Домой / «Вторичка / Виды чрезвычайных обстоятельств. Определение чрезвычайным обстоятельствам (чрезвычайной ситуации) Экстренные обстоятельства

Виды чрезвычайных обстоятельств. Определение чрезвычайным обстоятельствам (чрезвычайной ситуации) Экстренные обстоятельства

Определение чрезвычайным обстоятельствам (чрезвычайной ситуации).

Среди различных терминов и определений, употребляющихся в случаях боевой и служебной деятельности внутренних войск, особое место занимают чрезвычайные ситуации.

Существующее многообразие терминов, относящихся к чрезвычайной ситуации, чрезвычайному положению, чрезвычайным обстоятельствам, чрезвычайным происшествиям и особым условиям объясняется, с одной стороны, слабой и недостаточной проработкой данных понятий, с другой - стремлением различных авторов отразить лишь те существенные признаки, которые наиболее полно и точно, по их мнению, отражали бы сложившуюся ситуацию.

Разработка понятийного аппарата имеет особое значение еще и потому, в настоящее время в специальной литературе не только не выработано универсальных дефиниций, но и сложилась ситуация, при которой на практике происходит подмена одних понятий другими, в близкие по значению термины порой вкладывается различное содержание.

В то же время базисом для корректного определения понятий служит, с одной стороны, современное состояние научной разработки рассматриваемых явлений, с другой - восприятие обществом их логического содержания.

Тем не менее, нам представляется очевидным, что при всем многообразии терминов, на наш взгляд, ключевым понятием является «чрезвычайная ситуация».

Так, чрезвычайные ситуации, с одной стороны характеризуются внешней внезапностью, неожиданностью возникновения и быстрым развитием событий, с другой - различным спектром негативных последствий, которые, на наш взгляд, можно сгруппировать в следующие блоки: социально-экологический, психологический, социально-политический, экономический, организационно-управленческий, мультипликативный и специальный правовой режим.

На мой взгляд, чрезвычайную ситуацию необходимо признавать кризисной, то есть возникающей неожиданно, когда при этом необходимы специфичные и интенсивные способы борьбы с ней. Кризисная ситуация не может быть длитель-ной и устраненной обычными мерами, используемыми при повседневных ситуа-циях. При этом успешные результаты борьбы с ней напрямую связаны с времен-ными составляющими вмешательства и разрешения ситуации.

Проведенный анализ чрезвычайных ситуаций подтверждает, что каждая из них имеет свои специфику, черты, характер и тенденции, которые были приобре-тены ею в конкретный период времени. В связи с этим служебно-боевая деятель-ность ВВ может быть осуществлена исходя из того, что решение возникающих проблемных вопросов старыми способами уже невозможно.

Кроме того, к характерным признакам чрезвычайной ситуации необходимо относить различного рода негативные последствия: социально-экологической, соци-ально-психологической, социально-политической и экономической направленности.

Исследование развития чрезвычайных ситуаций позволяет систематизировать характерные условия и причины их возможного возникновения:

они вызываются действиями человека (неосознанными, как, скажем, неквалифицированные действия промышленного персонала) или происходят вследст-вие низкой эксплуатационной надежности технических систем;

они возникают внезапно, протекают стремительно и имеют долговременные негативные последствия;

они характеризуются не только экономическими, социальными, но и экологическими последствиями.

Чрезвычайную ситуацию необходимо не только прогнозировать, но и целенаправленно удерживать в определенных рамках с помощью дополнительных усилий с последующим трансформированием в стабильную ситуацию. В то же время чрезвычайность предполагает перераспределение и сосредоточение сил и средств Министерства внутренних дел Российской Федерации, других подразделений единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на осуществление этой деятельности.

Что же касается Чрезвычайных обстоятельств, то - это события, произошедшие в социальной и техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельности людей, общества и государства и требующее специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод гражданина, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения.

Однако в Конституции Российской Федерации, в Федеральном конституционном законе России «О чрезвычайном положении» понятие «чрезвычайная ситуация» отсутствует.

В то же время Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» урегулировал отношения в сфере обеспечения безопасности населения, защиты территорий, экономики страны, ее жизнедеятельности в условиях чрезвычайной ситуации некриминального характера. В соответствии с этим законом под чрезвычайной ситуацией понимается «обстановка на определенной террито-рии, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастро-фы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за со-бой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятель-ности людей» Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Сборник законодательства Российской Федерации 1994. № 35. Ст. 3648..

Методология научного исследования предполагает наличие классификации анализируемых объектов и явлений. В данном случае это особые условия, вы-званные чрезвычайными ситуациями. Изучение специальной литературы и нор-мативно-правовых документов по данному проблемному вопросу подтверждает, что особые условия целесообразно подразделить на три группы:

1) природно-биологического характера (землетрясения, наводнения, сели, песчаные и снежные бури, оледенения, эпидемии и эпизоотии);

техногенного характера (взрывы, аварии, катастрофы);

экологического характера (эпидемии и эпизоотии).

Анализ факторов, признаков и критериев, присущих чрезвычайным ситуаци-ям, а также проведенных исследований позволяет сделать вывод: под особыми ус-ловиями необходимо понимать повышенную по степени опасности для жизни лю-дей, сохранности материальных и культурных ценностей обстановку, вызываемую явлениями природно-биологического, техногенного, экологического характера и требующую для ее нормализации от системы МВД России принятия специальных организационных, правовых мер и их материально-технического обеспечения.

С учетом изложенного целесообразно рассмотреть соотношение понятия «особые условия» с понятиями «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайные». Для выполнения задач по оказанию содействия органам внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах создается группировка сил и средств.

Таким образом, мы видим, что понятия чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных обстоятельств тесно переплетаются друг с другом.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

А. И. ФРОЛОВ

ПОНЯТИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

При осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства органы прокуратуры сталкиваются с необходимостью толкования различных правовых понятий. Одним из таких понятий является «чрезвычайная ситуация». Так, объявление режима чрезвычайной ситуации на какой-либо территории органами власти различных уровней является основанием расходования бюджетов бюджетной системы, в частности резервных фондов бюджетов (ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Эффективное осуществление прокурорского надзора за соблюдением законодательства при расходовании средств резервных фондов бюджетов и иных средств на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций без квалификации тех или иных неблагоприятных явлений действительности в качестве чрезвычайных ситуаций не представляется возможным. Дать толкование понятия «чрезвычайная ситуация» необходимо также для осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и при осуществлении прокурорского надзора в иных сферах.

Частота и разрушительные последствия чрезвычайных ситуаций требуют принятия от государства особых мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Правовые средства могут быть эффективны в борьбе с чрезвычайными ситуациями только при однозначно воспринимаемом, точном понятийном аппарате.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» содержит легальное определение понятия «чрезвычайная ситуация»: это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абз. 1 ст. 1).

Среди ученых не сложилось однозначного представления о понятии «чрезвычайная ситуация». Вопросами чрезвычайных ситуаций в разное время занимались исследователи в области гражданской обороны и безопасности, социологии и иных дисциплин (Н. И. Ар-хипова, А. Г. Богданов, Н. Н. Брушлинский, Ю. Л. Воробьев, А. П. Зайцев, О. И. Иванов, В. В. Кульба, Н. И. Локтионов, С. М. Мягков, В. И. Осипов, Б. Н. Порфирьев, А. Про-колиба, В. П. Семиков, В. Уткин, М. И. Фалеев, А. А. Ясманов). Именно их труды изначально были положены в основу первых легальных определений понятия «чрезвычайная ситуация».

Одним из первых исследователей чрезвычайных ситуаций считается Б. Н. Порфирьев, который предложил следующее определение: внешне неожиданная, внезапно возникшая обстановка, характеризующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, остроконфликтностью и стрессовым состоянием населения, значительными человеческими жертвами, социально-экономическим и экологическим ущербом и вследствие этого необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасательных работ и ликвидацию многообразных негативных

последствий (разрушений, пожаров и т. д.) .

Вопросы, связанные с понятием «чрезвычайная ситуация», также находят свое отражение в специальной юридической литературе, главным образом благодаря исследователям в сфере административного права, безопасности в чрезвычайных ситуациях (Ю. Е. Аврутин, В. С. Алексанина, В. В. Гущин, О. А. Инсаров, П. В. Канисев, О. В. Ковалева, Б. П. Кондрашов, П. В. Космынина, А. А. Кривопуст, А. Ф. Майдыков, В. И. Майоров, И. А. Назаренко, А. И. Парубов, И. А. Сахно, А. К. Сисакьян, С. А. Старостин, Т. Б. Тураходжаев, Н. В. Удальцова, Ю. С. Черепанцева, В. В. Черных и др.).

Многие из предложенных в литературе определений понятия «чрезвычайная ситуация» построены без учета правил логики о соразмерности определения, изобилуют признаками, которые нельзя отнести к существенным признакам понятия «чрезвычайная ситуация», и при этом не содержат необходимый набор всех существенных признаков, позволяющих квалифицировать чрезвычайную ситуацию среди схожих явлений действительности. Определение чрезвычайной ситуации должно препятствовать подведению под нее любых негативных с точки зрения государства, общества, гражданина явлений, так как далеко не все такие явления могут быть признаны чрезвычайными ситуациями.

Словари русского языка не содержат определения исследуемого понятия. В Словаре русского языка С. И. Ожегова слово «чрезвычайный» понимается как исключительный, превосходящий все, всех; очень большой , а слово «ситуация» — как совокупность обстоятельств, положение, обстановка . В словаре Д. Н. Ушакова «чрезвычайный» есть превосходящий обычную меру, не такой, как обычно, исключительный , а «ситуация» определяется как совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение .

Для определения понятия чрезвычайной ситуации необходимо выделить его существенные признаки, в совокупности достаточные для обособления чрезвычайной ситуации в ряду иных явлений действительности.

1. Первый признак чрезвычайной ситуации причинение ущерба правам и охраняемым законом интересам физических лиц, юридических лиц, публично-правовых образований или возникновение угрозы причинения такого ущерба . Чрезвычайные ситуации могут повлечь причинение значительного имущественного, организационного , неимущественного, нематериального, морального вреда.

Характерно, что одни авторы обязательным признаком чрезвычайной ситуации называют реальное причинение вреда (Н. Н. Брушлинский, В. П. Семиков, В. В. Черных), другие допускают возникновение угрозы причинения вреда (Ю. С. Черепанцева, О. В. Ковалева).

Для наступления правовых последствий тех или иных явлений достаточно одной лишь угрозы причинения вреда от чрезвычайной ситуации. Угроза

причинения вреда является признаком чрезвычайной ситуации при определенных условиях. Во-первых, угроза должна быть реальной, осуществимой в относительно ближайшее время, во-вторых, вред, которым угрожает то или иное явление, может быть значительным, существенным, в-тре-тьих, вредоносное угрожающее явление должно быть чрезвычайным, т. е. исключительным, из ряда вон выходящим.

2. Действующее легальное определение (абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ) позволяет относить к чрезвычайным ситуациям любые аварии, происшествия, в том числе незначительные, обычные, случающиеся ежедневно, которые не причиняют существенного ущерба (или создают угрозу такового), например легкие дорожно-транспортные происшествия. Но в соответствии с этимологическим содержанием каждая чрезвычайная ситуация — явление исключительное, необычное, которое представляет собой определенную совокупность обстоятельств, обстановку, положение дел. Исходя из этого можно заключить, что чрезвычайная ситуация должна быть явлением редким. Следовательно, к чрезвычайной ситуации могут быть отнесены не всякие неблагоприятные явления, а лишь наиболее тяжкие, сложные, разрушительные, такие, которые подходят под определение «бедствие».

Бедствие в словарях понимается как тяжелое жизненное испытание, большая беда, существенная помеха в чем-либо, неудобство, неприятность, события, приводящие к тяжелым последствиям (наводнения, землетрясения, войны и т. п. ) ; большое несчастье ; большое несчастье, тяжелое, гибельное событие . Таким образом, вторым признаком чрезвычайной ситуации является исключительность соответствующей обстановки, отнесение ее в разряд бедствий, причиняющих существенный, значительный как имущественный, так и неимущественный вред потерпевшим (а также создающих угрозу причинения такого вреда).

Но как решить вопрос об отнесении отдельно взятой обстановки к чрезвычайной ситуации, т. е. к бедствию? В научной литературе приводится мнение о том, что критерий чрезвычайности тех или иных событий, который позволяет определить, чрезвычайная это ситуация или нет, заключает в себе «…отклонение от нормальных условий жизнедеятельности общества, вызванное необычным обстоятельством, событием или условием, исключающее возможность предусмотреть или предвидеть то или иное явление…» . Представляется неверным при отнесении тех или иных явлений к чрезвычайным ситуациям руководствоваться критерием непредвиденности. То обстоятельство, например, что падение столкнувшегося с землей метеорита, причинившего значительный ущерб населению, заблаговременно рассчитано астрономами, не лишает последствия его падения статуса чрезвычайной ситуации.

Представляется целесообразным на законодательном уровне определить конкретные критерии отнесения тех или иных явлений к чрезвычайным ситуациям по числу пострадавших, по размеру причиненного вреда или угрозе причинения соответствующего вреда.

Постановлением Правительства от 13.09.1996 № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. При этом к наименее опасной из них — локальной — относится чрезвычайная ситуация, которая не выходит за пределы территории объекта, количество людей, погибших или здоровью которых причинен вред, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь

составляет не более 100 тыс. р. Как видно, предложенная классификация проводится по максимальному уровню ущерба, причиненного этим видом чрезвычайной ситуации, и не определяет минимальный ущерб для чрезвычайной ситуации.

1. Из первых двух признаков чрезвычайной ситуации следует третий признак — нарушение условий жизнедеятельности. При этом под жизнедеятельностью в различных словарях понимается: внутренняя и внешняя активность человека или социальной группы в конкретных социально-психологических, социальных, экономических и других условиях (в конфликтологии) ; работа, занятие в какой-либо области ; совокупность жизненных отправлений, составляющих деятельность организма (биол.), работа, деятельность человека за время его жизни (устар.) .

При чрезвычайной ситуации нарушаются условия деятельности юридических и физических лиц в сферах производства, обмена и потребления материальных благ, возникают, изменяются и прекращаются различные правовые отношения. Чрезвычайные ситуации как явления нежелательные, несущие разрушительные для экономики последствия, дестабилизируют общественную жизнь. С позиций права чрезвычайная ситуация представляет собой состояние общественных отношений на определенном пространстве. При чрезвычайной ситуации общественные отношения находятся в измененном, подавленном состоянии. Таким образом, через рассматриваемый признак чрезвычайная ситуация становится «обстановкой» («состоянием общественных отношений»), т. е. совокупностью обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения или положение.

4. Чрезвычайная ситуация как совокупность обстоятельств, обстановка, положение дел имеет свои пространственные границы. Представляется, что использование в легальном определении понятия чрезвычайной ситуации термина «территория» не сказывается положительно на единообразном толковании рассматриваемого понятия. Включает ли в себя «территория» (от лат. t erra — земля, суша) водные объекты, воздушное пространство, недра, космос?

Статья 67 Конституции Российской Федерации определяет, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Но данное определение понятия «территория Российской Федерации» не вносит ясности: в легальном определении понятия чрезвычайной ситуации речь идет не о территории Российской Федерации, а о территории вообще.

Следует признать возможность сложившейся обстановки в воде, воздухе, недрах, в космосе, так же как и на суше, наносить вред (создавать угрозу такового), нарушать условия жизнедеятельности в такой степени, чтобы стать бедствием.

Таким образом, содержание рассматриваемого понятия включает такой существенный признак чрезвычайной ситуации как возможность возникновения как на суше, где проживают люди, так и в недрах, на воде, в воздухе и в космосе , т. е. везде.

5. Чрезвычайные ситуации имеют временные границы. Возникновение чрезвычайных условий жизнедеятельности, обстановки предваряют определенные чрезвычайные обстоятельства (чрезвычайное событие, источник чрезвычайной ситуации). Что именно следует признавать чрезвычайной ситуацией: ее источник — событие, обстоятельство, явление или ее последствия — чрезвычайные условия жизнедеятельности? Существующее легальное определение исследуемого понятия признает чрезвычайные ситуации последствием определенных событий

(аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия).

Безусловно, как сам источник чрезвычайной ситуации (чрезвычайные обстоятельства), так и его следствие (чрезвычайные условия и обстановка) в равной степени значимы, но различны по своей природе.

Представляется, что причиной чрезвычайной ситуации как следствия всегда выступает ее источник — чрезвычайное происшествие, чрезвычайные обстоятельства. ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» называет источниками чрезвычайной ситуации опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация. С указанным определением, пожалуй, можно согласиться, добавив в него источники социальных чрезвычайных ситуаций: войны, террористические акты, народные волнения и пр.

Таким образом, пятым признаком чрезвычайной ситуации является ее обусловленность чрезвычайными обстоятельствами (источником), которые являются ее причиной и возникают в силу этого по времени ранее.

Иные признаки, которыми наделяют чрезвычайные ситуации некоторые исследователи (необходимость привлечения сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, психологический дискомфорт населения и др.), не могут быть отнесены к существенным признакам, но могут быть факультативными, необязательными.

Из преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ следует, что он распространяется только на природные и техногенные чрезвычайные ситуации. Следовательно, из сферы действия указанного Закона изъяты социальные чрезвычайные ситуации (бунты, волнения, беспорядки и т. д.).

Следуя буквальному смыслу слов «чрезвычайный» и «ситуация», термин «чрезвычайная ситуация» позволяет включать в себя все исключительные обстоятельства, в том числе социального характера. В этой связи необходимо внести в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ соответствующие изменения.

Представляется, что определение понятия «чрезвычайная ситуация» должно быть следующим: обстановка (состояние общественных отношений) в определенном пространстве (в том числе на суше, где проживают люди, а также в недрах, на воде, в воздухе и в космосе), выразившаяся в значительном изменении условий жизнедеятельности физических и юридических лиц, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, иных стихийных бедствий, войны, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, террористического акта, бунта, народного волнения, восстания, забастовки, иных социальных конфликтов, эпидемии, эпизоотии и других явлений, которые могут повлечь или повлекли за собой значительный имущественный и неимущественный вред .

Обеспечение управления в чрезвычайных обстоятельствах - это специфический вид деятельности государственных органов власти и управления, так как имеет обособленный характер, несет особое содержание и является объективной необходимостью.

Исследованию проблем обеспечения управления в чрезвычайных обстоятельствах посвящены научные монографии и специальные издания. Для теории управления и российского законодательства отдельные вопросы остаются предметом дискуссий среди правоведов и практиков государственного управления. В этой связи целесообразно отметить лишь наиболее важные аспекты правоохранительной деятельности в чрезвычайных обстоятельствах. Среди многих управленческих аспектов этой проблемы необходимо выделять признаки чрезвычайных обстоятельств для государственной системы управления, систему органов обеспечения управления в чрезвычайных обстоятельствах и правовое обеспечение чрезвычайных обстоятельств и деятельности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и ликвидацию их последствий.

Системность признаков чрезвычайных обстоятельств позволяет решать важные теоретико-методологические вопросы. На основании признаков представляется возможным выявить и учесть в последующей деятельности негативные явления или процессы, затрагивающие интересы всего общества и стабильность системы государственного управления.

Критерии признаков чрезвычайных обстоятельств содержат качественную характеристику чрезвычайной ситуации и имеют свои параметры.

  • 1. Временной критерий характеризуется внешней внезапностью, неожиданностью возникновения либо чрезвычайно быстрым развитием событий (с момента возникновения ситуации) и некоторыми другими параметрами.
  • 2. Экологический критерий объясняется возникновением эпидемий, эпизоотий, мутагенезом, тератогенезом, разрушением плодородного слоя и иными нарушениями, которые приводят к выводу из воспроизводства значительной части природных и сельскохозяйственных ресурсов, а также к человеческим жертвам.
  • 3. Психолого-физиологический критерий характеризуется дестабилизацией физиологической устойчивости человека, ростом нагрузки на психику, распространением стрессов и посткризисного депрессивного состояния многих людей.
  • 4. Экономический критерий связан с такими параметрами, как значительный материальный ущерб, выход из строя инженерных систем и сооружений, высокие затраты на восстановительные работы.
  • 5. Социально-политический критерий определяется напряженностью и остроконфликтностью общественных отношений, ростом опасности возникновения социальных потрясений и проявлением массовых недовольств, снижением социальной защищенности граждан и необходимостью принятия дополнительных социально-политических мер для стабилизации обстановки, а также широким внешнеполитическим резонансом.
  • 6. Организационно-управленческий критерий проявляется в многофакторной дестабилизации процесса управления и неопределенности ситуации, недостаточной предсказуемости последствий принимаемых управленческих решений, необходимости формирования особых структур управления со специфическими полномочиями и функциями, привлечением значительных управленческих ресурсов, проведением масштабных эвакуационных и спасательных работ.
  • 7. Мультипликативный критерий характеризуется параметром, связанным с разнопорядковостью проявлений, их цепным характером (например, последствиями взрыва могут стать пожар, выход из строя коммуникаций и т. д.).

Данные критерии признаков чрезвычайных обстоятельств обладают свойством системности. Необходимое условие для определения чрезвычайной ситуации - наличие всей совокупности критериев. Однако наличие совокупности параметров, качественно описывающих критерии чрезвычайной ситуации, для определения ситуации как экстремальной не является необходимым, в той или иной конкретной обстановке некоторые из них могут отсутствовать.

Таким образом, чрезвычайные обстоятельства - это обстоятельства, представляющие собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти; вооруженный мятеж; массовые беспорядки; террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей; подготовка и деятельность вооруженных формирований; межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности, граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера; чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Несмотря на развернутую форму данного определения, оно не отражает всего многообразия и сложности реальных ситуаций. Вместе с тем с методологической точки зрения важно, что сформулированное определение позволяет разграничить «ординарные» и чрезвычайные ситуации, а также иные формы дестабилизации обычного хода дел. С точки зрения организации управления в экстремальной ситуации существенное значение имеет то обстоятельство, что чрезвычайные ситуации не просто нарушают обычный порядок жизнедеятельности и управления, они резко дестабилизируют оперативную обстановку и несут угрозу правам и интересам человека, в том числе системе жизнеобеспечения.

Существует несколько классификаций чрезвычайных обстоятельств.

  • 1. По причинам возникновения
    • на военно-политические и социально-политические конфликты;
    • стихийные бедствия;
    • технологические (техногенные) катастрофы;
    • чрезвычайные обстоятельства комбинированного типа.

К комбинированному типу относят чрезвычайные обстоятельства, имеющие смешанную основу: естественно-технологическую (например, эпидемии различных заболеваний людей, связанных с вредными производствами, или оползни, опустынивание и т. д.), естественносоциальную (эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний) или естественно-техносоциальную (ряд психических заболеваний).

  • 2. По происхождению все чрезвычайные обстоятельства подразделяются:
    • на чрезвычайные обстоятельства искусственного происхождения, или антропогенные (социально-политические конфликты и технологические катастрофы);
    • естественного происхождения, или природные (стихийные бедствия);
    • смешанного происхождения, или природно-антропогенные (класс чрезвычайных ситуаций «комбинированного» генезиса).
  • 3. С точки зрения преднамеренности чрезвычайные обстоятельства делятся:
    • на преднамеренные (социально-политические конфликты);
    • непреднамеренные (стихийные бедствия, технологические катастрофы и «комбинированные» чрезвычайные обстоятельства).
  • 4. По темпам формирования (развития), т. е. по времени, которое проходит от момента возникновения чрезвычайного обстоятельств до его кульминационной точки, все обстоятельства можно разделить:
    • на «взрывные», где время нередко исчисляется минутами, а то и секундами (например, землетрясение или взрыв на АЭС, ТЭС, газопроводах или химических предприятиях);
    • «плавные», которые характеризуются продолжительным латентным периодом, длящимся иногда десятилетиями.
  • 5. По масштабам воздействия и последствий, включая как пространственный, так и социально-экологический и экономический аспекты, ситуации можно подразделить:
    • на локальные;
    • региональные
    • национальные;
    • субнациональные;
    • глобальные.
  • 6. По характеру возникновения чрезвычайные обстоятельства принято подразделять:
    • на явления природного характера (наводнения, землетрясения; массовые лесные, торфяные и другие пожары; цунами; оползни; обвалы; ураганы; бури и смерчи; снежные заносы и лавины; извержения вулканов; сильные морозы и засухи и т. п.);
    • явления биологического характера (эпидемии; эпизоотии; массовое распространение вредителей лесного и сельского хозяйства, носящее характер стихийного бедствия);
    • явления социального характера.

В повседневной деятельности органы внутренних дел чаще сталкиваются с обстоятельствами социального характера, которые, в свою очередь, делятся на две группы.

  • 1. Криминальные явления. К ним относят:
  • 2. Явления некриминального свойства. К ним можно отнести:
    • массовые организованные выступления самодеятельных объединений, а также массовые политические, спортивные, культурные и иные мероприятия;
    • явления техногенного характера - промышленные и транспортные аварии, взрывы, пожары, выбросы химически опасных веществ; загрязнение воды, воздуха, почвы, продуктов питания токсичными веществами.

Систематизация чрезвычайных обстоятельств по тем или иным признакам причинно-следственных связей позволяет разрабатывать формы и методы реагирования, а также методики их прогнозирования. Например, при соблюдении всех правил эксплуатации высокой прогнозируе- мостью обладают техногенные аварии. Меньшей точностью обладают научные методики прогнозирования природных катаклизмов (снежные лавины, разливы рек и наводнения, извержения вулканов, атмосферные циклоны и др.). Наиболее сложны прогностические оценки социальных конфликтов и последствия вооруженных столкновений. Тем не менее на основе изучения природы социальных конфликтов в настоящее время применяются меры коллективной международной безопасности.

Государственная система обеспечения чрезвычайного положения создается в целях предупреждения чрезвычайных обстоятельств, а также принятия необходимых мер для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств. С учетом различного генезиса и процессов развития чрезвычайных обстоятельств система их ликвидации должна отличаться разнообразием своих звеньев - подсистем. Каждая из подсистем имеет свое целевое назначение, решает собственные задачи и обладает определенной структурой, в том числе органами управления. Эффективность системы в целом определяется ее способностью противостоять дезорганизующему воздействию, а также решать самые сложные задачи управления в экстремальных условиях.

Решение подобных управленческих задач формирует определенные требования к системе управления в условиях чрезвычайного положения:

  • 1) должны осуществляться единая политика предупреждения чрезвычайных обстоятельств и общая организационно-распорядительная деятельность;
  • 2) Система должна иметь структуру взаимодействующих органов, обладающих общими целями деятельности;
  • 3) система должна обладать качественным разнообразием структурных звеньев, способных самостоятельно и автономно решать отдельные задачи общесистемного (государственного) значения;
  • 4) полномочия всех структурных звеньев системы должны быть четко регламентированы вплоть до прав и обязанностей отдельных служащих, действующих в чрезвычайных обстоятельствах;
  • 5) управленческие отношения должны строиться преимущественно на принципе «власть-подчинение».

Данные требования формируют положение подчинения всей системы управления в условиях чрезвычайного положения высшим органам власти и управления государством, а соподчиненные уровни распространяют свою компетенцию на соответствующие подсистемы управления. При этом в основе функционирования государственной системы в условиях чрезвычайного положения лежат такие основные принципы, как правовая обеспеченность, компетентность и приемлемый риск. Данные принципы охватывают не только все виды чрезвычайных обстоятельств, но и все стадии их развития. Они позволяют максимально снизить вероятность возникновения подобных ситуаций и признают факт, что полное исключение данного риска практически невозможно.

Задачами системы обеспечения чрезвычайного положения являются следующие.

  • 1. Проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, защиты жизни и здоровья людей, материальных и духовных ценностей, окружающей среды при их возникновении в мирное время. Решение данной задачи включает разработку и реализацию единых требований к обеспечению надежной защиты населения, размещению, строительству и эксплуатации объектов народного хозяйства, их устойчивому функционированию в различных условиях обстановки, организации мониторинга природной среды и потенциально опасных объектов. Кроме того, для проводятся следующие мероприятия:
    • выявление и прогнозирование жизненно важных интересов личности, общества и государства;
    • оценка состояния внутренней безопасности страны, прогнозирование ее динамики, разработка, обеспечение и реализация внутренней политики государства в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства;
    • комплексное планирование и реализация программ деятельности исполнительных структур в целях обеспечения защиты жизненно важных интересов страны в условиях действия возникающих и прогнозируемых угроз.
  • 2. Формирование системы экономических, правовых и иных мер обеспечения защиты населения, а также мер обеспечения технической и экономической безопасности государства. Эта задача предполагает определение гражданско-правовой ответственности за причиненный ущерб, создание государственных норм и стандартов, определяющих порядок проведения надзора, экспертизы, лицензирования, организацию страхования от чрезвычайных обстоятельств, различных фондов, резервов, непосредственно не связанных с функционированием экономики.
  • 3. Осуществление государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных обстоятельств, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и социальной сферы. В соответствии с этой задачей государственные целевые и научно-технические программы реализуются соответствующими органами государственной власти и управления с целью координации финансовой, кредитной, налоговой и инвестиционной политики и снижения их дестабилизирующего воздействия;
  • 4. Обеспечение достаточной степени готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств системы к действиям в чрезвычайных обстоятельствах, а также на этапе реализации режима чрезвычайного положения и проведения работ по их ликвидации. Эта задача предусматривает осуществление комплекса мероприятий правового, организационного и технического характера;
  • 5. Обеспечение и подготовка населения к действиям в чрезвычайных обстоятельствах, подготовка и повышение квалификации кадров, специалистов, что предполагает обучение населения способам и умелым действиям в чрезвычайных обстоятельствах, создание сети учебных центров, полигонов для подготовки и повышения квалификации специалистов органов управления и сил системы обеспечения внутренней безопасности, проведение специальных учений и тренировок.
  • 6. Создание и использование чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств. Эта задача состоит в определении номенклатуры необходимых запасов, их накопления, оперативной доставке в пострадавшие районы, направлении средств на покрытие затрат, связанных с пополнением продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов, использованных из государственных и иных резервов при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;
  • 7. Осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, оказание помощи зарубежным странам. Эта задача предусматривает изучение, использование и распространение передового зарубежного опыта, обмен научно-технической и специальной информацией, проведение совместных комплексных научных исследований в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, а также оказание взаимной помощи при социальных и иных конфликтах.

Структура системы обеспечения чрезвычайного положения должна включать территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы, а также силы и средства обеспечения чрезвычайного положения.

Территориальные подсистемы, соответствующие административно- территориальному делению России, представляют собой подсистемы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов, районов. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению чрезвычайных обстоятельств, создают, оснащают и готовят силы быстрого реагирования, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения, действуют самостоятельно при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, масштабы которых не выходят за границы подведомственных территорий.

Функциональные подсистемы осуществляют контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, создают чрезвычайные резервные фонды для защиты населения, решают задачи по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, обеспечению личной и общественной безопасности и охране всех форм собственности и т. д.

Ведомственные подсистемы создаются в министерствах, комитетах, службах, агентствах, межотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассоциациях в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных обстоятельств на подведомственных им объектах.

В государственной системе обеспечения чрезвычайных обстоятельств органы внутренних дел занимают одно из ведущих мест, поскольку являются наиболее мобильными и многочисленными силами обеспечения правопорядка. Соответственно для органов внутренних дел необходимо разграничить чрезвычайные ситуации с иными кризисными обстоятельствами, происшествиями и преступлениями, текущей оперативной обстановкой, а также регламентировать формы, средства и методы деятельности, применяемые в чрезвычайных обстоятельствах. С точки зрения деятельности органов внутренних дел чрезвычайные обстоятельства представляют собой явления и процессы, которые приводят к резкой дестабилизации оперативной обстановки, масштабным нарушениям охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина на обслуживаемой территории и требуют дополнительных стабилизирующих организационно-правовых мер.

Система обеспечения чрезвычайного положения имеет особые свойства, т. е. организационную связь между элементами системы. Функционирование системы обеспечения чрезвычайного положения основывается на реализации соответствующих нормативных правовых актов.

Система правового обеспечения деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах напрямую связана с особыми правовыми режимами, которые вводятся решением высших органов государственной власти в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Развитие чрезвычайного законодательства в России происходит с учетом международного опыта и практики правового регулирования деятельности государственных органов по нормализации кризисной ситуации. Вместе с тем проблемы государственного управления при возникновении чрезвычайных обстоятельств и ситуаций стали исследоваться в комплексе с вопросами безопасности государственной системы и международной безопасности.

В приказе МВД России от 24 марта 2015 года № 363дсп «Об организации деятельности территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельствах» данным приказом утверждено наставление по планированию и подготовке сил и средств территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Дополнительно приказ МВД России от 24 марта 2015 года № 364дсп «О некоторых вопросах обеспечения готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельствах».

Чрезвычайные обстоятельства (обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ).

Причиной возникновения ЧО являются чрезвычайные ситуации (ЧС) и чрезвычайные происшествия (ЧП).

Чрезвычайная ситуация обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайное происшествие - происшествие или преступление криминального характера.

В целях ликвидации последствий ЧО может вводится чрезвычайное положение.

Чрезвычайное положение – вводимый, в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ на территории РФ или в ее отдельных местностях, особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно – правовых форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а так же возложение на них дополнительных обязанностей.

Обстановка, сложившаяся в результате возникновения ЧО, введения ЧП, при проникновении или действиях на обслуживаемой территории ДР и ТГ, угрозы применения или применения ими оружия массового поражения, характеризующаяся повышенной степенью опасности для жизни людей, деятельности органной государственной власти, органов местного самоуправления, работы организаций, сохранности материальных ценностей, определяется как особые условия.

Для решения задач, связанных с возникновением ЧО и наступлением особых условий, проводятся специальные операции, которые являются одним из организационно – тактических способов экстренного массированного реагирования ОВД, ВВ МВД РФ и сил других ведомств на указанные процессы и явления.

Никто не застрахован от происшествий, опасных для здоровья и жизни людей. Именно поэтому определение «чрезвычайная ситуация» должно быть знакомо не только специальным службам, но и жителям любого государства. Полученные знания пригодятся в случае возникновения экстремальных ситуаций различного характера, для сохранения жизни и поддержания здоровья в изменённых условиях.

Определение понятия «чрезвычайная ситуация»: зри в корень!

Казалось бы, простая ситуация, которая может коснуться каждого, не нуждается в описании и уточнении. Однако существует:

  • множество нормативно-правовых актов, раскрывающих смысл выражения «ЧС» с юридической точки зрения;
  • необъятное количество мнений учёных-деятелей, предоставляющих абстрактное и теоретическое определение данного выражения;
  • опыт сотрудников спецслужб, которые готовы с практической точки зрения рассказать про определение термина «чрезвычайная ситуация».

И каждое раскрытие термина «ЧС» будет отличным от другого определения. В связи с разноречивостью мнений, в теории тактико-специальной подготовки было сформировано всеобщее понятие, рассказывающее о том, что такое чрезвычайная ситуация с универсальной точки зрения.

Подробнее о чрезвычайных обстоятельствах

Итак, наступил тот момент истины, который покажет весомое, наполненное смыслом определение. Чрезвычайная ситуация - это обстоятельства, которые возникают в результате наступления:

  1. Стихийного бедствия.
  2. Аварий и катастроф в промышленной и транспортной деятельности.
  3. Экологических катастроф.
  4. Бедствий военного, социального, политического характера и так далее.

Отличительной характеристикой возникновения опасных для жизни ситуаций является резкое отклонение стабильно протекающих в обществе процессов. При этом нарушаемая обыденная деятельность оказывает значительное влияние на жизнь и здоровье как общества в целом, так и отдельно взятой личности. Как правило, чрезвычайная ситуация связана с негативными факторами, нарушающими социальную жизнь общества, политическую деятельность государства, создает угрозу существованию природной сферы того или иного региона.

Правовое регулирование опасных ситуаций

Главным нормативно-правовым актом, определяющим режим жизнедеятельности граждан в случае возникновения ЧС, является Федеральный закон от 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС» природного и техногенного характера. Там также закреплено определение «чрезвычайная ситуация», но лишь с правовой точки зрения, непонятной гражданам без специального образования.

Существует множество локальных актов, создаваемых субъектами Российской Федерации. Кроме того, к правовой базе относится Устав учреждений, организаций, юридических лиц, регламентирующий поведение сотрудников в случае возникновения опасности.

ЧС: граница и территория

Эффективная защита в чрезвычайных ситуациях зависит от близости местонахождения человека от эпицентра опасной обстановки. Таким образом, важно учитывать не только характер бедствия, но и вид защитного снаряжения, количество использованных средств, время укрытия и так далее.

Основой мер защиты являются знания по следующим определениям:

  • Зона чрезвычайной ситуации – это полная территория, которую охватывают разрушающие последствия в результате возникновения чрезвычайной ситуации. Данный показатель определяется ущербом, полученным в результате влияния источника ЧС.
  • Определение «чрезвычайная ситуация» тесно связано с таким понятием, как стихийные бедствия. Это процессы природного геофизического, гидрологического либо геологического характера, масштабы которых порождают последствия, охватывающие территорию многих государств.

Опасные последствия природного и техногенного характера, которые коснулись территории одного или нескольких государств, как правило, сопровождаются нарушением работы производства, транспортными авариями, разрушенными зданиями, уничтоженными коммуникациями и так далее. Разумеется, главнейшей сферой глав государств и спецслужб остаётся задача по сохранению здоровья и жизни людей в экстремальных условиях.

Техногенный фактор: доступные блага vs опасность для жизни

Потребности человека, как известно, невозможно удовлетворить в полной мере, однако, создавая неимоверное количество промышленных предприятий, мы пытаемся это сделать. Таким образом, создаётся искусственная угроза жизни и здоровью, происходят чрезвычайные ситуации техногенного характера, определение, предупреждение и быстрое устранение которых – важнейшая задача каждого!

Наиболее распространённой ЧС, встречающейся в повседневной деятельности любого гражданина, является авария. Она может как проявляться в поломке транспортного средства, линии передач, коммунальных соединений, так и представлять собой крупные повреждения промышленного оборудования, железнодорожного транспорта, здания и так далее. Кроме того, выделяется особая категория экстренных ситуаций, сопровождающаяся крупным выбросом химических средств, используемых в производстве. Как правило, аварии сопровождаются сравнительно небольшим количеством жертв.

Катастрофа – крупная интерпретация аварийной ситуации, включающая большую территорию.

Самым опасным техногенным фактором является экологическая катастрофа – резкое или постепенное изменение климата, биологической и природной среды в результате промышленной катастрофы какого-либо предприятия, сопровождающаяся массовой гибелью живых существ.

Определение чрезвычайных ситуаций и классификация их по отличительным признакам

Любая чрезвычайная ситуация анализируется и классифицируется специалистами в зависимости от следующих признаков:

Общепринятая классификация ЧС по сфере возникновения

Для того чтобы понять сущность, опасность и последствия экстренных событий, существует основная классификация чрезвычайных ситуаций в зависимости от характера возникновения.

1. Природный характер.

Наибольшую опасность представляют чрезвычайные ситуации природного характера, так как остановить подобную катастрофу не в силах даже самые современные технологии. Наиболее опасными явлениями считаются землетрясения, извержения вулканов и другие геофизически опасные явления природы.

2. Биолого-социальный характер.

Представляет собой массовое распространение того или иного заболевания. Особая опасность проявляется в случае возникновения неизвестной современной медицине болезни. Биолого-социальный фактор может включать как заболевания человеческие, ярким примером которых является всем известная лихорадка эбола, так и болезни определённых видов животных: птичий грипп, свиной грипп и так далее.

3. Техногенный характер.

Катастрофы техногенного характера возникают в результате работы промышленных предприятий. Опасность чаще всего вызвана поломкой оборудования, необходимого для нормального функционирования той или иной системы.

4. Экологический характер.

Экологические катастрофы являются самой тяжёлой категорией чрезвычайных ситуаций, так как проблема охватывает и влияет на всё человечество в целом.

Геофизика и гидрология: опасность подступает незаметно…

Как говорилось ранее, наиболее существенную опасность для человека создают чрезвычайные ситуации природного характера, определение и прогнозирование которых помогает спасти больше жизней. Невозможно предотвратить наступление того или иного стихийного бедствия, однако, благодаря заблаговременному предупреждению, специальные службы успевают эвакуировать людей в безопасное место.

Чрезвычайные ситуации природного характера включают в себя такие понятия, как извержение вулканов, землетрясения различной силы, стремительные обвалы и уничтожающие всё на своём пути оползни, а также пыльные бури, сели, лавины и так далее.

Неприятные тайны гидрологии и опасность для человечества кроется в наводнениях, половодьях, паводках, что несут ущерб средней величины, а также более крупные бедствия - тайфуны, штормы, цунами.

Что таит в себе определение «биолого-социальный характер»?

Разрушения и отрицательные экономические последствия несут не только явно выраженные природные чрезвычайные ситуации, но также ситуации биолого-социального характера.

К данной категории относится возникновение и распространение болезней. При этом пределы не могут ограничиваться границами локального региона. Как правило, вирус распространяется в пределах нескольких государств и даже нескольких континентов. Существует три категории опасных ситуаций биологического характера:

  1. Эпидемия – массовое заболевание людей.
  2. Эпизоотия – массовое заболевание сельскохозяйственных животных.
  3. Эпифитотия – массовое заболевание растений, распространение большого количества вредителей.

Ситуации техногенного характера: частые встречи

Отличительная особенность ситуаций техногенного характера заключается в том, что человек сам виноват в создании дополнительного источника опасности для себя. Таким образом, искусственная угроза таится в:

  • Транспортных авариях.
  • Пожарах и взрывах.
  • Авариях с выбросом радиоактивных веществ.
  • Авариях с выбросом химически опасных веществ.
  • Авариях с выбросом биологических веществ.
  • Авариях электроэнергетических систем и так далее.

Классификация ЧС в зависимости от масштаба

Все чрезвычайные ситуации классифицируются по масштабу:

  1. ЧС локального масштаба – пострадавших не более 10 человек, зона поражённой территории не превышает пределов одного объекта.
  2. ЧС муниципального масштаба – пострадавших не более 50 человек, зона поражённой территории находится в пределах муниципального образования.
  3. ЧС территориального масштаба – пострадавших не более 500 человек в пределах одного субъекта РФ.
  4. ЧС регионального масштаба – количество пострадавших не превышает 500 человек, опасность возникает в пределах 2-х субъектов РФ.
  5. ЧС федерального масштаба – пострадало более 500 человек, опасность присутствует в пределах нескольких субъектов РФ.
  6. ЧС трансграничного масштаба характеризуется охватом не только территории России, но и касается иностранного государства. Кроме того, данная классификация подразумевает ЧС, возникающие на территории зарубежного государства, но коснувшиеся РФ.