Домой / Примеры ошибок / Таможенную территорию рф составляют. Таможенная территория и таможенная граница российской федерации

Таможенную территорию рф составляют. Таможенная территория и таможенная граница российской федерации

Основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.

Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства.

ТК РФ при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации, определяются Государственной границей Российской Федерации, т.е. линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью.

Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе ОТ 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.

Более четкому определению понятия «единая таможенная территория Российской Федерации» служат и положения Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Рос-сийской Федерации». Исключительная экономическая зона Российской Федерации -- это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.

Статус прилежащей зоны установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно данной Конвенции в зоне, прилежащей к территориальному морю и называемой прилежащей зоной (прилежащая зона не Может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря), прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый:

Для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

Наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

ТК РФ в прежней редакции содержал понятие исключения из таможенной территории, согласно которому территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматривались как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу. О таких исключениях говорится, например, в Федеральном законе от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Созданная в Калининградской области особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном законе. Именно из-за этих особенностей территория, которую занимает Калининградская особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной территории Российской Федерации.

ТК РФ в новой редакции содержит иной подход (по сравнению с прежней редакцией ТК РФ) к понятию исключения из таможенной территории: территории свободных таможенных зон и свободных складов являются частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, перемещенные в свободные таможенные зоны и на свободные склады, для таможенных целей рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории России (за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу).

Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется также понятие «таможенная граница».

Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: «Таможенная граница -- граница таможенной территории Российской Федерации». Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета.

В связи с вышеупомянутым различием в подходах российского законодателя к определению исключения из таможенной территории претерпело небольшие изменения и определение понятия «таможенная граница Российской Федерации», под которой теперь понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, в том числе пределы (в прежней редакции ТК РФ -- периметры) свободных таможенных зон и свободных складов.

Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности. Практика таможенного регулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границ и юридические последствия, вызванные этим несовпадением.

Различают понятия внешней и внутренней таможенных границ.

Внешней таможенной границей являются пределы таможенной территории Российской Федерации. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. Охрана внешней таможенной границы осуществляется таможенными органами совместно с пограничными войсками. Иногда на границе создают совместные таможенные пункты, объединяющие потенциалы таможенных органов сопредельных стран. Такие пункты организуются, как правило, на наиболее оживленных коммерческих и туристических магистралях. Первые совместные таможенные пункты появились в СНГ на границах России с Украиной и Белоруссией.

Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории. Они возникают в связи с использованием отдельных таможенных режимов (свободной таможенной зоны, свободного таможенного склада). Согласно прежней редакции ТК РФ внутренняя граница была приравнена по правовому статусу к внешней границе: территория свободной таможенной зоны рассматривалась как пограничная, въезд туда осуществлялся строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Охрана внутренней таможенной границы обеспечивалась таможенниками совместно с администрацией свободной таможенной территории.

Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов.

Образование таможенных союзов призвано служить интересам развития и укрепления международной экономической интеграции. Ориентиром в этой деятельности являются общепризнанные нормы международного права.

Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз -- это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам -- нечленам. В таможенном союзе появляется общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран-участниц.

Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран -- членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество -- союзную общую таможенную территорию.

В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ. Примером может служить формирование таможенного союза между Россией и Белоруссией.

Образование этого таможенного союза привело к переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с Республикой Белоруссия на внешние границы Республики Белоруссия, отмене взимания таможенных платежей в отношении двустороннего товарооборота и т.д. Таким образом, завершение формирования таможенного союза России и Республики Белоруссия позволит говорить о появлении общей таможенной территории. Наличие «таможенного пространства союза Белоруссии и России» не упраздняет существование национальных таможенных территорий государств -- участников союза.

В области таможенного дела нередко используются такие термины, как таможенная территория и таможенная граница.

Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория России, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст.

2 ТК). Сухопутная территория - вся суша, находящаяся в пределах границ России. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, воды рек, озер, портов, заливов, бухт, берега которых полностью принадлежат России. Территориальными водами признаются прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива "как на материке, так и на островах, принадлежащих России. В состав таможенной территории могут также входить искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, при условии обладания ею над ними исключительной юрисдикцией.

На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории России. Они определяются Правительством РФ и создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры3. Товары, помещенные на территории таких зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, за исключением законодательно установленных случаев.

В России идет процесс формирования своеобразного рынка корпоративных и финансовых услуг на базе льготных налоговых регионов. Его основной чертой является возможность зарегистрировать компанию, освобожденную от большей части налогов. Свободная таможенная зона - разновидность особой экономической зоны. В классическом международном понимании особая экономическая зона - это территория, исключаемая из действия обычного таможенного, налогового, а в некоторых случаях валютного и банковского законодательства. Особые экономические зоны в большей или меньшей степени отделены от национальной экономики и связаны с иностранными рынками. Особенность таможенного права состоит в том, что, распространяясь в принципе на всю территорию государства, оно действует лишь в процессе или в связи с переходом таможенной границы или перемещением через нее товаров и транспортных средств.

Иными словами, нормы таможенного законодательства в пространстве распространяют свое действие лишь на таможенную территорию российского государства. Согласно ст. 5 Закона о таможенном тарифе таможенной территорией Российской Федерации признается территория, на которой наше государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Рубеж между национальной и мировой экономикой проходит по таможенной границе государства. Таможенная граница - линия, ограничивающая таможенную территорию. Государственной же границей признается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета России4.

Понятия таможенной и государственной границы не совпадают по следующим признакам:

государственная граница - реальная линия на местности, а таможенная граница - условная, воображаемая линия;

государственная граница устанавливает область действия суверенитета в целом, а таможенная граница - то, что относится к сфере экономического суверенитета государства;

государственная граница служит для определения пространственных пределов действия всего российского права, а таможенная граница очерчивает пределы действия таможенного законодательства России как формы выражения таможенного права.

Различают внешние таможенные границы (разделяют таможенные территории смежных государств) и внутренние таможенные границы (образуют периметры особых экономических зон).

Таможенная территория едина, что означает свободу перемещения товаров и транспортных средств физическими и юридическими лицами внутри нее, т.е. без взимания таможенных платежей, прохождения таможенных процедур. Статьей 74 Конституции РФ установлено, что на российской территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Еще по теме § 2. Таможенная территория и таможенная граница:

  1. § 1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ И ТАМОЖЕННЫХ ГРАНИЦ
  2. 4. Таможенный режим переработки товаров вне таможенной территории
  3. 2. Таможенный режим переработки товаров на таможенной территории
  4. Тема 7 ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ТОВАРАМИ И ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ
  5. 2. ПОРЯДОК ПРИБЫТИЯ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РФ
  6. 1. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА. ЦЕЛИ И ЭЛЕМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА РФ
  7. 4. Правовая регламентация убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации
  8. 3. Правовая регламентация прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации
  9. 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ
  10. Глава 9 ПРИБЫТИЕ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
  11. Глава 12 УБЫТИЕ ТОВАРОВ С ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
  12. 4.2. Таможенные операции и процедуры, предшествующие таможенному декларированию товаров

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право -

Экономический потенциал: объем и содержание понятия. Общая характеристика экономического потенциала России. Таможенная территория и граница РФ.

Государственная территория РФ - 17,1 млн. км, самое крупное по территории государство мира. Сравнима с Южной Америкой – 17,8 млн. км, Превосходит - Канада (1,7 р.) Китай (1,8 раза), США (1,9 р.) 73 % территории РФ - в Азии, 27 % - в Европе.

Территория – суша – материковая часть Евразии, острова и полуострова.

Внутренние воды – включая и прибрежные морские воды – порты, бухты, заливы, проливы, исторически принадлежащие России.

Территориальные воды (море) – 12 морских миль (1,85 км х 12), от линий наибольшего отлива.

Воздушная территория – пространство, ограниченное вертикалью по сухопутным и морским границам и неограниченное в высоту

1. Территория РФ (ТРФ) составляет единую таможенную территорию Российской Федерации (ст. 2 п. 1 Таможенного кодекса РФ)

2. ТТРФ также включает в себя: находящиеся в исключительной экономической зоне РФ, а также на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки, сооружения, над которым РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (ст.2 п.2 ТК)

3 Частью таможенной территории РФ являются и особые экономические

зоны, создаваемые на территории РФ.

Таможенная территория не совпадает с государственной территорией РФ, так как в таможенную территорию включены искусственные острова, сооружения и установки на континентальном шельфе РФ.

Континентальный шельф – поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящиеся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина вод позволяет разработку естественных ресурсов этих районов. Площадь шельфа РФ – 4,2 млн. км/кв., из них 3,9 млн. – перспективны

для углеводородных ресурсов. (РФ претендует также на шельф дня до Северного полюса – это продолжение континентальной плиты). На шельфе РФ имеет право на разведку и разработку минеральных ресурсов. Исключительная морская экономическая зона – водное пространство

шириной до 200 морских миль – 370 км от территориальных вод. Такие права как и на континентальном шельфе – разведка и разработка ресурсов. Однако нет абсолютных прав на живые ресурсы (режим открытого моря – свобода судоходства, полетов, прокладки средств связи, транспортных путей, трубопроводов и т.д.).

Пределы таможенной территории РФ являются таможенной границей. Таможенная граница РФ совпадает с Государственной границей РФ за исключением пределов, находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственных островов, установок и сооружений, а также пределов особых экономических зон, создаваемых на территории РФ.

Государственная граница составляет 58 тыс. км. Сухопутная – 14,5 тыс.

Морская – 44.1 тыс. Таможенная граница длиннее на периметр свободных экономических зон, а также установок, сооружений и искусственных островов на шельфе РФ.

Главные функции таможенной границы – барьерная и контактная. Товары, ввозимые и вывозимые из РФ должны пройти таможенное оформление и подлежат таможенному контролю. Вдоль таможенной границы для целей таможенного контроля создаются зоны таможенного контроля.

Процедура таможенного контроля осуществляется как в пунктах на таможенной границе – совпадающих с государственной, так и в глубине страны – где создана сеть внутренних таможен. Таким образом, пересечение таможенной границы товарами и транспортом может происходить и внутри государственной территории РФ. Экономический потенциал: объем и содержание понятия. Общая характеристика экономического потенциала России.

Экономический потенциал (ЭП) представляет собой обобщающую экономическую категорию, характеризующую состояние экономики любой страны, производительные силы общества. Под ЭП понимается совокупная способность экономики страны осуществлять производственно-экономическую деятельность, производить товары и услуги, удовлетворять

общественные потребности и запросы населения, обеспечивать развития производства и потребления. Экономический потенциал характеризует состояние и возможности хозяйства страны и ее регионов, обеспечивать ее социальное, экономическое, научно-техническое и культурное развитие.

Степень использования потенциала – уровень фактически сложившегося применения потенциальных возможностей страны или региона.

Сложность оценки экономического потенциала: не имеет четких количественных критериев и инструментов измерения, изменяется в пространстве и времени.

Экономический потенциал определяется природными ресурсами, количеством и качеством трудовых ресурсов, производственным, научно- техническим, финансовым потенциалом.

О величине ЭП приближенно можно судить по величинам ВВП (валовой внутренний продукт) и ВНП (валовой национальный продукт).

ВВП – макроэкономический показатель. Выражает совокупную годовую стоимость товаров и услуг, созданных на территории данной страны, с использованием факторов производства только данной страны.



ВНП – макроэкономический показатель. Показывает совокупную годовую стоимость товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами.

Показатели характеризуют величину ЭП не полностью, не учитывают ряд важных факторов.

Понятие экономического потенциала неотрывно связано с понятием «национального богатства» - важнейшим показателем ЭП.

Национальное богатство – совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

В стоимости национального богатства включается:

Нефинансовые производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств);

Непроизводственные активы, в том числе материальные (природные) – земля, запасы полезных ископаемых, естественные биологические и подземные водные ресурсы;

Нематериальные запасы (лицензии на использование изобретений, «ноу-хау», передаваемые договоры и др.);

Финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции промышленных компаний, государственные ценные бумаги, задолженность зарубежных стран и др.).

При диагностике ЭП стран и регионов оценивается эффективность по следующим видам ресурсов:

1. оборудование и производственные мощности;

2. сырье, материалы;

3. трудовые ресурсы;

4. финансы;

7. полезные ископаемые;

8. инфраструктура.

Некоторые показатели могут перекрывать друг друга (например, финансово эффективный регион не имеет потенциальных проблем с сырьем и оборудованием).

Оценка уровня экономического и социального развития является относительным показателем и измеряется при помощи различных статистических показателей по отношению к среднему уровню по стране, группе стран, группе регионов, а также при сравнении конкретных показателей регионов друг с другом.

Оценка уровня ЭСР может проводиться различным способом: объем производства по отраслям, объем производства на душу населения, валового регионального продукта, различных показателей для измерения уровня качества жизни и благосостояния населения.

Общая характеристика экономического потенциала РФ.

РФ – по классификации ООН, - относится к типу стран с переходной экономикой.

Экономика РФ – индустриально-аграрного типа с элементами, характерными для индустриальных экономик. То есть, по ряду показателей, РФ в ряду развивающихся стран, однако доля услуг в ВВП превышает 50 %, что характерно для развитых стран.

Такое сочетание характерно для стран Центральной и Восточной Европы.

ВВП (в долларах США) в 2001 г. – 10 место в мире. (2,25 % мирового ВВП). ВВП на душу населения - 76 место. Отставание от мировых лидеров в 4 и более раза.

Рыночные отношения формируются с 1992г., с момента либерализации цен и программы массовой приватизации. В 1992-2001г. форму собственности сменили 47 % предприятий, зарегистрированных на 1991 г. К 2003 г. – зарегистрировано 3.6 млн. предприятий всех форм собственности, из них – частные.

Переход от плановой системы хозяйствования к рыночной – болезненный. Падение ВВП: в 1998 г. – 60 % от уровня 1991 г. С 1999г. – наблюдается экономический подъем - в среднем 6,5 % ежегодно. К 2007г. уровень ВВП вырос на 70 % (от 1998г.).

К 2003г. – уровень ВВП – 77 % (в промышленности 65 %) по отношению к 1991 г.

Импорт России в 2002г. составлял 0,6 % от мирового и 24 % уровня ВВП России. В последние годы объем экспорта стал выше объема импорта. В 2002 г. – на долю РФ - 1,6 % мирового экспорта (35 % уровня ВВП).

Стоимость экспорта заметно зависит от динамики мировых цен на углеводороды, основные экспортные товары РФ. Высокие темпы инфляции: например, за 1992 г. цены выросли в 26 раз, за 1993г. еще в 9, 4 раза. Обесценение реальных доходов населения, снижение инвестиционной активности, макроэкономическая нестабильность. Огромный внешний долг (1998г.) – 140 млрд. долларов.

К середине 90-х годов темпы инфляции благодаря жесткой денежной политике ЦБ удалось снизить до 20 % в год. Кризис 1998 г. – девальвация рубля и новый виток инфляции. После кризиса – контроль за темпами инфляции, постепенная финансовая стабилизация, оживление экономики, восстановление золотовалютных резервов (2003 г. – 60 млрд. долларов США). Начался приток ресурсов в реальный сектор экономики, произошло замещение импорта отечественными товарами

(из-за девальвации рубля).

Рост мировых цен на углеводороды позволил России накопить значительные золотовалютные резервы (2007 г. – 455 млрд. долларов). Россия начала погашать внешнюю валютную задолженность. К 2007г. внешний долг почти полностью погашен.

Экономика России в начале 21 века в целом завершила адаптацию к рыночным реформам хозяйствования и постепенно преодолевает трансформационный спад.

Политика правительства РФ направлена на упрочение макроэкономической и социальной стабильности, поддержание темпов экономического роста (в среднем 6 % в год). Осуществляется контроль за инфляцией (инфляция в среднем – 8 % в год) и обеспечение стабильности валютного курса.

Резко ограничены бюджетные расходы. С 2002 г. – ежегодный профицит бюджета. Восстановлено доверие населения и инвесторов к государству.

В социальной сфере увеличен размер социальных пособий и бюджетных зарплат. Продолжение структурных реформ в экономике и снижение административных барьеров.

В 2001 г. приняты Налоговый и Земельный кодексы, делаются попытки провести пенсионную реформу, проведена монетизация льгот.

Однако экономика страны еще не смогла накопить достаточных средств для реструктуризации производства и модернизации экономики в целом. В 2003 г. была поставлена цель переломить эту тенденцию и добиться реального удвоения ВВП к 2010 году, однако реальные темпы экономического роста в 2005 – 2007 гг. вряд ли позволят осуществить эту цель в предполагаемые сроки.

В целом за годы рыночных реформ 90-х годов, и тенденция эта продолжается и в начале 21 века, наблюдалось резко снижение уровня жизни населения страны.

В 2002г. средний доход на душу населения в РФ составил 57 % от 1991 г.

Доходы населения распределены угрожающе неравномерно:

В 2002г. 20 % самых богатых граждан РФ получали 45,8 % всех денежных доходов, 20 % самых бедных – 5,9%.

В том же году – 25 % населения РФ имели доходы ниже официального прожиточного минимума. Правительство РФ наметило и приступило к осуществлению программы модернизации промышленности, чтобы уйти от перекоса в сторону сырьевой экономики, прежде всего нацелив ее на высоко-технологичные отрасли.

РФ добивается вступления в ВТО – Всемирную торговую организацию, рассчитывая снять ряд торговых и пошлинных барьеров и либерализовать рынки, провести реформы в отраслях естественных монополий, нацеленных на создание конкурентной среды.

Основные понятия: таможенная территория, таможенная граница, территориальная структура национальной экономики, территориально-производственный комплекс, экономический потенциал.

Лекция 2. Минерально-сырьевой потенциал РФ Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории.

Под природно-ресурсным потенциалом понимается совокупная величина, выражающая размер природно-ресурсного богатства страны. Природные ресурсы являются фундаментом развития народного хозяйства. Они подразделяются на два основных вида: источники средств существования людей и источники средств производства. Ресурсы также классифицируются по принципу исчерпаемости: 1. Возобновимые - растительность, почвы, вода, животный мир. 2. Неисчерпаемые, например, энергия солнца, мирового океана, ветра. 3. Исчерпаемые – полезные ископаемые. По происхождению и природным свойствам ресурсы подразделяются на группы: минеральные (полезные ископаемые), водные, земельные, биологические, климатические (солнечное тепло, свет, осадки), ресурсы природных процессов (внутреннее тепло земли, солнечное излучение, энергия ветра и т.п.)

Особое значение для производства имеют минеральные ресурсы. Они включают почти 200 видов, и они исчерпаемы. По направлению использования минеральные ресурсы делятся на три группы: топливно-энергетические (нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф); металлорудные (руды черных, цветных, редких, благородных металлов); неметаллические (химическое сырье, технические руды, строительное сырье).

По степени разведанности и изученности запасы полезных ископаемых подразделяются на четыре категории - А, В, С1, С2. Запасы категории А изучены и детально разведаны, В и С1 - разведаны с относительно меньшей детальностью. С2 - оценены предварительно. Кроме того, выделяются прогнозные запасы для оценки новых месторождений, бассейнов и перспективных территорий. Разведанные и прогнозные запасы объединяются в общие геологические запасы.

По народнохозяйственному значению запасы минеральных ресурсов делятся на балансовые – А, В, С1 и в отдельных случаях С2. И забалансовые – С2, прогнозные и общегеологические.

Россия полностью обеспечена всеми видами минерального сырья и по их разведанным запасам занимает ведущее место среди крупнейших стран мира.

В России сосредоточено более половины мировых запасов угля и торфа – 8 трл.т, 1/3 нефти и газа, 2/5 железных руд, 2/5 калийных солей, 1/4 фосфоритов и апатитов, 1/15 гидроэнергетических ресурсов и половина мировых запасов древесины.

Топливно-энергетические ресурсы – нефть, газ, уголь, торф, горючие сланцы, ядерное сырье, энергии воды, ветра, солнца.

Главная особенность топливно-энергетических минеральных ресурсов - их неравномерное размещение по территории страны. В основном они сосредоточены в восточной и северной зонах России (свыше 90 % их суммарных запасов). В то же время потребление топлива на. сосредоточено в западной и центральной зонах страны. Россия занимает 1 место в мире по запасам газа, около 48 трлн. кубометров (37 % мировых запасов).

В Восточной и Северной зонах находятся наиболее крупные в стране изученные и прогнозные запасы нефти и газа. Общая перспективная площадь по этим видам в Западно-Сибирской и Тимано-Печорской провинциях со-ставляет соответственно 1,5 и 0,6 млн. км2. Выявлены значительные прогноз-ные запасы газа на западе Якутии.

Месторождения нефти и газа расположены, в основном, на территории Западной Сибири, Восточной Сибири. Поволжья, Урала, Республики Коми и Северного Кавказа.

В Западно-Сибирском регионе открыто свыше трехсот месторождений нефти и газа. Крупнейшие месторождения нефти расположены в среднем течении реки Оби. К ним относятся: Самотлорское, Федоровское, Западно-Сургутское, Мегионское, Советско-Соснинское, Черемшанское и др. Западная Сибирь содержит почти 2/3 запасов нефти страны.

Месторождения нефти Западной Сибири имеют исключительную концентрацию запасов. Этим объясняется высокая эффективность геологоразведочных работ. Затраты на подготовку 1 т нефти в Западной Сибири в 2,3 раза ниже, чем в Татарии, в 5,5 раза ниже, чем в Башкирии, в 3,5 раза ниже, чем в Коми, и в 8 раз ниже, чем на Северном Кавказе.

Обширная территория между Волгой и Уралом также богата нефтью –

ее добывают в Башкортостане, Татарстане, в Пермской обл. и др. Себестоимость ее невысока – добывается фонтанным способом, но обладает невысоким качеством.

В Западной Сибири сосредоточено 68 % промышленных (кат. А+В+С1)

и 72 % потенциальных запасов природного газа России. Уникальна Северная

газоносная провинция Западной Сибири. Она занимает территорию в 620

тыс. км2. Здесь расположены крупнейшие месторождения: Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и Тазовское.

Помимо этого, к крупным месторождениям газа относятся Оренбургское (Урал), Астраханское. Попутно с газом в них содержатся ценные компоненты: сера и газоконденсат. На территории республики Коми разведано Вуктыльское месторождение газа.

На Северном Кавказе выделяются две нефтегазоносные области: Грозненская и Дагестанская. Наиболее значительные месторождения природного газа Северного Кавказа - "Дагестанские огни" (Дагестан), Нефтегазоносные месторождения: Северо-Ставропольское и Пелагиадинское (Ставропольский край), Ленинградское, Майкопское, Минское и Березанское (Краснодарский край).

В Восточной Сибири крупнейшим месторождением является Марковское. На Дальнем востоке крупные месторождения нефти находятся на Сахалине, в Якутии.

Перспективными являются разработки месторождений нефти и газа на континентальном шельфе, территория которого на 70 % богата этими полезными ископаемыми.

К настоящему времени высокопродуктивные запасы крупных месторождений в значительной мере выработаны и по крупным залежам происходит интенсивное снижение объемов добычи нефти. Практически весь фонд нефтяных скважин переведен с фонтанного на механизированный способ добычи. Начался массовый ввод в разработку мелких, низкопродуктивных месторождений.

Россия обладает крупными неразведанными ресурсами нефти и газа, объем которых кратно превышает разведанные запасы. Результаты анализа качественной структуры неразведанных ресурсов в России свидетельствует об их неидентичности разведанным. Ожидается, что открытие новых крупных месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью – на шельфах северных и восточных морей, в Восточной Сибири. Не исключена вероятность открытия подобных месторождений в Западной Сибири. В этом регионе прогнозируется открытие еще нескольких тысяч нефтяных месторождений.

Россия занимает одно из первых мест в мире по разведанным запасам угля – 30 % мировых запасов. Уголь служит топливом и сырьем для химической промышленности и металлургии. Угольные ресурсы размещены на территории страны неравномерно – 95 % в восточных районах и только 5 % - в европейской части. Важным показателем экономической оценки угольных бассейнов является себестоимость добычи. Наиболее низкая себестоимость добычи – в Восточной Сибири, наиболее высокая – на европейском Севере.

Основные угольные бассейны:

Печерский – расположен в северном экономическом районе на территории республики Коми и Ненецкого автономного округа. Общая площадь – 100 тыс. кв. км балансовые запасы угля – 210 млрд. т Угли отличаются высоким качеством, глубина залегания – 470 м, мощность пластов до 1м. Условия добычи сложные – вечная мерзлота и значительная водоносность толщи.

В европейской зоне помимо Печорского бассейна угольные ресурсы

расположены в Ростовской области (восточное крыло Донецкого бассейна), в Подмосковном бассейне с геологическими запасами в 19,9 млрд т, в Кизеловском, Челябинском и Южно-Уральском бассейнах - свыше 5 млрд т. Угли отличаются большим разнообразием состава и свойств. Почти 35 % всех общероссийских запасов представлены бурыми углями.

По эффективности добычи угля на общероссийском фоне резко выделяются два бассейна: Канско-Ачинский и Кузнецкий.

Кузнецкий бассейн расположен в Западной Сибири, в Кемеровской области. Площадь – 70тыс. кв.км. Балансовые запасы - 600млрд.т. Глубина залегания 300-600 м, мощность пластов от 6 до 25 м.Угли различные. Большая часть – ценные коксующиеся угли (металлургия). Более 50 % угледобывающих предприятий нуждаются в срочной реконструкции.

Канско-Ачинский буроугольный бассейн – на территории Красноярского каря (Восточная Сибирь) и Кемеровской область. Вытянут вдоль

Транссибирской железнодорожной магистрали на 800 км. Общегеологические запасы до глубины 600 м - 610млрд. т, до глубины 1800м – 1200млрд. т.

Мощность пластов – от 14 до 100 м. Они расположены горизонтально и близко к поверхности. Себестоимость добычи – невысокая. Всего - 24 месторождения. Южно-Якутский бассейн. Запасы – 40 млрд. т. Высокое качество – коксующиеся. Глубина залегания – 300 м, мощность 27 м, добыча ведется открытым способом. В Якутии размещаются крупнейшие, но слабо разведанные угольные бассейны: Тунгусский (общие геологические запасы 2,34 трлн. т), Ленский (1.65 трлн. т).

На Сахалине общие геологические запасы угля составляют 12 млрд. т, в Магаданской области - 103 млрд. т, в Камчатской области – 19,9 млрд. т.

Следует отметить, что природные условия в северной зоне России определяют значительный рост затрат, затрудняют и удорожают все виды работ. Затраты на строительство наземных транспортных путей в 3-5 раз, а промышленных сооружений - в 4-7 раз выше. Необходимы значительные дополнительные капиталовложения для поддержания экологического равновесия в связи с неустойчивостью природной среды. Несмотря на это, разработка природных богатств в северной и восточной зонах дает стране значительный эффект. Затраты на добычу угля по ведущим бассейнам востока (Канско-Ачинский и Кузнецкий) в 2-3 раза, а тепловой электроэнергии в 3-4 раза ниже, чем в европейской зоне, нефть Западной Сибири в 1,5 раза, природный газ в 2 раза дешевле, гидроэнергия в Восточной Сибири в 4-5 раз дешевле, чем в европейской части.

За последние 40 лет (1965-2005) произошли значительные изменения в топливно-энергетической базе России. Вместе с расширением ее границ увеличилась удаленность ресурсов от основных потребителей, подорожала их добыча. Средняя глубина нефтяных скважин увеличилась в 2 раза, угольных шахт - в 1,5 раза. Затраты на добычу тюменской нефти выросли более чем в 3 раза, газа - в 2,5 раза, кузнецкого угля в 1,25 раза. Несмотря на это 1 т условного топлива в Сибири обходится в 2 раза дешевле, чем в других регионах страны. Металлорудные минеральные ресурсы

Железные руды разделяются на ряд типов: бурые железняки, красные железняки, магнитные железняки (магнитные руды) и др. Экономическая оценка железорудных месторождений определяется качественной характеристикой руды: удельным весом в ней железа и других элементов, обогатимостью. Содержание железа в богатых рудах колеблется в пределах 45-70 %, а в бедных - 25-42 %. К полезным примесям относятся: никель, марганец, ванадий и др., к вредным - фосфор и сера.

В России сосредоточено почти 40 % мировых запасов железных руд. Общие балансовые запасы составляют около 65 млрд. т, в том числе 45 млрд. т - промышленных категорий (А+В+С1). Почти 30 млрд. т (43 %) представлено рудами, содержащими в среднем свыше 50 % железа, которые могут использоваться без обогащения, и 15 млрд. т (33 %) - рудами, пригодными к обогащению по простым схемам.

Из разведанных запасов железных руд на долю европейской части

России приходится 88 %, а на долю восточной – 12 %. Крупным железорудным бассейном является Курская магнитная аномалия (КМА), где сосредоточено 66 % общих балансовых железных руд страны. КМА охватывает в основном территорию Курской и Белгородской областей. Мощность пластов достигает 40-60 м, а в отдельных районах - 350 м. Руды, залегающие на значительной глубине, содержат 55-62 % железа. Балансовые запасы железных руд КМА (кат. А+В+С1) оцениваются в 43 млрд. т, в том числе 26 млрд. т с содержанием железа до 60 %, железистых кварцитов с содержанием железа до 40% - в 17 млрд. т.

На территории Северного экономического района расположено три месторождения железных руд: Ковдорское, Оленегорское (Мурманская область) и Костомукшское (Карелия). Руды Ковдорского месторождения характеризуются содержанием железа (около 32 %) и повышенным содержанием фосфора (3 %). Руды хорошо обогащаются с выделением апатита. Руды Оленегорского месторождения содержат 33 % железа, а также марганец, титан и алюминий, залегают на небольшой глубине и имеют мощный пласт (от 30 до 300 м). Костомукшское месторождение осваивается совместно с Финляндией. Железные руды Кольского полуострова и Карелии служат сырьевой базой Череповецкого металлургического завода. Железорудные ресурсы Уральского района представлены в четырех группах месторождений: Тагило-Кувшинской, Качканарской, Баксальской, Орско-Халиловской. Тагило-Кувшинская группа включает месторождения гор Благодати, Высокой и Лебяжьей. Содержание железа в рудах - 32-55 %. Месторождение эксплуатируется открытым и подземным способами. Баксальская группа железных руд расположена на западном склоне Уральских гор (Челябинская область). Содержание железа в бурых железняках составляет 32-45 %. Руды содержат марганец и очень мало вредных примесей.

Орско-Халиловская группа месторождений размещена на восточном склоне Уральских гор (Оренбургская область). Руды содержат никель, кобальт, хром. Содержание железа: 35-55 %. Они служат сырьевой базой Орско-Халиловского металлургического комбината. На Северном Урале железные руды сосредоточены в Северной и Богословской группах месторождений. Руды Северной группы (Свердловская область) представлены магнитными железняками с содержанием железа 40-50 %. Эти группы имеют небольшие запасы железной руды. В Сибири разведанные запасы железных руд невелики (7,4 % общероссийских).

На территории Западно-Сибирской равнины открыт крупнейший в мире железорудный бассейн: Западно-Сибирский. Площадь бассейна составляет около 260 тыс. км2. Геологические запасы исчисляются в 956 млрд. т.

Наиболее эффективно для разработки в бассейне Бакчарское месторождение (Томская область). Оно занимает площади в 16 тыс. км2. Рудный горизонт месторождения составляет 20-70 м и залегает на глубине 160-200 м. Руды содержат до 46 % железа, а также примеси фосфора и ванадия.

Прогнозные запасы - 110 млрд. т. Мощность рудных горизонтов составляет 25-40 м, содержание железа - 30-46 %, запасы кондиционных руд -

3 млрд. т. Прогнозные запасы Бакчарского месторождения в 2 раза превышают запасы по стране. Если сравнить это месторождение с наиболее эксплуатируемыми или намеченными к эксплуатации месторождениями Сибири, то

оно заменит 400 таких месторождений.

В Восточной Сибири несколько крупных месторождений. Среднее содержание железа в рудах 30-40 %, но они хорошо обогащаются. Ангаро-Питский бассейн располагает запасами железных руд в 1,6 млрд. т. Содержание железа в рудах 32-38 %. Они требуют сложных методов обогащения.

Прогнозные запасы железных руд Дальнего Востока оцениваются в 3 млрд. т. Они сосредоточены в основном в Алданском бассейне. Среди месторождений - Таежное - самое крупное, его запасы исчисляются в 1,3 млрд. т. Руды содержат в среднем 46 % железа, а в отдельных пластах - более 60 %.

Большой интерес представляют железистые кварциты Чаро-Токкинского и Олекмимского месторождений с прогнозными запасами более 6 млрд. т, но разведаны они пока недостаточно.

Руды цветных металлов По запасам меди в России выделяются Уральский (60 % добычи медных руд) и Восточно-Сибирский (40 %) экономические районы. Небольшие запасы этих ресурсов имеются также на Северном Кавказе и в Алтайском крае.

Один из наиболее распространенных типов месторождений медных руд - медно-колчеданные. В них кроме меди содержатся сера, цинк, золото, серебро, кобальт и другие компоненты. Руды этого типа залегают на Урале.

На территории России имеются также медно-никелевые руды. Они добываются в Норильском, Талнахском и Октябрьском месторождениях (Красноярский край).

Свинцово-цинковые руды, как правило, встречаются в природе вместе с медью и серебром. Иногда в этих рудах содержатся висмут, селен, теллур и другие металлы. На территории России выявлены и разведаны крупные запасы цинка и свинца.

Одним из крупнейших в мире является Горевское полиметаллическое месторождение (Красноярский край). Рудные тела месторождения представлены залежами мощностью от 5 до 30 м. Золото встречается в виде кварцево-золотоносных жил и в россыпях.

Кварцево-золотоносные жилы распространены на Урале, в Алтайском крае, в Горной Шории, в Иркутской области, в Якутии, в Магаданской области.

Неметаллические минеральные ресурсы Сырьем, из которого вырабатываются фосфорные удобрения, служат апатиты и фосфориты. Их балансовые запасы в России превышают 8 млрд. т.

В Мурманской области расположено самое крупное в мире Хибинское месторождение апатитов с балансовыми запасами в 2,7 млрд. т. Попутно с апатитами добывается нефелин.

Месторождения фосфоритов, в основном, сосредоточены в европейской зоне. Калийные соли сосредоточены в Верхнекамском бассейне (Пермская область). Балансовые запасы его исчисляются в 21,7 млрд. т.

Сера, серный колчедан служат сырьем для получения серной кислоты. Самородная сера имеется в Куйбышевской области, в Дагестане и Хабаровском крае. Серный колчедан широко распространен на Урале.

Запасы поваренной соли на территории России огромны. Крупнейшие ее месторождения расположены в Пермской (Верхне-Камское), Орен-бургской (Илецкое), Астраханской (Баскунчакское и Эльтонское), Иркутской (Усольское) областях, Алтайском крае (Кулундинское, Кучукское), Якутии (Олекминское). Месторождения слюды сосредоточены в основном в Северной зоне страны: Манский и Алданский районы (Якутия). Также запасы слюды имеются в Карелии и Мурманской области. Промышленные запасы асбеста сосредоточены на Урале: Баженовское (Свердловская область) и Киембаевское (Оренбургская область) место-

рождения. Уникально Молодежное месторождение асбеста (Бурятия).

Запасы алмазов находятся в Якутии (МИР, Айхад, Удачная), в Пермской (Вишерское) и Архангельской областях.

Основные понятия : ресурсы, размещение ресурсов, природные ресурсы, национальное хозяйство, природно-ресурсный потенциал территории, топливноэнергетические ресурсы, эффективность распределения ресурсов.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ТК РФ территорию РФ составляет единая таможенная территория РФ.

Под таможенной территорией понимают государственную территорию, в которую входят сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 ТК РФ). Единая таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 ТК РФ). Также на таможенной территории РФ в законном порядке могут создаваться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся за пределами таможенной зоны РФ, за исключением некоторых случаев, предусмотренных ТК РФ и иными законодательными актами в таможенной сфере.

На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 2003 г. № 5003-Й «О таможенном тарифе»). Это значит, что на таможенной территории, как и на государственной территории, в правовом регулировании преобладающим является государственный суверенитет.

Из статьи 74 Конституции РФ можно выделить еле-дующее: на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Понятие «таможенная территория» и понятие «государственная территория» не совпадают в связи с тем, что в некоторых случаях отдельные части, находящиеся вне пределов государственной территории, возможно включить в состав таможенной территории и аналогично вывести из ее состава.

Пределы таможенной территории РФ наряду с территориями свободных таможенных зон называются таможенной границей.

Таможенная граница – это условная линия, которая ограничивает таможенную территорию РФ. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также пределы территорий экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ (п. 4 ст. 2 ТК РФ). Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать, но сами понятия «таможенная граница» и «государственная граница» никогда совпадать не могут, так как государственная граница представляет собой настоящую линию, проходящую через местность и обусловленную специальными обозначениями, устанавливающую предел действия суверенитета государства, в то время как таможенная граница обусловливается линией воображаемой, т. е. условной, ограничивающей действие лишь экономического суверенитета государства.

В соответствии с п. 1 ст. 2 таможенного кодекса РФ территорию РФ составляет единая таможенная территория РФ.

Под таможенной территорией понимают государственную территорию, в которую входят сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 таможенного кодекса РФ). Единая таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 таможенного кодекса РФ). Также на таможенной территории РФ в законном порядке могут создаваться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся за пределами таможенной зоны РФ, за исключением некоторых случаев, предусмотренных ТК РФ и иными законодательными актами в таможенной сфере.

На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 2003 г. № 5003-Й «О таможенном тарифе»). Это значит, что на таможенной территории, как и на государственной территории, в правовом регулировании преобладающим является государственный суверенитет.

Из статьи 74 Конституции РФ можно выделить следующее: на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Понятие «таможенная территория» и понятие «государственная территория» не совпадают в связи с тем, что в некоторых случаях отдельные части, находящиеся вне пределов государственной территории, возможно включить в состав таможенной территории и аналогично вывести из ее состава.

Пределы таможенной территории РФ наряду с территориями свободных таможенных зон называются таможенной границей.

Таможенная граница – это условная линия, которая ограничивает таможенную территорию РФ. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также пределы территорий экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ (п. 4 ст. 2 таможенного кодекса РФ). Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать, но сами понятия «таможенная граница» и «государственная граница» никогда совпадать не могут, так как государственная граница представляет собой настоящую линию, проходящую через местность и обусловленную специальными обозначениями, устанавливающую предел действия суверенитета государства, в то время как таможенная граница обусловливается линией воображаемой, т. е. условной, ограничивающей действие лишь экономического суверенитета государства.