальнейшего комплексного благоустройства.

Кроме того, с 1 января 2017 года подать соответствующие заявки смогут также и кадастровые инженеры, в обязанность которых входили кадастровые работы на указанном участке.

Стоит напомнить о том, что для оформления прав на участок никаких доверенностей или прочих дополнительных документов не потребуется.

Правила подачи заявления о смене вида разрешенного использования

ФЗ №361 вносит разъяснения по ст. 39.15 ЗК РФ. В последней редакции в данном нормативе появится статья следующего содержания: «Предварительное постановление о предоставлении земельного надела во владение или аренду является поводом для обращения заявителя в организации местного самоуправления с надлежащим заявлением» (ст. 39.15, п. 10.1).

Последняя редакция с комментариями

Для защиты своих законных интересов и прав, землевладельцам и арендаторам просто необходимо знать правила, которые содержит в себе последняя редакция ЗК РФ с комментариями. Обновленная редакция ЗК РФ 2017 года содержит полный свод положений, незнание которых может привести владельца или арендатора земельного участка к довольно негативным правовым последствиям.

Материал подготовлен по заказу юридической компании «Доминиум»

Земельный кодекс РФ представляет собой кодифицированный документ, который содержит основные правила, регулирующие земельные отношения на территории Российской Федерации. Принят он был в сентябре 2001 года, а уже в октябре того же года обрел законную силу. Введение в действие кодекса позволило закрепить результаты правовых преобразований, проведенных после распада Советского Союза, а также стал завершающей точкой процесса формирования рынка земли в постсоветской России, хотя становление данных отношений продолжается до сих пор.

Структура Земельного кодекса РФ

В кодифицированный документ входит 18 глав и 108 регулирующих статей (на 2017 год). Как и прочие действующие на сегодня кодифицированные нормативно-правовые документу, в ЗК РФ большая часть глав посвящена общим вопросам и понятиям, относящимся к категории земельного права. Последние пять глав кодекса устанавливают правовой режим для каждой из категорий земель (по целевому назначению) в РФ.

Земельный кодекс Российской Федерации является гарантом земельных отношений, но не подразумевает неограниченных прав на пользование и распоряжение землей. В соответствии с понятиями, раскрытыми в статьях документа, большинство категорий земель относятся к объектам товарно-денежных отношений (являются оборотоспособными). Рассматриваются внутри документа и иные способы передачи прав собственности, не подразумевающие продажу земельных участков.

Из советского земельного права, на постулатах которого частично базируется Земельный кодекс РФ, было взято деление земель на категории по целевому назначению. Так, сегодня выделяются семь категорий объектов, среди них специально выделяются земли для:

  • ведения сельского хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения),
  • земли внутри границ населенных пунктов (земли населенных пунктов),
  • земли для целей ведения промышленной деятельности,
  • особо охраняемых территорий и объектов (в первую очередь это земли заповедников, заказников, парков и т. д.),
  • земли лесного фонда (в соответствии с Лесным кодексом РФ),
  • земли водного фонда (в соответствии с Водным кодексом РФ),
  • земли резерва.

Кроме категоризации земель, ЗК РФ чётко ограничивает и круг руководящих органов, имеющих право на распоряжение земельными ресурсами. Так, вопросы смены категорий земель, а также отнесения территорий к определенным категориям, могут решаться:

  • в отношении территорий и земель, находящихся федеральном подчинении – правительством страны;
  • в отношении земель и территорий, относящихся к муниципальной или частной собственности – органы региональной исполнительной власти, органы местного самоуправления (в зависимости от формы собственности).

Объекты и субъекты земельных отношений

Основным объектом земельного права признается земля в целом, как природный объект, земельный участок (часть поверхности земли, сведения о границах которой внесены в государственный кадастр недвижимости, а также часть земельного участка.

Соответственно, субъектами земельного права являются собственники земли, в том числе граждане РФ, иностранцы и апатриды, юридические лица, публичные образования (государственные и муниципальные) в лице своих органов.

Какие вопросы регулирует Земельный кодекс РФ?

В Земельном кодексе России отражены основные действующие нормы, отвечающие за регулирование прав на землю во всех рассматриваемых значениях понятия. И с учетом того, что ЗК РФ предусматривает три основных формы собственности на землю: частную, муниципальную и государственную, под юрисдикцию кодифицированного акта подпадают любые вопросы земельных отношений внутри страны.

Наиболее частыми вопросами, решение которых происходит с привлечением судебных органов Российской Федерации, являются:

  • признание права собственности на землю, в том числе в порядке приватизации;
  • споры о границах земельных участков (об установлении (изменении) границ);
  • споры о «прирезках»;
  • споры об устранении препятствий в пользовании участком и другие.

В последней действующей редакции документа немало внимания уделено правовому регулированию приобретения в собственность государственных и муниципальных земельных участков. Связано это с реформами по приватизации земли, с незаконными захватами земельных участков и незаконными отказами уполномоченных органов в их предоставлении.

Изменения в Земельного кодекса Российской Федерации в 2016-2017 году

Как и в 2016 году, в новом 2017 ЗК РФ не остался без изменений. Изменения Земельного кодекса РФ, вступающие в силу в 2017 году во многом обусловлены принятием нового федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», под действие которого попадают и земельные участки.

С 2017 года расширяется список ситуаций, в которых проведение торгов на право аренды государственной или муниципальной земли не требуется. Вводится понятие служебного надела и выделяется четкий круг субъектов по данному институту.

Ряд норм регулирует вопросы по аренде при комплексном развитии территории.

Земельный кодекс РФ 2017

Глава I. Общие положения

Глава I.1. Образование земельных участков

Глава II. Охрана земель

Глава III. Собственность на землю

Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками

Статьи 20 — 21. Утратили силу

Глава V. Возникновение прав на землю

Статьи 28 — 34. Утратили силу

Статьи 38 — 39. Утратили силу

Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Глава V.2. Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности

Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

Глава V.6. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута

Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю