Домой / «Вторичка / Общая характеристика гражданского права зарубежных государств. Торговое право

Общая характеристика гражданского права зарубежных государств. Торговое право

Так как это часть гражданского права , выделение которой вызвано практическим интересом. И в этом смысле нет различия в том, разделен ли правовой материал на два кодекса или объединен в одном комплексном акте. Правовое регулирование торгового предпринимательства в настоящее время не может быть оторвано от гражданско-правового регулирования имущественных отношений.

Об этом свидетельствуют и теория, и практика.

Право регулирует поведение людей через внедрение в социальную структуру правовых общественных отношений, которые во взаимодействии с иными общественными отношениями формируют фактическое поведение субъекта: всякий конкретный акт поведения лица является результатом воздействия на него всего комплекса социальных связей, в котором он находится.

В юридической литературе в качестве предмета (объекта) правового регулирования называют общественные отношения, что, по мнению некоторых ученых, представляет собой неоправданное ограничение пределов этого объекта. Объектом правового регулирования выступает социальная сфера, включающая в себя по меньшей мере три компонента: общественные отношения (социальные связи, зависимости и разграничения), самих людей, без которых невозможно представить никаких общественных отношений, и их поведение.

1. Точное определение предмета правового регулирования является обязательным и необходимым условием для правильного применения правовых норм , поскольку ошибки в правоприменительной практике чаще всего происходят изза неточностей в определении тех общественных отношений, к которым применяется та или иная норма, и наоборот. Определить предмет коммерческого права - значит выявить сущность и черты опосредуемых им общественных отношений. На наш взгляд, в качестве предмета коммерческого права выступают отношения, возникающие в сфере товарного обращения (коммерческие процессы), связанные с переходом товаров на возмездной основе от одних лиц к другим лицам. Особенности таких отношений выражаются в том, что они:

  1. носят волевой характер (возникновение, изменение и прекращение данных общественных отношений определяются волей людей);
  2. складываются преимущественно на третьей стадии воспроизводственного процесса (стадии обращения товаров и услуг) и не носят производственного характера (хотя в последнее время для коммерческого права характерно расширение предмета его регулирования);
  3. позволяют выделить особый субъектный состав;
  4. возникнув в сфере коммерческого права, имеют кроме общей, непосредственной цели (извлечение прибыли) свои особые цели, отличающиеся от целей хозяйственной эксплуатации имущества ;
  5. носят исторический характер, поскольку порождены особенностями обстановки конкретного исторического периода.

Таким образом, если не сводить предмет правового регулирования к общественным отношениям, то при более детальном анализе оказывается, что он имеет достаточно сложное строение. Поэтому можно заключить, что коммерческое право регламентирует круг потенциальных участников правоотношений (субъектов права), определяя их признаки в специальных нормах, указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм, определяет варианты возможного, а в необходимых случаях - и должного поведения.

Из вышеизложенного следует, что предмет коммерческого права есть более узкое понятие, нежели предмет гражданского права, поскольку последнее регулирует общественные отношения, касающиеся всех аспектов объекта регулирования, а коммерческое право сужает круг этих аспектов.

  • целенаправленность правовых воздействий на достижение обоюдных интересов участников коммерческих отношений в получении определенных результатов их коммерческой деятельности;
  • поощрение добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции;
  • государственное регулирование коммерческой деятельности (регулирование цен , тарифов, пошлин ; лицензирование и квотирование; стандартизация и сертификация продукции и т.п.);
  • законность коммерческой деятельности - в основу данного принципа заложено соблюдение интересов участников коммерческих отношений, государства и общества без нарушения запретов, законов и прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Под методом правового регулирования, применяемым в той или иной отрасли (подотрасли) права, понимается совокупность способов и приемов и средств регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования.

Для коммерческих отношений применимы методы правового регулирования, характерные для хозяйственных правоотношений в целом.

Правовое воздействие в коммерческом праве принимает характер дозволения, предписания и запрета. Режим воздействия может быть:

  • властным, когда правовая норма определена тем или иным правовым актом и обязательна к исполнению;
  • рекомендательным, когда необязательная для исполнения норма применяется субъектом коммерческой деятельности в случае ее эффективности в данной ситуации;
  • договорным, когда коммерческие отношения (обязательства и права сторон) определяются договором участников этих отношений.

Для метода правового регулирования характерна разнообразная природа воздействия. Дело в том, что на коммерческие отношения влияет не сама правовая норма, а управляющие воздействия экономической, мотивообразующей и организационной природы, формируемые под влиянием правовых норм. Во многих ситуациях характер правового воздействия, его режим и природа являются комплексными.

В целом метод правового регулирования призван обеспечивать:

  1. трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, которые осуществляют эти воздействия;
  2. различные режимы воздействия, т.е. властное или диспозитивное (не предусматривающее наказания или поощрения) воздействие; последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;
  3. правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, предписания, запрета, содержащихся в правовой норме.

Этим требованиям к методу правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования (объект управления), следование которой обеспечивает разнообразие регулирующих правовых воздействий и их синтез в правовой механизм в составе комплексного механизма управления.

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в коммерческих правоотношениях. Возможность выбора метода правового регулирования особенно привлекательна для коммерческих отношений стратегического характера, осуществляемых в условиях неопределенности внешней среды компании. В ходе реализации той или иной стратегической программы по мере раскрытия неопределенностей метод правового регулирования может изменяться от дозволения рекомендательного характера до предписания или запрета властного характера.

Не исключено, что некоторые существующие хозяйственные правовые нормы не позволяют получить нужный результат, так как сдерживают (ограничивают) использование имеющихся возможностей.

В этом случае предприниматель может воспользоваться принципом: законно все, что позволяет получить нужный общественно необходимый эффект и не противоречит закону, обычаям делового оборота и нормам нравственности.

В коммерческой практике ряда зарубежных стран и в международной торговле в качестве метода правового воздействия используется торговый обычай - правило, сложившееся в сфере торговли на основе постоянного и единообразного повторения конкретных фактических отношений. Если обычай санкционирован государством, он становится нормой права (правовым обычаем).

В договорной практике применяется также неправовой обычай (торговое обыкновение), отражающий волеизъявление сторон по договору. Торговое обыкновение - это заведенный порядок или фактически установленное в торговых отношениях правило, прямо не выраженное в торговле, которое используется для определенной воли сторон. Торговое обыкновение учитывается постольку, поскольку стороны знали о его существовании и имели в виду при заключении договора.

В международной торговле роль обычая достаточно велика, в частности, для тех форм внешнеэкономического сотрудничества, которые не регламентированы законодательством.

Под источником права в российском законодательстве понимаются нормативные правовые акты, принятые в установленном законом порядке, образующие определенную структуру правовых норм.

В коммерческом праве таковыми являются:

  • Конституция Российской Федерации - главный источник всей системы права;
  • кодифицированные акты Российской Федерации;
  • федеральные законы - основной вид источника;
  • указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов;
  • постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции;
  • правовые акты министерств и ведомств, принятые в пределах их компетенции; для коммерческого права наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (Министерства финансов РФ, Минэкономразвития России, Центрального банка РФ и др.);
  • нормативные правовые акты органов власти субъектов Российской Федерации, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;
  • правовые акты органов местного самоуправления .

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня.

Во внешнеэкономической коммерческой деятельности источниками права являются также правовые акты тех государств, на территории которых осуществляется коммерческая деятельность, и международные правовые акты. Так, возможность применения торгового обычая зафиксирована в различных арбитражных регламентах, в том числе в Регламенте Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ, в Арбитражном регламенте Европейской экономической комиссии ООН 1966 г. и Арбитражном регламенте Комиссии ООН по праву международной торговли 1976 г.

Под системой отрасли (подотрасли) права понимается логическое построение (структура и взаимосвязь) институтов и норм данной отрасли (подотрасли) права. Коммерческое право выделяется из системы права как подсистема, интегрирующая институты и нормы ряда отраслей и подотраслей права, регулирующих коммерческую деятельность.

По общему правилу построения сложных систем любой природы один и тот же элемент системы может принадлежать нескольким подсистемам, в силу чего данные подсистемы трудно будет обособить.

Это означает, что одна и та же норма права может входить в состав различных институтов права, а один и тот же институт права - в состав взаимосвязанных отраслей (подотраслей) права.

Первичным элементом системы права является правовая норма - правовое предписание, в содержание которого входят:

  • гипотеза - указания конкретных обстоятельств, при которых данная норма входит в силу;
  • диспозиция - указания на правила поведения субъектов, перечисленных в гипотезе;
  • санкция - возможное поощрение или наказание, побуждающее субъектов действовать в соответствии с правилами, приведенными в диспозиции.

Правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующих однородные отношения и образующих взаимосвязанную структуру. Правовой институт регулирует определенный вид однородных отношений.

В коммерческом праве можно выделить следующие правовые институты:

  1. субъекты коммерческого права - юридические лица , в том числе коммерческие организации, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, их правосубъектность , порядок создания, реорганизации и прекращения;
  2. институт договорных обязательств , разновидности коммерческих договоров;
  3. институт ограничения монополистической деятельности и защиты конкуренции;
  4. правовое регулирование купли-продажи;
  5. правовое регулирование аренды;
  6. правовое регулирование оборота ценных бумаг, деятельности фондового и товарного рынка;
  7. правовое регулирование внешнеэкономической (коммерческой) деятельности;
  8. правовое регулирование коммерческой деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободной торговли и оффшорных зонах;
  9. правовое регулирование коммерческой деятельности в области использования интеллектуальной собственности ;
  10. судебная защита прав участников коммерческой деятельности;
  11. защита прав участников коммерческой деятельности системой третейских судов.

Каждый из этих правовых институтов может содержать ряд более дифференцированных правовых институтов. Например, в правовом регулировании отношений купли-продажи можно выделить правовые институты розничной купли-продажи, поставки товаров, поставки товаров для государственных нужд, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости , продажи предприятия, а в правовом регулировании коммерческой деятельности в области интеллектуальной собственности - правовые институты охраны интеллектуальных прав в отношении секретов производства (ноу-хау), товарных знаков, других объектов интеллектуальной собственности и т.д.

Правовой механизм регулирования коммерческой деятельности следует рассматривать как составную часть правового механизма регулирования правоотношений между субъектами предпринимательской деятельности. Он отличается от последнего лишь множеством правоотношений, определяемых полем коммерческой деятельности предприятия и набором институтов права, призванных регулировать эти отношения.

Можно выделить четыре группы правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов коммерческой деятельности:

  1. нормы, регулирующие способы коммерческой деятельности коммерческих организаций (индивидуальных предпринимателей) и процессы их организации (создания, реорганизации, ликвидации);
  2. нормы, регулирующие правоотношения в сфере коммерческой деятельности: в области производственно-коммерческой деятельности; в области торгового оборота производственных активов; на рынке ценных бумаг ;
  3. нормы, регулирующие правоотношения с органами государственной власти и управления;
  4. нормы, регулирующие правоотношения при рассмотрении споров в судах.

Таким образом, коммерческое право регулирует отношения по организации и осуществлению коммерческой деятельности на оптовом товарном рынке.

Торговая и торгово-посредническая деятельность хозяйствующих субъектов обособилась и выделилась в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. В то же время она обладает всеми признаками предпринимательской деятельности, закрепленными ст. 2 ГК РФ: является самостоятельной, носит рисковый характер, направлена на систематическое извлечение прибыли от продажи товаров, осуществляется зарегистрированными в установленном порядке предпринимателями .

В процессе организации и осуществления коммерческой деятельности возникают разнообразные коммерческие правоотношения.

Первый и основной вид коммерческих правоотношений составляют обязательства , возникающие на основе заключенных договоров организациями-производителями с оптовыми и посредническими звеньями по закупке сырья, материалов, оборудования для нужд производства, по сбыту готовых товаров, между оптовыми и розничными торговцами по реализации товаров. К этому же виду правоотношений относятся договоры, способствующие сбыту и продвижению товаров на рынке (по доставке и транспортировке, хранению товаров, оказанию маркетинговых, информационных услуг и др.).

Второй вид правоотношений составляют правоотношения участников коммерческой деятельности с органами исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам организации торговли, оказанию содействия торговой деятельности, которые осуществляются на договорной основе.

Функционирование российской экономики в начальный период перехода к рыночным преобразованиям показало, что устранение государства от управления экономикой чревато тяжелыми последствиями. Государственное регулирование рыночных отношений направлено на решение ряда важных задач: создание необходимых рыночных институтов, защиту конкуренции и ограничение монополистической деятельности на товарных рынках, обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды , поддержку и защиту отечественных товаропроизводителей, обеспечение безопасности государства и др. Государством предъявляются специальные требования к производству и обороту отдельных видов товаров (пищевым продуктам, алкогольной продукции, лекарственным средствам и др.), что вызывается необходимостью соблюдения публичных интересов. И отношения, связанные с государственным регулированием обращения товаров, которые можно обозначить как третий вид правоотношений, включаются в предмет коммерческого права.

Не менее важное значение имеют и выделяемые из разнообразных внутрихозяйственных правоотношений правоотношения по внутренней организации и управлению коммерческой деятельностью организаций. Внутрикоммерческие отношения основываются на внутреннем хозрасчете, разработке стандартов организации на совершаемые бизнес-процессы, внедрении бюджетирования (системы планирования , позволяющей контролировать затраты, прогнозировать последствия принимаемых решений). В создании эффективной внутрифирменной системы сбыта и закупок, определении конкретных обязанностей каждого звена, обеспечении согласования и взаимодействия подразделений предприятия большую роль играет юридическая служба организации.

Рассматривая вопрос о месте коммерческого права в системе российского права , следует учитывать, что система права любой страны не является застывшей и неизменной. На нее оказывают влияние самые разнообразные факторы: экономические, политические, социальные и иные. С развитием научно-технического прогресса, международным разделением труда возникают новые общественные отношения, требующие правового опосредования. Появляются новые правовые институты, подотрасли, некоторые затем трансформируются в новые отрасли права .

Исторически торговое право возникло в результате дуализма частного права. Обособление торгового права от гражданского произошло уже в Средние века, когда выявилась неприспособленность гражданского права регулировать договоры купли-продажи .

При переходе к рыночной экономике некоторыми учеными ставился вопрос о возрождении торгового права в качестве самостоятельной отрасли российского права, регулирующей все виды предпринимательских отношений. В учебнике по гражданскому праву коммерческое (торговое) право рассматривается как часть гражданского права, обособляемая для более глубокого изучения вопросов, относящихся к предпринимательской деятельности.

Но еще в начале 1990-х гг. А.Г. Быков пришел к выводу о том, что "соотношение гражданского и торгового права в современных российских условиях уже не может быть взято в качестве образца формирования дуалистической системы частного права с выделением в его составе гражданского и торгового права". А.Г. Быков отмечал, что современные условия диктуют необходимость формирования не торгового, а предпринимательского права , которое должно преодолеть узкие параметры торгового права как частного права, и привнести в свое содержание элементы, обеспечивающие государственное регулирование частноправовых отношений с учетом публично-правовых интересов.

Коммерческие отношения имеют существенную специфику и большую общественную значимость.

Рост торговли происходит значительно быстрее, чем рост экономики в целом, торговля дает около 20% ВВП. Не случайно около 40% иностранных инвестиций вкладываются в торговлю. Коммерческое законодательство регулирует значительный по объему массив общественных отношений. В то же время коммерческие отношения, как и иные виды предпринимательских отношений, имеют единую правовую природу, что позволяет ставить вопрос о формировании коммерческого права в качестве относительно самостоятельной части предпринимательского права.

Коммерческая деятельность в сфере оптовой торговли регулируется как специальными правилами, так и в их отсутствие общими правилами о предпринимательской деятельности. В отличие от предпринимательского права предмет коммерческого права значительно. Его составляют правоотношения по оптовым закупкам и реализации товаров, оказанию различных услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям. Важной задачей коммерческого права является изучение специфики оборота различных видов товаров, разработка рекомендаций по совершенствованию их нормативно-правового регулирования.

В качестве науки коммерческое право представляет собой систему научных представлений о коммерческом праве, его месте в системе права, его институтах. Наука коммерческого права призвана изучать субъекты коммерческой деятельности, определять их функции на товарных рынках, выявлять круг коммерческих договоров, опосредующих различные складывающиеся на рынке отношения, разрабатывать рекомендации о совершенствовании законодательства о коммерческой деятельности.

Одной из задач науки коммерческого права является изучение способов и средств государственного воздействия на коммерческую деятельность, разработка предложений об оптимизации государственного воздействия на рыночные отношения.

Возникшие в период экономического кризиса в зарубежных странах идеи интеграции снабженческо-производственных и распределительных систем, в которых увязывались бы функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, транспортировались затем в логистический подход к управлению материальными потоками и созданию науки логистики.

Логистические методы управления товародвижением основываются на системном управлении и контроле за материальными и информационными потоками по всей цепочке товародвижения, обеспечивающими своевременную поставку товаров. Применение логистических методов управления позволяет минимизировать затраты труда и материальные ресурсы, сократить время хранения и транспортировки грузов.

Задачей коммерческого права является разработка правовых средств применения логистической системы управления товародвижением.

Маркетинг, определяемый как деятельность, направленная на формирование спроса на товары, позволяет стимулировать сбыт товаров. С этой точки зрения маркетинг представляет собой одну из составных частей логистики. Коммерческая деятельность обязательно включает в себя и маркетинговые исследования рынка.

Менеджмент в качестве управленческой деятельности по эффективному достижению поставленных целей организации основывается на требованиях законодательства. В свою очередь, организация производства и внутрифирменной системы снабжения и сбыта, планирование поставок являются составной частью всего управленческого процесса в организации.

С.С. Алексеев пришел к выводу о наличии первичных приемов регулирования - методов субординации и координации, каждый из которых при применении в отдельных отраслях является сложным многогранным явлением и тесно связан с предметом правового регулирования. Данной точке зрения соответствует и высказанное в литературе мнение о существовании единого метода регулирования, включающего в себя запрет, дозволение и предписание, используемые в отдельных отраслях права в различных объемах.

Рыночные условия хозяйствования влекут необходимость различных способов воздействия на общественные отношения в целях недопущения при возможности конфликта интересов и обеспечения баланса частноправовых и публичных интересов.

Воздействие правового регулирования на коммерческие отношения осуществляется различными методами регулирования: автономных решений, предписаний, рекомендаций. Основным методом коммерческого права, регулирующим отношения юридически равноправных участников оптового оборота, следует признать метод автономных решений.

Различные методы воздействия не противопоставляются друг другу, а в некоторых случаях даже сочетаются, поскольку во многих отношениях тесно переплетаются частные и публичные элементы, что характерно, к примеру, для государственных и муниципальных закупок товаров. В литературе отмечается, что "из ряда отраслей, которые вроде бы без особых сомнений причисляются к частному праву (предпринимательское, коммерческое и др.), буквально "выпирают", демонстративно и массивно, публичные начала".

Субъекты коммерческой деятельности свободны в решении вопроса о выборе вида заключаемого договора , его содержании. В то же время в законодательстве содержатся и императивные нормы об условиях договора, их изменения и расторжения, и ряд других, которые стороны обязаны выполнять.

Участники торговой деятельности должны соблюдать и требования законодательства к безопасности товаров, налогового законодательства к налогообложению торговых операций и др.

Применение метода предписаний превалирует при определении правового режима ограниченно оборотоспособных товаров, установлении антимонопольных требований к организации и осуществлению торговой деятельности.

С развитием различных видов рыночных отношений наблюдается тенденция к передаче государством части своих полномочий по регулированию деятельности отдельных субъектов общественным объединениям предпринимателей. Образованные в торговом сообществе различные общественные объединения начинают оказывать заметное влияние на коммерческую деятельность и способны решать задачи по организации и контролю за деятельностью участников товарного обращения.

Так, в Законе о госрегулировании торговли установлены формы участия некоммерческих организаций поставщиков и торговцев в формировании и реализации государственной политики в области торговли.

Так, некоммерческие организации вправе:

  • принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;
  • участвовать в анализе показателей развития торговли на территориях субъектов РФ и муниципальных образований , в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов РФ, муниципальных образований;
  • в распространении российского и иностранного опыта в области торговли;
  • предоставлять необходимую информацию для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;
  • разрабатывать для органов государственной власти и органов местного самоуправления предложения о совершенствовании торговой деятельности и др.

Принципы коммерческого права

В Гражданском кодексе РФ закреплено право гражданина и юридического лица на обращение в суд с требованием о признании ненормативных актов государственного органа или органа местного самоуправления , а в случаях, предусмотренных законом, также нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы, недействительными (ст. 13).

С появлением помимо торговли иных видов предпринимательской деятельности торговые кодексы стали постепенно распространять свое действие и на другие виды предпринимательских правоотношений . Но традиционно сложившееся наименование "торговое право" сохранилось как дань историческим традициям.

Следует отметить, что такого же решения придерживаются и в странах, принявших современные торговые кодексы. Так, в Торговом кодексе Чехии 1991 г. предусмотрено, что он регулирует правовое положение предпринимателей , обязательственные и некоторые другие правоотношения, связанные с предпринимательством. Приоритет в регулировании предпринимательских правоотношений отдается Торговому кодексу. При отсутствии специальных норм применяются правила Гражданского кодекса, и только после этого применяются, если имеются, торговые обычаи. При отсутствии торговых обычаев правовое регулирование отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляется на основании принципов, на которых "зиждется Торговый кодекс".

Современный период капиталистических отношений, который можно обозначить как постиндустриальный с постепенным переходом к информационному обществу, существенно отличается от эпохи ломки феодальных порядков и становления капитализма.

Научно-технический прогресс вызвал такие коренные преобразования в экономической сфере, как резкий рост производства, обострение конкуренции , приведшие к кризисам перепроизводства. Эти факторы, в свою очередь, в 60-е гг. XX в. привели к "торговой революции". Производство стало ориентироваться на запросы потребителей, применялись новые методы и формы организации продаж товаров. Рыночные связи значительно усложнились. Если раньше на рынке встречались непосредственно товаропроизводители и потребители, то в современный период между ними действуют многочисленные торговые и посреднические организации. Резко возросла роль посредников в продвижении товаров на рынке, сформировались специализированные виды посреднической деятельности. Под влиянием научно-технического прогресса, информатизации происходит стимулирование спроса на все новые и новые товары. В свою очередь, диктат потребителя обеспечивает необходимость постоянного повышения качества производимых товаров.

В XXI веке возрастающее влияние на характер экономических отношений в мире оказывает процесс глобализации, все в большей степени проявляются тенденции образования мирового экономического пространства, усиливается значение транснациональных компаний. Данные факторы не могут не влиять на коммерческое право. Одной из основных черт торгового права является интернационализация, т.е. усиление влияния внешних факторов на развитие национальных правовых систем. Интернационализация проявляется в усилении влияния международного публичного права на торговое право отдельных стран, в сближении не только нормативного регулирования, но и , понятийного аппарата, унификации торгового права. Широкое внедрение информационных технологий, электронной торговли также способствует унификации торгового законодательства. Процесс унификации происходит как в рамках всего международного сообщества, так и в региональных рамках (например, стран, входящих в Таможенный союз, СНГ, ЕС и др.).

Торговое право в дореволюционной России

Славянские племена издавна занимались торговлей. Длительное время они занимались натуральным обменом товаров. Регулировались данные отношения, как и весь уклад жизни, родоплеменными обычаями, законами предков. Постепенно с развитием товарно-денежных отношений стали заключаться договоры купли-продажи . Из дошедших до нас литературных источников и археологических раскопок известно, что в качестве денег использовались главным образом арабские монеты - дирхемы, а также монеты других стран. Киевская Русь имела торговые связи между древнерусскими городами, где формировались местные рынки . Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян, доказательством чего может служить первый русский свод законов Русская

Правда, в котором были определены такие понятия, как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и др. В XIII - XIV вв. на Руси получили распространение торговые товарищества ("складничества").

В ремесленном производстве продолжалось упрощение технологии производства, что способствовало удешевлению изделий, предназначенных для продажи.

Развитие международной торговли привело к необходимости упорядочения внешнеторговых операций. Уже в X в. заключались международные договоры с Византией и другими государствами .

Большое значение в качестве источников регулирования торговых отношений придавалось торговым обычаям. Обычаями признавались такие правила, которые независимо от верховной власти, приобрели в сознании общества обязательное значение и общеизвестность. Обычное право имело силу юридических норм. Считалось, что в качестве источника права "обычай живет в сознании народа как закон". Условиями действительности обычая в качестве источника права признавались необходимость многократного его применения, непротиворечивость этическим нормам и нравственности, общеизвестность. Судебная практика в дореволюционной России рассматривалась в качестве важного источника изучения торгового права, но не признавалась источником права.

Становлению науки торгового права способствовало принятие помимо специального материального торгового законодательства и Устава судопроизводства торгового, и создание коммерческих судов .

Коммерческие суды были созданы почти во всех губерниях. Они рассматривали споры между участниками торговых товариществ, споры, связанные с торговым оборотом.

Отмечая, что, хотя целью покупки предприятия является не перепродажа, а использование в дальнейшей деятельности, вместе с тем тесная связь этой сделки с торговой сделкой делают необходимым включение ее в круг торговых сделок. Однако при разрешении споров сделки с недвижимым имуществом не рассматривались в качестве торговых сделок.

Для отнесения тех или иных сделок к торговым в то время в зарубежной доктрине использовались два критерия: объективный и субъективный.

Объективно-торговыми считались сделки, которым закон придает торговый характер даже тогда, когда они совершаются единично, лицами, не занимающимися торговлей. Согласно субъективному критерию, торговыми признавались сделки, которым закон придает торговый характер, если они совершаются лицами, занимающимися торговлей как промыслом.

Выделение торговых сделок среди прочих имело значение для определения подведомственности рассмотрения споров и для налогообложения.

Изучив соответствующие нормативные акты, Г.Ф. Шершеневич сделал вывод о том, что действие норм торгового права должно распространяться на сделки, совершаемые в виде промысла. Такого же мнения придерживались и иные ученые.

Таким образом, торговыми считались сделки, относящиеся к торговому промыслу купца.

Промыслом же считался постоянный вид деятельности, направленный на получение дохода .

Купцом (торговым деятелем) признавалось то лицо, которое занималось производством торговых сделок в виде промысла от своего имени. П.П. Цитович предпочитал употреблять термин "торговец", так как термин "купец", по его мнению, слишком отвердел в своем сословном значении.

От купца как самостоятельного субъекта торговых отношений отличались лица, действовавшие в интересах купца (представители, маклеры, агенты и др.).

Торговый промысел осуществлялся в одиночку или лицами, объединившимися между собой в тот или иной "образ" товарищества. Разграничивалась гражданская и торговая дееспособность .

В 1722 году были основаны купеческие гильдии. Впоследствии за купцами первой и второй гильдии закреплялись многие дополнительные права, они освобождались от телесных наказаний , могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями.

Торговлей запрещалось заниматься некоторым категориям лиц, например монашествующим.

Лицам военного сословия разрешалось осуществлять торговый промысел, кроме торговли крепкими напитками, и только через поверенного, управляющего или приказчика.

Наукой торгового права разрабатывались основные институты торгового права. Понятие торгового предприятия не отождествлялось с личностью предпринимателя , а рассматривалось в качестве объекта правоотношений . Торговое предприятие понималось в качестве совокупности имущественных и личных средств, соединенных для достижения торгово-хозяйственной цели по определенному плану.

Торговое предприятие как имущественный комплекс отделялось от иного имущества предпринимателя.

Активно разрабатывались такие институты, как торговая фирма, торговая регистрация, торговые товарищества.

В законодательстве содержались значительные по объему требования, предъявляемые к осуществлению торговой деятельности.

Г.Ф. Шершеневичем разграничивалось международное торговое право и частное торговое право.

Международное торговое право регулировало, по его мнению, такие виды правоотношений , как отношения по торговле между государствами, отношения каждого государства к подданным другого государства, а также взаимные отношения подданных разных государств как частных лиц.

Международное торговое право отличалось, по мнению Г.Ф. Шершеневича, смешанным характером - отчасти публичным, отчасти частным.

Частное торговое право регулировало торговые отношения внутри государства. Оно рассматривалось Г.Ф. Шершеневичем как специальная часть гражданского права . Обосновывая общность торгового и гражданского права, Г.Ф. Шершеневич указывал на то, что отношения между частными лицами, возникающие из торгового оборота, являются вместе с тем составной частью гражданского оборота, торговые отношения регулируются общегражданским правом так же, как и гражданские отношения. Несмотря на отрицание самостоятельности торгового права как отрасли права ,

Г.Ф. Шершеневич тем не менее признавал торговое право в качестве самостоятельной учебной дисциплины, "поскольку это вызывается выдающимся общественным интересом к этой области отношений, сложностью последних, которая порождает практические затруднения".

Отмечались Г.Ф. Шершеневичем и специальные понятия, и институты торгового права. Он писал, что место нахождения торгового заведения не всегда совпадает с местом жительства торговца; торговец имеет торговое имя (фирму), не всегда одинаковое с его гражданским именем; имеет обязанности, неизвестные гражданскому праву, имеет особую подсудность; имеет дело с "вещами", с которыми не имеет дело гражданское право (например, биржевые и товарные бумаги). Вследствие данных различий

Г.Ф. Шершеневич хотя и рассматривал торговое право как обособленную часть гражданского права, но отмечал стремление торгового права к обособлению в научном и законодательном отношении.

Специфичность предмета торгового права отмечали и другие ученые. Так, Ю.С. Гамбаров писал, что торговое право, отличаемое от гражданского права не по субъективному признаку, как это было прежде, не как право купцов, а по объективному критерию, как право, регулирующее исключительно торговые действия, - такое право не только продолжает свое самостоятельное существование, но и не перестает развиваться и противополагаться особенностями своего объекта гражданскому праву , несмотря на то что оно стоит к нему в отношении части к своему целому. Самостоятельное развитие торгового права, как отмечал Ю.С. Гамбаров, происходит потому, что торговля особенно нуждается в специальных нормах и учреждениях, способствующих быстроте заключения сделок, легкости их доказательства и, возможно, широкому развитию кредита .

Однако существовали и иные мнения о природе торгового права. В качестве самостоятельной отрасли права его рассматривали профессоры П.П. Цитович и А.И. Каминка. Они отмечали отличительные признаки и специфичность институтов торгового права (торговый промысел, торговец, право на фирму, торговая дееспособность, торговое представительство и др.). Такие свойства торгового оборота, как быстрота, определенность, космополитизм, стремление к наживе, обусловливали необходимость, по мнению ученых, сохранения дуализма частного права, разграничения сферы применения торгового и общегражданского права.

Торговое право, писал А.И. Каминка, часто является пионером новых идей, оно "...постоянно увеличивается новыми нормами, соответствующими вновь возникающим отношениям в области торгового оборота".

В дальнейшем изучение торговой и иных видов деятельности привело к осознанию учеными предпринимательского характера не только торговой, но и иных видов деятельности, к выделению из гражданских - более общих по отношению к торговым - предпринимательских отношений, к выделению из гражданского предпринимательского права . Предпринимательская деятельность , писал А.И. Каминка, начинается тогда, когда лицо самостоятельно организует собственное предприятие - производственное или торговое - на будущий спрос, стимулируемый возможностью обогащения (получения прибыли). В качестве признаков предпринимательства ученый выделял инициативность, самостоятельность, организованность и спекулятивность.

Разработанные русскими учеными основные понятия и институты торгового права имеют научно-теоретическое значение для формирования концепции современного коммерческого (торгового) права России.

После революции 1917 г. и провозглашения нэпа дискуссия о соотношении гражданского и торгового права продолжилась. Для признания самостоятельности торгового права использовались уже применявшиеся ранее аргументы о специфике торговых отношений, о космополитизме торгового законодательства. Но с переходом к новым социалистическим общественным отношениям приводились и новые обоснования необходимости создания особых норм торгового права , отчасти носящих публичный характер, в отличие от норм гражданского права в связи с использованием Советским государством механизма торговли.

В 1923 году Комиссией по внутренней торговле при Совете труда и обороны РСФСР был внесен в законодательные органы проект Торгового свода, включающий шесть разделов (о торговой деятельности и торговых предприятиях ; торговые сделки ; исключительные промышленные права; о несостоятельности; акционерные общества с участием государственного капитала и товариществ с ограниченной ответственностью; о биржах и ярмарках). Развернулась научная дискуссия о целесообразности его принятия.

Проект Торгового свода разрабатывался учеными, которые обосновывали необходимость выделения советского торгового права в качестве самостоятельной отрасли, развивающейся параллельно гражданскому праву, или в качестве самостоятельной части гражданского права. За его принятие выступали, в частности, В. Гордон, Д. Иваницкий, С. Драбкин.

Поскольку проект Торгового свода основывался на многоукладности экономики периода нэпа, после отказа от новой экономической политики работы над проектом Торгового свода были прекращены.

Появление различных идей, поиск новых конструкций формирования советской правовой системы были явлением вполне закономерным. В это же время основные споры велись вокруг высказанной П.И. Стучкой концепции "двухсекторного" права. Научный поиск правовых форм, адекватных социалистической плановой системе, осуществлялся в основном не путем выдвижения предложений об обособлении правовых норм в соответствии с отраслями народного хозяйства, а путем реформирования гражданского права, не приспособленного регулировать нарождающиеся социалистические правоотношения . В соответствии с "двухсекторной" теорией хозяйственные социалистические отношения должны регулироваться хозяйственным правом, а частнокапиталистические отношения - гражданским правом.

В 70 - 80-е гг. XX в. отношения в сфере торгового оборота исследовались, в частности, профессором В.А. Язевым. Он полагал, что советское торговое право регулирует комплекс различных по своей правовой природе правовых отношений, связанных с торговой деятельностью, и является комплексной отраслью права , состоящей из норм профилирующих отраслей права: государственного, административного, гражданского, трудового, уголовного. Преемственность такой позиции наблюдается и в современной литературе по коммерческому праву . В.А. Язев считал необходимым принятие закона о внутренней торговле. Однако данная идея не была воспринята законодателем.

В литературе в тот период преобладала точка зрения о правовом регулировании хозяйственных связей торговли и промышленности по поставкам товаров различными отраслями права: планово-организационных отношений - административным правом , а договорных отношений по поставкам товаров - гражданским правом.

В результате проведенной в конце 80-х гг. XX в. хозяйственной реформы был осуществлен переход к обеспечению продукцией производственно-технического назначения и товаров народного потребления посредством оптовой торговли через базы, склады и магазины снабженческо-сбытовых организаций. Однако переход к оптовой торговле не означал отказа от плановой организации доведения продукции от изготовителей к оптовым потребителям, менялись лишь формы и методы организации хозяйственных связей.

Возрождение идеи коммерческого (торгового) права обусловлено прежде всего особенностями торговли, торгового оборота. В рыночной экономике с развитием частного предпринимательства торговля является наиболее динамично развивающимся видом деятельности с быстрой оборачиваемостью капитала. Вследствие этого наиболее активно инвестиции вкладываются в данный вид деятельности. Торговля затрагивает интересы многих лиц, имеет большую социальную значимость.

При переходе к рыночной экономике первоначальное накопление капитала и ускоренное создание слоя собственников происходило путем приватизации прежде всего предприятий торговли.

В Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г., утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. N 2980-1, объектами и предприятиями, подлежащими обязательной приватизации в 1992 г., являлись предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

После отказа от централизованного планового распределения материальных ресурсов производителям и посредникам приходится решать различные сложные задачи по поиску новых форм эффективной организации продаж товаров в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка .

Однако с точки зрения законодательного регулирования торговля оказалась незаслуженно забыта.

Наблюдался процесс неупорядоченного применения различных способов и форм продаж товаров без необходимого нормативно-правового регулирования и научного обоснования.

Необходимо отметить то, что в СССР большую роль в организации хозяйственных связей по поставкам продукции и товаров играли посреднические организации Госснаба СССР и Минторга СССР, организованные по территориальному признаку и обладавшие мощной материально-технической базой, которые осуществляли организацию хозяйственных связей между поставщиками и потребителями продукции, оказывали различные услуги предприятиям.

С распадом СССР хозяйственные связи предприятий оказались разорванными, а территориальные снабженческо-сбытовые организации ликвидированы. Предприятиям приходится самостоятельно решать комплекс вопросов по поиску партнеров и налаживанию новых коммерческих связей.

В нашей стране отдельного торгового кодекса не было никогда. Вопросы торгового оборота регулировались различными законодательными актами. Достаточно детально отдельные аспекты торговых отношений были разработаны в Соборном уложении 1649 г. - выдающемся правовом памятнике средневековья. В 1653 г. был принят Торговый устав, установивший, в частности, единую торговую пошлину с продаж. В 1667 г, издается Новоторговый устав, регулировавший также внешний торговый оборот. Принимались другие законодательные акты о торговле.

Однако развитие товарного производства в России сдерживалось существованием крепостничества, что проявилось и в отставании торгового права. Важными шагами по формированию торгового законодательства стало принятие Торгового устава, составленного в 1887 г. путем соединения различных актов и получившего новую редакцию в 1903 г., а также Устава торгового судопроизводства

Торговый устав состоял из трех книг, которые последовательно дополнялись по годам. В первой книге регулировалась деятельность торговых обществ и товариществ. Во второй книге содержалось русское морское право, причем в детально разработанном виде - 560 статей. Третья книга включала административные установления: об измерительных приборах, о содержании торговых помещений и складов, о ведении купеческих книг, о порядке торговли отдельными товарами.

Устав торгового судопроизводства определял порядок организации и деятельности коммерческих судов. Первые такие суды были образованы в 1832 г. при Николае I в Одессе и Архангельске. К концу XIX в. они имелись почти во всех губернских центрах, что и потребовало издания устава. Коммерческие суды решали все споры по торговому обороту, по биржевым операциям, споры между участниками торговых товариществ. Оба устава утратили силу после революции г.

В первые советские всплеск внимания к торговому праву был связан с нэпом. Надо упомянуть, что по постановлению СНК РСФСР велась работа по составле- нию проекта Торгового свода. Его предполагалось издать в качестве одной из частей ГК РСФСР. Комиссией под эгидой ВСНХ был составлен проект Торгового свода СССР. Он обсуждался ряд лет. Но после отказа от нэпа все работы над Торговым сводом были прекращены.

В современной России торговое право вновь начало развиваться. В последний период оформляется его отраслевая специализация. Эта специализация закреплена, она постепенно проводится в законопроектной работе. Так, указом Президента РФ от 16.12.93 № 2171 утвержден Общеправовой классификатор отраслей законодательства. Этот классификатор обновлен, новая редакция (06.01.97) официально опубликована1. В классификаторе наряду с гражданским выделено законодательство о торговле. Раздел торгового законодательства разбит на ряд подразделов, которые обозначены в самом общем виде и крайне нечетко.

С учетом сказанного можно определить соотношение торгового и гражданского законодательства, торгового и гражданского права. Как уже говорилось, торговый оборот - один из участков имущественных отношений, в основном регулируемых гражданским законом. Поэтому торговое законодательство образует специальную часть, отдел гражданского законодательства. Итак, торговое законодательство - это относительно обособленная от гражданского законодательства совокупность правовых норм, регулирующих торговую деятельность.

Отсюда для нас проистекают два важных следствия:

1. Поскольку торговое право решает отдельные, специальные вопросы имущественных отношений, являясь частью гражданского права, было бы совершенно неправильно говорить о дуализме, двойственности гражданского и торгового права,

2. Торговое законодательство должно пониматься как специальная часть гражданского законодательства, а торговое право - как подотрасль гражданского законодательства, подобно жилищному или транспортному, которые регулируются специальными кодексами, но никакого дуализма с гражданским кодексом не создают.

Общие положения гражданского законодательства распространяются на отношения торгового оборота. Таковы правила о юридических лицах, праве собственности, способах защиты, ответственности и др. Нет необходимости повторять их в торговом законодательстве, чтобы не создавать удвоение в регулировании.

Торговое законодательство разрабатывается для закрепления специфики торговой деятельности, отражения ее особенностей. В случаях когда какой-то вопрос в торговом законе урегулирован иначе, чем в гражданском, то к торговле применяются нормы торгового законодательства.

Важно понимать не только взаимоположение, но и взаимовлияние торгового и гражданского права. Гражданское право своим происхождением и развитием обязано в первую очередь торговле. Потребности регулирования товарных рыночных отношений оказывают определяющее влияние на развитие гражданского права, основных его институтов. К. Маркс характеризовал римское частное право как отличающееся «непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев»2. По выражению известного английского ученого-юриста В. Ансона, «договорное право является детищем торговли». Это означает, что главное регулирующее средство гражданского права - договор - возникло и сформировалось под воздействием потребностей торгового оборота.

Различными являются скорости развития собственно гражданского законодательства и такой его значимой части, как торговое Торговое законода

тельство всегда действовало в качестве лидера гражданского, причем с развитием мировой торговли эта лидирующая роль возрастает.

«Сильнейшее влияние» торгового права на гражданское, усиливающаяся «коммерциализация» последнего подчеркивается даже в учебной литературе.

За счет каких факторов создается неравномерность развития торговой и других частей гражданского законодательства? Она возникает в результате более высокой динамики развития торговли внутри имущественного оборота в целом. Торговля требует непрерывного расширения рынка и увеличения продаж. Поэтому она всегда стремится к движению вперед, постоянному изменению регулирующих

Понимание этих обстоятельств очень важно для правильного решения вопроса о кодификации торгового законодательства. Издавать ли отдельный торговый кодекс или урегулировать вопросы права внутри Гражданского кодекса - это вопрос законодательной техники. Однако разная интенсивность развития требует более частых изменений норм по вопросам торговли, тогда как общий консерватизм гражданского законодательства и сложность изменений Гражданского кодекса затрудняют это. Кроме того, в силу ограниченности объемов гражданские кодексы не позволяют с необходимой полнотой и детальностью урегулировать торговую деятельность. Все это негативно сказывается на практике торговых отношений.

Анализ российского законодательства о торговой деятельности свидетельствует о его ненормальном состоянии. Во многом не закончено формирование самой законодательной основы товарного обращения. Имеющиеся нормативные акты носят разрозненный характер, содержат противоречия. Отсутствует единая направленность нормативных установлений, четкая и обоснованная система регулирования рыночных отношений. Недостаточность законодательной базы влечет массовое издание ведомственных актов.

Настоятельно необходимо разработать унифицированный закон - Торговый кодекс России. Каким должен быть Торговый кодекс в нынешней ситуации? Очевидно, что он не может просто копировать законодательство западных стран. Исходя из конкретной экономической и правовой ситуации в стране Торговый кодекс должен служить формированию российского товарного рынка, созданию его структуры, налаживанию торгово-хозяй- ственных связей и их развитию.

В настоящее время подготовлена примерная концепция и структура Торгового кодекса России. В качестве одного из разделов гражданского законодательства Кодекс не может строиться по пандектному принципу, т. е. не может делиться на общую и специальную части. В нем намечается выделить три части.

Как они могут выглядеть? В первой части предполагается закрепить специфику участников торгового оборота. Прежде всего определить порядок образования, особенности построения и имущественного положения специальных субъектов торговли: посреднических фирм, сбытовых сетей, товарных бирж, оптовых ярмарок и др.

Подчеркнем, что речь идет о регулировании особенностей, а совсем не о повторении норм ГК РФ о видах юридических

Во второй части предполагается урегулировать особенности заключения и исполнения договоров торгового оборота. Анализ показывает, что можно безболезненно изъять из ГК РФ и сконцентрировать в Торговом кодексе нормы о договорах, в которых никогда не участвуют граждане, а только организации. Это договоры оптовой купли-продажи, поставки, закупок для государственных нужд, контрактации. Названные договоры формируют содержание торгового оборота и сами составляют обязательственное ядро Торгового кодекса. Перенос их из Гражданского в Торговый кодекс позволил бы гораздо полнее и четче урегулировать эти обязательства.

Здесь же должны найти регулирование ряд важных видов договоров, которые сейчас не упоминаются в ГК РФ, хотя играют значимую роль в организации рыночных отношений. Таковы, прежде всего, договоры на проведение маркетинговых исследований, на оказание рек- ламно-распространительских услуг, на предоставление коммерческой информации, на исключительную продажу товаров, дистрибьюторские контракты и другие.

В третьей части намечается урегулировать основные послеторговые отношения, которые пока вообще не регламентируются законом, что создает серьезные затруднения. Речь идет о порядке приемки товаров по количеству, об экспертизе качества, о возврате многооборотной тары и о других важных вопросах.

Пока трудно сказать, удастся ли и в какой степени удастся реализовать эти идеи. Чтобы преодолеть нынешний кризис, надо наладить устойчивые торгово-хозяй- ственные связи между отечественными производителя-

2 Коммерческое право

ми и потребителями. Это невозможно без разработки вслед за Гражданским, которого явно недостаточно, также и Торгового кодекса. Опыт передовых держав убеждает в этом. Отставание России коренится в отсутствии развитого товарного рынка, а этот рынок невозможно создать без правовой и иной поддержки госудаства, без установления четких законодательных правил.

Характеристика торгового законодательства основывается на понятии коммерческого (торгового) права как совокупности норм и иных средств частного права, регулирующих товарное обращение. Предметом регулирования коммерческого права как подотрасли гражданского права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и хозяйственных целей.

Первостепенное значение в законодательном регулировании товарного обращения принадлежит Конституции Российской Федерации, содержащей положения о едином экономическом пространстве на территории России, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободной экономической деятельности, равной защите частной, государственной и иных форм собственности и др. Названные установления непосредственно регулируют торгово-предпринимательскую деятельность и служат правовой основой торгового законодательства.

Особое место в регулировании торгового предпринимательства занимает Гражданский кодекс РФ, который в настоящее время включает в себя важнейшие положения торгового права.

Гражданское и торговое законодательство находятся в соотношении общего и специального разделов. К торговому обороту в полном объеме относятся общие начала и принципы правового регулирования гражданских правоотношений. Почти полностью к торговому обороту применяются нормы первой части ГК РФ. Дополнения или изъятия из этих норм, установленные специально для регулирования торговых отношений, количественно невелики. Во второй части ГК РФ значительное число норм, непосредственно относящихся к торговому обороту, рассредоточены по отдельным главам и параграфам.

Торговые правоотношения регулируются также рядом федеральных законов, регламентирующих вопросы перевозок, хранения, страхования, конкуренции, биржевой, банковской и иной деятельности, связанной с товарным обращением. Торговое законодательство включает в себя законы, целиком или в существенной части посвященные коммерческой деятельности и выходящие за общие установления ГК РФ. Таковы федеральные законы «О рекламе», «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли» и др.

В состав торгового законодательства входят подзаконные акты. Важное место среди них занимают Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, которые в переходный период рыночных реформ позволяют оперативно регулировать торговые процессы. Таковы постановления Правительства РФ от 19.01.98 № 55 об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров (с изменениями и дополнениями от 20.10.98 № 1222), от 17.05.97 № 601 «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок», от 15.06.98 о Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 гг. и др.

Нормы коммерческого права содержатся в актах министерств, ведомств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые наделены компетенцией издания нормативных правовых актов по соответствующим вопросам, предусмотренным законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

В соответствии с пунктом «о» ст. 71 Конституции РФ издание актов гражданского законодательства отнесено к ведению Российской Федерации. Соответственно, акты торгового законодательства, являющегося специальной частью гражданского законодательства, могут издаваться лишь федеральными органами. Вместе с тем наблюдается широко распространенная практика издания субъектами Российской Федерации нормативных актов как гражданского, так и собственно торгового права.

В последний период начинает складываться и учитываться в законопроектной работе отраслевая специализация торгового законодательства. Эта специализация закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16.12.93 № 2172 (с последующими изменениями). В названном классификаторе наряду с гражданским выделено законодательство о торговле. Раздел торгового законодательства разделен на ряд подразделов, которые обозначены в самом общем виде крайне нечетко.

Анализ законодательства о торговой деятельности свидетельствует о его неблагополучном состоянии. Не закончено формирование законодательной основы товарного обращения. Отсутствует четкая обоснованная система регулирования рыночных отношений, единая направленность правовых решений. Имеющиеся нормативные акты носят разрозненный характер, содержат пробелы и противоречия. Существенные недостатки в правовом регулировании сдерживают развитие российского товарного рынка.

Опыт передовых держав, в том числе современный, убеждает, что для формирования товарного рынка, развития торгово-хозяйственных связей необходимо издание помимо гражданского кодекса также торгового кодекса. Издание Торгового кодекса позволило бы закрепить значительную специфику участников торгового оборота, урегулировать особенности заключения и исполнения торговых договоров, законодательно регламентировать многие важные вопросы становления рыночных отношений в стране.

Регулирование коммерческой деятельности осуществляется не только законами и подзаконными актами, но также нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Здесь следует назвать Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г., а также Соглашение от 20.03.92 об Общих условиях поставки товаров между организациями государств-участников СНГ.

Важное значение в регулировании торговых отношений имеют обычаи делового оборота, понятие которых сформулировано в п. 1 ст.5 ГК РФ. Это сложившееся и широко применяемое в любой области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. При этом не имеет значения, зафиксировано ли соответствующее правило в каком-либо документе.

В связи с активным развитием мировой торговли авторитетные общественные организации издают большое число правил и рекомендаций, имеющих значение обычаев делового оборота. Во внутреннем торговом обороте такие документы могут использоваться, если они не противоречат законодательству и между сторонами имеется соглашение об их применении.

В системе правового регулирования товарного обращения самостоятельное место занимают установления органов судебной власти, поскольку вступившие в законную силу решения и постановления суда обязательны для всех организаций, должностных лиц и граждан. Выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых решений судебная практика по делам, связанным с применением норм торгового законодательства, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения торгового законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Торговое право является частью частного права, которая регулирует все действия внутри сферы торгового оборота. Альтернативное название – коммерческое право.

Предмет торгового права

К предмету торгового права относят:

  • Собственно куплю-продажу. В частности, обмен товарами не между обычными потребителями, а между профессиональными участниками рыночных отношений.
  • Регистрацию юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью в торговле.
  • Коммерческое посредничество.
  • Оборот ценных бумаг и иные сферы.

Субъекты и объекты торгового права

В торгово-рыночных отношениях участвуют многие субъекты. В зависимости от того, кто проводит рыночные сделки и с какой целью, любую торговлю можно условно классифицировать, разделяя ее на:

  • бытовую;
  • экономическую;
  • юридическую;
  • фискальную.

Субъектами торгового права являются:

  • Купцы – товарные торговцы. При этом их основной доход формируется за счет разницы между ценой товара при покупке и его стоимостью при продаже.
  • Банкиры – биржевые торговцы. Они выступают в роли посредников, получая за работу вознаграждение.
  • Фабриканты, а также заводчики и ремесленники – это те же купцы, только перед продажей они видоизменяют товар, улучшая его характеристики и эксплуатационные свойства.
  • Транспортеры (перевозчики) – торговцы, занимающиеся перемещением товара.
  • Страховщики – субъекты, занимающиеся страховкой товара.

Объектами торгового права выступают товары, купля/продажа/обмен которых и обусловил необходимость введения правовых норм, регулирующих обращение.

Принципы торгового права

Коммерческое право функционирует согласно целому ряду принципов, которые характерны и для других отраслей права.

В их числе:

  • Равенство всех участвующих.
  • Неприкосновенность частной собственности.
  • Возможность свободного оформления договоров и проведения сделок.
  • Невмешательство других лиц в частные коммерческие правоотношения.
  • Сохранение всех гражданских прав, их восстановление, а также судебная защита.

Кроме того, существуют и те принципы, которые характерны именно для торгового права:

  • Принцип прибыльности – любая коммерческая деятельность построена на получении дохода.
  • Принцип регуляции – деятельность частных лиц подконтрольна государству.

Некоторые аспекты отношений нормативно регулируются принципами других отраслей права.

Источники торгового права

Источником коммерческого права является торговое законодательство – ключевой регулятор правоотношений между субъектами отрасли. Подобные правоотношения возникают не только во время заключения сделок, но и при ведении переговоров.

Несмотря на быстрое развитие данной отрасли права, некоторые принципы остаются неизменными. Так, например, торговое законодательство опирается на федеральный закон. Другим источником торгового права является Гражданский кодекс РФ, оказывающий наибольшее влияние на частноправовые отношения.

Кроме того, коммерческое право регламентируется непосредственно указами Президента РФ. Наибольшее влияние на специфику правоотношений оказал Указ № 2204 от 24.12.1994 года, после которого срок платежей за переданный товар ограничили до 3-х месяцев.

Принимают участие в регулировании торговых отношений постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты, в частности, акты Минторга и Госкомцен. Для контроля торговых правоотношений также создаются локальные акты внутри предприятия, это могут быть учредительные договоры или уставы организаций.

Все вместе эти источники регулируют торговое право не только горизонтально, но и вертикально, затрагивая все аспекты.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш