Домой / Знаете ли Вы, что… / Урок по экономике на тему "налоги". Что нам дает ученический договор Страховые взносы с оплаты обучения за сотрудника

Урок по экономике на тему "налоги". Что нам дает ученический договор Страховые взносы с оплаты обучения за сотрудника

Как отразить в учете организации расчеты по выплате стипендии лицу, претендующему на вакантную должность в организации и заключившему с ней ученический договор, а также расходы, связанные с обучением этого лица? Срок ученичества - один месяц. Обучение производится с отрывом от производства в индивидуальном порядке работником организации. Величина стипендии - 12 000 руб. Иные расходы, связанные с обучением, составили 25 000 руб.

Трудовые отношения

Организация-работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение (ч. 1 ст. 198 Трудового кодекса РФ). Правоотношения сторон ученического договора регламентируются нормами гл. 32 ТК РФ.

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 204 ТК РФ).

Ученический договор не является трудовым договором, однако на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст. 205 ТК РФ).

Бухгалтерский учет

Расходы на выплату стипендии ученику, а также расходы, связанные с обучением ученика, являются расходами по обычным видам деятельности и относятся к управленческим (п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Учет названных расходов производится на счете 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу" (в зависимости от вида осуществляемой организацией деятельности) в корреспонденции в данном случае со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (на сумму начисленной стипендии) и другими счетами (в зависимости от вида расхода) (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Страховые взносы

Согласно ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, по гражданско- правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Таким образом, стипендия, выплачиваемая по ученическому договору, не является объектом налогообложения страховыми взносами, так как предметом этого договора не являются выполнение работ, оказание услуг.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются на исчисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников и на суммы, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам, если данный вид страхования предусмотрен договором (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184). Ученик не является работником организации, а ученическим договором не установлено условие о страховании ученика от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Следовательно, на сумму стипендии страховые взносы не начисляются.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Стипендия, выплачиваемая ученику на основании ученического договора, не поименована среди видов стипендий, освобождаемых от налогообложения НДФЛ (п. 11 ст. 217 Налогового кодекса РФ), следовательно, подлежит налогообложению на общих основаниях по ставке 13% в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 208 , п. 1 ст. 209 , п. 1 ст. 210 , п. 1 ст. 224 НК РФ. По данному вопросу см. также п. 2 Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123.

Датой получения дохода учеником считается день выплаты стипендии (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 223 НК РФ).

НДФЛ со стипендии исчисляется организацией и удерживается ею при фактической выплате дохода. Суммы исчисленного и удержанного НДФЛ перечисляются организацией в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату стипендии (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Расходы на выплату стипендии уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поскольку обязанность организации по выплате стипендии ученику, обучающемуся по ученическому договору, установлена трудовым законодательством, то данный расход признается обоснованным (абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ). Вместе с тем заметим, что, по мнению Минфина России, стипендии ученикам, с которыми по окончании обучения трудовые договоры не заключены, не учитываются в расходах при налогообложении прибыли (Письма Минфина России от 07.05.2008 N 03-04-06-01/123 (п. 3), от 13.02.2007 N 03-03-06/1/77).

Расходы, связанные с обучением ученика, учитываются для целей исчисления налога на прибыль по соответствующим статьям учета затрат (в зависимости от вида расходов). В частности, заработная плата обучающего работника учитывается в составе расходов на оплату труда (п. 1 ст. 255 НК РФ), сумма начисленных на нее страховых взносов - в составе прочих расходов (пп. 45, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), стоимость израсходованных материалов - в составе материальных расходов (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если в организации по ученическим договорам обучается несколько учеников, то организация вправе оформить начисление и выплату стипендий в расчетно-платежной ведомости (п. 17 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40).

В.В.Гришина, Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Юлия Хачатурян,

генеральный директор компании NIKA, RISK PLAN

«Бухгалтерия: просто, понятно, практично», №20 2012 г.

Чтобы сэкономить на страховых взносах, юристы компании предложили заключить с работниками ученические договоры. Бухгалтер сомневается, что это даст ощутимый эффект. Разберемся в особенностях заключения ученических договоров и выясним, будет желанная экономия на налогах и взносах реальной или мнимой. Ученический договор представляет собой соглашение об обучении или переобучении. Компания вправе заключать такой договор со штатными работниками и с лицами, которые только ищут работу (ст. 198 ТК РФ). Если говорить о штатных сотрудниках, то их обучение (или переобучение) может проходить как с отрывом, так и без отрыва от работы. При любом из вариантов в ученическом договоре должен оговариваться размер стипендии (ч. 1 ст. 199 ТК РФ). Причем стипендия не может быть ниже МРОТ, то есть 4611 руб. (ч. 1 ст. 204 ТК РФ, ст. 1 Закона № 106-ФЗ 1), а ее максимальный размер не ограничен.

Виды затрат на обучение

Если компания заключает ученический договор, то она может столкнуться с двумя видами затрат на обучение:

Плата за обучение образовательному учреждению;

Стипендия ученику.

ПОНЯТНО, ЧТО… …

ученический договор с работником оформляется в дополнение к трудовому договору (ст. 198 ТК РФ). В зависимости от условий обучения затраты могут уменьшаться или увеличиваться. Предположим, компания планирует обучать штатного работника на своем собственном производстве для получения им более высокого разряда. В таком случае никакой платы образовательному учреждению, естественно, не будет. При этом стипендия при заключенном ученическом договоре должна платиться всегда. Даже если работник обучается без отрыва от производства. Это требование ст. 199 ТК РФ 3 . Заметим, что стипендия не платится, если работник проходит обучение, но не получает какой-либо специальности или квалификации (к примеру, вечерние курсы иностранного языка). В этом случае и ученический договор, как правило, не заключается. Экономия на взносах реальна Суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку ПРОСТО ИМЕЙТЕ В ВИДУ Чиновники согласны, что стипендия по ученическому договору освобождена от страховых взносов в фонды (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08­13985). работников, не облагаются страховыми взносами во внебюджетные фонды (п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ 2). Следовательно, плата образовательному учреждению исключается из базы для начисления взносов. Заметим, что по условиям ученического договора ученик не обязан выполнять трудовые функции или какие-либо работы (оказывать услуги). Следовательно, со стипендии такого работника страховые взносы тоже не платятся (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ 2). Получается, что если часть заработка заменить стипендией, то на страховых взносах, действительно, можно сэкономить. При этом у контролеров из налоговой инспекции или фондов в ходе проверки могут появиться вопросы об обоснованности понижения заработка. Иными словами, существует риск признания полученной выгоды необоснованной. Более того, если зарплата окажется ниже стипендии, то налоговики могут вызвать компанию на зарплатную комиссию. НДФЛ придется заплатить. Если компания-работодатель перечисляет образовательному учреждению плату за обучение, у самого ученика никакого дохода не возникает. Поэтому плата за обучение не формирует налоговую базу по НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ). Со стипендией ученику ситуация обратная: сэкономить на НФДЛ не получится. В налоговом законодательстве, в принципе, сказано, что различные стипендии не должны облагаться НДФЛ (п. 11 ст. 217 НК РФ). Вот только стипендии по ученическим договорам исключение. Они не подпадают под эту норму. Этой позиции твердо придерживаются чиновники Минфина России. Они аргументируют свою точку зрения тем, что стипендии платятся учащимся не учебными учреждениями, а компаниями-работодателями. Более того, освобождать от НДФЛ можно только выплаты в рамках трудовых договоров, но никак не ученических. В связи с этим НДФЛ нужно платить со всей суммы (письмо Минфина России от 07.05.2008 № 03-04-06-01/123). Плата за обучение уменьшает налог на прибыль Компания вправе уменьшать налог на прибыль на сумму платы по ученическим договорам. Выясним, как правильно учитывать стипендию и плату за обучение в расходах.

Стипендия работнику. Специалисты Минфина не возражают против того, чтобы при расчете налога на прибыль вся сумма оплаты по ученическому договору списывалась в расходы на оплату труда (письмо от 08.06.2011 № 03-03-06/1/336).

ПРОСТО ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Как правило, без лицензии работают компании, не выдающие документы о присвоении квалификации или про­фессии по окончании обучения. Отсюда сложность с указанием в ученическом договоре конкретной профессии или специальности.

Если сотрудник обучается с отрывом от работы, то учитывать выплаченную ему стипендию можно на основании п. 19 ст. 255 НК РФ. Этот пункт специально предназначен для расходов на повышение квалификации или переподготовку кадров;

Если сотрудник обучается без отрыва от работы, то затраты лучше включать в расходы на основании п. 25 ст. 255 НК РФ (как иные виды расходов в пользу работника, предусмотренные трудовым договором);

Если стипендия платится лицу, которое только ищет работу, то затраты следует списывать на прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Напомним, что для учета расходов затраты должны быть обоснованы и документально подтверждены, как того требует ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/297). Плата образовательному учреждению. Плата образовательному учреждению может включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, по подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Однако для этого должны соблюдаться условия, предусмотренные п. 3 ст. 264 НК РФ:

Обучение должно проходить на основании договора с российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо иностранным образовательным учрежде­нием, имеющим соответствующий статус;

Обучение должны проходить работники, заключившие с компанией трудовой договор;

Если обучающийся не состоит в штате компании, то с ним нужно заключить договор, в котором предусмотреть его обязанность не позднее трех месяцев после обучения заключить трудовой договор и отработать по нему не менее одного года.

СОВЕТЫ ДЛЯ РЕШИТЕЛЬНЫХ

Убедитесь, что требование составлено правильно. Если в требовании не указано, какая конкретно проверка проводится, то документы можно не представлять. Сообщите налоговикам об этом письмом. Они, скорее всего, наложат на компанию штраф. Но есть хорошие шансы отменить его в суде. В большинстве случаев судьи на стороне компаний.

ДЛЯ ОСМОТРИТЕЛЬНЫХ

Не подменяйте заработную плату стипендией. Если контролеры выявят необоснованную выгоду, то страховые взносы придется доплатить, да еще и со штрафами. Более того, нужно будет обосновывать экономическую необходимость снижения заработка работникам. Если этого не сделать, есть риск признания ученического договора недействительным в судебном порядке.

Ученики и студенты, работающие во время каникул или учебы (но не в ущерб ей), получают доходы от самостоятельной или несамостоятельной трудовой деятельности, которые подлежат налогообложению. Независимо от формы трудовой деятельности - самостоятельная или несамостоятельная, трудовые отношения оформляются договором. Если ученик или студент выступает в качестве наемного работника, то он связан указаниями работодателя относительно места, времени и содержания работы. При самостоятельной или промысловой деятельности работник, получив задание или заказ, самостоятельно определяет место, время и порядок выполнения работы.

Индивидуальное налогообложение

Этот способ взимания подоходного налога с заработка наемного работника применяется при выполнении им достаточно значимой работы в течение продолжительного времени в режиме полного (во время каникул) или неполного (в период учебы) рабочего дня. При отсутствии предпосылок для освобождения заработка от налогообложения ученики и студенты должны к началу работы предъявить работодателю свою налоговую карту. На основании занесенных в нее сведений работодатель должен удержать из зарплаты подоходный налог, «надбавку солидарности», взносы в кассы социального страхования и, при необходимости, церковный налог.

При определении размера подоходного налога с зарплаты за конкретный месяц работы должны учитываться установленные законом паушальные суммы, подлежащие вычету из налогооблагаемой базы. К их числу относятся:

  • доход, не подлежащий налогообложению (Grundfreibetrag);
  • паушальная сумма расходов, связанных с получением трудового дохода (Arbeitnehmer-Pauschbetrag für Werbungskosten);
  •  паушальная сумма особых расходов (Sonderausgaben-Pauschbetrag);
  •   паушальная сумма взносов в кассы социального страхования, рассчитываемая в зависимости от размера заработка (Vorsorgepauschale für Versicherungsbeiträge).

Опыт показывает, что при отдельном налогообложении трудовых доходов студентов и школьников удержанный с них налог часто оказывается завышенным по отношению к налогу, рассчитанному за весь год с учетом реальных жизненных обстоятельств. Поэтому по истечении календарного года студентам и школьникам рекомендуется составлять и подавать налоговую декларацию, чтобы вернуть излишне уплаченные налоги. Покажем это на примере.

Не состоящая в браке 22-летняя Штефани на протяжении всего 2009 г. училась в университете. Во время учебных каникул, в марте, июле и августе, т. е. в течение трех месяцев, она работала подсобницей в фирме «Унгер» в режиме полного рабочего дня, зарабатывая при этом 2700 € в месяц (брутто). Штефани передала в бухгалтерию фирмы свою налоговую карту, в которой был указан I класс налогообложения. На основании данных налоговой карты работодатель каждый месяц удерживал из зарплаты Штефани:

  •  подоходный налог в размере 465,75 € (ставка 17,25%);
  •  «надбавку солидарности» в размере 25,61 € (5,5% от 465,75 €),
  •  церковный налог в размере 36,85 € (7,5% от 491,36 €).

Всего за три месяца из заработка Штефани было удержано 1584,63 € налоговых платежей. В октябре студентка выполняла Mini-Job в кафе за 400 € в месяц. При этом паушальные налоговые платежи взял на себя работодатель. По истечении года Штефани подала налоговую декларацию, из которой следовало, что ее суммарный годовой брутто-доход, подлежащий налогообложению, ниже необлагаемой налогом суммы, которая в 2009 г. составляла 7834 €. Действительно, если из полученных Штефани трудовых доходов в размере 6915,37 € вычесть свободные от налогообложения паушальные суммы (Arbeitnehmer-Pauschbetrag в размере 920 €, Sonderausgaben-Pauschbetrag в размере 36 € и Vorsorgepauschale в размере 1620 €), то подлежащий налогообложению годовой доход окажется равным 4339,37 €. Значит, налоговое ведомство возвратит Штефани удержанную с нее сумму налоговых платежей в полном объеме.

В данном примере мы исходили из того, что у Штефани нет иных доходов, кроме полученных во время каникул. Но даже если это и не так, подача налоговой декларации в большинстве случаев позволяет вернуть часть удержанных налогов.

Паушальное налогообложение

В определенных случаях расчет и удержание подоходного налога может производиться не согласно индивидуальным данным, указанным в налоговой карте, а на основании паушальных ставок налога. Соответственно, учащийся или студент не должны предоставлять свою налоговую карту работодателю. В данном случае работодатель не удерживает подоходный налог и социальные отчисления с зарплаты работника, а принимает эти выплаты на себя.

Так, если наемный работник трудится в режиме неполного рабочего дня на протяжении следующих друг за другом не более чем 18 рабочих дней, а его средняя заработная плата не превышает 62 € в день и 12 € в час, то может применяться паушальная ставка подоходного налога и социальных отчислений в размере 25% заработка. Если при тех же условиях месячный брутто-заработок не превышает 400 €, то паушальная ставка налога составляет 20%.

В случае так называемой Mini-Job или 400-Euro-Job (в смысле § 8 абз. 1, № 1 или § 8a SGB IV) применяется паушальная ставка налога и социальных отчислений в размере 31,08% (при работе в домашних хозяйствах - 14,27%).

В случае краткосрочной работы в режиме неполного рабочего дня (например, в период каникул), продолжительность которой заранее ограничена договором и не превышает двух месяцев или 50 рабочих дней в течение года, паушальная ставка отчислений Minijobzentrale составляет 1,08%.

Во всех вышеназванных случаях превышение указанной продолжительности работы и размера брутто-заработка допускается только тогда, когда содержание выполняемой работы соответствует учебной специальности (например, при прохождении учебно-производственной практики). Даже если вышеназванные условия не выполняются, студенты в определенном случае могут быть освобождены от уплаты взносов в больничные кассы и кассу страхования на случай безработицы (т. н. Werkstudentenprivileg). Это возможно в том случае, если студент работает параллельно с учебой и продолжительность его работы не превышает 20 часов в неделю. В каникулярное время это правило действует и в том случае, когда студент работает более 20 часов в неделю.

Хотя при паушальном налогообложении работодатель, как правило, производит налоговые и социальные платежи за свой счет, встречаются и ситуации, когда стороны договариваются о том, что эти платежи будет производить наемный работник. Если подобная договоренность достигнута и зафиксирована, она является вполне законной.

СЦЕНАРИИ УРОКА

Раздел программы : Основы предпринимательства

Тема : Налогообложение в России

Класс: 10

Время: 45 мин.

Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:

  1. Ознакомиться с понятие о налогообложении в России.
  2. Ознакомиться с разновидностями налогов и об объектах налогообложения.

Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:

  1. Знать о налогообложении в России.
  2. Знать разновидности налогов и объекты налогообложения.

Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:

  1. Уметь воспроизводить разновидности налогов и объекты налогообложения.
  2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.

Литература:

  1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко - Издательство Брянского пед. университета. - Брянск, 1995.
  2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход урока

I . Организационный этап

Учитель :

Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II . Мотивационный этап

Учитель :

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела - «Основы предпринимательства». В любой стране всякий вид деятельности, приносящей доход, облагается налогом.

Учитель : Что означает слово «налог »?

Ученики : ???

III . Сообщение темы и цели урока

Учитель :

Тогда запишите число и тему сегодняшнего урока: «Налогообложение в России» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).

IV . Изучение нового материала

Учитель :

Налог — один из структурных элементов рыночной экономики. Налог (сбор, пошлина, другие виды платежей) — это обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком на условиях, определяемых законодательными органами.

Совокупность налогов образует налоговую систему. Налоговые отчисления от любого вида прибыли и заработков формируют бюджет всего государства. Учитель : А для чего необходим Бюджет государству?

Ученики : ???

Учитель : Бюджет необходим государству для решения:

1) социальных задач — систем образования, здравоохранения, науки, культуры;

2) для целей управления государством, то есть фискальных задач — содержания правительства, армии, милиции, судов и других необходимых служб управления;

3) для повышения эффективности народного хозяйства с помощью налоговых льгот: льготы по налогам предоставляют тем предпринимателям, тем производствам, которые в данный период наиболее значимы для всего государства. Например, развитие тех или иных отраслей сельского хозяйства или производство учебников для школ.

Учитель : А какая служба следит за этими деньгами?

Ученики : ???

Учитель : Налоговая служба — одна из важнейших в государстве с рыночной системой экономики.

Назначение налогов и их отмена, их размеры, льготы по налогам находятся в ведении Федерального собрания России. Общие принципы налоговой системы, права, обязанности и ответственность тех, кто платит налоги (их принято называть налогоплательщиками), содержатся в Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы РФ».

Учитель : На какие виды разделяются налоги?

Ученики : ???

Учитель : В зависимости от того, каким образом соблюдается или не соблюдается принцип соответствия доходов и налогов, налоги различаются как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прогрессивные налоги — наименьшего возможного уровня, которые позволяют производству, предпринимателю расширять свое хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и тем способствовать улучшению социальной обстановки в стране, регионе или городе.

Регрессивные — наоборот, столь высоки, что не оставляют возможности все эти действия предпринимать. При длительном применении регрессивные налоги ведут к разорению предпринимателя или государственного производства. Таким образом, повышая налоги не по силам плательщиков, государственные власти ликвидировали частных собственников, вытесняя из страны НЭП в конце 20-х годов.

Пропорциональные налоги, как подсказывает само название, являют величину выплат, соответствующую размеру дохода налогоплательщика.

Налоговая система предусматривает, что законы о введении налогов и изменении выплат по ним обратной силы не имеют.

Учитель : С чего облагаются налоги?

Ученики : ???

Учитель : Налогами облагаются доходы или прибыль предприятий и граждан, стоимость отдельных товаров, определенные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество граждан и предприятий, передача имущества, добавочная стоимость продукции, работ и услуг, а также другие объекты. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз.

Различаются прямые и косвенные налоги. Прямой налог взимается непосредственно с плательщика. Это налог на доход или прибыль, налог на имущество предприятий и граждан и т.п. Косвенный налог обычно включается производителем в стоимость товара, работы, услуги и перекладывается, таким образом, на покупателя. Это налог на добавленную стоимость, всевозможные пошлины, акцизные сборы.

Учитель : Кто оплачивают налоги?

Ученики : ???

Учитель : Плательщиками налогов являются как предприятия (юридические лица), так и граждане (физические лица). Плательщик налога (налогоплательщик) обязан стать на учет в государственном органе, собирающем налоги (налоговом органе), вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам все необходимые для начисления и уплаты налогов документы. Плательщик имеет право на определенные льготы по налогам, он может ознакомиться со всей касающейся его налоговой документацией. За нарушение налогового законодательства плательщик налогов несет административную и уголовную ответственность.

Деление налогов по уровню. По своему уровню налоги в России такие:

—федеральные налоги;

—налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областей и округов;

—местные налоги.

К федеральным налогам относятся налоги, поступающие в федеральный бюджет, то есть в бюджет всей России.

К республиканским (областным, краевым) — те, что поступают в бюджет соответствующего субъекта Федерации. Они устанавливаются законодательными актами Федерального собрания России, а их конкретные ставки — органами власти соответствующего субъекта федерации.

К местным налогам относятся налоги, поступающие в местный бюджет районов, городов, поселков и т.д. Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и местными органами власти; последние определяют и конкретные ставки налогов.

Рассмотрим наиболее важные из них для предпринимательской деятельности.

Учитель : Что означает налог на прибыль предприятий?

Ученики : ???

Учитель : Налог на прибыль предприятий. Это основной и наиболее крупный налог на предпринимательскую деятельность. Им облагается прибыль предприятия.

Учитель : А откуда берут эту прибыль?

Ученики : ???

Учитель : Предприятие может получать прибыль:

—от реализации продукции, работ и услуг;

—от реализации основных фондов (имущества) предприятия;

—от внереализационных операций.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, в том числе и финансируемые из бюджета, которые являются юридическими лицами, а также филиалы предприятий, ведущие собственную бухгалтерию, имеющие самостоятельный баланс и имеющие расчетный счет в банке.

Сумма налога на прибыль определяется плательщиком налога самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности. Налог выплачивается ежеквартально.

Помимо описанного налога на прибыль, предприятия уплачивают также налоги на прибыль от особых видов деятельности в следующих размерах. Из прибыли, полученной от процентов по акциям (дивидендам) и другим ценным бумагам, и из доходов от долевого участия в других предприятиях на территории России — 15%.

Из прибыли от проведения массовых концертно-зре-лищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта и других помещениях с числом мест более двух тысяч — 50%.

Учитель : А предусматриваются ли льготы на налоги?

Ученики : ???

Учитель : Налогообложение прибыли предприятий предусматривает ряд существенных льгот для определенных плательщиков и объектов, с которых берут налог. Вот главные из них.

Не облагается налогом та часть прибыли, которая израсходована на техническую реконструкцию, перевооружение, расширение, освоение производства. Эта льгота касается тех предприятий, которые работают в приоритетных направлениях (нефтяная и угольная промышленность, производство медицинской техники, продовольствия, медикаментов и т.п.). На 30% сокращается облагаемая прибыль, израсходованная на создание природоохранных объектов.

Освобождается от обложения та часть прибыли, которую предприятие расходует на содержание своих объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, детских и дошкольных учреждений и т.п.

Не облагаются также средства, выделенные предприятием на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды. Например, не облагаются суммы, выделенные для именных стипендий студентам; на строительство детдома или приюта; ремонт школы; на расчистку озера, реки и на другие природоохранные дела.

Значительные льготы предоставляются малым предприятиям (с численностью до 100 человек). Они освобождаются от налога на прибыль, направляемую на развитие этих предприятий. Малые предприятия, работающие на приоритетных направлениях, освобождаются от налога на прибыль на 2 года полностью и на 3-й и 4-й год частично.

Учитель : Что означает «Налог на доход физических лиц»?

Ученики : ???

Учитель : Этот налог выплачивают все граждане (физические лица), постоянно или временно проживающие на территории России.

Данным налогом облагается общий доход, полученный в календарном году, от источников в России и за ее пределами в денежной либо натуральной форме. В последнем случае учитываются рыночные (свободные) цены на доход.

Если плательщик налога получает доход от выполнения им работ по гражданско-правовым договорам, то сумма дохода уменьшается на документально подтвержденную сумму расходов, связанных с получением данного дохода.

Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчиты-ваются в рубли по официальному курсу Центрального банка России. В облагаемую налогом сумму дохода не включаются:

—государственные пособия (но уходу за ребенком, по беременности и родам, инвалидам детства и т. п.);

—все виды пенсий;

—пособия по безработице;

—выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям;

—проценты и выигрыши по вкладам в сберегательный банк;

—алименты и др.

Льготы по данному налогу имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны и некоторые другие лица. Кроме того, данный налог не выплачивается с сумм, направляемых плательщиком на благотворительные цели, а также предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемым из бюджета.

Учитель : А что означает «Налог на добавленную стоимость»?

Ученики : ???

Учитель : Источники получения данного налога. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой изъятие определенного процента прироста стоимости, который создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.

Это косвенный налог, которым облагаются товары народного потребления и производственно-технического назначения, а также работы и услуги. При этом имеются в виду как товары собственного производства, так и приобретенные на стороне НДС распространяется и на товары (работы, услуги), реализуемые внутри предприятия для нужд его работников, на товары, реализуемые по обмену без оплаты, а также безвозмездно. Налог на добавленную стоимость включается предприятием, реализующим товар (работу, услугу), в цену товара и уплачивается этим предприятием в бюджет ежемесячно, исходя из фактического оборота по реализации товаров, работ и услуг.

V . Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок .

Учитель :

Сегодня вы познакомились с понятием о налогообложении в России, разновидности налогов и об объектах налогообложения.

VI . Задание домашнего задания

Учитель : Запишите домашнее задание: прочитать §5 Стр. 28 - 37. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?

Учитель :

Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!