Домой / Вопросы и ответы / Урок-презентация " Международное гуманитарное право. Правовая защита жертв международных конфликтов"

Урок-презентация " Международное гуманитарное право. Правовая защита жертв международных конфликтов"

Особое место в правовом регулировании вооруженных конфликтов занимает проблема защиты жертв конфликтов: раненых, больных, во­еннопленных , а также населения оккупированных территорий . В по­следние десятилетия речь идет также и о защите мирных объектов и культурных ценностей.

Как уже было сказано, долгое время правила поведения в условиях международных вооруженных конфликтов определялись сложивши­мися традициями и обычаями. В их числе была и традиция гуманного отношения к жертвам вооруженной борьбы, в частности к военно­пленным. В XIX в. в Европе к ним относились на основе норм христи­анской морали, независимо от того, какую религию исповедовали са­ми военнопленные. Правда, бывали и исключения: во время наполео­новского египетского похода французы убили 4 тыс. сдавшихся им в плен турецких солдат из крепости Яффа.

Все же традиции гуманного отношения к военнопленным сохраня­лись и в начале XX в. Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. военнопленным обеих сторон были предоставлены вполне удовлетво­рительные бытовые условия, свобода их передвижения ограничива­лась весьма слабо. А русские офицеры в Японии смогли ознакомить­ся с достопримечательностями и национальными особенностями этой страны. Российский император Николай II выделил крупные средства для содержания русских военнопленных в японском плену. Японские власти, в свою очередь, вопреки самурайским традициям, приняли ре­шение относиться к военнопленным в соответствии с европейскими нормами, так как Япония впервые в своей истории воевала с одной из великих европейских держав.

Первая мировая война не только изменила привычные масштабы вооруженной борьбы, но и привела к резкому возрастанию числа во­еннопленных, счет которым шел уже не на тысячи, а на миллионы че­ловек. При таком количестве пленных даже единичные нарушения прав некоторых из них могли бы в целом дать впечатляющую картину. На самом же деле нарушения были гораздо масштабнее. Военные и гражданские власти воюющих государств стали использовать военно-

275

пленных, например, на тяжелых работах в плохих природных и клима­тических условиях, что неизбежно приводило к увеличению заболева­ний и смертности среди них.

Уроки Первой мировой войны заставили более тщательно подойти к вопросу о правовой защите военнопленных. В 1929 г. по предложе­нию правительства Швейцарии многие государства мира подписали Конвенцию Международного Красного Креста о военнопленных, где регламентировались правила гуманного обращения с ними. Совет­ский Союз, который строил свою международную политику на иных основах, данную Женевскую конвенцию не подписал. Несмотря на это, в начале Великой Отечественной войны советское правительство объявило, что Женевская концепция будет применяться ко всем воен­нослужащим воюющих с СССР государств, захваченным в плен Крас­ной Армией. Одновременно было сделано заявление о том, что совет­ские солдаты в плен не сдаются. Это заявление автоматически превра­щало всех советских военнопленных в изменников Родины и давало основание нацистам оправдывать свое варварское к ним отношение, вытекавшее из их идеологических установок о «высших» и «низших» расах. Если английские, американские, французские военнопленные, так же как и военнослужащие других западных стран, оказавшиеся в немецком плену, могли пользоваться правами, вытекавшими из Же­невской конвенции, которые позволяли облегчать их положение и со­хранять жизнь, то советские военнопленные умирали от голода и в ре­зультате бесчеловечных условий содержания. Массовое нарушение норм Женевской конвенции 1929 г., но уже по отношению к англий­ским, американским и китайским военнопленным допускали власти милитаристской Японии.


Эти факты, получившие широкую известность уже после оконча­ния Второй мировой войны, показали необходимость в обеспечении более эффективной защиты прав военнопленных. Именно этому во­просу и была посвящена Женевская конвенция, подписанная в 1949 г. В соответствии с ней государства обязаны создавать условия для со­хранения жизни и здоровья комбатантов, находящихся в их плену (за­хваченных в ходе военных действий).

Военнопленные должны содержаться в специально отведенных для этого местах, по возможности вдалеке от зон боевых действий, с тем чтобы их жизни не угрожала непосредственная опасность. Воен­нопленные должны быть обеспечены жилыми помещениями, меди­цинским обслуживанием, им должна предоставляться возможность соблюдать правила гигиены. Питание военнопленных должно быть

276

организовано по нормам, предусмотренным для находящихся в той же местности военнослужащих армии, в плен к которой они попали. Во­еннопленные должны назвать свое имя и личный номер, добиваться же от них других сведений Женевская конвенция запрещает. Военно­пленные сохраняют свои воинские звания и статус, поэтому офицеры должны содержаться отдельно от рядового и сержантского состава, в более привилегированных условиях. Военнопленные должны состо­ять под началом лица, назначенного властями захватившего их в плен государства, и подчиняться его распоряжениям. За нарушение уста­новленных правил пребывания в плену военнопленные могут подвер­гаться административным взысканиям, однако только один раз за один и тот же проступок. Запрещены наказания, представляющие угрозу для жизни и здоровья военнопленных, все формы грубого и жестокого обращения. За совершение уголовного преступления военнопленные могут быть преданы суду на основе законов того места, где они нахо­дятся. Побег из плена уголовным преступлением не считается и за не­го положено лишь административное взыскание. Если военнопленный после побега присоединился к своим вооруженным формированиям и затем вновь попал в плен, то совершенный им побег наказанию не под­лежит.

Военнопленные могут привлекаться к работам, но при соблюдении условий, обеспечивающих защиту их жизни и здоровья. Запрещено использовать труд военнопленных на фортификационных и иных ра­ботах в зоне военных действий, которые могут нанести урон боеспо­собности их собственной армии.

Военнопленные имеют право вести переписку с родными и близки­ми, получать индивидуальные и коллективные посылки. Места содер­жания военнопленных должны быть открыты для посещения предста­вителями Международного Красного Креста и других гуманитарных организаций. Военнопленным должно быть гарантировано отправле­ние религиозного культа, соблюдение всех связанных с ним традиций.

После окончания военных действий все военнопленные должны быть освобождены и отправлены на родину.

Наряду с Конвенцией по военнопленным в 1949 г. была подписана I Женевская конвенция «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях». В соответствии с этой конвенцией личный со­став регулярных вооруженных сил, а также комбатанты из числа дру­гих вооруженных формирований в случае их болезни или ранения должны при любых обстоятельствах пользоваться защитой и покро­вительством со стороны воюющих сторон. Любая из сторон обязана

§ 2. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 277

обеспечивать гуманное обращение с оказавшимися под ее контролем больными и ранеными без какой-либо дискриминации и уход за ними. I Женевская конвенция запрещает любое посягательство на их жизнь и достоинство. Не допускается добивание раненых на поле боя, запре­щается подвергать раненых и больных пыткам, биологическим опы­там, преднамеренно оставлять без лечения и ухода. Также не допу­скается каких-либо преимуществ в оказании медицинской помощи, кроме как по медицинским показаниям. При оставлении на поле боя раненых и больных сторона, которая это делает, должна оставить вме­сте с ними и часть необходимого для ухода за ними медицинского пер­сонала. Все санитарные объекты и медицинский персонал на поле боя должны иметь отличительные знаки и не могут подвергаться напа­дению.

Любая из воюющих сторон обязана сразу же после окончания боя разыскать и подобрать всех раненых и больных и оградить их от ограб­ления и жестокого обращения, а также обеспечить им срочную ме­дицинскую помощь. Раненые и больные одной из воюющих сторон, оказавшиеся во власти другой воюющей стороны, считаются военно­пленными, к которым применяются соответствующие нормы между­народного права.

В случае если продолжение боевых действий ставит под угрозу жизнь большого числа больных и раненых, воюющие стороны обяза­ны заключить между собой соглашение о перемирии или прекраще­нии огня для эвакуации раненых и больных с поля боя, а также для об­мена ими.

Военные власти должны разрешать мирному населению самостоя­тельно подбирать раненых и больных в районах боевых действий и предоставлять им уход и помощь. Если необходимо, могут быть созда­ны специальные санитарные зоны, имеющие особый правовой статус, который позволит оградить больных и раненых от последствий воен­ных действий.

Особые меры для защиты больных и раненых, а также терпящих кораблекрушение предусмотрены II Женевской конвенцией 1949 г., специально посвященной вопросам защиты жертв военных действий на море. В целом эти меры по духу соответствуют мерам по защите больных и раненых на сухопутной территории во время войны, но учи­тывают и особенности войны на море.

Многочисленные преступления, совершенные нацистами против мирного населения оккупированных стран и территорий в годы Вто­рой мировой войны, выявили необходимость усиления правовой за-

278 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов

С точки зрения международного права, оккупация - особое право­вое состояние, при котором территория одного государства оказывает­ся под временным военным контролем другого государства. При этом суверенитет того государства, в состав которого входила данная тер­ритория до оккупации, сохраняется. Это означает, что в своей деятель­ности оккупационные власти должны учитывать законодательство со­ответствующего государства и обязаны принимать меры к защите и сохранению порядка на контролируемой ими территории, способство­вать восстановлению и функционированию основных систем жизне­обеспечения. Если необходимо, оккупирующее государство должно обеспечить население оккупированной территории продовольствием, одеждой и медикаментами.

Население, в свою очередь, должно подчиняться распоряжениям оккупационных властей, а власти обязаны уважать жизнь, честь, соб­ственность и религиозные убеждения находящихся на оккупирован­ной территории гражданских лиц. В отношении таких лиц запрещает­ся: совершать любые акты насилия, запугивания и оскорбления; при­менять меры физического и морального принуждения; применять пытки, проводить медицинские опыты; захватывать из числа граждан­ского населения заложников и депортировать это население с оккупи­рованных территорий; применять телесные и коллективные наказа­ния. Население оккупированных территорий нельзя насильственно приводить к присяге оккупирующему данную территорию государст­ву, так же как нельзя привлекать его к работам, которые наносят пря­мой ущерб обороноспособности и военным усилиям их собственного государства.

Разрешается привлекать лиц старше восемнадцати лет из числа на­селения оккупированных территорий к принудительным работам в пре­делах этой территории. Это могут быть работы по обеспечению нужд оккупационной армии или самого населения. Оккупационные власти должны сохранять целостность коллективного и частного имущества на подконтрольной территории.

Вооруженные конфликты XX в. сопровождались расширением мас­штабов военных действий, применением все более разрушительных средств и способов ведения вооруженной борьбы. Все это стало при­водить ко все большему повреждению и разрушению объектов мирно­го характера, в том числе представляющих историческую и культур­ную ценность. Правовые меры, принимавшиеся для защиты таких

Контрольные вопросы и задания 279

объектов на основе нормативных актов 1-й половины XX в., оказались недостаточными, поэтому возникла необходимость в разработке но­вых международно-правовых документов. 14 мая 1954 г. была подпи­сана «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружен­ного конфликта». В соответствии с этой конвенцией к культурным ценностям относятся: памятники архитектуры, искусства и истории, рукописи, книги, научные коллекции, архивные материалы, а также здания, предназначенные для их демонстрации и хранения (библиоте­ки, музеи, архивы).

Обязанностью всех участников конвенции уже в мирное время ста­ла защита культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от последствий возможных вооруженных конфликтов. Все государства, подписавшие и ратифицировавшие конвенцию 1954 г., не должны допускать кражи, грабежа или незаконного присвоения куль­турных ценностей, а также случаев вандализма в их отношении.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику развития правовых средств регулирования вооруженной борьбы.

2. Каковы правовые последствия объявления состояния войны меж­ду государствами?

3. Что такое «театр войны»?

4. Дайте характеристику понятий «комбатант» и «некомбатант».

5. Чем добровольцы (волонтеры) отличаются от наемников?

6. Что означает статус нейтралитета?

7. Каков правовой статус участников военных действий?

8. Какие средства и приемы ведения вооруженной борьбы запрещены международным правом?

9. Дайте характеристику международно-правовой защиты военно­пленных, больных и раненых в условиях вооруженных конфлик­тов.

10. В чем состоит международно-правовая защита мирного населения и гражданских объектов в условиях вооруженных конфликтов?

11. Охарактеризуйте проблему защиты культурных ценностей во вре­мя вооруженного конфликта. Приведите примеры из истории.

Общая защита. Всем лицам, которые не принимают или перестали принимать непосредственное участие в военных действиях и оказались во власти неприятеля, гарантируется минимальный объем прав. При всех обстоятельствах с покровительствуемыми лицами следует обращаться гуманно без какого-либо неблагоприятного различия.

Гуманное обращение, в частности, означает:

Запрет убийства, пыток, телесных наказаний, увечий, медицинских или научных опытов и др.;

Запрет коллективных наказаний, который применяется не только к уголовным наказаниям, но и к административным санкциям, действиям полиции или иным санкциям;

Право на уважение личности, чести, религиозных убеждений;

Право любого лица, привлеченного к уголовной ответственности, пользоваться обычными правовыми гарантиями.

Личные данные лиц, оказавшихся во власти противной стороны, должны быть зарегистрированы, поскольку состояние войны не может служить оправданием насильственного исчезновения.

Семейная жизнь, насколько это возможно, должна пользоваться уважением, что подразумевает: 1) сохранение единства семьи, обязательство содействовать воссоединению семей; 2) сохранение связи между членами семьи: возможность переписки, посещения лиц, лишенных свободы; 3) предоставление информации о месте нахождении членов семьи.

Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Это гражданские лица или лица, вышедшие из строя по причине ранения, болезни или кораблекрушения, независимо от того, к какой стороне они принадлежат. Их правовой статус регулируется Женевскими конвенциями I и II, а также Дополнительным протоколом I.

Каждая сторона должна принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. Поскольку эти лица прекратили принимать участие в военных действиях, они должны пользоваться уважением и защитой. Им предоставляют медицинскую помощь и уход, которые требует их состояние. Даже при согласии нельзя подвергать таких лиц физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, а также удалению тканей или органов для пересадки, если такие действия не могут быть оправданы медицинскими соображениями. Различия в отношении к раненым и больным можно делать только по медицинским показаниям.

Защита военнопленных. Военнопленными, как правило, являются комбатанты, попавшие во власть неприятеля. Военнопленными также считаются иные категории, к примеру, лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, если они получили на это разрешение (например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов); члены экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации. В случае возникновения сомнения относительно права лица на статус военнопленного действует презумпция о сохранении такого статуса, пока он не будет определен компетентным судебным органом. Общую ответственность за обращение с военнопленными несет государство, поскольку военнопленные находятся в его власти, а не во власти лиц, взявших их в плен.



Основные принципы об обращении с военнопленными сформулированы в Женевской конвенции III и Дополнительном протоколе I.

С военнопленными всегда следует обращаться гуманно, военнопленные должны пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. Военнопленные не могут отказываться полностью или частично от тех прав, которые им предоставлены в соответствии с нормами МГП. К военнопленному не могут применяться меры принуждения для получения каких-либо сведений.

Начало плена связано с установлением личных данных, которые военнопленный обязан сообщить. После взятия в плен, с целью обеспечения безопасности, военнопленные подлежат эвакуации в лагери, расположенные достаточно далеко от зоны военных действий.

Режим военного плена означает правила интернирования военнопленных, условия работы, порядок сношения с внешним миром, взаимоотношения военнопленных с властями. ЖК III подробно определяет условия размещения военнопленных, касающиеся помещений, питания, одежды, гигиены и медицинской помощи (ст. 25-32).

В случае военного плена признаются различия в воинских званиях, в частности, к офицерам и приравненным к ним военнопленным будут относиться с уважением, полагающимся их званию и возрасту, они не могут принуждаться к работе. Другие военнопленные могут быть привлечены к работе, в том числе в принудительном порядке. Однако военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих здоровью или опасных (к примеру, разминирование), если он добровольно не дает согласия на выполнение таких работ.

С момента взятия в плен или не позднее, чем через неделю после прибытия в лагерь военнопленному должна быть предоставлена возможность направить два послания: письмо - непосредственно семье и почтовую карточку установленного образца - Центральному Агентству по делам военнопленных. В дальнейшем военнопленные отправляют и получают письма, которые могут быть подвергнуты цензуре.

Находясь во власти неприятеля, военнопленные подчиняются законам и правилам, действующим в вооруженных силах данного государства. За их нарушения военнопленные могут быть подвергнуты уголовным наказаниям и дисциплинарным взысканиям. В случае предания военнопленного суду ему должны быть обеспечены все гарантии справедливого судебного разбирательства. Запрещены коллективные наказания за индивидуальные проступки, всякие телесные наказания, заключение в помещения, лишенные дневного света, пытки или любые проявления жестокости.

Побег военнопленного не служит основанием для судебного преследования. В случае неудачного побега, даже его рецидива, на военнопленного может быть наложено только дисциплинарное взыскание. Если после удавшегося побега лицо снова окажется в плену, оно не подлежит никакому наказанию за побег.

Окончание военного плена . Военный плен может быть завершен следующими способами:

Путем непосредственной репатриации, которая во время военных действий не может быть насильственной, в случае тяжелой болезни или тяжелого ранения. Репатриированные не должны использоваться на действительной военной службе;

Путем госпитализации в нейтральной стране по состоянию здоровья;

Путем освобождения и репатриации по окончании военных действий. При этом заключение мирного договора не является условием репатриации. Неоправданная задержка репатриации военнопленных является серьезным нарушением ДП I (ст. 85).

Защита гражданского населения. Гражданское население состоит из гражданских лиц, которыми, по определению ДП I (ст. 50), являются лица, не претендующие на статус комбатантов. В случае сомнения в отношении того, что лицо является гражданским, оно считается таковым.

Женевская конвенция IV и два Дополнительных протокола 1997 г. устанавливают правила по защите гражданского населения.

Гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей боевых действий в случае конфликта как международного, так и немеждународного характера. Гражданские лица не должны становиться объектом нападения. Нападения неизбирательного характера также могут подвергнуть опасности гражданских лиц и потому запрещаются МГП. Акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население, запрещены.

К общим мерам защиты гражданского населения относятся, в частности:

Создание санитарных и безопасных зон и местностей;

Эвакуация из осажденной или окруженной зоны;

Право гражданского населения, которому угрожает голод, на получение помощи.

Во время вооруженных конфликтов возможно ограничение свободы гражданских лиц. Гражданские лица могут быть принудительно поселены или интернированы в том случае, «если это совершенно необходимо для безопасности Державы, во власти которой они находятся» (ст. 42 ЖК IV), или на оккупированной территории «по настоятельным соображениям безопасности» (ст. 78). Такие меры носят исключительный характер. Сразу же по прекращении действия причин, обусловивших интернирование, гражданские интернированные лица должны быть освобождены. Это положение не распространяется на лиц, в отношении которых осуществляются уголовно-процессуальные действия или они отбывают наказание в соответствии с законно вынесенным приговором.

МГП устанавливает правила в отношении лиц, нуждающихся в специальной защите.

Женщины должны пользоваться особым уважением, специально охраняться от всяких покушений на их честь и, в частности, от изнасилования и принуждения к проституции. Женщины, лишенные свободы, должны размещаться отдельно от мужчин. Особым покровительством и защитой пользуются беременные женщины и женщины с малолетними детьми. В отношении таких женщин смертный приговор не приводится в исполнение.

Дети также должны пользоваться особым уважением, им обеспечивается помощь, которая требуется (питание, одежда, медицинская помощь, воссоединение с семьей, воспитание, образование) и защита от непристойных посягательств. В случае лишения свободы, связанного с вооруженным конфликтом, дети содержатся в помещениях, отдельно от взрослых, если это не касается семьи. В случае необходимости дети могут быть временно эвакуированы из района военных действий. Смертный приговор в отношении лиц, не достигших 18 лет, не приводится в исполнение.

Дети не должны принимать непосредственного участия в военных действиях, что означает: 1) запрет для сторон, находящихся в конфликте, вербовать в свои вооруженные силы детей, не достигших 15-летнего возраста; 2) стороны, находящиеся в конфликте, должны следить за тем, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. В случае, если дети моложе 15 лет. принимают непосредственное участие в военных действиях и попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защитой; 3) вербовка в вооруженные силы лиц, не достигших 18-летнего возраста, при условии, что им уже исполнилось 15 лет, не запрещена.

Факультативный протокол 2000 г. к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, повысил минимальный возраст до 18 лет (ст. 1-4). Генеральный секретарь ООН попросил государства направлять в их национальные контингенты предпочтительно солдат не моложе 21 года и ни в коем случае не моложе 18 лет.

Право на особое покровительство и защиту имеют инвалиды (ст. 16 ЖК IV). В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов государства принимают все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуации вооруженного конфликта (ст. И)1.

Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица, чья личность может подтверждаться соответствующим удостоверением (ст. 79 ДП I). Правовой статус журналистов как гражданских лиц отличается от статуса военных корреспондентов, аккредитованных при вооруженных силах и следующих за ними. Последние имеют право на статус военнопленного. Журналисты пользуются защитой при условии, что они не совершают действий, не совместимых с их статусом гражданских лиц.

Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфлик­тов и международного гуманитарного права (МГП) является меж­дународно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере относятся Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. (далее - Первая Женев­ская конвенция); Женевская конвенция об улучшении участи ра­неных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. (далее - Вторая Женевская кон­венция); Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. (далее - Третья Женевская конвенция); Женевская кон­венция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. (далее - Четвертая Женевская конвенция).

Положения Женевских конвенций 1949 г. были дополнены и развиты двумя Дополнительными протоколами от 8 июня 1977 г.: Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 авгу­ста 1949 г., касающийся жертв международных вооруженных кон­фликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г., а также Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касаю­щийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународно­го характера (Протокол II) 1977 г.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Допол­нительным протоколом к Женевским конвенциям 1949 г., касаю­щимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протоколом I), 1977 г. к жертвам международных вооруженных конфликтов относятся:

а) военнопленные;

б) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение;

в) гражданское население.

Согласно Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из следующих категорий:

1) личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;

2) личный состав других ополчений и добровольческих отря­дов, включая личный состав организованных движений сопротив­ления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и дей­ствующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольче­ские отряды, включая организованные движения сопротивления, отвечают нижеследующим условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый, издали отличи­тельный знак;

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;

3) личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительству или власти, не признанных дер­жащей в плену державой;

4) лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонден­ты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца;

5) члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, нахо­дящихся в конфликте, которые не пользуются более льготным ре­жимом в силу каких-либо других положений международного права;

6) население неоккупированной территории, которое при при­ближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В соответствии с этой Конвенцией такому же обращению, как и военнопленные, будут подвергаться лица, принадлежащие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по причинам их принадлежности интернировать их, даже если она вначале осво­бодила их, в то время когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территории, особенно когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным си­лам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в военных действиях, или когда они не подчинились вызову, сде­ланному с целью их интернирования.

Медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные держащей в плену державой, с целью оказания помощи военно­пленным, не должны считаться военнопленными. Они пользуют­ся всеми правами, установленными вышеназванной Конвенцией, и им предоставляются все возможности, необходимые для оказа­ния медицинской и духовной помощи военнопленным.

Вместе с тем любое лицо из состава вооруженных сил сторо­ны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом. При этом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны соби­рает или пытается собирать информацию на территории, контро­лируемой противной стороной, не считается лицом, занимаю­щимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил.

Не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и наемник.

Правовое положение военнопленных определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. и вышеупо­мянутыми дополнительными протоколами. Военнопленные нахо­дятся во власти неприятельского государства. Во время военного плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослу­жащих. Военнопленным разрешается носить свою военную фор­му, они продолжают подчиняться своим офицерам, которые также являются военнопленными. Держащее в плену государство долж­но обеспечивать военнопленным надлежащий режим военного плена и несет ответственность за его нарушения. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания.

После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные на достаточном удалении от районов боевых дей­ствий. Одним из требований международного гуманитарного пра­ва является требование равного обращения с участниками воору­женных конфликтов, различие в обращении с индивидом должно вызываться только его состоянием. Согласно этому принципу под защитой находятся все лица без какого-либо различия по причи­нам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или веры, политиче­ских или других убеждений, национального или социального про­исхождения, имущественного положения.

Такая защита предо­ставляется индивидам при любых обстоятельствах и независимо от характера вооруженного конфликта.

Как уже отмечалось, раненые, больные, военнопленные, лица, потерпевшие кораблекрушение, интернированные, гражданские лица на территории противника и оккупированных территориях находятся в соответствии с нормами международного гуманитар­ного права под особой защитой. Запрещается любое посягательст­во на их жизнь, в том числе их истребление, пытки, проведение над ними биологических и медицинских опытов, взятие из их сре­ды заложников, преднамеренное оставление их без медицинской помощи, применение к ним любых актов насилия. Воюющие обя­заны обеспечивать им право на уважение их личности и чести.

Раненые и больные - это лица, как военнослужащие, так и гражданские, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздер­живаются от любых враждебных действий.

Лица, потерпевшие кораблекрушение, - лица, как военнослу­жащие, так и гражданские, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных дей­ствий. Эти лица продолжают считаться потерпевшими корабле­крушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с конвенциями или протоколом при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждеб­ных действий.

Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуют­ся уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обра­щаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого раз­личия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицин­ских.

Гражданское население не должно являться объектом нападе­ний. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризирование гражданского населения.

Женщины и дети пользуются особым уважением, и им обеспе­чивается защита от любого рода непристойных посягательств.

Стороны, находящиеся в конфликте, предпринимают все практически возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях, и, в частности, стороны воздерживаются от вербовки их в свои вооруженные силы. Если в исключительных случаях не достигшие пятнадцатилетнего возраста принимают непосредственное участие в военных действиях и попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защитой, независимо от того, являются ли они военнопленными или нет.

Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, недостаточно обеспечивается продовольствием, медикаментами, одеждой, по­стельными принадлежностями, средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания, то проводятся операции по оказанию помощи, которые носят гума­нитарный и беспристрастный характер.

Предложения об оказании помощи, отвечающие вышеуказан­ным условиям, не рассматриваются как вмешательство в воору­женный конфликт или как недружественные акты. При распреде­лении поставок помощи приоритет отдается таким лицам, как дети, беременные женщины, роженицы и кормящие матери, которые пользуются особыми льготами и особой защитой.

Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного ха­рактера осуществляется в соответствии с Дополнительным прото­колом к Женевским конвенциям 1977 г. (Протокол). Этот Прото­кол применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера, то есть конфликтам, происходящим на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и орга­низованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять не­прерывные и согласованные военные действия и применять дан­ный Протокол. При этом Протокол не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характе­ра, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами.

Необходимо отметить, что указанный Протокол не должен ис­толковываться как затрагивающий суверенитет государства или обязанность правительства всеми законными средствами поддер­живать или восстанавливать правопорядок в государстве или за­щищать национальное единство и территориальную целостность государства. Протокол также не должен истолковываться как оп­равдание прямого или косвенного вмешательства по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, во внутренние или внешние дела государства, на территории которого происходит этот конфликт.

Протокол применяется без какого бы то ни было различия, основанного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, нацио­нального или социального происхождения или на каких-либо дру­гих подобных критериях ко всем лицам, затрагиваемым вооружен­ным конфликтом немеждународного характера.

Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых.

Женевские конвенции от 12 августа 1949 года - международно-правовые соглашения о защите жертв войны. Являются основой международного гуманитарного права. Конвенции приняты 12 августа 1949 года на Дипломатической конференции и вступили в силу 21 октября 1950.

Женевские конвенции требуют от сторон, участвующих в конфликте, проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий (комбатантами) с целью обеспечения защиты гражданского населения и гражданских объектов. Запрещены нападения как на гражданское население в целом, так и на отдельных мирных граждан.

Нападения должны быть направлены только против военных объектов. Лица, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях (включая военнопленных), имеют право на уважение их жизни, а также физической и психической неприкосновенности. Таким людям должна быть обеспечена защита и гуманное обращение при всех обстоятельствах без какой бы то ни было дискриминации.

Запрещено убивать или наносить ранения противнику, который сдался в плен или не может более принимать участия в боевых действиях.

Запрещено также применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания.

Раненым и больным необходимо оказать медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне в конфликте они принадлежат. Необходимо обеспечить защиту медицинского персонала и медицинских учреждений, а также их транспорта и оборудования.

Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эмблемы красного креста и красного полумесяца, не могут подвергаться нападению. В то же время, нельзя использовать эмблему неправомерно. В 2005 году был принят третий Дополнительный протокол, который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл.

Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на сохранение жизни, уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). Они должны быть защищены от любых насильственных действий и репрессалий. Они имеют право на переписку со своими семьями и на получение помощи. Каждому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии.

Гуманные принципы этих, а также предыдущих соглашений, тем не менее, часто игнорируются на практике. По оценкам специалистов, во время Первой мировой войны число жертв среди мирного населения составляло около 10 процентов, во время Второй мировой войны - около 50 процентов, а в настоящее время число жертв среди мирного населения во время военных конфликтов нередко составляет около 90 процентов всех жертв

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

Использовать яды или отравленное оружие;

Убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;

Отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;

Использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;

Употреблять не по назначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определенные в Женевской конвенции;

Уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;

Наносить удары по незащищённым городам, селениям и зданиям;

Объявлять приостановленными или лишенными силы права или требования подданных неприятельской державы.

Кроме того, запрещается использовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если они состояли на военной службе в этом государстве до начала войны.

Во время осады или бомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадали здания, предназначенные для нужд религии, искусства, науки, благотворительности, а также госпитали, памятники истории и места сбора раненых и больных, если только эти здания не используются в военных целях.

Грабеж и мародёрство запрещены.

В Петербургской декларации 1868 г. зафиксирована следующая идея: поскольку целью войны является ослабление противника путем выведения из строя как можно большего числа людей, то применение оружия, причиняющего бессмысленные страдания человеку, выведенному из строя, или делающего его смерть неизбежной, противоречит принципам гуманизма.

19. Понятия: комбатанты и некомбатанты, добровольцы и наемники, разведчики и шпионы, их сущности и различия.

Комбатанты (воюющие) - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте (за исключением военно - медицинского и военно - духовного персонала).

Признаки (по Гаагской конвенции 1907 г.):

1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак

3) открыто носят оружие

4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны

Некомбатанты: В международном праве некомбатантами признаются лица, не входящие в состав вооружённых сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав действующей армии (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в сражении с оружием в руках.

Согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года и Дополнительному протоколу I 1977 г. к этим конвенциям, к некомбатантам относятся медицинский, интендантский персонал, военные юристы, корреспонденты, духовные лица.

Разведчик - лицо из состава вооруженных сил, которое собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, не действует обманным путём и не прибегает преднамеренно к тайным методам.

Шпион – такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Шпион не имеет права на статус военнопленного.

Доброволец – это лицо, добровольно поступающее в армию одной из воюющих сторон.

Наемник – лицо, добровольно вступающее в воинские формирования, ведущие вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений. Не имеет права на статус комбатанта, военнопленного.

Военнопленный – попавшее во власть неприятеля лицо. Среди военнопленных могут быть как комбатанты, так и некомбатанты.


Похожая информация.


Одной из основных целей права вооруженных конфликтов является защита жертв войны, к которым относятся следующие категории лиц: 1)раненые; 2)больные; 3)потерпевшие кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; 4)военнопленные; 5)гражданское население. Под защитой жертв войны понимается предоставление им такого статуса, который гарантировал бы им максимальную защиту в условиях вооруженного конфликта. Соответствующий статус закреплен Женевскими конвенциями 1949 года и двумя Дополнительными протоколами к ним 1977 года.

Ранеными и больными признаются лица (как военнослужащие, так и гражданские), которые вследствие ранения, травмы, болезни или иного физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Таким образом, раненые и больные должны удовлетворять двум признакам: во-первых, необходимость в медицинской помощи или уходе, во-вторых, отказ от любых враждебных действий (сопротивления). Если раненое или больное лицо продолжает оказывать сопротивление, оно лишается соответствующего статуса. Для отнесения лица к данной категории жертв войны не имеет значения, в каком качестве оно участвовало в вооруженном конфликте до того, как стало нуждаться в медицинской помощи. Это означает, что ранеными и больными могут быть признаны лица, входящие в личный состав ополчений, партизанских отрядов, некомбатанты, гражданское население неоккупированных территорий, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие и т. д.

Правовой режим раненых и больных включает в себя следующие элементы. Они должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах. Сторона, во власти которой они окажутся, обязана обеспечить им гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации. Преимущество в очередности оказания раненым и больным медицинской помощи допускается только по медицинским причинам неотложного характера. Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, в частности, запрещается добивать и истреблять их, подвергать пыткам, проводить биологические опыты, преднамеренно оставлять без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения. Запрещены такие действия, как взятие из числа раненых и больных заложников, коллективные наказания, лишение этих лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство и другие негуманные действия, оскорбляющие достоинство личности.

Все перечисленные обязанности несут во время вооруженного конфликта не только воюющие стороны, но и нейтральные государства. Характерно, что сами раненые и больные не могут отказаться от оказываемой им помощи, если она оказывается в соответствии с нормами международного права. Иными словами, такая помощь может быть оказана раненым и больным принудительно.

Для реализации статуса раненых и больных государства берут на себя целый ряд обязательств. В частности, они обязаны принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать этих лиц. С этой целью, а также с целью эвакуации раненых и больных, между воюющими сторонами могут быть заключены временные перемирия и соглашения о прекращении огня. Допускается и поощряется помощь местных жителей в оказании раненым и больным помощи и ухода. Воюющие стороны в обязательном порядке должны создавать специальные медицинские формирования, которые следует размещать так, чтобы они, по возможности, не подвергались нападению противника. Кроме того, стороны конфликта должны осуществлять регистрацию попавших в плен раненых и больных и передавать соответствующие данные государствам, гражданами которых они являются. Сторона, принужденная оставить неприятелю раненых или больных, должна оставить с ними, насколько это позволят военные требования, часть своего санитарного персонала и снаряжения для ухода за ними. Здания, имущество и склады постоянных санитарных учреждений не могут подвергаться преднамеренному уничтожению.

Правовой режим военнопленных регулируется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 года. Согласно статье 4 этой Конвенции, военнопленными являются попавшие во власть неприятеля лица (комбатанты), принадлежащие к личному составу вооруженных сил, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, а также лица, следующие за вооруженными силами, на которых возложено их обслуживание, члены экипажей судов торгового флота, население неоккупированной территории, которое стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками.

Основополагающим элементом правового статуса военнопленных является то, что они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Поэтому, независимо от ответственности, которая может быть наложена на отдельных лиц, держащее в плену государство всегда несет международную ответственность за обращение с военнопленными.

С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного, являются серьезным нарушением Конвенции. Запрещено подвергать военнопленных физическому калечению, научным или медицинским опытам, унижению их чести и достоинства, а также какой-либо дискриминации по признаку расы, национальности, вероисповедания или политических убеждений. В то же время допускается установление отдельным категориям военнопленных привилегированного режима в связи с состоянием здоровья, возраста или квалификации. Военнопленные должны пользоваться защитой от любых актов насилия или запугивания, в том числе от оскорблений и любопытства толпы. По общему правилу, они сохраняют свою гражданскую правоспособность, которая может быть ограничена лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена. Через выборных доверенных лиц военнопленные имеют право поддерживать связь с официальными властями держащего в плену государства, представителями государства-покровителя и МККК.

Держащее в плену государство обязано бесплатно обеспечить содержание военнопленных и необходимую им медицинскую помощь. Условия размещения военнопленных должны быть не хуже, чем условия, в которых находятся войска неприятеля, расположенные в той же местности. При этом допускается использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания и физических способностей. Категорически запрещен принудительный труд военнопленных из числа лиц офицерского состава. Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих его здоровью, а также унизительных работах и работах, имеющих военный характер или назначение. Денежные средства военнопленных являются их законной собственностью и не могут быть обращены в собственность держащего в плену государства. Военнопленные вправе носить знаки отличия, вести переписку, получать индивидуальные и коллективные посылки с продуктами питания и медикаментами. Тяжело раненых и тяжело больных военнопленных государство, во власти которого они находятся, обязано отправлять на родину независимо от их звания и количества.

Военнопленный находится под юрисдикцией держащего в плену государства. Это означает, что он должен подчиняться законам и воинским уставам держащего в плену государства. Их нарушения влекут за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Однако предварительно администрация лагеря для военнопленных должна довести до них содержание действующих правил и приказов на понятном для военнопленных языке. По общему правилу, побег военнопленного из мест содержания не считается уголовным преступлением и влечет за собой дисциплинарное взыскание.

По прекращении военных действий военнопленные должны быть немедленно освобождены и репатриированы на родину. Единственное исключение составляют те военнопленные, которые, находясь в плену, совершили уголовное преступление. Они могут быть задержаны до окончания суда или отбытия ими наказания. Расходы по репатриации справедливо делятся между держащим в плену государством и государством, за которым числятся военнопленные.

Последней категорией жертв войны, согласно Женевским конвенциям, является гражданское население . Как свидетельствует статистика жертв вооруженных конфликтов, наблюдается устойчивая тенденция к росту удельного веса гражданского населения в общем числе пострадавших. Известно, что среди убитых в ходе Первой мировой войны лишь 5 % принадлежали гражданскому населению, а среди жертв Второй мировой войны эта цифра достигла уже 48 %. Что же касается современных вооруженных конфликтов, то удельный вес их жертв из числа гражданского населения составляет абсолютное большинство. Это связано с тем, что защитные средства военнослужащих (комбатантов) постоянно эволюционируют, чего нельзя сказать о средствах защиты гражданского населения. Кроме того, современные конфликты характеризуются все большим применением техники и дистанционных средств ведения войны, что также уменьшает риск потерь среди комбатантов и увеличивает опасность гибели мирного населения.

Его статусу во время вооруженного конфликта посвящена Конвенция о защите гражданского населения во время войны. Под защитой этой Конвенции находятся лица, которые в какой-либо момент или каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующего государства, гражданами которого они не являются. К гражданскому населению относятся только такие лица, которые не принадлежат ни к одной категории участников вооруженного конфликта и не принимают непосредственного участия в военных действиях. Согласно действующему международному праву, гражданское население не теряет своего статуса, даже если среди него присутствуют отдельные военные лица. Статус гражданского населения распространяется на всех лиц независимо от расы, национальности, религии или политических убеждений.

Согласно статье 13 Конвенции, ее положения "...должны способствовать смягчению страданий, порождаемых войной". Под особой защитой при этом должны находиться раненые, больные, инвалиды, престарелые, матери с детьми до 7-летнего возраста, беременные женщины, а также дети в возрасте до 15 лет.

Лица, составляющие гражданское население, при любых обстоятельствах имеют право на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений, обрядов, привычек и обычаев. Гражданское население охраняется от любых актов насилия или запугивания, его представителей запрещено брать в заложники, грабить, терроризировать, а также искусственно вызывать на оккупированных территориях голод, безработицу и массовые беспорядки. Женевская конвенция запрещает также мародерство, уничтожение государственного и частного имущества, изменение статуса должностных лиц неприятельского государства, принуждение гражданского населения к службе в оккупационных войсках и т.д. Привлечение населения к работам возможно только при условии, что они не имеют военного характера и справедливо оплачиваются.

На оккупированной территории может устанавливаться новое уголовное и административное законодательство, которое вступает в силу только после того, как будет доведено до населения на понятном ему языке. Вместе с тем, оккупационные власти обязаны уважать существующие в стране законы и порядки и не допускать на захваченных участках социальных бедствий. В частности, на оккупированной территории должна быть организована деятельность медицинских учреждений и налажено снабжение населения продовольствием.

Гражданское население не может быть депортировано с оккупированной территории помимо своей воли. В то же время возможна его временная эвакуация в случаях, когда дальнейшее проживание в данной местности представляет для населения опасность. Запрещено эвакуировать гражданское население на территорию оккупирующего государства; после завершения военных действий эвакуированных людей как можно быстрее необходимо вернуть на ранее занимаемые территории. Помимо эвакуации, возможно также интернирование гражданского населения, то есть помещение его в специально отведенные места, безопасные с военной точки зрения. Интернированные лица должны иметь собственную администрацию и содержаться отдельно от военнопленных и лиц, приговоренных к лишению свободы.

Республика Казахстан присоединилась к Женевским конвенциям 27 декабря 1993 года, взяв тем самым на себя соответствующие международные обязательства по защите жертв вооруженных конфликтов. Данный шаг представляется необходимым для любого цивилизованного государства. Отказ от международного сотрудничества в рассматриваемой области может повлечь для страны весьма печальные последствия. Например, СССР отказался присоединиться к Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1929 года, хотя ее подписали большинство государств, принимавших участие во Второй мировой войне. Это обстоятельство впоследствии стало одной из причин антигуманного обращения Германии (кстати, тоже участницей Конвенции) с советскими военнопленными. Помимо Женевских конвенций 1949 года, Казахстан является участником Соглашения о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов от 24 сентября 1993 года. В соответствии с этим Соглашением стороны взяли на себя обязательство принять все необходимые меры для пресечения любых действий, нарушающих международное гуманитарное право, включая наказание лиц, виновных в совершении деяний, квалифицируемых как военные преступления или преступления против человечества по международному праву и национальному законодательству. Кроме того, государства-участники решили предпринимать согласованные меры для защиты лиц, незаконно лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, а также для возвращения военнопленных и безоговорочного освобождения заложников. Координация данной совместной деятельности должна осуществляться с участием национальных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного комитета Красного Креста (МККК).

Примечательно, что одной из обязанностей государств в области защиты жертв войны является проведение своеобразной просветительской работы. Например, согласно статье 47 Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, государства обязуются как в мирное, так и в военное время распространять текст Конвенции в своих странах. С этой целью приветствуется включение изучения Конвенции в учебные программы военного и, если возможно, гражданского образования, чтобы с ее принципами было ознакомлено все население в целом и особенно сражающиеся вооруженные силы, санитарный персонал и священнослужители.

Большую роль в деле защиты жертв войны традиционно играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца и Международного комитета Красного Креста (МККК), мандат которых на соответствующую деятельность закреплен действующим международным правом. Республика Казахстан также активно сотрудничает с данными структурами. Так, 10 августа 1992 года был заключено Соглашение между Республикой Казахстан и Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца о статусе регионального представительства Международной Федерации в Алма-Ате.